Каталогизация промышленной продукции. Каталогизация продукции Требования к номенклатурным перечням предметов снабжения

Промышленные каталоги

Нормативные требования к промышленным каталогам установлены ГОСТ 7.22-80 «Промышленные каталоги. Общие требования». Промышленные каталоги должны содержать сведения об изделиях, серийно выпускаемых, рекомендуемых к серийному производству, снимаемых с производства, а также сведения об изменениях парамет­ров, технических и эксплуатационных характеристиках, вносимых в процессе производства изделий. Виды промышленных каталогов; но­менклатурный, отраслевой, листок-каталог, информационное сообще­ние о промышленных изделиях, намечаемых к снятию с производства. Номенклатурный каталог предназначен для обеспечения потреби­телей краткими сведениями о серийно выпускаемых промышленных изделиях. Отраслевой каталог представляет собой совокупность опи­саний отдельных видов или групп (серий) изделий одного назначения. Листок-каталог предназначен для ориентирующей информации и со­держит сведения о рекомендованных к серийному производству вновь разрабатываемых, модернизированных или модифицированных про­мышленных изделиях. Информационное сообщение о промышлен­ных изделиях, намечаемых к снятию с производства, включает изде­лия, которые в ближайшие 1-2 года будут сняты с производства.

Каталогизация продукции для государственных нужд

Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 11 января 2000 г. № 26 «О Федеральной системе каталогизации про­дукции для федеральных государственных нужд» (ФСКП). Сокраще­ние необоснованных государственных затрат на приобретение продук­ции и ее обслуживание в процессе эксплуатации - чрезвычайно важные государственные задачи. Одним из эффективных путей их ре­шения является каталогизация продукции на основе создания единого автоматизированного банка данных о технических характеристиках изделий, условиях эксплуатации, производителях, цене и других необ­ходимых сведениях.

Каталогизация продукции обеспечивает осуще­ствление эффективной государственной политики в области принятия решений по оптимизации системы заказов, материально-технического обеспечения, эксплуатации и ремонта техники. Кроме того, она позво­ляет исключить закупку различными государственными заказчиками дублирующей продукции и необоснованное завышение цен, резко со­кратить время доставки запасных частей в эксплуатирующие органи­зации и значительно сократить затраты на их хранение.

Как показывает зарубежный опыт, стремление поставщика к вклю­чению в каталог продукции, допущенной для государственных поста­вок _ мощное средство развития конкуренции в среде производителей и поставщиков. Международная система каталогизации продукции ох­ватывает более 50 стран мира. Каталогизация является перспективным средством государственного управления номенклатурой и качеством продукции в рыночных условиях.

В системе Госстандарта России образовано государственное учреж­дение «Федеральный центр каталогизации». Госстандарт России со­здает на основе системы каталогизации народнохозяйственной про­дукции автоматизированный банк данных «Продукция России».

ФСКП представляет собой организационно упорядоченную сово­купность:

Документов (федерального каталога продукции, единого коди­фикатора предметов снабжения для федеральных государствен­ных нужд, стандартных форматов описания продукции, ката­ложных описаний продукции, нормативных документов по каталогизации, утверждаемых Госстандартом России и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции);

Информационных технологий представления, сбора, классифи­кации, идентификации, кодирования, регистрации, обработки, хранения и распределения информации о продукции.

Основными задачами ФСКП являются следующие :

1. Создание Федерального каталога продукции.

2. Учет существующей продукции и потребностей в новой продук­ции.

3. Выявление взаимозаменяемой продукции и подготовка предложе­ний о замене дублирующей и морально устаревшей продукции,

4. Обеспечение единства описания и идентификации продукции.

Обновление Федерального каталога путем включения новой, более совершенной и перспективной продукции, исключения дублирующей и морально устаревшей продукции.

Продукция, подлежащая каталогизации, регистрируется в Феде­ральном каталоге путем присвоения ей 13-разрядного федерального номенклатурного номера в соответствии с единым кодификатором предметов снабжения для федеральных государственных нужд, уста­навливающим группы и классы однородной продукции и определяю­щим государственных заказчиков, ответственных за разработку и ве­дение разделов Федерального каталога. Для организации работ по формированию и ведению разделов Федерального каталога каждая группировка однородной продукции закрепляется постановлением Правительства Российской Федерации за одним из государственных заказчиков продукции по согласованию с остальными заинтересован­ными государственными заказчиками.

Присвоению продукции федерального номенклатурного номера и включению информации о ней в Федеральный каталог должна пред­шествовать экспертиза, в ходе которой осуществляется проверка на­личия в Федеральном каталоге аналогов и технико-экономическая оценка целесообразности включения продукции в Федеральный ката­лог. Эксплуатируемая продукция включается в него без проведения экспертизы.

Федеральный каталог применяется государственными заказчика­ми продукции при размещении заказов на поставки продукции для федеральных государственных нужд. Порядок разработки и примене­ния Федерального каталога устанавливается Госстандартом России по согласованию с заинтересованными федеральными органами испол­нительной власти.

Участники работ по каталогизации в рамках ФСКП:

1. Госстандарт России.

2. Федеральный центр каталогизации.

3. Государственные заказчики продукции.

4. Федеральные органы исполнительной власти, в ведении кото­рых находятся организации, поставляющие продукцию.

5. Центры каталогизации государственных заказчиков.

6. Головные отраслевые организации промышленности по катало­гизации.

7. Поставщики продукции.

Создание суверенной Российской Федерации и переход ееэкономики к рыночным отношениям выдвигают перед органами управления всех уровней, перед предприятиями и организациями всех форм собственности в числе множества других проблему получения информации о выпускаемой продукции. Указанная информация приобретает высокую значимость в условиях нарушения сложившихся хозяйственных связей между предприятиями бывшего Союза и необходимости поиска и налаживания новых - и в России, и за ее пределами.

Существовавшая ранее система централизованного распределения ресурсов через Госплан, Госснаб, отраслевые министерства и ведомства была обеспечена системой централизованной информации, которая включала номенклатурные справочники продукции (каталоги), выпускавшиеся органами снабжения, номенклатурные каталоги на группы однородной продукции, издававшиеся отраслевыми министерствами и ведомствами.

В автоматизированных системах управления в качестве единого языка представления информации о конкретной продукции использовался Общесоюзный классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП), который посредством десятиразрядных кодов обеспечивал идентификацию конкретных типов, марок, исполнений продукции. Действовала централизованная система присвоения и ведения (актуализации) кодов ОКП, которую обеспечивали головные и базовые организации, выделенные в каждом министерстве и ведомстве.

По мере перехода к рыночным отношениям в значительной степени увеличивается экономическая самостоятельность предприятий, утрачивает силу и влияние централизованный механизм распределения материальных ресурсов и, как следствие, изменяются потоки информации о продукции. В настоящее время выпуск номенклатурных каталогов органами снабжения практически прекращен, выпуск отраслевых каталогов (справочников) сведен до минимума, и они практически не находят спроса у потребителей. ОКП используется только как классификатор продукции, систематизирующий ее по видам, и не обеспечивает идентификацию конкретных изделий.

В этих условиях одной из актуальнейших проблем, без решения которой не может быть налажена нормальная работа промышленности, является проблема сбора, обработки и доведения до потребителей оперативной информации о выпускаемой товарной продукции . Потребители этой информации - прежде всего предприятия-изготовители, которым нужны данные о сырье и материалах, комплектующих изделиях, оборудовании, инструментах и т.д., а также о предприятиях, их производящих. Необходима она органам государственного и местного управления при заказе и закупке продукции для государственных и местных нужд, да и отдельным гражданам.



Изучение и анализ отечественного и зарубежного опыта сбора, обработки и представления информации о продукции показали, что в современных условиях наиболее эффективной является система каталогизации продукции с использованием стандартных машинно-ориентированных форм сбора информации , на основе которых при помощи персональных ЭВМ создаются базы данных о продукции (опыт США, стран НАТО, Франции, Индии, Болгарии).

Каталогизация может быть условно разделена на каталогизацию производителя, которая носит, как правило, информационный характер (выпуск каталогов) и направлена на доведение информации о выпускаемой продукции до потребителя, и каталогизацию потребителя, которая наряду с информационной функцией включает и аналитическую - решение задач управления номенклатурой потребляемых изделий и их составных частей, совместимости и взаимозаменяемости, а также распределения и перераспределения запасов продукции.

Каталогизация потребителя разрабатывается в первую очередь в системе такого мощного потребителя, как Вооруженные Силы, потребляющие разнообразные виды продукции - от военной до предметов личной гигиены. И это не случайно, поскольку такая каталогизация способна обеспечить решение указанных выше задач, так как является более полной и включает информацию производителя, дополненную фактографическими данными в части расширения номенклатуры характеристик изделия, сроков и мест хранения, количества единиц в хранении и т. д.

Каталогизация основывается на идентификации продукции , обеспечивающей отличие однотипных изделий друг от друга. Известны два основных метода идентификации - ссылочный и описательный, которые дополняются промежуточным - ссылочно-описательным.

Ссылочный метод - это описание предмета снабжения с помощью указания его наименования, ссылок на обозначение и (или) документ, утвержденный и учтенный в установленном порядке, а также на предприятие - изготовитель предмета.

Описательный метод - описание предмета снабжения с помощью фотографических данных, определяющих его конфигурацию, физические и эксплуатационные свойства, однозначно отличающие его от других однотипных предметов одного утвержденного наименования.

Ссылочно-описательный метод реализует различные комбинации первых двух.

Основными целями создания Государственной системы каталогизации продукции (ГСКП) являются:

· автоматизированный учет номенклатуры производимой в стране и регионах продукции;

· обеспечение органов государственного и местного управления аналитической информацией о производимой продукции и ее основных характеристиках;

· обеспечение предприятий и других потребителей оперативной информацией об основных характеристиках продукции, ее изготовителях и нормативных документах, по которым она выпускается.

Информация, представляемая ГСКП потребителям, позволяет решать следующие задачи:

· оценить конкурентоспособность разрабатываемой и выпускаемой продукции;

· проводить маркетинговые исследования и определять возможные рынки сбыта;

· формировать кооперации предприятий - поставщиков составных частей, комплектующих изделий и материалов, необходимых для производства конечной продукции, с учетом минимизации номенклатуры приобретаемых изделий и материалов и затрат на их транспортировку;

· проводить работы по стандартизации продукции с учетом передовых достижений;

· осуществлять контроль за выполнением обязательных требований стандартов по безопасности и охране окружающей среды;

· представлять информацию о конкретной продукции, под лежащей обязательной сертификации.

Анализ структуры и функций органов государственного и местного управления показал, что органы Госстандарта России обладают наибольшими возможностями для решения проблемы создания ГСКП в силу следующих причин:

· обладают исходной информацией о продукции в виде за регистрированных, хранимых и актуализированных нормативных и технических документов (ГОСТ, ОСТ, СТП, ТУ и др.), содержащих основные характеристики продукции;

· осуществляют государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи, использования, хранения, транспортирования) и утилизации;

· проводят работу по установлению оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства.

При этом центры стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМС) получают возможность: создавать территориальные (региональные) базы данных продукции; обслуживать органы местного и государственного управления информацией о продукции, выпускаемой местными предприятиями и организациями, а последних - оперативной информацией; представлять информацию о продукции своего региона в базу данных «Продукция России»; анализировать основные данные о продукции предприятий в целях их соответствия стандартам.

Создаваемая система каталогизации может быть квалифицирована как описательно-ссылочная, так как содержит фотографическую информацию об основных потребительских характеристиках продукции и ссылки на нормативные или технические документы, что позволяет:

· оценить технический уровень продукции и ее конкурентоспособность;

· унифицировать номенклатуру основных показателей на группу однородной продукции;

· определить взаимозаменяемую продукцию;

· выявить продукцию с наиболее прогрессивными потребительскими характеристиками.

Таким образом, в стране впервые создается информационная база для развития практической стандартизации продукции на основе методов систематизации, унификации, симплификации и пр.

Анализ отечественного и зарубежного опыта показал, что наиболее точная и оперативная информация о продукции может быть получена непосредственно от предприятия-изготовителя без каких-либо посредников (головных, базовых, ведущих организаций, как было ранее).

В этой связи предложена упрощенная и более надежная схема сбора информации о продукции, включающая предприятие-изготовитель как первоисточник, центр стандартизации и метрологии (ЦСМ), формирующий базу данных о продукции территории (региона) и центральная база данных «Продукция России». Схема организации работ по созданию и функционированию Государственной системы каталогизации продукции приведена на рис. 4.1.

Рис. 4.1. Организация работ по созданию и функционированию ГСКП

Предприятия-изготовители непосредственно после принятия решения о выпуске

конкретной продукции, требования к которой представлены в нормативном или техническом документе, заполняют каталожный лист продукции (КПП) и представляют его в территориальные органы Госстандарта России (ЦСМ) для контроля и регистрации.

Каталожный лист продукции представляет собой машинно-ориентированный документ (рис. 4.2), содержащий единый набор реквизитов, позволяющих получить сведения о конкретной продукции: наименовании, обозначении, предприятии-изготовителе, нормативном документе (ТУ, ТО, чертеж и др.), в соответствии с требованиями которого ее поставляют, а также о ее основных потребительских характеристиках.

В число реквизитов КЛП входит «Код ОКП», позволяющий систематизировать всю продукцию по классификационным группировкам, что значительно облегчает поиск и аналитическую обработку информации об однородной продукции.

Реквизит «Код КГС» - это код классификатора государственных стандартов, обеспечивающий возможность поиска нормативных и технических документов и отвечающий на соответствующие запросы пользователей, которых интересует не только наличие технических условий на конкретную продукцию, но и наименование и адрес держателя подлинника документа.

Код предприятия-изготовителя по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций обеспечивает идентификацию конкретного предприятия, наименование, адрес и средства связи которого представлены в виде реквизитов каталожного листа.

В КЛП указываются также даты введения в действие нормативного или технического документа и начала выпуска продукции. Последняя позволяет потребителю сориентироваться, как давно выпускается продукция, либо заранее узнать о том, что продукция будет выпускаться в ближайшем будущем.

Реквизит «Характеристика продукции» содержит сведения о назначении продукции, области ее применения, а также основные потребительские характеристики в количестве не более десяти, что вполне достаточно для идентификации конкретных типов, марок, исполнений и т.д.

Номенклатура основных характеристик, представляемых в КЛП, должна соответствовать номенклатуре характеристик этой продукции, регламентированной государственными стандартами типа «Общих технических условий», а также стандартами Системы показателей качества продукции (СПКП). Каждая характеристика сопровождается единицей измерения и натуральным ее значением или диапазоном натуральных значений.

Территориальные органы Госстандарта России осуществляют контроль и регистрацию каталожных листов продукции, выпускаемой предприятиями региона, формируют региональные банки данных о продукции, поддерживают их в актуальном состоянии и осуществляют справочно-информационное обслуживание органов местного управления, предприятий и других пользователей. Кроме того, они направляют информацию, представленную в зарегистрированных КЛП, во ВНИИстандарт для формирования банка данных «Продукция России».

Из банка данных «Продукция России» информация о конкретной продукции поставляется органам федерального управления, территориальным органам Госстандарта России и далее предприятиям, организациям и другим пользователям в виде ответов на их разовые запросы или в виде абонентского обслуживания.

Одной из традиционных форм представления информации потребителям является выпуск номенклатурных каталогов, включающих наименование и обозначение конкретной продукции, обозначение нормативного или технического документа, наименование изготовителя, его адрес и средства связи. Систематизация продукции в каталоге осуществляется по кодам ОКП. Фрагмент номенклатурного каталога без указания потребительских характеристик продукции показан на рис. 4.3, а фрагмент номенклатурного каталога, содержащего основные потребительские характеристики продукции с указанием единиц измерения и значений этих показателей - на рис. 4.4.

На основе информации, имеющейся в банке данных «Продукция России», издаются ежемесячные и годовые информационные указатели технических условий (ИУТУ). Фрагмент ИУТУ представлен на рис. 4.5.

Особое место занимает каталогизация предметов снабжения Вооруженных Сил, поскольку главной ее целью является сокращение затрат на материально-техническое обеспечение армии и экономия средств налогоплательщиков. Эта цель достигается благодаря созданию единой системы сбора, обработки и доведения до пользователей информации о продукции, признанной предметом снабжения армии. При этом информация о продукции используется прежде всего для решения следующих задач:

· сокращение номенклатуры продукции однофункционального назначения, обладающей близкими или одинаковыми потребительскими характеристиками (симплификация);

· выявление изделий и их составных частей, способных в полной мере заменить другие изделия и составные части (взаимозаменяемость и совместимость);

· управление запасами изделий и составных частей, рациональное их распределение и перераспределение по территориальным складам и базам.

Эффективность деятельности в данной области обеспечивается путем создания банков данных о продукции и доведения информации до субъектов, принимающих управленческие решения.



380000 Оборудование металлообрабатывающее и деревообрабатывающее

381000 Станки металлорежущие

381100 Станки токарной группы

381200 Станки сверлильно-расточной группы

Рис. 4.3 Фрагмент номенклатурного каталога


Код ОКП Наименование продукции Обозначение документа Предприятие-изготовитель Наименование показателя, единицы измерения Значение
Аппарат лазерный терапевтический ТУ 9444–001–17946460–95 ТОО “НИИ системного анализа” 103305, Москва, Зеленоград, к. 158, кв. 118 Размеры аппарата, мм Масса, г (не более) Напряжение питания, В Частота сети, Гц Частота повторения импульсов при работе «Вектор-1» дискретная, Гц 30x200 200,0 125, 250, 500 1000,2000 4000,800
Время облучения дискретное: «Вектор», мин Длина волны лазерного излучения, нм Мощность оптического излучения «Вектор-1» в импульсе, Вт Средний срок службы, год (не менее) Гарантийный срок эксплуатации, год 0,5; 2-7 810-950
Аппарат для термокоагуляции инфракрасный ТУ 9444-002-17655745-95 МП «НТЦ «Экос» 123182, Москва, пл. Академика Курчатова, 1 Частота сети переменного тока питания аппарата, Гц Напряжение питания аппарата. В Мощность, потребляемая от сети, ВА (не более): в постоянном режиме: в режиме ИК-излучения Площадь облучаемой поверхности на вы­ходе световода, см Масса, кг (не более) 50+0,5 220+22 5; 250 0,8+0.3 2,0
Аппарат лазерный двух канальный ТУ 9444-001-34611264-95 ТОО «Азор» 123181, Москва, Нахимовский Пр-т, 11 Количество каналов, шт Время экспозиции, с Длина волны излучения, мкм Мощность, Вт (не менее) Длительность импульса, нс Габаритные размеры, мм Масса, кг (не более) Напряжение питания, В Частота сети, Гц Потребляемая мощность, Вт 8,16,32,64,128 0,89 3,5 70-100 200x60x30 1,5

Рис. 4.4.Фрагмент номенклатурного каталога


В. МЕТАЛЛЫ И МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ИЗДЕЛИЯ В05 1272-001-01411411-94. Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки марки МИС-1. - Введ. 94.08.01; АО «ВНИИ-монтажспецстрой». Лаборатория сварочных материалов; 111141, г. Мо­сква, 2-й пр. Перова Поля, 9. 1272-002-17360331-94. Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки марки ВРМ-29. - Введ. 94.07.20; ТОО «Смит»; 111141, г. Москва, 2-й пр. Перова Поля, 9. 1272-003-17360331-94. Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки марки МР-ЗМ. - Введ. 94.11.15; ТОО «Смит»; 111141, г. Москва, 2-й пр. Перова Поля, 9. 1272-078-00187197-94. Электроды покрытые металлические для ручной дуговой наплавки марки ОЗН-7М. - Введ. 94.11.20; Москов­ский опытный сварочный завод; 109316, г. Москва, 2-я ул. Машино­строения, 16. 1272-079-00187197-95. Электроды покрытые металлические марки ОЗШ-7. - Введ. 95.04.10; Московский опытный сварочный за­вод; 109316, г. Москва, ул. 2-я Машиностроения, 16. 1272-080-00187197-95. Электроды покрытые металлические марки ОЗН/ВСН-9. - Введ. 95.04.10; Московский опытный свароч­ный завод; 109316, г. Москва, ул. 2-я Машиностроения, 16.

Рис. 4.5.Фрагмент информационного указателя технических условий

Контрольные вопросы

1. Каковы основные цели и задачи каталогизации продукции?

2. Что каталогизация дает изготовителям?

3. Что каталогизация дает потребителям?

4. Как организуется работа по созданию и взаимодействию банков данных о продукции?

5. Каковы состав и содержание каталожного листа продукции?

6. Для чего необходима унификация номенклатуры показателей однородной продукции?

7. Перечислите виды и формы представления информации в системе каталогизации.


Глава 5

Идентификация, классификация и кодирование объектов

Одним из важнейших направлений стандартизации является разработка стандартов в области представления и обмена информацией. Требования, устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения информационной совместимости, являются обязательными для соблюдения их государственными органами управления и субъектами хозяйственной деятельности. Без такой совместимости практически невозможно информационное взаимодействие между многочисленными участниками процесса сбора, обработки и представления пользователям данных о различных объектах.

С развитием компьютерных систем вопросы информационной совместимости приобретают особо актуальный характер, так как связаны с унификацией и стандартизацией информационного обеспечения, направленных в первую очередь на разработку единых принципов идентификации, классификации и кодирования информации о различных объектах.

Ниже приведены основные термины и определения, необходимые для понимания материала, излагаемого в данной главе.

Идентификация - присвоение объекту уникального наименования, номера, знака, условного обозначения, признака или набора признаков и т.п., позволяющих однозначно выделить его из других объектов.

Идентификатор - наименование, номер, знак, условное обозначение, признак или набор признаков, т.е. то, что придает объекту уникальность и выделяет его из множества других объектов.

Условное обозначение - набор составленных по определенным правилам букв, цифр и других знаков, обеспечивающий идентификацию объекта.

Классификация - разделение множества объектов на классификационные группировки по их сходству или различию на основе определенных признаков в соответствии с принятыми правилами.

Иерархическая классификация - последовательное разделение множества объектов на подчиненные подмножества (классификационные группировки).

Фасетная классификация - параллельное разделение множества объектов на независимые подмножества (классификационные группировки).

Код - знак или совокупность знаков, присваиваемых объекту с целью его идентификации.

Кодирование - образование и присвоение объекту уникального кода.

Классификатор - официальный документ, представляющий собой систематизированный свод наименований и кодов объектов классификации.

Ведение классификатора - поддержание классификатора в достоверном состоянии путем внесения в него изменений.

В настоящее время каталогизация продукции , то есть внесение ее в федеральный каталог и получение ФНН (федерального номенклатурного номера), является одним из основных признаков качества продукции, ее соответствия современным стандартам. Начало процессу было положено еще во времена СССР, однако серьезный толчок к его развитию дало не слишком давнее Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в котором были сформулированы основные положения создания федеральной системы каталогизации. Постановление Правительства Российской Федерации № 436 от 02.06.2001 г. «О создании и введении в действие федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд» определило группы каталогизируемой продукции и соответствующие федеральные органы. Список последних включает ряд министерств и ведомств, начиная от Министерств обороны и внутренних дел и заканчивая Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии. Соответственно, и каталогизация предметов снабжения для федеральных нужд затрагивает разнообразные обширные группы продукции - от подшипников и лекарств до вооружения и боеприпасов.

Само слово «каталогизация» означает создание и обеспечение функционирования каталога любых предметов. Ранее оно применялось, в основном, при формировании каталогов библиотек. Каталогизация продукции имеет аналогичный смысл и выполняется сходным образом. Однако есть и существенное отличие - для того, чтобы то или иное изделие попало в федеральный каталог, его производитель должен доказать необходимый уровень качества своей продукции. Большое значение также имеет стандартизация продукции и ее описаний, то есть - единообразное представление документации.

Предусматривает создание их каталожного описания в стандартном формате, создаваемого в соответствии с нормативными документами по каталогизации. Каталогизация продукции использует специально разработанные информационные технологии сбора, идентификации, представления, классификации, регистрации, кодирования, хранения, обработки и распределения данных о продукции.

Каталогизация предметов снабжения и продукции производится в соответствии с утверждаемыми федеральными органами исполнительной власти перечнями. Каталогизация продукции происходит также согласно планам каталогизации или в рамках опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ.

Каталогизация предметов снабжения имеет целью решение следующих важных задач:

  • учет существующей продукции, точное определение потребностей в новой продукции;
  • фиксирование взаимозаменяемых предметов снабжения и комплектующих;
  • выявление морально устаревшей продукции и ее замена;
  • создание единых, удобных и понятных идентификаторов и описаний продукции.

Поэтому каталогизация продукции и создание федерального каталога - процесс кропотливый, требующий определенных навыков в подготовке документов.

Федеральные органы исполнительной власти являются заказчиками продукции для федеральных государственных нужд, или государственными заказчиками. По их решению каталогизация предметов снабжения сопровождается включением в федеральный каталог образцов техники, комплексов и систем. В первую очередь каталогизация продукции затрагивает изделия для нужд обороны страны и ее внутренней безопасности.

Каталогизация продукции в РФ соответствует принципам, принятым в аналогичной мировой практике. Каждому изделию или предмету снабжения присваивается определенный номенклатурный номер, состоящий из 13 разрядов. Существует распределенный автоматизированный банк данных, позволяющий получать многоуровневый доступ к информации. Доступ регламентируется государственными заказчиками, а система каталогизации является федеральным информационным ресурсом.

Каталогизация предметов снабжения выполняется в соответствии с правовыми актами по защите государственной тайны. Государственные заказчики используют федеральный каталог при размещении заказов на поставки предметов снабжения на конкурсной основе.

Сегодня ни один поставщик продукции для федеральных государственных нужд не может нормально взаимодействовать с заказчиком, если у него не выполнена каталогизация продукции. Поэтому данная работа очень важна и ответственна.

Мы располагаем штатом аттестованных специалистов высокой квалификации, сферой работы которых является каталогизация продукции и предметов снабжения для федеральных государственных нужд. Среди наших клиентов - производители материальных средств и техники для Вооруженных сил России.

Мы оказываем следующие основные услуги в этом направлении:

  • составление номенклатурных перечней комплектующих изделий, составных частей и материалов, подлежащих каталогизации;
  • разработка КО - каталожных описаний продукции различных отраслей промышленности;
  • юридическое сопровождение КО при их утверждении и согласовании в соответствии с положениями федеральной системы каталогизации;
  • юридическое сопровождение документов в процессе включения продукции в тот или иной раздел федерального каталога с присвоением ФНН.

Мы работаем компетентно, оперативно и до получения результата! Наши услуги по каталогизации подтвердят, что Ваша продукция достойна занять место в федеральном каталоге!

Компания Регул-Сервис по праву считается признанным лидером на рынке оказания услуг по каталогизации предметов снабжения!

Исходя из установленных задач Федеральной системы каталогизации общий процесс каталогизации разделяется на три основных этапа: идентификация, информационное обслуживание пользователей федерального каталога, актуализация федерального каталога.

Общая последовательность этапов каталогизации конкретного предмета снабжения представлена на рис. 1.11.

Первый этап должен обеспечить получение ответа на вопрос: чем является возможный предмет снабжения, чем он отличается от других уже закупаемых предметов снабжения, в чем заключается польза для потребителя от заказа и покупки данного предмета. Этап должен завершаться принятием потребителем решения о закупке предложенного изделия или отклонении предложения о закупке. В том случае, если предмет допускается к закупке, то этот факт констатируется присвоением предмету федерального номенклатурного номера и включением информации о нем в федеральный каталог.

Второй этап проявляется (в случае принятия положительного решения о каталогизации предмета на предыдущем этапе) в организации информационного обслуживания потребителей данными о каталогизированном предмете снабжения.

Третий этап каталогизации связан с появлением новых предметов снабжения, превосходящих по своим технико-экономическим характеристикам ранее включенный в каталог предмет. Это обстоятельство приводит к процедуре исключения устаревшего и потерявшего потребителей предмета из каталога. Процедура актуализации каталога составляет существо третьего этапа каталогизации.

П

Исходная информация:

наименование предмета;

обозначение предмета;

наименование изготовителя предмета

характеристики предмета.

роцесс каталогизации предмета снабжения начинается с представления поставщиком возможному потребителю предложения на поставку.

Процедуры обработки информации

Определение принадлежности предмета к множеству однородных и принятие соответствующего стандартного формата описания предмета

Классификация

д е н т ифи к а ци я

Класс Единого кодификатора предметов снабжения, утвержденное наименование, стандартный формат описания

Заполнение стандартного формата описания соответствующими данными о его характеристиках

Описание

Каталожное описание предмета

Сопоставительный анализ

Сравнение предмета, предложенного к закупке и поставке, с ранее каталогизированными предметами

Отношения предпочтения

Принятие решения о допуске (запрещении) предмета к поставке для федеральных государственных нужд

Кодификация

Федеральный номенклатурный номер

Информационное обслуживание пользователей

Включение информации о предмете в базу данных и выходные информационные документы, доведение их до пользователей

Публикации федерального каталога

Принятие решения о запрещении предмета для заказа и поставок для федеральных государственных нужд

Актуализация

федерального каталога

Перечень федеральных номенклатурных номеров

предметов, исключенных из каталога

Рис. 1.11. Этапы каталогизации предмета снабжения

Предложение должно содержать наименование предприятия-производителя (поставщика), а также, как минимум, следующую информацию: наименование предмета, присвоенное ему производителем; условное обозначение предмета, присвоенное ему производителем; основные потребительские характеристики; цена; возможный объем и сроки поставки предмета.

Для идентификации предмета возможно использование трех первых групп данных. Цена, возможный объем поставляемой партии и срок поставки не являются признаками, идентифицирующими конкретный предмет. Эти сведения определяют условия поставки предмета.

Для уточнения содержания первого этапа каталогизации целесообразно его структурировать на следующие подэтапы: классификация, описание, сопоставительный анализ, кодификация.

Для идентификации предмета требуется вначале сформировать множество однородных предметов, а затем установить между ними отношения предпочтительности применения.

Подэтап "классификация" предназначен для определения группировки однородных предметов, к которой относится рассматриваемый предмет. Для этого в качестве исходной информации необходимы сведения о наименовании предмета, присвоенном ему изготовителем.

Возможны ситуации, при которых этих сведений вполне достаточно, чтобы однозначно определить группировку однородной продукции, к которой принадлежит рассматриваемый предмет, при этом другая информация будет избыточна. В качестве примера можно указать на такие наименования как "автомобиль ВАЗ 2110", "танк Т-72" и т.п. Классификатор каталогизируемой продукции должен позволять выполнять такие действия.

Кроме классификатора предметов снабжения может использоваться на данном подэтапе "перечень утвержденных наименований предметов снабжения", который по своей сути является вторым классификатором продукции в федеральной системе каталогизации, позволяющим детализировать с необходимой глубиной укрупненные группировки классификатора предметов снабжения.

В качестве исходной информации минимально необходимы сведения о наименовании предмета, присвоенном производителем, а также некоторые дополнительные данные о потребительских характеристиках предмета. В результате проведения подэтапа "классификация" рассматриваемому предмету должна быть поставлена в соответствие следующая информация: класс предмета по классификатору предметов снабжения, утвержденное наименование предмета снабжения, наименование государственного заказчика продукции, ответственного за проведение каталогизации предметов рассматриваемого класса.

Полученные после подэтапа "классификация" сведения позволяют перейти к подэтапу "описание". Выявленная принадлежность предмета к конкретной группировке однородных предметов снабжения обеспечивает возможность установления стандартных правил описания предмета. То есть определенные на предыдущем подэтапе номер классификационной группировки и утвержденное наименование предмета ставят в соответствие этому предмету стандартный формат описания. Стандартный формат описания представляет собой "пустую" таблицу с перечнем характеристик и инструкцией по ее заполнению значениями, присущими конкретному изделию.

Результатом проведения подэтапа "описание" является получение каталожного описания на рассматриваемый предмет, составленное по правилам соответствующего стандартного формата. Полученные в каталожном описании формализованные характеристики предмета снабжения позволяют перейти к важнейшему этапу идентификации предмета, а именно, установлению отношений предпочтительности его применения потребителем по сравнению с другими представителями выявленной группировки однородных предметов снабжения.

Процедуры данного подэтапа, названного "сопоставительный анализ", должны, на основании информации каталожного описания и некоторых заранее принятых критериев и правил сравнения, предоставить один из следующих возможных ответов:

Рассматриваемый предмет "лучше", по крайней мере, одного, из предметов, включенных в федеральный каталог и относящихся к данной группировке однородных предметов снабжения;

Рассматриваемый предмет "хуже" всех предметов, включенных в каталог и относящихся к данной группировке однородных предметов снабжения;

Рассматриваемый предмет "эквивалентен" по крайней мере, одному из предметов, включенных в каталог и относящихся к данной группировке однородных предметов снабжения;

Рассматриваемый предмет "не может сравниваться" с любым из предметов, включенных в каталог и относящихся к данной группировке однородных предметов снабжения.

Эти положения требуют некоторых пояснений. Слова "лучше", "хуже" означают, что рассматриваемый предмет снабжения по заранее заданным критериям сравнения превосходит (уступает) другие предметы снабжения. Несравнимыми признаются предметы, сравнение которых не имеет инженерного смысла с точки зрения возможной замены одного предмета другим при его эксплуатации. Например, вряд ли корректно рассматривать возможность замены в эксплуатации насоса производительностью 10 литров/час насосом производительностью 1000 литров/час, хотя они могут относиться к одному утвержденному наименованию предметов снабжения "насос".

После установления отношений предпочтений между рассматриваемым предметом и другими предметами в группировке однородных предметов снабжения представляется возможным перейти к заключительному подэтапу идентификации.

Этот подэтап называется "кодификация". В ходе данного подэтапа лицо, принимающее решение о каталогизации конкретного предмета снабжения, на основании результатов сопоставительного анализа и имеющейся у него системы предпочтений должно выбрать одно из следующих решений:

Присвоить предмету снабжения федеральный номенклатурный номер и тем самым допустить предмет для последующих заказов и закупок;

Распространить на данный предмет, ранее присвоенный другому предмету снабжения, федеральный номенклатурный номер, признав тем самым его эквивалентность с ранее закупаемым предметом снабжения;

Отклонить заявку на каталогизацию рассматриваемого предмета, и тем самым запретить его приобретение для федеральных государственных нужд. Но здесь следует сделать оговорку, что несмотря на решение центра каталогизации отклонить заявку на присвоение федерального номенклатурного номера, государственный заказчик вправе закупить тот предмет с последующим завершением процедуры кодификации.

После завершения этапа "идентификация" предоставляется возможным перейти к этапу "информационное обслуживание пользователей". Данный этап является самым длительным по времени его проведения.

Заключительный этап "актуализация федерального каталога" начинается с момента представления производителем нового предмета, для которого на подэтапах "сопоставительный анализ" и "кодификация" установлено его преимущество по сравнению с ранее каталогизированным предметом снабжения. Устаревший предмет выводится из федерального каталога только в том случае если от его применения отказались все его прежние пользователи.

Модуль 2 - без ошибок

Как называется деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определённой области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач?
Стандартизация

Как называется стандартизация в одном конкретном государстве?
Национальная стандартизация

Как называется деятельность по стандартизации, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран мирового сообщества?
Международная стандартизация

Кем утверждаются стандарты организаций?
Организациями самостоятельно

Как называется документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процесса производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или услуг?
Стандарт

Как называется расположение объектов стандартизации в определённом порядке и последовательности?
Систематизация

Как называется пригодность одного изделия, процесса или услуги для использования вместо другого изделия, процесса или услуги в целях выполнения одних и тех же требований?
Взаимозаменяемость

Как называется деятельность, открытая только для соответствующих органов государств одного географического, политического или экономического региона мира?
Региональная стандартизация

Что называется каталогизацией продукции?
Процесс составления перечней производимой, экспортируемой и импортируемой продукции с её описанием

Кем утверждается международный (региональный) стандарт?
Международной (региональной) организацией по стандартизации

Кем утверждается национальный стандарт Российской Федерации?
Национальным органом РФ по стандартизации

Как в стандартизации называется разделение множества объектов на подмножество по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами?
Классификация

Как называется выбор оптимального числа разновидностей продукции, процессов и услуг, значений их параметров и размеров?
Унификация

Как называется метод стандартизации, применяемый для создания объектов производства с последующей эксплуатацией
Агрегатирование

Добавлено через 15 минут
Тренинг 3 - 1 ошибка

Кто является участником процесса сертификации?
Метрологические службы федеральных органов исполнительной власти России - ошибка

Какая основная цель сертификации?
Содействие потребителям в компетентном выборе продукции

Что подразумевает оценка качества продукции?
Выбор номенклатуры показателей качества, по которым она будет проводиться, определение их значений и сопоставление с аналогичными показателями, принятыми за базу для сравнения

Что называют сертификацией?
Форму осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров

Какие основные функции органа по сертификации?
Рассматривает заявки, принимает решения на проведение сертификации, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия

Что называют подтверждением соответствия?
Процедуру, результатом которой является документальное свидетельство, дающее уверенность в том, что продукция, процесс или услуга соответствуют установленным требованиям

Добавлено через 44 минуты
Тренинг 4. 2 ошибки - хватает на отлично.

Как называется совокупность функционально объединенных средств измерений и вспомогательных устройств, предназначенных для выработки сигналов измерительной информации в форме, удобной для непосредственного восприятия наблюдателя и расположенных в одном месте?
Измерительная установка

Как называется метод измерения, в котором измеряемая величина и величина, воспроизводимая мерой, одновременно воздействуют на прибор сравнения, с помощью которого устанавливается соотношение между этими величинами?
Метод противопоставления

Какой измерительный прибор автоматически вырабатывает дискретные сигналы измерительной информации?
Цифровой

Какой метод измерения характеризуется тем, что значение измеряемой величины определяется непосредственно по отсчетному устройству измерительного прибора, заранее градуированного в единицах измеряемой величины?
Метод непосредственной оценки

Показания какого измерительного прибора являются непрерывной функцией измеряемой величины?
Аналогового

Как называются производимые одновременно измерения двух или нескольких неодноименных величин, значения которых находят решением системы уравнений?
Совокупное измерение - НЕПРАВИЛЬНО

Как называется измерение, при котором значение измеряемой физической величины находят непосредственно из опытных данных
Прямое измерение

Как подразделяются измерения по числу измеряемых мгновенных значений в заданном интервале времени измерения?
Дискретные, непрерывные

Как называется часть области измерений, имеющая свои особенности и отличающаяся однородностью измеряемых величин?
Вид измерений

Как называются измерения, при которых значение искомой величины находят на основании известной зависимости между этой величиной и величинами, подвергаемыми прямым измерениям?
Косвенные измерения

Как подразделяются измерения по способу нахождения численного значения физической величины?
Прямые, косвенные, совокупные, совместные

Для чего предназначены образцовые средства измерений?
Для поверки по ним как рабочих, так и образцовых средств измерений менее высокой точности

Для чего предназначена мера?
Для воспроизведения физической величины заданного размера

Как называется метод измерения, в котором разность между измеряемой величиной и величиной, воспроизводимой мерой, измеряют, используя совпадение отметок шкал или периодических сигналов?
Метод совпадений

Для чего предназначены рабочие средства измерений?
Для измерений, не связанных с передачей размера единиц

Как называется метод измерений, в котором известную величину сравнивают с величиной, воспроизводимой мерой?
Метод сравнения с мерой

Как подразделяются измерения по характеру зависимости измеряемой величины от времени?
Статические, динамические

Как подразделяются измерительные приборы по виду выдаваемой информации?
Аналоговые, цифровые

Как называется совокупность средств измерений и вспомогательных устройств, предназначенных для выработки сигналов измерительной информации в форме, удобной для автоматической обработки, передачи и использования в автоматических системах управления?
Измерительная установка - НЕПРАВИЛЬНО

Как подразделяются измерительные приборы по способу выдачи измерительной информации?
Показывающие и регистрирующие

Что называют дискретными измерениями?
Измерения, при которых на заданном интервале времени число измеряемых мгновенных значений конечно

Как называется метод измерения, в котором на измерительный прибор (обязательно прибор сравнения) воздействует разность измеряемой величины и известной величины, воспроизводимой мерой, причем эта разность не доводится до нуля, а измеряется измерительным прибором прямого действия?
Дифференциальный метод

Как называется метод измерения, в котором результирующий эффект воздействия величин на прибор сравнения доводят до нуля?
Нулевой метод

Как называются производимые одновременно измерения нескольких одноименных величин, при которых искомые значения величин находят решением системы уравнений, получаемых при прямых измерениях различных сочетаний этих величин?
Совокупное измерение

Что называют относительными измерениями?
Измерения отношения величины к одноименной величине, играющей роль единицы, или измерения величины по отношению к одноименной величине, принимаемой за исходную