Особенности государственной гражданской службы: плюсы, минусы, предельный возраст пребывания на гражданской службе. Преимущества госслужбы

По данным Всероссийского центра общественного мнения каждый пятый россиянин хочет работать на госслужбе, но больше всего желающих среди молодежи - 35%. Привлекают прежде всего зарплаты и льготы, и только в 16% главным аргументом выступает желание «послужить Родине». Дополнительным стимулом являются социальные пакеты и более высокий уровень защиты работника, чем в коммерческих предприятиях. Но в этой сфере работы есть и свои недостатки. Давайте разберемся, в чем плюсы и минусы государственной службы для молодых кадров.

Сначала необходимо определиться с терминами, потому как многие люди путают понятие государственной службы. Некоторые полагают, что сотрудники предприятий, принадлежащих государству, или технические сотрудники, выполняющие свою деятельность в органах государственной власти, являются госслужащими. Но это не так.

Государственный служащий состоит на какой-либо государственной должности и выполняет непосредственно функции государственного характера. При этом он получает заработную плату из средств федерального или регионального бюджета. В нашей стране на государственной службе состоят:

В нашей статье мы рассмотрим именно эту категорию государственных служащих.

Публичная власть в нашей стране имеет двухуровневую структуру: государственный уровень и местный. К органам местного самоуправления относятся Госсобрание, правительство, различные министерства и ведомства, а также органы местного самоуправления (администрации городов и районов). Все сотрудники, работающие в этих учреждениях, являются госслужащими. В народе их называют чиновниками.

Выпускнику вуза не приходится рассчитывать сразу на хорошее вознаграждение ни в государственной организации, ни в частной компании. Поэтому многие посвящают 2-3 года работе на государство, чтобы потом уйти в бизнес. За это время накапливается опыт и полезные знакомства.

Но порой специалисты остаются на прежнем месте работы. Другие увидели для себя здесь новые перспективы и возможности. Да и плюсов в госслужбе все-таки достаточно много:

  1. «Белая» зарплата. Молодежь, конечно, мало заботят пенсионные отчисления, до заслуженного отдыха еще работать и работать, но минимальную пенсию тоже никто не хочет получать.
  2. Стабильность и уверенность в завтрашнем дне присуща многим бюджетным организациям. Как говорится, при любой власти и при любом кризисе будут существовать госслужба.
  3. Высокая зарплата у руководящих должностей.
  4. Различные льготы (налогообложение, медицинское страхование, социальное страхование, проезд в общественном транспорте, оплата жилищных и коммунальных услуг, пенсионное обеспечение, обеспечение телефонной связью).
  5. Полное соблюдение трудового законодательства. Например, можно уйти на больничный, особенно это актуально для молодых мам.
  6. Регулярные премии.
  7. Отпуск, который увеличивается в зависимости от стажа работы.

Ламаева Зарина, выпускник факультета управления и права Поволжского государственного технологического университета:

«После учебы идут работать в муниципальные службы не все, а те, у кого есть интерес к этому. Для кого-то уже во время учебы представляется возможность подрабатывать в государственных организациях. Это, конечно, большой опыт для студентов и они знали, что уже после окончания университета смогут полноценно встроиться в работу. Но все понимают, что эта работа не принесет колоссальных доходов, и это осознанный выбор каждого».

К минусам государственной службы можно отнести следующие факторы:

  1. Низкая зарплата для рядовых сотрудников.
  2. Сложно найти хорошее место, потому что госслужбы неохотно разглашают информацию о наличии свободных мест. Для того чтобы претендовать на работу госслужащим, необходимо иметь специальное высшее образование, пройти конкурный отбор на профессионализм.
  3. Низкая мотивация к работе. В бизнесе в качестве оценки работы сотрудников чаще всего выступает прибыль. В этом случае непонятно как оценивать качество работы и как мотивировать государственного служащего.

Работать или нет на гражданской службе вопрос неоднозначный. С одной стороны, привлекает стабильность, с другой - отталкивает низкая заработная плата. Для молодых и амбициозных это будет хорошим началом карьеры, чтобы через пару лет, обзаведясь хорошими связями, перейти в коммерческую организацию. Хотя, зарекомендовав себя на госслужбе, и получив первое повышение, возможно совсем не захочется искать новое место работы.

Екатерина Шмулевич, начальник отдела развития некоммерческого сектора экономики Минэкономразвития России, выпускница факультета государственного и муниципального управления ВШЭ, считает, что главное, чему учит Вышка, - это учиться самостоятельно.

- Екатерина, почему вы решили пойти работать на государственную службу?

Потому что это работа, позволяющая вносить вклад в решение важных государственных задач. Муниципальная служба с этой точки зрения, возможно, даже еще интереснее, так как там результат работы каждого сотрудника появляется значительно быстрее, тогда как у нас он отложен на несколько месяцев, даже лет. Но все равно очень приятно видеть, как то, что ты делаешь, улучшает жизнь конкретных групп людей.

Например, мы много лет боролись за принятие закона, облегчающего деятельность некоммерческих организаций (НКО). Несколько лет назад он наконец был принят, и я рада слышать слова благодарности от сотрудников НКО. Когда я выбирала факультет государственного и муниципального управления, надеялась, что смогу принимать участие в решении каких-то важных задач, и это ожидание оправдалось.

- Как вы попали в Министерство экономического развития?

На третьем курсе я проходила здесь практику. Мне очень понравилось, и когда встал вопрос, куда идти на практику на четвертом курсе, я выбрала то же место. Во время практики мне предложили оформиться на работу. Я согласилась и начала работать в должности старшего специалиста первого разряда. С неоконченным высшим образованием более высокую позицию на тот момент занять было нельзя.

С самого начала я принимала участие в работе над концепцией развития благотворительности и добровольчества в России, которая впоследствии, в 2009 году, была одобрена правительством. Занималась организацией ежегодных всероссийских конференций по развитию институтов гражданского общества, участвовала в разработке законопроектов о деятельности некоммерческих организаций.

Потом я некоторое время занималась вопросами взаимодействия России и США в сфере инновационного развития, но это было параллельно с работой, связанной с некоммерческими организациями. При этом постепенно шло продвижение по карьерной лестнице. Когда было принято решение о создании отдела, который будет заниматься исключительно развитием некоммерческого сектора, мне предложили стать его начальником.

- Сотрудников подбирали «с нуля»?

В принципе да, но кто-то уже работал в министерстве, кого-то искали со стороны. Я очень довольна: коллектив у нас сложился великолепный. При приеме на работу я обращала внимание в основном на мотивацию человека, на то, знает ли он, что такое госслужба и готов ли работать здесь. Лучше всего, конечно, если есть какой-то опыт. Но если его нет, важно, чтобы человек понимал, с чем столкнется, а не только «хотел помогать НКО».

- Есть такой стереотип восприятия госслужбы - это бесконечная бюрократия и «перекладывание бумаг»...

В нашем случае госслужба - это в первую очередь общение с огромным количеством очень разных людей. «Горячая пора» в нашем отделе наступает, когда начинаются конкурсные отборы регионов и некоммерческих организаций для предоставления субсидий. Работа сотрудников посвящена в это время тому, чтобы беспрестанно отвечать на звонки и письменные обращения представителей НКО, консультировать их. Звонки бывают самые разные, и часто приходится раз за разом одним и тем же людям рассказывать, как зайти на сайт, где размещены образцы заявок, на какую кнопку нажать, чтобы их скачать, и делать все это нужно терпеливо, доброжелательно.

Другая особенность госслужбы, к которой нужно привыкнуть, связана с тем, что существует определенный порядок, регламент действий для решения определенной задачи. Люди, приходящие к нам из коммерческих структур, привыкли, что они могут позвонить или написать письмо по электронной почте в какое-то подразделение компании, и решить какой-то вопрос, как у нас говорят, «в рабочем порядке». Но на госслужбе часто бывает сложнее. Много писем, официальных запросов, согласований как внутри министерства, так и с другими органами власти. Нужно каждый раз писать запрос, отправлять его определенному человеку, ждать ответа установленное время... Когда вопрос срочный, приходится находить обходные пути, но все зависит от людей, с которыми ты сталкиваешься. Это похоже на бег к цели с препятствиями. Новички должны быть к этому готовы. Мне кажется, не все люди в принципе могут работать на госслужбе.

А приходится сталкиваться с письмами президенту от граждан, желающих сообщить, что соседи - агенты инопланетной разведки?

Да, это, к сожалению, часть нашей работы. Когда кто-нибудь пишет президенту о том, что необходимо срочно начать борьбу с марсианами (я не привожу конкретных примеров), это поручение перенаправляется в ведомство, которое решает какие-то более или менее похожие задачи. Так поручение может дойти и до нас. Время от времени всем сотрудникам приходится писать письма таким гражданам. Между прочим, это задача серьезная - иногда министерство судится с гражданами, которым ответили не вовремя или не по существу. Что ж, госслужащий должен уметь писать убедительно.

- Что, на ваш взгляд, самое сложное в работе руководителя?

Сложно подобрать каждому человеку работу, которую он будет делать с удовольствием, которая ему подойдет. Я считаю, что заставлять сотрудника делать то, что ему неинтересно, - просто неправильно. Поэтому у меня сотрудник, которому по душе компьютерные технологии, занимается сайтом, тот, кто понимает в финансировании, работает над отчетностью. Не всегда понятно, чем человеку будет интересно заниматься. Бывает, даешь сотруднику определенную работу - смотришь, как-то у него она плохо идет, а вопросов он не задает. Значит, работа ему не подходит, нужно искать другие задачи. Рано или поздно любому можно подобрать что-то интересное.

Кроме того, есть различные чисто технические задания, не интересные никому. Так, проводим мы конференцию для НКО - нужно разослать всем участникам приглашения, потом всех обзвонить, узнать, получили ли, потом снова обзвонить, узнать, кто будет участвовать, рассмотреть все заявки и прочее. У нас нет секретаря, которому это можно было бы поручить, поэтому такой работой занимаются все сотрудники. Здесь моя задача - распределить ее так, чтобы никто не чувствовал, что на него «свалили» всю техническую работу, а остальные в это время решают судьбы Родины.

Часто приходится слушать, что карьеру госслужащие делают, используя личные связи. Как вы считаете, связи играют здесь какую-то роль?

Это мнение не всегда верно. Просто на госслужбе очень важно поддерживать со всеми хорошие отношения. Это может помочь, если нужно срочно получить какую-то информацию или что-то согласовать. В большинстве случаев приходится направлять официальный запрос. Но со временем сотрудники, которые хорошо к тебе относятся и часто с тобой работают, могут в случае большой необходимости предоставить какие-то документы и без запроса. Или, предположим, рассмотреть запрос вашего отдела в первую очередь и ответить быстро. Такая помощь, конечно, помогает в работе.

В целом на госслужбе репутация имеет большое значение. Все ведь вместе работают и хорошо друг друга знают. Мы изучаем все законодательные инициативы, связанные с НКО. Поэтому мы постоянно работаем с Минфином, с Минздравсоцразвития, с другими министерствами и ведомствами. Большинство госслужащих знает, какой отдел отвечает на все запросы вовремя, а какой проваливает все сроки, у кого все документы оформлены всегда правильно, а у кого нет. Так у человека очень быстро складывается определенная репутация, которая либо служит ресурсом развития, либо наоборот.

Вы работаете с Минфином - вероятно, приходится часто спорить с ними о финансировании ваших проектов. Как убедить Минфин дать средства?

Главное - четко объяснить, что та или иная программа экономически эффективна, то есть если сейчас вложить дополнительные средства, в будущем это поможет сократить расходы бюджета. Можно привести простой пример. В Череповце есть некоммерческая организация, занимающаяся проблемой социального сиротства. Она работает с мамами, которые намерены отказаться от детей, ищут усыновителей детям-отказникам, помогают неблагополучным семьям. Содержание одного ребенка в детском доме стоит 300 тысяч рублей в год. Благодаря работе этой организации реально закрываются детские дома. Естественно, государству просто выгоднее поддержать их, чем потом содержать детские дома.

- Как вы считаете, подготовки, полученной в Вышке, было достаточно для работы в министерстве?

Да. Во всяком случае, мне ее хватило. Пожалуй, знания по экономической теории несколько избыточны, но вполне возможно, что это специфика моей нынешней работы. Что-то изменится, и они потребуются. Мне немного не хватает знаний, связанных с государственными финансами и межбюджетными отношениями, но это скорее не проблема Вышки, просто я не уделяла им достаточно внимания. Если бы я училась сейчас, то, наверное, глубже погружалась бы во все курсы - никогда не знаешь, что и когда пригодится... Но главное, чему учат в Вышке, - это учиться самостоятельно.

- Кто из преподавателей запомнился вам больше всего, как-то повлиял на дальнейшую работу и жизнь?

Пожалуй, самое большое влияние на мое становление как профессионала оказал Алексей Барабашев, он был деканом, когда я училась. Он дал нам очень четкое представление, чего ждать от госслужбы, поэтому мне, наверное, было проще, чем многим, учившимся в других местах. Благодаря общению с ним, написанию работ под его научным руководством бюрократия не стала для меня шоком.

- А студенческая жизнь как-то повлияла на вашу карьеру?

Да. Я была председателем студенческого совета на факультете. Когда при приеме на работу я сказала об этом начальнику, он ответил: «А я был председателем профкома», и все оставшееся время на собеседовании мы обсуждали студенческую жизнь... Мне тот опыт очень пригодился. Мы организовывали студенческую конференцию - сначала нужно было оформить заявки, добиться финансирования, прочитать доклады и выбрать лучшие. И убедить преподавателей принять участие в студенческой конференции. Помню, мы решили проводить конференцию в хорошем пансионате, чтобы людям просто захотелось съездить туда на выходные. Определенную роль это сыграло. Плюс мы уговаривали научных руководителей выступавших студентов также выступить. Этот опыт пригодился при организации различных конференций в министерстве.

В Минэкономразвития много сотрудников, окончивших Вышку. Как вы думаете, их что-то выделяет из числа прочих?

Мне так не кажется. Просто Вышка - один из лучших вузов в стране, дает качественное образование, поэтому университет стал одним из основных поставщиков кадров в министерство. Кроме того, выпускники Вышки всегда помогают друг другу, я сама лично помогла нескольким ребятам из Вышки устроиться в министерство.

Как вы считаете, насколько сложно совмещать работу с учебой? Администрация вузов все больше говорит о том, что работать нужно начинать попозже, студенты пытаются найти себе подработку чуть ли не с первого курса…

Я считаю, что на первом и втором курсах нужно только учиться. Слишком много основных, фундаментальных дисциплин, нельзя ничего пропускать. Дальше уже появляется какое-то время, которое можно уделить работе. Нужно смотреть по силам. Мне было не очень просто, иногда приходилось по нескольку раз в день бегать «туда-сюда» - сначала на пары, потом в министерство, потом опять на пары. Тяжело, но чем больше нужно сделать, тем больше успеваешь. Когда я закончила учиться и стала только работать, в жизни появилось ощущение пустоты, поэтому уже через год я решила получить степень магистра в МГИМО и снова пошла учиться.

- Есть распространенное мнение, что на госслужбе неконкурентоспособные зарплаты, это правда?

До тех пор, пока человек не станет начальником отдела, он будет зарабатывать меньше, чем люди с таким же образованием в коммерческом секторе. Но с нематериальной точки зрения у нас есть свои плюсы. Это, во-первых, стабильность. Во-вторых, на мой взгляд, руководство гораздо более склонно входить в положение сотрудников, чем в коммерческих компаниях. Можно прийти попозже, уйти пораньше, отпроситься на полдня (хотя, как правило, все задерживаются). Кроме того, есть много социальных привилегий: бесплатное медобслуживание, дом отдыха.

- Каким вы видите свое будущее?

Начальником отдела я стала всего год назад, поэтому еще какое-то время я точно буду работать, как работаю. Надеюсь, отдел будет развиваться, расширяться. Что дальше - покажут возможности. Может быть, это будет не карьерный рост, а какое-то горизонтальное развитие.

- Самый счастливый момент в вашей работе?

Возможно, это удивительно, но я почти каждый день прихожу на работу с удовольствием! Я рада видеть своих коллег, рада, когда у нас что-то получается. Сложно выделить какой-то конкретный момент, просто каждый день мы делаем один шажок в сторону важных изменений.

Екатерина Рылько, специально для Новостной службы портала ВШЭ

В понятие «государственная служба» входит три ее вида – военная, правоохранительная и гражданская. Самый популярный вид – гражданская государственная служба - сегодня привлекает много желающих посвятить себя ей. Причин, по которым это происходит, насколько. Основная, пожалуй, стабильность, которой не может похвастаться ни одно коммерческое предприятие, даже самое успешное на сегодняшний день. Это касается не только того, что ваше рабочее место не будет сокращено, но и своевременных выплат по зарплате, в которые входят многочисленные надбавки и премии, в сумме они могут быть в несколько раз больше установленного оклада.

Государственные служащие, как никакие другие, защищены и в социальном плане – оплачиваемый отпуск и больничный им гарантирован. Отпуск, кроме того, составляет не 28 рабочих дней, как у большинства работающих, а в полтора раза больше. Кроме того, государственные предприятия обеспечивают работников социальным пакетом и гарантируют предоставление льгот.

Для работы в госструктуре необходимо соответствовать определенным требованиям к образованию, квалификации и стажу.

Немаловажное значение имеет и престижность . Чем выше статус государственного предприятия, тем выше и статус его работников, но даже на местах руководители и сотрудники этих предприятий обзаводятся многочисленными полезными связями, поскольку имеют возможность влиять на деятельность многих предприятий. Плюсом является и возможность продвижения по карьерной лестнице.

Минусы работы в государственных структурах

Несмотря на такие серьезные преимущества, нередко в СМИ можно увидеть объявления о имеющихся вакансиях в государственных структурах. Текучка кадров во многих из них также велика. Объясняется это большими объемами бумажной работы, с которой не все могут справиться. Специалисты заняты составлением отчетности, прогнозов, работой с письмами и обращениями. Не каждый амбициозный человек, имеющий на руках востребованную специальность, выдержит такую рутинную работу, а ею занимаются все – от рядовых сотрудников до начальников отделов.
В отличие от коммерческих структур, специалисты в госструктурах особой выгоды не приносят, поэтому для продвижения по карьерной лестнице чаще всего достаточно быть лояльным руководству.

Кроме того, на самом деле, нарушения Трудового кодекса практикуются в государственных организациях сплошь и рядом. Руководство вправе объявлять и требовать переработки, которую никто не собирается учитывать. Личные планы сотрудников не очень-то волнуют руководителей, сотрудники не защищены от произвола руководства, поскольку боятся потерять место. Чем дольше работает сотрудник, тем выше у него дополнительные выплаты, и тем больше он дорожит своим рабочим местом.

Слово "чиновник" уже стало ругательным. На чиновников со всех сторон (в том числе, из уст первых лиц государства) льются потоки критики, про них сочиняют анекдоты, но меньше госслужащих от этого почему-то не становится. Наоборот: под шквальным огнем нападок чиновничество разрастается и процветает. Что же в казенных кабинетах такого манящего?

Неумолимая статистика

Чиновники вызывают практически у всех обывателей «праведный гнев», но в то же время больше половины россиян мечтает оказаться на их месте. Госслужба считается оплотом стабильности. Еще бы: на фоне общей кризисной безрадостности эта сфера выглядит неплохо: рост зарплат у чиновников (по данным Росстата) за последний год составил 18%. Отличным стимулом идти на госслужбу являются возможность завести полезные знакомства (49%) и дополнительные источники дохода (26%). Около 30% считает, что будучи чиновником можно помогать людям.

Сокращения в государственном аппарате (в отличие от других секторов), скорее всего, останутся только лишь на бумаге. Росстат фиксирует, что в 2002 году на 1000 экономически активных человек приходилось 19 чиновников, в 2003 и 2004 -- 20 чиновников, два последующих года прирост составлял по 2 госслужащих в год. Привлекательный сектор для работы, не так ли?

Престиж

Что бы там ни говорили в блогах и на малометражных кухнях, быть чиновником сегодня престижно. Всё приближенное к власти в нашей стране уважают. Да и вообще, приятно думать, что ты что-то решаешь (масштабы решений в данном случае роли не играют). Молодые люди, рожденные в девяностые годы, особенно активно выражают свое желание занять государственные кабинеты. По всей стране конкурс в вузы на специальность «Государственное и муниципальное управление» колеблется от 30 до 60 человек на место. «Госуправленец» - новая модная работа для молодежи, заменившая неимоверно популярные несколько лет назад профессии экономиста и юриста. Молодые и активные считают госслужбу престижной и перспективной. Многие еще со студенческой скамьи готовятся к этому поприщу: привыкают соблюдать дресс-код в виде костюма с галстуком, занимают студенческие «должности» (вроде члена студенческого Сената) и ведут работу над собой. Страничка в социальной сети (или блог) будущего чиновника выглядитпримерно так: «Говорю себе, не сиди! Тебе уже 20 лет. Уже вчера нужно было быть... А я сегодня еще не...!!! Время летит очень быстро! Сидеть нельзя! А я сижу! Без дела!» Что именно является «делом» в представлении новых кадров для госведомств - уже другой вопрос.

Мечты о предпринимательстве выглядят на современном фоне этаким экстримом. Пронести через армию чиновников свою бизнес-идею в целости и сохранности может не каждый. Проще не ломать лишние копья, а встать под знамя какого-нибудь ведомства. Очень популярной детской игрой стала сегодня «игра в партию»: кабинеты, заседания - все как у взрослых. Причем играют дети не в настоящую политику со всеми ее опасностями и борьбой, а в правящую партию, «в которой президент». Кстати, о президенте: 47% процентов опрошенных сайтом HeadHunter считают, что работа у главы государства очень сложная и ответственная, и в это же время 40% думают, что отлично бы с ней справились. Все в порядке

На данный момент государственная структура - синоним стабильности, особенно, если сравнивать с бизнесом: зарплаты платят вовремя, в отпуск никому идти не мешают, и вряд ли ведомство закроется из-за кризиса. 62% опрошенных сайтом HeadHunter считают именно «стабильность» одним из главных преимуществ госслужбы. Трудиться строго по закону в современной России - удовольствие для избранных. Типичный «антикризисный» распорядок дня - с рассвета и до конца работы. Добавить сюда премии, которые не платят, зарплату, которую задерживают - и можно составить полную картину того, чего госслужащие лишены. У президента и высших чиновников, конечно, случаются форсмажорные переработки (горящий лес не может подождать, пока у ответственного лица закончится отпуск), но окошечки «маленьких» чиновников закрываются точно по расписанию, независимо от количества людей, стоящих в очереди перед ними.

К тому же, от необязательности и произвола чиновников, наверное, хоть раз страдал каждый. И почти единственный способ миновать подобные «удовольствия» - стать своим в системе.

Материальные ценности

В кризис уровень зарплат практически во всех отраслях сильно упал, но чиновников это не коснулось. Наоборот: Росстат отследил повышение заработной платы на 18%! Имидж работы в госорганах подразумевает стабильный (гарантированный государством) и одновременно высокий доход. Зарплаты, которые заявлены в редких на работных сайтах вакансиях подобного рода ($7 000 - 10 000 - для руководителя представительства губернатора в области), находятся на уровне других отраслей, но ведь не только зарплата соблазняет искателей чиновничьего кресла. 12% респондентов заявляют, что возможность «левых» доходов - именно то, что их привлекает в государственной службе. Главное - не попасться под «горячую руку» во время очередной показательной порки коррупционеров.

Тем чиновникам, кто по принципиальным соображениям «не берет», тоже живется неплохо: льготы и надбавки делают мир приятнее. У каждого ведомства есть своя система домов отдыха, детских садов и лагерей, поликлиник, где служащие могут получить качественное и очень недорогое (по сравнению с общим уровнем) обслуживание. Также чиновникам полагается бесплатное жилье. А уж о депутатских льготах знают, наверное, все. Молодому поколению есть, к чему стремиться.

Но иногда «правильные» знакомства дороже денег. Ими тоже можно благополучно обрасти, вращаясь в кругу чиновников, считают 34% опрошенных. Многие не собираются провести в чиновничьем кресле всю свою жизнь, а, вооружившись полезными связями, планируют потом направиться в бизнес, где «правильные» люди очень пригодятся для решения разного рода проблем. Тем же, кто покидать мир должностных лиц не собирается, связи тоже очень пригодятся: многие проблемы в нашей стране без них решить сложно или практически невозможно.

Разумеется, карьерный рост в госструктурах никто не отменял. Как говорится, «плох тот солдат, который не хочет стать генералом». Каждый чиновник, возможно, втайне от других, мечтает стать президентом. Или хотя бы премьер-министром. 49% опрошенных считают, что вполне справились бы с должностью президента. Но даже если подняться на самую верхушку чиновничьей лестницы не получится, то заменить собственного начальника или занять какой-нибудь другой ответственный пост - вполне реально.

И все-таки трудности

Безоблачную, на первый взгляд, жизнь чиновников все-таки кое-что омрачает. Например, реформа государственной службы. Но многие политологи считают, что в России реформы госслужбы всегда приводят только к росту аппарата. Ликвидируют старый сектор управления - появляется два новых. Но есть и реальные трудности. Многих молодых чиновников в рабочих кабинетах постигает разочарование. Рутинная, неинтересная работа, - возможно, не совсем то, о чем они мечтали. Также пугают и нерегулярные облавы на коррупционеров. Опасность стать объектом показательной порки маловероятна, но она всё-таки существует. Если же по какой-либо причине из госорганов пришлось уйти, найти работу в гражданской структуре будет сложно.

По мнению сотрудников кадровых агентств, трудоустройство сотрудников госсектора в бизнес-структуры - это одно из наиболее сложных направлений в работе. Госслужащие уровня начальника отдела редко меняют работу, а те госслужащие, функционал которых соответствует менеджерам среднего звена, обычно узкоспециализированы и поэтому проигрывают людям из бизнеса, обладающим более широким спектром компетенций.

Возможно, мода на карьеру чиновника пройдет. Когда ослабнет давление на бизнес, молодежь захочет податься в предприниматели, когда начнут финансировать науку, - в ученые. Но пока госслужба - безусловный фаворит, особенно у самых молодых, активных и целеустремленных. И кто знает, может быть, когда они придут в чиновничьи кабинеты, их энергия и ум что-то изменят к лучшему. Ведь не все причины стать чиновником материальные: 30% желающих занять кресло в ведомственном кабинете считают, что на этом месте принесут людям пользу. Остается только надеяться, что хотя бы у части из них это получится.

Государственная гражданская служба – это профессиональная деятельность граждан Российской Федерации в органах власти ( , законодательной и служебной). Именно этот род занятий требует максимальной ответственности и исполнительности, поэтому к работникам предъявляются высокие требования.

Госслужбу можно разделить на две ветви:

  1. Федеральная гражданская служба. Из названия становится понятно, что граждане, которые являются федеральными госслужащими, несут службу в федеральных органах власти. Соответственно зарплату они получают из федерального бюджета.
  2. Региональная гражданская служба. К этой группе относятся госслужащие, которые выполняют свою профессиональную деятельность в органах власти субъектов Российской Федерации. Зарплата идет из бюджета конкретного региона, в некоторых случаях из федерального бюджета.

На государственной гражданской службе огромное множество должностей. Как и на любой работе, здесь есть руководители (отделов, департаментов и т.д.), их советники и помощники, а также специалисты, выполняющие вполне конкретные специфичные задачи, и обеспечивающие специалисты для информационного, хозяйственного и другого обеспечения государственной деятельности.

Стать госслужащим может любой гражданин России, достигший совершеннолетия, владеющий русским языком. Предельный возраст пребывания на гражданской службе – 60 лет. Однако не так давно президент издал указ, согласно которому срок выхода на пенсию для госслужащих может быть продлен при необходимости до 65 лет, а для госслужащих высших должностей – до 70 лет. Основные достоинства, из-за которых госслужба является такой желанной:

  1. , обеспечивающая достойную пенсию. А у высших должностей и сама зарплата весьма достойная.
  2. Стабильность. Какой бы кризис ни грянул, госслужба будет всегда, и это дает уверенность в завтрашнем дне.
  3. и соцпакет. Госслужащие пользуются скидкой на проезд, коммунальные услуги. Молодые мамы могут уйти в декрет или на больничный без всяких проблем.

Запреты и правила, касающиеся госслужбы

Государственная гражданская служба – это большая ответственность. Она накладывает на работников этой сферы определенные ограничения:

  • Госслужащим нельзя заниматься прочей деятельностью помимо педагогической, научной или творческой.
  • Граждане, находящиеся на государственной гражданской службе, не должны участвовать в забастовках и прочих мероприятиях, нарушающих функционирование государственных органов.
  • Госслужащий не должен заниматься предпринимательством и использовать свое служебное положение, чтобы каким-то образом содействовать другим предпринимателям и организациям.
  • Конечно, госслужащему запрещено брать взятки. Это касается не только материального вознаграждения, но и различных подарков, услуг «в благодарность за оказанную помощь».
  • Человек, находящийся на государственной гражданской службе, не должен разглашать информацию, связанную с его работой, тем более информацию конфиденциального характера.
  • Нельзя никаким образом использовать свое служебное положение в личных целях.
  • Запрещено находиться на государственной службе в должности, которая находится в подчинении или же, наоборот, в начальственном положении по отношению к какому-либо госслужащего (брат, сестра, муж, жена, сын, отец и т.д.).
  • Вступать в политические партии и религиозные организации также запрещено.
  • Нельзя выступать в СМИ с различными обращениями, давать суждения и оценки деятельности государственных органов и их руководителей. Не допускается также давать неполномочные обещания.
  • Госслужащий не может использовать техническое оборудование и другое имущество, принадлежащее госорганам в личных целях и передавать его третьим лицам.
  • Нельзя приобретать ценные бумаги с целью получения дохода.

Как поступить на государственную гражданскую службу?

К кандидату на пост госслужащего также предъявляются свои требования:

  1. Человек должен быть совершеннолетним и дееспособным.
  2. Он должен быть гражданином России и хорошо владеть языком. Второго гражданства быть не должно.
  3. Гражданин, претендующий на пост госслужащего, не должен иметь судимостей.
  4. Ряд заболеваний не позволяет устроиться на государственную службу: психические расстройства, заболевания, отражающиеся на умственных способностях.
  5. Человек не должен иметь тесных родственных связей с потенциальным руководителем.

Если гражданин соответствует перечисленным стандартам и к тому же имеет специальное высшее образование, он может претендовать на должность госслужащего. Для этого нужно пройти конкурс, состоящий из двух этапов. Лишь по результатам конкурса проводится прием на эту работу.

  1. Первый этап – предоставление своих документов. Конечно, это нужно делать не в любое желаемое время, а лишь после того, как на сайте или в печатном издании был объявлен конкурс. Госслужащие не любят разглашать информацию о вакансиях, поэтому узнать что-то заранее будет крайне трудно.
  2. Второй этап – оценка и отбор кандидатов. Этим занимается специальная комиссия, выбранная соответствующим государственным органом. Первым делом рассматриваются все документы, предоставленные кандидатами, а затем уже проводят другие отборочные мероприятия: собеседование, анкетирование, реферат и прочее. После рассмотрения и тестирования всех кандидатов комиссия голосует.

Кандидат может быть или же не принят, но занесен в кадровый резерв. Во втором случае участвовать в конкурсе больше не придется. Кандидата пригласят на определенную должность, если такая необходимость появится.

Особенности альтернативной гражданской службы — тема видеоматериала: