Ликвидация чрезвычайной ситуации (ЧС). Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций Особенность ликвидации последствий землетрясений, наводнений, химических, биологических аварий

Группировка сил гражданской обороны и РСЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций – это сведенные в определенную систему и развернутые (расположенные) соответствующим образом силы и средства для выполнения задач , защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Группировка сил гражданской обороны для организованного проведения в очагах поражения планируется в мирное время. Состав и построение группировки уточняется в угрожаемый период, а также после применения средств поражения в соответствии со сложившейся обстановкой, состоянием сил и средств и объемов работ в очагах поражения. В группировку сил включаются нештатные аварийно-спасательные формирования гражданской обороны городских и сельских районов, а также воинские части войск гражданской обороны. Она может состоять из первого, второго эшелона и резерва. Состав эшелонов, количество и состав смен определяется, исходя из конкретной обстановки, сложившейся в очагах поражения, а также наличия сил и средств.

Формирования для выдвижения к очагу поражения выстраиваются в походную колонну. Порядок построения колонны устанавливается в зависимости от сложившейся обстановки на маршрутах движения и участках (объектах) работ с учетом ведения работ, как правило, на своих объектах. Один из возможных вариантов построения колонны: разведка, подразделение (отряд) обеспечения движения, колонна главных сил (первый эшелон, второй эшелон), резервы, техническое замыкание. При невозможности включения по различным причинам в состав группировки сил нештатных городских и объектовых аварийно-спасательных формирований, основу группировки сил гражданской обороны составляют формирования сельских районов и воинских частей войск гражданской обороны.

Группировка сил при реагировании на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера создается по следующим принципам. В начальный период для ликвидации чрезвычайной ситуации привлекаются силы, находящиеся в постоянной готовности: дежурные подразделения местных поисково-спасательных формирований, караулы противопожарной службы, оперативные подразделения милиции, бригады скорой медицинской помощи, формирования постоянной готовности федеральных органов исполнительной власти, дислоцированные на данной территории, мобильные отряды воинских частей войск гражданской обороны (по указанию региональных центров МЧС России), дежурные подразделения воинских частей Вооруженных сил, других войск по плану взаимодействия и население.

При возникновении крупномасштабных чрезвычайных ситуаций по решению МЧС России используются воинские части и подразделения войск гражданской обороны, авиация, подразделения государственной противопожарной службы МЧС России, поисково-спасательной службы МЧС России центрального подчинения, силы Всероссийской службы медицины катастроф, а также силы и средства из соседних регионов с более длительными сроками приведения в готовность. При этом состав, техническое оснащение и оперативное построение группировки сил должны соответствовать задачам по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Оперативное построение группировки сил ликвидации чрезвычайных ситуаций должно позволять провести аварийно-спасательные работы в возможно короткие сроки (1-3 суток), а их эшелонирование - обеспечивать постоянное наращивание усилий до полного завершения работ.

Первый эшелон сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, как правило, включает:

  • дежурные подразделения поисково-спасательных служб (отрядов);
  • ведомственные подразделения газо- и горноспасателей;
  • дежурные караулы противопожарных подразделений;
  • подразделения медицинской скорой помощи.

Срок их прибытия в район бедствия - не более 30 мин.

Основные задачи первого эшелона: локализация чрезвычайных ситуаций, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание первой медицинской помощи пострадавшим.

Во второй эшелон, как правило, входят:

  • аварийно-спасательные подразделения поисково-спасательной службы и войск гражданской обороны;
  • подразделения Государственной противопожарной службы;
  • специализированные подразделения экстренной медицинской помощи (противоожоговые и др.);
  • ведомственные подразделения спасателей.

Срок их прибытия в район бедствия - не более 3 ч.

Основные задачи второго эшелона: проведение аварийно-спасательных и других (АСДНР) неотложных работ, жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание специализированной медицинской помощи.

В третий эшелон могут включаться:

  • воинские части и подразделения войск гражданской обороны с тяжелой техникой;
  • соединения и воинские части Вооруженных Сил, других силовых ведомств;
  • специализированные части строительно-монтажных организаций и др.

Срок их прибытия в зону чрезвычайной ситуации - от 3 ч до нескольких суток.

Основные задачи третьего эшелона: радиационный и химический контроль, завершение аварийно-спасательных и др. неотложных работ, восстановление первичного жизнеобеспечения в районах бедствия (подача электроэнергии, тепла, восстановление транспортных магистралей, обеспечение пострадавших питанием, водой, предметами первой необходимости и т.п.).

Для решения внезапно возникающих задач и наращивания усилий на основных направлениях ликвидации чрезвычайных ситуаций в группировке сил предусматривается резерв сил и средств. Реагирование на чрезвычайные ситуации и их ликвидация осуществляется силами и средствами того звена , той территориальной подсистемы РСЧС, на территории или объектах которой они возникли. Если масштабы бедствия выходят за пределы субъекта Российской Федерации (региона), то к аварийно-спасательным работам привлекаются силы и средства структурных подразделений МЧС России центрального подчинения, федеральных органов исполнительной власти.

Важнейшим компонентом РСЧС являются ее силы и средства, которые непосредственно принимают участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства РСЧС выполняют следую­щие основные задачи:

    осуществление мониторинга за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов с целью прогнозирования ЧС, своевременного доведения информации до органов управления РСЧС;

    ликвидация ЧС, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС;

    проведение эвакуационных мероприятий при эвакуации населения из зон ЧС в безопасные районы;

    проведение работ по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего в ЧС, в том числе медицинское обслуживание, предоставление временного жилья и принятие других неотложных мер в области защиты населения и территорий при ЧС;

    восстановление и поддержание общественного порядка в зонах ЧС;

    поддержание личного состава формирований в постоянной готовности к действиям в ЧС, его обучение и повышение профессиональной квалификации;

    разработка предложений по совершенствованию действий в ЧС.

В РСЧС различают два вида сил и средств (табл. 6):

1.Силы и средства наблюдения и контроля.

2.Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    К силам и средствам наблюдения и контроля относятся:

    службы и организации федеральных органов исполнительной власти; формирования Государственного санитарно-эпидемиологического надзора РФ;

    ветеринарная служба Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;

    службы контроля за пищевым сырьем и продуктами питания;

    геофизическая служба Российской академии наук;

    службы по охране окружающей среды и гидрометеорологии;

    службы наблюдения и контроля Министерства РФ по атомной энергии; подразделения наблюдения и контроля РСЧС на всех уровнях.

Существующая ныне система наблюдения и контроля РСЧС позволяет предупреждать на всех уровнях значительную часть чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, заниматься прогнозом и своевременно оповещать об угрозах соответствующие органы управления ГО и ЧС и население.

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций подразделяются на военизированные и невоенизированные.

1. Невоенизированные формирования ГО и ЧС создаются для непосредственного осуществления мероприятий ГО и ЧС и проведения спасательных и других неотложных работ на объектах.

В невоенизированные формирования ГО и ЧС входят: разведывательные, противопожарные, медицинские, аварийно-технические, общественного питания и торговли, связи, радиационной, химической и биологической защиты, обслуживания убежищ и укрытий, охраны общественного порядка, другие необходимые формирования,

2. К военизированным формированиям относятся: войска гражданской обороны МЧС России, инженерные войска Вооруженных Сил РФ, подразделения войск радиационной, химической и биологической защиты, подразделения транспортной милиции, дорожно-патрульной службы МВД РФ, железнодорожные войска, подразделения противопожарной службы МЧС России, военизированные противопожарные, аварийно-спасательные, восстановительные подразделения министерств, ведомств и организаций Российской Федерации.

Особое место в их ряду занимают силы и средства МЧС России:

    сводные мобильные отряды соединений и воинских частей Войск гражданской обороны Российской Федерации;

    поисково-спасательная служба МЧС России;

    авиация МЧС России.

Войска гражданской обороны. Эти войска составляют основу сил МЧС России, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Длительное время они являются главной силой системы гражданской обороны. Войска ГО прошли долгий и сложный путь своего развития, испытание войной 1941-1945 гг., серьезную проверку боеспособности при ликвидации многих крупных аварий, катастроф и стихийных бедствий. Они существенно отличаются от соединений и частей Вооруженных Сил: не участвуют в боевых действиях, не имеют оружия, за исключением небольшого комплекта, предназначенного для собственной охраны. Их задача - быстро прийти на помощь населению в чрезвычайных ситуациях, оказать ему помощь, ликвидировать последствия ЧС.

Более конкретно задачи Войск гражданской обороны можно сформулировать следующим образом:

    ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах заражения и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;

    проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

    санитарная обработка населения, специальная обработка техники и имущества, обеззараживание зданий, сооружений и территорий;

    выполнение работ по очистке местности от взрывоопасных предметов, оставшихся на территориях, бывших ареной боевых действий в годы Великой Отечественной войны;

    участие в проведении эвакуации населения;

    восстановление объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры.

Организационно Войска гражданской обороны состоят из соединений и частей: отдельных спасательных бригад, отдельных механизированных полков и батальонов, отдельных батальонов и рот специальной защиты. В них, в свою очередь, входят аварийно-спасательные, инженерные, механизированные, пожарные, медицинские, водопроводные, пиротехнические подразделения, подразделения радиационной и химической защиты и другие.

Центроспас . Основным подразделением экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации крупного масштаба и уникального характера является Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас). Он предназначен для оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ, причем как в России, так и за рубежом, оказания пострадавшим медицинской помощи и их эвакуации из мест ЧС, доставки гуманитарных грузов в зоны чрезвычайных ситуаций.

В составе отряда есть свой госпиталь – аэромобильный, оперативно доставляемый в районы ЧС и развертываемый там для нуждающихся в немедленной помощи.

Поисково-спасательная служба МЧС России. Такой службы в России раньше не было. Она создана усилиями Министерства по чрезвычайным ситуациям и объединяет в себе несколько десятков региональных ПСС и поисково-спасательные отряды (ПСО) общей численностью около 2 тыс. человек. При возникновении крупномасштабных ЧС к ним могут присоединиться около 2 тыс. спасателей-общественников.

Задачи служб и отрядов: проведение поисково-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях, оказание пострадавшим первой медицинской помощи и их эвакуация в лечебные учреждения, профилактические мероприятия, направленные на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан.

Формирование ПСС способны за период от 15 мин до 2 ч после получения сигнала о ЧС выдвинуться в район бедствия с необходимым инструментом и оборудованием, а по прибытии туда – немедленно приступить к работам.

Центр по проведению спасательных операций особого риска. Спасатели МЧС России имеют разностороннюю, многопрофильную подготовку. И все-таки случаются чрезвычайные ситуации, отличающиеся особой спецификой, требующие, например, навыков в выполнении пиротехнических работ. Нередко к тому же чрезвычайные ситуации происходят в труднодоступной местности или в условиях, сопряженных с повышенным риском для жизни спасателей. Бывает и так, что к этому риску добавляется опасность, исходящая от криминальных элементов, устремляющихся к месту ЧС с целью поживиться на чужом горе. Для работы в таких особых условиях под эгидой МЧС России создан Центр по проведению спасательных операций особого риска "Лидер".

Авиация МЧС России. Одной из важнейших составляющих сил РСЧС, решающим образом влияющих на мобильность и эффективность действий ее структур в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций, является авиация МЧС России. Она включает Государственное унитарное авиапредприятие, расположенное в подмосковном городе Жуковском, и отдельные вертолетные отряды, находящихся в подчинении региональных центров министерства.

В силы и средства ликвидации чрезвычай­ных ситуаций входят также: Всероссийская служба медицины катастроф; ветеринарная служба и служба защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ; службы по охране окружающей среды и гидрометеорологии; аварийно-технические центры Министерства РФ по атомной энергии; аварийно-спасательная служба на воздушном транспорте; восстановительные и пожарные поезда МПС РФ; аварийно-спасательные службы морского и речного флотов и другие.

Силы и средства ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в постоянной готовности, позволяют своевременно провести необходимые мероприятия по защите населения и территорий от последствий ЧС различного характера.












  1. ^

    Основные задачи гражданской обороны Российской федерации.

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения без-опасности населения страны. Общее руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных округах исполнительной власти обеспечивают их руководители, которые по должности являются начальниками ГО. В настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека. Приняты Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и «О гражданской обороне». Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий. Для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных препаратов и медицинской техники. Кроме того, важнейшей задачей ГО является повышение устойчивости функционирования важных объектов экономики. Действует отлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике. В связи с возросшей угрозой применения химического, биологического и других видов оружия руководством гражданской обороны уделяется серьезное внимание использованию ресурсов ГО для противодействия терроризму, развитию сети наблюдения и лабораторного контроля.

  1. ^

    Силы ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах экономики.

Силы и средства ликвидации ЧС

Важнейшая составная часть РСЧС - ее силы и средства (схема 5).

Схема 5 Состав сил и средств РСЧС

Силы и средства наблюдения и контроля включают те органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, ана­лиз состояния природной среды, хода природных процессов и явле­ний, потенциально опасных объектов, продуктов питания, веществ, материалов, здоровья людей и т. д. Благодаря их деятельности удает­ся предупреждать многие ЧС, прогнозировать возможное их возник­новение, оповещать об угрозе и возникновении ЧС органы управле­ния и население.

В состав сил и средств ликвидации ЧС входят:


  • учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф;

  • формирования службы защиты животных и растений Минсельхозпрода России;

  • военизированные противоградовые и противолавинпые службы Росгидромета;

  • территориальные аварийно-спасательные формирования Государственной инс­пекции по маломерным судам Минприроды России;

  • военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасатель­ные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных орга­нов исполнительной власти;

  • соединения (части) войск ГО и подразделения поисково-спасательной службы МЧС России;

  • соединения (части) радиационной, химической и биологической зашиты и ин­женерных войск Минобороны России;

  • аварийно-технические центры, специализированные отряды атомных электро­станций Минатома России;

  • территориальные и объектовые нештатные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования;

  • отряды и специалисты-добровольцы общественных объединений.
Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычай­ная ситуация, под непосредственным руководством соответствующей КЧС. Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средства­ми ликвидировать ее невозможно, то указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей КЧС, которая и осуществляет координа­цию и руководство ликвидацией данной ЧС. При недостаточности име­ющихся сил и средств могут привлекаться силы и средства федераль­ных органов исполнительной власти, в том числе и воинские формиро­вания.

Для ликвидации ЧС создаются резервные фонды финансовых и ма­териальных ресурсов.

Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществ­ляется автоматизированной информационно-управляющей системой органов МЧС России (АИУС РСЧС).

Важнейшей составной частью государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются ее силы и средства. Они подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства наблюдения и контроля включают те органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, фуража, веществ, материалов, здоровья людей и т.д. К ним относятся силы и средства органов государственного надзора, гидрометеослужбы, ветеринарной службы и др.

Благодаря их деятельности предупреждается определенная часть катастроф, прогнозируется их возможное возникновение, об их угрозе оповещаются органы управления и население.

Силы ликвидации чрезвычайных ситуаций включают:

· войска гражданской обороны;

· поисково-спасательную службу МГОЧС России;

· соединения и воинские части Вооруженных Сил, предназначенные для ликвидации последствий катастроф;

· противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные формирования министерств, ведомств и различных организаций;

· учреждения и формирования служб медицины катастроф (МЗСР, МО, МВД, МПС) и многие другие.

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций используются эшелонировано.

В первом эшелоне принимают участие:

Ведомственные подразделения спасателей;

Противопожарные подразделения;

Подразделения скорой медицинской помощи.

Срок их прибытия в район бедствия не более 30 мин.

Основные задачи первого эшелона : локализация чрезвычайных ситуаций, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание первой помощи пораженным.

Если первый эшелон не сумел решить задачу по ликвидации чрезвычайной ситуации, то во втором эшелоне принимают участие:

Аварийно-спасательные подразделения войск гражданской обороны;

Специализированные подразделения службы медицины катастроф (ожоговые, инфекционные, травматологические и др.);

Подразделения спасателей.

Срок их прибытия в район бедствия не более 3 ч.

Основные задачи второго эшелона : проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, радиационной и химической разведки, жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание специализированной медицинской помощи.

Если второй эшелон не сумел решить задачу в полном объеме, то в третьем эшелоне принимают участие:

Войска гражданской обороны с тяжелой техникой;

Соединения и воинские части Вооруженных Сил;

Специализированные подразделения строительно-монтажных организаций и др.

Срок их прибытия от 3 ч. до нескольких суток.

Основные задачи третьего эшелона: радиационный и химический контроль, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановление первичной жизнеобеспечение в районах бедствия (подача электроэнергии, тепла, восстановление транспортных магистралей, обеспечение питанием и т.п.).

Как правило, ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами того звена РСЧС, той территориальной и функциональной подсистемы, на территории или объектах которых они возникли. Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что территориальная или ведомственная комиссия по чрезвычайным ситуациям не может самостоятельно справиться с ее ликвидацией, она обращается за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Финансирование РСЧС , её подсистем и звеньев осуществляется за счет специальных фондов, выделяемых соответственно из федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Распорядителями указанных фондов являются МГОЧС России и соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям.

В составе сил и средств ЕГСЧС входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов и ликвидации ЧС. В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учётом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности. Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований привлекаются для ликвидации ЧС в порядке, определяемом Президентов РФ.

Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ. Решениями руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических ремонтных и др.) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС.

    военизировавные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;

    формирования и учреждения Всероссийской Службы Медицины Катастроф;

    формирования ветеринарной службы и службы защиты растений;

    военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы;

    формирования ГО Российской Федерации;

    специально подготовленные силы других войск и воинских формирований, предназначенные для ликвидации ЧС;

    аварийно-технические центры Министерства по атомной энергетике;

    службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов авиационной службы России;

    восстановительные и пожарные поезда МПС России;

    аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота и речного флота России.

2. К силам и средствам наблюдения и контроля относятся:

    службы и организации наблюдения и контроля федеральных органов исполнительной власти;

    формирования санитарного надзора Минздрава России;

    ветеринарная служба Минсельхозпрода России;

    службы наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья;

    геофизическая служба Российской академии наук;

    служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

    подразделения Министерства по атомной энергетике;

    космические средства наблюдения;

    учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.

Для приведения в готовность все этих сил и средств необходимо затратить определённое время.

Поэтому особое место в ликвидации последствий ЧС занимают силы и средства постоянной готовности МЧС России, которые организуют и проводят работу по ликвидации последствий ЧС первыми.

В их состав входят:

    Войска гражданской обороны;

    Центр управления в кризисных ситуациях (Москва);

    Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд,

    Поисково-спасательные службы (ПСС);

    Центр специального назначения (Москва);

    Авиация МЧС России;

    Специально подготовленные силы и средства Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований;

    Силы и средства органов внутренних дел;

    Нештатные аварийно-спасательные формирования организаций создаваемые решениями их руководителей.

Остановимся на самых оперативных формированиях.

Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас) является основным подразделением экстренного реагирования на ЧС, пред­назначенным для оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ, как в России, так и за рубежом, оказания пораженным медицинской помощи, их эвакуации из района ЧС и для доставки гуманитарных грузов.

Отряд располагает разнообразной специальной техникой и оборудованием. На его оснащении имеются малогабаритные спасательные вертолеты БО-105, позволяю­щие оперативно добираться в труднодоступные районы и эвакуировать оттуда пора­женных и больных в места базирования «большой» авиации для дальнейшей их от­правки на стационарное лечение. В составе отряда имеется свой госпиталь - аэромо­бильный, оперативно доставляемый в районы ЧС и развертываемый там для нуждаю­щихся в немедленной помощи.

В Центроспасе организовано круглосуточное дежурство спасателей и необходи­мых специалистов, что обеспечивает постоянную готовность отряда, его авиацион­ных и автомобильных средств к экстренному выдвижению в район ЧС практически в любой точке Российской Федерации. Время готовности к вылету подразделений Центроспаса не превышает 30 минут с момента их оповещения. Отряд эффективно реаги­рует на ЧС самого различного характера.

Поисково-спасательная служба (ПСС) объединяет несколько десятков регио­нальных поисково-спасательных служб и поисково-спасательные отряды общей численностью около 2 тысяч человек. При возникновении крупномасштабных ЧС к ним могут присоединиться около 2 тысяч спасателей-общественников.

Поисково-спасательная служба предназначена для проведения поисково-спаса­тельных работ в ЧС, оказания пораженным первой медицинской помощи и их эва­куации в лечебные учреждения, проведения профилактических мероприятий, направ­ленных на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан.

Поисково-спасательные службы и отряды оснащены современным оборудовани­ем: высокоэффективный гидравлический спасательный инструмент, легко режущий стальную арматуру; пневмодомкраты, способные поднимать железобетонные плиты весом до 20-50 т; акустические приборы для поиска живых людей в завалах и радио­локационные - для поиска в снежных лавинах; телевизионные системы поиска по­страдавших и другое оснащение. С учетом опыта ликвидации ЧС и оснащения анало­гичных служб развитых зарубежных стран проводится работа по созданию новей­ших, в том числе уникальных образцов техники для проведения спасательных работ.

Формирования поисково-спасательных служб способны в сроки от 15 минут до 2 часов после получения сигнала о ЧС выдвинуться в район бедствия с необходимым инструментом и оборудованием, а по прибытии туда - немедленно приступить к работам.

Центр специального назначения создан и предназначен для работы в особых условиях, когда ЧС отличаются особой спецификой, а их ликвида­ция связана с работой в труднодоступной местности, в условиях, сопряженных с по­вышенным риском для жизни спасателей, необходимостью выполнения пиротехни­ческих работ. На Центр возложены следующие задачи:

    проведение первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ особой сложности в труднодоступной местности;

    проведение первоочередных спасательных работ на воде и под водой с ис­пользованием легководолазного снаряжения;

    оказание пораженным медицинской помощи;

    выполнение подрывных и пиротехнических работ;

    осуществление мероприятий по защите людей, материальных и культурных ценностей, объектов экономики в районах ЧС;

    обеспечение сохранности грузов, перевозимых в качестве гуманитарной помощи, безопасности граждан, материальных и культурных ценностей при ЧС.

В состав Центра входят подразделения: горноспасательных работ; аварийно-спасательных водолазных работ; специальных работ (подрывных и пиротехниче­ских); десантников-спасателей; медико-спасательные; спасения и эвакуации населе­ния; сопровождения грузов; радиационной, химической и биологической разведки.

Авиация МЧС России является одной из важнейших составляющих сил РСЧС, решающим образом влияющих на мобильность и эффективность действий ее струк­тур при возникновении ЧС, и выполняет следующие задачи:

    проведение авиационно-спасательных операций: поиск и обнаружение пострадавших при возникновении ЧС; наведение наземных поисково-спасательных сил на объекты поиска; десантирование парашютным и посадочным способами спасательных групп; эвакуация пострадавших из зон бедствия на суше и водной поверхности;

    осуществление специальных авиационных работ: тушение пожаров; ведение воздушной, инженерной, радиационной, химической и пожарной разведки и мониторинга местности; обработка объектов химическими и биологическими препаратами; монтажные и демонтажные работы; обеспечение управления и связи: управление силами и средствами с воздуш­ных пунктов управления; ретрансляция связи между наземными пунктами управления и спасательными формированиями;

    осуществление воздушных перевозок: доставка в зоны ЧС сил и средств, необходимых для проведения поисковых, аварийно-спасательных работ, оказа­ния медицинской помощи, оперативных групп специалистов министерств и ведомств, а также грузов гуманитарной помощи и материально-технических ресурсов; эвакуация пострадавшего населения, вывоз уникального оборудо­вания и ценностей из зон бедствия.

Авиация МЧС России включает Государственное унитарное авиапредприятие, расположенное в подмосковном г. Жуковском, и отдельные вертолетные отряды, на­ходящиеся в подчинении региональных центров МЧС России.

В настоящее время авиация МЧС России располагает разнообразной по своим возможностям и предназначению авиационной техникой: транспортные самолеты Ил-76ТД и Ан-74п; пассажирский самолет Ил-62м, оснащенный специальной связью; командный пункт управления на базе самолета Як-42; различные модификации лег­ких, средних и тяжелых вертолетов.

В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей ЧС, решением соответствующего руководителя органа исполнительной власти в пределах соответствующей территории, устанавливаются следующие режимы функционирования РСЧС:

    режим повседневной деятельности - при нормальной производственно промышленной, радиационной, химической, биологической и другой обстановке;

    режим повышенной готовности - при ухудшении обстановки или при получении прогноза о возможности возникновения ЧС;

    режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации ЧС.

Вопрос № 4. Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС.

Предупреждение ЧС - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также сохранение здоровья людей, сокращения размеров ущерба окружающей среде, материальных потерь в случае их возникновения.

Данный комплекс включает:

Организацию мониторинга, наблюдения и лабораторного контроля за состоя­нием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов;

    прогнозирование ЧС;

    оценку риска возникновения ЧС;

    организацию государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от ЧС;

    организацию и проведение государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

    участие в лицензировании видов деятельности в области промышленной безопасности и декларировании безопасности промышленных объектов;

    планирование и осуществление комплекса превентивных мероприятий, на­правленных на предупреждение ЧС;

    создание и совершенствование нормативной правовой базы в области защи­ты населения и территорий от ЧС;

    экономическое регулирование деятельности по снижению риска возникновения ЧС;

При уже возникшей чрезвычайной ситуации выполняются мероприятия по ликвидации ЧС.

Ликвидации ЧС - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зоне ЧС и направленные на спасение жизни, сохранение здоровья людей.

Ликвидации ЧС включает:

    локализация ЧС в целях снижения воздействия поражающих факторов ее ис­точника;

    ограничение или запрет доступа в зону ЧС;

    рассредоточение или эвакуация из зоны ЧС;

    укрытие в защитных сооружениях;

    обеспечение средствами индивидуальной защиты;

    медицинское (в том числе медицинские мероприятия по защите) и другие ви­ды первоочередного жизнеобеспечения.

Зона ЧС – это территория, на которой сложилась чрезвычайная обстановка.

Заключение

Практически все регионы России могут пострадать от различных природных и техногенных катаклизмов. Не является исключением и Волгоградская область.

Из производственных сфер деятельности в нашей области наибольшего внимания заслуживают так называемые “химически-опасные” объекты с производством и хранением аварийно-опасных химических веществ (хлор, аммиак и др.).

“Химически-опасными” городами области являются:

    город Волгоград, в котором расположено более 20 химически-опасных объектов.

    город Волжский - 6 химически-опасных объектов.

    г. Камышин -5 химически-опасных объектов.

Кроме этого химическую опасность могут представлять железнодорожные станции, а также железнодорожные магистрали, где накапливаются, провозятся железнодорожные цистерны с различными химическими веществами.

В зоне опасного химического заражения, в отдельных случаях, могут оказаться до сотен тысяч человек.

В соседних регионах имеются объекты ядерной энергетики - это в Воронежской или Ростовской областях, соответственно на территории области возможно выпадение радиоактивных осадков, загрязнение почвы, воды, продуктов растениеводства и животноводства.

При ЧС на этих объектах заражению подвергнется территория нескольких районов области (а именно, Чернышковского, Котельниковского, Суровикинского, Октябрьского, Калачевского) с проживающим населением более 60 000 чел.

Кроме этого в Волгоградской области имеется большое количество пожароопасных объектов.

По территории области проходят магистральные нефте- и газопроводы:

    Самара – Тихорецк,

    Ср. Азия – центр,

    Уренгой – Челябинск – Новопсков и другие, местного значения.

Среди пожароопасных объектов можно выделить Тракторный завод, Элеватор, завод Ермана, Лесобаза, Хим.пром (“Каустик”), Нефтеперерабатывающие завод, базы.

В ряде районов области ежегодно наблюдаются случаи туляремии, геморрагической лихорадки, острых желудочно-кишечных заболеваний (в том числе холеры), малярии, лептоспироза. К тому же, на сопредельной с областью территории Казахстана, имеются природные очаги чумы.

Из стихийных последствий местных условий заслуживают внимания следующие ситуации:

    в весеннее время подъем паводковых вод, выход из берегов рек (Иловля, Медведица, Хопер, Дон), затопление более 60 населенных пунктов с населением около 300 тыс. человек;

    прорыв плотины Волжской ГЭС, в результате различных причин, может привести к затоплению (наводнению) более 2,5 тысяч квадратных километров и около 70 населенных пунктов;

    в летнее время, могут возникнуть пожары связанные с сильной жарой и засухой.

Всё это свидетельствует об актуальности изучения медицины катастроф в университете и необходимости создания в области необходимых сил и средств.

Что и было выполнено на основании постановления главы администрации Волгоградской области № 1119 от 8 ноября 2005 года.

Согласно этого документа в состав сил и средств наблюдения и контроля вошли 121 формирования и учреждения с общим численным составом - 1586 человек, а в состав сил и средств ликвидации последствий ЧС вошли 659 формирования и учреждения с общим численным составом 7559 человек.

«______»______________2008 ________Д.Козлов.