Исполнение контракта подрядчиками. Можно ли привлекать субподрядчиков для исполнения государственных контрактов. Кому требуются субподрядчики

После определения победителя торгов следующим шагом и завершающим этапом является заключение контракта.

Государственный, муниципальный контракт - это договор , заключенный от имени Российской Федерации государственным, либо муниципальным заказчиком в целях обеспечения соответствующих государственных или муниципальных нужд. Проект контракта готовится Заказчиком самостоятельно, прилагается к документации об электронном аукционе и является неотъемлемой ее частью.

Зачастую на практике участники торгов сталкиваются с такими ситуациями, когда Заказчик в проекте контракта напрямую устанавливает запрет на привлечение субподрядчиков. Возникает вопрос, правомерно ли данное положение договора? Не ущемляется ли при этом законное право Исполнителя привлекать к исполнению своих обязательств других лиц?

Исходя из положений п. 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика. Таким образом, привлечение субподрядчика это право Исполнителя договора .

Вместе с тем, в силу принципа свободы договора, закрепленного гражданским законодательством, стороны свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора. Исходя из данных положений закона, полагается, что в контракте возможно напрямую предусмотреть необходимость исполнить обязательство лично Исполнителем.

Почему же, собственно, Заказчики так «боятся» субподрядчиков?

Дело в том, что предложив наиболее низкую цену исполнения контракта и выиграв торги, будущие подрядчики, заключив государственный контракт, привлекают субподрядчиков, и государственный контракт полностью или частично выполняется организацией, не прошедшей конкурсный отбор, о деятельности которой государственный заказчик порой не имеет никакого представления. То есть, контракт полностью или в части выполняет не лицо, победившее на торгах, а выбранная самостоятельно подрядчиком организация.

По поводу условий о запрете привлечения субподрядчиков, судебной практике и в практике Федеральной антимонопольной службы сложилась неоднозначная позиция.

С одной стороны, ряд контролирующих органов - Минэкономразвития России и ФАС России то и дело указывают Заказчику на неправомерность таких условий контракта. (Решение ФАС России от 20.10.2014 по делу N К-1505/14, Решение ФАС России от 26 июля 2011 г. по делу N К-1578/11; Решение ФАС России от 24 января 2011 г. по делу N К-107/11)

Но вот обобщенная практика арбитражных судов, в том числе ВАС РФ, придерживаются иной точки зрения и, в подавляющем большинстве случаев, оправдывают подобные действия Заказчика. (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015 N 13АП-8710/2015 по делу N А56-75576/2014, Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 21.04.2015 по делу N А22-4831/2014, Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 26.08.2015 по делу N А59-2287/2015).

Президиум ВАС РФ своим Постановлением от 28 декабря 2010 г. N 11017/10 по делу N А06-6611/2009 признает правомерным требование государственного (муниципального) заказчика, запрещающее привлечение подрядчиком субподрядчиков при исполнении соответствующего контракта, если не будет доказано, что это условие включено специально для того, чтобы обеспечить победу на торгах конкретному хозяйствующему субъекту.

В целом, Закон о контрактной системе не запрещает включать в документацию требования о способе и порядке исполнения договора, а также условие о том, чтобы работы по контракту выполнялись непосредственно подрядчиком. Установление данного требования не приводит к ограничению конкуренции.

Таким образом, исходя из положений закона и правоприменительной практики арбитражных судов, можно сделать вывод, что установление запрета в государственном или муниципальном контракте на привлечение субподрядчиков вполне правомерное действие Заказчика.

Преимущества

Простой формат согласования

Переговоры с ген подрядчиком, без тендера и требования лицензий

Прозрачные условия оплаты

Сметная документация доступна в полном объеме заранее

Субподрядные фирмы требуются всегда и на любые виды работ

Привлечение сторонних организаций на бирже строительных субподряда - естественная практика для любой крупной строительно фирмы. Это выгодно всем - генподрядчику не нужно содержат огромный штат зря, а субподрядчикам это дает отличную возможсть загрузить предприятие постоянными объема не имея допусков, лицензий или капитала для самостоятельного участия в госзакупках!

Более того, в рамках коммерческих и государственных закупок, существуют контракты, по которым заказчик обязывает генерального подрядчика / поставщика привлечь к исполнению контракта субподрядчиков или соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства. В договоре прописывается минимальный объем в денежном и процентном эквиваленте, а так же утверждается специальное приложение к договору, которое победитель заполнят данными о привлеченных соисполнителях.

Согласно заказчик обязан осуществлять контроль за привлечением СМП в качестве соисполнителей. При этом, в соответствии с заказчик обязан (а не просто имеет право) в одностороннем порядка разорвать контракт, если поставщик нарушил обязательное условие о привлечении в качестве субподрядчиков субъектов малого предпринимательства - это приравнивается к несоответствию требованиям документации или предоставлению ложных сведений.

Также стоит обратить внимание на то, что за наличие требующихся для выполнения контракта лицензий или допусков отвечает ген подрячик, а не привлекаемая в качестве соисполнителя организация - СМП, что является огромным плюсом для небольших строительных фирм.

На нашей бирже вы найдете субподряды на строительные работы любого характера с контактами и телефона генподрядчиков для связи!

Расскажите нам, какие услуги или товары вы поставляете

И мы поможем Вам найти подходящие субподряды!


Поиск по разделу:

Подготовка к участию Заключение контракта

Заказать ЭЦП онлайн

ФЗ: 44-ФЗ
Цена контракта: 32843719.41 руб.
Генеральный подрядчик: авторизуйтесь для просмотра
ИНН / КПП: авторизуйтесь для просмотра
E-mail: авторизуйтесь для просмотра
Номер телефона: авторизуйтесь для просмотра
Заказчик: авторизуйтесь для просмотра
ИНН КПП заказчика: авторизуйтесь для просмотра
E-mail заказчика: авторизуйтесь для просмотра
Телефон заказчика: авторизуйтесь для просмотра
Регион: В соответствии с технической частью документации об аукционе
Статус контракта: Исполнение

Подготовка к участию Анализ и разработка документации Заключение контракта

Проверьте срок действия Вашей Электронной Подписи, а так же на какие площадки она подходит. При необходимости, закажите ЭЦП. У нас самое демократичные цены на универсальные цифровые подписи. Заказать ЭЦП онлайн

Пройдите аккредитацию на Электронных Торговых Площадках. Получение аккредитации занимает до 5 рабочих дней, при этом требования к формату документов и правила регистрации у каждой площадки разные. Для гарантированной регистрации на ЭТП вы можете заказать услугу и наши эксперты сделают все удаленно.

С 01 октября 2018 года для участия в торгах на любой электронной торговой площадке, утвержденной для проведения закупок в рамках 44-ФЗ, необходимо иметь специальный счет в уполномоченном банке. Финансовый отдел ЦПП быстро подберет подходящий банк и поможет открыть спец счет с бесплатным обслуживанием!

В случае, если для участия в закупках вам требуется оформить допуски СРО, сертификаты ИСО или другие лицензии, позаботьтесь об этом заблаговременно. Отдел лицензирования ЦПП, оформит вам необходимые разрешения в кратчайшие сроки и поможет выполнить все условия для получения лицензий!

Решили участвовать? Просчитайте свои шансы и подготовьте весь пакет тендерной документации.

Не работали ранее с этим заказчиком? Проверьте его добросовестность и уровень конкуренции, чтобы не тратить силы и время на бесперспективный тендер. Аналитический отдел ЦПП поможет сделать глубокий анализ тендера и оценить шансы на победу, предоставив отчеты о заказчике, аффилированности и конкуренции.

Убедитесь в актуальности всех документов, необходимых для участия в торгах. Помимо актуальных учредительных документов, деклараций и свежих выписок, может потребоваться кадровые справки, подтвержденный опыт работы и другие справки. Отдел Сопровождения ЦПП подготовит вам весь пакет необходимой документации для любого вида тендера (котировки, конкурсы, аукционы).

Разработайте техническое предложение. Оно должно содержать ГОСТы, товарные знаки, данные производителя и точные качественные характеристики каждого товара/материалы согласно смете. Технический отдел ЦПП разработает техническую документацию по самым низким ценам, с оплатой только за положительный результат!

Если Вас незаконно отклонят, у вас есть право оспорить данное решение, подав жалобу в Федеральную Антимонопольную Службу (ФАС). Юридический отдел ЦПП сможет грамотно составить жалобу от вашего имени.

Не хотите замораживать свои средства? Оформите тендерное кредитование.

Для того, чтобы участвовать в тендере, необходимо оформить тендерный займ и внести на торговую площадку обеспечение заявки. Финансовый отдел ЦПП поможет выбрать МФО для перечисления обеспечения с минимальной комиссией и без брокерских переплат!

Вы победили? Поздравляем! Теперь вам нужно подписать контракт. Для этого, в течении 10 дней необходимо оформить банковскую гарантию. Финансовый отдел ЦПП поможет выбрать банк с наиболее выгодными условиями именно для вас и получить гарантию без брокерских комиссий!

Если у вас не хватает собственных средств для исполнения заключенного контракта, а авансовый платеж от заказчика не предусмотрен, воспользуйтесь услугой кредитования под контракт. Финансовый отдел ЦПП поможет согласовать необходимый займ под исполнение контракта еще до того как вы подпишите контракт!

ФЗ: 44-ФЗ
Цена контракта: 30171000 руб.
Генеральный подрядчик: авторизуйтесь для просмотра
ИНН / КПП: авторизуйтесь для просмотра
E-mail: авторизуйтесь для просмотра
Номер телефона: авторизуйтесь для просмотра
Заказчик: авторизуйтесь для просмотра
ИНН КПП заказчика: авторизуйтесь для просмотра
E-mail заказчика: авторизуйтесь для просмотра
Телефон заказчика: авторизуйтесь для просмотра
Регион: ЯНАО, г. Тарко-Сале, ул. Больничный городок, корп. 15
Статус контракта: Исполнение

Подготовка к участию Анализ и разработка документации Заключение контракта

Проверьте срок действия Вашей Электронной Подписи, а так же на какие площадки она подходит. При необходимости, закажите ЭЦП. У нас самое демократичные цены на универсальные цифровые подписи. Заказать ЭЦП онлайн

Пройдите аккредитацию на Электронных Торговых Площадках. Получение аккредитации занимает до 5 рабочих дней, при этом требования к формату документов и правила регистрации у каждой площадки разные. Для гарантированной регистрации на ЭТП вы можете заказать услугу и наши эксперты сделают все удаленно.

С 01 октября 2018 года для участия в торгах на любой электронной торговой площадке, утвержденной для проведения закупок в рамках 44-ФЗ, необходимо иметь специальный счет в уполномоченном банке. Финансовый отдел ЦПП быстро подберет подходящий банк и поможет открыть спец счет с бесплатным обслуживанием!

В случае, если для участия в закупках вам требуется оформить допуски СРО, сертификаты ИСО или другие лицензии, позаботьтесь об этом заблаговременно. Отдел лицензирования ЦПП, оформит вам необходимые разрешения в кратчайшие сроки и поможет выполнить все условия для получения лицензий!

Решили участвовать? Просчитайте свои шансы и подготовьте весь пакет тендерной документации.

Не работали ранее с этим заказчиком? Проверьте его добросовестность и уровень конкуренции, чтобы не тратить силы и время на бесперспективный тендер. Аналитический отдел ЦПП поможет сделать глубокий анализ тендера и оценить шансы на победу, предоставив отчеты о заказчике, аффилированности и конкуренции.

Убедитесь в актуальности всех документов, необходимых для участия в торгах. Помимо актуальных учредительных документов, деклараций и свежих выписок, может потребоваться кадровые справки, подтвержденный опыт работы и другие справки. Отдел Сопровождения ЦПП подготовит вам весь пакет необходимой документации для любого вида тендера (котировки, конкурсы, аукционы).

Разработайте техническое предложение. Оно должно содержать ГОСТы, товарные знаки, данные производителя и точные качественные характеристики каждого товара/материалы согласно смете. Технический отдел ЦПП разработает техническую документацию по самым низким ценам, с оплатой только за положительный результат!

Если Вас незаконно отклонят, у вас есть право оспорить данное решение, подав жалобу в Федеральную Антимонопольную Службу (ФАС). Юридический отдел ЦПП сможет грамотно составить жалобу от вашего имени.

Не хотите замораживать свои средства? Оформите тендерное кредитование.

Для того, чтобы участвовать в тендере, необходимо оформить тендерный займ и внести на торговую площадку обеспечение заявки. Финансовый отдел ЦПП поможет выбрать МФО для перечисления обеспечения с минимальной комиссией и без брокерских переплат!

Вы победили? Поздравляем! Теперь вам нужно подписать контракт. Для этого, в течении 10 дней необходимо оформить банковскую гарантию. Финансовый отдел ЦПП поможет выбрать банк с наиболее выгодными условиями именно для вас и получить гарантию без брокерских комиссий!

Если у вас не хватает собственных средств для исполнения заключенного контракта, а авансовый платеж от заказчика не предусмотрен, воспользуйтесь услугой кредитования под контракт. Финансовый отдел ЦПП поможет согласовать необходимый займ под исполнение контракта еще до того как вы подпишите контракт!

Подготовка к участию Анализ и разработка документации Заключение контракта

Проверьте срок действия Вашей Электронной Подписи, а так же на какие площадки она подходит. При необходимости, закажите ЭЦП. У нас самое демократичные цены на универсальные цифровые подписи. Заказать ЭЦП онлайн

Пройдите аккредитацию на Электронных Торговых Площадках. Получение аккредитации занимает до 5 рабочих дней, при этом требования к формату документов и правила регистрации у каждой площадки разные. Для гарантированной регистрации на ЭТП вы можете заказать услугу и наши эксперты сделают все удаленно.

С 01 октября 2018 года для участия в торгах на любой электронной торговой площадке, утвержденной для проведения закупок в рамках 44-ФЗ, необходимо иметь специальный счет в уполномоченном банке. Финансовый отдел ЦПП быстро подберет подходящий банк и поможет открыть спец счет с бесплатным обслуживанием!

В случае, если для участия в закупках вам требуется оформить допуски СРО, сертификаты ИСО или другие лицензии, позаботьтесь об этом заблаговременно. Отдел лицензирования ЦПП, оформит вам необходимые разрешения в кратчайшие сроки и поможет выполнить все условия для получения лицензий!

Решили участвовать? Просчитайте свои шансы и подготовьте весь пакет тендерной документации.

Не работали ранее с этим заказчиком? Проверьте его добросовестность и уровень конкуренции, чтобы не тратить силы и время на бесперспективный тендер. Аналитический отдел ЦПП поможет сделать глубокий анализ тендера и оценить шансы на победу, предоставив отчеты о заказчике, аффилированности и конкуренции.

Убедитесь в актуальности всех документов, необходимых для участия в торгах. Помимо актуальных учредительных документов, деклараций и свежих выписок, может потребоваться кадровые справки, подтвержденный опыт работы и другие справки. Отдел Сопровождения ЦПП подготовит вам весь пакет необходимой документации для любого вида тендера (котировки, конкурсы, аукционы).

Разработайте техническое предложение. Оно должно содержать ГОСТы, товарные знаки, данные производителя и точные качественные характеристики каждого товара/материалы согласно смете. Технический отдел ЦПП разработает техническую документацию по самым низким ценам, с оплатой только за положительный результат!

Если Вас незаконно отклонят, у вас есть право оспорить данное решение, подав жалобу в Федеральную Антимонопольную Службу (ФАС). Юридический отдел ЦПП сможет грамотно составить жалобу от вашего имени.

Не хотите замораживать свои средства? Оформите тендерное кредитование.

Для того, чтобы участвовать в тендере, необходимо оформить тендерный займ и внести на торговую площадку обеспечение заявки. Финансовый отдел ЦПП поможет выбрать МФО для перечисления обеспечения с минимальной комиссией и без брокерских переплат!

Вы победили? Поздравляем! Теперь вам нужно подписать контракт. Для этого, в течении 10 дней необходимо оформить банковскую гарантию. Финансовый отдел ЦПП поможет выбрать банк с наиболее выгодными условиями именно для вас и получить гарантию без брокерских комиссий!

Если у вас не хватает собственных средств для исполнения заключенного контракта, а авансовый платеж от заказчика не предусмотрен, воспользуйтесь услугой кредитования под контракт. Финансовый отдел ЦПП поможет согласовать необходимый займ под исполнение контракта еще до того как вы подпишите контракт!

Подготовка к участию Анализ и разработка документации Заключение контракта

Проверьте срок действия Вашей Электронной Подписи, а так же на какие площадки она подходит. При необходимости, закажите ЭЦП. У нас самое демократичные цены на универсальные цифровые подписи. Заказать ЭЦП онлайн

Пройдите аккредитацию на Электронных Торговых Площадках. Получение аккредитации занимает до 5 рабочих дней, при этом требования к формату документов и правила регистрации у каждой площадки разные. Для гарантированной регистрации на ЭТП вы можете заказать услугу и наши эксперты сделают все удаленно.

С 01 октября 2018 года для участия в торгах на любой электронной торговой площадке, утвержденной для проведения закупок в рамках 44-ФЗ, необходимо иметь специальный счет в уполномоченном банке. Финансовый отдел ЦПП быстро подберет подходящий банк и поможет открыть спец счет с бесплатным обслуживанием!

В случае, если для участия в закупках вам требуется оформить допуски СРО, сертификаты ИСО или другие лицензии, позаботьтесь об этом заблаговременно. Отдел лицензирования ЦПП, оформит вам необходимые разрешения в кратчайшие сроки и поможет выполнить все условия для получения лицензий!

Решили участвовать? Просчитайте свои шансы и подготовьте весь пакет тендерной документации.

Не работали ранее с этим заказчиком? Проверьте его добросовестность и уровень конкуренции, чтобы не тратить силы и время на бесперспективный тендер. Аналитический отдел ЦПП поможет сделать глубокий анализ тендера и оценить шансы на победу, предоставив отчеты о заказчике, аффилированности и конкуренции.

Убедитесь в актуальности всех документов, необходимых для участия в торгах. Помимо актуальных учредительных документов, деклараций и свежих выписок, может потребоваться кадровые справки, подтвержденный опыт работы и другие справки. Отдел Сопровождения ЦПП подготовит вам весь пакет необходимой документации для любого вида тендера (котировки, конкурсы, аукционы).

Разработайте техническое предложение. Оно должно содержать ГОСТы, товарные знаки, данные производителя и точные качественные характеристики каждого товара/материалы согласно смете. Технический отдел ЦПП разработает техническую документацию по самым низким ценам, с оплатой только за положительный результат!

Если Вас незаконно отклонят, у вас есть право оспорить данное решение, подав жалобу в Федеральную Антимонопольную Службу (ФАС). Юридический отдел ЦПП сможет грамотно составить жалобу от вашего имени.

Не хотите замораживать свои средства? Оформите тендерное кредитование.

Для того, чтобы участвовать в тендере, необходимо оформить тендерный займ и внести на торговую площадку обеспечение заявки. Финансовый отдел ЦПП поможет выбрать МФО для перечисления обеспечения с минимальной комиссией и без брокерских переплат!

Вы победили? Поздравляем! Теперь вам нужно подписать контракт. Для этого, в течении 10 дней необходимо оформить банковскую гарантию. Финансовый отдел ЦПП поможет выбрать банк с наиболее выгодными условиями именно для вас и получить гарантию без брокерских комиссий!

Если у вас не хватает собственных средств для исполнения заключенного контракта, а авансовый платеж от заказчика не предусмотрен, воспользуйтесь услугой кредитования под контракт. Финансовый отдел ЦПП поможет согласовать необходимый займ под исполнение контракта еще до того как вы подпишите контракт!

Подготовка к участию Анализ и разработка документации Заключение контракта

Проверьте срок действия Вашей Электронной Подписи, а так же на какие площадки она подходит. При необходимости, закажите ЭЦП. У нас самое демократичные цены на универсальные цифровые подписи. Заказать ЭЦП онлайн

Пройдите аккредитацию на Электронных Торговых Площадках. Получение аккредитации занимает до 5 рабочих дней, при этом требования к формату документов и правила регистрации у каждой площадки разные. Для гарантированной регистрации на ЭТП вы можете заказать услугу и наши эксперты сделают все удаленно.

С 01 октября 2018 года для участия в торгах на любой электронной торговой площадке, утвержденной для проведения закупок в рамках 44-ФЗ, необходимо иметь специальный счет в уполномоченном банке. Финансовый отдел ЦПП быстро подберет подходящий банк и поможет открыть спец счет с бесплатным обслуживанием!

В случае, если для участия в закупках вам требуется оформить допуски СРО, сертификаты ИСО или другие лицензии, позаботьтесь об этом заблаговременно. Отдел лицензирования ЦПП, оформит вам необходимые разрешения в кратчайшие сроки и поможет выполнить все условия для получения лицензий!

Решили участвовать? Просчитайте свои шансы и подготовьте весь пакет тендерной документации.

Не работали ранее с этим заказчиком? Проверьте его добросовестность и уровень конкуренции, чтобы не тратить силы и время на бесперспективный тендер. Аналитический отдел ЦПП поможет сделать глубокий анализ тендера и оценить шансы на победу, предоставив отчеты о заказчике, аффилированности и конкуренции.

Убедитесь в актуальности всех документов, необходимых для участия в торгах. Помимо актуальных учредительных документов, деклараций и свежих выписок, может потребоваться кадровые справки, подтвержденный опыт работы и другие справки. Отдел Сопровождения ЦПП подготовит вам весь пакет необходимой документации для любого вида тендера (котировки, конкурсы, аукционы).

Разработайте техническое предложение. Оно должно содержать ГОСТы, товарные знаки, данные производителя и точные качественные характеристики каждого товара/материалы согласно смете. Технический отдел ЦПП разработает техническую документацию по самым низким ценам, с оплатой только за положительный результат!

Если Вас незаконно отклонят, у вас есть право оспорить данное решение, подав жалобу в Федеральную Антимонопольную Службу (ФАС). Юридический отдел ЦПП сможет грамотно составить жалобу от вашего имени.

Не хотите замораживать свои средства? Оформите тендерное кредитование.

Для того, чтобы участвовать в тендере, необходимо оформить тендерный займ и внести на торговую площадку обеспечение заявки. Финансовый отдел ЦПП поможет выбрать МФО для перечисления обеспечения с минимальной комиссией и без брокерских переплат!

Вы победили? Поздравляем! Теперь вам нужно подписать контракт. Для этого, в течении 10 дней необходимо оформить банковскую гарантию. Финансовый отдел ЦПП поможет выбрать банк с наиболее выгодными условиями именно для вас и получить гарантию без брокерских комиссий!

Если у вас не хватает собственных средств для исполнения заключенного контракта, а авансовый платеж от заказчика не предусмотрен, воспользуйтесь услугой кредитования под контракт. Финансовый отдел ЦПП поможет согласовать необходимый займ под исполнение контракта еще до того как вы подпишите контракт!

ФЗ: 44-ФЗ
Цена контракта: 511417382.04 руб.
Генеральный подрядчик: авторизуйтесь для просмотра
ИНН / КПП: авторизуйтесь для просмотра
E-mail: авторизуйтесь для просмотра
Номер телефона: авторизуйтесь для просмотра
Заказчик: авторизуйтесь для просмотра
ИНН КПП заказчика: авторизуйтесь для просмотра
E-mail заказчика: авторизуйтесь для просмотра
Телефон заказчика: авторизуйтесь для просмотра
Регион: Свердловская область, город Верхняя Пышма, в квартале улиц Успенский проспект-Алесандра Козицына-Октябрьская
Статус контракта: Исполнение

Подготовка к участию Анализ и разработка документации Заключение контракта

Проверьте срок действия Вашей Электронной Подписи, а так же на какие площадки она подходит. При необходимости, закажите ЭЦП. У нас самое демократичные цены на универсальные цифровые подписи. Заказать ЭЦП онлайн

Пройдите аккредитацию на Электронных Торговых Площадках. Получение аккредитации занимает до 5 рабочих дней, при этом требования к формату документов и правила регистрации у каждой площадки разные. Для гарантированной регистрации на ЭТП вы можете заказать услугу и наши эксперты сделают все удаленно.

С 01 октября 2018 года для участия в торгах на любой электронной торговой площадке, утвержденной для проведения закупок в рамках 44-ФЗ, необходимо иметь специальный счет в уполномоченном банке. Финансовый отдел ЦПП быстро подберет подходящий банк и поможет открыть спец счет с бесплатным обслуживанием!

В случае, если для участия в закупках вам требуется оформить допуски СРО, сертификаты ИСО или другие лицензии, позаботьтесь об этом заблаговременно. Отдел лицензирования ЦПП, оформит вам необходимые разрешения в кратчайшие сроки и поможет выполнить все условия для получения лицензий!

Решили участвовать? Просчитайте свои шансы и подготовьте весь пакет тендерной документации.

Не работали ранее с этим заказчиком? Проверьте его добросовестность и уровень конкуренции, чтобы не тратить силы и время на бесперспективный тендер. Аналитический отдел ЦПП поможет сделать глубокий анализ тендера и оценить шансы на победу, предоставив отчеты о заказчике, аффилированности и конкуренции.

Убедитесь в актуальности всех документов, необходимых для участия в торгах. Помимо актуальных учредительных документов, деклараций и свежих выписок, может потребоваться кадровые справки, подтвержденный опыт работы и другие справки. Отдел Сопровождения ЦПП подготовит вам весь пакет необходимой документации для любого вида тендера (котировки, конкурсы, аукционы).

Разработайте техническое предложение. Оно должно содержать ГОСТы, товарные знаки, данные производителя и точные качественные характеристики каждого товара/материалы согласно смете. Технический отдел ЦПП разработает техническую документацию по самым низким ценам, с оплатой только за положительный результат!

Если Вас незаконно отклонят, у вас есть право оспорить данное решение, подав жалобу в Федеральную Антимонопольную Службу (ФАС). Юридический отдел ЦПП сможет грамотно составить жалобу от вашего имени.

Не хотите замораживать свои средства? Оформите тендерное кредитование.

Для того, чтобы участвовать в тендере, необходимо оформить тендерный займ и внести на торговую площадку обеспечение заявки. Финансовый отдел ЦПП поможет выбрать МФО для перечисления обеспечения с минимальной комиссией и без брокерских переплат!

Вы победили? Поздравляем! Теперь вам нужно подписать контракт. Для этого, в течении 10 дней необходимо оформить банковскую гарантию. Финансовый отдел ЦПП поможет выбрать банк с наиболее выгодными условиями именно для вас и получить гарантию без брокерских комиссий!

Если у вас не хватает собственных средств для исполнения заключенного контракта, а авансовый платеж от заказчика не предусмотрен, воспользуйтесь услугой кредитования под контракт. Финансовый отдел ЦПП поможет согласовать необходимый займ под исполнение контракта еще до того как вы подпишите контракт!

Подготовка к участию Анализ и разработка документации Заключение контракта

Проверьте срок действия Вашей Электронной Подписи, а так же на какие площадки она подходит. При необходимости, закажите ЭЦП. У нас самое демократичные цены на универсальные цифровые подписи. Заказать ЭЦП онлайн

Пройдите аккредитацию на Электронных Торговых Площадках. Получение аккредитации занимает до 5 рабочих дней, при этом требования к формату документов и правила регистрации у каждой площадки разные. Для гарантированной регистрации на ЭТП вы можете заказать услугу и наши эксперты сделают все удаленно.

С 01 октября 2018 года для участия в торгах на любой электронной торговой площадке, утвержденной для проведения закупок в рамках 44-ФЗ, необходимо иметь специальный счет в уполномоченном банке. Финансовый отдел ЦПП быстро подберет подходящий банк и поможет открыть спец счет с бесплатным обслуживанием!

В случае, если для участия в закупках вам требуется оформить допуски СРО, сертификаты ИСО или другие лицензии, позаботьтесь об этом заблаговременно. Отдел лицензирования ЦПП, оформит вам необходимые разрешения в кратчайшие сроки и поможет выполнить все условия для получения лицензий!

Решили участвовать? Просчитайте свои шансы и подготовьте весь пакет тендерной документации.

Не работали ранее с этим заказчиком? Проверьте его добросовестность и уровень конкуренции, чтобы не тратить силы и время на бесперспективный тендер. Аналитический отдел ЦПП поможет сделать глубокий анализ тендера и оценить шансы на победу, предоставив отчеты о заказчике, аффилированности и конкуренции.

Убедитесь в актуальности всех документов, необходимых для участия в торгах. Помимо актуальных учредительных документов, деклараций и свежих выписок, может потребоваться кадровые справки, подтвержденный опыт работы и другие справки. Отдел Сопровождения ЦПП подготовит вам весь пакет необходимой документации для любого вида тендера (котировки, конкурсы, аукционы).

Разработайте техническое предложение. Оно должно содержать ГОСТы, товарные знаки, данные производителя и точные качественные характеристики каждого товара/материалы согласно смете. Технический отдел ЦПП разработает техническую документацию по самым низким ценам, с оплатой только за положительный результат!

Если Вас незаконно отклонят, у вас есть право оспорить данное решение, подав жалобу в Федеральную Антимонопольную Службу (ФАС). Юридический отдел ЦПП сможет грамотно составить жалобу от вашего имени.

Не хотите замораживать свои средства? Оформите тендерное кредитование.

Для того, чтобы участвовать в тендере, необходимо оформить тендерный займ и внести на торговую площадку обеспечение заявки. Финансовый отдел ЦПП поможет выбрать МФО для перечисления обеспечения с минимальной комиссией и без брокерских переплат!

Вы победили? Поздравляем! Теперь вам нужно подписать контракт. Для этого, в течении 10 дней необходимо оформить банковскую гарантию. Финансовый отдел ЦПП поможет выбрать банк с наиболее выгодными условиями именно для вас и получить гарантию без брокерских комиссий!

Если у вас не хватает собственных средств для исполнения заключенного контракта, а авансовый платеж от заказчика не предусмотрен, воспользуйтесь услугой кредитования под контракт. Финансовый отдел ЦПП поможет согласовать необходимый займ под исполнение контракта еще до того как вы подпишите контракт!

С 01 октября 2018 года для участия в торгах на любой электронной торговой площадке, утвержденной для проведения закупок в рамках 44-ФЗ, необходимо иметь специальный счет в уполномоченном банке. Финансовый отдел ЦПП быстро подберет подходящий банк и поможет открыть спец счет с бесплатным обслуживанием!

В случае, если для участия в закупках вам требуется оформить допуски СРО, сертификаты ИСО или другие лицензии, позаботьтесь об этом заблаговременно. Отдел лицензирования ЦПП, оформит вам необходимые разрешения в кратчайшие сроки и поможет выполнить все условия для получения лицензий!

Решили участвовать? Просчитайте свои шансы и подготовьте весь пакет тендерной документации.

Не работали ранее с этим заказчиком? Проверьте его добросовестность и уровень конкуренции, чтобы не тратить силы и время на бесперспективный тендер. Аналитический отдел ЦПП поможет сделать глубокий анализ тендера и оценить шансы на победу, предоставив отчеты о заказчике, аффилированности и конкуренции.

Убедитесь в актуальности всех документов, необходимых для участия в торгах. Помимо актуальных учредительных документов, деклараций и свежих выписок, может потребоваться кадровые справки, подтвержденный опыт работы и другие справки. Отдел Сопровождения ЦПП подготовит вам весь пакет необходимой документации для любого вида тендера (котировки, конкурсы, аукционы).

Разработайте техническое предложение. Оно должно содержать ГОСТы, товарные знаки, данные производителя и точные качественные характеристики каждого товара/материалы согласно смете. Технический отдел ЦПП разработает техническую документацию по самым низким ценам, с оплатой только за положительный результат!

Если Вас незаконно отклонят, у вас есть право оспорить данное решение, подав жалобу в Федеральную Антимонопольную Службу (ФАС). Юридический отдел ЦПП сможет грамотно составить жалобу от вашего имени.

Не хотите замораживать свои средства? Оформите тендерное кредитование.

Для того, чтобы участвовать в тендере, необходимо оформить тендерный займ и внести на торговую площадку обеспечение заявки. Финансовый отдел ЦПП поможет выбрать МФО для перечисления обеспечения с минимальной комиссией и без брокерских переплат!

Вы победили? Поздравляем! Теперь вам нужно подписать контракт. Для этого, в течении 10 дней необходимо оформить банковскую гарантию. Финансовый отдел ЦПП поможет выбрать банк с наиболее выгодными условиями именно для вас и получить гарантию без брокерских комиссий!

Если у вас не хватает собственных средств для исполнения заключенного контракта, а авансовый платеж от заказчика не предусмотрен, воспользуйтесь услугой кредитования под контракт. Финансовый отдел ЦПП поможет согласовать необходимый займ под исполнение контракта еще до того как вы подпишите контракт!

Проверьте срок действия Вашей Электронной Подписи, а так же на какие площадки она подходит. При необходимости, закажите ЭЦП. У нас самое демократичные цены на универсальные цифровые подписи. Заказать ЭЦП онлайн

Пройдите аккредитацию на Электронных Торговых Площадках. Получение аккредитации занимает до 5 рабочих дней, при этом требования к формату документов и правила регистрации у каждой площадки разные. Для гарантированной регистрации на ЭТП вы можете заказать услугу и наши эксперты сделают все удаленно.

С 01 октября 2018 года для участия в торгах на любой электронной торговой площадке, утвержденной для проведения закупок в рамках 44-ФЗ, необходимо иметь специальный счет в уполномоченном банке. Финансовый отдел ЦПП быстро подберет подходящий банк и поможет открыть спец счет с бесплатным обслуживанием!

В случае, если для участия в закупках вам требуется оформить допуски СРО, сертификаты ИСО или другие лицензии, позаботьтесь об этом заблаговременно. Отдел лицензирования ЦПП, оформит вам необходимые разрешения в кратчайшие сроки и поможет выполнить все условия для получения лицензий!

Решили участвовать? Просчитайте свои шансы и подготовьте весь пакет тендерной документации.

Не работали ранее с этим заказчиком? Проверьте его добросовестность и уровень конкуренции, чтобы не тратить силы и время на бесперспективный тендер. Аналитический отдел ЦПП поможет сделать глубокий анализ тендера и оценить шансы на победу, предоставив отчеты о заказчике, аффилированности и конкуренции.

Убедитесь в актуальности всех документов, необходимых для участия в торгах. Помимо актуальных учредительных документов, деклараций и свежих выписок, может потребоваться кадровые справки, подтвержденный опыт работы и другие справки. Отдел Сопровождения ЦПП подготовит вам весь пакет необходимой документации для любого вида тендера (котировки, конкурсы, аукционы).

Разработайте техническое предложение. Оно должно содержать ГОСТы, товарные знаки, данные производителя и точные качественные характеристики каждого товара/материалы согласно смете. Технический отдел ЦПП разработает техническую документацию по самым низким ценам, с оплатой только за положительный результат!

Если Вас незаконно отклонят, у вас есть право оспорить данное решение, подав жалобу в Федеральную Антимонопольную Службу (ФАС). Юридический отдел ЦПП сможет грамотно составить жалобу от вашего имени.

Не хотите замораживать свои средства? Оформите тендерное кредитование.

Для того, чтобы участвовать в тендере, необходимо оформить тендерный займ и внести на торговую площадку обеспечение заявки. Финансовый отдел ЦПП поможет выбрать МФО для перечисления обеспечения с минимальной комиссией и без брокерских переплат!

Вы победили? Поздравляем! Теперь вам нужно подписать контракт. Для этого, в течении 10 дней необходимо оформить банковскую гарантию. Финансовый отдел ЦПП поможет выбрать банк с наиболее выгодными условиями именно для вас и получить гарантию без брокерских комиссий!

От Минэкономразвития поступило предложение о том, что необходимо отступить от многоэтапной продажи имущества банкротов и...

Медведев поручил изучить возможность недопуска к госзакупкам за долги по НДФЛ и соцвзносам

От премьер-министра Д. Медведева поступило поручение о возможности ввести запрет на принятие участия в госзакупках для л...

Дата: 24.04.2017

Привлечение субподрядчиков (соисполнителей) для исполнения контрактов с заказчиками является распространенной практикой в деятельности различных хозяйствующих субъектов. Как правило, такое привлечение имеет место при выполнении договоров подряда (привлечение субподрядчиков) и договоров возмездного оказания услуг (привлечение соисполнителей). В отношении договора подряда говорится о том, что «если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков)» 1 , а в отношении договора возмездного оказания услуг сказано, что «если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично» 2 . Кроме того, возможность привлечения субподрядчиков или соисполнителей допускается в отношении договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ 3 .

В самом 44-ФЗ также имеются два отдельных положения, которые касаются привлечения субподрядчиков или соисполнителей. Рассмотрим их подробнее.

  • Возможность для заказчика требовать обязательное привлечение субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП и СО НКО.
  • В рамках предусмотренного в 44-ФЗ квотирования закупок у СМП и социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) 4 заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СО НКО 5 . При этом данное условие включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта, а указанный объем учитывается в общем объеме закупок, осуществленных заказчиками у СМП И СО НКО, и включается в соответствующий отчет о таких закупках, кроме того, в контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП И СО НКО 6 . Такая ответственность может быть выражена в установлении штрафа в определенном размере - например, 1 % от цены контракта 7 .

    Обратим внимание, что процентный объем данного привлечения должен быть указан в контракте в виде фиксированного числа. Если он будет указываться в диапазонном значении (например, «не менее 15 %»), то хотя иногда контрольные органы и могут счесть это допустимым 8 , но в подавляющем большинстве случаев они расценивают это как нарушение законодательства 9 . Также следует помнить, что данное фиксированное число должно включаться непосредственно в проект контракта, являющийся частью документации о закупке, а не «конкретизироваться» в контракте при его заключении - в противном случае будет также иметь место нарушение законодательства 10 .

    Кроме того, в соответствии с 44-ФЗ Правительство РФ в конце 2016 г. утвердило типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СО НКО 11 . В этих условиях, которым должны следовать заказчики, устанавливающие в контрактах требование о таком привлечении, в числе прочего говорится, что объем этого привлечения должен быть не менее 5 % от цены контракта, а подрядчик или исполнитель должен в определенные сроки документально отчитываться перед заказчиком о фактическом привлечении СМП И СО НКО в качестве субподрядчиков или соисполнителей и об оплате выполненных ими работ или оказанных услуг. Обратим внимание, что подрядчик (исполнитель) обязан оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 30 дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора. Отметим, что эта норма аналогична норме, которая содержится в самом 44-ФЗ и касается сроков прямой оплаты заказчиком работ и услуг СМП и СО НКО в случае, если заказчик осуществляет у них прямые целевые (квотированные) закупки 12 .

    Наконец, в самом 44-ФЗ присутствует норма, согласно которой заказчик обязан осуществлять контроль за предусмотренным контрактом привлечением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СО НКО 13 . Это лишний раз свидетельствует о значимости такого привлечения, а способом этого контроля на практике как раз является получение заказчиком соответствующей отчетности от подрядчика или исполнителя (см. выше).

  • Обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) в отдельных случаях предоставлять заказчику информацию о соисполнителях и субподрядчиках
  • В случае, если НМЦК при осуществлении закупки превышает определенный размер, установленный Правительством РФ, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых превышает 10 % цены контракта 14 . Указанный размер НМЦК составляет 1 млрд руб. при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд и 100 млн руб. при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд 15 . Данная информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение 10 дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком, при этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление этой информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком, а пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства 16 . Также в случае непредоставления заказчику данной информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информация об этом размещается заказчиком в ЕИС 17 . Однако это - единственные возможные санкции, поскольку непредоставление этой информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не влечет за собой недействительность заключенного контракта по данному основанию 17 .

    Отметим, что в практике контрольных органов и судебной практике отсутствие в проекте контракта соответствующего требования может служить одним из оснований для выдачи заказчику предписания о внесении изменений в документацию о закупке и продлении срока подачи заявок 18 , а также признания факта совершения административного правонарушения 19 , которое заключается в утверждении документации о закупке с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок 20 .

    Запрет на привлечение субподрядчиков (соисполнителей)

    Отдельного внимания заслуживает вопрос о правомерности запрета со стороны заказчика на привлечение субподрядчиков (соисполнителей) для исполнения контракта. Сразу скажем, что правовая ситуация здесь неоднозначна, а официальные комментарии по этому поводу противоречивы.

    С одной стороны, этот запрет может считаться неправомерным, так как в этом случае имеет место предъявление к участнику закупки требования о выполнении работы (оказании услуги) лично, а такое требование к участникам закупки не предусмотрено в 44-ФЗ 21 . С другой стороны, такой запрет может считаться правомерным, так как он представляет собой условие о способе и порядке исполнения контракта после проведения закупки, а не требование к участникам закупки 22 . В практике ФАС есть случаи, когда этот запрет считается неправомерным 24 . А вот в судебной практике данный запрет может признаваться правомерным 23 . С учетом того, что гражданское законодательство предусматривает возможность такого запрета в самом договоре подряда и договоре возмездного оказания услуг, его все-таки стоит считать правомерным, по крайней мере в отношении этих видов договоров.

    Согласование субподрядчиков (соисполнителей) с заказчиком

    Кроме того, следует уделить внимание вопросу, который касается правомерности требования заказчика о согласовании с ним субподрядчиков (соисполнителей). Здесь тоже все зависит от того, имеется ли соответствующее требование в документации о закупке (проекте контракта, заключенном контракте). И опять же правовая трактовка правомерности данного запрета не совсем однозначна.

    С одной стороны, это требование может считаться неправомерным, так как 44-ФЗ не содержит такой нормы, а заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупки, не предусмотренные данным законодательством 25 . При этом в соответствии с гражданским законодательством исполнитель должен согласовывать с заказчиком привлечение соисполнителей только при выполнении научно-исследовательских работ. С другой стороны, это требование может считаться правомерным, поскольку, как и в вышерассмотренном случае с запретом на привлечение субподрядчиков (соисполнителей), оно представляет собой условие о способе и порядке исполнения договора, соответственно, не является дополнительным требованием к участникам закупки и тем самым не противоречит условию 44-ФЗ, согласно которому заказчики не вправе устанавливать требования к участникам в нарушение этого закона 25 .

    Однако, как в практике ФАС, так и в судебной практике данный запрет признается неправомерным 27 . Поэтому все-таки рекомендуется придерживаться именно такого подхода.

    1 Ч. 1 ст. 706 ГК РФ

    2 Ст. 780 ГК РФ

    3 Ст. 770 ГК РФ

    4 Ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    5 Ч. 5 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    6 Ч. 6 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

    7 См., например, Решение Челябинского УФАС России от 03.10.2016 по делу № 718, 719-ж/2016, в котором подтверждается правомерность такого подхода

    8 Решение Архангельского УФАС России от 13.05.2016 по делу № 147мз-16

    9 См., например, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.06.2016 № Ф03-1859/2016 по делу № А59-3392/2015, Решение ФАС России от 26.09.2016 по делу № К-1541/16

    10 См., например, Решение Вологодского УФАС России от 27.10.2016 № 5-2/249-16, 4244

    11 Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466 «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций».

    12 Ч. 8 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    13 Ч. 2 ст. 101 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    14 Ч. 23 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    15 Постановление Правительства РФ от 04.09.2013 г. № 775 «Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию»

    16 Ч. 24 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    17 Ч. 25 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

    18 См., например, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2017 № 15АП-18725/2016 по делу № А53-14983/2016

    19 См., например, Решение ФАС России от 14.12.2016 по делу № К-1981/16, Решение ФАС России от 14.12.2016 по делу № К-1982/16

    20 Ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП

    21 Ч. 6 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Письмо Минэкономразвития России от 11.12.2015 № Д28и-3620

    22 Ч. 1 ст. 706 ГК РФ, Письмо Минэкономразвития России от 07.12.2015 № Д28и-3551

    23 См., например, Решение ФАС России от 20.10.2014 по делу № К-1505/14

    24 См., например, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015 N 13АП-8710/2015 по делу N А56-75576/2014, Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 26.08.2015 по делу N А59-2287/2015

    25 Ч. 6 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Вправе ли исполнитель услуг по государственному контракту, заключенному по Закону № 44-ФЗ, привлекать соисполнителей (субподрядчиков)?

Если да, то каким документом следует оформить субподряд (заказ размещен не для субъектов малого предпринимательства, проект контракта ограничений не содержит, и исполнитель настаивает на заключении трехстороннего соглашения)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: исполнитель услуг может привлекать третьих лиц к исполнению контракта, только если такая возможность предусмотрена условиями самого контракта. Заключать в таком случае трехсторонний договор не нужно.

Обоснование вывода

Законом № 44-ФЗ прямо не предусмотрена возможность привлечения соисполнителей к оказанию услуг, предусмотренных контрактом, лишь отдельные положения данного закона свидетельствуют о такой возможности (см., например, ч. 5, 6 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Однако при решении вопроса о возможности привлечения соисполнителей необходимо также учитывать положения гражданского законодательства, на котором в том числе основывается законодательство о контрактной системе (ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ).

Так, согласно п. 1 ст. 313 ГК РФ, исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. При этом на основании ст. 780 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично. В этом, в частности, состоит отличие договора оказания услуг от договора подряда (гл. 37 ГК РФ), по которому подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков), если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично (п. 1 ст. 706 ГК РФ). Отсюда следует, что исполнитель услуг не может привлекать третьих лиц к исполнению контракта, если такая возможность не предусмотрена условиями самого контракта. Подчеркнем, что для применения нормы ст. 780 ГК РФ не требуется специальное указание в контракте на запрет привлечения к исполнению контракта третьих лиц (соисполнителей). Напротив, наличие такого запрета в документации о закупке и проекте контракта, хотя по существу и не противоречащее ст. 780 ГК РФ, формально можно квалифицировать как установление дополнительных требований к участникам закупки, не предусмотренных Законом № 44-ФЗ, что вступает в противоречие с ч. 6 ст. 31 этого Федерального закона.

В случае включения в контракт условия о привлечении соисполнителей к исполнению контракта необходимо учитывать, что законодательством не предусмотрена обязанность оформления трехстороннего соглашения в таком случае. Более того, возможность заключения трехстороннего государственного контракта не предусмотрена Законом № 44-ФЗ. А по смыслу ст. 706 ГК РФ, регулирующей порядок привлечения субподрядчиков, договоры «генерального» подряда и субподряда являются двумя отдельными договорами, каждый из которых порождает обязательства между разными лицами: заказчиком и подрядчиком и между подрядчиком и субподрядчиком соответственно. Указанные правила в силу ст. 783 ГК РФ могут быть применены и в случае привлечения соисполнителя к исполнению договора возмездного оказания услуг. Следовательно, заключать трехсторонний договор в случае привлечения соисполнителей к исполнению контракта не нужно.

Проводим электронный аукцион по 44-ФЗ на капитальный ремонт свыше 3 млн. рублей. Обязан ли заказчик предусматривать право подрядчика на субподряд? Обязано ли Краевое государственное бюджетное учреждение дополнительного образования исполнять требования постановления Правительства РФ от 15.05.2017 № 570?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ данный закон основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса РФ.

В свою очередь, согласно п. 1 ст. 706 Гражданского кодекса РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Следовательно, право выбора субподрядчика лежит на генподрядчике. Соответственно, у заказчика нет обязанности предусматривать право подрядчика на субподряд.

Исходя из положений Постановления № 570 и практики контрольных органов, данное постановление не распространяется на бюджетные учреждения, так как бюджетные учреждения не заключают государственных или муниципальных контрактов.

Может ли заказчик привлечь к соисполнению контракта субподрядчиков?

Нет, не может. Привлечь субподрядчика вправе сам генподрядчик. Основное требование - контракт не должен содержать условия, что подрядчик должен выполнить работы лично (п. 1 ст. 706 ГК РФ).

Правомерность запрета на привлечение субподрядчиков в ходе исполнения контракта или требования об обязательном согласовании такого привлечения с заказчиком

Вправе ли заказчик устанавливать в документации о закупке, проекте контракта требование о запрете привлечения в ходе исполнения контракта субподрядчиков или условие об обязательном согласовании такого привлечения с заказчиком?

Во избежание обжалования закупки не рекомендуется включать в документацию о закупке, проект контракта запрет на привлечение в ходе исполнения контракта субподрядчиков (соисполнителей), равно как и условие о согласовании такого привлечения с заказчиком.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно ч. 3 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

В силу ч. 6 ст. 31 Закона № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона № 44-ФЗ.

Следует отметить, что положения ст. 31 Закона № 44-ФЗ не предусматривают возможности включения в документацию о закупке, проект контракта условия о том, что участник должен выполнять работы лично, а также установления запрета на привлечение к их выполнению субподрядчика.

Кроме того, в силу ч. 23 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством РФ, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 % цены контракта. Данная формулировка ч. 23 ст. 34 Закона № 44-ФЗ также указывает на возможность свободного привлечения к исполнению контракта субподрядчиков или соисполнителей.

Также в соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон № 135-ФЗ) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.

На основании вышеуказанных норм Закона № 44-ФЗ, Закона № 135-ФЗ контрольные органы приходят к выводу о неправомерности включения в документацию о закупке, проект контракта запрета на привлечение в ходе исполнения контракта субподрядчиков, а также требования о согласовании с заказчиком привлечения субподрядчиков.

Так ФАС России в своем постановлении от 9 июня 2015 г. по делу № К-1048/14/АК286-15 указала, что включение заказчиком в документацию о закупке требования возможности привлечения субподрядчиков только по согласованию с заказчиком нарушает ч. 6 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.

К аналогичному выводу ФАС России пришла в своем решении от 31 марта 2014 г. по делу № К-526/14.

В решении от 16 декабря 2014 г. по делу № К-1870/14 ФАС России сделан вывод о том, что действия заказчика, установившего в информационной карте конкурсной документации излишние требования о письменном согласовании с заказчиком привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, нарушают ч. 23 ст. 34 Закона № 44-ФЗ и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

В решении Московского УФАС России от 19 ноября 2014 г. по делу № 2-57-8911/77-14 указано, что включение в техническое задание аукционной документации требования об оказании подрядчиком услуг собственными силами, а также условия об обязательном согласовании с заказчиком привлечения субподрядчиков нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ и может повлечь ограничение количества участников электронного аукциона.

Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается, в том числе, на положениях Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ).

Так, в соответствии с п. 1 ст. 706 ГК РФ подрядчик вправе привлекать к исполнению обязательства других лиц (субподрядчиков), если из закона или договора не следует, что работы должны выполняться лично подрядчиком.

Пункт 1 ст. 706 ГК РФ указывает на то, что в договор может быть включено требование о личном выполнении подрядчиком работы.

Кроме того, Закон № 44-ФЗ не содержит прямого запрета на включение в документацию о закупке условия о запрете привлечения субподрядчиков в ходе исполнения контракта.

На основании данных положений ГК РФ в правоприменительной практике сложилось мнение о правомерности включения в условия документации о закупке условия о запрете привлечения в ходе исполнения контракта субподрядчиков.

В качестве примера можно привести постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 июня 2015 г. № 13АП-8710/2015 по делу № А56-75576/2014, в котором суд пришел к выводу о том, что Закон № 44-ФЗ не запрещает включать в документацию об аукционе требования о выполнении работ подрядчиком лично без привлечения субподрядных организаций. Следует обратить внимание на тот факт, что в рамках указанного дела судом рассматривался вопрос о правомерности вывода о недопустимости включения в условия контракта подобных условий, сделанного УФАС по г. Санкт-Петербургу в решении от 13 октября 2014 г. по делу № 44-1975/14.

В решении Арбитражного суда Республики Калмыкия от 21 апреля 2014 г. по делу № А22-4831/2014, оставленном без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2015 г. № 16 АП-2455/2015, суд указал, что поскольку предметом спорной закупки является высокотехнологичное медицинское оборудование, поэтому целесообразно, чтобы все стадии исполнения контракта (монтаж, пусконаладочные работы и ввод в эксплуатацию) реализовывало одно лицо.

Следует обратить внимание, что суды в большинстве случаев при рассмотрении подобных дел в качестве обоснования своих решений ссылаются на позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 28 декабря 2010 г. № 11017/10: "запрет привлекать к исполнению муниципального контракта субподрядчиков представляет собой условие о способе и порядке исполнения договора подряда после проведения аукциона, а не требование к участникам размещения заказа о наличии у них производственных мощностей и других ресурсов, необходимых для выполнения работ, являющихся предметом контракта, на момент проведения аукциона".

Аналогичной позиции придерживается и Минэкономразвития России в своем письме от 11 декабря 2015 г. № Д28и-3620.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что установление в документации о закупке, проекте контракта ограничений на привлечение субподрядчиков в ходе исполнения контракта по решению антимонопольного органа может быть признано нарушением ч. 6 ст. 31, п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 33, ч. 23 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, а также ч. 1 - 3 ст. 17 Закона № 135-ФЗ.

Однако сложившаяся правоприменительная практика показывает, что существует большая вероятность отмены такого решения антимонопольного органа в случае его обжалования заказчиком в судебном порядке.

Таким образом, во избежание подобных споров как при рассмотрении жалобы на действия заказчика в антимонопольном органе, так при обжаловании вынесенного антимонопольным органом решения в судебном порядке не рекомендуется устанавливать в документации о закупке, проекте контракта запрет на привлечение в ходе исполнения контракта субподрядчиков, равно как и условие о согласовании привлечения субподрядчиков с заказчиком.