Как производится независимая экспертиза автомобиля после дтп. Страховая компания и независимая экспертиза – очередность обращения после ДТП

Любое происшествие на дороге – это неприятно и дорого, ведь в каждом ДТП всегда есть вероятность ущерба, в той или иной степени. Для того, чтобы он был возмещен страховой компанией, необходимо знать точную сумму ущерба.

На сегодняшний день существует несколько способов посчитать на какую сумму нужно будет потратиться, чтобы пострадавший в аварии автомобиль снова был на ходу и выглядел на все 100%.

До 2014 года у автолюбителей, пострадавших в ДТП было очень много проблем, связанных с возмещением ущерба. Это объяснялось тем, что страховые компании на своих экспертизах занижали стоимость повреждений, в результате чего пострадавший получал меньшую сумму выплат.

На сегодняшний день разработана единая система оценки, которой пользуются и страховые компании, и аварийные комиссары, а также независимые автоэксперты, имеющие лицензию на данные услуги для пострадавших в ДТП.

Единая система оценки представляет собой формулу, по которой оценщики могут рассчитать стоимость ремонта, а также учитывать коэффициент износа автомобиля, в зависимости от возраста и пробега ТС.

А вот страну производителя автомобиля учитывать не стали, поскольку многие крупные автозаводы имеют свои представительства в разных странах, и где именно была собрана данная модель, установить порой проблематично, а иногда и вовсе невозможно.

Какие же данные и критерии износа учитываются для того, чтобы оценить ущерб при ДТП и как это считают?

  1. Возраст транспортного средства считается по количеству полных лет с даты эксплуатации авто.
    Так, например, автомобиль, выпущенный в 2010 году, был продан только в 2012. Именно с этого времени будет отсчитываться срок его эксплуатации.
  2. Индивидуальный коэффициент износа.
    Его применяют в случае, если та или иная деталь автомобиля более изношена, нежели должна быть в соответствии с его возрастными данными. Так бывает, когда авто уже было в ДТП и ремонтировалось.
  3. Коэффициент износа не учитывается при восстановлении элементов безопасности, при неисправности которой автомобиль запрещено эксплуатировать.
    К этим элементам относятся:
    • вся тормозная система;
    • система рулевого управления;
    • все элементы оптики;
    • подушки и ремни безопасности.

Для того, чтобы не было расхождений в стоимости ремонта, цены на запчасти занесены в единый справочник, там же будут расценки на работы. Цены в справочниках актуальны и обновляются раз в полгода.

К сожалению, некоторых деталей в справочнике нет, в этих случаях стоимость восстановительного ремонта будет рассчитываться вручную. Здесь не будет применяться формула, а определение стоимости будет рассчитано по средней планке на основании ценовых предложений у дилеров автомобилей.

Данный документ снимает огромное количество споров и недоразумений у клиентов страховых компаний, а также позволяет экономить хорошие суммы для пострадавших на судебные иски.

Каков порядок проведения экспертизы

Для того, чтобы оценить ущерб авто после ДТП и получить полную сумму компенсации от вашего страховщика, проводится процедура экспертизы транспортного средства. Как правило, страховые компании предлагают для этого свои СТО, с которыми они сотрудничают на партнерских условиях, однако, намного надежнее делать сразу оценку у независимого эксперта.

Выбирать необходимо компанию, которая есть в реестре аккредитованных независимых экспертов и ни в коем случае не полагаться на мнение фирм-однодневок, которые пишут отчеты и пропадают вместе с вашими деньгами. Поэтому, выбор оценщика – это один из наиболее важных этапов этой процедуры и относиться к нему нужно максимально ответственно.

Отчет, в котором стоимость ущерба автомобиля после ДТП, предоставленный независимым экспертом в страховую компанию, считается наиболее адекватным документом, на основании которого будет определяться сумма выплаты. Она может проводиться с учетом износа и без оного, в зависимости от того, какой у вас полис ОСАГО.

Данная процедура, позволяющая оценить повреждения автомобиля, которые произошли в результате ДТП, должна проводиться согласно действующего законодательства и нормативных актов до начала любого рода ремонтных работ.

Готовим автомобиль к осмотру

Для того, чтобы эксперту не пришлось нервничать и ждать, авто можно подготовить заблаговременно для того, чтобы оценить его ущерб.

Какие требования должны быть выполнены?

  • машина должна быть чистой, что позволяет выявить дефекты всех её частей;
  • капот и задняя дверь (крышка багажника) должны открываться, а при невозможности этот момент стоит согласовать со специалистом до проведения экспертизы;
  • в багажном отсеке должно быть пусто, если он имеет повреждения;

Каков порядок действий организатора независимой оценки авто?

Процедура происходит так:

  1. Обращаемся в организацию, которая будет проводить оценку. Специалисты должны быть зарегистрированы в союзе оценщиков и иметь аккредитацию на свои услуги.
  2. Согласуем с независимой экспертизой дату, место и время процедуры, где будет производиться оценка авто после дорожно-транспортного происшествия.
  3. В данном мероприятии, как правило, есть другие заинтересованные лица, а именно: виновник инцидента, страховой агент, работники ГИБДД. Всех их следует пригласить посредством телеграммы с уведомлением о вручении. Заказчик независимой экспертизы самостоятельно отправляет телеграмму с уведомлением, и получает на руки копии телеграмм с телеграфа с мокрой печатью. Сроки отправления телеграммы: если второй участник ДТП проживает в одном городе с вами, то телеграмма отправляется за 3 дня до мероприятия по оценке ущерба, а если иногородний – то до 6 рабочих дней.
  4. Экспертиза будет начата в любом случае, если организатор оценки авто предоставит специалистам и страховщикам копии телеграмм (подтвердит отправку приглашения).
  5. Предоставляем документы о регистрации автомобиля, документы о повреждениях, и, само собой, транспортное средство на осмотр. После чего оценивается состояние ТС согласно всем установленным нормативам, актам и формулам рассчета.
  6. После того, как оценка будет завершена, все данные будут занесены в акт. Организатор должен ознакомиться с ними и подписать, если никаких дополнительных замечаний не выявлено.
  7. Далее, оценочная фирма на основании подписанного акта может посчитать размер повреждений автомобиля, которые подлежат возмещению.

Стоит отметить, что стоимость независимой экспертизы, в том числе и отправка телеграмм должна быть также компенсирована страховой компанией виновника дорожного инцидента.

Как самостоятельно просчитать ущерб автомобиля?

На сегодняшний день, всемирная паутина предоставляет массу возможностей для проверки той или иной информации, достаточно только всерьез подойти к данному вопросу. Никто не говорит, что независимая экспертиза может быть ошибочна, но всегда есть возможность узнать все ли правильно сделал эксперт, и ущерб рассчитан с учетом износа, или же без него?

На сайтах независимых экспертов существуют сервисы, которые позволяют рассчитать стоимость автомобиля после ДТП с учетом износа и без него. Для этого достаточно ввести год выпуска и пробег в существующую форму и получить данные.

Этим летом мой коллега публиковал пост () по мотивам тематического подкаста, в котором я принимаю участие в качестве эксперта.

Основной вопрос, который волнует водителя после любого ДТП - это размер повреждений. Как его определить и какую диагностику проводят эксперты - об этом и поговорим.

Куда ехать после оформления ДТП

После того, как все документы оформлены, а водитель обратился в страховую компанию, страховщик обязан в течение пяти дней назначить время и место проведения осмотра автомобиля для оценки повреждений.

Время проведения оценки машины назначается с учётом графика работы страховой и экспертной организации. Если повреждения настолько сильные, что своим ходом до места доехать невозможно, то состояние автомобиля оценивается на месте нахождения машины (там, куда её отвёз эвакуатор).

На этом этапе, если водитель согласен с результатами оценки и суммой компенсации, он получает выплату. А если компромисс не достигнут, тогда автовладелец вправе обратиться к независимым экспертам.

Что нужно знать о независимой экспертизе

К независимым экспертам обращаются не только в случае проблем со страховыми выплатами. К помощи специалистов может прибегнуть и виновник аварии, если он не согласен с суммой ущерба, также независимые эксперты могут понадобиться при расследовании причин ДТП, для установления скрытых повреждений и определения перечня необходимых восстановительных работ после ДТП.

Согласно закону , в качестве независимого эксперта может выступать только дипломированный техник, внесённый в федеральный реестр. Если дело доходит до суда, то услуги эксперта оплачивает проигравшая сторона.

Важно помнить, что для проведения независимой экспертизы нужно соблюсти некоторые условия. Во-первых, от момента аварии до начала работы эксперта не должно изменяться техническое состояние машины. Во-вторых, оценочные работы должны проводиться в светлое время суток либо в хорошо освещённом помещении. В-третьих, специалист должен иметь соответствующие документы, подтверждающие, что он имеет право заниматься экспертной деятельностью.

Страховая компания не имеет права отказаться принимать результаты независимой экспертизы, так же как и не может запретить водителю её провести. Такая экспертиза может быть назначена в любое время, но лучше всего воспользоваться ей сразу после ДТП.

До введения единой методики расчёта эксперты от страховых компаний считали кто во что горазд. При этом независимые эксперты, которых привлекал клиент, производили расчеты по-разному, как правило, их оценки оказывались выше, чем размер ущерба, пусть и незначительно. В итоге наблюдался сильный разброс: одни хотели меньше заплатить, а другие – больше получить.

С внедрением в РСА единой методики расчёта взаимоотношения «клиент - страховщик» стали более ожидаемыми и приемлемыми для обеих сторон, но разногласия остались. Мы считаем, что ситуацию изменит натуральная форма компенсации в виде ремонта машины.

Не менее важно, чтобы клиент понимал, что выплаты по ОСАГО и КАСКО могут кардинально отличаться. В законе об ОСАГО четко прописано, что выплата производится по среднерыночным ценам в месте эксплуатации транспортного средства. В КАСКО же есть возможность выбора СТОА: ремонт у «официалов», СТО по выбору страховщика/страхователя и т.д.

Как будут оценивать ущерб

Для оценки технического состояния машины, в соответствии с законодательством, назначается автотехническая экспертиза. В перечень работ входят: процедуры, которые устанавливают видимые и скрытые повреждения, причины ДТП, экспертиза дорожных условий и т.д. После проведения этих работ восстанавливается целостная картина, на основе которой и делаются выводы по всем спорным вопросам и сумме компенсации.

При проведении оценки ущерба, в первую очередь специалисты должны убедиться в исправности всех узлов и механизмов машины до ДТП, чтобы быть уверенными, что к аварии привела не поломка. Кроме того, прежде, чем приступить к ремонту, эксперты должны провести грамотную дефектовку повреждений кузова.

Для того, чтобы выбрать определённые виды ремонта для конкретных деталей, сотрудники СТО, а также сами независимые эксперты используют различное программное обеспечение (например, БД автомобильных деталей с подробными рекомендациями производителей по их ремонту).

Во время определения степени повреждений автомобиль загоняют на специальный стенд, на котором проводят развал-схождение и определяют дефекты в подвеске. Специалисты также работают с геометрией кузова, сравнивая все зазоры и щели с соответствующей базой данных, используют приборы, которые помогают определить сколы и царапины, измеряя толщину покраски.

Итак, что требуется для оценки повреждений автомобиля:

  • Обратиться в страховую, договориться о времени и месте осмотра машины
  • Предоставить автомобиль в назначенное время
  • В случае несогласия с результатами осмотра специалистом от страховой обратиться к независимым экспертам.
  • Предоставить независимому специалисту свой паспорт, паспорт и свидетельство о регистрации на ТС, справку из ГИБДД и акт осмотра автомобиля предыдущим экспертом (если осмотр проводился).
Далее эксперты, используя соответствующее оборудование, проводят необходимые работы, оценивают ущерб, полученный во время ДТП, и выдают соответствующее заключение. С этим документом водитель может работать и со страховой, и с судом, если вдруг дело до него дойдёт.

Если Вы все таки попали в ДТП и не являетесь виновником аварии, то Вам возмещать ущерб будет страховая компания виновника по ОСАГО или если сумма покрытии выходит за рамки страхового возмещения (как правило это по ОСАГО 120 тыс.руб.), то сумма возмещения также ляжет и на виновника аварии самого.

Процесс протекает следующем образом:

Инспектор ДПС, оформив ДТП, выдает Вам справку об аварии, справку о не возбуждении уголовного дела, плюс у Вас должно быть извещение о ДТП (прилагается к полису ОСАГО и заполняется собственноручно Вами).

С этим комплектом документов Вы обращаетесь в страховую компанию виновника, и Вам назначают «независимую оценку автомобиля» в компании, работающей с данной страховой компанией по договору. Эксперту данной организации вы предоставляете автомобиль для осмотра, комплект документов и реквизиты банка в котором у Вас открыт счет, зафиксировав все повреждения, связанные с данным ДТП направляет свой отчет в страховую компанию виновника. По истечении определенного времени Вы получаете денежные средства на Ваш расчетный счет.

Как правило, сумма, выплаченная Вам за ущерб, будет меньше реальной суммы восстановительного ремонта. Объяснятся это тем, что эксперт не объективен, оценку он производит не для вас, а для страховой компании, которая заинтересована в итоговой стоимости.

Так как по закону оценка осуществляется с учетом износа заменяемых деталей (то есть, если детали подлежат замене, то со стоимости новых деталей берется процент износа, который рассчитывается по установленным формулам и зависит от многих факторов), то эксперт, манипулируя факторами, считает этот износ выгодный страховой компании виновника. В таком случае, чтобы получить достойную денежную компенсацию Вам нужно будет обратится в независимую экспертизу, не относящуюся к страховой компании и на чьё мнение не будут влиять.

Независимая автоэкспертиза должна быть сделана по всем стандартам ФСО оценочной деятельности, в отчете об оценке должны быть указаны сведения о членстве в СРО, страховой полис ответственности.

При составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов:

1. в отчете должна быть изложена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки (принцип существенности);

2. информация, приведенная в отчете об оценке, использованная или полученная в результате расчетов при проведении оценки, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки, должна быть подтверждена (принцип обоснованности);

4. состав и последовательность представленных в отчете об оценке материалов и описание процесса оценки должны позволить полностью воспроизвести расчет стоимости и привести его к аналогичным результатам (принцип проверяемости);

5. отчет об оценке не должен содержать информацию, не использующуюся при проведении оценки при определении промежуточных и итоговых результатов, если она не является обязательной согласно требованиям федеральных стандартов оценки и стандартов и правил оценочной деятельности, установленных саморегулируемой организацией, членом которой является оценщик, подготовивший отчет (принцип достаточности).

6. Отчет-это документ с которым Вы можете придти в суд и отстаивать свои права о возмещение реальной суммы ущерба.

Сколько времени займет экспертиза?

При оценке транспортных средств мы используем методику, позволяющую осуществлять оценку максимально точно и быстро. Это даст вам возможность начать восстановительные работы уже через два - четыре дня после проведения экспертизы. Наши сотрудники проводят оценку т.с. согласно действующему законодательству РФ, и оспорить ее результаты практически невозможно.

Как происходит оценка ущерба после ДТП

1. заключается договор оказания услуг по оценке;
2. согласовывается место, дата и время осмотра т.с.;
3. направляется телеграмма противоположной стороне, приглашающая присутствовать на осмотре т.с., а также уведомление представителя страховой компании о времени и месте осмотра;
4. составляется акт осмотра автомобиля (с обязательным приложением фотографий повреждений т.с.);
5. выполняются расчеты для определения размера ущерба т.с.;
6. Оформляется отчет об оценке нашими специалистами;
7. отчет передается заказчику;

Оценка ущерба ДТП

В последнее время многие страховые компании обанкротились и лишились лицензий на страховую деятельность. Если Ваш автомобиль пострадал в ДТП, а гражданская ответственность виновника застрахована страховой компанией банкротом или той, у которой отозвана лицензия, то в этом случае выплату ущерба от ДТП осуществляет Российский Союз Автостраховщиков (РСА)

Особенность независимой автоэкспертизы (оценка ущерба после ДТП) для РСА заключается в том, что потерпевший может самостоятельно определить независимую автоэкспертизу для оценки ущерба, нанесенному Вашему автомобилю. Оплату услуг независимой автоэкспертизы возлагается на РСА на основании представленных платежных документов. Если предполагаемый размер ущерба выше лимита ответственности, на который застрахован виновник ДТП, то на осмотр аварийного автомобиля должен приглашаться виновник ДТП.

Оценка ущерба автомобиля

Позиция почти всех страховых компаний в отношении того, как подсчитать стоимость деталей, требующихся для восстановления т.с. сильно бьет по кошельку автовладельца в случае наступлении страхового случая.

Оценка ущерба авто заключается в том, что размер ущерба нужно уменьшить на величину физического износа транспортного средства подлежащего восстановлению. К примеру: после проведения экспертизы, по расчетам эксперта, транспортное средство изношено на 50% к моменту наступления страхового случая. А значит и стоимость деталей, которые потребуются для восстановления т.с., следует уменьшить в два раза, по сравнению с рыночной ценой. При этом страховщики ссылаются на норму, которая существует в статье 63 ПП №26. Однако, прочитав эту статью, мы видим что: «При определении размера восстановительного ремонта учитывается износ частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при восстановительных работах».

Очевидно, что там нет ни слова об учёте износа деталей, которые подлежат замене, то есть, получивших повреждения при наступления страхового случая. В статье идет речь об учете износа тех деталей, которые будут использоваться при проведении восстановительных работ, то есть деталей, устанавливаемых на автомобиль в процессе проведения ремонта. А это большая разница.

После того, как проведена оценка ущерба дтп, все свои незаконные действия и недоплаты страховые компании оправдывают указом Думы. На самом деле они должны руководствоваться соответствующими нормами Гражданского Кодекса. В частности статьей 15, возмещение убытков: «Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также не полученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).»

По примерным оценкам на сегодняшний день большинство потерпевших получают лишь половину компенсации при наступлении страхового случая. А восстановление своего автомобиля вынуждены проводить в гаражах или небольших автосервисах.

Оценка ущерба авто и ОСАГО

Всегда помните что у вас есть право самостоятельно организовать независимую автоэкспертизу. Вы в праве проводить её там, где вам угодно и когда годно. На проведение экспертизы у вас есть три года. По Законодательству Российской Федерации любая страховая компания обязана провести все страховые выплаты по составленной нами калькуляции.

В свою очередь страховая компания должна провести экспертизу (в срок не более чем пять дней). Причем только при получении от вас письменного заявления. Однако в этом случае страховая компания является фактически собственником результатов проведенной экспертизы, да еще и не обязана ознакамливать вас с результатами экспертизы, по которым будет проведена оценка ущерба авто. Ей достаточно сообщить вам размер выплаты, которую кампания намерена провести?!

О своем намерении обратиться за выплатой вы обязаны уведомить страховую компанию (можно отправить по факсу заполненное извещение в пятнадцатидневный срок) а за тем, выбирая независимую оценочную компанию, вы должны показать свой автомобиль представителю страховой компании, а не доставлять его на осмотр. Время и место проведения осмотра представитель страховой обязан согласовать с вами заблаговременно. Независимая автоэкспертиза поможет вам подсчитать УТС (утрату товарной стоимости). А страховая компания обязана будет вам заплатить.

Если оценка ущерба авто, проведенная страховой вас не устроила, не расстраивайтесь - просто воспользуйтесь услугами Судебной Лаборатории Экспертизы и Оценки. Наша рекомендация - не ремонтировать автомобиль до получения вами денег.

Правила назначения и проведения автоэкспертизы после ДТП для получения устанавливают ст. 12 и 12.1 Закона об ОСАГО, а также Правила обязательного страхования. По могут быть свои отличия, определяемые конкретной страховой компанией, но принципы такие же.

Когда в ДТП повреждено имущество, для определения обстоятельств возникновения повреждений и установления размера ущерба в течение 5 дней предоставить свой автомобиль для осмотра и/или технической автоэкспертизы. Если автомобиль передвигается своим ходом, обычно осмотр проводится сразу, когда потерпевший приезжает подавать документы.

Если имущество невозможно отвезти страховщику, например, потому что ТС получило серьёзные повреждения, из-за которых не может передвигаться или пострадало недвижимое имущество, то об этом необходимо указать при написании заявления о выплате. В этом случае эксперт обязан выехать к месту нахождения имущества и провести экспертизу там. Срок тот же – 5 дней.

Если повреждённое имущество находится в удалённых, труднодоступных местах, то договором страхования могут быть установлены дополнительные сроки, для проведения осмотра, обычно не больше 10 дней.

Осмотр авто виновника

Если же осмотр имущества пострадавшего не позволил достоверно определить факт наступления , то страховщик может в течение 10 дней после подачи потерпевшим заявления о выплате потребовать для осмотра и автомобиль виновника.

Итог исследования

После проведения экспертизы страховщик обязан дать потерпевшему по его письменному заявлению ознакомиться с результатами. На документе об итогах исследования ставятся подписи страховщика, потерпевшего, эксперта. Платит за экспертизу всегда её заказчик, за исключением случаев, когда между потерпевшим и СК есть отдельные договорённости на этот счёт.

Задержка с осмотром со стороны потерпевшего

Если в указанный срок пострадавшая сторона не предоставила своё имущество для оценки, срок может быть перенесён по договорённости между СК и потерпевшим. Но при этом страховщик вправе и продлить срок для принятия решения о возмещении, на время, не превышающее срок задержки по вине потерпевшего. Максимальный срока задержки – 20 дней. Об этом страховщик должен в письменном виде сообщить потерпевшему.


Если же потерпевший «продинамит» и вторую назначенную дату, то страховщик имеет право даже без рассмотрения вернуть заявление о выплате вместе с документами. Если потерпевший после этого повторно подаст документы, то все сроки (предоставления на осмотр, выплаты и т. д.) будут отсчитываться заново.

Причём потерпевший не вправе самостоятельно заказывать автоэкспертизу, если он не предоставляет своё имущество страховщику. Но даже если проведёт «свою» экспертизу, то её результаты не будут приниматься для страховой выплаты.

Отсюда можно сделать важный вывод: контактируйте с СК и не забывайте о своей обязанности предоставить повреждённое имущество для осмотра. Если не можете выполнить его сразу – договаривайтесь со страховщиком. Здесь уже он будет обязан пойти вам навстречу.

Почему нельзя ремонтировать машину до экспертизы

Если повреждённое имущество будет до осмотра (экспертизы) отремонтировано или утилизировано, причём это помешает определить размер ущерба и факт наступления страхового случая, то выплате возмещения частично, а иногда и полностью, может быть отказано. Помните, что если ремонт не мешает оценить ущерб и установить наступление страхового случая, то в компенсации отказать СК не вправе.


Например, если потерпевший самостоятельно заменил до осмотра фару, СК не может отказать в ремонте сломанного бампера и помятого крыла, потому что замена фары не влияет на другие повреждённые детали. Но, скорее всего, со страховщиком возникнет спор по этому поводу, поэтому лучше ничего не ремонтировать.

Когда и почему проводят экспертизу и кто должен её организовывать

Очень часто «экспертизой от СК» называют осмотр, который проводится сотрудником страховой компании, необязательно имеющим квалификацию эксперта. Естественно, не всегда результат такой оценки соответствует реальности. Но это не автоэкспертиза!

Проводиться исследование может как частным техником-экспертом, так и специализированной экспертной организацией. Лицо, проводящее экспертизу, должно иметь советующую аттестацию, что подтверждается тем, что оно включено в государственный реестр техников-экспертов.

Эксперты-техники отвечают за правильность результатов, и обязаны компенсировать убытки, причинённый из-за их неверного заключения. Поэтому у специалиста, даже проводящего исследование по заказу СК, есть серьёзный стимул говорить только соответствующую действительности информацию.

Примечание. Когда потерпевший в споре со страховой доходит до суда, проходит уже судебная автоэкспертиза, но по тем же правилам, что и обычная.

Виды исследований

Автотехнические экспертизы очень разнообразны. Их обычно разделяют на:

  • экспертизу обстоятельств происшествия;
  • экспертизу техсостояния автотранспортных средств;
  • исследование дорожных услови й;
  • трасологическую ;
  • автотовароведческую .

Для принятия решения по ОСАГО, как правило, проводят автотовароведческую, которая и определяет размер ущерба. Изредка к ней добавляется трасологическая – по следам выясняются обстоятельства происшествия. Остальные типы экспертиз используются обычно при , ведении следствия или в суде.

Первичная, повторная и дополнительная экспертизы – в чём разница?

Вначале проводится первичная экспертиза. Если одна из сторон не согласна с её результатом, назначается повторная автоэкспертиза. Проводится она обязательно уже другой организацией (другим экспертом), но цели исследования одни и те же.


А вот если возникают дополнительные вопросы, то назначается дополнительное исследование. Оно может быть проведено и после первичной, и после повторной экспертиз.

При повторной экспертизе вторая сторона должна быть заранее письменно предупреждена организатором о её проведении. А эксперту обязательно предоставляются сведения о предыдущем исследовании.

Если инициатор нового исследования согласен с содержанием имеющегося акта осмотра (но не согласен с выводами), то осмотр ТС «вживую» необязателен, исследование может быть выполнено на основании имеющихся документов, но это обязательно должно быть указано в отчёте. Это позволяет проводить экспертизу, даже когда авто уже отремонтировано.

Для чего нужна экспертиза

Экспертная оценка при ДТП проводится для выяснения:

  • обстоятельств нанесения вреда ТС;
  • повреждений ТС и причин их возникновения;
  • технологии и методов ремонта;
  • стоимости восстановления ТС.

Объекты исследования

Объекты независимой техэкспертизы это в первую очередь транспортное средство потерпевшего (его остатки) и других участников происшествия, а также любые объекты, имеющие отношение к ДТП и необходимые для определения обстоятельств и причин возникшего ущерба.

Основания для проведения

При проведении экспертизы обязательно нужны такие документы:

  • регистрационные документы на ТС;
  • бумаги о ДТП , переданные страховщику потерпевшим, в том числе ;
  • направление на экспертизу (если между лицом, проводящим исследование, и страховщиком существует договор, например, у Ингосстраха существует сеть экспертов-партнёров, которые не только проводят оценку, но и могут принимать заявление о выплате);
  • другие документы , относящиеся к происшествию.

Между лицом, заказывающим экспертизу и её исполнителем всегда должен быть оформлен договор.

Права и обязанности эксперта

Проводящий экспертное исследование имеет право запрашивать и, соответственно, получать от СК и потерпевшего дополнительные сведения, а также привлекать к расследованию других экспертов.


При этом он обязан заранее сообщать сторонам, заинтересованным в проведении исследования, о невозможности своего участия в нём в случае возникновения соответствующих обстоятельств, сохранять документы и исследуемые объекты, не разглашать конфиденциальную информацию, а также результаты исследования.

Кто имеет право быть экспертом – реестр независимых экспертов по результатам ДТП

Каждый эксперт-техник для того, чтобы его исследования имели законную силу, должен пройти аттестацию в Межведомственной аттестационной комиссии (МАК), которая проверяет его знания и умения.

При успешном прохождении испытания выдаются соответствующие документы, а сам эксперт вносится в Госреестр техников-экспертов. Скачать официальный список экспертов-техников, внесённых в реестр, можно на сайте Министерства Юстиции .

РСА проводит свою дополнительную добровольную аккредитацию экспертов, посмотреть списки прошедших её можно по этой ссылке .


Наличие эксперта в Госреестре означает его право на осуществление профессиональной деятельности, а аккредитация РСА показывает, что Комиссия РСА гарантирует, что конкретный специалист обладает достаточными навыками и знаниями для проведения независимой экспертизы для выплаты по .

Проверять наличие действующей аттестации у эксперта очень важно, ведь без неё его заключение просто будет признано недействительным СК, судом, другими официальными организациями.

Кто не может проводить оценочную экспертизу

Экспертная организация или частный эксперт-техник не имеют права проводить экспертизу, если они являются учредителем, собственником, учредителем, клиентом или сотрудником страховщика, или когда страховщик является тем же по отношению к компании, занимающейся экспертизой.


А также исследование невозможно, если даже хотя бы один из экспертов организации, не говоря уже о непосредственном исполнителе процедуры расследования, приходится близким родственником потерпевшему.

Сколько стоит

Стоимость автоэкспертизы в общем случае зависит от региона и организации, проводящей её. Уже в каждой компании стоимость, как правило, будет изменяться вместе с:

  • типом экспертизы ;
  • срочностью проведения;
  • размером повреждения ;
  • объёмом исследования ;
  • вариантом оформления ;
  • заказом дополнительных расчётов ;
  • типом ТС (грузовое/легковое/спецтехника);
  • местом осмотра .

В среднем на экспертное исследование по оценке ущерба придётся потратить от 3 до 10 тыс. руб.

Результат исследования

Итогом экспертизы всегда является письменное экспертное заключение. В нём должно содержаться:

  • полные сведения об исполнителе , как юр. лице или ИП;
  • номер заключения и дату его написания;
  • реквизиты и название документа , являющегося основание для проведения экспертизы;
  • сведения о потерпевшем ;
  • список и описание обследованных объектов , особенно полно указывается информация о ТС, указываются источники сведений (документы, личный осмотр);
  • дата ДТП ;
  • сведения о документах, имеющих отношение к ДТП и исследованию , в первую очередь, данные страхового полиса и сведения о страховщике;
  • вопросы, поставленные эксперту ;
  • перечень средств и инструментов , использовавшихся для исследования;
  • описание проделанных действий ;
  • ограничение применения полученных результатов;
  • прямые выводы по заданным вопросам и по исследованию в целом;
  • выводы , сделанные в ходе исследования, получение которых не являлось целью экспертизы (пишутся всегда в конце).

На каждый поставленный перед экспертом вопрос должен быть дан однозначный, понятный ответ. Если такой ответ дать невозможно, указываются причины этого. Пишутся ответы в такой же последовательности, как и вопросы.

Оформление экспертного заключения

Заключение подписывает эксперт-техник, непосредственно выполнявший работы по исследованию, а когда заключение составляется от имени организации, то и её руководитель. В последнем случае также ставится печать компании.


Заключение сшивается (причём должно быть указано количество листов), и вручается заказчику экспертизы лично или направляется по почте. Документация по экспертизе хранится о проводившего её лица три года.

Как самому организовать экспертизу

Если потерпевший не согласен с результатом экспертного исследования, проведённой по заказу СК, он может организовать исследование самостоятельно. Иногда автоэкспертиза требуется для определения суммы взыскания . Сейчас я расскажу, как правильно её провести.

Шаг первый – выбираем исполнителя

Очень важно доверить экспертизу квалифицированному специалисту. В первую очередь, конечно, надо обратить внимание, чтобы эксперт, который будет проводить исследования состоял в Госреестре, желательно был аккредитован РСА.

Неплохо будет изучить отзывы об оценщике. Проще всего найти их в интернете на различных специализированных сайтах и тематических форумах. Не гонитесь за слишком низкой ценой, или обещанием насчитать максимальный ущерб. Главное, чтобы экспертиза была выполнена точно в соответствии с нормативно-правовыми актами.


Но переплачивать тоже ни к чему. Экспертные компании обычно выкладывают на своих сайтах информацию о ценах, изучите их. У некоторых фирм даже можно рассчитать стоимость исследования онлайн.

Проверяйте, чтобы эксперт (экспертная компания) не подпадал под ограничения, связанные с возможностью заинтересованности, то есть не был сотрудником СК и т. п.

Шаг второй – заключаем договор

Между заказчиком и экспертом (организацией) обязательно заключается договор об услуге. После этого проходит оплата. Обычно компании предоставляют возможность оплатить различными способами. Платёжные документы необходимо сохранить.

Стороны договариваются о месте и времени проведении. Надо стараться, чтобы осмотр проводился в сервисе, где имеется необходимое оборудование, достаточное освещение и т. п.

Шаг третий – оповещаем оппонента

Если экспертиза повторная, то её заказчик должен уведомить страховщика (потерпевшего, если организует СК), о месте и времени её проведения. Обычно это делается телеграммой или заказным письмом с уведомлением.

Шаг четвёртый – прохождение экспертизы

От потерпевшего требуется предоставить повреждённое имущество. Автомобиль должен быть чистым, чем меньше в нём будет посторонних предметов, тем лучше. Если есть вероятность возникновения дополнительных повреждений, или разрушения следов аварии (например, краски, оставшейся от второго авто) в результате мойки, от неё лучше воздержаться.


Для экспертизы нужны все документы, относящиеся к аварии, а также бумаги на автомобиль, исследование начинается с их изучения. Далее проходит собственно осмотр. Обязательно фиксируются VIN-номер и гос. знаки, записывается пробег.

Вначале изучаются видимые повреждения. При необходимости проводится частичная разборка, снимаются детали для обеспечения доступа к скрытым повреждениям. Исследование обычно сопровождается фотофиксацией.

Полезный совет. Если при осмотре обнаружатся внешние повреждения, не указанные в документах о ДТП, найдите автоинспектора, оформлявшего аварию, и попросите дописать эти повреждения. Иначе доказать получение их именно в расследуемом ДТП будет непросто.

Расчёты сейчас, как правило, проводятся с использованием соответствующего программного обеспечения. ТО есть эксперт вводит исходные данные, программа выдаёт результат, в том числе износ, стоимость ремонта, УТС и т. д.

Шаг пятый – получаем результат

По результатам исследования составляется экспертное заключение, которое вручается заказчику. Без него исследование не может называться независимой автоэкспертизой, а является осмотром, оценкой, чем угодно, только не экспертизой. Уделите внимание этому, потому что в некоторых экспертных организациях для получения отчёта в виде заключения необходимо доплачивать.


Это заключение уже можно использовать как обоснования требования той или иной суммы возмещения: со страховой компании, с причинителя вреда как в досудебном порядке, так и в суде.

  • не ремонтируйте авто до проведения осмотра ;
  • требуйте от страховщика направления на экспертизу , если несогласны с результатом осмотра;
  • выбирайте эксперта, состоящего в Госсреестре , а ещё лучше, прошедшего добровольную аккредитацию в РСА;
  • проверяйте правомерность проводимого по назначению СК исследования , помните о ситуациях, когда эксперт не вправе проводить осмотр;
  • не забудьте уведомить СК о повторной экспертизе.

Заключение

Главный вывод, который нужно сделать – осмотр, проводимый страховщиком это не экспертиза. Но если потерпевший не согласен с итогом осмотра, то страховщик обязан заказать независимая экспертиза, которая проводится только квалифицированным экспертом-техником. Самостоятельно организовывать экспертное исследование потерпевшему нужно далеко не всегда.

Не всё понятно по статье? Спрашивайте в комментариях. Там же можете рассказать о своём опыте в прохождении автоэкспертиз.

А сейчас предлагаю посмотреть видео на эту тему. Независимая экспертиза после ДТП. Секреты прохождения!

Примечание. Поправки к видео:

  • сейчас у СК 20 дней на принятие решения о выплате (когда клиент самостоятельно организует ремонт – 30 дней);
  • потерпевший не может по своему желанию выбирать в какую страховую обращаться.

П.С.: На фотографиях – Honda Accord. Взял с этой страницы: drive2.ru/l/464956530425332767.