Должностная инструкция госслужащего образец. Правовые основы обязанностей государственного служащего

Должностная инструкция юриста

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

юриста

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность юриста (далее - Работник) _____"____________" (далее - Работодатель).

1.2. Работник назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом Руководителя Работодателя.

1.3. Работник подчиняется непосредственно ______________________________.

1.4. На должность Работника назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (юридическое) образование и стаж работы по специальности ____ лет (без предъявления требований к стажу работы).

1.5. Работник должен знать:

Нормативные и методические материалы, регламентирующие производственно-хозяйственную деятельность Работодателя

Арбитражное процессуальное, гражданское процессуальное право, основы уголовно-процессуального права

Гражданское, предпринимательское, коммерческое, административное, трудовое, финансовое, налоговое, _________, иные отрасли законодательства РФ

Профиль, специализацию и особенности структуры организации

Порядок заключения и оформления хозяйственных договоров, коллективных договоров, тарифных соглашений

Этику общения с государственными органами, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами

Структуру государственных органов, органов местного самоуправления, судебных органов

Экономику и организацию производства, труда и управления

Стандарты делопроизводства по правовым документам

Основы администрирования

Правила и нормы охраны труда

Правила по производственной санитарии и противопожарной безопасности

Требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ (услуг), к рациональной организации труда на рабочем месте.

1.6. В период временного отсутствия Работника его обязанности возлагаются на ___________________________.

2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Работник осуществляет:

Правовую экспертизу договоров, соглашений, иной документации

Принимает участие в переговорах, разрабатывает проекты договоров и приложений к ним, соглашений, протоколов и прочей документации в ходе деятельности Работодателя

Разработку учредительных документов Работодателя, внесение изменений в учредительные документы

Подборку нормативных правовых актов, необходимых для осуществления функций и обязанностей структурных подразделений и отдельных работников Работодателя

Проверку документов, представляемых на подпись Руководителю Работодателя, на соответствие их действующему законодательству РФ

Разрабатывает локальные нормативные акты Работодателя

Претензионную работу по требованиям третьих лиц к Работодателю, а также представляет Работодателя в судах, выступая в качестве представителя истца, ответчика, заявителя, готовит исковые заявления, заявления, жалобы, ходатайства и иные документы и материалы для разрешения дела в суде

Подготовку заявок, заявлений и других документов для получения лицензий, разрешений и других документов, необходимых для осуществления деятельности Работодателя

Письменное и устное консультирование работников Работодателя по различным правовым вопросам, оказывает правовую помощь в составлении юридических документов

- ____________________________________________________.

3. ПРАВА РАБОТНИКА

3.1. Работник имеет право на:

Предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором

Рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором

Полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте

Профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами

Получение материалов и документов, относящихся к своей деятельности, ознакомление с проектами решений руководства Организации, касающимися его деятельности

Взаимодействие с другими подразделениями Работодателя для решения оперативных вопросов своей профессиональной деятельности.

Представлять на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по вопросам своей деятельности.

3.2. Работник вправе требовать от Работодателя оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКА

4.1. Работник несет ответственность за:

4.1.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в соответствии с действующим трудовым законодательством.

4.1.2. Нарушение правил техники безопасности и инструкции по охране труда.

4.1.3. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности Работодателя и его работникам.

4.1.4. Правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством РФ.

4.1.5. Причинение материального ущерба - в соответствии с действующим законодательством РФ.

5. УСЛОВИЯ РАБОТЫ

5.1. Режим работы Работника определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными Работодателем.

5.2. В связи с производственной необходимостью Работник обязан выезжать в служебные командировки (в т.ч. местного значения).

Должностная инструкция юрисконсульта

Чем полезна профессия юрисконсульта? Прежде всего тем, что развивает в человеке следующие личностные качества, интересы, склонности:

  • высокий уровень развития понятийного мышления (способность понимать и воспринимать различные термины, владение научными понятиями)
  • аналитическое, логическое мышление
  • высокий уровень долговременной и кратковременной памяти
  • хорошее развитие устойчивости внимания и концентрации (способность сосредоточиваться в течение длительного времени на определенном типе деятельности)
  • способность убеждения
  • вербальные способности (умение понятно и правильно изъясняться)
  • склонность к исследовательской деятельности
  • коммуникативные навыки (навыки взаимоотношений с людьми)
  • высокий уровень дедуктивного мышления (умение мыслить к частному от общего)
  • хорошие познания в разных сферах наук
  • умение вести переговоры
  • способность к адекватному, всестороннему восприятию ситуации
  • аккуратность
  • организованность
  • эрудированность
  • уверенность в себе
  • деловая хватка
  • порядочность и честность
  • объективность
  • ответственность
  • хорошая интуиция
  • коммуникабельность
  • энергичность
  • психическая и эмоциональная устойчивость
  • стремление к самосовершенствованию
  • принципиальность, настойчивость
  • работоспособность и умение быстро восстанавливаться.
  • Смотрите также: Трудовой договор с юрисконсультом

    Образец должностной инструкции (обязанностей) юрисконсульта

    УТВЕРЖДАЮ

    Генеральный директор

    Фамилия И.О. ________________

    «________»_____________ ____ г.

    1. Общие положения

    1.1. Юрисконсульта относят к категории специалистов.

    1.2. Юрисконсульта назначают на должность и освобождают от нее по приказу генерального директора компании.

    1.3. Юрисконсульт непосредственно подчиняется начальнику юридической службы предприятия/генеральному директору.

    1.4. Во время отсутствия юрисконсульта его обязанности и права переходят к другому должностному лицу, о чем объявляют в приказе организации.

    1.5. Назначается на должность юрисконсульта лицо, которое отвечает следующим требованиям: юридическое высшее образование, стаж аналогичной работы от 2 лет, знание предпринимательского, гражданского, трудового, административного, процессуального, финансового (гражданского и арбитражного) отраслей права.

    1.6. Юрисконсульт руководствуется в собственной деятельности:

    Данной должностной инструкцией

    Законодательными актами Российской Федерации

    Правилами внутреннего трудового распорядка, Уставом компании, прочими нормативными актами компании

    Распоряжениями и приказами начальства.

    2. Должностные обязанности юрисконсульта

    Юрисконсульт выполняет такие должностные обязанности:

    2.1. Обеспечивает регистрацию эмиссий ценных акций, юридических лиц, внесение в учредительные документы изменений производит разработку учредительных документов определяет правовые основания для органов предприятия.

    2.2. Проводит визирование проектов документов проверку соответствия проектов инструкций, приказов, положений и прочих документов правового характера, представляемых на подпись начальнику предприятия, законодательству проверку исполнения этапов согласования с ответственными работниками проектов документов выдачу предписаний об отмене актов или внесении в них изменений, которые обусловлены изменением федерального законодательства, ответственным работникам предприятия.

    2.3. Проводит на предприятии договорную работу: проверяет соответствие проектов договоров, которые представляются предприятию контрагентами законодательству разрабатывает проекты договоров обеспечивает нотариальное государственную регистрацию или удостоверение отдельных видов договоров.

    2.4. Ведет на предприятии претензионную работу. обеспечивает учет претензий, которые от контрагентов поступают, рассмотрение их подготавливает ответы на поступившие претензии и принимает решения: удовлетворить или отказать в удовлетворении поступивших претензий проводит подготовку претензий к контрагентам, их направление к контрагентам и регулирование удовлетворения претензий, направленных контрагентам.

    2.5. Проводит исковую работу: подготавливает исковые материалы и заявления и передает их в арбитражные суды принимает меры по исполнению доарбитражного порядка урегулирования договорных споров изучает исковые заявления по искам к предприятию представляет в арбитражных судах интересы предприятия

    2.6. Подготавливает заявления, заявки и прочие документы для получения разрешений, лицензий, которые необходимы для проведения деятельности предприятия.

    2.7. Принимает участие в разработке документов, которые касаются обеспечения сохранности имущества предприятия (инструкций, договоров о материальной ответственности, которые устанавливают порядок приемки и поступления на предприятии материальных ценностей, учета их передвижения инструкций учета отпуска и выпуска готовой продукции).

    2.8. Производит проверку законности перевода и увольнения работников, наложения на них дисциплинарных взысканий.

    2.9. Представляет при проверках, которые на предприятии проводятся контрольно-надзорными государственными органами для правового контроля за исполнением процессуальных действий проверяющими, правильностью и обоснованностью выводов проверяющих, оформлением итогов проверок и созданием процессуальных документов, интересы предприятия.

    2.10. Проводит устное и письменное консультирование работников предприятия по разным правовым вопросам, оказывает в составлении юридических документов правовую помощь.

    3. Права юрисконсульта

    Юрисконсульт имеет право:

    3.1. Получать от структурных подразделений справочные и другие материалы, сведения, которые необходимы для исполнения обязанностей, предусмотренных данной должностной инструкцией.

    3.2. Проводить самостоятельную переписку с судебными, государственными, муниципальными органами по правовым вопросам.

    3.3. Представлять предприятие в порядке, который установлен, в органах государственной власти, других организациях и учреждениях по юридическим вопросам.

    3.4. Давать отдельным специалистам и структурным подразделениям указания, обязательные для исполнения по правовым вопросам.

    3.5. Принимать меры при выявлении нарушений на предприятии законности и докладывать начальнику предприятия об этих нарушениях для привлечения к ответственности виновных.

    3.6. Привлекать экспертов и специалистов по согласованию с начальником предприятия в отрасли права для подготовки заключений, консультаций, предложений и рекомендаций.

    3.7. Визировать в границах компетенции документы управленческой деятельности.

    3.8. Представлять начальству предложения по улучшению работы компании.

    3.9. Требовать от начальства создать нормальные условия для сохранности всех документов, которые образуются в результате деятельности компании и исполнения служебных обязанностей.

    4. Ответственность юрисконсульта

    Юрисконсульт ответственен:

    4.1. За неисполнение или некачественное исполнение должностных обязанностей, которые предусмотрены этой должностной инструкцией, - в границах, которые установлены трудовым ныне действующим законодательством РФ.

    4.2. За несоблюдение действующих приказов, инструкций и распоряжений по сохранению конфиденциальной информации и коммерческой тайны.

    4.3. За нарушение внутренних правил трудовой дисциплины, трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности.

    Юрисконсульт - юрист, который является постоянным консультантом какого-нибудь учреждения по правовым практическим вопросам, который представляет в суде это учреждение. Образец должностной инструкции (обязанностей) юрисконсульта является одним из самых объемных, и читать ее будут «с особым пристрастием». И сами юристы предприятия привлекаются нередко к составлению этой самой должностных инструкций сотрудников. Это также может быть включено в должностные обязанности юрисконсульта.

    Методические рекомендации имеют целью упорядочить работу по составлению должностных инструкций государственных служащих Новосибирской области для обеспечения единства в структуре их построения, в содержании и последовательности изложения разделов, установлении равнозначных обязанностей и иных норм служебного поведения для идентичных государственных должностей государственной службы.

    Должностные инструкции являются нормативным документом и выполняют организационную, регламентирующую и регулирующую функции. Они призваны содействовать правильному подбору, расстановке и закреплению кадров, повышению их профессиональной квалификации, совершенствованию функционального и технологического разделения труда между руководителями и специалистами.

    Положения должностных инструкций могут быть использованы при поступлении граждан на государственную службу, при оценке результатов служебной деятельности, а также при проведении аттестации государственного служащего.

    В должностной инструкции должны быть отражены должностные обязанности государственного служащего, его организационно-правовое положение, предъявляемые к нему квалификационные требования.

    Должностные инструкции на руководителей управлений, комитетов, самостоятельных отделов и их заместителей могут не разрабатываться, так как их функции, права и ответственность определяются положениями о соответствующих структурных подразделениях.

    2. СТРУКТУРА ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ

    Должностная инструкция содержит следующие разделы:

    1. Общие положения.

    2. Должностные обязанности.

    4. Ответственность.

    5. Профессиональные знания.

    6. Квалификационные требования.

    3. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ

    Перед заголовком в правом верхнем углу помещается гриф Утверждаю, должность руководителя структурного подразделения, его подпись и дата утверждения.

    3.1. Общие положения

    В данном разделе должностной инструкции даются основные сведения о должности, к которым относятся:

  • назначение должности
  • схема взаимодействия
  • нормативные документы, регламентирующие деятельность государственного служащего
  • порядок назначения и освобождения от должности.
  • Назначение должности или основная цель ее существования описывается четкими и краткими формулировками. Формулировки должны давать ответ на вопрос: Почему (или для чего) эта должность существует?.

    В описании схемы взаимодействия служащего с другими работниками, подразделениями и организациями необходимо указать:

  • кому непосредственно подчиняется служащий, замещающий указанную должность
  • должности и число работников, непосредственно подчиненных служащему в данной должности
  • постоянные организационные и функциональные взаимодействия служащего внутри подразделения, со структурными подразделениями соответствующей администрации, а также с внешними организациями.
  • К нормативным документам, которыми должен руководствоваться служащий следует отнести основные законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации и Новосибирской области, организационно- распорядительные документы администрации области, касающиеся непосредственно сферы компетенции служащего, Положение о структурном подразделении и настоящую инструкцию.

    Назначение и освобождение от должности устанавливается в зависимости от статуса структурного подразделения, категории и группы должности и регламентируется статьями 19 - 23 Закона О государственной службе Новосибирской области, иными нормативными актами Главы администрации области.

    3.2. Должностные обязанности

    Данный раздел определяет содержание работы государственного служащего. Должностные обязанности служащего обусловлены задачами подразделения (управления, комитета, отдела) и функциональным назначением должности, а также определяются статьей 8 Закона О государственной службе Новосибирской области.

    В должностных обязанностях государственного служащего должны быть определены основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично служащему, замещающему данную должность.

    Формулировки обязанностей должны отражать реально выполняемую работу, соответствовать целям существования должности, но при этом не следует стремиться к детальному описанию работы, так как должностная инструкция не является ее технологией.

    Каждую в отдельности должностную обязанность необходимо сформулировать таким образом, чтобы была возможность проверить и оценить ее выполнение.

    Совокупность должностных обязанностей государственных служащих одного подразделения следует разрабатывать так, чтобы ни одна из функций подразделения не оказалась незакрепленной в виде обязанностей его работников, чтобы все случаи дублирования обязанностей у разных сотрудников были мотивированы. При разработке должностных обязанностей государственному служащему рекомендуется учитывать функциональное и технологическое разделение труда по выработке и принятию соответствующих решений. При формулировке функций для руководителей и специалистов указываются соответствующие решения по общим функциям управления: планирование, организация, координирование, регулирование, контроль и анализ.

    Согласно технологическому разделению труда руководители принимают решения и оценивают результаты его выполнения для специалистов определяется круг обязанностей по подготовке проектов решений в соответствии с перечисленными функциями.

    В этом разделе содержится перечень должностных прав, которыми в пределах своей компетенции служащий может пользоваться при исполнении возложенных на него обязанностей. Определение прав служащего основывается на статьях 7 и 13 Закона О государственной службе Новосибирской области.

    Конкретное содержание прав служащего зависит от характера возложенных на него должностных обязанностей и должно быть достаточным для своевременного и качественного их исполнения.

    3.4. Ответственность

    В разделе описывается, за что государственный служащий несет предусмотренную Законом О государственной службе Новосибирской области ответственность.

    В соответствии со статьей 11 указанного закона, служащий несет материальную или дисциплинарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей, действие или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан несохранение государственной тайны, а также разглашение сведений, ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей по службе.

    3.5. Профессиональные знания

    Данный раздел должен содержать основные требования, предъявляемые к государственному служащему в отношении знаний, необходимых для выполнения возложенных на него обязанностей, включая специальные знания по профилю деятельности и знания нормативно-правовой базы.

    Основу нормативно - правовой базы должны составлять Конституция Российской Федерации, Устав Новосибирской области, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и иные федеральные нормативные правовые акты, законы и нормативные правовые акты Новосибирской области общего характера и отражающие специфику решаемых задач.

    Уровень необходимых профессиональных знаний определяется характером и объемом возлагаемых должностных обязанностей и представляемых прав, схемой взаимодействия служащего с другими работниками, подразделениями и организациями, группой и специализацией государственной должности, общие требования к которым, указаны в статье 5 Закона О государственной службе Новосибирской области.

    Могут быть введены дополнительные требования к знаниям, отражающие специализацию государственной должности государственной службы.

    3.6. Квалификационные требования

    В данном разделе должностной инструкции определяются требования к образованию и стажу работы в зависимости от группы должности в соответствии со статьей 5 Закона О государственной службе Новосибирской области, что при применении соответствующих характеристик приложения 1 обеспечивает единство квалификационных требований по всем должностям государственных служащих.

    По ряду должностей, определяемых руководителем структурного подразделения администрации области или главой территориальной администрации, кроме характеристики базового образования может указываться дополнительное профессиональное образование.

    kolybanov

    Государственный служащий и должностная инструкция

    Личность государственного служащего, являясь основой всей системы государственной службы должна полностью соответствовать его внутренним запросам и в то же время государственным интересам. Сочетание этих двух параметров даёт позитивный и поступательный стимул, как государству, так и человеку. Но очень часто, человек занимает должность, в сущности, не имея к этому ни призвания, ни желания. Таланту государственного управления нельзя научится в профильных высших учебных заведениях. Лидерские и организаторские возможности закладываются в самом начале жизненного пути и предопределены генотипом самого человека. Обладая этим талантом и подкреплённый конкретными инструкциями, человек будет принимать правильные решения в соответствии своей совести и должностных полномочий. Различные западные системы менеджмента, отрицают в своей основе личностный аспект, делая упор на корпоративность и подчинение воли хозяина. В российском государстве, где социальные приоритеты будут всегда незыблемой догмой, личность государственного служащего облечённого властными полномочиями, практически священна. И «священными коровами» государственного управления могут стать лишь достойные и талантливые люди.

    Государственный служащий, то есть человек, которому государство передоверило свои властные полномочия, на отдельно взятом участке народного хозяйства. Передоверить то оно передоверило, а вот законодательно так и не смогло закрепить данный процесс. В должностных инструкциях любого чиновника описаны, практически только директивные направления его деятельности, где он должен принимать управленческие решения на основе своих знаний, воспитания, идеологии и мировоззрения. Полное отсутствие конкретики в должностных полномочиях и позволяет практически каждому служащему индивидуально национализировать, отдельно взятый участок государственной власти. Но как же понять, что государственный служащий чего-то там нарушает и мягко сказать злоупотребляет. Просто необходимо знать, что он должен делать на службе и чего он не должен делать. А где всё это должно указываться? В его должностной инструкции. Необходимо очень внятно и подробно разработать индивидуальные инструкции служебных обязанностей для каждого государственного служащего. Почему пилоты самолётов исполняют свои служебные обязанности строго в соответствии инструкций, строки которых порой «написаны кровью». Очень трудно представить себе ситуацию, что лётчиков учат по таким же абстрактным инструкциям как на государственной службе. Конкретные инструкции, где в какой ситуации и в какое время необходимо производить какие-то действия, в которых есть возможность для принятия инициативного управленческого решения, но только после того как будут исполнены все инструкции. А чиновник, в руках которого порой более весомые ценности, в том числе человеческие жизни, действует, как ему подскажет «его левая нога, да ещё с утра и конечно учитывая, свои интересы». Государство, передав свои полномочия, что же совсем забыло передать инструкции как вести себя, как работать и что делать, а служащий должен пользоваться своим личным видением достижения невнятно поставленных целей, через свои служебные обязанности, написанные общими фразами? На сегодня каждая инструкция, имеющая непосредственное отношение к материальным ресурсам государства описывает практически все действия, мыслимые и немыслимые.

    Осуществляет руководство…, назначает и освобождает на должность…, руководствуется…, должен знать…, обязан обеспечить поддержку… (обеспечить выполнение…, осуществлять в пределах…, исполнять поручения…, организовывать контроль…, обеспечивать информирование…, обеспечивать взаимодействие…, обеспечивать и развивать…, формировать…, организовывать разработку…, представлять…, соблюдать…, хранить…, знать и соблюдать…, подписывать…, утверждать…, выдавать…, обращаться. запрашивать и получать…, нести ответственность…и т.д).

    И это практически на всех уровнях власти. Если не уточнять к какой должности конкретное положение относиться, то вообще нельзя понять, о какой должности идёт речь. Ведь каждая должность индивидуальна и должна создаваться государством для решения узко-специфических задач. Что вовсе нельзя сказать о существующей системе структурирования государственной власти и соответственно о подготовке для каждой должности её индивидуальной инструкции.

    Чиновник и воровство

    D0%B2%D0%B7%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B0.jpg" /%Чиновник – некомпетентный, трусливый и алчный казнокрад, лелеющий лишь своё тщеславие и удовлетворяющий свои желания и похоти, а государственный служащий – обладающий талантом государственной службы профессионал и патриот. Казалось бы в одной системе, а какая разница – земля и небо. Одни честно служат, а другие – всего лишь работу работают. При этом ещё в полном страхе и внутреннем антагонизме умудряются осуждать сам вектор государственного развития.

    Зачем появляются такие чиновники в государственном управлении? Престиж, деньги, власть… И вероятно только чёртик, в их промозглой башке, сможет сказать всю правду о них. Но он молчит и продолжает толкать их на ежедневные необдуманные и безапелляционные шаги, так дорого обходящиеся государству. Что действительно страшно, ведь именно из-за таких, мягко говоря уродов вся государственная власть откатывается на их уровень непрофессионализма, смешивая всех своим липким тщеславием и необузданной жадностью.

    В современном определение понятия коррупции, ключевым его смыслом является слово «злоупотребление». Вот на этом «злоупотреблении» собственно и выросла целая система «Антикоррупция», которая породила свою подсистему «Коррупция». А ведь в сущности, коррупции нет и никогда её не было. В заинтересованной инициативе подмены понятий как раз и заключается весь смысл такой длительной борьбы с этим искусственным порождением воровства, корысти и жадности. Государственная система во все времена, в лице её отдельных служащих хотела сохранить «фронт борьбы с коррупцией» и свою причастность к ней. Зачем им это надо? Да по весьма очевидной причине – когда есть поле боя, есть и правила ведения боевых действий, зная которые всегда их можно пролоббировать и согласовав обойти, предотвратить, выиграть и отменить. Создаваемая бурная деятельность – есть как ничто – «стрельба гаубицами по воробьям», да ещё по тем, которые вообще не существуют. Очевидным результатом этих антикоррупционных боевых действий может стать только то, что ведётся борьба с несуществующим злом, но с применением очень реальных материально-технических ресурсов государства.

    Так как коррупция, как таковая, в природе не существует, а существует преступление, которое совершает чиновник в момент нахождения на государственной службе, данное действие и надо называть своим непосредственным именем «КРАЖА». Соответственно чиновник совершающий «кражу» будет «ВОР». Есть два субъекта – государство и его составляющая – государственный служащий. Государство даёт своему служащему часть государства, с помощью которого он решает поставленные государством задачи. Ни государство, ни он сам, ни часть государства не являются его частной собственностью. Следовательно, если чиновник совершает действия, которые не входят в его компетенцию, он «отламывает» от доверенной ему части государства ещё и себе, то есть он совершает кражу и он есть вор. Так вот всех воров необходимо привлекать к ответственности за кражу государственного имущества. Наказывать за эту кражу нужно со всей строгостью – полная конфискация всего имущества, огромные сроки заключения, проверка всех родственников – «вплоть до обезьян» и изгнания их навеки вечные с государственной службы, с потерей всех наград, пенсионного обеспечения и предлагающихся льгот.

    Системный вирус государственной власти, под наименованием «Коррупция», уже находится в системе и необходим «антивирус», чтобы вылечить систему. Любой антивирус, как программа, состоит из конкретных символов, составляющих основу. Из этих символов и сформировываются сами алгоритмы противостояния вирусу. Символы, являясь основой программирования, вполне сравнимы с законодательством, которые регламентируют деятельность служащих. Отсутствие внятного и очень конкретного законодательно-нормативного обеспечения деятельности государственных служащих и позволила проползти в систему государственной власти коррупции.

    Пока не выработана новая государственная кадровая политика, необходима простая и рутинная кадровая ревизия, затрагивающая все уровни исполнительной власти – со сроком исполнения «вчера». Так как действующая концепция подбора кадров через конкурсы в корне не верна, то и актуальность главного вопроса – как не компетентные и жадные бездари просачиваются во власть – будет оставаться открытой, но лишь до тех пор, пока система не научится распознавать талант государственного служащего, который не сможет взрастить даже новая система. Ведь талант государственного служащего, художника или актёра – он или есть или его категорически нет, а жизнь совсем не терпит дополнительных совмещений на этой стезе.

    Скрупулёзно и по пунктам необходимо описать, в должностной инструкции, все действия чиновника, с момента поступления на службу, перевода и выхода на пенсию. Каждая секунда его рабочего времени, должна быть регламентирована этой инструкцией. Кроме подготовленных алгоритмов управленческих решений, именно для конкретной должности, останется и момент инициативы, с полной ответственностью принимающего решения. Давно отработанная система государственного управления, требует некоторых корректировок в том её моменте, когда принятые управленческие решения на разных ступенях власти передаются с одного уровня на другой. Пока эта цепочка более напоминает детскую игру в «глухой телефон». На самой вершине вертикали власти сказали, например слово «яблоко», а в конце цепочки приняли слово «помойка».

    Необходимо провести полномасштабную ревизию соответствия всех государственных должностей, поставленным задачам. Государству необходимо быть оперативнее в принятии решений по насущным структурным изменениям государственной службы, в соответствии стратегических целей и задач. Дополнение и изменение должностных инструкций должна стать ежедневной и рутинной работой кадровых служб государства.

    Как любая искусственно созданная и рационально работающая система – система государственной службы, в своей основе должна иметь исчерпывающую, полноценную и учитывающую все аспекты службы, законодательно-нормативную подоплёку, в частности инструкции служебного поведения каждого отдельно взятого служащего. Если такая система отсутствует или даже частично не функционирует, то именно в таком формате и возникает узурпация государственной власти в личных интересах индивидуума. Тем самым обеспечив законодательный фундамент защиты системы от коррупции, необходимо также предусмотреть профилактические мероприятия от возможного возникновения данного явления вновь. Это постоянный мониторинг законодательства, с целью оперативной корректировки и дополнений, в том числе должностных инструкций и изменение принципа системы государственной власти «ворон ворону глаз не выклюет», а назначит или переназначит, не посадит, а «условно» пожурит.

    О должностных инструкциях (должностных обязанностях) федеральных государственных служащих центрального аппарата Министерства

    Текст документа по состоянию на июль 2011 года

    Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 30 января 1996 г. N 123 "О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы", в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" приказываю:

    1. Установить, что должностные инструкции начальников департаментов, управлений и самостоятельных отделов утверждаются Министром финансов Российской Федерации.

    Должностные инструкции остальных федеральных государственных служащих центрального аппарата Министерства утверждаются заместителями Министра финансов Российской Федерации, курирующими соответствующие структурные подразделения Министерства.

    2. Начальникам департаментов, управлений и самостоятельных отделов разработать и представить до 1 апреля 1996 г. на утверждение в порядке, установленном пунктом 1 настоящего Приказа, должностные инструкции (должностные обязанности) по соответствующим должностям федеральных государственных служащих.

    3. Департаменту кадров и обеспечения органов финансовой системы (Душкину А.А.) разработать и направить в двухнедельный срок в департаменты, управления и самостоятельные отделы Министерства типовую схему должностной инструкции (должностных обязанностей) по соответствующим государственным должностям.

    4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя министра финансов Королева С.А.

    Обязанности государственного служащего характеризуют сущ­ность его служебной деятельности, ибо государство (государ­ственный орган) принимает на работу гражданина главным образом в целях возложения на него соответствующих должно­стных обязанностей. Неисполнение либо ненадлежащее испол­нение государственными служащими своих обязанностей, а так­же нарушение ими правил установленных административных процедур являются основаниями возникновения их конфлик­тов с гражданами.

    Круг общих (основных) обязанностей государственного служа­щего сводится к следующему.

    Обеспечение поддержки конституционного строя и соблю­дения Конституции РФ, реализации федеральных законов и законов субъектов РФ, в том числе регулирующих сферу его полномочий.

    Добросовестное исполнение должностных обязанностей; соблюдение установленных в государственном органе правил служебного распорядка, порядка обращения со служебной ин­формацией; выполнение должностных инструкций. Государ­ственный служащий обязан исполнять должностные обязанно­сти в соответствии с должностным регламентом. 7

    Обеспечение соблюдения и защиты прав и законных инте­ресов граждан.

    Исполнение приказов, распоряжений и указаний выше­ стоящих в порядке подчиненности руководителей, отданных в пределах их должностных полномочий, за исключением заведо­мо незаконных (или неправомерных) поручений.

    Поддержание уровня квалификации, достаточного для исполнения своих должностных обязанностей.

    Соблюдение норм служебной этики.

    Хранение государственной тайны и иной охраняемой за­коном тайны, а также неразглашение ставших известными госу­дарственному служащему в связи с исполнением им своих должностных обязанностей сведений, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан.

    Своевременное рассмотрение в пределах своих долж­ностных обязанностей обращений граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принятие по ним решений в порядке, установленном федераль­ными законами и законами субъектов РФ.

    Существуют также должностные обязанности, которые присущи конкретному виду государственной службы и конкретной занимаемой должности. Они регламентированы в должностных инструкциях, а также локальных нормативных актов того учреждения, в котором проходит службу государственный служащий.

    Таким образом, мы видим что обязанности госслужащего являются логичным продолжением его прав и в совокупности с оными делают возможным сделать систему государственного управления более эффективной.

    § 3. Государственные гарантии при прохождении госслужбы

    Важнейшую роль в обеспечении эффективной работы государст­венного аппарата играют разнообразные и существенные гарантии, ко­торые установлены для государственного служащего Федеральным за­коном «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и рядом других нормативных правовых актов. К гарантиям относятся меры экономического, социального, организационного и правового ха­рактера, направленные на реализацию как должностных, так и общих прав и обязанностей государственного служащего. Цель этих гаран­тий - сделать государственную службу привлекательной и престиж­ной в глазах граждан.

    1. Гарантией являются прежде всего условия работы, обеспечиваю­щие исполнение государственным служащим своих должностных обя­занностей. Имеется в виду размещение персонала государственного органа, обеспеченность мебелью, освещением, отоплением, разнооб­разной оргтехникой и т.д. Сюда следует отнести и служебный режим (распорядок дня), а также качественный состав служащих, морально-психологический климат в коллективе. Очень многое зависит от ру­ководителя органа или структурного подразделения, его профессио­нальных, деловых и личностных качеств.

    2. Первостепенное значение имеют денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные законами и другими многочисленными ак­тами Российской Федерации и ее субъектов в качестве платы за испол­нение функции государственного служащего.

    Основополагающими актами являются Указы Президента от 9 ап­реля 1997 г. «О денежном содержании федеральных государственных служащих» 8 и от 6 марта 1998 г. «О денежном содержании федераль­ных государственных служащих территориальных органов федераль­ных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации» . В соответствии с эти­ми актами денежное содержание указанных лиц состоит из должностного оклада, надбавок к нему за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг), особые условия государственной служ­бы, выслугу лет, а также премий по результатам работы .

    Размер премий определяется исходя из результатов деятельности федерального государственного служащего и минимальными размера­ми не ограничивается. Обычно премии выплачиваются 3 раза в год и составляют 3 должностных оклада.

    Условия выплаты ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы и премий устанавливаются руководителями фе­деральных государственных органов или их аппаратов.

    Федеральным государственным служащим производятся иные выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными зако­нами (например, за ученую степень, знание иностранных языков, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну), а также выплачивается материальная помощь в размере 2 должностных окладов.

    Таким образом, в совокупности размер надбавок и иных выплат мо­жет даже превышать должностной оклад.

    3.Государственному служащему гарантируется ежегодный оплачиваемый отпуск. Его продолжительность не менее 30 календарных дней, а для отдельных категорий государственных служащих - и бо­лее. Сверх того государственному служащему за выслугу лет предо­ставляется в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Федерации, дополнительный оплачива­емый отпуск.

    Ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительный оплачивае­мый отпуск суммируются и, по желанию служащего, могут предо­ставляться по частям. Продолжительность одной части предоставля­емого отпуска не может быть менее 14 календарных дней. Возможно также предоставление отпуска без сохранения заработной платы на срок не более одного года, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    4.Медицинское обслуживание (в том числе обеспечение лекарст­вами) государственного служащего и членов его семьи осуществляется за счет федерального бюджета или бюджета соответствующего субъек­та Федерации. Государственные служащие после выхода на пенсию пользуются медицинским обслуживанием в лечебных учреждениях, в которых они состояли на учете. Эти льготы распространяются и на чле­нов их семей.

    Гарантируется обязательность получения согласия государст­венного служащего на перевод на другую государственную должность государственной службы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

    Одной из важнейших гарантий является пенсионное обеспече­ние за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи государст­венного служащего в случае его смерти, наступившей в связи с испол­нением им должностных обязанностей.

    Государственный служащий имеет право на получение пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с федеральным законом. В случае смерти, связанной с исполнением государственным служа­щим должностных обязанностей, в том числе наступившей после увольнения его с государственной службы, члены семьи умершего име­ют право на получение пенсии по случаю потери кормильца.

    5. Для государственного служащего предусмотрено обязательное государственное страхование на случай смерти, причинения вреда здоровью, потери трудоспособности в период прохождения государст­венной службы или после ее прекращения, а также на случай уничтожения или повреждения имущества, которое связано с исполнением им должностных обязанностей.

    Страхование осуществляется на основании договоров, заключае­мых соответствующими органами государственной власти (страхова­телями) и страховщиками, имеющими лицензию на проведение обяза­тельного государственного страхования, выданную в установленном порядке. Размеры страховых выплат определяются, исходя из установ­ленного на день страхового случая денежного содержания застрахо­ванного государственного служащего.

    6. Важной гарантией является установление специального право­вого положения государственного служащего при ликвидации и реор­ганизации государственного органа.

    При ликвидации государственного органа или сокращении его шта­та государственному служащему в случае невозможности предоставле­ния работы в том же органе должна быть предложена другая должность государственной службы в другом государственном органе с учетом его профессии, квалификации и ранее занимаемой должности.

    При невозможности трудоустройства служащему, заключившему трудовой договор па неопределенный срок, гарантируется професси­ональная переподготовка (переквалификация) с сохранением на пе­риод переподготовки денежного содержания по занимаемой до увольнения должности и непрерывного трудового стажа, а также пре­доставление возможности замещения иной должности государствен­ной службы.

    При увольнении в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением штата государственному служащему выплачивается средний заработок по ранее занимаемой должности в течение 3 меся­цев (без зачета выходного пособия).

    В случае непредоставления государственному служащему работы в соответствии с его профессией и квалификацией он остается в Реестре государственных служащих (с указанием «в резерве») с сохранением в течение года непрерывного стажа государственной службы.

    Указом Президента от 26 марта 1997 г. «О социальных гарантиях лицам, входящим в состав Правительства Российской Федерации, в связи с изменениями его структуры» 9 установлено, что указанные га­рантии сохраняются членам Правительства РФ на срок трудоустрой­ства или оформления государственной пенсии, но не более чем на шесть месяцев.

    Это локальный нормативный акт, который определяет и устанавливает требования к квалификации, должностные права, обязанности и ответственность государственного служащего. Сфера деятельности — взаимодействие с коллегами и внешними организациями. Перечень госуслуг, порядок и сроки их оказания, ограничения и запреты, связанные со служебной деятельностью, — все эти вопросы также включены в регламент.

    Пункт 3 части 3 статьи 24 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 указывает на регламент, как на существенное условие служебного контракта: должностной регламент является его неотъемлемым приложением. Похожие локальные нормативные акты — это должностной регламент муниципального служащего и должностная инструкция.

    Что это такое и где применяется

    Регламент используется в сфере госслужбы при проведении конкурса на замещение вакантной должности для определения соответствия соискателя. Он также понадобится при аттестации персонала для разработки аттестационных материалов и проверки квалификации сотрудников. При формировании кадрового резерва и оценке показателей деятельности служащих без него тоже не обойтись.

    Порядок разработки и утверждения

    Для учреждений государственной службы не установлена единая форма должностного регламента. Каждое ведомство разрабатывает и утверждает ее самостоятельно. Чтобы разработать этот документ, нам понадобится:

    • положение (или другой документ) о госоргане, его функциях, организационной структуре, внешних и внутренних бизнес-процессах, виде, порядке и сроках оказываемых услуг;
    • штатное расписание с наименованием подразделений и должностей;
    • положение (или другой документ) о внутреннем подразделении, к которому относится нужная нам должность;
    • должностные обязанности и права специалиста (их необходимо составить совместно с непосредственным руководителем);
    • утвержденная примерная типовая форма. В ней уже есть все необходимые разделы и понадобится только дополнить недостающие сведения.

    Если такого образца нет, то можно воспользоваться предложенной нами примерной типовой формой должностного регламента начальника отдела и на ее основе разработать собственный бланк самостоятельно. Единого для всех структур государственной службы стандарта нет, каждый орган разрабатывает и утверждает форму самостоятельно

    Должностной регламент начальника отдела по вопросам культуры, типовая форма

    Разработанный проект необходимо согласовать. Как правило, должностные регламенты гражданских служащих утверждаются непосредственным руководителем служащего, кадровой, юридической и финансовой службами. Замечания, изменения, даты согласования и подписи отражаются в листе согласования.

    Полностью согласованный документ утверждается и вводится в действие приказом представителя нанимателя (руководителя органа государственной службы). Его действие начинается с момента подписания приказа об утверждении, если не оговорена другая дата.

    Структура регламента

    Структура регламента должна содержать следующие разделы:

    1. Общие положения, где отражено наименование должности и подразделения, куда принят сотрудник; кому он будет подчиняться и кто подписывает приказ о назначении.
    2. Требования к уровню образования, стажу госслужбы и работы по специальности, знанию нормативных и законодательных актов и т. д.
    3. Должностные обязанности и ответственность за их неисполнение, а также права сотрудника.
    4. Вопросы и задачи для принятия самостоятельных решений.
    5. Вопросы и задачи, в решении которых сотрудник обязательно принимает участие.
    6. Сроки и последовательность подготовки согласования и принятия различных решений, проектов, нормативных актов и т. д.
    7. Взаимодействие с другими служащими внутри своего госоргана, с другими организациями и гражданами.
    8. Перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям.
    9. Показатели эффективности и результативности его профессиональной деятельности.

    Разделы со второго по девятый являются обязательными и закреплены в статье 47 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В конце обязательно прикладываем лист ознакомления с подписью и датой, когда ознакомлен сотрудник

    Порядок внесения изменений в регламент

    Изменение этого локального нормативного акта затрагивает существенные условия служебного контракта.

    В одностороннем порядке по инициативе представителя нанимателя изменения возможны, только если они не затрагивают должностные обязанности. Об этом прямо сказано в части 1 статьи 29 Федерального закона № 79.

    Для начала готовим проект нового документа, согласовываем и утверждаем его. После этого необходимо уведомить служащего в письменной форме о предстоящих изменениях существенных условий служебного контракта. Сделать это нужно не менее чем за два месяца до даты вступления изменений в силу. Исчисление срока предупреждения начинается на следующий день после даты уведомления.

    Проще всего зафиксировать факт уведомления, вручив сотруднику один экземпляр под подпись или отправив письмо с уведомлением о вручении по почте. Общий стандарт уведомления не установлен. Мы предлагаем использовать следующий образец.

    Специалист вправе выбрать: продолжить службу на той же должности в изменившихся условиях, перейти на предложенную вакантную должность или отказаться от продолжения службы вообще.

    Если он согласен на продолжение деятельности в той же или новой предложенной должности, то оформляем дополнительное соглашение к служебному контракту. Требование об обязательной письменной форме соглашения указано в пункте 5 статьи 24 Федерального закона № 79.

    В документе отражаем все вносимые изменения и подписываем у представителя нанимателя и непосредственно у госслужащего.

    Несогласие сотрудника продолжить службу после изменения существенных условий также обязательно оформляем в письменном виде. Основанием для такого требования служит пункт 4 статьи 29 Федерального закона № 79.

    Такой отказ будет основанием для расторжения служебного контракта в одностороннем порядке по основаниям пункта 7 части 1 статьи 33 Федерального закона № 79.

    Права и обязанности государственного служащего

    С момента замещения госдолжности государственный служащий становится субъектом государственных служебных отношений, в частности, наделяется особыми правами и обязанностями. Различают 1) должностные права и обязанности – они определяют полномочия по конкретной должности, устанавливаются соответствующими нормативно-правовыми актами (например, права и обязанности руководителя); 2) общие права и обязанности – устанавливаются Законом о государственной службе для всех госслужащих независимо от должности.

    Госслужащий имеет право на:

    – ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой госдарственной должности, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;

    – получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

    – посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

    – принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

    – участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной госдолжности;

    – продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа, уровня квалификации;

    – ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и т. п. до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;

    – переподготовку и повышение квалификации за счет соответствующего бюджета; пенсионное обеспечение с учетом стажа госслужбы; проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

    – пенсионное обеспечение;

    – проведение служебного расследования для опровержения порочащих сведений;

    – объединение в профсоюзы;

    – внесение предложений по совершенствованию госслужбы.

    Обязанности госслужащих:

    – обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов;

    – добросовестно исполнять должностные обязанности;

    – обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

    – исполнять приказы и т. п. вышестоящих органов, за исключением незаконных;

    – в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, госорганов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения;

    – соблюдать установленные в госорганах правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;

    – поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;

    – хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

    Из книги Гражданский процессуальный кодекс автора Законы РФ

    Статья 254. Подача заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение

    Из книги Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации Текст с изм. и доп. на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

    Статья 257. Рассмотрение заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего 1. Заявление рассматривается судом в течение десяти дней с

    Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

    СТАТЬЯ 254. Подача заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего 1. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие

    Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

    СТАТЬЯ 257. Рассмотрение заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего 1. Заявление рассматривается судом в течение десяти дней с

    Из книги Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

    Глава II. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА РУКОВОДИТЕЛЯ И ЭКСПЕРТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СТАТЬЯ 14. Обязанности руководителя государственного судебно-экспертного учреждения Руководитель обязан:по получении постановления или определения о назначении

    Из книги Комментарий к Федеральному закону «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» автора Ефимичев С П

    Статья 19.29. Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего) Привлечение к трудовой деятельности государственного или муниципального служащего (бывшего государственного или муниципального служащего),

    Из книги Муниципальное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    Статья 14. Основные права гражданского служащего 1. Гражданский служащий имеет право на:1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами,

    Из книги Кодекс о Правонарушениях Республики Молдова в силе с 31.05.2009 автора Автор неизвестен

    Статья 15. Основные обязанности гражданского служащего 1. Гражданский служащий обязан:1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы),

    Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

    Глава 7. ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО. КАДРОВАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА Статья 42. Персональные данные гражданского служащего и ведение личного дела гражданского служащего 1. При обработке, хранении и передаче персональных данных гражданского

    Из книги автора

    Статья 42. Персональные данные гражданского служащего и ведение личного дела гражданского служащего 1. При обработке, хранении и передаче персональных данных гражданского служащего кадровая служба государственного органа обязана соблюдать следующие

    Из книги автора

    Глава II. Обязанности и права руководителя и эксперта государственного судебно-экспертного

    Из книги автора

    38. Обязанности муниципального служащего Муниципальный служащий обязан: соблюдать Конституцию РФ, ФКЗ, ФЗ, иные нормативные правовые акты, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, устав МО и иные муниципальные правовые акты и

    Из книги автора

    Статья 264. Незаконное участие государственного служащегов осуществлении пред- принимательской деятельности Незаконное участие государственного служащего в осуществлении предпринимательской деятельности путем создания (учреждения) предприятий, а также прямое или

    Из книги автора

    Статья 3141. Не обеспечение мер защиты государственного служащего Необеспечение мер, установленных законом для защиты государственного служащего, который сообщает о совершении актов коррупции и актов, смежных с коррупцией, фактов коррупционного поведения, о

    Из книги автора

    Статья 349. Воспрепятствование законной деятельности государственного служащего (1) Воспрепятствование в любой форме законной деятельности государственного служащего при осуществлении им своих служебных обязанностей (недопущение проведения контроля,

    «Гражданские служащие подпадают под специальный правовой режим. Вместе с тем они не могут освобождаться и от общегражданских обязанностей, предусмотренных Конституцией РФ. Как и все граждане, они обязаны платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, защищать Отечество, нести военную, а в установленных законом случаях - альтернативную гражданскую службу и т.д.

    На отдельные категории гражданских служащих Конституция РФ возлагает повышенные обязанности, продиктованные интересами нормального функционирования гражданской службы. Так, должностные лица обязаны обеспечить каждому возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ст. 24); получения достоверной и своевременной информации о факторах, создающих угрозу для жизни и здоровья (ст. 41), и др.

    Закон «О государственной гражданской службе» перечисляет 12 общих для всех гражданских служащих служебных обязанностей, возводя эти требования в разряд законодательных предписаний. «1. Гражданский служащий обязан:

    1) Соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение». Обусловлена тем, что государственный служащий органически связан с государством и должен исполнять свою должность в духе конституционных принципов: соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; равноправие и полноправие граждан; законность; гуманизм (признание человека высшей ценностью); идеологическое многообразие, многопартийность и др. Эта обязанность всеобъемлющая, она касается поведения служащего как на государственной службе, так и за ее пределами.

    В законе выделяется обязанность гражданского служащего обеспечивать соблюдение Конституции РФ, потому что именно в ней содержатся основные начала всех иных законодательных актов. Данное свойство придает ей высшую юридическую силу, что закреплено и в самой Конституции РФ (ст. 15). В случае коллизии между требованиями Конституции РФ и другими нормативно-правовыми актами государственный служащий обязан руководствоваться конституционной нормой.

    «Из обязанности обеспечивать исполнение законов вытекает неукоснительное следование каждого гражданского служащего государственным интересам. Гражданский служащий не вправе совершать действий, приводящих к подрыву авторитета государства, принимать участие в действиях, нарушающих работу государственных органов». Гражданские служащие должны воздерживаться от действий, выступлений и публичных высказываний, могущих повредить гражданской службе или нанести ущерб государственному органу.

    Гражданский служащий не имеет права апелляции к прессе (информацию для нее могут давать только уполномоченные на это государственные служащие); не вправе использовать свой авторитет и знание документов для того, чтобы критиковать Конституцию РФ и законы. С замечаниями о недостатках в законодательстве, упущениях или злоупотреблениях соответствующего государственного органа в исполнении законов его служащим может быть рекомендовано обращаться к вышестоящему руководству или органу, включая Правительство РФ.

    Обязанность обеспечивать исполнение законов означает требование не совершать действий, затрудняющих работу органов государственной власти, конкретизируется в зависимости от занимаемой должности. Гражданский служащий не вправе публично критиковать своего руководителя, государственный орган, в котором он служит, по вопросам проводимой государственной политики и исполнению законов. Так, несовместимы с должностью министра заявления о неправильной политике правительства в области правотворчества и исполнения законов. Если гражданский служащий не согласен с проводимой политикой, он должен подать в отставку.

    «2) Исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом. Это означает, что гражданский служащий должен активно и в должной мере осуществлять должностные обязанности». Это означает, что основными руководящими документами для чиновника являются его должностной регламент, в котором установлены его полномочия, и административный регламент государственного органа.

    Под исполнением служебных обязанностей понимается работа служащего в течение рабочего дня согласно правил служебного распорядка по реализации своих должностных функций, выполнению приказов и распоряжений руководителей. Не признаются исполняющими должностные обязанности служащие:

    Находящиеся на отдыхе или в отпуске;

    В отношении которых проводится служебное и иное расследование, и они временно приказом руководителя отстранены от должности;

    Находящиеся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

    Невыполнение должностных обязанностей или ненадлежащее их выполнение, а также превышение должностных полномочий квалифицируется как дисциплинарный проступок с соответствующими последствиями. Существуют закрепленные в правовых нормах правила соподчинения между должностями, соблюдение которых также охватывается обязанностью гражданского служащего осуществлять полномочия в пределах предоставленных ему прав и в соответствии с должностными обязанностями. Исполнение должностных обязанностей неразрывно связано и с другим требованием - соблюдать установленный в государственном органе служебный распорядок.

    «Должностные обязанности возлагаются на государственных служащих исключительно для выполнения задач и функций государственных органов в общественно полезных целях». Поэтому если они осуществляют свои обязанности недобросовестно (в иных целях) или выходят за пределы предоставленных прав, то их действия могут быть квалифицированы в зависимости от тяжести правонарушения как дисциплинарный проступок, административное правонарушение или преступление. Так, самовольное с нарушением установленного законом порядка осуществление должностным лицом своих действительных или предполагаемых обязанностей, не причинившее существенного вреда, образует состав административного проступка (ст. 19.1 КоАП РФ) либо преступления (ст. 330 УК РФ), если такими действиями причинен существенный вред.

    Использование должностных обязанностей (и прав) вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, квалифицируется в качестве преступления (ст. 285 УК).

    Превышение должностных полномочий квалифицируется как дисциплинарный проступок. Если же оно причинило существенный вред государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан, то образует состав преступления (ст. 286 УК).

    Под превышением служебных полномочий понимается умышленное совершение гражданским служащим действий, явно выходящих за пределы обязанностей (прав), предоставленных ему по должности законом (должностным регламентом). Понятием «превышение должностных полномочий» могут быть охвачены действия, которые:

    входят в компетенцию вышестоящего должностного лица данного органа;

    могут быть совершены лишь коллегиально;

    могли быть совершены и данным должностным лицом, но при наличии у него специальных полномочий или в особых условиях;

    неправомочно совершить никакое должностное лицо и никакая служебная инстанция.

    Наряду с общим составом превышения власти или служебных полномочий УК устанавливает некоторые его специальные виды, например, уголовную ответственность должностных лиц, производящих дознание или предварительное следствие, за совершение действий, заключающихся в принуждении к даче показаний (ст. 302), и др.

    «3) Обязанность исполнять поручения соответствующих руководителей, данных в пределах их полномочий». Государственная служба, строящаяся на принципах единоначалия, строго ранжирована, поэтому служащие в порядке подчиненности обязаны исполнять всеприказы, распоряжения, поручения своего руководства. В этом заключается смысл службы.

    «Все распоряжения государственный служащий исполняет под личную ответственность за правомерность своих действий». Таким образом, получая распоряжение, государственный служащий обязан оценить его с точки зрения соответствия закону и государственным интересам. При этом поиск государственно-полезной цели также следует считать условием правомерности действий государственного служащего.

    Гражданский служащий обязан, если существует хоть малейшее сомнение относительно правомерности полученного приказа (распоряжения), незамедлительно сообщить об этом в письменной форме как своему непосредственному руководителю, так и руководителю, издавшему приказ. Условие правомерности его исполнения в этом случае одно: письменное подтверждение вышестоящим по должности руководителем.

    Но и в этом случае государственный служащий вправе не исполнять распоряжения, если оно влечет деяние, которое относится к уголовно наказуемым.

    «4) Обязанность соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций». Выполнение гражданскими служащими этой обязанности означает: своевременное издание правовых актов, связанных с осуществлением гражданами своих прав; организацию исполнения законов, касающихся прав и свобод человека; оказание помощи гражданам в реализации их субъективных прав; осуществление мер по охране прав и свобод граждан.

    В Конституции РФ (ст. ст. 2, 18) права и свободы человека и гражданина устанавливаются в качестве не только основ конституционного строя, но и непосредственно действующих прав. Это требование определяет смысл, содержание и применение законов в профессиональной деятельности по реализации полномочий государственных органов.

    Обязанность обеспечивать соблюдение и защиту прав и интересов граждан означает также обязанность гражданских служащих своевременно рассматривать обращения граждан. Эта обязанность гражданских служащих корреспондируется с конституционным правом граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ).

    Термин «обращение» объединяет такие понятия, как предложение, заявление, жалоба (в письменной или устной форме).

    «Предложение - это обращение по поводу несовершенства организации, деятельности или регулирования в той или иной области и рекомендации о путях устранения недостатков. Особенность их в том, что они не отражают, как правило, конкретных нарушений субъективных прав».

    Заявление - это обращение по поводу:

    Реализации субъективных прав и законных интересов граждан;

    Нарушений нормальной деятельности, не касающихся прав и интересов конкретных лиц;

    Злоупотреблений, незаконных действий и иных нарушений законности, когда они не затрагивают права и интересы заявителя или других конкретных лиц.

    Жалоба - это обращение в государственные или иные официальные органы, к должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина (граждан).

    При рассмотрении обращений государственные служащие обязаны: разобраться в существе обращения; при необходимости проверить сообщаемые сведения; вынести обоснованное решение; обеспечить своевременное и правильное их исполнение; сообщить заявителю о решении; в случае отклонения предложения, заявления, жалобы указать мотивы; разъяснить порядок обжалования решения.

    «5) Обязанность соблюдать служебный распорядок государственного органа». Существуют типовые правила внутреннего служебного распорядка, на основании которых в каждом государственном органе такой распорядок утверждается руководителем. Служебный распорядок государственного органа определяется нормативным актом этого органа, регламентирующим режим службы (работы) и время отдыха. В служебном распорядке устанавливается служебное время и время отдыха служащих - время начала и конца рабочего дня, время обеденного перерыва и т.д. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа. Служебное время - время, в течение которого гражданский служащий в соответствии со служебным распорядком государственного органа или графиком службы обязан исполнять свои должностные обязанности.

    На гражданских служащих распространяется установленная Трудовым кодексом РФ продолжительность рабочего времени - 40 часов в неделю и пятидневная служебная неделя. При этом служебное право разрешает руководителю государственного органа или его структурного подразделения по письменному распоряжению привлекать сотрудников к работе сверх установленного времени, в выходные или праздничные дни. За сверхурочную работу гражданскому служащему полагается компенсация - денежная или дополнительный отпуск. По закону ненормированный рабочий день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы.

    «6) Обязанность поддерживать уровень квалификации, необходимой для надлежащего исполнения должностных обязанностей». Служащий должен иметь такой уровень профессиональной подготовки, чтобы на уровне современных требований эффективно выполнять свои полномочия. Он обязан соответствовать тем квалификационным требованиям, которые предъявляются к замещаемой им должности гражданской службы. Основными путями поддержания соответствующего уровня квалификации служащего являются профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка, а также самообразование. Периодически проводимые профпереподготовка и повышение квалификации - это одновременно право и обязанность каждого гражданского служащего.

    «7) Обязанность не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну». Государственную тайну составляют предусмотренные в специальных перечнях сведения, разглашение которых может причинить вред интересам Российской Федерации. Перечни таких сведений установлены Законом РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. На государственной службе существует Перечень должностных лиц, наделенных полномочиями относить сведения к государственной тайне, утверждаемый Президентом РФ.

    Ряд должностей гражданской службы предусматривает работу с секретной документацией. Поэтому при приеме человека на службу, связанную с необходимостью доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, предусмотрена процедура оформления соответствующего допуска. При отказе в оформлении допуска лицо не допускается до данной должности государственной службы.

    Под иной охраняемой законом тайной понимается, служебная, коммерческая тайна, тайна личной жизни и т.д.

    Общие условия, когда информация может приобретать характер служебной тайны, определяются в ст. 139 ГК.

    Это требование прямо вытекает из ст. 23 Конституции РФ, которая рассматривает неприкосновенность и тайну частной жизни как важнейший элемент правового статуса гражданина РФ.

    Разглашение государственной и иной охраняемой федеральным законом тайны влечет за собой уголовную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность чиновника.

    «8) Обязанность беречь государственное имущество». Для надлежащего исполнения чиновником своих должностных обязанностей ему предоставляется определенное государственное имущество - транспорт, компьютер, оргтехника, переговорные устройства, расходные материалы и т.д. Оно предоставляется служащим по нормам, устанавливаемым Правительством РФ или государственным органом. Служащий должен компетентно, экономно и эффективно управлять вверенным ему имуществом, не допуская его порчи, потери, растраты и т.д. Данное положение требует не допускать использования данного имущества не по назначению во внеслужебных целях.

    9) Обязанность предоставлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера. Сведения о себе и членах своей семьи содержатся в личном деле гражданского служащего (анкета). Сведения о доходах и имуществе должны пре доставляться каждым гражданским служащим ежегодно, не позднее 30 апреля. Соответствующая справка государственной налоговой службы показывает годовой доход и выплаченный с него подоходный налог гражданского служащего, регистрацию в учетной налоговой системе его имущества. В этом документе, определяющем финансовое положение гражданского служащего, перечисляются все виды его денежных доходов и недвижимое имущество - земельные участки, квартиры, дома, машины, гаражи и т.д. При этом справки о расходах гражданского служащего по закону не требуется. Проверку достоверности предоставляемых чиновником сведений проводит кадровая служба государственного органа. В случае непредоставления в установленные сроки сведений или предоставления искаженных сведений служащий должен быть отстранен от исполнения своих должностных обязанностей решением соответствующего руководителя до выяснения обстоятельств.

    «10) Обязанность сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства».

    Данная обязанность вытекает из важного признака гражданского служащего - гражданство Российской Федерации. Логично, что, теряя связь с государством, человек теряет связь и с его государственной службой.

    Гражданским служащим России не может быть иностранец или лицо без гражданства, проживающее на территории РФ. Гражданскими служащими РФ не могут быть и граждане России, постоянно проживающие вне территории Российской Федерации.

    Закон устанавливает и временные параметры - в день выхода из гражданства РФ или в день приобретения гражданства другого государства служащий должен сообщить об этом в свой государственный орган.

    Что касается двойного гражданства, то согласно Конституции РФ (ст. 62), каждый гражданин РФ может его иметь. Наличие у гражданина РФ другого гражданства не должно умалять его прав и свобод, в том числе и права на равный доступ к государственной службе. Но пребывание на гражданской службе РФ лица с двойным гражданством возможно только в том случае, когда между Российской Федерацией и тем государством, гражданином которого стало данное лицо, заключен соответствующий международный договор. Таких договоров немного.

    «11) Обязанность соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены федеральным законодательством».

    Ограничения и запреты одновременно являются и основаниями для увольнения гражданских служащих в случае их нарушения. При этом установленный Законом перечень таких оснований не является закрытым. Обязанности гражданского служащего, нарушение которых является основанием для увольнения, могут устанавливаться и иными нормативными правовыми актами РФ.

    «12) Обязанность сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта». Законодательное закрепление обязанности гражданского служащего принимать меры к предотвращению конфликта интересов на гражданской службе призвано обеспечить высокий уровень общественных требований к гражданским служащим и, прежде всего, к их честности, добросовестности на гражданской службе - готовности и способности противостоять соблазнам поставить свои интересы выше служебных.

    Принимать меры к предотвращению конфликтных интересов означает отказ: от получения ненадлежащей выгоды; от контактов, связанных с предложением ненадлежащей выгоды; от контактов с лицом, предложившим ненадлежащую услугу и т.д.

    «2. Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение.

    При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения».

    «Гражданский служащий, обнаруживший, что от него требуют совершения незаконного, неправомерного либо противоправного или противоречащего правилам служебного поведения поступка, обязан информировать об этом руководителя государственного органа или правоохранительные органы».

    Соответствующую информацию он может предоставить гласно либо конфиденциально в зависимости от обстоятельств и порядка, установленного законодательством.

    Руководитель государственного органа обязан принять все необходимые меры по предотвращению или продолжению конфликта интересов в государственном органе. Кроме того, он обязан принять меры с тем, чтобы гражданскому служащему, информировавшему о случае конфликта интересов, не было причинено никакого вреда.

    «3. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско - правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

    4. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности».

    Этот запрет имеет целью предотвращение конфликта интересов в государственном органе.

    «5. Гражданские служащие подлежат обязательной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленном федеральным законом». «Цели, принципы и виды государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации, а также основные требования к проведению государственной дактилоскопической регистрации, хранению и использованию дактилоскопической информации установлены Федеральным законом от 25.07.1998 №128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»».

    Кроме общих обязанностей существует ряд иных обязанностей государственных служащих. Это те общие служебные обязанности, которые предусмотрены в иных нормативных правовых актах.

    1. Обязанность заботиться о своем здоровье. «Государственными служащими могут быть граждане, способные по состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на соответствующие государственные органы». Отсюда вытекает обязанность государственного служащего предпринимать все возможное, чтобы предотвратить причинение ущерба своей трудоспособности.

    Для сохранения и восстановления работоспособности государственные служащие обязаны проходить медицинское освидетельствование и медицинское обследование, осуществлять требуемые лечебно-оздоровительные мероприятия, им предоставляется возможность пользоваться услугами санаторно-курортных учреждений на льготных условиях.

    2. Обязанность получать денежное содержание. Несомненно, существует обязанность государственного служащего получать установленный должностной оклад по замещаемой государственной должности и другие виды денежного содержания. Он не имеет права уклоняться от получения своего содержания. Согласно традиционной теории, которой мы придерживаемся, денежное содержание выплачивается не только в личных интересах государственного служащего, но и в интересах государственной службы. Оно выплачивается для обеспечения достоинства государственной службы и должно быть таковым по размеру.

    3. Обязанность носить форменную одежду. «Для государственных служащих отдельных государственных органов законами и другими нормативными правовыми актами предусматривается ношение форменной одежды. Под ней понимается служебная одежда, которую государственный служащий обязан носить по службе или которая предназначена для подчеркивания его определенной функции».

    Таким образом, обязанности государственных служащих - это определенный законом круг главных, принципиальных действий, возложенных на указанное лицо и безусловных для выполнения.

    Существуют как общие, так и иные обязанности государственных служащих.

    На мой взгляд, на сегодняшний день существует ряд проблем, связанных с обязанностями государственных служащих.

    Во-первых, многие государственные служащие не исполняют свои должностные обязанности в полной мере. Это может повлечь за собой тяжелые последствия как для государственного служащего, так и для государства в целом.

    Во-вторых, жалобы, предложения и заявления граждан и организаций очень часто не рассматриваются на должном уровне, а происходит лишь их поверхностное рассмотрение.

    В-третьих, некоторые государственные служащие превышают свои должностные полномочия для улучшения своего благосостояния. Эти действия приводят к коррупции.

    В-четвертых, существует проблема семейственности, в результате которой на государственную службу принимаются люди, не владеющие соответствующими профессиональными знаниями и навыками.