Договор уступки требования. Переуступка прав требования по договору внешнеторговой сделки (Импорт) Договор цессии между нерезидентом и резидентом

[ВОПРОС-ОТВЕТ] Резидент получил от нерезидента валютный кредит на срок до 180 дней. По истечении этого срока уполномоченный банк приобретает у нерезидента права требования по этому кредиту с последующим погашением резидентом своих обязательств перед уполномоченным банком (новым кредитором). Вправе ли нерезидент уступить права требования по валютному кредиту уполномоченному банку по истечении 180-дневного срока и нужно ли для этого разрешение Банка России?

Ответ: В соответствии с п. 7 ст. 1 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 9 октября 1992 г. No. 3615-1 (в ред. от 8 августа 2001 г.) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в т.ч. операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте, являются валютными операциями.
Таким образом, уступка прав требования по договору, предусматривающему проведение расчетов в иностранной валюте, является валютной операцией.
Указанная валютная операция не подпадает под перечень текущих валютных операций, установленный п. 9 ст. 1 Закона No. 3615-1 и является согласно пп. "е" п. 10 ст. 1 этого Закона валютной операцией, связанной с движением капитала.
Однако в соответствии с п. 2 Указания Банка России "Об осуществлении уполномоченными банками сделок и операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, не относящихся к банковским операциям" от 27 марта 1998 г. No. 193-У уполномоченные банки, имеющие лицензию Банка России на осуществление банковских операций в иностранной валюте, вправе осуществлять отдельные операции и сделки в иностранной валюте и с ценными бумагами в иностранной валюте без получения отдельных разрешений (лицензий) на проведение валютных операций, в т.ч. "приобретение у третьих лиц, а также уступку третьим лицам за иностранную валюту требований исполнения обязательств в денежной форме".
Таким образом, уполномоченный банк вправе без дополнительного разрешения Банка России приобрести у нерезидента право требования по валютному кредиту, выданному резиденту.
Вместе с тем следует иметь в виду, что в соответствии с Письмом Председателя ВАС РФ No. С1-7/ОП-571 от 20 сентября 1996 г. переуступка права требования по кредитному договору коммерческим банком физическим и юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, не соответствует ст. ст. 382, 384, 388 ГК РФ.
Поэтому, если коммерческий банк заключил с каким-либо юридическим или физическим лицом сделку на уступку права требования к должнику по кредитному договору, такая сделка как не соответствующая требованиям закона согласно ст. 168 ГК РФ является ничтожной сделкой со всеми вытекающими последствиями.
Согласно пп. "з" п. 1 раздела III Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР, утвержденных Письмом Госбанка СССР от 24 мая 1991 г. No. 352, между юридическими лицами - резидентами использование иностранной валюты допускается при проведении операций по покупке и продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.
При этом валютное законодательство РФ не содержит ограничений на перевод должником - резидентом иностранной валюты на счет уполномоченного банка - нового кредитора (в случае уступки прав требования) при проведении расчетов, связанных с погашением кредита в иностранной валюте, как в срок до 180 дней, так и более 180 дней с момента предоставления кредита.
Таким образом, юридическое лицо - резидент, получившее кредит в иностранной валюте на срок до 180 дней от нерезидента, вправе без разрешения Банка России возвратить кредит по истечении 180-дневного срока уполномоченному банку, приобретшему право требования по указанному кредиту.
Б.МАКСИН

Договор цессии с иностранной компанией: особенности налогообложения (Денисова М.О.)

Дата размещения статьи: 01.03.2016

Документ предоставлен КонсультантПлюс

"Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2016, N 1

ДОГОВОР ЦЕССИИ С ИНОСТРАННОЙ КОМПАНИЕЙ:
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Турфирмы в полной мере ощутили все тяготы обострения международных отношений, включая взаимодействие с отдельными странами - лидерами курортных направлений. Конечно же, в первую очередь это Турция, с которой российский турбизнес имеет очень тесные и многоплановые экономические отношения. В декабре 2015 г. расширены санкции и распространен запрет на "импорт" туристских и гостиничных услуг. Последствия принятия таких мер масштабны, в их числе сложности с осуществлением платежей в адрес турецких партнеров, с которыми отношения еще не прекращены. Ввиду данного обстоятельства мы предлагаем вниманию читателей статью о том, как оформить переход прав кредитора (иностранной компании) к другому лицу (российской компании) и какие здесь существуют налоговые риски у нового кредитора.

Нормы российского законодательства

Согласно положениям гл. 24 "Перемена лиц в обязательстве" ГК РФ переход прав кредитора к другому лицу возможен в результате сделки (уступка требования) или на основании закона (п. 1 ст. 382 ГК РФ). Нас будет интересовать именно уступка требования (цессия), где кредитор, уступающий требование, - цедент, а лицо, приобретающее требование, - цессионарий. Поэтому в статье будут подробно рассмотрены вопросы налогообложения операций, осуществляемых в рамках договора цессии, сторонами которого являются:
- цедент - зарубежная компания (резидент иностранного государства);
- цессионарий - российская компания (резидент РФ).
Сразу оговоримся, что в целях определения налоговых обязательств по сделке об уступке требования (цессии) среди прочего важно установить, на каких условиях она заключена, возмездна или нет. Так, в силу п. 1 ст. 572 ГК РФ дарением признается безвозмездная передача в том числе имущественных прав (требований) себе или третьему лицу. Соответственно, если договором цессии не установлена обязанность цессионария предоставить в адрес цедента какое-либо встречное предложение в счет полученного права требовать оплаты с кредитора, договор цессии следует считать безвозмездным.

Напоминание. Российское законодательство запрещает дарение между коммерческими организациями (пп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ).

Налоговые обязательства цессионария как налогового агента

НДС. Согласно ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС являются реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ и передача имущественных прав. В целях гл. 21 НК РФ передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг), то есть образует объект налогообложения. В отношении безвозмездно переданных имущественных прав такая оговорка отсутствует, поэтому можно предположить, что договор цессии, заключенный на безвозмездной основе, не образует объекта обложения НДС.
Для цессионария важен вопрос обложения НДС сделки по передаче имущественных прав (требований), поскольку указанная операция названа среди объектов налогообложения. Письма Минфина свидетельствуют о том, что российский цессионарий не становится в рассматриваемой ситуации налоговым агентом по НДС и не обязан уплачивать данный налог в бюджет РФ за иностранного цедента (см. Письма от 24.03.2015 N 03-07-14/16117, от 18.03.2013 N 03-07-08/8307).
Однако мы считаем необходимым предупредить о существовании в НК РФ некоторых пробелов. Дело в том, что в названных разъяснениях Минфина передача имущественных прав считается услугой, место реализации которой определяется в соответствии со ст. 148 НК РФ. Согласно пп. 5 п. 1 ст. 148 место реализации услуг определяется по месту осуществления деятельности их исполнителя, за исключением тех услуг, которые названы в пп. 1 - 4.1, 4.4 п. 1 ст. 148. Поскольку услуги по передаче имущественных прав не поименованы в пп. 1 - 4.1, 4.4 п. 1 ст. 148, Минфин делает вывод, что место их реализации - территория иностранного государства (потому что цедент является иностранным лицом и осуществляет свою деятельность за пределами РФ), следовательно, российский цессионарий не является налоговым агентом по НДС. Безусловно, данная позиция выгодна российскому цессионарию, однако нас смущает ряд моментов. Так, буквальное прочтение пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ указывает на то, что объектами налогообложения признаются, во-первых, реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, во-вторых, передача имущественных прав (без привязки к территории - РФ или иного государства). Поэтому дальнейшее обращение Минфина к ст. 148 НК РФ, которая устанавливает порядок определения места реализации работ и услуг, представляется не совсем корректным.
Вместе с тем, если применять пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ в совокупности с п. п. 1, 2 ст. 161 НК РФ, получается, что российский цессионарий статуса налогового агента все же не приобретает и уплачивать НДС не должен. Дело в том, что согласно нормам ст. 161 налоговыми агентами становятся российские организации и ИП, приобретающие у иностранных лиц товары, работы и услуги. О приобретении имущественных прав в п. 1 ст. 161 ничего не сказано, отсюда вывод - платить НДС за иностранца не нужно.

О налоговых рисках. Обозначим обстоятельства, которые могут создавать налоговые риски для российского цессионария. Есть вероятность того, что налоговики могут иначе оценивать обязательства российского цессионария по НДС при заключении договора цессии с иностранным цедентом. Косвенно на это указывает следующее. С 2009 г. п. 5 ст. 161 НК РФ содержит предписание о том, что российские организации и ИП, осуществляющие свою деятельность на основе посреднических договоров (поручение, комиссия, агентирование) с иностранными лицами, становятся налоговыми агентами, если иностранцы реализуют товары, передают имущественные права, выполняют работы, оказывают услуги на территории РФ. Иными словами, если иностранное лицо осуществляет передачу имущественных прав через российского посредника, последний становится налоговым агентом и обязан уплатить НДС в бюджет. Налицо противоречие норм п. п. 1 и 5 ст. 161 НК РФ, поскольку если сделка будет осуществлена без посредников, НДС в российский бюджет не поступит. При наличии посредника в сделке по передаче иностранным лицом имущественных прав возникает повод требовать уплаты НДС с посредника, который должен еще установить место передачи таких прав (тогда как Минфин однозначно утверждает, что в рассматриваемой ситуации местом передачи прав является территория иностранного государства и объекта обложения НДС нет).

Все вышесказанное означает, что согласно официальной позиции Минфина российский цессионарий не приобретает статуса налогового агента и уплачивать НДС в бюджет не должен, однако в Налоговом кодексе есть ряд противоречий, которые ставят под сомнение правильность данной позиции, и налогоплательщик должен знать об этом.
Налог на прибыль. Пунктом 1 ст. 309 НК РФ определены виды доходов (получение которых не связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации в РФ через постоянное представительство), которые подлежат обложению налогом на прибыль организаций, удерживаемым у источника выплаты доходов. Доходы от передачи имущественных прав среди них отсутствуют. Более того, в п. 2 ст. 309 указано, что доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества (кроме указанного в пп. 5, 6 п. 1 ст. 309), а также от имущественных прав, выполнения работ, оказания услуг на территории РФ, не приводящие к образованию постоянного представительства в РФ согласно ст. 306 НК РФ, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.
Следовательно, российский цессионарий не обязан уплачивать налог на прибыль за иностранного цедента, в том числе при получении денежных средств в уплату долга по договору цессии (см. Постановление ФАС МО от 30.10.2009 N КА-А40/11479-09 по делу N А40-61449/08-98-240).

Собственные налоговые обязательства цессионария

НДС. При погашении должником соответствующей задолженности его обязательство перед новым кредитором прекращается, так что у российской компании, которая получила погашенное требование по договору цессии, может возникнуть налоговая база по НДС. Это вытекает из содержания п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 и п. 2 ст. 155 НК РФ, согласно которой налоговая база при уступке новым кредитором, получившим денежное требование, вытекающее из договора реализации товаров (работ, услуг), определяется как сумма превышения сумм дохода, полученного новым кредитором при последующей уступке требования или при прекращении соответствующего обязательства, над суммой расходов на приобретение указанного требования.
По мнению чиновников, указанный порядок определения налоговой базы применяется независимо от того, какие операции (подлежащие налогообложению НДС либо освобождаемые от налогообложения) лежат в основе договора реализации товаров (работ, услуг) (см. Письма Минфина России от 18.03.2015 N 03-07-05/14390, от 03.12.2014 N 03-07-05/61699).
Если договор цессии был безвозмездным, НДС придется начислить со всей суммы, полученной от должника.
Налог на прибыль. В целях налогообложения прибыли доходами признаются доходы от реализации имущественных прав (пп. 1 п. 1 ст. 248 НК РФ), а также внереализационные доходы в виде безвозмездно полученных имущественных прав (п. 8 ст. 250 НК РФ). Одновременно п. 2 ст. 248 НК РФ установлено, что имущественные права считаются полученными безвозмездно, если их получение не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).
Таким образом, если договор цессии заключается на безвозмездной основе, то у цессионария возникает внереализационный доход в виде имущественного права (на дату получения данного права - пп. 1 п. 4 ст. 271 НК РФ), подлежащий оценке по рыночной стоимости (см. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98).
Прекращение соответствующего обязательства образует на стороне нового кредитора доходы от реализации финансовых услуг, которые можно уменьшить на сумму расходов на приобретение соответствующего требования (расходов, понесенных при заключении договора цессии) (пп. 1, 2.1 п. 1 ст. 268, п. 3 ст. 279 НК РФ).

Если среди хозяйственных операций российской компании появился договор цессии, по которому иностранное лицо передает право требовать уплаты долга со своего партнера, бухгалтеру необходимо учесть несколько нюансов в части налогообложения данной сделки. Если говорить об обязанностях российского цессионария исполнить функцию налогового агента по НДС и налогу на прибыль, здесь прогноз оптимистичный. Хотя в законе есть некоторые "шероховатости", велика вероятность того, что обязанностей налогового агента у российского цессионария не возникнет. Что касается собственной налоговой нагрузки, она во многом зависит от того, возмездно или безвозмездно российскому цессионарию передано соответствующее требование. Если уступка требования была безвозмездной, налог на прибыль придется уплатить в двойном размере: один раз - в момент получения требования (налоговая база - его рыночная стоимость), еще раз - в момент исполнения должником обязательства или оформления следующей уступки (налоговая база - доходы в сумме полученных средств). НДС в этом случае начисляется со всей полученной от должника суммы. Если же уступка требования была возмездной, то и налог на прибыль, и НДС исчисляются с разницы между доходами и расходами, понесенными по сделке.

Предположим, российская компания имеет не погашенный перед ней долг по займу организации-нерезидента. Можно ли уступить права требования такого долга третьей компании?

Итак, ситуация следующая. Российская компания А имеет не погашенный перед ней долг по займу в рублях компании Б, зарегистрированной в Люксембурге. Возможно ли с точки зрения валютного регулирования заключение компанией А с компанией В договора уступки прав требования по долгу компании Б?

Валютные операции между резидентами и нерезидентами

Уступка резидентом прав требования по договору, заключенному с нерезидентом, разрешена валютным законодательством, в частности, Инструкцией Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее - Инструкция ЦБР № 138-И ).

Порядок действия сторон в случае уступки резидентом (компанией А) прав требования по контракту, заключенному с нерезидентом (компанией Б), новому кредитору (компании В), в случае, если новый кредитор является резидентом РФ , прописан в п. 12.2 Инструкции ЦБР № 138-И.

В таком случае компания А закрывает Паспорт сделки (далее - ПС) в порядке, установленном главой 7 настоящей Инструкции с учетом ряда особенностей, а компания В обязана оформить ПС.

Однако данный порядок в силу п. 12.3 Инструкции ЦБР № 138-И не распространяется на случаи частичной передачи резидентом своих прав по контракту. В таком случае первоначальный кредитор ПС не закрывает, а новый кредитор документы для оформления ПС в уполномоченный банк не представляет. Стороны действуют в порядке, установленном п. 12.4, 12.6, 12.7 Инструкции ЦБР № 138-И.

Применительно к рассматриваемой ситуации важно помнить, что в силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - ФЗ о валютном регулировании ) валютные операции между резидентами запрещены, за исключением случаев, указанных в ч. 1 ст. 9 Федерального закона о валютном регулировании. Поэтому взаиморасчеты между резидентами вне зависимости от валюты переводимого обязательства могут быть осуществлены только в рублях РФ.

Действия сторон в случае передачи резидентом (компанией А) всех своих прав по контракту, по которому оформлен ПС, путем уступки требования нерезиденту , регламентированы п.12.9 Инструкции ЦБР № 138-И.

В таком случае ПС закрывается компанией А после получения от компании В в полном объеме денежных средств, причитающихся резиденту в соответствии с условиями договора (контракта, соглашения, иного документа) об уступке требования и (или) в случае полного исполнения компанией В своих обязательств по договору полной уступки требований способом, отличным от расчетов.

При этом частичная уступка прав требования нерезиденту регламентирована п. 12.8 Инструкции ЦБР № 138-И.

Особо в Инструкции ЦБР № 138-И регламентированы случаи уступки резидентом РФ прав требования финансовому агенту (фактору) . Порядок действий сторон в таких случаях регламентирован п.12.15 Инструкции.

Следует отметить, что описанный выше порядок применяется к случаям, когда по контракту между резидентом (компанией А) и нерезидентом (компанией Б) был оформлен паспорт сделки.

Когда не нужен паспорт сделки

Однако не всегда валютное законодательство требует от резидента оформления паспорта сделки. Паспорт сделки не оформляется в случае, если сумма обязательств по контракту меньше 50 тыс. долларов США (п.5.2 Инструкции ЦБР № 138-И).

Между тем, поскольку валютное законодательство разрешает уступку прав требования по контракту на сумму 50 и более тыс. долларов США, на наш взгляд, такая уступка возможна и на сумму контракта менее 50 тыс. долларов США.

Более того, если новый кредитор (компания В) является нерезидентом и за уступку прав стороны осуществляют расчеты в иностранной валюте или в валюте РФ (валютные операции по смыслу подп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 9 ФЗ о валютном регулировании), тогда, на наш взгляд, подлежат применению положения ст. 6 ФЗ о валютном регулировании о том, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений.

Если же новый кредитор (компания В) является резидентом , тогда необходимо помнить о запрете валютных операций между резидентами (за некоторыми исключениями), установленном ч. 1 ст. 9 Федерального закона о валютном регулировании. При этом к валютным операциям закон относит использование в качестве средства платежа валютных ценностей, т.е. иностранной валюты и внешних ценных бумаг (подп. «а» п. 9, п. 5 ч. 1 ст. 1 ФЗ о валютном регулировании). Иными словами, расчеты за уступку прав должны быть произведены в рублях РФ.

Следует отметить, что в качестве исключения из правила о запрете валютных операций между резидентами названы валютные операций между резидентами и финансовыми агентами (факторами) в рамках договоров финансирования под уступку права требования (факторинга) (п. 1 ч. 1 ст. 1 ФЗ о валютном регулировании). В частности, в ч. 4 ст. 9 Федерального закона о валютном регулировании указано:

«Без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами, связанные с расчетами в иностранной валюте в рамках заключенных между этими резидентами договоров финансирования под уступку денежного требования (факторинга), по которым резидентам, являющимся финансовыми агентами (факторами), были уступлены денежные требования иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся резидентам, являющимся в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) с нерезидентами лицами, передающими этим нерезидентам товары, выполняющими для них работы, оказывающими им услуги, передающими им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них» .

Таким образом, валютное законодательство в целом допускает заключение компанией А с компанией В договора уступки прав требования по долгу компании Б.

Ограничение состоит лишь в запрете валютных операций между резидентами, который тем не менее не касается валютных операций в рамках заключенных между резидентами договоров финансирования под уступку денежного требования (факторинга).

Вопрос: Между резидентом и нерезидентом Республики Беларусь заключен внешнеторговый договор. Нерезидентом по указанному договору был поставлен товар, однако резидент оплату за поставленный товар не произвел. От нерезидента в адрес резидента поступило уведомление об уступке права требования задолженности последнего по оплате за товар другому нерезиденту. Резидент готов погасить задолженность перед новым кредитором. Необходимо ли получение резидентом разрешения Национального банка Республики Беларусь на проведение такого расчета с нерезидентом?

Ответ: Валютные операции, предусматривающие расчеты по обязательствам, возникшим у резидента перед нерезидентом на основании заключенного договора уступки требования, в соответствии со статьей 7 Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 N 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле" относятся к валютным операциям, связанным с движением капитала.
Согласно пункту 17 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 N 72 (далее - Правила), субъекты валютных операций (кроме банков) осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала, на основании разрешений Национального банка Республики Беларусь, без разрешений Национального банка Республики Беларусь либо в уведомительном порядке. В соответствии с подпунктом 18.11 пункта 18 Правил субъекты валютных операций - резиденты (кроме банков) осуществляют на основании разрешений Национального банка Республики Беларусь на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, валютные операции, предусматривающие расчеты по обязательствам, возникшим у субъекта валютных операций - резидента (кроме банка) перед нерезидентом на основании заключенного между ними договора перевода долга или уступки требования.
В рассматриваемой ситуации обязательства по оплате возникают у резидента перед нерезидентом на основании договора уступки требования, заключенного между двумя нерезидентами.
Таким образом, резиденту не требуется получение разрешения Национального банка Республики Беларусь на проведение названной валютной операции, связанной с движением капитала. Согласно пункту 20 Правил резидент осуществляет указанную валютную операцию в уведомительном порядке. Для этого в соответствии с пунктом 28 Инструкции о порядке выдачи разрешений на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.01.2008 N 15 "Об утверждении Инструкции о порядке выдачи разрешений на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала, и внесении изменения в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 8 августа 2007 г. N 159", резидент до совершения расчета по валютной операции, связанной с движением капитала, для которой установлен уведомительный порядок, заполняет и представляет в обслуживающий банк уведомление по форме согласно приложению 5 к названной Инструкции.

  • Подлежат ли исполнению банком обязательства должника-владельца счета по требованиям кредиторов 1-3 очереди?
  • Руководитель ООО был осужден по ст. 173.1. УК РФ. Какие последствия для сделок, заключенных данным руководителем?
  • Какие особенности приема на работу по совместительству иностранца, с патентом на работу по конкретной профессии?
  • Необходимо ли в учреждении утверждать положение о пропускном режиме?
  • Вправе ли ГБУ для оказания госуслуг закупать другие услуги, если их использование не предусмотрено техрегламентом?

Вопрос

Юридическое лицо - резидент РФ предоставил заем второму юридическому лицу - резиденту РФ. Затем Кредитор уступил свое право требование по данному договору нерезиденту РФ. Необходимо ли в данном случае оформлять паспорт сделки, если изначально договор заключался между резидентами и не попадал под действие валютного законодательства.

Ответ

Необходимость оформления паспорта сделки стоит только в зависимости от суммы (цены) договора цессии.

Полный перечень валютных операций закреплен в той же Инструкции от . В частности, в отношении расчетов между резидентами и нерезидентами в соответствии с договорами уступки требования, перевода долга, заключенными между резидентами и нерезидентами упомянуты:

  1. Расчеты нерезидента в пользу резидента за уступаемое резидентом требование нерезиденту в соответствии с договором уступки требования
  2. Расчеты резидента в пользу нерезидента за уступаемое нерезидентом требование резиденту в соответствии с договором уступки требования
  3. Расчеты нерезидента в пользу резидента за переводимый нерезидентом долг на резидента в соответствии с договором перевода долга
  4. Расчеты резидента в пользу нерезидента за переводимый резидентом долг на нерезидента в соответствии с договором перевода долга

Каких-либо исключений в отношении цессии по сделке между резидентами нет.

«С 1 июля 2014 года изменился порядок уведомления должника о переходе права и об уступке требования

Уведомить должника об уступке права может как первоначальный кредитор, так и новый кредитор.* При этом должник может не исполнять обязательства цессионарию до того момента, как ему предоставят доказательства перехода к нему права. Исключением являются случаи, если уведомление о переходе права он получил от цедента. Иными словами, когда уведомление направляет первоначальный кредитор, то должник не вправе требовать предоставления ему иных доказательств уступки помимо самого уведомления ().

Вместе с тем, закон не уточняет, какой объем информации должен направить должнику цессионарий. Поэтому для цессионария лучше, если уведомлять должника будет цедент.

Если должник получил уведомление об одном или о нескольких последующих переходах права, то он считается исполнившим обязательство надлежащему кредитору при исполнении обязательства в соответствии с уведомлением о последнем из этих переходов права ()».

«При совершении ряда валютных операций организации-резиденты должны оформить паспорт сделки.

В паспорте сделки должны быть указаны:

  • номер;
  • дата оформления;
  • сведения о российской организации-резиденте;
  • сведения об иностранном контрагенте;
  • общие сведения о внешнеторговой сделке (дата договора, номер договора (если имеется), общая сумма сделки (если имеется) и валюта цены сделки, дата завершения исполнения обязательств по сделке);
  • сведения об уполномоченном банке, в котором оформляется паспорт сделки и через счета в котором осуществляются расчеты по сделке;
  • сведения о переоформлении паспорта сделки;
  • сведения об основаниях для закрытия паспорта сделки.

Из этого правила есть исключения:

  • исполнение обязательств по контракту (кредитному договору) продолжается после закрытия паспорта сделки и при этом срок хранения документов банком (3 года) истек. По такому контракту (кредитному договору) оформляется новый паспорт сделки ();
  • один договор (контракт, соглашение) одновременно содержит элементы и контракта, и кредитного договора. Тогда на соответствующие части такого договора (контракта, соглашения) составляется отдельный паспорт сделки по и ();
  • в условиях одного кредитного договора одновременно предусмотрено и предоставление кредита (займа), и его получение. В этом случае составляются два паспорта сделки по ();
  • российская организация, оформившая паспорт сделки, полностью переводит долг или уступает право требования по контракту (кредитному договору) другой российской организации. Тогда первая организация закрывает паспорт сделки, а вторая открывает новый паспорт сделки ();
  • две и более российские организации заключили контракт (кредитный договор) с нерезидентом. Тогда паспорт сделки оформляется по согласованию одной из них ();
  • у банка, в котором открыт паспорт сделки, отозвана лицензия. Тогда не позднее 30 рабочих дней после даты отзыва у банка лицензии организация должна открыть паспорт сделки в другом уполномоченном банке ().

Если все расчеты по контракту (кредитному договору) ведутся через счет, открытый в банке-нерезиденте, паспорт сделки оформите в территориальном учреждении Банка России по местонахождению организации ().

Оформить паспорт сделки нужно в согласованный с банком срок в зависимости от того, какое из событий, указанных в Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И, наступит раньше. Подробнее об этом см. Срок открытия паспорта сделки.

Ситуация: когда нужно оформить паспорт сделки. Во внешнеторговом контракте не прописана цена

Документы для оформления паспорта сделки

Чтобы оформить паспорт сделки, представьте в банк следующие документы:

  • один экземпляр заполненного бланка по или по (в части, оформляемой организацией);
  • контракт (кредитный договор) либо выписку из него. В выписке укажите, кроме информации, необходимой для оформления паспорта сделки, еще и информацию об ожидаемых сроках получения валюты от нерезидентов и исполнения обязательств по контракту () с указанием условий расчетов по контракту;
  • другие документы, указанные в статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, необходимые для заполнения паспорта сделки (например, свидетельство о госрегистрации организации-резидента, свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции и др.);
  • принятое в налоговой инспекции по месту учета резидента уведомление об открытии счета (вклада), о закрытии счета (вклада), об изменении реквизитов счета (вклада), о наличии счета (вклада) в банке, расположенном за пределами России. Такое уведомление подавайте, если валютные операции по контракту (кредитному договору) осуществляются через зарубежные счета резидента.

Банк вправе требовать только те документы, которые относятся к совершаемой валютной операции. Представить можно как подлинники, так и копии документов. Все документы должны быть действительными на день представления. Если к проведению валютной операции имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него. По запросу банка нужно представить заверенные переводы иностранных документов на русский язык. Такие правила содержатся в статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Копии документов заверьте подписью руководителя (другого уполномоченного лица) и при наличии печатью (). Ниже реквизита «Подпись» нужно указать заверительную надпись «Верно»; должность лица, заверившего копию; личную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения. Такой порядок предусмотрен регламента, утвержденного).

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.