В России готовится судебная реформа. Как она скажется на юристах, судьях и простых людях. В россии появились новые суды

В России создаётся новая система апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции.

Президент России подписал Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „О судебной системе Российской Федерации“ и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции». Документом внесены существенные изменения в структуру судов общей юрисдикции.

В чём суть нового закона?

Поправками предусмотрено создание структурно самостоятельных пяти апелляционных и девяти кассационных судов общей юрисдикции, а также изменение системы обжалования судебных актов, как не вступивших, так и вступивших в законную силу.

С какой целью приняты поправки?

Необходимость создания в России структурно самостоятельных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции обусловлена потребностью обеспечения беспристрастности, независимости при рассмотрении жалоб на судебные акты нижестоящих инстанций. В результате нововведения будет исключена ситуация, когда проверка судебного акта осуществляется в том же суде, в котором дело рассматривалось в качестве суда первой инстанции. Так, к примеру, частная жалоба, представление на определение краевого, областного суда, суда города федерального значения, вынесенное им по первой инстанции по гражданскому или административному делу до принятия поправок также подлежало рассмотрению апелляционной инстанцией этого же суда. Изменения позволят усовершенствовать систему судов общей юрисдикции и оптимизировать судебную нагрузку. Стоит отметить, что в системе арбитражных судов уже имеется положительный опыт существования раздельных судов апелляционной и кассационной инстанций.

Какова компетенция новых апелляционных судов?

Апелляционные суды общей юрисдикции во второй инстанции будут рассматривать дела по жалобам и представлениям на не вступившие в силу акты областных и равных им судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу актов.

При этом за областными и равными им судами останется апелляционное рассмотрение не вступивших в силу решений районных судов, принятых в первой инстанции. То же самое касается рассмотрения дел по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений судебных коллегий областных и равных им судов.

Новые апелляционные суды будут вышестоящими судебными инстанциями по отношению к действующим на территории верховным судам республик, областным судам и прочим. Так, например, 1-й апелляционный суд общей юрисдикции (город Москва) будет вышестоящей инстанцией для соответствующих судов Белгородской, Брянской, Владимирской Воронежской, Калининградской, Костромской, Псковской и других областей.

Какие дела будут рассматривать кассационные суды?

Кассационным судам общей юрисдикции переданы кассационные полномочия областных и равных им судов и, таким образом, они будут рассматривать дела по жалобам и представлениям на вступившие в силу судебные акты мировых судей, районных судов, областных и равных им судов, апелляционных судов общей юрисдикции, а также по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу актов.

Эти суды являются вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям.

Каков состав новых судов?

Новые кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции будут состоять из президиума и судебных коллегий по гражданским, административным и уголовным делам.

Где расположены новые суды?

Законом определены места их постоянного пребывания. Так, кассационные суды разместят в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерово и Владивостоке. Апелляционные суды закрепятся в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске.

Для рассмотрения жалобы обязательно приезжать в соседний регион?

Необязательно, помимо основных судов, закон позволяет создать постоянные судебные присутствия по другому адресу вне места постоянного пребывания суда. Это поможет обеспечить доступность правосудия для тех, кто живет в отдаленных районах.

Когда Закон № 1-ФКЗ вступает в силу?

Закон вступил в силу 30 июля 2018 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

Когда новые суды начнут работать?

Кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции будут считаться образованными со дня назначения на должность не менее половины от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала деятельности этих судов примет Пленум Верховного Суда РФ. Эта информация должна быть опубликована не позднее 01.10.2019.

При этом срок назначения председателей новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции установлен до 15 октября 2018 года.

Как будет осуществляться судопроизводство в переходный период?

До начала деятельности новых судов апелляционные и кассационные жалобы и представления будут рассматриваться теми же судами, которыми рассматриваются в настоящее время.

На пленуме Верховного суда РФ 13 июля был дан старт судебной реформе. Пленум постановил внести в Государственную думу проект федерального конституционного закона, согласно которому в стране создаются независимые суды апелляционной и кассационной инстанций общей юрисдикции. За постановление проголосовали 74 участника при четырех против и четырех воздержавшихся.

В случае успешного принятия и исполнения этого закона, как подчеркнул судья-докладчик, секретарь пленума Виктор Момотов, из российской судебной системы будет наконец исключено наличие нескольких судебных инстанций в рамках одного и того же суда. Новые суды будут структурно выделены в отдельные самостоятельные инстанции, не связанные рамками административно-территориального деления субъектов РФ.

Предлагается создать 5 апелляционных и 9 кассационных судов общей юрисдикции. Уже имеются предложения по дислокации новых судов: апелляционных - соответственно, в Воронеже либо Иваново, Санкт-Петербурге, Краснодаре либо Сочи, Нижнем Новгороде и Томске. Для расположения кассационных судов намечены Москва, Санкт-Петербург, Калуга, Краснодар, Пятигорск, Казань, Пермь, Кемерово и Владивосток. Предложены и конкретные здания в этих городах, согласованные с исполнительной властью.

К компетенции апелляционного суда отнесут рассмотрение жалоб и представлений на судебные акты по делам, отнесенным к подсудности областных и равных им судов в качестве судов первой инстанции, а также на их промежуточные решения. Таким образом, будет исключена ситуация, при которой проверка вынесенного судебного акта осуществляется в том же суде, которым дело рассматривалось в первой инстанции.

К апелляционным судам отойдет и часть функций Верховного суда РФ. Из его ведения будет исключено рассмотрение дел по жалобам на не вступившие в законную силу судебные акты нижестоящих судов, что будет соответствовать экстраординарному характеру этой высшей судебной инстанции.

Кассационные суды возьмут на себя рассмотрение всех дел, которые в настоящее время рассматриваются в кассационном порядке президиумом областного и равного ему суда. Они станут единой кассационной инстанцией, как в отношении судебных актов мировых судей, так и в отношении судебных актов, вынесенных районными и гарнизонными военными судами.

После этого в компетенции судебных коллегий областных и равных им судов останется только рассмотрение дел в качестве суда первой и апелляционной инстанции, а также по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Функции президиума областного и равного ему суда будут ограничены организационными вопросами.

Каждый апелляционный и кассационный суд будет состоять из председателя, президиума и четырех коллегий - по гражданским, административным, уголовным делам и по делам военнослужащих. Председателей судов предлагается назначать указом президента РФ на 6 лет по представлению председателя ВС РФ.

Такая реорганизация, как было подчеркнуто, позволит обеспечить в судебной системе необходимый баланс между иерархичностью и структурированностью судебных инстанций, с одной стороны, и их независимостью и самостоятельностью функционирования - с другой.

Заместитель министра юстиции РФ Алу Алханов и заместитель генерального прокурора РФ Леонид Коржинек высказались на пленуме в поддержку законопроекта, отметив, что такая реформа потребует серьезных финансовых расходов и крупных организационно-штатных мероприятий. Коржинек напомнил о будущих трудностях, связанных с огромной территорией страны и транспортными издержками. Переезд апелляционных и кассационных инстанций в другие города может затруднить личное участие граждан в судебных заседаниях. Оргштатные мероприятия предстоят и в органах прокуратуры, отметил замгенпрокурора.

Отвечая после заседания на вопросы, секретарь пленума Виктор Момотов предположил, что численность судей новых судов будет "в районе тысячи", причем основное их число перейдет из областного звена. Вряд ли следует опасаться увольнений судей, учитывая, что передача части полномочий от областных и равных им судов, а также от ВС РФ, будет сопровождаться перераспределением рабочих мест. Трудности могут возникнуть лишь в некоторых случаях, когда, как предположил Момотов, кому-то из судей будет предложено переехать, например, из Москвы в Калугу, что станет проблемой личного выбора. Судьи же Верховного суда, по словам его представителя, к переезду готовы.

"Верховный суд не должен заниматься пересмотром дел по фактическим обстоятельствам, - подчеркнул Момотов. - А по сути, апелляционные инстанции как раз и предполагают пересмотр судебных постановлений по фактическим обстоятельствам. ВС должен сосредоточиться на главном: на формулировании правовых позиций, обобщении судебной практики и руководстве всей судебной системой".

Момотов также заметил, что проблемы территориального и транспортного характера, возможно, не будут столь тяжелыми, учитывая, что "кассационное судопроизводство - формальное", личное присутствие там не так распространено. Кассационная инстанция не занимается пересмотром фактических обстоятельств дела, она сосредоточена на проверке правильности применения правовых норм. "В каком-то смысле это научный спор, - отметил судья. - Я не думаю, что огромный поток жалоб создаст какие-то сложности". При этом, в принципе, не исключается использование видеомостов с участниками, проживающими далеко, в том числе заключенными.

17.08.2018 1 4818

сайт – о новой судебной реформе.

В нашей стране будет создана новая система апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции.
Президент подписал ФКЗ от 29.07.2018г. N1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции». Документ внес значительные изменения в структуру СОЮ.
Поправки предусматривают появление 5 апелляционных и 9 кассационных судов общей юрисдикции, изменение системы обжалования судебных актов.
Ожидается, что появление в РФ этих судов обеспечит беспристрастность, независимость в ходе рассмотрения жалоб на судебные акты нижестоящих инстанций. Так, не будет ситуаций, когда проверка решения проводится в том же суде, где дело рассматривалось в качестве суда 1-й инстанции. Изменения призваны усовершенствовать систему СОЮ, оптимизировать нагрузку на суды. В системе арбитражей уже есть положительный опыт работы раздельных судов апелляционной и кассационной инстанций.
Апелляционные суды общей юрисдикции во второй инстанции станут рассматривать дела по жалобам и представлениям на не вступившие в силу акты облсудов и равных им судов, вынесенные ими в качестве суда 1-й инстанции, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении актов, вступивших в силу.
При этом за облсудами и равными им останется апелляционное рассмотрение не вступивших в силу решений райсудов, вынесенных в 1-й инстанции.
Новые апелляционные суды станут вышестоящими судебными инстанциями по отношению к действующим на территории ВС республик, облсудам и пр. Так, к примеру, 1-й апелляционный СОЮ (г.Москва) будет вышестоящей инстанцией для соответствующих судов Белгородской, Брянской, Владимирской, Воронежской и др. областей.
Кассационные суды общей юрисдикции получат кассационные полномочия облсудов и равных им судов, они приступят к рассмотрению дел по жалобам на вступившие в силу судебные акты мировых судей, райсудов, облсудов и равных им судов, апелляционных СОЮ, а также по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении актов, которые вступили в силу.
В новых судах будут президиум и судебные коллегии по административным, гражданским и уголовным делам.
Законом закреплены места постоянного пребывания новых судов. Так, кассационные суды появятся в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерово и Владивостоке . Апелляционные суды начнут работать в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске .
Для рассмотрения жалобы необязательно будет ехать в соседний регион, ведь, кроме основных судов, закон дает возможность создавать постоянные судебные присутствия. Это должно обеспечить равный доступ к правосудию для всех.
Закон вступил в силу 30 июля 2018г., кроме отдельных положений. Новые суды будут считать образованными с момента назначения на должность не менее 50% от установленной численности судей каждого суда. Решение о дне начала работы судов примет Пленум Верховного суда РФ. При этом срок назначения руководителей новых судов – до 15 октября 2018г.
. Дмитрий Соколов, кандидат юридических наук, директор юридической компании «Соколов и партнеры» , считает, что новая система апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции будет способствовать развитию судебной системы в целом, объективности и беспристрастности судей в частности. «Скорее всего, при обжаловании судебных решений первой инстанции процент изменения (отмены) судебных актов увеличится. Кроме того, обсуждаемая реформа снижает риски возникновения «местничества» в регионах и существующей «де-факто» подчиненности судей главам исполнительной власти. Сегодня зачастую решения апелляционной и кассационной инстанции принимают судьи, которые «выросли» из системы судов первой инстанции, и отмена решения им дается нелегко (на обжалуемый акт судья смотрит через призму отношений со своим прежним местом работы, бывшими коллегами, руководством вместо объективной оценки дела). Еще одним плюсом изменений является возможность формирования единообразия судебной практики по округам (аналогично существующей в системах арбитражных судов)», - отметил эксперт. По мнению Д.Соколова, недостаток изменений только один: территориальная удаленность инстанций от участников дела. «Скорее всего, это приведет к увеличению количества дел, в которых принимают участие представители сторон», - считает он.
В целом положительно оценивает изменения и Андрей Гривцов, адвокат, старший партнер Адвокатского бюро «ЗКС» . «Идея введения новой системы апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции выглядит разумно, и пока каких-то оснований для ее критики я не нахожу. Кажется оправданным довод о том, что отныне судьи апелляционной и кассационной инстанции не будут работать в одном суде с судьями, принимавшими решение в суде первой инстанции, а, значит, должны быть более независимы в оценке этого решения, не подчиняясь при этом единому председателю», - заметил адвокат. По его словам, недостаток лишь один – нет понимания, что в действительности будет на практике. «В России практика любит вносить негативные изменения в теоретически прекрасную идею. Остается надеяться, что данная реформа судебной системы повлечет именно те позитивные изменения, которые декларируются авторами законопроекта, и здравая инициатива не будет перечеркнута кривизной правоприменения», - уточнил А.Гривцов.
Павел Курлат, партнер «Первой Юридической Сети» , в беседе с сайт также заявил, что пока сложно предположить, как новая система будет работать. «Формально понятно, что это будет аналог арбитражных судов, образованный немного по другому территориальному принципу. Сама реализация новой системы апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции обеспечит объективный принцип проверки судебных решений. Конечно, вопрос создания новой системы апелляционных и кассационных судов обсуждался давно, но для многих принятие нового закона стало неожиданностью, аналогично с тем, как произошло с реорганизацией высших судебных инстанций и передачей полномочий верховному суду в сжатые сроки», - пояснил юрист, добавив, что не был учтен организационный момент. «Неизвестно, какой кадровый состав будет набран на вторую и третьи инстанции. Уже объявлены конкурсы на замещение вакансий, и, насколько я знаю, есть определенные проблемы с наполнением инстанций в кадровом плане, - подчеркнул эксперт. Формальные моменты при принятии закона прорабатывались, но в организационном плане, мне кажется, вряд ли успели подготовиться».
Дмитрий Барсуков, адвокат Балтийской коллегии адвокатов им. Анатолия Собчака не согласен с коллегами: «Проблема здесь не в том, что судья трудится в одном городе с коллегой, чье решение обжалуется. Налицо характерное для сегодняшнего дня «наведение марафета», а не тяжелая, длительная и дорогая работа по решению системных проблем отечественного правосудия». По его мнению, необходимо было действовать иначе: «Конечная цель – справедливое и честное правосудие в первой же инстанции, не так ли? Вероятно, добиться этого иным путём, чем построить новые здания судов и прикрепить на них новые таблички, не представляется возможным. Хотя разведение по разным углам судей сейчас дает призрачную надежду на то, что судья апелляционного суда, рассматривая решение первой инстанции районного суда соседнего региона, не проникнется профессиональной солидарностью с коллегой хотя бы по территориальному признаку и таки вынесет взвешенное и обоснованное решение». Д,Барсуков уверен, что «от перемены мест слагаемых судебной системы, ситуация, скорее всего, не изменится». «В целом, говоря об ожиданиях от реформы, отнесу себя к оптимистам и предположу, что хуже все равно уже не будет», - заключил адвокат.
Лейла Досумова

С октября 2019 года в России заработают 16 новых судов общей юрисдикции. Это будут апелляционные и кассационные инстанции, которые объединят в себе новые судебные округи, сформированные по экстерриториальному принципу. Хотя власти преследовали целью повысить независимость и качество правосудия, нововведение сделает обжалование решений судов первой инстанции очень дорогим для граждан. Ведь им и их представителям придется ездить за правосудием не просто в другие города, но в другие регионы РФ.

Что случилось?

Президент России Владимир Путин подписал Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции», которым учредил 16 совершенно новых надрегиональных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции. Новые СОЮ должны заработать уже с 1 октября 2019 года. Вторым подписанным вчера вечером законом президент назначил зарплату судьям, которые будут вершить правосудие в новых судах. Оба закона уже официально опубликованы и вступили в силу.

Новые судебные округа

Новые СОЮ будут действовать в пределах соответствующих судебных округов. При этом кассационные и апелляционные судебные округи будут включать в себя разные регионы РФ. В частности, Первый апелляционный округ, к которому соответственно будет относится Первый апелляционный суд, расположенный в Москве, будет включать в себя:

  • Белгородский,
  • Брянский,
  • Владимирский,
  • Воронежский,
  • Ивановский,
  • Калининградский,
  • Калужский,
  • Костромской,
  • Курский,
  • Липецкий,
  • Новгородский,
  • Орловский,
  • Псковский,
  • Рязанский,
  • Смоленский,
  • Тамбовский,
  • Тверской,
  • Тульский,
  • Ярославский,
  • Московский областной;
  • Московский городской суды.

Очевидно, что география достаточно обширна. И жителям Калининграда и области придется ездить на апелляцию в Москву, что существенно увеличит их судебные издержки. Как, впрочем, и жителей других областей. Повезет только москвичам. Вторая инстанция расположена у них возле дома.

Кстати, суды общей юрисдикции рассматривают абсолютно все споры с участием граждан, кроме дел о банкротстве. Это все гражданские и административные иски. Например, о разделе имущества супругов. Поэтому аудитория СОЮ самая иширокая. Также в юрисдикции этих судов находится рассмотрение уголовных дел.

Новые СОЮ

Всего будет создано 5 апелляционных судов общей юрисдикции и 1 военный суд:

  1. Первый апелляционный — в Москве;
  2. Второй апелляционный — в Санкт-Петербурге;
  3. Третий апелляционный — в Сочи;
  4. Четвертый апелляционный — в Нижнем Новгороде;
  5. Пятый апелляционный — в Новосибирске;
  6. Апелляционный военный суд — во Власихе Московской области.

10 новых кассационных судов будут расположены:

  • Первый кассационный — в Саратове;
  • Второй кассационный — в Москве;
  • Третий кассационный — в Санкт-Петербурге;
  • Четвертый кассационный — в Краснодаре;
  • Пятый кассационный — в Пятигорске Ставропольского края;
  • Шестой кассационный — в Самаре;
  • Седьмой кассационный — в Челябинске;
  • Восьмой кассационный — в Кемерово;
  • Девятый кассационный суд — во Владивостоке;
  • Кассационный военный суд — в Новосибирске.

Закон предусматривает, что новые апелляционные СОЮ будут рассматривать дела по жалобам, представлениям на судебные акты региональных судов, не вступившие в законную силу, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Кассационные СОЮ должны рассматривать жалобы и представления на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Председатели судов и судьи

Апелляционные и кассационные суды будут считаться образованными со дня назначения на должность не менее 50% от установленной численности судей. Решение о начале деятельности каждого из новых СОЮ будет принимать Пленум Верховного суда РФ. Все суды должны официально заработать не позднее 1 октября 2019 года. До того рассмотрение апелляционных и кассационных жалоб будет проходить в прежнем порядке.

Председатели новых СОЮ должны быть назначены до 15 октября 2018 года. Для них установлена новая предельная возрастная планка в 76 лет. Аналогичное возрастное ограничение введено для зампредседателя Конституционного суда РФ, зампредседателя Верховного суда РФ, председателя арбитражного суда округа. Судьям, отказавшимся от перевода в другие суды, будут выплачены выходные пособия. Их размер и порядок выплаты будет предусмотрен проектом бюджета на следующий год.

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов

Путин подписал закон об апелляционных и кассационных судах общей юрисдикции. Теперь предстоит их сформировать – часть судебных составов переведут, к переезду готовятся более 400 судей. Назначения состоятся до 15 октября этого года, вместе с этим суды будут считаться сформированными, однако работать начнут ближе к осени 2019 года. Подробнее о том, как это будет.

Локации

В итоговой редакции утвердили пять апелляционных судов общей юрисдикции, девять кассационных и по одному кассационному и апелляционному военному суду. Кассационные суды разместят в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерове и Владивостоке, а военный - в Новосибирске. Апелляционные суды закрепятся в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске. В Московской области (г. о. Власиха) заработает апелляционный военный суд.

Для просмотра интерактивной карты апелляционных судов нажмите на картинку.

В первоначальной версии законопроекта о судах фигурировали другие города - так, первый кассационный суд общей юрисдикции предлагали разместить в Калуге (в итоге его переместили в Саратов), а шестой - в Казани, откуда он переехал в Самару.

В следующем варианте правок в Калуге решили разместить первый апелляционный суд общей юрисдикции, однако в итоге в этом городе новых судов не оказалось вовсе: суд перенесли в столицу. Редакция расположений учитывала региональные особенности и была выработана после согласований с , рассказывал Павел Крашенинников. Перенос апелляционного суда в Москву связали с тем, что в столице лучшая материально-техническая и кадровая база, учли также транспортную доступность.

Верховный суд предполагал, что закон вступит в силу уже 1 июля, однако принять его удалось только к 30 июля.

Для просмотра интерактивной карты кассационных судов нажмите на картинку.

Компетенции

Новые апелляционные суды будут пересматривать дела, которые по первой инстанции разрешают суды субъектов (Верховные суды республик, областные, краевые суды). В их же ведении окажутся споры по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Новые апелляционные суды будут вышестоящими судебными инстанциями по отношению к действующим на территории верховным судам республик, областным судам и прочим. Так, например, общей юрисдикции (Нижний Новгород) будет вышестоящей инстанцией для соответствующих судов Мордовии, Татарстана, Самарской, Пензенской, Ульяновской и других областей (зеленая штриховка на карте) .

Кассационный суд общей юрисдикции по аналогии рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Он будет являться вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям.

Помимо основных судов, закон позволяет создать постоянные судебные присутствия по другому адресу. Это поможет обеспечить доступность правосудия для тех, кто живет в отдаленных районах.

Судебные составы

И кассационные, и апелляционные суды будут возглавлять председатели сроком на шесть лет. Они смогут занимать должность не более двух сроков подряд. Если на сегодня (30 июля) судья уже исчерпал лимит, то возглавить новые суды он сможет лишь на один срок. Такое же правило действует для заместителей председателей. Предельный возраст пребывания в должности главы суда ограничен 76 годами.

переедут для работы в новых судах

В состав кассационного суда общей юрисдикции входит президиум, коллегии по гражданским, административным и уголовным делам. В президиум суда входит председатель, его заместитель и другие судьи, количественный и персональный состав утверждает пленум Верховного суда. Аналогичные требования и условия установлены для апелляционных судов.

"Введение в федеральных апелляционных и кассационных судах должностей председателя суда, заместителя председателя суда, судей предлагается за счет сокращения должностей судей в судах областного звена", - сообщается в финансово-экономическом обосновании к проекту. Аналогичная ситуация произойдет с гражданским штатом.

Из судов областного звена уволят 362 гражданских служащих в случае с апелляционными судами, и еще 1362 - с кассационными. Из-за введения апелляционных судов, согласно предварительным подсчетам, переведут 91 судью, еще 90, по предположению законодателя, откажутся от перевода. В кассационных судах с переводом продолжат работу 362 судьи, а 361 судья уволится в случае отказа от перевода. В случае увольнения гражданским служащим выплатят четыре оклада, судьям выплатят годовую зарплату. В случае переезда судьи и его семьи из бюджета выделят по 100 000 руб.

В итоге из-за реформы сократят 1724 гражданских служащих. Предполагается, что 451 судья откажется от переезда и уволится по собственному желанию, такие расчеты приведены в финансово-экономическом обосновании к проекту.

"Мы ожидаем, что деньги для создания этих судов могут понадобиться только по одной статье - не все судьи (занимающиеся сейчас апелляциями и кассациями) захотят работать в новых судах, и по действующему законодательству они должны будут получить компенсации, общие расходы составят около 3 млрд руб. Но это предположительная сумма, мы ещё не знаем, сколько точно судей не захотят работать в новых судах", -