Оформление дтп в гибдд. Как оформить дтп без гибдд? процедура оформления дтп по европротоколу

К сожалению, никто из автолюбителей и пассажиров не застрахован от попадания в опасную ситуацию на дороге. Поэтому вполне возможно, что вам предстоит оформление ДТП во взаимодействии с уполномоченными лицами. Но как пройти эту процедуру так, чтобы белых пятен в истории осталось поменьше?

В каком порядке действовать, если вы оказались участником дорожного происшествия, определяют правила дорожного движения и просто здравый смысл. Итак, как только вы заглушили двигатель, установили аварийный знак и при необходимости вызвали скорую, можно приступать к фиксации повреждений и примерной оценке ущерба.

Процедура оформления ДТП подразумевает:

  • вызов сотрудников ГИБДД либо, если ситуация не серьёзная, - аварийного инспектора: в таком случае ДТП оформляется по европротоколу (речь об этом пойдёт ниже);
  • опрос свидетелей (желательно самостоятельно обменяться контактами с прохожими либо водителями, которые находились рядом во время аварии);
  • анализ ситуации вместе с участниками ГИБДД;
  • оформление бумаг;
  • подписание протокола;
  • по требованию любого из - принятие дополнительных мер, например, по осмотру дороги на предмет препятствий либо для установления качества видимости.

Здесь можно найти подробную статью, в какой последовательности и как избежать распространенных ошибок.

Если вы сильно волнуетесь, не стесняйтесь просить помощи у знакомых. Позвоните близкому человеку, который давно за рулём: он на месте подскажет вам, как правильно оформить ДТП, и поможет объясниться с сотрудником ГИБДД либо инспектором.

В принципе, основное правило успешного оформления ДТП - спокойный и взвешенный подход к происходящему. Что бы ни случилось с вами на дороге, вам следует поскорее успокоиться - в состоянии шока вы можете не распознать ошибки в действиях второго участника либо инспекторов.

Как изменились правила

Вышеуказанный алгоритм ещё два года назад был актуален абсолютно для всех аварий, в том числе мелких, - актуален и сейчас, но уже для более серьёзных столкновений. 1 июля 2015 года в законодательство РФ были внесены изменения, и появились новые правила оформления ДТП, касающиеся самых «безобидных» ситуаций. Вы можете не вызывать сотрудников ГИБДД и оформить аварию по европротоколу с помощью аварийного инспектора (по сути - свидетеля оформления официальной бумаги), если:

  • при аварии были нанесены повреждения исключительно транспортным средствам двух участников;
  • у обоих водителей есть действующие полисы ОСАГО;
  • из пассажиров никто не пострадал;
  • стоимость ремонта не превышает 50 000 рублей (либо 25 000 рублей - в случае если кто-либо из участников оформил ОСАГО до 1 августа 2014 г.);
  • участники согласны совместно заполнить извещение, которое прилагается к полису ОСАГО, и не имеют друг к другу претензий.

Документация

Итак, как мы уже выяснили, в случае некритичного повреждения одного или двух автомобилей водители, попавшие в неприятную ситуацию, не вызывают ГИБДД, а в присутствии аварийного инспектора заполняют только одну бумагу - извещение. Оформить её очень просто: вместе с двумя копиями в ОСАГО прикладывают подробную инструкцию. Бумага необходима, чтобы после аварии подать её в ГИБДД.

А вот какие документы составляются при ДТП, если ситуация оказалась серьёзной, стоит хорошенько запомнить. Итак, после того, как авария официально оформлена, сотрудники ГИБДД и водители должны убедиться, что составлены:

  • , за которую «отвечает» инспектор, а все участники тщательно её проверяют;
  • протокол осмотра транспортных средств;
  • приложение к протоколу с подробной информацией о каждом повреждении;
  • , отображающая положение транспортных средств после аварии;
  • акт медицинского освидетельствования - этот документ призван подтвердить, что участники попали в ДТП в трезвом уме (не были пьяны, не употребляли наркотики);
  • показания пострадавших лиц и свидетелей (опрос можно провести позже, связавшись с ними по телефону или email, но лучше, если они сразу поучаствуют в процедуре).

Обратите внимание, что все вышеперечисленные бумаги оформляются исключительно в присутствии водителя! Участники ДТП не просто ждут, пока инспектор сделает всё самостоятельно, а помогают ему, отвечают на уточняющие вопросы, делятся своим видением ситуации. Сотрудник ГИБДД может проявить корыстные намерения или просто невнимательность и указать в протоколе либо схеме данные, не соответствующие действительности, а это влечёт за собой тяжёлые последствия.

Если вы подписали бумагу с ложной информацией, находясь в состоянии шока, спустя некоторое время вас могут обязать компенсировать ущерб, который вы не наносили.

Поэтому имеет смысл ещё до приезда инспектора взять себя в руки и воспользоваться мобильным, чтобы сфотографировать все повреждения автомобилей, а также:

  • дорожное покрытие - на нём могут оказаться ямы, кочки, выбоины, ставшие причиной аварии;
  • транспортное оборудование (сюда входят светофоры, знаки, разметка);
  • след тормозного пути;
  • наклон дороги.


Оформление ДТП при помощи ГИБДД

Вот мы и разобрались, какие документы оформляются при ДТП сотрудниками ГИБДД (абсолютно все - от схемы до протокола) и что нужно предпринять, чтобы составить максимально правдоподобную картину происшествия. Однако все меры должны быть приняты вовремя. Исходя из действующего регламента, процедура должна быть такой:

  • инспектор приезжает на место происшествия и представляется;
  • водители дают показания и участвуют в осмотре транспортных средств;
  • участники ДТП проходят тест на присутствие алкоголя в крови, а если кто-либо отказывается от процедуры, это вносится в протокол;
  • сотрудники ГИБДД готовят документы (в том числе схему) и просят водителей тщательно ознакомиться с ними;
  • инспектор спрашивает у участников ДТП, готовы ли они составить объяснения, и если да, фиксирует сказанное каждым водителем и свидетелем;
  • при необходимости ГИБДД принимает меры по эвакуации автомобилей;
  • порядок оформления ДТП сотрудниками ГИБДД подразумевает, что в течение одного-двух дней инспектор выдаёт участникам копии , а также документы, освобождающие одного из водителей от административной ответственности или, напротив, свидетельствующие о необходимости прийти в суд.

Таким образом, срок оформления ДТП в ГИБДД составляет одни сутки.

Инспектор обязан отдать все документы на руки участникам аварии в день столкновения или - максимум! - назавтра. Задержка в выдаче бумаг нарушает правила оформления ДТП сотрудниками ГИБДД – это повод написать жалобу и таким образом катализировать процесс.

Если вы считаете, что приехавший на место инспектор был пристрастен и установленный регламент нарушен, не стоит оставлять это без внимания. Во-первых, о своих правах можно заявить уже при составлении протокола и утверждении схемы. Во-вторых, если вы точно знаете, как оформляется ДТП с ГИБДД, но не смогли воспротивиться произволу инспектора (были сами в состоянии шока либо находились под психологическим давлением), это можно исправить и после аварии. Как можно скорее обратитесь в такие органы, как:

  • руководство ГИБДД;
  • прокуратура;
  • в случае неудачи - суд.

Так же стоит поступить, если вам не выдали необходимые бумаги. Если вы внимательно прочитали эту статью, вы уже знаете, какие документы выдаёт ГИБДД при ДТП. Отсутствие определённых бумаг может помешать вам получить компенсацию в страховой компании; кстати, в случае аварии нужно обязательно уведомить свою СК о случившемся в течение суток - и не позже чем через пять дней подать письменное извещение.

Оформление ДТП без помощи ГИБДД

Как говорилось выше, оформление ДТП на месте возможно, если оба участника аварии имеют полис ОСАГО, договорились о возмещении ущерба на месте и не имеют друг к другу особенных претензий. Однако это не значит, что два водителя просто подпишут некий договор и разойдутся. Если пострадавших нет и авария не нанесла ущерба государственному имуществу, все равно придётся пойти на оформление ДТП без ГИБДД. Этот человек, не занимающий никакую должность в государственной автоинспекции, проследит, чтобы извещение было составлено в соответствии со всеми нормами закона и с помощью предельно точных формулировок.

Предупреждён - значит вооружён: если вы зарегистрировали полис ОСАГО, заранее разберитесь во всех тонкостях оформления .


Что делать при наезде на препятствие

Существуют и другие неприятные ситуации на дороге: они касаются порчи государственного имущества либо, напротив, части автомобиля: типичный случай - ДТП при наезде на бордюр. Вы считаете, что объекты были расположены на дороге неверно и мешали нормальному движению? Тогда у вас есть возможность получить возмещение ущерба от страховой компании.

Для этого нужно вызвать сотрудника ГИБДД: он определит, является ли ДТП наезд на препятствие или ущерб настолько мал, что составлять бумаги не имеет смысла, и в первом случае зафиксирует произошедшее. Оформление ДТП при наезде на препятствие целесообразно, если ваше транспортное средство стало жертвой посторонних объектов, таких, как:

  • куски труб, торчащие из земли;
  • поваленные знаки;
  • разделители.

Если дорожное происшествие оформлено по всем правилам ОСАГО или КАСКО, собственник имущества, помешавшего вам проехать, будет привлечён к ответственности, а вы получите выплаты. Более подробную информацию по добровольной страховке читайте в статье: .

Если пострадавших нет

Если не нужно вызывать скорую помощь и, соответственно, компенсировать моральный и материальный ущерб, инспектор наверняка пойдёт вам навстречу: «разбор полётов» надолго не затянется. Кстати, в случае некритичной аварии вы можете составить схему ДТП самостоятельно. Прояснили ситуацию и договорились со вторым участником? Оформите документы, а затем направляйтесь к ближайшему посту ДПС.

Выше представлена только основная информация о незначительных авариях: узнайте все тонкости оформления - эти сведения могут пригодиться в любой момент.

Если есть пострадавшие

К сожалению, аварии, при которых здоровью водителей и/или пассажиров был нанесён значительный ущерб, - не тот случай, когда можно справиться своими силами. Если человек получил травмы, но остался жив, это должно быть засвидетельствовано в справке, которую обязан выдать инспектор. Если же человек, находящийся в машине, погиб, это может грозить водителю (даже если он не виноват в аварии) заключением на 5 лет (и на 7 лет - если он был пьян). Поэтому если авария произошла не по вашей вине, тщательно проверяйте документы, которые вам предстоит подписать!

После оформления ДТП

Итак, допустим: вы попали в аварию, но смогли успокоиться, вызвали ГИБДД и приняли все необходимые меры по устранению последствий, оформили документы, установили виновника неприятной ситуации. Но что делать после оформления ДТП? Если вы виноваты - возмещать ущерб, а если сами стали жертвой обстоятельств - обращаться в страховую компанию со всеми документами! Главное - не затягивайте с подачей бумаг.

В настоящее время чрезвычайные происшествия на дорожном полотне можно разделить на два типа: происшествия, в которых есть пострадавшие, и аварийные ситуации, которые обошлись без пострадавших.

Так, согласно правилам учета ДТП, если во время аварии пострадали люди, происшествие считается «отчетным», другими словами, сведения о нем будут внесены в статистику госавтоинспекции, а так же в годовой и ежеквартальный отчет ГИБДД. А те происшествия, в которых пострадали только транспортные средства (не более двух), считаются «неотчетными», и, следовательно, такие аварии не учитываются в статистике и отчетности госавтоинспекции.

Но, несмотря на то, что многие из автолюбителей не раз попадали в аварии и оформляли его как самостоятельно, так и при участии сотрудников ГАИ, далеко не все водители знают, как правильно оформить ДТП посредством ГИБДД.

На сегодняшний день существует ряд предписаний, которые помогают установить, есть ли необходимость вызова сотрудников ГИБДД или же можно оформить европротокол без участия сотрудников правоохранительных органов.

Обойтись без работников ГИБДД можно, когда:

  1. В аварию попали только два ТС, но не более того.
  2. Во время происшествия ни один человек не пострадал (отсутствие смертельного исхода, травм и т.п.).
  3. Ущерб нанесен только ТС, которое стало участником правонарушительных действий на дороге.
  4. На руках у каждого участника ДТП имеется полис ОСАГО.
  5. Оба участника готовы без споров урегулировать произошедшую ситуацию, не прибегая к вызову работников ГИБДД.
  6. И один, и второй водитель готовы оформить дорожно-транспортное происшествие по упрощенному варианту.

И если хотя бы один из вышеперечисленных пунктов не отвечает действительности, то, к разочарованию участников инцидента, данное происшествие оформляется при участии сотрудников ГИБДД.

На чем построена работа сотрудников ГИБДД

Итак, если участники ДТП пришли к выводу, что оформить происшествие без участия доблестной Госавтоинспекции не получается, тогда необходимо осуществить вызов стражей правопорядка.

На место аварии, как правило, всегда выезжает оперативная группа, состоящая из:

  • сотрудников ГИБДД;
  • следователя УВД;
  • нескольких экспертов-криминалистов.

Если же виновник аварии скрылся с места преступления, то к оперативной группе присоединяется еще и сотрудник уголовного розыска.

В их обязанности входит первичный осмотр места ДТП, после которого в обязательном порядке следует оформление следующего пакета документов:

  • протокол первичного осмотра аварии;
  • схематический эскиз дорожно-транспортного происшествия с указанием контура проезжей части и направления транспортных средств, которые попали в ДТП;
  • справка по дорожно-транспортному происшествию;
  • протокол осмотра и проверки технического состояния всех ТС, которые стали участниками аварийной ситуации на дороге;
  • показания водителей транспортных средств, попавших в аварию;
  • показания очевидцев ДТП;
  • медицинское заключение на предмет обнаружения алкоголя в крови участников происшествия.

В том случае, если произошло неотчетное ДТП, то на место будет приглашен только инспектор ДПС. В его обязанности входит также схематическое фиксирование происшествия, запись объяснений как участников аварии, так и ее очевидцев.

Инспектор обязан оформить протокол об административном правонарушении, в котором указывается ряд повреждений ТС, которые участвовали в дорожно-транспортном происшествии. К общему пакету документов сотрудник ДПС может приобщить любое вещественное доказательство, которое связано с аварией.

Что касается проведения медицинского освидетельствования на предмет обнаружения алкоголя в крови участников ДТП, то это не обязательная процедура, но сотрудник дорожно-транспортной службы на законных основаниях может провести данную процедуру, если сомневается в каком-то из участников аварии.

Подлинность и полнота документального фиксирования аварии имеет огромное значение, потому как этот пакет документов является базой для дальнейшего грамотного рассмотрения дела.

В силу этого, главной задачей для сотрудников ГИБДД на месте происшествия является сбор, правильное толкование и фиксирование всех необходимых сведений, тогда как участники ДТП должны внимательно проследить за тем, чтобы этот процесс в полной мере соответствовал регламенту и действительности.

Тонкости оформления отчетного ДТП

Рассмотрим несколько нюансов правильного оформления ДТП при участии сотрудников ГИБДД, о которых вы, вероятнее всего, не знали.

Первый этап – составление схемы ДТП

На этом этапе сотрудники правопорядка должны составить четкую и понятную для всех сторон схему дорожно-транспортного происшествия.

Каждый из водителей, авто которых участвовало в дорожно-транспортном происшествии, может на вполне законных основаниях потребовать от правоохранителей изменить или же исправить схему ДТП, указав обоснованные факты, которые, по его мнению, могут повлиять на дальнейший исход расследования. Схема подписывается только после того, как и участники аварии, и сотрудники ГИБДД, пришли к обоюдному решению.

Если же работник ДПС отказывается вносить обоснованные исправления/дополнения, то эти действия являются нарушением его служебной дисциплины, а его поведение можно обжаловать.

Второй этап – освобождение проезжей части

Помните, только после того, как на место аварии прибыли стражи правопорядка и составили схему аварии, которая устраивает все стороны, можно перепарковать свое транспортное средство с проезжей части.

Если же автомобиль находится в неисправном состоянии, то убрать ТС с места аварии поможет эвакуатор, который, вероятнее всего, будет находиться на месте дорожно-транспортного происшествия.

Третий этап – написание объяснения о произошедшем

Этот этап является одним из самых важных, поэтому постарайтесь заблаговременно продумать, как правильно составить объяснение, учитывая все нюансы и факты.

Постарайтесь, чтобы описание дорожно-транспортного происшествия было максимально емким и кратким. Не пишите лишней информации, которая может запутать следователей.

В том случае, если во время написания объяснения один из участников аварии не смог внятно изложить версию, которая, на его взгляд, считается правдивой, или продемонстрировал явное отсутствие знаний основных пунктов правил дорожного движения, то автоинспектор может задуматься о высокой степени виновности такого водителя.

Четвертый этап – документальное фиксирование повреждений

В то время, как участники происшествия пытаются «выдавить» из себя объяснения произошедшей ситуации, собирают опросы очевидцев, сотрудник госавтоинспекции занимается оформлением справок о повреждениях, которые были получены во время аварии.

И главной задачей участников происшествия является тщательная проверка всего написанного. Необходимо убедиться в том, что все повреждения, которые были получены во время столкновения, попали в данный документ. И это должны быть как самые незначительные видимые повреждения, так и скрытые.

Если же этого не сделать, то выплаченная компенсация, вероятнее всего, не покроет всех расходов на реставрацию транспортного средства.

Пятый этап – составление протокола

Далее необходимо составить протокол, в котором будет описываться административное правонарушение. Собственно, схематическая зарисовка аварии, перечисление повреждений, объяснения всех сторон происшествия – это приложения к протоколу.

Прежде чем приступить к оформлению протокола об административном правонарушении, сотрудник Госавтоинспекции должен принять решение, кто из водителей, попавших в аварию, является виновником.

Решение принимается на основании всестороннего изучения обстоятельств аварии, руководствуясь ПДД и КоАПом. Документ, в котором указывается, какой именно пункт ПДД нарушен, выписывается на имя того, кто, по мнению инспектора, виновен в данном происшествии. Сотрудник ГИБДД в протоколе должен привести краткие доводы, почему именно этот водитель виновен в аварии.

Одна копия протокола вручается виновнику происшествия под его расписку, другая – второму участнику (если он изъявляет желание получить этот документ). Увидев в протоколе не свою фамилию, можно надеяться на возмещение материального ущерба.

Если же инспектор утверждает, что именно вы являетесь правонарушителем, а вы с этим категорически не согласны, то поступить можно двумя способами:

  1. Не подписывайте протокол, при этом двое понятых должны подтвердить, что вы отказываетесь от подписи.
  2. Подписываем документ, но на тыльной стороне или отдельном листе (с пометкой «С приложением») излагаем свою точку зрения и приводим факты, которые, по вашему мнению, объясняют вашу невиновность. После чего необходимо обжаловать действия автоинспектора (у вышестоящего начальства или же в суде).

Шестой этап – постановление о мере пресечения

После того, как протокол будет подписан обеими сторонами, сотрудник ГИБДД выписывает постановление по этому делу, в котором, руководствуясь КоАП, указывает меру пресечения виновнику происшествия.

На протяжении последних лет в России отмечается стабильное увеличение количества транспортных средств. В больших городах плотный поток машин является обыденным явлением, поэтому множество различных дорожно-транспортных происшествий, происходящих ежедневно, также можно назвать естественной и каждодневной ситуацией. В случае возникновения серьезной аварии присутствие сотрудников ГИБДД, вызванных для ее оформления, является обязательным. При незначительном ДТП его участники могут самостоятельно оформить происшествие, тем самым существенно сэкономив свое время, которое необходимо потратить на ожидание представителей государственной инспекции безопасности дорожного движения. Однако не следует забывать о том, что водитель, который не знает, как оформить ДТП без ГИБДД, рискует получить от страховой компании отказ в выплате материального ущерба. Объясняется это тем, что страховые компании и правоохранительные органы довольно придирчиво изучают бланки европротоколов, заполненные водителями самостоятельно. Эта ситуация приводит к тому, что около 98% автолюбителей, попавших в незначительные аварии, предпочитают ждать сотрудников ГИБДД для оформления происшествия. При этом от 70 до 80% всех аварий составляют именно мелкие ДТП.

Когда можно оформлять ДТП самостоятельно


Действующее законодательство разрешает оформлять ДТП без участия инспектора ДПС только при наличии следующих условий:

  1. Водители и пассажиры транспортных средств, участвующих в аварии, равно как и пешеходы, не получили физических повреждений.
  2. В дорожно-транспортном происшествии принимает участие не более двух автомобилей.
  3. У обоих автовладельцев присутствует действующий страховой полис ОСАГО.
  4. Оба водителя пришли к единому мнению относительно виновника аварии.
  5. Сумма материального ущерба, причиненного невиновному в ДТП транспортному средству, не превышает 25 тыс. руб.

При отсутствии хотя бы одного из перечисленных выше условий самостоятельно заполнять бланк европротокола не имеет смысла.

Нюансы, которые обязательно надо учитывать при самостоятельном оформлении ДТП:

  • Если к одной из машин, попавшей в ДТП, прикреплен прицеп, то оформить аварию самостоятельно нельзя. Объясняется это тем, что прицеп считается полноценной единицей транспорта, следовательно, количество пострадавших транспортных средств возрастает до трех единиц.
  • Обратиться к сотрудникам ГИБДД следует также в том случае, когда водитель одной из попавших в аварию машин находится в состоянии алкогольного опьянения или под действием наркотических средств.
  • Если один из попавших в аварию автомобилей не зарегистрирован в России, то европротокол можно заполнять самостоятельно только в случае, когда иностранное транспортное средство застраховано международной системой «Зеленая карта».

Процесс составления европротокола


Страховщик выдает бланк европротокола владельцу транспортного средства сразу после подписания договора страхования ОСАГО. В случае необходимости страхователь имеет право бесплатно получить у страховщика новый бланк европротокола, при этом количество обращений за новыми бланками неограниченно.

На бланке документа не должно присутствовать никаких исправлений. Предотвратить порчу бланка можно достаточно легко. Для этого рекомендуется предварительно сделать черновой экземпляр документа, данные из которого, после всех правок и уточнений, аккуратно перенести в европротокол.

В обязательном порядке рекомендуется следить, чтобы все графы документа были заполнены разборчивым почерком. Разъединять листы европротокола можно только после внесения в бланк всех необходимых данных. Компенсационной выплаты не последует, если в страховую компанию будут предъявлены неидентичные бланки.

Перед процессом заполнения документов рекомендуется зафиксировать на фото-видео аппаратуру место аварии и расположение транспортных средств относительно друг друга. В случае возникновения разногласий подобные материалы помогут вам доказать свою правоту представителям страховой компании.

Страховщик должен получить извещение о дорожно-транспортном происшествии в течение двух недель с момента его совершения. При этом поврежденную машину необходимо сохранить в том состоянии, в котором она оказалась после аварии, до того момента, пока оценщиком не будет произведен ее полный осмотр.

Что писать в документе


Заполнять нужно обе стороны европротокола. При этом информация, указанная на лицевой стороне, должна быть согласована со вторым участником ДТП. Особое внимание нужно уделить следующим пунктам документа:

  • пункт №13, в котором необходимо указать точку кузова автомобиля, в которую пришелся первоначальный удар;
  • пункт №14, в котором кратко и точно следует описать все видимые повреждения, появившиеся на автомобиле в результате ДТП. При этом все повреждения, по какой-либо причине не указанные в данном пункте, владелец автомобиля будет устранять за свой счет, т.к. страховая компания их оплачивать не будет. Проверка машины на наличие скрытых деформаций в дальнейшем будет произведена экспертами.

Обратная часть европротокола может быть заполнена несколько позже без участия водителя второго транспортного средства. Если в процессе заполнения бланка у водителя не получается поместить всю информацию в отведенные для этого графы, то оставшаяся часть текста пишется на дополнительном листе. При этом на главном бланке следует сделать пометку «с приложением», указать составителя приложения (обязательно наличие его подписи), после чего поставить на документе печать юридического лица. Каждый лист европротокола должен быть подписан обоими участниками ДТП.


При составлении схемы аварии необходимо указать как можно больше ее деталей, т.к. от этого зависит не только качество оценки ДТП, но и анализ соответствия действий обоих его участников требованиям действующих правил дорожного движения. При составлении схемы используются только специальные условные знаки, указанные в инструкции по оформлению европротокола.

Факторы, которые нужно отразить в схеме ПДД:

  • конфигурация автомобильной дороги (тип перекрестка, прямая дорога и т.д.), на которой произошло ДТП;
  • местоположение автомобилей, участвующих в аварии, относительно друг друга;
  • наличие светофора, с указанием горевшего на нем в момент аварии цвета, и знаков дорожного движения;
  • наличие дефектов в дорожном покрытии и т.д.

После самостоятельного заполнения европротокола водители должны проехать к ближайшему посту дорожной полиции для окончательной регистрации аварии.

Видео

Подробнее об особенностях использования европротокола ниже:

Оформление ДТП без ГИБДД возможно, однако сразу после аварии стороны могут поддаться панике и забыть про это. В настоящей статье рассмотрим ограничения, установленные законодателем, при оформлении ДТП по европротоколу .

Оформление ДТП без ГИБДД по ОСАГО

В случаях, предусмотренных действующим законодательством, при соблюдении определенных условий возможно оформление ДТП без ГИБДД .

Обстоятельства, которые позволяют это сделать:

  • участниками ДТП стали не более 2 транспортных средств;
  • автогражданская ответственность участников аварии застрахована по ОСАГО;
  • вред причинен исключительно имуществу;
  • участники ДТП пришли к единому мнению относительно обстоятельств происшествия и отразили это в извещении о ДТП;
  • потерпевший согласен с тем, что выплаты по ОСАГО в данном случае составят не более 50 000 руб.;
  • в течение 15 дней стороны должны обратиться каждый в свою страховую компанию.

Итак, факт аварии очевиден. Что нужно делать в первую очередь?

  1. Включите знак аварийной сигнализации и выставьте знак аварийной остановки.
  2. Запишите контактные данные очевидцев ДТП. Далее позвоните в страховую компанию и уведомите о происшествии.
  3. Заполните извещение о ДТП (подробнее см. Как заполнить извещение о ДТП: образец заполнения, схема, скачать бланк?). Оно должно быть у каждого водителя(выдается при оформлении страховки). Только обратите внимание, чтобы извещение было нового образца (должно состоять из 23 пунктов). Проследите за тем, чтобы вторая сторона ДТП расписалась во всех положенных местах.
  4. На месте аварии ничего не платите. Это сделает страховая компания, куда вы принесете все документы и напишите соответствующее заявление.
  5. Обменяйтесь с другим участником ДТП информацией о ваших страховых компаниях и номерах полисов ОСАГО.

В течение 15 дней с момента совершения ДТП вы должны обратиться в страховую компанию со следующими документами:

Заявление;
. извещение о ДТП;
. водительские права;
. ПТС;
. свидетельство о регистрации транспортного средства.

Если результаты оценки удовлетворяют обе стороны, то обговаривается сумма выплат, потерпевший дает свои банковские реквизиты для перечисления денег и ждет.

Если стороны не договорились о сумме выплат по результатам оценки, назначается независимая экспертиза.

Как составить европротокол при ДТП?

Европротокол — это специальная форма извещения о ДТП, которая заполняется участниками аварии и подтверждает право потерпевшего на получение выплат по ОСАГО.

Но у термина «европротокол» есть еще и другое значение — это способ оформления последствий ДТП без участия полиции.

Европротокол начал действовать в России с 2009 года. В 2013 году были внесены изменения в части выплат. На сегодняшний день сумма, которую может получить потерпевший при оформлении ДТП без ГИБДД, составляет 50 000 руб.

Рассмотрим подводные камни европротокола.

  1. В аварии должны участвовать не более 2 транспортных средств. Здесь стоит обратить внимание на то, что речь идет не о 2 водителях, а о транспорте. То есть если в ДТП участвует легковой автомобиль с прицепом (который зарегистрирован под отдельным номером) и еще один автомобиль, то без ГИБДД уже не обойтись.
  2. Также европротокол неприменим, когда нет непосредственного контакта между автомобилями. Например, один из водителей попытался избежать столкновения и свернул прямо в столб. Тут уж без ГИБДД никак!
  3. Если речь идет о выплатах по ОСАГО, то вопросов нет, а вот если одна из сторон будет рассчитывать на деньги по КАСКО, то тут возникнут проблемы. Дело в том, что страховые компании для предоставления выплат по КАСКО в обязательном порядке требуют справку с места ДТП, которую может составить только ГИБДД.
  4. После ДТП внимательно изучите страховые полисы друг друга; если у второго водителя полис просрочен, а вы являетесь потерпевшим, то выплат вы не получите.
  5. Самый главный документ для получения выплат по европротоколу — извещение о ДТП. Главное, на что нужно обратить внимание, — вина участника ДТП должна быть написана прямо, без оговорок. Например, фраза «вину признаю частично» не поможет при обращении в страховую компанию, и выплату вы можете не получить. Извещение о ДТП не должно содержать никаких исправлений или помарок, иначе его могут не принять.
  6. Как правило, страховые компании довольно настороженно относятся к оформлению ДТП через европротокол. Связано это с участившимися случаями мошенничества среди водителей. Поэтому при рассмотрении представленных документов страховая компания может потребовать осмотра не только автомобиля потерпевшего, но и виновника ДТП. А теперь представьте ситуацию, когда виновник проживает в другом регионе и просто-напросто не может приехать к месту осмотра автомобиля, а страховщик выплату без выполнения этого условия производить отказывается…
  7. При ДТП стоит внимательно все осмотреть и убедиться, что, во-первых, автомобилю действительно нанесены незначительные повреждения, а во-вторых, вашему здоровью не причинен ущерб.

И самое важное; даже европротокол можно оспорить! Для этого необходимо обратиться в суд и указать причину, почему ваша подпись на протоколе недействительна (например, вы были в состоянии сильного волнения, или вашему здоровью причинен вред, о чем стало ясно спустя какое-то время после ДТП).

Как оформить ДТП без ГИБДД по КАСКО?


Как обойтись без участия сотрудников ГИБДД в оформлении ДТП для получения выплат по ОСАГО, мы уже определились. Но как быть, если машина застрахована по КАСКО?

В Правилах о добровольном страховании автомобиля сказано, что для получения выплаты автовладелец обязан предоставить в страховую компанию справку о ДТП, выданную ГИБДД.

Но правомерно ли такое ограничение? Ведь в данном случае получается ситуация, когда оформление ДТП без участия ГИБДД невозможно.

Необходимо внимательно прочитать договор КАСКО. В некоторых случаях страховщики перечисляют варианты, при которых возможно оформление ДТП по европротоколу. Как правило, такие повреждения незначительны. Например, к ним могут относиться: повреждение лакокрасочного покрытия, антенны, зеркал или приборов освещения.

Иногда в договоре может быть прописано условие о том, что застрахованному лицу необязательно обращаться в органы ГИБДД, если размер ущерба не превысит определенную договором сумму. Размер ущерба в таком случае должен определяться водителем «на глаз». А что если небольшая царапина на бампере автомобиля может потребовать замены всего бампера, и ремонт не уложится в оговоренную сумму?

Поэтому в случае КАСКО, дабы не рисковать выплатой, внимательно прочитайте договор или обратитесь за подробным разъяснением в страховую компанию.

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будет рассмотрено самостоятельное оформление ДТП без ГИБДД , возможность которого предусмотрена отечественным законодательством достаточно давно. Тем не менее упрощенное оформление ДТП используется ограниченным числом водителей, т.к. многие просто не представляют, каким образом нужно оформлять документы.

Сегодня будут рассмотрены ситуации, в которых возможно оформление ДТП по европротоколу, а также некоторые особенности заполнения извещения о дорожно-транспортном происшествии.

Извещение о дорожно-транспортном происшествии

Для того, чтобы оформить ДТП без ГИБДД Вам потребуется извещение о дорожно-транспортном происшествии, которое обычно выдается вместе с полисом ОСАГО. Предлагаю Вам прямо сейчас проверить, есть ли у Вас этот документ:

Естественно, имеющаяся у Вас копия должна быть не заполнена.

Давайте рассмотрим особенности, которые позволят понять, подходит ли имеющееся у Вас извещение о ДТП для самостоятельного оформления ДТП :

1. Проверьте, на месте ли все 3 листа документа (извещение, копия извещения, инструкция по заполнению).

2. Проверьте, в каком состоянии находится второй лист (самокопирующийся). Дело в том, что со временем второй лист под воздействием высоких температур, влаги и т.п. может прийти в состояние, непригодное для использования.

Если у Вас бланк пришел в негодность или устарел, то следует получить новый документ в Вашей страховой компании.

В процессе написания этой статьи я проверил имеющийся у меня бланк и оказалось, что им можно было воспользоваться только до 1 апреля 2012 года. Поэтому в ближайшее время получу новый бланк в страховой.

Условия самостоятельного оформления ДТП

Наверняка Вам известно, что оформление ДТП без участия сотрудников ГИБДД возможно далеко не всегда. Давайте рассмотрим условия, при которых это возможно (пункт 2.6.1 ):

  • участники происшествия не имеют разногласий по поводу обстоятельств происшествия, характера и перечня повреждений;

Если все эти пункты соблюдены, то можно оформить ДТП без вызова ГИБДД, что может неплохо сэкономить Ваше время.

Однако обращаю Ваше внимание, что при оформление ДТП по европротоколу максимальная выплата страховой компании не будет превышать 50 000 рублей . Этой суммы хватит лишь на небольшой ремонт, поэтому перед тем как самостоятельно оформлять ДТП, нужно убедиться, что 50 тысяч на ремонт хватит. Для этого можно позвонить в выбранную Вами автомастерскую и уточнить примерную стоимость ремонта.

Важное замечание! Если виновник ДТП заключил договор ОСАГО до 1 августа 2014 года, то максимальная выплата при самостоятельно оформлении ДТП составит только 25 000 рублей .

Естественно, для самостоятельного оформления хотя бы у одного из участников ДТП должно быть извещение о дорожно-транспортном происшествии. Намного лучше, если документ есть у каждого из водителей и в случае ошибки при заполнении можно воспользоваться другим экземпляром.

Самостоятельное оформление ДТП после 1 октября 2014 года

Начиная с 1 октября 2014 года на территории Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области действуют особые условия самостоятельного оформления ДТП. На территории этих регионов можно получить страховую выплату, ограниченную суммой 400 000 рублей.

Однако для этого должны быть соблюдены дополнительные условия. Участники ДТП должны предоставить страховщику:

  • Фото или видеозаписи транспортных средств и их повреждений на месте ДТП;
  • Данные, зафиксированные с помощью навигаторов ГЛОНАСС.

Если у Вас нет навигатора ГЛОНАСС или фото/видеозаписи повреждений транспортных средств, то Вы вправе рассчитывать на стандартную максимальную выплату в 50 000 рублей.

Порядок оформления ДТП без ГИБДД

Прежде чем переходить непосредственно к заполнению бланка извещения, нужно устно обговорить со вторым участником ДТП все детали и выяснить, нет ли разногласий. Если разногласия есть, то заполнять извещение бесполезно - нужно вызывать ГИБДД. То же самое касается случаев, где ущерб превышает 50 000 рублей, нанесен вред здоровью или в ДТП участвуют более 2х автомобилей.

Если же предварительная договоренность достигнута, можно приступать к заполнению бланка извещения:

Для начала необходимо заполнить лицевую сторону документа (она на картинке). Эта часть заполняется водителями совместно. Для этого лучше всего сесть в один из автомобилей и заполнить первый лист.

Обращаю внимание, что на этом листе есть как совместно заполняемые части, так и части, относящиеся лишь к одному из автомобилей (синие колонки).

Заполнять документ нужно разборчиво. При этом нужно следить за тем, чтобы информация копировалась на второй лист и при необходимости сильнее нажимать ручкой на бумагу.

После того, как лицевая сторона извещения совместно заполнена и подписана, следует разделить бланк. Рекомендую оригинал забирать тому водителю, который будет обращаться в страховую за выплатой. Хотя в целом это и не имеет значения.

Что касается оборотной стороны , то заполнить её можно самостоятельно и не обязательно делать это на месте ДТП. Гораздо удобнее оформить её дома в спокойной обстановке, проконсультировавшись, например, со знакомым юристом или на форуме pddclub.ru .

При заполнении оборотной стороны следует обратить внимание на графу "обстоятельства ДТП". Если Вы в ДТП невиновны, то не следует в графу писать лишнего о своих действиях. Лучше подробнее опишите пункты правил, которые нарушил второй участник ДТП.

Если информация не умещается на обратной стороне листа, то к документу можно приложить дополнительный лист бумаги. При этом в самом извещении нужно сделать отметку "с приложением".

После того, как документ заполнен, нужно обратиться в свою страховую компанию с заявлением о страховой выплате, к которому и следует приложить извещение.

В целом, оформление ДТП без ГИБДД - довольно удобная процедура , однако она до сих пор не приобрела популярности у водителей. И основная причина этого состоит в том, что далеко не каждому понятно, как оформлять извещение о ДТП. Кстати, если Вам вдруг понадобится самостоятельное оформление ДТП, Вы всегда можете обратиться к третьему листу извещения, на котором расписаны основные моменты.

Ну и последнее. Если не уверены, что сможете правильно оформить европротокол, вызывайте ГИБДД. Естественно, придется потерять несколько часов, но и ошибка при оформлении извещения может лишить Вас страховой выплаты.

Евгений-20

У меня нет навигатора ГЛОНАСС и нет фото/видеозаписи повреждений транспортных средств.

Что из этого следует:

Я вправе рассчитывать на стандартную максимальную выплату в 50 000 рублей

Я имею право настаивать на вызове ГИБДД, хотя все условия самостоятельного оформления выполнены:

ДТП произошло с участием двух автомобилей;

вред причинен только имуществу;

участники происшествия не имеют разногласий по поводу обстоятельств, характера и перечню повреждений.