Реестр арбитражных дел рф. Ис "картотека арбитражных дел"

Судебная реформа поставила под угрозу существование электронных сервисов, которые внедрял и развивал ВАС РФ. К ним относится «Картотека арбитражных дел» (www.kad.arbitr.ru), которую активно используют в работе не только юристы. Картотека обеспечивает удобство ознакомления с судебными актами по конкретным делам и является одним из реальных проявлений гласности и прозрачности правосудия. О других причинах значимости этого сервиса, а также о том, есть ли шанс его сохранения — в нашей статье.

В 2013 г. Президент России сообщил о проведении судебной реформы, включаю­щей в себя в том числе объединение Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ. Процесс был стремительным, результат не заставил себя долго ждать, и уже 5 августа 2014 г. ВАС РФ завершил свою работу. Его функции (правда, в несколько видоизмененном процессуальном формате) передали Верховному суду РФ. Эта ситуация вызвала громкий общественный резонанс в профессиональной среде. Многие юристы, а также представители бизнеса отнеслись к реформе с изрядной долей критики.

В чем дело?

Пессимистичный настрой, в частности, объяснялся тем, что «за основу» взят ВС РФ, а не более прогрессивный ВАС РФ. Причем «прогрессивность» высшей инстанции для арбит­ража выражалась не только в активном продвижении новых идей по наиболее болезненным и требующим решения вопросам, толковании законодательства и высказывании час­то неординарных правовых позиций по конкретным делам, становившихся прецедентными. Есть и другой успешно реа­лизованный проект ВАС РФ, весьма значимый в современном мире, — это внедрение и развитие автоматизированных технологий в арбитражном процессе. Так, за несколько лет для многих юристов стало привычным отслеживание движения дела в Интернете, подача до­кумен­тов в электронном виде, получение неограниченного доступа к арбитражной судебной практике.

Если отношение к активности ВАС РФ в части толкования права было противоречивым (одни не скрывали своего негативного отношения, считая это подменой законотворческой дея­тельности, которой не должны заниматься суды, другие, напротив, видели только плюсы: унификация практики, возможность более четко квалифицировать ту или иную ситуацию), то работа системы «Электронное правосудие» вряд ли у кого-то вызывала нарекания (за исключением, разумеется, недовольств при неизбежных технических сбоях, носивших частный характер).

Внедрение системы автоматической публикации всех судебных решений, принятых судами, в открытом и бесплатном доступе на едином портале системы «Электронное правосудие» является одним из важнейших достижений ВАС РФ. Эта система, в частности, включает «Картотеку арбитражных дел» (www.kad.arbitr.ru), «Банк решений арбитражных судов» (http://ras.arbitr.ru/), «Календарь судебных заседаний», «Мой арбитр» и др.

Норма права

Информационная система «Картотека арбитражных дел» (КАД) — информационная система, обеспечивающая автоматический централизованный сбор информации о движении судебных дел из арбитражных судов и их представление в сети Интернет. В КАД размещается в полном объ­еме вся информация о судебном деле, а также тексты всех судебных актов, за исключением текстов судебных актов, которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну. КАД является основным мес­том размещения текстов судебных актов арбитражных судов Российской Федерации в сети Интернет.

Информационная система «Банк решений арбитражных судов» (БРАС) — информационная система, обеспечивающая представление судебных актов, завершающих рассмотрение судебных дел.

<…> Использование судами сис­тем автоматизации является обязательным.

(абз. 4, 5, 8 п. 7 Инструкции по делопроизводству в арбит­ражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций), утв. постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 № 100).

Одна из подсистем «Электронного правосудия» — «Картотека арбитражных дел» (КАД, картотека) — удобный инструмент, ставший привычным в работе юриста. Так, по картотеке можно найти любой судебный акт, вынесенный по любому делу, рассмотренному любым арбитражным судом. Кстати, им пользуются не только юрис­ты, но и представители бизнеса, в частнос­ти, чтобы узнать информацию о своих контрагентах.

Реформа и слияние двух судов создали угрозу существованию этой системы. Дело в том, что у судов общей юрисдикции есть своя система — ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru). Поэтому появились предположения о том, что картотеку интегрируют в эту систему, существующий архив перенесут туда, а новые судебные акты будут размещаться непосредственно в ней. В этой системе тоже есть функция поиска по делам и судебным актам. Однако ее работа, к сожалению, далека от совершенства: поиск может занимать значительное количество времени, его результаты не всегда корректны, многие судебные акты и дела в ней отсутствуют: суды размещают их нерегулярно. На фоне отлаженной работы судов по размещению информации в КАД работа ГАС «Правосудие» значительно проигрывает.

В апреле 2013 г. ­ВЦИОМ опуб­ликовал результаты оценки «Картотеки арбитражных дел» и ГАС «Правосудие» представителями юридического сообщества. Оценка происходила по ряду критериев, в частности: удобство пользовательского интерфейса, доступность сайта, качество системы поиска и сис­тематизации данных, полнота и оперативность обновления информации. Результаты опроса показали, что оценки критериев качества работы КАД выше, чем портала ГАС «Правосудие». Отмечается, что эксперты были единодушны во мнении, что система арбитражных судов кардинально превосходит систему судов общей юрисдикции в плане раскрытия информации. В качестве основной причины недостаточной эффективности информационной сис­темы судов общей юрисдикции они называют организационный и человеческий характер. По мнению экспертов, сайты районных, городских и других судов общей юрисдикции обновляются очень редко и неполно либо информация на них вообще не публикуется (источник информации — официальный сайт www.wciom.ru).

Что было…

В Интернете и прессе периодически возникала различная информация о сроках действия КАД. Версии отличались: некоторые предполагали, что картотека завершит свое существование одновременно с ВАС РФ и его официальным сайтом, другие утверждали, что она проработает до конца 2014 г., ссылаясь на слова начальника управления информатизации ВАС РФ, говорили о том, что договоры поддержки технической системы будут действовать до 2015 г.

5 августа 2014 г., одновременно с ВАС РФ, прекратил работу и его официальный сайт (www.arbitr.ru) в привычном для пользователей виде. Тогда же произошел сбой в работе системы КАД (страница не открывалась или же открывалась, но в карточку дела пользователь зайти не мог). Многие пользователи, обсуждавшие это в профессиональных группах и на интернет-порталах, предполагали, что это «начало конца». Кроме того, начались сбои в работе сервиса «Мой арбитр» при направлении до­кумен­тов в электронном виде. Все ситуации в итоге разрешились. На день написания статьи картотека работает. Но вопрос о том, сохранится ли «Картотека арбитражных дел» в будущем, все еще остается открытым. Простыми обсуждениями в кулуарах и на интернет-площадках дело не ограничилось. Инициативные юристы пошли дальше.

Для сохранения электронной «Картотеки арбитражных дел» на сайте РОИ (www.roi.ru) в октябре 2014 г. была создана инициатива для голосования за сохранение КАД (номер инициативы — 23Ф15406). В описании инициативы отмечается, что система электронного доступа к правосудию служит удобным подспорьем в работе юристов, является качественной базой для формирования единства правоприменительной практики, обеспечивает реа­лизацию принципа гласнос­ти судопроизводства. При этом скорость работы системы и актуальность информации достигли высокого уровня, а за три года работы системы ею воспользовались более 19 млн пользователей. На момент подписания статьи за инициативу отдано 2803 голоса, что составляет всего 2,8% от числа голосов, необходимых для передачи (для рассмот­рения этой инициативы рабочей группой (на федеральном уровне необходимо 100 000 голосов)). Предлагаемое решение — внести в федеральное законодательство изменения, направленные на сохранение и поддержание работоспособности КАД, а также создать аналогичную картотеку судов общей юрисдикции.

… и что будет?

На этой неделе, 27 января 2015 г., на сайте Правительства РФ (www.government.ru) появилась обнадеживающая информация, позволяющая думать, что картотека все же не будет уничтожена. Правительство РФ в целом поддержало проект федерального закона № 546601-6 «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» (о системе «Элект­ронное правосудие»), внесенный в Госдуму РФ на рассмот­рение 16 июня 2014 г.

В пояснительной записке к законопроекту перечислены функции основных электронных сервисов, а также сделана ссылка на упомянутое выше исследование ­ВЦИОМ, которым КАД признана идеальным порталом для публикации судебных актов, существенно превосходящим по полноте и актуальности информации, качеству и удобству поиска, интерфейса и работы систему ГАС «Правосудие», используемую судами общей юрисдикции. Кроме того, в пояснительной записке подчеркивается, что система «Электронное правосудие» во многом не имеет аналогов и за рубежом, что подтверждает передовые позиции России в области информатизации госуправления, сферы правосудия.

С целью сохранения достижений ВАС РФ предлагается внес­ти в АПК РФ изменения, предусматривающие:

  • обязательность опубликования на официальных сайтах судов, а также в картотеке рассматриваемых арбитражными судами дел и банке решений арбитражных судов в Интернете судебных актов арбитражных судов, Судебной коллегии Верховного суда РФ и Президиума Верховного суда РФ, для чего дополнить ст. 15 АПК РФ ч. 4;
  • право участников судопроизводства подавать любые до­кумен­ты в арбитражные суды, а также в ВС РФ с помощью специальной системы подачи до­кумен­тов в суды в электронном виде (сейчас эта система называется «Мой арбитр»);
  • обязательность отражения любых изменений в судебном деле в картотеке дел в Интернете, рассматриваемых арбитражными судами, а также возможность получения информации о движении дела в судах (включая ВС РФ) с помощью автоматизированной рассылки информации по электронной поч­те (сейчас эта система называется «Электронный страж»).

Правительство РФ в отзыве указывает ряд замечаний к законопроекту. Но ключевая идея проекта о том, что электронные сервисы ВАС РФ, включая «Картотеку арбитражных дел», нужны и в новых реалиях, поддержана без сомнений.

Рассмотрение дел арбитражными судами предполагает разрешение спорных ситуаций, возникающих между различными юридическими лицами независимо от формы их собственности, а также между индивидуальными предпринимателями. Исковое заявление также может быть подано только указанными субъектами (предприятия, организации, учреждения, предприниматели и коммерсанты).

Для того чтобы исковое заявление было принято арбитражным судом к рассмотрению, оно должно строго соответствовать главным требованиям, предъявляемым к нему: четкая формулировка притязаний, письменная форма заявления, ссылки на нарушенные нормы. Обязательным приложением к иску должна быть квитанция об уплате госпошлины.

В судебном заседании должны принимать участие обе стороны. При неявке одного из обязательных участников арбитражный судья выясняет причины, а также своевременность информирования. Если уважительных поводов для отсутствия не установлено, а лицо было вызвано надлежащим образом, то возможно рассмотрение иска без отсутствующей стороны.

Система и устройство арбитражных судов Российской Федерации

Существующая в России система арбитража в своей деятельности полностью опирается на законодательную базу, применимую к судоустройству независимо от направления деятельности (общая или специальная юрисдикция), но с некоторыми особенностями. Если посмотреть на вертикаль судов экономической направленности, то, начиная сверху вниз она выглядит следующим образом.

  1. Высший арбитражный суд - это в системе самый главный судебный орган, призванный не только осуществлять правосудие как высшая инстанция, но и систематизировать и координировать подчиненные ему структуры.
  2. Окружные арбитражные суды - следующая ступень судебной власти в сфере экономики, являющаяся кассационной инстанцией по отношению к судам двух следующих категорий.
  3. Апелляционные суды - работают в качестве субъекта надзора над судами Федерации, а также рассматривают уже разрешенные этими судами материалы в случае установления новых фактов.
  4. Арбитражные суды субъектов Федерации - самые сильнозагруженные структуры; суды первой инстанции, занимающиеся рассмотрением основного объема всех имеющихся исковых заявлений.

Суд высшей инстанции действует в следующем составе:

  • пленум;
  • президиум;
  • две судебные коллегии (рассматривающая спорные ситуации, связанные с гражданскими и связанными с ними отношениями, а также рассматривающая административные споры).

Главная цель российского Высшего арбитражного суда - создать единообразную практику применения закона из области экономической и хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования. Так, они обобщают деятельность судов низшей инстанции, систематизируют и разъясняют ее.

Какие дела рассматривает и не рассматривает арбитражный суд

Арбитражный суд, осуществляющий правосудие в экономической сфере на территории Российской Федерации, занимается рассмотрением различных экономических споров с вынесением обязательного для исполнения судебного решения, сторонами которых выступают как отечественные организации, предприятия, физические лица, так и иностранцы, в том числе и предприятия с долей иностранных инвестиций.

Подавляющее количество арбитражных исковых заявлений - это имущественные разногласия, возникшие между несколькими юридическими лицами. Так, к наиболее распространенным арбитражным судебным разбирательствам относятся:

  • несоблюдение основополагающих условий договора гражданско-правовой направленности, предполагающего выполнение определенной услуги;
  • лишение права собственности либо признание такого за той или иной стороной;
  • защита деловой репутации организации;
  • взыскание понесенных убытков в результате действий ответчика;
  • уклонение от обязательной регистрации в установленное законом время;
  • изменение условий договора;
  • аннулирование сделок, признание их недействительными;
  • образование, реорганизация либо прекращение деятельности (несостоятельность) юридических лиц.