Пересмотр в порядке надзора. Надзорная инстанция

"Не тратьте понапрасну времени на обжалование приговора в посторонние инстанции, какими бы высокими они ни были. Этим обязаны заниматься только прокуратура и суд. А если не получается, срочно обращайтесь за помощью к адвокату. Чем раньше, тем лучше".

В надзорном порядке могут быть обжалованы решения первой и апелляционной инстанции, в случае, если они не были обжалованы в кассационном порядке. Также обжалованию подлежат кассационные определения и решения надзорных инстанций.

В действующем уголовном законодательстве существует 2 вида надзорных инстанций:

  • Президиум суда надзорной инстанции субъектов Федерации, которые проверяют в надзорном порядке: постановления и приговоры мировых судей, апелляционных инстанций, приговора постановления и определения районных судов и кассационные определения судов субъектов РФ;
  • Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ, которая рассматривает надзорные жалобы по уголовным делам на все указанные выше решения, а также приговор, постановление и определение суда (при рассмотрении по первой инстанции) и судебной коллегии субъекта Российской Федерации
  • Президиум Верховного суда РФ рассматривает в надзорном производстве приговор Судебной Коллегии Верховного суда РФ, определения Кассационной коллегии Верховного суда РФ, а также постановление судьи Верховного суда о назначении судебного заседания.

В законе прямо не предусмотрено, но по смыслу, надзорные судебные инстанции находятся по иерархии друг у другу, как вышестоящие и нижестоящие. О чём это говорит? Лицо, подающее надзорную жалобу по уголовному дело обязано соблюдать «требование инстанционности», тем самым надзорная жалоба подается по надзорным инстанциям последовательно от нижестоящей к вышестоящей. Вышестоящая инстанция не принимает на рассмотрение надзорные жалобы по уголовным делам, если оно не было рассмотрено в суде нижестоящей инстанции.

В случаях подачи протеста в порядке надзора по нескольким осужденным, если рассмотрение дела по одним осужденным входит в компетенцию вышестоящей инстанции, а по другим осужденным в нижестоящую - протест по уголовному делу подается по все осужденным в вышестоящую инстанцию.

Подача надзорной жалобы

Приговор суда вступает в силу по истечению срока кассационного обжалования. При подаче жалобы, приговор вступает в силу с момента вынесения определения 2 инстанцией. Вполне очевидно, что при вынесении приговора по 1 и 2 инстанции не исключена вероятность судебной ошибки. Ведь в природе не существует идеальных судей и законов. Получается якобы приговор вступил в силу и является справедливым, очевидно, что далеко не так. Законодатель предусмотрел надзорную инстанцию для устранения возможных ошибок в судебных решениях, вступивших в законную силу.

Надзорная инстанция является самостоятельной стадией производства в которой проверяются судебные решения 1 и 2 инстанций на предмет справедливости, законности и обоснованности.

Производство в надзорной инстанции проводится по следующим этапам:

  • подача надзорной жалобы;
  • изучение жалобы судьей, истребование уголовного дела для изучения;
  • вынесение решения судом о передаче надзорной жалобы в президиум надзорной инстанции либо об отказе в удовлетворении;
  • рассмотрение по существу дела в надзорной инстанции

Порядок проведения надзорного слушания

  • доклад судьей докладчиком материалов дела;
  • заслушивание объяснений явившихся лиц;
  • заключение прокурора;
  • вынесение и оглашение решения надзорной инстанции.

Сроки подачи надзорной жалобы

Осужденный не ограничен в сроках подачи надзорной жалобы по уголовному делу в сторону улучшения его положения. Надзорная жалоба может быть подана как в период нахождения под стражей, так и после отбывания наказания и даже после погашения судимости.

Потерпевший, его представитель, прокурор могут подать надзорную жалобу, где ставится вопрос об ухудшении положения подсудимого (оправдательного приговора, мягкость наказания) в течении 1 года после вступления приговора в законную силу.

Порядок подачи надзорной жалобы по уголовному делу

Надзорные жалобы подаются напрямую в надзорные инстанции. Например, в Президиум Московского городского суда, в Судебную Коллегию Верховного суда РФ. Согласно правила, установленного ч. 1 ст. 406 УПК РФ надзорная жалоба по уголовному делу рассматривается в течении 30 суток. Со дня поступления в суд.

Надзорная жалоба направляется по почте либо подается непосредственно в канцелярию суда надзорной инстанции. В случае подачи жалобы непосредственно в суд, канцелярией выдается документ, подтверждающий принятие надзорной жалобы.

Другие участники судебного процесса ознакамливаются с надзорной жалобой только в случае возбуждения надзорного производства. Указанным лицам высылаются копии надзорной жалобы.

Надзорная жалоба по уголовному делу должна быть составлена в соответствии с правилами предусмотренными ст. 375 УПК РФ. Надзорная жалоба по уголовному делу должна содержать:

  • содержать правильное наименование суда надзорной инстанции, в который подается надзорная жалоба;
  • включать данные о лице, подающим жалобу, также указывается процессуальное положение лица, адрес и место его жительства либо место его нахождения;
  • Обязательно указываются те судебные решения, которые оспариваются в надзорной жалобе и соответственно наименование судов, вынесших решение;
  • Доводы лица, подающего жалобу, с указанием оснований для отмены судебных решений;
  • Указываются прилагаемые документы;
  • Обязательно ставится подпись и дата подачи.

Невыполнение одного из указанных требований влечет оставление жалобы без рассмотрения и возврат заявителю.

Суд надзорной инстанции не ограничен доводами надзорной жалобе и вправе проверить все производство по уголовному делу. Однако, как правило, надзорные инстанции для пересмотра дела в порядке надзора опираются на доводы заявителя, т.е. инициатива суда проверять материалы уголовного дела по другим основаниям, не указанным в жалобе, скорее всего является исключением, чем правилом.

К надзорной жалобе по уголовному делу обязательно прилагается:

  • Заверенная копия приговора, определения, постановления суда первой инстанции;
  • Заверенная копия решений судов апелляционной и кассационной инстанций;
  • Заверенные копии нижестоящих судов надзорных инстанций

Заявитель надзорной жалобы по уголовному делу может приобщить к материалам жалобы иные документы. Например справки об инвалидности, участии в боевых действиях, заболевании, государственных наградах и т.п.

Порядок рассмотрения надзорной жалобы по уголовному делу

Надзорная жалоба по уголовному делу регистрируется в канцелярии суда надзорной инстанции и передается судье, который проверяет жалобу на предмет соответствия требованиям ст. 375 УПК РФ и принимает жалобу к производству. Если надзорная жалоба не соответствует требованиям закона, она возвращается заявителю без рассмотрения.

Судья надзорной инстанции рассматривает надзорную жалобу по уголовному делу, по необходимости запрашивает материалы дела. При рассмотрении доводов надзорной жалобы судья принимает решение о возбуждении надзорного производства и передачи жалобы вместе с материалами на рассмотрение той судебной инстанции, которой адресована жалоба. Либо принимается решение об отказе в удовлетворении надзорной жалобы.

Руководители судов надзорных инстанции могут не согласиться с решением судьи об отказе в надзорной жалобе и при рассмотрении повторного надзорного ходатайства вправе отменить решение судьи надзорной инстанции и возбудить исполнительное производство. Председатель надзорной инстанции суда субъекта РФ отменяет решение судьи надзорной инстанции субъекта РФ, Председатель Верховного суда РФ вправе отменить постановление судьи Верховного суда РФ.

Руководители судов надзорных инстанций самостоятельно не рассматривают надзорные жалобы, в их компетенцию входит проверка на предмет законности постановлений судьи надзорной инстанции, вынесшим решение об отказе в надзорной жалобе. Постановление судьи о возбуждении исполнительного производства не может быть отменено Руководителем суда.

Надзорная жалоба по уголовному делу рассматривается судьей надзорной инстанции в течении 30 суток, с момента поступления в суд.

Судья может истребовать материалы уголовного дела, но закон не запрещает вынести ему решение без ознакомления с материалов дела. Таким образом, вопрос об истребовании материалов дела находится исключительно на усмотрении судьи. Однако Пленум Верховного суда РФ обратил внимание на недопустимость отказа в истребовании дела, в случае содержания в жалобе доводов об опровержении выводов суда доказательствами, находящихся в материалах уголовного дела (Пункт 2 Постановления Пленума ВС РФ от 5 декабря 1978 г. N 6 (в ред. Постановления от 21 декабря 1993 г.)

Судья не ограничен доводами надзорной жалобы и может возбудить надзорное по иным основаниям, если самостоятельно усмотрит существенные нарушения закона.

В случае возбуждения надзорного производства, заинтересованные стороны ознакамливаются с доводами надзорной жалобы по уголовному делу посредством направления им соответствующих копий жалобы.

При вынесении решения об отказе в рассмотрении надзорной жалобы судья должен рассмотреть и отразить в ответе мотивировку на все доводы, указанные в уголовном деле. В практике нередки случаи отмены отказов судей в рассмотрении надзорной жалобы руководителями надзорных судов, при условии отсутствия ответов на все поставленные в жалобе ответы (ст. 7 УПК РФ и Определение Конституционного Суда РФ от 8 июля 2004 г.).

Возможен отзыв надзорной жалобы по уголовному делу до рассмотрения ее по существу. Однако прямого указания в законе об этом нет.

Производство по надзорной жалобе считается законченным с момента вынесения председателям надзорной инстанции своего решения о согласии с решением суда приявшим решение об отказе в рассмотрении надзорной жалобы по уголовному делу. Дальнейшие действия заявителя подавать надзорную жалобу в вышестоящую надзорную инстанцию. Рассмотрение надзорной жалобы судьей Верховного суда считается новым производством, и не отменяет решения нижестоящей надзорной инстанции. Соответственно заявителем подается новая надзорная жалоба по уголовному делу. В случае вынесения решения об отказе в надзорной жалобе Председатель Верховного суда, по жалобе заявителя проверяет решение судьи Верховного суда на предмет законности.

Порядок рассмотрения уголовного дела судом надзорной инстанции

Решение о возбуждении надзорного производства принимается как при запросу уголовного дела так и в отсутствие истребования, в случае, если нарушения закона очевидны. Судья направляет Постановление о возбуждении надзорного производства вместе с жалобой в соответствующий суд надзорной инстанции.

В заседании надзорной инстанции принимают участие осужденный, оправданный, законные представители, защитники, лица, чьи интересы затронуты, прокурор. Все указанные лица знакомятся с доводами надзорной жалобы и уведомляются о времени и месте назначения слушания дела.

Независимо по чьей жалобе возбуждено надзорное производство, осужденный имеет право участия в рассмотрении уголовного дела надзорной инстанцией. В случае возбуждения надзорного производства прокурором или другим заинтересованным лицом, осужденный имеет право пользоваться защитой адвоката. В вязи с этим надзорной инстанцией уведомляется адвокат осужденного, принимавший участие в заседании первой или второй инстанции. К большому сожалению, законом не предусмотрено участие адвоката в надзорной инстанции по назначению, в случае невозможности осужденным оплачивать услуги адвоката. Докладчик дела не является членом президиума и не участвует в принятии решения по делу.

Надзорная жалоба рассматривается не позднее надзорной инстанцией 15 суток, а Верховным судом - 30 суток с момента поступления материалов дела в жалобой.

Председательствующий объявляет, какое дело рассматривается и открывает судебное заседание. Объявляется состав суда, участвующие лица. Председательствующий выясняет, имеются ли у сторон отводы к составу суда и ходатайства.

Судья докладчик переходят к оглашению жалобы и докладу по материалам дела. Докладчик, не являющийся членом президиума, может выразить свое мнение относительно доводов изложенных в надзорной жалобе, подчеркнуть мильные и слабые стороны, обратить внимание на противоречия. Докладчику могут быть заданы вопросы.

После доклада заслушивается сторона, подавшая жалобу. Осужденный либо оправданный и защитники могут дать устные пояснения по существу доводов жалобы. В процессе надзорного производства стороны вправе предоставить суду копии документов, которые не были приобщены к надзорной жалобе. Стороны вправе опираться на представленные документы в подтверждение своих доводов.

Судебная практика признает право за сторонами предоставлять новые документы, которые не исследовались судами первой и второй инстанции. Производство в надзорной инстанции проводится на основе принципа состязательности сторон.

При рассмотрении уголовного дела в надзорной инстанции суд по своей инициативе, либо по ходатайству сторон проводит исследование доказательств, которые получили оценку первой и кассационной инстанции. Суд вправе огласить показания потерпевших, свидетелей, заключения экспертов и т.п.

Суд удаляется в совещательную комнату для вынесения решения. Однако законом не запрещено обсуждение мнения по рассматриваемому делу без удаления в совещательную комнату.

Решение по результатам рассмотрения уголовного дела в надзорном производстве принимается большинством голосов. При равенстве голосов надзорная жалоба считается отклоненной. Как известно в состав Президиума входит 13 судей. Кворумом является наличие в составе Президиума 7 судей. Исключением является решение по делам о замене смертной казни на более мягкое наказание или об отмене смертной казни, в случае если за оставление наказания проголосует менее 2/3 состава судей.

Законодательством не предусмотрено ведение протокола судебного заседания.

Суд надзорной инстанции публично оглашает результаты рассмотрения уголовного дела. Мотивировочное решение высылается заявителю жалобы.

Решение суда надзорной инстанции по надзорной жалобе

В случае если суд надзорной инстанции не находит оснований для пересмотра судебных решений надзорная жалоба по уголовному делу остается без удовлетворения. Решение об отказе в удовлетворении надзорной жалобы выносится в случае, когда судом не установлены основания для отмены, предусмотренные ч. 1, ст. 409 УПК РФ. Соответственно, напротив, при установлении оснований влечет отмену либо пересмотра судебных решений по уголовному делу в надзорном порядке. Суд надзорной инстанции может отменить судебные решения и направить дело прокурору для устранения нарушений процессуального характера. Отменяя судебные решения и направляя дело на новое рассмотрение в судом, либо прокурору суд надзорной инстанции исходит из того, что нарушение закона при рассмотрении уголовного дела судами невозможно восполнить в надзорном производстве.

Установив нарушения положений ч. 2 ст. 381 УПК РФ, влекущих безусловную отмену приговора, суд надзорной инстанции отменяет приговор или судебное решение в отношении всех подсудимых, независимо от того кто из них подал надзорную жалобу. В Постановлении суд устанавливает конкретное основание отмены судебных решений. Рассматривая надзорную жалобу в порядке надзора суд надзорной инстанции. Вправе назначить более мягкое наказание, применить закон улучшающий положение подсудимого, изменить режим отбывания наказания, применить акт амнистии, изменить вид рецидива.

По результатам рассмотрения надзорной жалобы суд не вправе усилить наказание, назначенное кассационной инстанцией.

При отмене приговора и передаче дела на новое рассмотрение суд надзорной инстанции обязан конкретно указать, какие обстоятельства должны быть дополнительно выяснены

На основании ч. 4 ст. 29 УПК РФ суд надзорной инстанции может вынести частное определение в случае выявления нарушений свобод и прав граждан в целях устранения условий способствующих совершению преступления либо нарушения закона при производстве по уголовному делу.

Отказ в надзорной жалобе по уголовному делу

На практике достаточно распространено явление возвращения надзорных жалоб заявителя в связи не соответствия требованиям закона в частности ст. 375 УПК РФ. По мнению заявителей, Законом предусмотрены чрезмерные требования к надзорным жалобам.

Постараемся разобрать основные ошибки, которые совершают заявители

Пунктом 1, ч. 1, ст. 375 УПК РФ предусмотрено требование о содержании наименования суда, в который подается жалоба (например, Президиум Московского областного суда). По проведенным исследованиям менее чем в половине случаев заявители выполняют требования ст. 403 УПК РФ, в остальных случаях указывается либо неверное, либо некорректное наименование судебного органа.

По нашему мнению, в случае направления жалобы по адресу надлежащей судебной инстанции, следует признать жалобу соответствующую требованиям п. 1 ч. 1 ст. 375 УПК РФ, тем не менее, бывают случаи возврата надзорной жалобы.

Пункт 2 ч. 1 ст. 375 УПК РФ предусматривает данные о лице подающим жалобу, его процессуальное положение и место нахождения. Требование достаточно конкретное и понятное. Анонимные жалобы естественно не принимаются. Правом подачи надзорных жалоб обладают только субъекты, установленные ч. 1 ст. 402 УПК РФ. При несоответствии указанным требованиям жалоба возвращается без рассмотрения по обратному адресу.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 375 УПК РФ сформулировано требование указывать в жалобе приговор или иное судебное решение, которое обжалуется. Также указывается наименование суда вынесшего решение. Так как надзорная жалоба подается непосредственно в суд надзорной инстанции необходимо обязательно указать приговор или иное решение, которое обжалуется. Требование может считаться соблюденным, если все признаки оспариваемого решения совпадают со всеми признаками судебного акта приложенного к надзорной жалобе. В случае если из содержания жалобы не ясно, какое судебное решение обжалуется, такое надзорное ходатайство подлежит возвращению без рассмотрения.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 375 УПК РФ, надзорная жалоба должна содержать доводы заявителя с указанием оснований, предусмотренных ст. 379 УПК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 410 УПК РФ суд не связан с доводами, указанным в надзорной жалобе и вправе проверить обжалуемое судебное решение в полном объеме. Соответственно несоблюдение указанного требования не является самостоятельным основанием к возврату надзорной жалобы без рассмотрения.

В практике довольно часто встречаются случаи, когда осужденный оспаривает причастность к преступлению и одновременно не согласен с квалификацией преступления и справедливостью наказания. Усматривается, что судья при рассмотрении надзорной жалобы обязан проверить все доводы, приводимые в жалобе, даже если они противоречивы.

Довольно часто при обжаловании ареста заявляется об отсутствии состава преступления, что не является предметом рассмотрения в указанном случае. Однако это не влечет признания надзорной жалобы не соответствующей п. 4 ч. 1 ст. 375 УПК РФ.

Требованиями указанной статьи заявитель должен указать основания к отмене или изменению судебного решения, другими словами заявитель должен указать норму закона, которую нарушил суд. Однако указанное нарушение не может являться основанием для отказа в рассмотрении надзорной жалобы. Изучая судебную практику мы выявили, что более чем в 70 случаев из 100 заявители не обозначают норму закона, на которую они ссылаются при составлении надзорной жалобы. Считается указанные требования выполненными, если из текста жалобы понятны основания несогласия с судебным решением.

В качестве основания для возвращения надзорной жалобы по причине несоответствия требованиям п. 4 ч. 1 ст. 375 УПК РФ может являться полное отсутствие, каких либо обоснований надзорной жалобы.

В п. 5 ч. 1 ст. 375 УПК РФ содержится требование о том, что надзорная жалоба должна содержать перечень прилагаемых к жалобе или представлению материалов. Тем не менее, случаи возврата надзорной жалобы в связи с невыполнение указанного требования нами не встречалось. Дополнительный материал, прилагаемый к жалобе носит информативный характер. Его отсутствие исключает возможность заявителя ссылаться на него.

Наконец, в п. 6 ч. 1 ст. 375 УПК РФ закреплено требование о необходимости подписания жалобы или представления. Подпись идентифицирует заявителя, более того подача надзорной жалобы порождает определенные правовые последствия для лица её подавшего. В частности невозможно повторное рассмотрение аналогичной надзорной жалобы поданной тем же лицом в ту же инстанцию.

Отсутствие подписи в надзорном ходатайстве лишает его юридической силы, что в указанных случаях влечет признание надзорной жалобы не соответствующим требованиям УПК РФ.


| | | |

Глава 48.1. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ

(введена Федеральным законом от 29.12.2010 N 433-ФЗ)

Статья 412.1. Пересмотр судебных решений в порядке надзора

1. Вступившие в законную силу судебные решения, указанные в части второй настоящей статьи, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам и представлениям лиц, указанных в частях первой и второй статьи 401.2 настоящего Кодекса.

2. Суд надзорной инстанции проверяет по надзорным жалобе, представлению законность приговора, определения или постановления суда.

3. В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются вступившие в законную силу:

1) судебные решения верховных судов республик, краевых или областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, вынесенные этими судами при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;

2) судебные решения окружных (флотских) военных судов, вынесенные этими судами при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;

3) судебные решения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в апелляционном порядке;

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 217-ФЗ)

4) определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в кассационном порядке;

5) постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 412.2. Порядок и срок подачи надзорных жалобы, представления

Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации. Судебные решения, указанные в части третьей статьи 412.1 настоящего Кодекса, могут быть обжалованы в порядке надзора в течение одного года со дня их вступления в законную силу. В случае пропуска срока обжалования по уважительной причине лица, имеющие право подать жалобу или представление, могут ходатайствовать перед судом, постановившим приговор или вынесшим иное обжалуемое решение, о восстановлении пропущенного срока в порядке, предусмотренном статьей 389.5 настоящего Кодекса.

Статья 412.3. Содержание надзорных жалобы, представления

1. Надзорные жалоба, представление должны содержать:

1) наименование суда, в который они подаются;

2) данные о лице, подавшем жалобу, представление, с указанием его места жительства или места нахождения, процессуального положения;

3) указание на суды, рассматривавшие уголовное дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;

5) указание на предусмотренные законом основания пересмотра судебного решения в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;

6) просьбу лица, подавшего жалобу, представление.

2. В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным решением.

3. Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подавшим жалобу. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

4. К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные судами, рассматривавшими уголовное дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, копии судебных решений, принятых по делу.

Статья 412.4. Возвращение надзорных жалобы, представления без рассмотрения по существу

1. Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу, если:

1) надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным статьей 412.3 настоящего Кодекса;

2) надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;

3) пропущен срок обжалования судебного решения в порядке надзора;

4) поступила просьба об отзыве надзорных жалобы, представления;

5) надзорные жалоба, представление поданы с нарушением правил, установленных частью третьей статьи 412.1 настоящего Кодекса.

2. Надзорные жалоба, представление должны быть возвращены в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции.

Статья 412.5. Рассмотрение надзорных жалобы, представления

1. Надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с установленными статьями 412.1 - 412.3 настоящего Кодекса правилами, изучаются судьей Верховного Суда Российской Федерации. Судья Верховного Суда Российской Федерации изучает надзорные жалобу, представление по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо по материалам истребованного уголовного дела.

2. По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит постановление:

1) об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания пересмотра судебных решений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных решений остаются в суде надзорной инстанции;

2) о передаче надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

3. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместитель вправе не согласиться с постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и вынести постановление об отмене указанного постановления и о передаче надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 412.6. Сроки рассмотрения надзорных жалобы, представления

Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде Российской Федерации в течение одного месяца со дня их поступления, если уголовное дело не было истребовано, или в течение двух месяцев со дня их поступления, если уголовное дело было истребовано, за исключением периода со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.



Статья 412.7. Постановление об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации

Постановление об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации должно содержать:

4) указание на судебные решения, которые обжалуются;

5) мотивы, по которым отказано в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 412.8. Постановление о передаче надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации

1. Постановление о передаче надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации должно содержать:

1) дату и место вынесения постановления;

2) фамилию и инициалы судьи, вынесшего постановление;

3) данные о лице, подавшем жалобу, представление;

4) указание на судебные решения, которые обжалуются;

5) изложение содержания дела, по которому приняты судебные решения;

6) мотивы для передачи надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации;

7) предложения судьи, вынесшего постановление.

2. Судья Верховного Суда Российской Федерации вместе с вынесенным им постановлением передает надзорные жалобу, представление с уголовным делом в Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 412.9. Основания отмены или изменения судебных решений в порядке надзора

1. Основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда в порядке надзора являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального законов, повлиявшие на исход дела.

2. Поворот к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 401.6 настоящего Кодекса.

Статья 412.10. Порядок и срок рассмотрения уголовного дела по надзорным жалобе, представлению в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации

1. Надзорные жалоба, представление рассматриваются Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в судебном заседании не позднее двух месяцев со дня вынесения постановления о передаче уголовного дела в суд надзорной инстанции. О дате, времени и месте заседания суд извещает лиц, указанных в части первой статьи 412.1 настоящего Кодекса.

2. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместитель, член Президиума Верховного Суда Российской Федерации, вынесшие постановление о передаче надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, не могут участвовать в рассмотрении данного уголовного дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.

3. В судебном заседании принимают участие лица, указанные в части первой статьи 412.1 настоящего Кодекса. В судебном заседании при рассмотрении уголовного дела по надзорным жалобе, представлению участие прокурора обязательно.

4. Дело докладывается судьей Верховного Суда Российской Федерации, ранее не принимавшим участия в рассмотрении данного уголовного дела.

5. Докладчик излагает обстоятельства уголовного дела, содержание судебных решений, доводы надзорных жалобы, представления, послужившие основанием передачи надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации. Докладчику могут быть заданы вопросы судьями.

6. Если лица, указанные в части третьей настоящей статьи, явились в судебное заседание, они вправе выступить по существу дела. Первым выступает лицо, подавшее надзорные жалобу или представление.

7. По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает постановление.

8. При рассмотрении надзорных жалобы, представления все вопросы решаются большинством голосов судей. Первым выносится на голосование предложение, наиболее благоприятное для осужденного. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.

9. Секретарь судебного заседания суда надзорной инстанции ведет протокол в соответствии со статьей 259 настоящего Кодекса. По содержанию протокола стороны могут принести замечания, которые рассматриваются председательствующим в порядке, установленном статьей 260 настоящего Кодекса.

10. Постановление суда надзорной инстанции выносится и обращается к исполнению в порядке, предусмотренном статьей 389.33 настоящего Кодекса.

Статья 412.11. Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре судебных решений в порядке надзора

1. В результате рассмотрения уголовного дела суд надзорной инстанции вправе:

1) оставить надзорные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;

3) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело в суд первой инстанции на новое судебное рассмотрение;

4) отменить решение суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;

5) отменить решение суда кассационной инстанции и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение;

6) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и возвратить уголовное дело прокурору при наличии оснований, предусмотренных частью третьей статьи 389.22 настоящего Кодекса;

7) внести изменения в приговор, определение или постановление суда;

8) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 412.4 настоящего Кодекса.

2. В случаях, предусмотренных пунктами 2 - 7 части первой настоящей статьи, суд надзорной инстанции должен указать конкретное основание отмены или изменения судебного решения в соответствии с частью первой статьи 412.9 настоящего Кодекса.

3. Постановление суда надзорной инстанции подписывается председательствующим в судебном заседании и должно соответствовать требованиям частей третьей и четвертой статьи 389.28 настоящего Кодекса.

4. Постановление суда надзорной инстанции приобщается к уголовному делу вместе с надзорными жалобой, представлением, постановлением судьи суда надзорной инстанции и вынесенным в случаях, предусмотренных частью третьей статьи 412.5 настоящего Кодекса, постановлением Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителя.

Статья 412.12. Пределы прав Президиума Верховного Суда Российской Федерации

1. При рассмотрении уголовного дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда Российской Федерации проверяет правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов нижестоящими судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. В интересах законности Президиум Верховного Суда Российской Федерации вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления и рассмотреть уголовное дело в полном объеме, в том числе в отношении лиц, которые не обжаловали судебные решения в порядке надзора.

2. Указания Президиума Верховного Суда Российской Федерации являются обязательными для суда, вновь рассматривающего уголовное дело.

3. Президиум Верховного Суда Российской Федерации в случае отмены судебного решения не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное решение должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Статья 412.13. Вступление в законную силу постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации

Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации вступает в законную силу с момента его провозглашения.

Надзорное производство – стадия уголовного процесса, в которой вышестоящий суд по жалобам сторон в деле либо по представлению прокурора проверяет законность и обоснованность вступившего в законную силу приговора, определения или постановления суда, вынесенных по первой инстанции, а также судебных решений, вынесенных кассационными и апелляционными инстанциями или нижестоящими надзорными инстанциями.
Пересмотр в порядке надзора является важной гарантией права на судебную защиту, одним из способов защиты прав и законных интересов граждан участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения и со стороны защиты.

Надзорное производство, согласно УПК РФ, представляет собой механизм, призванный исправлять судебные ошибки, содержащиеся во вступивших в законную силу , в интересах защиты прав осужденных.

Пересмотр в порядке надзора, который может иметь место в Верховных судах субъектов Федерации и в Верховном суде РФ, имеет важное значение для судей всех , поскольку в решении суда надзорной инстанции обосновывается вывод о допущенных по делу нарушениях закона и путях их исправления.

Решения, принятые судами, рассматривающими дело в порядке надзора, отражающие вопросы, возникающие в судебной практике, служат основаниями для вынесения постановлений Пленума Верховного суда РФ, в которых на основе закона разъясняются вопросы, возникающие в практике судов, в том числе и при проверке судебных решений в порядке надзора.

В надзорном производстве, так же как и в (апелляционном) производстве, проверяется законность и обоснованность судебного решения.
Кассационная (апелляционная) инстанция проверяет судебные решения, не вступившие в законную силу, которые подлежат исполнению только после вынесения решения суда второй инстанции, а предметом надзорного производства является вступившее в законную силу судебное решение, исполнение которого не приостанавливается в связи с проведением надзорной процедуры.

В кассационном (апелляционном) производстве дело может быть рассмотрено только один раз, в то время как в порядке судебного надзора возможно неоднократное рассмотрение дела в различных инстанциях.
Надзорная жалоба или представление должны содержать:

  • наименование суда надзорной инстанции, в который подаются жалоба или представление;
  • данные о лице, подавшем жалобу или представление, с указанием его процессуального положения, места жительства или места нахождения;
  • указание на приговор или иное решение, которые обжалуются, и наименование суда, его постановившего или вынесшего;
  • доводы лица, подавшего жалобу или представление с указанием оснований для отмены или изменения судебного решения;
  • перечень прилагаемых к жалобе или представлению материалов;
  • подпись лица, подавшего жалобу или представление.

К надзорным жалобе или представлению прилагаются:

  • копия приговора или иного судебного решения, которые обжалуются;
  • копии или определения суда апелляционной инстанции, определения суда кассационной инстанции, постановления суда надзорной инстанции, если они выносились по данному уголовному делу;
  • в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в надзорной жалобе или надзорном представлении.

Жалобы направляются «непосредственно в суд надзорной инстанции», правомочный пересматривать обжалуемое судебное решение (ч. 1 ст. 404 УПК РФ).

Суд надзорной инстанции должен рассмотреть жалобу или представление в течение 30 суток со дня их поступления. Судья, изучив поступившую жалобу или представление, а при необходимости и истребованное им дело, выносит постановление: об отказе в удовлетворении жалобы или представления или о возбуждении надзорного производства и передачи жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции.

В этом постановлении должны содержаться изложение оснований отказа в удовлетворении жалобы или представления, а именно основания признания доводов жалобы или представления неубедительными, противоречащими материалам дела или закону. Из этого постановления лицу, принесшему жалобу (представление), должны быть ясны мотивы отказа в удовлетворении жалобы (представления). Убедительные основания отказа в удовлетворении жалобы (представления) будут сдерживать заявителя от дальнейших обращений в надзорную инстанцию.

В ст. 406 УПК РФ не содержится указания на то, что постановление судьи об отказе в удовлетворении надзорной жалобы или представления рассматривается и утверждается председателем соответствующего суда. Следовательно, постановление, вынесенное судьей, направляется заявителю, который может его обжаловать, председателю этого суда или его заместителю.

В п. 4 ст. 406 УПК РФ сказано о том, что председатель Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа или Председатель Верховного Суда РФ либо его заместитель вправе не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорной жалобы или представления.

Председатель суда или его заместитель рассматривает жалобу на отказ в возбуждении надзорного производства в пределах предоставленных ему полномочий и принимает одно из решений, предусмотренных п.п. 1 — 2 ч. 3 ст. 406 УПК РФ. Ввиду необходимости соблюдения инстанционности надзорного производства жалоба на отказ судьи в возбуждении надзорного производства должна быть рассмотрена председателем этого суда, и только после его отказа в возбуждении надзорного производства можно обратиться с надзорной жалобой или представлением в вышестоящий суд с целью обжалования и предыдущих судебных решений, и отказа судьи в возбуждении надзорного производства.

Если дело истребовалось судом, то постановление, вынесенное в результате рассмотрения надзорной жалобы или представления, приобщается к делу. Если дело не истребовалось, то постановление судьи направляется для приобщения к по месту его нахождения. В любом случае копия постановления судьи об отказе в возбуждении надзорного производства должна выдаваться лицу, принесшему жалобу (представление), и в случае его обращения в вышестоящую надзорную инстанцию это постановление должно быть приложено к новой надзорной жалобе (представлению) (п. 2 ч. 2 ст. 404 УПК РФ).

Если в возбуждении надзорного производства было отказано судьей и председателем Верховного суда республики, краевого, областного и соответствующего ему суда, а судьей Верховного Суда РФ жалоба удовлетворена и возбуждено надзорное производство, то постановление судьи Верховного Суда РФ вместе с уголовным делом, если оно было истребовано, направляется на рассмотрение Президиума названного выше суда. Этим сохраняется инстанционность в рассмотрении дела, так как при несогласии с решением Президиума Верховного суда республики, краевого, областного суда может быть принесена надзорная жалоба (представление) в Верховный Суд РФ.

В результате рассмотрения уголовного дела суд надзорной инстанции вправе:

  • оставить надзорную жалобу (представление) без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения без изменения;
  • отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному ;
  • отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение;
  • отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;
  • отменить определение суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение;
  • внести изменения в приговор, определение или постановление суда.
    При отмене или изменении судебного решения суд надзорной инстанции не вправе в прямой либо косвенной форме допускать ухудшение положения осужденного.

Производство в суде надзорной инстанции: Видео

Пересмотр решения суда в порядке надзора является последней инстанцией. А для несогласных с данным решением лиц – это последний шанс отменить его. Для того чтобы обжаловать судебное решение в указанную инстанцию, составляется надзорная жалоба. По форме составления данный документ мало чем отличается от других заявлений и обращений, однако составляющая информация и порядок направления уникальные.

Особенности надзорной жалобы

Порядок подачи надзорной жалобы имеет следующие особенности.
  1. Подаётся в Президиум суда субъекта РФ или в Верховный суд РФ, куда направляются заявления в основном посредством почты. Эти органы являются единственными уполномоченными на пересмотр постановлений и определений учреждением.
  2. Она подаётся лишь определенным кругом лиц.
  3. Такая жалоба должна подаваться лишь на решения суда, которые уже имеют законную силу.
  4. Данный документ подаётся до окончания трехмесячного срока.
  5. При направлении жалобы в Президиум необходимо уплатить государственную пошлину.

К тому же, если добиться своих требований на этой инстанции не удалось, то в последующем искать справедливости надо будет в международных судах.

Лица, правомочные подать жалобу

Надзорная жалоба по гражданскому делу направляется следующими лицами:

  • лицами, что участвовали в предыдущих судебных заседаниях по данному делу;
  • третьими лицами, чьи правомочия и интересы затронуты соответствующим решением;
  • прокурором, если на предыдущих заседаниях он участвовал, Генпрокурором или их заместителями;
  • госорганами в целях защиты положений законодательства.

Третьи лица при направлении заявления должны конкретно указать, какие правомочия затронуты соответствующим решением.

Сроки подачи жалобы

Подача надзорной жалобы в Президиум должна осуществляться до истечения 3 месяцев после приобретения решением законной силы. Момент, когда решение приобретает законную силу, указывается в самом документе. Если такого указания нет, то согласно общепризнанному правилу после истечения месяца со времени вынесения этого постановления.

Однако пропущенный срок подачи надзорной жалобы можно восстановить, если пропуск стал следствием уважительной причины, вроде болезни лица. Чтобы сделать это, вместе с жалобой нужно подать ходатайство. Иначе жалоба будет оставлена без рассмотрения.

Указанный срок заканчивается в соответствующий день самого последнего месяца. Срок не считается пропущенным, если подающий успел сдать письмо с жалобой в отделение почты до полуночи последнего дня срока.

Что такое надзорная жалоба? Надзорная жалоба по гражданскому делу – особенный документ, с особенным содержанием.

Жалоба в Президиум должна заключать в себе:
  1. Полное наименование органа, а именно Президиума суда.
  2. Личные данные всех участвующих соответствующего дела.
  3. Данные о судах предыдущих инстанций, описание их решений.
  4. Основания, которые являются поводом для пересмотра, предусмотренные статьёй 391.9 ГПК РФ.
  5. Четкую формулировку требований подающего жалобу лица.
  6. Список прилагаемой к заявлению документации.
  7. Дата и подпись подающего.

Составить, подать, а также подписать заявление может представитель уполномоченного на обжалование лица.

В положении нормы 391.9 ГПК РФ указаны конкретные основания обжалования обретших законную силу постановлений и определений, которые включают в себя:
  • нарушенные права конкретного лица, что прямо гарантированы основным законом России, признанными всем миром международными НПА, межгосударственными договорами России;
  • нарушенные права большого количества людей, четко не идентифицированной общности людей, интересов всего общества;
  • нарушение единого понимания законов России на территории всей страны.

Эти же нарушения служат поводом для полной отмены судебного акта или его частичного изменения.

Образец жалобы

Как написать надзорную жалобу?

Образец надзорной жалобы по гражданскому делу выглядит следующим образом:

В Президиум … областного(краевого, республиканского и т. д.) суда РФ

(указывать иную информацию не нужно)

Заявитель: (указываются данные подающего заявление лица)

Участники дела: (указываются данные ответчика и третьих лиц)

(необходимо указать адреса с индексом и номера телефонов)

(надзорная, на решения по гражданскому делу)

Я 22.03.2017 года (указывается дата обращения в начальную инстанцию) обратился в суд Советского района (указываются данные суда и имя принявшего акт судьи) с исковым заявлением к ответчику (можно указать несколько лиц и их Ф.И.О.) о (описывается предмет рассмотрения). Своим актом (определением, решением) суд постановил (описывается соответствующий акт).

С указанными судебными актами не согласен, потому что (описывается обстоятельство, которое совпадает с одним из пунктов статьи 391.9 ГПК РФ).

Исходя из этого прошу (четко излагается требование об отмене акта и отправке гражданского дела на перерассмотрение).

Список приложенных документов в суд:
  • копия заявления;
  • копия акта суда начальной инстанции;
  • копии актов суда, вынесенной апелляции или кассации;
  • Квитанция об уплате пошлины.

Дата: подпись:

Приложение к жалобе

К написанной жалобе обязательно приложение некоторой документации.

К таковой относятся:
  • копия этого заявления, в количестве на каждого участника;
  • копии всех принятых ранее актов судов;
  • документ, подтверждающий оплату пошлины;
  • доверенность, если заявление подаётся через представителя.

Если у лица недостаточно средств для оплаты госпошлины, к жалобе в суд необходимо приложить ходатайство об отсрочке в её оплате.

Государственная пошлина

Уплата государственной пошлиныобязательное условие принятия заявления об отмене обретшего законную силу акта суда к производству. Без этого заявления не подаются. В таком случае суд правомочен отказать в приёме этого заявления до устранения данного недостатка.

Размер пошлины, оплачиваемой при направлении жалобы в надзорный орган, небольшой.

А именно:

Если не хватает средств для оплаты пошлины, а время подачи заявления истекает, нужно подать его с ходатайством о получении отсрочки в её оплате. Об удовлетворении ходатайства или обратном надзорный орган выносит специальный акт — определение.

Порядок рассмотрения

Судопроизводство в надзорном органе, согласно правилам ГПК, происходит следующим образом.

  1. При правильной подаче заявления орган выносит соответствующий акт о приёме его в своё производство.
  2. Копии, подаваемые вместе с заявлением, суд отправляет участвующим лицам одновременно с повесткой.
  3. Судья, принявший заявление и вынесший об этом соответствующий акт, не имеет права участвовать в непосредственном рассмотрении.
  4. На заседании состава суда в надзорном органе обстоятельства обжалования ему разъясняются судьёй, что принял жалобу и выступает в судопроизводстве докладчиком.
  5. Другие участники процесса также правомочны дать разъяснения по ситуации, но это не обязательно.
  6. Решение в органе надзора принимается путём голосования состава суда голосами абсолютного большинства.

Обычно решение не оглашается в процессе рассмотрения. О нём участникам сообщается дополнительно.

Сроки рассмотрения

Общий срок рассмотрения надзорной жалобы в Президиуме не должно превышать 2 месяцев. Однако когда из нижестоящих инстанций были изъяты все документы по делу данный срок судопроизводства продлевается ещё на один месяц.

При рассмотрении особо сложных случаев, требующих длительного изучения материалов дела, срок судопроизводства продлевается на 60 дней помимо указанных ранее 3 месяцев. Продление возможно лишь по согласию председателя данного органа, его заместителя, о чём выносится соответствующий акт.

Решение надзорной инстанции

По итогам рассмотрения заявления об отмене обретшего законную силу акта суда надзорный орган правомочен вынести одно из последующих решений:

  • об отказе в удовлетворении заявления;
  • об отмене обретшего законную силу судебного акта;
  • о частичном изменении судебного акта.

Акт о частичном изменении принимается лишь в тех ситуациях, когда устранение нарушений прав возможно без полной отмены акта.

Становится ясно, что эта процедура обращения в суд позволяет добиться отмены незаконных судебных решений и обращения их последствий. Однако среднестатистический пример из практики показывает, что в очень редких случаях надзорный орган принимает акт об отмене.

С другой стороны, большинство жалоб, направленных Генеральной прокуратурой или государственными учреждениями в суд, чаще удовлетворяются. Поэтому обычным гражданам рекомендуется действовать через них, для чего направляется специальное обращение. Если они отказывают в сотрудничестве, то, вероятнее всего, поводов для отмены акта нет.