Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. Прокурорский надзор в досудебном производстве Деятельность прокурора в досудебном производстве

Основными функциями прокурора в досудебном производстве являются преследование и надзор за исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия. Помимо этого прокурор осуществляет и следующие функции6 участвует в расследовании уголовных дел, производимых следователями и органами дознания; координирует взаимодействие при раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений; рассматривает и разрешает ходатайства и жалобы участников процесса; обжалует судебные решения; участвует в международном сотрудничестве.

Осуществление прокурором уголовного преследования, функции уголовного преследования, как и иные функции, прокурор осуществляет путем реализации уголовно- процессуальных полномочий, которые возложены на УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ».В этих целях прокурор от имени РФ, поручает расследование уголовного дела нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю либо принимает уголовное дело к своему производству и проводит расследование в полном объеме; участвует в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично производит отдельные следственные и иные процессуальные действия, обеспечивает установление событий преступления, выявление и изобличение лица и лиц, которые виновны в его совершении, предъявления обвинения, применения мер уголовно- процессуального принуждения и направление уголовного дела в суд с обвинительным заключением.

Осуществление прокурорского надзора, функции надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия самостоятельной формой прокурорского надзора и состоит в том, что прокурор от имени РФ наблюдает: за исполнением органами расследования установленного законом порядка приема, рассмотрения и разрешения заявлений о совершенных либо готовящихся преступлениях и проведения по ним расследования, за законностью решений, принимаемых органами дознания и предварительного следствия.

Объектами данной отрасли надзора являются органы дознания в лице дознавателя и начальника органа дознания, а также органы предварительного следствия в лице следователя и начальника следственного отдела. Предметом данной отрасли является:

1. соблюдение прав и свобод человека и гражданина органами дознания и предварительного следствия;

2. соблюдение органами дознания и предварительного следствия установленного УПК РФ порядка приема, рассмотрения и разрешения заявлений (сообщений) о совершенных или готовящихся преступлениях и проведение расследования;

3. законность решений, принимаемых органами дознания и предварительного следствия.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия установлены ст.37 и другими статьями УПК РФ, а также другими федеральными законами. Особенность данного надзора заключается в том, что он является, с одной стороны, органической составной частью уголовного процесса в досудебном производстве, а с другой стороны, стоит как бы над уголовным процессом, обеспечивая прокурорам возможность для выявления, установления и предупреждения нарушений закона в деятельности органов расследования и других участников досудебного производства, для принятия мер к устранению нарушений, их последствий и восстановления законности. Благодаря такой особенности проводимого им надзора прокурор призван способствовать органам расследования в оптимальном осуществлении их задач и функций по борьбе с преступностью.



Выявление и установление прокурором нарушений закона образуют действия прокурора по реализации полномочий, которые предоставлены ему ст.37 и ФЗ « О прокуратуре РФ». Прежде всего прокурор выявляет и устанавливает нарушение закона в ходе сплошных ежемесячных и разовых проверок исполнения органами расследования требований УПК о приеме, регистрации и разрешения заявлений о преступлениях. Информацию о состоянии законности в досудебном производстве прокурор получает, изучая копии важнейших постановлений и других документов, которые обязаны направлять ему дознаватели и следователи, прокурор накапливает данные процессуальные акты и иные информационные документы в наблюдательных производствах по каждому уголовному делу.

Прокурор вправе истребовать для изучения и проверки все уголовное дело, его отдельные материалы, запросить у следователя, дознавателя информацию о раскрытии преступлений, ходе и результатах расследования и взаимодействия с оперативно- розыскными службами и иными правоохранительными органами и их должностными лицами. Информацию о состоянии законности по расследуемому делу прокурор может получить, участвуя в производстве расследования, присутствия при проведении следователем, дознавателем осмотра места происшествия или другого следственного действия, рассматривая жалобы на действие и решение следователя, органа дознания. Такую информацию прокурор получает, продлевая срок расследования, давая следователю, дознавателю согласие на возбуждение уголовного дела, на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения.



Выявление и установления прокурором нарушений закона в действиях органа расследования и других участников процесса возможно также при выполнении прокурором других полномочий, в частности, когда прокурор проверяет обоснованность ходатайств об отводах, заявленных нижестоящему прокурору, следователю, начальнику следственного отдела, дознавателю, начальнику органа дознания.

Устранение прокурором нарушений закона, восстановление им законности, пресечения и предупреждения нарушений закона образует принятие прокурором решений в порядке реализации полномочий. Данными решениями прокурора пресекаются и устраняются нарушения закона и восстанавливается законность. Факты укрытия преступлений от учета подлежит тщательной проверке и в зависимости от характера допущенных нарушений закона прокурор может применить к дознавателю, следователю, руководителю следственного аппарата, органа дознания меры правового регулирования, объявить в письменной форме предостережений о недопустимости нарушений закона, вынести постановление о привлечении к дисциплинарной ответственности за укрытие заявления о преступлении от регистрации и учета.

Обнаружив нарушение норм УПК при вынесении следователем, дознавателем постановлений, прокурор обязан прежде всего отменить данные постановления следователя, дознавателя, а приналичии к тому оснований- отстранить следователя, дознавателя от дальнейшего производства расследования и направить представление о привлечении данного следователя, дознавателя к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения закона.

Прокурор уполномочен принимать предусмотренные законном меры к восстановлению законности, нарушенных прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства. В частности, такие меры ему следует принимать по итогам рассмотрения ходатайства и жалоб участников досудебного производства по делам о преступлениях, когда такие ходатайства и жалобы оказываются обоснованными. Судебное разбирательство является центральной стадией уголовного процесса. Сущность судебного разбирательства заключается в разрешении судом правового спора между обвинителем и подсудимым (обвиняемым лицом), содержанием которого является вопрос о виновности подсудимого в совершении преступлении и о назначении ему определенного наказания. Именно на стадии судебного разбирательства большинство уголовных дел рассматривается и разрешается по существу; происходит всестороннее, полное и объективное исследование уголовного дела; выявляется уличающие и оправдывающие обвиняемого, смягчающие и отягчающие его ответственность обстоятельства – все это при строгом соблюдении демократических принципов уголовного судопроизводства.

Основными действующими лицами в ходе судебного разбирательства (участниками судебного разбирательства) являются, прежде всего, суд, а также субъекты уголовного судопроизводства, выполняющие на данной стадии функции сторон (государственный обвинитель, подсудимый и его защитник, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители).

Суд занимает особое место в уголовном процессе, он олицетворяет самостоятельную ветвь государственной власти и осуществляет функцию правосудия путем рассмотрения и разрешения дел.

Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения и участники уголовного судопроизводства со стороны защиты занимают в нем постоянное положение, имеют в деле собственные интересы, в отстаивании которых законными способами и средствами и заключается их участие. Каждая из этих групп представляет собой равноправную сторону в уголовном деле, обладающую определёнными правами и обязанностями.

Сторону защиты представляют: обвиняемый, его законный представитель, защитник, гражданский ответчик, его законный представитель и представитель (п. 46 ст. 5 УПК РФ).

Сторону обвинения в соответствии с п. 47 ст. 5 УПК РФ в стадии судебного разбирательства представляют: прокурор, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель. Кроме того, по поручению прокурора и в случаях, когда предварительное расследование произведено в форме дознания, обвинение в суде могут поддерживать дознаватель или следователь. Но, необходимо заметить, что хотя данное положение закреплено в УПК РФ, согласно приказу Генераль­ной прокуратуры РФ от 3 июня 2002 г. № 28 «Об организации ра­боты прокуроров в судебных ста­диях уголовного судопроизводства» поддержание государственного обвинения в суде должностными лицами органов дознания и следователями должно быть исключено до особого распоряжения.

По делам частного обвинения на стороне обвинения выступает частный обвинитель, его законный представитель и представитель. Названные процессуальные фигуры являются носителями функции уголов­ного преследования, которой является процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п.55 ст. 5 УПК РФ).

Стороны защиты и обвинения равноправны перед судом. Конституция РФ устанавливает, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст.123). Данное положение закреплено и в уголовно-процессуальном законодательстве и отражено в ч.4 ст. 15 УПК РФ. Наделение двух противоположных сторон равными правами обеспечивает реализацию принципа состязательности уголовного процесса.

Построение судебного процесса на началах состязательности создает наилучшие возможности полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, усили­вает гарантии прав и законных интересов участников разбирательства. Состязательная форма судебного процесса предполагает спор, противоборство равноправных сторон, их стремление превзойти друг друга путем использования предоставленных законом процессуальных средств для такого спора. Столкновение двух противоположных функций - обвинения и защиты - рождает спор, борьбу мнений. В таком процессе каждое обстоятельство исследуется и каждое доказа­тельство проверяется под углом зрения и обвинения, и защиты; суд имеет возможность услышать и взвесить все доводы, как в пользу обвинения, так и в пользу подсудимого.

Равенство сторон обвинения и стороны защиты закреплено и в ст. 244 УПК РФ, согласно которой в судебном заседании стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду письменных формулировок по вопросам, указанным в пунктах 1-6 ч.1 ст. 299 УПК РФ, на рассмотрение других вопросов, возникающих в ходе судебного разбирательства.

В ходе судебного разбирательства сторонами могут быть заявлены ходатайства о вызове новых свидетелей, экспертов и специалистов, об истребовании вещественных доказательств и документов или об исключении доказательств, полученных с нарушением требований УПК РФ, и другие ходатайства, которые должны быть обоснованы, стороной, заявившей их.

Стороны могут заявить отвод кому-либо из участников судебного разбирательства, в случаях, когда существуют обстоятельства, исключающие возможность их участия в производстве по уголовному делу. Данные обстоятельства детально регламентированы в главе 9 УПК РФ. Заявление об отводе предполагает его мотивированность, изложение конкретных данных о наличии обстоятельств, исключающих участие лица в производстве по уголовному делу.

В ходе судебного разбирательства стороны вправе представлять доказательства, т.е. любые сведения, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, в равной мере участвовать в их исследовании.

Таким образом, сторонам предоставлены равные права по доказыванию, то есть и сторона обвинения и сторона защиты в равной мере наделены возможностью, используя различные процессуальные средства, отстаивать свое мнение, относительно рассматриваемого дела.

Досудебным производством по уголовному делу охватывается часть уголовного судопроизводства с момента получения сообщения о преступлении до направления прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу или принятия решения, заканчивающего досудебное производство без передачи дела в суд. Часть вторая УПК РФ, посвященная досудебному производству по уголовным делам, включает два раздела: разд. VII "Возбуждение уголовного дела" и VIII "Предварительное расследование".

Досудебное производство - важный этап уголовного процесса. Большинство представителей современной науки уголовного процесса Лупинская П.А. Решения в уголовном судопроизводстве: теория, законодательство, практика. - М.: Норма, 2010. обоснованно утверждают, что на данном этапе органами дознания, следствия, прокуратуры и их должностными лицами осуществляется подготовка материалов конкретных уголовных дел к рассмотрению в судах, и эта их деятельность сопряжена с применением в отношении граждан мер государственного принуждения, ограничением их конституционных прав и свобод.

Нормами УПК РФ участникам уголовного судопроизводства при осуществлении ими уголовного преследования предоставлены широкие возможности для реализации и защиты своих прав и законных интересов. Одновременно созданы возможности непредвзятой и беспристрастной реализации полномочий прокурора как по осуществлению уголовного преследования, так и по надзору за законностью и обоснованностью решений, а также по осуществлению иной процессуальной деятельности должностными лицами следственных органов и органов дознания в досудебном производстве, когда установлен широкий по правовому формату судебный контроль как предупредительного, так и восстановительного свойства.

Процессуальное положение, или процессуальный статус, участника уголовного судопроизводства в юридической литературе принято определять процессуальными правами и процессуальными обязанностями, законными интересами, процессуальной правоспособностью и дееспособностью, процессуальными гарантиями и процессуальной ответственностью.

Процессуальное положение (процессуальный статус) прокурора как участника уголовного судопроизводства имеет ряд специфических особенностей. Прежде всего это общие особенности, характеризующие процессуальное положение прокурора на всем протяжении уголовного процесса.

К таким общим особенностям следует относить следующие обстоятельства. С одной стороны, прокурор - это единственное должностное лицо, которое реализует свои полномочия на всех этапах и стадиях уголовного процесса, с другой - данная деятельность реализует публичный процессуальный интерес, направленный на охрану как прав и интересов государства, так и законных интересов всех участников уголовного судопроизводства.

Частные специфические особенности процессуального положения прокурора проявляются при изменении его функций и полномочий на различных этапах и стадиях процесса.

Правовые основы положения прокурора на стадии досудебного производства по уголовному делу составляют уголовно-процессуальное законодательство РФ и Закон о прокуратуре. В частности, нормой ч. 1 ст. 37 УПК РФ определено, что прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Как видно из приведенной формулировки, в ней четко и недвусмысленно указывается на два аспекта деятельности прокурора:

  • 1) обязанность в силу и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства;
  • 2) обязанность осуществлять надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Большинство ученых современной науки уголовного процесса разделяют вывод о том, что процессуальное положение (процессуальный статус) прокурора в производстве по уголовным делам на досудебных стадиях основано и определяется:

  • 1) необходимостью соединения задач обвинительной и правоохранительной (правозащитной) деятельности при производстве предварительного расследования уголовных дел;
  • 2) обязанностью государства обеспечивать в уголовном судопроизводстве на его досудебных стадиях беспристрастность, непредвзятость, состязательность и процессуальную ответственность всех участников досудебного производства.

В связи с изложенным, в уголовно-процессуальном законе РФ целесообразно более четко сформулировать норму ч. 2 ст. 21 УПК РФ, предусмотрев самостоятельный абзац данной части с указанием в нем правового предписания о том, что уголовное преследование, осуществляемое субъектами, указанными в ч. 1 данной статьи, определяется необходимостью соединения задач обвинительной и правоохранительной деятельности. Обязанность обеспечения в уголовном судопроизводстве на его досудебных стадиях беспристрастности, состязательности и процессуальной ответственности возлагается на прокурора в соответствии с полномочиями, установленными УПК РФ.

Полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу установлены прежде всего ст. ст. 10, 11, 14, 17, 21, 37, 144, 146, 221, 317.2 и др. УПК РФ, а также федеральными законами, указами Президента РФ, актами Конституционного Суда РФ, которые являются источниками правового регулирования прокурорско-надзорных отношений. При этом в силу отмеченной особенности статуса прокурора на данном этапе уголовного процесса в указанных нормах объединены полномочия с разной правовой природой.

Исходя из анализа действующего уголовно-процессуального законодательства, регулирующего полномочия прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса, к процессуальным полномочиям прокурора, опосредующим движение обвинения, необходимо относить следующие Стрельников В.В. Прокурорский надзор //Законность. 2013. № 9 (182). С. 95.

  • 1. Полномочие по вынесению мотивированного постановления о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).
  • 2. Полномочие по вынесению мотивированного постановления об отмене постановления должностного лица органа предварительного расследования о возбуждении уголовного дела (ч. 4 ст. 146 УПК РФ).
  • 3. Полномочие по вынесению постановления об отмене постановления нижестоящего прокурора ввиду его необоснованности, а также постановления дознавателя в связи с его незаконностью или необоснованностью (п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).
  • 4. Полномочие по принятию постановления об удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве с подозреваемым или обвиняемым или об отказе в удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве с подозреваемым или обвиняемым, а также заключению досудебного соглашения о сотрудничестве при принятии прокурором постановления об удовлетворении ходатайств о заключении досудебного соглашения (ч. 5 ст. 21 УПК РФ).
  • 5. Полномочие по утверждению обвинительного заключения или обвинительного акта по уголовному делу, а также принятию процессуального решения о возвращении уголовного дела дознавателю и следователю для производства дополнительного расследования, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения (обвинительного акта) и устранения выявленных недостатков.

Прокурорский надзор на досудебных стадиях уголовного процесса
Прокурорский надзор осуществляется от начала до конца предварительного расследования. Следователь и орган дознания обязаны ставить прокурора в известность о начатом расследовании, а по окончании его - направлять ему дело вместе с обвинительным заключением. В случае прекращения дела прокурору направляется копия постановления.
Все решения, связанные с существенным ограничением прав граждан (о применении меры пресечения - заключения под стражу, об отстранении обвиняемого от должности, о помещении в лечебно-психиатрическое учреждение обвиняемого или подозреваемого, не содержащегося под стражей, и др.), требуют санкции прокурора и без нее ничтожны, т. е. не имеют юридической силы.
В области надзора за исполнением законов органами и должностными лицами дознания и предварительного следствия прокурору предоставлены следующие права:
- требовать от органа дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела, материалы, документы и иные сведения о состоянии расследования и соблюдении закона;
- давать письменные указания о производстве любого следственного действия или относительно принятия решения из числа предусмотренных законом;
- поручать органам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, производстве следственных, оперативно-розыскных и розыскных действий;
- участвовать в производстве расследования, лично осуществлять отдельные следственные действия или принимать любое дело к своему производству;
- санкционировать действия и решения следователя и органа дознания в предусмотренных законом случаях;
- давать согласие на прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям;
- продлевать сроки следствия, дознания и содержания под стражей;
- отстранять следователя (лицо, производящее дознание) от дальнейшего расследования по делу в случае нарушения им закона;
- изымать дело от органа дознания и передавать его следователю, передавать дело от одного следователя другому, от одного органа предварительного следствия другому (если это необходимо для обеспечения наиболее полного, всестороннего и объективного расследования);
- возбуждать уголовные дела, отказывать в их возбуждении;
- прекращать, приостанавливать производство по делам;
- отменять незаконные и необоснованные постановления органов расследования;
- возвращать уголовные дела на дополнительное расследование, утверждать обвинительные заключения и направлять дела в суд.
Полномочия прокурора реализуются им, как правило, в форме соответствующих правовых актов (письменное указание, резолюция на документе, постановление).
В устной форме прокурор может требовать представления ему для проверки уголовного дела, материалов, иных имеющихся у органа расследования сведений.
Указание прокурора, данное в письменной форме, обязательно для следователя и органа дознания. Обжалование вышестоящему прокурору не приостанавливает его исполнения, за исключением перечисленных в законе случаев (ч. 2 ст. 127 УПК).
Уголовное дело может быть направлено в суд только после утверждения обвинительного заключения прокурором. Это необходимо для того чтобы не допустить направления в суд дела, по которому имеются пробелы в доказательственном материале или допущены нарушения закона, препятствующие судебному разбирательству.
На изучение дела прокурору дается срок не более пяти суток. Затем он принимает одно из следующих решении:
- утвердить своей резолюцией обвинительное заключение;
- возвратить дело для производства дополнительного дознания или следствия со своими письменными указаниями;
- прекратить дело своим постановлением;
- возвратить дело с письменными указаниями для пересостав- ления обвинительного заключения;
- составить новое обвинительное заключение, а составленное следователем (органом дознания) изъять и вернуть ему с указанием обнаруженных ошибок.
При утверждении обвинительного заключения прокурор вправе своим постановлением исключить из обвинительного заключения отдельные пункты обвинения, переквалифицировать преступление на менее тяжкое, внести изменения в список лиц, подлежащих вызову в суд.
При наличии оснований он может своим постановлением изменить или отменить меру пресечения в отношении обвиняемого или, если мера пресечения ранее не применялась, избрать ее.
После утверждения обвинительного заключения прокурор направляет дело в суд, указывая при этом, считает ли он необходимым поддержать государственное обвинение. Одновременно он уведомляет обвиняемого, в какой суд направлено дело.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Тихоокеанский институт политики и права


Кафедра уголовного права

Прокурор в досудебном производстве

по уголовному делу.


Курсовая работа студентки группы Ю-6

Усовой Валерии Викторовны

Научный руководитель – Колбанова И.Н.


Дата защиты_________________________


Оценка _____________________________


Владивосток

Введение……………………………………………………………………………. 3

§ 1. Прокурор как участник уголовного процесса………………………………...6

§ 2. Прокурор в ходе досудебного производства по уголовному делу……...….10

§ 3. Полномочия прокурора в досудебном производстве по новому УПК…….15

Заключение……..…………………………………………………………………..21

Список литературы………..………………………………………………………23


Введение

Одним из важнейших средств борьбы с преступностью являются уголовно-правовые меры, возникновение и развитие которых связано с реакцией общества и государства на преступления, т.е. правонарушения против личности, общества или государства, признаваемые государственной властью наиболее опасными и запрещенные уголовным законом под угрозой наказания.

Для обеспечения задач, стоящих перед уголовным правом, существует уголовно-процессуальное право и регулируемый им уголовный процесс, который, как и уголовно-процессуальное право, детерминирован уголовным правом.

Среди специальных мер, направленных на борьбу с преступностью, важное место занимают уголовно-процессуальные меры, которые в рамках конкретного уголовного дела направлены на раскрытие преступления и установление лиц, его совершивших, осуществление в отношении этих лиц уголовного преследования, установление их виновности и применение к ним в строгом соответствии с уголовным и уголовно-процессуальным законодательствами наказания либо освобождение от ответственности.

Уголовно-процессуальным правом, как и любой другой отраслью права, регулируется определенная область общественных отношений. С получением сообщения о готовящемся или совершенном преступлении у должностных лиц, ответственных за его рассмотрение и последующее производство по уголовному делу, возникают фактические отношения с другими субъектами; должностными лицами, представителями организаций, гражданами. Эти отношения возникают, развиваются и прекращаются на протяжении всего производства по уголовному делу, а также при исполнении принятых по нему решений. На их регулирование, прежде всего, и направлены нормы уголовно-процессуального права. В них установлены права и обязанности субъектов правовых отношений, реализация которых осуществляется путем совершения тех или иных действий, либо воздержания от них. Следовательно, уголовно-процессуальные действия составляют содержание уголовно-процессуальных отношений (уголовного процесса).

Деятельность различных субъектов уголовного-процесса - это сумма отдельных разрозненных и разобщенных действий. Напротив, они представляют собой "звенья одной цепи", систему взаимосвязанных и последовательно проводимых процессуальных действий (возбуждение уголовного дела, проведение следственных действий по собиранию доказательств, привлечение лица в качестве обвиняемого, допрос обвиняемого и т.п.).

Следовательно, уголовный процесс - это установленная уголовно-процессуальным законом и основанная на конституционных принципах система отношений, ответственных за ведение уголовных дел государственных органов между собой, с гражданами и другими субъектами в связи с выполнением задач уголовного судопроизводства. 1

Характе6рными особенностями деятельности государственных органов в сфере судопроизводства являются:

во-первых, строго определенный круг субъектов - суд, судья, прокурор, следователь, начальник следственного отдела, дознаватель, орган дознания,

во- вторых, установление ее форм, методов и средств нормами уголовно-процессуального закона.

Основным источником уголовно-процессуального права является уголовно-процессуальный закон. В настоящее время в РФ действует УПК РФ, принятый 22 ноября 2001 г. и одобренный СФ 5 декабря 2001 г., подписанный Президентом РФ 18 декабря 2001 г. (Федеральный закон № 174-ФЗ). За исключением некоторых положений УПК РФ вступил в силу с 1 июля 2002 года, «сменив» УПК РСФСР 1960 г., который действовал с 1 января 1961 г., ___________________________________

1 Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция"/Под ред. В.П. Божьева. 3-еизд.,испр. и доп. - М.: Спартак,2002. С.7-8.

претерпев с того времени около 50 изменений и дополнений. Федеральный закон от 18 декабря 2001 года № 177-ФЗ «О введении в действие УПК РФ» с изменениями и дополнениями от 29 мая 2002 года (ФЗ-59) определяет порядок действия УПК РФ, например, ст.10 Закона установила иной срок вступления в силу ст.29 УПК и иных связанных с ней норм, касающихся передачи судам в ходе досудебного производства полномочий по разрешению производства следственных действий, затрагивающих конституционные права граждан – например, на производство обыска в жилище – с 1 января 2004 года, а до этого времени решения по этим вопросам принимает прокурор; или ст.7 Закона – относительно рассмотрения уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции с 1 января 2004 года, с сохранением (при определенных условиях) в составе суда народных заседателей; или ст.8 Закона – относительно действия суда с участием присяжных заседателей – с 1 января 2003 года в тех регионах, где они не были созданы.

Новый УПК состоит из 473 статей, размещенных в 5 частях, состоящих из 18 разделов, которые, в свою очередь, состоят из 55 глав. Нумерация частей, разделов, глав и статей традиционно является сквозной.

УПК РФ принципиально изменил положение прокурора в судебном производстве. Существенно изменились полномочия прокурора и в сфере дознания и предварительного следствия. Например, появилось принципиально новое положение о том, что уголовное дело публичного обвинения возбуждается следователем, дознавателем с согласия прокурора (ст. 146 УПК РФ). Наука доказала, практика закрепила положение, что материалы предварительного следствия и дознания составляют основу деятельности суда. Издавна известно, что правильное отправление правосудия в значительной мере зависит от того, насколько доброкачественно и полно проведено предварительное расследование.

В заключение следует подчеркнуть, что с ведение в действие УПК РФ на прокурора дополнительно возлагается огромный объем работы и, соответственно, ответственности. Ведь законодатель ввел в УПК требование о возбуждении уголовного дела с согласия прокурора в целях усиления роли прокурорского надзора именно в начальной стадии расследования - при возбуждении уголовного дела, чтобы исключить необоснованное возбуждение уголовных дел. Тем самым прокурору предоставлена возможность пресечь нарушения закона в самом зародыше.

Выше сказанное, подтверждает актуальность темы, рассматриваемой в курсовой работе.

Структура работы построена таким образом, чтобы раскрыть тему курсовой работы, а именно: в первом параграфе рассматривается понятие прокурора как участника уголовного судопроизводства, во втором - полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу, третий параграф посвящен полномочиям прокурора в досудебном производстве по новому УПК РФ.

§ 1. Прокурор как участник уголовного процесса.


Участники уголовного судопроизводства (уголовного процесса) по-разному вовлекаются в сферу уголовно-процессуальных отношений: одни - в силу должностных обязанностей (суд, судья, прокурор, следователь, дознаватель); другие - посредством реализации своих субъективных прав (потерпевший, гражданский истец, их законные представители); третьи - по воле должностных лиц (подозреваемый, обвиняемый, свидетель, понятой и др.); четвертые - путем исполнения поручения, полученного от иного субъекта (защитник, представитель и т.п.).

Участники уголовного судопроизводства - это лица, наделенные сообразно их процессуальному положению уголовно-процессуальным законом правами и обязанностями. Все они вступают в уголовно-процессуальные отношения с другими участниками (субъектами) уголовно-процессуальных отношений.

Участники уголовного процесса могут быть классифицированы по различным признакам. Наиболее предпочтительным представляется такой подход, при котором учитываются: цель участия субъекта в процессе, направление его деятельности, связь последней с задачами уголовного процесса, отношение к результатам производства по уголовному делу. С учетом этого УПК выделяет следующие группы участников уголовного судопроизводства:

2) участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения;

3) участники уголовного судопроизводства со стороны защиты;

4) иные участники уголовного судопроизводства. 2

Прокурор - наделенный властными полномочиями участник уголовного __________________________________

2 Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция"/Под ред. В.П. Божьева. 3-изд.,испр. и доп. - М.: Спартак,2002. С.117.

судопроизводства, который может вступать в уголовно-процессуальные отношения во всех стадиях судопроизводства. УПК определяет прокурора как должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия (ч.1 ст.37).

Самим термином "прокурор" УПК обозначает круг должностных лиц прокуратуры в лице Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, их заместителей и помощников, участвующих в уголовном судопроизводстве (п.31 ст. 5 УПК РФ).

Наиболее широкими полномочиями Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" и УПК РФ наделяют прокурора на досудебных этапах уголовного судопроизводства - в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.

Определяя основные направления деятельности прокурора в указанной сфере, Закон о прокуратуре констатирует, что прокурор осуществляет:

а) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

б) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

в) координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью 3 (ч.2 ст.1).

Формулируя предмет надзора прокурора на досудебных этапах уголовного судопроизводства, Закон о прокуратуре включает в него (глава 3. Закона):

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

Установленный порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;

____________________________________

3 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" -2-е изд. - М.: Ось-89, 2002. - С.4

Проведение расследования;

Законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Рассмотрение вопросов деятельности прокурора применительно к сфере оперативно-розыскной деятельности в связи с уголовно-процессуальной деятельностью обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, оперативно-розыскные меры нередко применяются во взаимодействии (например, при привлечении к работе следственной группы должностных лиц, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность) с мерами процессуальными (следственными).

Во-вторых, основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий могут быть поручения следователя или указания прокурора (п.5 ч.2 ст. 157 УПК, п.3.ч.1 ст.7 ФЗ "Об опреративно-розыскной деятельности"). В-третьих, оперативно-розыскные действия подчас предшествуют уголовно-процессуальным (ст.143 УПК, п.1 ч.2 ст.7 Закона об ОРД). Все это позволяет сделать вывод, что для следователя (как, впрочем, и для суда) совсем не безразлично соблюден ли закон при проведении оперативно-розыскных мероприятиях, не нарушены ли при этом права граждан. Поэтому результаты прокурорского надзора за действиями органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность, могут оказать влияние на ход и результаты расследования.

Особенностью уголовно-процессуальных отношений является их обусловленность в конечном итоге необходимостью применения норм уголовного права. Поэтому, осуществляя надзор за правильностью применения норм уголовно-процессуального права, прокурор, будучи субъектом уголовно-процессуальных отношений, проверяет правильность применения положений УК РФ следователями и органами дознания.

Прокуратура наделена функцией расследования преступлений. Согласно Закону о прокуратуре она осуществляет уголовное преследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законом к ее компетенции (п.1 ч.2 и п.2 ч.3 ст. 151). Однако, осуществляя надзор за исполнением законов следователями других органов предварительного расследования (ФСБ, МВД, ФСНП), прокурор обладает такими же полномочиями.

Генеральный прокурор РФ 18 июня 1997 г. издал приказ №31 "Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием.". В нем он потребовал обеспечить единый подход к организации прокурорского надзора за всеми органами предварительного следствия и дознания независимо от их ведомственной принадлежности, безусловное реагирование на выявленные нарушения законов на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности с момента поступления заявления, сообщения о деянии, имеющем признаки преступления, до принятия прокурором окончательного решения по делу. 4

Процессуальное положение прокурора в ходе судебного производства дано в УПК лишь в общей форме, так как его правовой статус на этом этапе определяет положение стороны в состязательном судопроизводстве. На него, как представителя власти, возложено осуществление уголовного преследования в форме поддержания государственного обвинения (ч.4 ст.37 УПК). Впрочем, в законе оговорено, что по основаниям, установленным УПК РФ, он вправе отказаться от осуществления уголовного преследования (ч.5 ст.37). В случаях, когда предварительное расследование проводилось в форме дознания, прокурор вправе поручить поддержание от имени государства обвинения в суде дознавателю либо следователю, проводящему дознание по данному уголовному делу. 5


__________________________________________________________________________

4 Вопросы расследования преступлений: Справ. пособие / Под общ. ред. И.Н. Кожевникова; Науч. ред. А.Я. Качанов. 3-е изд, перераб. и доп. М.: Спартак, 2000. С.767-771.

§ 2. Прокурор в ходе досудебного производства по уголовному делу.

Конкретные полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в досудебных стадиях производства по делу, как это видно из содержания ч.2 ст. 37 УПК РФ, весьма обширны. Они включают:

а) осуществление действий по проверке исполнения федерального закона в части обеспечения законности при приеме, регистрации, разрешении сообщений о преступлении (пп. 1, 2, 4 ст.37 УПК);

б) принятие конкретных мер по осуществлению быстрого и качественного расследования уголовных дел (пп. 2, 6-9 УПК);

в) дачу согласия следователю, дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (п. 5 УПК);

г) принятие в ходе расследования по конкретным делам промежуточных (пп. 5-12 УПК) и заключительных (пп. 13-16 УПК) решений; вынесение решений об отмене незаконных постановлений по делу, принятых нижестоящими прокурорами, следователями, дознавателями (п.10 УПК).

Для обеспечения более оперативного и конкретного надзора за исполнением законов в стадии возбуждения уголовного дела УПК установлено правило о незамедлительном направлении следователем, дознавателем постановления о возбуждении уголовного дела прокурору. Последний, получив постановление и прилагаемые к нему документы, обязан незамедлительно дать согласие на возбуждение уголовного дела либо вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, или о возвращении материалов для дополнительной проверки (срок такой проверки - не более 5 суток). Нарушение порядка возбуждения уголовного дела в соответствии с ч.2 ст. 50 Конституции РФ влечет признание всех последующих процессуальных действий не имеющими юридической силы.

Важной особенностью процессуального положения прокурора на досудебных этапах производства по делу является то, что в содержание его надзорной деятельности входит право решать по существу процессуальные вопросы, возникающие по делу.

На предварительном следствии и дознании прокурор вправе выносить постановления по делам, расследуемым следователем или дознавателем, давать указания, обязательные к исполнению названными лицами по вопросам: квалификации преступления; объема обвинения; прекращения уголовного дела; избрания отмены или изменения меры пресечения; производства отдельных следственных действий; соединения и выделения уголовных дел; признания лиц гражданскими истцами или потерпевшими; обеспечения прав участников процесса и т.п. Посвятив ч. 3 ст. 37 УПК указаниям прокурора органам дознания, дознавателю, следователю, законодатель особо связал их обязательную силу с соблюдением письменной формы. Обжалование вышестоящему прокурору органом дознания и дознавателем этих указаний не приостанавливает их исполнения. Обжалование указанных актов следователем влечет аналогичные последствия, за исключением семи случаев, предусмотренных ч.3 ст.38 УПК. Указания следователю (как и дознавателю) могут быть даны по любому делу и на любом этапе расследования. Дача указаний - это процессуальный акт прокурора. В то же время прокурор может дать указания следователю, не принимая решения по делу (как самостоятельного акта). Указания могут быть даны в связи с принятием решения и зафиксированы в постановлении (например, в постановлении о возвращении дела для дополнительного следствия). Указания прокурора обязательны не только для следователей и дознавателей, но и для руководителей следственных отделов и органов дознания.

Кроме того, уголовно-процессуальный закон наделяет прокурора правами: участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия по любому делу; возвращать дела для дополнительного расследования; передавать дело от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением правил подследственности, предусмотренных ст. 151 УПК с обязательным указанием оснований передачи; прекращать уголовные дела (п.2 ч.1 ст.221 УПК); отменять постановления следователя о прекращении дела (ст.214 УПК) и т.д.

Закончив расследование, следователь составляет обвинительное заключение, а дознаватель - обвинительный акт (утвержденный начальником органа дознания) и направляют дело прокурору, который, проверив материалы и утвердив обвинительное заключение (обвинительный акт), передает дело в суд (ст.222, п.1 ст. 226 УПК). При этом обвинение может быть изменено в сторону смягчения (п.2 ч.2 ст.221, ч.2 ст.226 УПК).

Прокурорский надзор в стадии предварительного расследования распространяется не только на лиц, осуществляющих следствие и дознание, но и на начальников следственных отделов и их заместителей; обвиняемых, подозреваемых и их защитников; потерпевших, гражданских истцов и их представителей, а также на всех других субъектов уголовно-процессуальных отношений.

Генеральный прокурор в приказе №31 от 18 июня 1997 г. "Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием" потребовал от подчиненных прокуроров: считать важнейшей обязанностью прокуроров, следователей и органов дознания защиту прав и законных интересов потерпевших от преступлений; внимательно подходить к рассмотрению их жалоб и заявлений; принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, к возмещению причиненного ущерба. При этом он обязал прокуроров использовать всю полноту полномочий для выявления и предупреждения в процессе расследования нарушений законности, прав граждан; тщательно проверять обоснованность применения мер процессуального принуждения, обысков, обеспечения права на неприкосновенность жилища; немедленно пресекать всякие проявления незаконных методов ведения следствия и дознания, обвинительного уклона при собирании доказательств; осуществляя прокурорский надзор за законностью и обоснованностью задержаний и арестов граждан - исходить из того, что эти действия, связанные с ограничением конституционного права на свободу и личную неприкосновенность, должны проводиться в точном соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства. Генеральный прокурор РФ счел необходимым специально потребовать от подчиненных прокуроров не допускать использования задержания и заключения под стражу как средства получения от подозреваемого или обвиняемого признания вины в совершении преступления.

Придавая важнейшее значение надзору за раскрытием преступлений, и в первую очередь тяжких, Генеральный прокурор предписал:

· акцентировать внимание на качестве и своевременности проведения неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления;

· следить за недопустимостью использования доказательств, полученных с нарушением установленного законом порядка;

· проверять, реализуются ли в полной мере возможности процессуального взаимодействия следователей и органов дознания;

· активно использовать, предоставленное прокурору Законом об ОРД право давать указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий в целях получения информации об обстоятельствах, имеющих значение для дела, розыска скрывшихся обвиняемых и подозреваемых;

· принимать своевременные меры к организационному обеспечению квалифицированного расследования и раскрытия преступлений, должному взаимодействию следователей и органов дознания.

Прокуроры, их заместители, либо другие ответственные работники прокуратуры обязаны лично выезжать на место происшествия по делам об убийствах, о бандитизме, террористических актах, массовых беспорядках.

Прокурорам предписано не реже одного раза в месяц проверять исполнение законов о мерах по установлению и розыску лиц, совершивших преступления, по делам, приостановленным производством на основании пп.1 и 2 ч.1 ст. 208 УПК; принимать меры к устранению причин и условий, способствовавших уклонению обвиняемого от следствия и суда.

В процессе осуществления надзора в стадии предварительного расследования прокурор обязан следить за:

а) правильным решением вопросов о подследственности;

б) соблюдением порядка возбуждения ходатайств о продлении сроков содержания под стражей;

в) выполнением установленных законом процессуальных сроков;

г) обеспечение представления в суд достаточных материалов, подтверждающих необходимость ограничения прав граждан в соответствии со ст. 23 и 25 Конституции РФ (ограничение тайны переписки, телефонных переговоров и т.п., а также неприкосновенности жилища);

д) обоснованностью решений о соединении и выделении дел;

е) законностью и обоснованностью процессуальных актов, вынесенных в ходе расследования;

ж) соблюдением требований УПК при окончании расследования и др.

Генеральный прокурор специально обратил внимание прокуроров на необходимость давать согласие на освобождение лица от уголовной ответственности и прекращение дела в связи с деятельным раскаянием, примирением потерпевшего с обвиняемым, изменением обстановки, возможностью исправления несовершеннолетних путем применения принудительных мер воспитательного воздействия только после тщательного изучения всех материалов, подтверждающих доказанность факта совершения преступления, и условий освобождения лица от уголовной ответственности.

Прокурор обязан осуществлять надзор на протяжении всего расследования. Кроме того, законом предусмотрено направление следователем и органом дознания прокурору копий ряда постановлений, а также уведомлений о проведенных действиях.

Следует отметить ту новеллу, которая внесена в порядке дополнения ч.4 ст.37 в связи с новыми полномочиями следователей и дознавателей. Ее суть состоит в том, что в случаях, когда предварительное расследование проведено в форме дознания, прокурор вправе поручить поддержание от имени государства обвинения в суде дознавателю либо следователю, производившему дознание по данному делу. 6

В обязанность прокурора, наконец, входит рассмотрение жалоб на действия органов дознания или следователя (ст. 124 УПК). Деятельность по проверке жалоб - это не только средство обеспечения прав и законных интересов граждан и организаций, но и способ обнаружения и устранения нарушений закона в ходе расследования. 7

Следствие, производимое органами прокуратуры и внутренних дел, хотя и носит наименование предварительного (окончательное решение по уголовному делу принимает суд), тем не менее, при его производстве определяется характер и объем обвинения, правовая оценка преступления, что в свою очередь предопределяет вид и размер наказания, устанавливается круг доказательств по уголовному делу, в пределах которого, как правило, проводится судебное разбирательство. Правильно организованное предварительное следствие и дознание, а также осуществляемый прокурорский надзор за исполнением законов при их производстве представляют собой одну ___________________________________

7 Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации/ Под общ. ред. В.М. Лебедева; Науч. ред. В.П. Божьев. М.: Спарк, 2002. С.83-85.

из существенных гарантий быстрого и полного раскрытия преступления, его полного, объективного и всестороннего расследования, а в конечном итоге постановления судом законного, обоснованного и справедливого приговора. 8


___________________________________

8 Басков В.И. Прокурорский надзор. Учебник для вузов. Изд. 2-е. - М.: Издательство БЕК, 1996. С.161.

§ 3. Полномочия прокурора в досудебном производстве по новому УПК.

Новый процессуальный закон скорректировал понятие предмета прокурорского надзора в сфере дознания и предварительного следствия. В отличие от УПК РСФСР 1960 г., который сформулировал предмет надзора как "осуществление надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия", УПК РФ установил, что прокурор осуществляет "надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия" (ст. 37 УПК). Таким образом, если ранее прокурора интересовала лишь деятельность, связанная с исполнением законов, то теперь его внимание должно быть направлено на всякую процессуальную деятельность и ее оценку с точки зрения соответствия закону.

Последняя формулировка правильнее отражает существо предмета надзора, однако, на практическую деятельность прокуроров она, по-видимому, никак не повлияет.

Новый УПК, в отличие от всех предыдущих законов, в числе прокурорских функций на первое место ставит уголовное преследование и лишь затем называет функцию надзора.

Уголовное преследование в качестве прокурорской функции впервые назвал Закон о прокуратуре 1995 г. Новый УПК пошел дальше и зафиксировал, что уголовное преследование является обязанностью прокурора (ст.21 УПК РФ). Впрочем, это не означает, что прокурор теперь переориентирован на обвинительную деятельность, обвинительный уклон. В ч. 2 ст. 6 УПК РФ сказано, что уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают целям и основополагающим принципам уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания и реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.

Главное новшество УПК РФ - передача от прокурора суду полномочий, затрагивающих наиболее важные конституционные права и свободы человека и гражданина.

Закон гласит, что в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве следующих процессуальных действий:

· применение мер пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста;

· продления срока содержания под стражей;

· помещение подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для проведения соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

· производство осмотра жилого помещения при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

· производство обыска и выемки в жилом помещении;

· производство личного обыска;

· производство выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;

· наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее в почтово-телеграфных учреждениях;

· наложение ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящихся на счетах и во вкладах или хранении в кредитных организациях;

· временное отстранение обвиняемого от должности;

· контроль и запись телефонных и иных переговоров (п.5 ч.2 ст.37 УПК РФ).

Конечно, ответственность за незаконные аресты и обыски теперь прокурор будет делить с судом, однако ответственность у него остается, так как дача прокурорского согласия на то или иное процессуальное действие - это средство прокурорского надзора и без него суд не вправе не только решить вопрос по существу, но даже принять к рассмотрению соответствующее ходатайство.

К тому же объем работы прокурора не уменьшится, а заметно увеличится: до дачи согласия он должен будет изучить материалы дела, произвести необходимые следственные действия для того, чтобы уяснить ситуацию. Прокурор будет участвовать в судебном заседании при рассмотрении ходатайства следователя; он обязан позаботиться о том, чтобы постановление судьи своевременно поступило к нему, и проконтролировать его исполнение.

Принципиально новое полномочие прокурора - дача согласия дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела. Согласно ч.4 ст.146 УПК РФ постановление следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. При этом к постановлению прилагаются материалы проверки, сообщение о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий - соответствующие протоколы и постановления. Прокурор, получив постановление, незамедлительно дает согласие на возбуждение уголовного дела либо выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение или возвращении материалов для дополнительной проверки.

Расширены полномочия прокурора при решении вопросов, связанных с привлечением к уголовной ответственности лиц, обладающих уголовно-правовым иммунитетом.

УПК предусмотрел ряд особенностей производства по уголовным делам в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления; судьи Конституционного Суда РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Федерации; Председателя Счетной палаты, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ; Уполномоченного по правам человека в РФ; Президента России, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты; прокурора, следователя, адвоката.

Решение о возбуждении уголовного дела в отношении этих лиц, а также о привлечении их в качестве обвиняемых (если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления) принимается прокурором соответствующего уровня в порядке, предусмотренном ст.448 УПК РФ.

Уголовно-процессуальный кодекс, таким образом, установил единый подход к решению вопросов, связанных с привлечением к уголовной ответственности лиц, обладающих уголовно-правовой неприкосновенностью. По смыслу гл. 52 УПК приведенный в ней перечень лиц, обладающих таким иммунитетом, должен быть исчерпывающим. В то же время не отменены нормы тех законов, которые установили иммунитет для других лиц. Так, в п. 13 ст. 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации устанавливает, что член избирательной комиссии, комиссии референдума на период проведения выборов, референдума не может быть привлечен без согласия прокурора субъекта РФ, а член Центральной избирательной комиссии РФ - Генерального прокурора РФ к уголовной ответственности.

Тот же закон установил правило, в соответствии с которым кандидат на выборную должность, зарегистрированный избирательной комиссией, не может быть привлечен без согласия прокурора к уголовной ответственности, арестован.

Далее. Уголовно-процессуальный кодекс установил, что соединение дел в одно производство теперь производится только по постановлению прокурора при наличии оснований, предусмотренных в законе (ст.153 УПК). Раньше таким правом обладал и следователь.

Решение о производстве предварительного следствия группой теперь может принять только прокурор. Такое постановление выносится по ходатайству начальника следственного отдела, а по уголовным делам расследуемым следователями прокуратуры - по собственной инициативе (ст.163 УПК). Прежний УПК этот вопрос не регулировал.

Изымать уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя другому прокурор может теперь только с обязательным указанием оснований такой передачи (п.8 ч.2 ст.37 УПК РФ). А для передачи уголовного дела от одного органа предварительного расследования другому прокурор помимо оснований должен будет соблюсти правила подследственности, предусмотренные ст. 151 УПК.

Введен новый порядок рассмотрения жалобы на действия (бездействия) и решения органов дознания, дознавателя, следователя, нижестоящего прокурора. Как и прежде, прокурор обязан рассмотреть жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. Однако в исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем должен извещаться заявитель (ч.1 ст.124 УПК). Теперь по результатам рассмотрения жалобы прокурор должен будет не просто написать ответ, а вынести постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении (ч.2 ст.124 УПК).

В УПК появилась новая глава, посвященная проблемам реабилитации. В связи с этим на прокурора возложена обязанность от имени государства приносить официальное извинение реабилитированным за причиненный им моральный вред (ч.1 ст.136 УПК). Как следует из смысла закона, это должно делаться во всех случаях, а не только тогда, когда об этом просит реабилитированный. Причем право на реабилитацию (соответственно, и на прокурорское извинение) имеют не только лица, в отношении которых уголовное дело (уголовное преследование) прекращено за отсутствием состава или события преступления. Но и в ряде других случаев, в связи с которыми прежде не могла вестись речь о реабилитации. Скажем, сейчас такое право имеет подозреваемый, обвиняемый, в отношении которого имеется вступивший в законную силу приговор суда по тому же обвинению (п.3 ч.2 ст.133 и п.4 ч.1 ст. 27 УПК). Есть такое право и у члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, если Совет Федерации или Государственная Дума отказали в удовлетворении ходатайства Генерального прокурора о направлении уголовного дела в суд в соответствии со ст.451 УПК (п.6 ч.1 ст.27). В этих случаях прокурор также приносит извинение.

Право на возмещение вреда, том числе морального, кроме того, имеет любое лицо, незаконно подвергнутое мерам процессуального принуждения в ходе производства по уголовному делу (ч.3 ст.133 УПК).

Следует отметить, что право на реабилитацию имеет также осужденный - в случаях полной или частичной отмены вступившего в законную силу приговора суда и прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным пп.1 и 2 ч.1 ст.27 Кодекса, а также лицо, к которому были применены принудительные меры медицинского характера, - в случае отмены незаконного или необоснованного постановления суда о применении данной меры.

В УПК предпринята попытка разграничить полномочия прокурора, его заместителя и помощника. В ч.6 ст.37 сказано, что полномочия прокурора, предусмотренные этой статьей, осуществляются прокурорами района (города) и их заместителями, приравненными к ним и вышестоящими прокурорами. Таким образом, исключительной компетенции прокурора района (города), как это было в УПК 1960 г., сейчас нет. Кроме того, заметно "поубавились" полномочия помощника прокурора. Он с 1 июля 2002 года не вправе проверять в органах внутренних дел исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, а должностные лица внутренних дел не обязаны предоставлять им материалы об отказе в возбуждении уголовных дел и учетно-регистрационную документацию. Помощники лишены права участвовать в производстве предварительного расследования, производить допросы и другие следственные действия, принимать к своему производству уголовные дела. Таким образом, объем работы, который выполняют прокуроры возрастает.

УПК сохранил правомочие прокурора на дачу согласия на прекращение уголовных дел по не реабилитирующим основаниям (ст.ст. 25, 26 28, 427), на избрание в качестве меры пресечения залога (ст.106), на отмену изменение меры пресечения, избранной следователем по указанию прокурора (ст.110) и т.д.

Закон впервые установил образцы (бланки) прокурорских, а также следственных процессуальных актов, которые таким образом обретают обязательную силу. (Приложение к УПК), этим обеспечивается единообразие и быстрота подготовки процессуального решения.

Новый УПК воспроизвел практически все прежние прокурорские полномочия, уточнив либо преобразовав их с учетом изменения роли суда на стадии расследования.

В УПК не включены два положения из старого закона. Во-первых, право прокурора требовать от органов дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступления (п.1 ч.1 ст.211 УПК РСФСР). Многие авторы полагают, что новый закон правильно не выделяет это полномочие, ибо оно прямо следует из ч.1 ст.37 УПК РФ, где сказано, что прокурор осуществляет надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Во-вторых, прежний УПК устанавливал режим проверок исполнения законов при разрешении заявлений и сообщений о преступлениях. Предусматривалось, что проверки должны проводиться не реже одного раза в месяц (п.1 ч.1 ст. 211 УПК РСФСР). Сейчас о частоте этих проверок ничего не говорится. 9

Прокурор обязан осуществлять надзор за расследованием преступлений таким образом, чтобы наряду с установлением обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу, иных имеющих значение для расследования сведений, строго соблюдались требования уголовно-процессуального закона о порядке выполнения следственных действий, которыми устанавливаются эти данные, а также об их содержательной и удостоверительной стороне.

В этих целях прокурор использует как свои полномочия по осуществлению процессуального руководства предварительным расследованием, так и предоставленные ему законом надзорные полномочия, перечисленные в ст. 37 УПК РФ.


_________________________________________

9 Ежемесячный правовой научно-практический журнал "Законность" №3. Ю. Синельщиков. "Полномочия прокурора в досудебном производстве по новому УПК". 2002. С.6-10.


Заключение

В настоящее время, когда речь идет о формировании правового государства Российской Федерации, необходимо иметь в виду, что одним из важных звеньев в этом процессе является дальнейшее совершенствование организации следственного аппарата, усиление прокурорского надзора за законностью его деятельности. Следует подчеркнуть, что ни в какой иной сфере деятельности органов государственной власти и управления не затрагиваются так остро права и законные интересы граждан, как в сфере уголовного судопроизводства. Никакие иные нарушения законов не причиняют людям таких нравственных и физических страданий как нарушения, связанные с незаконными задержаниями и арестами, необоснованными привлечениями к ответственности и осуждению невиновных.

Порядок производства расследования преступлений определяется Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Помимо этого работники органов дознания и предварительного следствия руководствуются приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам следственной работы, обязательными для исполнения всеми следственными органами. Осуществляя свои полномочия в сфере уголовного судопроизводства, прокуроры следят за тем, чтобы следователи, работники органов дознания и сотрудники оперативно-розыскной службы строго руководствовались требованиями, содержащимися в этих нормативных актах.

Установленный законом порядок возбуждения уголовного дела, предъявления обвинения, избрания меры пресечения, производства отдельных процессуальных действий вовсе не лишает их исполнителей инициативы, проявления творческого отношения к делу, иначе говоря, не "формализует" производство по делу. Правильное применение закона обеспечивает успешное производство по делу и вместе с тем гарантирует исполнителей от ошибок, которые затем оборачиваются грубыми нарушениями законности и приводят к существенному лишению или ограничению прав и законных интересов участников процесса.

Уголовное судопроизводство ставит перед собой двуединую задачу: быстрое и полное раскрытие и расследование каждого преступления, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию, и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден; с другой стороны, оно должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению и искоренению преступлений, охране интересов общества, прав и свобод граждан, воспитанию граждан в духе неуклонного соблюдения законов и уважения правил общежития. При производстве по любому уголовному делу независимо от характера совершенного преступления и тяжести наступивших последствий необходимо учитывать единство этих задач, их нельзя отрывать друг от друга, они взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. 10


________________________________________

10 Басков В.И. Прокурорский надзор. Учебник для вузов. Изд 2-е. - М.: Издательство БЕК, 1996. С.163.

Список литературы

1. Басков В.И. Прокурорский надзор. Учебник для вузов. Изд. 2-е. - М.: Издательство БЕК, 1996.

2. Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие/ Под общ. ред. И.Н. Кожевникова, Науч. ред. А.Я. Кочанов, 3-е изд., перераб. и доп. М.: Спартак, 2000.

3. Ежемесячный правовой научно-практический журнал "Законность" № 3/ Ю. Синельщиков "Полномочия прокурора в досудебном производстве по новому УПК" 2002.

4. Ежемесячный правовой научно-практический журнал "Законность" № 7 / Ф. Багаутдинов. "Возбуждение уголовного дела по УПК РФ.".2002.

5. Ежемесячный правовой научно-практический журнал "Законность" № 8/В. Назаренко "Предварительное расследование в современном уголовном процессе" 2002.

6. Конституция Российской Федерации. - М.: Юрайт-Издат, 2002.

7. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации ред. В.М. Лебедева, Науч. ред. В.П. Божьев. М.: Спартак, 2002.

8. Прокурорский надзор. Курс лекций и практикум. Под ред. проф. Ю.,. Винокурова. М.: "Экзамен", 2000.

9. Советский уголовный процесс. Учебник для слушателей Военно-юридического факультета. М., изд. ВПА, 1972.

10.Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция"/Под ред. В.П. Божьева. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Спартак, 2002.

11.Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации". - 2-е изд. - М.: Ось-89, 2002.

13.Федеральный закон от 5 июля 1995 г. (12 августа 1995 г.) №144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" с изм. и доп. /СЗ РФ. №33, 1995.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрел, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура осуществляет надзор, в том числе за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. В УПК РСФСР 1960 г. в разделе II "Возбуждение уголовного дела, дознание и предварительное следствие" была включена гл. 18 "Надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия". УПК РФ 2001 г. такой специальной главы не имеет. В разделе II "Участники уголовного судопроизводства" включена глава 6 "Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения".

В соответствии и на основании ч.1 ст. 37 УПК РФ записано, что прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

В уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации определено, что досудебное производство - это судопроизводство с момента получения сообщения о преступлении до направления прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу.

Органы дознания и органы предварительного следствия, осуществляя досудебное производство, должны защищать права и законные интересы лиц и организаций, потерпевших от преступлений. В каждом случае обнаружения признаков преступления следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.

Предварительное расследование существенно затрагивает права и интересы участников уголовного судопроизводства, поскольку оно связанно с ограничением конституционных прав и свобод граждан. В процессе расследования могут применяться меры процессуального принуждения (задержание подозреваемого, заключение под стражу, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество и т.д.). Ограничение прав и свобод допускается только по основаниям и с соблюдением процедур, предусмотренных Конституцией РФ, имеющей прямое действие, уголовно-процессуальным законодательством. И хотя уголовно - процессуальное законодательство в основном детально регламентирует досудебное производство, в практике не всегда исполняются требования этого законодательства.

С этой точки зрения, указанные обстоятельства предопределяют сущность прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве по уголовным делам.

Прокурор обязан следить за тем, чтобы нормы закона, регулирующие процессуальную деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, не нарушались, а при обнаружении нарушений - немедленно принимались меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав и свобод гражданина, предупреждению нарушений законов.

Рассматривая сущность прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве по уголовным делам, следует также отметить, что прокурор не может произвольно вмешиваться в предварительное расследование. Следователь уполномочен самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора (ч. 3 ст. 38 УПК РФ).

К таким случаям закон относит решения и указания прокурора:

  • - о привлечении лица в качестве обвиняемого;
  • - о квалификации преступления; об объёме обвинения;
  • - об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении обвиняемого;
  • - об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий;
  • - о направлении уголовного дела в суд или его прекращении; об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия.

Предмет надзора прокурора в соответствии со ст. 29 Закона о прокуратуре - соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершённых и готовящихся преступлениях, проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

При этом полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие устанавливаются УПК РФ и другими федеральными законами.

Указания Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.

Для осуществления надзора за исполнением законов в досудебном производстве прокурор наделяется соответствующими полномочиями. Прокурор осуществляет свою деятельность строго в рамках этих полномочий. На практике деятельность прокурора должна осуществляться в определённых формах. В формах надзора реализуются те права, которыми прокурор наделен по закону.

Полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу, большинство из которых имеют властно-распорядительный характер. Например, отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК РФ п. 10 ч. 2; изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 11 ч. 2); передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными статьёй 151 УПК РФ; изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи и др.)

Реализация полномочий прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов в досудебном производстве направлена на то, чтобы органами дознания и органами предварительного следствия были приняты все предусмотренные законом меры по защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также меры по защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения её прав и свобод.

прокурор дело следствие