Обгон по обочине: неоправданный маневр. Штрафы за движение по обочине.

Порой все те, кто водит автомобиль, попадают в пробки. Это – неотъемлемая часть жизни водителя. Но стоять долго на одном месте сможет далеко не каждый, так как для этого нужна железная выдержка. Вот многие и предпочитают решать проблему проще – объехать затор по обочине. Однако, если вы решили так поступить, не стоит позже жаловаться на штраф. Почему так происходит, ведь ваши действия не привели к ДТП? Давайте узнаем.

Определение обочины

Обратимся к ПДД как к основному документу, содержащему важные определения, помогающие понять суть такого явления, как езда по обочине. Согласно пункту 1.2:

"Обочина" - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2 , используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами дорожного движения 2017/2016 России (РФ).


Самые нетерпеливые из водителей пытаются объехать пробки именно через обочину. Законодатель предусмотрел подобную «хитрость» и ввел соответствующее наказание (но об этом позже). Объезд по обочине создает опасность для тех, кому разрешено по ней передвигаться (будь то пешеходы, велосипедисты и т.д.). Более того, такие автомобилисты поднимают пыль, что ухудшает видимость на дороге. Если вдруг водитель все-таки захочет вернуться в ряд, он создаст еще большие помехи, а риск аварии повысится, так что введение штрафа вполне оправдано.

Штраф за проезд по обочине в 2017 году


Часть первая ст. 12.15 КоАП РФ описывает размер штрафа за движение по обочине в 2017 году:

Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

Обгон по левой стороне наказывается на порядок серьезнее, ведь в таком случае к этому наказанию добавляется штраф или лишение прав за движение по встречной полосе. Обратимся к пункту 4, статьи 12.15 КоАП РФ:

Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Повторное нарушение может привести к наказанию вплоть до лишения прав на один год. Некоторые водители пытаются оспорить штраф, доказывая, что причиной объезда по встречной полосе послужило желание объехать препятствие. Но, если заглянуть в п.1.2 ПДД – затор не является препятствием.

Какой штраф за езду по обочине в 2017 году на МКАДе


Если в небольших городах ваши действия могут еще пройти незамеченными, то в крупных городах нарушение будет выявлено в любом случае. Например, на территории МКАД с 2015 года установлены специальные видеорегистраторы, предназначенные для фиксации езды по обочине. Уже в первый месяц было выявлено около 80 000 нарушений. И хотя за ПДД в мегаполисах следят тщательнее, стоимость штрафа остается прежней – 1500 рублей.

Кто обладает правом на передвижение по обочине

Обратимся к п.9.9 ПДД:

Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам, а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.


Выезд на обочину возможен в случае остановки или стоянки, по правую сторону дороги. По левую сторону стоянка возможна лишь тогда, когда проезд осуществляется в населенном пункте, где дорога имеет лишь одну полосу, а посередине не пролегают трамвайные пути. В дороге с односторонним движением стоянка также имеет место быть, но только лишь для негрузовых автомобилей массой менее 3,5 тонн (если масса выше – разрешено останавливаться лишь для загрузки или разгрузки).

Что касается велосипедистов – они имеют право на езду по обочине в том случае, если они достигли возраста 14 лет, а поблизости нет специальной дорожки. Это же правило касается гужевых повозок, верховых и вьючных животных.

Способы оспорить штраф

В российском законодательстве существуют определенные пробелы, которые можно использовать в свою пользу. Так, транспорт может стоять на обочине и штраф за это никто выписать не вправе. Часто можно встретить следующую ситуацию – водитель решил покинуть место стоянки, а в этот момент инспектор его «подлавливает». И казалось бы, он прав – это уже считается езда по обочине. Но как ее покинуть иначе?


Четкого ответа в законе на это нет, так что каждый отдельный случай решается индивидуально. Настаивайте на своем, если чувствуете, что правда на вашей стороне. Если доказать ваши правомерные действия с помощью свидетелей или записей невозможно, вы имеете право на обжалование постановления сотрудника ГИБДД. Но нужно помнить о сроке – по общему правилу вам предоставляется лишь 10 дней.

В любом случае, лучше без необходимости не рисковать. Уважайте остальных участников дорожного движения, да и себе проблем не создавайте. Если вы все же попали в спорную ситуацию, советуем вам обратиться к профессиональному юристу.

Чрезмерное количество пробок по стране увеличило количество нарушений, связанных с обгоном и ездой по тротуарам, обочинам. ГИБДД вынуждено ужесточить взыскания с нерадивых водителей во избежание дорожно-транспортных происшествий. Контроль над водителями осуществляют инспекторы ГИБДД и видео-, фоторегистраторы. Штрафы, связанные с обгоном и другими нарушениями, были введены давно. В последнее время усилились наказания за езду по обочине в виде штрафа и возможности лишения прав.

Попытки автомобилистов обойти многочасовые заторы заканчиваются неприятностями. Водители, нежелающие стоять в очереди умудряются съезжать с дороги. Обочины, согласно ПДД, служат велосипедистам, пешеходам или транспорту с поломкой. Этот тип дороги имеет иное покрытие, отличное от дорожного. Обочина отделена от основной части дороги разметкой и располагается по обеим сторонам дороги, что является удобным для торопливых водителей. Выезжать на обочину машинам строго запрещено. Это доставляет массу неудобств проезжающим автомобилям:

  1. По этой части дороги ходят пешеходы. Внезапный выехавшая на обочину машина может наехать на человека, травмировать его.
  2. Пыль летит из-под колес, на некоторое время портится видимость. Остальные участники движения, простаивая в пробках не один час, дышат таким воздухом.
  3. Попытки вклиниться в ряд машин с обочин создают предпосылки для скандалов, неадекватному поведению участников движения. Пробки от таких маневров еще больше растягиваются.
Для автомобилей существует законная возможность пребывания на краю дороги. Законом предусмотрен выезд на эту часть дороги при необходимости. На ней разрешено стоять или въезжать /выезжать. Движение здесь не разрешено. Водители, совершающие езду по краю дороги, стараются доказать свое пребывание на краю дороги именно этим предлогом. Однако данное объяснение не находит слушателей. Инспекторы выносят постановление и выписывают штраф.

Сотрудники ГИБДД фиксируют подобное движение машины и взимают штраф за нарушение ПДД. Постепенно повышая «цену» проезда по обочинам, государство пытается предотвратить появление желания нарушить правила ПДД. На данный момент штраф за движение по краю дороги составляет 1500 рублей. Более серьезное нарушение - объезд затора возле полосы встречного движения. Штраф за него больше. Кроме того, инспекторы могут лишить автолюбителя прав на несколько месяцев. Однако не для всех водителей данное взыскание составляет крайнюю неприятность, особенно когда они очень спешат. Многие считают, что необходимо увеличить эту сумму в несколько раз. Регистраторы также должны помочь в фиксации правонарушений.

Обочины на МКАД

Езда по обочинам в небольших городах или за городом не всегда бывает зафиксирована. Сотрудники ГИБДД не могут уследить за всеми нарушителями. Автоматических регистраторов не хватает. Однако в городах-мегаполисах дело обстоит по-другому.

С апреля 2015 года Мкад оборудовали специальными видео- и фоторегистраторами, фиксирующими движение машин по обочинам. На Мкаде изначально было установлено сто приборов. В первые три месяца было зафиксировано более 80 тысяч правонарушителей. Они получили письма с постановлением о взыскании штрафа.

Некоторые автолюбители-лихачи, желающие продолжать нарушать ПДД на Мкаде, пытаются увильнуть от закона с помощью аварийного сигнала. Однако, согласно официальным данным, Мкад оборудован такими камерами, которые фиксируют любую машину, выехавшую за пределы дорожного полотна. Кроме подобных видеофиксаторов, Мкад имеет до 200 аппаратов, следящих за режимом скорости проезжающих автомашин. Какой штраф грозит нарушителю полосы безопасности на Мкаде? Несмотря на то, что множество взысканий по другим статьям КоАП в Москве в два раза больше, чем в других регионах, данное нарушение «стоит» столько же. Водитель, выехавший на обочину, заплатит 1500 рублей штрафа.

Проезд по обочинам при всей кажущейся простоте представляет опасность для участников дорожного движения. Сознательность водителей может искоренить данную проблему.

Заторы или пробки на дорогах – одна из главных проблем многих крупных городов России. А главным следствием проблемы является потеря времени водителями и их пассажирами. При этом попытка избежать попадания в пробку и частично сократить ожидание с помощью выезда на обочину представляет собой нарушение правил дорожного движения и влечёт за собой определённую ответственность – .

Для того чтобы не нарушать правила, каждому водителю следует знать, что такое обочина по ПДД. Нередко этим термином называют участки, расположенные непосредственно по бокам от основной дороги. В правилах это понятие расшифровывается как расположенная у проезжей части территория, которая не только отличается видом покрытия, но и обозначается специальной разметкой.

Правила движения транспорта по обочинам

ПДД РФ (п. 9.9) запрещают движение транспорта и по разделительным полосам, и по обочинам – кроме случаев выезда на эти участки для . Пункт правил касается, в первую очередь, правой стороны трассы. Однако в определённых случаях машину можно остановить на территории населённых пунктов и слева на обочине:

  • при однополосном движении с каждой стороны и отсутствии трамвайных линий посередине дороги;
  • на трассах, по которым осуществляется только одностороннее движение. Грузовому транспорту с общей массой от 3500 кг разрешается только остановка на время разгрузки или загрузки.

Допускается передвигаться по обочинам транспорту:

  1. Принадлежащему городским дорожным и коммунальным службам.
  2. Подвозящему грузы к различным объектам, подъезд к которым может осуществляться только с пересечением обочины.

ПДД, предусматривают движение по обочинам при отсутствии следующим видам транспорта:

  1. Велосипедам (только для четырнадцатилетних велосипедистов и старше), при отсутствии велосипедных дорожек или возможности передвижения по правой стороне проезжей части (п. 24.4 и п. 24.6).
  2. Мопедам с объёмом двигателя не больше 50 куб. см (п. 24.7).
  3. Животным (вьючным и верховым) и гужевым повозкам, но только в один ряд (п. 25.2).

Видео:Движение По Обочине — Главная дорога.

Штрафы за нарушение

При нарушении правил водителю транспортного средства выписывается штраф. В своё время величина этого наказания составляла сначала 500, затем 1000 руб.

В настоящее время штраф за езду или обгон по обочине штраф равен 1,5 тыс. руб. (ст. 12.15 КоАП России).

При этом термин «обгон» не совсем соответствует нарушению – так называется выезд на встречную полосу дороги для объезда двигающегося впереди транспортного средства. В то время как объезд потока автомобилей или препятствия по правой стороне участка, прилегающего к проезжей части, называют не обгоном, а ездой по обочине.

Сравнительно небольшие размеры штрафа приводят к многочисленным нарушениям правила со стороны участников дорожного движения. Для снижения числа таких случаев в ближайшее время ответственность должна быть увеличена.

Видео: Езда по обочине, опасная обочина, правила ПДД

Следует знать, что если выезд за пределы проезжей части сопровождался другими нарушениями, сумма штрафом суммируется. А водитель получает протокол с указанием всех правонарушений, соответствующих статей и пунктов ПДД, и размера оплаты. При совершении серьёзного нарушения – например, – находящегося за рулём человека ждёт ещё и уголовная ответственность. А тяжесть наказания определяется травмами пострадавшего.

Протокол составляется на месте остановки водителя автоинспектором. постановление о назначении штрафа придёт нарушителю по почте. Документ должен сопровождаться фотографией автомобиля в момент нарушения.

Впрочем, сам по обочине представляет собой меньшую опасность, чем последствия такого нарушения. Во время такого движения каждое неосторожное движение руля, нажатая педаль тормоза и встретившаяся на пути колеса неровность почвы могут привести к потере водителем контроля над машиной. Результатом этого может стать серьёзная авария с неприятными последствиями, включая тяжёлые травмы и даже смертельные случаи.


Проезд водителя по встречной обочине

Для водителей, которые совершают не обгон справа по обочине, а выезжают на неё слева, наказание будет более серьёзным. Проезд по левой относительно направления движения стороне нарушает сразу нескольких правил, включая выезд на «встречку». Тем более что требования ПДД (п. 11.2.) запрещают совершать обгон, если, заканчивая его, водитель возвращается обратно, создавая при этом опасность или представляя собой помеху для других участников движения.

Размеры штрафа в этом случае увеличиваются. При первом нарушении п. 4 ст. 12.15 КоАП предусматривает:

  • оплату нарушителем суммы в 5 тыс. руб.;
  • лишение прав сроком от 4 мес. до полугода.

Повторное нарушение ещё больше увеличивает сумму штрафа (согласно п. 5 той же статьи КоАП):

  1. При фиксации нарушения автоматическими камерами водителю придётся заплатить 5000 руб.
  2. По решению автоинспектора нарушитель может быть сроком до 12 мес.

Примечание: Наказание назначается даже в тех случаях, когда водитель пытается оправдать свои действия в пользу нарушения ст. 12.5 п. 2 (объезд препятствия по встречной полосе, 1500 руб.). Остановившиеся транспортные средства и сама пробка, согласно ПДД (п. 1.2), препятствиями не считаются.

Не считается оправданием и заявление водителя о выезде в поисках места для остановки и продолжении движения из-за невозможности остановиться. Фактически, находящийся за рулём человек имел возможность искать такое место, двигаясь в общем потоке машин и не нарушая правил.

Видео:Мгновенная и беспощадная карма обочечников

Жителям крупных российских городов становится всё труднее оправдывать свои действия при выезде на обочину. Начиная с 2015 года, на дорогах массово устанавливаются системы видеонаблюдения и фиксации нарушений ПДД, результатом работы которых является невозможность скрыть правонарушение от автоинспекции.

Способы предотвращения штрафа

Противоречия статьи 12.15 Кодекса об административных правонарушениях позволяют водителям оспаривать факт нарушения. Согласно этой статье, транспортное средство не может ехать по этому участку, но допускает возможность стоять на этом месте. И, если сотрудники автоинспекции остановили нарушителя при выезде или заезде на обочину, можно попробовать доказать, что причиной этого действия была только парковка, а не объезд. Хотя в большинстве случаев такого оправдания недостаточно, и штраф всё равно будет выписан.

Попытка решения вопроса с остановкой на обочине, для совершения которой водителю придётся пересекать границу с проезжей частью (и, таким образом, нарушать правила) может оказаться и удачной. Так происходит, благодаря человеческому фактору – настроению сотрудника ГИБДД, умению договариваться и настоять на своём.

Необходимость настаивания на том, что никакие правила при выезде на край проезжей части не были нарушены, является важным фактором в решении вопроса со штрафом. Просьба объяснения ситуации к автоинспектору и предоставление свидетелей перемещения автомобиля могут помочь избежать наказания. И, даже если протокол уже оформлен, решение инспектора можно обжаловать в течение 10 дней, подав жалобу в суд или в ГИБДД.

В будущем КоАП может быть дополнен новым термином «дорожного затора» или «автомобильной пробки». Этими словосочетаниями будет обозначаться скопление на проезжей части транспорта, скорость движения которого значительно ниже по сравнению с нормальным скоростным режимом.

Кроме того, штраф за обочину в 2017 году будет увеличен, чтобы мотивировать водителей не совершать нарушений. Предполагается, что для снижения числа нарушений нарушителям придётся платить уже не 1500, а не меньше 5 тыс. руб. А в качестве альтернативного наказания водителей будут лишать прав сроком на 1–3 месяца.

Водители жалуются на пробки практически во всех городах РФ. Нет ни одного человека, которому бы нравилось стоять в пробках. Иногда наиболее нетерпеливые выезжают на обочину, объезжая всю колонну, а потом возвращаются обратно, прося, чтобы их впустили. По правилам дорожного движения это считается нарушением. Кроме того, когда автомобилисты решают «срезать путь» по обочине, они:

  1. Поднимают массу пыли, которой дышат и они сами, и другие шоферы. Также пыль попадает и в машины, тем самым загрязняя их.
  2. Облако пыли усугубляет видимость.
  3. После обгона торопливые водители снова стремятся вернуться в ряд, что довольно-таки проблематично. Это создает трудности в движении и увеличивает пробку.
  4. Движение по запрещенной территории может быть опасным для пешеходов.

Что такое «обочина»

Согласно ПДД «обочина» – это участок дороги и проезжей части, который находится вблизи с ней. Он характеризуется иным типом покрытия и помечается специальной разметкой.

Обочина нужна для перемещения по ней велосипедистов, пешеходов и т. д. Автомобилистам с дороги на обочину съезжать допускается только лишь для остановки. В соответствии с этим разрешено и выезжать с нее на дорогу. Это инструкциями ПДД не запрещено. Однако движение непосредственно по обочине считается нарушением. За него причитается штраф.

Какой полагается штраф за езду по обочине

Езда по обочине – это административное нарушение, за которое водителю выписывают штраф. Размер штрафа в России на 2016-2017 год составляет 1500 рублей (так же, как и в прошлом году). Но такая маленькая сумма в основном мало кого пугает. И торопливые водители все равно выезжают на обочину и нарушают правила дорожного движения.

В связи с этим отдельные активисты разными способами добиваются повышения размера штрафа. Данный метод способен разрешить проблему с обгонами и отрицательными последствиями таких обгонов. Однако увеличение взыскания за обгон даст хорошие результаты только в том случае, если водители станут понимать непоправимость наказания. Для этого по всей России стремительно вводят офисы фотовидеофиксации нарушений на дорогах. При помощи подобных центров контролируют и скорость машин, и их езду по краю дороги.

Противоречия при наложении штрафа

В КоАП отлично расписали размер взыскания и процедуру его наложения, но вот о технических моментах явно не задумывались. Например, водитель может запросто получить штраф просто за паркование на обочине (даже при соблюдении всех правил ПДД). Ведь по закону разрешается парковать машину на тротуаре, если это не помешает движению пешеходов. Тем не менее это правило весьма трудно доказать инспектору.

Чаще всего вырисовывается такая картина:

  • водитель паркует авто на тротуаре в разрешенной для этого зоне;
  • при выезде с обочины оказывается, что рядом пребывает инспектор ГИБДД;
  • инспектор абсолютно легитимно предъявляет обвинение в несоблюдении ПДД;
  • в итоге, стоять можно, а вот езда запрещена;
  • владелец автомобиля получает штраф за нарушение.

Подобные нюансы делают процедуру наложения взыскания несколько неясной. Большая часть инспекторов просто закрывают глаза на подобное, но помните, что они имеют все полномочия для того, чтобы остановить водителя за любое движение по обочине.

Данную меру закона ввели с целью разгрузки движения автомобилей по трассе в больших городах. Объезжая транспортные пробки, водители рисковали создать аварийную ситуацию на тротуарах.

Положительные черты «штрафа»

Выделяют следующие аспекты:

  1. Довольно-таки значительная сумма взыскания предостерегает автомобилистов от выезда на обочину.
  2. С момента введения данного правила число травм пешеходов от машин на тротуарах значительно уменьшилось.
  3. Решился вопрос о парковке в пешеходных районах, где совершенно не оставалось места для людей.
  4. Пробки прекратили формировать парализованное перемещение по всей ширине проезжей и пешеходной части.
  5. Гарантия безопасности передвижения пешеходов по улицам.

Движение по встречной полосе

Отдельным нарушением закона считается обгон транспортной пробки по обочине встречной полосы. В подобном случае штраф будет значительно серьезнее, так как водитель нарушает сразу два правила: движение по обочине и езда по встречной полосе. Подобные поступки караются штрафом, который в несколько раз больше, нежели взыскание на простую езду по краю дороги. Кроме того, инспектор ГИБДД имеет полное право отобрать у вас водительское удостоверение на четыре или шесть месяцев.

В соответствии с действующим законодательством, обочиной называется элемент дороги, расположенный сбоку от проезжей части и обозначенный разметкой (или же имеющий другой тип покрытия).

Правилами дорожного движения запрещается езда по обочине, даже если «очень хочется», «препятствий нет», «не хочется снижать скорость», «у транспортного средства возникли неполадки, а до станции техобслуживания совсем недалеко». Она предназначена для выезда, остановки и стоянки транспортных средств, движения пешеходов, велосипедистов.

Обгон по обочине – административное правонарушение, влекущее за собой наложение штрафных санкций в отношении совершившего его лица.

Что такое обгон справа по обочине. Предпосылки и последствия осуществления манёвра.

Что бы не думали автомобилисты и как бы не расписывали на различных информационных ресурсах свою точку зрения, обгон по обочине - умышленное и сознательное нарушение правил дорожного движения, совершаемое водителем автотранспортного средства.

На подобный «подвиг» часто идут лица, которые куда-либо опаздывают, а дорожная ситуация в паре с разметкой и знаками запрещает обгон. Также к нему прибегают «непростые смертные» или вообще «бессмертные» люди, а также лица, считающие, что в стоимость их автомобиля входит также прайс-перечень пунктов ПДД, необязательных к выполнению.

В любом случае, «обочники» - нередкое, противное и отнюдь не безопасное явление на российских дорогах. И можно смело считать относительным «благом», если такой индивид проехал мимо, просто подняв столб пыли.

Среди «безобидных» последствий деятельности «обочников» можно выделить создание аварийной ситуации, стрессовой обстановки для водителей других транспортных средств, клубы придорожной пыли. В менее удачных вариантах развития событий «удалого молодца» останавливает скромно стоящее дерево, фонарный или какой-нибудь другой столб, мост, отбойник, забор или стоящее на обочине транспортное средство.

В наиболее плачевных случаях обгон справа по обочине заканчивается масштабным дорожно-транспортным происшествием с серьезными травмами или летальным исходом для виновника и, что многим хуже, для тех, кто с чистой совестью двигался по правилам. Про повреждения автотранспорта в таких случаях можно говорить бесконечно, и многие пользователи сети интернет так и поступают, но стоит также помнить, что человеческая жизнь несоизмерима со стоимостью ремонта автомобиля, и таким лицам стоит просто помалкивать.

Штрафы за обгон по обочине.

Если «обоечнику» ну очень повезет, от нарушения им ПДД пострадает только его совесть. Ели нет - он получит штраф за обгон по обочине, размер которого может варьироваться в каждом конкретном случае в зависимости от тяжести правонарушения в сложившейся дорожной ситуации. В наиболее общем случае это 1500 рублей, согласно статье 12.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Если имел место обгон по обочине встречной полосы движения, то размер штрафа высчитывается по совокупности двух правонарушений - выезд на встречную полосу и езда по обочине - и может составлять от 3000 рублей до 6500 тысяч и изъятия прав на 4-6 месяцев, говорят инспекторы.

Если езда по обочине стала причиной ДТП, повреждения других авто, наезда на пешехода или велосипедиста, повлекшего за собой травмы или смерть, размер взыскания и вопрос лишения прав или даже ограничения свободы рассматривается в судебном порядке.

В качестве общего вывода по статье следует отметить, что такой манёвр лучше не совершать вообще. Помните, что двигаясь в транспортном потоке за рулем вы несете ответственность не только за свою жизнь и здоровье, но и за здоровье и жизнь других участников дорожного движения.

Будьте спокойны и бдительны, соблюдайте скоростной режим. Ваш личностный пример - вклад общее дело обеспечения безопасности на дорогах.