Можно ли плавать на самодельной лодке. Отказ в регистрации. Лодки, на которые нужна регистрация

Для новичков раскрою подроб но: новый федеральный закон № 36.

Введено единое для всех ор ганизаций определение, описыва ющее маломерное судно (МС). МС - это плавсредство длин ной не более 20 метров с количест вом людей на борту не более 12, его классификация, освидетельст вование и государственная регист рация в реестре маломерных судов осуществляется ГИМС МЧС России, выдаётся судовой билет.
МС массой до 200 кг и мощно стью двигателя до 8 кВт (10 л.с.) не подлежат государственной регистрации - на такие суда до кументы о государственной ре гистрации не выдаются, класси фикация и освидетельствование не производятся.
Пример: кладём лодку на весы (или смотрим её паспорт), видим 200 кг - следовательно, это плав средство не требует регистрации.
Рассматривается вес только лодки, а не комплекта. Формулировка про 200 кг веса лодки очень удачна, под неё попа дают все возможные конструкции плавсредств.
Итак, если у вас:

  • надувная транцевая лодка весом 200 кг;
  • пластиковая лодка 200 кг;
  • металлическая лодка 200 кг;
  • разборная композитная лодка 200 кг;
  • деревянная лодка 200 кг;
  • надувные лодки типа «Турист3» весом 25 кг и грузоподъём ностью 300 кг;
  • всяческие байдарки;
  • парусные и гребные туристические катамараны;
  • лодки с электромоторами.

и если вы собираетесь эксплуа тировать вышеперечисленные плавсредства с моторами не более 10 л.с., то данные комплекты не подлежат регистрации и не требу ют ежегодного техосмотра. Несмотря на «ослабление гаек», ГИМС попрежнему будет контро лировать все МС, поэтому, чтобы у вас не произошло недоразумений на воде, настоятельно вам советую возить с собой на рыбалку копии документов на лодку, мотор и ва шего гражданского паспорта.
За нарушение «Правил плава ния МС» штрафовать будут по —прежнему.
Дальше читают те, кому мало моторчика на 10 лошадок.
Если вы приобрели МС массой до 200 кг, но решили установить на него мотор мощностью 15 л.с., то такой комплект уже подлежит ре гистрации. Частенько говорят, что его надо зарегистрировать в тече ние 30 дней - иначе расстрел на месте. Это пережитки прошлого, никто вам в ГИМСе и слова плохого не скажет, пришли через полгода - и то хорошо. В Санкт-Петербур ге отделение ГИМС по регистрации лодок расположено на улице Пень ковой, дом 6.
Рассмотрим покупку лодки и мотора (новых) 31 декабря 2011 го да (скидка в такой денёк неплохая, наверное). Если попадёте в ГИМС до 31 декабря 2012 года, то пройдё те первичное освидетельствование и получите талон техосмотра на три года (опоздаете на день - только на год). Если лодка новая, а мотор из комиссионки (и наоборот, соответственно), то техосмотр вы даётся только на год. Допустим, вы купили бывшую в употреблении лодку и мотор в
конце сентября, зарегистрировали её в октябре, тогда вы получаете техосмотр на этот год (на самом де ле до закрытия навигации в нояб ре). Следовательно, весной перед началом навигации вам лодку с мо тором снова надо предоставлять в ГИМС (ещё техосмотр можно сде лать на Крестовском острове, Юж ная дорога, д. 12).
В настоящее время даже новую лодку и мотор (подлежащие регис трации) необходимо везти в ин спекцию на Пеньковую, дом 6 (бю рократия отступает, но не сдаётся), там есть такая большая площадка под открытым небом. Приём счаст ливчиков со свежеприобретённы ми плавсредствами происходит с понедельника по четверг, перерыв
с 13:00 до 14:00.
Лирическое отступление: если вы гражданин России, то можете зарегистрировать лодку в любом отделении ГИМСа, т.е. вы, петер буржец, может зарегистрировать её на Камчатке, проходить ТО в При озёрске, а рыбачить на Волге. Не достатком данного метода является то, что при снятии лодки с учёта вам придётся ехать на Камчатку.
Зарегистрировать лодку без мо тора можно, но мероприятие это по сути бессмысленное, т.к., чтобы вписать мотор в судовой билет, по тратите ровно столько же времени.
Отдельно мотор зарегистрировать нельзя.
Итак, заходите в комнату к ин спекторам ГИМС и говорите: мол, хочу как законопослушный граж данин зарегистрироваться. Ин спектор идёт с вами на смотровую площадку, фотографирует шильды лодки и мотора (накачивать плав средство не надо), составляет акт первичного технического освиде тельствования, вернувшись к себе в кабинет, потом выдаёт вам две квитанции на оплату госпошлины за регистрацию (1000 руб.) и судо вой билет (100 руб.). Далее вы от правляетесь в ближайшую сберкас су на Чапаева, дом 2 (пешком 5 ми нут от ГИМСа), которая работает без перерыва. Оплачиваете и воз вращаетесь к тому же инспектору. После этого он начинает заполнять учётную карточку судна. Вот здесьто и понадобятся паспорта лодки и мотора, по ним инспектор определит дату продажи и изготов ления, узнает её ширину и грузо подъёмность, диаметр баллона (на шильде лодки есть только длина, максимальное колво пассажиров и допустимая мощность мотора). Из полученных данных он выводит
формулу класса и удаление от бе рега. Если вы купили лодку в ко миссионке, то паспорт на неё поте рян в 99% случаев, поэтому сде лайте заранее ксерокопию паспор та аналогичной лодки. Если лодка была ранее зарегистрирована, то понадобится судовой билет преды дущего владельца со штампом о снятии с учёта.
Обычно вместе с вами это дела ют человек пятьдесят, а если очень не повезёт, то ещё больше. По зако ну МС должно быть зарегистриро вано в течение 3х дней, один мой знакомый в прошлом году потратил два дня на регистрацию.

Подсчи тайте, сколько стоит ваш рабочий день… и купите мотор до 10 л.с. Нюансы 2013 года Техосмотру подлежат только МС с лодочными моторами > 10 л.с. ТО стал бесплатным. Бумажный вкладыш более не выдаётся, у вас будет только штамп в судовом би лете. Пункты ТО - см. выше.
МС с моторами < 10 л.с. подле жат снятию с учёта. Некоторые то варищи не хотят этого делать, мол, судно останется без номеров. Ни чего страшного не произойдёт, ведь у вас на руках останется пога шенный судовой билет. Нормы снабжения МС сейчас пересматриваются, так как возник ла несостыковка в документах. Ес ли ваше МС не подлежит регистра ции, то соответственно нет судо вого билета и необходимое просто некуда вписать. Глупость законов в России ком пенсируется их неисполнением. Частенько на базах проката пластиковые лодки зарегистриро ваны как гребные (хотя по сути они моторногребные). Вешая свой микромотор, вежливо общайтесь с инспекторами, и тогда всё будет хорошо!

Если лодка на базе заре гистрирована как моторная, то про блем нет. Можно взять и катер с мотором более 10 л.с., тогда понадобятся до веренность от базы и права. И главное, чтобы не испортить себе отдых и обеспечить безопас ность, обязательно надевайте спа сательные жилеты оранжевого цвета.

Влад Багров

Спортист 10-04-2009 15:03

Решил я все-таки зарегистрировать самодельную фанерную гребную лодку. Во вторник зашел в ГИМС, узнать что и как. Дали 2 квитанции по 50р (судовой билет и регистрация), бланк заявления. Оплатил, заполнил, начертил лодку в трех проекциях плюс разрез по мидель-шпангоуту. Отксерил чеки на эпоксу и фанеру. В среду пришел сдаваться. Солидный дяденька очень долго изучал мой чертеж разреза, думал и в итоге сказал, что чертеж неправильный Это меня немного обидело, т.к. учился я 10 лет назад на конструктора-технолога и нормы ЕСКД помню до сих пор. После этого моего заявления он посмотрел чертеж еще внимательней и признал годным. Но заявил, что карандашом не пойдет. На мое признание в абсолютном неумении чертить тушью не прореагировал. Выход был прост - я отксерил свой карандашный эскиз, и все остались довольны На предложение пойти посмотреть лодку (ГИМС у меня во дворе - не знаю повезло или нет, но факт) вышел на крыльцо, глянул на дверь подсобки (где по моему устному заявлению хранится лодка) и ушел обратно в тепло Документы взяли. Пришел сегодня, забрал судовой билет. Мне положено иметь на борту: рем. аптечка -1, мед. аптечка - 1, звуковой сигнал -1, черпак плавающий - 1, весла - 2, якорь 3кг с канатом 10м - 1, буксирно-швартовый канат - 1, жилеты по кол-ву пассажиров. ФОНАРИК! Фонарь забыл
В принципе сама процедура несложная (не забываем - я регил самоделку!). Никакой особой бюрократии я не увидел. Народу нет вообще. Вот только нужно ли регистрировать микроба длиной 2,65м??? имхо нет. Но государство считает иначе. Да, всем парусятникам: на ЛЮБОЙ парус нужны права! Поднимете простынку на Уфимке - нужны права! А учиться у нас негде, ближние курсы в Казани Вот это меня убило... ну ладно на любой мотор нужны права, но на простыню??? Эх, грустно однако...

Mutant 10-04-2009 15:23

quote: на ЛЮБОЙ парус нужны права!

А на основании чего было сделано такое заявление?
Или это личное мнение конкретного чиновника?
И как дети могут учиться ходить на одноместных Оптимистах?
А виндсерф?

Lat 10-04-2009 15:25

Спортист 10-04-2009 16:04

Нормативный документ мне не показали. Но честно предупредили - за парус накажем. Хотя в судовом вписано - парус 4 кв.м. Я регистрировал в основном потому, что лодка самодельная и ессно никаких документов на нее не было. Надоело возить с собой кучу чеков на материалы и на постах объяснять, как я ее склеил На первой странице билета есть очень хорошая запись: "Судовой билет является документом, удостоверяющим право собственности на судно и право плавания по Государственным флагом РФ". Так что теперь могу всех гаишников смело посылать лесом.

Abar 10-04-2009 20:31

Гаишники по идее тока машины могут проверять)))

Mutant 11-04-2009 12:34

« Нормативный документ мне не показали. Но честно предупредили - за парус накажем. Хотя в судовом вписано - парус 4 кв.м. »
C чувством юмора у них хорошо.
А с юридической стороной вопроса по-прежнему...
Понимаю, у Вас был интерес зарегистрировать лодку, а не подискутировать.
Но, интересно, повторит этот чиновник свои слова в присутствии юриста и двух свидетелей? И под диктофон?

Спортист 13-04-2009 09:28

Abar - гаишникам пох что проверять, лишь бы не скучно было... Никогда не требовали документы скажем на бензопилу? Или на тот же ПЛМ?

Mutant - а не покажете документ, разрешающий парус? Тут дело в чем - скажем упрусь я и скажу что парус разрешен. Тогда потребуют мед. аптечку. Есть? Потребуют рем. аптечку. Фонарик... и еще что-нибудь так и выходит - кругом виноват
Кстати про парус предупредила тетенька, которая выдает билеты и вписывает в книгу. Думаю полномочий у нее немного, поэтому ей пофиг чего повторять

Mutant 13-04-2009 15:28

До 5 м.кв. на парус документы требовать не должны.
http://www.orenfishing.ru/docs/gims_attestat.htm , п 3.3.4.

Если я ошибаюсь, и что-то изменилось - поправляйте.

Все понимаю, вопрос был риторический, если упереться, потребуют огнетушитель и страховку.

Спортист 14-04-2009 09:55

Докладываю - распечатал Приложение 2 к Приказу N359, сходил в ГИМС. Подошел к первому попавшемуся инспектору. Он подтвердил актуальность данного приказа - работают по нему. П 3.3.4 - до 5 кв. м. парус - права яхтсмена не требуются. Mutant - большое спасибо, успокоили

Mutant 14-04-2009 23:23

Рад за Вас.
Возможно, стоит заламинировать и иметь с собой (в аптечке). Применять как успокаивающее для особо ретивых инспекторов ГИМС.

Спортист 20-04-2009 14:52

Блин, поржал в нашей стране хоть один закон трактуется везде одинаково???

yamshik 23-04-2009 12:38

Получить судовой билет не такая уж и проблема. Пройдено.
Гораздо больше кровушки попило МВД пока я самодельный прицеп для перевозки этой лодки регистрировал. Но слава Богу обошлось и даже без взяток.

Mutant 25-04-2009 12:06

Дело не в сложности регистрации.
А в том, что появляется необходимость иметь с собой кучу бумажек... И, соответственно, кормить кучу чиновников, которые эти бумажки делают... И тех, кто эти бумажки проверяет...
И во многих случаях проверяющего инспектора в последнюю очередь интересует реальная безопасность плавания. Хотя, конечно, могу и ошибаться.

Решено повторно обратиться в ГИМС МЧС РФ с целью выяснить изменилось ли что-нибудь в подходах данного регулятора к трактовке параметра «масса судна».

Согласно п. 1 статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ Государственной регистрации не подлежат суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт (10,88 л.с.) включительно.

История вопроса

Сначала всё было просто, — массу моторной лодки, в соответствии с ГОСТ 19356-79, в ГИМС решили было определять путем взвешивания судна:

Массу судна, полностью укомплектованного судовыми устройствами и предметами снабжения, следует определять взвешиванием.

(П. 1.3.2.1. ГОСТ 19356-79 «Суда прогулочные гребные и моторные. Методы испытаний»)

Если судно в таком виде не вывешивало за 200 кг, регистрации не требовалось. В общем и целом всё понятно, — производитель комплектует, взвешивает, а ГИМС пользуется его данными. Логично? Вполне. Граждане довольные расходятся по домам (С).

Несмотря на то, что вес мотора никак не упоминался ни в ст. 16 КВВТ, ни в данном ГОСТе, чуть позже ГИМС начала его учитывать в массе (что, вообще-то, имеет смысл). Но тут некоторые граждане-лодочники начали писать в МЧС письма, что, мол, на основании чего?

Я, кстати, согласен, что вес лодки должен считаться вместе с двигателем. ПЛМ — это часть моторной лодки, которая, собственно, и делает её моторной. Что тут не понравилось неутомимым гражданам-активистам непонятно. Зато понятно, чего они в итоге добились. 🙂

Руководство ГИМС, письменно поблагодарив особо ретивых двигателей представителей водномоторной общественности за их активную жизненную позицию, согласилось что нет оснований считать вес ПЛМ, если только… не взять другой ГОСТ. И другой ГОСТ был взят.

4 февраля 2015 г. в подразделения ГИМС центральным руководством рассылается письмо № 29/1-3-153, где говорится, что в настоящее время однозначного толкования длины судна и его массы, предусмотренных КТМ и КВВТ, нет. И поэтому под длиной маломерного следует понимать «наибольшую длину корпуса судна», а под массой маломерного судна — «массу укомплектованного судна». Определять эти показатели сотрудники ГИМС обязаны согласно ГОСТ Р ИСО 8666-2012 «Суда малые Основные данные».

Согласно этому ГОСТу масса укомплектованного судна считается, в том числе, с массой наиболее тяжелого мотора, рекомендованного изготовителем, несмотря на то, что пользователь может установить более легкий мотор.

Производители, особенно советских лодок, не часто указывали максимальный вес мотора. Вот и остается только подбирать «тяжеловеса» из ПЛМ разрешенных по диапазону мощностей. Т.о., если на лодку можно установить мотор 30 л.с., то «искать» и учитывать ГИМС будет именно его вес, а не 10-ки, которая, допустим, по факту установлена на эту лодку.

В общем, противоречия. А что если за время, прошедшее с «дебюта» применения указанного ГОСТа, что-то поменялось? Вопрос был задан в МЧС и вот ответ получен .

Изменений нет

Это если вкратце.

Привожу (курсивом) полный текст ответа от руководства ГИМС (МЧС):

МЧС России рассмотрело обращение от 22.04.2018 по вопросам государственной регистрации маломерных судов и сообщает.

В соответствии с требованиями Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее — КТМ) и Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее — КВВТ) не подлежат государственной регистрации суда массой до 200 кг включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 кВт включительно.

Вместе с тем КТМ, КВВТ, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации термин «масса судна» не раскрывают.

Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России (далее — ГИМС МЧС России) является органом, уполномоченным на классификацию и освидетельствование маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, их государственную регистрацию в реестре маломерных судов и выполнение иных функций в установленной сфере деятельности.

МЧС России, как орган осуществляющий руководство деятельностью ГИМС МЧС России, считает, что под массой судна следует понимать массу укомплектованного судна, поскольку расчет такой массы производится на основе объективных критериев, применение которых минимизирует возможности произвольного толкования нормы должностным лицом ГИМС МЧС России при принятии решения о необходимости государственной регистрации маломерного судна, используемого в некоммерческих целях.

Порядок определения массы укомплектованного судна содержится в ГОСТ Р ISO 8666-3:2012 «Суда малые. Основные данные» (далее — стандарт).

Указанный стандарт является документом национальной системы стандартизации, идентичен международному стандарту ИСО 8666:2002 «Суда малые. Основные данные» (ISO 8666:2002 «Small craft — Principal data») и обеспечивает единство определений основных размерений и соответствующих сведений, спецификаций масс и условий загрузки и применяется к малым судам с длинной корпуса до 24 м.

К таким массам относятся:

  • масса судна транспортировочная;
  • полная транспортировочная масса судна;
  • масса укомплектованного судна;
  • масса судна при ходовых испытаниях;
  • масса судна при буксировке на прицепе.

Масса укомплектованного судна должна задаваться вместе с массой наиболее тяжелого мотора (моторов), рекомендованного изготовителем, вне зависимости от того, что пользователь может не устанавливать мотор или установить более легкий мотор и сопутствующее оборудование, с массой установленной стационарной топливной системы, систем управления двигателем и рулевой системы.

Изготовитель серийно выпускаемых судов публикует технические данные судна, включая массу укомплектованного судна, максимально допускаемую грузоподъемность, максимально допустимое количество людей на борту, и указывает их в руководстве для пользователя.

По мнению МЧС России, применение для целей государственной регистрации маломерных судов иных масс, поименованных в стандарте, не представляется обоснованным вследствие вариативности в расчетах таких масс для однотипных судов в зависимости от комплектации судна, либо невозможности исключения ряда параметров для корректного расчета массы судна.

В отношении судов, построенных кустарным способом, а также выпущенных до утверждения стандарта и не имеющих документов, подтверждающих массу укомплектованного судна, может быть проведена процедура освидетельствования (классификации) в соответствии с Правилами классификации и освидетельствования маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2013 г. N 820. По результатам освидетельствования органом ГИМС МЧС России определяется масса укомплектованного судна. Также такая масса может быть определена иным органом, уполномоченным на проведение классификации маломерных судов в Российской Федерации.

Дополнительно сообщаем, что в настоящее время МЧС России разрабатывается проект федерального закона «О безопасности судоходства маломерных судов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — законопроект).

Законопроектом предусматривается формирование государственной политики в области судоходства маломерных судов, определение основных понятий в области судоходства маломерных судов, определение правового статуса субъектов общественных отношений в области судоходства маломерных судов. В том числе законопроектом предусматривается корректировка критериев отнесения судов к категории не подлежащих государственной регистрации с целью исключения неоднозначности их толкования.

С законопроектом Вы можете ознакомиться, а также принять участие в его обсуждении на официальном сайте в сети Интернет regulation.gov.ru , ID проекта 00/03-15162/05-04/6-5-4.

Разночтения или вести с мест

Итак, центральное руководство ГИМС по-прежнему предлагает понимать под массой маломерного судна, массу укомплектованного судна, т.е. с самым тяжелым из разрешенных к установке двигателем.

Недавно я был в своей (не московской) ГИМС по своим частным делам и, воспользовавшись возможностью, спросил что, из маломерных судов не подлежит регистрации.

Устным образом мне был дан ответ, что если полностью снаряженная лодка, — с полным баком бензина, с мотором, с веслами и т.д. весит не более 200 кг, то она не подлежит государственной регистрации. Таким образом, наша местная ГИМС максимально тяжелый мотор не считает и ГОСТ 8666:2012 не применяет в вопросах касательно массы маломерного судна.

Конечно, на фоне рассуждений о каком-то самом увесистом двигателе, эта точка зрения на массу судна выглядит более логично. Но всё равно и тут возникают вопросы: почему она [масса] взята именно такой, со снаряжением (которое может весить по-разному, — взять те же весла) и бензином (та же история, – баки можно использовать самой разной ёмкости). К тому же, сотрудником ГИМС был употреблен неизвестный мне термин «полная снаряженная масса»…

Кроме того, а как же центральное руководство ГИМС МЧС с его письмами с отсылками к ГОСТ Р ISO 8666-3:2012? Для кого они?

Вот и получается, что письма письмами, а точку зрения своей ГИМС надо бы знать, так как мнение редакции, как говорится, может отличаться. Надеюсь, вы уяснили примерное положение дел, которое я постарался проиллюстрировать на примере выше.

Вопрос о том, зачем все усложнять и почему бы просто не брать массу лодки с заводской таблички (паспорта) и прибавлять к ней массу установленного двигателя стоит особняком.

Ветер перемен

Во-первых, в нём говорится (и это новость для меня), что если в паспорте лодки не указана масса укомплектованного судна , то можно отправиться в ГИМС, где в отношении вашего плавсредства будет проведена процедура классификации. И тогда заветный параметр появится в вашем судовом билете. И, может быть, этот параметр будет именно таким, каким вы хотите его видеть. 🙂

Во-вторых, если вы прочли письмо, то у вас наверняка возник вопрос, а что же это за «корректировка критериев отнесения судов к категории не подлежащих государственной регистрации » в проекте нового Закона?

Смотрим этот законопроект . И вот она, обнадеживающая новость. Касательно «нерегистратов», о массе судна в проекте Закона предлагается забыть, а учитывать только его [судна] длину и мощность силовой установки. Причем выбраны следующие критерии: длина – 5,5 м, мощность двигателя – 15 кВт (20,39 л.с.). Всё водномоторное, по любому из этих двух критериев превышающее указанные значения, подлежит регистрации. Кстати, это, практически, перенятие финского опыта (там 5.4 м и 20 л.с.). Вот дословно содержание пункта 2 статьи 7 (Государственная регистрация маломерного судна) проекта Закона:

Не подлежат государственной регистрации маломерные суда, являвшиеся принадлежностью других судов, а также маломерные суда с наибольшей длиной корпуса мене 5,5 м и установленным двигателем менее 15 кВт.

Данное новшество давно ожидаемо, уместно и обоснованно. Вот почему будет правильно, если вы присоединитесь к обсуждению проекта закона «О безопасности судоходства маломерных судов» с тем, чтобы горячо одобрить новые критерии «отнесения судов к категории не подлежащих государственной регистрации».

Несмотря на внушительные цифры выпускаемых нашей промышленностью малых прогулочно-туристских судов и постоянно обновляющийся их ассортимент, интерес к самостоятельной постройке лодок не ослабевает. Как правило, любители проектируют и строят такие суда, которые наилучшим образом удовлетворяют их специфическим требованиям к комфортабельности, экономичности и другим эксплуатационным качествам. С другой стороны, самостоятельная постройка малых судов для многих людей дает выход тяге к творчеству, желанию увидеть осязаемый результат своего труда. Это явление вполне естественное и было бы неправильным тормозить его развитие.


И тем не менее, Госинспекция предъявляет требования к судам самостоятельной постройки более жесткие, чем к выпускаемым промышленностью. Это связано с тем, что малые суда заводской постройки перед запуском в серийное производство проходят тщательные ресурсные испытания с периодическими осмотрами, при которых оцениваются состояние корпуса, устройств, фиксируются сведения о поломках и обнаруженных дефектах В ходе таких испытаний устраняются выявленные конструктивные недостатки, усовершенствуется конструкция. Лишь после этого судно запускается в серийное производство. Судостроитель-любитель подобные испытания проводить не может. И нередко уже при спуске на воду обнаруживаются недостатки, с которыми выпускать лодку в плавание нельзя.

Конечно, некоторые умельцы даже в «домашних» условиях создают суда, не уступающие по качеству изготовления, внешнему виду, эксплуатационным качествам и надежности судам заводской постройки. Но ориентироваться на таких умельцев мы не можем, так как за любительскую постройку довольно часто берутся недостаточно квалифицированные, а иногда и вообще некомпетентные в вопросах судостроения люди. Имеющийся у нас опыт по регистрации, учету и эксплуатации маломерных судов, анализ их аварийности подтверждает это. Достаточно сказать, что из состоящих на учете в госинспекции РСФСР суда самостоятельной постройки составляют всего около 7%, а аварийность среди них по последним данным - 25-30% от общей. Эти факты заставляют нас делать соответствующие выводы.

Для того чтобы у судостроителя-любителя не возник конфликт с местной инспекцией при регистрации построенного им судна и его техническом освидетельствовании на годность к плаванию, необходимо придерживаться определенных правил, которые содержатся в «Инструкции по техническому надзору за судами, поднадзорными ГИМС РСФСР». В других республиках существует свой порядок или же придерживаются упомянутой инструкции. В любом случае прежде чем начинать заготовку деталей корпуса, необходимо посетить инспекцию по маломерным судам, в которой будет регистрироваться построенная лодка.

Лучше всего, если судостроитель-любитель появится у инспектора, имея в руках минимум технической документации, которая будет использоваться при постройке. Это теоретический чертеж , определяющий обводы корпуса будущего судна и размеры его элементов; конструктивный чертеж с подробной спецификацией поперечных и продольных связей корпуса и указанием способов их соединения; чертежи общего расположения оборудования , расположения механической установки , если двигатель стационарный, и чертеж парусности со спецификацией рангоута и такелажа - для парусно-моторных судов.

Мы понимаем, что разработка технической документации сложна и под силу не каждому человеку, тем более не имеющему специального судостроительного образования. Поэтому допускается представление инспекторам ГИМС достаточно простых эскизов или упрощенных чертежей, если они дают представление о будущем судне с точки зрения обеспечения безопасности его плавания. Дело упростится, если судостроитель-любитель воспользуется готовыми чертежами уже построенного судна, которые публикуются в журнале «Катера и яхты»: как правило, эти суда уже апробированы в эксплуатации, допущены к плаванию Государственной инспекцией по маломерным судам и не вызывают сомнений в их надежности при выполнении соответствующих требований.

Рассматривает документацию и дает заключение о возможности постройки судна начальник местной инспекции. Он же определяет объем первичного технического освидетельствования - осмотра и испытаний, которым должно быть подвергнуто построенное судно.

Такой порядок, когда требуется предварительное представление технической документации, вызывает иногда недовольство будущих судостроителей. А напрасно. Делается это исключительно в их интересах, и такая вынужденная мера вполне обоснованна. Нередко еще любителями создаются суда, не соответствующие предъявляемым к маломерному флоту требованиям. Инспекция их, естественно, не регистрирует. Но ведь самостоятельное строительство - работа трудоемкая, требует значительных денежных средств, затрат свободного времени... И все оказывается напрасно.

Впрочем, вряд ли можно поверить в то, что любителю удастся построить современное высококачественное судно, не имея основных чертежей и не выполнив элементарных расчетов.

Сразу же отметим, что регистрации и техническому освидетельствованию в органах ГИМС подлежат принадлежащие гражданам суда, имеющие валовую вместимость не более 10 регистровых тонн (в переводе на объем - не более 283 м 3). Кроме того следует иметь в виду, что требования ГИМС распространяются только на суда длиной ие более 7 м. Суда, имеющие большую длину, должны освидетельствоваться инспекторами ГИМС по правилам Речного Регистра РСФСР.

Разрабатывая чертежи будущего судна, необходимо учитывать нормы, по которым будут оцениваться такие важные эксплуатационные качества, как грузоподъемность и пассажировместимость, район плавания лодки. С этими качествами прежде всего связана высота надводного борта. Например, грузоподъемность - это то количество груза, которое может принять укомплектованное снабжением и запасами судно до погружения его по расчетную ватерлинию, соответствующую минимальной высоте надводного борта.

Высота надводного борта имеет большое значение для обеспечения безопасности судна, особенно при плавании на волнении. Поэтому введено понятие минимальной высоты надводного борта , при которой судно может эксплуатироваться в определенных условиях. Она определяется от уровня действующей ватерлинии при полном водоизмещении до первого открытого отверстия в корпусе (комингсе) или до верхней палубы, если отверстий нет, и должна соответствовать расчетной допустимой высоте волны, при которой судно может безаварийно плавать. В любом случае минимальная высота надводного борта должна составлять не менее 6 % наибольшей длины судна. В практике ГИМС пользуются графиком зависимости минимальной высоты надводного борта F min , от расчетной допустимой высоты волны h в, приведенном в ГОСТ 19105-79 (рис. 1).

Например, если судно имеет высоту надводного борта 0,3 м, высота волны, при которой оно может плавать, не должна превышать 0,62 м. Зная ветровой и волновой режим водоема, легко определить для конкретного судна район плавания, силу ветра, высоту волны, при которой допускается эксплуатация лодки, и ее удаление от берега. Данные эти записываются в судовой билет и являются обязательными для выполнения.

С достаточной точностью допустимую грузоподъемность можно определить по формуле


где F - высота надводного борта при водоизмещении судна порожнем, но со снабжением и запасом горючего, м: F min - минимальная высота надводного борта, м, определяемая по графику рис. 1; Δ - масса груза, при котором осадка судна увеличится на 1 см,


где γ - плотность воды (т/м 3), принимаемая для пресной воды равной 1, для морской 1,015-1,025;
α - коэффициент полноты площади грузовой ватерлинии; в зависимости от типа судна α=0,6÷0,8;
L и В - длина и ширина судна по ватерлинии, м.

Грузоподъемность можно также определить опытным путем. Для этого на судно при водоизмещении порожнем, но со снабжением и запасом горючего, последовательно размещают груз до погружения судна до плоскости ватерлинии, соответствующей минимальной высоте надводного борта. Масса груза, полученная указанным способом, будет соответствовать грузоподъемности судна. Если, конечно, лодка с такой нагрузкой будет иметь достаточную остойчивость.

Пассажировместимость (число людей n, допускаемых к посадке в лодку) устанавливается в зависимости от грузоподъемности судна и наличия оборудованных мест для размещения людей. При этом масса человека принимается равной 75 кг, а его багажа - 25 кг, т. е.


(округляется до ближайшего меньшего целого числа).

При отсутствии багажа


Ориентировочно пассажировместимость судна можно определить по формуле


где L нб, В нб - наибольшие длина и ширина судна, м; k - коэффициент, принимаемый равным для катеров - 2,15, для моторных и гребных лодок - 1,6.

Однако окончательное решение о допустимом числе пассажиров принимается инспектором ГИМС после оценки остойчивости и непотопляемости лодки.

Другой важный вопрос - это мощность двигателя, устанавливаемого на лодке, и ее скорость.

Как показывает анализ аварийности маломерных судов на водоемах Российской Федерации, большой процент аварий с человеческими жертвами происходит из-за стремления отдельных судоводителей-любителей увеличить до максимально возможной скорость своих судов. Видимо, не все знают, что каждое конкретное судно безопасно с двигателем, мощность которого ограничивается определенным пределом в зависимости от типа и главных размерений судна. Именно незнание несоблюдение или игнорирование рекомендаций по определению допустимой мощности двигателей приводит к трагическим последствиям.

Для глиссирующих катеров, на которых устанавливается стационарный двигатель, допустимая мощность определяется в соответствии с ГОСТ 19105-79 (рис. 2) в зависимости от коэффициента К, вычисляемого по формуле


где L нб - наибольшая длина судна, м; b тр - наибольшая ширина транца м.

Максимально допустимую мощность подвесных моторов дли мотолодок рекомендуется определять по совмещенному графику (рис. 3). На оси абсцисс этого графика откладываются значения мощности подвесного мотора в л. с. и наибольшей длины судна (м), на оси ординат значения коэффициента К, вычисленного по приведенной ниже формуле;


Значения коэффициента К, а соответственно и мощности подвесных моторов, даны для четырех типов мотолодок с шириной транца от 1,0 до 2,0 м.

Отложив наибольшую длину лодки по оси абсцисс, проводим вертикальную прямую до пересечения с линией, соответствующей ширине транца b тр у данной лодки. Из этой точки проводим горизонтальную линию до пересечения с осью ординат, где получим значение коэффициента К. Допустимую мощность подвесного мотора найдем на оси абсцисс, проектируя на нее точку пересечения горизонтальной линии с одной из линий N 1 , N 2 , N 3 или N 4 - в зависимости от типа лодки.

Например, требуется определить допустимую мощность ПМ для мотолодки типа «Темп» (L нб =4,7 м, b тр =1,82 м, высота транца менее 510 мм).

Откладываем на оси абсцисс совмещенного графика L нб =4,7 м, проводим вертикальную прямую до пересечения с пинией ширины транца соответствующей b тр =1 82 м, с оси ординат снимаем значение К=90 Так как высота транца менее 510 м, а К более 52 то для нахождения мощности мотора используем линию N 2 , откуда допустимая мощность мотора будет порядка 50 л. с.

Определение допустимой мощности двигателя или подвесного мотора указанными способами приблизительное. Ее надо обязательно сравнить с имеющимся прототипом, а после постройки испытать лодку на различных режимах плавания и работы механической установки, убедиться в надежности и безопасности для данного судна.

В любом случае мощность устанавливаемого двигателя не должна превышать вычисленную по графику более, чем на 10 %. Окончательное решение по всем спорным вопросам принимает госинспектор.

Для судов нетрадиционных глиссирующих обводов (тримараны, морские сани, «глубокое V» и т.д.) приведенные графики могут быть использованы лишь в качестве справочных, а фактическую мощность обычно определяют на испытаниях с соблюдением соответствующих мер безопасности.

Мощность мотора диктует особые требования и к материалам, которые судостроитель намерен использовать.

При самостоятельной постройке часто применяются материалы, бывшие в употреблении. В этом случае необходимо обратить внимание на то, чтобы металл, например, не имел коррозионного износа, непроваров и трещин в сварных швах, гофров, бухтин, вмятин.

Дерево не должно иметь червоточин и поражений гнилью; бакелизированная фанера - расслоений, стираний, надрезов, короблений и других повреждений.

От качественного материала зависит сама надежность судна, его непотопляемость, долговечность, а также необходимость частого ремонта.

Многие уже знают, что с 1 января 2017 года в силу вступили новые правила регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях. Попробуем разобраться более детально в этом вопросе.

Внимание! Если в ы НЕ покупаете у нас лодку, Мы НЕ отвечаем на вопросы по поводу регистрации, так являемся интернет магазином, и наши знания ограничены. Вопросы по поводу регистрации адресуйте в государственную инспекцию по маломерным судам (ГИМС)

Ссылки на новые правила ГИМС для маломерных судов 2017

Новая редакция правил ГИМС 2017 (Согласно приказу №340) года вступила в законную силу с 1 января, и уже успела наделать шуму среди обывателей. Новые нормативные правовые акты по вопросу регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.
«Административный регламент МЧС России предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России (Приказ МЧС России от 24.06.2016 г. №339).
«Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России (Приказ МЧС России от 24.06.2016 г. №340).
Согласно этим приказам, новый порядок регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, существенно отличается от действующего, который устанавливал приказ МЧС России от 29.06.2005 г. №500.

Для начала надо вспомнить что же такое маломерное судно. Это судно, длина которого не более 20 метров, количество пассажиров – не более 12 человек. Согласно правилам от 2015г., государственной регистрации в органах ГИМС МЧС России подлежат те маломерные суда, которые используются в некоммерческих целях, масса которых свыше 200 кг. или если мощность установленного двигателя (лодочного мотора) свыше 8 кВт (9.9л.с.).

Как определить массу маломерного судна

Основные отличия от правил ГИМС 2016

Регистрация

Было. До нововведений, все процессы, связанные с регистрацией судна выполнялись по месту жительства того человека, на кого оно было оформлено, или же там, где судно базировалось.
Стало. Сейчас же, после вступления в законную силу изменений в правилах, вся процедура регистрации будет проходить по адресу регистрации собственника судна в любом подразделении Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России на территории РФ.

Номер маломерного судна

Было. До вступления в законную силу новых правил регистрации маломерных судов, в редакции 2016 специальный номер регистрации включал в себя 7 знаков, среди которых было 3 буквы и 4 цифры. Судовладельцы наносили его на оба борта, с некоторыми техническими особенностями. Так, располагаться он должен был на расстоянии ¼ длины корпуса судна от форштевня, и обязательно – в одну строчку. В высоту буквы должны были быть не менее 150 мм, в ширину – 100 мм, а толщина линий -15-20 мм. Когда конструктивные особенности судна не позволяли хозяину нанести номер в соответствии с правилами, то размеры и место нанесения регистрационного номера определял орган регистрации.

Стало.

Стало. Регистрационный номер должен быть нанесен на обоих бортах. Он наносится одной строкой так, чтобы середина номера находилась на расстоянии 1/4 длины корпуса судна от форштевня.
В соответствии с новыми Правилам 2017 года высота цифр и букв остается прежней – 15 см, но так как по длине номер получается в два раза больше, чем прежде, то на многие суда (особенно на лодки ПВХ), он физически не помещается, поэтому Правилами предусмотрено разрешение наносить номера меньего размера, который физически возможно разместить на борту с учетом конструктивных особенностей судна. В таких случаях размеры и место нанесения номера определяются органом регистрации, о чём делается запись в судовом билете и реестре маломерных судов.

Структура нового регистрационного номера ГИМС 2017 г.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Буквы Порядковый номер Обозначение субъекта Российской Федерации

Разряды 1, 2 - это 2 буквы русского алфавита, имеющие свои аналоги в латинском алфавите.
3,4,5,6 – цифры порядкового номера. Их всегда 4: от 0001 до 9999.
Разряды 7,8,9 – трехбуквенный код нашей Родины, России, а именно «RUS».
10,11 – двух-цифровой код субъекта РФ (по аналогии с автомобильными номерами).
Например, лодка зарегистрирована в Московской области. Её регистрационный номер будет выглядеть примерно так: РГ 1221 RUS 50
Регистрационный номер наносится контрастным цветом на обоих бортах судна. Середина регистрационного номера должна находиться на расстоянии 1/4 длины корпуса от форштевня одной строкой. Высота букв и цифр должна быть не менее 150 мм, ширина - 100 мм, а толщина линий шрифта - 15 - 20 мм. («Правила», п.9)
Таким образом, длина номера составит примерно 1,40 м без учёта флага, который в соответствии с новыми Правилами ГИМС 2017 г. теперь в обязательном порядке требуется наносить на все суда. Не размещать флаг РФ на бортах судна можно лишь в том случае, если конструкция судна предусматривает наличие флагштока и/или мачты и на них уже имеется флаг РФ. Если же на судне нет ни того, ни другого, изображение флага размером не менее 300 Х 200 мм наносится сразу за номером. Вместе с флагом длина номера составит около 1,60-1,75 м.

Срок предоставления государственной услуги

Было. В редакции 2016 года, все маломерные суда проходили процесс регистрации, либо получали отказ в получении этой процедуры - в течение 3-х рабочих дней с того момента, как соответствующий орган государственной власти получал весь необходимый пакет документов.
Срок предоставления государственной услуги со дня приема документов заявителя до получения результата государственной услуги - не более 3 рабочих дней. При обнаружении в документах заявителя оснований для приостановления предоставления государственной услуги срок предоставления государственной услуги может быть продлен на 30 рабочих дней.
Государственная пошлина за исключением (снятие с учета) из реестра маломерных судов
Было. Ранее такая пошлина не взималась.
Стало. Теперь же государственная пошлина установлена в размере 200 руб.
Флаг РФ
Было. Ранее наносить флаг на судно мы имели право, но не были обязаны.
Стало. Теперь Государственный флаг РФ мы не только имеем право нести на своем борту, но и обязаны это делать.

Отказ в регистрации

В новые правила 2017 года были добавлены следующие пункты:
Наличие признаков изменения, уничтожения маркировки, нанесенной строителем судна;
Представление заявителем документов, числящихся утраченными или похищенными;
неявка заявителя в орган регистрации, в срок превышающий 30 календарных дней с назначенной даты.

Новый судовой билет формата А4

Теперь судовой билет будет представляет собой не книжечку, а лист, что называется, гербовой бумаги формата А4, заполненный с двух сторон.

Новый судовой билет называется теперь «СУДОВОЙ БИЛЕТ маломерного судна, используемого в некоммерческих целях», что ниже продублировано на английском: «VESSEL CERTIFICATE non-commercial small craft (20 meters overall length or less and no more than 12 persons on board)». Названия всех полей судового двойные: на русском и на английском.

Лицевая и оборотная стороны бланка судового билета имеют водяной знак в виде волн и защитную фоновую сетку, плавно переходящую из розовой цветовой гаммы в центральной части к голубой - в верхней и нижней частях. В центральной части лицевой стороны в виде прозрачной подложки изображена стилизованная эмблема ГИМС МЧС России диаметром 8 см (приложение N 3 к Правилам государственной регистрации маломерных судов).

Как и другие важные документы судовой билет должен храниться у Вас дома в надёжном месте. А вот с собой на лодке Вы должны возить копию, заверенную ГИМС, которую Вам там сразу же и выдадут вместе с оригиналом. Если вдруг эту копию Вы потеряли или нужна ещё одна, для её получения просто берёте оригинал и идёте в ГИМС.

Время от подачи документов на регистрацию до выдачи судового - 3 дня. Однако если будут найдены основания для приостановления регистрации, срок предоставления данной государственной услуги может быть продлён до 30 дней.

Новые судовые, и, соответственно, новые бортовые номера будут выдаваться с 2017 г. при регистрации маломерных судов.

Все, кто зарегистрировал лодки до 2017 г. пока остаются со старыми номерами и судовыми билетами.

Ознакомительное видео по новым правилам регистрации 2017года. Отвечает старший госинспектор по маломерным судам Центра ГИМС МЧС России по Кемеровской области Кижаев Роман Сергеевич. 03марта 2017г. /Что нового в регистрации маломерных судов? Какие суда попадают под регистрацию? На кого распространяются новые Правила? Как наносить бортовые знаки? и т.д.