Классный час на тему «Правила дорожного движения. Сценарий классного часа по пдд для учащихся начальной школы

Статистика пострадавших на дорогах и в ДТП не утешительна. Довольно часто потерпевшими становятся дети. Поэтому актуальность классных часов по правилам дорожного движения очень высока.

Цели и задачи классного часа на тему ПДД

  • Обучение правилам дорожного движения, систематизация этих знаний.
  • Развитие логического мышления, быстроты принятия решения.
  • Воспитание чувства толерантности, взаимовыручки и желания прийти на помощь.
  • Привлечение внимания учащихся к ситуациям на дорогах.
  • Содействие в формировании у школьников гражданской ответственности и предчувствия опасности.
  • Привитие основных навыков выполнения правил поведения учащихся при переходе дороги, улицы.

Основные составляющие классного часа по ПДД и оформление кабинета

Для актуализации знаний по правилам дорожного движения в начальной школе используются стихи. Например:

  • А. Усачев «Домик у перехода»;
  • И. Гурина «Правила дорожного движения»;
  • В. Семерин «Запрещается - разрешается»;
  • О. Бедарев «Если бы»;
  • С. Михалков «Моя улица», «Скверная история»;
  • В. Лебедев-Кумач «Про умных зверюшек» и другие.

Классный час по ПДД в 1 классе проводится в игровой форме.

  • Игра «Три огонька светофора» (учитель задает вопросы или описывает ситуации, школьники в знак ответа показывают нужный цвет светофора).
  • Игра «Разрешается - запрещается» (инсценируются ситуации на улице, учащиеся должны дать им оценку).
  • Игра «Перекресток загадок» (загадки на тему ПДД, транспорта, поведения на улице)
  • Викторина «Автомульт» (вопросы о видах транспорта из сказок и знакомых детям произведений).

Перед каждой игрой нужно повторять правила дорожного движения и проводить беседу о культуре поведения на улице.

При оформлении кабинета к классному часу на тему правила дорожного движения можно использовать плакаты и буклеты по ПДД. Педагогу надо сделать макеты самых популярных дорожных знаков. Их можно использовать в ходе конкурсов и игр. Учащиеся 5-9 классов смогут сделать стенгазету в рамках мероприятия, которую можно разместить на школьном стенде.

Для старшеклассников классный час можно провести в виде конкурса на лучший агитационный плакат о правилах дорожного движения. Разработкой учащиеся занимаются заранее, а представляют свои проекты непосредственно на мероприятии.

Также учащиеся 11 класса в рамках классного часа о ПДД могут подготовить социальный проект «Скажи «Нет!» детскому травматизму на дорогах», который привлечет внимание к существующей проблеме. Презентация проекта может проходить перед учащимися всех классов, а также в присутствии родителей. Это необходимо для того, чтобы напомнить, что именно от взрослых зависит безопасность детей на дорогах.

Сценарий классного часа для 7 класса

«Береги свою жизнь! (опасности на дорогах)»

Подготовила:

Челик Е.Т., учитель физики и информатики

Раздольненской ОШ I - III ступеней, Старобешевского района.

Цели и задачи:

Формировать представления школьников о безопасности дорожного движения

Повторить правила движения пешеходов по дороге и улице

Развивать у школьников умение находить наиболее безопасный путь от дома до школы

Воспитывать уважительное отношение ко всем участникам дорожного движения, чувство гражданской ответственности за поведение на дороге.

Подготовка : плакаты с элементами улиц и дорог, картины с участниками дорожного движения, фишки, карточки с заданиями.

Ход урока

1.Введение (вступительное слово классного руководителя).

Соблюдение ПДД - закон сохранения жизни. С этим нельзя не согласиться. Однако статистика гласит: примерно три четверти всех ДТП происходит с участием детей. Давайте подумаем, какие это могут быть причины.

Наиболее частыми являются:

Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест.

Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору.

Неподчинение сигналам светофора.

Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуар.

Как можно уберечь от необдуманных действий на дороге? Как не допустить рост ДТП с участием школьников? Для этого необходимо уделять теме безопасности огромное значение. И мы сегодня поговорим об этом.

2. Основная часть (Беседа с классом).

Представьте, что в нашем городе вдруг погасли все светофоры. А все инспектора, регулирующие движение, куда-то исчезли. Какие последствия могут быть? (Обсуждение вопроса).

С каждым днем на наших дорогах появляется все больше и больше автомобилей. Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов быть очень внимательными.

Дисциплина, осторожность и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами - основа безопасного движения на улице.

Что такое ДТП? (Обсуждение вопроса обучающимися).

Из всего числа дорожно-транспортных происшествий половина совершается с участием пешеходов. Это страшный показатель, свидетельствующий о низкой культуре и пешеходов и водителей. Оказывается, пешеходам не хватает терпения дождаться подходящего момента, чтобы перейти дорогу. Половина готова стоять на тротуаре всего 4 секунды, на пятой они готовы рисковать жизнью, чтобы оказаться на противоположной стороне дороги. Надо бороться с подобным нетерпением, помня о том, что первым приходит тот, кто «торопится медленно».

Полосатая дорожка («зебра») лишь в какой-то степени гарантирует вашу безопасность на дороге. Ученые выяснили, что семеро из десяти водителей, занятых разговором по сотовому телефону, не уступят на «зебре» дорогу пешеходам.

Сегодня мы с вами попробуем разобраться, что мы делаем на дороге не так. Начнем с самого распространенного транспортного средства доступного школьникам - велосипеда.

Запомним первое: это самое незащищенное транспортное средство. У него нет дверей, предохраняющих от удара сбоку, нет бампера, который отчасти принял бы на себя лобовой удар. Поэтому при любом столкновении или наезде на препятствие велосипедист очень уязвим. Второе: ездить на велосипеде комфортно там, где для этого создана специальная безопасная зона. Третье правило: никогда не пытайтесь проехать между едущим и стоящим автомобилем. Остановитесь, пропустите движущийся на вас автомобиль. Не считайте это за трусость, это всего лишь здравый смысл. Теперь главное: старайтесь не выезжать на проезжую часть, даже если вам исполнилось 14 лет.

На мопеде вы можете выезжать на проезжую часть с 16 лет. Но помните: двигаться вы должны только по крайней правой полосе, в один ряд, как можно правее. Относительная зона безопасности кончается дальше одного метра от тротуара.

3. Закрепление изученного (в игровой форме (викторина)).

Викторина

Класс делится на 3 команды (в зависимости от числа учащихся).

С каждым годом растет число дорожно-транспортных происшествий, происходящих как в городах, так и в сельской местности. Во многих таких происшествиях виновниками являются дети, плохо знающие или не знающие вовсе правил дорожного движения. Сегодня мы посмотрим, как вы знаете правила дорожного движения и умеете ли вы применять полученные знания в конкретных ситуациях на дороге.

Капитаны команд, подойдите и выберите свою эмблему команды.

Конкурс “Знаете ли вы?”

Право ответа предоставляется той команде, чей капитан первым поднял эмблему. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла, за неполный ответ - 1 балл. Если команда отвечает неправильно, то право ответа переходит к той команде, которая второй подняла эмблему.

Вопросы:

1. Что такое тротуар? (Дорога для движения пешеходов.)

2. Что такое зебра? (Разметка дороги, обозначающая пешеходный переход).

3. Кого называют пешеходом? (Человека вне транспорта, находящегося на дороге, но не работающего на ней.)

4. Как правильно обходить трамвай? (Спереди.)

5. Как правильно обходить автобус и троллейбус? (Сзади.)

6. Кого называют водителем? (Человека, управляющего каким-либо транспортным средством.)

7. Где следует ходить пешеходам? (По тротуарам, придерживаясь правой стороны.)

8. Где можно играть детям на улице? (В специально отведенных для игр местах.)

9. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по дорогам? (С 14 лет.)

10. В каком возрасте можно получить удостоверение на право управления мотоциклом? (В 16 лет.)

11.По какому краю дороги должны идти пешеходы в тех местах, где нет тротуара? (По левому, навстречу движущемуся транспорту.)

12.Что такое железнодорожный переезд? (Место пересечения железной дороги с автомобильной.)

13.Можно ли детям садиться на переднее сиденье легкового автомобиля? (Можно, при достижении 12 лет.)

14. Разрешается ли водителю мопеда движение по пешеходным дорожкам? (не разрешается).

15. Кого мы называем "участниками дорожного движения"? (пешеходы, водители, пассажиры). 16. Можно ли велосипедисту ехать по дороге, если недалеко имеется велосипедная дорожка? (нет).

17. Какой дорожный знак устанавливают вблизи школ? (дети).

18. Какой поворот опаснее: левый или правый? (левый, так как движение правостороннее).

19. Как называется "зебра" на дороге? (пешеходный переход).

20. Являются ли пешеходами лица, выполняющие работу на дороге? (нет).

21. Какие сигналы подает светофор? (красный, желтый, зеленый).

22. Какой перекресток называют регулируемым? (тот, где есть светофор или регулировщик).

23. Кому должны подчиняться пешеходы и водители, если на перекрестке работают одновременно и светофор и регулировщик? (регулировщику).

24. Зачем нужны стоп-сигналы на автомобиле? (чтобы другие участники дорожного движения могли видеть намерения водителя остановиться или притормозить).

25. Какой стороны нужно придерживаться, шагая по тротуару? (правой стороны).

26. Всегда ли пассажирам нужно пристегиваться ремнями безопасности? (да, всегда).

27. Как велосипедист должен информировать других участников движения о намерении остановиться? (поднять руку вверх).

28. Как следует перейти дорогу, если ты вышел из автобуса? (нельзя обходить транспорт ни спереди, ни сзади, нужно подождать, когда он уедет, и дорога будет просматриваться в обе стороны, а лучше отойти на безопасное расстояние, а если есть пешеходный переход, то переходить через дорогу следует по нему).

29. Можно ли переходить дорогу наискосок? (нет, потому что, во-первых, путь становится длиннее, а во-вторых, сложнее увидеть транспорт, который движется со стороны спины).

30. Какое положение регулировщика запрещает движение всем участникам движения? (рука поднята вверх).

2.Конкурс капитанов

Вопросы:

1. Какие специальные светофоры вы знаете? (Железнодорожный, двухцветный (красный и зеленый), пешеходные светофоры, светофоры для велосипедистов, светофоры с указанием направления движения.)

2. Как должен поступить пешеход, если он не успел закончить переход на разрешающий сигнал светофора? (Дойти до середины проезжей части и оставаться там, продолжить движение только тогда, когда загорится зеленый сигнал светофора.)

3. Почему опасно пересекать улицу бегом? (Бегущему человеку труднее наблюдать за происходящим. Он может не заметить едущее транспортное средство.)

3. Конкурс “Найди нарушения”

Командам раздают картинку с нарушениями. Ребята должны их найти.

4. Конкурс “Угадай знаки”

Как называется и что означает этот дорожный знак? Показываются дорожные знаки:

велосипедное движение запрещено;

дорожные работы;

телефон;

пешеходная дорожка;

движение запрещено;

опасный поворот;

обгон запрещен;

дети.

5. Конкурс “Дорожная ситуация”

Командам предлагаются карточки с ситуациями, которые наиболее часто встречаются на дорогах. После трехминутной подготовки учащиеся должны представить план своих действий, исходя из конкретной ситуации.

Ситуации:

1. Вы ехали на заднем сиденье легкового автомобиля. После остановки автомобиля на проезжей части вам необходимо выйти из салона. Как вы поступите?

2. Вы стоите на остановке и ждете автобус. Автобус задерживается, а количество пассажиров на остановке все увеличивается. И вот автобус подъезжает. Как вы поступите в этом случае?

3. При движении в автобусе неожиданно начался пожар. Что вы предпримете?

4. Катаясь на велосипеде, вы подъехали к автомобильной дороге. Вам необходимо перебраться на другую сторону дороги. Как вы это сделаете?

6. Загадки

Посмотри, силач какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик.
(Милиционер)

Этот конь не ест овса,
Вместо ног - два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем.
(Велосипед. )

Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.
(троллейбус)

По обочине дороги
Как солдатики стоят,
Все мы с вами выполняем
То, что нам они велят
(Знаки)

Не живая, а идет
Неподвижна, а ведет.
(Дорога)

Где ведут ступеньки вниз,
Ты спускайся, не ленись.
Знать обязан пешеход:
Тут …?
(подземный переход!)

Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день, и ночь -
Зеленый, желтый, красный
(Светофор)

Полосатые лошадки
Поперёк дорог легли-
Все авто остановились
Если здесь проходим мы.
(Переход-зебра)

Дом по улице идет,
На работу нас везет,
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
(Автобус)

7. Задачки

1. Представьте себе, что ты - водитель троллейбуса. На первой остановке в пустой салон вошли 5 человек. На второй остановке вошли двое и один сошел, на третьей - поднялись 4 пассажира, а двое сошли. Сколько лет водителю троллейбуса ? (столько лет, сколько тому, к кому обращён этот вопрос)

2. Мальчик ехал на велосипеде в город. Навстречу ему ехала автомашина, в которой сидело 5 женщин. Каждая из них везла по одной курице и паре валенок. Сколько живых существ ехало в город ? (1 - мальчик)

3.На прямолинейном участке пути каждое колесо двухколесного велосипеда проехало 5 км. Сколько километров проехал велосипед? (5 км)

В конце подводятся итоги конкурсов. Победившие получают грамоты.

Вывод: сегодня мы с вами узнали, как вести себя за рулем велосипеда. Запомнили главные правила управления этим транспортным средством на дорогах и во дворах нашего города; вспомнили и закрепили основные правила дорожного движения. Поняли главное - не стоит подвергать свою жизнь неоправданному риску. Соблюдать правила дорожного движения, быть осторожным на дороге - это не трусость, а умный расчет.

Сценарий

классного часа

по ПДД

в начальной школе

Шаповалова А.Н.

учитель начальных классов

МБОУ ОСОШ № 2

п. Орловский

Ростовская обл.

2012-2013 уч.г.

Классный час для начальной школы

"Правила дорожного движения"

Сценарий может так же подойти для летнего лагеря.

Перед классным часом провести конкурс рисунков "Мой товарищ светофор" (Светофор будет вручать грамоты и благодарности за участие в конкурсе).

Звучит песня "Чему учат в школе" В.Шаинского.

Учитель:
Так чему же учат в школе?
Дети высказывают своё мнение.

Учитель:
Сегодня в нашей школе мы поднимемся на необычную ступеньку -
Ступеньку безопасности.
А поговорим мы с вами о правилах дорожного движения.
Что бы вы могли сказать об этом?
Правила для пешеходов и водителей транспорта одинаковы?
Какой девиз вы бы предложили общий для пешеходов и автомобилистов?
Конечно, быть внимательными и уважать друг друга.
К нам в гости идут дорожные знаки. Встречайте их! (звучит музыка).

1 ученик:
Правила дорожного движения выучите все без промедления.

2 ученик:
Чтоб в беду вам не попасть,
Не гоняйте дети мяч
По дороге мостовой!
Эй, с мячом, куда? Постой!

3 ученик:
На велосипеде по дороге нельзя кататься,
Если хотите здоровым остаться!

4 ученик:
Эй, веселый народ!
Помните про "Переход".
Он, как зебра полосатый,
Верный друг для вас, ребята!

5 ученик:
Я знак особый - "Дети".
За вас за всех в ответе.
И вы при этом знаке тоже
Будьте предельно осторожны.

Учитель:
Спасибо вам, дорожные знаки!
А вы, ребята, какие дорожные знаки знаете? Вы со мной поиграете?
(открывает таблицу, кто из ребят больше правильно назовет знаков, получает медаль).

Учитель:
Поздравляю ребят, которые принимали активное участие в игре "Дорожные знаки".
Ой, по-моему, к нам идет желанный гость!
(звучит грустная мелодия и в класс входит Светофор)


Светофор:
Здравствуйте, ребята!
Я к вам спешил, бежал,
Извините, что немного я сегодня опоздал.

Учитель:
Что случилось?
Отчего ты грустный, светофор?

Светофор:
Со мною сегодня беда приключилась,
Утром тихонько дверь отворилась,
Баба Яга на ступе ко мне прилетела,
И помешать мне гореть захотела.
Все огоньки мои украла,
И все вокруг темно и грустно стало.
Пешеходам и машинам не смогу я помогать!
Я не знаю, я не знаю -
Огоньки где отыскать?

Учитель:
А какими огнями светится обычно светофор? Ребята, вы знаете?
(дети отвечают)
А друзьям, попавшим в беду, вы помогаете?
(дети отвечают)
Не печалься, светофор, ребята тебе помогут.
Баба Яга из сказки прилетела?
А в русских народных сказках говорится о том, что надо сделать три добрых дела, чтобы победить зло.
Готовы? (дети отвечают)

1.Чтоб колдовство нам победить
Надо внимательными быть.
Дружно, бойко отвечать,
Ничего не забывать.
Чтоб говорят нам огни светофор?
(дети отвечают)
Все про огоньки мы знаем,
А теперь все поиграем.
Игра "Светофорные огни"


Учитель поднимает попеременно красный, зеленый, желтый флажки. Ребята на красный стоят, на зеленый прыгают, на желтый приседают.
Чтоб все вам точно знать
Приглашаю танцевать.
Танец "Светофорный"
Внимательный проворный.
Звучит любая полька: дети двигаются по кругу (зеленый флажок), дети приседают (на желтый), стоят (на красный).

Учитель:
Спасибо, ребята, вы с честью справились с первым заданием.

Светофор:
Ой, смотрите, у меня загорелся огонек. Один цвет уже вернулся. (загорается……)

Учитель:
Не волнуйся, светофор,
Мы поможем тебе вернуть и два других.
Задание второе:
Вот, ребята, загадка
Внимательно подумайте и дайте нам отгадки.
1.На колесах едет дом,
Много там окошек в нем.
Рельсы дому не нужны,
Вы назвать его должны.
Дети говорят (троллейбус или автобус).

2.Все дорогу переходят,
Иль под дорогу все уходят.
Он ребятам помогает,
Безопасно провожает.
По нему народ идет,
Он дорожный ……………..(переход)

3.Нарисована труба,
Перечеркнута она
Тут кричат, иль песни петь
Нет, ребята,…………………………..(не шуметь)

4.На перекрестках он весит,
Огнями разными горит.
Ему послушны "Лада", "Форд"
Это, дети ……… (светофор)

Светофор:
Что за чудо, господа!
Посмотрите вы сюда…
Еще один загорелся свет,
Бабке Ежке наш ответ!

Учитель:
Славно, ребята, вы потрудились,
У светофора загорелись два огонька: красный и желтый!
Осталось выполнить последнее задание,
Чтобы загорелся какой глазок?
(дети отвечают)

Последнее задание
Играют команды. Вот набор для первой, вот для второй.
Необходимо по деталям выложить
две картины. Начали! Кто быстрее?
Звучит песня "Веселые путешественники" муз.Старокадомского сл.С.Михалкова - дети собирают мозаику и получают машину и велосипед (или трамвай и троллейбус или автомобили).

Учитель:
Трамвай надо обходить с какой стороны (спереди)
А автобус (сзади)
И троллейбус?

Где можно кататься на велосипеде?
(только по пешеходной дорожке)

Под какой огонек светофора
Можно переходить? (зеленый)

Светофор:
Спасибо, ребята!
Зеленый огонек загорелся
Вы настоящие друзья!
Мы вместе победили
Колдовство Бабы Яги
И вернули мне волшебные огни! За это я дарю вам вот эту волшебную книгу "Азбуку безопасности". Вы ее хорошенько изучите и смело все дороги проходите!

Учитель:
А для начала запомните (плакат со словами)
Для тебя горят они -
У светофора огоньки
Красный - стой
Желтый - жди
А зеленый - проходи!

Все:
Это должен каждый знать
Обязательно на "пять!


Учитель:
Мы сегодня со светофором и помощниками поднялись на важную ступеньку знаний, на ступеньку безопасности.
Счастливо вам и безопасного пути по дорогам родного города!

Звучит песня "Вместе весело шагать" В.Шаинского.

Используемые материалы: - песня «Вместе весело шагать» , В.Шаинский. - стихи из сборника «Воспитание в начальной школе», 2002г., Москва, «Просвещение» - фото из классного альбома 1»А» класса (все фото учащихся размещены с согласия их родителей).

Классный час по ПДД для начальной школы

Игра для повторения правил дорожного движения «Дорога в школу»

Цели : формировать правильное отношение к знаниям правил дорожного движения, как составной части здорового образа жизни; повторить лексику и правила русского языка на тему «Правила дорожного движения».

Ход занятия

1. В некотором царстве, в некотором государстве есть волшебная Школа дорожных наук. Учиться там очень интересно. Сегодня и мы с вами отправимся туда. Как в любой сказке, на пути нас ожидают разные препятствия, которые нужно будет преодолеть. Только тогда мы достигнем цели.

Представьте себе, что мы из школьного класса вышли на улицу. Здесь утром и вечером беспрерывным потоком движутся трамваи, троллейбусы, автомобили. Четкая работа транспорта и безопасность движения зависит и от водителей, и от пешеходов. Поэтому правила дорожного движения должны знать не только те, кто садится за руль, но и прохожие. Эти знания мы сможем получить в Школе дорожных наук.

Добираться туда долго, путь неблизкий. Давайте подъедем. Вот и остановка. Вспомните, друзья, как нужно вести себя на остановке?

2. - Вот и остановка.

Подъехали автобус, троллейбус, трамвай.

Ребята, как вы будете заходить? Через какие двери?

В классе три ряда. Значит, ученики первого садятся в автобус, второго - в троллейбус, а третьего - в трамвай.

Посмотрим, кто из вас быстрее доедет до Школы дорожных наук. Уверена, это будут те, кто лучше знает правила движения и русского языка. Пожалуйста, занимайте места. Чтобы ехать было веселее, давайте поиграем. Отвечать будете хором.

От глаголов неопределенной формы образуйте глаголы 1-го лица единственного числа:

переходить – перехожу

тормозить – торможу

бежать - ...

От существительных единственного числа образуйте имена существительные множественного числа:

переход – переходы

вездеход – вездеходы

поворот – повороты

пешеход – пешеходы

транспорт - ...

От глаголов единственного числа прошедшего времени образуйте глаголы 1-го лица единственного числа настоящего времени:

обгонял – обгоняю

пересекал – пересекаю

проезжал – проезжаю

регулировал - ...

От имен существительных единственного числа образуйте имена существительные множественного числа:

ядро – ядра

ведро – ведра

бедро – бедра

метро - ...

Немножко поиграли и не заметили, как остановились возле белых полос, нарисованных на асфальте. - Что это за полосы?

3. - Верно, переход. Вспомнить правила перехода нам поможет игра «Доскажи словечко».

Если ты спешишь в пути

Через улицу пройти,

Там иди, где весь народ,

Где есть надпись... (переход).

Чтоб тебя я повез.

Мне не нужен овес.

Напои меня бензином.

На копыта дай резину.

Поднимая всюду пыль,

Побежит... (автомобиль.)

На рояль я не похож,

Но педаль имею тоже.

Кто не трус и не трусиха,

Прокачу того я лихо.

У меня мотора нет.

Я зовусь... (велосипед).

Кто далеко живет,

Тот пешком не пойдет.

Наш приятель тут как тут.

Всех домчит он в пять минут.

Эй, садись! Не зевай!

Отправляется... (трамвай).

Смело в небе пролетает,

Обгоняя птиц полет.

Человек им управляет.

Что же это? (Самолет.)

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горим и день, и ночь –

Зеленый, желтый, красный.

Наш домик - светофор,

Мы три родные брата.

Мы светим с давним пор

И взрослым, и ребятам.

Мы три чудесных цвета,

Ты часто видишь нас,

Но нашего совета

Не слушаешь подчас.

Самый строгий - красный цвет,

Путь для всех закрыт.

Чтоб спокойно перешел ты,

Слушай наш совет:

Жди! Увидишь скоро желтый

В середине свет.

А за ним зеленый свет

Вспыхнет впереди,

Скажет он:

Препятствий нет,

Смело в путь иди!

Коль выполнишь без спора

Сигналы светофора,

Домой и в школу попадешь,

Конечно, очень скоро!

Красный свет продолжает гореть.

5. Чтобы зажегся зеленый, нужно придумать предложение со словом светофор. (Дети выполняют задание.)

Вперед вырвался троллейбус, у его пассажиров предложения были более интересными. А теперь посмотрим в окошко, как много людей на улицах. Все спешат по своим делам. И каждый соблюдает определенные правила. Идут только по тротуару. Только по правой стороне. Никто никому не мешает. А представьте, если бы каждый шел, где хотел, переходил улицу, где ему вздумается...

Идет по улице один

Довольно странный гражданин.

Ему дают благой совет:

На светофоре красный свет.

Для перехода нет пути.

Сейчас никак нельзя идти!

Мне наплевать на красный свет!-

Промолвил гражданин в ответ.

Он через улицу идет

Не там, где надпись «Переход»,

Бросая грубо на ходу:

Где захочу, там перейду!

Шофер глядит во все глаза:

Разиня впереди!

Нажми скорей на тормоза:

Разиню пощади!

А вдруг бы заявил шофер: -

Мне наплевать на светофор! –

И как попало ездить стал?

Ушел бы постовой с поста?

Трамвай бы ехал, где хотел?

Ходил бы каждый, как умел?

Да там, где улица была,

Где ты ходить привык,

Невероятные дела

Произошли бы вмиг.

5. - Ну вот, ребята, ваше путешествие подходит к концу. Мы добрались до Школы дорожных наук. (Рисунок на доске.)

Но игра еще не окончена. Сейчас вы сдадите экзамен:

1) Пассажиры в автобусе.

Подберите прилагательные к существительным автобус, троллейбус, трамвай. Составьте с ними предложения.

2) Пассажиры в троллейбусе.

Составьте словосочетания с глаголами переходить, запрещать, предупреждать, пересекать.

3) Пассажиры в трамвае.

Составьте предложения со словами тормози, скорость, колесо.

6. Итог занятия.

Сценарий классного часа на тему «Помни правила дорожного движения», 3 класс

Задачи

1. Напомнить школьникам Правила дорожного движения, обратить внимание на необходимость их соблюдения.

2. Способствовать формированию у детей стереотипа безопасного поведения на дороге, умения предвидеть опасность, воспитывать наблюдательность, осторожность.

3. Повторить и закрепить знания о том, как правильно переходить улицы и дороги.

Оборудование: три конверта с описанием ситуаций; зеленый, желтый, красный круги для игры «Светофор»; памятки для всех учащихся.

Ход классного часа

Беседа «Для чего нужно знать ПДД?»

Учитель. Ребята, что такое ПДД и для чего нужно знать ПДД? (Дети отвечают, а затем учитель обобщает ответы.)

На улицах и дорогах нашего города все еще происходит много дорожных происшествий, в которых гибнут и страдают люди, в том числе и дети. И это в основном учащиеся начальных классов. Одна из причин происшествий - незнание или несоблюдение правил безопасности движения. Скоро у вас начнутся летние каникулы, и вы будете самостоятельно ходить по улицам города, ездить в автобусе, переходить дорогу. Сегодня мы еще раз поговорим об этих правилах.

Обсуждение рассказа

Учитель. Послушайте рассказ. (Текст читает сам учитель или подготовленный ученик.)

Летние каникулы

Быстро пролетел учебный год. Начались веселые летние каникулы.

В яркий погожий денек вся ребятня высыпала на улицу. Кто-то взял с собой новенький футбольный мяч. Юные спортсмены решили сыграть в футбол. Коля встал на ворота, Леля стала главным нападающим, а остальные были в защите.

Игра началась. Мяч скакал и подпрыгивал, как акробат. Все очень увлеклись игрой. Вдруг Гриша послал сильный пас Леле. Мяч взмыл в воздух и покатился прямо по дороге.

Автобусы и машины мчались по шоссе. Со всех сторон слышны были сигналы. Водители стали жать на тормоза, а мяч все скакал и скакал, катился то под машинами, то под автобусами. Каким-то чудом он остановился прямо посередине дороги.

Ребята подумали: «Как же достать мяч?» Пришлось обратиться за помощью к регулировщику движения. Он поднял свой жезл, остановил поток машин, поднял мяч и строго сказал:

Вы выбрали неудачное место для игры в футбол. Здесь играть нельзя. Может случиться беда!

Учитель. Где же можно играть, не нарушая Правил дорожного движения? (Дети отвечают.)

Ребята, вы очень хорошо и дружно сейчас отвечаете, но почему- то на деле все происходит совсем не так. Послушайте еще один невыдуманный рассказ.

Авария

Вот какой случай произошел недавно на одном из самых широких проспектов Москвы. По проспекту ехал тяжелый грузовик с прицепом, полным кирпича. Впереди дорога была свободна, и шофер прибавил скорость.

Внезапно из-за кустиков на проезжую часть вылетел мячик, а за ним выскочила девочка, старавшаяся его догнать. Забыв обо всем на свете, она бежала прямо наперерез несущемуся на большой скорости грузовику.

Опытный шофер был внимателен. Он мгновенно нажал на тормоз, круто повернул руль. Громадная машина проскочила в двух шагах от девочки, не задев ее.

Однако такое резкое торможение не прошло даром. Груженый прицеп развернуло, бросило вправо, и он всей своей тяжестью ударил по двум стоявшим возле тротуара легковым машинам.

Вот какова цена легкомысленного поступка девочки...

Ребята, если вам захочется поиграть с друзьями в мяч, то сначала выберите безопасное место для игры, и тогда все будет в порядке.

Тротуар

Учитель. Как вы думаете, для движения по тротуару есть какие-то правила? (Дети отвечают.)

Сейчас вы поработаете в группах. Каждая группа получит конверт, в котором лежит листок с описанием ситуации, произошедшей с пешеходами на тротуарах и обочинах. Прочитайте текст, обсудите в группе. Постарайтесь показать нам инсценировку этой ситуации.

Ситуация 1

Участники (прохожие) делятся на две группы, которые двигаются навстречу друг другу. Учащиеся должны найти ответы на вопросы и показать:

С какой стороны тротуара должны двигаться пешеходы;

Как и с какой стороны можно обойти пешеходов;

Можно ли проходить между двумя пешеходами, которые идут рядом.

Ситуация 2

Каждый ученик берет что-либо в руку - портфель, сумку, зонтик. Участникам нужно найти ответы на следующие вопросы и показать:

В какой руке удобнее нести вещи, если на тротуаре много пешеходов;

Как надо держать зонтик;

Как пропустить человека, который идет навстречу.

Ситуация 3

Несколько учеников изображают пешеходов, которые громко разговаривают, смеются, ссорятся, сорят, свистят, толкаются, едят,

мешают движению других пешеходов. Остальные ученики обсуждают ситуацию. Далее следует коллективное обсуждение.

Физкультминутка

Учитель проводит игру «Светофор»: если показывает красную карточку - дети стоят на месте, если желтую - хлопают в ладоши, если зеленую - шагают на месте.

Переход через дорогу

Учитель. Теперь вспомним правила перехода через дорогу. Послушайте еще один рассказ.

Одна секунда - много это или мало?

Что для пешехода одна секунда - один шаг шагнуть. А машина, скорость которой 60-80 км/ч, проезжает больше 20 м.

Иногда пешеход видит: машина совсем близко, но нет же, все равно спешит перебежать дорогу перед самым ее носом. Думает: водитель успеет затормозить.

Он не хочет понимать, что водитель при всем старании, даже изо всех сил нажимая на тормоза, не успеет остановиться. Сразу не срабатывают даже самые надежные тормоза.

А если дорога скользкая, то тормозной, или остановочный, путь удлиняется.

В результате при скорости 80 км/ч машина окончательно остановится только через 400 м после того, как водитель начал тормозить. Почти полкилометра!

Вот почему через дорогу надо переходить осторожно и не мчаться наперерез машинам.

Какие правила перехода через дорогу вы помните? (Дети отвечают.)

Правила перехода через дорогу

Дорога с односторонним движением . Несмотря на то что на такой дороге транспорт движется в одну сторону, смотреть надо не только в эту сторону, но и в противоположную. Потому что навстречу транспортному потоку при включенных спецсигналах могут ехать машины скорой помощи, милиции, противопожарной и аварийных служб.

Дорога с двусторонним движением. Подойдя к проезжей части, надо остановиться и посмотреть сначала во все стороны, чтобы оценить ситуацию, затем посмотреть налево, а дойдя до середины - направо, продолжая контролировать ситуацию слева. Если не удалось сразу перейти дорогу, следует остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. При этом надо иметь в виду, что на дорогах с интенсивным движением нужно быть осторожным. Один шаг вперед или назад может стоить жизни. Машины едут слева и справа в 2-3 ряда. Из-за любого неосторожного движения можно попасть под колеса.

Загородная дорога. Переходить загородную дорогу следует так: остановиться перед ней, сказав себе: «Будь осторожен!», имея в виду, что машина может появиться с любой стороны, в том числе из-за одного из поворотов, которые всегда есть на такой дороге. Поэтому надо смотреть вокруг (дорога может быть извилистой), потом налево, направо и, убедившись в безопасности, контролируя ситуацию, переходить дорогу, по возможности не останавливаясь.

Дорожная задача

Вдоль дороги, возле которой нет тротуара, движутся две группы подростков. Первая группа - мальчики. Вторая группа - девочки. Обе группы двигаются в одном направлении. Мальчики идут вдоль правой стороны дороги, а девочки - вдоль левой стороны. Вопрос: кто из них прав? Почему? (Правильно идут девочки. При отсутствии вдоль дороги тротуара пешеходам нужно двигаться полевой стороне, навстречу идущему транспорту.)

Учитель. Помните эти правила и выполняйте их, чтобы не случилось так, как в рассказе.

Невозможно ничего исправить

Уже темнело. По улице быстро ехал автобус, возвращавшийся в парк. И вдруг перед ним появился мальчишка, перебегавший улицу. Решив, по- видимому, проскочить перед самым автобусом, мальчик неожиданно поскользнулся и упал. Все, кто это видел, замерли от ужаса. Еще мгновение - и ребенок погибнет под колесами тяжелой машины!

Это понял и водитель. Не теряя и доли секунды, он одним движением руля бросил машину в сторону, и автобус на всем ходу врезался в фонарный столб. Удар был страшен. Весь перед машины смяло, будто он был картонным. А пожилой шофер уронил голову на руки, которые еще сжимали руль. Шофер спас мальчишку, заплатив за это собственной жизнью...

Как это ни печально, но подобные аварии происходят в наших городах не так уж редко. Разбиваются машины, остаются навсегда калеками, а то и погибают хорошие, смелые и благородные люди.

Подумайте, не случится ли так, что и вы можете стать виновниками такой аварии...

Давайте разберемся, почему нельзя переходить дорогу где вздумается.

Потому что водитель не всегда ожидает появления пешехода. Ведь ему приходится наблюдать одновременно за соседними машинами, состоянием проезжей части, дорожными знаками и многим другим. Только там, где пешеходам разрешен переход улицы, водитель едет внимательно, снижает скорость. Он готовится заранее к возможной встрече с пешеходом. Почти все несчастные случаи с пешеходами происходят в местах, не предназначенных для перехода улицы.

Привычка переходить проезжую часть где угодно приводит к тому, что пешеход действует бездумно, автоматически, забывая о Правилах дорожного движения, о своих конкретных обязанностях участника движения. Такая беззаботность приводит к непоправимым ошибкам.

В правилах говорится: на участках дорог, где отсутствуют обозначенные пешеходные переходы, переходить дорогу разрешается на перекрестках по линии тротуаров или обочин, а между ними - под прямым углом в местах, где она хорошо просматривается.

Почему надо переходить на перекрестке - понять нетрудно. Перед перекрестком любой водитель заранее готовится ко всяким неожиданностям, принимает меры предосторожности, снижает скорость.

Но почему нельзя переходить улицу наискосок?

В этом случае пешеход поворачивается спиной к машинам и может их не увидеть. Кроме того, переход становится значительно длиннее. Важно выбрать хорошо просматриваемый в обе стороны участок. Обзор могут ограничивать стоящие по краям проезжей части автомобили, деревья, кустарники, заборы и другие препятствия, а также изгиб дороги либо пригорок, на который дорога взбирается. В этих случаях пешеход не видит приближающуюся машину, а водитель - пешехода. Ситуация становится крайне опасной.

Физкультминутка

(Детям было заранее дано задание выучить наизусть стихотворение. На занятии ученики должны выполнять различные упражнения. Один ученик показывает движения у доски, остальные повторяют за ним.)

Там, где шумный перекресток,

Перейти не так уж просто,

Если правила не знать.

Пусть запомнят твердо дети:

Верно поступает тот,

Кто лишь при зеленом свете

Через улицу идет!

Н. Сорокин

Правила поведения в общественном транспорте

Учитель. Вспомним правила поведения в автобусе.

На остановке

1. Соблюдай порядок, веди себя спокойно: не играй, не толкайся, не бегай.

2. Стой только на тротуаре, не наступая на бордюр.

3. Не выходи на проезжую часть.

4. Подходи к двери автобуса только после полной его остановки.

При посадке

1. Пропусти выходящих пассажиров.

2. Мальчики помогают девочкам и пропускают их вперед.

3. Соблюдай осторожность при посадке, чтобы не оказаться зажатым закрывающимися дверьми.

В салоне автобуса

1. После посадки проходи вперед, не задерживайся на ступеньках и на площадке около дверей.

2. В салоне держись за поручни или сядь на свободное место. Мальчики уступают место взрослым и девочкам.

3. При выходе не суетись и не толкайся.

В салоне нельзя:

Отвлекать во время движения от работы водителя, требуя продать билет или спрашивая названия остановок;

Шуметь, шалить, громко разговаривать, чтобы не мешать другим пассажирам;

Высовываться из окон или выставлять какие-либо предметы;

Возить с собой пачкающие предметы, острые и колющие инструменты;

Ездить в грязной, пачкающей других пассажиров одежде.

Езда на велосипеде

Учитель. Летом многие из вас непременно будут кататься на велосипеде. У кого есть велосипед? (Дети поднимают руки.) - Какие правила езды на велосипеде вам известны?

Правила езды на велосипеде

1. По улицам городов и шоссейным дорогам на велосипеде разрешается ездить лишь с 14-летнего возраста.

2. Велосипедист обязан хорошо знать устройство велосипеда и постоянно поддерживать свою машину в хорошем техническом состоянии, особо надо проверять надежность руля и тормозов.

3. В некоторых городах, чтобы получить право управлять велосипедом, надо сдать экзамены по Правилам дорожного движения и получить номерной знак.

4. При движении по улице или шоссе велосипедисты не должны удаляться от тротуара или обочины далее чем на метр.

6. Тротуары улиц, пешеходные дорожки бульваров, парков - не для велосипедистов!

1. Ездить на велосипеде, держась за руль одной рукой или без рук.

2. Цепляться за проезжающий мимо транспорт.

3. Катать на одноместном велосипеде взрослых или детей.

4. Перевозить предметы, которые мешают управлению или выступают более чем на полметра в длину или ширину.

Обобщение. Викторина «Знаешь ли ты?»

1. Как пешеходы должны ходить по улице? (Пешеходы должны ходить только по тротуару, так как проезжая часть улицы предназначена для транспорта.)

2. Какой стороны тротуара должны придерживаться пешеходы? (,Пешеходы должны придерживаться правой стороны тротуара, чтобы не мешать идущим навстречу людям.)

3. Можно ли переходить улицу наискосок? (Нельзя. Улицу надо переходить прямо, так как это уменьшает время пребывания на проезжей части.)

4. Почему нельзя устраивать игры на проезжей части улицы? (Игры на проезжей части улицы мешают движению транспорта, а главное, дети, увлекшись игрой, могут попасть под колеса машин.)

5. Можно ли переходить улицу на желтый сигнал светофора? {Нельзя. Желтый сигнал светофора означает «Внимание!». Он включается при смене сигналов светофора. Для перехода улицы надо дождаться зеленого сигнала.)

6. Как надо переходить улицу, если нет светофора? (Прежде чем начать переход улицы, надо сначала посмотреть налево и направо и пропустить приближающийся транспорт. Дойдя до середины, посмотреть направо и налево и, если нет машин, закончить переход.)

7. В какой последовательности расположены сигналы в трехсекционном светофоре? (Сигналы в трехсекционном светофоре располагаются сверху вниз в последовательности: красный, желтый, зеленый.)

Игра-загадка

Учитель. Игра на внимание. Я задаю вопросы, а вы дружно отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!». Однако в вопросах может содержаться подвох. В этом случае правильным ответом является молчание.

Кто из вас в вагоне тесном уступает старшим место? (Это я, это я, это все мои друзья!)

Кто из вас идет на свет, говорящий: «Хода нет»? (Молчание.)

Кто из вас идет вперед только там, где переход? (Это я, это я, это все мои друзья!)

Кто из вас, идя домой, держит путь по мостовой? (Молчание.)

Кто же, правила не зная, едет «зайцем» на трамвае? (Молчание.)

Кто на скользкую дорогу выбегает в непогоду? (Молчание.)

Если желтый свет горит, кто идет? (Молчание.)

А кто стоит? (Это я, это я, это все мои друзья!)

Подведение итогов

(Детям раздают памятку от инспекторов ГИБДД.)

Наш юный друг!

По улицам и дорогам нескончаемым потоком движутся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, троллейбусы, трамваи. Они имеют большую скорость, их быстро остановить невозможно. Любой, кто решается неожиданно пересечь улицу перед движущимся транспортом, рискует своим здоровьем и даже жизнью. Такой риск никому не нужен.

Мы обращаемся к тебе, юный друг, и верим, что, выйдя из дома или из школы на улицу, ты всюду будешь помнить наши дружеские советы.

Будь всегда примером в соблюдении Правил дорожного движения и требуй этого от своих товарищей.

Переходи улицу по пешеходным переходам и только при зеленом сигнале светофора, а там, где его нет, - при отсутствии идущего транспорта.

Не выбегай внезапно на дорогу.

Ожидая автобус, троллейбус или трамвай, стой на тротуаре или на посадочной площадке.

Не выезжай на велосипеде на дорогу, если не выучил правил движения и тем более если тебе нет 14 лет.

Соблюдая Правила дорожного движения, ты, юный друг, будешь оберегать себя и окружающих от несчастных случаев, поможешь водителям своевременно выполнять очень важную работу по перевозке пассажиров и грузов.

Делаем ребятам предостережение:

Выучите срочно правила движения,

Чтоб не волновались каждый день родители,

Чтоб спокойны были за рулем водители!

Дополнительный материал

Памятка «Правила безопасного поведения»

Выйдя из подъезда дома и со двора, нужно внимательно посмотреть, нет ли рядом машин. Если возле дороги растут деревья и кусты, из-за которых не видно транспорта, нужно остановиться и еще раз посмотреть, нет ли машин за ними. Легковые автомобили трудно заметить за стоящими вдоль дороги большими грузовиками. Поэтому надо еще раз посмотреть, нет ли за большими автомобилями движущихся машин.

Знакомую улицу и дорогу с разрешения родителей следует переходить так: подойдя к ней, остановиться, сказать себе: «Будь осторожен!» Затем посмотреть вокруг, налево и направо. Если машин нет или они далеко, можно переходить, не останавливаясь посередине. Если сразу перейти не удалось и машины поехали, надо подождать на середине, еще раз посмотреть налево, не забывая осмотреться по сторонам, и перейти дорогу до конца.

Когда переходишь улицу или дорогу с друзьями, надо прекратить разговоры, остановиться, сосредоточиться, оценить дорожную обстановку, убедиться в безопасности. Затем посмотреть во все стороны, потом налево, направо и, если машины далеко (для ориентира - на расстоянии не ближе пяти фонарных столбов, стоящих вдоль дороги), переходить.

Задачи-шутки

Задача 1

За моими друзьями Сережей, Колей и Петей гонится дворник с метлой. Убегая от дворника, Коля и Петя перебежали улицу на красный сигнал светофора. Сережа спрятался за куст. Скольких моих друзей поймал милиционер за нарушение Правил дорожного движения? (Двоих - Колю и Петю.)

Задача 2

Тигра, Винни-Пух, Пятачок и Иа решили поиграть в футбол. Тигра решил это сделать на шоссе - гладко, ровно, удобно. Пух захотел играть на лесной полянке. Кто из них прав? (Пух.)

Задача 3

Знайка, Незнайка, Винтик и Шпунтик катались на лыжах, санках и коньках. Винтик прицепился сзади к машине и очень быстро мчался на коньках. Шпунтик на санках съезжал с горки на шоссе и веселился, когда шоферы с испугу тормозили. Знайка и Незнайка уехали на лыжах в лес. Кто из них поступил неправильно? Почему? (Винтик и Шпунтик. Они нарушили ПДД.)

Задача 4

Волк-регулировщик стоял на перекрестке и забирал всех нарушителей дорожного движения. Скольких нарушителей забрал волк, если известно, что Вовочка 2 раза перешел улицу на красный свет, Петя это сделал на 3 раза больше, а Костя в это время дома смотрел мультфильм? (Двух - Вовочку и Петю.)

Викторина «Знаешь ли ты?»

1. Какие марки отечественных автомобилей вы знаете?

2. Как должен двигаться пешеход по загородной дороге? (Навстречу идущему транспорту.)

3. Покажите жесты регулировщика и объясните, каким сигналам светофора они соответствуют.

4. Что называется улицей и из каких частей она состоит? (Проезжая часть и тротуар.)

5. По какой стороне улицы или дороги движется автотранспорт в нашей стране? [По правой.)

6. Почему опасно перебегать дорогу перед близко идущим автомобилем?

7. Для чего служит светофор, какие сигналы он подает?

8. Каковы правила пользования общественным транспортом?

9. Каковы правила перехода нерегулируемого перекрестка? (Посмотреть налево, направо и, убедившись, что близко нет машин, переходить.)

10. Какие предупреждающие знаки вам известны? («Железнодорожный переезд», «Дети», «Ремонтные работы», «Скользкая дорога» и т. д.)

11. Как должен поступить пешеход, застигнутый во время перехода желтым сигналом светофора? (Дойти до середины дороги и остановиться.)

12. Каким путем вы идете в школу?

13. В каких местах правила движения разрешают переход улицы? (Там, где есть знак перехода, светофор или «зебра».)

14. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по улицам города? (С 14 лет.)

15. Как нужно переходить улицу после выхода из транспорта? [Дойти до ближайшего перекрестка и перейти дорогу.)

16. Каковы причины детского дорожно-транспортного травматизма? (Невнимание, шалость, незнание Правил дорожного движения.)

17. В чем состоит опасность выхода на дорогу перед стоящим у тротуара автобусом, троллейбусом?

18. Почему Правила дорожного движения запрещают игры на проезжей части?

19. Куда пассажир, вышедший из трамвая, должен пройти с посадочной площадки, если ему нужно на противоположную сторону дороги? (До ближайшего перекрестка.)

20. Если регулировщик обращен к пешеходу лицом, руки его опущены, то как должен вести себя пешеход, собирающийся перейти улицу? (Стоять. Эта поза соответствует красному сигналу светофора.)

21. По какой стороне тротуара должен двигаться пешеход? (По правой.)

22. Регулировщик обращен к пешеходам правым боком, руки его опущены. Как должен вести себя пешеход? (Начать переход улицы.)

23. Что называется пешеходным переходом? (Место, предназначенное для перехода улицы.)

24. Какие виды пассажирского транспорта вы знаете? (Автобус, троллейбус, трамвай, метро.)

25. Какой сигнал светофора запрещает пешеходное и автомобильное движение? (Красный.)

26. Что означает желтый сигнал светофора? (Внимание! Приготовиться!)

27. Назовите известные вам дорожные знаки. Для чего их устанавливают на улицах и дорогах?