Заказчик не платит: как получить свои деньги? Особенности исполнения государственных заказов: судебные споры Гос контракты не оплачены что делать

Правительство хочет защитить бизнесменов, которые исполняют госконтракты: если чиновники будут тянуть с оплатой, то им грозит штраф до 50 тысяч рублей.

С 1 января 2017 года в России начнёт действовать новое наказание для нерадивых чиновников, которые "кидают" исполнителей госконтрактов - отказываются платить за выполненные работы, затягивают сроки. В Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) появится новая статья, предусматривающая штраф от 30 до 50 тысяч рублей, а также дисквалификацию. Эксперты говорят, что такие изменения помогут отбить у чиновников охоту вымогать у бизнесменов откаты за саму возможность вовремя получать бюджетные деньги по контрактам.

Сентябрь выдался для юристов администрации Краснодара беспокойным. Им пришлось ходить в местный арбитражный суд как на работу. На мэрию подала в суд фирма "Геоинжпроект", которая проектировала для неё новую школу на 1250 учеников в одном из районов города. Проектировщик все требуемые работы выполнил за пять месяцев, за что должен был получить по госконтракту 886 тысяч рублей. Мэрия работы приняла без претензий, но ни копейки денег не перечислила. Вместо этого чиновники говорили, что, мол, работы выполнены не полностью, и тянули с оплатой. Им это удавалось почти 9 месяцев. Суд таких аргументов не принял и обязал администрацию выплатить "Геоинжпроекту" всё причитающееся.

Таких судебных споров между государственными заказчиками и бизнесменами-исполнителями по всей стране - сотни. В последнее время всё чаще и чаще казённые учреждения, будь то школы, министерства, заводы, муниципалитеты, не платят по контрактам или затягивают платежи. Бывает так, что денег нет месяц, другой, третий. В середине этого года дело дошло до того, что правительству пришлось вносить поправки в закон "О контрактной системе в сфере закупок", чтобы заставить нерадивых чиновников быстрей оплачивать выполненные работы. Согласно тем изменениям расплатиться по контракту нужно в течение 30 дней.

Поправки в законы ввели, но ситуация с неплатежами так и не изменилась.

По информации Минэкономразвития, ущемление прав предпринимателей из-за неоплаты госконтрактов носит массовый характер, - говорится в пояснительной записке.

Теперь правительство решило ужесточить наказание для нерадивых госзаказчиков. Минэкономразвития внесло в Госдуму проект новой статьи в Административный кодекс. Статья будет называться "Нарушение срока и порядка оплаты при осуществлении закупок для государственных нужд". Смысл такой: если чиновник любого ведомства, отвечающий за госзакупки, нарушил правила их проведения или медлит с оплатой, ему грозит штраф от 30 до 50 тыс. рублей. То же наказание применят и в случае, если чиновник не внёс компании-подрядчику аванс в срок, указанный в контракте.

Проект предусматривает усиленное наказание за повторное нарушение. Если кто-то из госслужащих в сфере госзакупок уже раз попадался на просрочке выплат, то во второй раз за аналогичное правонарушение он получит уже дисквалификацию на срок от года до двух. Дисквалификацией называется лишение чиновника должности и временный запрет работать на аналогичных постах в других структурах.

Этот закон можно назвать детищем скандально известного экс-министра экономического развития Алексея Улюкаева. Он по поручению Дмитрия Медведева начал готовить проект за несколько месяцев до своего задержания, и подпись Улюкаева стоит под финальной версией, отправленной на согласование другим ведомствам. Финальный пакет документов уже подписал первый зампред правительства Игорь Шувалов - именно он в своё время одним из первых ратовал за проработку этого вопроса.

Перед тем как вносить законопроект, его авторы провели большую работу: они выясняли, сколько денег из бюджета он потребует, не появится ли после его принятия новых лазеек для получения взяток и прочее. Как выяснилось, коррупциогенных факторов в новом законе не выявилось. Не потребует он и новых бюджетных инъекций.

Всё уже согласовано с Генпрокуратурой, Минюстом и ФАС. Единственным ведомством, при согласовании с которым возникли проблемы, стало Министерство финансов. В Минфине не согласились с рядом положений проекта, а в Минэкономразвития отказались учитывать их мнение.

Минфин России представил замечания к законопроекту, которые не могут быть учтены, - сообщал в своём письме Дмитрию Медведеву Алексей Улюкаев.

Пока ведомства спорят, какой вид примет новый закон, бизнесмены, работающие по госконтрактам, продолжают страдать. По словам предпринимателя из "Опоры России", главы юрфирмы Urvista Алексея Петропольского, затягивание связано не только с тем, что чиновники не отдают деньги после того, как приняли все работы. Наоборот, они стараются не принять работу, поэтому и тянут с оплатой. Так они вымогают откаты только за саму возможность выплатить законные деньги.

Самая большая проблема - затягивание и вымогательство при подписании актов сдачи-приёмки выполненных работ. Тебе не подписывают акты, находят десять тысяч претензий к тому, какую работу ты выполнял. А до этого деньги не платят. Поэтому 99% заказчиков изначально договариваются, чтобы им эти акты подписали, платят деньги, откатывают 10–20%, и акты подписываются, - рассказал Лайфу Петропольский. - Например, у меня в практике был случай, когда проверяющие придрались к тому, что покрытие на детской площадке было на полсантиметра выше нормы.

Новый закон, говорит Петропольский, направлен в том числе и на борьбу с так называемыми закладками в документах закупки, которые чиновники делают под аффилированные с ними фирмы. Например, сообщил Лайфу эксперт, в закупках раньше часто прописывали, что оплату исполнитель получит не раньше, чем через полгода после выполнения работ и подписания акта приёмки. Этот принцип был нужен, чтобы бизнесмены со стороны испугались и не стали участвовать в тендере.

Новый регламент не позволяет прописать в техзадании сроки оплаты в полгода, - рассказал Петропольский. - Раньше "свои" заходили и выполняли работы, и им платили на следующий день, а "чужие" заходили - им через полгода платили. Это был такой стоп-фактор для написания техзадания, специально, чтобы проходили только "свои".

Многие могут вообще оказаться из-за этого банкротами, говорят эксперты.

Действительно, есть печальная статистика, что чиновники, отвечающие за госконтракты, часто тянут с оплатой, - рассказал Лайфу адвокат Анатолий Вербицкий. - Получается, что, когда бизнесмен получает госконтракт, он сразу вкладывает часть своих денег, чтобы в сроки укладываться, в ожидании, что это будет компенсироваться.

По словам Вербицкого, многие предприниматели вкладывают в госконтракт последние деньги фирмы, рассчитывая по завершении работ гарантированно покрыть расходы и заработать сверху. И, если чиновники подолгу не оплачивают контракт, предприниматели оказываются на мели и рискуют стать банкротами. В таких случаях скорость оплаты имеет очень большое значение.

Слова Вербицкого подтверждаются статистикой судебных исков к государственным учреждениям и ведомствам из-за просрочек выплат. Картотека арбитражных дел выдаёт в результатах поиска только за 2016 год около тысячи исков, поданных из-за неустойки по госконтракту. Большая их часть связана с неплатежами по электроэнергии, как это было, например, с детсадом "Радужный".

Детский сад за три месяца задолжал столичной энергосбытовой компании "Восток" 177 тысяч рублей за электроэнергию. Несмотря на то что энергию поставляли по госконтракту и государство выделило детсаду на это деньги, руководство тянуло с выплатами сколько могло. В итоге исполнитель контракта - "Восток" - пошёл в Арбитражный суд в надежде взыскать просрочку. "Востоку" это удалось.

Впервые о проблеме с чиновниками-неплательщиками сообщил бизнес-омбудсмен Борис Титов в своём докладе президенту Владимиру Путину за 2014 год. После этого Игорь Шувалов поручил Минэкономразвития, Минфину и ФАС проработать этот вопрос. Согласно открытым данным, к концу 2015 года общие долги чиновников перед бизнесменами - исполнителями госконтрактов равнялись 25 миллиардам рублей.

(Пермь), ведущий специалист в практике коммерческих контрактов, рассказывает, что делать, когда заказчик отказывается вам платить, и объясняет, как не попасть в такую неприятную ситуацию.

Компания обратилась в бюро, занимающееся написанием и сопровождением публикации текстов. Стороны заключили договор об оказании услуг. Впоследствии компания не вернула подписанный со своей стороны акт приема-передачи и не оплатила счет, выставленный бюро, сославшись на то, что указанные документы направлены не на тот адрес и не тому лицу.

Подобные ситуации знакомы многим, кто занимается оказанием разного рода услуг, будь то , и многих других. Вряд ли найдется хоть один исполнитель, который не сталкивался с ситуациями, когда заказчик либо не хочет в полном объеме платить за оказанные услуги, либо совсем отказывается это делать.

Как же исполнителю, во-первых, доказать заказчику (а возможно, и суду) факт оказания услуг, а во-вторых, застраховать себя от возникновения подобных ситуаций в будущем?

Услуги - это более сложная категория, чем товар. Их не измерить, не пощупать, они не хранятся на складе и не используются на производстве. Отсюда и все сложности. Факт поставки товаров доказать гораздо проще, чем факт оказания услуги. А вот когда одна сторона отказывается платить за услугу, потому что считает ее некачественной или невыполненной, а вторая настаивает, что все в порядке, и требует оплаты, разобраться, кто прав, кто виноват, бывает очень непросто.

Как получить деньги от заказчика?

Когда заказчик не платит, исполнителю необходимо защищать свои права. Если стороны договора - это участники предпринимательского оборота или иной экономической деятельности, то взыскание денежных средств за оплату услуг в суде потребует соблюдения претензионного порядка (ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Что это значит? В суд вы сможете обратиться по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования) заказчику, если иные срок и порядок не установлены законом или договором.

Поэтому решение вопросов с заказчиком, который не оплачивает оказанные услуги, начните с претензии. Отнеситесь к подготовке претензии серьезно, по возможности привлеките специалиста, поскольку документ будет являться основой для будущего иска. При направлении претензии убедитесь, что адрес заказчика (юридического лица) соответствует данным ЕГРЮЛ.

Если в договоре предусмотрена третейская оговорка, то есть рассмотрение дела третейским судом, тогда следуйте этой процедуре.

Вы также можете предложить заказчику согласовать процедуру медиации - способа урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон для достижения взаимоприемлемого решения. Но для этого нужна заинтересованность обеих сторон.

В любом случае взыскание оплаты услуг по договору - это процедуры затратные как в денежном, так и временном смысле. Поэтому лучше застраховать себя от подобных ситуаций и минимизировать риски. Поможет в этом грамотно составленный договор. От этого зависит, насколько легко исполнителю будет доказать заказчику (а если потребуется, то и суду), что услуги были оказаны в полном объеме.

Все, кто когда-нибудь смотрели юридические фильмы и сериалы, «Форс-мажоры», например, наверняка, помнят такие сцены: в переговорке сидят множество юристов, где долго, внимательно и безвылазно читают проект договора, пункт за пунктом, перепроверяют формулировки и избавляются от фраз, которые можно прочитать и понять по-разному. Но такой основательный во всех отношениях подход могут себе позволить (и делают это) крупные компании.

А что со среднестатическими представителями среднего и малого бизнеса? Как правило, в штате небольшой компании юриста попросту нет. Поэтому подготовка документов и составление договоров ложится на плечи директора или руководителя отдела продаж.

Они зачастую делают это на основе шаблонов и не вникают в мельчайшие детали так, как это сделал бы человек с юридическим образованием и опытом работы.

Помните, что договор - это как правила дорожного движения, по которым вам ездить! Если он составлен так, что каждая сторона однозначно понимает предмет и объем своих обязательств, то есть ясно, вдумчиво и подробно, то вам будет проще работать, и заказчику легче оценить проделанную вами работу и в конечном счете заплатить за нее. Зачастую в правила дорожного движения водители заглядывают тогда, когда на них накладывается штраф либо происходит ДТП. С договором похожая ситуация - стороны обращаются к документу и начинают его изучать только при возникновении споров.

Как правильно составить договор?

    Составляйте договор самостоятельно

Если используете шаблоны, то адаптируйте их под ваши конкретные договоренности с заказчиком. Определите в договоре виды и содержание услуг, которые вы как исполнитель будете оказывать. Например, можно согласовать техническое задание или иной аналогичный документ и оформить его в виде приложения к договору.

Согласуйте с заказчиком критерии качества услуг, по которым он будет оценивать и принимать работу. Они должны быть максимально объективными и проверяемыми, иначе можно попасть в ситуацию, когда заказчик будет откладывать оплату, мотивируя это тем, что услуги не соответствуют заявленному качеству. Смоделируйте в договоре порядок приемки услуг и их оплаты - он должен быть понятным сторонам и не допускать немотивированного отказа заказчика.

Кейс

Исполнитель: дизайнер

Заказчик: некоммерческая организация

Предмет договора: создание фирменного стиля

Некоммерческая организация обратилась к дизайнеру за помощью в создании логотипа. В дополнение к договору исполнитель выслал подробное техзадание, которое заказчик заполнил. Когда заказчику не понравились все разработанные варианты логотипа, исполнитель поднял техническое задание и попросил дать пояснения, в какой части выполненная работа не соответствует техзаданию. Заказчик не смог дать аргументированный ответ. Все варианты логотипа соответствовали ТЗ. Хотя на этапе согласования и приема услуг со стороны НКО стали появляться новые вводные, работа исполнителя была оплачена в соответствии с условиями договора, даже несмотря на то, что заказчик не воспользовался созданными дизайнером логотипами.

    Включите в договор условие о том, что акт об оказании услуг считается подписанным заказчиком автоматически на случай, если он его не подписывает в течение установленного договором срока.

Таким образом, если заказчик не подписал акт и при этом не представил обоснованных возражений в предусмотренный договором срок, акт считается подписанным заказчиком, а услуги - принятыми заказчиком. Задача исполнителя - соблюсти со своей стороны условия договора, а также правильно и своевременно отправить заказчику подписанный со своей стороны акт, счет и иные документы, которые предусмотрены договором (например, отчет об оказании услуг). Судебная практика поддерживает данную позицию.

Важно! Рекомендуем в раздел «Порядок сдачи и приема услуг» добавить следующий пункт: «Заказчик обязуется в течение 2-х рабочих дней со дня получения акта об оказании услуг рассмотреть, при отсутствии возражений, подписать и направить Исполнителю подписанный акт об оказании услуг или мотивированный отказ от приемки услуг. В случае если Заказчиком не направлен подписанный акт выполненных услуг или мотивированный отказ от приемки услуг Исполнителю в указанный срок, услуги по настоящему договору считаются оказанными качественно и принятыми Заказчиком полностью».

В договорах можно не ставить в зависимость оплату услуг от подписания акта, либо вообще не предусматривать подписание акта.

    Предусмотрите в договоре обязанность исполнителя предоставлять отчет об оказанных услугах (ежемесячно, ежеквартально и т. п.).

Детальный учет деятельности исполнителя поможет впоследствии подтвердить факт оказания услуг.

Кейс

Исполнитель: PR-компания

Заказчик: финансовая организация

Предмет договора: оказание PR-услуг

Ежемесячно исполнитель направлял в адрес заказчика отчет о выполненных работах, счет за оказание услуг и акт. Заказчик, как правило, оплачивал счета и подписывал акты с опозданием, но сразу за несколько месяцев. Всех это устраивало, пока стороны не решили расторгнуть договор. Заказчик посчитал, что за несколько последних месяцев услуги были не оказаны. Но направленные в его адрес отчеты, счета и акты (пусть и не подписанные заказчиком) говорили об обратном.

Оговорите, что при обмене информацией и документами по указанным каналам они признаются исходящими от стороны-отправителя и полученными стороной-адресатом. Такая презумпция поможет вам в том случае, если заказчик начнет утверждать, что не получал документы либо их получило неуполномоченное лицо.

Важно! Суд признал электронную переписку в качестве надлежащего доказательства по делу, так как адреса электронной почты, по которым велась переписка, согласованы сторонами в договоре оказания услуг, несмотря на то, что ответчик отрицал факт переписки.

    Чтобы избежать отказа заказчика оплатить услуги из-за ненадлежащей подписи на акте об оказанных услугах, предусмотрите в договоре конкретный круг лиц, уполномоченных на подписание акта.

Также приложите к акту надлежащим образом заверенную доверенность.

Какие еще документы, кроме договора, важны?

Если переговоры с должником зашли в тупик, направленные в его адрес претензии не помогают, то следующий шаг - это обращение в суд. И здесь как никогда уместны высказывания: «дьявол в деталях» и «мелочи не играют решающей роли, они решают все».

Для доказательства факта оказания услуг можно использовать любые письменные документы, имеющие отношение к этому процессу:

    договор с третьим лицом, которое было привлечено для оказания услуг;

    журнал учета;

    акты снятия показаний приборов учета;

    путевые листы, товарные накладные;

    переписка сторон, удостоверенная в нотариальном порядке;

    доверенность, выданная исполнителю;

    материальный результат оказания услуг (заключения, ходатайства, судебные решения, отчеты об оценке, бизнес-планы, фотоотчеты).

В совокупности с другими доказательствами уже в суде также могут служить:

    детализация звонков телефона истца с отображением входящих и исходящих вызовов номера телефона ответчика;

    видеозаписи, подтверждающие взаимодействие сторон;

    свидетельские показания.

Нередко уже на этапе исполнения госконтракта стороны нарушают свои обязательства. Типичным нарушением со стороны государственного заказчика является задержка оплаты. Поставщики отстаивают свои права. Посмотрим, какие решения выносят суды в подобных случаях.

Нарушение сроков по исполнению денежных обязательств

Поставщик поставил заказчику товар согласно контракту, а заказчик медлит с оплатой, стараясь максимально отсрочить исполнение своих обязательств. Поставщик обратился в арбитражный суд, чтобы отстоять свои права и получить деньги.

Факт поставки товара государственному заказчику по контракту на сумму 6 011 365 руб. подтверждается товарными накладными и актом приема-передачи товара. Таким образом, обязательства заказчика по оплате полученного товара подтверждены документально.

В свою очередь, заказчиком допущено нарушение денежного обязательства по оплате задолженности. Поэтому, в соответствии с контрактом, поставщиком заявлены требования о взыскании пени за несвоевременную оплату товара.

Кроме этого, согласно контракта, срок возврата обеспечения определен в течение 10 дней с даты поставки товара, но не ранее даты окончания действия контракта.

При этом из материалов дела следует, что поставщик исполнил обязательство по поставке 24.04.2014, что подтверждается актом, срок действия контракта истек, однако заказчик возвратил обеспечение только 09.06.2014.

Таким образом, поставщиком также заявлены требования о взыскании пени за несвоевременный возврат обеспечения.

Суд удовлетворил все требования поставщика (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2015 г. № 18АП-14989/2014).

Неправомерность отказа от оплаты

Между государственным заказчиком и организацией-поставщиком был заключен контракт на поставку товара для федеральных нужд.

Товар был поставлен в соответствии с условиями контракта, претензий к качеству нет, акты приемки подписаны.

Однако заказчик отказался оплатить товар, ссылаясь на уменьшение лимитов бюджетных обязательств и попытался расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

При этом заказчик ранее не уведомлял поставщика об изменении своих финансовых возможностей и не приостанавливал приемку товара.

ФАС считает, что действия государственного заказчика неправомерны. Односторонний отказ от выполнения обязательств возможен только при существенном нарушении контракта другой стороной.

Кроме того, если акт государственного органа об уменьшении лимита бюджетных обязательств был принят после приемки товара, то заказчик не вправе ссылаться на данное обстоятельство как основание для отказа от оплаты.

Из материалов аналогичных судебных решений можно сделать вывод: если государственный заказчик не может доказать существенные нарушения поставщиком государственного контракта, связанные с качеством поставленного объекта закупки, то односторонний отказ от оплаты нельзя признать правомерным.

Ссылка заказчика на то, что ему был уменьшен лимит бюджетных обязательств, не может служить основанием для отказа в требованиях поставщиков — с заказчиков взыскиваются суммы оплаты поставленного товара, результата выполненной работы и оказанной услуги, а также и пени за просрочку (Постановление ФАС МО от 16.09.2011 № А40-73055/10-29-613).

На практике арбитражные суды соглашаются с подобными выводами ФАС.

Привязка срока оплаты к получению финансирования из бюджета неправомерна

Заказчик уведомил поставщика, что за поставленный товар он заплатит, когда сможет. Финансирование из бюджета затянулось на неопределенный срок. Поставщик был вынужден обратиться в суд.

Из конкурсной документации и текста контракта на поставку товаров следует, что срок оплаты поставленных товаров обусловлен получением заказчиком финансирования из бюджета.

Внимание! Заказчик не вправе обусловить срок оплаты получением финансирования по соответствующей статье бюджета, так как подобное условие не может являться согласованием срока оплаты.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 24.12.2009 по делу № А27-5495/2009 отмечает, что поступление денежных средств из бюджета на финансирование оплаты выполненных по муниципальному контракту работ не является событием, которое неизбежно должно наступить, что имело место в данном случае, и не является по смыслу ст. 190 ГК РФ согласованием срока оплаты.

Второй арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 29.09.2010 по делу № А31-3303/2010 указывает на то, что обязательство, возникающее из муниципального контракта, должно содержать конкретно определенное условие о сроке оплаты товара.

Требования поставщика были удовлетворены.

Выводы

Мы рассмотрели типичные ситуации, когда заказчик явно нарушает требования законодательства по исполнению своих обязательств по контракту. К сожалению, это достаточно распространенная практика.

В подобных случаях арбитражные суды однозначно встают на сторону поставщика, если он представляет подтверждающие документы, свидетельствующие о том, что он со своей стороны обязательства по контракту исполнил.

Будет ли создан реестр недобросовестных заказчиков, о котором уже давно говорят законотворцы, — покажет время. Такой реестр помог бы участникам госзакупок уже на этапе подготовки к участию в государственных тендерах избегать недобросовестных заказчиков. А пока — можно проводить мониторинг арбитражной практики в сфере госзакупок и общаться с коллегами на отраслевых встречах. Это облегчит работу поставщиков, подрядчиков и исполнителей в сфере государственных торгов.

Ольга Степанцева,
эксперт Контур.Школы

Подробнее об исполнении, изменении и расторжении государственного контракта вы узнаете из видеозаписи вебинара «Особенности исполнения и расторжения государственного контракта. Проведение экспертизы », Контур.Школа, лектор — тендерный эксперт О.А. Бируля.

Об участии в контрактной системе узнайте на