Трансграничная чрезвычайная ситуация. Анатолий Тихонович Смирнов, Михаил Андраникович Шахраманьян, Роман Александрович Дурнев, Николай Алексеевич Крючек Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие Трансграничные чс примеры из жизни

Дата добавления: 22 Декабря 2010 в 19:04
Автор работы: Пользователь скрыл имя
Тип работы: реферат

Скачать в ZIP архиве (34.73 Кб)

Вложенные файлы: 1 файл

Скачать файл

Классификация ЧС по масштабам.docx

- 38.59 Кб

Ликвидация федеральной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

1.6 ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТРАНСГРАНИЧНОГО МАСШТАБА

К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.

В качестве примера трансграничной ЧС можно привести Бхопальскую катастрофу - последствия аварии на химическом заводе Union Carbide в индийском городе Бхопал (штат Мадхья-Прадеш ) ранним утром 3 декабря 1984 года , повлёкшей смерть, по крайней мере, 18 тысяч человек, из них 3 тысячи человек погибли непосредственно в день трагедии, и 15 тысяч - в последующие годы. По различным данным, общее количество пострадавших оценивается в 150-600 тысяч человек. Эти цифры дают основание считать бхопальскую трагедию крупнейшей в мире техногенной катастрофой по числу жертв. Завод компании Union Carbide производил популярный в то время инсектицид Севин (карбарил, 1-нафтил-N-метилкарбамат). Этот пестицид производится реакцией метилизоцианата с α- нафтолом в среде четырёххлористого углерода . Метилизоцианат (далее МИЦ) хранился на заводе в трёх частично вкопанных в землю ёмкостях , каждая из которых могла вместить около 60 000 литров жидкости. Непосредственной причиной трагедии стал аварийный выброс паров метилизоцианата, который в заводском резервуаре нагрелся выше температуры кипения (39 °C), что привело к повышению давления и разрыву аварийного клапана. В результате с 0:30 до 2:00 3 декабря 1984 года в атмосферу было выброшено около 42 т ядовитых паров. Облако метилизоцианата накрыло близлежащие трущобы и железнодорожный вокзал (находящийся в 2 км от предприятия). Большое число жертв объясняется несвоевременным информированием населения, нехваткой медперсонала, а также неблагоприятными погодными условиями - облако тяжёлых паров разносилось ветром. Причина катастрофы до сих пор официально не установлена.

Union Carbide, ответственная за эту трагедию, в 1987 году в рамках внесудебного урегулирования выплатила жертвам аварии 470 миллионов долларов. 7 июня 2010 года Индийский суд приговорил семерых виновников в этой трагедии к двум годам тюремного заключения каждого.

Ликвидация трансграничной чрезвычайной ситуации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, от размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайной ситуации. К ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться Войска гражданской обороны Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Список литературы.

  1. Белобородов В.Н., Дайнов М.И. Защита населения и территорий от ЧС. Учебное пособие для вузов.- М.: Редакция журнала «Гражданская защита», 2003г.
  2. http://www.emercom.54.ru/ class.html#2
  3. http://news.mail.ru/incident/ 1803215/?state=90&
  4. http://temsika.beon.ru/9860- 974-primery-chs-i-opredelenie- ih-po-masshtabu.zhtml
  5. http://www.regnum.ru/news/ 691160.html
  6. http://www.mchs.gov.ru/ ministry/?SECTION_ID=295
  7. http://nios.ru/competitions/ works/2007/obrsite/200/nav6. htm
  8. http://wikipedia.ru

Краткое описание

На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. На рубеже XXI века человечество всё больше и больше ощущает на себе проблемы, возникающие при проживании в высокоиндустриальном обществе. Опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Практически ежедневно в различных уголках нашей планеты возникают так называемые "Чрезвычайные Ситуации" (ЧС), это сообщения в средствах массовой информации о катастрофах, стихийных бедствиях, очередной аварии, военного конфликта или акта терроризма.

Содержание

Введение
3
1. Классификация ЧС по масштабам.
4
1.1 Локальные чрезвычайные ситуации 4
1.2 Местные чрезвычайные ситуации 5
1.3 Территориальные чрезвычайные ситуации 7
1.4 Региональные чрезвычайные ситуации. 8
1.5 Федеральные чрезвычайные ситуации 8
1.6 Трансграничные чрезвычайные ситуации 10
Заключение 12
Список литературы

Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий – это международное соглашение, направленное на предотвращение промышленных , обеспечение готовности к ним и ликвидацию последствий аварий, которые могут привести к трансграничному воздействию, включая воздействие аварий, вызванных стихийными бедствиями. Конвенция была открыта для подписания в Хельсинки (Финляндия) с 17 по 18 марта 1992 года включительно и затем в центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке до 18.09.1992 государствами - членами Европейской экономической комиссии. Она вступила в силу 19.04.2000. Россия подписала и приняла ее (постановление Правительства РФ от 4 ноября 1993 года № 1118).

Для России вступила в силу 19.04.2000. Депозитарием является Генеральный секретарь ООН. Государство - участник данной Конвенции может выйти из нее путем направления уведомления депозитарию. Выход приобретает силу на 90-й день после даты уведомления о нем депозитарием.

В Конвенции (ст. 1) определены ключевые термины. «Промышленная авария» означает событие, возникающее в результате неконтролируемых изменений в ходе любой деятельности, связанной с опасными веществами (производством, использованием, хранением, перемещением, удалением, транспортировкой). «Воздействие» - есть прямое или косвенное, немедленное или возникающее через какое-то время, вредное последствие промышленной аварии, в частности, для:

  • людей, флоры и фауны;
  • почвы, воды, воздуха, ландшафта;
  • взаимосвязи между указанными объектами;
  • материальных ценностей и культурного наследия (включающего исторические памятники).

«Трансграничное воздействие» означает воздействие в пределах действия юрисдикции той или иной Договаривающейся Стороны (участника Конвенции) в результате промышленной аварии, происшедшей в пределах действия юрисдикции другой Стороны. В ней определены также другие важные термины.

Конвенция применяется (ст.2) в отношении предотвращения промышленных аварий, обеспечения готовности к ним и ликвидации последствий аварий, которые могут привести к трансграничному воздействию, включая воздействие аварий, вызванных стихийными бедствиями, а также в отношении международного сотрудничества, касающегося взаимной помощи, исследований и разработок, обмена информацией и технологией в области предотвращения промышленных аварий, обеспечения готовности к ним и ликвидации их последствий. Она не применяется в отношении:

  • ядерных аварий и ЧС, связанных с радиоактивным заражением;
  • аварий, вызванных деятельностью на военных объектах;
  • разрушения плотин, за исключением воздействия промышленных аварий, вызванных такими разрушениями;
  • аварий на наземном транспорте, за исключением срочной ликвидации последствий таких аварий, транспортных операций на промышленной площадке, на которой осуществляется опасная деятельность;
  • случайных выбросов генетически модифицированных организмов;
  • аварий в результате деятельности в морской среде, включая разведку и разработку морского дна;
  • разливов в море нефти или других вредных веществ.

В Конвенции (ст. 3) изложены общие положения - принципы соглашения:

  • сотрудничества и всяческой предотвращаемости аварий;
  • беспромедлительного продвижения в деле предотвращения аварий;
  • расширения обязанностей операторов при осуществлении опасной деятельности и предотвращении аварий;
  • законодательного, административного и др. закрепления мер по предотвращению аварий.

В последующих статьях описаны:

  • правила установления опасных видов деятельности, проведения консультаций, составления консультативных заключений (ст. 4);
  • вопросы распространения действий Конвенции, предотвращения аварий, принятия решений о размещении объектов (ст. 5–7), обеспечение готовности к ЧС, информирования и уведомления населения и его участия в предотвращении аварий, ликвидации последствий аварий, взаимной помощи, ответственности участников Конвенции (ст. 8–13);
  • исследования и разработки, обмен информацией и технологиями (ст. 14–16);
  • создание компетентных органов и пунктов связи (ст. 17).

Статьи 18–32 имеют в основном процедурный характер. Тринадцать приложений к Конвенции - неотъемлемая ее часть.

В современных условиях, характеризуемых ростом масштабности , настоящая Конвенция является важным документом международного права, регулирующим ограничения по предотвращению .

Источники: Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий // ЕЭК ООН. Женева, 1994; Бюллетень международных договоров. 2000. № 6.

Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения

При классификации чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения следует учитывать не только размеры территории, подвергнувшейся воздействию ЧС, но и ВОЗМОЖНЫЕ ее косвенные последствия. К ним относятся тяжелые нарушения организационных, экономических, социальных и других существенных связей, действующих на значительных расстояниях. Кроме того, принимается во внимание тяжесть последствий, которая и при небольшой площади ЧС может быть огромной и трагичной.

Локальные (частные) чрезвычайные ситуации не выходят территориально и организационно за пределы рабочего места или участка, малого отрезка дороги, усадьбы или квартиры. К локальным относятся чрезвычайные ситуации, в результате которых пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

Если последствия чрезвычайной ситуации ограничены территорией производственного или иного объекта (т.е. не выходят за пределы санитарно-защитной зоны) и могут быть ликвидированы его силами и ресурсами, то эти ЧС называются объектовыми .

Чрезвычайные ситуации, распространение последствий которых ограничено пределами населенного пункта, города (района), области, края, республики и устраняются их силами и средствами, называются местными . К местным относятся чрезвычайные ситуации, в результате которых пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

Региональные чрезвычайные ситуации - такие ЧС, которые распространяются на территорию нескольких областей (краев, республик) или экономический район. Для ликвидации последствий таких ЧС необходимы объединенные усилия этих территорий, а также участие федеральных сил. К региональным относятся ЧС, в результате которых пострадало от 50 до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 500 до 1000 человек, либо материальный ущерб составляет от 0,5 до 5 млн. минимальных размеров оплаты труда.

Национальные (федеральные) чрезвычайные ситуации охватывают обширные территории страны, но не выходят за ее границы. Здесь задействуются силы, средства и ресурсы всего государства. Часто прибегают и к иностранной помощи. К национальным относятся ЧС, в результате которых пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда.

Глобальные (трансграничные) чрезвычайные ситуации выходят за пределы страны и распространяются на другие государства. Их последствия устраняются силами и средствами как пострадавших государств, так и международного сообщества.

4. Отлич чс природн характера от др чс

К ЧС природного характера относятся: гидрометеорологические (тайфуны, наводнения, смерчи, нагоны морской воды, вызывающие наводнения, пылевые бури, засухи, ливневые дожди, град, гололед, обледенение, стихийные пожары, морские бури, ураганы, сильные морозы, сильная жара, сильные туманы); гидрогеоморфологические (лавины, сели, оползни, карст) и эндогенные (землетрясения, вулканизм, цунами) явления.

ЧС техногенного характера - это ситуации, которые возникают в результате производственных аварий и катастроф на объектах, транспортных магистралях и продуктопроводах; пожаров, взрывов на объектах; загрязнения местности и атмосферы сильнодействующими ядовитыми веществами (СДЯВ), отравляющими веществами (ОВ), биологически (бактериологически) опасными и радиоактивными веществами.

Аварии и катастрофы на объектах характеризуются внезапным обрушением зданий, сооружений, авариями на энергетических сетях (ТЭЦ, АЭС, ЛЭП и др.), авариями в коммунальном жизнеобеспечении, авариями на очистных сооружениях, технологических линиях и т. д. Все эти аварии могут сопровождаться выбросами в окружающую среду, в атмосферу СДЯВ, ОВ, биологически вредных и радиоактивных веществ.

К ЧС экологического характера относится изменения состояния почв, недр Земли, ландшафтов, состояния атмосферы, гидросферы, биосферы. Все эти ЧС происходят в результате техногенных и природных чрезвычайных ситуаций.

К локальной относится чрезвычайная ситуация , в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. МРОТ на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

К местной относится чрезвычайная ситуация , в результате которой пострадало свыше10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. МРОТ на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

К территориальной относится чрезвычайная ситуация , в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн. МРОТ на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

К региональной относится чрезвычайная ситуация , в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн. МРОТ на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.

К федеральной относится чрезвычайная ситуация , в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. МРОТ на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более, чем двух субъектов Российской Федерации.

К трансграничной относится чрезвычайная ситуация , поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.

Катастрофа – неблагоприятное (несчастное) событие значительных масштабов . Международный исследовательский центр по эпидемиологии катастроф (СRED ) признает событие катастрофой, если оно отвечает хотя бы одному из четырех критериев: погибло 10 или более человек, 100 и более человек пострадало, местные власти объявили о введении чрезвычайного положения и/или пострадавшее государство обратилось за международной помощью.

Все катастрофы делят на природные и техногенные . Природные катастрофы часто называют стихийными бедствиями. На первом месте всех видов стихийных бедствий по числу погибших находятся гидрометеорологические природные катастрофы, например, наводнения и цунами, на втором – геологические (землетрясения, сходы селевых потоков, извержения вулканов и пр.).

Однако есть несколько факторов, которые позволяют предотвращать техногенные катастрофы и минимизировать их последствия. Прежде всего, это достаточно высокий образовательный уровень работников и населения в целом, а также его активная внутренняя позиция на обеспечение безопасности. Чем ответственней и профессиональней люди подходят к своим трудовым обязанностям и чем лучше их контролирует общество, тем ниже вероятность техногенной катастрофы. Кроме того, огромную роль играет подготовленность отдельных организаций и государственных структур к действиям в экстремальных условиях катастрофы.

Заключение

Понимание того, что страна все еще находится в состоянии кризиса, тянет за собой несколько важных выводов. Наступило время говорить об управлении риском не чрезвычайных, а кризисных ситуаций. И включать в это понятие нарушение в системе управления и социальную нестабильность. Опыт Закарпатья и целого ряда областей, в первую очередь Одесской, во время массового обледенения доказал, что масштаб необходимых работ из координации и обеспечения взаимодействия вышел далеко за пределы возможностей и компетенции МЧС. Уровень управления рисками в стране и координация работ в этой отрасли должны быть выше.

При этом убытки от «рукотворной беды» и другие последствия могут многократно превышать убытки от стихийного бедствия и катастроф.

Более важным заданием государства является обеспечение безопасности своих граждан, обеспечения комплексной безопасности. Поэтому, определение цели в сфере национальной безопасности, является основой основ. Это понимают во всем мире и к более важным национальным приоритетам относят прогнозирование, предупреждение и управление нестабильностью в естественной, техногенной и социальной сферах.

Стратегия управления рисками - это не только политические решения и разработки исследователей. Это выбор общества. Лучше, чтобы это был сознательный выбор. Иначе, мы снова и снова будем перед лицом фактов, которые уже осуществились, как это неоднократно было в последние годы.

1. Понятие, этапы развития, виды ЧС

2. Характеристика стихийных бедствий и защита.

3. Характеристика Биолого-социальных чрезвычайных ситуаций.

4. Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Стихийные бедствия, аварии и катастрофы - весьма час­тые явления в нашей стране. Каждый год в том или ином регионе происходят сильные разливы рек, прорывы дамб и плотин, землетрясения, бури и ураганы, лесные и торфяные пожары.

Знание причин возникновения и характера стихийных бедствий позволяет при заблаговременном принятии мер за­щиты и разумном поведении населения значительно снизить все виды потерь.

Население должно быть готово к действиям в экстре­мальных ситуациях, к участию в работах по ликвидации сти­хийных бедствий, аварий и катастроф, уметь владеть способа­ми оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

Что же представляют собой стихийные бедствия? Каковы их особенности? Каковы правила поведения и действия людей в чрезвычайных ситуациях?

"Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного при­родного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жер­твы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жиз­недеятельности людей"(ст.1 Федерального закона РФ "О защите населений и территорий от чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера").


В своем развитии чс проходят пять ха­рактерных этапов:

1. накопление отклонений от нормального процесса;

2. инициирование аварии;

3. развитие аварии, во время которой оказывается воздейст­вие на людей, природную среду и объекты народного хо­зяйства;

4. проведение спасательных и других неотложных работ,

5. восстановление жизнедеятельности после ликвидации пос­ледствий аварии.

Источниками чрезвычайных ситуаций могут быть стихий­ные бедствия, аварии или техногенные происшествия, инфекци­онные болезни людей, животных и растений, а также совре­менные средства поражения, в результате которых произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.

Поражающее действие источника ЧС заключается в нега­тивном влиянии одного поражающего фактора или их сово­купности на жизнь и здоровье людей, сельскохозяйственных животных и растений, объекты экономики и окружающую среду.

Пора­жающий фактор - это физическое, химическое или биологическое действие, которое определяется или выражается соот­ветствующими параметрами.

В нормативных документах Единой государственной сис­темы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций выделяют следующие группы ЧС:

I - природные;

II - биолого-социальные;

III - техногенные;

IV - экологические.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1094 от 13.09.1996 г. в зависимости от масштабов распространения и тяжести последствий все чрезвычайные ситуации подразде­ляются на локальные, местные, территориальные, регио­нальные, федеральные и трансграничные.

Локальная - это такая ЧС, в результате которой пострада­ло не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедея­тельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона ее не выходит за пределы территории объекта производ­ственного или социального назначения.

Местная - это ЧС, в результате которой пострадало от 10 до 50 человек; либо нарушены условия жизнедеятельности от 100 до 300 человек; либо материальный ущерб составляет от1 тыс.до 5 тыс. МРОТ на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населен­ного пункта, города, района.

Территориальная - это ЧС, в результате которой постра­дало от 50 до 500 человек; либо нарушены усло­вия жизнедеятельности от 300 до 500 человек; либо материальный ущерб составляет от 5 тыс. до 0,5 млн МРОТ на день возникновения чрезвычайной си­туации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации .

Региональная - это ЧС, в результате которой пострадало от 50 до 500 человек; либо нарушены условия жизнедеятельности от 500 до 1000 человек; либо материальный ущерб составляет от 0,5 млн, до 5 млн МРОТ на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.

Федеральная - это ЧС, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятель­ности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб состав­ляет свыше 5 млн МРОТ на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более двух субъектов Российской Федерации.

Трансграничная - это ЧС, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычай­ная ситуация произошла за рубежом, но затрагивает террито­рию Российской Федерации.

Одни и те же события, связанные с чс, называют авариями или катастрофами.

В чем состоит различие между ними?

Авария - это повреждение машины, станка, установки, поточной линии, системы энергоснабжения, оборудования, транспортного средства, здания, сооружения. Эти происше­ствия не значительны и без человеческих жертв.

Катастрофа - событие с трагическими последствия­ми, например крупная авария с гибелью людей и значитель­ным материальным ущербом.

Стихийные бедствия как явления часто приводят к авари­ям и катастрофам в промышленности, на транспорте, в ком­мунально-энергетическом хозяйстве и других сферах деятель­ности человека.

Экологическая катастрофа - стихийное бедствие, круп­ная производственная или транспортная авария (катастрофа), которые привели к чрезвычайно неблагоприятным изменени­ям в среде обитания и, как правило, к массовой гибели живых организмов и к значительному экономическому ущербу.