Регистрация яхты - как и где лучше зарегистрировать яхту. Снова о регистрации спортивных и парусных судов

Пробелы в законодательстве восполняются ведомственным нормотворчеством, причем документы разных ведомств зачастую противоречат друг другу, а нередко – и законам РФ. Несколько лет назад государство, казалось бы, решило навести порядок. Был принят Кодекс Торгового мореплавания (КТМ) и в его развитие – постановление правительства (№ 74 от 31 января 2001 г.), согласно которому надзор за спортивными судами поручался Государственному комитету по физической культуре и спорту (Госкомспорту), а за прогулочными – ГИМС.

Госкомспорт начал разработку подзаконных актов и успел выпустить «Правила классификации спортивных судов» и «Правила технического надзора за спортивными судами» (Приложения № 1 и № 2 к приказу Госкомспорта РФ № 440 от 5 ноября 2002 г.). В этом документе впервые было дано определение спортивного судна: к ним относятся суда, спроектированные, построенные или переоборудованные преимущественно или исключительно для соревнований, тренировок, дальних спортивных плаваний, занятий другими водными техническими видами спорта.

Были подготовлены и правила регистрации спортивных судов, и правила дипломирования их экипажей. Однако на этом положительное движение закончилось. Вначале дело встало из-за позиции президента ВФПС. Подготовленные Госкомспортом правила предусматривали регистрацию спортивных судов в местных Спорткомитетах, а технический надзор – через технические комиссии спортивных федераций, действующих от имени Спорткомитетов.

По сути, легализовывалась схема, успешно работающая с момента кончины Спортсудорегистра. В самом деле, зачем плодить специальные структуры со штатом, финансированием (которое непонятно откуда брать) ради нескольких десятков судов в каждом городе?

Но ВФПС настаивала на передаче функций регистрации в еще не созданные специализированные спортивные («яхтенные») порты, против чего категорически возражал Минтранс. Таким образом, согласование уперлось в явное несогласие сторон.

У президента ВФПС хватило авторитета заблокировать подготовленные правила регистрации. В результате в течение нескольких лет спортивные суда регистрировались Спорткомитетами безо всяких нормативных актов, на основании писем Госкомспорта.

Дальше пошло, как говорила Алиса, «все чудесатее и чудесатее». В 2001 г. был принят Кодекс Внутреннего водного транспорта (КВВТ), по которому все парусные суда, а также прогулочные и спортивные суда с двигателями мощностью более 55 кВт, на внутренних водных путях передавались под надзор Минтрансу (КВВТ, ст. 17.2, 35.2).

Судя по всему, это было неожиданностью даже для Минтранса, поскольку уже в феврале 2002 г. заместитель министра транспорта Н.Г.Смирнов запретил судоходным инспекциям регистрировать спортивные и прогулочные суда, не имеющие документов Регистра (а документы эти получить на наши суда невозможно, поскольку у Регистра нет технических требований к спортивным судам).

Появились и другие забавные документы, вроде соглашения между Минтрансом и ГИМС о том, что мотолодки и гидроциклы остаются под надзором ГИМС независимо от мощности мотора (все правильно по сути, только почему закон подменяется межведомственными соглашениями? Воистину, строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения).

Только через два года удалось внести поправки в КВВТ, исключив из списка поднадзорных Минтрансу судов парусные спортивные. Прогулочные же парусные суда «на речке» остались под эгидой Минтранса, у которого нет ни желания, ни возможности ими заниматься.

Не многим лучше ситуация на море: хотя тут парусники поднадзорны ГИМС, но, во-первых, у ГИМС нет ни нормативно-технической документации на парусные яхты, ни специалистов, а во-вторых, полномочия ГИМС в отношении парусных яхт заканчиваются там, где заканчивается территориальное море России (Положение о ГИМС, ст. 4).

Если вы вышли за территориальные воды или, наоборот, поднялись вверх по реке, то вы нарушили установленный вам район плавания, и, случись с вами что, страховщик вполне может отказать в выплате возмещения. Три года назад положение запуталось еще больше.

В груде документов, изданных после реорганизации правительства в 2004 г., никто сразу не заметил, что технический надзор за спортивными судами, в том числе парусными, был перепоручен Федеральной службе по надзору в области транспорта (Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. № 184).

Кроме того, постановлением № 398 от 30 июля 2004 г. этой службе дополнительно была поручена организация регистрации спортивных и прогулочных судов. В то же время ведение Регистра спортивных судов, т.е. непосредственно регистрация, поручена Федеральному агентству по Физической культуре и спорту (Постановление Правительства РФ № 901 от 31.12.2004, Устав Федерального агентства по ФКиС, п.5.3.4), а регистрация прогулочных – ГИМС (Положение о ГИМС, Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2004 г. №835).

Нечеткость формулировок породила неопределенность обязанностей. Согласно КТМ (ст. 33.5), спортивные суда регистрируются не в Регистре, а в Судовой книге. Вроде бы мелочь, но она дала основание Росспорту заявить, что «полномочия по регистрации спортивных судов, технический надзор за ними, дипломирование экипажей судов, используемых для спортивнотренировочных целей… не входят в компетенцию Росспорта» (письмо зам. руководителя Росспорта А.С.Соколова №АС-06-10/1514 от 25.05.2006 г.).

Последнее утверждение (касательно дипломирования) не соответствует действительности, поскольку противоречит Уставу (п. 5.3.3) Росспорта, в котором сказано, что именно он «осуществляет … дипломирование членов экипажей судов, используемых для спортивных и учебно-тренировочных целей».

Похоже, руководители Росспорта не читают своих собственных документов. Так или иначе, за два года ведомства, которым поручен надзор за спортивными судами, палец о палец не ударили, чтобы выполнить свои обязанности. Больше того, в начале 2006 г.

Росспорт обратился в правительство с просьбой снять с него «несвойственные обязанности». В результате всего этого бумаготворчества сложилась следующая ситуация:

– регистрацией спортивных судов не занимается никто, поскольку, даже если считать, что ее должен осуществлять Росспорт спортивные комитеты на местах не являются подразделениями Росспорта, и, следовательно, заниматься регистрацией не имеют права; – технический надзор и егистрация спортивных судов поручены различным ведомствам, хотя, согласно КТМ ст. 35.2, эти функции должны осуществляться одним органом;

– технический надзор за прогулочными парусными судами на ВВП и на морских путях поручен разным ведомствам, предъявляющим к этим судам различные и противоречащие друг другу требования, в то время как парус ные суда в подавляющем большинстве являются универсальными;

– технический надзор и регистрация прогулочных судов в морских внутренних водах РФ поручены ГИМС, независимо от их размеров и мощности. Таким образом, под юрисдикцию ГИМС могут попадать весьма крупные и технически сложные суда.

В то же время ГИМС не имеет ни нормативно-технической базы, ни специалистов для надзора за такими судами. Это позволяет владельцам этих судов фактически уходить от контроля. Прогулочные суда за пределами внутренних вод РФ не поднадзорны вообще никому (положение о ГИМС, 23.12.2004);

– ни в одном документе нет определения прогулочного и спортивного судна (определение спортивного судна содержалось в «Правилах классификации спортивных судов», см. Приказ Госкомспорта № 440 от 05.11.2002, но в связи с передачей функций технадзора Федеральной службе по надзору в области транспорта этот документ, повидимому, утратил силу).

В результате в зависимости от своих интересов разные ведомства оперируют и чрезмерно расширительным понятием (любое парусное судно – спортивное), и наоборот (спортивное судно – используемое исключительно для соревнований, но при такой формулировке достаточно выйти на яхте на тренировку, как она формально потеряет статус «спортивного судна»); – органы, которым поручен технический надзор за парусными прогулочными судами и спортивными судами, не имеют ни нормативно-технической базы, ни специалистов для надзора за этими судами.

Невозможно представить себе специалиста, который одновременно разбирается в катерах «Формулы 1», яхтах класса «Дракон», байдарках и каноэ – а ведь все это спортивные суда. Выполнение же на этих судах технических и организационных требований, ориентированных на большие коммерческие суда, технически невозможно, а это значит, что технический надзор превратится в фикцию и в вымогание денег.

Яркий пример того, что получается, когда за дело берутся, пусть и с самыми лучшими намерениями, непрофессионалы – «Технические предписания по классификации, постройке и освидетельствованию рогулочных судов» Речного Регистра. Почти ни одна из существующих и успешно эксплуатирующихся яхт этим правилам не соответствует, в то же время многие важные требования в них упущены.

Надо иметь в виду, что спортивные суда, за редким исключением, подчиняются жестким международным правилам, любое отступление от которых лишает судно возможности участвовать в соревнованиях;

– имеются типы судов, которые вообще не укладываются в существующую классификацию, как, например, суда – исторические копии, используемые для обучения морской практике, пропаганды морских традиций и т.д. На сегодняшний день госорганы технадзора (Регистр) не имеют технических требований к таким судам.

В Европе же они включаются в специальные реестры исторических судов, и к ним применяются специальные технические требования, учитывающие их конструктивные особенности и район плавания. Похоже, в Минтрансе начали понимать, что дело зашло в тупик слишком далеко. Сейчас в этом ведомстве готовится постановление правительства, по которому регистрация и технический надзор за парусными спортивными судами передается ВФПС.

Однако, даже если такое постановление будет принято, будет решена только часть проблем. Далеко не во всех городах и весях существуют местные парусные спортивные организации и, тем более, не все из них входят в ВФПС; к тому же, я сомневаюсь, что организация, разогнавшая два года назад свой Технический комитет, способна действительно контролировать техническое состояние и безопасность яхт.

Опасаюсь, что дело сведется к тому, что за каждым судовым билетом придется ездить в Москву, а технический надзор будет перепоручен, например, ГИМС. Это было бы самым худшим из возможных сценариев. Утешает лишь то, что те законы, которые не устраивают большинство затрагиваемых ими людей, просто не выполняются.

Таким образом, в настоящее время система регистрации и технического надзора за спортивными судами находится еще в худшем состоянии, чем 15 лет назад. Однако из этого положения есть достаточно простой выход. Для чего гражданину нужна регистрация его судна? Ответ очевиден – для защиты его права собственности; для того чтобы никто не мог отобрать у него судно, сказав «мое», для государственной защиты его судна в чужих портах и территориальных водах, для того чтобы можно было нормально застраховать его и т. д.

Не так очевиден вопрос о техническом надзоре. Многие в душе смотрят на это так: судно мое, жизнь тоже моя – и отстаньте. Такой подход имеет право на существование. В самом деле, за рубежом регистрация и технический надзор для владельцев прогулочных судов – дело чаще всего добровольное и связано обычно с желанием застраховать свое судно. Страховые компании требуют определенных гарантий того, что судно не пойдет на дно при первом удобном случае. Оценка риска и необходимых мер безопасности – личное дело каждого.

Если маломерное судно двигается по общей «дороге», то оно должно быть безопасным для окружающих (иметь ходовые огни, надежно управляться) – такой минимум требований, но не более, должен быть сформулирован государственным органом. Другое дело – требования к судам, производимым на продажу. Если в паспорте продаваемого судна написано «прогулочное», его может приобрести любой «чайник».

Когда он покупает себе судно, то должен быть уверен в его безопасности, и эти требования должны контролироваться уже государственным органом. Если же судно заявлено как спортивное, то это значит, что для управления им требуется определенная квалификация, оно используется в совершенно конкретных условиях, и технические требования к нему определяются его назначением.

Не каждый ведь способен даже усидеть на гоночном велосипеде, тем не менее никому не приходит в голову запретить их продажу! Третья категория – чартерные и учебные суда. Если человек заплатил деньги за свой отдых или обучение, то он вправе рассчитывать на безопасность, и такие суда во всех странах рассматриваются как коммерческие с соответствующим ужесточением требований к ним. Таким образом, чтобы обеспечить удобный для владельцев и эффективный способ регистрации и технического надзора, по нашему мнению, нужно:

– законодательно отделить органы регистрации от органов технического надзора. Регистрация – это подтверждение права собственности, технический надзор – годности судна к плаванию. Судно может годами стоять на берегу, являясь в полном смысле объектом недвижимости, но представлять для владельца определенную ценность;

– принять заявительный характер регистрации. Владелец сам определяет назначение своего судна (спортивное или прогулочное). Тем самым он выбирает, каким техническим требованиям должно соответствовать его судно и к кому он должен обращаться за свидетельством о годности к плаванию (Речной или Морской Регистр, ГИМС, Спортсудорегистр и т.д.). Какой орган будет заниматься регистрацией – при этом уже не важно.

Ограничений здесь два: во-первых, орган технадзора может отказать в выдаче свидетельства о годности к плаванию, если судно не соответствует его техническим нормам, во-вторых, судно должно проходить техосмотр там, где оно зарегистрировано;

– отменить государственную регистрацию для самых мелких прогулочных и спортивных судов, эксплуатирующихся главным образом на несудоходных путях или на специально выделенных акваториях и не представляющих опасности для судоходства (гребных, разборных и надувных лодок, небольших яхточек и швертботов, мотолодок с маломощными моторами и т.д.). Это освободит инспекторов для работы с теми судами, которые действительно требуют серьезного надзора;

– технические требования ко всем маломерным судам должны соответствовать международным стандартам, подобно тому, как это принято для спортивных судов. Не надо изобретать велосипед и плодить невыполнимые требования. Все предлагаемые меры позволяют использовать существующую и хорошо себя зарекомендовавшую структуру регистрации и технического надзора, не требуют дополнительного финансирования и могут быть осуществлены в кратчайший срок.

Регистрация морских судов и яхт ― процесс, требующий обдуманного и профессионального подхода. Люди, владеющие таким имуществом, зачастую не хотят этого афишировать. Выход из такой ситуации есть ― регистрация яхт через оффшор.

В этом случае очень прост принцип, по которому происходит регистрация яхт ― оффшор становится владельцем судна. Этот принцип регистрации морских судов «маскирует» реального владельца имущества и дает большие возможности для конфиденциальности. Мы готовы помочь Вам осуществить все необходимые процедуры для регистрации яхты.

Как зарегистрировать яхту ― помощь профессиональных юристов

Нужно ли Вам знать, как зарегистрировать яхту, или же можно во всем положиться на компанию, в данном случае нашу, которая совершит все процедуры? Выбор только Ваш. Даже если Вы не будете разбираться во всех нюансах, можете быть уверены, что регистрацию мы проведем безукоризненно.

В таком деле, как зарегистрировать яхту, не обойтись без посторонней помощи. Нужно обойти много инстанций, заполнить множество документов и выполнить большое количество формальностей. Толковый юрист при этом просто незаменим. Он предотвратит ошибки в заполнении и составлении документов и поможет закончить все как можно быстрее.

Регистрация яхты под иностранным флагом

Иногда может быть выгодной регистрация яхты под иностранным флагом. В частности, это связано с экономией значительных средств при оформлении или перепродаже морского судна. Чем больше стоимость судна, тем выгоднее его зарегистрировать в одной из оффшорных стран.

Самыми популярными странами для регистрации яхты под иностранным флагом являются Панама, Британские Виргинские острова и Белиз. Они имеют особенности, которые немного отличают их друг от друга, но в целом каждая из них характеризуется относительной простотой процедуры регистрации. Обращайтесь в нашу компанию, и мы поможем Вам зарегистрировать Ваше морское судно с умом!

Наша компания предлагает свои услуги по:

  • регистрации оффшорной компании;
  • регистрации яхты;
  • выдаче флага и радио лицензии;
  • дальнейшей поддержке, продлении лицензий и срока регистрации судна.

Юрисдикции, с которыми мы работаем:

Вне зависимости от того, решили ли вы купить яхту для частных прогулок или же торговое судно для ведения бизнеса, вам обязательно нужно будет предварительно оценить ценовой диапазон и класс судна, которое подойдет вам наилучшим образом, особенностей его размещения и обслуживания. Однако, задумываясь о покупке водного судна, стоит также рассмотреть еще один немаловажный вопрос – где его лучше зарегистрировать? Ведь регистрация как частного, так и коммерческого судна «на родине» не всегда подходит по ряду причин. В таком случае, мы рекомендуем вам обратить внимание на такую услугу, как регистрация яхты за рубежом.
Что собой представляет регистрация яхты в оффшоре? Это абсолютно законная процедура, дающая при правильном планировании целый ряд преимуществ, речь о которых и пойдет ниже.
1. Экономия. Безусловно, одной из наиболее веских причин для регистрации яхты под флагом другого государства является значительная экономия средств – ведь при этом отпадает такая неприятная необходимость уплаты таможенных пошлин и налогов. Также некоторые юрисдикции, к примеру, Панама, Кипр и пр. предоставляют зарегистрированным у них судам и судоходным компаниям значительные льготы на регистрацию и обслуживание судов, а также на прибыль от деятельности компаний (в случае, если оффшорные суда используются для коммерции и деятельность ведется за пределами страны регистрации).
2. Удобство. Регистрация яхт за рубежом позволяет избежать утомительных бюрократических процедур. Практика показывает, что оформление судна в правильно выбранном офшоре, осуществляется по простой, быстрой и прозрачной схеме. Время регистрации, как правило, занимает не более 2 – 3 недель. Также стоит отметить очевидную простоту и удобство обслуживания судна, зарегистрированного в одном из мировых центров мореходства.
3. Конфиденциальность. Если вы по каким-либо причинам не хотите информировать родное государство, или же своих друзей и родственников о том, что являетесь счастливым владельцем яхты, в офшоре вы можете приобрести ее конфиденциально – для этого на ваше имя , на которую и будет оформлено ваше судно. При этом многие офшорные территории придерживаются политики строгой конфиденциальности – то есть сведения о бенефициаре (владельце компании) являются закрытой информацией и разглашению не подлежат.
4. Вопрос репутации. Разумеется, зарегистрированную в офшоре яхту вы с легкостью можете использовать и у себя на родине, однако, если вы мечтаете, к примеру, о южных морях, то регистрация судна в соответствующем регионе не только придаст вашим путешествиям некий ореол романтики, но и может значительно упростить путешествия в выбранных водах. Кроме того, оффшорные суда, плавающие, скажем, под английским торговым флагом (и без проблем зарегистрированные на Британских Виргинских островах) не только пользуются уважением во всем мире, но и могут при необходимости прибегнуть к поддержке консульства Великобритании.

Где лучше всего регистрировать оффшорные суда

Так какую же юрисдикцию выбрать лучше всего? Готового рецепта здесь нет, все зависит в первую очередь от ваших предпочтений и планов. Специалисты Clobal Corporate Consulting в первую очередь рекомендуют обратить внимание на государства с развитым судоходством (например, Панама, Мальта, Сингапур, Кипр) и на заморские территории Великобритании (Британские Виргинские острова, Гибралтар, Каймановы острова и т. д., а также острова Мэн, Гернси и Джерси). Однако выбор оптимальной юрисдикции достаточно непрост и требует учета множества факторов, среди которых стоит выделить следующие:

  • территория, на которой планируется использование судна; возможность ведения коммерческой деятельности в выбранном регионе;
  • особенности порта, климат;
  • особенности регистрации судна в данной юрисдикции (стоимость процедуры, и возможные последующие сборы, срок действия сертификата о регистрации, возможность оформления временной регистрации, особенности оформления офшора и т. п.);
  • возможность постройки судна, особенности эксплуатации.

Для того, чтобы подобрать наиболее удобный для вас порт и налоговый режим, мы рекомендуем вам воспользоваться профессиональной помощью наших консультантов. Связаться с нами можно по скайпу, телефону или по электронной почте.
Успеха вам в выборе и регистрации яхты и счастливого плавания!

При регистрации яхт и коммерческих судов на сегодняшний день среди судовладельцев всего мира популярностью пользуются флаги различных экзотических государств. Основной причиной такой тенденции служит существенная экономия на расходах, налогах и пошлинах, связанных с регистрации судов в оффшорах. Регистрация коммерческих суден на оффшорную компанию позволяет конфиденциально владеть и управляють значительным торговым флотом.

Дополнительные преимущества оффшорной регистрации судна
Некоторые флаги могут предложить дополнительные преимущества для яхт и их владельцев. Английский торговый флаг Британских Виргинских островов признан во всем мире; и суда, плавающие под ним, имеют право на поддержку Британского консульства и Верховного Комиссара и Королевского военно-морского флота. Морские флаги Панамы и Кипра также имеют свои преимущества.

Структура собственности яхты
Если вы предпочитаете владеть яхтой конфиденциально, мы можем зарегистрировать оффшорную компанию (IBC) и передать яхту в ее собственность. Данный вариант вляется рекомендуемым для вледения коммерческими суднами, а также яхтами, которые возможно время от времени будут сдаваться в чартер. В этом случае Вы будете являться владельцем оффшорной компании, которая, в свою очередь, владея яхтой, будет ограничивать ваши личные обязательства и ответственность как владельца судна. Такое решение позволит защитить Ваши активы и использовать яхту в частном порядке, без официальных отчетов о Вашей личной собственности.

Как зарегистрировать яхту на оффшор. Услуги по регистрации суден и яхт
Как минимум для регистрации яхты или судна вам достаточно приобрести оффшорную компанию в одной из рекомендуемых юрисдикций, открыть счет на эту оффшорную компанию в банке и далее вы можете самостоятельно поставить судно на временный учет до 6 месяцев, оплатить все необходимые платежи и полшнины, далее при необходимости собрать необходимые документы для проведения постоянной регистрации. Мы предотавляем весь спектр услуг, начиная с регистрации оффшорной компании (для соблюдения конфиденциальности), открытия счета и дальнейшей регистрации яхты, получения флага и радио лицензии, в том числе, дальнейшую поддержку и продление всех необходимых лицензий и регистрации судна.