Отсутствие госта в техническом задании. Товары и требования гост Чем отличается новая система стандартизации

Одной из обязанностей заказчика при осуществлении госзаказа является описание объекта закупки. Данное описание необходимо отразить в закупочной документации. Требования, предъявляемые к описанию объекта закупки, отражены в ст. 33 ФЗ-44. Как описать объект закупки правильно, и какие нарушения допускают заказчики при описании объекта закупки - об этом расскажем в настоящей статье.

Что необходимо включать в описание объекта закупки в документации?

Мы уже указали, какой статьей регламентируется описание объекта закупки - статья 33 Закона о контрактной системе. Данная норма закона содержит требование, согласно которому в описании объекта закупки должны включаться следующие данные :

Пример: закупка принтера. Указываем следующие характеристики: максимальный формат печати - А4, максимальное разрешение печати не менее 1200*1200 точек на д., скорость монохромной печати - не менее 38 листов в минуту, емкость лотка - не менее 150 листов, наличие интерфейса USB.

  • при описании объекта закупки должны использоваться показатели, условные обозначения, требования, терминология в отношении характеристик объекта закупки, которые отражены в соответствующих технических регламентах, документах, применяемых в рамках национальной системы стандартизации;

Пример: при закупке детской мебели стоит руководствоваться Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 025/2012.

Обратите внимание! Если заказчик не использовал терминологию, отраженную в технических регламентах или документах национальной системы стандартизации, то применение иной терминологии должно быть обосновано в документации о закупке.

Пример: закупка стола детского; указываем следующие показатели: высота - 460 мм, глубина - 550 мм, высота - 1030 мм.

Описание объекта закупки может содержать:

  • ссылку на товарные знаки товара, но только для тех случаев, когда при выполнении работ или оказании услуг необходимо будет использовать товар, который не является предметом контракта;

Обратите внимание! При использовании товарного знака в данном случае обязательно необходимо указывать слова «или эквивалент». Исключение составляют случаи, когда закупаются запчасти и расходные материалы к оборудованию или машинам, которые уже используются заказчиком, а также в случае, когда требуется обеспечить совместимость уже имеющихся товаров с вновь приобретаемым.

  • спецификации, планы, эскизы, тестирования, фото, чертежи, результаты работ и т.д.

Скачать пример описания объекта закупки можно в конце статьи.

Обратите внимание! Для стандартизации в области описания объекта закупки по 44-ФЗ в 2017 году был разработан Каталог товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Данный каталог размещен в ЕИС . Каталог предназначен, в том числе для единообразного описания объекта закупки. На официальном сайте госзакупок 07 октября 2017 года была размещена новость о формировании каталога, а также отмечено, что о возможности использования заказчиками данного каталога непосредственно при формировании информации и документов в ЕИС заказчики будут уведомлены дополнительно.

Какие данные не должны включаться в описание объекта закупки?

Правила описания объекта закупки по 44-ФЗ не допускают включение в данное описание указаний на:

  • товарные знаки;
  • знаки обслуживания;
  • фирменные наименования;
  • патенты;
  • полезные модели;
  • промышленные образцы;
  • место происхождения товара;
  • название производителя;
  • иные требования к объекту закупки, если такие требования приведут к ограничению количества участников закупки. Исключение - у заказчика отсутствует иной способ, который позволил бы ему более точно и четко описать требования к объекту закупки .

Также будет ошибкой, если в документации о закупке будут отражены следующие требования:

  • к производителю товара;
  • к участнику закупки;
  • к деловой репутации участника закупки;
  • к наличию производственных мощностей, трудовых и финансовых ресурсов, технологического оборудования у участника закупки, необходимых для исполнения обязательств по контракту. Исключение - случаи, когда Закон о контрактной системе допускает установление таких требований .

Мнение ФАС по закупке продуктов детского питания

Антимонопольное ведомство указало, что зачастую при формировании закупочной документации заказчики делают крупные лоты - как по номенклатуре, так и по количеству закупаемых товаров. Однако, большинство поставщиков детского питания не в состоянии поставить такое количество товара, которое бы полностью соответствовало техническому заданию. А большая часть поставщиков могут поставить часть запрашиваемого товара.

Учитывая вышеизложенное, ФАС сделала вывод о том, что в целях сохранения конкуренции заказчикам целесообразно разделять крупные лоты на несколько. В этом случае количество потенциальных участников закупки увеличится. Также у непосредственных производителей продуктов детского питания появится возможность напрямую участвовать в закупке (Методические рекомендации ФАС России для субъектов РФ по организации закупок продуктов детского питания).

Как не допускать ошибок при ведении закупок по 44-ФЗ?

Для этого удобно использовать бесплатную версию программы "Эконом-Эксперт". В ней вы сможете создать и проверить на наличие ошибок план-график и план закупок, подготовить отчет о закупках у СМП, рассчитать НМЦК и многое другое. Подробности о программе .

Судебная практика по вопросу требований к описанию объекта закупки

Нередко заказчикам приходится в суде доказывать объективность описания объекта закупки, его соответствие требованиям закона. Рассмотрим несколько примеров, когда суд подтвердил правоту заказчика, а также примеры описания объекта закупки, где суды указали на нарушения.

Примеры из судебной практики с ошибками при описании объекта закупки

Пример 1. Детская городская больница проводила закупку детских каш. Антимонопольное ведомство выдало предписание заказчику об устранении нарушений в связи с тем, что описание объекта закупки ограничивало количество участников, а точнее, было сформулировано таким образом, что под него подходили каши только одного производителя.

Антимонопольный орган отметил, что заказчик незаконно уменьшил максимальные значения витаминно-минерального состава товара, который установлен Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к продукции. Что, в свою очередь, привело к сужению круга участников закупки. Судом было установлено, что требованиям технического задания соответствовали каши только трех производителей. В то время как каши еще 4 производителей не соответствовали по отдельным показателям. В тоже время, начальная максимальная цена была сформирована таким образом, что предложить к поставке возможно было каши только одного производителя.

Учитывая данные обстоятельства, суд отметил, что характеристики, указанные заказчиком, были направлены не на определение поставляемого объекта закупки его потребностям, а на закупку товара конкретного производителя.

Суд учел тот факт, что заказчик не смог обосновать необходимость снижения максимальных значений витаминно-минерального каш, которые установлены в Единых санитарных требованиях (Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 20.09.2016 года по делу №А58-5295/2015).

Пример 2. Заказчик закупал лекарственные препараты, указав при этом в документации по закупке требования к форме таблеток, способу их деления, фасовке. Вместе с тем, суд отметил, что данные характеристики не относятся к фармакологическим свойствам лекарственных препаратов, ни связаны с их терапевтической эффективностью. Также был выявлен факт того, что данным требованиям соответствует лекарственный препарат только одного производителя. В действиях заказчика были выявлены нарушения норм Закона о контрактной системе (Обзор судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе, утв. Президиумом ВС РФ от 28.06.2017 года).

Примеры из судебной практики, когда суды подтвердили законность описания объекта закупки

Пример 1. Медицинское учреждение объявило закупку лекарственного препарата. В документации было отражено требование к упаковке - флакон или иной эквивалент, который позволит обеспечить герметичность упаковки после вскрытия. Антимонопольное ведомство посчитало, что подобное требование ограничивает количество участников закупки и выдало предписание заказчику.

Верховный Суд РФ отметил, что в данном случае предъявленные заказчиком требования о поставке лекарственных препаратов во флаконе обусловлено спецификой назначения и способа его применения. А именно, вскрытая ампула не даст возможности в течение требуемого времени сохранить лекарство. Учитывая данное обстоятельство, закупка лекарственных препаратов в ампулах приведет к тому, что бюджетные средства будут расходоваться неэффективно.

Также суд отметил, что зафиксировано несколько производителей, которые выпускают необходимый лекарственный препарат во флаконах, в самой закупке участвовали 7 компаний, который предлагали товар от двух разных производителей (Обзор судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе, утв. Президиумом ВС РФ от 28.06.2017 года).

Пример 2. Заказчик проводил закупку камер наблюдения. Антимонопольный орган выявил нарушение в описании объекта закупки - отсутствие конкретных показателей. Ведомство посчитало нарушением указание в описании товара следующих фраз заказчика (выделено курсивом): «камера видеонаблюдения должна поставляться в сборе с солнцезащитным козырьком и кронштейном со сквозной проводкой кабеля, который обеспечивает защиту кабеля от механических повреждений и воздействия атмосферных осадков; камера должна быть антивандальной и иметь корпус усиленного класса надежности, что позволяет использовать ее на неспокойных объектах, там, где отмечается не только неблагоприятное воздействие среды, но и, так называемый, человеческий фактор».

Суд отметил, что такие фразы заказчика нельзя определить как конкретные показатели объекта закупки, потому что они описывают назначение товара. При этом в решении суда отмечено, что само по себе использование таких фраз, которые поясняют необходимость отмеченных ранее характеристик товара (солнцезащитный козырек, кронштейн, антивандальная функция, корпус усиленного класса надежности), в разделе «Характеристика товара» не дает оснований для того, чтобы отнести их к характеристикам товара. Суд отметил, что спорные словосочетания носили характер пояснений, а не требований к показателям объекта закупки (Постановление АС Волго-Вятского округа от 16.02.2017 года по делу №А17-4579/2016).

Пример 3. Дошкольное учреждение проводило закупку работ по выполнению капитального ремонта отопления. В вину ДОУ вменялось отсутствие названия ГОСТов в описании объекта закупки, которым должен соответствовать товар, используемый при проведении работ. Вместе с тем, суд указал, что само по себе указание на необходимость соответствия товаров, используемых при проведении работ, требованиям ГОСТ без указания, какого именно ГОСТ, не может расцениваться как нарушение, так как участники закупки могут самостоятельно ознакомиться с требованиями государственных стандартов и сопоставить ГОСТ к товару (Постановление АС Московского округа от 16.08.2017 года по делу №А40-172144/2016).

Планируя закупку компьютеров и оргтехники по 44-ФЗ, не забывайте о существующих ограничениях и запретах в рамках национального режима. Что учесть и какой штраф можно получить за нарушения при покупке компьютера по 44-ФЗ, читайте в статье.

Применение нацрежима к закупке компьютеров по 44-ФЗ

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ в России установлены запреты и ограничения на закупки товаров иностранных производителей. Если продукция не входит в список, утвержденный Правительством, можно не бояться и покупать ее, даже если она произведена за рубежом. Перечень содержится в приказе Минэкономразвития России от 25.03.2014 г. № 155. Одна из его позиций - компьютеры и периферийное оборудование. Это значит, что к закупкам компьютерной техники и оргтехники применяются ограничения по нацрежиму.

Важно понимать, что участникам не запрещено предлагать в своих заявках компьютеры иностранного происхождения. Однако заказчик обязан установить условия, по которым они будут допущены к процедуре. Их прописывают в документации.

Для производителей из стран Евразийского экономического союза предусмотрена 15-процентная преференция в отношении цены контракта. То есть заявки участников, предлагающие компьютеры производства Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России, оцениваются с понижающим 15-процентным коэффициентом, что дает им преимущество по сравнению с остальными. Этот порядок действует для всех процедур кроме аукциона. При проведении аукциона заказчик на 15 процентов снижает цену контракта с победителем, который предложил продукцию не из страны ЕАЭС.

Как закупать компьютерую и оргтехнику по 44-ФЗ

Чтобы понять, как правильно купить компьютер по 44-ФЗ, нужно понимать, какой именно товар признается происходящим из ЕАЭС и как участник должен это подтвердить. Во-первых, страна должна быть указана в документах на товар. Во-вторых, участник должен предоставить в своей заявке один из следующих документов:

  • копия специального инвестиционного контракта (если товар произведен в рамках его реализации);
  • акт экспертизы, который выдается Торгово-промышленной палатой;
  • заключение Минпромторга;
  • декларация;
  • сертификат о происхождении товара.

Итак, что делать на практике. Рекомендуем разделить закупку компьютеров и программного обеспечения для них на две части. Для компьютерной техники пропишите в документации два механизма ограничений - по приказу № 155 и постановлению Правительства от 26.09.2016 № 968. Если разделить процедуры не получается, установите также запрет для иностранного софта по постановлению № 1236.

Техническое задание на закупку компьютеров по 44-ФЗ

Составляя ТЗ при закупке компьютеров и оргтехники по 44-ФЗ, учитывайте некоторые особенности. В целом, закон не запрещает включать в техзадание требование о гарантии производителя на компьютеры. При этом производителя не стоит указывать. При закупке компьютерной техники и оргтехники можно потребовать, чтобы, к примеру, компьютер и принтер были одного производителя (по причине совместимости), опять же, не указывая конкретную марку. Разрешено устанавливать требование совместимости с конкретной компьютерной ОС.

Если в ТЗ есть товарный знак, обязательно используйте словосочетание «или эквивалент». Также рекомендуем применять формулировки «не менее» и «не более», чтобы ФАС не приняла точные характеристики как ограничение числа участников закупки.

Каким способом можно закупить компьютер по 44-ФЗ

Какие процедуры могут использоваться при закупке комплектующих для компьютеров 44-ФЗ? Согласно распоряжению Правительства РФ от 21.03.2016 г. № 471-р компьютерное оборудование входит в список товаров, закупать которые нужно путем электронного аукциона.

Изменения при покупке компьютера по 44-ФЗ в 2018 году

Во-первых, в 2018 году заказчикам позволили без ограничений закупать ПО не только из России, но и из государств ЕАЭС. Во-вторых, был дополнен перечень радиоэлектроники, которая отвечает требованиям постановления Правительства от 17.07.2015 № 719, в нем представлены критерии отнесения продукции к не имеющей аналогов. В список добавили 11 позиций. В частности, ноутбуки, планшеты, мониторы, запоминающие устройства. С 2018 года иностранные запчасти в этой продукции не должны превышать 75% цены.

Вложенные файлы

  • Техническое задание на поставку компьютеров.docx

Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Школа закупок

Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что часть II «Техническое задание» документации об электронном аукционе, в нарушение ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, содержит требования к наличию технологического оборудования, трудовым, и другим ресурсам, необходимым для выполнения работ, являющихся предметом контракта. Так, например, на стр. 45 документации содержатся требования к каткам дорожным самоходным гладким 8 т, компрессорам передвижным с двигателем внутреннего сгорания давлением до 686 кПа(7 ат), производительностью до 5 м3/мин., рабочему строителю среднего разряда 2,7. Относительно третьего довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.

Пример описания объекта закупки по 44-фз

Важно

Из описания должно быть четко понятно, какой именно товар заказчик желает получить.

  • Приведенному описанию должно соответствовать несколько аналогичных товаров различных марок.
  • Такой товар должен существовать. Нередко заказчики описывают продукцию, которая уже давно не производится или вовсе никогда не производилась.
  • В техническом задании не должны прописываться характеристики, соответствие которым можно установить только путем лабораторных исследований.
  • Не должны быть указаны конкретные марки закупаемой продукции. Они могут быть приведены только в качестве примера и сопровождаться надписью «или эквивалент».
  • Отступление в ТЗ от этих правил приравнивается к нарушению законодательства.

Заказчик должен понимать, с какой именно целью он указывает те или иные характеристики.

Требования к описанию объекта закупки по 44-фз

Кроме того, в документации об электронном аукционе отсутствует указание на то, каким образом участнику закупки следует применять данный документ и руководствоваться им при составлении первой части заявки на участие в закупке, а также производстве самих работ. При указанных обстоятельствах Комиссия Ивановского УФАС России считает, что документация об электронном аукционе сформирована Заказчиком не единообразно и в нарушение п. 1 ч. ст. 33 Закона о контрактной системе не носит объективный характер, что затрудняет подготовку участниками закупки своих предложений. Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России Р Е Ш И Л А: 1.

Жалоба на избыточность требований заказчика в форме 2

Внимание

Заказчиком, ни Специализированной организацией доказана не была. Исходя из вышеизложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что указанные выше требования к товарам являются излишними, не носят объективный характер, что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Относительно четвертого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее Согласно п.


4 раздела 1.3 «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации об электронном аукционе общие (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные) характеристики работ (услуг), основные требования, объем работ (услуг) и иные требования, установленные Заказчиком к работам, в том числе к результату работ содержатся в Технической части (Техническом задании) – ч. II документации.
А если оно отсутствует - химические, группировочные наименования, список которых доступен на сайте государственного реестра. К примеру: «Лекарственное средство, группировочное название: Цефоперазон +[Сульбактам], лекарственная форма, порошок для приготовления раствора для внутривенного введения». 7. Допустимо требование, чтобы товар был новым, не был в употреблении или в ремонте.
Описание объекта закупки по 44-ФЗ, пример При описании объекта закупки заказчик обязан использовать следующие характеристики:
  1. Качественные. Совокупность свойств, характеристик, признаков, которые описывают объект закупки и соответствуют потребностям заказчика.
  2. Технические. Определяют технические свойства предмета торгов. Конкретные параметры, исходные и конечные величины, регламент и порядок действий при поставке, выполнении работ, оказании услуг.
  3. Эксплуатационные.

Избыточные требования к товарам по 44 ap

Из письменных пояснений следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки исходя из потребностей последнего, таким образом, Заказчик по своему усмотрению устанавливает требования к товарам, которые являются определяющими для него. Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком, Специализированной организацией документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее. 22.04.2015 года на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт РФ) в соответствии с ч. 5 ст.

Избыточные требования к товарам по 44 фз

Роль: Поставщик Пункты репутации: 119 Вернуться наверх Re: имеет ли жалоба шансы Tregart писал(а):Ну придет он в ФАС, скажет что у него на складе полки специально вот под эти гостовские коробки сделаны. Чем крыть будете? Не смешите. Ходим и кроем и почти каждый день… Хотя вначале Зак должен чем-то подкрепить такое требование не к товару поставляемому а к таре!!! Тара для одежды….

Можете мне размер одежды назвать по длине 576 см? Правда я бы перед подачей жалобы позвонил бы Заку и уточнил…»может мм»? Последний раз редактировалось Leksele 11 май 2017, 16:05, всего редактировалось 1 раз. Защита от РНП. Жалобы в ФАС, иски в арбитраж, заполнение формы 2 Leksele Профессор Сообщений: 9262 Зарегистрирован: 07 фев 2014, 16:22 Благодарил (а): 292 раз. Поблагодарили: 1048 раз. Роль: Поставщик Вернуться наверх Re: имеет ли жалоба шансы Leksele писал(а):Нарушение.

Избыточные требования к товарам по 44 фз пример

Закона о контрактной системе участнику закупки правомерно отказано в допуске к участию в аукционе. Жалоба является необоснованной.Согласно Закону о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки, если это возможно, необходимо использование стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.Комиссия УФАС усматривает в действиях Заказчика нарушения п. 1 и п. 2 ч. 1 ст.

Избыточные требования к товарам по 44 фз практика фас

Установление Заказчиками требований необъективного характера путем излишней детализации описания объекта закупки приводит к ограничению количества участников закупки, не создает предпосылок для экономии бюджетных средств. Напротив, соблюдение Заказчиками конкурентных основ описания объекта закупки приводит к увеличению количества участников закупки, соответственно, значительной экономии бюджетных средств. Указанная позиция, подтверждается судебной практикой, складывающейся на территории Ивановской области, например: решение Арбитражного суда Ивановской области по делу № А17-394/2015 от 28.04.2015.

Избыточные требования к товарам по 44 фз в 2018 году

Понятие и правила описания объекта Описать объект закупки - это по 44-ФЗ означает зафиксировать качественные и количественные его характеристики (стандарт), позволяющие идентифицировать объект. Ст. 33 ФЗ-44 описание объекта закупки требует делать с учетом определенных требований. 1. Объективный характер. При описании нельзя указывать показатели, которых нет на рынке аналогичных товаров. Также требования к предмету закупки должны соответствовать реальной потребности заказчика. Характеристики должны быть одинаково понятны для всех участников, не быть излишними и противоречивыми. К примеру, необоснованное требование к наградной продукции: ширина ленты для медали 22 см. Это не позволило предложить к поставке товары, которые отвечали бы запросам заказчика (дело об административном правонарушении Новгородского УФАС России № 1037/03 от 04.03.2015). 2.

Избыточные требования к товарам по 44 фз какие

ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны, средняя смертельная доза при ведении в желудок и т.д.; — «асфальтобетонные смеси» (стр. 47-49, 81-83, 89-91, 71-73, 92-94, 97-100, 74-75, 109-110, 112-113, 78-80, 51-53, 57-59, 60-62, 119-121, 123-124) требования к зерновому составу; 2) на стр. 45, 49-50, 53-56, 76-77, 83-88, 114-118, 169-172, 185-17, 193-197 Заказчик применил формы сметных расчётов и включил в техническую часть документации требования к наличию у участника закупки технологических и иных ресурсов необходимых для выполнения работ, являющихся предметом контракта. Например, катки массой 8 тонн, машины поливомоечные 600 литров, автогудронаторы 3500 литров, рабочий строитель среднего разряда 2,7, фреза с шириной барабана 1000 мм.


Об описании объекта закупки в отсутствие ГОСТ.

В случае отсутствия ГОСТов, Технических регламентов на поставляемый товар, для которого существует функционирующий рынок и который производится разными изготовителями, каким образом обосновать его показатели?

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ заказчик при описании объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены:

Техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»);

Документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации (Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – Закон № 162-ФЗ));

Иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В том случае, если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Таким образом, положения п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ не обязывают заказчика абсолютно во всех случаях закупок руководствоваться ГОСТами, стандартами или техническими регламентами.

Если заказчику необходимо осуществить закупку объекта с определенными качественными характеристиками, то заказчик вправе не применять ГОСТы, стандарты или технические регламенты, а описать объект закупки на основании характеристик и их показателей, которые установлены его официальными производителями.

Однако в последнем случае заказчик должен будет подготовить обоснование невозможности применения ГОСТов, стандартов, технических регламентов и необходимости применения установленных заказчиком показателей.

Кроме того, для того, чтобы достичь целей осуществления закупки, заказчику необходимо описать товар, руководствуясь их качественными характеристиками, установленными официальными производителями.

Таким образом, заказчик использует и обосновывает необходимость использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии только в случае, если законодательством Российской Федерации установлены технические регламенты, национальные стандарты и иные требования, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, в отношении объекта закупки. Об этом говорится в письме Минэкономразвития России от 03.08.2016 № ОГ-Д28-9745.

Поэтому в случае отсутствия ГОСТов, Технических регламентов на поставляемый товар, для которого существует функционирующий рынок, у заказчика отсутствует обязанность готовить обоснование невозможности применения ГОСТов, стандартов, технических регламентов и необходимости применения установленных заказчиком показателей.

Однако до появления правоприменительной практики целесообразно при закупках таких товаров подготовить обоснование необходимости использования указанных характеристик товара вместо установленных в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации показателей, требований, условных обозначений и терминологии, в документации о закупке по причине отсутствия установленных ГОСТов, стандартов и технических регламентов для данного объекта закупки.

Таким образом, в случае отсутствия ГОСТов, Технических регламентов на поставляемый товар, для которого существует функционирующий рынок, заказчик может сформировать описание такого товара на основании данных производителей такого товара, качественных показателей товара, которые необходимы заказчику, а также целесообразно подготовить обоснование необходимости использования указанных характеристик товара вместо установленных в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации показателей, требований, условных обозначений и терминологии, в документации о закупке по причине отсутствия установленных ГОСТов, стандартов и технических регламентов для данного объекта закупки.

В случае отсутствия ГОСТов, Технических регламентов на поставляемый товар, для которого существует функционирующий рынок, заказчик может сформировать его описание на основании данных поставщиков (производителей), качественных показателей товара, которые необходимы заказчику, а также целесообразно подготовить обоснование необходимости использования указанных характеристик товара вместо установленных в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации показателей, требований, условных обозначений и терминологии, в документации о закупке по причине отсутствия установленных ГОСТов, стандартов и технических регламентов для данного объекта закупки.
6. Приказ Минстроя России от 14.11.2016 № 814/пр «Об определении официального сайта федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве».

Зарегистрировано в Минюсте России 12.12.2016 № 44668.

Сайт fgiscs.mi№stroyrf.ru является официальным сайтом федеральной государственной системы ценообразования в строительстве в сети Интернет

В информационной системе ценообразования подлежит размещению, в числе прочего, следующая информация:

сметные нормативы, включенные в федеральный реестр сметных нормативов;

методики определения сметных цен строительных ресурсов;

сметные цены строительных ресурсов.


  1. О невозможности изменения контракта, если исполнитель зарегистрировался как ИП.
Регистрация физлица как индивидуального предпринимателя не создает правопреемства. Поэтому нет оснований изменять контракт.

Разъяснение касается случая, когда заказчик заключил контракт с физлицом, которое затем получило статус индивидуального предпринимателя. По мнению ведомства, такой исполнитель вправе продолжать выполнять обязательства по контракту как физлицо. Вносить изменения в контракт не нужно.


  1. Об изменении правил ведения реестра контрактов.
С января госзаказчики должны будут направлять в реестр контрактов больше сведений.

Правительство изменило правила ведения реестра контрактов.

Наиболее важные изменения вступят в силу в 2017 году поэтапно:

С 1 января госзаказчики должны направлять в реестр данные о размере аванса в случае, когда он предусмотрен контрактом;

С 1 февраля при закупке лекарств госзаказчики обязаны передавать сведения об их наименовании, номере регистрационного удостоверения, лекарственной форме и иные данные;

С 1 апреля нужно направлять больше сведений о контрактах, которые содержат гарантийные обязательства. Так, надо будет подавать информацию о гарантии качества товара, работы, услуги и сроке такой гарантии. В реестр будут вноситься и сведения о наступлении гарантийного случая, а также об исполнении обязательств по гарантии.

Перечисленные сведения сейчас в реестр контрактов не включаются.

За непредставление сведений и документов, включаемых в реестр контрактов, должностному лицу заказчика и сейчас грозит штраф в размере 20 тыс. руб. С вступлением в силу изменений он будет применяться и за ненаправление перечисленных данных.

Документ: Постановление Правительства РФ от 01.12.2016 № 1285 (вступает в силу 1 января 2017 года, за исключением отдельных положений)
9. Постановление Правительства РФ от 26.09.2016 № 968 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Вправе ли государственный заказчик заключить договор на поставку компьютера по п. 4 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2016 № 44-ФЗ без проведения конкурентного способа закупки? Если да, то нужно ли поставщику компьютера прикладывать к договору на поставку копию документа, подтверждающего признание компьютера продукцией, произведенной на территории Российской Федерации?

Заказчик вправе осуществить закупку товаров радиоэлектронной промышленности, включая компьютеры, в том числе происходящие из иностранного государства, у единственного поставщика. Приложения документов, подтверждающих страну происхождения, в этом случае не требуется.

Обоснование позиции:

Прежде всего, отметим, что в соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей, далее - контрагенты) или осуществляют закупки у единственного контрагента.

Согласно ч. 5 ст. 24 Закона № 44-ФЗ выбор способа определения контрагента принадлежит заказчику, который осуществляет его в соответствии с положениями главы 3 этого Закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В силу же ч. 2 ст. 48 Закона № 44-ФЗ заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 указанного Закона.

Анализ указанных норм показывает, что страна происхождения товара или территориальная принадлежность лица, выполняющего работы или оказывающего услуги, практически не оказывает влияния на правила выбора заказчиком способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Данный фактор может служить основанием для выбора способа закупки лишь при лечении гражданина иностранной организацией за пределами РФ (п. 3 ч. 2 ст. 83, п.п. 9 и 34 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), при закупке российского вооружения, не имеющего других российских аналогов (п. 7 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), при осуществлении закупки товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, по регулируемым ценам и с учетом особенностей, предусмотренных ст.ст. 111.3 и 111.4 Закона № 44-ФЗ (п.п. 47 и 48 ч. 1 ст. 93 указанного Закона).

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона № 44-ФЗ при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

Согласно же ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Отсюда, на наш взгляд, можно сделать выводы, что запреты и ограничения допуска товаров, работ, услуг, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок, устанавливаемые на основании ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ, носят характер исключения, а значит, вводящие их нормы не могут толковаться расширительно.

На основании ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ принято и постановление Правительства РФ от 26.09.2016 № 968 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление № 968). Запрет на закупку указанных товаров каким бы то ни было способом не устанавливается.

В соответствии с п. 2 Постановления № 968 заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в Перечень и происходящих из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:

Согласно же п. 3 Постановления № 968, если заявка (окончательное предложение), которая содержит предложение о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств, не отклоняется в соответствии с установленными этим постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные Минэкономразвития России. Данные условия установлены приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 и фактически сводятся к установлению ценовых преференций для товаров российского происхождения (подробнее смотрите об этом в следующем материале: Энциклопедия решений. Условия допуска отдельных иностранных товаров к закупкам по Закону № 44-ФЗ).

Как видим, ограничения, и условия допуска фактически сводятся к установлению преимущественного происхождения радиоэлектронной продукции российского происхождения, причем ограничения применяются только при наличии конкуренции между заявками указанных товаров российского происхождения. Сама по себе возможность приобретения указанных товаров иностранного происхождения не исключается.

Безусловно, данные ограничения и условия допуска могут применяться только при закупке конкурентными способами, когда участники закупки подают заявки и (иногда) окончательные предложения. Однако ни одна норма Постановления № 968 не исключает возможности закупки радиоэлектронной продукции у единственного контрагента. Более того, Постановление № 968, в отличие, например, от постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», не устанавливает обязанности заказчика, приобретающего радиоэлектронную продукцию у единственного поставщика, обосновывать невозможность закупки радиоэлектронной продукции российского производства.

В совокупности с вышеприведенными нормами Закона № 44-ФЗ это позволяет сделать вывод, что заказчик может приобретать радиоэлектронную продукцию, происходящую из иностранного государства у единственного контрагента, в том числе на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, при соблюдении условий, предусмотренных этим пунктом, без каких-либо иных ограничений.

10. Отсутствие декларации о производителе товара в соответствие с постановлением №832.

Отклонять ли заявку участника по Постановлению РФ 832 за отсутствие декларации о производителе товара?

Правительство РФ определило пищевые продукты иностранного происхождения и установило в отношении них ограничения допуска (постановление Правительства РФ от 22 августа 2016 г. № 832).

Ограничения не распространяются на государства – члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Как действует ограничение

Заказчик отклоняет все заявки с предложением иностранных товаров.

Такое требование применяется, если на участие в закупке подано две и более заявки и они удовлетворяют требованиям извещения, документации о закупке и одновременно содержат товары:

Из государств – членов ЕАЭС;

Разных производителей.

Ограничения допуска не применяются, если:

Проведение закупки началось до вступления в силу постановления № 832;

Закупка проводится на территории иностранного государства. Заказчиками являются лица, указанные в части 1 статьи 75 Закона № 44-ФЗ. Продукты закупаются для обеспечения деятельности таких заказчиков.

Если заказчик отклонил заявки с иностранным товаром, то при исполнении такого контракта нельзя:

Заменить продукты на товары иностранного происхождения (исключение: государства – члены ЕАЭС);

Заменить производителя.

Как подтвердить страну происхождения товара.

Каждый участник закупки должен продекларировать в поданной заявке наименование страны происхождения и производителя пищевых продуктов.
Наименование страны происхождения товара участник указывает согласно Общероссийскому классификатору стран мира.

В силу п. 3 Постановления № 832 подтверждением страны происхождения пищевых продуктов, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Законом № 44-ФЗ наименования страны происхождения и производителя пищевых продуктов. При этом наименование страны происхождения пищевых продуктов указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (далее – ОКСМ).

Т акими образом, из буквального прочтения п. 3 Постановления № 832 наименование страны происхождения и производителя может быть указано участником закупки как в отдельном документе-декларации, представленном в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе (п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ), так и в составе сведений о стране происхождения товара, предоставляемых в первой части заявки (п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).

Поэтому заказчик не вправе отклонить заявку участника в случае не предоставления отдельной декларации о стране происхождения и производителе товара.

При этом, если участник не предоставил информацию о производителе (в любой форме), то заказчик не должен отклонять заявку такого участника, а с учетом данных обстоятельств решать вопрос о применении п. 2 Постановления № 832.

Центр содействия предпринимательству осуществляет подготовку требований к применяемым материалам и товарам со стороны Заказчика для аукционной документации с последующей проверкой форм 2 участников торгов.

Стоимость разработки требований к материалам от 5000 рублей.

Для чего Заказчику предъявлять требования к применяемым товарам и материалам?

Для того чтобы обезопасить себя от использования некачественных товаров и материалов, без соответствующих документов, паспортов качества, сертификатов.

На основании Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

п. 3 ч. 3 ст. 66 первая часть заявки должна содержать, в том числе, конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в техническом задании, и указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в техническом задании указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя .

Как составить требования к товарам без нарушения действующего законодательства и максимально точно отобразить запрашиваемые функциональные и технические характеристики?

  1. Необходимо определить все используемые материалы при исполнении работ. Сделать это можно, выпустив ресурсную ведомость из сметной программы , в которой была посчитана конкретная смета для ремонта, строительства, благоустройства или прокладки любых инженерных сетей. Аналогично можно определить необходимый для поставки товар.
  2. На каждый материал или товар сегодня есть ГОСТ или ТУ. В данных документах отображены максимальные и минимальные показатели всех функциональных характеристик запрашиваемого материала. Выбрав потребные характеристики, которые влияют на качество исполнения работ, вы отображаете это в требованиях к материалам, виде предлагаемых максимальных и минимальных значений тех или иных характеристик. Количество запрашиваемых Вами характеристик должно точно отображать требования к материалам и не ограничивать конкуренцию между производителями товаров. Требования не должны указывать на конкретный материал или товар. В противном случае, участник, который хотел предложить Вам товар аналог со схожими по функциональным характеристиками может обратится в ФАС с целью привлечь Вас к ответственности за ограничение конкуренции.
  3. При составлении требований к функциональным и техническим характеристикам товаров вы должны пользоваться общепринятыми правилами русского языка и отражать все нюансы в инструкции по заполнению первой (обязательный документ) , таким образом, чтобы участники могли точно понять ваши требования. При любых двояких толкованиях вы навлекаете на себя риск жалобы в ФАС, а это может привести к затягивания сроков электронного аукциона и следовательно проведению работ. К тому же при нечеткой инструкции придется постоянно отвечать на запросы и так же, после внесения изменений сдвигать сроки проведения госзакупки. Четкая, понятная и выверенная до единого слова, знака препинания, символа инструкция позволит в отведенные сроки провести закупку с минимальными усилиями от вас.

Если же цель усложнить и запутать участника то, в этом случае рекомендуем более подробно запрашивать характеристики товаров, что увеличит объем работ по подготовке первой части заявки , а при четкой инструкции и без изменения по ходу процедуры госзакупки сократит время и неизбежно приведет к неточностям. Наши специалисты всегда очень точно находят подобные несоответствия при заполнении на скорую руку.

Пример требований к функциональным и техническим характеристиками товаров.

Материал - Кирпич керамический одинарный

Должен соответствовать ГОСТ 530-2012. Размер 250Х120Х65мм. Полнотелый или пустотелый. Поверхность граней изделий плоская, ребра – прямолинейные. Марка по прочности должна быть 100.Марка по морозостойкости не менее F50. Класс средней плотности должен быть 1,0-1,4.Водопоглащение не должно быть менее 6%. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов (Аэфф) не должна быть более 370 Бк/кг. Группа по теплотехническим характеристикам должна быть: условно-эффективная, эффективная или повышенной эффективности. Средняя плотность, кг/м3, не более 1400. Предел прочности при сжатии, МПа, средний для пяти образцов, не должен быть менее 10,0. Предел прочности при изгибе, МПа, средний для пяти образцов, не должен быть менее 1,6. Коэффициент теплопроводности кладки в сухом состоянии. Вт/(мС) должен быть выше 0,20 до 0,46.

Инструкцию, как заполнять участнику Ваши требования можете взять на нашем сайте в разделе «Полезно знать» или написать самостоятельно. При написании инструкции самостоятельно, очень важно четко ей соответствовать самому при написании требований, дабы избежать дополнительных запросов и разъяснений относительно требований.

Что значит избыточные требования к товарам и материалам?

Многие участники, испытывая трудности при заполнении формы 2, жалуются на избыточные требования со стороны Заказчика, поэтому очень важно запрашивать только те характеристики, которые действительно обоснованны и регламентированы ГОСТ. В этом случае контролирующий орган всегда будет на стороне аукционной комиссии.

Закон не содержит такого понятия, как избыточные требования к используемому при выполнении работ товару.

ст. 33 «Правила описания объекта закупки» должно носить объективный характер. «В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) ………».

Все требования к материалам или товарам со стороны Заказчика , которые прописаны в нормативно-технической документации обоснованны и должны соблюдаться участниками заказа, а следовательно не могут вести к ограничению конкуренции. Этот факт уже неоднократно подтвержден в решениях ФАС и подобные жалобы, как правило, всегда признаются необоснованными, за исключением случаев грубых нарушений.

Заказывайте подготовку требований к техническим и функциональным характеристикам товаров у нас. Наши специалисты готовят требования к товарам и материалам в строгом соответствии с ГОСТ, СНиП и другими нормативными документами. При проверке первых частей участников мы не пропустим ни одной ошибки и неточности и отклоним с аукциона ваших конкурентов. Понижения на электронных аукционах, подготовленных нашей компанией 0,5% от начальной цены контракта. Гарантия качества предоставляемых услуг- 100%.

Работаем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заказать услугу Вы можете, обратившись по телефонам компании или написав письмо на электронную почту.