Аукцион заявка должна быть прошита и прошнурована. Как правильно сшивать документы: общепринятые правила и практические советы. Как правильно сшивать документы: пошаговая инструкция

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Р Е Ш Е Н И Е № 463
03.06.2009 г. Екатеринбург

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере размещения заказов в составе:

Пушкарёвой М.В. - заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;

Шумковой М.Г. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля за размещением заказов, члена Комиссии;

Королевой Я.В. - специалиста 3 разряда отдела контроля за размещением заказов, члена Комиссии;

рассмотрев жалобу «ЗАО «Вектор-Бест-Урал» (ул. Старых Большевиков, 75, г. Екатеринбург, 620135) на действия заказчика в лице МУЗ «Центральная городская больница № 4», Единой комиссии по размещению заказов Администрации города Нижний Тагил, уполномоченного органа в лице Администрации города Нижний Тагил (ул. Балакинская, Больничный городок, г. Нижний Тагил, 622005) при размещении заказа путем открытого аукциона на поставку расходных материалов для анализаторов иммунологической лаборатории муниципального учреждения здравоохранения «Центральная городская больница № 4» в части наличия нарушений Федерального Закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов),

в присутствии:

Единой комиссии по размещению заказов Администрации города Нижний Тагил главного специалиста отдела по размещению муниципального заказа управления муниципального заказа Администрации города Нижний Тагил Марковой И.Н. (доверенность от 02.06.2009 г. № 50-1357), и.о. начальника отдела по размещению муниципального заказа управления муниципального заказа Администрации города Нижний Тагил Шамарина С.Ю. (доверенность от 02.06.2009 г. № 50-1356),

представителя «ЗАО «Вектор-Бест-Урал» Старыгиной И.Ф. (доверенность от 02.06.2009 г. № 50-1356), Зарубина А.П. (представитель заявителя без доверенности),

УСТАНОВИЛА:

В Свердловское УФАС России поступила жалоба (вх. № 01-4671 от 29.05.2009) ЗАО «Вектор-Бест-Урал» на действия заказчика в лице МУЗ «Центральная городская больница № 4», Единой комиссии по размещению заказов Администрации города Нижний Тагил, уполномоченного органа в лице Администрации города Нижний Тагил при размещении заказа путем открытого аукциона на поставку расходных материалов для анализаторов иммунологической лаборатории муниципального учреждения здравоохранения «Центральная городская больница № 4» в части наличия нарушений Закона о размещении заказов.

О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством факсимильной связи (исх. № 4009 от 01.06.2009).


Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился и пояснил, что, информация о проведении открытого аукциона на поставку расходных материалов для анализаторов иммунологической лаборатории МУЗ "Центральная городская больница №4" была размещена на официальном сайте города Нижнего Тагила 22.04.2009 г. и опубликована в газете "Горный край" 24.04.2009 г. под № 28 (в соответствии с требованиями ч.1 ст.45 Федерального закона №94-ФЗ от 21.07.2005 г.) в извещении № AMGNT09108AA01 (№УЗ-110ат13-ИмЛ-03л - оригинальный номер заказчика).

Рассмотрение поступивших заявок проводилось с 10 часов 00 минут 15.05.2009 г. до 12 часов 00 минут 21.05.2009 г. Единой комиссией по размещению муниципального заказа согласно требований ч.ч. 2 и 2.2 ст. 35 Закона о размещении заказов. При этом подход к рассмотрению заявок всех участников (по всем лотам данного аукциона) у Единой комиссии был одинаков.

При рассмотрении заявки, поступившей от ЗАО "Вектор-Бест-Урал" (зарегистрирована под №1 13.05.2009 г. в 16:36) было выявлено, что прилагаемая опись присутствует в виде отдельного листа, не подшитого к заявке, т.е. комплекту документов, целостность которого она должна подтверждать.

В ходе обсуждения членами Единой комиссии данного несоответствия было принято единогласное решение об отказе в допуске к аукциону ЗАО "Вектор-Бест-Урал", руководствуясь следующим:

В составе прошитой заявки нет описи (нарушение ч.2.2 ст.35 Закона о размещении заказов и п.п. 4,5 ч.1 Информационного блока документации об аукционе (все листы заявки на участие в аукционе должны быть прошиты и пронумерованы). Заявка на участие в аукционе и том заявки на участие в аукционе должны содержать опись, входящих в ее состав документов, т.е.опись входит в состав заявки и следовательно должна быть подшита и составлять с ней единое целое.

Кроме того, при открытом аукционе процедура рассмотрения заявок на предмет их состава и комплектности согласно Закону о размещении заказов не предполагает ведение аудиозаписи и поскольку на данную процедуру отводится до 10 дней, то в условиях достаточно большого документооборота у Единой комиссии, в интересах самого участника для исключения возможности случайной утери не подшитой описи, обеспечить целостность и полноту заявки путем представления ее в подшитом виде, начиная с описи, входящих в ее состав документов. В противном случае, при утере не подшитой описи и выявления отсутствия (по каким-либо причинам) любого из документов в составе заявки вообще исключается возможность установления факта их присутствия при подаче заявки.

Все остальные участники данного аукциона (по другим лотам) подали заявки в полном соответствии с требованиями закона.

Ссылка заявителя на удобство не подшитой описи при сверке представленных в заявке документов по меньшей мере некорректна, как если бы существовали отдельно оглавления от основного содержания книг, пользовательских руководств и прочей документации.

Заслушав доводы сторон, проанализировав представленные материалы, Комиссия Свердловского У ФАС России пришла к следующим выводам:

22.04.2009 заказчик разместил на официальном сайте в сети «Интернет» извещение о проведении открытого аукциона на поставку расходных материалов для анализаторов иммунологической лаборатории муниципального учреждения здравоохранения «Центральная городская больница № 4». Вместе с извещением на официальном сайте в сети «Интернет» была опубликована документация об аукционе.

В п.п. 4, 5 ч. 1 Информационного блока документации об аукционе заказчик установил следующие требования к оформлению заявки на участие в аукционе: Заявка на участие в аукционе, том заявки на участие в аукционе должны содержать опись входящих в ее состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким


участником размещения заказа. Все листы заявки на участие в аукционе должны быть прошиты и пронумерованы, скреплены печатью участника размещения заказа и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа. Данные требования соответствуют ч. 2.2. ст. 35 Закона о размещении заказов.

Согласно ч. 2.2. ст. 35 Закона о размещении заказов все листы заявки на участие в аукционе, все листы тома заявки на участие в аукционе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в аукционе и том заявки на участие в аукционе должны содержать опись входящих в ее состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа. Соблюдение участником размещения заказа указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в аукционе и тома заявки на участие в аукционе, поданы от имени участника размещения заказа, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие в аукционе и тома заявки на участие в аукционе документов и сведений. Не допускается устанавливать иные требования, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению заявки на участие в аукционе. При этом ненадлежащее исполнение участником размещения заказа требования о том, что все листы заявки на участие в аукционе и тома заявки на участие в аукционе должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе.

21.05.2009 аукционная комиссия провела процедуру рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе. В соответствии с протоколом от 21.05.2009 аукционной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе по лоту № 3 ЗАО «Вектор-Бест-Урал».

Действия членов аукционной комиссии, принявших решение об отказе в допуске к участию в аукционе участника размещения заказа - ЗАО «Вектор-Бест-Урал» являются законными и обоснованными, так как заявка ЗАО «Вектор-Бест-Урал» не соответствовала положениям документации об аукционе.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Закона о размещении заказов аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со ст. 11 Закона о размещении заказов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 17, ст. 60 Закона о размещении заказов Комиссия,

РЕШИЛА: 1. Признать жалобу ЗАО «Вектор-Бест-Урал» необоснованной.

Можно ли отклонить заявку на участие в открытом конкурсе на основании того, что опись документов не была прошита вместе с заявкой?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Согласно ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию в соответствии с ч. 2 ст. 51 Закона № 44-ФЗ.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

В свою очередь, в силу ч. 4 ст. 51 Закона № 44-ФЗ все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.

Отмечаем, что согласно ч. 3 ст. 53 Закона № 44-ФЗ конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, в том числе, если заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.

Таким образом, опись документов, входящих в состав заявки на участие в открытом конкурсе, является листом такой заявки, который должен быть прошит с заявкой. Заявка, не содержащая опись документов, прошитую вместе с заявкой, должна быть отклонена конкурсной комиссией на основании ч. 3 ст. 53 Закона № 44-ФЗ, что подтверждается, например, решением ФАС России от 24.04.2015 по делу № К-445/15,постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 10.03.2015 по делу № А71-6214/2014.

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

Многостраничный документ прокалываем шилом или используем острый гвоздь. Для облегчения процесса прокалывания бумаги берем молоток.

  • Сколько делать отверстий? Это зависит от требований организации, которая запрашивает документы. Проколы должны равномерно располагаться по левому полю. Отверстия делаются по середине листа, расстояние между ними - 3 см.

На прошитые документы клеится лист бумаги. На нем ставится печать, подпись и дата

  • Для особо важных документов проделывается пять отверстий. Это самый надежный способ защиты бумаг от подмены.
  • Заверяем документ: готовим листик бумаги размером 4 на 5-6 см. Указываем на нем количество прошитых листов цифрами и прописью.

Как правильно сшивать документы: общепринятые правила и практические советы

Текст такой:В деле прошнуровано, пронумеровано и скреплено печатью () листов Подпись (должность, фамилия и инициалы)

  • Теперь нужно пронумеровать документы. Место для цифр - правый верхний угол, нумеруют черным карандашом.


    Ставить чернилами не разрешается. Номера не должны закрывать текст.

Нумерация строго регламентирована:

  • нумеруются только листы и ни в коем случае не страницы;
  • опись, находящаяся в деле, нумерации не подлежит;
  • письма с конвертами, нумеруются так: сначала нумеруются конверты, затем остальные листы;
  • материалы, которые уже имеют нумерацию, все равно нумеруют заново;
  • листы большего размера складываются и нумеруются одним номером;
  • документы с накрепко прикрепленными сопровождающими материалами (командировочные бланки, счета-фактуры, фото) обозначаются одним номером.

Как правильно прошивать документы?

Если дело заверяется печатью, то это также отмечается. Данную надпись наклеивают поверх узла, при этом кончики нити остаются свободными.

Подпись ставится после того, как высохнет клей, чтобы она не размазалась. Печать находится частично на заверительной надписи, частично на листе.
К надписи следует отнестись особенно тщательно, так как именно она свидетельствует о том, что документ является неприкосновенным. Если нарушена его целостность, видно, что заверительная надпись смещена, то такой документ может оспариваться в суде, или он не принимается контролирующими органами.

Какие документы и для чего нужно сшивать Все документы, которые вы сдаете в архив либо для проверки в налоговые органы, пенсионный фонд или любой другой проверяющий орган, должны быть прошиты. Не принимается документ, скрепленный степлером или склеенный.

Как грамотно прошить документы перед сдачей в архив или в налоговую

  • на документах в форме фотографий, рисунков, чертежей номера проставляются с обратной стороны;
  • цифры номеров ставятся в формате арабских цифр и по возрастанию;
  • в многотомных делах нумеруют страницы каждого из томов по отдельности.
  • когда клей подсохнет, на заверителе вписывается количество листов арабскими цифрами и в скобках прописью, его подписывает ответственное за составление дела лицо, а юридические документы - руководитель и ставиться печать.

Важно

Обратите внимание, подпись и печать обязательно ставиться так, чтобы часть ее располагалась на листике-заверителе, а часть непосредственно на заверяемом деле. Согласно заведенного порядка, это считается гарантией подлинности и неприкосновенности.

Как правильно сшивать документы: пошаговая инструкция

Внимание

Сантиметров семьдесят вам должно хватить. Для того чтобы упростить объяснения, пронумеруем отверстия. Пусть самое верхнее будет под номером 1, центральное – 2, а нижнее – 3.

Итак, шить начинаем с обратной стороны дела, протянув иглу через отверстие 2 (сзади папки остается один конец шпагата) на лицевую сторону, далее пропускаем иглу через отверстие 1, снова нить тянем на обратную сторону. Когда свободный конец шпагата и игла очутились сзади папки, то через отверстие три нужно снова двигаться на лицевую сторону, а затем вновь на оборотную через 2 отверстие.

Вот как сшивать документы в архив. Дело, как говорится, сделано. Бумаги прошиты. Теперь нужно завязать шпагат на узел (сзади).
Узел должен быть достаточно тугим и плотно прилегать к последней странице, потому что его придется зафиксировать заверительной запиской, посаженной на клей.

  • Если листов до 5-ти - отверстие проделываются иглой или дыроколом, в более толстых делах – шилом. В документах, которые передаются в архивное хранилище, допустимо до 250 листов, в них дырочки сверлят электрическим сверлом или используют специальное приспособление.
  • Теперь в отверстия нужно продеть нить или шпагат. Для прочности прошивают два раза, делают с таким расчетом, чтобы концы нити находились с тыльной стороны. Длина концов – 6 - 7 см, их завязывают на узелок, очень крепко, как можно плотнее к крайнему листу.
  • Сверху на узелок и нить наклеивают бумажную наклейку (лист-заверитель) размером 4х8 см, но так чтобы было видно концы нитки, и хорошо просматривался узелок на ней.
    Клеем заливают весь листик и тщательно приклеивают, это нужно для сохранности дела и имеющихся в нем материалов и доказательства их подлинности.

Как сшивать документы правильно в делопроизводстве, в архив, для налоговой?

Кончики шпагата должны свободно свисать из-под наклеенной бумаги. Заверим документы подписью Как правильно сшивать документы, вроде бы разобрались.

Теперь осталось заверить подшивку подписью. Она, кстати, так и называется — заверительная. Делается она на отдельном листике и приклеивается на задней стороне последней страницы. Записка обязательно должна содержать информацию о том, каково количество прошитых бумаг, с указанием особенностей (возможно, это наличие справок, фото, рисунков, чертежей). Заверительная надпись подписывается непосредственно директором или его заместителем, который указывает свою должность. Сама записка тщательно приклеивается на шпагат, которым мы шнуровали дело. Сверху на нее ставится печать предприятия. Но есть один нюанс. Оттиск печати должен частично быть на записке, а частично — на самом листе дела. Это очень важный момент. И о нем следует помнить.

Как правильно сшивать бухгалтерские документы?

  • Узел обклеивается папиросной бумагой
  • Нумерация ставится в правом верхнем углу

ВИДЕО: Подшиваем отчет для налоговой Как сшить дело? Необходимо придерживаться ГОСТа и определенных правил. Инструкция:

  • Дела сшиваются в три или четыре отверстия
  • Для подшивки берется банковский шпагат
  • Стоит подшивать так, чтобы все расстояния между дырочками перекрывались нитями
  • После этого нитки связываются в узел и приклеивается небольшой отрезок
  • На нем указывают количество страниц, подпись и имя того, кто проводил сшивание
  • Ставится штамп учреждения, чтобы оттиск был на листочке и на прошиваемой странице

ВИДЕО: Сшиваем дело Как правильно прошнуровать и пронумеровать тетрадь или журнал учета: образец Если изначально вам нужно сдать в архив тетрадь или журнал, то можете его не сшивать как указано выше.

Как правильно сшивать документы

ВИДЕО: Сшиваем документы на уголок Как прошить документы в 3 дырки вручную: схема Это один из самых простых вариантов. Для этого необходимо наметить три дырки. В среднем расстоянии между отверстиями должно быть не больше 3 см.

Разметку страницы выполните линейкой. Инструкция:

  • Сложите документы один на один. После этого при помощи линейки отмерьте одинаковое расстояние с концом и в центре поставьте точку
  • От этой точки отмерьте в каждую сторону 3 см
  • При помощи шила сделайте отверстия и прошейте нитками
  • Необходимо, чтобы нить оплетала бумагу со всех сторон дырочек
  • Подробнее можно увидеть на схеме
  • После этого свяжите начало и конец шпагата, приклейте кусочек бумаги и поставьте штамп

Как прошить документы в 3 дырки вручную: схема Как прошить папку с 4 дырками: схема Такой вариант используется в делах с большим количеством листов.

Для этого необходимо расположить их по группам

  • Проверяем, правильно ли проставлена нумерация
  • Сшиваем
  • Оформляем сопроводительную надпись.
  • Готовим внутреннюю опись.
  • Заверяем готовое дело

Готовим документПрошиваемСвязываем концы нити узелкомЗаверяем Для прошитого пакета документов допускается следующее:

  • упустить этап систематизации документов
  • распределить документы без нумерации
  • возможна подача документов без заверительной надписи

Прошитые документы заверяются Этап 1:

  • Раскладываем бумаги так, как они должны располагаться в документе. Нумеруем каждую страницу цифрами в правом верхнем углу.

    Используем для этого простой карандаш.

  • Делаем проколы. Если у нас документ составлен из нескольких листов, то прокол легко сделать иголкой с ниткой.

У многих предпринимателей, секретарей и бухгалтеров, особенно начинающих, возникает вопрос: «Как сшивать документы?» Казалось бы, что в этом сложного? Однако не так все просто. Документы предоставляются в контролирующие органы или сдаются в архив, а значит, должны быть оформлены с соблюдением всех норм и правил. Давайте подробно разберемся в нюансах этой темы. Методические рекомендации делопроизводства Делопроизводство — сложный процесс в плане оформления документации. Это касается и прошивки деловых бумаг. Нельзя просто сложить пачку листов и сшить.

Очень часто документы возвращаются именно из-за того, что подшивки неверно оформлены. Чтобы понять, как правильно сшивать документы в делопроизводстве, стоит ознакомиться с Методическими рекомендациями.

Госзаказчик не может настаивать и на прошивке такой объемной заявки в виде единого пакета документов. Закон N 44-ФЗ не предполагает права устанавливать эти требования, указывает Минфин.

Если в заявке есть несколько отдельно прошитых томов, в каждом из них должна быть опись, напоминает ведомство.

Кроме того, том должен быть подписан участником или уполномоченным лицом и скреплен печатью при ее наличии.

Документ: Письмо Минфина России от 16.06.2017 N 24-05-08/37735

Текст письма Минфина России от 16.06.2017 N 24-05-08/37735

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), рассмотрев обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), сообщает следующее.

В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.

Также положениями Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в открытом конкурсе может быть как подана в форме единого пакета документов, перечень которых установлен частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, так и состоять из нескольких томов (частей), содержащих в себе указанные документы.

а) в форме единого пакета документов такая заявка должна содержать опись (также вшитую в такую заявку) входящих в ее состав документов, быть скреплена печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписана участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса;

б) состоящей из нескольких томов (частей), такая заявка должна содержать опись (вшитую в каждый том (часть) заявки) входящих в состав каждого тома (части) документов, каждый том (часть) должен быть скреплен печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписан участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса.

При этом требований о том, что заявка на участие в открытом конкурсе, состоящая из нескольких отдельно прошитых томов (частей), должна сшиваться дополнительно в единый пакет документов, а также содержать опись такого единого пакета документов, Законом о контрактной системе не предусмотрено.

Проведение конкурсов - это один из наиболее популярных конкурентных способов закупок в рамках контрактной системы. Вместе с тем конкурсная процедура в сравнении, например, с запросом котировок или электронным аукционом, требует больше времени и отличается некоторой сложностью.

Проведение конкурсов связано с множеством деталей и нюансов, которые вынуждены учитывать как заказчики, так и участники. В рамках статьи нами будет рассмотрен частный вопрос подготовки и рассмотрения заявки для участия в конкурсе, решения контрольных и судебных органов в отношении которого вызвали бурное обсуждение и далеко неоднозначную реакцию как среди участников, так и среди организаторов торгов.

Суть рассматриваемой проблемы сводится к тому, как правильно следует сшивать заявку на участие в конкурсе.

Требования 44-ФЗ к конкурсной заявке

Большинству неопытных в области госзакупок специалистов может показаться, что в данном вопросе все ясно и попросту не о чем спорить. На практике всё иначе – неверно прошитая заявка может стать причиной отстранения от участия.

Согласно части 4 закона о контрактной системе, листы непосредственно самой заявки и тома сопутствующих документов должны быть прошиты и пронумерованы. Кроме того, и заявка, и том должны иметь опись включенных в их состав документов, быть проштампованы печатью и подписаны участником.

При этом статья указывает, что отсутствие нумерации не может служить причиной для отказа в допуске к участию.

На практике требования данной статьи реализовывались с позиции того, что заявка не является чем-то самостоятельным, а представляет собой полный пакет всех необходимых документов, прошитых, пронумерованных и заверенных подписью и печатью, который при необходимости – например в случае большого объёма - может быть разделен на отдельные тома.

Такой подход в подавляющем большинстве случаев не вызывал споров и нареканий ни у заказчиков, ни у участников закупок ровно до тех пор, пока не появилось судебное решение, обозначившее позицию контрольных органов.

Позиция арбитражного суда относительно требований части 4 статьи 51 Закона № 44-ФЗ

Согласно мнению арбитражного суда Ставропольского края (Дело № А63-6369/2015 г. Ставрополь 08 октября 2015 года), разделив знаком «,» слова «все листы заявки» и «все листы тома такой заявки», Закон заостряет внимание на том, что это два юридически самостоятельных документа. Это же подтверждают требования о том, что заявка и том заявки должны включать в себя опись, быть подписаны и скреплены печатью.

По мнению судебного органа, статья 51 не содержит какого-либо непосредственного указания на то, что заявка и том заявки должны быть сшиты вместе.

К такому выводу можно прийти лишь если бы в качестве разделителя вместо знака «,» использовался союз «и».

Основываясь на подходе буквального толкования положений законодательства, арбитражный суд сделал заключение, что заявка и том заявки - это самостоятельные документы, которые прошиваются по отдельности и не предоставляются единым пакетом.

Выводы

Мы нередко становимся свидетелями того, как могут отличаться решения контрольных и судебных органов различных регионов при работе с аналогичными делами. Однако несмотря на то, что судебное решение вынесено органом краевого уровня, оно может учитываться в качестве судебной практики при рассмотрении аналогичных вопросов в других регионах.

Задача участника закупки состоит в подготовке заявки таким образом, чтобы она была допущена к участию. В контексте рассмотренной практики участник при подготовке заявки на участие в конкурсе может обезопасить себя от отстранения одним из двух способов.