Методы и средства санитарно-просветительской работы. Методы и средства санитарного просвещения

Одним из основных направлений профилактической медицины является санитарное просвещение.

Санитарное просвещение пропагандирует , физическую и медицинскую активность и т. д. Распространение медицинских знаний зависит от методов санитарного просвещения.

Методы санитарного просвещения подразделяются по виду передачи информации на методы индивидуального воздействия, воздействия на группу лиц, массового воздействия. По видам используемой пропаганды различают методы устной (беседы, доклады, дискуссии), печатной (плакаты, брошюры, листовки, лозунги) и изобразительной (выставки, санитарные бюллетени и т. п.) пропаганды.

Метод индивидуального воздействия заключается в санитарно-просветительном воздействии на индивидуума (больного или его родственника). Групповой метод заключается в воздействии на различные возрастные, половые и профессиональные группы населения. Этот метод достаточно эффективен, так как группа однородна по интересам — есть обратная связь. Метод массового воздействия позволяет воздействовать одновременно на большое число людей.

Принципы санитарного просвещения в системе отечественного здравоохранения

Санитарное просвещение носит государственный характер и является обязанностью всех медицинских работников, оно должно быть планомерным и организованным, соответствовать современному состоянию науки. Санитарное просвещение должно быть дифференцировано в методическом отношении в зависимости от аудитории. Работа по санитарному просвещению проводится совместно с немедицинскими ведомствами, обществами Красного Креста и Красного Полумесяца, обществом «Знание» и т. д.

Целью санитарного просвещения является формирование санитарной культуры населения, соответствующей современным гигиеническим требованиям и рекомендациям. Санитарная культура — это осведомленность населения в вопросах гигиены и в области охраны здоровья. Важно не только обладать достаточной суммой гигиенических знаний, но и реализовать эти знания в своем поведении. Санитарное просвещение направлено на то, чтобы полученные населением гигиенические знания нашли свое практическое применение.

Учреждения санитарного просвещения

Основными учреждениями службы санитарного просвещения являются центры медицинской профилактики (ранее дома санитарного просвещения), кабинеты профилактики в поликлиниках. В поликлиниках и центрах государственного санитарно-эпидемиологического надзора предусмотрена должность инструктора по санитарному просвещению. Заметную роль в развитии санитарного просвещения играют общества Красного Креста и Красного Полумесяца, Общество борьбы за трезвость, теле- и радиопередачи, программы, посвященные вопросам здоровья.

Научно-методическим центром санитарного просвещения является Научно-исследовательский институт общественного здоровья и управления здравоохранением. Научные исследования в институте ведутся по следующим направлениям: медико-социальные аспекты пропаганды здорового образа жизни, совершенствование системы санитарного просвещения, санитарное просвещение в деле охраны здоровья женщин, детей и подростков и т. д.

Санитарное просвещение — обязательное мероприятие деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого медицинского работника. В настоящее время во всех лечебно-профилактических учреждениях предусмотрена работа по санитарно-гигиеническому воспитанию населения. Ведь именно поведение человека, так называемый личностный фактор, играет главную роль в профилактике заболеваний и предупреждении осложнений.

К сожалению, очень часто санитарно-просветительная работа ведется формально. Это происходит из-за недооценки медицинскими работниками значения просветительной работы, из-за отсутствия знаний об организации и методических подходах к этой работе, что приводит к нарушению основного принципа санитарного просвещения — дифференцированности и целенаправленности пропаганды. Основными направлениями санитарного просвещения в поликлинике являются привлечение населения на медицинские профилактические осмотры и санитарное просвещение больных и здоровых, находящихся под диспансерным наблюдением. Санитарное просвещение среди здоровых людей предполагает прежде всего пропаганду здорового образа жизни: гигиенические советы относительно труда, отдыха, питания, занятий физкультурой и спортом, борьбы с вредными привычками и т. д. Для этой цели используются лекции, индивидуальные беседы, санитарные бюллетени и т. д. Особенно важна коррекция гигиенического поведения здоровых людей, имеющих определенный риск заболеваний, так как это важнейший момент первичной профилактики, формирование установки на здоровый образ жизни.

Санитарное просвещение в стационаре дает информацию о правильном гигиеническом поведении во время пребывания в больнице, поведении после выписки из стационара, а также по общегигиеническим вопросам, особенно при наличии у больного повышенного интереса к этой теме. В стационаре проводят лекции, беседы, дискуссии.

Санитарное просвещение в эпидемических очагах предусматривает убеждение больного и его родственников в необходимости госпитализации, инструктаж лиц, имеющих контакт с больным.

Курсовым гигиеническим обучением охватываются работники парикмахерских, бань, прачечных; сотрудники, отвечающие за жилищный фонд; работники водопроводных станций и т. д. Обучением охватываются все лица, принимаемые на работу. Повторно кадры обучаются каждые 2 года. Программы обучения зависят от специфики работы, но общими для всех программ являются гигиенические требования, направленные на охрану окружающей среды и общественного здоровья (охрана атмосферного воздуха, водоемов, благоустройство территории, удаление пищевых и промышленных отходов и нечистот, профилактика грибковых и других заболеваний и т. д.) и на охрану здоровья самих работников (использование средств защиты, соблюдение правил хранения и применения химических средств, соблюдение правил личной и профессиональной гигиены и т. д.).

Санитарное просвещение формирует не только знания и взгляды человека в отношении , но и его образ жизни. Формирование здорового образа жизни является обязанностью и специалистов по социальной работе. При этом они могут использовать те же методы и средства санитарного просвещения, что и медицинские работники. Необходим тесный контакт медицинских работников и специалистов по социальной работе, сотрудников санитарно-просветительных учреждений, объединение их совместных усилий в деле формирования высокой санитарной культуры населения и сознательного гигиенического поведения граждан.

Основной задачей санитарного просвещения является распространение среди населения гигиенических знаний и навыков, ознакомление с профилактикой заболеваний. Для приобретения этих знаний трудящимся рекомендуется посещать лекции, беседы, занятия в университетах здоровья, читать журнал «Здоровье», просматривать телевизионные передачи и кинофильмы, слушать лекции по радио на санитарные темы. Все это способствует повышению общей и санитарной культуры населения.

Как уже говорилось, все медицинские работники, где бы они ни работали, обязаны вложить свою лепту в дело просвещения. Эффективность санитарного просвещения зависит от многих факторов и прежде всего от того, каким материалом пользуется лектор, насколько в данный момент актуальна тема его сообщения, как он излагает материал, чем иллюстрирует его и т. д.

При любом методе санитарно-просветительной работы (радио, телевидение, печать, устное и печатное слово, кино и т. д.) первым неотъемлемым условием является идейная направленность, применение марксистско-ленинской методологии, обеспечение связи с актуальными задачами и целями здравоохранения, с задачами повышения уровня санитарной культуры, борьбы с реакционной идеологией, с предрассудками, суевериями, религиозным дурманом и т. д.

Говоря о советской медицинской науке и здравоохранении, необходимо подчеркнуть их достижения. При этом надо отметить, что в капиталистических странах медицинская помощь доступна не всем, так как она очень дорого стоит. Достижения советской медицинской науки, находящейся на материалистических позициях, рушат многие религиозные представления о человеке, его болезнях, бытующие в буржуазном мире. Поэтому отличительной чертой советского санитарного просвещения является его научность.

Большую работу в этом отношении проводит Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения. Любая лекция или беседа основана на современных научных данных. Основной принцип - говорить о сложном просто и доходчиво. Однако необходимо избегать чрезмерно упрощенного изложения.

Неотъемлемым условием санитарного просвещения является правильный подбор материала. Прежде всего содержание любой лекции или беседы должно быть целенаправленным и отвечать той задаче, которую поставил перед собой лектор. Наряду с использованием литературного материала необходимо иметь данные из жизни того коллектива, которому читается та или иная лекция (например, травматизм, отравления, борьба с инфекционными заболеваниями и т. д.). Жизненные примеры делают лекцию более убедительной и привлекают внимание слушателей.

Однако не следует сгущать краски, приводя отрицательные примеры и давая их в обобщенном виде, так как это может создать у некоторых слушателей неверное представление о чрезмерной распространенности этих явлений.

Санитарное просвещение - один из важных факторов, который может способствовать снижению заболеваемости, так как только грамотные в санитарно-гигиеническом отношении люди могут правильно вести себя при тех или иных заболеваниях.

Поэтому очень важно, чтобы тематика лекций диктовалась не просто необходимостью провести какую-либо беседу или лекцию, а исходя из той конкретной обстановки, которая сложилась или может возникнуть на участке. Выявить эту обстановку помогает анализ заболеваемости на участке. После того, как будет установлено, что удельный вес какого-то заболевания стал увеличиваться, необходимо использовать все возможные, виды санитарного просвещения для того, чтобы объяснить населению элементарные симптомы данного заболевания и меры профилактики.

Таким образом, только знание уровня и характера заболеваемости и травматизма среди населения может подсказать медицинским работникам тематику лекции или беседы. Слово врача или медицинской сестры будет нацеливать внимание слушателей на борьбу с заболеваемостью.

Ознакомление слушателей с некоторыми признаками заболевания необходимо прежде всего для того, чтобы больные своевременно обращались за медицинской помощью. При этом не следует посвящать слушателей в детали тех мероприятий, которые проводят медицинские работники в борьбе с данным заболеванием, так как это может вызвать у некоторых людей нежелательные реакции. Это прежде всего относится к хирургическим вмешательствам. В лекциях о вреде курения, алкоголизма, наоборот, лектор может немного сгустить краски и рассказать, к каким отрицательным последствиям могут привести эти вредные привычки.

Таким образом, лектор должен вдумчиво подходить к изложению материала и знать, где заострить внимание слушателей, а где этого делать не следует.

Одним из наиболее распространенных методов санитарного просвещения является метод устного слова (лекция, беседа). Прежде чем выступать, лектор должен хорошо подготовиться - записать содержание лекции или беседы.

Существует три вида документов, которые могут быть составлены в процессе подготовки к выступлению: план, тезисы и конспект лекции. План - это перечень вопросов, подлежащих освещению в лекции, в том порядке, в каком они будут излагаться. Тезисы - кратко изложенные основные положения темы. План и тезисы представляют для согласования в учреждение, которое руководит работой лектора.

Конспект - это памятка лектора. Он представляет собой план, дополненный цитатами, цифрами, примерами, ссылками на наглядные пособия и т. д. Существуют определенные приемы оформления конспекта, которые облегчают пользование им. Так, конспект рекомендуется писать на отдельных листах на одной их стороне. Удобство подобной записи заключается в том, что при последующих выступлениях на ту же тему лектор может легко дополнить свой материал новыми данными или изменить структуру самой лекции. Обычно лектор не скрывает от слушателей того, что он пользуется конспектом, и после изложения материала, написанного на данной странице, отодвигает ее в сторону (в этом также проявляется преимущество письма на одной стороне листа).

Необходимо использовать его для того, чтобы не нарушать последовательность изложения материала и чтобы приводить основные цифры и цитаты. Лектор должен смотреть на аудиторию, чувствовать ее настроение и соответствующим образом реагировать.

Рекомендуется писать конспект так, чтобы с одного взгляда увидеть то, что необходимо. Для этого следует писать разборчивым, аккуратным почерком, основные места выделять крупными буквами или подчеркивать красным карандашом, при этом следует найти наиболее удобное для автора расположение материала на каждой страничке конспекта.

Весь лекционный материал обычно делят на три основные части. В первой, краткой, части лектор рассказывает о том, какое значение имеет данная тема для слушателей. Вторая часть лекции посвящается изложению основного материала. Третья часть - выводы.

Основным правилом при проведении санитарно-просветительной работы является максимальное вовлечение населения в число санитарных активистов. Поэтому в заключительной части любой лекции, беседы необходимо обратиться к слушателям с предложением всячески помогать медицинским работникам с тем, чтобы практическими делами способствовать борьбе с заболеваниями, травматизмом, борьбе за чистоту на работе, дома и т. д.

После хорошей беседы, лекции врача или медицинской сестры среди слушателей всегда находятся люди, готовые помочь медицинским работникам на участке, люди, которые сами могли бы быть проводниками элементарных санитарно-гигиенических знаний среди населения.

Желательно сопровождать лекцию, беседу наглядными пособиями или пользоваться ученической доской и мелом - чертить схемы, писать цифры и т. д. Все это делает сообщение более доступным для слушателей и лучше запоминающимся.

После изложения материала обычно к лектору обращаются с вопросами, на которые он обязан ответить. Если это была беседа, то обычно вопросы задают в процессе изложения материала и тут же на них получают ответ. Во время лекции вопросы задают письменно, а после нее - устно. В том и другом случае лектор в самом конце своего выступления отвечает на вопросы слушателей. Если выступающая медицинская сестра или врач не может ответить на тот или иной вопрос, то не следует стесняться, а надо сказать слушателям, что некоторые положения, касающиеся этого вопроса, будут уточнены и в следующую встречу будет дан исчерпывающий ответ. К последующей лекции или беседе необходимо прочесть соответствующую литературу и ответить на заданный вопрос.

Вторым распространенным методом санитарного просвещения является метод печатного слова - брошюра, журнал, книга, листовка, бюллетень, памятка, стенная газета, лозунг и т. д. Население может приобретать их в киосках и книжных магазинах. Обычно в лечебно-профилактических учреждениях на столиках разложены различные печатные материалы и больные имеют возможность их читать.

Долг всех медицинских работников - быть проводниками и распространителями санитарно-профилактической литературы среди широких масс населения.

Третий, основной, метод санитарного просвещения - так называемый наглядный метод. Под ним подразумевается показ моделей, муляжей, макетов, диаграмм, плакатов, фотографий, схем, рисунков и т. п. Этот метод основан на зрительном восприятии материала. Не зря в народе говорят: «Лучше один раз увидеть, чем много раз услышать».

Наглядный метод используется не только во время лекции или беседы, он широко применяется и самостоятельно. Основными наглядными пособиями при этом являются плакаты. Различают два вида их - агитационный и пропагандистский. Агитационный плакат всегда ярок и в краткой форме дает представление о каком-либо принципиальном вопросе, касающемся здоровья людей. Например, на плакате «Чистота - залог здоровья» крупным планом изображается пышущая здоровьем девушка или молодой человек во время водной процедуры. На пропагандистском плакате зачастую приводятся соответствующие данные, нередко с цифровым материалом, с несколькими рисунками. Такие плакаты менее ярки, но всегда впечатляют. Существуют и другие разновидности плакатов.

Обычно плакаты вывешивают на виду в общественных местах с наибольшим скоплением людей. Однако следу помнить, что нельзя чрезмерно злоупотреблять обилием плакатов в одном помещении, так как они при этом теряют свою остроту и действенность.

Четвертым комплексным методом санитарного просвещения, одномоментно охватывающим обширную аудиторию, является радио, телевидение и кино. Их возможности поистине безграничны, особенно это относится к кино и телевидению. Здесь можно одновременно использовать все описанные выше методы и довести до зрителя то, что невозможно сделать, пользуясь каким-либо одним методом санитарного просвещения.

Санитарному просвещению в нашей стране уделяется большое внимание, так как оно способствует подъему санитарной культуры населения, профилактике заболеваний и формированию материалистического мировоззрения у наших людей - строителей коммунистического общества.

Санитарное просвещение - это раздел медицины, разрабатывающий методы гигиенической культуры. Санитарно-гигиеническое просветительство распространяет среди граждан необходимые знания и навыки с целью охраны и укрепления здоровья населения, профилактики заболеваний, сохранения активности и высокой трудоспособности на протяжении всех периодов жизни, долголетия, воспитания подрастающего поколения.

Принципы и задачи

Санитарное и гигиеническое просветительство - это раздел медицинской науки, занимающийся разработкой и внедрением методов повышения санитарной культуры во всех слоях населения. В задачи санитарного просвещения входит не только распространение гигиенической культуры, но и стимулирование граждан к внедрению полученных знаний в ежедневную жизнедеятельность, воспитание здоровых гигиенических привычек. Просветительская работа опирается на опыт не только медицины, как науки, но и опыт социологии, педагогики, психологии.

Основные принципы санитарного просвещения Российской Федерации:

Формы

Формы санитарного просвещения основываются на действенных методах пропаганды и агитации, которые проводятся в формах:

  • Устная передача информации (личные и групповые беседы, лекции, дискуссии, прямое общение с пациентами в формате вопросов и ответов, пр.).
  • (телевидение, радио, тематические фильмы, передачи и т. д.).
  • Наглядная агитация (брошюры, плакаты, листовки, памятки и т. д.).
  • Комбинация средств (использование нескольких каналов).

Активные методы

К активным методам распространения гигиенической и санитарной культуры относятся лекции, беседы, семинары, круглые столы, «школы пациента» и т. д. То есть, наиболее действенные методы санитарного просвещения - это те, где у лектора или медработника есть прямой контакт с аудиторией. Получение обратной связи важно тем, что это дает возможность выяснить, насколько понятен был прочитанный материал, помогает ответить на все волнующие публику вопросы, понять, какие темы нуждаются в более полном раскрытии и каких знаний или навыков не хватает целевой аудитории.

Для закрепления полученных знаний участникам бесед или лекций раздаются печатные материалы в форме бюллетеней, листовок, памяток и т. д. Часто лекции сопровождаются тематическими выставками, где происходит распространение санитарно-гигиенической литературы. Лекция - это один из методов активной пропаганды и охватывает значительное количество слушателей. Недостатком такой формы просвещения является ограниченность аудитории и краткосрочность влияния.

Еще одной активной формой распространения знаний и воспитательного процесса является беседа. Для тематической беседы достаточно выделить 15-20 минут. При подготовке этой формы пропаганды опираются на фактический материал, даются конкретные рекомендации по теме беседы, предлагаются методы достижения желаемого результата. В задачу устного метода санитарного просвещения входит передача знаний о предупреждении болезней, здоровом образе жизни, гигиене труда и быта и пр.

Пассивные методы

Пассивные методы имеют меньший эффект в решении тактических задач, но стратегически имеют не меньшее влияние на аудиторию. Средствами этого вида распространения знаний и воспитательной работы выступают:

  • Телевидение (тематические кинофильмы, документальное кино, передачи, тележурналы и т. д.).
  • Печатные средства массовой информации (газеты, журналы, научно-популярная литература, учебная литература и т. д.).
  • Радио (передачи, беседы, радио-постановки и т.д.).
  • Наглядная агитация (плакаты, брошюры, листовки, изобразительное искусство и т. д.).

Пассивная передача знаний носит массовый характер и охватывает большие группы населения - районные центры, города, республики или страну в целом.

Направления

Санитарное просвещение преследует несколько целей, одна из них - популяризация здорового образа жизни. Распространение информации и привлечение населения реализуется методами агитации и пропаганды и охватывает все сферы гигиены:

  • Личную, общественную.
  • Трудовую (все виды деятельности - промышленная, гуманитарная, сельскохозяйственная и т. д.).
  • Профессиональных заболеваний.
  • Жилищную, системы питания и воспитания.
  • Борьбу с травматизмом.

Второй целью пропагандистской работы в сфере санитарного просвещения населения является внедрение в повседневную деятельность каждого человека мероприятий, направленных на профилактику заболеваний.

На современном этапе внимание уделяется предупреждению таких патологий:

  • Сердечно-сосудистые заболевания (гипертоническая болезнь, атеросклероз, ишемия).
  • Онкологические заболевания (ранняя диагностика предраковых состояний).
  • Туберкулез.
  • Заболевания, передающиеся половым путем.
  • Острые простудные заболевания.

Просветительская деятельность проводится с учетом особенностей целевой аудитории, к которой она обращена (национальные традиции, пол, возраст, сфера деятельности и т. д.).

Учреждения

Научным и методическим центром санитарно-гигиенического просвещения является Центральный НИИ медицинских проблем пропаганды здорового образа жизни.

В учреждении проводятся исследования по направлениям:

  • Медицинские и социальные аспекты ЗОЖ.
  • Совершенствование системы и методов санитарного просветительства.
  • Просветительная работа по охране здоровья женщин и детей.

Просветительная и воспитательная работа - обязательная часть деятельности каждого медицинского учреждения и всех медработников. В Российской Федерации все лечебно-профилактические организации обязаны проводить соответствующие мероприятия, направленные на воспитание населения.

Основная деятельность по санитарно-гигиеническому просвещению находится в компетенции центров профилактической работы, а также специализированных кабинетов профилактики при амбулаториях и поликлиниках. Также свою лепту в организацию просветительства вносят международные организации (Общество трезвости, Красного Креста и т.д.).

Просветительство в поликлиниках

Медицинские учреждения каждого уровня применяют собственные подходы к санитарному просвещению населения. Для амбулаторий и поликлиник наиболее действенным методом пропаганды ЗОЖ является привлечение здоровых граждан к регулярному прохождению профилактических осмотров.

В периоде диспансеризации здоровым людям рассказывают о преимуществах здорового образа жизни, даются рекомендации о доступных видах физической нагрузки, советы по системе питания, и проводится агитация по борьбе с вредными привычками.

Гражданам с выявленной угрозой появления патологии врачами поликлиники даются советы по профилактике заболеваний, рассказывается о первых признаках и симптомах болезни, обязательно вручается памятка с систематизированным материалом о правилах и коррекции гигиенического поведения.

Пациентов с хроническими заболеваниями ставят на учет, приглашают на занятия и лекции. В ходе этих мероприятий больным рассказывают о способах доврачебной самопомощи, дают рекомендации по поддержанию здоровья и профилактике обострений болезни.

В поликлиниках активно используется наглядная агитация - уголки здоровья, плакаты с призывами вести здоровый образ жизни, возле кабинетов специалистов размещают материалы с информацией о наиболее распространенных заболеваниях и способах их профилактики. Врачи проводят индивидуальные беседы с пациентами, отвечают на все вопросы, дают персональные рекомендации по коррекции санитарного поведения во всех видах жизнедеятельности.

Просветительство в стационарах

В условиях стационаров концентрируется на донесении до пациентов знаний о правилах гигиенического поведения в больнице и после выписки из нее. Лечащий врач и медицинская сестра консультируют больного по общим вопросам гигиены, дают рекомендации, способствующие скорейшему выздоровлению.

В стационарах для пациентов организуют лекции, беседы, вечера вопросов и ответов, вовлекают больных в тематические дискуссии. Эти формы пропаганды и агитации проводятся как в индивидуальном порядке, так и в группах, объединенных общей проблематикой одного заболевания, вредных привычек или образа жизни.

Санитарное просвещение в направлено на призыв к больным о скорейшей госпитализации, такая же работа проводится с ближайшими родственниками пострадавших лиц. Проводится санитарный инструктаж населения охваченной эпидемией области.

Инструктаж и обучение

Обязательные курсы санитарного просвещения проходят работники некоторых специальностей:

  • Парикмахеры, банщики.
  • Продавцы продуктовых товаров.
  • Сотрудники прачечных.
  • Работники водопроводных станций и жилсервиса, пр.

Для каждой категории занятости существует определенный курс, зависящий от особенностей, специфики деятельности. Предметами, обязательными к изучению, вне зависимости от сферы деятельности, являются:

  • Охрана окружающей среды.
  • Общественное здоровье (охрана водных источников, атмосферы, утилизация и уборка отходов, профилактика профессиональных заболеваний).
  • Охрана здоровья сотрудника (общие правила гигиенической и санитарной безопасности, соблюдение ТБ на рабочем месте, использование средств индивидуальной защиты на производствах и т. д.).

Знания - путь к здоровью

Роль санитарного просвещения состоит в активном формировании у граждан здорового образа жизни. Методами пропаганды и агитации медицинские и социальные работники убеждают граждан в необходимости соблюдать правила санитарной культуры.

Конечной целью санитарно-гигиенического просвещения населения являются твердые убеждения, подкрепленные привычками и поступками, направленными на сохранение здоровья, умственную и физическую активность, участие в профосмотрах, профилактику болезней.

В организации своей санитарно-просветительской работы фельдшер наряду с традиционными методами обучения населения по вопросам охраны здоровья, такими как:

1) собеседование;

2) групповые дискуссии;

3) лекции;

4) тематические вечера;

5) вечера вопросов и ответов;

6) беседы за круглым столом;

7) устные журналы;

8) школы здоровья;

9) публикации в прессе;

10) конференции.

Широко использует и методы наглядной агитации:

1) стенгазеты;

2) санбюллетени;

3) выставки и уголки здоровья;

4) книжные выставки.

Чтобы эта пропаганда была привлекательна, полезна и информативна, приводим примерное описание некоторых форм санитарно-просветительской информации, которые можно использовать в своей работе.

Санитарный бюллетень

Художественно оформленный санбюллетень всегда привлекает внимание и является одним из самых доходчивых средств пропаганды.

Санбюллетень - это иллюстрированная санитарно-просветительская газета, посвященная только одной теме. Тематика должна быть актуальной, с учетом задач, стоящих перед современным здравоохранением, а также сезонностью и эпидемиологической обстановки в данном режиме. Крупным шрифтом выделяется заголовок. Название его должно быть интересным, интригующим, желательно при этом не упоминать слово «болезнь» и «профилактика».

Санбюллетень состоит из двух частей: текстовой и иллюстративной. Текст размещают на стандартном листе ватмана в виде колонок шириной 13-15 см, печатают на машинке или компьютере. Разрешается написание текста каллиграфическим почерком пастой черного или фиолетового цвета. Нужно выделить передовую статью или введение, остальной текст должен быть разбит на подразделы (рубрики) с подзаголовками, в которых излагают суть вопросов и практические советы. Заслуживает внимания подача материала в виде вопросов и ответов.

Текст должен быть написан доходчивым для широкой массы языком, без медицинской терминологии, с обязательным использованием местного материала, примеров правильного гигиенического поведения по отношению к своему здоровью, случаев из врачебной практики.

Художественное оформление: рисунки, фотографии, аппликации должны быть изящными, иллюстрировать материал, но не дублировать его. Рисунок может быть один или несколько, но один из них - основной - должен нести главную смысловую нагрузку и привлечь внимание.

Текст и художественное оформление не должны быть громоздкими.

Санитарный бюллетень заканчивается лозунгом или призывом. Он лучше смотрится, если окантован рамкой. Эмблема Красного Креста и чаши со змеей не рисуются. Название «Санбюллетень» и номер выпуска присутствовать не должны, так как санитарный бюллетень не является периодическим изданием.

В правом нижнем углу указывается ответственный и дата выпуска. Необходимо обеспечить выпуск санитарного бюллетеня не реже 1-2 раз в квартал. Уголок здоровья

Организации уголка должна предшествовать определенная подготовительная работа:

1) согласование организации уголка с руководством данного учреждения;

2) определение перечня работ и необходимых строительных материалов (стенды, планки, крепежные «рельсы», кнопки, клей, ткань и т. д.);

3) выбор места - достаточно свежего и бойкого, т. е. такого, где постоянно или часто бывает масса людей;

4) подборка соответствующего иллюстративного материала: плакаты, фотовыставки, диапозитивы, фотографии, памятки, листовки, вырезки из газет и журналов, рисунки. Эта подборка осуществляется с помощью инструктора по санитарному просвещению района и в Доме санитарного просвещения.

Желательно, чтобы для уголка были подготовлены и укреплены специальные стенды разных форматов и крепежные планки, «рельсы», которые можно снимать и монтировать в других вариантах. Ведущая тематика уголка здоровья - различные аспекты здорового образа жизни. В случае появления какой-либо инфекции или ее угрозы в данной местности в уголке должен быть помещен соответствующий материал по ее профилактике. Это могут быть санитарный бюллетень, листовка, подготовленная местным органом санитарно-эпидемиологического надзора, краткая памятка, вырезка из медицинской газеты и т. д.

Не надо стремиться помещать в уголке здоровья как можно больше материала. Лучше чаще экспонировать и другие материалы. Полезно делать выставку плакатов, например, о вреде пьянства, наркомании, курения, о пользе физкультуры и спорта. Очень ценны и интересны фотомонтажи, которые могут сделать фотолюбители. В школах в уголках здоровья хорошо размещать материалы, подготовленные учащимися. Уголок здоровья должен иметь доску вопросов и ответов. Ответы на вопросы должны быть всегда своевременны, оперативны и полезны. Устные журналы

В устных журналах, помимо медработников, должны участвовать работники ГИБДД, инспекторы по делам несовершеннолетних, юристы. В своих сообщениях они выступают по вопросам не только медицинского характера, но и затрагивающим правовые, социальные и нравственные аспекты.

Поэтому в устных журналах можно рассматривать сразу несколько тем. Диспуты и конференции

Диспут - метод полемического обсуждения какой-либо актуальной, нравственной или воспитательной проблемы. Решающее значение для его успеха имеет верный выбор темы, например: «О красивом и здоровом человеке», «Об этом молчать нельзя».

Диспут - это способ коллективного поиска, обсуждения и разрешения волнующих население проблем.

Диспут возможен, когда хорошо подготовлен, когда в нем участвуют не только специалисты, но и (например, в школе) учащиеся, учителя. Столкновения, борьба мнений связаны с различиями во взглядах людей, жизненном опыте, в запросах, вкусах, знаниях, в умении подходить к анализу явлений. Цель диспута состоит в том, чтобы поддержать передовое мнение и убедить всех в правоте.

Формой пропаганды, близкой к диспуту, является конференция с заранее разработанной программой и фиксированными выступлениями как специалистов, так и самого населения. К устным формам санитарно-просветительской пропаганды также относятся тематические вечера, беседы за круглым столом, вечера вопросов и ответов. Желательно, чтобы аудитория была уже подготовлена к восприятию подготовленной темы, для этого предварительно нужно провести беседы, лекции, оформить стенды, уголки здоровья, подготовить книжную выставку. Большую роль в пропаганде здорового образа жизни могут играть театрально­зрелищные мероприятия, массовые спортивные мероприятия. Содержание работы при проведении различных форм и методов гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни на ФАП должно быть направлено на освещение основ личной и общественной гигиены, гигиены села, поселка, жилища, благоустройства и озеленения, содержания приусадебных участков; на борьбу с загрязнением окружающей среды; профилактику заболеваний, вызываемых воздействием на организм неблагоприятных метеорологических условий (повышенная влажность воздуха, высокие и низкие температуры и др.), длительным пребыванием на солнце и другими факторами; на внедрение физической культуры в быт каждого человека.

В круг тем этой деятельности входит также трудовая и профессиональная ориентация: создание здоровых бытовых и производственных условий, формирование здорового образа жизни. Большое внимание необходимо уделять профилактике инфекционных заболеваний, улучшению водоснабжения и водопользования.

Одной из важных задач является пропаганда мер гигиены труда при сельскохозяйственных работах, предупреждение травматизма и отравлений ядохимикатами, разъяснение гигиенических требований к доставке, очистке и хранению воды в полевых условиях.

Значительное место должна занять противоалкогольная пропаганда, разъяснение вреда курения.

Курение является одним из наиболее распространенных видов наркомании. Курение табака отрицательно влияет в первую очередь на органы дыхания, сердечно-сосудистую систему, способствуя возникновению таких заболеваний, как ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, хронические заболевания гортани, бронхов. Курение - один из ведущих факторов в развитии онкологических заболеваний.

Алкоголизм также относится к заболеваниям, которые поражают не только нервно- психическую сферу больного, приводя к деградации личности, но и воздействуют на сердце, сосуды, желудочно-кишечный тракт. Работа фельдшера по антиалкогольной пропаганде должна строиться по определенной системе, включая правовые, медико-биологические и нравственные аспекты. Трезвость - одно из важнейших условий здорового образа жизни.

В зависимости от пола, возраста можно подбирать темы для лучшего восприятия слушателями. Примерные планы лекций

Для мужчин: влияние алкоголя на все органы и системы организма; алкоголь и травматизация; алкоголь и венерические заболевания; алкоголь и смертность; алкоголь и трудоспособность; алкоголь и семья; алкоголь и наследственность; экономический ущерб, наносимый государству от лиц, злоупотребляющих алкоголем.

Для женщин: влияние алкоголя на организм женщины; влияние алкоголя на беременность; алкоголь и дети; роль женщины в укреплении семьи и преодолении пьянства мужчин.

Для подростков: анатомо-физиологические особенности организма подростка; влияние алкоголя на организм подростка; влияние алкоголя на способности подростка; влияние алкоголя на потомство; алкоголь и нарушение правопорядка; как сохранить психическое здоровье.

В повседневной работе по искоренению алкоголизма нужно привлекать административные органы, общественные организации, службы правопорядка, юристов.

Большой раздел профилактической работы по воспитанию здорового образа жизни нужно выделить в педиатрии. Гигиеническое обучение и воспитание начинается с раннего детства, с антенатальной охраны будущего потомства.

Воспитание здорового образа жизни и профилактика различных заболеваний

Примерные темы бесед, проводимых на ФАП

Воспитание здорового образа жизни и профилактику различных заболеваний целесообразно проводить с беременными в форме индивидуальных бесед на дородовых патронажах и групповых занятиях (например, в «Школе беременных женщин»). Особое внимание на ФАП следует уделять первобеременным женщинам, не имеющим навыков вынашивания физиологической беременности.

Беседы о гигиене беременной женщины и особенностях периода новорожденности желательно проводить не только среди самих женщин, но и среди членов их семей, особенно мужей, в «Школе молодых отцов». Далеко не все мужчины имеют представление о том, на что должна быть направлена их забота о беременной женщине.

При освещении темы «Уход за новорожденным ребенком» желательно демонстрировать основные правила ухода на кукле, приготовленной заранее.

Необходимость проведения широких профилактических мер в отношении детского населения и юношества, включая прежде всего меры воспитательного и санитарно­просветительского характера, увеличивается и в связи с тем, что в этом возрасте формируются основные поведенческие установки, взгляды, навыки, привычки - словом, все то, что в дальнейшем определяет образ жизни человека. В этот период можно предупреждать возникновение вредных привычек, эмоциональной невоздержанности, установки на пассивный отдых и нерациональное питание, которые в дальнейшем могут стать фактором риска для многих заболеваний. У детей сравнительно легко воспитать привычку к двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом, разнообразному и умеренному питанию, рациональному режиму.

Большую помощь в работе на ФАП могут оказывать санитарные активисты. Их хорошо готовить из числа школьниц-старшеклассниц. Теоретические занятия с ними проводят фельдшеры на ФАП или непосредственно в школах, а практические занятия - в детском отделении районных, участковых больниц или на фельдшерско-акушерских пунктах. По окончании занятий санитарные активисты получают зачет и удостоверения.

Для сельской местности численность активистов определяется из расчета: 1 активист на 1-2 детей первого года жизни. Для этого населенный пункт делится на микроучастки, которые закрепляются за каждым активистом в районе его проживания. За активистами закрепляются в первую очередь дети из неблагополучных и многодетных семей. Знакомство активиста с семьей организуется в период, когда беременная женщина встает на учет. Санитарного активиста семье представляет фельдшер. Совместно с фельдшером санитарный активист проводит всю санитарно-просветительскую работу, направленную на охрану здоровья матери и ребенка. Среди школьников младших классов (с 1-го по 4-й) выбирается санитарный актив по соблюдению гигиенических норм в коллективе, санитарного состояния класса, он помогает в оформлении «Уголка здоровья», ведет «Экран чистоты».

В старших классах организуются санитарные посты и санитарные дружины, которые также являются основным помощником фельдшера по пропаганде здорового образа жизни, организации санитарно-оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий. По основным темам, пропагандирующим здоровый образ жизни, фельдшер в школе выступает на родительских собраниях, педагогических советах и среди самих школьников. Для наглядной агитации выпускают санитарные бюллетени, «Уголки здоровья», помогают и участвуют в «Олимпиадах здоровья».

Санитарное просвещение, раздел здравоохранения и медицинской науки, разрабатывающий вопросы теории и практики повышения санитарной культуры населения. Под последней понимают совокупность знаний в области гигиены, профилактической медицины и выполнение соответствующих гигиенических или профилактических правил. С. п. как научная отрасль опирается на опыт не только медицинских дисциплин, но и социологии, психологии, педагогики. В практике санитарного просвещения используются устное слово, печать, радио, кино, телевидение, народные университеты, «школы» здоровья и т. п.

От других традиционных видов просветительной работы санитарное просвещение отличается только задачами и содержанием.

Формы проведения мероприятий по санитарному просвещению, как и средства его проведения у всех видов просветительной работы одинаковые, и хорошо разработаны в отечественной просветительской практике ещё в -30-е гг. XIX века . См., например, Просвещение психологическое . Просвещение педагогическое .

В то же время есть чисто медицинские варианты: санитарный бюллетень (санбюллетень), листовка, памятка.

Просвещение санитарное в школе

Санитарное просвещение в школе - распространение среди учащихся, их родителей и персонала школы сведений из области школьной гигиены, физиологии, эпидемиологии, педиатрии. Осуществляется школьным врачом совместно с учителями. Примерная тематика бесед по санитарному просвещению: «Организация режима дня», «Закаливание организма», «Правильный уход за одеждой и помещением», «Значение профилактических прививок» и т. п. Вместе с врачом администрация школы и учителя организуют общешкольные и классные санитарные посты и школьно-санитарную дружину.

Просвещение санитарное во вспомогательной школе

Здесь санитарное просвещение имеет некоторую специфику, определяемую контингентом учащихся и осуществляется на основе знания и соблюдения требований специальной дидактики - олигофренопедагогики.

Возможные опасности санитарного просвещения

Безадресное санитарное просвещение, проводимое без обратной связи, с нарушением этических правил, без учета характеристик адресата (реципиента) может приводить к негативным последствиям. См. Ятрогения

Примечания

Литература

  • Бергер И. А. К методике психосанитарного просвещения // Психогигиенические и неврологические исследования. - Том II, вып. I. Психогигиена / Под ред. Л. М. Розенштейн. - М.: Изд. ГНИНПП, 1930. - С. 239-156.
  • Энциклопедический словарь медицинских терминов. В 3-х томах / Главный редактор Б. В. Петровский . - Москва: Советская энциклопедия , . - Т. 3. - С. 69. - 1424 с. - 100 000 экз.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Санитарное просвещение" в других словарях:

    САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ - в СССР, популяризация санитарно оздоровительных мероприятий, пропаганда постановлений партии и правительства в области здравоохранения и вооружение гигиеническими и медицинскими знаниями и навыками широких масс трудящихся в целях вовлечения их в… … Большая медицинская энциклопедия

    санитарное просвещение - Информирование населения в вопросах здравоохранения. Процесс обучения лица или общества поведению, содействующему укреплению, поддержанию и восстановлению здоровья, предупреждению и прекращению заболеваний. [Англо русский глоссарий основных… … Справочник технического переводчика

    Раздел здравоохранения (См. Здравоохранение) и медицинской науки, разрабатывающий вопросы теории и практики повышения санитарной культуры населения. Под последней понимают совокупность знаний в области гигиены (См. Гигиена),… … Большая советская энциклопедия

    Раздел профилактической деятельности органов и учреждений советского здравоохранения, направленный на гигиеническое обучение и воспитание населения с целью его привлечения к активному участию в охране здоровья … Большой медицинский словарь

    I Санитарное просвещение см. Служба формирования здорового образа жизни. II Санитарное просвещение раздел профилактической деятельности органов и учреждений советского здравоохранения, направленный на гигиеническое обучение и воспитание населения … Медицинская энциклопедия

    Санитарное просвещение - Система мероприятий по распространению санитарно гигиенических знаний, направленная на воспитание санитарной культуры населения. С. п. использует различные формы распространения информации: устные формы, средства массовой информации, искусство,… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

    Санитарное просвещение учащихся - один из разделов профилактической деятельности, осн. задачей которой является гигиеническое обучение и воспитание детей и подростков, пропаганда медицинских знаний в целях укрепления и сохранения здоровья, высокой работоспособности,… … Педагогический терминологический словарь

    воспитание сознательного отношения к здоровью и санитарное просвещение - deutsch: Gesundheitserziehung f und information f english: health education Комплекс мероприятий по санитарному просвещению населения, направленных на воспитание сознательного и бережного отношения к здоровью … Русско-немецко-английский словарь по здравоохранению

    Санитарное просвещение раздел профилактической деятельности органов и учреждений (здравоохранения), направленный на гигиеническое обучение и воспитание населения с целью его привлечения к активному участию в охране здоровья. Санитарное… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Просвещение (значения). Просвещение передача, распространение знаний и культуры, а также и система воспитательно образовательных мероприятий и учреждений в каком либо государстве. В царской… … Википедия

Книги

  • Популярная медицинская энциклопедия , . Москва, 1961 год. Издательство "Советская энциклопедия" . Издательский переплет. Сохранность хорошая. Важное место в здравоохранении занимает санитарное просвещение. Оно имеет целью научить…