«Гаражная амнистия» или когда гаражи в России станут собственностью. «Гаражная амнистия». Что ждет владельцев после приватизации

Многие автолюбители имеют в личном пользовании гаражи, но многие из них или не до конца оформлены, или не оформлены в собственность вовсе. В Государственной Думе приняли решение, что собственники таких помещений могут пройти особого рода “амнистию”, позволяющую в упрощенном порядке пройти процедуру регистрации во избежание проблем в будущем. Разберемся, что же такое гаражная амнистия и как ею воспользоваться.

В ГД еще в 2015 году поступил проект нового закона, который был на рассмотрении у депутатов целый год. Этот проект призывает отрегулировать весь процесс купли и продажи машиномест обычных граждан.

Чем регулируется гаражная амнистия

Совсем недавно вышел закон, который касается гаражных кооперативов. Теперь процесс оформления документов на право собственности на гараж будет проходить намного проще и быстрее. Гаражная амнистия 2016 года закреплена специальным Федеральным законом 1043216-6. Этот закон прописал единые и доступные для каждого гражданина правила, которые регулируют права собственности на все гаражные кооперативы.

Основная цель этого нововведения заключается в регулировании правильных взаимоотношений, появляющихся в связи с существованием прочих собственников.

Что такое машиноместо

Машиноместо – это личное место, выделенное под машину, которое находится непосредственно в помещении на участке. Согласно вышедшему закону, если место под машину выделено на личной площадке или в отдельном здании, то владелец машиноместа просто должен зарегистрировать его по всем правилам.

Согласно законопроекту, гараж является помещением, которое имеет полное или частичное ограждение. Постройка может находиться в здании либо непосредственно на участке.

Разрешается ли оформлять машиноместо возле жилого дома?

Новый закон намного упростил регистрацию данного процесса, он не разрешает использовать для этих целей территорию непосредственно возле дома. И это не просто прихоть властей, дело в том, что придомовая часть считается общей собственностью всех людей, проживающих в многоквартирном здании.

При всем этом, новый проект абсолютно не запрещает использовать участок, не относящийся к придомовой части.

Закон о гаражной амнистии обладает еще некоторыми положительными моментами, которые могут сыграть важную роль в жизни каждого собственника автомобиля. Законопроект позволяет сделать «с нуля» товарищество, членами которого станут жильцы многоквартирного жилого дома. Новоиспеченный кооператив сможет распоряжаться имуществом товарищества.

Когда гараж разрешено зарегистрировать через закон о гаражной амнистии

Владельцы земли, которые заранее подумали об обустройстве своего жилища, имеющие отдельный парадных въезд, имеют полное право рассчитывать на данную амнистию. Сам по себе этот процесс относится к обычной процедуре регистрации прав на недвижимость. При осуществлении какой либо реконструкции данных объектов нет нужды брать разрешения.

Что относится к гаражам, то они непременно обязаны проходить данную процедуру, если их владельцы не хотят воспользоваться ими для приобретения денежной выгоды. Естественно, чтобы пройти регистрацию, вначале нужно собрать документы на право владения участком, а также заполненную печатными буквами декларацию.

Если у человека отсутствуют документы на землю, то первым делом необходимо восстановить свои права и получить соответствующий документ.

Обязательно необходимо в декларации о недвижимости указать место, где находится земельный участок с постройкой. Отдельно необходимо написать размеры гаража, а также из какого материала была возведена конструкция.

Если гараж является кооперативным, как поступить?

Наверное, мало кто помнит, что раньше все кооперативы имели право получить финансовую поддержку от государства. Сегодня страна может претендовать только на землю, а не на сами постройки. Соответственно у владельцев таких кооперативных гаражей нет шансов получить амнистию. Прежде нужно пройти приватизацию участка, но нужно подчеркнуть, что стать хозяином такого гаража реально только тогда, когда данная постройка будет отнесена к личным объектам строительного назначения.

Гараж оформить по все правилам в собственность реально, если он был приобретен не позднее 2001 года. Почти любая недвижимость, приобретенная до этого времени, может быть зарегистрирована в обычном режиме. Это право относится и к гаражам, которые не будут использоваться их владельцами для заработка денег.

Если человек стал владельцем земельного участка каким-то другим способом, то ему необходимо будет предоставить: договор обмена, либо дарственную, согласно которой земля поменяла своего хозяина. Эти документы могут потребоваться и в других инстанциях, поэтому рекомендуется сразу сделать их ксерокопии.

Что делать с недвижимым комплексом?

Иногда случается так, что гражданам попадаются во владение гаражные боксы, которые по закону РФ являются неделимым имуществом. Владелец в данном случае может рассчитывать лишь на малый участок. Чтобы воспользоваться своей частью земли, потребуется составить специальный договор, где будут участвовать все совладельцы земли.

Для выкупа земли с постройкой нужно, чтобы у всех совладельцев имелись документы на право пользоваться земельным участком. Если хотя бы у одного участника не окажется нужной бумаги, регистрация не будет произведена. Что касаемо личного владения землей и строением, то эта возможность может осуществиться только после выкупа земли у всех собственников.

Об особенностях гаражной амнистии в столице смотрите это видео:

И в заключении

Благодаря новому закону все владельцы гаражных кооперативов и просто гаражей имеют полное право зарегистрировать официально свои объекты. Но это может осуществиться только если владелец участка представить всю документацию. Касаемо кооперативных построек, хозяину такого имущества придется пройти несложную процедуру приватизации, а потом и непосредственно порядок регистрации посредством амнистии. В принципе все довольно легко и просто, нужно лишь немного приложить усилий и потратить личное время на сбор документов и прохождение различных инстанций.

Текущая ситуация с гаражами заставляет многих водителей опасаться потерять данную недвижимость. Отсутствие документального подтверждения права собственности, а также правовых основ для оформления такового создает определенные проблемы:

  • нет возможности подключить гараж к коммуникациям из-за отсутствия документов;
  • недвижимость не может быть застрахована;
  • официально имущество не может быть продано, куплено или взято в ипотеку.

Для государства проблемы одноэтажных малогабаритных построек заключаются в большом количестве места, которое они занимают. Данный аспект особенно актуален для крупных городов. И данная проблема порождает опасения владельцев, что постройки будут снесены, как незаконные.

Для бюджета муниципальных образований наличие незарегистрированных построек означает отсутствие налогов с такой недвижимости. Также нет возможности привлечь владельца к ответственности за неубранную территорию или иные административные правонарушения. Законопроект о гаражной амнистии нацелен на урегулирование данной ситуации и оформление правового статуса данного типа построек.

Проект Закона о гаражной амнистии внесен на рассмотрение в Госдуму 19 июля 2017 года . Его назначение – внесение изменений в «О государственной регистрации недвижимости». Поправки, предполагающие гаражную амнистию, ориентированы на следующие аспекты:

  • в статью 40 ввести часть 6.1 о государственном кадастровом учете нежилых помещений, предусмотренных статьей 49.1;
  • ввести в закон 218 ФЗ статью 49.1 об особенностях регистрации нежилых помещений в составе комплекса гаражей.
  • наличие документа, подтверждающего оплату паевого взноса за недвижимость в составе соответствующего комплекса;
  • наличие документа о предоставлении земельного участка гаражно-строительному кооперативу, оформленному в предусмотренном законом порядке.

В случае принятия законопроекта о гаражной амнистии, владельцы данной недвижимости могут рассчитывать на полное оформление права собственности. Гараж станет полноценным нежилым имуществом, которое можно продать, застраховать, заложить в ипотеку. Водители могут не опасаться сноса такой постройки, а также без осложнений подводить к ним коммуникации.

Другая сторона принятия Закона о гаражной амнистии – постановка на кадастровый учет и налогообложение. Чтобы оформить собственность, потребуется собрать все документы, подтверждающие право на ее владение. Далее проводится кадастровый учет и оформление паспорта.

Эксперты указывают, что в случае принятия Закона о гаражной амнистии оформление собственности обойдется в 15-20 тыс. рублей . Предписывается, что ветераны смогут оформить гараж бесплатно. Процедура оформления будет основываться на следующих этапах:

  • сбор документов для гаражной амнистии, подтверждающих право на владение указанной собственностью;
  • проведение кадастровой оценки и составление технического плана, постановка на налоговый учет;
  • представление всех документов в местное отделение Росреестра , в перечень входит и оформленная кадастровая документация.

Регистрация займет до 12 рабочих дней . Кроме оплаты за кадастровую оценку и иные издержки оформления гаражной амнистии, понадобится внесение госпошлины в 2 тыс. рублей .

а вы знаете какие изменения были внесены в ?

Скачать текст Закона о гаражной амнистии

Проект Закона о гаражной амнистии предполагает внесение изменений в ФЗ 218 «О государственной регистрации недвижимости». Данный документ был принят 3 июля 2015, однако вступил в силу с 1 января 2017. С момента принятия закон постоянно дорабатывался, последние изменения были внесены четырьмя актами от 29 июля 2017.

Поправки закона касаются его актуализации с правовой базой. Они учитывают практическое применение принятого документа, а также создают базу для упрощенной регистрации собственности. Если проанализировать последние изменения, можно выявить и коррективы, которые позволяют без особых сложностей ввести положения Закона о гаражной амнистии.

Скачать Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» можно . Документ представлен в редакции с последними изменениями на август 2017. Текст будет востребован для изучения порядка регистрации недвижимости. Если поправки о гаражной амнистии будут приняты, то процедура регистрации будет проводиться в соответствии с уже имеющимися предписаниями данного правового акта.

Скачать текст законопроекта о гаражной амнистии можно по . Документ представлен в изначальной редакции и поможет наглядно изучить поправки, предполагаемые его введением.

В Совете Федерации разрабатывают законопроект о «гаражной амнистии», который даст возможность при предъявлении нескольких документов оформить на себя место в ГСК. Как сообщил «Известиям» сенатор от Республики Коми Дмитрий Шатохин, документ будет внесен в 2017 году.

Уже несколько десятилетий сотни тысяч гаражей по всей России существуют в неопределенном статусе. Люди получили их в гаражно-строительных кооперативах еще в советские времена, однако формально эти гаражи им не принадлежат. В начале 1990-х, когда массово приватизировались квартиры, вопрос с оформлением собственности на гаражи оказался на втором плане. В результате многие россияне уже лишились их, а остальным это может грозить в любой момент.

Только в одной Республике Коми, по данным регионального управления Росреестра, из 116 тыс. гаражей в собственность оформлены только 9,6 тыс.

По словам Дмитрия Шатохина, регионы столкнулись с проблемой гаражных кооперативов, когда начали проводить инвентаризацию объектов недвижимости. С одной стороны, определенные правоустанавливающие документы на эти гаражи имеются. Обычно это бумага, выданная председателем местного совета в 1960–1970-е годы прошлого века. Но при этом именно как объект собственности такой гараж нигде не зарегистрирован.

У такого гаража непонятный статус, - рассказал сенатор «Известиям». - Простой вопрос: на основании чего они подключены к электросетям? Для этого должен быть заключен договор с собственником. По этой же причине никто не гарантирует и сохранность гаражей: при желании местные власти могут снести их в любой момент. Кроме того, гараж может, например, сгореть, а без зарегистрированного права собственности его нельзя застраховать.

У проблемы отсутствия права собственности на гаражи есть и обратная сторона - если законного владельца нет, то местным властям не с кого спросить за состояние постройки и прилегающей территории. Например, за неубранный снег. Кроме того, в бюджет не поступают доходы в виде налогов на собственность.

Проект закона предполагает внесение поправок в федеральный закон № 218 «О государственной регистрации недвижимости», вступивший в силу с 1 января 2017 года. Документ вводит ст. 49.1 «Особенности госрегистрации права собственности на нежилое помещение в составе здания гаражно-строительного кооператива». В ней перечислены бумаги, которые нужно предоставить для регистрации гаража как объекта собственности. Это документы, подтверждающие членство в ГСК и оплату паевого взноса, техническая документация на нежилое помещение. А также - документ о предоставлении кооперативу земельного участка, изданный органом госвласти или местного самоуправления.

По оценкам Дмитрия Шатохина, общие расходы на то, чтобы узаконить гараж, составят 15–20 тыс. рублей. Для ветеранов эта процедура, по замыслу законодателей, должна быть бесплатной.

Вопрос о необходимости гаражной амнистии в последние десятилетия поднимался неоднократно. Некоторые регионы пытаются решить проблему самостоятельно. Например, в Ульяновской области амнистия была объявлена в прошлом году. Но там речь идет о собственности на земельные участки под гаражами.

Когда мы даем право на земельный участок, мы не даем право на сам объект. А потом человеку всё равно придется идти в суд и доказывать право собственности на гараж, - пояснил сенатор.

Председатель комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Азаров поддержал идею, однако подчеркнул при этом, что под «гаражную амнистию» не должны попасть самовольно возводимые во дворах «ракушки».

Нет никаких сомнений в том, что этот вопрос требует проработки и решения, - пояснил Дмитрий Азаров «Известиям». - Но крайне важно, чтобы речь шла именно о кооперативах, где не урегулировано право собственности. Решая эту проблему, мы не должны создавать другую: нельзя допустить, чтобы наши дворы заполнили незаконные гаражи, портящие внешний вид городов.

Председатель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев рассказал «Известиям», что проблема назрела давно: по его мнению, пора наконец легализовать гаражи в ГСК «и прекратить этот кошмар».

К нам регулярно поступают жалобы на то, что в том или ином районе сносят гаражные комплексы, - рассказал общественник. - Они занимают много места, и, конечно, выгоднее застроить эти территории жилыми домами. Я уже лет пять пытаюсь купить гараж в Москве и не видел еще ни одного места, где владелец гаража может быть спокоен за сохранность этого имущества. Много раз меня уверяли, что в том или ином ГСК всё хорошо, а потом местные власти там всё сносили.

Заслуженный юрист России, бывший судья Мосгорсуда и член СПЧ Сергей Пашин в раговоре с «Известиями» отметил, что законопроект о «гаражной амнистии» необходим, однако чиновники на местах в нем не заинтересованы.

Местные власти не очень поощряют приватизацию, - сказал Сергей Пашин. - У них всегда есть козырная карта: «вас тут не было, вы не имеете права». Чиновники заинтересованы в том, чтобы держать людей на привязи.

Юрист напомнил, что в советские времена за человеком не признавали права собственности на недвижимость, в том числе и на гаражи. ГСК и его члены не были собственниками. Юридические права давало не приобретение гаража, а вступление в кооператив - то есть, право собственности фактически подменялось членством в социалистической организации.

В России грядет «гаражная амнистия». До конца года в Госдуму будет внесен законопроект, который поможет упростить владельцам кооперативного гаража регистрацию права собственности на него.

Автором законопроекта о «гаражной амнистии» является член Совета Федерации от Республики Коми Дмитрий Шатохин. Собственно он и признался в разработке этого документа и сроках его передачи на рассмотрение депутатами нижней палаты российского парламента.

На самом деле желание регистрировать гаражи в собственность появилась у членов гаражно-строительных кооперативов и кооперативных автостоянок после того, как власти российских городов стали повсеместно сносить ГСК и КАС. До сих пор статус гаражей в России не определен. Железная коробка на кооперативной стоянке является собственностью автовладельца, машина в ней – тоже его, а вот земля под гаражами и раньше и теперь находится в государственной собственности. Таким образом региональные власти в любой момент могли попросить «гаражников» пойти вон. В некоторых городах чиновники соизволили выплатить членам гаражных кооперативов компенсацию, в большинстве случаев гаражи сносили без каких-либо условий. Просто вывешивали на доске объявлений сообщение о необходимости освободить территорию к указанному сроку и в назначенное время приезжали на место с тяжелой техникой. Кто не успел, мы не виноваты! Под снос шли каменные строения, электрические столбы, железные гаражи — в некоторых случаях вместе с машинами внутри.

В начале 1990-х годов прошлого столетия федеральные власти придумали приватизацию жилья, однако гаражей она не коснулась. 20 лет назад строительство нового жилья, торговых, развлекательных и бизнес-центров в крупных городах еще не было таким активным, как сегодня. Гаражи, расположенные, как правило, на окраинах городов, никому не мешали и местные власти не интересовали. Но прошло время, земля стала дороже и огромные участки земли под гаражами приглянулись местным чиновникам. В Москве и Санкт-Петербурге большая часть кооперативных гаражей уже снесена, а тем, что еще остались, грозит эта участь в любой момент.

Как мы уже выяснили, гараж автовладельцу, который держит в нем свою машину, не принадлежит. Определенные правоустанавливающие документы на эти гаражи, выданные еще 40-50 лет назад, имеются. Однако, как объект собственности такой гараж нигде не зарегистрирован.

По словам сенатора Шатохина, у гаража сегодня какой-то непонятный статус. Из-за этого возникают юридические коллизии и вопросы, касающиеся прав собственности. Никто не гарантирует сохранность гаражей, непонятно, на каких основаниях они подключены к электросетям, гараж нельзя застраховать, например, от пожара. Непонятно даже, кто будет отвечать в случае, если из него угонят авто…

У проблемы отсутствия права собственности на гаражи есть и другая сторона: если у него нет законного владельца, значит не с кого спросить за состояние постройки и прилегающей территории. Наконец, в бюджет не поступают доходы в виде налогов на собственность.

Законопроект, о котором идет речь, предполагает внесение поправок в федеральный закон N218 «О государственной регистрации недвижимости», который вступил в силу 1 января 2017 года. В нем появится статья под названием «Особенности госрегистрации права собственности на нежилое помещение в составе здания гаражно-строительного кооператива». В свою очередь, в ней будут указываться документы, которые необходимо будет представить для регистрации гаража в собственность.

Шатохин предполагает, что расходы на приватизацию гаража составят 15-20 тыс. рублей. Для льготных категорий эта процедура может быть бесплатной. Кроме того, далеко не все гаражи попадут под «гаражную амнистию». Например, самовольно установленным во дворах «ракушкам» это не грозит.

Гаражная амнистия обсуждается в Госдуме ещё с 2015 года. В 2017 году эта инициатива как никогда близка к реализации. Гаражная амнистия будет происходить по аналогии с дачной – люди, получившие гаражи в Советское время, смогут, наконец, оформить на них право собственности. Однако, реализуя гаражную амнистию в 2017 году, государство руководствуется вовсе не заботой о россиянах, а меркантильными соображениями.


В чём заключается проблема?

В России гигантское количество гаражных построек не имеет ни чёткого статуса, ни собственников. Люди, которые считают себя владельцами таких объектов недвижимости, имеют на руках только справки о членстве в кооперативе – и больше никаких документов, подтверждающих право собственности. Такая позиция удобна для автомобилистов, которые пользуются кооперативными гаражами – никаких тебе налогов, никакой ответственности. Однако у этого положения есть и минусы – весьма существенные.

  • Гараж сложно продать, потому что продажа того предмета, который человеку не принадлежит – абсурд с юридической точки зрения.
  • Гараж нельзя застраховать.
  • Власти могут снести постройку в любой момент. Если владелец постройки попытается воспрепятствовать этому, ему придётся объяснять, почему же он за годы использования гаража ни разу не заплатил налог на собственность.

После гаражной амнистии 2017 года у властей будет с кого спросить за состояние постройки и прилегающей к ней территории. Также гаражная амнистия обяжет новоиспечённых собственников объектов платить налог на собственность. Это станет дополнительным источником поступлений в региональные бюджеты.

Закон о гаражной амнистии касается далеко не всех владельцев гаражей. Если кооператив позаботился о приватизации земли, то объекты недвижимости, находящиеся на ней, уже перешли в собственность и обрели вполне официальный статус. Владельцам таких построек больше ничего оформлять и переоформлять не нужно.

Что нужно для получения права собственности?

Закон «О недвижимости» может пополниться новой статьёй – 49.1, в которой будут описаны все особенности регистрации построек, входящих в гаражно-строительные кооперативы. Ожидается, что пользователю объекта для получения права собственности придётся выполнять ряд условий.

  • Собрать полный пакет технических документов на нежилое помещение.
  • Приложить к этому пакету справки о членстве в кооперативе и выплате паев.
  • Дополнить пакет разрешением о предоставлении кооперативу участков с неоформленными постройками.

Оформление гаража в собственность не будет бесплатной процедурой. Человеку, пользующемуся постройкой ещё со времён СССР, она «влетит в копеечку». В зависимости от региона придётся потратить от 15 до 30 тыс. рублей. Право на бесплатное оформление получат только ветераны. Необходимость нести расходы может отбить у россиянина всякую охоту «заморачиваться» с документами – особенно если россиянин этот имеет советский склад ума и считает, что в Союзе всё имущество давали бесплатно. Убедить такого человека в том, что коммунизм предполагает полное отсутствие частной собственности, невозможно.

Люди, выросшие при капиталистическом строе, способны увидеть в том, что в России готовят гаражную амнистию, и светлую сторону. Официальный статус гаража является залогом существенного увеличения его рыночной стоимости. Расходы на перевод постройки в собственность окупятся сторицей, если после оформления новоиспечённый собственник сможет продать гараж.

В законопроекте о гаражной амнистии в Государственной Думе особо подчёркивается, что «дворовые ракушки» точно не получат статус официальных построек, и их владельцам свидетельств о праве собственности не видать.

Что думают о гаражной амнистии в России?

Мнения о гаражной амнистии в Москве и других городах страны в основном положительные. Например, председатель Федерации автовладельцев России (ФАР) С. Канаев утверждает, что амнистия избавит автовладельцев от многих проблем и переживаний. По словам Канаева, в ФАР люди регулярно обращаются с жалобами на то, что власти самовольно сносят гаражные комплексы – объяснить этим людям, что у муниципалитета есть на то полное право, очень сложно.

Заслуженный юрист России С. Пашин согласен с тем, что инициатива стоящая. Однако, по его мнению, местные власти не будут спешить с её реализацией. Отсутствие чёткого статуса у гаражей выгодно для чиновников и застройщиков. На данный момент не приходится испытывать недостатка в земле для строительства. Нужна земля – снеси гаражный комплекс! Это особенно актуально для Москвы, где любой участок «на вес золота».

На самом деле главенствующие лица во многих регионах тоже поддерживают реформу. Сенатор от Республики Коми Д. Шатохин не понимает, на основании чего гаражи подключают к электросетям. При таком подключении должен быть заключён договор с собственником – хотя собственников у многих гаражей нет. Шатохин приводит впечатляющую статистику: в Коми меньше 10% гаражей имеют официальный статус.

В Ульяновской области уже перешли от слов к действиям. Губернатором С. Морозовым был одобрен региональный законопроект о гаражной амнистии. В конце марта 2017 года владельцам построек стали выдавать свидетельства о праве собственности.

Людям, которые пользуются гаражами ещё с Советских времён, конечно, претит мысль о том, что им придётся тратить деньги и бегать по инстанциями с документами. Однако им стоит принять во внимание, что их гаражи в нынешнем статусе могут быть «стёрты с лица земли» в любой момент – по щелчку пальца чиновника. На фоне возможной утраты имущества сумма в 15 тыс. рублей кажется совершенно пустячной.