Взятка ук. Состав и виды этого преступления. Кто может считаться субъектом расследования о даче взятки

Взятка - УК РФ упоминает это понятие несколько раз. Такое явление, как взяточничество, влечет уголовную ответственность для того, кто брал деньги, и для того, кто их давал. А если при этом еще был задействован посредник, то и для него предусмотрена отдельная статья. Наказание для взяткодателя закреплено в ст. 291 Уголовного кодекса.

Возможно, именно поэтому, по некоторым оптимистическим анализам, «невозможно иметь железный занавес между Россией и Западом, потому что у российской элиты нет желания или идеологии, чтобы это позволить». В этой логике самой мысли Россия не несет в себе сам по себе генетический авторитарный кодекс, сегодня он переходит от «имперского статуса к классическому национальному государству».

Это сильно способствует идее многополярности современного мира, исключающей господство одного государства, подчеркивая, что однополярный мир «нестабилен и угрожает конфликтами». Ряд вопросов также бросает вызов четвертому принципу Медведева - готовность защитить российских граждан и интересы бизнеса, где бы они ни находились.

Кто признается должностным лицом в рамках статей 290-291 УК РФ?

Согласно Уголовному кодексу РФ дача взятки становится преступлением только тогда, когда деньги принимает должностное лицо. А чтобы понять, кого законодатель считает таковым, следует обратиться к примечанию статьи 1 главы 30 УК РФ, посвященной взяточничеству.

Хотя межгосударственные конфликты остаются предпочтительным средством разрешения споров и наличия высокого риска для дестабилизации Юго-Восточной Европы и Черноморского региона, пока нет видимой угрозы для территориальной безопасности Болгарии. Это отражено в текущих планах оборонительных возможностей. Однако возможная задержка или прекращение евроатлантических интеграционных процессов отдельных частей этих регионов в сочетании с возобновлением локальных конфликтов в контексте попыток некоторых сил перераспределить глобальное влияние может, однако, при определенных условиях привести к обновлению риска территориальное вторжение, хотя и в меньших масштабах, а не в том же масштабе, что и 20 лет назад.

Должностное лицо — это представитель власти или лицо, связанное с исполнением организационных, административных или хозяйственных функций в учреждении, которое полностью или частично подконтрольно государству, муниципалитету или местному самоуправлению.

Однако наказуема дача взятки должностному лицу , работающему не только в российских учреждениях, но и в иностранных и международных организациях. Так что давать деньги нельзя ни российским чиновникам, ни их иностранным коллегам.

Если такой негативный сценарий будет реализован, можно перенести ценные ресурсы, предназначенные для создания возможностей для экспедиции по кризисному управлению для статической и устаревшей территориальной обороны. Это может обременять дополнительные военные бюджеты и даже «поглощать» некоторые средства для достижения действительно необходимых возможностей, отвлекая их на те, которые не способствуют решению новых задач. Последнее ограничивало бы полезность нашей страны как союзника НАТО. Действительно, в обозримом будущем это вряд ли станет реальностью, скорее можно ожидать, что этот контекстный сценарий приобретет несколько более высокую вероятность, что даст дополнительные мотивы сторонникам территориальной обороны.

Когда получение взятки считается оконченным?

Взятка — любопытное преступление, если оно совершено добровольно 2 лицами. Один из них давал деньги, другой — брал, и оба считаются преступниками, но вот статья за взятку у каждого будет своя. Однако чтобы речь зашла о полноценном наказании, преступление должно быть окончено. Это означает, что взяткодатель должен передать деньги, а взяткополучатель их осмысленно принять.

Возможная дестабилизация черноморского региона будет подвергать сомнению стратегию ЕС по диверсификации энергоснабжения и достижению энергетической независимости. Черное море является ключевым альтернативным маршрутом поставки энергии из Каспийского региона, потенциал которого необходимо развивать. Строительство новых коридоров для транспортировки нефти и газа гарантирует как дополнительные объемы для удовлетворения растущего спроса на европейских рынках, так и дополнительный источник поставок. Это критические условия для обеспечения энергетической безопасности ЕС и Болгарии, в частности.

Если деньги были подкинуты в вещи лица, оставлены у него дома или в кабинете, то преступление не засчитывается как оконченное. Для взяткодателя это обернется покушением на дачу взятки или только подготовкой данного преступления. А должностное лицо вообще не будет привлекаться к ответственности, ведь оно не становится взяткополучателем.

Сегодня мы едва ли можем говорить об энергетической независимости, а скорее о непрерывном потоке поставок в достаточном количестве и по разумной цене, не жертвуя важными государственными интересами. Возможное ограничение или даже прерывание доступа к жизненно важным энергетическим ресурсам окажет сильное дестабилизирующее воздействие на экономику. Что, в свою очередь, осложнит еще одну серьезную проблему, а именно «хроническую слабость общества». Все это может произойти в контексте углубления зависимости от энергии ископаемого топлива, увеличения спроса и конкуренции за доступ к ним и борьбы за геополитическое перераспределение глобального влияния.

Если передача денег не состоялась, тогда в квалификации преступления рядом со статьей УК РФ о взятке должностному лицу появляется ст. 30 УК РФ.

Состав и виды этого преступления

Состав преступления строится из 4 элементов:

Субъект

За дачу взятки должностному лицу УК РФ наказывает только лиц старше 16 лет.

В прошлом и сегодня энергия лежит в основе ряда межгосударственных конфликтов, и в будущем она останется таковой. Более того, ее спрос будет еще больше расти. Что касается проблем безопасности в сегодняшней стратегической среде, мы не можем не решить проблему критической защиты инфраструктуры. Это объекты, сети и службы, разрушение или разрушение которых серьезно повлияют на здоровье, безопасность, экономическое благополучие или эффективное функционирование страны. Если он не надежно защищен, эта инфраструктура уязвима для террористических атак, последствия которых могут выходить далеко за пределы Болгарии.

Субъективная сторона

В ситуации с дачей взятки вина может проявляться лишь в форме прямого умысла. Преступник хочет за деньги получить какие-то привилегии, не имея на это оснований.

Объект

От взяточничества страдают общественные отношения, ведь должностное лицо нарушает правила, по которым работает, в угоду взяткодателю.

В рамках «Критической инфраструктуры» также понимается инфраструктура для обеспечения энергетической безопасности. Поскольку он построен не только в стране-пользователю, но и в странах транзита и странах-экспортерах, риски для безопасности инфраструктуры производителей и стран транзита не могут повлиять на Болгарию, которая является транзитной страной и потребителем. Это требует развития сотрудничества между ЕС и НАТО с этими странами-партнерами. Энергетическая безопасность тесно связана с экономической безопасностью, которая является основой общей безопасности для общества и государства.

Объективная сторона

Чтобы говорить о взятке как о преступлении, достаточно установить сам факт передачи денежных средств, а вот выполнило ли должностное лицо те действия, за которые получило деньги, абсолютно не важно. Поэтому состав преступления является формальным.

Есть несколько вариантов действий по передаче денег:

Без экономической и финансовой безопасности система безопасности и обороны не может быть построена и адекватна сегодняшним вызовам. Что касается защиты критически важной инфраструктуры, мы также должны учитывать безопасность компьютерных систем и сетей, которые будут приобретать все большее значение для функционирования государства и его способности справляться с другими рисками и угрозами. Киберпреступность больше не является угрозой для бизнеса и отдельных лиц, но все чаще для национальной безопасности, поскольку около 120 стран используют Интернет для политического, экономического и военного шпионажа.

  • Размер взятки превысил:
    • 25 000 рублей (значительный размер);
    • 150 000 рублей (крупный размер);
    • 1 000 000 рублей (особо крупный размер).
    • Если с помощью взятки преступник хотел добиться, чтобы должностное лицо совершило незаконное действие (бездействие).
    • Если взяткодателей было несколько, и они действовали сообща.

Все эти действия рассматриваются судом как квалифицирующие признаки, а значит, ведут к ужесточению ответственности.

Ожидается, что кибер-атаки станут предпочтительным инструментом для ведения войны или дестабилизации противника как негосударственными субъектами, так и отдельными государствами. Кибер-атаки против Эстонии и Грузии требуют уделения должного внимания этому новому типу уязвимости государства.

Другой риск, который со временем будет увеличиваться и может стать, при определенных благоприятных факторах разблокировки, является серьезной угрозой для незаконной миграции. Действительно, все еще неудовлетворенный вызов «хронической социальной слабости» в значительной степени препятствует укреплению миграционных потоков в Болгарию как конечной цели. Однако, как член ЕС, привлекательность нашей страны как транзитной страны для нелегальной миграции распространяется на «более процветающие» государства-члены.

Наказание за дачу взятки

Взятка предполагает материальную выгоду, поэтому логично, что за взяточничество наказывают тоже материально. Но с увеличением размера взятки чаще всего от должностного лица требуются более серьезные действия, наносящие ощутимый вред правопорядку. В зависимости от того, сколько денег передал взяткодатель и за что он платил, к нему могут быть применены такие санкции:

Проблема в большинстве случаев связана с организованной преступностью и может привести к обострению криминогенной ситуации. Миграционные потоки также создают предпосылки для проникновения радикальных исламистских элементов из «рискованных» стран, что может усилить террористическую угрозу.

Экологические риски не менее важны для безопасности, с возможным ускорением изменения климата, вызывающим серьезные стихийные бедствия. До сих пор Болгарии приходилось сталкиваться главным образом с последствиями наводнений и лесных пожаров, но проблема остается сложной и ее необходимо тщательно контролировать.

от 30 до 60-кратного размера взятки

от 60 до 80- кратного размера взятки *

от 70 до 90- кратного размера взятки

Исправительные работы

Принудительные работы

Возможная вспышка пандемий по-прежнему остается предметом теоретического интереса, но этот риск всегда следует рассматривать как имеющий значение, особенно в сочетании с террористической угрозой. Это поставило бы болгарскую систему здравоохранения на серьезный риск, учитывая его нынешний статус.

И последнее, но не менее важное: в настоящем исследовании рассматривается терроризм и распространение оружия массового уничтожения. В качестве постоянной угрозы они широко освещаются средствами массовой информации, и некоторые из других проблем, о которых говорилось выше, остаются незамеченными. Более того, все они прямо или косвенно связаны друг с другом. Например, незаконная миграция и терроризм могут работать вместе, а дестабилизация черноморского региона способствует терроризму и распространению оружия массового уничтожения.

Лишение свободы + штраф

от 5 до 10-кратного размера взятки

от 5 до 15-кратного размера взятки

30-кратный размер взятки **

от 5 до 10 лет

60-кратный размер взятки **

от 7 до 12 лет

70-кратный размер взятки **

* Судья может применить еще и дополнительное наказание — лишить права работать в определенной отрасли.

Терроризм как серьезная глобальная угроза может сочетаться с другими проблемами, что приводит к дальнейшему усложнению ситуации и препятствует действиям по преодолению последствий. Уязвимость государства к терроризму возрастает по мере прогрессирования процесса глобализации, открытия границ и развития современных технологий. Он будет по-прежнему находиться в центре внимания правоохранительных органов, и с этой террористической деятельностью это внимание будет усугубляться. Кроме того, за актами терроризма могут последовать военные вмешательства, которые приводят к региональной дестабилизации и даже при определенных условиях усугубляют напряженность между ведущими центрами власти в мире.

** Штраф в указанном размере выплачивается в обязательном порядке, если виновному присуждают лишение свободы, в остальных случаях судья может ограничиться лишением свободы.

Как провокация и вымогательство денег влияют на участь взяткодателя?

Чтобы получить за взятку статью УК РФ, взяткодатель должен передавать деньги по своей инициативе, его не должны к этому подталкивать. Но в определенных ситуациях должностное лицо попросту вымогает деньги, причем последствия невыполнения этого могут быть различными. Если вымогательство имело место, то взяткодатель может быть освобожден от ответственности.

Терроризм на религиозной почве представляет собой угрозу для нашей страны, особенно учитывая участие Болгарии в контингентах в различных союзах и коалиционных операциях. Присутствие в регионе Юго-Восточной Европы, особенно в Боснии и Герцеговине и Косово, крупных контингентов иностранных граждан из рискованных стран и вероятность проникновения в них активистов терроризма увеличивает степень угрозы. Не исключено, и вполне вероятно, что на территории этих стран есть «спальные ячейки» международных террористических структур, которые при определенных условиях активируются.

В то же время предложение денег должностному лицу может быть провокацией. Обычно следственные органы таким образом выявляют нечистых на руку чиновников. Естественно, что не такую дачу взятки УК РФ имеет в виду, и дело на взяткодателя в этом случае не заводится.

Еще одним способом избежать ответственности для взяткодателя может быть чистосердечное признание о факте передачи денег должностному лицу. Статья о даче взятки засчитывает добровольное признание взяткодателя как основание для снятия ответственности.

Следует также учитывать тот факт, что уже были предприняты попытки радикализация мусульманского населения в Болгарии, которая с 1990-х годов входила «в сферу геополитических интересов исламского радикализма». Распространение оружия массового уничтожения является еще одной важной угрозой национальной безопасности. По словам Генерального директора МАГАТЭ Мохамеда Эль Барадея, растет интерес со стороны террористических организаций к приобретению ядерного оружия, и не может быть гарантировано, что это уже не так.

Здесь особенно важен пограничный контроль, поскольку возможная дестабилизация черноморского региона будет в значительной степени мешать борьбе с незаконным оборотом такого оружия. Прямая связь с этой угрозой заключается в распространении оружия массового уничтожения на цели, такого как ракетные технологии. В глобальном масштабе их распространение растет, а международное сообщество все еще недостаточно развито. Поэтому укрепление международного режима противоракетной технологии не менее важно для безопасности, чем распространение ядерного, химического, биологического и радиологического оружия, которому в настоящее время уделяется самое пристальное внимание.

Лицо, которое хочет добиться определенных действий от должностного лица за деньги, подвергается уголовному преследованию так же, как и должностное лицо, которое согласилось принять взятку. К взяткодателю судом могут быть применены различные санкции, но в основном это штраф и лишение свободы. Насколько жестким будет наказание, определяется в зависимости от размера переданной суммы денег и требования должностному лицу.