Как действовать в определенных ситуациях на дороге. Гибдд говорит, показывает и штрафует

На примерах "типовых" нарушений ПДД в картинках-схемах ГИБДД отвечает на все сложные и актуальные для водителей вопросы. Например, какой штраф полагается за поворот "не из того ряда", чем грозит выезд "под кирпич" с автозаправки или можно ли ездить по выделенным полосам для маршрутного транспорта.




Прежде инспекторам ГИБДД, инкриминирующим нарушителю «выезд на встречку» на перекрестке, часто приходилось слышать, что на перекрестке встречной полосы не может быть по определению. Теперь может. И выезд на нее грозит потерей прав на 4-6 месяцев.



Обгоны с выездом на полосу для встречного движения на перекрестке — как со светофором, так и без него — также вне закона.


Данными примерами ГИБДД уточняют, что обгон будет караться лишением прав от 4 до 6 месяцев вне зависимости от того, предписан ли запрет знаком, разметкой или и тем, и другим.



А на схеме слева как раз продемонстрирован тот случай, когда знак можно проигнорировать; естественно, при условии, что перед вами действительно . И «право на выезд на встречку» не распространяется на те случаи, когда такого выезда можно избежать, как на схеме справа.



Верховный Суд разъяснил, как ГИБДД следует трактовать нарушения, связанные с движением задним ходом по дороге с односторонним движением. Водители часто использовали такие маневра для объезда «пробок» и часто оставались без наказания. Лазейку прикрыли: теперь езду задним ходом по односторонним дорогам оценили в 5 000 рублей.

Правда, возможность для оправданий у водителей все же осталась, благодаря одной оговорке: «…будет наказываться и движение задним ходом по дороге с односторонним движением без объективных причин . К таковым можно отнести, например, необходимость объезда препятствия или осуществления парковки…» — сказано в разъяснении Верховного Суда. Таким образом, от пойманного за движением задним ходом водителя требуется доказать, что все эти 200 метров он двигался к месту парковки…



Обгон по встречным трамвайным путям и движение «по часовой стрелке» на перекрестке с круговым движением влекут за собой отъем прав от 4 месяцев до полугода. Но теоретически, могут и не отобрать, а назначить штраф в 4 000 рублей, если будет принят и если это будет первый у водителя-нарушителя выезд «на встречку».





Приведенные 4 схемы разъясняют и иллюстрируют ситуацию с поворотом налево или разворотом, которые идет вразрез с требованиями знаков или дорожной разметки.



Схему на левом рисунке также можно отнести к группе из четырех предыдущих иллюстраций. Но рядом с ней мы видим другую схему, нарушение, изображенное на которой, можно было бы наказывать аналогичным штрафом. А необходимость заплатить 100 рублей, как нам кажется, — не будет пугать водителей, создающих помехи двигающимся из левого ряда прямо и налево. Вероятно, что сотрудники ДПС не будут следить за соблюдением такого «незначительного» нарушения, хотя аварии из-за подобных действий водителей случаются часто.


Данное разъяснение может повлечь за собой двойственный эффект. С одной стороны, известны случаи, когда нечистые на руку сотрудники ДПС «грозят» водителям суровыми штрафами за выезд или въезд на заправку под знак «кирпич» или «поворот запрещен». С другой стороны, возможность получить предупреждение или небольшой штраф в 300 рублей будет неважным барьером на пути многочисленных водителей, игнорирующих знаки на бензоколонках и создающих помехи для движущихся во встречном направлении водителей.


Ситуация 1


За такое нарушение положено безальтернативное лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев. Не спасет даже уверение в том, что вы обгоняли трактор, который ехал со скоростью 20 километров в час. Конечно, водитель трактора виноват в том, что не съехал на обочину и не пропустил все машины, которым он мешал. А это его обязанность, прописанная в правилах. Но ссылка на чужое нарушение не спасет от лишения прав того, кто обгонял тихоходный транспорт по встречной полосе.

Ситуация 2


При повороте налево водители часто начинают маневр, не доехав до прерывистой линии. Объяснение простое - остался метр-другой до разрыва в сплошной, а хочется успеть проскочить под горящую стрелку. Но фактически водитель выезжает на полосу встречного движения. И тем самым создает опасную ситуацию. Ведь из поворота навстречу мог выезжать другой автомобиль. Сэкономленный метр на повороте также без вариантов оставит нарушителя без прав. Все другие случаи пересечения сплошной оставляют водителю шанс отделаться штрафом.

Ситуация 3


Рассмотрим часто встречающуюся ситуацию, когда единственный ряд дороги перегородил стоящий автомобиль. Объезжать такое препятствие полагается справа. Но если такой возможности нет - то вы можете объехать его и слева, предварительно уступив дорогу встречным транспортным средствам. И автоинспектор не должен наказывать вас за такое пересечение сплошной и выезд на встречную. Однако если была возможность объехать препятствие с правой стороны, а вы решили, что с левой будет быстрее или проще, то вам придется отвечать по части 3 статьи 12.15 - выезд на встречку, соединенный с объездом препятствия.

Ситуация 4


Разворот через сплошную. Большинство водителей убеждены, что за такой грубый маневр без альтернативы отберут права. Автоинспекторы нередко поддерживают это заблуждение. Однако по новым правилам, если водитель развернулся через сплошную, то он "совершил выезд в нарушение ПДД на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединенный с разворотом". Ему грозит ответственность по части 3 статьи 12.15.

Ситуация 5


Точно так же карается другое распространенное нарушение - поворот налево через сплошную. В таких случаях водитель пересекает сплошную линию и встречную полосу. И попадает под часть 3 статьи 12.15. Подобное нарушение считается выездом на встречную полосу, соединенным с поворотом налево.

Ситуация 6


Нередко проблему составляет выезд со двора или из переулка на улицу с двусторонним движением. Если на ней - сплошная линия, то левый поворот будет грубым нарушением. Однако права за такой опасный маневр не отберут. Отвечать вам придется по статье 12.16 - за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой.

Ситуация 7


Как в таком случае правильно совершить разворот? Знаков, запрещающих этот маневр, нет. Значит, вроде бы можно. Но по какой траектории? Надо ли сначала пересечь автомобильный поток, а затем, пропустив всех встречных, поворачивать обратно? Или все-таки можно совершить маневр по кратчайшей траектории? Оказывается, развернуться при подобных условиях можно и так, как показано на рисунке. Это не будет считаться выездом на полосу встречного движения. Этот маневр - в рамках Правил.

Ситуация 8


Довольно часто встречается ситуация, когда на широкой дороге нет разметки. То ли ее смыло вместе со снегом, то ли еще не нарисовали - но причина в данном случае не важна. В Правилах дорожного движения в пункте 9.2 прописано, что на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения. В пункте 9.1 ПДД говорится, что количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и знаками. Если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов Т/С и интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения, считается половина проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений дороги. В данном случае (рис. снизу), ширина проезжей части составляет 16 и более метров. Если учитывать, что ширина полосы движения порядка трех метров, то в данном случае перед нами дорога с явно не менее чем четырьмя полосами.

Ситуация 9


Встречаются дороги, где на довольно длительном расстоянии не предусмотрено левых поворотов. Знающие район водители быстро решат эту проблему, сворачивают в какую-нибудь улочку, если с этой улочки есть движение через перекресток, где-нибудь в ее глубине разворачиваются и выезжают в нужном направлении. А кто не знает, приходится ехать до места, где разрешен разворот или поворот. Встречаются и находчивые водители разворачиваются сразу после поворота (маневр 3), чтобы возглавить колонну желающих пересечь перекресток.


Маневр 1


Маневр 2


Маневр 3

Ситуация 10


В наших городах так часто меняются схемы организации движения, что водитель должен быть постоянно настороже, чтобы не попасть в неприятную историю. Еще вчера, например, можно было смело поворачивать на знакомую улицу, а сегодня там уже висит "кирпич". Помните - езда по улице с односторонним движением в противоположном направлении однозначно квалифицируется как выезд на встречную полосу.

Ситуация 11


На наших загруженных улицах даже трамвайные пути активно используются спешащими водителями. Причем многие из них не считают зазорным на трамвайных путях обогнать другие машины. Или остановившийся на остановке трамвай по путям встречного направления.

Ситуация 12


В некоторых случаях обгонять на перекрестке, даже с выездом на встречную полосу, можно безнаказанно. Например, если вы совершаете обгон на нерегулируемом перекрестке, двигаясь по главной дороге. Но только в том случае, если обгон не запрещен соответствующими знаками и если это допускает линия разметки. Если же вы, совершая обгон на таком перекрестке, пересекли сплошную линию, то лишения прав вам не избежать.

Ситуация 13


Запрещен обгон на нерегулируемом перекрестке, если он происходит на второстепенной дороге.

Ситуация 14


Если вы совершили обгон с выездом на полосу встречного движения на регулируемом перекрестке - прощайтесь с правами однозначно.

Ситуация 15


Если на двухполосной дороге вы пошли на обгон по встречной, но в зоне действия знака "Обгон запрещен" это нарушение будет квалифицировано по части 4 статьи 12.15. Даже в том случае, когда на дороге установлены временные знаки.

Ситуация 16


Запрещен обгон на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними.

Ситуация 17


Один из самых спорных маневров - это обгон с выездом на встречную полосу в конце подъема и на других участках с ограниченной видимостью. Даже если на этих участках нет никаких знаков, но видимость ограничена, инспектор вправе квалифицировать это нарушение по части 4 статьи 12.15. Такая жесткость данной нормы оправдана - жертв именно подобного нарушения на дорогах более чем достаточно.

Ситуация 18


В таком случае, для совершения левого поворота не доехав до разрыва в разметке, то есть проехав до поворота по встречной полосе, инспектор вправе квалифицировать это нарушение по части 4 статьи 12.15. В Правилах дорожного движения говорится, что "поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения".

Ситуация 19


Также лишением прав по части 4 статьи 12.15 КоАП наказывается и выезд через сплошную на встречную полосу, предназначенную для движения общественного транспорта.

Ситуация 20


Если вы выехали на полосу для движения общественного транспорта и двигаетесь в направлении, в котором автобусы с троллейбусами должны по этой полосе ехать, даже если стоит "кирпич", то вам грозит ответственность по статье 12.16 - за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой.

Ситуация 21


Этот случай предусмотрен пунктом 9.3 Правил дорожного движения. Выезд на крайнюю левую полосу трехполосной дороги с двусторонним движением карается сурово. На этих дорогах для обгона предназначен только средний ряд. Если лихачу этого мало, и он обгоняет по крайней полосе, где идет встречное движение, его действия будут квалифицированы по части 4 статьи 12.15.

Гаишники любят дежурить у пешеходных переходов. Места хлебные - не пропустил водитель человека на «зебре», подставился под штраф в 1500 рублей. Автолюбителей настолько закошмарили, что иные норовят затормозить в пол, едва завидев пешехода еще на подходе к дороге. Известны случаи, когда сами инспекторы назначают наказание по принципу «не остановился - значит, не пропустил».

А теперь обратимся к ПДД. Пункт 1.2 четко объясняет, что такое «уступить дорогу». Это « требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение , осуществлять какой-либо маневр , если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость» .

Поэтому останавливаться, чтобы обеспечить пешеходу приоритет, надо далеко не всегда. Иногда достаточно замедлиться, на всякий случай. Если человек только раздумывает о переходе, а вы, допустим, движетесь в крайней левой полосе трехрядной дороги, траектории не пересекаются, то не стоит истерично тормозить. Иначе аварийная ситуация будет уже на вашей совести (п.10.5 ПДД).

Но при этом смотрите внимательнее на действия соседей по потоку. « Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость . - Говорит п. 14.2 ПДД. Не сделаете этого, накажут справедливо, ведь пешеход может скрываться за машинами.

2. Нет сплошной - можно обгонять

Ухоженных дорог в России мало, чем норовят воспользоваться водители. Стерлась сплошная линия, засыпало ее грязью или снегом, не успели нанести разметку на новый асфальт - повод обогнать тихоходов. Потом торопыги удивляются, что им выписывают штраф в 5000 рублей или лишают прав на срок до полугода (это если в первый раз поймали, за повторное нарушение - до года) за визит на «встречку» в нарушение Правил.

Заглянем в п. 9.2 ПДД: « На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения» . И отсутствие разметки в данном случае не оправдание, потому что в п. 9.1 сказано: « Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части , габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части , расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части» .

Так что отсутствие разметки и запрещающих знаков на широкой дороге - скорее повод насторожиться, а не лезть на обгон. Ведь споры с гаишниками о распределении полос на глаз наверняка будут долгими, муторными и не факт, что решатся в вашу пользу.

3. Задние противотуманки

Между тем, достаточно открыть п. 19.7 ПДД: « Задние противотуманные фонари могут применяться только в условиях недостаточной видимости». То есть когда (п. 1.2) « видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки» .

При этом передние противотуманки разрешается использовать круглосуточно . В темноте (п. 19.4) - для улучшения видимости совместно с основными фарами, а днем (согласно п. 19.5) - для обозначения автомобиля в потоке, как альтернативу дневным ходовым огням или ближнему свету.

4. Трамвайные пути

Можно ли ездить по рельсам? По встречным - никогда (п. 9.6 ПДД). А по попутным - пожалуйста, если выполняются три условия (об этом сказано в том же п. 9.6). Первое - пути расположены на одном уровне с проезжей частью. Второе - все полосы в направлении движения заняты. Третье - автомобиль не создаст помех трамваю.

При этом возможны ситуации, когда выехать на трамвайные рельсы надо обязательно . «При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения» , - сообщает п. 8.5. Само собой, и в этом случае помех трамваю создавать нельзя.

От себя добавим - полимерные маты, которыми любят мостить пространство между рельсами, в дождь становятся скользкими - соблюдайте осторожность.

5. Кортежи и спецсигналы

Одни принципиально не пускают машины с «мигалками», другие пугаются, тормозя на обочине, едва спецавтомобиль покажется в зеркалах. А как правильно?

Мудрить не надо, достаточно любым способом « уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства» (п. 3.2). Причем если спецмашина имеет окраску оперативных служб, озаряет округу проблесками красного и синего маячков, то уступить придется еще и сопровождаемым автомобилям (тоже п. 3.2). Другой вопрос, как их отличить. П. 3.1 дает лишь один признак - включенный ближний свет фар. Так себе примета, поэтому лучше от греха пропустить все «подозрительные» машины. Обычно они ведут себя довольно настырно и едут быстрее потока. Важный момент - согласно п. 3.2, обгонять такой кортеж (а равно и одиночную спецмашину в «ливрее») запрещено.

При этом для получения преимущества водители спецтранспорта обязаны включить не только « мигалку », но и звуковой сигнал (п. 3.1). Без сирены они имеют право отступать лишь от некоторых пунктов Правил при выполнении «неотложного служебного задания». Однако приоритета над другими участниками движения в этом случае нет. Считайте, таким образом спецавтомобиль просто обозначает себя в потоке.

P.S . Напоследок забавный факт. Кто такой водитель? Некто, управляющий автомобилем, мотоциклом, мопедом, другим транспортным средством. А еще, как говорит п. 1.2 ПДД, - «погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо». Причем п. 25.1 ПДД разрешает гнать скот по дороге гражданам не моложе 14 лет.

Главное управление ГИБДД выпустило плакаты-пособия для решения спорных ситуаций на дороге

Такие плакаты ГИБДД выпускает регулярно: стоит только поменяться ПДД или Кодексу об административных правонарушениях, как возникает необходимость в наглядном разъяснении возможных спорных ситуаций. При этом специалисты автоинспекции при составлении таких пособий также учитывают постановления Верховного суда, которые позволяют судьям и другим должностным лицам правильно трактовать двусмысленные моменты, возникающие на дороге. В итоге получаются наглядные рисунки, позволяющие понять, какое наказание ждет нарушителей за разнообразные проступки.

Нынешняя версия плакатов, которые на прошлой неделе поступили в каждое подразделение ГИБДД, подготовлена, чтобы разъяснить недавнюю «реформу» вышеупомянутого Кодекса. Напомним, 1 января текущего года наказания за некоторые нарушения ПДД изменились, а следующее «затягивание гаек» (его составители пособия также учли) состоится через четыре месяца — 1 июля. Мы публикуем не только оригинальную версию рисунков, но и приводим комментарии нашего постоянного консультанта, инспектора ГИБДД Александра Маслова, который пояснил ключевые моменты каждой схемы.

1.1. Комментарий ГИБДД: «Ключевым является тот момент, что водитель не просто выезжает на полосу, предназначенную для маршрутных транспортных средств, а на полосу для такого транспорта, движущегося во встречном направлении».

1.2. Комментарий ГИБДД: «Весьма распространенная ситуация с очевидным наказанием: движение в противоположном направлении по дороге с односторонним движением наказывается штрафом в размере 5000 рублей или лишением прав».

1.3. Комментарий ГИБДД: «Уточним: хотя имеется знак «Въезд запрещен», выездом на «встречку» такое движение не считается, поскольку маршрутный транспорт движется в попутном направлении. Отсюда и наказание только в виде штрафа».

1.4. Комментарий ГИБДД: «Важное отличие — на схеме машина движется задом. Но даже если автомобиль въехал под «кирпич» задним ходом или «пятится» навстречу потоку без объективных причин, водителю грозят самые жесткие санкции».

1.5. Комментарий ГИБДД: «Обратите внимание на размеры штрафов. Если сейчас выехать на автобусную полосу «стоит» 300 рублей, то с 1 июля за такую провинность придется выложить 1500 рублей, а в столицах — 3000».

1.6. Комментарий ГИБДД: «Обратите внимание, что ни знаков, ни разметки, определяющих движение по полосам нет, поэтому наказание — 100-рублевый штраф за «невыполнение требования занять крайнее положение на проезжей части».

1.7. Комментарий ГИБДД: «Совершенно очевидная ситуация. Этот рисунок — скорее, очередное напоминание, что такой маневр однозначно карается лишением прав. Обгон по трамвайным путям попутного направления разрешен».

1.8. Комментарий ГИБДД: «Если есть знаки «Направление движения по полосам» или соответствующая разметка, то придется заплатить немалый штраф. Если нет ни знаков, ни разметки, то водителю грозит максимум 100 рублей штрафа».

2.1. Комментарий ГИБДД: «Здесь важно уточнить, что водитель не выезжает на «встречку», а просто поворачивает налево вопреки требованиям знака. Также заметим, что машина не будет двигаться навстречу одностороннему движению».

2.2. Комментарий ГИБДД: «Тоже ничего принципиально нового. Просто напоминание, что движение на круговом перекрестке «против часовой стрелки» не является «нарушением требований знаков», а считается выездом на «встречку».

2.3. Комментарий ГИБДД: «Обратите внимание, что на рисунке изображен только знак, запрещающий разворот, а сплошной линии разметки нет. Но даже если бы «сплошная» была, наказание остается неизменным — штраф».

2.4. Комментарий ГИБДД: «Есть сплошная линия разметки, запрещающих обгон знаков нет. Все очевидно: обгонять нельзя, за нарушение придется отдать водительское удостоверение. Про обгон тихоходов составители приводят отдельный рисунок».

2.5. Комментарий ГИБДД: «Это очень важный момент, который раньше вызывал много споров. Как наказывать водителя за въезд «под кирпич» на заправку, лишением прав или штрафом? Теперь понятно — 300-рублевым штрафом за несоблюдение знаков».

2.6. Комментарий ГИБДД: «Если раньше поворот «под стрелку» через сплошную линию разметки можно было трактовать, как объезд препятствия (за это нарушителю грозит только штраф), то теперь — никаких поблажек и однозначное лишение прав».

2.7. Комментарий ГИБДД: «Хорошо, что такая схема появилась — многие инспекторы и судьи ранее трактовали такой маневр, как обгон, за что водитель лишался прав. Хотя сама ситуация по-прежнему абсурдна: если по-другому проехать никак нельзя?»

2.8. Комментарий ГИБДД: «Любителям «срезать» повороты придется ходить пешком, поскольку, согласно ПДД, «при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не должно оказаться на стороне встречного движения».

3.1. Комментарий ГИБДД: «Ни выезда на «встречку», ни въезда на одностороннюю дорогу нет, поэтому — только штраф. Обратите внимание, что маневр запрещают и знак, и разметка, хотя вполне достаточно чего-то одного».

3.2. Комментарий ГИБДД: «Как видите, на пересечение с односторонней дорогой тоже можно разворачиваться и такой маневр не посчитают выездом на встречную полосу независимо от выбранной водителем траектории».

3.3. Комментарий ГИБДД: «Очень распространенный случай — разворот через «сплошную». Ничего принципиально нового здесь не изображено, просто напоминание, что такой маневр наказывается штрафом, а не лишением прав».

3.4. Комментарий ГИБДД: «Чтобы не оказаться на полосе встречного движения, водителю нужно выехать за середину перекрестка, поскольку имеется два пересечения проезжих частей, и только затем осуществить маневр. Иначе — лишение прав».

3.5. Комментарий ГИБДД: «Снова придется повторить: важно, чтобы полоса, на которую выедет автомобиль после проезда перекрестка не была предназначена для встречного движения. Иначе вместо штрафа — лишение».

3.6. Комментарий ГИБДД: «Термин «тихоходное транспортное средство» не должен вводить в заблуждение! Чтобы сохранить права, помните, что ни медленный грузовик, ни трактор или комбайн без соответствующего знака тихоходами не являются».

3.7. Комментарий ГИБДД: «В данном случае такой маневр считается выездом на «встречку», поэтому и наказание соответствующее. Если бы дорога, по которой движутся машины, была главной — другое дело».

3.8. Комментарий ГИБДД: «Распространенная ситуация — знаки, запрещающие обгон, имеются, а разметки нет. Естественно, в данном случае обгонять попутную машину нельзя, за нарушение придется отдать водительское удостоверение».

3.9. Комментарий ГИБДД: «Учитывая строгость наказаний, рекомендую всем водителям перечитать главу ПДД «Обгон, опережение, встречный разъезд» — там указаны и другие случаи, когда за обгон можно расстаться с правами».

3.10. Комментарий ГИБДД: «Движение по разделительным полосам запрещено, но наказывается не лишением прав, а сравнительно небольшим штрафом — 500 рублей. Если разделительная окажется встречной, наказание будет другим».

По идее, правила дорожного движения, как и любой другой закон, должны быть однозначными и понятными всем. Но это утопия, которая в реальной жизни, наверное, не очень достижима.

На практике в нашей стране спорных и непонятных моментов, связанных с ПДД, более чем достаточно. О них нам постоянно поступают вопросы, поэтому сегодня мы решили разобрать несколько популярных холиваров.

Обгон без разметки

Увы, но далеко не на всех российских дорогах есть разметка. Стерлась сплошная линия, засыпало ее грязью или снегом, не успели нанести разметку на новый асфальт - и дорога из понятной и организованной превратилась в непонятно что. Больше всего в такой ситуации возникает вопросов, а можно ли обгонять. Если стоит знак, то однозначно нет, но часто бывает так, что и знака нет, и разметки никакой, что тогда?

Если дорога очевидно двухполосная, то обгонять можно (если нет других поводов для запрета типа мостов). Сложнее, если полос больше. По идее, на четырехполоске выезд на встречную полосу запрещен, но если разметки нет, то все оценки ведутся на глаз, а это ненадежно, еще нужно замерить и доказать, что действительно полос четыре, а автомобиль выехал на «встречку».

Недавно подобный вопрос рассматривался в верховном суде. Одного водителя оштрафовали на 5000 рублей за якобы незаконный обгон. Автолюбитель дошел до верховного суда, который подтвердил, что без разметки и знаков нельзя штрафовать за выезд на встречку, но и обгон на широкой неразмеченной дороге безнаказанным суд тоже не оставил, а признал водителя виновным по ч.1 ст. 12.15 КоАП РФ (нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней). Наказание - штраф в размере 1,5 тыс. руб.

Это, конечно, не 5 тысяч рублей или лишение прав, но все равно лучше с выездом на «встречку» не обгонять даже на неразмеченной дороге.

Трамвайные пути

Ездить или не ездить по трамвайным путям вопрос не риторический, а юридический. И не всегда однозначный. Очевидно только то, что нельзя выезжать на пути встречного направления, а вот по попутным ездить можно, правда, не всегда, когда захочется, а при выполнении некоторых условий.

Во-первых, пути расположены на одном уровне с проезжей частью. Во-вторых, все полосы в направлении движения заняты. В-третьих, автомобиль не создаст помех трамваю.

Впрочем, в одной дорожной ситуации водитель не то, что может, а обязан пользоваться трамвайными путями - при повороте налево и отсутствии знаков, предписывающих поворачивать не с рельсов. Правда, и в таком случае желательно не создавать помех трамваю, хотя иногда это невозможно сделать физически - ведь нужно пропустить встреченный транспорт. Но это именно что рекомендация - штрафовать в данной ситуации не за что.

Как пропускать спецмашины

Одни принципиально не пускают машины с «мигалками», другие пугаются, тормозя на обочине, едва спецавтомобиль покажется в зеркалах. Но это крайности, пропускать приоритет имеет также транспорт, которые машины с проблесковыми маячками сопровождают. Как такие определить? Внешних примет кроме включенного ближнего света ПДД не дают. Учитывая, что сейчас почти все ездят с ближним, можно сказать, что никак. Но обычно водители таких автомобилей ведут себя агрессивно и опознать их в потоке труда не составит.

Касаемо спецмашин есть одно популярное заблуждение - что включенная мигалка дает водителям таких машин дополнительные права. Это не так, такие права появляются только при включенной сирене. Без сирены такие машины имеют право отступать лишь от некоторых пунктов Правил при выполнении «неотложного служебного задания». Однако приоритета над другими участниками движения в этом случае нет. Считайте, таким образом спецавтомобиль просто обозначает себя в потоке.

Как пропустить пешехода

Недавние споры по поводу ужесточения наказание за непропуск пешехода на переходе всколыхнул давнюю проблему - нередкие попытки гаишного «развода» за такие нарушения. Мол, нужно останавливаться как только пешеход вступил на «зебру». Но это не так. В ПДД сказано, что «участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость». Поэтому останавливаться, чтобы обеспечить пешеходу приоритет, надо далеко не всегда. Иногда достаточно замедлиться, или, убедившись, что траектории не пересекаются, ехать со своей скоростью. Если кто-то вас попытается за это оштрафовать, то это будет неправильно.

Но при этом нужно смотреть внимательно на действия соседей по потоку. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. В таком случае наказание будет справедливо, ведь пешеход может скрываться за машинами.

Уважаемые читатели, а в вашей практике были случаи, когда вы страдали от неоднозначной трактовки ПДД? Расскажите об этом в комментариях.