Движение по встречной обочине — штраф или лишение прав? Какой штраф за движение по тротуару, обочине, встречной обочине, за обгон. Советы юриста: можно избежать наказания? Сколько стоит езда по обочине

Особо нетерпеливые водители, нежелающие стоять в пробках, часто пытаются объезжать затор по обочине. Однако подобные действия запрещены правилами дорожного движения (ПДД), поэтому нарушителям полагается штраф за езду по обочине.

ПДД определяют обочину как участок проезжей части, непосредственно прилегающий к ней. Покрытие обочины может отличаться от дорожного полотна и отделяется от него особой разметкой (варианты 1.2.1, 1.2.2).

Пример обочины 1 (1.2.1, сплошная):


Пример обочины 2 (1.2.2, прерывистая):


Пункт 9.9 ПДД запрещает перемещение машин по обочинам, поскольку они служат для движения:

  • пешеходов;
  • велосипедистов;
  • спецсредств;
  • машин, подвозящих грузы, если нет других возможностей для проезда.

Тем не менее, выезд на обочину как таковой не запрещен - водитель может съезжать на нее для остановки. Не запрещен и выезд с обочины для продолжения движения после остановки - запрещено только движение по самой обочине, что наказывается штрафом. При этом можно съезжать лишь на обочину попутного направления, если это дорога более чем с одной полосой. В населенных пунктах на трассах с односторонним движением и двухполосных автодорогах, если на них нет трамвайных путей, разрешается останавливаться по обеим их сторонам.

Размер штрафа

Езда по обочине отнесена законом к разряду административных правонарушений, за которые водителя штрафуют. В 2019 году штраф за движение по обочине составляет 1500 рублей. Наказание небольшое, такая сумма штрафа нарушителей не пугает. Поэтому самые «торопливые» продолжают выскакивать на обочину в нарушение правил.

Из-за этого государственные деятели и гражданские активисты продвигают идею ужесточения наказания. С их точки зрения, это позволит:

  • уменьшить число обгонов по обочине;
  • улучшить статистику по негативным последствиям такого деяния.

Сегодня в России пытаются бороться с нарушителями, повсеместно внедряя оборудование автоматической видеофиксации, способное распознавать и езду ТС по обочине. Поскольку технология еще до конца не отработана, иногда возникают ситуации, наподобие нашумевшего в 2019 году случая автоматически выписанного штрафа за езду по обочине: камера приняла упавшую за ограничительную полосу тень автомобиля за выезд.


Несправедливая ситуация

Административный кодекс однозначно определяет размер штрафа и обстоятельства применения наказания к водителю. Иногда, однако, возможна несправедливость по отношению к автолюбителю.

Рассмотрим следующую ситуацию.

  1. Водитель двигался по дороге и решил остановиться.
  2. Он съезжает на обочину по правилам, не создавая аварийной ситуации, и останавливается.
  3. Спустя какое-то время, он решает продолжить движение и выезжает обратно на трассу.
  4. Стоящий неподалеку сотрудник ГИБДД замечает это, останавливает водителя и выписывает ему штраф, поскольку факт перемещения на авто по обочине действительно был.

Это происходит из-за юридического противоречия: машина съехала на обочину, где она могла стоять, но двигаться было уже запрещено. Доказать свою правоту в таком случае будет очень сложно, многое зависит от лояльности инспектора ГИБДД. Можно попробовать объяснить ему, что съезд на обочину и продолжение движения были совершены правомерно, но чаще полиция все же выписывает штраф. Делается это для уменьшения числа аварий и облегчения движения на больших транспортных артериях.

Если был совершен съезд на тротуар, даже в разрешенной зоне, в аналогичной рассмотренной выше ситуации выписывается . В 2019 году его размер составляет 2000 рублей.


С помощью штрафа:
  • водителя стимулируют не выезжать лишний раз на обочину;
  • уменьшают статистику аварий и травм с велосипедистами и пешеходами;
  • заставляют автовладельцев соблюдать правила парковки и оставлять машины в отведенных местах.

Штраф на МКАД

Московская кольцевая - загруженная трасса с большим числом спешащих автомобилей, движение по обочине тут не редкость. Штраф за езду по обочине на МКАД на 2019 год составляет те же 1500 рублей. Разница заключается в том, как фиксируют езду по обочине: на МКАД установлено множество комплексов видеофиксации, значительно увеличивших собираемость штрафных средств с нарушителей. В регионах такого оборудования меньше, поэтому водителям нередко удается «проскочить» без наказания.

Кому разрешено движение

Обочина не является частью дороги, по которой можно полноценно ездить. Некоторые водители находчиво используют край дороги для преодоления пробок. Но расплатой за такой легкий путь могут быть увесистые штрафы. Какой штраф за езду по обочине в 2018 году давайте разберемся подробнее.

Какая езда запрещена

По правилам боковая часть дороги используется под парковку.

По правой обочине

Водителю нельзя ни опережать, ни просто двигаться за краем проезжей части. Это прямо запрещено административным кодексом, ч. 1 ст. 12.15.

Наказание за езду по попутной обочине в виде штрафа 1500 руб.

По встречной обочине

Более тяжкая ответственность предусмотрена при выезде за левый край на следующих видах дорог:

  • дорожное полотно имеет встречное движение с двумя и более полосами в каждом направлении;
  • проезжая часть со встречными направлениями по одной полосе в каждую сторону, разделенная сплошной разметкой;
  • двухполосная автодорога с разграничением встречных потоков трамвайными путями;
  • трехполосная дорога в двух направлениях, где средняя полоса реверсная.

Если сотрудник ДПС зафиксирует езду по встречной обочине на таких дорогах, то водителя будет ожидать:

  • либо штраф 5000 руб.;
  • либо лишение прав на период 4-6 месяцев.

Когда дорожный полицейский в ближайшее время запротоколирует повторное нарушение, то лишают водительского удостоверения на 1 год.

Если двухполосная дорога не имеет разметки или с прерывистой линией. Тогда шофер, остановленный на обочине, получит штраф в сумме 1500 руб.

Когда можно двигаться

Существуют исключения, которые дают водителю «зеленый свет» на езду на боковой части дороги:

  • дорожно-ремонтная техника;
  • коммерческий транспорт для подъезда к торговым точкам на погрузку/разгрузку;
  • гужевой транспорт;
  • для объезда препятствий;
  • во избежание ДТП.

Важно условие – не мешать движению пешеходов и велосипедистов. Тогда не выпишут штраф за обгон по обочине.

Что такое обочина

Для недопущения нарушений нужно понимать границы обочины. Она отделяется:

  • сплошной полосой;
  • другим составом покрытия (гравий, грунт и пр.) на одном уровне с асфальтовым полотном.

Указанная часть дороги для пешеходов. Автомобилист может там лишь припарковать автосредство.

Важно не путать с тротуаром. На этой пешеходной зоне не допускается еда на машине. Также там запрещена и остановка/стоянка. За нарушения более жесткая мера. Тротуар отделяется от проезжей части газоном, бордюром или находится на разном уровне с ней.

Как фиксируется нарушение

Обгон, опережение и прочие маневры по правой или левой обочине документируются сотрудниками ГИБДД. В подтверждение составляется протокол и после выносится постановление. А если дело будет связано с лишением прав, то рассматривать материалы будет мировой судья.

Водителю можно припираться, если у сотрудника ДПС нет свидетелей. То есть оформление на основании личного наблюдения работником полиции.

Когда езда в неположенном месте запечатлена на видео-, фотоаппаратуру, лучше искать уважительные причины своей провинности, чтобы получить меньший штраф.

В последнее время повсеместно устанавливают многофункциональные камеры, фиксирующие езду по обочине и прочие нарушения. Сотрудники аналитического отдела обрабатывают данные, составляют постановления и с квитанцией рассылают их собственникам транспортных средств. Оспорить такие документы сложно, если в них не будет грубых ошибок и неточностей.

Дополнительные нарушения

Если водитель прибег к недопустимой езде на обочине, то это влечет и другие провинности:

ДТП

Маневры на обочине опасны, так как поднимается пыль и видимость ограничивается. Также недостаточно хорошая сцепка с грунтом и неровности могут привести к столкновению машин.

В случившемся виновником однозначно будет, едущий по обочине. Так как его передвижение уже нелегальное, в нарушение правил. Соответственно и вся вина ложится на него.

Ссылаться, что другой водитель не уступил дорогу, намеренно допустил столкновение бессмысленно. Подобные случаи уже были рассмотрены Верховным Судом РФ не в пользу едущих по краю.

С настоящей загруженностью дорог всегда найдется кто-то самый «умный», кто норовит двигаться быстрее всех. Часто такие ситуации складываются если на дороге пробка, и водители объезжают ее по обочине. Также такие случае не редки, когда по полосе движется тихоходный КАМаЗ, а встречная полоса занята. В итоге, этот самый КАМаЗ обгоняют используя обочину.
На самом деле не каждое медленное средство можно считать тихоходным и обгонять его соответственно тоже нельзя, согласно ПДД, будь то обочина или выезд на встречную через сплошную линию. Скажем так, выезд через сплошную это и вовсе серьезное правонарушение, а вот езда по обочине малое из возможных зол. Именно к езде по обочине прибегают дабы не выезжать на встречку, а также продвинуться вперед.
Итак, я представил возможные случаи езды по обочине, но еще не рассказали о штрафах за них. Именно об этом далее.

Что такое обочина у дороги, где не стоит продолжать движение

Прежде чем начну "махать шашкой" перечисляя критерии к штрафу, давайте разберемся с тем, что же такое обочина. Для этого достаточно взглянуть в "Общие положения" ПДД. В них можно прочитать определение.

«Обочина» - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

То есть если говорить своими словами, то либо крайняя часть дороги с гравийным или земляным покрытием в отличии от асфальтового,

Либо все что находится за разметкой 1.2.

Я как мог аккуратно нарисовали стрелочками то место, где как раз и начинается обочина, с ее возможными вариантами разметки или без разметки вовсе.

В дополнение к вышеприведенной информации хотелось бы сказать о разметке 1.2. Не надо путать эту разметку с разметкой 1.1, которая разделяет полосы движения встречного направления на проезжей части. По сути 1.2 это разметка находящаяся справа относительно полосы движения и указывает она исключительно на обочину. Это значит, что если нет запрещающих знаков, то пересекать ее можно для остановки на обочине.

Теперь когда понятно где начинается обочина, можно поговорить и о запрете передвижения по ней. В ПДД написано

То есть езда по обочине запрещена, с некими исключениями, про которые расскажу далее в статье.

Какой статьей регламентируется штраф за проезд (обгон, опережение) по обочине

Такой статьей в КоАП является Статья 12.15 КоАП РФ «Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона». Фактически в ней говориться о движении по обочине, также в статье упоминается и о нарушение в отношении выезда на встречную полосу через сплошную, но об этом в статье "Штраф за выезд на встречную полосу, через сплошную линию разметки ".
А теперь больше конкретики, то есть конкретно по нашей тематике, о езде по обочине. Кроме того, мы приведем и текст из КоАП РФ, чтобы явно обозначить условия сопутствующие такому нарушению как езда по обочине.

Штраф за движение (езду, опережение) по обочине

Итак, как уже упомянуто, езда по обочине относится к административным правонарушениям, которое оговорено статьей 12.15 КоАП РФ. Про обочину сказано в части 1 данной статьи…

…Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней - влечет наложение административного штрафа в размере 1500 рублей.

То есть штраф в 1500 рублей будет выписан водителю за езду по обочине, в случае если его уличат в данном правонарушении. По факту случаи взимания таких штрафов редки, так как-либо инспекторы не в состоянии успеть везде и всюду, либо они просто игнорируют наказание за данное правонарушение.
Также здесь есть и еще одно "НО". Что такое движение по обочине и как долго надо ехать по ней, чтобы водителю выписали штраф? Ведь по факту когда водитель останавливается на обочине, в разрешенном месте, он тоже совершает движение по ней. В этом случае штраф с него не берут. Такой вариант защитной речи в качестве доводов может быть весьма полезен, при общении с инспекторами ГИБДД, когда водитель будет утверждать, что съехал для остановки. Хотя здесь уже будет все на грани понимания условных определений, человеческого фактора и настроения...
Так как все зависит от множества факторов, порой не "играющих нам на руку", то в связи с этим хотелось бы обратиться к водителям пропускающим транспорт и тем, кто считает что их должны пропускать, смещаясь на обочину за линию разметки. Первые нарушают правила, при этом фактически сами и добровольно. И здесь очень кстати будет фраза - благими делами выложена дорога в ад. Вторые, мигая фарами сзади или "поджимая" машины, фактически провоцируют нарушения другими, а также чрезвычайные ситуации.
Остается лишь надеяться на взаимное понимание тех и других, и соблюдение ПДД, не взирая на все провокационные факторы. Ведь именно здравый разум и чуть больше затраченного времени на дорогу, способны избавить многих нас от спровоцированных проблем.

Кому можно ездить по обочине без угрозы штрафа (мопед и тихоходное ТС)

Необходимо сказать пусть не о главном, но об обязательном. О том, что некоторым видам ТС все-таки можно ездить по обочине, при этом это не будет считаться нарушением ПДД. Это означает, что наказания в виде штрафа не последует. Достаточно обратиться к пункту 24.7 ПДД , чтобы понять, о чем мы хотим сказать.

Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов.
Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Само собой из этого пункта следует, что мопеды могут передвигаться по обочине, при этом о штрафе в такой ситуации речь не идет. Если они, конечно, не мешают пешеходам, не создают помех.
Еще стоит сказать о тихоходных ТС. А вернее о том, что их вполне можно оправдать, если они будут ехать по обочине. Об этом написано в пункте 11.6 ПДД

В случае если вне населенных пунктов обгон или опережение тихоходного транспортного средства, транспортного средства, перевозящего крупногабаритный груз, или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, затруднены, водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться, чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства.

То есть если водитель тихоходного ТС прижался вправо и едет по обочине, то следуя данному пункту ПДД, он ничего не нарушает, так как ПДД не диктуют для него однозначной остановки, а лишь рекомендуют ее. При этом об ограничениях для заезда вправо, вплоть до заезда на обочину, ничего не сказано. Однако заметьте, что в отличии от мопеда, тихоходное ТС может принимать вправо лишь для того, чтобы пропустить едущих за ним, а мопед может постоянно ехать по обочине, вне зависимости от дорожной ситуации.

Можно ли заплатить штраф за езду по обочине со скидкой

Вопрос - ответ на тему "Штраф за езду, обгон по обочине"

Вопрос: Какой будет штраф за езду (движение) по обочине?
Ответ: Штраф за езду по обочине составляет 1500 рублей. Мопед имеет право движения по обочине не мешая пешеходам, а также тихоходное ТС для случая предоставления дороги едущим за ним.

Каждый водитель должен соблюдать действующие ПДД, определяющие уровень безопасности для многих участников транспортного движения. Одно из основных требований – это учет ограничений относительно мест, где разрешается передвигаться на машине. Езда по обочине приводит к , вне зависимости от сложившихся обстоятельств на дороге.

Трактовка понятия «обочина»

В ПДД прописано трактование понятия «обочина». Под данным термином принято понимать территорию, которая располагается с проезжей дорогой. Обочина всегда отличается специальным покрытием, а также разметкой, выполненной с учетом определенных требований. ПДД разрешает передвигаться по тротуару только взрослым велосипедистам и обычным пешеходам.

Таким образом, любая езда машины на обочине запрещена. Скорость не играет какой-либо роли. Единственное исключение – это необходимость срочной остановки, причем помехи должны исключаться даже в то время, когда водитель съезжает с места парковки.

В крупных российских городах, где отмечаются частые транспортные заторы, инспекторы ГИБДД зачастую фиксируют нарушения относительно езды по обочине. Однако «пробка» не может быть даже смягчающим обстоятельством.

Такие ситуации приводят к повышению опасности пешеходов и велосипедистов, так как они утрачивают возможность свободного, безопасного передвижения. Важно понимать, что переезд в нужный ряд машин приводит к образованию дополнительных помех для других участников дорожного движения и увеличение километража «пробки». Такие маневры по обочинах, отличающихся визуально и схематичной разметкой от основного полотна дороги, приводят к штрафным санкциям.

Кому разрешается двигаться по обочине?

В России запрещено движение машин по обочинам даже, если на основной дороге произошла «пробка» и отсутствует возможность быстрого передвижения. Исключением является необходимость срочной остановки, которая не будет создавать помех другим участникам автомобильного движения.

Парковка слева на обочине разрешена только в исключительных случаях:

  • наличие одной полосы проезжей дороги с учетом разного направления транспортных средств, а также с обязательным отсутствием путей для движения трамваев;
  • транспортное движение по одному направлению (грузовики, вес которых превышает три с половиной тысяч тонн, могут останавливаться только для загрузки – разгрузки).

Таким образом, парковка на левой стороне дороги также часто приводит к появлению штрафных санкций. Соблюдение этих требований ПДД определяет уровень безопасности для каждого водителя.

По обочине разрешается движение следующего транспорта:

  • машины, которые принадлежат специальным местным службам, выполняющим коммунальные обязанности;
  • грузовой транспорт, используемый для доставки различного товара.

Чаще всего для коммунальных машин, грузовиков движение разрешается только в исключительных ситуациях. Обычно разрешается движение по обочине только для определенных видов транспортов (велосипеды и легкие мопеды), а также для людей-пешеходов. Данные нормы прописаны в действующем ПДД РФ.

Размер штрафных санкций

Какой установлен штраф за езду по обочине в 2017 году? Принимая во внимание явный факт нарушения ПДД, обязательно налагается штраф в размере 1500 российских рублей. В 2017 году повышение штрафных санкций не отмечалось. Статистика подтверждает, что небольшая сумма в 1500 рублей пугает далеко не всех водителей, поэтому автомобилисты, которые попали в «пробки» и спешат по делам, все равно допускают нарушения ПДД.

В настоящее время активисты стараются добиться увеличения размера штрафных санкций. Главной задачей является успешное решение проблем, связанных с обгонами и потенциально негативными последствиями таких нарушений вождения машинами. Эксперты отмечают, что увеличение взыскания целесообразно только, если водители начнут понимать отсутствие возможности избежать наказания.

По данной причине изначально нужно позаботиться о внедрении специального оборудования, позволяющего . Только оттачивание схемы наказания правонарушителей может привести к соблюдению правил относительно невозможности езды по обочинах дорог.

Существующие противоречия при наложении штрафных санкций

На законодательном уровне зафиксирован размер штрафных санкций. Кроме этого, тщательно прописана процедура наложения штрафов, которые должны выплачиваться в обязательном порядке.

Например, водители могут оказаться правонарушителями даже, если они просто припарковались на обочине и в остальном соблюдали ПДД. Законодательство разрешает остановить машину только, если отсутствуют помехи для движения автомобилей, велосипедов и пешеходов. Соблюдение данного правила не так легко доказать, как хотелось бы. Этому способствует отсутствие специализированного оборудования, которое должно фиксировать все нарушения на фото и видео.

Во многих ситуациях парковка транспорта на тротуаре повышает риск оказаться оштрафованным. Водитель может припарковаться только, если учитывать важные нюансы ПДД. Если при выезде фиксируется факт движения инспектором, появляется возможность легитимного обвинения в нарушении ПДД. Это обусловлено тем, что парковка разрешена, а езда – запрещена. Таким образом, выплата штрафа оказывается неминуемым процессом. В дальнейшем все зависит от ситуации на дороге, наличия транспортной пробки и настроения инспектора ГИБДД.

Движение по обочине встречной полосы

Отдельное нарушение законодательства, действующего для водителей, – это обгон пробки. В этом случае шустрые автомобилисты могут выезжать на обочину встречной полосы, в результате чего повышаются риски относительно получения крупного штрафа. К печальным последствиям приводит следующий факт: фиксируется нарушение сразу двух правил. Автомобилистам нельзя ездить по встречной полосе и обочине.

Размер штрафа увеличивается, причем возможность для его обжалования полностью исключается. Более того, вправе лишить автомобилиста его водительских прав на срок до полугода.

Вывод

Запрет езды на обочине направлен на гарантированную безопасность для всех участников дорожного движения. Несмотря на отсутствие риска , наказание в виде штрафных санкций становится обязательным.

Езда автомобиля даже на минимальной скорости по тротуару повышает риск автомобильных аварий и получения травм пешеходов или велосипедистов. В последнее время местные власти городов России успешно решили вопросы, связанные с парковкой транспортных средств и регуляцией движения при пробках, благодаря чему правонарушения фиксируются все реже.