Требование к стране происхождения товара 44 фз. Отклонение заявки на основании отсутствие информации о стране происхождения товара. ap котировка страна происхождения товара

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение о применении Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при указании в первой части заявки на участие в электронном аукционе на поставку товара нескольких стран происхождения товара с учетом Определения Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2017 N 306-КГ17-552 по делу N А49-307/2016 (далее - Определение ВС РФ), сообщает следующее


В соответствии с пунктом 7.7 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н (зарегистрирован в Минюсте России 12.07.2012 N 24894), министерством не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Министерства, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям организаций, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению организации. Кроме того, в министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Согласно подпункту "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать в том числе информацию о наименовании страны происхождения товара.

В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Таможенного кодекса Таможенного союза под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

Следует отметить, что Закон N 44-ФЗ не содержит специального запрета указания нескольких стран происхождения товара, групп стран, таможенных союзов стран. При этом, по мнению Департамента, необходимо учитывать нижеследующее.

Позиция по одному из вопросов, возникающих при указании нескольких стран происхождения в заявке на участие в электронном аукционе, нашла свое отражение в Определении ВС РФ.

Так, в Определении ВС РФ указано, что приведенные в данном определении положения Закона N 44-ФЗ, Таможенного кодекса Таможенного союза позволяют сделать вывод о том, что участник электронного аукциона не лишен возможности указать в первой части заявки одновременно несколько стран происхождения предлагаемого к закупке товара и заказчик по этому основанию не вправе отказать такому участнику в допуске к участию в электронном аукционе. Вместе с тем указание нескольких стран в составе первой части заявки не означает неотражение сведений о стране происхождения товара, не влияет на оценку соответствия предлагаемых характеристик товара требованиям законодательства и не влечет негативных последствий как для заказчика, так и для участников аукциона, соответственно, не может служить основанием для отказа в допуске заявки на участие в аукционе по причине непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ.

Вместе с тем Закон N 44-ФЗ наряду с непредоставлением информации также устанавливает иные основания для отказа участнику электронного аукциона в допуске к участию в электронном аукционе, признания заявки не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, в том числе в случае несоответствия предоставленной в заявке информации требованиям документации об аукционе, предоставления недостоверной информации, которые не рассматривались в Определении ВС РФ.

Так, в Определении ВС РФ указано, что апелляционная инстанция указала на то, что фактически общество не было допущено к участию в аукционе по причине непредоставления информации о стране происхождения требуемого товара, а не ввиду ее недостоверности; комиссия заказчика не проверяла предоставленную информацию на предмет ее достоверности, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания решения антимонопольного органа недействительным по иным основаниям.

В обращении Заявителем представлены доводы, согласно которым большинство поставляемых товаров приобретается у иностранных производителей, которые имеют производство в нескольких различных странах, в связи с чем на момент подачи заявки участник не имеет возможности точно знать, из какой именно страны производитель пришлет товар.

Департамент считает необходимым сообщить, что, по мнению Департамента, довод заявителя не в полной мере соотносится с выводами, отраженными в Определении ВС РФ, которые касаются ситуации, при которой само по себе указание нескольких стран происхождения товара в первой части заявки не является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе по причине непредоставления соответствующей информации.

Департамент не считает возможным поддержать довод Заявителя о возможности указания в заявке нескольких стран происхождения товара по причине того, что участнику закупки неизвестно, из какой именно страны производитель пришлет товар, поскольку
1) по общему правилу в первой части заявки предполагается предоставление участником закупки информации о конкретном предлагаемом заказчику товаре (в том числе установлено требование об указании конкретных показателей такого товара), в отношении которого при исполнении контракта будет осуществляться приемка, поскольку контракт, в силу положений части 1 статьи 34, части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе, подлежит заключению и, соответственно, исполнению в том числе на условиях заявки
2) неизвестность участнику электронного аукциона определенных признаков, характеристик предлагаемого к поставке товара, в том числе страны его происхождения, обусловленная действиями производителя, может аналогичным образом привести к указанию, например, множества размерных рядов, множества иных функциональных характеристик, что не будет соответствовать требованиям Закона N 44-ФЗ о предоставлении конкретных показателей, характеристик товара, а также смыслу Закона N 44-ФЗ о предоставлении информации о конкретном товаре, предлагаемом к поставке
3) в отношении товаров, происходящих из различных стран, Законом N 44-ФЗ может быть установлен различный режим допуска к участию в закупках для государственных и муниципальных нужд, в том числе при реализации требований частей 3 и 4 статьи 14 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем указание в заявке различных предполагаемых стран происхождения товара может привести к негативным последствиям для участника закупки при рассмотрении поданной заявки на предмет соответствия требованиям, установленным в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона N 44-ФЗ
4) вторая часть заявки в случаях, установленных частью 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, содержит информацию, предусмотренную пунктами 3, 7 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, которая, в свою очередь, может содержать информацию о конкретной стране происхождения товара либо нескольких странах, но иных, чем указанные в первой части заявки, что также может привести к негативным последствиям для участника закупки при рассмотрении поданной заявки ввиду признаков несоответствия и (или) недостоверности предоставленной информации.

На основании изложенного во избежание возникновения спорных ситуаций в правоприменении при рассмотрении заявок, впоследствии при осуществлении приемки, Департамент считает возможным рекомендовать заявителю указывать в первой части наименование конкретной страны происхождения (в том числе с учетом пункта 1 статьи 58 Таможенного кодекса Таможенного союза - наименование конкретной группы стран, либо таможенного союза стран, либо региона или части страны) конкретного товара, предлагаемого к поставке при проведении электронного аукциона, который в случае заключения контракта с данным участником аукциона будет поставлен для его приемки заказчиком.

При этом, по мнению Департамента, в силу отраслевых особенностей государственного регулирования производства и (или) обращения отдельных видов товаров допустимым может являться указание информации о нескольких странах происхождения товара в первой части заявки при подтверждении такой информации во второй части заявки в соответствии с пунктами 3, 7 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ.

  • Вид документа: Письмо
  • Орган власти: Министерство финансов РФ
  • Дата документа: Вторник, 07 Ноябрь 2017
  • Номер документа: 24-06-01/73251
  • Название документа: Об указании в первой части заявки на участие в электронном аукционе нескольких стран происхождения товара

Сложности текущих политических и экономических взаимоотношений между странами неизбежно отражаются на госзакупках. Без ориентации участников торгов в соответствующих ограничениях и приоритетах российской контрактной системы, а также знания ими порядка указания страны происхождения и производителя продукции (товара, работы, услуги) в документации они могут лишиться возможности принять участие в конкурсной процедуре или же быть наказанными за необоснованное нарушение конкуренции. Рассмотрим с помощью экспертов Службы правового консалтинга ГАРАНТ, какие в связи с этим возникают вопросы у участников торгов, и дадим на них ответы.

В соответствии с пп. «б» п. 1 ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В первой части заявки участника закупки содержится информация о стране происхождения товара с используемым союзом «или» (например, Япония или Нидерланды). Информация о стране происхождения товара содержится не по каждой конкретной позиции объекта закупки, а в отдельно указанной в заявке «таблице странпроизводителей» (например, Hewlett-Packard (HP) - Япония, Kyocera – Япония, Xerox – Япония или Нидерланды).

Следует ли отклонить заявку участника закупки в связи с тем, что в числе прочих сведений, указываемых в соответствии с пп. «б» п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, участник указал не одну, а две страны происхождения товара?

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ в документацию об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, обязательно включаются в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3–6 ст. 66 этого Закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Требования к первой части заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара определены в п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ. В частности, она должна содержать следующую информацию:

– если в документации об электронном аукционе содержится, помимо прочего, указание на наименование страны происхождения товара, первая часть заявки должна содержать согласие участника такого аукциона на поставку товара (пп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ);

– если в документации об аукционе такого указания не содержится, первая часть заявки должна содержать указание на наименование страны происхождения товара (пп. «б» п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).

В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ участник закупки не допускается к участию в аукционе в случае:

1) непредставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, или представления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе.

Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям не допускается (ч. 5 ст. 67 Закона № 44-ФЗ).

В случае указания участником в первой части заявки более одной страны происхождения товара очевидно, что речь о непредставлении необходимой информации (п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ) не идет – информация представлена. Говорить в такой ситуации о том, что представленная информация не соответствует требованиям документации о таком аукционе, также неверно – документация об аукционе не содержит требования об указании одной страны происхождения товара.

Как представляется, требование об указании в первой части заявки страны происхождения товара установлено для целей соблюдения национального режима осуществления закупок в отношении товаров, работ и услуг, установленного ст. 14 Закона № 44-ФЗ. Из части 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ следует, что при установлении Правительством РФ запрета либо ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством РФ. При этом Законом № 44-ФЗ, а также иными нормативными правовыми актами не установлено никаких требований к порядку указания наименования страны происхождения товара в заявках участников, в том числе запрета на указание более одной страны происхождения товара.

Запрета и ограничения на указание в заявке участника более одной страны происхождения товара не содержит и приказ Министерства экономического развития РФ от 25.03.2014 № 155, определяющий условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Справедливости ради надо отметить, что п. 10 названного документа содержит рекомендации в контракте указывать страну происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке участника конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений, окончательном предложении, с которым заключается контракт, и данные документа, подтверждающего страну происхождения товара, при наличии такого документа. Однако из указанного пункта не следует, что в заявке и, соответственно, в контракте не могут быть указаны две и более страны происхождения товара.

При отсутствии указаний заказчика в аукционной документации о закупке товара только определенной страны происхождения указание заказчиком в первой части заявки более одной страны происхождения товара, исходя из требований закона, не может оказать никакого влияния на результат аукциона, ограничить конкуренцию между его участниками. При отсутствии же законных оснований отклонение первой части заявки участника электронного аукциона с указанными двумя странами происхождения товара будет необоснованным.

Вместе с тем сказанное является лишь экспертным мнением. На практике имеет место и противоположная позиция проверяющих органов. Так, в решении Омского УФАС России от 26.05.2015 по делу № 03-10.1/172-2015 контролирующий орган признал правомерным отказ в допуске к участию в электронном аукционе заявителю, указавшему в заявке на участие в электронном аукционе в отношении одной позиции товара две страны его происхождения, буквально истолковав норму пп. «б» п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ как содержащую требование к указанию в первой части заявки на участие в электронном аукционе только одной страны происхождения товара в отношении конкретного товара.

За официальным разъяснением ситуации необходимо обратиться в Минэкономразвития РФ либо в Федеральную антимонопольную службу России.

В соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ участник электронного аукциона в первой части заявки должен указать наименование страны происхождения товара.

Вправе ли заказчик включить в аукционную документацию требование об указании участником аукциона наименования страны происхождения товара в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (ОКСМ), принятым и введенным в действие постановлением Госстандарта РФ от 14.12.2001 № 529-ст?

К сожалению, предоставить однозначный ответ на этот вопрос невозможно. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3–6 ст. 66 этого Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В свою очередь в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна в перечисленных в этой части случаях содержать информацию о наименовании страны происхождения товара.

Законом № 44-ФЗ не установлено требований к порядку указания наименования страны происхождения товара в заявках участников. Из части 3 ст. 14 данного Закона лишь следует, что при установлении Правительством РФ запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законом № 44-ФЗ не установлена обязанность участника закупки определять наименование страны происхождения товара в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (ОКСМ) (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 14.12.2001 № 529-ст). Как следует из Введения к указанному классификатору, он предназначен для идентификации стран мира и используется в процессе обмена информацией при решении задач международных экономических, научных, культурных, спортивных связей и т.д.

Отдельными нормативными актами, принятыми во исполнение Закона № 44-ФЗ, действительно предусматриваются требования, в соответствии с которыми при осуществлении закупок информация о наименовании страны происхождения товара должна указываться в соответствии с ОКСМ (например, п. 20 Порядка формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденного приказом Минфина России от 24.11.2014 № 136н, а также приложение 2 к приказу Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея от 07.05.2015 № 155-п). Однако, как показывает правоприменительная практика, поскольку такие требования к содержанию заявки положениями Закона № 44-ФЗ не предусмотрены, установление в документации об электронном аукционе требования об указании участником аукциона наименования страны происхождения товара в соответствии с ОКСМ может быть признано неправомерным (например, решение ФАС от 19.06.2015 № К-734/15). По логике вещей, даже если рассматривать такое условие документации об аукционе как прямо не нарушающее Закон № 44-ФЗ, само по себе то обстоятельство, что указанное в конкретной заявке наименование страны происхождения товара отличается от формулировок, использованных в ОКСМ, однако позволяет однозначно определить страну происхождения товара, не может рассматриваться в качестве основания для отказа в допуске к участию в аукционе лица, подавшего такую заявку. Поэтому следует полагать, что при формировании документации об аукционе в нее нецелесообразно включать указанное в вопросе требование. Однако каких-либо иных, помимо приведенного решения ФАС, примеров из правоприменительной практики, где рассматривался бы заданный вопрос, обнаружить не удалось.

Заказчик проводит электронный аукцион на поставку мяса (говядина замороженная) с применением Постановления Правительства РФ от 22.08.2016 № 832 и приказа Минэкономразвития РФ от 25.03.2014 № 155. Все участники аукциона предложили в первых частях заявок российский товар. Все участники, кроме победителя, во вторых частях заявки продекларировали страну происхождения товара и производителя товара. Победитель аукциона во второй части заявки указал в декларации страну происхождения – Россию, но не указал производителя. Также во второй части заявки отсутствуют какие-либо иные документы, подтверждающие производителя товара. В первой части заявки победителя указана только страна происхождения.

Можно ли в этом случае признать заявку победителя не соответствующей требованиям, установленным к документации, на основании п. 1 ч. 6 ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ?

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ в целях защиты
основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики Правительство РФ своими правовыми актами может устанавливать ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок.

В свою очередь Минэкономразвития РФ, являясь федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, по поручению Правительства РФ устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (ч. 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ, п. 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 437).

В рамках реализации указанных полномочий Правительством РФ и Минэкономразвития РФ, соответственно, были приняты упоминаемые в вопросе постановление Правительства РФ от 22.08.2016 № 832 «Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и приказ Минэкономразвития РФ от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», действие каждого из которых распространяется в том числе и на такой товар, как говядина замороженная.

Вместе с тем при применении указанных нормативных правовых актов следует иметь в виду то обстоятельство, что
они действуют только в том случае, если при определении поставщика путем проведения конкурентных процедур, упомянутых в данных актах, к поставке предлагаются товары как из государств ЕАЭС, так и из иных государств (п. 1 постановления № 832, п. 1 приказа № 155). Причем из п. 2 постановления № 832 вытекает, что данное постановление не подлежит применению, если наряду с заявками на поставку определенного вида иностранного товара подана лишь одна заявка на поставку этого товара из государств ЕАЭС, либо две и более заявок на поставку товара из ЕАЭС содержат указание на то, что данный товар произведен одним и тем же производителем. В приведенной ситуации будет действовать Приказ № 155.

Из вышеизложенного следует, что в том случае, когда все заявки, поданные на электронный аукцион, содержат предложения о поставке замороженной говядины только российского происхождения, ограничения и правила, установленные постановлением № 832 и приказом № 155, не применяются.

Тем не менее необходимо учитывать, что обязанность участника электронного аукциона представить в составе второй части своей заявки документы, подтверждающие соответствие такого участника и (или) предлагаемых им товаров условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона № 44-ФЗ, предусмотрена не положениями вышеуказанных нормативных правовых актов, а нормой п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ. При этом исполнение указанной обязанности участником электронного аукциона не зависит от того, предлагаются ли участниками данного аукциона только товары, происходящие из стран ЕАЭС, или также и иностранные товары.

Согласно ч. 1 ст. 69 Закона № 44-ФЗ, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч. 19 ст. 68 Закона № 44-ФЗ, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

В соответствии с ч. 6 ст. 69 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае несоответствия ее в том числе требованиям, установленным ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ.

Следовательно, установленное заказчиком в документации об электронном аукционе требование о представлении участником в составе заявки документов, подтверждающих наименование производителя товара, внесенного в перечень, утвержденный постановлением № 832, должно быть исполнено участником закупки. Заявка участника, не содержащая сведений о производителе такого товара, подлежит отклонению (например, решение УФАС по Брянской области от 19.10.2016 № 227, решение УФАС по Москве от 07.11.2016 № 2-57-12589/77-16, решение УФАС по Свердловской области от 01.11.2016 № 1573-з).

Следует также обратить внимание на то, что требование заказчика об указании наименования производителя в первой части заявок, представляемых на электронный аукцион, не соответствует требованиям закона. Ведь, согласно ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, в первых частях заявок правомерно требовать указания лишь наименования страны происхождения товара. Наименование производителя товара раскрывается участником электронного аукциона во второй части заявок в силу уже упоминавшегося п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ (например, решение УФАС по Новосибирской области от 04.10.2016 № 08-01-358).

Во время подготовки заявки на участие в торгах, участник, помимо прочей информации, обязан указать страну происхождения предлагаемого им к поставке товара. Это обязательное требование, но так сложилось, что как поставщики, так и заказчики зачастую относятся к нему довольно формально.

Между тем, на практике халатное отношение участника закупки к указанию данной информации может обернуться расторжением контракта и попаданием в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Члены комиссии, в свою очередь, также нередко сталкиваются с трудностями принятия решения при рассмотрении той или иной заявки.

Требования Закона № 44-ФЗ к указанию страны происхождения товара

Формируя заявку для открытого конкурса или аукциона, участник обязан указать страну происхождения предлагаемого к поставке товара. Данное обязательство предусмотрено пунктом 2 части 2 и подпунктом а пункта 1 части 3 закона о контрактной системе.

Что же касается запроса котировок, то такое требование может быть установлено заказчиком на основании пункта 6 части 3 Закона № .

Соответственно, если оно имеется, участник обязан указать информацию о стране происхождения предлагаемого им товара.

Нужно ли подтверждать информацию о стране происхождения товара?

Этим вопросом нередко задаются участники закупок.

При проведении конкурсов и электронных аукционов закон о госзакупках обязывает поставщика указывать данную информацию, но не обязывает предоставлять какие-либо подтверждающие документы. Однако, участнику необходимо помнить о том, что заказчик наверняка проверит достоверность этих данных при приемке товара.

Несоответствие может (и вероятнее всего будет, поскольку заказчик обязан это сделать) служить поводом для отказа в приемке товара, расторжения контракта в одностороннем порядке и включения участника в РНП.

С заявками на котировки дело обстоит иначе: в соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 73, участник обязан предоставить документы, подтверждающие соответствие товара условиям допуска и запретам, если таковые определены заказчиком в соответствии со Закона № 44-ФЗ.

Указание нескольких стран для одного товара

Время от времени при рассмотрении заявок заказчики сталкиваются с ситуацией, когда участник в качестве страны происхождения для одного товара указывает несколько разных стран. Такие заявки обычно отклоняются по следующим причинам:

  • в Законе № 44-ФЗ говориться о том, что поставщик обязан указать страну происхождения, а не страны;
  • указание более чем одной страны для одного товара не позволяет однозначно определить, где же именно он произведен;
  • указание более чем одной страны для одного товара расценивается как предоставление недостоверных сведений.

Однако в соответствии с частью 1 Таможенного кодекса Таможенного союза, под страной происхождения может пониматься группа стран и даже таможенные союзы. Таким образом, участник может, при необходимости, указать несколько стран. Отклонение же таких заявок неправомерно.

Организация работает по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". По итогам проведения аукциона заключен контракт на поставку телевизоров. Страной происхождения товара указан Китай. Поставщик при исполнении контракта представил сертификат соответствия на телевизоры, в котором изготовителем указано российское ООО.
Вправе ли в рассматриваемом случае заказчик принять товар, страна происхождения которого не совпадает со страной происхождения, указанной в контракте?

Согласно части второй Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных и Закона N 44-ФЗ.
В Закона N 44-ФЗ не содержится положений, позволяющих изменять условия контракта после его заключения.
Закона N 44-ФЗ установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в перечисленных в ней случаях.
Понятие существенных условий контракта N 44-ФЗ специально не определено, следовательно, оно должно определяться исходя из положений ГК РФ, на нормах которого в том числе основывается N 44-ФЗ ( Закона N 44-ФЗ). Согласно же ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В этой связи следует учитывать, что согласно Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. С учетом вышеприведенных норм следует сделать вывод, что условия контракта, которые должны содержаться в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке и заявке на участие в закупке, в силу закона, должны считаться существенными условиями контракта.
В соответствии с Закона N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе на поставку товара должна содержать, помимо прочего, согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание, в частности, на наименование страны происхождения товара.
Иными словами, при согласовании условия о товаре в рамках электронного аукциона согласовывается наименование места происхождения товара. Это следует рассматривать как один из способов конкретизации наименования товара.
Таким образом, указание на наименование страны происхождения товара следует рассматривать как часть условия о товаре и существенное условие контракта, которое может быть изменено только в случаях, установленных законом.
Единственной, на наш взгляд, нормой, содержащейся в , Закона N 44-ФЗ, определяющих возможные случаи изменения контракта, позволяющей изменить наименование страны происхождения товара, то есть фактически условие о товаре, является Закона N 44-ФЗ: "При исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком".
Таким образом, в рассматриваемом случае заказчик вправе принять товар, переданный ему с нарушением условия контракта о стране происхождения товара, только в том случае, если его характеристики лучше, нежели характеристики товара, страна происхождения которого изначально была указана в контракте. При этом заказчику и поставщику необходимо будет также заключить дополнительное соглашение к контракту, в котором будет изменена страна происхождения поставляемого товара.
Дополнительное соглашение об изменении условий о стране происхождения товара, подписанное в отсутствие оснований, предусмотренных Закона N 44-ФЗ, как нам представляется, в силу ГК РФ, должно квалифицироваться как ничтожная сделка (т.е. недействительная независимо от признания ее таковой судом), поскольку не только нарушает требования закона, но и посягает на публичные интересы. Однако это обстоятельство не мешает контрольному органу в сфере закупок обратиться в суд с иском о признании такого дополнительного соглашения недействительным.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Если Вы тут, скорее всего хотите подать Заявку на аукцион, который попадает под действие Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 и в Аукционной документации есть требование прикрепить ко второй части заявки Декларацию о стране происхождения товара.

>Не буду Вас томить долгими вступлениями, приступим.

Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и в Аукционной документации есть требование прикрепить ко второй части заявки Декларацию о стране происхождения товара.

Образец заполнения Декларации о стране происхождения

По устоявшейся традиции выкладываю два примера заполнения Декларации для юридических лиц и предпринимателей.

Обратите внимание, что наименование страны происхождения товара должно соответствовать коду ОКСМ (Общероссийский классификатор стран мира Классификатор ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001 с изменением №21 от 6 декабря 2016 г.).

Не правильно: Китай, Германия.
Правильно: Китайская Народная республика, Федеративная Республика Германия.

Нет времени? Закажите составление Декларации о стране происхождения товара

Для Индивидуальных предпринимателей

Для Юридических лиц

Скачать шаблоны

Без регистрации, “вытягивания контактов” и прочих уловок. Нажал и скачал.

Отклонили Заявку из-за отсутствия Декларации

Если Вашу Заявку на аукцион отклонили на основании отсутствия Декларации о стране происхождения товара, не расстраивайтесь. Конечно неприятно, но ставить крест на этой закупке ещё рано. Действия Заказчика можно .

Весной 2017 года ко мне обратился клиент, он забыл приложить Декларацию и его Заявку отклонили. Я подал жалобу и в ходе рассмотрения Симферопольский УФАС признал жалобу обоснованной и выдал предписание Заказчику о устранении нарушений. Другими словами, Заявку моего клиента допустили к аукциону.

Изменения в 2018 году

Это руководство отвечает требованиям 44 фз в 2018 году. При изменениях законодательства будут внесены правки.