Режимно-секретное подразделение (РСП). О создании режимно-секретного сектора администрации области Режимно секретного подразделения 1 отдела

Инструкция 3.1 2004 года

Организация режимно-секретного подразделения

Костя-…ак,курит табак=))));)

Закон о гт от 1993 года.

1. Федеральная служба безопасности РФ

2. Федеральная служба по техническому и экспортному контролю

3. Министерство внутренних дел РФ в части касающихся административных оборотов

4. Служба внешней разведки РФ в части, касающейся международного оборота информацией, содержащей государственную тайну

ФСБ, ФСТЭК, МВД являются лицензиатами в области ГТ. Если касается международного обмена, то СВР выступает в роли лицензиата в области ГТ.

ОВД, МЧС, органов суда и прокуратуры и следственного комитета – эти органы по защите ГТ подотчетны перед органами ФСБ и ФСТЭК.

Основным нормативным документом, регулирующим оборот ГТ в организациях, является инструкция по обеспечению режима секретности в РФ. Эта инструкция утверждена ПП РФ от 05 января 2004 г. № 3-1. Инструкция помечена грифом «Для служебного пользования».

В гражданских учреждениях оборот ГТ регулирует «Правила отнесения сведений, составляющих ГТ к различным степеням секретности». Эти правила введены в действие ПП РФ от 04 сентября 1995 г. № 870. В настоящее время эти правила действуют в ред. ПП РФ от 15 января 2008 г. № 8. Сами постановления открыты.

Указ президента РФ от 30 ноября 1995 г. «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к ГТ». В настоящее время действует в ред. Указа президента от 11 февраля 2006 г. № 90 «О перечне сведений, отнесенных к ГТ».

Правила определяют порядок работы, определения и пересылки сведений, составляющих ГТ. Приказ о создании секретного подразделения должны быть записаны по кадрам, субординация, то есть кто кому подчиняется, круг ответственности, а также описан порядок функционирования, если имеются специфические требования и условия. В этом приказе есть проверки на режимно-секретность, проверки и предмет нарушений правил. Не реже одного раза в квартал должна проводиться проверка на наличие секретных документов, находящихся на руках у исполнителей. Плановая проверка, путем сверки журналов выдачи режимных документов в РСП с фактическим наличием этих документов на руках у исполнителей. Если в ходе таких проверок выявляется отсутствие таких документов, то оно расценивается как ЧП, организуется физический розыск документов. Если физический розыск не дал результатов, то в течение 24 часов с момента обнаружения пропажи документа, администрация предприятия должна уведомить об этом курирующее подразделение ФСБ РФ. Тогда организуется не только физический розыск ФСБ по своим каналам, а если не найдено – то виновника ждет подарок от государства.

В тех организациях, где не создаются РСП, в этом случае назначается работник, который отвечает за соблюдение режима секретности на данном предприятии.

Организация проверок. Как правило в организациях с РСП составляется план проверок на год. В этом плане указывается график, в соответствии с которым подразделения и ответственные исполнители будут проверяться на предмет наличия у них предметов и изделий, содержащих ГТ. Они также имеют цель не только проверок наличия, но и упорядочения документов, чтобы его можно было отследить перемещения и местонахождение документа.

Наличие допуска, которое оформлено лицензиатами (ФСТЭК И ФСБ) является недостаточным. Необходимо сдать зачет. После сдачи зачета факт допуска оформляется соответствующим приказом. Смысл зачета состоит в том, чтобы проверить знания инструкций и правил обращения с РСД.

1. Сдать документ в режимно-секретное подразделение.

2. По внутреннему формуляру указать документ, дату передачи, получатель расписывается, работает с ним.

Такой порядок позволяет отслеживать документ.

Номенклатура дел – это установленное для данной организации или предприятия минимальный набор дел, которые там должны вестись. Как правило, номенклатура включает несколько важных дел:

1. дело подразделения, которые по основному профилю работы подразделения

2. Дело переписки – сюда подшиваются вторые экземпляры документов, которые пересылаются в другие организации и подразделения.

3. Дело входящих документов – подшиваются документы, исходящие из других организаций.

Максимальный объем дела – 300 листов, а для сведений, составляющих ГТ – 250 листов.

Порядок и режим хранения документов и изделий, содержащих ГТ. Берется под контроль

1. Оборудование ответственных работников с сейфами или ящиками для секретных документов. У каждого сейфа должен быть отдельный ключ, они должны иметь устройство опечатывания.

2. Устройство для уничтожения черновиков и документов, содержащих сведения, составляющие ГТ. Могут быть переработаны путем переработки в бумагорезательных машинах – если она уничтожает таким образом, что величина отходов не превышает 3 мм 2 , и путем сожжения.

3. Ведет статистику по работе с документами, лишение надбавок и т.п.

4. Накопители, содержащие сведения, составляющие ГТ. Техника должна пройти специальное исследование ФСТЭК на наличие закладок и модулей, обеспечивающих несанкционированное накопление данных. РСП заводит блок специальных носителей для повседневной работы, организуется учет информации, которая содержится на носителях. Внутренние носители данных закрепляются за каждым отдельным компьютером, сам компьютер опечатывается, блок не может быть вскрыт без разрешения сотрудника РСП.

Первый отдел в СССР

Такой отдел был в каждой организации, имевшей какое-то отношение к секретной информации или располагавшей возможностью печатать тексты.

Отдел контролировал доступ к секретной информации, поездки за границу и публикации. Также первый отдел контролировал использование пишущих машинок, копировальных аппаратов и других печатающих устройств.

В первых отделах хранилась информация о сотрудниках предприятия, в специальных анкетах отмечалась информация о политических взглядах, поездках за границу, допуске к документам, имеющим гриф «для служебного пользования» или «секретно».

РСО в России

Согласно Федеральному закону № 131 «О государственной тайне», организации, независимо от формы собственности, для выполнения работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну должны получить специальную лицензию.

Необходимость введения в структуру организации режимно-секретного отдела определяется при лицензировании, в зависимости от объема и важности сведений, составляющих государственную тайну, используемых в работе. При незначительном объеме таких сведений РСО на предприятии может не открываться. В этом случае предприятие обязано заключить договор с организацией, имеющей РСО на хранение там документации.

См. также

Ссылки

  • Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 10 июня 1998 г. N 33 «О введении в действие Положения о работе с секретными материалами, документами, делами»

Категории:

  • Информационная безопасность
  • Государственное устройство СССР
  • Государственное устройство России
  • Комитет государственной безопасности
  • Внутренняя политика СССР
  • Советизмы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Первый отдел" в других словарях:

    Первый отдел (режимный) Первый (разведывательный) отдел Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы поп … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Первый отдел (значения). Структурное подразделение центрального аппарата и территориальных органов госбезопасности СССР, занимавшееся внешней разведкой до выделения в октябре 1991 года ПГУ из… … Википедия

    отдел - , а, м. ** Политический отдел. То же, что политотдел. ◘ Важное значение имели созданные зимой 1933 года политические отделы при МТС и совхозах. ИКПСС, 433. * Отдел народного образования. Верещагин, Костомаров, 1976, 69. ◘ Районный… … Толковый словарь языка Совдепии

    Эвгленрвые водоросли обычные обитатели небольших пресных стоячих водоемов. В летние месяцы можно наблюдать, как в небольшом пруду или луже внезапно зеленеет вода. Причиной этого позеленения («цветения») может быть массовое развитие… … Биологическая энциклопедия

    City Homicide Жанр … Википедия

    отдел технического контроля - отдел технического контроля; ОТК: Служба технического контроля изготовителя или другая служба, персонал или отдельные специалисты, на которых возлагается контроль качества продукции. [ГОСТ 8179 98, статья 3.24] Источник: ГОСТ Р 52667 2006:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Первый в СССР Дворец бракосочетания - 1 ноября 1959 года по решению Исполкома Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся впервые в России был открыт Дворец бракосочетания (сегодня Отдел регистрации актов гражданского состояния о браке Дворец бракосочетания № 1). До 1917… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    В первый отряд астронавтов США входили семь астронавтов. Они проходили подготовку к космическим полётам в рамках первой американской программы пилотируемых космических полетов «Меркурий». Эту группу также называют: 1 я группа астронавтов… … Википедия

    Эта статья является частью цикла статей о волшебном мире Гарри Поттера. Логотип Министерства Магии Министерство магии (англ. Ministry of Magic) организация в мире Гарри Поттера, представляющая собой орган управления Магического Сообщества… … Википедия

Книги

  • История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Первый отдел , Костомаров Николай Иванович , История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей классический труд одного из основоположников русской исторической мысли, Н. И. Костомарова (1817 1885). Неординарный для традиционной… Категория: Библиотековедение Издатель: Книга по Требованию , Производитель:

Неправильно было бы, создавая службы безопасности, полностью игнорировать потенциал существовавших на предприятиях режимно-секретных отделов. Нередки случаи, когда оборонные предприятия в связи с конверсией военного производства сокращают численность, а иногда и упраздняют такие отделы, идут на совмещение должностей заместителя директора по режиму и заместителя директора по кадрам.

Считается, что режимно-секретные подразделения использовались, якобы, исключительно для обеспечения безопасности государственных секретов. Взамен создаются новые службы безопасности, предназначаемые, прежде всего, для обеспечения безопасности информации, составляющий коммерческую тайну. Без всяких на то оснований утверждается, что работа службы безопасности на предприятии - дело для России принципиально новое, что предприятиям, намеревающимся серьезно включиться в рыночные отношения, надо в этой области начинать практически с нуля. Такой подход представляется недостаточно взвешенным.

Опыт и практические навыки сотрудников режимно-секретных органов, сложившаяся в них организация работы в полном объеме могут быть использованы в рамках создаваемых служб безопасности. Это позволяет сэкономить финансовые и материально-технические ресурсы, ускорить обучение кадров, поскольку значительная часть охранных, информационно-аналитических, организационных, воспитательных, директивных функций служб безопасности, особенно в части, касающейся обеспечения безопасности секретов, совпадает с функциями режимно-секретного органа.

К тому же в тот период, когда это подразделение ликвидировано, а новая служба безопасности еще не организована или только начала защищать предприятие и приобретать необходимый опыт работы, предприятие оказывается особенно уязвимым для криминальной конкуренции.

Речь должна идти именно об усилении и распространении режимно-секретной деятельности на предприятиях, которые в условиях командно-административной системы в таковой не нуждались, а при переходе к рыночным отношениям создают собственные подразделения, решающие задачи обеспечения безопасности жизненных интересов в условиях коммерческого и производственного риска.

Целесообразно поэтому создавать службы безопасности на базе имеющегося режимно-секретного органа, расширяя и дополняя его функции сыскными и иными, свойственными службе безопасности.

10.6. Информационное обеспечение деятельности подразделений службы безопасности.

Работу в области информации весьма существенно облегчит создание автоматизированной системы информационного обеспечения службы безопасности на предприятии, если для этого имеются финансовые возможности. Источниками сведений могут быть, прежде всего, партнеры по бизнесу, рядом расположенные предприятия, а также фирмы, специализирующиеся в области предоставления информационных услуг в целях обеспечения безопасности.

Источниками сведений могут быть также обширные личные связи по месту прежней работы сотрудников службы безопасности. По экспертным оценкам, около 80% такого рода подразделений и организаций располагают неформальными каналами доступа к информационным базам органов внутренних дел, иных правоохранительных органов.

Охранное подразделение заинтересовано в сведениях касающихся: режима доступа на объекты предприятия, в его помещения, к оборудованию; состава сотрудников и посетителей объекта (кадровые сотрудники, временные, работающие по контракту); территории охраняемых объектов; прилегающего к ним пространства; настроений жителей в их окружении; доступа на территорию персонала и транспортных средств; существующей системы обеспечения безопасности предприятия; технических средств и инженерных сооружений, используемых в целях обеспечения безопасности предприятий, в частности об охранной и противопожарной сигнализации; организациях, специализирующихся на изготовлении и установке технических средств охраны; уникальных специалистах в этой области. Специфичная для данного подразделения информация может быть представлена в виде алгоритмов действий охраны в экстремальных ситуациях.

В деятельности режимного подразделения, помимо сведений, актуальных для охранного подразделения, используется также данные: о микроклимате в коллективе предприятия (наличие конфликтов, группировок); о происшествиях, фактах утечки информации, нарушениях режима; о графиках, режимах и технологии работы объекта; о технических средствах, используемых для организации и осуществления режимных мероприятий, в том числе, о средствах видеонаблюдсния, уничтожителях бумаги и иных подобного рода средствах.

Для этого подразделения важны режимы доступа на объект, в его помещения, к оборудованию, состав сотрудников и посетителей объекта; территория объекта; прилегающие к нему пространство; доступ на территорию персонала и транспортных средств.

Для сыскного подразделения службы безопасности интерес представляют, прежде всего: сведения в отношении лиц, попадающих в поле зрения предприятия (предлагающих услуги, контракты, устраивающихся на работу); информация о традиционных и потенциальных партнерах, конкурентах; данные, связанные с конкретными фактами криминальной конкуренции; различного рода тесты и методики оценки надежности, профессиональных качеств, психологической совместимости сотрудников.

Аналитическому подразделению службы безопасности нужны: информационные модели утечки конфиденциальных сведений, а также иных ситуаций, угрожающих безопасности предприятия; информационные "портреты" недобросовестного сотрудника; прогнозные модели развития предприятия с учетом критериев его безопасности.

Для технических подразделений службы безопасности представляют интерес данные: об устройстве новых средств радиосвязи, технических средств промышленного шпионажа и контршпионажа, вычислительной, организационной и иной техники; их стоимости и функциональных возможностях; о методике их рационального применения, эксплуатации и ремонта.

Накопление и обработка значительной части указанной информации - задача информационного подразделения. Оно занимается также вопросами внедрения вычислительной техники в других подразделениях службы безопасности, использования готовых информационных баз, предлагаемых на рынке информационных услуг, собирает сведения об иных источниках информации, представляющей интерес для обеспечения безопасности предприятия.

Чрезвычайная криминализация кредитно-финансовой сферы обусловила организацию внутреннего контроля в коммерческих банках. Соответствующее самостоятельное подразделение, подчиненное непосредственно главе банка, должно контролировать как операции банка, чтобы не допустить слишком рискованных сделок, а также деятельность его сотрудников. Служба внутреннего контроля банка имеет следующие права: получать необходимые для проведения проверки документы: приказы и распорядительные документы, бухгалтерские, учетно-отчетные и денежно-расчетные документы: документы, связанные с компьютерным обеспечением проверяемого подразделения; определять соответствие действий и операций, осуществляемых сотрудниками банка, требованиям действующего законодательства; входить в помещение проверяемого подразделения, в помещения, используемые для ранения документов, наличных денег и ценностей, в компьютерный зал с обязательным привлечением руководителя либо сотрудника проверяемого подразделения; выдавать временные (до решения руководства банка) предписания о недопущении действий, результатом которых может стать нарушение федерального или банковского законодательства, принятие на себя чрезмерных рисков.

Имеются факты создания служб безопасности, детективных агенств преступными структурами для получения легального доступа к оружию и, в целом, для прикрытия противоправной деятельности. В отдельных случаях у сотрудников СБ правоохранительными органами обнаруживается незарегистрированное оружие.

Численность сотрудников такого рода служб безопасности иногда весьма велика. Так, в печати были приведены данные о том, что служба безопасности некоей финансовой группы насчитывает свыше 600 человек. Это намного больше, чем реально требуется для обеспечения безопасности банка, даже самого крупного. Высказываются опасения, что цели создания такой мощной вооруженной группировки не исчерпываются обеспечением обеспечения безопасности предпринимательства и она может быть использована для решения задач разведки, либо для достижения политических целей. Отдельные авторы пытаются обосновывать, что подобного рода структуры, через имеющуюся у них информацию, финансовые ресурсы, возможность проведения независимой экспертизы, право выхода с законодательной инициативой, референтные (лоббистские) группы в инстанциях, могли бы стать серьезными рычагами власти на уровне отдельного региона.

В связи с изложенным представляется, что государственные органы должны пресекать попытки использовать негосударственные структуры безопасности в политических целях и, в частности, контролировать численность СБ фирм с тем, чтобы она находилась в разумных пределах, при этом возможно использование соответствующих организационных нормативов, которые бы связывали, например, численность персонала фирмы с количеством сотрудников фирменной полиции.

Как за рубежом, так и в России прослеживается тенденция повышения роли частных детективных агентств и фирменной полиции в решении вопросов безопасности предпринимательства.

Архив

ОРЕНБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ

РЕШЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РЕЖИМНО-СЕКРЕТНОМ ОТДЕЛЕ

АДМИНИСТРАЦИИ города ОРЕНБУРГА

На основании статей 12 и 132 Конституции Российской Федерации, статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 35 Устава города Оренбурга, руководствуясь статьей 27 Устава города Оренбурга, Оренбургский городской Совет

1. Утвердить Положение "О режимно-секретном отделе администрации города Оренбурга", согласно приложению.

2. Установить, что настоящее решение Совета вступает в силу с момента его подписания.

3. Поручить организацию исполнения настоящего решения Совета начальнику режимно-секретного отдела Завьялову А.Н.

4. Возложить контроль за организацией исполнения настоящего решения на председателя постоянной депутатской комиссии Совета по правовым вопросам и территориальному общественному самоуправлению Димова О.Д.

Глава города Оренбурга

Ю.Н.МИЩЕРЯКОВ

Приложение

к решению

Оренбургского городского Совета

ПОЛОЖЕНИЕ

О РЕЖИМНО-СЕКРЕТНОМ ОТДЕЛЕ АДМИНИСТРАЦИИ города ОРЕНБУРГА

I. Общие положения

1.1. Режимно-секретный отдел администрации города Оренбурга (далее - Отдел) является отраслевым (функциональным) органом администрации города Оренбурга.

1.2. Отдел по всем вопросам своей деятельности подчиняется Главе города Оренбурга.

1.3. Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Оренбургской области, Уставом города Оренбурга, решениями Оренбургского городского Совета, правовыми актами Главы города и настоящим Положением.

1.4. Отдел имеет печати, штампы и бланки установленного образца.

1.5. Реорганизация и ликвидация Отдела осуществляются по решению Главы города Оренбурга, согласованному с органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности в области защиты государственной тайны.

II. Основные задачи Отдела:

Основными задачами Отдела являются:

2.1. Обеспечение установленного в администрации города Оренбурга режима секретности.

2.2. Ведение секретного делопроизводства.

III. Основные функции Отдела

Отдел в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:

3.1. Планирует, разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспечению режима секретности при проведении работ с информацией, составляющей государственную тайну.

3.2. Планирует и осуществляет мероприятия по разграничению доступа сотрудников администрации города Оренбурга к сведениям, составляющим государственную тайну.

3.3. Принимает меры по выявлению и закрытию возможных каналов утечки сведений, составляющих государственную тайну.

3.4. Координирует деятельность других отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города Оренбурга по вопросам защиты государственной тайны и контролирует выполнение законодательства Российской Федерации в области защиты государственной тайны.

3.5. Анализирует деятельность администрации города Оренбурга по обеспечению защиты государственной тайны.

3.6. Ведет учет нарушений режима секретности и анализирует их причины.

3.7. Информирует организации - заказчиков секретных работ, органы государственной власти Российской Федерации, наделенные полномочиями распоряжаться сведениями, составляющими государственную тайну, и органы безопасности о фактах разглашения сведений, составляющих государственную тайну, а также случаях утраты либо хищения носителей таких сведений.

3.8. Участвует в проведении служебных расследований в случае утраты либо хищения носителей сведений, составляющих государственную тайну, других нарушений режима секретности, а также по фактам разглашения таких сведений.

3.9. Участвует в разработке развернутых и отдельных перечней сведений, подлежащих засекречиванию, нормативно-методических документов по вопросам защиты государственной тайны, осуществляет контроль за своевременностью засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, правильностью определения и изменения степени секретности указанных сведений.

3.10. Участвует в подготовке и инструктаже сотрудников администрации города Оренбурга, осведомленных в сведениях, составляющих государственную тайну, при их командировании за границу.

3.11. Разрабатывает номенклатуру должностей сотрудников администрации города Оренбурга, подлежащих оформлению на допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

3.12. Участвует в оформлении допуска сотрудников администрации города Оренбурга к государственной тайне, контролирует сроки действия допусков.

3.13. Контролирует разработку и осуществление мероприятий по защите сведений, составляющих государственную тайну.

3.14. Принимает меры по предотвращению разглашения и утечки сведений, составляющих государственную тайну, при проведении всех видов секретных работ.

3.15. Проводит инструктаж сотрудников администрации города Оренбурга, допущенных к государственной тайне, контролирует знание ими требований нормативных документов по режиму секретности.

3.16. Организует и ведет секретное делопроизводство.

3.17. Контролирует соблюдение установленного порядка работы с секретными документами.

3.18. Принимает меры по предотвращению случаев утраты носителей сведений, составляющих государственную тайну.

3.19. Выполняет иные функции, связанные с обеспечением режима секретности и ведением секретного делопроизводства в соответствии с требованиями Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2004 N 3-1.

IV. Обеспечение деятельности Отдела

4.1. Отдел имеет право:

4.1.1. Запрашивать и получать в установленном порядке информацию необходимую для работы Отдела в пределах его компетенции от отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города Оренбурга, предприятий и учреждений города Оренбурга.

4.1.2. Пользоваться в установленном порядке банками данных администрации города Оренбурга.

4.1.3. в установленном порядке знакомиться с материалами личных дел сотрудников администрации города Оренбурга.

4.1.4. Требовать от сотрудников администрации города Оренбурга, допущенных к государственной тайне соблюдения требований Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации и других правовых и методических документов по защите государственной тайны.

4.1.5. Проводить проверки состояния работы по обеспечению режима секретности в отраслевых (функциональных) и территориальных органах администрации города Оренбурга.

4.1.6. Требовать от сотрудников администрации города Оренбурга представления письменных объяснений по случаям утраты носителей сведений, составляющих государственную тайну, фактам разглашения таких сведений, другим нарушениям режима секретности.

4.1.8. Вносить Главе города Оренбурга представления о запрещении ведения секретных работ при отсутствии необходимых условий защиты государственной тайны или обнаружении нарушений режима секретности, а также предложения о прекращении допуска сотрудников администрации города Оренбурга к государственной тайне или привлечении к ответственности сотрудников, допустивших нарушение режима секретности.

4.1.9. Вести в установленном порядке переписку с другими организациями по вопросам обеспечения режима секретности.

4.2. Информационное, материально-техническое и транспортное обслуживание деятельности Отдела, а также социально-бытовое обслуживание его работников осуществляется соответствующими отраслевыми (функциональными) органами администрации города Оренбурга.

V. Руководство Отдела

5.1. Отдел возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности Главой города Оренбурга в установленном порядке.

5.2. На время отсутствия начальника Отдела его обязанности исполняет другой сотрудник Отдела по представлению начальника на основании распоряжения Главы города Оренбурга.

5.3. Начальник Отдела:

Организует и контролирует работу Отдела, обеспечивает решение возложенных на Отдел задач;

Представляет на утверждение Главы города Оренбурга штатное расписание Отдела;

Разрабатывает и представляет на утверждение Главе города Оренбурга номенклатуру дел, должностные инструкции сотрудников Отдела;

Представляет на утверждение Главе города Оренбурга кандидатуры на должность сотрудников Отдела;

Вносит в установленном порядке предложения Главе города Оренбурга о поощрении сотрудников Отдела и применения к ним дисциплинарного взыскания;

Подписывает служебную документацию в пределах своей компетенции;

Несет персональную ответственность за качество и своевременность выполнения установленных настоящим Положением задач и функций Отдела;

Осуществляет иные полномочия по поручению Главы города Оренбурга.

5.4. Степень ответственности других сотрудников Отдела устанавливается должностными инструкциями, утвержденными Главой города Оренбурга.

УТВЕРЖДЕНО приказом от 00.00.0000 N 000 ПОЛОЖЕНИЕ о режимно-секретном отделе г. _________________ Настоящим Положением определяются место режимно-секретного отдела (далее - Отдела) в структуре _____________________________________________, (наименование организации) задачи и функции Отдела, права и ответственность руководителей и работников Отдела, порядок образования и ликвидации Отдела, управления деятельностью Отдела. В настоящем Положении используются следующие основные понятия: - секретные сведения - сведения, составляющие государственную тайну, и сведения, составляющие коммерческую тайну; - сведения, составляющие государственную тайну, - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации; - сведения, составляющие коммерческую тайну, - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно- технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны; - допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а организаций - на проведение работ с использованием таких сведений; - доступ к секретным сведениям - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица с секретными сведениями при условии сохранения их конфиденциальности; - гриф секретности - реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него; - средства защиты информации - технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации. 1. Общие положения 1.1. Отдел является самостоятельным структурным подразделением ________ __________________________________________________ (далее - Организация). (наименование организации) 1.2. Отдел находится в подчинении непосредственно _____________________ (наименование ___________________________________________________________________________ должности руководителя Организации либо профильного заместителя __________________________________________________________________________. (по административной работе, по режиму, пр.)) 1.3. Отдел в своей деятельности руководствуется: - Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне", Федеральным законом от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ "О коммерческой тайне", другими федеральными законами, устанавливающими порядок обращения с секретными сведениями; - Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 года N 63, Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденным Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203, иными нормативными правовыми актами, регламентирующими отношения в связи с допуском к государственной тайне и работой со сведениями, составляющими государственную тайну; - инструкциями по обеспечению режима секретности на предприятиях, в учреждениях и организациях и о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне; - настоящим Положением; - _____________________________________________________________________ (реквизиты локального нормативного акта (инструкции, положения, др.) ___________________________________________________________________________ о порядке допуска работников к государственной тайне, секретным сведениям; __________________________________________________________________________; о требованиях, предъявляемых к работе с государственной тайной) - иными локальными нормативными актами, определяющими порядок допуска работников к государственной тайне, правила работы со сведениями, составляющими государственную тайну; - ____________________________________________________________________. 1.4. _________________________________________________________________. (другие положения) 2. Основные задачи Отдела Основными задачами Отдела являются: 2.1. Организация получения лицензий на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, допуска граждан к государственной тайне. 2.2. Организация доступа граждан к сведениям, составляющим коммерческую тайну. 2.3. Обеспечение режима секретности при выполнении всех видов секретных работ и обращении с секретными документами. 2.4. Организация секретного делопроизводства. 2.5. Предотвращение утечки, хищений, утраты, подделки и искажения секретных сведений, несанкционированного доступа к секретным сведениям. 2.6. _________________________________________________________________. (иные задачи) 3. Функции Отдела 3.1. В области организации получения лицензий на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, допуска граждан к государственной тайне функциями Отдела являются: 3.1.1. Подготовка документов, необходимых для получения Организацией лицензий на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, представительство интересов Организации при получении указанных лицензий в соответствии с Положением о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, при возобновлении действия приостановленных лицензий, обеспечение условий для организации и проведения специальных экспертиз Организации. 3.1.2. Разработка с участием руководителей структурных подразделений Организации номенклатуры должностей работников Организации, подлежащих допуску к государственной тайне, подготовка изменений в номенклатуру на основании итогов анализа доступа работников к сведениям, составляющим государственную тайну. 3.1.3. Разработка рекомендаций для ____________________________________ (наименование подразделения _______________________ по порядку оформления на работу (службу) граждан на по кадровой работе) должности, предусматривающие работу со сведениями, составляющими государственную тайну. 3.1.4. Методическое руководство работой по разработке условий трудовых договоров, предусматривающих обязательства граждан перед государством по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, по структуре и содержанию расписок граждан, с которыми не заключается трудовой договор. 3.1.5. Анализ материалов, представляемых ______________________________ (наименование подразделения ___________________________ на оформление допуска граждан к государственной по кадровой работе) тайне, оценка представленных материалов для определения необходимости проведения проверочных мероприятий (при оформлении допуска граждан к государственной тайне по третьей форме). 3.1.6. Запрос карточек (форма 1) в режимно-секретных подразделениях тех организаций, в которых оформляемые на работу (службу) граждане работали (служили) в течение последних 5 лет, анализ полученных от режимно-секретных подразделений с прежних мест работы (службы) материалов граждан, оформляемых на работу (службу), на предмет выявления наличия возможных оснований для отказа гражданину в оформлении допуска к государственной тайне, для определения необходимости проведения проверочных мероприятий (при оформлении допуска граждан к государственной тайне по третьей форме). 3.1.7. Оформление и переоформление допуска к государственной тайне, оформление, учет и хранение карточек (форма 1), копий трудового договора (контракта) и расписок, содержащих обязательства граждан по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне (форма 2). 3.1.8. Ведение журнала учета карточек на допуск к государственной тайне (форма 9), журнала учета справок о допуске (форма 13), журнала учета выдачи предписаний на выполнение заданий (форма 14). 3.1.9. Организация в установленном порядке доступа лиц, не являющихся работниками Организации, к сведениям, составляющим государственную тайну, при совместном выполнении работ (командированным, др.). 3.1.10. Выдача и учет предписаний на выполнение задания (форма 5) и справок о соответствующей форме допуска (формы 6 - 8) в отношении командируемых и командированных граждан. 3.1.11. Подготовка представления на отстранение работника от работы со сведениями, составляющими государственную тайну, на основании уведомления о возникновении обстоятельств, которые могут послужить основанием для прекращения гражданину допуска к государственной тайне, полученного из органа безопасности, подготовка проекта решения о прекращении допуска к государственной тайне и других необходимых материалов. 3.1.12. Информирование органов безопасности о прекращении допуска к государственной тайне уволенных (переведенных) граждан, в отношении которых в течение 6 месяцев не затребованы карточки (форма 1) с новой работы. 3.1.13. Контроль за исполнением подразделениями и работниками Организации установленных требований по допуску граждан к государственной тайне. 3.1.14. Инструктаж, проведение обучающих семинаров, иных мероприятий для работников, допущенных к секретным сведениям, по соблюдению режима безопасности в Организации, инструктаж работников Организации, командируемых в органы власти и сторонние организации для выполнения работ (осуществления функций), связанных со сведениями, составляющими государственную тайну. 3.1.15. Представительство Отдела и Организации в отношениях с органами безопасности по вопросам допуска граждан к государственной тайне. 3.1.16. ______________________________________________________________. (другие функции) 3.2. В области организации доступа граждан к сведениям, составляющим коммерческую тайну, функциями Отдела являются: 3.2.1. Разработка проектов локальных нормативных актов, определяющих порядок доступа и обращения со сведениями, составляющими коммерческую тайну. 3.2.2. Оформление обязательств принимаемых на работу граждан, а также работников, которым предоставляется доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну, о неразглашении коммерческой тайны. 3.2.3. Ознакомление под расписку работников, доступ которых к сведениям, составляющим коммерческую тайну, необходим для выполнения ими своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются Организация и ее контрагенты, с установленным режимом коммерческой тайны и мерами ответственности за его нарушение. 3.2.4. Учет лиц, получивших доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана. 3.2.5. Методическое руководство работой по разработке условий трудовых и гражданско-правовых договоров, предусматривающих обязательства граждан о неразглашении коммерческой тайны, по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о коммерческой тайне. 3.2.6. _______________________________________________________________. (другие функции) 3.3. В области обеспечения режима секретности при выполнении всех видов секретных работ и обращении с секретными документами функциями Отдела являются: 3.3.1. Организация работы по засекречиванию сведений, полученных (разработанных) в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности Организации, присвоение грифов секретности; формирование внутреннего перечня сведений, подлежащих засекречиванию; контроль за своевременным засекречиванием, правильным определением и изменением степени секретности документов (изменением или снятием соответствующих грифов). 3.3.2. Разработка проектов локальных нормативных актов по защите государственной тайны в Организации, организация их согласования и утверждения. 3.3.3. Разработка и проведение в Организации мероприятий по обеспечению режима секретности при ведении всех видов работ, связанных с обработкой, хранением или передачей сведений, составляющих государственную тайну. 3.3.4. Контроль за выполнением в подразделениях Организации требований режима секретности (проведение проверок выполнения требований режима, соответствия используемого для обработки секретной информации оборудования установленным требованиям, др.). 3.3.5. Организация в установленном порядке взаимной передачи сведений, составляющих государственную тайну, между Организацией и другими организациями, органами власти. 3.3.6. Представление Отдела и Организации в органах безопасности по вопросам обеспечения государственной тайны. 3.3.7. Составление смет и других платежных документов по работам, связанным с обеспечением сохранности секретных сведений. 3.3.8. Составление установленной отчетности, оперативных сводок по Организации для руководства Организации. 3.3.9. _______________________________________________________________. (другие функции) 3.4. В области организации секретного делопроизводства функциями Отдела являются: 3.4.1. Организация и ведение секретного делопроизводства (прием, учет, размножение, рассылка, хранение и уничтожение секретных документов), разработка номенклатуры дел Отдела, оформление документов, связанных с открытием и закрытием дел. 3.4.2. Подготовка форм и образцов документов секретного делопроизводства и обеспечение ими подразделений Организации. 3.4.3. Разработка совместно с _________________________________________ (наименование структурного подразделения, ___________________________________________________________________________ ответственного за информационно-техническое обеспечение деятельности ____________________________ регламентов работы с электронными документами, организации) содержащими секретные сведения; организация и обеспечение безопасности обмена электронными документами, содержащими секретные сведения. 3.4.4. Организация и обеспечение защиты информации о секретных сведениях, передаваемой по каналам связи. 3.4.5. Инструктаж работников, допущенных к секретным документам, по соблюдению режима секретности, методическая и практическая помощь структурным подразделениям и работникам Организации при подготовке документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну. 3.4.6. Контроль: - за соблюдением правил размножения и рассылки секретных документов, хранения и эксплуатации технических средств, предназначенных для размножения секретных документов; - за изготовлением, хранением, выдачей и использованием печатей и штампов, используемых для засекречивания документов, учет ключей к сейфам хранения секретных документов; - за обеспечением сохранности секретных дел и документов в подразделениях Организации, правил работы с секретными документами. 3.4.7. Организация доставки документов, содержащих секретные сведения, адресатам. 3.4.8. _______________________________________________________________. (другие функции) 3.5. В области предотвращения утечки, хищений, утраты, подделки и искажения секретных сведений, несанкционированного доступа к секретным сведениям функциями Отдела являются: 3.5.1. Изучение и анализ содержания деятельности Организации с целью выявления и предотвращения утечки секретных сведений (экспертиза документов, производственных, технологических и управленческих операций, схем взаимодействия, пр.) на предмет возможности утечки, хищений, утраты, подделки и искажения секретных сведений, несанкционированного доступа к секретным сведениям. 3.5.2. Фиксация фактов утечки секретных сведений, хищений, утраты, подделки и искажения секретных сведений, несанкционированного доступа к секретным сведениям, расследование причин таких нарушений режима секретности, выявление виновных. 3.5.3. Информирование органов безопасности о выявленных и расследованных нарушениях режима секретности, подготовка материалов об уголовном преследовании виновных, а также лиц, предпринявших попытку получения секретных сведений или получивших таковые, принятие иных мер по устранению причин и условий, способствующих нарушениям требований режима секретности. 3.5.4. Подготовка совместно с _________________________________________ (наименование подразделения по кадровой _______ документов на привлечение к юридической ответственности работников, работе) разгласивших секретные сведения, допустивших иные нарушения режима секретности, законодательства о защите государственной тайны. 3.5.5. _______________________________________________________________. (другие функции) 3.6. В области _____________________________ функциями Отдела являются: (другие области) 3.6.1. _______________________________________________________________. 3.6.2. _______________________________________________________________. 3.7. Возложение на Отдел функций, связанных с обеспечением режима секретности, не предусмотренных настоящим Положением, производится путем внесения изменений и дополнений в настоящее Положение. 4. Права Отдела 4.1. Отдел для выполнения возложенных на него функций наделяется правами: 4.1.1. Требовать от структурных подразделений и работников Организации необходимые Отделу документы, материалы и сведения. 4.1.2. В любое время проводить проверки (документальные и обследования) структурных подразделений Организации по направлениям, указанным в пунктах 2 и 3 настоящего Положения, относящимся к компетенции Отдела. 4.1.3. Давать руководителям структурных подразделений Организации и работникам, допущенным к секретным сведениям, обязательные для исполнения указания по вопросам, относящимся к компетенции Отдела. 4.1.4. Привлекать с согласия руководителей структурных подразделений работников других подразделений к осуществлению мероприятий, связанных с обеспечением режима секретности в Организации. 4.1.5. Пользоваться согласно установленному порядку корпоративными информационными системами, а также создавать собственные базы данных. 4.1.6. Принимать участие в совещаниях и иных мероприятиях, проводимых в Организации по вопросам обеспечения режима секретности в Организации. 4.1.7. Совершать иные действия, предусмотренные локальными нормативными актами Организации. 4.1.8. _______________________________________________________________. 4.2. Указанные в пункте 4.1 функциональные права уточняются и распределяются между работниками Отдела в должностных инструкциях. 4.3. _________________________________________________________________. (другие права) 5. Структура (штат) Отдела. Организация деятельности 5.1. Отдел возглавляет начальник Отдела. 5.2. Структура (штат) и численность работников Отдела определяются в соответствии с штатным расписанием Организации. 5.3. По предложению начальника Отдела и представлению _________________ (наименование ___________________________________________________________________________ должности соответствующего руководителя при подчинении Отдела ____________________________ решением _____________________________________ не руководителю Организации) (наименование должности ______________________________________________ Организации в составе Отдела соответствующего руководителя Организации) могут быть образованы бюро (секторы, группы), отвечающие за отдельные направления деятельности Отдела (обеспечение режима, секретное делопроизводство, другие). Положения о бюро (секторах, группах) и должностные инструкции работников бюро (секторов, групп) разрабатываются начальником Отдела на основе настоящего Положения и утверждаются приказом. 5.4. Прием на должность начальника Отдела и увольнение с нее производятся на основании приказа по представлению ________________________ (наименование должности __________________________________________________________________________. руководителя при подчинении Отдела не руководителю Организации) 5.5. Прием на должности руководителей, специалистов и технических исполнителей Отдела производится на основании приказов по представлению начальника Отдела. Принятые в Отдел работники допускаются к самостоятельной работе после оформления соответствующего допуска, изучения ими требований нормативных документов по вопросам обеспечения режима секретности и секретного делопроизводства и проверки этих знаний начальником Отдела. 5.6. Начальник Отдела: 1) осуществляет планирование деятельности Отдела; 2) распределяет обязанности между работниками Отдела; 3) обеспечивает своевременное и надлежащее выполнение работниками Отдела задач и функций, возложенных на Отдел; 4) осуществляет методическое руководство работниками, входящими в состав других структурных подразделений Организации, допущенными к работе с секретными сведениями; 5) обеспечивает и контролирует соблюдение работниками Отдела законодательства Российской Федерации, локальных нормативных актов Организации; 6) несет персональную ответственность за соответствие актам законодательства и локальным нормативным актам Организации принимаемых Отделом решений и подготавливаемых документов; 7) вносит в соответствии с установленным порядком представления о замещении должностей Отдела, предложения о поощрении работников Отдела, применении к работникам мер дисциплинарного воздействия, представления по иным кадровым вопросам в отношении работников Отдела; 8) обеспечивает своевременное представление руководству Организации отчетов о деятельности Отдела, информационно-аналитических материалов, справок и сведений по обеспечению режима секретности в подразделениях Организации; 9) организует ведение делопроизводства в Отделе с соблюдением стандартов и инструкций по делопроизводству; 10) представляет интересы Отдела во взаимодействии с другими структурными подразделениями Организации, в других организациях, органах государственной власти и органах местного самоуправления по вопросам обеспечения режима секретности в Организации; 11) обеспечивает надлежащее и правильное использование и эксплуатацию работниками Отдела закрепленного за Отделом имущества (мебели, инвентаря, оргтехники, др.); 12) обеспечивает ознакомление работников Отдела с настоящим Положением при приеме (переводе) на должности, входящие в состав Отдела, а также при введении новой редакции Положения (отдельных его пунктов); 13) осуществляет другие функции, предусмотренные своей должностной инструкцией, локальными нормативными актами Организации, трудовым договором. 5.7. В период отсутствия начальника Отдела руководство деятельностью Отдела осуществляет заместитель начальника Отдела или иной работник, наделенный приказом соответствующими полномочиями. 5.8. Должностные обязанности работников Отдела определяются должностными инструкциями, утверждаемыми в установленном порядке, а также заключенными трудовыми договорами. 5.9. Отдел решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями Организации. Взаимодействие осуществляется посредством обмена документами и сведениями, необходимыми для осуществления согласованных действий, получения материальных ценностей и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения возложенных на Отдел функций. 5.10. ________________________________________________________________. (другие положения) 6. Ответственность 6.1. Начальник Отдела несет персональную ответственность за неисполнение или ненадлежащее выполнение задач, функций и обязанностей, предусмотренных настоящим Положением. 6.2. Работники Отдела несут ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, вытекающих из настоящего Положения и закрепленных в должностных инструкциях, превышения своих полномочий или использования их для решения вопросов, не обусловленных служебной необходимостью, либо совершения ими иных правонарушений.