Пермский «Валли». Робот-пожарный, который не боится дыма и огня. Робот-пожарный SAFFiR Роботы на вооружении в МЧС РФ

В России пожарные роботы эксплуатируются, в частности, Центром по проведению спасательных операций особого риска Лидер, в котором существует Управление робототехнических средств - с 1997 года. В 2006 году создан НИЦ Р - Научно-исследовательский центр робототехники во Всероссийском научно-исследовательском институте противопожарной обороны.

Одно из перспективных направлений разработки пожарных роботов - роботы-аватары, которые позволят операторам безопасно работать на пожарах.

Компании-производители пожарных роботов

Российские

НИЦ Р - Научно-исследовательский центр робототехники во Всероссийском научно-исследовательском институте противопожарной обороны (ВНИИПО)

ЭФЭР - ООО Инженерный центр пожарной робототехики ЭФЭР, Петрозаводск, Россия

официальный сайт: www.firerobots.ru

Новости

2019.05.26 В Японии сформирован отдельный отряд пожарных роботов, предназначенный для тушения особо тяжелых и масштабных возгораний. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на Kyodo.
В отряд входят роботы четырех категорий - робот с ковшом и руками-манипуляторами для разбора завалов, две колесные машины с водяными пушками и летающий беспилотник, который передает видеопоток с пожара в оперативный штаб. Все 4 робота отряда перевозит один автомобиль.
Отряд будет базироваться в городе Итихара, префектуре Тиба - здесь много хранилищ нефти и нефтеперегонных заводов, а также терминалов сжиженного газа. Пожары на таких объектах особенно опасны для людей. Источник: tass.ru

2017.03.15 Робототехнические комплексы МЧС РФ проверили в Подмосковье на готовность к паводкам и пожароопасному сезону /

«Мобильная роботизированная установка пожаротушения», — сухо называют спасатели нововведение, поступившее в пожарную часть. Стальной помощник уже успел полюбиться суровым сотрудникам МЧС, которые считают, что новые технологии уже давно пора применять в чрезвычайных ситуациях.

Маленький робот, смутно напоминающий «Валли», героя одноимённого мультфильма, стоит в большом гараже, спрятавшись от дневного света. Рядом спешно проходят пожарные, приехавшие с вызова, чуть подальше инженеры осматривают машины, перебирая влажные гидранты.

Робот соседствует с большими пожарными машинами. Фото: АиФ / Дмитрий Овчинников

«Этот робот предназначен прежде всего для проведения разведки и тушения пожаров там, где невозможно пройти людям, например, из-за большой задымлённости или высокой температуры. Боевого крещения не проходил. Сейчас начнётся сезон — мы его и проверим», — рассказывает Валерий Гилев , начальник специализированной пожарной части № 8. Пока что работу с роботом отрабатывают на учениях.

Пожарного робота разработали на российском предприятии «Инновационные технологии спасения» в Москве. Длина и ширина робота — 90х70 см, высота — 60 см. Весит примерно 100 кг и передвигается со скоростью не больше 3 км/ч.

Робот-пожарный управляется дистанционно с помощью джойстика. Фото: АиФ / Дмитрий Овчинников

Управляется он дистанционно (до 200 метров) с помощью специального джойстика, на котором установлен монитор. С его помощью оператор может видеть передвижения, а также направлять струю из воды, порошка или пены на определенные места. К слову, сейчас обучаются пять человек для работы с пермским «Валли».

«Робота хватает на три часа. Затем его необходимо заряжать. Это его единственный, хоть и небольшой, минус. А так, конечно, это новое слово в пожарном деле. Ведь раньше, 30 лет назад, у нас были только ЗИЛы. Сейчас техника развивается, модернизируется и совершенствуется», — добавляет Гилев.

Механическое устройство необходимо присоединить к гидранту для подачи воды. Фото: АиФ / Дмитрий Овчинников

Заместитель начальника по технической части Сергей Минин — на данный момент единственный оператор железного огнеборца, самостоятельно изучивший документацию и ведущий процесс наладки робота. Имя четырехколёсному товарищу он пока еще не дал, просто называет его «МУПР». Как говорится, попадёт на задание, тогда и получит свое прозвище — шутит спасатель.

Выйдя во двор, Сергей решил продемонстрировать все возможности робота. Сначала МУПР подсоединяют к гидранту. Затем Сергей что-то нажимает на джойстике — и аппарат оживает, сзади загораются яркие огни, а на металлической мордочке ярко светится глаз-фонарик.

Имя четырехколёсному товарищу пока не дали, зовут его просто «МУПР» . Фото: АиФ / Дмитрий Овчинников

Проехав несколько метров, робот начинает испускать воду. МУПР может «стрелять» со скоростью 20 литров в секунду. Струю при желании можно изменить. Допустим, во время пожара робот может охладить себя, включив систему орошения.

«МУПР» может «стрелять» со скоростью 20 литров в секунду. Фото: АиФ / Дмитрий Овчинников

«Управлять им не так трудно. Здесь важно приспособиться к особенностям его передвижения. Со временем становится и вовсе легко», — добродушно улыбается оператор, словно подросток, играющий в компьютерную игру.

Сергей Минин — единственный на данный момент оператор, способный управлять роботом. Фото: АиФ / Дмитрий Овчинников

МУПР продолжает показывать свои фишки. Он крутит «головой», обливая водой большую площадку перед собой, быстро меняет позицию, попутно увеличивая дальность струи. Рядом собираются спасатели, с удивлением наблюдая за представлением своего неодушевленного коллеги.

Робот-пожарный может изменять дальность струи. Фото: АиФ / Дмитрий Овчинников

Могут ли в будущем заменить людей роботами на месте пожара? Пожарные гордо говорят, что такого никогда не произойдёт, ведь техника — это, прежде всего, вспомогательная сила для человека.

«Как я уже говорил, в опасных зонах роботы — огромное подспорье для тушения огня. Они не горят и не боятся дыма. Основную же работу всегда выполняем только мы», — отмечает Валерий Гилев.

Сегодня в России существуют многочисленные разновидности роботизированной техники. Фото: АиФ / Дмитрий Овчинников

Сегодня в России существуют многочисленные разновидности роботизированной техники. Это и летательные аппараты, и передвижные роботы на гусеничном и колёсном ходу. Они выполняют различные задачи, начиная от разведки и сбора информации и заканчивая разбором завалов и обломков.

В Перми робот-пожарный — первый экземпляр подобного рода. В будущем планируется увеличить количество стальных помощников в несколько раз.

Сегодняшнее стремительное развитие науки и техники дает возможность применять при тушении пожаров, различной сложности, новые технические подходы и средства пожаротушения. Среди всевозможного разнообразия новинок в области пожаротушения необходимо отдельным пунктом выделить пожарных роботов . Пожарные роботы это именно то техническое средство которое кардинально отличает сегодняшние подразделения МЧС, пожарной охраны различных стран от тех которые были ранее (в ХХ ст).

Применение пожарных роботов может достаточно сильно облегчить роботу по тушению пожаров на различных объектах промышленности, транспорта и т.п., а порой и вовсе пожарные роботы незаменимы, к примеру, при пожарах на радиоактивных, химически опасных объектах.

Круг применения роботов может быть действительно велик и может зависеть только от технических возможностей самого пожарного робота. Как и всякая пожарная техника, пожарные роботы могут быть:

  • вооружены водяными и пенными ;
  • на гусеничном ходу или на колесной базе;
  • оснащены приспособлениями дымоудаления, осаждения продуктов сгорания и т.п.

Применение

Сегодня хочется поговорить о пожарном роботе, который действительно можно считать отдельной боевой единицей, которая способна подавать все выше указанные вещества на тушения пожара, а также удалять продукты сгорания.

Пожарный робот LUF 60 уже может быть знаком нашим читателям, так как недавно мы его упоминали в статье о ,где данный пожарный робот был взят на вооружения пожарного поезда нового поколения для борьбы с пожарами в железнодорожных туннелях.

Возможности робота

В первую очередь необходимо отметить, что LUF 60 это Австрийская разработка, предназначенная для проведения действий по пожаротушению в местах, где традиционная тактика тушения не эффективна или сил и средств для тушения не достаточно.

По своим техническим возможностям LUF 60 может:

  • осуществлять дымоудаления продуктов сгорания с помощью подачи потока воздуха (90 тис м 3 /час);
  • осуществлять снижение температуры с помощью мелкораспыленной воды на расстояние до 60 метров общим расходом до 2400 л/мин;
  • подавать воду или (на расстояние30 м) средней кратности в очаг пожара;
  • преодолевать преграды наклоном до 30 о при общей скорости до 6 км/час.

Детальные технические характеристики

Параметр

Показатель

Длинна
Ширина
Высота (в транспортном положении)
Высота (в рабочем положении)
Вес
Двигатель

Дизельный, 4 цилиндра, мощность 140 к.с., 104кВт

Бак для топлива
Бак гидравлической системы:
Скорость передвижения
Водяной насос 2-ступенчатый центробежный насос, продуктивностью 1000 л/мин при давлении 15 бар увеличение, давлении 10 бар до 2400 л/мин
Водометы 360 сопла при давлении 15-20 бар, Регулируемая высота, расход воды 0-400 л/мин, дальность подачи 60 м.
Вентилятор 35 кВт, продуктивность 90 000 м³/ч, скорость вращения -165 км / ч
Водоснабжение
Рабочее освещение

2 лампы по 300 Вт, ксенон

Угол подъема
Пульт дистанционного управления

Радиус действия 300 м

Комплектация пожарного робота LUF 60

Исходя из детальных характеристик можно предположить что LUF 60 может комплектоваться дополнительным аварийно-спасательным оборудованием, что так и есть.

LUF 60 – насосная станция

Благодаря мощному дизельному мотору и гидравлической системе пожарный робот LUF 60 может применяться как насосная станция при дополнительной его комплектации насосными блоками (HW), до 6 штук, общей продуктивностью 18 000 л/мин.

Особым отличием этих блоков является их малый вес. Блоки HW легко транспортируются и в течение нескольких минут устанавливаются для использования. Весь необходимый набор оборудования легко помещается в транспортном ящике.

LUF 60 – для транспортировки и перемещения грузов

Для проведения аварийно-спасательных работ LUF 60 комплектуется специальным гидравлическим оборудованием, а именно:

– лебедкой;

– многофункциональная система крепления различных приспособлений для транспортировки грузов. Грузоподъемностью 400 – 600 кг;

– мини кран для подъема грузов весом 500 кг. Управление на месте и дистанционно;

– системой вентиляции/дымоудаления. Дополнительно LUF 60комплектуется рукавом длинной 100 м. Мощность вентилятора обеспечивает продуктивность 6 м 3 /с.;

Также есть возможность поставить на LUF 60 еще один дополнительный вентилятор мощностью 60 000 м 3 /ч

– так как данный пожарный робот применяется для борьбы с пожарами в туннелях на железных дорогах он комплектуется специальной железнодорожной платформой ля передвижения по путям (максимальная скорость 40 км/час);

– перед применением пожарного робота LUF 60 на практике есть возможность поупражняться на виртуальном тренажере для отработки всех тактических возможностей робота.

Вот вроде все основные характеристики и возможности данного пожарного робота и судя по его тактическим и

техническим характеристикам это действительно очень хороший аппарат единственным изъяном, которого будет его цена, а знаете, сколько стоит Австрийский пожарный робот LUF 60 – 200 000 тис у.е.

Но на рынке на сегодняшний день уже появилась наверняка дешевле ал ьтернатива, правда китайская. Из технического описания данного аппарата известно только то что радиус дистанционного управления 150 м.


А вот причем!

Автомобиль быстрого реагирования АБР РОБОТ (4326) был разработан ВНИИПО и изготовлен на ЗАО «ПО «Берег». По сути, это передвижной домик для пожарной модификации аккумуляторного робота малого класса «Кузнечик» (МРК-25 "Кузнечик") МРК-РП, который предназначен для работы в тех условиях, где человек находиться не может.

АБР-РОБОТ предназначен для проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения в условиях повышенной опасности с использованием мобильного противопожарного робототехнического робота легкого класса МРК-РП, а именно:

  • подачи в очаг возгорания воды из цистерны объемом 1 м3 с использованием стационарной установки пожаротушения тонкораспыленной водой (УПТВ);
  • подачи в очаг воздушно-механической пены с забором пенообразователя из штатного пенобака объемом 0,5 м3 или сторонней емкости;
  • проведение аварийно-спасательных работ с помощью комплекта аварийно-спасательного оборудования «Спрут»;
  • доставки к месту пожара боевого расчета, способного обслуживать и управлять робототехническим средством в соответствии с задачей для проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения;
  • доставки сопутствующих инструментов, пожарно-технического вооружения (ПТВ) и запаса огнетушащих веществ;
  • доставки противопожарного робототехнического комплекса легкого класса к месту проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения в условиях повышенной опасности, в населенных пунктах и на промышленных объектах.
Автомобиль оборудован всевозможными приборами и приспособлениями, обеспечивающими его работу. Для экипажа есть дыхательные аппараты и костюмы, позволяющие работать в задымленной, загазованной и радиоактивной средах
Боевой расчёт: Пять человек (включая водителя).

Технические характеристики
Шасси: КамАЗ-(4326).
Ёмкость цистерны для воды: 1000 литров.
Ёмкость бака для пенообразователя: 500 литров.
Колесная формула:4х4.
Максимальная скорость: 80 км/ч.
Габаритные размеры: 7630х2490х3290 мм.
Полная масса: 11350кг.

Мобильный робототехнический комплекс разведки и пожаротушения МРК-РП

МРК-РП предназначен для проведения разведки и тушения локальных пожаров при ликвидации последствий аварий, отягощенных химическим и радиационным загрязнением, сопряженных с рисками гибели и травматизма личного состава, а именно:
-подачи в очаг возгорания ОТВ (водопенный раствор) от водопенного модуля пожаротушения;
-подачи в очаг возгорания ОТВ (порошка) от порошкового модуля пожаротушения;
-подачи в очаг возгорания тонко распыленной воды от АБР-РОБОТ через 50-ти метровую катушку по рукаву высокого давления;
-подачи в очаг воздушно-механической пены низкой кратности от АБР-РОБОТ через 50-ти метровую катушку по рукаву высокого давления или пены высокой кратности через пожарный рукав и генератор пены высокой кратности (ГВП), закрепленный на манипуляторе, от цистерны;
-ведение предметной разведки в дневное и ночное время суток и в условии задымленности.

Тактико-технические характеристики:

Масса снаряженного МР, не более кг 360
Максимальная скорость передвижения МР, не менее, м/с 1,0
Высота преодолеваемого МР порогового препятствия, м 0,25
Допустимый угол крена, дифферента МР, не более, градус 35
Глубина преодолеваемой МР водной преграды, не более, м 0,1
Глубина преодолеваемого МР снежного покрова, не более, м 0,1
Номинальная грузоподъемность манипулятора, кг 30
Предельно допустимая грузоподъемность манипулятора, кг 50

Управление МР с ПУ на расстоянии:
1. по кабелю, м, до 200
2. по радио на открытой местности, м, до 1000
Габаритные размеры МР, не более, м
Длина- 1,35
Ширина- 0,7
Высота- 0,8

Время непрерывной работы, ч, не менее 4



Источники

Множество различных видов роботов за последнее десятилетие далеко не удивительный факт, ученые успели создать роботов-собак, роботов-альпинистов, пылесосов и еще множество разных видов и типов, которым присуща своя специализация. Вот и в этот раз специалисты из Политехнического университета Вирджинии и университета Пенсильвании постарались и представили первые разработки робота-пожарного.

По замыслу разработчиков, робот будет абсолютно автономен и сможет эффективно действовать в различных чрезвычайных ситуациях, преимущественно внутри замкнутых помещений и отсеков военных судов. Подобная специализация не случайна, так как заказ оформлен Исследовательской лабораторией ВМФ США.

Назвали будущего пожарного соответствующе - Shipboard Autonomous Firefighting Robot, сокращенно SAFFiR и уже сейчас ведутся работы над программой полевых испытаний, в рамках которой робот сможет впервые проявить себя и показать на что он способен.

Робот-пожарный обеспечен системой различных датчиков, и в состоянии перемещаться вертикально, а так же удерживать свое положение при большом угле крена корабля. Кроме того, робот получил возможность ориентироваться в пространстве, а так же может рассмотреть окружающую обстановка как в условиях сильного задымления так и при сильной засветке от открытого пламени.

Студенты университетов Вирджинии и Пенсильвании, которые ведут свою работу под руководством профессоров и иных специалистов, уже разработали и показали, как будут работать сложные алгоритмы управления робота. В его функционал разработчики заложили умение передвигаться по различным поверхностям, обнаруживая и огибая препятствия, а так же находить оптимальные маршруты своего продвижения.

Несмотря на то, что разработка SAFFiR начал еще три года назад, разработчики решили не оставлять устаревшее оборудование и модернизировали аппаратную часть робота. Так, например, установленные изначально сервоприводы получили новые искусственные мускулы. А для защиты компонентов робота от открытого пламени была разработана специальная резина, из которой можно сформовать изделие любой формы и которая выдерживает нагрев до температуры в 500 градусов по шкале Цельсия.

На данном этапе разработки, робот проходит последние испытания для максимальной отладки алгоритмов программ системы управления, а так же дорабатываются некоторые части конструкции. После всех подготовок, разработчики готовы подвергнуть свое творение настоящим испытаниям, в ходе которых будет решено, как скоро робот появится на свет во всей своей красе.