Откуда взялось нашествие беженцев, пошатнувших шенгенские соглашения. Кто бежит в европу

Большинство европейских государств старается сегодня привести к общим правилам миграционную политику, в том числе процедурные мероприятия по предоставлению убежища иностранным гражданам. Дополнительным импульсом к подобным действиям сегодня является продолжающийся кризис беженцев, охвативший Европу в последние годы. Подавляющее большинство переселенцев на европейский континент составляют представители азиатских и африканских стран, вынужденные бежать от войны, нищеты и бесправия. В ряде случаев подобный способ иммиграции в Европу выбирают граждане стран бывшего СССР: согласно статистике, чаще других получить убежище в ЕС сегодня пытаются украинцы. Такое стремление вполне объяснимо, учитывая продолжающийся вооружённый конфликт на юго-востоке страны и глубокий экономический и политический кризис на остальной территории. Что следует знать соискателю убежища в ЕС?

Статистика о беженцах в Европе

Проблемы, связанные с наплывом беженцев в Европу, продолжают оставаться в фокусе внимания большинства европейских политиков, социологов, представителей общественности. Это говорит о том, что миграционный кризис пока не преодолён, несмотря на усилия, предпринимаемые лидерами ведущих европейских государств. Статистика, которую демонстрируют на общеевропейских и мировых форумах и конференциях представители различных информационных агентств, а также правозащитники и специалисты в вопросах миграции, говорит о том, что число иностранцев, прибывающих в развитые европейские страны, по состоянию на начало 2017 года не уменьшается. На последнем экономическом форуме, ежегодно проводимом в швейцарском Давосе, была подтверждена тенденция к миграционному росту в странах ЕС и других европейских государствах.

Число иностранцев, прибывающих в развитые европейские страны, не уменьшается

Согласно данным агентства Eurostat, 2016 год стал рекордным по количеству поданных запросов на статус беженца в Германии, Италии, Франции, Греции. В таких странах, как Австрия, Швеция, Швейцария, Великобритания, Нидерланды пик прошений пришёлся на 2015 год. Следует помнить, что эти цифры показывают только количество официальных обращений в миграционные службы и не отражают полной картины с беженцами. Число так называемых нелегалов, прибывших в Европу с 2014 года, существенно отличается от официальной статистики: так, агентство Frontex, отвечающее за безопасность границ стран ЕС, утверждает, что только в 2016 году было зафиксировано около полумиллиона незаконных пересечений границ Евросоюза. Большинство нелегалов стремится попасть в Европу из стран Ближнего Востока и севера Африки. По данным этого же агентства, пограничным службам удалось несколько сократить поток незаконных мигрантов: в 2015 году попыток нелегально проникнуть в Европу было больше миллиона.

Самое большое количество беженцев принимает Германия

Таблица: число иностранцев, попросивших убежище в Европе (по данным Eurostat), человек

Отношение к беженцам

Несмотря на заявления лидеров стран ЕС о необходимости толерантного отношения к беженцам, общественное мнение в большинстве европейских стран всё чаще склоняется в сторону негативного отношения к мигрантам из Азии, Африки и Восточной Европы. В ряде случаев этому есть вполне логичное объяснение: прибывающие иностранцы в большинстве случаев являются носителями другой культуры и религии и не всегда бывают готовы к интеграции в новые социальные условия. Помимо этого, многие европейцы опасаются, что вместе с неконтролируемым потоком мигрантов на континент могут проникнуть представители террористических и экстремистских организаций. Учитывая растущее число терактов в разных европейских странах, такие страхи можно считать вполне обоснованными.

Некоторые страны, например, Чехия, отказываются принимать у себя беженцев даже под угрозой применения санкций: из определённых квотой полутора тысяч человек Чехия приняла в качестве беженцев только 12 иностранцев, и на этом процедура пока приостановлена. Власти страны объясняют свои действия нежеланием прибывающих содействовать миграционным службам в вопросах оформления статуса беженца и отсутствием возможности детально проверить историю каждого из претендентов.

Инциденты с участием мигрантов возникали в Швеции, Франции, Германии. Россиян, украинцев и граждан других стран бывшего СССР среди претендентов на статус беженца в Евросоюз меньше 1%. Положительных ответов на запросы наших бывших сограждан - около 25%: так, из 18 385 прошений, поданных россиянами в 2015 году, на 4 505 были даны положительные ответы.

Знакомая семья сейчас в беженцах в Барселоне с сентября. Сами из Киева. Статуса пока никакого нет, ждут какое-то решение. Но… дети с октября в школе, взрослые ходят на курсы языка. Квартира 2 спальни+гостиная, пособие, проездные, мед. помощь (доктор бесплатно, все лекарства отпускают по 1 евро). После этого самого положительного решения - будет право на работу.

Статус беженца в ЕС

Россиянам чаще всего удаётся получить статус беженца или политическое убежище в Польше, Германии и Франции. Далее в рейтинге гостеприимства по отношению к нашим соотечественникам идут Австрия, Бельгия, Швеция, Литва, Хорватия, Исландия. Подавляющее большинство украинцев обращается за помощью к Польше, некоторые пытаются получить убежище в Германии, Швеции и других странах.

Преимущества

Пребывание на территории одной из стран Евросоюза в качестве беженца имеет ряд неоспоримых преимуществ, в числе которых:

  • минимум подготовки к переезду, т. е. нет необходимости специально готовить множество подтверждающих документов, доказывать наличие средств к проживанию, демонстрировать знание языка и т. д.;
  • возможность подать запрос сразу после пересечения границы государства и право пользоваться определёнными льготами сразу после подачи ходатайства в процессе ожидания решения миграционных служб;
  • право на социальный пакет, включающий, как правило, денежное пособие, медицинское обслуживание, коммунальные услуги и т. п.;
  • конфиденциальность информации о заявителе:
  • отсутствие требования выхода из предыдущего гражданства;
  • возможность перевезти с собой членов семьи;
  • возможность в будущем получить гражданство одной из стран ЕС.

Таблица: размер пособия беженцам в разных странах Европы

Недостатки

К минусам статуса беженца можно отнести не всегда доброжелательное отношение местных жителей к прибывшим иностранцам, а также большую вероятность получить отказ. Например, если украинец просит убежище в Польше на основании невозможности проживания в своей стране, охваченной вооружённым конфликтом, ему могут предложить поселиться в одном из регионов Украины, расположенном вдали от боевых действий. В общем случае претендент на статус беженца в одной из европейских стран может попасть под действие так называемой дублинской процедуры, в соответствии с которой ответственность за предоставление защиты переносится на другое государство. Например, если соискатель прибыл в Германию наземным транспортом через Польшу, то и убежище ему могут предоставить в Польше, а не в Германии.

К другим недостаткам можно причислить отсутствие возможности легально трудоустроиться сразу после подачи ходатайства на получение статуса. В большинстве стран разрешение на работу можно получить только после принятия решения о присвоении беженства, в некоторых такое разрешение выдаётся через определённый промежуток времени: в Германии - через 3 месяца, в Бельгии и Италии - через полгода ожидания. Получить легальную работу сразу после подачи запроса можно в Греции, Дании, Норвегии.

Ещё одним минусом является невозможность повторной подачи ходатайства в случае получения отказа. Чтобы обратиться к властям одного из европейских государств с ходатайством о предоставлении защиты второй раз, необходимо привести чрезвычайно убедительные доказательства изменения ситуации на родине, в связи с чем появилась угроза личной безопасности.

Есть чёткие Правила, кто может получить статус, а кто нет.
Определённая «доказательная база».
Если человек под неё попадает - здесь все равно из какой он страны.
Но в силу того, что хлынула огромная масса «беженцев» с Украины, России, Казахстана, рассчитывая получить документы под шумок, с массой беженцев из Африки - сейчас намного строже с отбором.

http://forum.autoua.net/showflat.php?Cat=0&Number=10060459&page=4&fpart=all&vc=1

Система квот

Для равномерного и справедливого распределения миграционной нагрузки между всеми европейскими государствами была принята система квот, в соответствии с которой каждая из стран должна принять определённое количество беженцев. Сегодня такая система работает с большими перебоями, т. к. многие страны отказываются принимать у себя требуемое количество беженцев или всячески препятствуют проникновению на свою территорию иностранных мигрантов. Оплотом европейской толерантности продолжает оставаться Германия во главе с канцлером Ангелой Меркель.

Процедура

Порядок действий соискателя статуса беженца стандартен в большинстве европейских стран: для начала процедуры потребуются, прежде всего, веские основания, подтверждённые документально.

Основания

Житель России, Украины или любой другой страны СНГ (как и каждый иностранец), претендующий на статус беженца в Евросоюзе, должен привести убедительные доказательства преследований в своей стране по мотивам:

  • политическим;
  • религиозным;
  • расовым;
  • национальным.

Помимо этого, основанием для подачи запроса может служить факт притеснений на родине из-за принадлежности к определённым социальным группам (например, к сексменьшинствам). Соискатель должен подтвердить, что в его стране не соблюдаются права человека, отсутствует правовая защита со стороны государства, существует угроза жизни вследствие продолжающегося вооружённого конфликта. В любом случае потребуется подтвердить наличие угрозы жизни или личной безопасности, а также нежелание властей страны постоянного проживания предоставить защиту и гарантировать безопасность.

Куда обращаться

Подавать прошение можно, ещё находясь в зоне аэропорта, или же по прибытии на место планируемого пребывания . Если иностранец обращается к властям одного из европейских государств с просьбой о предоставлении убежища с территории аэропорта, с большой степенью вероятности он в дальнейшем будет определён в один из центров по размещению беженцев. Такой сценарий развития событий принято считать наименее благоприятным, т. к. в подобных центрах иностранец, как правило, не имеет возможности воспользоваться какой-либо юридической поддержкой или помощью переводчика и в итоге бывает депортирован.

Если соискатель уже находится на территории государства планируемого пребывания, подавать ходатайство можно в ближайшее отделение полиции, префектуру, или в одно из ведомств по делам мигрантов и беженцев. Рассмотрение запроса занимает в среднем полгода, решение о предоставлении статуса принимает государственная служба по вопросам беженцев.

Предварительное собеседование

Первым пунктом процедуры оформления статуса беженца (после подачи запроса) является, как правило, так называемое предварительное интервью, в ходе которого сотрудники миграционных служб определяют, имеет ли право заявитель ходатайствовать о предоставлении защиты. На первое собеседование кандидат должен взять все имеющиеся документы, подтверждающие его личность, социальное и материальное положение, сведения о семье, а также материалы, на основании которых будет составлена история заявителя. В качестве подтверждающих материалов могут быть использованы обращения в полицию, письма, статьи, видео, фотографии и т. д. За каждым из соискателей, как правило, закрепляется офицер миграционной службы, который будет поддерживать связь с претендентом и информировать о ходе рассмотрения его дела. Иностранцу будут объявлены его права и обязанности на время ожидания результатов рассмотрения. В случае необходимости от заявителя могут потребоваться дополнительные сведения для уточнения его обстоятельств, поэтому миграционный офицер должен иметь контактные данные претендента: если соискатель сменил место жительства, об этом следует незамедлительно сообщить в миграционную службу.

Документы

К заявлению о предоставлении защиты иностранец должен приложить любое удостоверение личности, например:

  • общегражданский паспорт;
  • загранпаспорт;
  • водительское удостоверение;
  • свидетельство о рождении.

Помимо этого, следует помнить, что склонить чашу весов в пользу претендента при вынесении решения могут любые дополнительные документы, которые позволили бы сформировать у комиссии благоприятное отношение к заявителю. Иными словами, по возможности следует подготовить свидетельства о рождении детей, справки с места работы или учёбы, справку об отсутствии судимостей, свидетельства о браках и разводах и т. п.

Пакет подаваемых документов необходимо дополнить подтверждением прохождения биометрии: заявитель должен предоставить отпечатки пальцев и цифровую фотографию. Биометрические данные могут не сдавать, как правило, несовершеннолетние и лица с физическими недостатками, не позволяющими пройти подобную процедуру.

История и интервью

Интервью с претендентом - наиболее значимый пункт процедуры оформления беженства: успешное прохождение этого этапа существенно увеличивает шансы соискателя на положительный исход дела. Правильно подготовиться к интервью можно как самостоятельно, так и с помощью приглашённого адвоката. Кроме того, заявитель имеет право бесплатно воспользоваться услугами переводчика. Интервью представляет собой, как правило, устное изложение составленной заранее истории и ответы на уточняющие вопросы миграционного офицера. При составлении истории следует использовать только достоверные факты, подтверждённые документальными свидетельствами. Излагать историю и отвечать на поставленные вопросы следует правдиво, т. к. предоставление ложной информации может перечеркнуть все усилия иностранца, затраченные на пути к получению статуса беженца.

Ожидание решения

Иностранец, успешно преодолевший все процедурные мероприятия, получает на руки специальное удостоверение, подтверждающее легальное пребывание на территории ЕС и ожидает результата рассмотрения прошения в предоставленном государством жилом помещении. Вид защиты, который может быть дан заявителю, как правило, определяется миграционными службами в процессе изучения материалов дела.

Что дальше?

Дальнейшие действия претендента зависят от принятого миграционной службой решения.

Видео: о размерах пособия для беженцев в ЕС

Вам сказали «Да»

Если управление по делам беженцев приняло решение предоставить иностранцу какой-либо вид защиты, ему вручается соответствующее удостоверение, и с этого момента претендент получает все права, предусмотренные статусом. В некоторых европейских странах права беженца мало отличаются от прав граждан: иностранцы, как правило, ограничены только в возможности занимать государственные должности и участвовать в выборах.

Срок действия статуса беженца в большинстве случаев ограничен тремя - пятью годами, при этом наличие статуса, как правило, является основанием для получения гражданства. Статус беженца, по сути, даёт право иностранцу оформить ВНЖ на определённый срок, который, впрочем, может быть аннулирован, если к этому будут предпосылки. Государство может снять с себя ответственность за предоставление защиты иностранному гражданину, если:

  • заявителю больше не грозят преследования на родине;
  • были обнаружены факты причастности иностранца к военным преступлениям, нарушениям принципов и целей ООН, тяжким уголовным преступлениям;
  • оказалось, что статус был получен мошенническим путём.

Вам отказали

Если претендент получает отказ, он должен в 30-дневный срок покинуть территорию ЕС. Нежелание добровольно покинуть страну, отказавшую в убежище, может привести к депортации и запрету на посещение страны в течение длительного времени. Обжаловать решение можно в вышестоящих инстанциях миграционных служб или в суде.

Видео: одна из причин отказа в предоставлении статуса беженца

Десятки и сотни тысяч граждан стран Азии, Африки, Восточной Европы пытаются обустроиться сегодня в одном из благополучных европейских государств. Одним из наиболее популярных способов иммиграции в настоящее время является получение статуса беженца. Россияне, украинцы и представители других стран бывшего СССР предпочитают такой способ переезда по причине его доступности и демократичности. Негативным моментом можно считать большой процент отказов, получаемых нашими соотечественниками. Несмотря на то что поток беженцев в Европу в 2017 году несколько уменьшился по сравнению с предыдущими годами, большинство европейских государств принимают сегодня экстренные антитеррористические меры для защиты своих граждан от проникающих в ЕС преступных элементов.


Проблема беженцев, продолжающих поступать в страны Евросоюза, волнует не только жителей Старого Света, но и граждан и политиков других стран. Причина в том, что массовость потока беженцев не могли предсказать даже самые пессимистично настроенные политики. Квоты, которые Евросоюз выделил каждой стране-участнице, превышены в среднем более, чем в 15 раз. Только в Германию, считающуюся самым выгодным местом для будущего проживания жителей Сирии, Ливии, Египта и других стран, изможденных гражданскими войнами, до конца 2015 года поступит около 800 000 беженцев. Так откуда бегут беженцы в Европу в 2015 году и сколько еще человек сможет вместить Евросоюз? Стычки беженцев с полицией, видео которых публикуют венгерские, немецкие и Хорватские телеканалы, стали плацдармов для громких заявлений, на которые стала щедра оппозиция этих стран, давно критикующая действующие власти в излишней толерантности.

Откуда бегут беженцы в Европу? Статистика 2015 года, сентябрь

Основные страны, из которых беженцы бегут в Европу:
1. Сирия,
2. Афганистан,
3. Пакистан,
4. Албания,
5. Судан,
6. Ливия,
7. Эритрея

Большинство из них, как заявляют левоцентристские коалиции стран Европы, бегут в Европу отнюдь не от войны, а за лучшей жизнью, пособием и стремлением обеспечивать семью, которая в некоторых случаях остается в родных странах. Это утверждение не применимо к Сирии, которую с начала гражданской войны покинуло около 11.5 миллионов человек. В Сирии особую опасность представляют боевики Исламского государства (деятельность группировки признана террористической и официально запрещена на территории РФ), регулярно устраивающие показательные казни среди мирных жителей.

В какие страны Европы едут беженцы 2015. График

Самой "лакомой" страной для беженцев является Германия, где на их поддержку было выделено колоссальное количество средств - около 18 миллиардов Евро только за последние 4 месяца. Эти деньги пойдут не только на выплату пособий и временное размещение, но и на строительство многоквартирных домов эконом-класса, где планируется разместить около 18% от общего числа мигрантов. Остальные будут ожидать своей очереди.

Гамбург,
- Франкфурт,
- Мюнхен

Эти города являются конечными точками для мигрантов, которые ради получения убежища и пособия готовы пройти тысячи километров.

Статистика ООН по количеству беженцев, попадающих в Европу морем. Данные ООН.

Беженцы в Европе сентябрь 2015. Фото с пунктов пропуска

Солдаты охраняют венгерскую границу от нелегально поступающих в страну беженцев, чей путь лежит через Сербию. Сентябрь 2015.

Утонувший сирийский мальчик фото с побережья Турции



Три дня назад на побережье Турции вынесло приливной волной тело утонувшего сирийского мальчика, фото которого опубликовали ведущие СМИ, привлекая внимание к проблеме беженцев. Лодка, на которой мигранты пытались попасть на территорию Евросоюза, перевернулась, Айлан Курди (Aylan Kurdi) стал одним из 12 погибших в этой катастрофе человек. Фото утонувшего сирийского мальчика в Турции, сделанное журналистом местной газеты, быстро растиражировалось мировыми СМИ как символ наступившего в 2015 году кризиса наплыва беженцев в Европу в 2015 году.

Беженцы в Германии 2015 видео

В Германии беженцев поначалу встречали радушно, однако после того, как выяснилось, что заявленное количество мигрантов не идет ни в какое сравнение с реальными показателями - Германия перекрыла железнодорожное сообщение с Австрией, взяв небольшой тайм-аут на решение данного вопроса. Их примеру не последовали сами беженцы, которые оказались буквально в двух шагах от заветной цели и не стали ждать положительного решения берлинских властей по их вопросу, штурмуя пункты погранпереходов и достигая намеченной цели по железнодорожным путям.

Едут ли беженцы в США?

Соединенные Штаты, до этого дистанцировавшиеся от вопроса предоставления убежища беженцам с Востока, на днях заявили о готовности предоставить убежище. Причем сделано это было спонтанно: президент США Барак Обама на выступлении перед членами Конгресса, прошедшим в прошлую субботу, заявил, что страна готова предоставить убежище сразу двум миллионам беженцев, не назвав при этом конкретных сроков, в которые предполагается провести эту задачу и требований, которые будут предъявляться к тем, кто решит искать убежище в октябре 2015 года в США. Речь, судя по всему, идет именно о начале нового месяца, до которого госструктуры Штатов разработают необходимый законопроект и обозначат его условия.

На следующий день госсекретарь США Джон Керри существенно скорректировал предложение Обамы, заявив, что до конца 2015 года (за сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь) страна готова принять 85 000 беженцев, и еще 15 000 - за 2017 год. Это заявление глава МИД сделал после продолжительных переговоров со своим немецким коллегой Франком-Вальтером Штайнмайером. Большая часть беженцев, как мы уже говорили, должны поступить из Сирии, откуда они бегут на протяжении 4 последних лет от гражданской войны. Общее число сирийцев, покинувших свою стану за это время оценивается в 11.5 миллионов человек. Большая их часть осела в Европейских странах, остальные проживают на территории Ирака и Ирана.

Видео: Керри обещает принять в США 100 000 беженцев в течение до конца 2017 года

Вконтакте

Одноклассники

Все чаще появляются новости о смерти беженцев не границах стран, которые входят в Европейский Союз. Эти новости снова подняли в европейских медиа старую дискуссию: следует провести ослабление границ или их милитаризацию? Эта дискуссия уже давно вышла за пределы Европы и, даже, дошла до российского интернет-пространства, в котором активно обсуждается, как шаг за шагом мусульмане захватывают ЕС.


Часто, в обсуждении новости о смерти очередных мигрантов, можно прочитать такое мнение: «Бедные европейцы, а мигранты сидят поголовно на пособиях. Если бы не платили пособия, никто бы не ехал туда. Европу надо закрыть.». Такое мнение имеет право на существование, но проблема гораздо глубже. На основе предубеждений невозможно сформировать адекватное отношения к вопросу.

Наиболее негативное отношение, среди всех типов мигрантов в ЕС, к мусульманам. Этому способствуют ряд предубеждений, которые постоянно звучат из разных источников. Стоит подробнее изучить некоторые наиболее распространенные стереотипы.

«Усиление контроля пересечения границ сможет решить кризис миграции, если их не будут пускать, то они и не поедут.»

Усиление милитаризации Шенгенской границы - это процесс, набирающий обороты изо дня в день. Стена в Венгрии, которая должна останавливать мигрантов со стороны Сербии, планы атаковать лодки с ливийцами на водной границе Италии, а также ужесточение правил получения визы - это все частицы одного пазла. Страны ЕС пытаются уменьшить количество мигрантов. Единственное, что можно уменьшить такой политикой, - это количество легальных мигрантов. Количество не задокументированных и погибших - возрастет. Почему? Ибо кроме локальных причин мигрировать, например, толерантность той или иной страны к мигрантам, есть глобальные причины миграционных потоков. Например, призыв в армию, ограничение прав человека или безработица в родной стране мигрантов. Военные конфликты в мусульманских странах являются серьезной причиной мигрировать. Такая мелочь, как жесткий контроль на границах не остановит беглецов. Гораздо более продуктивным было бы проведение реальной миротворческой политики в местах, откуда мигранты едут. Для решения конфликтов в Ираке, Сирии или Йемене, страны одобряют одну из сторон конфликта в медиа, оказывают ей невоенную и военную помощь. Такие действия обусловлены интересами стран ЕС влиять на ход событий в странах, с которыми они имеют тесные экономические связи, но войны имеют последствия, например, потоки беженцев. Политика невмешательства в вооруженные конфликты - это первый шаг к решению проблемы. Закрытие границ от беженцев только увеличит количество не задокументированных мигрантов.

«Мигранты едут сидеть на социальных выплатах, а не работать.»

В таком дискурсе правых и антимигрантских сил в ЕС сразу две ошибки. Первая - обвинение кого-то в получении социальных выплат. Реципиентами социальной помощи являются лица, не имеющие возможности обеспечивать себя или те, кто не имеет достаточно дохода для аренды жилья и других благ. Социальные выплаты уменьшают бедность, бездомность, уровень криминала. Это нормальная практика для государств, претендующих на развитость, хотя это и имеет много своих подводных камней. Вторая ошибка - это игнорирование того факта, что экономические достижения стран ЕС неразрывно связаны с эксплуатацией ими ресурсов и рабочей силы в других странах, что уменьшает шансы последних на экономическое развитие. Здесь можно приводить примеры: от нефтяных месторождений Ирака, разрабатываемых компанией Shell, до легкой промышленности Бангладеша, принадлежащей компаниям, типа H & M. Различные процессы, например, приватизация недр полезных ископаемых, перенос производства в страны с дешевой рабочей силой (в страны Азии и Африки) стимулировались корпорациями ЕС, которые искали новые источники сырья, дешевой рабочей силы и рынки сбыта для своей продукции. Такая международная экономическая активность европейских компаний не дает развиваться локальной экономике, увеличивает неравенство ухудшает условия жизни, в конце концов - подталкивает к эмиграции.

«Мусульмане - радикалы и террористы.»

Видеть в каждой женщине в хиджабе поклонницу Исламского Государства - очень несправедливо. Идентичность мусульманина и следование ритуалам не делают из мигранта радикала или террориста. В то же время, выступая против исламофобии, не стоит забывать, что в большинстве своем политический ислам - это еще одна из разновидностей правой идеологии, которая является деструктивной, так как противопоставляет разные группы друг другу и используется для угнетения, является сексистской и гомофобной. Но противостояние этой идеологии путем угнетения ее носителей лишь усугубит проблему. Антирелигиозная трансформация общества должен проходить через образование и социальную вовлеченность. Однако в современной Европе нет доступа всех слоев населения к бесплатному высшему образованию, и мигранты, как незащищенная прослойка населения, не всегда имеют возможность эмансипироваться от религиозных убеждений в университетах. Кроме этого, живя в дешевых районах - «гетто», работая в сфере низко оплачиваемого, неквалифицированного труда, видя травлю в СМИ, они закрываются в своих сообществах.

Вопрос о свободном пересечении границ Шенгенской зоны будет рассмотрен в понедельник на экстренном заседании совета министров внутренних дел Евросоюза. Председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер накануне пояснил, что у них нет задачи полностью перекрыть границы для регулирования потока беженцев с Ближнего Востока и из Африки, однако ситуация уже требует консолидации всех сил и более качественного совместного управления внешними границами Шенгенской зоны.

Подготовка к заседанию немного напоминает сговор. Юнкер в своем твиттере отчитывается о том, с кем из премьер-министров он переговорил по телефону: Робертом Фицо из Словакии, с Лаймдотой Страуюмой из Латвии, с Богуславом Соботкой из Чехии, с Виктором Орбаном из Венгрии, а также с их коллегами из Польши, Румынии, Эстонии, а также с канцлером Германии Ангелой Меркель.

«Я только что поговорил с канцлером Меркель. Мы пришли к согласию, что мы нуждаемся в большей солидарности в управлении», — добавил Юнкер в своем твиттере.

По напряженным переговорам и драматичным репортажам кажется, что на последние несколько месяцев выпал пик движения беженцев в Европу. В какой-то мере это действительно так. Но данные статистики от разных ведомств не сходятся, если их сравнивать. Например, по статьям в прессе то и дело гуляет цифра в 800 тыс. беженцев, которых примет Германия. Ее заявил глава МВД Германии Томас де Мезьер. Однако в действительности глава полиции высказал лишь предположение, что столько человек, согласно худшему сценарию, могут приехать в Германию в этом году. Пока что за первые семь месяцев в эту страну приехали только 218 тыс. мигрантов, хотя это число превышает показатель прошлого года.

«С начала года путь в Европу проделали почти 500 тыс. человек», — заявлял Юнкер в обращении к депутатам Европарламента в начале сентября.

А по данным Международной организации по миграции, за первое полугодие на границах были обнаружены 350 тыс. беженцев. В прошлом году, по данным Евростата , заявку на статус беженца в Евросоюзе подали 625 тыс. человек — тоже достаточно большое число. А в 2013 году — 431 тыс. человек. Свой прогноз на будущее рискнули сделать эксперты ООН. По их мнению, общая численность тех, кто обратится за убежищем в странах ЕС в 2015-2016 годах, превысит 1,2 млн человек — то есть примерно по 600 тыс. человек на каждый год, что находится в рамках прошлогодней статистики.

Прирост показывают беженцы из Сирии и Афганистана. За пару лет их количество выросло в несколько раз. За ними идут мигранты из Косово и африканской Эритреи, а также из Сербии, Пакистана и Ирака с Нигерией. Рядом с Нигерией, по статистике Евростата, находится Россия, но количество приезжих из нашей страны снизилось в два раза в прошлом году. Помимо названных, в Европу едут беженцы еще из 20 стран, в том числе Украины, но их количество составляет примерно четверть от общего числа мигрантов.

Почему сейчас вырос поток беженцев

Эксперты заверили «Газету.Ru», что назвать волну миграции неожиданной будет неправильно. Масштабный рост числа беженцев начался еще в 2011 году, когда в Сирии началась гражданская война.

Ответ на вопрос, почему же именно сейчас наблюдается нескончаемый поток мигрантов, эксперты предложили поискать в Ливии. «Главным триггером послужил распад государственных институтов в Ливии после гражданской войны», — пояснил «Газете.Ru» профессор Европейского института в Санкт-Петербурге Григорий Голосов. Ранее, покуда в стране обеспечивался прибрежный контроль, морской путь из Ливии, как основной способ попадания беженцев в Европу, был закрыт. «В прошлом году в Ливии прошла гражданская война, и этот контроль был утерян. Обычно российские СМИ связывают нашествие мигрантов с крушением режима Каддафи, но сразу после крушения режима Каддафи в Ливии продолжало функционировать государство. А в прошлом году оно развалилось, возникли два конкурирующих правительства, некоторые районы оказались во власти вооруженных групп, в том числе исламистской направленности.

В итоге появились условия для налаживания бизнеса по переброске беженцев.

Сейчас транспортировка налажена, и все условия совпали для того, чтобы возник такой массовый приток беженцев, который мы наблюдаем сейчас».

«Стабилизации военной и политической ситуации в Сирии не видно и по сей день. Одновременно беженцы «разнюхивали» тропы в страны ЕС, а те люди, которые строят бизнес на транспортировке, все время совершенствовали инфраструктуру, каналы по попаданию в Европу, — сообщил «Газете.Ru» ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, заведующий кафедрой МГИМО по европейской интеграции Николай Кавешников. — Стоит добавить, что сирийцы попросту осознали, что в Европе можно комфортно устроиться, и потому хлынули в страны ЕС».

Версии вроде раскачивания Европы какими-то силами извне или внутри эксперты не стали комментировать, пояснив, что это «наивная конспирология». Переброска беженцев — это весьма выгодный бизнес, уточнил Голосов, и выигрывают тут прежде всего его организаторы. В частности, за доставку в Германию с мигрантов просят по 1 тыс. евро, Венгрия стоит существенно дешевле — 400-500 евро.

Впрочем, отличие нынешнего потока от прошлых годов есть. «Беженцы, которые сейчас заполонили Европу, — это люди совсем другой категории, нежели их предшественники. Они просто ищут лучшей жизни. Миграция — это довольно дорогое удовольствие, и услуги посредников стоят весьма дорого. Поэтому совсем бедные люди просто не могут себе этого позволить. Преимущественно в Европу бежит сирийский средний класс», — говорит Голосов. Он добавляет, что, по его мнению, основанному на видеороликах, границу пересекают вовсе не сирийские лица, а явные выходцы из Африки. «Когда в СМИ утверждают, что беженцы в Европе — это преимущественно беженцы из Сирии, то в этом есть доля лукавства, — поясняет он. — Западные правительства — те из них, которые склонны принимать беженцев (например, немецкое), — говорят общественности, что это «люди, бегущие от войны». Мигранты, которые едут в ЕС из Африки, в общем, могут подвергаться опасности у себя на родине, но там нет широкомасштабных гражданских войн, как в Сирии».

В итоге вместо того, чтобы объявить бойкот контрабандистам, наживающимся на переброске беженцев, страны ЕС начинают говорить о введении проверок на границах, что входит в противоречие с шенгенскими соглашениями.

Разрушится ли Шенгенская зона

Напомним, что накануне Германия приостановила на 24 часа железнодорожное сообщение с Австрией из-за большого количества беженцев. Несколькими днями ранее «Австрийские железные дороги» приостановили сообщение с Венгрией, чтобы откорректировать движение транспорта, сбившегося из-за перегрузок, связанных с наплывом беженцев. А вечером в воскресенье глава МВД Германии Томас де Мезьер объявил о введении временного контроля в целях безопасности на границах, в первую очередь с Австрией и Баварией. В понедельник, 14 сентября, о возможном временном введении пограничного контроля заявила Бельгия.

Точно спрогнозировать дальнейшее развитие событий, в том числе слом шенгенских соглашений, трудно. «Пока что те меры о пограничном контроле, которые принимают некоторые страны, соответствуют принципу шенгенской гибкости, — говорит представитель Института Европы РАН Николай Кавешников. —

Другой вопрос, что эти меры могут существовать неделю, две, но затем неизбежно придется принимать какие-то более глобальные решения.

Шенген — это очень важное достижение Европы, и я не думаю, что европейцы пойдут на его разрушение. Выбор в данном случае идет между национальными интересами (необходимостью оградиться от потока беженцев) и европейской системой ценностей, которая гласит, что любой беженец должен быть принят жить на территории Центральной Европы. Какой-то выбор должен быть сделан».

Генеральный секретарь Совета Европы Турбьёрн Ягланд уже напомнил государствам — членам Совета Европы свод основных принципов обращения с мигрантами и лицами, ищущими убежища. «Всякий, кто прибывает на территорию наших 47 государств — членов Совета Европы, имеет такие же фундаментальные права, как и все остальные», — заявил Ягланд, подчеркнув, что даже при огромном наплыве беженцев не может быть никаких отступлений от Европейской конвенции о правах человека, запрещающей бесчеловечное и унижающее достоинство обращение.

Сирийцы пододвигают россиян

Власти стран еврозоны действительно стараются обойти возможные обвинения в дискриминации по отношению к мигрантам. В Финляндии думали о возможном разделении субсидирования беженцев и местного населения, которое живет на социальные пособия. Однако обсуждения притормозились из-за подозрений в дискриминации.

Посетители различных социальных центров в Германии жалуются, что беженцев оформляют без очереди, пододвигая бюргеров. «Мы ждали своей очереди два часа, когда к нам подошли сотрудники центра и сказали, что прием окончен, так как у них 300 сирийцев, которых срочно надо оформить. Это люди, которые будут тут жить на социальные пособия и не работать. А ведь это мы приносим государству деньги в бюджет, и к нам такое отношение!» — рассказала «Газете.Ru» жительница Лейпцига Анна Вербер.

Россияне, которые ищут политического убежища в Европе, тоже оказываются притертыми к обочине мощным потоком сирийцев и афганцев. «Какая-то конкуренция, естественно, есть, но надо учитывать, что это все единый поток — люди рассматриваются по одним процедурам, в одном порядке, — рассказала «Газете.Ru» одна из создателей правозащитной организации для политических беженцев Human Corpus Дженни Курпен, находящаяся сейчас в Финляндии. — Однако российские беженцы не требуют всех манипуляций, которые проводятся во время работы с мигрантами из других стран. Беженцы из Сирии испуганы, они болеют, не знают языка, им нужны еда, одежда и переводчики. То есть формально конкуренции нет, но в действительности, думаю, есть».

Миграционный кризис в Европе, обострившийся в 2015 году, стал настоящим испытанием как для Европейского союза, так и для российско-европейских отношений. В первом случае заговорили о рисках распада ЕС, провале политики мультикультурализма, угрозе для европейской цивилизации и дестабилизации общественной безопасности. Во втором - еще больше убедили Европу в том, что Россия подрывает мировой порядок, усугубляет миграционный кризис в Европе посредством военной операции в Сирии.

МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС В ЦИФРАХ

В 2015 году согласно данным Евростата в Европу прибыло 1,25 млн. беженцев, что более чем в два раза превысило уровень 2014 года (562,68 тыс). И это данные официальной статистики - то есть цифры по тем, кто получил статус беженцев.

Около 35% потока устремлено в Германию (рис. 1).

Рис. 1. Количество беженцев по странам размещения (по данным Евростата)

Основной состав беженцев - это сирийцы (29%), причем половина из них попросила впервые убежище именно в Германии, 14% всех беженцев в Европе - это жители Афганистана, 10% - иракцы (рис. 2).

Рис. 2. Количество беженцев по странам гражданства (по данным Евростата)

Самый высокий процент одобрения заявок на получение статуса беженца из обратившихся продемонстрировали Болгария (91% по данным 4-ого квартала 2015 года), Мальта (91%), Нидерланды (86%), Дания (77%), Кипр (76%) и Германия (72%). Во Франции и Великобритании эти показатели значительно ниже и составляют соответственно 28% и 37%. 98% заявок от сирийцев получают положительный ответ, в то время как уровень одобрения выходцев из Балкан составляет менее 3%. Европа, несмотря на рост напряженности внутри Союза, продолжает мягкую политику в отношении беженцев. Естественно, что это негативно сказывается на рейтинге политических лидеров - они теряют доверие на фоне массовых беспорядков и увеличения экономической нагрузки.

Резкий приток мигрантов начался в июне 2015 года. Стоит отметить, что к моменту начала российской военной операции в Сирии миграционный поток составлял 165,3 тыс (сентябрь 2015 г.) и это был пик беженцев из Сирии. В первый месяц российской военной операции поток беженцев из Сирии стал падать, к концу года немного превышал уровень августа 2015 года. Рост миграционного потока в Европу в октябре был обусловлен афганскими беженцами, а это уже не имело никакого отношения к российской военной операции. Однако следует отметить, что пик притока беженцев из Сирии приходится на август-сентябрь, как раз тогда, когда в сообщениях СМИ появилась информация, что Россия активизировала поставки воздушными и морскими путями военной помощи в Сирию для поддержки режима Башара Асада.

Из направлений миграционного потока лидируют следующие маршруты. Из Турции преимущественно сирийские и афганские мигранты направляются в Грецию, откуда затем в Венгрию. На этот маршрут в 2015 году пришлось 57% беженцев. Именно поэтому Европа стремится прийти к решению проблемы с помощью Турции. Этот маршрут чаще всего используют мигранты с детьми. Второе направление - через Италию (39,5%) в Европу прибывают беженцы из Эритреи, Нигерии и других африканских республик. Еще небольшой поток беженцев достигает испанских берегов - это сирийцы и жители африканских республик. Это направление теряет популярность из-за ужесточения контроля со стороны марокканских властей. Италия, Греция и Венгрия становятся перевалочными базами, в то время как основной поток устремлен в центр Европы. За статусом беженца к Венгрии обращаются те, кто получил отказ в других европейских странах.

Европейские страны предоставляют довольно широкие социальные преференции (табл.1), превращающие далекую Европу более желанным местом убежища, чем Турция, Иран, Иордания и другие страны, принимающие беженцев.

ТАБЛИЦА. Социальные пособия беженцам в странах Европы

По оценке МВФ расходы на мигрантов в Европе в 2016 году будут варьировать от примерно 1% национального дохода до совершенно незначительной доли в Великобритании, Испании и на Кипре. Хотя МВФ дает положительный прогноз роста экономики ЕС в результате интеграции мигрантов, то есть за счет дешевой рабочей силы, на практике это маловероятно с учетом квалификационных навыков мигрантов, их знания европейских языков и других факторов, включая то, что получать пособия, не прилагая труда, многих устраивает больше. Миграционный кризис Европе пока выражен убытками, покрыть которые страны пытаются разными способами. Например, одно из предложений со стороны министра финансов Германии - ввести общеевропейский дополнительный налог на бензин. А это уже удар по кошельку каждого европейского жителя, где же тут найти прагматичному европейцу место в своем сердце для толерантности и уважения к мигранту?

ПРИЧИНЫ КРИЗИСА

Европа стала центром притяжения беженцев, поскольку внутри ЕС не существовало пограничного контроля на внутренних границах согласно Шенгенскому соглашению. Иными словами, достаточно было попасть в любую страну ЕС, чтобы затем перемещаться свободно по Евросоюзу. Стимулирующим фактором стала и политика предоставления социальных пособий, возможности устроиться на работу. Ситуацию осложнило и то, что согласно Дублинскому соглашению наибольшая ответственность за беженцев возлагается на страны, в которые въехал мигрант, то есть пограничные государства Европы - Италию, Грецию и Венгрию.

Все эти предпосылки привели к ряду факторов, которые и спровоцировали кризис. Во-первых, между членами ЕС не было солидарности в принятии совместных правил решения проблемы расселения беженцев, это привело к чрезмерной нагрузке на миграционные службы отдельных стран.

Во-вторых, Европа экономически не была готова к наплыву: совокупная первоначальная квота на беженцев составляла около 66 тысяч человек, но никак не 1,2 млн! В отличие от Ближнего Востока, где за жилье идут палатки в лагерях в силу мягкого климата, Европе приходится представлять отапливаемое жилье.

В-третьих, миграционные процессы уже вышли из-под контроля, приобретя характер стихийности. Если ранее ливийский лидер М.Каддафи сдерживал поток, который оседал в благоприятной для жизни Ливии, то теперь проблемой беженцев и регулированием уже никто не занимается.

К внешним факторам стоит отнести процессы, протекающие за пределами Европы: непрекращающийся конфликт в Сирии, Ираке и Афганистане, нагрузка на лагеря беженцев на территории стран Ближнего Востока, в результате которой лагеря стали экономить на содержании беженцев, сократив рацион питания и прочее, расширение территории, подконтрольной силам ИГИЛ.

ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА НА ЕВРОПУ

Миграционный кризис привел к ряду негативных эффектов.Первым из которых можно считать риски раскола Европы с перспективой выхода из состава Союза Великобритании.

В Великобритании 43% жителей готовы проголосовать за выход страны из ЕС, решение продиктовано наплывом беженцев. Учитывая, что 17% воздержалось от голосования, стоит ожидать, что если референдум до конца 2017 года все же состоится, то победу на нем одержат сторонники выхода из Европейского союза.

Европа отчетливо размежевалась на страны, выступающие за прием мигрантов, и государства с антимиграционными настроениями. Восточноевропейские страны попытались возложить вину за происходящее на западные, поскольку последние участвуют в военной операции в Сирии. Традиционными становятся высказывания, аналогичные фразе премьер-министра Венгрии - «это - не проблема Европы. Это проблема Германии», заявлению вице-премьера и министра финансов Чехии Андрея Бабиша - «так пусть этим (немецкие политики) и занимаются, а не навязывают нам свое решение позвать кого-то». Беженцы, по его убеждению, «несут в себе опасность, их стремлением является не ассимиляция, а разврат европейской культуры».

В Восточной Европе растет недовольство относительно принятого в сентябре 2015 года плана ЕС по распределению 120 тыс. беженцев и мигрантов. Словакия и Венгрия пытаются оспорить решение о распределении мигрантов в Европейском суде юстиции в Люксембурге. Премьер-министр Венгрии заявил, что «обязательные квоты на мигрантов без учета мнения населения - это превышение власти». Премьер Словакии назвал это решение «ритуальным суицидом».

Страны ЕС уже буквально соревнуются между собой за самые жесткие условия для беженцев с целью снижения привлекательности страны. Австрия пошла на нарушение законов ЕС и объявила, что будет принимать в сутки не более 80 заявлений на предоставление убежища. В Дании с февраля вступил в силу закон, предоставляющий полиции право обыскивать и изымать у иммигрантов деньги и ценные вещи на сумму более 10 тыс. датских крон (примерно $1,5 тысячи). Такие меры уже были введены Швейцарией и некоторыми землями Германии. Формально отобранные средства пойдут на покрытие расходов на прием и содержание беженцев. В Дании также действует запрет для некоторых беженцев на перевозку своих семей в страну в течение трех лет после получения убежища. Германия ввела положение о высылке на родину беженцев из тех стран, которые признаны безопасными - Албании, Косово, Черногории, Марокко, Алжира и Туниса. В стране стали действовать ограничения на расселение беженцев, требуется прохождение курсов профессиональной подготовки для молодых иммигрантов, часть расходов на которые должны взять на себя сами беженцы. Швеция ввела временную проверку документов на границе с Данией, то есть все прибывающие на автобусах, поездах и судах с юга не смогут попасть без соответствующих разрешений.

Эти действия указывают, что европейские страны проводят политику исходя из своих национальных интересов, невзирая на основы европейской интеграции. Государства Европы не готовы решать коллективно проблемы в том виде, в каком предлагает Германия. Но и собственного проекта преодоления кризиса они не выдвигают, предпочитая отгораживаться от мигрантов и от самой проблемы ограничительными мерами.

Второй негативный эффект - это рост террористической угрозы.

В Европе распространено убеждение, что вместе с мигрантами проникают террористы и вербовщики. Учитывая, что более 50% - это молодые мужчины из зон конфликтов, эти опасения не лишены оснований. В 2014 году власти Нидерландов выявили среди просителей убежища 50 подозреваемых в военных преступлениях. В 2015 году они идентифицировали 30 человек, подозреваемых в военных преступлениях. По данным Европола в Европе сейчас могут находиться порядка 5 тыс джихадистов, прошедших обучение в тренировочных лагерях террористов. Некоторые участники парижских терактов вернулись в Европу под видом беженцев. Эти сообщения формируют в европейском обществе атмосферу страха и неприятия к беженцам, на чем активно играют оппозиционные политики.

Третий - дестабилизация общественной безопасности.

Беспорядки в канун нового года в немецких городах Кёльн, Гамбург, Штутгарт, Берлин, Франкфурте-на-Майне, Нюрнбург. В странах - Швеции, Финляндии, Австрии, Швейцарии и др. Беженцы виновны в преступлениях против женщин, воровстве, нанесении телесных повреждений. В сети появляются многочисленные ролики нападения беженцев на пожилых людей, женщин.

Четвертый эффект - усиление оппозиционных общественных сил, выступающих за интересы европейцев, ущемляемые миграционной политикой.

Эти силы зачастую радикальны и маргинальны, но приобретают популярность на фоне картины беззащитности европейцев перед агрессивными мигрантами. Например, в Эстонии зарегистрировали некоммерческую организацию «Солдаты Одина», сферой деятельности которой названа защита и сохранность прав граждан и определенных групп населения. Движение намерено патрулировать населенные пункты для противодействия преступлениям со стороны мигрантов. Членами организации могут быть лица не моложе 21 года. В уставе ничего не говорится о запрете на членство лиц с уголовным прошлым. Движение зародилось в Финляндии после сообщений о массовых случаях насилия беженцев в Европе по отношению к женщинам, распространилось на Эстонию и Норвегию.

Активнее призывы левых и ультраправых. Лидер французской партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен высказываясь о проблеме миграции, объявила, что Германия своей миграционной политикой решает задачу снижения оплаты труда за счет найма «рабов». Кризис мигрантов бьет в первую очередь против инициаторов: партия канцлера ФРГ Ангелы Меркель Христианско-демократический союз проиграла в двух федеральных землях из трех в мартовских региональных выборах. В парламенты всех трех земель прошла правопопулистская партия «Альтернатива для Германии», в состав которой входят выступающие за ужесточение миграционной политики евроскептики. Растут антимигрантские настроения у жителей государств, принимающих мигрантов. Например, в Германии после того, как в СМИ появилась информация, что страна до 2020 года готова принять 3,6 млн беженцев, было совершено очередное нападение на здание, в котором планируется оборудовать центр для приема беженцев (населенный пункт Грефенайнихен). В Финляндии совершались неоднократные попытки поджечь несколько центров приема беженцев. В Эстонии состоялась акция против массовой миграции и исламизации Европы под руководством Консервативной народной партии. На этом фоне политики во власти, ответственные за принятие решений, продолжают терять свою популярность, что в перспективе может привести к смене политического пейзажа Европы.

Пятый эффект - изменение европейской идентичности, размытие христианства мусульманством.

Учитывая тот факт, что в Европе беженцы - это те, кто только временно прибыл в страну и покинет ее, как только будет такая возможность, европейские программы не предусматривают никакой адаптации или интеграции беженцев.

Президент Чехии Милош Земан, по факту выражая мнение большинства политиков ЕС, заявил, что «опыт стран Западной Европы, в которых существуют районы компактного проживания, указывает на то, что интегрировать мусульман практически невозможно. В их странах у них своя культура, не стоит ее принимать в Европе, иначе все закончится как в Кельне». По его убеждению интеграция возможна лишь в случае схожести культур (пример - украинская диаспора), а беженцы из Ирака и Сирии «должны взять в руки оружие и противостоять боевикам Исламского государства вместо того, чтобы бежать в Европу». Европа убеждена, что христианский и мусульманский миры не способны ужиться, но в то же время требует мира в ближневосточных странах, где обостряются конфликты именно на религиозной почве - между суннитами и шиитами, между христианами и мусульманами. Выходит, что европейские политики требуют того, во что сами не способны поверить?

ЕВРОПЕЙСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРЕШЕНИЮ КРИЗИСА

Европа, которая так рьяно отстаивает права человека, а Европейский суд присуждает порой компенсации по чрезвычайно надуманным по меркам российской жизни поводам, в отношении беженцев применила беспрецедентные меры.

1. Это заградительная стена, местами с колючей проволокой и полицией для предотвращения попыток нелегального пересечения границы.

Временный контроль на своих границах ввели Бельгия, Дания, Германия, Венгрия, Австрия, Словения, Швеция и Норвегия. Франция ввела пограничный контроль в связи с проведением климатического саммита, а также после терактов 13 ноября в Париже. Свои границы для потока беженцев закрыли Македония, Словения. Хорватия ввела запрет на транзит беженцев через территорию страны. Сербия, которая не входит в состав ЕС, опасаясь концентрации мигрантов на своей территории в результате закрытия европейских границ, преградила границу с Македонией. Беженцы, в том числе нелегальные мигранты, скапливаются на территории Греции из-за ужесточения пограничного контроля Македонией. В связи с тем, что балканские страны ввели ограничения на проход до 580 человек в день, Болгария в условиях ожидаемого наплыва беженцев весной приняла решение на границе с Турцией в случае необходимости привлекать армию. Европа также планирует создать общую пограничную службу ЕС в составе полторы тысячи человек.

2. Уничтожение лагерей беженцев в местах скопления.

Например, власти Франции приступили к демонтажу строений на территории лагеря беженцев в городе Кале, где скопилось до 4 тыс. человек, надеющихся добраться до Великобритании. Всех мигрантов переселяют в ближайший лагерь. Греческие власти планируют расселить стихийный лагерь беженцев, сформировавшийся в населенном пункте Идомени на греческо-македонской границе.

3. Привлечение к решению кризиса сил НАТО, которые будут предоставлять информацию, чтобы помочь греческой и турецкой береговой охране более эффективно выполнять свою работу.

То есть непосредственно силы НАТО разворачивать корабли не будут. Остается в таком случае закономерный вопрос - что европейцы будут делать с нелегальными мигрантами? Отправлять их обратно, но тогда велики риски гибели. Миграция в Европу стала прибыльным делом для контрабандистов. Спрос на перевозки настолько высок, что превышает доступные судовые средства. В результате на судах перегруз, они часто не соответствуют требованиям безопасности, что и приводит к многочисленным затоплениям.

4. Договоренность с Турцией, через которую в Европу идет самый многочисленный маршрут.

Европейский подход сводится к сдерживанию потока беженцев в Турции. Для этого планируется выделить Анкаре порядка 3 млрд евро на год для обеспечения достойных условий пребывания беженцев на территории Турции, а также для проведения контроля над потоками мигрантов в Европу. Турция также должна предоставить разрешение на работу сирийским беженцам. Первыми такими проектами на сумму 95 млн евро, объявленными Европейской комиссией, станут инициативы в области образования и гуманитарной помощи. По заявлению президента Турции Р.Эрдогана его страна уже приняла 3 млн сирийцев и иракцев, затратив с 2011 года $10 млрд на помощь мигрантам, в то время как ООН выделила им лишь $455 млн.

Турецкая позиция в решении миграционного кризиса была ультимативной: или 3 млрд на год, а не на два, или Турция перестанет сдерживать миграционный поток в Европу, открыв границу с Грецией и Болгарией. 18 марта было достигнуто соглашение между ЕС и Турцией по регулированию миграционной ситуации, беспрецедентное по числу уступок турецкой стороне. Согласно соглашению Турция должна обменять из ЕС нелегальных мигрантов, прибывших в Грецию после 20 марта этого года, на легальных сирийских беженцев, при этом отправка нелегалов будет осуществляться за счет Европейского Союза. ЕС может выделить для этого 72 тысячи мест, из них 18 тысяч мест одобрены в рамках программы переселения в ЕС беженцев из третьих стран, 54 тысячи мест предстоит согласовать. Турция обязуется принять меры для предотвращения открытия новых морских или сухопутных путей нелегальной миграции в ЕС. Взамен Турция получит такие преференции, как ускорение переговоров о визовой либерализации (ЕС не позднее конца июня должен отменить визы для турецких граждан), открытие новых глав переговорного досье о присоединении к ЕС и предусмотренные для нее ранее 3 миллиардов евро и дополнительное финансирование (предположительно до 6 млрд евро). К совместным обязательствам отнесено улучшение гуманитарной ситуации в самой Сирии.

Соглашение вызвало очередные споры в Союзе. Ряд европейских политиков осуждает это соглашение, ссылаясь на то, что Турция поддерживает Исламское государство, она несет ответственность за изгнание более двух тысяч курдов со своей территории. В Италии лидеры партий называют соглашение «самоубийственным», «с угрозой заполонить нас мигрантами, турки возвращаются домой с 3 миллиардами евро и обещанием войти в Европу» (лидер итальянской партии «Лига Севера» Маттео Сальвини). Д.Кэмерон хотя и оценил соглашение позитивно, при этом подтвердил, что Великобритания не предоставит гражданам Турции безвизовый режим и не примет большего числа беженцев, то есть не поддержит обязательств Европы.

Реакция многих политиков в Европе, так же как и самих европейцев, негативная. Чешский вице-премьер Бабиш возмущен ситуацией, что мигранты имеют такие широкие права в Европе и получают социальные льготы, «невозможно, чтобы европейцы имели меньшие права, нежели иммигранты, чтобы местное население приспосабливалось к беженцам». Его призыв - «с нынешней бессмысленной политической корректностью должно быть покончено, мы не можем из-за нее игнорировать действительные проблемы. Беженцы должны вести себя как гости, то есть, прилично, и не должны выбирать, например, что им есть». Эти настроения отражаются в конкретных действиях - в рамках этих подходов страны выстраивали ограждения, держали беженцев за колючей проволокой. Где здесь политкорректность? Или стоит вспомнить, что в Уэльсе прибывающим мигрантам выдают специальные яркие браслеты, которые они обязаны носить постоянно, иначе лишатся права на бесплатную еду. В Мидлсбро, частная компания, занимающаяся приемом мигрантов, выкрасила их двери в красный цвет, сделав их легкой мишенью для оскорблений и нападений. Все это отчасти напоминает практику фашистов в отношении евреев на подконтрольной властям Германии территории, которые должны были носить желтую звезду в знак отличия.

5. Еврокомиссия в марте этого года представила план действий по спасению Шенгенской зоны.

В нем предусмотрены такие меры, как устранение Грецией недостатков контроля на внешних границах Шенгена. Прекращение странами-членами процесса пропуска потока беженцев через свою территорию в другие страны-члены. В плане сказано, что восстановление пограничного контроля отдельными странами в одностороннем порядке должно уступить место более скоординированному европейскому подходу, призванному избавиться от проверок внутри шенгенских границ к декабрю 2016 года.

Решения, которые принимает Евросоюз, доказывают, что Европа не способна выступить единым фронтом, европейская демократия по факту сводится к диктату главного спонсора Союза - Германии.

РОССИЙСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ

Россия не является притягательной для беженцев страной. В отличие от Европы с ее ежемесячными пособиями от 100 евро в России беженцам полагается единовременная выплата в размере…100 рублей! То есть, сумма, которая и государственную пошлину на подачу документов о статусе беженца не покрывает. Поэтому весь миграционный поток, который проникает в Россию из ближневосточного региона, нацелен на одно - прямиком из России попасть в страну - член ЕС, а там уже открыты возможности передвижения. Пока восточная граница по линии Сербии ужесточается, беженцы начинают прокладывать альтернативный маршрут - из России в Финляндию, Норвегию.

По сообщениям главы ФМС с осени 2015 года увеличилось число иностранцев, которые пытаются использовать Россию для транзитного проезда в Финляндию. В основном это граждане Сирии, а также других стран Ближнего Востока, Азии и Африки. Впоследствии эту границу закрыли, на данный момент главный канал миграции - это норвежско-российская граница, которую беженцы преодолевают на велосипедах, поскольку пересекать ее с нашей стороны можно только на транспортном средстве. В 2015 году через г.Никель (так называемый арктический маршрут), чтобы попасть в Норвегию, прошли 5,5 тысяч мигрантов из Сирии, Афганистана и Ирака.

Цифры, превышающие показатели по России: в 2015 году к России за статусом беженца обратились 337 сирийцев, ни один из них не получил этого статуса. Из 360 обратившихся афганца статус беженца получили 15 человек. Временное убежище получили только около половины обратившихся (695 из 1124 сирийцев и 220 из 553 афганцев). Украинских беженцев ждали те же сюрпризы российского законодательства - бюрократическая волокита, препоны. Ухудшение собственной экономической ситуации, нищета российского народа превращают Россию скорее в потенциального поставщика мигрантов в Европу, чем в страну - принимателя беженцев из ближневосточных республик. Наиболее остро для России стал вопрос о международном имидже страны. Западные политики и Турция стали обвинять Россию в том, что именно военная операция в Сирии привела к потоку беженцев.

Премьер-министр Турции А.Давутоглу связал действия российских военных в Сирии с усугублением миграционного кризиса. Главком НАТО в Европе обвинил Россию в том, что ее бомбардировки, которые не отличаются высокой точностью, создали панику среди местного населения и привели к увеличению потока мигрантов, превращая миграцию в оружие против Европы. Председатель Европейского совета Дональд Туск считает, что действия России в Сирии «делают и без того очень плохую ситуацию еще хуже». Канцлер ФРГ А.Меркель высказывалась, что Запад «в ужасе от страданий десятков тысяч людей в результате бомбардировок, особенно бомбардировок с российской стороны». Министр иностранных дел Великобритании Ф.Хаммонд заявил, что удары российской авиации в Сирии являются причинами, как продолжения сирийского конфликта, так и обострения кризиса с мигрантами. Позиция западных лидеров весьма едина. Не исключено, что после окончательного вывода войск России из Сирии, западные СМИ будут и дальше обнаруживать факты нарушения прав человека Россией в Сирии.

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Миграционный кризис в Европе стал примером сбоя системы, созданной мировым бенефициариатом. В рамках мирового проекта золотого миллиарда предполагалось сдерживать потоки беженцев у границ зон конфликта. Специальный орган ООН УВКБ по правам беженцев должен был спонсировать и поддерживать лагеря в развивающихся странах. Государства мира жертвовали взносы на содержание лагерей, которые по факту выступали заградотрядами для массового наплыва беженцев в страны, притягательные своим уровнем экономического развития. Однако система дала сбой - условия в лагерях стали недопустимыми, контрабандисты наладили маршруты отправки мигрантов, а сама Европа в первые месяцы проявила мягкость, спровоцировав ситуацию массового наплыва беженцев.

Европейцы руководствовались буквой закона, полагая, что Шенгенская зона способна всех принять, решили увеличить квоты на прием беженцев и как высказался Пан Ги Мун - проявить «голос морали и голос сострадания». В итоге Европа столкнулась с тем, что на ее территории пересеклись два антагонистичных мира - с одной стороны, население процветающей Европы с ее ценностями, высокими стандартами жизни, а с другой - мир бедности, природной стихийности, с задачей выжить любой ценой. Оба мира стали порождением системы бенефициариата - мировое расслоение разделило мир как когда-то на капиталистов и пролетариев, теперь на мир людей с привилегиями и мир отрезанных от благ цивилизации. Естественно, что в границах Европы эти миры друг друга ненавидят, не может идти и речи о толерантном отношении, о соблюдении правил, норм, привитии ценностей.

Миграционный кризис в Европе несет риски геополитического ослабления ЕС вследствие внутренних противоречий, выявленных кризисом, и ухудшения общественной безопасности и экономической ситуации. И это станет важным уроком для мировой истории - в основе политики любого государства в первую очередь лежат национальные интересы, и только затем уже многочисленные обязательства в рамках международных договоров.

Кремлю также стоит исходить из национальных интересов страны, а не олигархической верхушки, и проводить политику без оглядки на требования и мнения западных «друзей и союзников». Пока миграционный кризис Россию затрагивает весьма опосредованно, однако в будущем не исключено, что Россию попросят принять на себя беженцев, тем более, что Евросоюз одним из пяти руководящих принципов отношений с Россией назвал избирательное взаимодействие с Россией по миграции и противодействию терроризму.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ