Кого можно считать уклонистом от армии. Что считается уклонением от призыва на военную службу? Какие действия расцениваются как уклонение

За неисполнение обязанностей, возложенных на граждан ФЗ ”О воинской обязанности и военной службе” предусматренно два вида ответственности: уголовная и административная. Давайте рассмотрим оба вида ответственностей и в каком случае они могут вступать в силу.

Уголовная ответственность. Уклонение от военной службы.

Уголовная ответственность предусмотрена за уклонение от армии (в частности, уклонение от призыва на военную службу).
Уклонением от армии , согласно п. 4 ст. 31 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», признаётся неявка без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
Только неявка по повестке без уважительных причин может рассматриваться влекущим за собой уголовную ответственность за уклонение от армии (уклонение от призыва на военную службу.

Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 328 УК РФ, может быть только гражданин, подлежащий призыву на военную службу и не имеющий оснований для освобождения или отсрочки от призыва на военную службу.
Согласно ч. 1 ст. 328 Уголовного кодекса РФ, уклонение от армии при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок от трёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Уклонение от призыва в армию характеризуется виной в форме умысла, прямого либо косвенного. Для установления в действиях гражданина умысла в уклонении от призыва , требуется подтвердить:
а) факт неявки гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу;
б) отсутствие уважительных причин неявки;
в) факт вручения гражданину повестки.
Если хотя бы одно из этих трёх обстоятельств не установлено, то оснований для привлечения гражданина к уголовной ответственности за уклонение от воинской обязанности нет.

Уважительными причинами неявки призывника по повестке военного комиссариата, согласно п. 2 ст. 7 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», признаются:
а) заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
б) тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
в) препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
г) иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.
Вручение повестки призывнику производится под расписку.

Административная ответственность. Нарушение обязанностей по воинскому учету.

Административная ответственность предусмотрена за следующие деяния:
а) неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины;
б) убытие на новые место жительства либо место временного пребывания на срок более трех месяцев;
в) выезд из РФ на срок свыше шести месяцев без снятия с воинского учета;
г) прибытие на новые место жительства либо место временного пребывания или возвращение в РФ без постановки на воинский учет в установленный срок;
д) несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления или иного муниципального образования;
е) уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии
ж) умышленные порча или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо небрежное хранение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, повлекшее их утрату.
Совершение каждого из указанных деяний влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
Обжаловать постановление об административном правонарушении можно в течении десяти суток со дня вручения копии постановления.

Призыву на военную службу подлежат все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять и не пребывающие в запасе. Вместе с тем на военную службу не призываются граждане, которые освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу (пп. «а» п. 1 , п. 2 ст. 22 , ст. ст. 23 , Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ).

Оповещение о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу

Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками . Вручение повесток производится, как правило, работниками военного комиссариата либо руководителями или иными должностными лицами по месту работы (учебы) призывника обычно не позднее чем за три дня до срока, указанного в повестке (п. 3 ст. 26 , п. 2 ст. 31 Закона N 53-ФЗ; п. п. 6 , Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663; п. 34 Инструкции, утв. Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400).

Справка. Мероприятия, связанные с призывом на военную службу

Призыв на военную службу включает следующие мероприятия (п. 1 ст. 26 Закона N 53-ФЗ):

— явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;

— явку в указанные в повестке время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.

Уклонение от призыва на военную службу

Уклонением от призыва на военную службу является неявка без уважительных причин по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу (п. 4 ст. 31 Закона N 53-ФЗ).

Кроме того, уклонением от призыва на военную службу могут быть признаны следующие действия призывника, совершенные с целью уклонения от призыва (п. п. 4 — Постановления N 3):

1) самовольное оставление сборного пункта до отправки к месту прохождения военной службы;

2) получение обманным путем освобождения от военной службы в результате симуляции болезни, причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство), подлога документов или иного обмана;

3) отказ от получения повестки военного комиссариата или направления призывной комиссии под расписку;

4) отъезд на новое место жительства (место временного пребывания) или выезд из РФ без снятия с воинского учета во избежание вручения повестки;

5) прибытие на новое место жительства (место временного пребывания) или возвращение в РФ без постановки на воинский учет во избежание вручения повестки.

Ответственность за уклонение от призыва на военную службу

За уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет (ч. 1 ст. 328 УК РФ).

Данная ответственность наступает независимо от способа его совершения, а также от того, уклонялся ли призывник только от очередного призыва на военную службу или имел цель совсем избежать несения военной службы по призыву (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3).

Обратите внимание!

Гражданам, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии выдается не военный билет, а справка взамен военного билета. Кроме того, указанное заключение является основанием для увольнения гражданина с государственной или муниципальной службы (п. 1.1 ст. 4 Закона N 53-ФЗ; п. 1 Приложения к форме N 1/у к Приказу Министра обороны РФ от 18.07.2014 N 495).

Подготовлено на основе материала

адвоката Тригнина В.Г.,

Коллегия адвокатов г. Москвы

«Военная коллегия адвокатов»

Сегодня многие юноши, за исключением тех, которые с нетерпением ждут совершеннолетия (18 лет), чтобы поскорее отправиться на службу в армию, слышали про то, что есть такое понятие, как уклонение от призыва на военную службу. Также они, да и большинство жителей Российской Федерации знают, что за уклонение от призыва можно получить уголовное наказание и даже попасть в места лишения свободы.

Безусловно, вопрос очень серьезный, ведь ошибка юноши может стоить ему свободы, карьеры и оставить пожизненный отпечаток в виде судимости по такой «позорной» с точки зрения Конституции РФ статье, весь в соответствии с эти базовым юридическим документом России, службы в армии (по другому, защита Отечества) – святая обязанность каждого россиянина.

Чтобы «игры с военкоматом» не сломали жизнь молодому человеку, необходимо четко понимать, что такое уклонение от призыва на военную службу в 2019 году, какая ответственность грозит за эти действия, а также некоторые тонкости правоприменения и трактовки судьями нормативных положений.

Итак, что такое уклонение от призыва? Уже на этом моменте мы сталкиваемся с проблемой, так как это понятие в законе отсутствует. Законодатели посчитали, что слово «уклонение» вполне понятно. Вообще уклонение – это действия с целью избегания чего-либо, в данном случае избежание призыва на военную службу.

Ответственность за уклонение от призыва на военную службу

О серьезности данного правонарушения говорит даже тот факт, что для него предусмотрена самостоятельная статья уголовного кодекса, а именно печально известная 328 статья УК РФ. Гласит она следующее: за уклонение от призыва на военную службу юноша должен будет заплатить штраф от 120 000 в среднем до 200 000 рублей, или может быть арестован на период до 180 дней, однако и это еще не все – призывника могут отправить в тюрьму на 2 года максимум. Согласитесь, наказание весьма суровое. Но здесь есть приписка, что наказание применяется только в случае, когда у юноши нет законных оснований для освобождения от призыва. Это значит, что призывник будет невиновен, если выяснится, что, например, молодой человек был не годен по здоровью.

Постановление пленума Верховного суда об уклонении от призыва

Чтобы разъяснить все вопросы и особенности обвинения граждан по вышеупомянутой статье, Верховный суд выпустил специальный документ, раскрывающий обстоятельства при которых судам необходимо рассматривать действия призывников в качестве уклонения от призыва на военную службу. Такими действиями являются:

  • Отказ юноши от повестки под роспись. То есть, если юноше вручают повестку, предлагают расписаться за ее получение, а он отказывается – это самое настоящее уклонение от призыва.
  • Неявка или неоднократная неявка в военкомат по повесткам. Здесь важно отметить, что повестка должна быть передана юноше под роспись – если получил под роспись и не явился, значит, уклоняется от призыва. Повестка в почтовом ящике в данном случае не гарантирует, что гражданин ее получил, следовательно, не является доказательством уклонения от армии.
  • Симуляция каких-либо признаков болезни для получения законной отсрочки или военного билета по здоровью, а также нанесение юношей вреда своему здоровью для получения, например, отсрочки – под этот случай попадет сделанный себе перелом пальца и т. п., в случае, если будет доказан умысел гражданина на уклонение от призыва.
  • Смена места жительства или пребывания, а также выезд за границу опять же с целью неполучения повесток / уклонения от призывных мероприятий.
  • Неявка в военный комиссариат по истечении отсрочки или другой уважительной причины. В этом случае военкомат даже не обязан высылать повестку. Если юноша не явился по истечении отсрочки по обучению / здоровью до конца ближайшего призыва, он вполне может быть осужден по статье УК за уклонение от призыва.

Что делать, если призывник уже совершил одно из вышеуказанных действий? Что, если сотрудники военкомата грозят привлечь за уклонение от призыва?

Во-первых, юноше стоит осознать всю серьезность ситуации – все действительно может закончиться очень печально.

Во-вторых, не паниковать.

В-третьих, как можно скорее обратиться по данным, указанным в разделе Контакты на нашем сайте. С нами работает команда профессиональных адвокатов и юристов в области призыва на военную службу. Мы оперативно проанализируем Вашу ситуацию и окажем юридическую защиту при необходимости. Помните, сложную ситуацию можно решить, но только, если за дело возьмется специалист узкого профиля, именно по делам уклонения от призыва. В нашей команде несколько таких специалистов - адвокатов.

Если Вы являетесь родителем призывника, помните, что в вопросах взаимодействия с военкоматом, детская шалость / разгильдяйство может закончиться судимостью и взрослым тюремным сроком. Лучше обратиться за помощью до начала призыва. Тогда шансы избежать судимости гораздо выше. Позвоните нам, опишите Вашу ситуацию, мы сможем помочь.


За уклонение от призыва на военную службу существует уголовная ответственность и административная.

Уголовная ответственность наступает в случае доказательства умысла гражданина на уклонение от призыва на военную службу и наказывается в соответствии с частью 1 статьи 328 УК РФ: штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Административная ответственность наступает в случае нарушения гражданином обязанностей воинского учета в соответствии со статьями 21.5 и 21.6 главы 21 Кодекса об административных правонарушениях РФ и наказывается: предупреждением или наложением административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Какая ответственность наступает в том или ином случае подробно рассмотрено ниже.

Уклонение от призыва на военную службу и призыв на военную службу условно можно разложить на составляющие компоненты:

1) Оповещение призывника повесткой, врученной под подпись призывнику для прохождения мероприятий связанных с призывом (на медицинское освидетельствование);

2) Явка на мероприятия связанные с призывом (на медицинское освидетельствование) по повестке военного комиссариата, врученной под роспись призывнику;

3) Проведение медицинского освидетельствования для определения категории годности призывника к военной службе (включая дополнительное обследование по направлению медкомиссии в медицинское учреждение);

4) Оповещение призывника повесткой, врученной под подпись, для явки в пункт сбора в назначенное время и место с последующей отправкой к месту прохождения военной службы.

Давайте рассмотрим каждый этап призыва на военную службу в отдельности и определим возможную ответственность за уклонение.

Пункт 1. Оповещение призывника повесткой.

Вопрос: Обязан ли призывник расписываться в повестке?

Ответ: Да

Согласно п.2 ст.31 ФЗ оВОиВС, граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку.

Вопрос: Кто имеет право вручать повестку?

Ответ: Повестки вручаются гражданам:

Работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций;

Органами местного самоуправления поселений, в случае отсутствия структурных подразделений военных комиссариатов;

Сотрудниками органов внутренних дел;

Примечание. Таким образом, ни мама, ни папа не входят в список лиц, обязанных передавать призывнику повестку (даже если указанные лица расписались за ее получение).

Вопрос: Если призывнику не получается вручить повестку под подпись?

Ответ: Согласно п. 2 ст. 31 ФЗ оВОиВС, в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.

Ответ: Инициировать розыск призывника с целью вручить ему повестку.

Ссылка на закон : Согласно п.4 Приказа МО РФ №366, МВД РФ №789, ФМС №197 от 10 сентября 2007 года, военные комиссары составляют списки граждан, которым повестки военного комиссариата о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, не представилось возможным вручить в установленном порядке, и направляют в соответствующий горрайорган внутренних дел указанные списки. Списки уточняются не реже двух раз в месяц.

Примечание. Вышеупомянутые списки носят информативный характер и не обязывают сотрудников органов внутренних дел производить какие-либо действия в отношении призывника.

Чтобы инициировать необходимые действия органов внутренних дел по отношению к призывнику, военные комиссары направляют в ходе проведения очередного призыва граждан на военную службу письменные обращения в соответствующий горрайорган внутренних дел об обеспечении прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, персонально указанных в письменном обращении граждан, оповестить которых в установленном порядке не представилось возможным, с приложением повесток, подлежащих вручению им в случае установления фактического местонахождения, согласно приложению N 1 (образец) к настоящей Инструкции;

Ответ: Определить местонахождение призывника и вручить ему повестку под подпись.

Ссылка на закон : Согласно п.5 Приказа МО РФ №366, МВД РФ №789, ФМС №197 от 10 сентября 2007, начальники горрайорганов внутренних дел или лица, исполняющие их обязанности (далее именуются - руководители):

При получении письменных обращений военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия;

Направляют в военные комиссариаты материалы о проведенных мероприятиях по установлению фактического местонахождения граждан, не исполняющих воинскую обязанность, а также корешки повесток с росписями граждан, которым они были вручены, для приобщения их в документы воинского учета или личные дела призывников, хранящиеся в военном комиссариате;

Примечание. Таким образом, при отсутствии подписанной повестки призывником, органы внутренних дел могут только определить местонахождение призывника и вручить ему повестку военного комиссариата под роспись, а отрывной корешок с подписью призывника отправить в военный комиссариат.

Важно . Органы внутренних дел в данном случае не могут осуществить доставление, задержание или привод призывника.

Пункт 2. Неявка на мероприятия связанные с призывом (медицинское освидетельствование)

Вопрос: Обязан ли призывник явиться по повестке?

Ответ: Да

Ссылка на закон : Согласно п.1 ст.31 ФЗ оВОиВС, граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.

Вопрос: Какие уважительные причины для неявки по повестке?

Ответ:

Вопрос: Какая ответственность за неявку по повестке?

Ответ: При единичной неявке – административный штраф в размере до 500 рублей; в случае неоднократной неявки по повестке, либо при наличии умысла в уклонении от призыва - возможна уголовная ответственность;

Согласно ст. 21.6 КоАП РФ, уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Согласно п.7 Пленума Верховного суда РФ от 3 апреля 2008 года №3, при решении вопроса о том, является ли уклонение от медицинского обследования по направлению призывной комиссии преступлением, предусмотренным частью 1 статьи 328 УК РФ, или административным правонарушением (статья 21.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), судам следует устанавливать направленность умысла лица, уклоняющегося от этого мероприятия.

В случае когда призывник не является на медицинское обследование с целью уклониться от призыва на военную службу, содеянное им должно влечь уголовную ответственность по части 1 статьи 328 УК РФ. Об этом может свидетельствовать, в частности, неявка без уважительных причин призывника в медицинскую организацию в течение срока очередного призыва на военную службу.

Вопрос: Что может сделать военный комиссариат?

Ответ:

  • составить протокол об административном правонарушении;
  • инициировать доставление призывника в помещение органов внутренних дел для составления протокола;
  • направить материалы в Следственный орган Следственного комитета РФ для возбуждения уголовного дела (только при неоднократной неявке по повестке)

Ссылка на закон: Согласно пп. «к» п.4 Приказа МО РФ №366, МВД РФ №789, ФМС №197 от 10 сентября 2007, военные комиссары при наличии оснований и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, составляют протокол об административном правонарушении в отношении граждан, не явившихся по вызовам (повесткам) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительных причин, а также уклонившихся от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии;

Согласно пп. «л» п.4 настоящей Инструкции, при невозможности составления протокола об административном правонарушении направляют в соответствующий горрайорган внутренних дел письменные обращения согласно приложению N 2 (образец) к настоящей Инструкции о доставлении граждан, в отношении которых осуществляется производство по делу об административном правонарушении в соответствии с подпунктом "к" пункта 4 настоящей Инструкции, в служебное помещение органа внутренних дел или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения для составления протокола об административном правонарушении. В обращении указывается должностное лицо военного комиссариата, назначенное для обеспечения совместно с горрайорганом внутренних дел действий по реализации обращения;

Примечание. Согласно п.1 ст.27.2 КоАП РФ, доставление, то есть принудительное препровождение физического лица, в целях составления протокола об административном правонарушении законно только при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения.

Вопрос: Что могут сделать органы внутренних дел?

Ответ: Осуществить доставление призывника в помещение органов внутренних дел.

Согласно пп. «в» п.5 Приказа МО РФ №366, МВД РФ №789, ФМС №197 от 10 сентября 2007, начальники горрайорганов внутренних дел или лица, исполняющие их обязанности (далее именуются - руководители) при получении обращений военных комиссаров о доставлении лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении в соответствии с подпунктом "к" пункта 4 настоящей Инструкции, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения указанных граждан и их доставлению;

Согласно п.1 ст.27.2 КоАП РФ, доставление, то есть принудительное препровождение физического лица, в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется должностными лицами органов внутренних дел (полиции), - в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;

Примечание. Таким образом, доставление может быть осуществлено только при наличии у сотрудника органов внутренних дел обращения военного комиссара о доставлении (в котором указывается: ФИО призывника, дата рождения, место регистрации и подпись военного комиссара) непосредственно в помещение органа внутренних дел. Доставление в отдел военного комиссариата незаконно.


Вопрос: Могут ли возбудить уголовное дело?

Ответ: При неоднократной неявке по повестке по неуважительной причине – да.

Ссылка на закон: Согласно п.2 ст.28 ФЗ оВОиВС, в случае уклонения граждан от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссариат направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Примечание. При единичном случае неявки по повестке на мероприятия связанные с призывом (медкомиссия) по неуважительной причине вероятность возбуждения уголовного дела стремится к нулю.

Пункт 3. Проведение дополнительного медицинского обследования.

Вопрос: Имеет ли право медкомиссия направлять на дополнительное обследование?

Ответ: Да

Ссылка на закон: Согласно п.4 ст.5.1 ФЗ оВОиВС, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.


Вопрос: Призывник может отказаться от дополнительного мед. обследования?

Ответ: Да. Для этого следует написать заявление на отказ (мотивированный отказ) от медицинского вмешательства.

Ссылка на закон: Согласно части 3 статьи 20 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, указанного в части 2 настоящей статьи, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения.

Важно. Не следует путать официальный отказ от медицинского обследования с уклонением от медицинского обследования. Уклонение от медицинского обследования классифицируется в соответствии с п.7 Пленума Верховного суда РФ от 3 апреля 2008 года №3.


Вопрос: Какая ответственность за уклонение от доп. медицинского обследования?

Ответ: При отсутствии умысла на уклонение от призыва – административная (штраф до 500руб), при умысле на уклонение от призыва – уголовная.

Согласно ст. 21.6 КоАП РФ, уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Согласно п.7 Пленума Верховного суда РФ от 3 апреля 2008 года №3, при решении вопроса о том, является ли уклонение от медицинского обследования по направлению призывной комиссии преступлением, предусмотренным частью 1 статьи 328 УК РФ, или административным правонарушением (статья 21.6 КоАП РФ), судам следует устанавливать направленность умысла лица, уклоняющегося от этого мероприятия. В случае, когда призывник не является на медицинское обследование с целью уклониться от призыва на военную службу, содеянное им должно влечь уголовную ответственность по части 1 статьи 328 УК РФ. Об этом может свидетельствовать, в частности, неявка без уважительных причин призывника в медицинскую организацию в течение срока очередного призыва на военную службу.


Пункт 4. Повестка на пункт сбора для отправки к месту прохождения военной службы.

Вопрос: Обязан ли призывник расписываться в «боевой» повестке?

Вопрос: Может ли призывник не согласиться с решением призывной комиссии?

Ответ: Да

Ссылка на закон : Согласно п. 7 ст. 28 ФЗ оВОиВС, решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд.

Важно. При несогласии с решением ПК следует расписаться во вручаемой «боевой» повестке. Она будет основанием для обжалования действий со стороны призывной комиссии.

Вопрос: Обязан ли призывник явиться по «боевой» повестке?

Ответ: Да

Ссылка на закон: Согласно п.1 ст.31 ФЗ оВОиВС, граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.

Примечание. Если призывник обжаловал решение призывной комиссии в призывную комиссию субъекта РФ, либо в суд, то призывник может не являться по врученной ему ранее повестке.

Вопрос: Какая ответственность за уклонение от явки на пункт сбора с последующей отправкой к месту прохождения военной службы?

Ответ: Уголовная и административная

Ссылка на закон: Согласно ч.1 ст. 328 УК РФ, уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Согласно п.4 ст.31 ФЗ оВОиВС, в случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.7 ФЗ оВОиВС, в случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством (КоАП и УК РФ) Российской Федерации.

Уважительные причины неявки по повестке.

Согласно п.2 ст.7 ФЗ оВОиВС, уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения причины неявки являются:

  • заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
  • тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
  • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
  • иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.

В отношении кого выносится оправдательный приговор?

По каждому делу об уклонении от призыва на военную службу судам необходимо выяснять, имеются ли предусмотренные статьями 23 и 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" основания, при наличии которых граждане не призываются на военную службу.

Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что в соответствии с законом лицо не подлежало призыву на военную службу или подлежало освобождению от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу либо имелись основания для отсрочки от призыва на военную службу, которые существовали до уклонения от призыва на военную службу, суд постановляет оправдательный приговор ввиду отсутствия в деянии состава преступления.

При решении вопроса о виновности лица в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 328 УК РФ, суду необходимо установить факт надлежащего оповещения призывника о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

При этом следует иметь в виду, что оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также для повторного прохождения призывной комиссии по окончании срока действия предоставленной отсрочки от призыва на военную службу осуществляется повестками военного комиссариата. Вручение призывнику повесток производится под расписку и только установленными законодательством лицами.

В случае направления призывной комиссией призывника на стационарное или амбулаторное медицинское обследование (лечение) надлежащим оповещением следует считать вручение ему под личную подпись направления, в котором назначается срок явки в военный комиссариат для повторного медицинского освидетельствования и прохождения призывной комиссии после предполагаемого срока завершения этого обследования (лечения).

Отказ призывника от получения повестки военного комиссариата или направления призывной комиссии под расписку с целью уклониться таким образом от призыва на военную службу подлежит квалификации по части 1 статьи 328 УК РФ.

При отграничении уклонения от призыва на военную службу (часть 1 статьи 328 УК РФ) от неисполнения гражданами обязанностей по воинскому учету (статья 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) судам следует устанавливать, с какой целью лицо не исполняет возложенные на него обязанности.

Если лицо, имея умысел на уклонение от призыва на военную службу, убывает на новое место жительства (место временного пребывания) или выезжает из Российской Федерации без снятия с воинского учета, а также прибывает на новое место жительства (место временного пребывания) или возвращается в Российскую Федерацию без постановки на воинский учет с целью избежать вручения ему под личную подпись повестки военного комиссариата о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, содеянное им следует квалифицировать по части 1 статьи 328 УК РФ.

При решении вопроса о том, является ли уклонение от медицинского обследования по направлению призывной комиссии преступлением, предусмотренным частью 1 статьи 328 УК РФ, или административным правонарушением (статья 21.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), судам следует устанавливать направленность умысла лица, уклоняющегося от этого мероприятия.

В случае когда призывник не является на медицинское обследование с целью уклониться от призыва на военную службу, содеянное им должно влечь уголовную ответственность по части 1 статьи 328 УК РФ. Об этом может свидетельствовать, в частности, неявка без уважительных причин призывника в медицинскую организацию в течение срока очередного призыва на военную службу.


Примечание. Таким образом, если призывник не имел умысла в уклонении от призыва на военную службу при неуважительной неявке по повестке, то его действия следует квалифицировать как неисполнение гражданина обязанностей по воинскому учету согласно статье 21.5 КоАП РФ, либо как уклонение от медицинского обследования согласно ст.21.6 КоАП РФ. В случае неоднократной неявки по неуважительной причине по повестке действия призывника могут классифицироваться как уклонение от призыва на военную службу, за что предусмотрена уголовная ответственность.

Служба по призыву в Вооруженные Силы (ВС) РФ – это обязанность каждого гражданина России, предписанная Конституцией нашей страны (ст. 59 Конституции). Случается, что некоторые молодые люди, достигшие призывного возраста, не хотят выполнять свой конституционный долг, и различными путями стремятся избежать службы в армии. Рассмотрим, что говорит Административный Кодекс (КоАП) и УК РФ про уклонение от службы в армии.

Юридическое понятие уклонения от службы

Уклонение от службы в армии – это действия намеренного характера, направленные на то, чтобы не быть призванным в ряды ВС РФ. К таковым относятся:

  • неявка на медицинскую комиссию;
  • неявка по вызову призывной комиссии;
  • неявка на пункт отправки к месту несения службы.

Преступными указанные действия могут признаваться, согласно ч. 4 ст. 31 Федерального Закона (ФЗ) № 53-ФЗ от 28.03.1998 года, при соблюдении 2 условий:

  • отсутствие уважительных причин;
  • отсутствие извещения призывника в форме повестки.

Стоит учитывать, что в случае, если повестка не была вручена гражданину из-за того, что он скрывается и умышленно не проживает на месте регистрации, то он подлежит административному наказанию.

Уклонение как преступление

Уклонение от службы в армии, в соответствии с законодательством, является уголовным правонарушением. Разберем данное преступное деяние по составляющим.

Знаете ли Вы

Объективная сторона преступления – намеренное уклонение от службы в армии без наличия на то уважительных оснований.

Субъект преступления – гражданин РФ мужского пола от 18 до 27 лет, который подлежит призыву в ВС РФ.

Субъективная сторона преступления – наличие прямого умысла.

Срок давности по данному преступлению составляет 2 года. Например, если спустя некоторое время (но не более 2 лет) после того, как гражданину исполнилось 27 лет, выяснится, что данный призывник уклонялся от воинской повинности, то в отношении него будет возбуждено уголовное дело.

Статья УК РФ за уклонение от военной службы

Законодательство объединяет преступления по уклонению от призыва на срочную воинскую или альтернативную гражданскую службу в одну статью УК РФ — № 328 .

Административная ответственность

Все граждане мужского пола с 17 лет ставятся на воинский учет по месту проживания. Призывники, в соответствии с законодательством, обязаны сообщать военкомат об изменениях, касающихся их места проживания, и о других сведениях, которые могут повлиять на их призыв в армию.

К таковым относятся:

  • отсутствие извещения ответственных лиц в военкомате о смене места жительства на срок, больше чем 3 месяца;
  • отсутствие извещения от призывника о том, что в течение более чем 6 месяцев он будет находиться за пределами РФ;
  • неявка в военкомат на постановку на воинский учет или снятие с учета;
  • несообщение ответственных лиц в военкомате об изменении семейного положения, места работы или учебы.

Перечисленные выше действия влекут для призывника наступление административной ответственности в соответствии со статьей 21.5 КоАП РФ. Неявка на медицинскую комиссию при наличии повестки, регламентируется ст. 21.6 КоАП. Мерой наказания за указанные правонарушения является штраф от 100 до 500 рублей. Это касается только случаев, когда нарушения имели однократный характер, если же имела место злостность указанных нарушений, то призывнику может быть вменена ответственность за уклонение по УК РФ.

Обратите внимание! Выполнение мер наказания по статье УК РФ за уклонение от воинской службы не освобождает гражданина от призыва в ряды ВС РФ или, в зависимости от конкретной ситуации, от альтернативной службы. Согласно ст. 23 (п. 3б) ФЗ №53-ФЗ, гражданин подлежит призыву после погашения судимости, если на тот момент он не выйдет за пределы призывного возраста.

Примеры из судебной практики

Пример первый. Гр. Иванов, гражданин 18 лет, переехал из города Л. к родственникам в село К. О своем переезде он не сообщил в военкомат г. Л., где состоял на учете. В результате, после того, как службе военкомата стало известно о месте его нахождения, ему было предъявлено обвинение по ст. 21.5 КоАП, и применена мера наказания в виде штрафа в размере 500 рублей.

Пример второй. Гр. Петров, получив повестку о призыве на срочную службу в армию, не явился на призывной пункт, не имея для этого оправдательных причин. Спустя неделю он добровольно явился в военкомат. В результате против него было возбуждено уголовное дело по ст. 328, ч. 1 . Учитывая добровольную явку гр. Петрова, суд присудил ему минимальную меру ответственности – штраф в размере 50 тыс. рублей.

Задавайте вопросы в комментариях к статье и получите ответ эксперта