Классный час "огонь ошибок не прощает". Огонь ошибок не прощает

Классный час по пожарной безопасности «Огонь ошибок не прощает» (Слайд №1) , 5 – 6 класс.

Цели:

    Обобщение, систематизация и закрепление знаний правил пожарной безопасности.

    Создание условий для формирования навыков правильного поведения при возникновении пожара, а также для развития логического мышления и умения работать в группе.

    Прививать учащимся навыки осторожного обращения с огнём, формировать умения по выходу из пожарной ситуации, развивать смекалку, находчивость. Воспитывать наблюдательность, внимательность.

Оформление:

Плакаты : «С огнём шутить нельзя»

Лозунг: «Чтобы в ваш дом

Не пришла беда -

Будьте с огнём

Осторожны всегда!»

Учитель: Дорогие ребята, сегодня мы поведём разговор об огне, который бывает разным. Ведь он приносит не только пользу, но и беду. Обратимся к цифрам. Ежегодно на территории России происходит в среднем 300 тысяч пожаров. Они вспыхивают каждые 4 -5 минут. Каждый час в огне погибает 1 человек. А в течение года до 8 тысяч человек, а также 50 – 80 – тысяч скота. (Слайд №2)

Учитель: Чтобы избежать пожара, необходимо знать основные причины его возникновения. С ними вас познакомят агитгруппа нашего класса.

Ученик 1: Пожар – это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. (Слайд №3)

Ученик 2: Неосторожное обращение с огнём – при неосторожном курении, пользовании в помещениях открытым пламенем, разведение костров вблизи строений, небрежность в обращении с предметами бытовой химии, легковоспламеняющимися жидкостями. (Слайд №4)

Ученик 3: Пожары от электроприборов возникают в случае перегрузки сети мощными потребителями, при пользовании неисправными электроприборами. (Слайд №5)

Оставленные без присмотра топящиеся печи, применение для их розжига бензина, отсутствие противопожарной разделки. (Слайд №6)

Пожары от детской шалости с огнём. Виноваты в этом чаще взрослые, которые оставляют детей одних дома, не прячут спички, не контролируют действия и игры детей. (Слайд №7)

Пожары на транспорте при неисправных электро - и топливных приборах. (Слайд №8)

Нарушение правил проведения электрогазосварочных и огневых работ – частая причина пожаров. (Слайд №9)

Пожары от бытовых газовых приборов, неисправных либо оставленных без присмотра. (Слайд №10)

Ученик 4:Соблюдайте меры предосторожности:

Уходя из дома, убедитесь при осмотре, что все электроприборы выключены из розеток, перекрыта ли подача газа; отключите временные нагреватели. (Слайд №11)

Ученик 5:Признаки возникновения пожара:

Появление незначительного пламени, которому может предшествовать нагревание или тление предметов;

Наличие запаха перегревшегося вещества и появление дыма; (Слайд №12)

Неожиданно погасший свет или тление горящие вполнакала электролампы;

Характерный запах горящей резины, пластмассы – это признаки загоревшейся электропроводки;

Потрескивание. (Слайд №13)

Ученик 6: Помните!

При пожаре всегда нужно сохранять хладнокровие, избегать паники, вызвать пожарную охрану по телефону «01», принять необходимые меры для спасения себя и близких, организовать встречу пожарных и показать кратчайший путь к очагу горения. (Слайд №14)

Ученик 7: При пожаре:

При опасности поражения электрическим током отключите электроэнергию с помощью автоматов на щитке. Помните! Тушить водой электроприборы под напряжением опасно для жизни! (Слайд №15)

    Вызовите пожарную охрану;

    выведите на улицу детей, престарелых и тех, кому нужна помощь

тушите пожар подручными средствами (водой, плотной мокрой тканью, от внутренних пожарных кранов в холлах зданий); (Слайд №16)

    Отключите подачу газа;

    Если ликвидировать очаг пожара своими силами невозможно, немедленно покиньте помещение, плотно прикрыв за собой дверь, не запирая её на ключ;

Сообщите пожарным об оставшихся в помещении людях, разъясните кратчайший путь к очагу пожара. (Слайд №17)

Ученик 8: Безопасная эвакуация состоит в следующем:

    уходить следует по наиболее безопасному пути, двигаясь как можно ближе к полу, защитив органы дыхания мокрой тканью;

    никогда не бегите наугад;

    спускайтесь только по лестницам. Во время пожара запрещено пользоваться лифтом и другими механическими средствами: при отключении электричества они застревают между этажами

Не спускайтесь по водосточным трубам, с помощью простыней – падение почти неизбежно. (Слайд №18)

Ученик 9: Помните!

Правильные и грамотные действия могут сохранить Вашу жизнь! (Слайд №19)

Учитель: Ребята, а теперь вашему вниманию игровые ситуации. В ответах на вопросы поясните свои действия.

    У вас загорелся телевизор. Ваши действия? (Отключу телевизор от электросети, накрою влажным одеялом, при необходимости вызову пожарных)

    На сковороде горит масло. Ваши действия? (Отключу газ, накрою влажным полотенцем).

    На тебе горит одежда. Твои действия? (Упаду на пол (землю, траву, снег), буду активно гасить огонь или накроюсь влажной тканью, просто бежать нельзя).

    Что ты будешь делать, увидев человека в горящей одежде? (Накрою горящего одеялом, повалю на пол, огнетушитель использовать нельзя.) (Слайд №20)

Учитель: Вашему вниманию предлагаю игру «Не ошибись». Я буду называть слова, а вы, услышав те из них, которые относятся к пожару, должны хлопнуть в ладоши. Будьте внимательны.

Режет, пожарный, торт, пила, огнетушитель, пакет, кисть, краска, играет, поёт, огонь, ноты, тушит, рисует, спички, 01, вода, варежки, песок, сверлит, одеяло, земля, веники, снег.

Учитель : А сейчас несколько загадок:

Мать толста,

Дочь красна,

Сын – бес

Долетел до небес.

(Печь, огонь, дым.)

Очень страшен,

Пышет жаром,

А зовётся он

(пожаром).

Дремлют в домике девчонки –

Бурые шапчонки.

(Спички)

Растворителем разводят,

Красоту дома наводят.

Но беречь надо меня

От опасного огня. (Краска)

Всё ест – не наестся,

А пьёт – умирает. (Огонь)

Красны камни в животе,

Чайник пляшет на плите,

Сверху воет, снизу тянет,

Запах пищи всех дурманит. (Печь.) (Слайд №21)

Учитель: Ребята, кто может стать пожарным? (ответы учащихся) Правильно, только самые смелые люди. Ведь им надо спасать людей из пылающих домов в самых чрезвычайных ситуациях. (Слайд №22)

Учитель: Ребята, кто из вас хотел бы стать пожарным? Работа эта и опасна, и трудна. Ведь от чётких действий пожарных зависит жизнь людей. Бывают случаи, когда пожарные сами гибнут в огне, спасая людей.

Игра.

Вы все прекрасно знаете, что пожарные должны уметь быстро собраться и выехать в заданный район, поскольку дорога каждая секунда.

Посмотрим, умеете ли вы быстро собираться. (Игроки снимают обувь и опускают её в мешок. По сигналу учителя обувь высыпают из мешка, дети должны найти свою пару и обуться.)

Сказка.

Учитель: Хочу рассказать вам одну сказку.

«Жил был огонь. Был он очень весёлым и горючим. Гулял, где хотел, никого не щадил, сжигал всё подряд и был злейшим врагом всего живого. Повстречал однажды человека:

Слушай, человек, давай померимся силами.

Тот согласился, и начался бой. Человек заманил его к реке и прыгнул в воду, огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой язык пламени и хотел затушить. Взмолился огонь:

Не туши меня, верой и правдой буду тебе служить.

Пожалел его человек. Вот так и начал служить огонь людям, стал другом. Но когда попадает он в руки маленьких детей, то показывает свой характер: старается убежать от них и гулять по лесам, лугам, деревьям. Недаром есть пословица: «Дерево с огнём не дружит», - и тогда снова может прийти беда».

Огонь во многом облегчает человеку жизнь. Он человека согревает, даёт возможность приготовить пищу.

Учитель: Ребята, а известно ли вам, что в пещерах, где обнаружены останки древнейших людей, учёные установили, что толщина золы достигает 7 метров – уровня 3 го этажа. А для чего человек впервые стал использовать огонь? (ответы учащихся) (Слайд №23)

Учитель: Огонь издавна верно служит человеку, совершая много полезных дел. (Слайд №24 ) Огонь издавна был другом человека. Наши древние предки знали немало секретов и хитростей добывания огня. Они считали его живым существом, «приручали» его, поселяя его в своих пещерах. Он помогал людям бороться за существование. Он помогал людям готовить пищу. Огонь спасал от холода, помогал в борьбе со страшными хищниками, отпугивая их от пещер и стоянок древнего человека.

Ребята, огонь способен на всё. Он может в считанные минуты уничтожить то, что человек создавал всю свою жизнь. (Слайд №25)

Учитель : Дорогие ребята, сегодня мы много говорили о том, как надо вести себя в случае пожара, но будет лучше, если люди не допустят его. Для этого необходимо соблюдать правила пожарной безопасности. Ведь за этим стоит здоровье и жизнь людей, самое ценное, что есть на земле.

Ученик 1: Такая у нас эпох

Время такое у нас…

Чтоб не было людям плохо,

За счастье борись каждый час.

Ученик 2: За радость, за жизнь, за счастье

В бой каждый день идёт

Пожарный, хирург и мастер,

Токарь и садовод.

Ученик 3: У счастья людского на страже

Заняли мы рубежи,

Потому что отважным

Эпоха принадлежит.

Ученик 4 : Наш разговор окончен,

Спасибо за внимание.

И всем вам говорим мы:

«До встречи! До свидания!»


Воспитательское занятие «Огонь ошибок не прощает».

Цель: закрепление знания детей о пожарной безопасности.

Задачи.

Обучающие:

Познакомить детей с ролью огня в жизни человека: как положительного так и отрицательного;

Закрепить знания детей о причинах возникновения пожаров, о правилах пожарной безопасности и доступных средствах пожаротушения.

Развивающие:

Формировать умение правильно оценивать возможную опасность;

Развивать умения вызывать пожарную службу по телефону;

Развивать речь, мышление, память.

Воспитательные:

Воспитывать осторожность при обращении с огнем;

Воспитывать самостоятельность, внимательность, чувство ответственности, мужества, находчивости;

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и к здоровью окружающих.

Коррекционные:

Корригировать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память; развивать устную речь, мышление; обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование: медиапроектор, презентация к занятию.

I . Организационный момент.

Садитесь удобнее, улыбнитесь друг другу настройтесь на активную работу.

Упражнение «Свеча».

Представьте, что перед вами горит настоящая свеча, задуйте ее ровными медленным вздохом

II .Основная часть.

Что можете сказать, глядя на свечу?Что она вам напоминает, узнаете, отгадав загадку.

Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злобы ест дрова,
Целый час, а может два.
Ты рукой его не тронь –
Искусает всю ладонь. (Огонь)

Ребята, а в слове огонь, сколько букв и звуков? Кто скажет?(5 б. и 4 зв.)

Правильно.

Вот сегодня мы поговорим о том,какую роль играет огонь в нашей жизни, что может произойти, если не следить за ним, а также как действовать,если пожар все-таки случился.

Огонь – одно из самых больших чудес природы, с которыми человек познакомился.

Как вы считаете: огонь друг, или враг человека?(Ответы детей).

Огонь издавна был другом человека. Наши древние предки знали немало секретов и хитростей добывания огня. Они считали его живым существом, «приручали»его, поселяя его в своих пещерах.

Огонь помогал людям бороться за существование, помогал в борьбе со страшными хищниками, отпугивая их от пещер и стоянок древнего человека. Огонь костра помогал людям готовить пищу, спасал от холода.

И сегодня люди не могут обходиться без огня.

Ребята, а скажите,для чего человеку нужен огонь? (варят обед, тепло дает, хлеб пикет)

- Огонь и сегодня помогает человеку. На хлебозаводе в печах пекут хлеб. На кирпичном заводе обжигают кирпич, из которого строят дома. А в мартеновских печах огонь варит сталь. Из неё делают трубы и станки, автомобили и самолёты.

- Едет автомобиль, взлетает ракета, поднимая на орбиту космический корабль. Что движет ими? Сила огня!

- Но когда человек забывает об осторожности, мирный огонь превращается во врага.Это зависит от того, правильно ли используется огонь. Какой стороной он обернется к нам. Зависит от нас. Огонь- враг, если к нему относится небрежно.

Да, огонь бывает разный-

Бледно-желтый, ярко- красный,

Синий или золотой.

Очень добрый, очень злой.

А как же называется разбушевавшаяся огненная стихия? Вы узнаете,отгадав кроссворд.

1). Чтобы не было огня
Не играйте вы в меня.
Я огня сестричка,
Маленькая…. (спичка).
2). Кто меня не бережется
Тот очень сильно обожжется.
(Огонь).
3). Дым увидев - не зевайте,
Нас скорее вызывайте.
(Пожарные).
4). Хоть и маленькая я,
Но недолго и до огня.
(Искра).
5). С чем бежит курочка заливать кошкин дом? (Ведро).

Какое слово получилось краснымибуквами? (Пожар).

Так как же называется разбушевавшаяся огненная стихия? (пожар).

Слово «пожар»вам приходилось слышать и раньше. Может быть, некоторым из вас приходилось наблюдать и видеть последствия этой стихии.

А что такое пожар? Как вы думаете?

Правильно, пожар- это процесс горения, который уничтожает все вокруг и создает опасность для жизни людей.

Очень опасна разбушевавшаяся стихия- пожар.

Чем опасен пожар?(при пожаре сгорают вещи, квартиры, дома, леса,).

Вы все сказали правильно,при пожаре сгорают вещи, квартиры, дома, леса, а главное гибнут люди.

Но пожары страшны не только огнём, который пожирает и дерево, и металл, и растения и животных. Опасными спутниками огня являются – ядовитый дым, высокая температура, плохая видимость, паника и растерянность, обрыв электрических проводов и возможность поражения током, обрушение конструкций.

Ежегодно на территории России происходит в среднем 300 тыс. пожаров.

– Давайте вспомним, отчего возникает пожар.

Если баловаться чем? (спичками)

У кого есть спички? Вот вы на выходные ездите домой- кто– нибудь привез из дома спички? Молодцы! Дети не должны самостоятельно пользоваться спичками.

Не играй,дружок со спичкой.

Помни ты,она мала,

Но от,спички-невелички

Может дом сгореть до тла.

– Это одна из причин возникновения пожара. Какую причину возникновения пожара вы знаете ещё (если забыли выключить утюг).

Правильно, если забыть выключить электроприборы.

Нельзя зажигать дома бенгальские огни, фейерверки, свечи.

–Костры опасность представляют?Чем?

Очень большую опасность представляют костры. Если костёр не затушить, то раздуваемые искры разлетятся, и возникает пожар.

– Очень опасна шалость с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями: бензином, ацетоном. Подобное грозит взрывами, а значит, тяжёлыми ожогами и увечьями.

– Пожар может возникнуть от поджигания сухой травы, тополиного пуха,как у нас во дворе школы.

– Огонь опасен не только ожогами, но и удушьем. В кино и по телевизору пожар показывают в виде стены огня. Люди и привыкли считать, что именно это и опасно. Но в жизни бывает ещё и дым, и тлеющие тряпки. На таких пожарах может ничего не сгореть, а люди гибнут. Они погибают от дыма. Можно отравиться ядовитыми газами, которые выделяются в процессе горения бытовых приборов (телевизора, плиты)

Прочитайте еще раз,от чего может возникнуть пожар.(работа со слайдом)

Но бывает так, что меры предосторожности не помогли и пожар начался.Что нужно делать в таких случаях? Что нужно делать в первую очередь?

(быстро выбежать из здания).

А затем, что будете делать?(звонить по 01)

Да. Ребята, вы все правильно говорили.А теперь давайте прочитаем правила поведения и действия во время пожара.

1.Не поддаваться панике.

2.Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на огонь плотную ткань (одеяло, покрывало), или можно вылить кастрюлю воды.

3. Нельзя тушить водой горящие предметы под напряжением. Если загорелся телевизор, компьютер, то нельзя выливать на него воду, только накрывать тканью.

4. Если комната заполняется едким дымом, закройте нос и рот мокрой тканью, срочно покиньте помещение.

5.Если у вас загорелась одежда, падайте и катитесь, чтобы сбить пламя, или завернитесь в одеяло.

6. Не прячьтесь в задымленных помещениях, в укромных местах.

7. Если в квартире уже дымно, надо к выходу пробираться на четвереньках, ползком – внизу дыма меньше.

Простые или сложные эти правила?(простые).

Вот такие простые правила вы должны не только знать, но и если не дай бог случится применить на практике. И чтобы они лучше запомнились, мы их повесим в нашем уголке группы.

Вот вы узнали как вести себя при пожаре. Теперь ответьте на вопрос: с чего начинается пожар? (с возгорания)

Один человек может ликвидировать загорание?(да)

А ликвидировать пожар?(нет)

А что для этого требуется?(усилия большого количества людей, специальной пожарной техники)

    Игра «Найди средства тушения».

А теперь поиграем в игру «Найди средства тушения».

На столе лежит вода, песок, огнетушитель, мягкая игрушка, плотная ткань, расческа, палка. Нужно выбрать отложить в сторону средства тушения.

(Это специальная ткань для тушения, а если тушить пожар в домашних условиях можно воспользоваться одеялом, покрывалом.Чтобы перекрыть доступ воздухаи огонь не смог бы разгореться сильнее).

    Разбор ситуаций.

Ребята, а теперь представьте себе ситуацию. Читай на слайде….

    Если случится пожар в квартире, в которой ты находишься, твои первые действия:

А) сообщу о пожаре и постараюсь покинуть квартиру;

Б) начну тушить пожар в квартире;

В) спрячусь в дальнем углу и буду ждать.

Следующая ситуация.Читай…

2. Что делать,если огонь еще в квартире маленький:

А) оповестить соседей и приступлю к тушению огня;

Б) немедленно приступить к тушению огня, отключив газ и электричество;

3. Что ты будешь делать, если из телевизора пошел дым:

А) выдерну вилку из сети и наброшу на телевизор влажное одеяло;

Б) залью телевизор водой;

В) убегу в другую комнату.

    Послушайте запись и определите, о какой беде идет речь. Что неправильно сделал герой?

«Пожар,пожар….не помню адреса…все горит, приезжайте скорее…»

О какой беде идет речь?

Что не правильно сделал герой?(не правильно вызвал пожарную службу)

А как же правильно вызвать пожарную службу.

Вот телефон, попробуйте вызвать пожарную службу.

По какому номеру вы будете звонить?(01)Набирай.

О чем будешь говорить?(2 человека)

Ребята, в основном хорошо, но были определенные неточности.

Так как же правильно вызвать пожарную службу? Читай на слайде

    Нужно четко назвать свое имя и фамилию.

    Назвать адрес или приметы, по которым можно найти то место, где происходит пожар.

    Говорить быстро и четко дорога каждая минута.

Пойдем правильно вызовем пожарную службу….

    Пословицы.

Об огне и пожаре сложено очень много пословиц.Вот на слайде даны пословицы,нужно их собрать,а потом объяснить как вы ее понимаете.

    Спички – не игрушка, а великое пламя.(со спичками играть нельзя, будет пожар).

    Искра мала, а великое пламя рождает.(От одной маленькой искорки может быть большой пожар)

    Огонь- хороший слуга, но плохой хозяин.(Огонь нам в хоз-ве помогает, но если он будет хозяином будет пожар)

Молодцы! С заданием вы справились.

А еще я хочу сказать вам народную мудрость: «Вор ворует –стены оставляет, а пожар – ничего».

    Загадки.

А теперь вам предстоит отгадать загадки об огне и о предметах, которые с ним связаны.

С огнём бороться мы должны,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Ответь скорее, кто же мы?
(Пожарные)

Висит - молчит, а перевернешь, шипит, и пена летит
(огнетушитель)

Что за тесный, тесный дом?
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестричек
Может вспыхнуть, как костер.
Не шути с сестричками,
Тоненькими …
(спичками)

Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня.
(Дым)

То назад, то вперед ходит, бродит пароход.

Остановишь – горе, продырявит море (утюг)

Молодцы! Знаете вы загадки.

    В последнее время участились случаи пожаров в больницах, в детских учреждениях. Было много жертв среди школьников, престарелых граждан.Все это можно было избежать,если бы учреждения были бы оснащены системами пожарной сигнализации.

Такая система имеется у нас и в школе и интернате. Благодаря ей мы можем узнать о начинающимся пожаре и сможем обезопасить себя и попытаться ликвидировать пожар.

Сейчас я расскажу, что входит в систему пожарной безопасности.

На каждом этаже есть средство пожаротушения- это огнетушитель.Кроме огнетушителей, на каждом этаже есть пожарный шкаф, написано на нем ПК и покрашен в красный цвет. Почему в красный?(цвет тревоги)

Вспомните, где такой шкаф находится у нас в интернате на нашем этаже?

В этом шкафу расположен пожарный рукав, свернутый в рулон. С наконечником. В случае возгоранияим можно воспользоваться во время тушения, поэтому рукаву будет идти вода.

Еще на каждой двери есть дверной доводчик, который позволяет плотно затворить дверь. Не пропуская дыма во время пожара.

На всех стенах есть световой оповещатель «Выход» и галогеновые зеленые стрелки.Они ночью светятся. Указывая путь к выходу, по ним нужно ориентироваться во время эвакуации.

Эвакуация. Давайте хором прочитаем по слогам это слово.

Как вы понимаете это слово?(это когда люди быстро покидают помещение).

Правильно. Эвакуация- это организованный выход людей из здания при чрезвычайных ситуациях. В данном случае при пожаре.

На потолках у нас в интернате и школе прикреплены датчики пожарной сигнализации. Вот они на слайде. Эти датчики реагируют на задымление. Если возникает очаг возгорания, появляется дым, он поднимается к потолку и вот как раз воздействует на этот датчик. А датчик подает сигнал на пульт, а пульт воспроизводит голосовое оповещение через громкоговорители, которые расположены на каждом этаже вот они на слайде.

Когда мы проводим учебную эвакуацию вспомните, какие слова вы слышите через громкоговоритель?

Сколько раз идет оповещение?(3 раза)

Послушайте на записи это звуковое оповещение.

После этого сигнала вы должны, что сделать?

Правильно, покинуть помещение, согласно плану эвакуации.При эвакуации нужно соблюдать определенные правила:

1 . Каждая группа эвакуируются через свой запасный выход.На каждом запасном выходе висит табличка, какая группа выходит через нее.

Для чего они нужны.

Это нужно, чтобы не создавать пробки и не толпиться около одной двери, а быстро покинуть помещение.

2. Обязательно нужно знать места сбора после выхода из здания.

Где мы собираемся после выхода из интерната?

А где мы собираемся после выхода из школы?

Надо собраться около своего воспитателя, рядом со своей группой.

Для чего это нужно?

И еще важное: не надо прятаться во время пожара в шкафах. Под кроватью. Можно задохнуться или просто вас не смогут найти. Ваша задача- быстрее выти из здания и сохранить свою жизнь.

Так что, ребята. Ни в коем случае нельзя включат кнопку сигнализации попусту, нельзя подходить к пульту, вызывать ложную тревогу, на стенках не рвать знаки.

Для чего это надо.

Во- первых, это важно для вас, для сохранения вашей жизни.

А во-вторых, это очень дорогостоящий материал, а за ложный вызов. Есть по закону наказание- административный штраф на большую сумму денег.

Ну вот я немного рассказала о нашей пожарной сигнализации.

    Игра «Это я, это я, это все мои друзья».

А теперь я посмотрю, как вы усвоили правила противопожарной безопасности. И поиграем в игру «Это я, это я, это все мои друзья».

Я буду вам задать вопрос, если считаете,что нужно поступить именно так, говорите хором «Это я, это я, это все мои друзья».Если не согласны молчите.

Кто задорный и весёлый,
Верность правилам храня,
Бережёт родную школу

От коварного огня…

Кто поджёг траву у дома,
Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?(молчат).

Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,

Что игра с огнём недаром
Завершается пожаром? (Это – я, это – я, это все мои друзья!)

Кто украдкой в уголке
Жёг свечу на чердаке?
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушёл!(молчат).

На привале кто в лесу

Жёг засохшую сосну?

А потом так поспешил,

Что костёр не затушил? (молчат)

Кто, видя сушняк в огне,

Знает точно: быть беде?

Ветку кто не поджигает,

От пожара лес спасает? (Это – я, это – я, это все мои друзья!)

Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят:
Школьников и дошколят? (Это – я, это – я, это все мои друзья!)

Молодцы, ребята, вы замечательно усвоили все правила противопожарной безопасности, и, я думаю, будете соблюдать их не только сами, но и научите других ребят

III . Итог.

Полезный ли был для вас этот разговор?

Что нового вы узнали? (о правилах пожарной безопасности, о системе пожарной сигнализации, о эвакуации во время пожара)

Как вы думаете, знание и выполнение техники пожарной безопасности поможет вам в жизни?

Что запомнилось вам на этом занятии?

Я искренне желаю вам не оказаться в чрезвычайной ситуации, а если случится беда, вспомните сегодняшнее занятие четко и грамотно действовать и тогда последствий плохих не будет.

На этом наше занятие окончилось. Все работали хорошо, большое спасибо.

Методическая разработка классного часа на тему:

« Огонь ошибок не прощает»

Цель:

Совершенствование знаний по пожарной безопасности, ознакомление учащихся с законами о пожарной безопасности.

Задачи урока:

Обучающие: изучить правила пожарной безопасности, законы о пожарной безопасности;

Развивающие: умение не теряться в экстремальных ситуациях

Воспитательные: чувство ответственности за пожарную безопасность

Вид используемых на уроке средств ИКТ: Интернет, мультимедийный компьютер,

Раздаточный материал: проверочный тест.

На доске высказывание К.Циолковского « Человеку дан разум и наука на то, чтобы обезопасить себя от всякого бедствия».

План урока

1. Организационный момент. Приветствие.

2. Актуализация темы классного часа. 3. Беседа с бойцом пожарной части. 4.Изучение правил пожарной безопасности. 5.Тестирование.

Ход урока

Вступительное слово: (слайд 1) Жизнь каждого человека бесценна. Важнейшими правами человека является право на жизнь и неприкосновенность. Для того чтобы гарантировать гражданам эти права, в нашем государстве действуют правоохранительные органы, служба спасения, создаются специальные нормативно- правовые акты. Однако очень многое зависит от самих людей. От их стремления соблюдать законы, не причинять вреда друг другу, от их ответственности и неравнодушия, умения предвидеть и распознавать опасности, соблюдать несложные правила безопасности. (слайд 2) Эпиграфом нашего мероприятия будут слова Циолковского: « Человеку дан разум и наука на то, чтобы обезопасить себя от всякого бедствия». Жизнь и безопасность во многом зависят от ответственного отношения к себе и окружающим. Поэтому правила безопасности в школе, на улице, в быту должны стать для вас неотъемлемой частью. Вы часто слышите слово безопасность, как вы думаете. что оно означает? По словарю Ожегова: «Безопасность –это положение, при котором не угрожает опасность кому- нибудь, чему- нибудь.» Речь на уроке пойдет о пожарах. Сообщение о статистике пожаров в мире, подготовленное учеником. (слайд 3.4) Он уничтожает все: имущество, жилище, а иногда забирает и человеческие жизни. Ежегодно на земном шаре возникает свыше 5 миллионов пожаров, гибнет большое количество людей, разрушаются здания и различная техника. На 1 миллион человек в России при пожарах погибает более 100. За 2010 год зарегистрировано 111 301 пожаров, погибло 6 610 человек, из погибших – 235 детей, травмы различной степени тяжести получили 7 643 человека, материальный ущерб от пожаров в городах оценивается в 4 100 690 000 рублей. 80% пожаров происходит в жилье. Гибель и травматизм людей от дыма и огня составляет 9 случаев из 10. Ни для кого не секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей. Сообщение о статистике пожаров на территории России, подготовленное учеником. (слайд 5,6) С начала пожароопасного сезона 2010 года на территории России возникло 23 900 пожаров, что превышает показатель горимости за аналогичный период прошлого года на 24 %. Площадь, пройденная пожарами, составляет более 744 тыс. гектаров. 65 человек (33,9%). Сообщение о статистике пожаров в районе, подготовленное учеником (слайд 10) Учитель: (слайд 11) Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие - пожар. Во все времена люди сталкивались с пожарами. Давайте с вами разберем, что же такое пожар и пожарная безопасность? Пожар – это чрезвычайное происшествие; огонь, вышедший из – под контроля. В 1994 году впервые в России был введен в действие Федеральный закон «О пожарной безопасности». Пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Сообщение ученика: (слайд12) Первые общественные пожарные дружины в России появились в середине девятнадцатого века. Одной из достопримечательностей русских городов стала пожарная каланча. Многие десятилетия каланча была самой высокой точкой города. В течение 19-го века стали выпускать пожарные насосы, складные лестницы, изготовлен первый пожарный автомобиль. Как все – таки правильно называть пожарных – «пожарник» или «пожарный»? Раньше «пожарниками» называли лжепогорельцев, которые прикидывались пострадавшими от огня, чтобы получить милостыню. Сегодня слово «пожарный» означает - «боец пожарной команды» и употребляется чаще в официальной речи, а слово «пожарник» - в разговорной. (слайд 13) Пожарный – это не просто профессия, это особое состояние души. Настоящий пожарный не знает, что такое усталость, не знает слов «не могу». В любое время суток, в любую погоду, в любом состоянии и настроении он готов идти в огонь и в воду. Спасти и помочь. Такая цель стоит перед пожарными России каждый день. Человеческое горе – это то, что они видят перед собой постоянно. Экстремальная ситуация для них – ситуация штатная и каждый день – война, они ежедневно сражаются за людей. Звучит музыка Слайды «пожарные»(слайды 14,15,16) Стихотворение «Пожарный» читает ученик: Людская жизнь в огне проклятом. Трещит он, пламенем клубя. Ребенка крик. Он там – на пятом! Одна надежда – на тебя. И ты пошел, боец пожарный, Забыв на время обо всем. Лишь высота, злой дым угарный, Да схватка с яростным огнем.

Один этаж. Второй. И третий … Рискован, сложен, труден путь. Да разве может страх и трепет Тебя назад сейчас вернуть! А цель близка. Ещё движенье. И пульс стучит в висках тугой И каждый мускул в напряженье – Судьба решается тобой. В том вихре искр, в дыму, в удушье Нашел дитя. Взглянул в глаза … И та доверчивость не душу – Всего, как болью, обожгла. Держа в руках конец веревки, Сказал мальцу: «Держись, сынок!» С богатым опытом сноровки, Вернуть его на землю смог. Все позади. А руки, руки, А обожженное лицо... «Боец, ты вынес столько муки!» «Да что там! Спас, в конце концов». «Нет, ты герой». «Да будет, братцы, Так сделал бы из вас любой». Большая честь – за жизнь сражаться. И подвиг здесь, и долг святой. Учитель: К нам на классный час пришел пожарный …… Вопросы учащихся гостю: Расскажите, пожалуйста, о трудностях вашей профессии. Почему вы выбрали эту профессию? Как долго вы работаете в этой профессии? Учитель: Значительную часть своей жизни вы проводите в своем доме и школе. Нам кажется, что мы в полной безопасности. Назовите причины возникновения пожаров.(слайд 17)

    Непотушенные спички
Небрежность при хранении легковоспламеняющихся материалов
    Нарушение правил пользования электрическими приборами Включение нескольких бытовых приборов в одну розетку Короткое замыкание, возникающее вследствие соединения двух проводников без изоляции Неисправность бытовых газовых приборов Шалости детей: игра спичками, электроприборами и др.
Учитель: Огонь был и остается одним из первых помощников человека. Неосторожное обращение с огнем может стать причиной опасной ситуации. Давайте вспомним,как надо действовать при возникновении пожара? (слайды 19) 1.При пожаре в квартире – проверьте, не остался ли кто-либо в квартире. Вызовите пожарную охрану с помощью взрослых или самостоятельно по телефону «01!» (слайд20) 2. Эвакуация. Покидать задымлённое помещение следует ползком, защитив глаза и органы дыхания, в сторону с наименьшим задымлением. Ни в коем случае не пользуйтесь лифтом. (слайд 21) 3.При пожаре запрещается: тушить огонь до вызова пожарных; выходить через задымленную лестницу; использовать лифт, водосточные трубы, веревки; открывать двери, окна и выпрыгивать из них; тушить водой включенные электроприборы.(Слайд 22) Средства пожаротушения (Слайд18) Скажите, пожалуйста, какие первичные средства пожаротушения вы знаете? (ответы детей). Правильно, молодцы! Это - вода, песок, земля, огнетушители, мыльный раствор, порошок. Однако, не имея одежды, специально предназначенной для тушения пожара – нельзя вступать в схватку с огнем. Учитель: Любой пожар страшен и непредсказуем. К сожалению, пожар в квартире – это не единственная опасность, поджидающая нас дома. Как вести себя при пожаре в школе: - о пожаре сообщить учителю(любому взрослому), - не кричать, - выполнять требования руководителя, -покидать школу вместе с классом, -после выхода из школы не уходить без разрешения и т.д. (слайд 25) Помните, что огонь и дым на лестничной клетке распространяются только снизу вверх. Проходя по задымленным участкам, постарайтесь преодолеть их, задерживая дыхание или закрыв рот и нос влажным платком, полотенцем. Запомните: для эвакуации людей при пожаре пользоваться лифтом опасно! Что нужно знать при вызове пожарной охраны: Телефон пожарной охраны -"01". Необходимо указать место возникновения пожара, наличие угрозы людям, удобный проезд, а также сообщить свою фамилию. В сухую жаркую погоду достаточно одной спички или искры от фейерверка, чтобы лес загорелся. Если невозможно уйти от пожара, войдите в водоем или накройтесь мокрой одеждой.. Пожары опасны тем, что приносят людям громадные убытки, а самое главное – уносят человеческие жизни. С огнем нужно быть предельно осторожными. Когда он используется в управляемой ситуации, многие процессы невозможны без него. Но в руках безответственных людей огонь становится очень опасным. Помните, что от одной непотушенной спички может сгореть целый дом. Лучшая защита от пожара – знание и соблюдение правил пожарной безопасности. Итог: Проверим наши знания,проведем тестирование. (У каждого ученика на парте бланк с тестом) на доске тест дублируется.(слайд 31-34) Результат тестирования на доске. (слайд 35)

Источники: Интернет-ресурсы, периодическая печать, инструкции пожарной безопасности правила эвакуации из школы во время пожара,

приложение Вопросы:

    Вам на новый год подарили замечательные фейерверки и бенгальские огни. Где вы их будите зажигать? (Только на улице, вместе с взрослыми, подальше от легковоспламеняющихся предметов). Дети почувствовали запах дыма и выскочили из квартиры. Внизу в подъезде что-то горело. Младший брат бросился к лифту, а старший схватил его за руку и затащил обратно в квартиру. Кто из них прав? Как правильно поступить в этой ситуации? (Закрыть входную дверь. Позвонить в службу спасения 01, сообщить точный адрес. Закрыть все окна и двери, щели заткнуть мокрыми тряпками. Выключить электричество и газ. Ждать пожарных) На кухне загорелась электрическая проводка. Бабушка начала тушить её водой. Но внук закричал: «Так делать нельзя!» Кто прав? (Внук прав. Электропроводку тушить водой нельзя, так как вода – хороший проводник электрического тока). На женщине, стоящей у газовой плит, загорелась одежда. Дочь бросилась в ванную за водой, а сын тут же закутал мать в свое пальто. Чьи действия в данном случае более правильные? (Сын прав. Чтобы потушить на человеке горящую одежду, рекомендуется закутать его в одеяло или любую плотную ткань). Жители девятиэтажного дома сложили на чердаке старую мебель, газеты, одежду. Правильно они поступили? (Нет. Эти вещи хорошо горят и создают условия для распространения огня). Юные химики проводили опыты дома на кухне. Они заслуживают поощрения за свою страсть к науке? (Нет. Детям не разрешается самостоятельно проводить химические эксперименты).
  1. В личном чулане, расположенном в подвале многоэтажного дома, гражданин хранит бензин для своего скутера. Имеет ли он на это право? (Нет. Легковоспламеняющиеся жидкости запрещается хранить в подвальных помещениях).

    Клиента гостиницы оштрафовали за то, что он нагревал воду в литровой банке, стоящей на толстой книге, на тумбочке. Правильно ли поступила администрация гостиницы? (Да. Запрещается пользоваться электронагревательными приборами без несгораемой подставки).

Государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной школы-интерната VIII вида

ст-цы Николаевской Краснодарского края

Методическая разработка урока – презентации по основам пожарной безопасности для учащихся начальных классов

Учитель начальных классов

ГКС(К)ОУ ОШИ VIII вида

Ст. Николаевской

Краснодарского края

Сергунцова Светлана Юрьевна

Цель:

Показать роль огня в жизни человека;

Выявить причины, приводящие к пожару.

Задачи:

Образовательные.

Формировать у школьников навыки выполнения правил пожарной безопасности;

Закрепить знания о работе пожарной службы.

Расширять знания об истории пожарной службы.

Воспитательные.

Воспитывать чувство любви и гордости за свой народ, стремление приходить на помощь, выручать из беды.

Развивающие.

Развивать творческое мышление, воображение учащихся через образную подачу материала.

Оборудование.

Мультимедийная установка (слайды), плакаты и рисунки на противопожарную тематику.

Спички не тронь,

В спичках – огонь.

Чтобы в ваш дом не пришла беда,

Будьте с огнём осторожны всегда.

Не играй, дружок, со спичкой!

Помни ты, она мала,

Но от спички-невелички

Может дом сгореть дотла.

Выставка книг.

В.К. Гальченко. «Огонь-невидимка»

С.Я. Маршак. «Кошкин дом», «Пожар», Рассказ о неизвестном герое».

Е. Пермяк. «Как огонь воду замуж взял».

К. Чуковский. «Путаница». Л.Н. Толстой. «Пожар», «Пожарные собаки».

Ход урока.

1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Добрый день ребята. Сегодня мы поговорим на такую тему: « Огонь ошибок не прощает».

Цели нашего урока перед вами. Давайте с ними познакомимся .

2.Слово учителя.

Ребята! Слова ОГОНЬ и ПОЖАР вы слышите не первый раз. Давайте обратимся к истории и вспомним, как к людям попал огонь. Кто может ответить на этот вопрос?

(ответы детей)

Да во многом вы правы. Древние люди добывали огонь трением, высекали из камня, но не могли его приручить.

Существует легенда, что подарил людям огонь и научил им пользоваться древнегреческий герой ПРОМЕТЕЙ.

В древние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только, расселившись на земле, были слабыми, пугливыми, бессильными. Они боялись всего, что происходило вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага – люди не варили пищу, не грелись у костра. Была их жизнь холодной и голодной. Пожалел людей своим большим и добрым сердцем титан Прометей, и смело нарушил запрет Зевса. А Зевс запрещал давать людям огонь, хотел обречь на голод и холод. Прометей пробрался во дворец и взял небольшую искру огня, спрятал её в пустом стебле тростника, принёс людям на землю. Он научил людей готовить пищу с помощью огня, отапливать жильё, а со временем люди приручили огонь и научили служить себе. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, они жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Люди научились плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми.

С тех пор огонь стал надёжным другом и товарищем людей. Трудно представить себе отрасль человеческой деятельности, где бы не использовали огонь. Послушайте стихотворение о «добром огне», который служит людям в быту и на производстве.

А без доброго огня

Обойтись нельзя и дня,

Он надёжно дружит с нами:

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя

Поднимает, будто флаг.

Всем огонь хороший нужен.

И за то ему почёт,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь и хлеб печёт.

Л. Куклин.

Давайте подведём итог. В чём огонь помогает человеку? Где используется?

В быту (приготовление пищи, отопление и т.д.), плавка металлов, обжиг кирпича…

Правильно. Можно ещё долго перечислять, как помогает нам огонь. Но случается, когда огонь из верного друга превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами упорного труда.

Он всегда бывает разным, удивительный огонь.

То буяном безобразным, то тихоней из тихонь.

То он змейкой торопливой

По сухой скользит коре, то косматой рыжей гривой

Полыхает на заре.

Да, огонь бывает разный –

Бледно-жёлтый, ярко-красный,

Синий или золотой.

Очень добрый,

Очень злой.

Злой огонь – огонь пожара,

Злой огонь – огонь войны.

От безжалостного жара

Дни темны, поля черны.

Жители земного шара,

Граждане любой страны

Злой огонь гасить должны!

Что же такое пожар?

Статистика показывает, что от 15 до 20 процентов общего количества пожаров происходит по вине школьников: из-за шалости детей с огнём, неправильное обращение с нагревательными приборами. Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров. Каждый третий погибший в огне ребёнок. Мы должны знать о том, что может привести к пожару.

3. Обсуждение слайдов.

А сейчас я предлагаю вам рассмотреть слайды и объяснить правильно ли поступили дети. К чему могут привести эти поступки? Как надо правильно поступать?

Играть со спичками в квартире, доме, разводить костёр на ковре – НЕЛЬЗЯ!

Распылять аэрозоли вблизи открытого огня – НЕЛЬЗЯ. Это может привести к взрыву.

Оставлять горящий костёр – НЕЛЬЗЯ!

Играть с увеличительным стеклом – НЕЛЬЗЯ!

Самостоятельно проводить опыты с неизвестными реактивами – НЕЛЬЗЯ!

Не оставлять без присмотра газовую плиту!

Молодцы, ребята, вы правильно отвечали. А теперь послушайте стихи, которые так и называются «Не шали с огнём!»

Огонёк всегда такой

И хороший и плохой.

Он и светит, он и греет,

И проказничать умеет.

Трое маленьких зайчат

С огоньком сидят, шалят.

Им, зайчатам, невдомёк,

Что опасен огонёк.

Возле газовой плиты

Расшалился – жди беды.

Лучше даже и не стой

Перед газовой плитой!

Каждый знает, что утюг

Добрый, но серьёзный друг.

Тот, кто с утюгом знаком,

Не играет с утюгом.

Кто науку изучает,

Так приборы не включает.

Перегретая розетка –

Загорается нередко.

Чайник всё кипел. Кипел,

И весь выкипеть успел.

И от злости поволок

Чёрный дым на потолок.

У окна,- сказала мать,-

Калорифер не включать!

Поздно,- дочка говорит,-

Занавеска-то горит!

Взгляд лесничего суров:

Здесь не место для костров!

Погасить велел костёр

И закончил разговор.

Чтобы выросла пшеница,

Нужно много потрудиться,

И огня не разжигай

Там, где зреет урожай.

Сено вспыхнет непременно

От соседа – огонька…

А не дашь Бурёнке сена,

Не получишь молока.

Побежал, как ручеёк,

В старой травке огонёк.

Разве скажет кто-нибудь,

Где он свой закончит путь?

Д. Лапина, П. Юрицин.

4. Физкультминутка.

Разминаться нужно!

Руки в стороны и вверх.

Повторяем дружно.

Засиделся ученик –

Разминаться нужно.

(Руки к плечам, вверх,

к плечам, в стороны.)

Мы сначала всем в ответ

Головой покрутим; НЕТ!

(Вращение головой.)

Энергично, как всегда,

Головой покажем: ДА!

Чтоб коленки не скрипели,

Чтобы ножки не болели,

Приседаем глубоко,

Поднимаемся легко.

Раз, два, три, чеканим шаг.

Подаёт учитель знак.

Это значит, что пора

Нам на место сесть. Ура!

5. Из истории пожарной охраны.

Уже в древние времена было известно. Что пожар – явление крайне опасное, жёсткое, враждебное всему живому.

Чем больше застраивалась Русь, тем чаще вспыхивали пожары. И это понятно, ведь на её просторах возводились в основном деревянные скученные постройки. Быт жителей так же способствовал возникновению и распространению пожаров (сальные свечи, отопление по чёрному, освещение лучинами, лампады).

Основные меры борьбы с бытовыми пожарами заключались в строгом ограничении или даже в категорическом запрете пользоваться огнём в летний сухой период и жёстком наказании виновника несчастья.

Первое летописное упоминание о нормативных актах в области пожарной безопасности на Руси относится к 1472г. – времени царствования Ивана III.

В 1497 году Иван III издаёт судебник, который устанавливает систему наказаний за поджёг: «Зажигальщику, животе не дать, казнить его смертной казнью».

В 1549 году был подписан царский указ о мерах пожарной безопасности и обязательных первичных средствах пожаротушения в каждом доме. Этот указ подписал царь Иван Грозный.

№ 14

С 1689 года Пётр Великий приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей.

№ 15

В 1803 году Александр I подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны.

№16

В нашем крае всё началось с пожара 1795 года, когда в Екатеринодаре сгорела одна землянка и выяснилось, что «не имеется во всём городе… водовозных бочек, крючьев и прочего к тому нужного…»Войсковое правительство распорядилось в каждом курене завести по одной бочке с водой на телегах… «ко тушению пожара всегда готовых».

В 1802 году была выделена группа казаков для несения караульной пожарной службы, но не было выделено никакого пожарного инвентаря. Только в 1824 году было издано распоряжение об утверждении пожарного инвентаря.

В 1918 году Екатеринодарская городская пожарная команда состояла из главной пожарной части, 4-й пожарной части, 2-й пожарной части на Сенном базаре.

17 апреля 1918 года был подписан Декрет «О государственных мерах борьбы с огнём». Этот день и стал днём образования пожарной охраны.

6. Рассматривание слайдов. Комментарии.

Сейчас вы посмотрите слайды. На них воспитанники нашей школы в музее пожарной охраны г. Краснодара. На стендах размещён пожарный инвентарь прошлого времени. Здесь можно увидеть конную колесницу, на которой выезжали на пожары. Колокол, который оповещал о том, что где-то случился пожар. Лопаты, крюки, ёмкости для воды, старинный насос, которым в те годы качали воду во время тушения. На слайде №19 наши учащиеся рассматривают пожарный костюм того времени. Все эти экспонаты говорят о том, что работа пожарных не была лёгкой, но они всё равно спешили на помощь погорельцам.

В настоящее время пожарная охрана оснащена новой техникой, высоквалифицированными рабочими кадрами. В случае пожара не надо стучать в колокол, нужно своевременно позвонить по телефону 01 и сообщить о пожаре.

№22

Пожарная техника в настоящее время выглядит так.

7. Работа с пословицами.

Сегодня вы многое узнали об огне, пожаре, поэтому я предлагаю вам обсудить пословицы.

8.Итог урока.

Вот и подошёл к завершению наш урок по пожарной безопасности.

Запомните дети, правила эти.

Читают учащиеся.

С точки зрения пожарной

Он опасен чересчур.

Если сделан из бумаги

Самодельный абажур.

Чтоб он не стал твоим врагом,

Будь осторожен с утюгом.

Не суши бельё над газом,

Все сгорит единым разом!

Когда без присмотра

оставлена печь –

Один уголёк целый

дом может сжечь.

Возле дома и сарая

Разжигать костёр не смей!

Может быть беда большая

Для построек и людей!

Костёр вы бросили в лесу –

И вот несчастье на носу.

Ты о пожаре услыхал –

Скорей об этом дай сигнал!

01 ты набери

И точный адрес сообщи!

Ребята, соблюдение всех правил пожарной безопасности поможет нам сберечь имущество, а зачастую – здоровье и жизнь людей.


Огонь - друг или враг человека?

Внеклассное мероприятие.

Цели: вспомнить правилами пожарной безопасности;

Учить правильным действиям при возникновении пожара и приёмам

Самоспасения;

Учить давать оценку поступкам людей при пожаре и делать выводы.

Оборудование: мультимидийная презентация, план эвакуации из школы,

Знаки пожарной безопасности; памятки.

Ход мероприятия.

I. Организационный момент.

II. Объявление темы и целей занятия.

Учитель. Ребята! Вы должны найти общее во всех четверостишиях и попытаться определить тему занятия.

Дидактическая игра «Это я, это я, это все мои друзья»

* * *

Кто задорный и веселый,

Верность правилам храня,

Бережёт родную школу

От огня?

* * *

Кто поджёг траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор?

* * *

Кто соседской детворе

Объясняет во дворе,

Что игра с огнём недаром

Завершается пожаром?

Учитель. Что объединяет эти четверостишия? Назовите тему нашего занятия.

Дети. Безопасное обращение с огнём (Слайд 1).

Учитель. Прочитайте вопросы, на которые мы должны будем найти ответы в ходе занятия

(Слайд 2)

Огонь – друг или враг человека?

От чего возникает пожар?

Как не допустить его возникновения?

Как себя вести во время возникновения пожара?

III. Рассказ учителя о разновидностях огня.

(Слайд 3)

Отгадайте загадку:

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Целый час, а может - два.

Ты его рукой не тронь,

Искусает всю ладонь. Огонь.

(Слайд 4)

Огонь – давний друг человека. Наши древние предки знали немало секретов и хитростей добывания огня. Они считали его живым существом, «приручали» его, поселяя его в своих пещерах.

Он помогал людям бороться за существование. Он помогал людям готовить пищу. Огонь спасал от холода, помогал в борьбе со страшными хищниками, отпугивая их от пещер и стоянок древнего человека.

(Слайд 5)

Проходили годы. Люди узнавали огонь лучше и лучше. Он стал им другом и помощником. Как и в древности, он согревает нас, помогает готовить пищу. Иногда - на костре в туристическом походе или на рыбалке у реки. А чаще всего на комфортабельной и компактной газовой или электрической плите

(Слайд 6)

Огонь верно служит людям в повседневном быту и на производстве. Есть огромные заводские печи. На хлебозаводе в печах пекут хлеб. На кирпичном заводе обжигают кирпич, из которого строят дома. А в мартеновских печах огонь варит сталь. Из неё делают трубы и станки, автомобили и самолёты.

(Слайд 7)

Топливо сгорает в топках электростанций. Здесь рождается электрический ток. Выходит, что огонь и электрический ток – ближайшие родственники. Ток освещает наши дома, улицы, по его линиям движутся трамваи и троллейбусы.

Электрическим током «питаются» и гигантские заводы, и работающие в нашей квартирах телевизоры, радиоприёмники, пылесосы, утюги, холодильники…

(Слайд 8)

Заглядывает утром в твоё окошко ласковый лучик солнца. Что такое солнце? Это – тоже огонь.

(Слайд 9)

Оно – огромный раскалённый шар, в котором сгорают газы, в основном водород, неся нам тепло и свет. Без этого огня не было бы жизни на нашей

планете.

(Слайд 10)

Сила у друга – огня – большая - пребольшая! Но если этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь из верного друга превращается в беспощадного недруга, уничтожающего всё на своем пути.

Самый ужасный, самый опасный огонь – это огонь войны.

(Слайд 11)

Он уносит человеческие жизни, стирает с лица земли большие города и маленькие деревни.

(Слайд 12)

В мирное время огонь, выйдя из повиновения, может уничтожить и дом, и деревню, и лес.

(Слайд 13) Дети:

Да, огонь бывает разный,

Бледно-желтый, ярко-красный,

Синий или золотой,

Огонь добрый, огонь злой.

Злой огонь - огонь пожара,

Злой огонь - огонь войны!

От безжалостного жара

Дни темны, поля черны.

Жители земного шара,

Граждане любой страны

Злой огонь гасить должны! Е. Ильин

(Слайд 14)

Отгадайте ребус (пожар).

IV. Рассказ о причинах возникновения пожара.

Учитель. С незапамятных времён огонь был спутником человека, верно служил ему: согревал, защищал от диких животных, помогал готовить пищу. И сегодня в праздники, в будни он согревает и кормит нас. Но огонь бывает смертельно опасным, когда забывают об осторожном обращении с ним. По этой причине исчезли в языках пламени города, бесценные творения искусства, созданные миллионами людей. Огонь, выходя из повиновения, не случайность, а результат легкомыслия и беспечности людей.

Где та грань, когда огонь перестаёт быть другом и становится врагом человека? Что такое пожар?

Пожар - это неконтролируемое горение, причиняющее материальный

ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества.

(Слайд 15) Почему возникает пожар?

  • Нарушение правил пожарной безопасности при устройстве и эксплуатации печей, неисправность дымоходов.
  • Нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми и электронагревательными приборами.

(Слайд 16)

  • Нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей.
  • Утечка газа.
  • Детские шалости

(Слайд 17)

  • Беспечность, небрежность и просто недисциплинированность при обращении с огнём.
  • Неосторожное обращение с пиротехническими изделиями.

Дети. Люди перестают быть осторожными с огнём.

Учитель. Какие примеры, известные вам, подтверждают это? (Ответы детей).

С треском, щелканьем и громом

Встал огонь над новым домом.

Что за дым над головой?

Что за мрак стоит кругом?

Ставит лестницы команда,

От огня спасает дом.

Дети. С. В. Михалков «Дядя Степа».

(Слайд 18)

По какой бы причине не возник пожар, вы должны позвонить в пожарную службу по телефону «01» и немедленно сообщить о пожаре взрослым.

(Слайд 19)

- Запомните правила, которые помогут вам избежать несчастья:

  • Не балуйся с источниками огня (спичками, свечками, зажигалками) – это основная причина пожара.
  • Уходя из дома, не забывай выключать электроприборы.
  • Ни в коем случае не зажигай без взрослых фейерверки, свечи или бенгальские огни.

V. Знакомство с правилами поведения при пожаре

(Слайд 20).

В случае возникновения пожара, нужно действовать следующим образом:

  • Обнаружив пожар, позвони в пожарную службу по номеру - 01
  • Позвонив пожарным, ты должен четко сказать свою фамилию и адрес, а также объяснить, что и где горит.
  • Предупреди о пожаре соседей, если необходимо, они помогут тебе вызвать пожарных.
  • При пожаре нельзя прятаться под кровать, в шкаф, под ванну – лучше совсем убежать из квартиры или из дома.
  • Помни: дым гораздо опаснее огня. Если чувствуешь, что задыхаешься, закрой нос и рот мокрой тряпкой, ляг на пол и ползи к выходу – внизу дыма меньше.
  • Ожидая приезда пожарных, старайся сохранять спокойствие: тебя обязательно спасут.

Учитель. Какова последовательность действий при пожаре в школе?

(Слайд 21).

1. Тревога.

2. Вызов пожарной охраны.

3. Эвакуация.

4. Сбор.

5. Перекличка.

Учитель. В школе много людей. Если все они будут эвакуироваться через одни двери, что может случиться?

Дети. Давка.

Учитель. Как её избежать? Где у нас в школе висит план эвакуации?

(Слайд 22).

Что на нём показано стрелками? По какому пути мы будем выходить? (Ответы детей.)

Учитель. Чем можно тушить огонь?

(Слайд 23)

Пучком из веток, землей - это подручные средства, к ним также относятся вода, песок, одеяло. Есть и специальные средства: топор, багор, ведро, огнетушитель.

(Слайд 24)

Где вы видели эти предметы у нас в школе?

(Слайд 25)

VI. Знакомство с работой пожарных

(Слайд 26).

Учитель. Когда случается пожар, на помощь приходят пожарные.

Быть пожарным – очень опасная и рискованная профессия. Какими качествами должен обладать пожарный?

Прежде всего, способностью к самопожертвованию, отвагой, мужеством, физической силой, ловкостью, профессионализмом.

Пожарное дело - для крепких парней,

Пожарное дело - спасение людей,

Пожарное дело - отвага и честь,

Пожарное дело - так было и есть!

(Слайды 27, 28, 29)

Самое эффективное средство - это пожарная машина. Ещё есть пожарный поезд, пожарные вертолёты и самолёты. В нужный момент они всегда помогут нам.

За мужество и героизм пожарных награждают медалями и орденами (Слайд 30)

Вспомним нашу экскурсию в пожарную часть г.Белореченска

(Слайд 31, 32)

VII. Итог занятия.

Учитель. Пожар легче предупредить, чем потушить. Существуют знаки пожарной безопасности. Дети рассматривают знаки, объясняют, что они обозначают.

Ответы на вопросы, поставленные в начале занятия

(Слайд 33)

Учащиеся получают памятки.

ПАМЯТКА

Помни, каждый гражданин, при пожаре не сидим, набираем: 01.

Не устраивай игр со спичками.

Не пользуйся неисправными электроприборами, не оставляй их без

Присмотра.

Все горючие жидкости и воспламеняющиеся материалы не храни вблизи

Огня и нагревательных приборов.

Не украшай ёлку свечами. Не пользуйся вблизи ёлки бенгальскими огнями,

Хлопушками.