Государственный строй и правовое положение населения в период образования централизованного русского государства. Правовое положение населения в Московском государстве в конце XV - первой половине XVII в

Крупнейшим феодалом был великий князь. Он владел дворцовыми землями, которые принадлежали ему и его семье непосредственно, и черносошными (чернотяглыми) землями, которые принадлежали князю как главе государства. Крестьяне Дворцовых земель несли оброк (барщину) и управлялись дворцовыми слугами, а крестьяне черносошных земель несли повинности в пользу великокняжеской власти и управлялись его наместниками.

Удельные князья по мере централизации государства и подчинения княжеств Московскому великому князю становились крупными вотчинниками, а затем подданными великого князя, обязанными ему службой.

Бояре - крупные землевладельцы - также были вассалами, а затем и подданными великого князя.

Бояре возглавляли Государев двор, представлявший собой военно-административную корпорацию, выросшую из дружины времен Древнерусского государства. В середине XV в. этот орган разделился на Дворец - хозяйственно-административную организацию, обеспечивавшую нужды великого князя и его семьи, и Двор, ставший организационным ядром вооруженных сил Московского княжества.

В рассматриваемый период происходят разрушение вассальных отношений и замена их службой великому князю. По мере объединения земель и укрепления великокняжеской власти изменялся правовой статус бояр: было отменено право отъезда к другому сюзерену, вотчины стали приобретать характер условного землевладения, были сокращены феодальные иммунитет и привилегии.

Бояре входили в состав Боярской думы, занимали важнейшие должности в системе органов управления государством, в вооруженных силах и т. д. Однако с возрастанием роли дворян влияние бояр постепенно уменьшалось. Уравнение вотчин и поместий сблизило эти социальные группы.

Дворяне представляли собой служилое сословие. Они владели землей на поместном праве, т. е. условно, за службу и на время службы. Владельцы поместных земель не могли их отчуждать и передавать по наследству, не входили в Боярскую думу, не могли получать высшие чины в дворцовом управлении и быть Наместниками.

Постепенно дворянство становилось все более многочисленным сословием, связанным с великокняжеской властью и становившимся ее важной политической опорой. Дворянство было заинтересовано в усилении власти единого государя, равно как и великий князь был заинтересован в поддержке такой многочисленной социальной группы.

Монастыри и церковь в XV-XVII вв. являлись одними из крупнейших землевладельцев - они владели 1/3 земель в Русском государстве. Духовенство становится влиятельной политической силой и связывает свою политику с великим князем, с идеологией самодержавного государства.

Духовенство разделялось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). Церковные феодалы пользовались определенными привилегиями- не платили государевых податей, подлежали только церковному суду, их жизнь и имущество защищались усиленными мерами наказания и т. д.

В начале XVI в. иммунитеты были ограничены: земли монастырей и церквей перестали освобождать от уплаты податей, из юрисдикции церковного суда изъяли дела о наиболее тяжких преступлениях и др. Была сделана попытка ограничить рост церковно-монастырского землевладения, поставлен вопрос о секуляризации церковных земель.

Городское население получило название посадские люди. Рост городов, развитие ремесленного производства и торговли привели к увеличению численности городского населения.

Складывалась следующая иерархия посадского населения:

* гости и гостиная сотня - крупные купцы;

* суконная сотня, черная сотня - средние и мелкие торговцы;

* слободы - ремесленные кварталы и цехи.

Часть торгово-ремесленных дворов в городе, находившихся в собственности духовных и светских феодалов, освобождалась от государственного тягла. Великокняжеская власть делала попытки ограничить влияние бояр и монастырей в городах и усилить власть государевой администрации. Но проблема взаимоотношений жителей посада и феодалов в целом была решена только в 1649 г.

Крестьяне подразделялись на следующие основные группы: чернотяглые (черносошные), дворцовые и частновладельческие.

Государственный строй. Московское государство в период объединения оставалось раннефеодальной монархией, однако с течением времени положение постепенно менялось: изменилась природа отношений между великим и удельными князьями, в начале XV в. установился порядок, по которому удельные князья были обязаны подчиняться великому князю просто в силу его положения.

Главой Русского государства был великий князь, который обладал широким кругом прав. Он издавал законы, осуществлял государственное руководство, имел судебные полномочия, при этом реальная княжеская власть с течением времени усиливалась и изменялась. С падением ига Золотой Орды великие князья стали юридически независимыми, суверенными государями.

Совет при князе к XV в. трансформировал в Боярскую думу. Боярская дума отличалась от прежнего совета большей юридической и организационной оформленностью. В Думу входили так называемые думные чины – введенные бояре и окольничьи. Хотя великий князь не обязан был считаться с мнением Думы, фактически все его решения должны были одобряться боярством. С течением времени великие князья все больше подчиняли себе Боярскую думу.

Правовое положение населения. В XV в. в связи с усилением процесса централизации изменились состав и положение боярства. Князья оттеснили на второй план старинное московское боярство, термин «боярин» стал означать придворный чин, который жаловал великий князь (введенные бояре). Вторым придворным чином стал чин окольничего, его получила основная масса прежнего боярства. Верхушку класса феодалов составляли служилые князья – бывшие удельные князья, потерявшие самостоятельность, но сохранившие собственность на землю. Средними и мелкими феодалами были слуги вольные и дети боярские, которые несли службу великому князю.

Сельское зависимое население именовалось сиротами, но в XIV в. этот термин вытеснялся новым – «крестьяне» (от «христиане»). Крестьянство делилось на две категории: владельческие (жившие на землях, принадлежащих помещикам и вотчинникам) и черно-тяглые (жившие на остальных, не отданных какому-нибудь феодалу землях). Судебник 1497 г. положил начало всеобщему закрепощению крестьян, установив, что крестьяне могут уходить от своих господ только в Юрьев день (26 ноября), за неделю до него и неделю после него. При этом крестьянин должен был уплатить определенную сумму – пожилое.

Монголо-татарское иго привело к сокращению численного состава холопов на Руси. Холопы подразделялись на несколько групп: большие холопы (княжеские и боярские слуги, иногда занимавшие высокие посты), полные и докладные холопы (работники в хозяйстве феодала в качестве прислуги, ремесленников, землепашцев). Постепенно стирались грани между холопами и крестьянами, холопы получали некоторые имущественные и личные права, а закрепощенные крестьяне все больше их теряли.

История государства и права России Пашкевич Дмитрий

7. Государственный строй и правовое положение населения в период образования централизованного Русского государства

Государственный строй. Московское государство в период объединения оставалось раннефеодальной монархией, однако с течением времени положение постепенно менялось: изменилась природа отношений между великим и удельными князьями, в начале XV в. установился порядок, по которому удельные князья были обязаны подчиняться великому князю просто в силу его положения.

Главой Русского государства был великий князь, который обладал широким кругом прав. Он издавал законы, осуществлял государственное руководство, имел судебные полномочия, при этом реальная княжеская власть с течением времени усиливалась и изменялась. С падением ига Золотой Орды великие князья стали юридически независимыми, суверенными государями.

Совет при князе к XV в. трансформировал в Боярскую думу. Боярская дума отличалась от прежнего совета большей юридической и организационной оформленностью. В Думу входили так называемые думные чины – введенные бояре и окольничьи. Хотя великий князь не обязан был считаться с мнением Думы, фактически все его решения должны были одобряться боярством. С течением времени великие князья все больше подчиняли себе Боярскую думу.

Правовое положение населения. В XV в. в связи с усилением процесса централизации изменились состав и положение боярства. Князья оттеснили на второй план старинное московское боярство, термин «боярин» стал означать придворный чин, который жаловал великий князь (введенные бояре). Вторым придворным чином стал чин окольничего, его получила основная масса прежнего боярства. Верхушку класса феодалов составляли служилые князья – бывшие удельные князья, потерявшие самостоятельность, но сохранившие собственность на землю. Средними и мелкими феодалами были слуги вольные и дети боярские, которые несли службу великому князю.

Сельское зависимое население именовалось сиротами, но в XIV в. этот термин вытеснялся новым – «крестьяне» (от «христиане»). Крестьянство делилось на две категории: владельческие (жившие на землях, принадлежащих помещикам и вотчинникам) и черно-тяглые (жившие на остальных, не отданных какому-нибудь феодалу землях). Судебник 1497 г. положил начало всеобщему закрепощению крестьян, установив, что крестьяне могут уходить от своих господ только в Юрьев день (26 ноября), за неделю до него и неделю после него. При этом крестьянин должен был уплатить определенную сумму – пожилое.

Монголо-татарское иго привело к сокращению численного состава холопов на Руси. Холопы подразделялись на несколько групп: большие холопы (княжеские и боярские слуги, иногда занимавшие высокие посты), полные и докладные холопы (работники в хозяйстве феодала в качестве прислуги, ремесленников, землепашцев). Постепенно стирались грани между холопами и крестьянами, холопы получали некоторые имущественные и личные права, а закрепощенные крестьяне все больше их теряли.

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

7.51. Пунктуация и синтаксический строй русского языка К «грамматическим» знакам препинания можно отнести такие знаки, как точка, фиксирующая конец предложения, знаки на стыке частей сложного предложения; знаки, выделяющие функционально разнообразные конструкции,

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Уголовно-исполнительное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Международное частное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Спецслужбы Российской Империи [Уникальная энциклопедия] автора Колпакиди Александр Иванович

Из книги Энциклопедия юриста автора

Из книги История государства и права России автора Пашкевич Дмитрий

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги автора

Государственный строй ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ - понятие, используемое в конституционном праве чаще всего в широком смысле: охватывает отраженные в конституции основы устройства общества и государства, характер политических отношений и организацию власти в данной

Из книги автора

4. Государственный строй Древнерусского государства. Система государственных органов власти Древней Руси. Правовое положение населения Киевской Руси Древнерусское государство было монархией, во главе которой стоял великий князь. Ему принадлежала верховная

Из книги автора

11. Сословно-представительная монархия в России. Правовое положение основных категорий населения Предпосылками возникновения сословно-представительной монархии является борьба великих князей и царей за дальнейшее укрепление централизованного государства. Власть

Из книги автора

12. Государственный строй в период сословно-представительной монархии. Приказная система управления Государственный строй. Единственной формой правления утверждалась монархия, при этом статус монарха меняется. Иван IV провозгласил себя царем, что отражает

Из книги автора

19. Правовое положение крестьян в России в период абсолютной монархии В период абсолютной монархии процесс закрепощения крестьян завершался. Соборное уложение 1649 г. отменило урочные лета и установило бессрочный розыск беглых крестьян. В этот период крепостное право

Из книги автора

Из книги автора

Формирование централизованного многонационального государства Образование централизованного государства на Руси – процесс длительный и сложный. Он начался в конце XIII в. и отчётливо проявился в первые десятилетия XIV в., а XV век стал в этом процессе важнейшей

Характеризуя общественный строй, следует выделить ряд моментов:

  • 1. Изменяется состав класса феодалов. Появляется группа служилых князей (княжата), составлявших феодальную верхушку. Это бывшие удельные князья, которые после присоединения их уделов к Московскому государству потеряли свою самостоятельность, но сохранили право собственности на землю.
  • 2. В этот период меняется смысл самого термина «боярин». Он означает не только принадлежность к определенной социальной группе, но и придворный чин, который жаловал Великий князь (введенные бояре). Вторым придворным чином стал чин окольничего.
  • 3. Формируется новая социальная группа дворянство. Это мелкие феодалы, наделявшиеся Великим князем землей под условием несения службы, прежде всего военной. Дворяне нуждались в сильной власти для защиты своих интересов. Поэтому они становятся опорой великокняжеской власти.
  • 4. Существенные изменения происходят и в правовом положении крестьянства. Крестьяне делились на две категории: чернотяглые крестьяне, не находившиеся в зависимости от какого-либо конкретного владельца -- феодала; владельческие, которые жили на землях, принадлежавших тому или иному вотчиннику или помещику. Последние состояли из старожильцев, серебренников, новоприходцев, половников, бобылей.

До 1497 г. владельческие крестьяне могли переходить от одного хозяина к другому в любое время. Судебник 1497 г. ограничил это право, установив, что крестьяне могут уходить от своих господ только в Юрьев день (26 ноября), за неделю до него и неделю после. При этом крестьянин должен был уплатить определенную сумму -- пожилое.

В исторической литературе утвердилось мнение, что Судебник 1497 г. знаменует собой начало процесса формирования крепостного права в России. Общеизвестно, что статья 57 ограничивает право перехода крестьянина от одного владельца земли к другому двумя неделями (за неделю до Юрьева дня и неделю спустя). Анализ содержания этой и других статей Судебника, в которых говорится о крестьянах- земледельцах и холопах, дает основание составить определенное представление об их правовом статусе в конце ХV столетия. Раскрывая юридические аспекты положения о «крестьянском отказе», необходимо учитывать, что в отечественной историко-правовой науке существует взгляд, оспаривающий оценку Юрьева дня как начала закрепощения крестьянства. По мнению ряда авторов (В.А.Рогова, А.Н.Сахарова), Юрьев день есть форма хозяйственных отношений государства и населения в условиях повышенных потребностей страны в налоговых поступлениях от крестьянства. Судебник 1497 г., унифицировав порядок перехода, узаконил традиционное на Руси право свободы передвижения земледельческого населения. При этом устанавливается довольно простой и эффективный механизм взимания налогов, учитывающий финансовые возможности крестьянина. В статье 63 указывается, что крестьяне могут обращаться в суд на помещика с жалобами о земельных наделах.

Правовое положение холопа конца ХV в. следует рассматривать сквозь призму процесса сближения его имущественного положения с крестьянским. В это время холоп полностью теряет статус раба. Получает правовое оформление новое явление -- кабальное холопство, когда лицо служит за долги или проценты. Согласно статье 56, холоп, бежавший из плена, получал свободу. Практиковался отпуск холопов на волю после смерти господина.

В период образования централизованного Русского государства происходили довольно существенные изменения и в общественных отношениях. Особенно это касалось феодальной собственности на землю и правового статуса основных группировок господствующего класса феодалов.

Общественный строй государства складывается из положения его населения. Россия в XV–XVI вв. была феодальным государством.

Выделялись :

1) служилые люди по отечеству :

а) думные чины (бояре, окольничие, думные дворяне);

б) московские служилые чины (стольники, стряпчие, дворяне московские, жильцы);

в) городские служилые чины (выбор, дети боярские дворовые, дети боярские городовые);

2) служилые люди по прибору – военные;

3) тяглые городские :

а) посадские московские чины (гости, гостиная сотня, суконная сотня, черные слободы и сотни московские);

б) посадские городовые чины (лучшие люди, средние люди, молодшие люди);

4) тяглые уездные – крестьяне черные и дворцовые (крестьяне, бобыли, захребетники или безвытные, крепостные).

Бояре – это служилые люди государя. Чин боярина можно было получить только за службу. За проступки царь мог взять боярский чин обратно.

Образовалось местничество привилегированное положение тех, кто на службу пришел раньше.

По своему положению бояре – вторые лица в государстве. Суд Великого князя чинили бояре.

Высшие боярские должности :

1) конюший (в случае смерти царя сам мог им стать);

2) дворецкий (т. е. главный управитель всего дворцового имущества);

3) оружейничий (заведовал военным хозяйством царства).

Служба дворян и детей бояр проходила пропорционально верстанию.

Верстание – это предоставление поместного и денежного оклада за государственную службу и на ее срок.

Тяглое население – это все юридически свободное население Московского царства.

Разряды тяглого населения :

1) городское (посадское, посаженное);

2) сельское.

Классы тягловой службы :

1) высшие: военная и административная;

2) низшие: финансовая, крепостных.

Все крестьяне прикреплялись к земле. Их отношения с государством регулировались «порядной записью», по которым крестьянин становился вытным (от выть – «податный участок земли»). Крестьяне объединялись в общины. Вытный платил оброк общине.

Вытные – свободные крестьяне, они могли взять в батраки других безземельных (захребетников), которые в последующем в случае долга хозяину постепенно превращались в крепостных, юридически зависимых.

Полувытчики – бобыли или казаки, они несли половину тягла.

Переход их из одной общины в другую осуществлялся в следующем порядке:

1) переход возможен только в Юрьев день (в этом случае уплачивалось пожилое);

2) переходили с согласия другой общины;

3) при выходе надо выплачивать окуп.

Правовое положение черно-тяглового населения было таким же как у служилых. Они могли покупать землю в поместья и вотчины.

Зависимость крестьян начала складываться не только из нерасплатившихся должников, но и из института холопства.

Выделялось кабальное холопство – это люди, заключившие договор о продаже себя в холопы на неопределенный срок. Продажа могла касаться лично этого лица либо его и членов его семьи. Холопы лично и экономически зависели от хозяина.