Новый закон о штрафстоянке 1 сентября. В России вступили в силу новые правила эвакуации автомобилей — Российская газета


Наша многоуважаемая Дума под занавес своей деятельности в существующем составе преподнесла подарок автомобилистам России. Приняла наконец в третьем чтении изменения в статью 27.13 КОАП РФ о задержании транспортного средства. В результате, СМИ передали такое сообщение:
«Москва. 23 июня. INTERFAX.RU - Президент России Владимир Путин подписал закон, согласно которому перемещение и хранение эвакуированного автомобиля оплачиваются водителем по тарифам, которые установлены субъектом РФ в соответствии с методическими указаниями, утвержденными ФАС России.»


«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.06.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2016)

КоАП РФ, Статья 27.13. Задержание транспортного средства

Статья содержит 12 пунктов, изменению подверглись шесть из них. Попытался разобрался в сути поправок, как водитель, как человек, которого коснется КОАП если уволокут машину.

Здесь все понятно: «причесали» начало текста, а заодно и отметили профилактическую роль правоохранительных органов.

Вполне понятное изменение. Прекращение задержания и возвращение транспортного средства – понятия разные. Теперь инспектор ДПС не только прекращает процесс эвакуации, но и возвращает автомобиль водителю. Дополнение скорее для «буквоедов».



Очень важное дополнение. В нем указано, что водитель, прибыв на спец. стоянку должен незамедлительно получить на руки копию протокола для получения автомобиля. На деле, протокол инспектор ДПС начинает писать после того, как поймет, что договориться «на месте» с водителем не удастся, и взятки не будет. Конечно, этот пункт раньше не выполнялся, думаю, не будет исполняться и сейчас.



Здесь прописано главное право водителя, получить свой автомобиль незамедлительно (после устранения причины их задержания). Водитель может обжаловать действия властей, предварительно не оплачивая спорный процесс эвакуации.



Этот пункт для меня малозначим. Наряд ли тарифы на услуги эвакуации изменятся в меньшую сторону от того, что их будут рекомендовать «уполномоченные федеральные органы».



А это для водителя вообще пункт, скорее литературный. Здесь нам объясняют из чьего бюджета будет произведена оплата в случае прекращения производства по административному делу. Этот пункт меня заинтересовал меньше всего.

Вот и все изменения. Приведенные поправки, по моему мнению, направлены на попытку втиснуть бизнес по краже автомобилей граждан в правовое поле.
Образно говоря, ошейник не сняли, но цепь теперь длиннее, миска с едой дальше. И гавкай сколько хочешь. Вот не верю я, что можно реально что-то кому-то доказать, что невиновен, и автомобиль стоял без нарушения.
Изменения вступают в силу с 1 сентября этого года. Ждем составленных на месте эвакуации протоколов и немедленного возврата машин, ждать недолго.

С 1 сентября 2016г. водитель не должен, перед тем как забрать машину со штрафстоянки сразу же оплачивать услуги эвакуатора. Он их может оплатить как и штраф, в течение 70 дней, если согласен с вынесенным в отношении него постановлением. А если не согласен, то может обжаловать постановление. По новому закону забрать свою машину со штрафстоянки можно сразу после устранения причин её задержания — ст. 27.13 КоАП РФ. На 2 сентября 2016г. эвакуация в Санкт-Петербурге стоит 2 тысячи 700 рублей, а штрафстоянка 32 рубля в час., но хотят увеличить.

Если вы не обнаружили автомобиль, где его припарковали, то в Санкт-Петербурге надо позвонить по номеру 004 и вам сообщат, на какую штрафстоянку автомобиль эвакуировали и в какое отделение ГИБДД необходимо ехать за документами, чтобы его вызволить из плена. Узнав отдел ГИБДД, с документами на автомобиль отправляетесь туда и получаете протокол о задержании ТС, акт-разрешение на возврат автомобиля и квитанцию на оплату штрафа. Далее отправляетесь на штрафстоянку и забираете свой автомобиль. Это смогут сделать собственник автомобиля, владелец или их представитель (адвокат по ДТП) или лицо, имеющее при себе документы, необходимые для управления данным транспортом.

Эвакуировать могут за:

  1. Отсутствие документов на транспортное средство (ПТС);

Эвакуация за отсутствие водительских прав отменена. Инспектор ГИБДД должен проверить по базе данных наличие прав у водителя. Забывший права водитель получит штраф в 500 руб., а если инспектор установит, что водитель лишён прав, то эвакуация.

2. Неисправности автомобиля, при которых запрещено эксплуатировать ТС;

3. Управление автомобилем любой категории, прав на которую нет, либо водитель лишен этого права;

4. Управление ТС в состоянии опьянения;

5. Отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

6. Неправильная остановка или стоянка на проезжей части.

При нарушении требований знаков, запрещающих остановку или стоянку эвакуировать можно, только если запрещающий знак установлен с табличкой 8.24 «Работает эвакуатор» — часть 1 статьи 27.13 КоАП РФ.

7. Стоянка и остановка в нарушение ПДД РФ для стоянки инвалидов является основанием для эвакуации, а штраф за такое нарушение составит 5000 рублей. За незаконно прикрепленный знак «Инвалид» штраф в 500 рублей

С 19 июня 2015г. действуют новые правила эвакуации. Теперь инспектор ГИБДД остаётся на месте задержания до начала движения эвакуатора с погруженным автомобилем — часть 3 статьи 27.13 КоАП РФ. Если автомобиль эвакуируют в вашем присутствии, вам следует объяснить сотруднику ГИБДД законность своих требований о возврате автомобиля со ссылкой на ст. 27.13 КоАП рФ и п. 147.1 Административного регламента МВД России, где разъяснено, что задержание транспортного средства прекращается непосредственно на месте задержания транспортного средства в присутствии лица, которое может управлять данным транспортным средством в соответствии с Правилами дорожного движения, если причина задержания транспортного средства устранена до начала движения эвакуатора на специализированную стоянку. Например: если проблема заключалась в неправильной парковке, то вам достаточно переместить свою машину в другое место и необходимость эвакуации автомобиля отпадает.

За нарушение требования вернуть транспортное средство до начала движения эвакуатора на должностных лиц вводится штраф 20000 рублей – ст. 20.35 КоАП РФ.

Если автомобиль всё же хотят эвакуировать в вашем присутствии, адвокат по ДТП советуем зафиксировать в протоколе об административном правонарушении свое намерение переставить машину до начала эвакуации и готовность уплатить административный штраф за неправильную парковку, а также факт, того что инспектор ГИБДД отказывается вернуть вам транспортное средство. Если есть возможность снимите процесс эвакуации на видео, заранее предупредив о своем намерении фиксировать все действия (ст. 55 ГПК РФ, ст. 152.1 ГК РФ). А также привлеките свидетелей, указав их в протоколе, которые потом смогут подтвердить, что сотрудник ГИБДД и эвакуатор действовали с превышением своих полномочий. В последующем всё это поможет доказать незаконность эвакуации.

Госдума приняла во втором чтении законопроект, который предполагает возврат эвакуированного автомобиля до оплаты стоимости перемещения, сообщает «Коммерсантъ» . Соответствующий документ был разработан «Единой Россией» и правительством РФ. Как рассказал депутат Госдумы Вячеслав Лысаков, поправки к КоАП вскоре примут в третьем чтении, которое состоится в мае-июне, а уже с 1 сентября 2016 года законопроект вступит в силу.

Нововведение должно значительно упростить возврат машины, припаркованной не по правилам и эвакуированной на спецстоянку. С 1 сентября водителю позволят оплачивать стоимость эвакуации после возвращения ему эвакуированного автомобиля. Владельцу машины нужно будет оплатить перемещение машины в срок, предусмотренный статьей 32.2 кодекса, то есть не позднее 70 дней со дня вступления в силу постановления о наложении административного штрафа. 10 дней дается гражданину на оспаривание решения инспектора, еще 60 дней – на уплату штрафа.

Система постоплаты за эвакуацию позволит водителю не только быстрее забрать машину, но и упростит процедуру оспаривания нарушения в случаях, когда автовладелец считает эвакуацию неправомерной, поскольку в таком случае ему не придет заниматься возвращением уже уплаченных средств. Кроме того, постоплата облегчит положение иногородних водителей или тех, кто оказался в затруднительной финансовой ситуации.

Как пояснил сайт юрист издательского дома «За рулем» Сергей Смирнов, перейти к постоплате эвакуации вполне возможно, так как с точки зрения закона задержание транспортного средства является обеспечительной мерой производства по делу об административном правонарушении. «Эвакуация применяется для того, чтобы устранить правонарушение. Задержание автомобиля проводится до момента устранения причины задержания. Как только машину забрали на штрафстоянку, правонарушение было устранено», – объясняет эксперт. Другое дело, отмечает юрист, что КоАП РФ не содержит четкого описания последовательности действий, чем и пользуется столичная служба эвакуации, задерживая машину до оплаты расходов на эвакуацию и хранение.

Столичный департамент транспорта выступает против нововведения, поскольку чиновники опасаются, что система постоплаты резко снизит сборы эвакуаторщиков и вынудит их заниматься принудительным взысканием средств с нарушителей. Вячеслав Лысаков отмечает, что к неплательщикам будут применяться стандартные механизмы взыскания вплоть до обращения судебные органы. По решению суда неплательщикам будут ограничивать возможность выезда за границу и могут даже лишить прав до уплаты всех долгов.

Еще одно нововведение, которое предлагает законопроект, касается изменения методики расчета стоимости эвакуации. Если сейчас стоимость перемещения и хранения задержанного транспорта регулируется региональными законами, то в случае принятия закона она будет утверждаться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Однако четкого ответа на вопрос о том, кем и на основании каких нормативных актов будет производиться расчет, законопроект пока не дает.

О необходимости принятия единой методики расчета правозащитники говорили уже давно. Отсутствие такой методики приводит к тому, что местные органы власти устанавливают свои правила, заявлял ранее сайт Вячеслав Лысаков. Четкой нормативно-правовой базы, которая бы определяла как тарифы, так и порядок эвакуации, в России до сих пор не было. «В Москве эвакуаторы работают по одним правилам, в других города – по другим. Нужны четкие рамки, тогда все региональные органы власти будут принимать законы, соответствующие федеральным, в соответствии с этой методикой, а не изобретать велосипед», – отметил парламентарий.

Сейчас стоимость эвакуации в Москве зависит от мощности автомобиля. При рассмотрении проекта в первом чтении представитель Федеральной службы по тарифам (ФТС) отмечал, что эта сумма должна зависеть от массы машины. Аналогичное предложение выдвигал и автор законопроекта Вячеслав Лысаков, предлагая привязывать стоимость оплаты или к размерам, или к массе, поскольку именно от массы машины зависит расход топлива и износ механизмов эвакуатора.

Изначально предполагалось, что установкой и регулированием стоимости эвакуации будет заниматься именно ФТС, но летом служба была упразднена, а ее функции перешли к Федеральной антимонопольной службе (ФАС), которая теперь занимается разработкой методик расчета.

Фото: Anton Belitsky / Global Look Press