Всероссийская забастовка расколола организации дальнобойщиков. «Мы протестуем против коррупции». Что заставило дальнобойщиков выйти на всероссийскую забастовку

В России набирает обороты забастовка дальнобойщиков-частников, которые протестуют против несправедливой платы за использование дорог, которая съедает большую часть их дохода, передает УКРОП со ссылкой на postimees.ee.

Протест, начавшийся, как обычное выражение недовольства, все больше превращается в политическую акцию.

К водителям, держащим сидячую забастовку в торговом центре бывшего научного городка Реутов, неподалеку от Москвы, подходит дама в годах. «Я же понимаю, что вы бастуете за нас за всех», — говорит они и отдает мужчинам пятитысячную купюру (80 евро). Мужчины отказываются, они понимаю, что это, как минимум, четверть пенсии тетушки. «Нет, не нужно, это мой вклад в вашу поддержку», — заявляет она решительно и уходит.«Если бы все поняли, что наше вымирание на пользу только крупному бизнесу, которое приведет к подорожанию товаров для всех», — говорит Сергей Рудаметкин, водитель-дальнобойщик и представитель Общества перевозчиков товаров России (ОПР) в московском регионе.

Забастовка дальнобойщиков-частников, которая в течение многих недель продолжается по всей России, выражает протест против системы взимания платы за использование дорог, которую ввели осенью 2015 году и окрестили «Платон». По этой системе, грузовые машины в обязательном порядке должны оплачивать каждый, пройденный по федеральной трассе километр.

Системой управляет фирма сына друга детства Путина и прежнего партнера по тренировкам, сегодня – одиного из самых богатых предпринимателей России Аркадия Ротенберга. Именно поэтому забастовка начинает приобретать формы протеста против влияния бизнесменов, приближенных к Путину.

Больше всего от «Платона» страдают перевозчики-одиночки и мелкие транспортные фирмы, у которых система платы за дороги отнимает большую часть прибыли.

«Если раньше я мог заработать в месяц 50 000 – 70 000 рублей (800-1150 евро), вне зависимости от того, как часто приходилось ремонтировать машину, то теперь вообще нет смысла заниматься этой работой», — говорит бастующий в Реутове 45-летний дальнобойщик Борис Коркмазов.

Другой водитель Алексей Сороковой объясняет на бумаге, о насколько больших для дальнобойщиков деньгах идет речь. По его словам, по тарифу прошлого года (1,53 рубля или два евроцента за километр) средний водитель должен был заплатить 150 000 рублей (2460 евро) в год или отдать три месячные зарплаты. «Это большие деньги для нас, которые государство решило просто отобрать», — говорит Сороковой.

Большая часть дальнобойщиков выразила в прошлом году свой протест тем, что отказалась регистрироваться в обязательной налоговой системе. В системе-Платон, по данным ОПР, зарегистрировали 800 000 автомобилей, но, по частным оценкам, по дорогам России ездят 1,2-1,5 миллиона грузовых автомобилей.

Первая волна забастовок прокатилась полтора года назад, сразу после принятия Платона, но сошла на нет всего за месяц. Сейчас забастовка организована намного лучше, и в ней принимают участие дальнобойщики по всей России. Акция постоянно разрастается, сегодня к ней присоединились тысячи водителей, которые разбили свои лагеря у обочин большинства федеральных трасс.

Масштабнее забастовка в тех регионах, где частные перевозчики возят больше товаров, чем, например, в Москве. В столице больше крупных фирм, которые в забастовке не участвуют.

В России две трети грузов перевозят автотранспортом, которым доставляют товары широкого потребления. Уже сейчас, по данным ОПР, цены на перевозки поднялись местами на четверть или даже не треть.

«Скоро потребитель почувствует последствия забастовки. Приближается лето, и цены на доставляемые с юга овощи-фрукты в результате продолжающейся забастовки неизбежно поднимутся», — предсказывает Рудаметкин.

До сих по особой реакции на забастовку дальнобойщиков в России не было, поскольку государственные СМИ, включая телевидение, об этом не говорят.«Нам ясно, что единственная цель Платона выдавить с рынка таких как мы — единичных и мелких перевозчиков, чтобы вся наша работа ушла крупным фирмам. Нас просто принуждают идти на работу в крупные фирмы», — говорит Алексей Сороковой.

Кроме платы за дороги в последние месяцы дальнобойщиков по всей России раздражает и установка автоматических весов на трассах, которые опять же обслуживает фирма, которая занимается и Платоном. Сороковой показывает выписанный коллеге штраф на полмиллиона рублей за езду на перегруженной машине.

«Они официально сообщили, что автоматические весы могут ошибаться на плюс-минус 20 процентов. Это абсурд, поскольку из-за этого и 17-тонную машину можно оштрафовать», — говорит Сороковой. В России по шоссе разрешено ездить с грузом до 20 тонн.

«И обжаловать это по сути невозможно, поскольку этот конкретный штраф прислали через десять дней после предполагаемого нарушения, когда груз давно был выгружен, и доказать свою правоту уже просто нечем», — добавил водитель.

Поскольку власти прислушиваться к бастующим дальнобойщикам не планируют, к их требованиям уже начали добавляться и политические. Если сначала требовали отставки теряющего популярность премьера Дмитрия Медведева и его правительства, то теперь добавляется недоверие к президенту.

Забастовкой дальнобойщиков активно занимается полиция. Бастующим в торговом центре в Реутове восьми водителям нельзя прислать подмогу по той простой причине, что после первого же сбора машин полиция за два часа установила на парковке дорожные знаки, которые запрещают грузовикам въезд на площадку.

«Большинство наших ребят вокруг Москвы бастуют так, что просто сидят дома и не принимают заказы. Время от времени они приходят сюда, поседеть с нами», — говорит Рудаметкин.

сайт обсудил масштабную стачку дальнобойщиков 27 марта с ее организатором и с одним из главных ее противников.

На днях глава Объединения перевозчиков России (ОПР) Анрей Бажутин сообщил, что 27 марта в стране начнётся бессрочная забастовка против системы . Дальнобойщики планируют полностью остановить автомобильные грузоперевозки в стране, выстроить колонны вдоль основных трасс и провести митинги. Участники акции намерены добиться не только отмены «Платона», но и отставки с вынесением вотума недоверия президенту РФ .

«Нас поддерживают уже 80% перевозчиков в стране», – заявил Бажутин, хотя пока складывается впечатление, что основную роль во «Всероссийской стачке перевозчиков» будут играть ОПР и Межрегиональный профсоюз водителей-профессионалов (МПВП). Ассоциация «Дальнобойщик», которую СМИ ошибочно называют в числе организаторов, выступила категорически против проведения забастовки, в связи с чем возникли слухи о расколе в среде дальнобойщиков и сомнения в успехе акции.

сайт поговорил с одним из противником «Всероссийской стачки перевозчиков» – координатором ассоциации «Дальнобойщик», главным редактором «Дальнобойщик Медиа Групп» Валерием Войтко, который объяснил, почему считает Андрея Бажутина провокатором. Мы также предоставили главе ОПР возможность возразить своему оппоненту и рассказать подробности предстоящей забастовки.

– Мы считаем эту акцию абсолютно неподготовленной, лозунги абсолютно декларативными, механизмов исполнения этих предложений нет, – сказал Валерий Войтко. – Организаторы преследуют иные цели, чем те, что декларируются ими и СМИ.

– Какие цели они преследуют?

– Понаблюдайте. Очень многие работающие автоперевозчики, отслеживая поведение Бажутина в последний год, не без основания считают его провокатором. Когда Бажутин утверждает, что его поддерживает 45–50% перевозчиков, он лжёт.

– Он говорит, что даже 80%.

– 80% из его окружения – возможно, но это не 80% перевозчиков России. Настораживает тот факт, что Бажутин во время пресс-конференции в «Росбалте» очень неуклюже пытался отмежеваться от всех эксцессов, которые неизбежны при таком уровне организации, – при никаком уровне организации. Он заявил, что мы всех лично не знаем, отвечать за их поведение не готовы. То есть Нацгвардия будет вам ласты заворачивать, но мы ж вас не знаем, помочь вам ничем не сможем.

– А Бажутин знаком с вашей позицией?

– Безусловно. Эта позиция высказывалась неоднократно, она совершенно чётко была озвучена на нашей январской встрече, когда собирались многие перевозчики. Ему в лицо было сказано, что он провокатор. После этого – в подтверждение того, что он провокатор, – оказалось, что в его выступлениях и видеороликах в числе организаторов этой псевдоакции обозначена ассоциация «Дальнобойщик». Мы будем подавать в суд по защите чести, достоинства и деловой репутации.

– Получается, в среде дальнобойщиков раскол. Когда он произошёл?

– Этот раскол неизбежен. Найти более убеждённого и последовательного противника «Платона», чем ассоциация «Дальнобойщик», вы не сможете. Бажутин подорвался на эту тему в ноябре-декабре прошлого года, а мы о пагубности «Платона» начали говорить ещё в 2011 году, показывали, доказывали. В 2016 году – да, принимали участие во всех этих антиплатоновских митингах. Причём самое активное участие, тогда как Бажутина там и рядом не стояло. Мы до сих пор продолжаем эту борьбу – спокойную, тихую, судебными способами, готовим, аккумулируем.

А Бажутин… Под видом борьбы с «Платоном» некоторая часть так называемых «химкинских стояльцев» [дальнобойщики, в 2015 году участвовавшие в протестной акции в Химках – прим. ред.] пытается защитить свои негодные формы и методы ведения бизнеса автоперевозок. Для большинства автоперевозчиков, которые работают на этом рынке, Бажутин не соратник, а конкурент, причём конкурент, который зачастую использует недобросовестные формы конкуренции: демпинг, отсутствие документации, отсутствие платежей и прочие прелести.

– Но ведь эти дрязги суд о защите чести и прочее отвлекают вас от главного – от борьбы с «Платоном»!

– Когда мы проводили наши опросы и исследования, оказалось, что «Платон» для работающего автоперевозчика занимает пятую-шестую по значимости позицию. Есть гораздо более серьёзные системные проблемы, которые не решаются и которые серьёзно осложняют жизнь автоперевозчика.

– Какие это проблемы?

– То есть проводить подобные забастовки вы считаете нецелесообразным и даже вредным?

– Мы считаем, что акции, направленные на изменение ситуации в автоперевозках и на изменение социально-экономического курса либерального блока правительства, нужны. Нас очень многое не устраивает в социально-экономической политике правительства. Приведу один пример. На недавней встрече один автоперевозчик из Тюменской области встал и печально сказал: «Ребят, а что нам делать? У нас в городе раньше работало 11 предприятий, которые давали работу около 500 местным автоперевозчикам. Сейчас осталось три предприятия, остальные либо закрылись, либо обанкротились. Им автоперевозки уже не нужны». Понимаете? Не «Платон» обрушил рынок автоперевозок, а та социально-экономическая политика, которую проводит правительство. Хоть обстойтесь в забастовках, но восемь закрывшихся предприятий не возродятся, работы автоперевозчикам не будет.

– Как переломить ситуацию, если не с помощью забастовок?

– Есть такая великолепная форма акции, как итальянская забастовка, когда работники не приступают к работе в силу того, что не исполнены все требования к этому процессу, предусмотренные законом. «Платон» – это вопрос экономический и политический, это вопрос совсем не автоперевозчика. Автоперевозчику все равно, сколько стоит этот проездной билет на дороге: это всё закладывается в стоимость транспортной услуги, это всё оплачивает заказчик. А Бажутин пытается не позволить поднять уровень конфликта выше уровня автоперевозчика и вольно или невольно выступает демпфером между перевозчиком и заказчиком. Его задача – не поднять уровень этого конфликта на отношения перевозчик/заказчик. Пусть шофер за всё рассчитывается, а если не может рассчитываться, пусть бастует.

Мы считаем, что свою роль мы уже сыграли. Мы привлекли внимание к тому, что «Платон» неэффективен, вреден для всей экономики. Но если нас не услышали, то пусть услышат голос товаропроизводителей – производителей молока, зерна, мяса, картошки, леса, кирпичей, металла, – которые пользуются услугами автотранспорта и которые будут вынуждены оплачивать «Платон». Ведь до сих пор рентабельность производителей сохранялась за счёт того, что атоперевозчики «платоновские» расходы гасили из своей прибыли. Перевозчик нищал, а заказчик оставался при своих интересах – бастуйте, хоть забастуйтесь, молодцы.

– То есть ситуация изменится естественным путём…

– Эволюционным путём, и очень скоро, как только в полную силу заработают все эти контрольные устройства, рамки на дорогах… А они заработают! В прошлом году их было 20, а в этом году их уже 300. Как только исчезнет возможность пройти мимо этих рамок, автоперевозчики, которые не регистрировались в «Платоне» и не платили, будут вынуждены платить полную сумму. Если 1,53 рубля [за километр] перевозчик ещё мог, скрепя сердце, выложить из своей прибыли (просто потому что не хочется портить отношения с хорошим заказчиком, доход от которого больше, чем эти 1,53, которые я плачу на подъезде к Москве), то сейчас, когда будет полный контроль, перевозчик эту нагрузку уже не вытянет и переложит её в стоимость транспортной услуги, и платить будет заказчик. Если платить будет заказчик, это означает повышение стоимости всего и вся. Минтранс врёт, когда говорит о долях процента: реально это два, три, четыре процента в зависимости от региона и перевозимых грузов. Это реальное повышение стоимости товаров в магазинах, именно «платоновское». После этого… Ну хватит уже из автоперевозчиков делать пушечное мясо!

На критику в адрес «Всероссийской стачки перевозчиков» в интервью сайт ответил её главный организатор Андрей Бажутин:

– Ассоциация «Дальнобойщик», в частности, критикует вас за плохую подготовку акции. Как проходит подготовка?

– Я думаю, Валерия Войтко это вообще не должно интересовать по одной простой причине – он акции как таковые не поддерживает. А подготовка к акции проходит следующим образом: на сегодняшний день через все доступные нам системы коммуникации мы оповещаем перевозчиков в стране. Мы раздаём листовки, «в рацию» работаем с коллегами. Подавляющая часть перевозчиков за эту акцию. Для примера: мы проезжаем по стоянкам, у нас тысяча листовок, мы их раздаём и с каждым человеком разговариваем. Может, человек десять из тысячи не знают об этой акции, пара человек категорически не поддерживает акцию по своим принципиальным позициям, а остальные поддерживают полностью.

– Сколько примерно будет участников акции?

– Тот же самый Валерий Войтко об этом говорит… Я вам говорю: как это можно подсчитать? Сейчас из регионов каждый день звонят люди. Если бы у нас это было в рамках уже каких-то сформировавшихся объединений, профсоюзов, ассоциаций, то, наверное, можно было бы подсчитать. А звонят люди, которые до сегодняшнего дня были разрознены, они не входят ни в какие объединения. Пересчитать все звонки практически невозможно. Идёт шквал звонков. Мне звонят, представителям регионов… Безумное количество звонков. Звонят на все телефоны, указанные на сайтах наших региональных представителей. Точное число знать невозможно. Хотя вчера мы эту проблему обсуждали – что практически каждого нужно посчитать по головам. Как это сделать, мы обдумываем.

– Что будете делать в случае вмешательства полиции, в случае задержаний?

– Мы хотим остановить грузопоток. К нам будут приезжать на стоянки и говорить «Вы не имеете права стоять у себя на стоянках»? Акция будет проходить в три этапа. Основной поток будет стоять дома на стоянках, а на въездах в крупные города, на ключевых трассах мы выставим колонны вдоль обочины. Но обочина это будет та, где разрешена стоянка, где нет запрещающих знаков. Все машины у нас плакатами обклеены не будут, мы будем размещать нашу информацию на том же расстоянии, что и при пикетировании, – не менее 50 метров друг от друга. Будем привлекать СМИ, будем работать «в рацию» с людьми, которые будут ехать, если такие всё-таки найдутся, будем общаться с людьми. Какие претензии к этому могут быть? В принципе могут быть: я понимаю, что у нас правоохранительные органы могут найти любые причины, но это будет незаконно, потому что мы ничего не будем нарушать.

Третья фаза акции – подача заявок на митинги в крупных городах. Уже с привлечением других непрофильных ассоциаций и объединений, с привлечением, может быть, политических партий, если они этого захотят. Потому что гражданское общество есть, оно никуда не делось. Всех, кто захочет нас поддержать, мы приглашаем на акцию.

У нас ряд экономических требований. Исходя из того, что нас до сих пор не слышат, не понимают и с нами не хотят разговаривать, вытекает политическое требование – отставка правительства и недоверие президенту. Что мы этим нарушаем? Абсолютно ничего.

– А заявки на проведение митингов вы когда будете подавать? Пока люди на трассах будут стоять?

– Именно в это время. У нас всё будет поэтапно. 27 марта у нас начинается акция, мы во всех регионах проведём импровизированные пресс-конференции с привлечением СМИ. Скорее всего, это будет на наших больших стоянках. Это чтобы объявить о начале акции. Потом мы будем формировать вот эти колонны вдоль дорог. Мы сейчас обсуждаем, в течение какого времени мы их будем формировать. И ближе к 15-му числу, может чуть раньше, будут поданы заявки на митинги во всех городах. То есть у нас есть ещё запас времени. 15 апреля – это ключевое число, когда должен подняться тариф по системе «Платон» [тариф увеличится в два раза – с нынешних 1,53 рубля за километр до 3,06 рубля – прим. ред.].

– До этого вас власти не слышали. Почему вы думаете, что они вас сейчас услышат?

– Я бы не сказал, что нас не слышали... Не прислушивались – да. По одной простой причине. С той стороны – государственный, финансовый, административный ресурс. Нас не расценивают как серьёзную, движимую силу. Мы даже по телевизору слышим, как говорят, что перевозчики никакой роли не играют в экономике страны, это всё мелочь, чушь. Мы хотим показать, насколько это чушь. Потому что огромное количество грузов первой необходимости у нас перевозится автомобильным транспортом, а не железнодорожным, как хотели всем рассказать. Мы хотим показать, какую роль играет транспорт, и что с нами разговаривать надо, слышать нас надо.

– Чтобы вас услышали, вас должно быть много. Вы уверены, что в этот раз акция соберёт больше участников, чем раньше?

– Уверен. Я ещё раз говорю: мы каждый день работаем с людьми, разговариваем. Это шквал звонков. 50 человек в день пишут заявления о вступлении в нашу организацию у нас на сайте. Это касаемо вступления. А есть люди, которые никуда не хотят вступать, но эту акцию поддерживают. И есть довольно-таки крупные предприятия – ну, не крупные, а средние, – которые сказали, что полностью остановят свою логистику, весь свой автотранспорт и будут всё это время стоять в рамках этой акции, никуда не выезжать.

– Так справедливы ли слова о расколе в среде дальнобойщиков?

– Я думаю, несправедливы, потому что на сегодняшний день все почему-то зациклились на ассоциации «Дальнобойщик», Объединении перевозчиков России, Межрегиональном профсоюзе водителей-профессионалов (МПВП), но это далеко не все перевозчики. И я вам могу сказать, что с МПВП у нас нормальные отношения. Может, в чём-то наши взгляды расходятся, но они тоже поддерживают акцию, и мы чётко понимаем друг друга во всём, что касается нашей профессиональной деятельности.

О каком-то расколе речь вообще не идёт. Я не получаю ни одного звонка, где люди бы говорили, что у нас раскол, мы друг друга не понимаем. Нет.

Я вот читаю статью Валерия Войтко, где он упрямо пытается обвинить нас в «сливе» – это есть. У ассоциации «Дальнобойщик» такая позиция, мы им, видимо, сильно не нравимся. Но у всех остальных претензия одна: почему мы раньше не выдвигали политические требования? Но мы идём поэтапно, размеренно, мы не хотим брать флаг и бегать с криками «Долой Путина». Это бессмысленный путь в никуда. Мы высказываем ему своё недоверие как гаранту Конституции. У нас нет никакого раскола. Кроме ассоциации «Дальнобойщик», нас никто не обвиняет.

– Вы назвали акцию бессрочной. Будете ждать, пока к вам придёт кто-то из представителей власти и сядет за стол переговоров?

– У нас есть определённые требования по этому поводу. Мы живём в гражданском обществе, где любое звено экономики важно. С нами не разговаривали, а если разговаривали с другими представителями дальнобойщиков, то это было в закрытом режиме. Мы требуем, чтобы была организована крупная встреча с представителями перевозчиков – это, соответственно, и Объединение перевозчиков России, и МПВП, это даже ассоциация «Дальнобойщик», это региональные союзы, которых тоже много. Чтобы все приняли участие в этой встрече и чтобы эта встреча освещалась на федеральных каналах. Мы открыты полностью, у нас нет ни одной закрытой темы. Если у нас открытое правительство, если у нас всё честно и хорошо, то мы готовы – пусть задают нам вопросы в любой форме. Мы готовы на них отвечать и сами хотим задавать вопросы и получать ответы. И чтобы гражданское общество всё это видело.

К водителям, держащим сидячую забастовку в торговом центре бывшего научного городка Реутов, неподалеку от Москвы, подходит дама в годах. «Я же понимаю, что вы бастуете за нас за всех», - говорит они и отдает мужчинам пятитысячную купюру (80 евро). Мужчины отказываются, они понимаю, что это, как минимум, четверть пенсии тетушки. «Нет, не нужно, это мой вклад в вашу поддержку», - заявляет она решительно и уходит.

«Если бы все поняли, что наше вымирание на пользу только крупному бизнесу, которое приведет к подорожанию товаров для всех», - говорит Сергей Рудаметкин, водитель-дальнобойщик и представитель Общества перевозчиков товаров России (ОПР) в московском регионе.

Забастовка дальнобойщиков-частников, которая в течение многих недель продолжается по всей России, выражает протест против системы взимания платы за использование дорог, которую ввели осенью 2015 году и окрестили «Платон». По этой системе, грузовые машины в обязательном порядке должны оплачивать каждый, пройденный по федеральной трассе километр.

Системой управляет фирма сына друга детства Путина и прежнего партнера по тренировкам, сегодня – одиного из самых богатых предпринимателей России Аркадия Ротенберга. Именно поэтому забастовка начинает приобретать формы протеста против влияния бизнесменов, приближенных к Путину.

Больше всего от «Платона» страдают перевозчики-одиночки и мелкие транспортные фирмы, у которых система платы за дороги отнимает большую часть прибыли.

«Если раньше я мог заработать в месяц 50 000 – 70 000 рублей (800-1150 евро), вне зависимости от того, как часто приходилось ремонтировать машину, то теперь вообще нет смысла заниматься этой работой», - говорит бастующий в Реутове 45-летний дальнобойщик Борис Коркмазов.

Другой водитель Алексей Сороковой объясняет на бумаге, о насколько больших для дальнобойщиков деньгах идет речь. По его словам, по тарифу прошлого года (1,53 рубля или два евроцента за километр) средний водитель должен был заплатить 150 000 рублей (2460 евро) в год или отдать три месячные зарплаты. «Это большие деньги для нас, которые государство решило просто отобрать», - говорит Сороковой.

Большая часть дальнобойщиков выразила в прошлом году свой протест тем, что отказалась регистрироваться в обязательной налоговой системе. В системе-Платон, по данным ОПР, зарегистрировали 800 000 автомобилей, но, по частным оценкам, по дорогам России ездят 1,2-1,5 миллиона грузовых автомобилей.

Первая волна забастовок прокатилась полтора года назад, сразу после принятия Платона, но сошла на нет всего за месяц. Сейчас забастовка организована намного лучше, и в ней принимают участие дальнобойщики по всей России. Акция постоянно разрастается, сегодня к ней присоединились тысячи водителей, которые разбили свои лагеря у обочин большинства федеральных трасс.

Масштабнее забастовка в тех регионах, где частные перевозчики возят больше товаров, чем, например, в Москве. В столице больше крупных фирм, которые в забастовке не участвуют.

В России две трети грузов перевозят автотранспортом, которым доставляют товары широкого потребления. Уже сейчас, по данным ОПР, цены на перевозки поднялись местами на четверть или даже не треть.

Перевозчики не верят, что платежи в системе «Платон» пойдут на улучшение дорог

Вот уже две недели по всей России продолжается стачка дальнобойщиков, выступающих против системы регистрации и взимания платы с большегрузных автомобилей «Платон». В большинстве регионов водители не собираются прекращать протест до тех пор, пока власти не начнут с ними диалог. Корреспондент «ФедералПресс» выяснил, чем недовольны автомобилисты и почему государство в этой ситуации чаще всего предпочитает игнорировать митингующих.

Тлеющий протест и новые требования

Акции дальнобойщиков, начавшиеся в конце 2015 года, когда система «Платон» официально заработала, фактически не освещаются крупными государственными федеральными средствами массовой информации.

Как отметил в разговоре с журналистом «ФедералПресс» политтехнолог Аббас Галлямов , то, что федеральные СМИ игнорируют протесты дальнобойщиков, вполне объяснимо.

«Это митинг [оппозиционера Алексея] Навального можно объявить диверсией ЦРУ, а с дальнобойщиками такой номер не пройдёт. Это же самый что ни на есть оплот режима. Та самая патриотичная трудолюбивая глубинка, которую власть несколько лет назад сама противопоставила «зажравшимся» москвичам, пытавшимся устроить майдан по призыву «прозападной оппозиции». Если государственные каналы начнут обвинять дальнобойщиков в том же, в чем они обвиняют Навального, то им никто не поверит. У них и так уже начался кризис доверия», – заявил эксперт.

С Галлямовым согласен политолог Андрей Колядин . По его словам, во-первых, дело в том, что никто не хочет раскручивать протестную повестку в условиях уличных акций, произошедших за последнее время. Во-вторых, если есть возможность управлять медийным пространством, – оно управляется.

Надо сказать, протесты то затихают, то вспыхивают с новой силой. Другое дело, если раньше требования митингующих касались только отмены взимания платы за проезд по федеральным трассам, то в 2017 году на стачке, начавшейся 27 марта, одним из основных условий стала отставка правительства и, более того, – вынесение недоверия президенту.

Кроме отставки правительства и отмены «Платона», организаторы акции требуют ликвидировать транспортный налог, настроить режим труда и отдыха водителей под реалии России, предоставить перевозчикам обоснования расчетов размера акциза на топливо, а также навести порядок на весовом контроле.

В забастовке принимают участие автомобилисты в десятках регионов нашей страны, но самая крупная стачка на данный момент происходит в Дагестане, возле поселка Манас. По некоторым данным, в ней принимает участие от 500 до 1500 водителей.

Как рассказал «ФедералПресс» председатель Центрального совета Межрегионального профессионального союза водителей-профессионалов Александр Котов , на данный момент в Республике Дагестан грузоперевозки фактически не осуществляются.

«У нас член профсоюза в Манасе был и подтвердил, что весь транспорт действительно стоит. Люди защищают свои права, некоторые готовы себе голову резать под камеру. То есть просто доведены до отчаяния», – заявил общественник.

Кризис

Впрочем, сама ситуация в отрасли сейчас довольно неоднозначная, и причина забастовок гораздо глубже, чем плата за «Платон». По словам Александра Котова, в той же Тюмени фактически без работы находятся 400 перевозчиков, потому что элементарно нет товара, который требуется возить на большегрузах. Председатель профсоюза добавил, что некоторые перевозчики из самых разных регионов России не заводят моторы автомобилей по несколько месяцев.

«У нас по сравнению с 2013–2014 годом рынок грузоперевозок упал на 60 %. Мне в некоторых компаниях говорят, мол, что мы три дня отдыхаем – один день работаем. Потому что наш рынок перевозок лихорадит и экономика стоит», – заявил Котов.

В разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» он также затронул кадровую проблему. По словам Котова, наемный рабочий сейчас фактически бесправен, поскольку перевозчикам не нужны квалифицированные водители. В качестве примера он привел случай, когда в 2015 году в колонну протестующих дальнобойщиков, стоявших на обочине, въехал грузовик с уснувшим водителем, и в результате ДТП погиб один человек, а трое попали в реанимацию.

«Дело в том, что тому, кто принимает нас на работу, нужны не профессионалы, а те, кто будет смотреть в рот и выполнять любое требование. Желающих занять рабочее место одного человека – огромное количество. А то, что при этом есть риск сильно побить машину, врезаться в толпу людей, уснув за рулем – никого не волнует. Это будут проблемы водителя, а не перевозчика. Он за них отвечает своей жизнью. Высококвалифицированный же водитель потребует к себе нормального отношения», – отметил Котов.

Недоверие к «Платону»

По словам общественника, он не знает, сколько продлится стачка, начавшаяся 27 марта, но в Дагестане и вообще на Северном Кавказе сегодня люди готовы стоять до конца. Косвенно корреспонденту «ФедералПресс» это подтвердила центральный координатор Объединения перевозчиков России (ОПР) Мария Пазухина . По ее словам, забастовка не прекратится до тех пор, пока власти не начнут с бастующими диалог.

«Мы протестуем не только против системы «Платон», внедрение которой может повысить цены в наших магазинах. Мы протестуем против коррупции», – объяснила она.

Также ранее в СМИ сообщалось о попытке властей блокировать сервис Zello, который дальнобойщики используют как рацию для связи, но эти попытки вряд ли будут успешными, поскольку, отмечает Пазухина, есть масса технических средств, чтобы обойти все ограничения, и сервис пока работает нормально.

По словам Александра Котова, одна из проблем «Платона» – действительно высокая коррупционная составляющая. Он пояснил, что за два года своего существования система не заработала как таковая, и есть масса людей, которые до сих пор не получили штрафов за бесплатный проезд по федеральным трассам. Общественник анонсировал, что 26 апреля в Москве соберется большой форум с участием как старых объединений профессиональных водителей, так и новых, где все эти вопросы будут обсуждаться.

Также ряд спикеров «ФедералПресс», в том числе создатель интернет-сообщества Play Dalnoboy, известный в сети под ником Эмиль Маннергейм, считает, учитывая коррупционную составляющую, что «Платон» возложенную на него задачу по наполнению дорожного фонда просто не выполнит и от накачивания его миллиардами рублей от порядочных перевозчиков ситуация с состоянием дорог в России принципиально не улучшится. Однако блогер заметил плюс в этой системе: она действительно позволит освободить рынок от некачественной техники и от тех, кто работает «в-черную». Правда, как считает эксперт, необходимо, чтобы игра велась по-честному с обеих сторон.

Пути решения проблемы

Как считает политолог Аббас Галлямов, происходящие митинги дальнобойщиков являются для властей тестом на адекватность.

«Им надо снижать аппетиты и хотя бы частично удовлетворять требования протестующих. Потому что парадигму восприятия «интересы Ротенбергов [сын миллиардера Аркадия Ротенберга Игорь является владельцем 50 % компании «РТ-инвест транспортные системы» – оператора системы «Платон»] против интересов простых людей», в рамках которой воспринимается конфликт вокруг системы «Платон», уже не изменить», – заявил эксперт.

Политолог также напоминает о том, что немало революций начиналось с попыток государства собрать с людей платежи, которые те считали несправедливыми: «Достаточно назвать Английскую буржуазную, Американскую и Великую Французскую революции».

Похожей точки зрения придерживается его коллега Андрей Колядин. По его словам, сейчас необходимо налаживать диалог между региональными властями и протестующими, сформировать документ со списком общих претензий и обсудить его на федеральном уровне, чтобы понять, как быть дальше.

«Сама по себе проблема не рассосется. А долбить об этом в постоянном режиме в СМИ, о том, что бастуют, давайте все выйдем на забастовку, потом найти решение и тогда начнут бастовать все, кто хочет решить хоть какие-то проблемы – это с точки зрения государства было бы не совсем верно. Основные ведь проблемы дальнобойщиков ведь понятны. Но лично я думаю, что с участниками стачки надо работать не через СМИ, а непосредственно с лидерами протеста, формирующими у людей общественное мнение», – добавил эксперт.

«Если на Западе такие забастовки считаются нормальным явлением, там это определенный показатель зрелости общества, у нас же они могут привести к непредсказуемым последствиям. У людей могут в какой-то момент просто сдать нервы. Делать вид, что ничего страшного не происходит, – уже нельзя», – резюмировал эксперт.

Между тем «Росавтодор» рассказывает о пике регистраций в «Платоне» с начала 2017 года. По данным ведомства, за первые семь дней апреля российские перевозчики зарегистрировали в системе более 3 тыс. грузовых автомобилей. Ежедневно в базу добавляется от 300 до 500 большегрузов. По данным статистики, за сутки сборы в системе «Платон» увеличились на 8 %.

Дополнительные поступления в дорожный фонд страны целевым образом распределяются на развитие и восстановление дорожной инфраструктуры. В планах Росавтодора уже к концу 2018 года привести все федеральные дороги в нормативное состояние. Кроме того, к этому сроку в 38 крупнейших городских агломерациях должно быть приведено в норматив не менее половины всей улично-дорожной сети. Эффект от улучшения состояния дорог почувствуют на себе более 40 млн человек.

В настоящее время общее количество зарегистрированных в системе «Платон» грузовых транспортных средств превышает 810 тысяч машин.

Российские власти усиливают нажим на водителей грузовиков дальних перевозок в попытке подавить всеобщую забастовку, которую те проводят с 27 марта. Так, в Москве после пресс-конференции был арестован организатор Объединения перевозчиков Дагестана Рустам Малламагомедов, в Челябинске задержан координатор Объединения перевозчиков России Сергей Малевский… Несмотря на репрессии. давление, словесные угрозы и присылку войск и полиции, водители грузовиков продолжают борьбу.

Перевозчики, не участвующие в стачке за отмену сборов в систему «Платон», жалуются на нападения со стороны протестующих, пишет газета «Ведомости». На объездной дороге у Элисты водитель увидел скопление транспорта и людей, трое из которых, вооруженные камнями и палками, остановили его фуру и ударили по лицу, рассказывает представитель «Деловых линий». В Волгограде протестующие закидали кирпичами грузовик компании, продолжает он, компания готовит заявления в полицию. В Дагестане расследуются нападения протестующих на дальнобойщиков, отмечает представитель Росавтодора. Участники стачки проезжающих водителей не бьют, утверждает председатель Объединения перевозчиков России (ОПР), организовавшего забастовку, Андрей Бажутин. Если фуры и останавливают, то только чтобы убедить – хорошо бы соблюдать профессиональную этику и не работать во время стачки, говорит Бажутин.

Ранее организаторы заявляли, что стачке примут участие 50 регионов. Однако, по данным Росавтодора, участником стал 21 город. По словам секретаря ОПР Сергея Рудаметкина, часть бастует в гаражах: в Москве в гаражах стоят 200 грузовиков из объединения. Пикет под Москвой попытались оцепить уже в первый день и намекнули, что могут аннулировать пропуска на МКАД, говорит он.

Представители «Деловых линий», «Росавтодора», «Балтика-транса» утверждают, что рынок не почувствовал стачку. В то же время сотрудник логистического департамента крупной компании рассказал газете, что ощущается резкая нехватка машин в направлении Северо-Кавказского федерального округа.

Дагестанские дальнобойщики продолжают бессрочную забастовку. По утверждению координаторов акции протеста, всего в Дагестане стоят более 40 тысяч дальнобойщиков. Главные события происходят в 40 километрах от Махачкалы, в Манасе. Поселок стал широко известен после того, как сюда прислали Росгвардию. Но протестующие сдаваться не намерены, рассказал на пресс-конференции перед арестом организатор Объединения перевозчиков Дагестана Рустам Малламагомедов: «В Дагестане зарегистрировано 39 000 грузовых автомобилей. Соответственно, на сегодняшний день 100% стоит. Помимо грузовых автомобилей, еще стоят и пятитонники, и газелисты. Будем стоять дальше, пока на нас не обратят внимание и не отменят систему «Платон». Мы никакие протесты, ничего не делаем, просто стоим».

Дальнобойщик Умар Гарисов ездил через Азербайджан в Иран. Чтобы доставить товар в Москву платили 2 200 долларов. Но после вычета всех расходов на жизнь практически ничего не оставалось. А у него четверо детей. Поэтому Умар намерен и дальше добиваться отмены «Платона». Умар Гарисов говорит: «Чтобы заехать из Дагестана в Иран и обратно выехать, мои расходы — 65-70 000 рублей. Плюс к этому мне доехать до Москвы 1,5 тонны солярки нужно. Плюс «Платон». Это в пределах 9 000 рублей. Остаются водителю около 40 000. Это в лучшем случае. Мне надо машину содержать на эти 40 000 или домой, семью прокормить? Что мне делать? Нереально жить вот так. Это сегодня 1,91 «Платон», а через год-два, кто может мне гарантию дать, что так и останется. Будет четыре-пять рублей».

Стачки проходят также в Забайкалье, Ростовской области и Ставрополье. В Объединении перевозчиков России заявили, что в акции принимают участие более половины всех дальнобойщиков страны. По словам председателя петербургского отделения Сергея Владимирова, уже наблюдаются серьезные перебои в поставках товара: «Стоит около 60% и встает каждый день все больше. Власть сейчас единственные два города пытается перекрыть, они бросили всех работающих, кто еще есть, и все крупные компании на то, чтобы закрыть грузоперевозки между Питером и Москвой. Стараются это сделать максимально. Но это бесконечно не может быть. Люди работают за рулем на износ. Насколько у них еще, у водителей этих, терпения хватит, неизвестно».

Несмотря на петербургские события последних дней, связанные с терактом в метро, колонна из полусотни фур, участвующих в стачке водителей большегрузов против сборов в систему «Платон», продолжает стоять на московской трассе на выезде из города. В день ЧП в гости к соратникам приезжали дагестанские дальнобойщики. Было опасение, что силовики начнут на них давить, но в Петербурге обошлось без инцидентов. Стачка в Петербурге не сворачивается, рассказал «Незавсимой газете» председатель Объединения перевозчиков России (ОПР) петербуржец Андрей Бажутин.

Действительно, активность дальнобойщиков не уменьшается. Бажутин вчера выехал в сторону Волгограда к соратникам по движению – после того как в Москве стал свидетелем задержания после пресс-конференции лидера дагестанских протестующих дальнобойщиков Рустама Малламагомедова. С ним же, по его словам, полицейские разговаривали корректно и вежливо.

Продолжается «воспитание» штрейкбрехеров, которых ранее закидывали яйцами, к колонне подъезжают люди, подвозящие продукты, сигареты, деньги. Дальнобойщики поддерживают связь с забастовщиками из других регионов. Сейчас, по их словам, в Петербурге все-таки не особенно заметны проблемы с поставками товаров и продуктов – у крупных ретейлерских сетей свои логистические службы и свои фуры. Однако дагестанские коллеги им рассказали, что, например, в пекарнях Махачкалы уже заметен дефицит ставропольской муки.