Средства индивидуальной защиты для детей. Сиз органов дыхания для детей

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

О МСКИЙ Г ОСУДАРСТВЕННЫЙ У НИВЕРСИТЕТ ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

Кафедра «Безопасность жизнедеятельности и Гражданская оборона»

Дисциплина «Безопасно сть жизне деятельности»

Реферат на тему:

Современные средства защиты (СИЗОД, СИЗК)

Выполнила:

Козыренко Анна Петровна

Группа ЮЮБ-409

Проверил: преподаватель

Кузеванов Виктор Сергеевич

Введение

1 Средства индивидуальной защиты

1.1 Классификация средств индивидуальной защиты

1.2Организация и порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты

2. Средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД)

2.1 Назначение, общее устройство и подготовка к работе противогаз

2.2 Назначение, общее устройство и порядок использования респиратора

3. Средства индивидуальной защиты кожи (СИЗК)

Заключение

Список используемой литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Введение

В современных условиях мы являемся свидетелями химических и радиационных аварий, пожаров, взрывов, в процессе которых в атмосферу попадают ОХВ и РВ в виде паров, аэрозолей и капельножидком состоянии. Для защиты от них и предназначены средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) предназначены для сохранения способности выполнения личным составом органов внутренних дел служебно-боевых и боевых задач в условиях применения противником оружия массового поражения и катастроф природного и техногенного характера.

Своевременное и умелое использование СИЗ, обеспечивает надежную защиту от отравляющих веществ (ОВ), светового излучения ядерных взрывов (СИЯВ), радиоактивной пыли (РП), радиоактивных веществ (РВ), бактериальных (биологических) аэрозолей (БА), оксида углерода и позволяет выполнять отдельные задачи в среде лишенной кислорода. СИЗ обеспечивают также кратковременную защиту от огнесмесей и открытого пламени.

1. Средства индивидуальной защиты

1.1 Классификация средств индивидуальной защиты

В комплексе защитных мероприятий важное значение имеет обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и практическое обучение правильному пользованию этими средствами в условиях применения противником оружия массового поражения. Постановление Минтруда РФ от 18 декабря 1998 г. N 51 "Об утверждении Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты" (с изменениями от 29 октября 1999 г., 3 февраля 2004 г.

Средства индивидуальной защиты населения предназначаются для защиты от попадания внутрь организма, на кожные покровы и одежду радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств.

Средства индивидуальной защиты делятся на средства защиты органов дыхания и средства защиты кожи.

К первым относятся фильтрующие и изолирующие противогазы, респираторы, а также противопыльные тканевые маски (ПТМ - 1) и ватно-марлевые повязки; ко вторым - одежда специальная изолирующая защитная, защитная фильтрующая (ЗФО) и приспособленная одежда населения.

По принципу защиты средства индивидуальной защиты делятся на фильтрующие и изолирующие.

Принцип фильтрации заключается в том, что воздух, необходимый для поддержания жизнедеятельности человека, очищается от вредных примесей при прохождении через средства защиты. Средства индивидуальной защиты изолирующего типа полностью изолируют организм человека от окружающей среды с помощью материалов, непроницаемых для воздуха и вредных примесей.

По способу изготовления средства индивидуальной защиты делятся на средства изготовленные промышленностью, и простейшие, изготовленные населением из подручных материалов.

Средства индивидуальной защиты могут быть табельные, обеспечение которыми предусматривается табелями (номерами) оснащения в зависимости от организационной структуры формирований, и нетабельные, предназначенные для обеспечения формирований в дополнение к табельным средствам или в порядке их замены.

1.2 Организация и порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты

При объявлении угрозы нападения противника всё население должно быть обеспечено средствами индивидуальной защиты. Личный состав формирований, рабочие и служащие получают средства индивидуальной защиты на своих объектах, население - в ЖЭК и ДЭЗ.

При недостатке на объекте противогазов они могут быть заменены респираторами и противогазами, предназначенными для промышленных целей. Всё остальное население самостоятельно изготавливает противопыльные тканевые маски, ватно-марлевые повязки и другие простейшие средства защиты органов дыхания, а для защиты кожных покровов подготавливают различные накидки, плащи, резиновую обувь, резиновые или кожаные перчатки.

Средства индивидуальной защиты следует хранить на рабочих местах или вблизи них

2. Средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД)

2.1 Назначение, общее устройство и подготовка к работе противогаза

средство защита кожа дыхание

По принципу защиты противогазы делятся на: "Руководство по эксплуатации индивидуальных средств защиты". Воениздат. М-1988г.

· Фильтрующие противогазы (противогаз ГП-7, противогаз ГП-7ВМ, противогаз ПДФ-2Д (ш)), действие которых основано на очистке вдыхаемого воздуха от вредных примесей (приложение 1),

· изолирующие противогазы (противогаз ИП-4М, противогаз ИП-4МК с патроном РП-7, противогаз ИП-6), применение которых полностью изолирует органы дыхания от окружающей среды; дыхание осуществляется воздухом, регенерирующемся в патроне противогаза (приложение 2).

По назначению современные фильтрующие противогазы подразделяются на:

· войсковые

· гражданские

· промышленные

Войсковые и гражданские противогазы предназначены для защиты от радиоактивной пыли, отравляющих веществ и бактериальных аэрозолей; промышленные - от вредных примесей на производстве.

Основные части фильтрующего противогаза - фильтрующе-поглощающая коробка, лицевая часть (шлем-маска) и сумка.

Фильтрующе-поглощающая коробка 1 содержит два основных элемента - противоаэрозольный фильтр 3 (ПАФ), в котором происходит очистка воздуха от аэрозолей (радиоактивной пыли, аэрозолей ОВ и других токсичных веществ, бактериальных аэрозолей), и шихту 2 (активированный уголь), которая обеспечивает поглощение паров (газов) токсичных веществ.

Лицевая часть (шлем-маска) 5 обеспечивает подведение очищенного в коробке противогаза воздуха к органам дыхания и защищает глаза и лицо от попадания на них вредных веществ. Лицевые части изготовляют несколько размеров (ростов) и подбирают индивидуально по результатам измерений головы.

Лицевая часть соединена с коробкой противогаза с помощью соединительной трубки 8 или непосредственно.

В комплект входят средства против запотевания очковых стекол (специальный карандаш 12 и незапотевающие плёнки 13). Зимой маска снабжается утеплительными манжетами 14, надеваемыми на очковые обоймы шлема-маски.

Время защитного действия промышленных противогаза зависит от марки коробки и условий, в которых он используется.

Применение фильтрующих противогазов разрешается только в атмосфере, содержащей не менее 18% по объему свободного кислорода и не более 0,2-0,5% по объему вредных веществ.

Фильтрующие противогазы получили развитие во время 1-й мировой войны, после того как 31 мая 1915 немцы осуществили первую газобаллонную атаку с использованием С12 на русском фронте. Вначале средства защиты органов дыхания представляли собой многослойные марлевые повязки и маски, пропитанные различными жидкими веществами (поглотителями), способными реагировать с некоторыми отравляющими, например хлором, фосгеном.

Изолирующие противогазы обеспечивают наибольшую универсальную защиту органов дыхания человека; их применяют в условиях недостатка в атмосфере кислорода или чрезвычайно ее высокой загазованности, а также при неизвестном составе загрязняющих воздух примесей.

Различают изолирующие противогазы на основе сжатого О2 и сжатого воздуха (в баллонах); на основе химически связанного О2 - использование препаратов, выделяющих О2 при взаимодействии с СО2 и Н2О, находящихся в выдыхаемом воздухе; шланговые изолирующие противогазы , в которых воздух для дыхания забирается из чистой зоны.

В состав комплекта изолирующего противогаза на основе сжатого О2 входят: баллон с кислородом, находящимся под давлением 150 атм (14,7 МПа), патрон с поглотителем выдыхаемого СО2, дыхательный мешок объемом около 5 л, редукционный вентиль, обеспечивающий равномерную подачу О2 в дыхательный мешок 3, лицевая часть 1. Основные части противогаза смонтированы в металлическом корпусе.

Продолжительность пользования противогаза 1-2 ч. В изолирующем противогазе на основе сжатого воздуха выдыхаемый воздух сбрасывается в атмосферу.

В изолирующем противогазе, основанном на химически связанном О2, реализуется "маятниковое дыхание". При выдохе воздух, содержащий избыток паров Н2О и СО2, поступает в регенеративный патрон, снаряженный кислородсодержащими соединениями.

Воздух, обогащенный О2, поступает в дыхательный. мешок 3 , из него - в органы дыхания. Продолжительность пользования одним регенеративным патроном зависит от физической нагрузки, выполняемой человеком, и может составлять от 1 до 5 ч.

В зависимости от способа подачи воздуха в лицевую часть шланговые противогазы делят на два вида:

1) самовсасывающие шланговые аппараты , в которых воздух для дыхания поступает по шлангу из чистой зоны в результате усилий, предпринимаемых человеком;

2) шланговые аппараты с принудительной подачей чистого воздуха в лицевую часть с помощью воздуходувок, вентиляторов или от сети сжатого воздуха, после его предварительной очистки.

Шланговые противогазы обладают рядом достоинств - время защитного действия их не ограничивается ничем, кроме физиологических возможностей людей, благодаря постоянному избыточному давлению исключен подсос зараженного воздуха в подмасочное пространство и др.

Шланговый противогаз -- изолирующий шланговый дыхательный аппарат, устройство, предназначенное для защиты органов дыхания и зрения, кожи лица от вредных веществ.

Принцип действия шлангового противогаза состоит в том, что незагрязненный свежий воздух для дыхания забирается из зоны чистого воздуха и по шлангу подается в шлем-маску.

Шланговые противогазы применяется в основном при проведении работ в условиях недостатка (менее 17% по объему) кислорода в воздухе, а также когда состав вредных веществ неизвестен или высока их концентрация (более 0,5% вредных парогазообразных примесей) -- при ремонте и очистке различных емкостей (предназначенных для хранения химических продуктов), колодцев, подземных помещений на химических производствах, дымоходов, подвальных и других местах, где могут скапливаться вредные и опасные газообразные вещества.

В зависимости от способа подачи воздуха на дыхание шланговые противогазы подразделяются на:

- самовсасывающие дыхательные аппараты (пользователь вдыхает воздух силой своих легких)

- дыхательные аппараты с принудительной подачей воздуха с помощью воздуходувки, вентилятора или от компрессорной линии после его предварительной очистки.

ПШ-1, безнапорный самовсасывающий шланговый противогаз, состоит из лицевой части (шлем-маска ШМП-1 или ШМ-62У) и 2 гофротрубок (последовательно соединенных), к которым прикреплен армированный шланг длиной 10 м. В комплект предохранительный пояс (ремень, плечевые лямки и сигнально-спасательная веревка). При хранении и транспортировке шланг плотно наматывают на барабан, внутри которого укладывают все комплектующие элементы, в т. ч. и экипировки. Принцип действия такого противогаза основан на том, что чистый воздух для дыхания всасывается самим работником из чистой зоны через шланг. Выдыхаемый воздух выбрасывается через клапан выдоха непосредственно в атмосферу. Время защитного действия противогаза не ограничено. Масса -- не более 16 кг.

ПШ-РВ, воздухонапорный шланговый противогаз, выпускается в 2 вариантах: с воздухоподводящим шлангом длиной 20 м (ПШ-20 РВ и ПШ-40 РВ) и 40 м. Отличается от противогаза ПШ-1 тем, что чистый воздух для дыхания, забираемый за пределами загрязненной зоны, подается по шлангу под лицевую часть с помощью ручной воздуходувки. Создаваемое под лицевой частью небольшое избыточное давление обеспечивает достаточно комфортные условия для дыхания (по сравнению с самовсасывающим аппаратом) и исключает возможность подсоса загрязненного воздуха. Воздуходувка смонтирована внутри барабана. Первичный вал ее редуктора выведен наружу и приводится в действие с помощью съемной рукоятки. Масса противогаза ПШ-20 РВ -- 26,5 кг, ПШ-40 РВ на барабане -- 24 кг, дополнительная укладка -- 17 кг.

Шланговые противогазы широко применяются в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности.

Современные противогазы характеризуются высокой эффективностью. Однако надежная защита человека с их помощью м. б. достигнута лишь при условии рационального выбора и правильного применения соответствующих типов противогазов в конкретной обстановке.

2.2 Назначение, общее устройство и порядок использования респиратора

Респиратор Р-2 предназначен для защиты органов дыхания от радиоактивной и грунтовой пыли. "Учебник сержанта химических войск". Воениздат. М-1986г.

Респиратор не обогащает вдыхаемый воздух кислородом, поэтому его можно применять в атмосфере, содержащей кислород не менее не менее 17%. Респиратор не защищает от токсичных газов и паров.

Респиратор состоит из полумаски, которая крепится на голове с помощью наголовника, состоящего из 2 эластичных и 2 не растягивающихся лямок. Эластичные лямки имеют пряжки для регулировки длинны в соответствии с размерами головы. Респиратор имеет носовой зажим, предназначенный для поджима полумаски к лицу.

Подбор респиратора по росту производится в зависимости от высоты лица по трем размерам.

После подгонки и проверки плотности прилегания полумаски респиратор укладывается в пакет и закрывается с помощью кольца. В таком виде респиратор хранится в сумке для противогаза под лицевой частью.

3. Средства индивидуальной защиты кожи (СИЗК)

Средства защиты кожи наряду с защитой от паров и капель ОВ предохраняют открытые участки тела, одежду, обувь и снаряжение от заражения радиоактивными веществами и биологическими средствами. Кроме того, они полностью задерживают a-частицы и в значительной мере ослабляют воздействие b-частиц. Гражданская оборона. Воениздат. М-1984г.

По принципу защитного действия средства защиты кожи подразделяются на изолирующие и фильтрующие (приложение 3).

Изолирующие средства защиты кожи изготавливают из воздухонепроницаемых материалов, обычно из специальной эластичной и морозостойкой прорезиненной ткани. Они могут быть герметичными и негерметичными. Герметичные средства закрывают все тело и защищают от паров и капель ОВ, негерметичные средства защищают только от капель ОВ.

К изолирующим средствам защиты кожи относятся общевойсковой защитный комплект и специальная защитная одежда.

Фильтрующие средства защиты кожи изготавливают в виде хлопчатобумажного обмундирования и белья, пропитанных специальными химическими веществами. Пропитка тонким слоем обволакивает нити ткани, а промежутки между нитями остаются свободными; вследствие этого воздухопроницаемость материала в основном сохраняется, а пары ОВ при прохождении зараженного воздуха через ткань поглощаются.

Фильтрующими средствами защиты кожи может быть обычная одежда и белье, если их пропитать, например, мыльно-масляной эмульсией.

Изолирующие средства защиты кожи - общевойсковой защитный комплект и специальная защитная одежда - предназначаются в основном для защиты личного состава формирований ГО при работах на зараженной местности.

Общевойсковой защитный комплект состоит из защитного плаща, защитных чулок и защитных перчаток.

Защитный плащ комплекта имеет две полы, борта, рукава, капюшон, а также хлястики, тесемки и закрепки, позволяющие использовать плащ в различных вариантах. Ткань плаща обеспечивает защиту от отравляющих, радиоактивных веществ и бактериальных средств, а также от светового излучения. Вес защитного плаща около 1,6 кг.

Защитные плащи изготавливают пяти размеров: первый для людей ростом до 165 см, второй - от 165 до 170см, третий от 170 до 175 см, четвертый - от 175 до 180 см и пятый - свыше 180 см.

Защитные перчатки - резиновые, с обтюраторами из импрегнированной ткани (ткань, пропитанная специальными составами, повышающими ее защитную способность от паров ОВ) бывают двух видов: летние и зимние. Летние перчатки пятипалые, зимние - двупалые, имеют утепленный вкладыш, пристегиваемый на пуговицы. Вес защитных перчаток около 350 г.

Защитные чулки делают из прорезиненной ткани. Подошвы их усилены брезентовой или резиновой осоюзкой. Чулки с брезентовой осоюзкой имеют две или три тесемки для крепления к ноге и одну тесемку для крепления к поясному ремню; чулки с резиновой осоюзкой крепятся на ногах при помощи хлястиков, а к поясному ремню - тесемкой. Вес защитных чулок 0,8-1,2 кг. При действиях на зараженной местности защитный плащ используется в виде комбинезона.

К специальной защитной одежде относятся: легкий защитный костюм л-1 , защитный комбинезон, защитный костюм, состоящий из куртки и брюк, и защитный фартук.

Легкий защитный костюм изготовлен из прорезиненной ткани и состоит из рубахи с капюшоном 1, брюк 2, сшитых заодно с чулками, двупалых перчаток 3 и подшлемника 4. Кроме того, в комплект костюма входят сумка 5 и запасная пара перчаток. Вес защитного костюма около 3 кг. Костюмы изготовляют трех размеров: первый для людей ростом до 165 см, второй от 165 до 172 см, третий выше 172 см.

Защитный комбинезон сделан из прорезиненной ткани. Он представляет собой сшитые в одно целое брюки, куртку и капюшон. Комбинезоны изготовляют трех размеров, соответствующих размерам, указанным для легкого защитного костюма.

Комбинезоном пользуются вместе с подшлемником, перчатками и резиновыми сапогами. Резиновые сапоги делают от 41-го до 46-го размера. Резиновые перчатки все одного размера пятипалые.

Вес защитного комбинезона в комплекте с сапогами, перчатками и подшлемником около 6 кг. Защитный костюм, состоящий из куртки и брюк, отличается от защитного комбинезона только тем, что его составные части изготовлены раздельно. В комплект костюма входят резиновые перчатки, сапоги и подшлемник.

К фильтрующим средствам защиты кожи относится комплект фильтрующей одежды ЗФО, состоящий из хлопчатобумажного комбинезона, мужского нательного белья, хлопчатобумажного подшлемника и двух пар хлопчатобумажных портянок. Наряду с фильтрующими и изолирующими средствами защиты кожи применяются и подручные средства защиты кожи.

Заключение

В заключении хотела бы сделать вывод, что умелое использование СИЗ достигается постоянными тренировками личного состава, при этом особое внимание при обучении личного состава должно быть уделено: приобретению личным составом знаний о назначении, устройстве и порядке использования СИЗ в различных условиях обстановки. Следует также знать, что поддержание СИЗ в исправном состоянии и постоянной готовности к использованию достигается соблюдением правил их сбережения, своевременным и качественным ремонтом и техническим обслуживанием.

Список используемой литературы

1. Постановление Минтруда РФ от 18 декабря 1998 г. N 51 "Об утверждении Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты" (с изменениями от 29 октября 1999 г., 3 февраля 2004 г.

2. Бобок С.А., Юртушкин В.И. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территории. М.: «Издательство ГНОМ и Д» 2000 г.

3. "Руководство по эксплуатации индивидуальных средств защиты". Воениздат. М-1988г.

4. Интернет источники: Официальный сайт МЧС России. - http://mchs.gov.ru/

Приложение 1

Средства защиты органов дыхания (фильтрующие противогазы)

Приложение 2

Средства защиты органов дыхания (изолирующие противогазы)

Приложение 3

Индивидуальные средства зашиты кожи

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Классификация средств индивидуальной защиты, организация и порядок обеспечения ими. Характеристика и виды фильтрующих и изолирующих противогазов. Средства защиты кожи и открытых участков тела. Медицинские средства и препараты индивидуальной защиты.

    реферат , добавлен 14.02.2011

    История развития средств индивидуальной защиты органов дыхания. Роль и место средств индивидуальной защиты в общей системе защиты в ЧС мирного и военного времени. Назначение и классификация средств защиты кожи. Медицинские средства индивидуальной защиты.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2014

    Классификация средств индивидуальной защиты. Организация и порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты. Способы защиты органов дыхания с помощью противогазов и респираторов. Особенности использования изолирующих и фильтрующих средств защиты кожи.

    реферат , добавлен 23.05.2015

    Классификация средств индивидуальной защиты по защищаемым участкам. Средства защиты органов дыхания: фильтрующие и изолирующие средства защиты органов дыхания. Специфика применения средств защиты кожи, комплектация и назначение медицинских средств защиты.

    контрольная работа , добавлен 24.03.2010

    Состав средств индивидуальной защиты. Средства защиты органов дыхания: фильтрующие и изолирующие противогазы, противопылевые респираторы, маски и очки. Классификация и характеристика специальных средств защиты кожи: защитные плащи, комбинезоны, перчатки.

    контрольная работа , добавлен 29.03.2010

    Рассмотрение основных видов средств защиты органов дыхания. Классификация, устройство и принципы действия противогазов, респираторов, простейших средств индивидуальной защиты. Изучение способов обеспечения кожи от воздействия химических веществ.

    презентация , добавлен 11.08.2014

    Понятие безопасности производственной деятельности и принципы её обеспечения. Идентификация опасностей и оценка риска. Классификация и характеристика средств индивидуальной защиты. Организация обеспечения работников средствами индивидуальной защиты.

    реферат , добавлен 13.02.2015

    Средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогазы, респираторы, ватно-марлевые повязки) и средства защиты кожи (защитные костюмы). Характеристика и виды фильтрующих и изолирующих противогазов. Средства защиты кожи и открытых участков тела.

    презентация , добавлен 16.10.2014

    Медицинские средства индивидуальной защиты. Классификация средств индивидуальной защиты органов дыхания. Респираторы, фильтрующие и изолирующие противогазы. Изолирующие средства защиты кожи: общевойсковой защитный комплект, легкий защитный костюм.

    реферат , добавлен 21.12.2014

    Негативные воздействия на человека в сферах производственной деятельности и быта и ликвидация их последствий. Использование, накопление, хранение и выдача средств индивидуальной защиты. Применение промышленных противогазов. Средства защиты кожи.

  • Уровень промышленной безопасности предприятий
  • Основные причины возникновения техногенных опасностей
  • Контрольные вопросы и задания
  • 3.1. Понятие об опасных и чрезвычайных ситуациях в техносфере
  • Основные термины и определения
  • Система «человек – среда обитания»
  • Основные факторы возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера
  • 3.2. Виды опасных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера
  • Классификация ЧС по масштабу распространения
  • Классификация ЧС по темпу развития
  • Классификация ЧС по видам чрезвычайных событий
  • Контрольные вопросы и задания
  • 4.1. Химически опасные вещества
  • Понятие о химически опасных веществах
  • Классификации химически опасных веществ
  • Воздействие химически опасных веществ на организм человека
  • 4.2. Химически опасные объекты и аварии на них
  • Аварии на химически опасных объектах и их классификации
  • Зоны химического поражения
  • 4.3. Аварийно-спасательные работы на химически опасных объектах
  • Способы защиты от химически опасных веществ
  • Организация и проведение аварийно-спасательных работ
  • Средства индивидуальной защиты
  • 4.4. Мероприятия по снижению последствий аварий на химически опасных объектах
  • 4.5. Состояние химически опасных объектов в России
  • Контрольные вопросы и задания
  • 5.1. Ионизирующее излучение
  • Явление радиоактивности и его применение
  • Виды ионизирующих излучений
  • Радиоактивные вещества и их активность
  • Воздействие ионизирующего излучения на живые организмы
  • 5.2. Радиационно опасные объекты и аварии на них
  • Радиационно опасные объекты
  • Радиационные аварии и их классификации
  • Зоны радиационно опасных объектов
  • 5.3. Уровень радиации и предельно допустимые дозы облучения
  • 5.4. Мероприятия по предотвращению радиационных аварий, снижению потерь и ущерба
  • 5.5. Защита населения от ионизирующих излучений
  • 5.6. Радиационные происшествия в России
  • Контрольные вопросы и задания
  • 6.1. Взрывы и их поражающее действие
  • Представление о взрыве
  • Поражающие факторы взрыва
  • 6.2. Взрывоопасные вещества
  • 6.3. Взрывоопасные объекты и аварии на них
  • Взрывоопасные объекты
  • Степень разрушения объекта при взрыве
  • 6.4. Взрывозащита систем повышенного давления
  • Системы повышенного давления
  • Меры обеспечения безопасности систем повышенного давления
  • 6.5. Государственный надзор за взрывоопасными объектами
  • Органы государственного надзора
  • Требования Ростехнадзора
  • 6.6. Состояние взрывоопасных объектов в России
  • Контрольные вопросы и задания
  • 7.1. Пожар и горение
  • Представление о пожаре и горении
  • Поражающие факторы пожара
  • 7.2. Горючие вещества
  • 7.3. Пожаро– и взрывоопасные объекты
  • Классификация пожаро– и взрывоопасных объектов по степени опасности
  • Огнестойкость зданий и сооружений
  • 7.4. Меры противопожарной безопасности
  • Противопожарная профилактика
  • Противопожарный режим
  • Меры пожарной безопасности
  • 7.5. Локализация и тушение пожаров
  • Тушение пожаров
  • Огнетушащие вещества
  • Средства тушения пожаров
  • Пожарная сигнализация и связь
  • 7.6. Эвакуация из зоны пожара
  • Организация эвакуации из зоны пожара
  • Правила поведения при пожаре
  • 7.7. Пожарная обстановка в России
  • Контрольные вопросы и задания
  • 8.1. Железнодорожный транспорт
  • Железнодорожные аварии и их причины
  • Пожары на железнодорожном транспорте
  • Правила поведения на железнодорожном транспорте
  • 8.2. Автомобильный транспорт
  • Дорожно-транспортные происшествия и их причины
  • Детский дорожно-транспортный травматизм
  • Правила поведения в ДТП
  • Правила поведения на городском транспорте
  • 8.3. Воздушный транспорт
  • Авиационные катастрофы и их причины
  • Правила поведения на воздушном транспорте
  • 8.4. Водный транспорт
  • Аварии на водном транспорте и их причины
  • Правила поведения на водном транспорте
  • 8.5. Метрополитен
  • Аварии на метрополитене и их причины
  • Правила поведения на метрополитене
  • 8.6. Аварийность на российском транспорте
  • Контрольные вопросы и задания
  • 9.1. Гидротехнические сооружения
  • Гидротехнические сооружения и их классификации
  • Классы гидротехнических сооружений
  • 9.2. Гидродинамические аварии
  • Гидродинамические аварии их причины
  • Последствия гидродинамических аварий
  • 9.3. Защита населения от последствий гидродинамических аварий
  • Основные меры защиты населения
  • Правила поведения в условиях гидродинамических аварий
  • 9.4. Состояние гидротехнических сооружений в России
  • Контрольные вопросы и задания
  • 10.1. Системы жизнеобеспечения
  • Причины аварий в жилищно-коммунальном хозяйстве
  • Меры повышения устойчивости объектов жизнеобеспечения
  • 10.2. Безопасность при использовании газа
  • Природный газ и продукты его сгорания
  • Системы газоснабжения и правила их эксплуатации
  • Правила безопасности при использовании газа
  • 10.3. Электрическая безопасность
  • Электрический ток
  • Воздействие электрического тока на организм человека
  • Причины пожаров от электроэнергии
  • Правила электробезопасности
  • Первая помощь при поражении током
  • 10.4. Электромагнитная безопасность
  • Электромагнитные поля
  • 10.5. Компьютер и здоровье
  • Опасные и вредные факторы, воздействующие на пользователя компьютера
  • Санитарно-гигиенические требования
  • Требования к оборудованию рабочего места
  • Организация режима работы
  • Требования безопасности в кабинете информатики
  • 10.6. Опасные вещества и средства бытовой химии
  • Средства бытовой химии и их классификации
  • Безопасность при хранении и применении средств бытовой химии
  • Первая помощь при отравлении
  • 10.7. Шум и его воздействие на человека
  • Шумовой эффект
  • Воздействие шума на организм человека
  • Методы борьбы с шумом
  • 10.8. Состояние систем жизнеобеспечения в России
  • Контрольные вопросы и задания
  • 11.1. Функционирование производственных объектов в условиях чрезвычайной ситуации
  • Производственные объекты и условия их функционирования
  • Факторы, определяющие устойчивость функционирования производственных объектов
  • 11.2. Мероприятия по обеспечению устойчивости функционирования производственных объектов
  • Повышение устойчивости функционирования производственных объектов
  • Предупреждение чрезвычайных ситуаций
  • Рациональное размещение производительных сил
  • Контрольные вопросы и задания
  • 12.1. Защита населения в чрезвычайных ситуациях
  • Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
  • Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
  • 12.2. Организация мероприятий по локализации последствий чрезвычайных ситуаций и защите населения
  • Принципы защиты населения в чрезвычайных ситуациях
  • Способы защиты населения
  • 12.3. Средства коллективной защиты населения
  • Защитные сооружения и их виды
  • Требования, предъявляемые к защитным сооружениям
  • 12.4. Средства индивидуальной защиты
  • Классификации средств индивидуальной защиты
  • Средства защиты органов дыхания
  • Средства защиты кожи
  • Медицинские средства индивидуальной защиты
  • 12.5. Организация эвакуационных мероприятий
  • Виды эвакуационных мероприятий
  • Эвакуационные органы
  • Порядок проведения эвакуационных мероприятий
  • Контрольные вопросы и задания
  • 13.1. Мероприятия по защите учащихся и персонала образовательных учреждений
  • Организация спасательных работ
  • Порядок проведения эвакуационных мероприятий
  • 13.2. Средства индивидуальной защиты детей
  • Противогазы
  • Защитные камеры
  • Респираторы
  • Подручные средства
  • Нормативная база
  • Требования к содержанию территории, зданий и помещений
  • Обеспечение безопасности при проведении культурно-массовых мероприятий
  • Контрольные вопросы и задания
  • Список рекомендуемой литературы
  • 13.2. Средства индивидуальной защиты детей

    Для защиты детей промышленность изготавливает противогазы, респираторы, камеры защитные детские, а родители и дети старших возрастов сами готовят ватно-марлевые повязки, противопылевые тканевые маски.

    Противогазы

    Долгое время для защиты органов дыхания, лица и глаз детей в возрасте от 1,5 до 17 лет от сильнодействующих ядовитых, отравляющих, радиоактивных веществ и бактериальных аэрозолей применялись противогазы ПДФ-7 (противогаз детский фильтрующий, тип седьмой), ПДФ-Д (дошкольный), ПДФ-Ш (школьный). Они имели единую фильтрующую поглощающую коробку ГП-5 и различались лишь лицевыми частями.

    На смену им промышленность стала выпускать более совершенные противогазы для детей дошкольного и школьного возрастов:

    ПДФ-2Д – от 1,5 до 7 лет (для дошкольников);

    ПДФ-2Ш – от 7 до 17 лет (школьный).

    В комплект противогазов входят: фильтрующая поглощающая коробка ГП-7к, лицевая часть МД-4, коробка с незапотевающими пленками и сумка. ПДФ-2Д комплектуется лицевыми частями 1, 2 и 3-го ростов. Масса комплекта: дошкольного – не более 750 г, школьного

    не более 850 г, фильтрующая поглощающая коробка по конструкции аналогична коробке ГП-5, но имеет уменьшенное сопротивление вдоху.

    Лицевая часть предохраняет органы дыхания от попадания в них зараженного воздуха, а также защищает глаза и лицо ребенка от воздействия вредных, ядовитых, отравляющих веществ, радиоактивной пыли, бактериальных аэрозолей. Состоит из корпуса (маска объемного типа с «независимым» обтюратором, отформованным как одно целое с ней) и соединительной трубки. Корпус лицевой части имеет очковый узел, узлы клапана вдоха и клапанов выдоха, наголовник. Соединительная трубка оканчивается накидной гайкой с ниппельным кольцом.

    Противогаз хранят в сумке с двумя отделениями: для фильтрующей поглощающей коробки и лицевой части. Внутри сумки расположен карман для коробочки с незапотевающими пленками, снаружи – для индивидуального противохимического пакета. Сумка снабжена поясным и плечевым ремнями с передвижными пряжками. Противогазы ПДФ-2Д и ПДФ-2Ш носят так, чтобы плечевая тесьма была на правом плече, а сумка – на левом боку на уровне пояса.

    Для детей дошкольного и младшего школьного возрастов подбирать и собирать противогаз должны только взрослые, они также помогают детям надевать и снимать противогазы. Дети среднего и старшего школьного возраста эти действия могут производить самостоятельно.

    Подбираются противогазы таким же способом, как и для взрослых. Для этого измеряют горизонтальный и вертикальный обхваты головы сантиметровой лентой, округляя значения до 5 мм. Горизонтальный обхват – размер головы по замкнутой линии, проходящей через надбровные дуги и наиболее выступающую часть затылка. Вертикальный обхват – размер головы по замкнутой линии, проходящей через подбородок, щеки и макушку. Например, если сумма вертикального и горизонтального обхватов головы ребенка составляет 1035– 1055 мм, можно использовать лицевую часть 1-го роста с положением упоров 3–5 – 6 или 2-го роста с положением упоров 4–7 – 9.

    К эксплуатации противогаз подготавливают следующим способом:

    В. А. Макашев, С. В. Петров. «Опасные ситуации техногенного характера и защита от них: учебное пособие»

    проверяют комплектность, целостность частей и узлов;

    соединяют лицевую часть с фильтрующей поглощающей коробкой, завинчивают накидную гайку соединительной трубки до отказа на горловину коробки, вставляют незапотевающие пленки и закрепляют их, переведя манжеты в прежнее положение;

    устанавливают выбранные по таблице положения упоров лямок головника. Правильность сборки и подборки проверяется следующим способом: нужно надеть

    противогаз, закрыть ладонью отверстие в дне коробки и сделать плавный и глубокий вдох. Если воздух при вдохе не проходит под маску, то лицевая часть подобрана верно и противогаз собран правильно. В противном случае необходимо подтянуть лямки или подобрать другую маску.

    Эффективность защиты зависит не только от исправности противогаза, но и от правильности и быстроты его надевания. Детям дошкольного и младшего школьного возраста обязательно помогают взрослые. Ребенка ставят спиной к себе, снимают его головной убор, убирают волосы со лба и висков, лицевую часть берут за височные и щечные лямки и прикладывают к лицу так, чтобы подбородок размещался в нижнем углублении обтюратора. Движением рук вверх и назад от лица ребенка наголовник натягивается на голову, устраняется перекос лицевой части, отвороты обтюратора и лямок, застегиваются щечные пряжки, у детей дошкольного возраста завязываются гарантийные тесьмы, затем надевается головной убор.

    При самостоятельном надевании противогаза дети среднего и старшего возраста должны с получением команды задержать дыхание и закрыть глаза, затем надеть лицевую часть и, убедившись в правильности ее надевания, сделать глубокий выдох, открыть глаза и возобновить дыхание.

    Новые детские противогазы по эксплуатационным и физиологическим показателям имеют ряд преимуществ. У них снижено сопротивление дыханию на вдохе и давление лицевой части на голову, что позволяет увеличить время пребывания детей в противогазах. Конструкция лицевой части такова, что стало возможным уменьшить количество ростов до трех и тем самым облегчить подбор противогазов и обеспечение ими детей.

    Защитные камеры

    В качестве средства индивидуальной защиты детей в возрасте до 1,5 лет используется камера защитная детская КЗД-4, КЗД-6 (камера защитная для грудных детей).

    Она состоит из металлического каркаса, оболочки, поддона, зажима и плечевой тесьмы.

    В оболочку вмонтированы два диффузионно-сорбирующих элемента и прозрачная пластмассовая пластинка – окно для наблюдения за состоянием и поведением ребенка. Для ухода за ним в верхней части оболочки имеется рукавица из прорезиненной ткани.

    Разборный металлический каркас обеспечивает постоянный объем воздуха внутри оболочки и жесткость конструкции камеры. На поддон можно положить мягкий матрац, одеяльце, подушку.

    Защитную камеру можно носить в руках или через плечо. Ее можно также установить на детские саночки или коляску.

    Защитное действие камеры достигается за счет диффузионно-сорбирующих элементов, которые обеспечивают поступление кислорода в камеру и выход из нее углекислого газа и паров воды. Ядовитые и отравляющие вещества поглощаются диффузионно-сорби- рующим материалом, радиоактивная пыль и другие вредные аэрозоли задерживаются на ее поверхности.

    В. А. Макашев, С. В. Петров. «Опасные ситуации техногенного характера и защита от них: учебное пособие»

    Респираторы

    Детский респиратор Р-2д представляет собой фильтрующую полумаску с двумя клапанами вдоха и одним клапаном выдоха (с предохранительным экраном), оголовьем, состоящим из эластичных и нерастягивающихся тесемок, и носовым зажимом. Хранится респиратор в полиэтиленовом пакете. Размер его указывается на внутренней подбородочной части полумаски. Размер подбирается после измерения высоты лица ребенка по табл. 28.

    Таблица 28

    Подбор размера полумаски

    Высота лица – расстояние между точкой наибольшего углубления переносицы и самой нижней точкой подбородка.

    Надевание респиратора аналогично одеванию противогаза.

    Подручные средства

    Самым простейшим средством защиты органов дыхания от вредной пыли, различных аэрозолей, инфекционных возбудителей является ватно-марлевая повязка. Ее изготавливают из куска марли размером 80 × 40 см. На середину марли кладут ровный слой ваты размером 20 × 15 см и толщиной 1–2 см. Марлю загибают по всей длине сверху и снизу, накладывая вату. Боковые концы марли разрезают на 25–30 см для завязывания.

    Надетая повязка должна закрывать подбородок, рот и нос до глаз. Концы повязки завязывают: нижние – на темени, верхние – на затылке. Места неплотного прилегания маски к лицу закладывают ватой.

    В. А. Макашев, С. В. Петров. «Опасные ситуации техногенного характера и защита от них: учебное пособие»

    13.3. Обеспечение пожарной безопасности

    в образовательных учреждениях

    Нормативная база

    Федеральный закон РФ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 г. предусматривает установление особого противопожарного режима в образовательных учреждениях. Система обеспечения пожарной безопасности применительно к образовательному учреждению изложена в Государственном стандарте «Пожарная безопасность» (ГОСТ 12.1.004–91). В структуру системы пожарной безопасности входит подсистема предотвращения пожара и подсистема противопожарной защиты, направленные на профилактику пожаров, обеспечение пожарной безопасности учащихся и материальных ценностей.

    Согласно Правилам пожарной безопасности в РФ (ППБ 01–03) в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек), к которым относятся образовательные учреждения, в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению быстрой и безопасной эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников. Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, согласно федеральному законодательству, несет руководитель объекта.

    На основе положений законодательных и иных нормативных правовых документов, содержащих требования пожарной безопасности, в образовательном учреждении разрабатываются следующие документы:

    Приказ руководителя образовательного учреждения о противопожарных мероприятиях и назначении ответственных за противопожарную безопасность;

    инструкция о мерах пожарной безопасности в здании образовательного учреждения

    и на прилегающей территории;

    план действий администрации и персонала в случае пожара в образовательном учреждении;

    инструкция дежурному администратору образовательного учреждения по пожарной безопасности;

    памятка о мерах пожарной безопасности в помещениях образовательного учре-

    Требования к содержанию территории, зданий и помещений

    Все детские учреждения перед началом учебного года (первой смены для всех детских учреждений сезонного типа) должны быть приняты соответствующими комиссиями, в состав которых включаются представители государственного пожарного надзора.

    Необходимо следить за тем, чтобы на территории школы не скапливались сгораемые отходы (мусор, старая мебель, сухие листья, макулатура и проч.). При пожаре наличие таких материалов может способствовать распространению огня и уничтожению школьных построек.

    В. А. Макашев, С. В. Петров. «Опасные ситуации техногенного характера и защита от них: учебное пособие»

    Иногда на территории, прилегающей к школе, сжигают опавшие листья. Это также опасно, поскольку тлеющие листья могут быть занесены ветром на кровлю здания или слуховое окно и стать причиной пожара.

    Не менее важно осуществлять контроль за состоянием дорог, проездов, подъездов к школьным зданиям: они не должны ничем загромождаться, чтобы пожарные машины всегда имели возможность проехать на территорию школы без препятствий.

    Воды, которую привозят с собой пожарные автомобили-цистерны, обычно хватает всего на 10–15 мин, поэтому если пожар принял угрожающие размеры, пожарные используют местные водоисточники – пожарные гидранты. За ними должен быть обеспечен надлежащий уход: крышки гидрантов регулярно очищаются от мусора и земли, а на стене ближайшего строения крепится табличка с указанием месторасположения гидранта.

    В здании школы учащиеся должны обеспечивать противопожарный порядок (не жечь спички, свечи, бумагу и проч.). Особое внимание надо обращать на правильное содержание путей эвакуации. Запасные выходы должны быть свободными и иметь надпись «Запасный выход». В коридорах, вестибюлях, холлах, на лестничных клетках и дверях эвакуационных выходов должны иметься предписывающие и указательные знаки безопасности. Двери лестничных клеток, коридоров, тамбуров и холлов должны иметь уплотнения в притворах и оборудоваться устройствами самозакрывания в исправном состоянии. На двери должна быть надпись о месте хранения ключа, если она заперта. Каждое школьное здание должно иметь не менее двух выходов: если один из них отрезан огнем, для спасения учащихся используется другой.

    При определении фактического количества эвакуационных выходов учитываются только те, которые удовлетворяют определению понятия «эвакуационный выход». Все выходы, не удовлетворяющие этим требованиям, не считаются эвакуационными и в расчет не принимаются.

    Размеры эвакуационных выходов и путей должны быть такими, чтобы процесс эвакуации был кратковременным и наиболее безопасным для здоровья и жизни людей.

    Лестницы – важнейший путь эвакуации. Под ними нельзя устраивать помещения для мероприятий и хранения инвентаря. Коридоры школ нельзя загромождать столами, шкафами, партами и проч. Лестничные клетки, используемые для эвакуации, должны иметь боковое естественное освещение через окна в наружных стенах.

    Нельзя устанавливать металлические решетки и жалюзи на окнах помещений, где находятся школьники: при необходимости окна могут быть использованы как дополнительные пути эвакуации.

    Здания детских учреждений должны быть оборудованы средствами оповещения о пожаре, к которым относятся внутренняя телефонная и радиотрансляционная сети, специально смонтированные сети вещания, звонки и звуковые сигналы.

    Двери (люки) чердачных и технических помещений (насосных, вентиляционных камер, бойлерных, складов, кладовых, электрощитовых и т. д.) должны быть постоянно закрыты на замок. Ключи от замков хранятся в определенном месте, доступном в любое время суток. Слуховые окна чердачных помещений должны быть остеклены и находиться

    в закрытом состоянии. В зданиях детских учреждений проживание обслуживающего персонала и других лиц не допускается.

    В зданиях образовательных учреждений запрещается:

    производить перепланировку помещений с отступлением от требований строительных норм и правил;

    использовать горючие материалы для отделки стен и потолков эвакуационных путей (лестничных клеток, фойе, вестибюлей, коридоров и проч.);

    В. А. Макашев, С. В. Петров. «Опасные ситуации техногенного характера и защита от них: учебное пособие»

    Устанавливать решетки, жалюзи и подобные им несъемные солнцезащитные, декоративные и архитектурные устройства на окнах помещений, связанных с пребыванием людей, лестничных клеток, коридоров, холлов, вестибюлей;

    Снимать дверные полотна в проемах, соединяющих коридоры с лестничными клетками;

    забивать двери эвакуационных выходов;

    Применять в целях отопления нестандартные (самодельные) нагревательные устройства;

    использовать электроплитки, кипятильники, электрочайники, газовые плиты и пр. для приготовления пищи и трудового обучения (за исключением специально оборудованных помещений);

    устанавливать зеркала и устраивать ложные двери на путях эвакуации;

    проводить огневые, электрогазосварочные и другие виды пожароопасных работ

    в помещениях при наличии в них людей;

    применять для освещения свечи, керосиновые лампы и фонари;

    производить уборку помещений, очистку деталей и оборудования с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;

    производить отогревание труб систем отопления, водоснабжения, канализации с применением открытого огня (для этих целей следует применять горячую воду, пар или нагретый песок);

    оставлять без присмотра включенные в сеть счетные и пишущие машинки, радиоприемники, телевизоры и другие электроприборы.

    Из всех школьных помещений наибольшую опасность представляют химические лаборатории, физические кабинеты, учебные мастерские и компьютерные классы. Обычно здесь применяют горючие материалы и вещества, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, газовые горелки, спиртовки, электроприборы. Чтобы не допустить несчастных случаев, в упомянутых помещениях работы разрешаются проводить только в присутствии преподавателя или лаборанта. Кроме того, существуют общие правила, предписания и инструкции пожарной безопасности в химических лабораториях при использовании и хранении взрывчатых и воспламеняющихся веществ, электроприборов и т. д.

    Если рабочие комнаты и школьные мастерские используются для работы кружков технического творчества, в этих помещениях нельзя заправлять авто– и авиамодели, ракеты горючими жидкостями. Эту процедуру выполняют на открытом воздухе под руководством руководителя кружка. Пользоваться клеями, лаками и другими материалами, которые разбавляются легко воспламеняющимися растворителями, следует осторожно, в ограниченных количествах.

    В условиях школы электронагревательными приборами можно пользоваться только

    в помещениях с соответственно оборудованными местами и под наблюдением взрослых. После завершения работы в мастерских и рабочих комнатах электронагревательные приборы нужно отключать общим рубильником.

    Администрация детского учреждения обязана обеспечить техническое обслуживание, исправное состояние и постоянную готовность к использованию находящихся на балансе учреждения систем противовопожарного водоснабжения (наружных водопроводных сетей с установленными на них пожарными гидрантами и указателями; пожарных водоемов и резервуаров; насосных станций для повышения давления в наружных и внутренних водопроводных сетях, внутренних пожарных кранов; стационарных установок водоснабжения, приспособленных для забора воды на случай пожара). Внутренние пожарные краны, пожарные рукава периодически должны подвергаться техническому обслуживанию путем пуска воды под давлением.

    Для защиты детей промышленность изготавливает противогазы, респираторы, камеры защитные детские, а родители и дети старших возрастов сами готовят ватно-марлевые повязки, противопылевые тканевые маски (ПТМ).

    Долгое время для защиты органов дыхания, лица и глаз детей в возрасте от 1,5 до 17 лет от сильнодействующих ядовитых, отравляющих, радиоактивных веществ и бактериальных аэрозолей применялись противогазы ПДФ-7 (противогаз детский фильтрующий, тип седьмой), ПДФ-Д (дошкольный), ПДФ-Ш (школьный).

    Они имеют единую фильтрующую поглощающую коробку ГП-5 и различаются лишь лицевыми частями На смену им промышленность стала изготавливать более совершенные противогазы ПДФ-2Д для детей дошкольного и ПДФ-2Ш - школьного возрастов.

    В комплект этих противогазов входят: фильтрующая поглощающая коробка ГП-7к, лицевая часть МД-4, коробка с не запотевающими пленками и сумка. ПДФ-2Д комплектуется лицевыми частями 1-го и 2-го, ПДФ- 2Ш - 2-го и 3-го ростов.
    Масса комплекта; дошкольного - не более 750 г, школьного - не более 850 г.

    Фильтрующая поглощающая коробка по конструкции аналогична коробке ГП-5, но имеет уменьшенное сопротивление вдоху. Лицевая часть предохраняет органы дыхания от попадания в них зараженного воздуха, а также защищает глаза и лицо ребенка от воздействия вредных, ядовитых, отравляющих веществ, радиоактивной пыли, бактериальных аэрозолей.

    Состоит из корпуса (маска объемного типа с "независимым" обтюратором, отформованным как одно целое с ней) и соединительной трубки. Корпус лицевой части имеет очковый узел, узлы клапана вдоха и клапанов выдоха, наголовник. Соединительная трубка оканчивается накидной гайкой с ниппельным кольцом. "Независимый" обтюратор, расположенный по краю корпуса маски, обеспечивает герметизацию, тонкая резина хорошо прилегает к лицу и растягивается независимо от корпуса маски.
    Наголовник способствует надежному закреплению лицевой части. Состоит из пяти лямок.`Одной лобной, двух височных, двух щечных. Отформованных как одно целое с затылочной пластиной. На каждой из них с интервалом в сантиметр нанесены упоры, служащие для закрепления лямок в пряжках. У каждого упора - цифра, указывающая его порядковый номер. Лямки присоединяются к корпусу лицевой части пряжками с фиксаторами, что позволяет устанавливать лямки в определенном положении и предотвращать их выскальзывание.

    Узел клапана вдоха состоит из патрубка с седловиной, на оси которой помещен резиновый лепесток. Узел клапанов выдоха - из двух пластмассовых седловин, двух резиновых лепестков и защитного экрана. Чтобы не запотевали очковые стекла, используются не запотевающие пленки. Хранятся они в закрытой металлической коробочке. Противогаз носят в сумке с двумя отделениями: для фильтрующей поглощающей коробки и лицевой части.

    Внутри сумки - карман для коробочки с не запотевающими пленками, снаружи - для индивидуального противохимического пакета. Сумка снабжена поясной и плечевой ремнями с передвижными пряжками.

    Противогазы ПДФ-2Д и ПДФ-2Ш носят так, чтобы плечевая тесьма была на правом плече, а сумка - на левом боку на уровне пояса. Подбирать и собирать противогаз для детей дошкольного и младшего школьного возрастов должны только взрослые, а также надевать и снимать.

    Дети среднего и старшего школьного возрастов эту работу могут производить самостоятельно. Подбираются противогазы таким же способом, как и противогаз ГП-7 для взрослых. Измеряют горизонтальный и вертикальный обхваты головы мерительной сантиметровой лентой, округляя значения до 5 мм. Горизонтальный обхват - размер головы по замкнутой линии, проходящей через надбровные дуги и наиболее выступающую часть затылка. Вертикальный - размер головы по замкнутой линии, проходящей через подбородок, щеки и макушку.

    По сумме двух измерений, используя таблицы, определяется типоразмер лицевой части: рост маски и положение (номера) упоров лямок наголовника. Номера упоров лямок в таблицах указаны в последовательности. Первая цифра - номер упора лобной лямки, вторая - височных и третья - щечных. Следует отметить, что конструкция маски и наголовника лицевой части МД-4 позволяет при подборе противогазов варьировать пограничными для каждого роста типоразмерами.

    Например, если сумма вертикального и горизонтального обхватов головы ребенка будет в интервале 1035-1055 мм, то можно использовать лицевую часть 1-го роста с положением упоров 3- 5-6 или 2-го роста с положением упоров 4-7-9. Как подготовить противогаз к эксплуатации? Проверить комплектность, целостность частей и узлов. Затем соединить лицевую часть с фильтрующей поглощающей коробкой, завинтить накидную гайку соединительной трубки до отказа на горловину коробки, вставить не запотевающие пленки.

    Для этого следует полностью отогнуть края резиновых манжет очков, положить на стекло не запотевающую пленку и закрепить ее, переведя манжеты в прежнее положение. В заключение установить выбранные по таблице положения упоров лямок наголовника. Теперь надо проверить правильность его сборки и подбора, а также герметичность. Порядок действий такой: надеть противогаз, закрыть ладонью отверстие в дне коробки и сделать плавный и глубокий вдох.

    Если воздух не проходит под маску, то лицевая часть подобрана. верно и противогаз собран правильно. Если же воздух при вдохе все же проходит, следует тщательно проверить правильность сборки и повторно - герметичность. Если и это не дает положительных результатов, подтянуть на одно деление височные и щечные лямки или поменять лицевую часть на меньший рост. Эффективность защиты зависит не только от исправности противогаза, но и от правильности и быстроты его надевания.
    На детей дошкольного и младшего школьного возраста их надевают взрослые в следующем порядке.

    Ребенка ставят спиной к себе, снимают головной убор, убирают волосы со лба и висков, лицевую часть берут за височные и щечные лямки и прикладывают к лицу так, чтобы подбородок размещался в нижнем углублении обтюратора, движением рук вверх и назад от лица ребенка наголовник натягивается на голову, устраняется перекос лицевой части, отвороты обтюратора и лямок, застегиваются щечные пряжки, у детей дошкольного возраста завязываются гарантийные тесьмы, затем надевается головной убор.

    При самостоятельном надевании противогаза дети школьного возраста должны с получением команды затаить дыхание и закрыть глаза, затем надеть лицевую часть и, убедившись в правильности ее надевания, сделать глубокий выдох, открыть глаза и возобновить дыхание.

    Снимают противогаз в такой последовательности: распускают щечные лямки, лицевую часть берут за узел клапанов выдоха, оттягивают вниз и движением руки вперед и вверх снимают.

    Новые детские противогазы по эксплуатационным и физиологическим показателям имеют ряд преимуществ. У них снижено сопротивление дыханию на вдохе и давление лицевой части на голову, что позволяет увеличить время пребывания детей в противогазах. Конструкция лицевой части такова, что стало возможным уменьшить количество ростов до трех и тем самым облегчить подбор противогазов и обеспечение ими детей.

    В качестве средства индивидуальной защиты детей в возрасте до 1,5 лет используется камера защитная детская КЗД-4, КЗД-6. Она состоит из металлического каркаса, оболочки, поддона, зажима и плечевой тесьмы. В оболочку вмонтированы два диффузионно-сорбирующих элемента и прозрачная пластмассовая пластинка - окно для наблюдения за состоянием и поведением ребенка. Для ухода за ним в верхней части оболочки имеется рукавица из прорезиненной ткани.

    Разборный металлический каркас обеспечивает постоянный объем воздуха внутри оболочки и жесткость конструкции камеры. На поддон можно положить мягкий матрац или одеяльце с подушечкой. Зажим позволяет полностью загерметизировать камеру путем стягивания им единственного отверстия в оболочке, через которое ребенка кладут в камеру. Защитную камеру можно носить в руках или через плечо. Ее можно также установить на детские саночки или коляску.

    Защитное действие камеры достигается за счет диффузионно-сорбирующих элементов, которые обеспечивают поступление кислорода в камеру и выход из нее углекислого газа и паров воды. Ядовитые и отравляющие вещества поглощаются диффузионно-сорбирующим материалом, радиоактивная пыль и другие вредные аэрозоли задерживаются на ее поверхности. Защитная камера хранится в разобранном виде в картонной коробке. Сборку и приведение ее в готовность производят по мере необходимости.

    Ребенка помещают головкой вперед, ногами в сторону входного отверстия. Кладут ему бутылочку с молоком, игрушку и запасную пеленку. После этого герметизируют входное отверстие. После выхода с зараженной территории, прежде чем вынуть ребенка, открывают герметизирующий зажим, расправляют входное отверстие и аккуратно заворачивают его на камеру, стараясь при этом не коснуться поверхностей внутренней (чистой) стороны. Использованную камеру подвергают обеззараживанию.
    Детский респиратор Р-2д представляет собой фильтрующую полумаску с двумя клапанами вдоха и одним - выдоха (с предохранительным экраном), оголовьем, состоящим из эластичных и не растягивающихся тесемок, и носовым зажимом. Хранится респиратор в полиэтиленовом пакете. Размер его указывается на внутренней подбородочной части полумаски. Для подбора нужного размера измеряют высоту лица ребенка и затем пользуются данными, приведенными в таблице.

    Высота лица - расстояние между точкой наибольшего углубления переносицы и самой нижней точкой подбородка.

    Для надевания респиратора Р-2д на детей младшего возраста нужно сделать следующее:

    1. ребенка поставить спиной к себе, вынуть респиратор из пакета;

    2. снять с ребенка головной убор и надеть на него полумаску так, чтобы подбородок и нос поместились внутри нее;

    3. надеть оголовье так, чтобы одна тесемка располагалась на темени, а другая - на затылке;

    4. убедиться, что полумаска плотно и удобно прилегает к лицу, после чего прижать концы носового зажима к носу ребенка и надеть на него головной убор.

    5. Для защиты глаз целесообразно надеть очки против пыли очки.

    Ватно-марлевая повязка является самым простейшим средством защиты органов дыхания от вредной пыли, различных аэрозолей, инфекционных возбудителей. Ее изготавливают из куска марли размером 80х40 см. На середину кладут ровный слой ваты размером 20х15 см, толщиной 1-2 см.

    С обеих сторон марлю загибают по всей длине, накладывая на вату. Оставшиеся по длине марли концы разрезают на 25-30 см с каждой стороны для завязывания. Надетая повязка должна закрывать подбородок, рот и нос до глаз. Концы повязки завязывают: нижние - на темени, верхние - на затылке. Не плотности, образующиеся между повязкой, крыльями носа и щеками, заложить ватой.


    Похожая информация.


    Противогаз ГП-7 Противогаз-ГП-7ВМ Гражданский противогаз ГП-7, -7В, -7ВМ. Предназначен для защиты органов дыхания, лица, глаз от воздействия отравляющих веществ, радиоактивных паров и аэрозолей и бактериальных (биологических) средств.


    Противогаз ГП-10 предназначен для зашиты органов дыхания, лица и глаз личного состава НАСФ от отравляющих веществ (ОВ), биологических аэрозолей (БА), аварийно химически опасных веществ (АХОВ), радиоизотопов йода и его органических соединений и радиоактивной пыли (РП), образующейся при ЯВ и техногенных авариях на РХОО. Противогаз фильтрующий с панорамной маской ГП-10 Состав противогаза: лицевая часть (панорамная маска с прозрачным корпусом и резиновым обтюратором); фильтрующе-поглощающая коробка ГП-10К - 2 шт.; сумка для хранения и ношения; флакон со смазкой против запотевания очкового стекла.


    ПРОТИВОГАЗ ГРАЖДАНСКИЙ ГП-15(ГП-15В) Предназначен для защиты личного состава аварийно-спасательных формирований, населения и промышленного персонала от паров, газов и аэрозолей отравляющих и химически опасных веществ, образующихся при применении оружия массового поражения и при чрезвычайных ситуациях Выпускается в двух исполнениях: лицевая часть без приспособления для приема воды; лицевая часть с приспособлением для приема воды.


    Детский противогаз ПДФ-2Д (2Ш) Предназначен для защиты органов дыхания, лица, глаз детей в возрасте старше 1,5 лет от воздействия отравляющих веществ, биологических аэрозолей и радиоактивной пыли. Комплектуется Лицевая часть МД-4 (трех ростов) Фильтрующе-поглощающая коробка ГП-7К Коробка с незапотевающими пленками Гофрированный шланг Сумка


    Камера защитная детская КЗД-6 Предназначена для защиты детей в возрасте до 1,5 лет от отравляющих веществ, радиоактивной пыли и биологических средств. Время непрерывного пребывания ребенка в камере составляет от 0,5 часа до 6 часов. Камеру можно переносить на тесьме или в коляске. Комплектация Камера со смотровым окном Элемент диффузионно-сорбирующий Тесьма плечевая Рукавица


    СРЕДСТВО ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ ДО 1,5 ЛЕТ СЗД-1,5 Предназначен для защиты органов дыхания и кожи детей в возрасте до 1,5 лет от ОВ, РП, ОБВ, АХОВ, радионуклидов йода и его органических соединений Основные технические характеристики: Обеспечение защиты от 0В, РП, БС, радионуклидов йода и его органических соединений, АХОВ (фтористого и хлористого водорода, нитрила акриловой кислоты, аммиака, сернистого ангидрида, фосгена, хлора, сероводорода, сероуглерода, формальдегида, хлорпикрина). Обеспечение непрерывного пребывания ребенка в СЗД - до 6 часов; Расход подаваемого в СЗД очищенного воздуха - 45 дм/мин; Гарантийный срок хранения - 10 лет; Масса - 2,5 кг.


    Самоспасатели фильтрующего типа Газодымозащитный комплект Самоспасатель фильтрующий шахтный Защитный капюшон «Феникс» Защитный капюшон «ЭВАК» Самоспасатель промышленный фильтрующий


    Предназначен для защиты органов дыхания, глаз и головы человека от дыма и токсичных газов, образующихся при пожарах, в том числе и от оксида углерода при условии содержания свободного кислорода в окружающем воздухе не менее 17%. ГДЗК - средство защиты одноразового пользования, применяется при эвакуации взрослых и детей старше 10 лет во время пожара в гостиницах и других объектах. Газодымозащитный комплект (ГДЗК)


    Предназначен для индивидуальной защиты органов дыхания, зрения и кожи лица и головы от токсичных продуктов горения при самостоятельной эвакуации из помещений во время пожара при концентрации кислорода в окружающей атмосфере не менее 17%. САМОСПАСАТЕЛЬ ФИЛЬТРУЮЩИЙ ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ СФП-1 Является средством защиты одноразового применения. Предназначен для применения людьми старше 12 лет, в том числе, имеющими длинные волосы, прически и пользующимися очками. Обеспечивает: -защиту органов дыхания, зрения и кожи лица от вредных веществ; -защиту головы от воздействия открытого пламени; -быстрый (в течение 1 минуты) перевод в рабочее состояние; - возможность речевого общения между людьми; -видимость опознавательных знаков.


    Предназначен для защиты органов дыхания, зрения и головы при самостоятельной эвакуации из помещений (гостиниц, высотных зданий, вагонов, корабельных отсеков и пр.) во время пожара или при других аварийных ситуациях, от воздействия любых вредных веществ, независимо от их состава и концентрации, а также в условиях недостатка кислорода в окружающей среде. САМОСПАСАТЕЛЬ ИЗОЛИРУЮЩИЙ ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ СИП-1 Предназначен для применения людьми старше 12 лет, в том числе имеющими длинные волосы, высокие прически и пользующимися очками. Обеспечивает: -защиту головы от кратковременного воздействия открытого пламени; -- быстрый перевод в рабочее состояние; -- возможность речевого общения между людьми; -- видимость опознавательных знаков; - возможность эвакуации через люки и узкие проходы; -- исключение стравливания дыхательной смеси из дыхательного мешка при наклонах, случайном падении, ползании или столкновении


    Самоспасатель изолирующий специального назначения "Экстремал-ПРО" Предназначен для индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от вредного воздействия непригодной для дыхания, токсичной и задымленной газовой среды и применяется обслуживающим персоналом зданий для проживания людей (гостиниц, кемпингов, мотелей, общежитий, школ- интернатов, домов для престарелых и инвалидов, детских домов и других зданий за исключением жилых домов), который отвечает за организацию эвакуации людей из помещений во время пожара (аварии).






    Костюмы изолирующие КИХ-4, КИХ-5 предназначены для защиты от воздействия жидкого и газообразного хлора и аммиака при проведении аварийно- спасательных работ. Костюмы состоят из герметичного комбинезона с притачным капюшоном, в лицевую часть которого вклеено панорамное стекло. Рукава с внутренней манжетой, в которую вмонтировано кольцо для фиксирования краги резиновой перчатки. Брюки комбинезона оканчиваются притачными чулками из прорезиненного материала, поверх которых надеваются резиновые сапоги. Костюмы изготавливаются из устойчивого к хлору и аммиаку прорезиненного материала. Костюмы используются в комплекте с резиновыми сапогами, перчатками, а также хлопчатобумажными перчатками. Костюм изолирующий КИХ-4 используется в сочетании с изолирующим противогазом АП-93, АП-96, АВХ, а костюм КИХ-5 с ИП-4МК. Противогаз размещается в подкостюмном пространстве.


    Предназначен для защиты от ионизирующего α, β, γ – излучения, радиоактивных веществ (пыли, газов, аэрозолей) жизненно важных участков тела, органов дыхания, глаз личного состава формирований, участвующих в ликвидации последствий аварий радиационного характера, при проведении регламентных и ремонтно-восстановительных работ. Состав: полукомбинезон противорадиационный; капюшон противорадиационный; респиратор высокоэффективный РВ; перчатки защитные летние БЛ-1М; перчатки трикотажные хлопчато-бумажные; ремень поясной; сумка; документация. Костюм изготавливается из трех слоев радиационно- защитного материала «РЗМ» с содержанием наполнителя не менее 0,35 г/см 2 в каждом слое, обеспечивающих защитную эффективность, равную 0,75 мм свинца. Костюм защитный «Модуль 1» Принят на снабжение МЧС РФ в 2006 году


    Предназначен Предназначен для комплексной защиты кожных покровов, органов дыхания и зрения личного состава формирований, участвующих в ликвидации последствий аварий, от радиоактивных и аварийно химически опасных веществ. Костюм защитный «Модуль 2» Принят на снабжение МЧС РФ в 2006 году Состав: 1. комбинезон; 2. жилет; 3. подшлемник; 4. 2 соединительные трубки; 5. перчатки защитные летние БЛ-1М; 6. перчатки трикотажные х/б; 7. узел подачи воздуха УПВ-СИЗ; 8. фильтрующе-поглощающие элементы; 9. фильтрующе-поглощающая коробка ГП- 7 к; 10. смазка; 11. сумка; 12. документация.

    В этой статье мы постараемся максимально широко рассказать о существующий средствах индивидуальной защиты для детей разных возрастов. И начнем этот рассказ со специальных защитных камер для самых маленьких грудных деток.

    КЗД ШАНС для защиты детей при пожаре

    Камера защитная (спасательная) детская (КЗД) «Шанс» предназначена для защиты детей в возрасте до 1,5 лет от продуктов горения, термических факторов пожара, от паров (газов) и аэрозолей аварийно-химически опасных веществ ингаляционного действия при безопасной эвакуации на пожарах и техногенных авариях. КЗД имеет сертификат МЧС и сертификат соответсвия. Камера расчитана на детей росто не более 90см и весом не более 12кг. Такая камера способна помочь при эвакуации детей из очагов пожара или техногенной катастрофы.

    Камера защитная детская КЗД-6

    Камера защитная детская КЗД-6 предназначена для защиты детей в возрасте до 1,5 от отравляющих веществ, радиоактивной пыли и бактериальных средств. Детская защитная камера очень похожа на обычную сумку, поэтому переносить ребенка в ней очень удобно. Защита ребенка в КЗД - 6 обеспечивается благодаря поглощению всех отравляющих веществ диффузным материалом, который состоит из специальных диффузно-сорбирующих элементов. Возможное время пребывания ребенка в камере от 0,5 до 6 часов.

    Защитные действия камер основаны на том, что диффузионный материал диффузионно-сорбирующих элементов, обладая необходимой пористостью, обеспечивает проникновение кислорода в камеру и выход углекислого газа из нее за счет разности концентраций этих газов внутри м вне камеры. Отравляющие вещества поглощаются этим материалом и не проникают внутрь камеры.

    Укладывая ребенка в защитную камеру, следует помнить, что температура в камере будет на 3-4 C выше наружной. При нахождении малыша в камере надо постоянно следить за его состоянием, особенно если температура окружающего воздуха превышает +25 C . Зимой он может быть одет как для обычной прогулки.

    Камеру следует держать в той же комнате, где находится ребенок, но только в незагерметизированном виде, чтобы она постоянно проветривалась. Ребенка укладывают, головой к окошку, ногами в сторону входного отверстия. В камеру также кладут бутылку с детским питанием, игрушку, одну-две запасных пеленки. После этого тщательно герметизируют входное отверстие, для чего кромка оболочки складывается вдвое, затем каждая из половинок еще раз. Сложенные таким образом кромки зажимаются двумя планками герметизирующего зажима и двумя оборотами. Конец оболочки наматывается на планки и закрепляется резиновой стяжкой.

    Защитная детская камера при эксплуатации может находиться в положениях "наготове" и "боевое". В положение "наготове" камера переводится при появлении угрозы нападения. Для этого камеру собирают без герметизации и помещают в комнате ребенка или вблизи от нее. В "боевое" положение камера переводится по сигналам "Химическая тревога" и "Радиационная опасность". Для приведения камеры в "боевое" положение необходимо: положить ребенка внутрь камеры так, чтобы его ноги находились со стороны входного отверстия; поместить в камеру бутылочку с молоком или чаем, игрушку, а также запасную пеленку; загерметизировать камеру, для чего сложить края ее входного отверстия складками и наложить на них зажим.

    Детские противогазы ПДФ-2ДУ

    Есть два варианта для детей дошкольного возраста и школьного возраста. Противогаз детский фильтрующий ПДФ-2ДУ предназначен для защиты детей дошкольного возраста старше 1,5 лет, противогаз детский фильтрующий ПДФ-2ШУ предназначен для защиты детей школьного возраста. Такие детские противогазы обеспечивают защиту органов дыхания детей от отравляющих веществ, радиоактивной пыли, биологических аэрозолей и аварийно химически опасных веществ.

    ПДФ-2ДУ защищает от ОВ различного типа, радиоактивных веществ, биологических аэрозолей, АХОВ, включая пары хлора и аммиака. Соответствует требованиям промышленной защиты класса А1В1Е1К1Р3. Не требует применения дополнительных патронов.