Разрешение на перегруз. Штрафы за перегруз

На дорогах Российской Федерации, ежедневно можно встретить грузовики, осуществляющие перевозку, с различными массами и габаритами. И если параметры по весу соблюдены не будут, то перевозчику грозит штраф за перегруз грузового автомобиля.

Он предусмотрен потому, что нарушения по массе транспортного средства негативно сказываются на состоянии дорожного полотна, особенно весной. Кроме того, повышается и риск возникновения ДТП.

Дело в том, что гружёной машине тяжелее будет затормозить. Да и на скользком или мокром асфальте такой транспорт может попросту занести в кювет или полосу встречного движения. Однако больший акцент законодатель делает именно на ущерб дорогам.

Поэтому нелишним будет знать, чем обернётся в финансовом плане перегруз грузового автомобиля в 2017 году.

В этой статье:

Статья 12.21.1 КоАП РФ – ответственность за перегруз грузового автомобиля

Штрафы за перегруз грузового автомобиля в 2017 году определены статьёй 12.21.1 отечественного КоАП. Она включает множество частей. Каждая из них определяет санкции исходя из того, насколько была не соблюдена осевая нагрузка на колеса транспорта.

Водителю на заметку. Если отклонение от допустимых параметров будет находиться в пределах 2 %, то административные санкции не применяются.

Денежный штраф за нарушение максимально допустимой загрузки транспорта назначается нескольким субъектам, данного административного правонарушения.

Прежде всего, в их число входят водители грузового транспорта. Поэтому им нужно быть особенно внимательными, проверяя груз и документы на него.

Кроме того, к ответственности могут быть привлечены должностные лица тех предприятий, которые организовали процесс перевозки груза с неположенной массой, речь идёт о грузоотправителе.

Сами фирмы-перевозчики, которым принадлежит транспорт, также не освобождаются от административной ответственности, в их число входят и руководители транспортных предприятий.

При этом размер штрафа за перегруз грузового автомобиля для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей может достигать нескольких сотен тысяч рублей в зависимости от серьёзности допущенного нарушения.

Существует ли ответственность для предпринимателей

Множество грузовых транспортных средств принадлежит не компаниям, а индивидуальным предпринимателям. Они же одновременно могут быть организаторами перевозки. Следует при этом помнить, что упомянутая выше статья за перегруз грузового автомобиля делает особую оговорку.

Согласно ей размер штрафа за перегруз грузового автомобиля для ИП такой же, как и для предприятий. Шкала ответственности колеблется от ста тысяч до полумиллиона рублей. Как видим, наказание довольно серьёзное и может даже обернуться для предпринимателя прекращением собственной деятельности.

Понятие перегруза транспортного средства

Для понимания того, чем грозит перегруз грузового автомобиля, следует разобраться в сути данного нарушения. Так, принята отдельная таблица, в которой разрешённые показатели приведены в зависимости от типа грузового транспорта и расстояния между его колёсными осями.

Перегрузом будет рассматриваться несоблюдение нагрузки хотя бы на одну ось. Для этого транспортная инспекция проводит специальные измерения. Они могут производиться как в процессе движения автомобиля (машина должна проехать малым ходом по специальным весам), так и в статическом состоянии.

Таким образом, факт перегруза автомобиля должен быть зафиксирован документально.

В процессе взвешивания и по его результатам важно, чтобы водитель предоставил инспекторам письменные пояснения по выявленным фактам. Они могут повлиять на итоговый размер санкций, если таковые будут применены. Кроме того, объяснения будут взяты во внимание и при обжаловании постановления о штрафе.

Кстати, оспорить привлечение к ответственности можно и тогда, когда будут допущены ошибки в составлении документов по факту перегруза. Поэтому заранее с их содержанием стоит ознакомить юриста.

Когда превышение веса допустимо

Понятно, что в ряде случаев перегруза избежать не удаётся. Связано это как с конструкцией конкретного транспортного средства, так и со спецификой перевозимого груза.

Поэтому законодательством предусмотрен такой документ, как разрешение на перегруз грузового автомобиля. В нем указан допустимый предел отклонений от действующих нормативов по нагрузке на оси.

Чтобы получить такое разрешение собственнику транспорта следует соблюсти определённые формальности. В первую очередь следует предоставить пакет документов. В него будут входить заявление, документы на машину, схема транспортного средства, описание груза, который планируется перевозить.

Разрешение выдают или Росавтодор (если маршрут будет проходить через трассы федерального значения), либо же местные власти, курирующие содержание дорог.

При перевозке разрешение водитель обязан иметь при себе. Кроме того, его реквизиты должны быть вписаны и в путевые документы. Игнорирование этого правила чревато не только административным штрафом как таковым, но и лишением удостоверения на срок от 4 до 6 месяцев.

Следует помнить, что в ряде случаев наличие разрешения не спасает от административной ответственности. Если перегруз превысит установленные разрешением рамки, то статья 12.21.1 КоАП РФ будет применяться на общих основаниях.

Можно ли избежать финансовых рисков при перевозках грузовым транспортом

Итак, мы в общих чертах написали о последствиях за перегруз.

Напомним, чтобы получить представление о том, какой штраф за перегруз грузового автомобиля, достаточно ознакомиться с вышеупомянутой нормой административного законодательства – ст.12.21.1 КоАП РФ.

Говоря вкратце, то самих водителей могут ожидать санкции в сумме о 1 до 10 тысяч рублей с возможным лишением прав (если перегруз был существенным).

Предприятия или предприниматели могут быть оштрафованы на 100 – 500 тысяч рублей.

Кроме того, грузовую машину могут в принудительном порядке поставить на штрафную стоянку. Забрать её оттуда можно заплатив немалые деньги. В каждом регионе для этого существуют свои тарифы.

Когда существует разрешение на транспортировку грузов с повышенной массой, то ответственности не будет. Главное придерживаться тех весовых ограничений, которые указаны в разрешении. Кроме того, документ должен быть всегда у водителя под рукой.

Когда все же составлен административный материал и дело передано в мировой суд, то нужно подумать над тем, как защитить свои права. Ведь для большинства мелких перевозчиков, штраф за перегруз означает фактически прекращение деятельности, так как средств на его оплату нет.

И здесь полезной будет помощь юриста, который уже имеет успешный опыт по такой категории дел.

Повреждение дорог чревато не только административной, но и гражданско-правой ответственностью в виде убытков. Её могут возложить путём предъявления судебного иска те инстанции, которые курируют состояние дорог в данном конкретном регионе.

Однако это уже будет поводом для отдельного судебного иска.

Трасса М-54: проверка автопоезда на перегруз с помощью динамичных, вмонтированных в дорогу весов.

Состояние дорог зависит от множества факторов: климатические условия, плотность движения, соблюдение стандартов, качество материала. Еще одним фактором ухудшения дорог являются большегрузные автомобили. Из-за немалого веса они создают большую нагрузку на дорожное полотно, особенно при нарушении правил загрузки. Вследствие увеличения давления на дорогу появляются выбоины, ямы, и дорожное покрытие постепенно разрушается. На водителя, индивидуальных предпринимателей, и должностное лицо, ответственное за передвижение транспорта в соответствии с законодательством, налагаются штрафы за перегруз.

Размеры штрафа различны, за повторное нарушение правил, сумма штрафа существенно возрастает. Как показывает статистика, почти 90% всех поступающих на действия работников ДПС жалоб от водителей связаны с весогабаритным контролем. Это связано с тем, что специфика грузоперевозок и заработок водителя напрямую связаны с объемом груза и количеством потраченного на это времени и ресурсов. Поэтому большинство наших грузовых машин движутся с перегрузом.

Наказания за перегруз автотранспорта

Штрафы за перегруз транспорта налагаются в сл учаях нарушения положений и правил Административного кодекса, содержащего специальную статью, которая определяет конкретные нарушения по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов, перегрузе грузового транспорта и сумму штрафа. Регулирует вопрос статья 12.21.1, правда ограничения по массе ПДД не устанавливает: суммарная масса машины и груза ограничивается качеством дороги (соответствующие знаки), масса груза ограничивается нагрузкой на ось. В соответствии со статьями КоАП, штрафы налагаются при наступлении описанных ниже случаев.

  • Отсутствие спец. разрешения на перевозку крупногабаритных и тяжёлых грузов, когда данное разрешение необходимо. При отклонении от заданного в разрешении маршрута, водитель штрафуется суммой 2 – 2.5 тысячи рублей, возможно лишение водительских прав на шесть месяцев. По той же статье должностные же лица штрафуются на 15 – 20 тысяч рублей, юридические – 400-500 тысяч рублей.
  • При превышении габаритов груза на 10 сантиметров от заявленного в разрешении, водитель штрафуется на сумму 1500 — 2000 рублей или лишается водительских прав на срок от двух до четырех месяцев. Ответственные за перевозку лица заплатят 10 -15 тысяч рублей, юридические – 250-400 тысяч рублей. Этот случай также является нарушением 23 раздела ПДД.
  • При превышении массы или максимальной нагрузки на ось транспорта более 5 процентов (ранее было 15 процентов) для водителя штраф составит 1.5 — 2 тысячи рублей, для должностных лиц – 10-15 тысяч рублей, юридических – 250-400 тысяч рублей.
  • Прочие нарушения при перегрузе транспорта соответствуют штрафам: для водителя – 1-1.5 тысячи рублей, должностных лиц – 5-10 тысяч рублей, юридических лиц – 150-200 тысяч рублей. К прочим нарушениям относятся касающиеся перевозки груза нарушения ПДД (создание помех другому транспорту, размещение груза и другие). В этих случаях наказания определяются другой статьей КоАП.

Опасности перегруза автопоезда

Вопреки расхожему мнению, рост массы никак не влияет на увеличение тормозного пути машины. Груз в конце машины значительно увеличивает момент инерции, отсюда сложности с управлением транспорта: при малейшей ошибке авто уходит в занос. Грозит перегруз и отказом тормозов на спуске. Крупнотоннажный или неправильно закрепленный груз, превышающий норму, опасен для самого грузовика и остальных участников движения.

По уверениям специалистов Минтранса, проблема перегруза грузового транспорта очень опасна и ведет к разрушению дорожного полотна, росту аварийности и поломок транспорта.

Разобраться в делах о «перегрузах» очень сложно для обычного водителя: здесь присутствует множество тонкостей и нюансов. В настоящее время государство усиленно борется за безопасность на дорогах, поэтому судьи при решении «лишить прав или нет» в большинстве случаев по шаблону выбирают вариант «лишить». Шансы водителя без юридической помощи остаться с правами крайне малы (5-10%), тем более у водителя, штрафовавшегося по данной статье ранее. На 2014 год в России действует как минимум три инструкции регламентирующие перевозку тяжеловесных грузов:

  • Инструкция № 1146 Министерства транспорта (Транспортировка на автомобильной технике негабарита и тяжеловесных грузов);
  • Постановление правительства № 934;
  • Федеральный закон № 257-ФЗ.

Контроль массы осуществляется на стационарных постах весового контроля, куда водитель должен направить машину после вежливого приглашения сотрудника ДПС. По результатам измерений составляется акт в котором фиксируется масса машины и протокол о нарушении статьи КоАП. Водитель не обязан подписывать акт взвешивания и имеет право внести в него свои замечания по поводу допущенных при взвешивании нарушений. Оспорить решение суда, определяющего окончательно значение штрафа за перегруз, при наличии таких отметок будет проще. Составлять протокол о нарушении только на основании данных из накладных сотрудники ГИБДД не имеет права, однако данные из накладной могут стать предметом пристального изучения.

Другое дело — штраф за перегруз пассажиров. Наказание за неправильную перевозку пассажиров определяет первая часть статьи 12.23 КоАП. При наличии дипломатических способностей можно отделаться предупреждением, а штраф за лишнего человека составляет 500 р. Следите за безопасностью как своей, так и других участников движения, не загружайте транспорт больше нормы. Если появляется вопрос о лишении прав за перегруз или штраф за перегруз авто, лучше обратитесь к специалистам. Правда заплатить за возможность в ближайшие полгода не ходить пешком может обойтись дороже чем штраф, поэтому для того чтобы штрафы за перегруз не достигали полумиллиона (ч. 4 статьи 12.21), машину по возможности нужно регистрировать на водителя.

Штраф за перегруз на ось — одна из самых коварных ловушек для «водителей-тяжеловесов», поскольку динамический весовой контроль может показать перегруз даже при полном отсутствии такового.

Основание для ответственности водителя определяет ПДД, конкретную её стоимость — КоАП. Штраф за перегруз по осям исключением из этих правил не является: речь идёт о пункте 23.1 ПДД и пункте 12.211 Кодекса (части 3 и 5). Как видно из этих документов, штраф грозит за перегруз оси в 5% и значительно отличается для лиц физических и юридических:

  • Водитель (частное лицо) — 1.5-2 тыс. р (лишение прав за тяжелое нарушение на срок 4-6 месяцев);
  • Водитель (должностное лицо) — 10-15 тыс. р.
  • Юридическое лицо — 250-400 тыс. р.

При этом штраф за превышение нагрузки на ось не исключает наказания за и наоборот, ввиду чего общий ценник за нанесение вреда идеальным российским дорогам и душевному равновесию инспекторов ГИБДД, может вылиться в астрономическую цифру. Готовиться к столкновениям на пунктах весового контроля можно по нескольким направлениям, каждое из которых мы рассмотрим деталях.

Штрафы за перегруз по осям (ППГАТ)


Правила перевозки грузов дорогами России определяют точные цифры нагрузки на ось, зависящие от расстояния между сближенными осями. Для использования этих нормативов в деле автомобиль предварительно должен быть идентифицирован или измерен. Сделать это можно по тех. талону или путём измерений, что сразу же вызывает множество вопросов, так приборы для измерения должны быть сертифицированы недопустимо измерение линейками,строительными рулетками и прочее). Текущая версия ППГАТ так определяет предельные осевые нагрузки:

Как видно из этой таблицы, предельная нагрузка может отличаться на целую тонну, в зависимости от расстояния между осями и нормативной нагрузки, под которую дорога была спроектирована, а в сумме и вовсе на 3 тонны. Эта редакция Правил действительна до конца 2014-го года, а штраф за перегруз по осям 2015, будет определять новая версия ППГАТ, включающая также методики расчёта нанесения вреда дорожному полотну в зависимости от региона.

Добавится к списку дорог полотно под нагрузку 6 тонн/ось, а к списку осей сдвоенные и строенные оси прицепов. Нагрузка на одиночную ось (авто с двумя осями) в этой редакции определяет норматив полотна (например, допустима нагрузка в 11.5 тонн для полотна 115 кН/11.5 тс), данные для остальных можно почерпнуть из следующей таблицы:

Вид транспортного средства Расстояние в метрах между осями Предельное значение нагрузки кН/10 тс
Дорожное полотно 60 кН/6 тс Дорожное полотно 100 кН/10 тс Дорожное полотно 115 кН/11.5 тс
Сдвоенные оси Менее 1 м (включая 1 м) 8 (9) 10 (11) 11.5 (12.5)
1-1.3 м (включая 1.3 м) 9 (10) 13 (14) 14 (16)
1.3-1.8 (включая 1.8 м 10 (11) 15 (16) 17 (18)
Более 1.8 м 11 (12) 17 (18) 18 (20)
Строенные Менее 1 м (включая 1 м) 11 (12) 15 (16.5) 17 (18)
1-1.3 м (включая 1.3 м) 12 (13.5) 18 (19.5) 20 (21)
1.3-1.8 (включая 1.8 м 13.5 (15) 21 (22.5) 23.5 (24)
Более 1.8 м 15 (16) 22 (23) 25 (26)
Сближенные Менее 1 м (включая 1 м) 3.5 (4) 5 (5.5) 5.5 (6)
1-1.3 м (включая 1.3 м) 4 (4.5) 6 (6.5) 6.5 (7)
1.3-1.8 (включая 1.8 м) 4.5 (5) 6.5 (7) 7.5 (8)
Более 1.8 м 5 (5.5) 7 (7.5) 8.5 (9)

В скобках указаны цифры, применяемые для расчета величины наносимого ущерба. В отдельную строчку вынесены значения для автомобилей и прицепов, имеющих более восьми колёс на одной оси. Все эти нормативы должны соблюдаться при погрузке, но необходимо учитывать и тот факт, что перегруз на ось и штраф зависят также от метода проведения весового контроля и погрешности оборудования.

Помимо общих нормативов, на территории некоторых стран СНГ, в частности в РФ, применяется процедура сезонных ограничений, таких, например, как «весенняя сушка». Летом 2014-го года, при температуре свыше 32 °C, «большегрузы» смогут передвигаться по асфальтобетонным дорогам РФ лишь с большими ограничениями в том числе по нагрузке на ось, а в некоторых случаях будут останавливаться вовсе. Официальную информацию можно найти на сайте Росавтодор — организации, ежегодно отстаивающей проект, несмотря на заявления Министерств Юстиции и Экономики о причинении таким способом вреда экономике страны.

Порядок проведения весового контроля

Порядок работы ПВК и допустимое для использования на нём оборудовании описаны в специальном документе, утверждённом Минтранс РФ в апреле 2011-го. Согласно ему для весового контроля должны использоваться два вида весов: динамические и статические (контрольные). Для остановки транспортного средства достаточно «пробоя» на первых (общих) весах при движении ТС со скоростью мене 5 км/ч, но штраф за перегруз по осям можно выписать только по результатам контрольного взвешивания. В конечном акте должны быть указаны оба значения.


Помимо стационарных ПВК, на дорогах может действовать передвижной весовой контроль, однако основанием для штрафа за ось его показания служить не могут.

Если нарушение показывают контрольные весы, составляется протокол, отражающий совершённое водителем административное правонарушение. Инструментальный контроль, протокол и штраф за перегруз на ось составляют разные люди. Соответственно на пункте контроля водителю приходится иметь дело с двумя категориями должностных лиц: сотрудниками ГИБДД и сотрудниками ПВК. Полномочия вторых не простираются далее следующих границ:

  • В присутствии ГИБДД запросить у водителя разрешение на перевоз «тяжеловеса» (и ничего более);
  • Произвести инструментальный осмотр;
  • Сообщить ГИБДД о результатах осмотра;
  • Регулировать движение в пределах действия знака «ПВК»;
  • Выступать в качестве свидетеля при составлении протокола.

Рулевая ось (Steer), ведущая ось (Drive) и оси свободного качения (Trailer – прицепы и полуприцепы) принимают на себя разные типы нагрузок. Соответственно распределяются и шины под нагрузку на ось: рулевые, ведущие свободного качения (на прицеп) универсальные (подходящие для всех типов).

Права и обязанности

Обе категории лиц должны иметь полное обмундирование и предъявлять по требованию водителя документы, удостоверяющие их полномочия. Сотрудник ГИБДД, помимо остановки транспортного средства, имеет право потребовать следующие документы:

  • ТТН (и санитарный паспорт, если из накладной следует, что того требует груз);
  • Путевой лист;
  • Водительское удостоверение, паспорт ТС и карточку техосмотра;
  • Страховой полис.

Водитель может (но не обязан) предъявить специальное разрешение на перевозку тяжеловеса. После прохождения взвешивания водитель имеет право получить пояснения по всем проведённым работам. В составленном акте должны быть отражены все проведённые измерения, нормативные данные дорожного полотна и расчёт ущерба (штраф за перегруз на ось), включая коэффициенты регионов. Также водитель может потребовать паспорт весового и измерительного оборудования (указанным в них данным должны соответствовать размеры и уклоны подъездных дорожек).

Если маршрут не проходит по дорогам федерального значения, возможно получения специального разрешения на провоз «тяжеловеса». Подаётся в отдел сохранности автодорог, вместе подробной развесовкой по осям.

Самостоятельное определение нагрузки на ось

Для того, чтобы избежать штрафа за перегруз о осям, лучше всего, конечно, автомобиль не перегружать. Расчёт можно произвести несколькими способами. В первую очередь нужно получить данные о распределении масс в используемой модели тягача. Существуют специальные программы-калькуляторы, позволяющие рассчитать нагрузку на ось для конкретных машин. Если проблема не так критична и требуется лишь примерное распределение по осям, можно воспользоваться следующими формулами.

  1. Из тех. паспорта (или свидетельства о регистрации) узнаём массу машины (и прицепа, если таковой используется). Нужно учитывать, что реальный вес может незначительно отличаться, к тому же значительная часть его приходится на кабину (двигатель), в общем, на переднюю ось для классического тягача.
  2. Из ТТН узнаём вес груза (любой дальнобойщик понимает, что лучше знать вес реальный, а не указанный в накладной).
  3. Нагрузку на прицеп можно условно считать равной 75% от общей массы груза и прицепа (всё это тянет грузовик). Если груз весит 26 тонн, а прицеп 10, нагрузка на прицеп составит 27 тонн (36 * 0.75).
  4. Нагрузка на прицеп просто делится на количество его осей. Т.е. на каждую ось трёхосного прицепа в нашем примере придётся 9 тонн. Простое деление имеет погрешности (1-2%), но для получения точных данных нужна информация о расстоянии между осями.
  5. На сам грузовик приходится 25% от суммарной массы прицепа и груза, в нашем случае это также 9 тонн (36 * 0.25). Плюс масса самого авто (для примера возьмём её равной 7 тоннам, в сумме — 16 тонн).
  6. На задние оси приходится ~75% от массы авто и нагрузки, т.е. в нашем примере это 12 тонн (16 * 0.75). Если грузовик трёхосник, эту нагрузку можно смело делить на два, т.е. по 6 тонн на каждую заднюю ось.
  7. Оставшиеся 4 тонны должны прийтись на переднюю ось. Финальный расклад по трёхосному прицепу (10 тонн) и трёхосному грузовику (7 тонн) с грузом в 26 тонн следующий: 4 + 6 + 6 + 9 + 9 + 9.

Заключение

Реальное давление оси на участок земли (измерительные приборы) зависит от множества параметров, среди которых можно найти даже давление в шинах и износ протектора. Поэтому водитель часто оказывается заложником ситуации, забирая груз проходящий по весу только условно, однако именно ему грозит лишение прав, в случае взятия вины на себя.


Нагрузка на ось и штраф являются не только следствием погрузки, но и измерения на Посту весового контроля.

Штраф за превышение нагрузки на ось не означает, что вред дорожному полотну нанесён умышленно (не в следствие, например, смещения груза), а именно в этом случае судам рекомендуется использовать лишение прав. Для того чтобы доказать умышленный перегруз оси, проще всего получить акт без всяких пометок, но с подписью водителя, т.е. чисто доказанное нарушение. Во избежание этого водителю рекомендуется принимать самое активное участие в процессе «взвешивания» и делать пометки в акте о любых несоответствиях установленному регламенту проведения весового контроля.

Показания динамических весов не должны быть причиной идти на поводу у инспектора, ведь только по документам их погрешность может достигать нескольких процентов, а на деле часто «динамика» показывает перегруз в 5-10%. Штраф за перегруз по осям может быть выписан только после взвешивания на контрольных, статических весах, при том условии, что прибор сертифицирован и используется правильно.