Масса пожарного пояса типа а должна быть. Пояс пожарный спасательный. Требования к устройству

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПОЯСА ПОЖАРНЫЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ.
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

FIRE SAFETY BELT.
GENERAL TECHNICAL REQUIREMENTS. ТЕSТ МЕТНODS

Дата введения 01.10.98

Разработаны Всероссийским научно-исследовательским институтом противопожарной обороны (ВНИИПО) МВД России (Н.П. Копылов, В.И. Логинов, М.А. Мотин, С.Ю. Семенов, С.М. Ртищев).

Внесены отделом 2.4 ВНИИПО МВД России.

Подготовлены к утверждению отделом пожарной техники и вооружения Главного управления Государственной противопожарной службы (ГУГПС) МВД России (А.И. Жук, Д.П. Игнатьев, В.И. Степанов).

Внесено Изменение № 1, утвержденное приказом ГУГПС МВД России от 25.12 1999 г. № 101.

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1. Настоящие нормы определяют общие технические требования, методы испытаний, правила и порядок оценки качества поясов пожарных спасательных (далее по тексту - поясов), а также материалов, применяемых для их изготовления.
2. Настоящие нормы распространяются на выпускаемые, вновь разрабатываемые и приобретаемые за рубежом пояса.
3. Настоящие нормы могут применяться при сертификационных испытаниях в Системе сертификации в области пожарной безопасности.

II. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

4. Пояс пожарный спасательный - индивидуальное приспособление, предназначенное для страховки при работе на высоте, спасания людей и самоспасания пожарных во время тушения пожаров, первоочередных аварийно-спасательных работ, а также для ношения топора пожарного и карабина.
5. Поясной ремень - конструктивный элемент пояса, непосредственно охватывающий тело человека по талии.
6. Пряжка - конструктивный элемент пояса, предназначенный для его фиксации на теле человека и регулирования по длине.
7. Карабинодержатель - конструктивный элемент пояса, предназначенный для закрепления за него пожарного карабина.
8. Страховочное кольцо - конструктивный элемент пояса, предназначенный для закрепления за него амортизатора с фалом.
9. Хомутик - конструктивный элемент пояса, предназначенный для запасовки свободного конца поясного ремня.
10. Шлевка - конструктивный элемент пояса, предназначенный для фиксации на поясе пожарного карабина в горизонтальном положении.
11. Страховочная система - группа конструктивных элементов, размещенных на поясе и предназначенных для обеспечения страховки пожарного при работе на высоте и снижения динамических нагрузок, возникающих в момент случайного падения человека.
12. Фал - конструктивный элемент страховочной системы, связывающий человека при помощи карабина с местом закрепления.
13. Коуш - конструктивный элемент фала, предназначенный для заделки его конца с целью образования петли.
14. Амортизатор - конструктивный элемент страховочной системы, снижающий нагрузку, возникающую в момент случайного падения человека.
15. Подсумок - конструктивный элемент страховочной системы, предназначенный для хранения, переноски и защиты амортизатора и фала от внешних воздействий.
16. Назначенный ресурс - суммарная наработка, при достижении которой эксплуатация пояса должна быть прекращена независимо от его технического состояния.
17. Работоспособность (работоспособное состояние) - состояние пояса, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и конструкторской документации.
18. Отказ - событие, заключающееся в нарушении работоспособности пояса.
19. Критерий отказа - признак или совокупность признаков нарушения работоспособного состояния пояса, установленные в нормативно-технической и конструкторской документации.

III. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

20. Технические параметры поясов и материалов, применяемых для их изготовления, должны соответствовать требованиям, изложенным в настоящих нормах.
21. Продукция, изготавливаемая отечественными предприятиями, допускается к проведению
сертификационных испытаний в области пожарной безопасности, если она в установленном порядке прошла все стадии и этапы разработки, предусмотренные ГОСТ 15.001, ГОСТ 2.103, все виды испытаний (включая межведомственные приемочные), имеет полный комплект конструкторской документации на серийное производство, согласованной с Государственным заказчиком пожарно-технической продукции.
Продукция, импортируемая Российским потребителям, допускается к проведению сертификационных испытаний в области пожарной безопасности, если она сопровождается эксплуатационной документацией, удовлетворяющей требованиям Государственного заказчика.
Экспертиза конструкторской документации обязательна при организации и проведении сертификационных испытаний в области пожарной безопасности.

22. Конструкторская документация на отечественную продукцию должна быть оформлена в соответствии с требованиями ЕСКД и откорректирована по результатам испытаний установочной серии с присвоением в установленном порядке литеры “А”.
Эксплуатационная документация на продукцию, импортируемую Российским потребителям, должна быть оформлена на русском языке по ГОСТ 2.601 и одобрена Государственным заказчиком пожарно-технической продукции.

(Измененная редакция, Изм. № 1)

23. Перечень использованных в настоящих нормах стандартов, технических условий и других нормативных документов приведен в приложении 1.
24. Пояса пожарные спасательные по конструктивному исполнению подразделяются на два типа:
- пояса пожарные спасательные без страховочной системы (тип А);
- пояса пожарные спасательные со страховочной системой (тип Б).

IV. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

25. Требования к конструкции
25.1. В конструкцию пояса должны входить:
а) поясной ремень;
б) пряжка;
в) карабинодержатель;
г) хомутик;
д) шлевка;
е) страховочная система (для поясов типа Б).
25.2. В страховочную систему должны входить:
а) страховочное кольцо;
б) фал;
в) амортизатор;
г) подсумок.
25.3. Пояса должны выпускаться по типоразмерам, обеспечивающим обхват талии в пределах от 800 до 1300 мм.
25.4. Масса пояса должна быть:
- для типа А не более 1 кг;
- для типа Б не более 1,4 кг.
25.5. Конструкция шлевки должна обеспечивать фиксацию карабина на поясе в горизонтальном положении.
25.6. Страховочное кольцо должно располагаться на поясе со стороны спины пожарного при застегнутой пряжке.
25.7. Ширина поясного ремня (далее по тексту - ремня) должна быть не менее 80 мм.
25.8. Края деталей из тканевых материалов и отверстия в них, а также концы сшивных ниток должны быть заделаны так, чтобы исключить их расплетение.
25.9. Все детали пояса не должны иметь дефектов, ухудшающих внешний вид пояса, наличие острых кромок не допускается.
25.10. Диаметр отверстия карабинодержателя и страховочного кольца для закрепления карабина или страховочного фала должен быть не менее 20 мм.
25.11. Пряжка должна позволять регулировать длину пояса в соответствии с п. 25.3 без применения каких-либо вспомогательных приспособлений.
25.12. Хомутик должен обеспечивать удержание свободного конца поясного ремня при застегнутой пряжке.
25.13. Свободный конец поясного ремня не должен перекрывать карабинодержатель.
25.14. Длина фала должна быть в пределах от 800 до 1500 мм. Допускается использование приспособления, регулирующего длину фала.
25.15. Свободный конец фала должен быть заделан в коуш, линейные размеры которого должны соответствовать ГОСТ 19030.
25.16. Пояс. не должен создавать неудобств при надевании боевой одежды пожарных и снаряжения.
25.17. Конструкция пояса должна позволять пожарному:
а) осуществлять операцию по самоспасанию в соответствии с Наставлением по пожарно-строевой подготовке;
б) выполнять при тушении пожаров все виды работ, в том числе первоочередные аварийно-спасательные.

26. Требования стойкости к внешним воздействиям
26.1. Статическая разрывная нагрузка ленты, используемой для изготовления поясного ремня (далее по тексту - ленты), после воздействия на нее в течение не менее 30 с металлического стержня, нагретого до температуры 450 °С, должна быть не менее 11,25кН.
26.2. Продолжительность остаточного горения и тления материала ленты не должна превышать 2 с после воздействия на него в течение 15с открытого пламени.
26.3. Поперечная жесткость ленты должна быть в пределах от 30 до 60 град.
26.4. Статическая разрывная нагрузка фала должна быть не менее 11,25 кН после воздействия на него:
а) температуры окружающей среды 600 °С в течение не менее 10с;
б) металлического стержня, нагретого до температуры 450 °С, в течение не менее 30 с;
в) открытого пламени в течение не менее 30 с.
26.5. Жесткость фала должна быть не более 0,25 м.
26.6. Пояс в сборе (при наличии страховочной системы, включая фал и амортизатор) должен выдерживать статическую нагрузку 11,25 кН в течение не менее 60 с после воздействия на него:
а) температуры окружающей среды 50 °С в течение не менее 6 ч;
б) температуры окружающей среды минус 40 °С в течение не менее 6 ч;
в) температуры окружающей среды 200 °С в течение не менее 3 мин;
г) воды в течение не менее 1 ч;
д) 6 % раствора пенообразователя в течение не менее 1 ч.
26.7. Пояс должен сохранять работоспособность после приложения статической нагрузки 4 кН в течение не менее 5 мин, при этом перемещение поясного ремня в пряжке не должно превышать 5 мм.
26.8. Пояс должен выдерживать динамическую нагрузку, возникающую при падении груза массой 100 кг с высоты 2 м.
26.9. Максимальное усилие, возникающее в поясе в момент динамического рывка при падении груза массой 100 кг с высоты, равной двум длинам фала, должно быть не более 4 кН.

27. Требования надежности
27.1. Вероятность безотказной работы пояса при проведении операции самоспасания с высоты при помощи пожарной спасательной веревки и пожарного карабина должна быть не менее 0,900.
27.2. Назначенный ресурс работы пояса при проведении операции самоспасания с высоты при помощи пожарной спасательной веревки и пожарного карабина должен быть не менее 100 циклов применения.

28. Требования к материалам
28.1. Все материалы, используемые для изготовления пояса и его комплектующих, должны соответствовать нормативным документам на них.
28.2. Металлические детали должны быть изготовлены из коррозионно-стойкого материала или иметь антикоррозионное покрытие, по внешнему виду соответствующее п. 2.1 ГОСТ 9.301.
28.3. Материал амортизатора должен иметь показатель по огнестойкости не ниже, чем у материалов, используемых для изготовления боевой одежды пожарных (НПБ 157, разд. 4, п. 4.5), или иметь защитный чехол, отвечающий вышеназванным требованиям.
28.4. Материал подсумка должен иметь показатель по огнестойкости не ниже, чем у материалов, используемых для изготовления боевой одежды пожарных (НПБ 157, разд. 4, п. 4.5).

29. Требования к комплектности и маркировке
29.1. В комплект поставки пояса должны входить:
а) пояс в сборе (в соответствии с п. 25.1);
б) паспорт-инструкция.
29.2. Каждый пояс должен иметь маркировку, содержащую следующие данные:
- наименование (условное обозначение) изделия;
- наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;
- обозначение условного размера;
- дату выпуска (месяц, год).
Маркировка должна быть четкой и сохраняться в течение всего срока службы.
29.3. Сведения о продукции, отражаемые на изделии и поясняющие порядок его применения, правила безопасности и назначение функциональных деталей, должны быть исполнены на русском языке.

(Измененная редакция, Изм. №1)

V. НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Номенклатура показателей пояса, которые подлежат проверке в процессе испытаний, приведена в табл. 1.

Таблица 1

Номенклатура видов испытаний Пункты настоящих норм
Техническое требование Метод испытаний
Проверка комплектности, внешнего вида и маркировки 25.1, 26.2, 25.8, 25.9, 28.2, 29 31
Проверка регулировки пояса по длине и величины обхвата талии 25.3, 25.11 32
Проверка массы 25.4 33
Проверка линейных размеров 25.10, 25.15 34
Проверка ширины ремня 25.7 35
Проверка длины фала 25.14 36-
Проверка прочности ленты после воздействия нагретого металлического стержня 26.1 37
Проверка устойчивости материала ленты к воздействию открытого пламени 26.2 38
Проверка поперечной жесткости ленты 26.3 39
Проверка прочности фала после воздействия температуры окружающей среды 600 °С 26.4 а) 40*
Проверка прочности фала после воздействия нагретого металлического стержня 26.4 б) 41*
Проверка прочности фала после воздействия открытого пламени 26.4 в) 42*
Проверка жесткости фала 26.5 43*
Проверка устойчивости материала подсумка и материала амортизатора к воздействию открытого пламени 28.3, 28.4 44*
Проверка несущей способности пояса после воздействия температуры окружающей среды 50 °С 26.6 а) 45
Проверка несущей способности пояса после воздействия температуры окружающей среды минус 40 °С 26.6 б) 46
Проверка несущей способности пояса после воздействия температуры окружающей среды 200 °С 26.6 в) 47
Проверка несущей способности пояса после воздействия воды 26.6 г) 48
Проверка несущей способности пояса после воздействия пенообразователя 26.6 д) 49
Проверка прочности пояса статической нагрузкой 26.7 50
Проверка прочности пояса динамической нагрузкой 26.8 51
Проверка максимального усилия, возникающего в поясе в момент динамического рывка 26.9 52*
Проверка эксплуатационных характеристик пояса при надевании боевой одежды и снаряжения 25.5, 25.6, 25.12, 25.13, 25.16 53
Проверка вероятности безотказной работы пояса при проведении операции самоспасания с высоты 25.17 а,. 27.1 54
Проверка назначенного ресурса работы пояса при проведении операции самоспасания с высоты 25.17 а), 27.2 55
Эксплуатационные испытания изделия 25.17 б) VII

* По данным пунктам пояса типа А испытаниям не подвергаются.

... Полная версия документа с таблицами, изображениями и приложениями в прикрепленном файле...

Сегодня мы хотели рассказать Вам об еще одном очень важном элементе в снаряжении пожарного, речь пойдет о пожарном поясе.

Полное название звучит так пояс пожарного спасательный (сокращенно ППС) он имеет несколько предназначений:

  • для ношения топора поясного в специальном чехле;
  • для ношения карабина спасательного;
  • для проведения работ по спасению и само спасанию

Пояс имеет довольно простую конструкцию состоит из пряжки, карабинодержателя, хомута, шлевки, ленты пояса и накладки, общий вес составляет всего 0,9 кг. Состав применяемый для изготовления поясной ленты - это цельнокроеный капроновый ремень, который имеет водную полиамидную пропитку и является не горючим и долговечным в использовании срок службы составляет не менее 5 лет.

Стоит отметить, что пояс имеет довольно широкую основу 80 мм, это придает ему большую прочность, а пользователю удобство в фиксации на нем. Этот простой помощник в снаряжении пожарного нередко спасал жизни как самих пожарных, так и людей, закрепленный карабин на конструкции пояса выдерживает нагрузку до 340 кг, что с легкостью позволяет эвакуировать пострадавшего и самого пожарного.

На сегодняшний день пояс можно приобрести по цене от одной тысячи рублей и выше, но приобретая данный товар помните, что в комплект должно входить не только само изделие, но и паспорт на него,
помимо этого не забудьте проверить его целостность и обязательную маркировку в которой указывается:

  • наименование изделия;
  • товарный знак;
  • условный размер;
  • дата изготовления

Существует документ, регламентирующий более детальные требования к поясам

Пояса пожарные спасательные по конструктивному исполнению подразделяются на два типа:

  • без страховочной системы (тип А);
  • со страховочной системой (тип Б).

Наибольшее распространение получили безлямочные талевые пояса. Это обусловлено, прежде всего, тем, что при подъеме пожарных по тревоге надевание ими пояса с дополнительными лямками (плечевыми и бедренными) заняло бы определенное время и существенно задержало бы выезд подразделения по вызову.

Предпочтение отдается пожарным поясам с самозатягивающейся пряжкой, работающей по принципу заклинивания поясного ремня по всей ширине ленты, и при нагружении пояса заклинивающее усилие пряжки пропорционально возрастает.

Механизм пряжки позволяет легко осуществлять подгонку пояса по талии и очень надежен. Проскальзывание ремня в пряжке, при приложении любой нагрузки – исключено.

В конструкцию пояса (тип А) входят: поясной ремень, пряжка, карабинодержатель, хомутик, шлевка.

  • Поясной ремень – конструктивный элемент пояса, непосредственно охватывающий тело человека по талии. Ширина поясного ремня должна быть не менее 80 мм.
  • Пряжка – конструктивный элемент пояса, предназначенный для его фиксации на теле человека и регулирования по длине.
  • Карабинодержатель – конструктивный элемент пояса, предназначенный для закрепления за него пожарного карабина.
  • Хомутик – конструктивный элемент пояса, предназначенный для запасовки свободного конца поясного ремня.
  • Шлевка – конструктивный элемент пояса, предназначенный для фиксации на поясе пожарного карабина в горизонтальном положении.

В конструкцию пояса (тип Б) входят: поясной ремень, пряжка, карабинодержатель, хомутик, шлевка и страховочная система.

  • Страховочная система – группа конструктивных элементов, размещенных на поясе и предназначенных для обеспечения страховки пожарного при работе на высоте и снижения динамических нагрузок, возникающих в момент случайного падения человека.

В страховочную систему входит: страховочное кольцо, фал, амортизатор, подсумок.

  • Страховочное кольцо – конструктивный элемент пояса, предназначенный для закрепления за него амортизатора с фалом.
  • Фал – конструктивный элемент страховочной системы, связывающий человека при помощи карабина с местом закрепления.
  • Амортизатор – конструктивный элемент страховочной системы, снижающий динамическую нагрузку, возникающую в момент случайного падения человека.
  • Подсумок – конструктивный элемент страховочной системы, предназначенный для хранения, переноски и защиты амортизатора и фала от внешних воздействий.

Требования охраны труда при эксплуатации пожарных поясов

При использовании пояса пожарного спасательного должны выполнятся следующие требования правил охраны труда:

  • пояс подбирается по размеру;
  • перед заступлением на дежурство и после него пояс подвергается внешнему осмотру для подтверждения целостности и исправности его элементов;
  • пояс подвергается испытанию согласно требованиям технической документации завода-изготовителя и должен иметь соответствующую маркировку об испытании (дата).

Пояс снимается с расчета при:

  • повреждении поясной ленты (надрыв, порез);
  • неисправности (поломки, погнутости) пряжки и шпилек пряжки;
  • нарушении целостности заклепок и отсутствии на них шайб;
  • порыве заклепками или блочками материала поясной ленты;
  • отсутствии хомутика для закладывания конца пояса;
  • наличии трещин и вмятин на поверхности блочков или отсутствии хотя бы одного из них;
  • наличии разрывов кожаной облицовки пояса.

Конструкция пояса предусматривает размещение пожарного топора в кобуре и карабина.

Инструкция
по охране труда
по безопасной эксплуатации
предохранительных поясов
и порядке проведения их испытаний
№ 25
ГЛАВА 1. Общие требования по охране труда
1. Предохранительный пояс - средство индивидуальной защиты человека при
падении с высоты. Статически разрывная нагрузка для пояса должна быть не менее
7000 Н (700 кгс).
2. Пояс должен выдерживать динамическую нагрузку, возникающую при
падении груза массой 100 кг с высоты, равной двум длинам стропа.
3. Карабин - элемент пояса, предназначенный для закрепления к конструкци­
ям, - должен обеспечивать быстрое и надежное закрепление и открепление одной рукой
при надетой утепленной рукавице. Карабин должен иметь предохранительное устройство,
исключающее его случайное раскрытие. Замок и предохранитель карабина должны
закрываться автоматически.
4. Эксплуатация конкретного типа пояса должна осуществляться в соответствии с
инструкцией, прилагаемой к каждому поясу предприятием-изготовителем.
5. Предохранительные пояса подразделяются на два вида: безлямочные
и лямочные (рис. 1)

Рис. 1. Предохранительные пояса
а - лямочные, б - безлямочные; 1 - ножные лямки, 2 - пояс, 3 - плечевые лямки,
4 - строп с карабином.
Безлямочный пояс имеет один элемент, охватывающий талию или грудную клетку человека, лямочный пояс имеет плечевые и ножные лямки.
6.Лямочные пояса применяются при работе в закрытых сосудах, емкостях, колодцах и т.д.
7. Техническая характеристика безлямочных предохранительных поясов с амортизаторами приведена в таблице, а общий их вид на рис. 2.
Таблица

Техническая характеристика предохранительных поясов по ТУ 36-2103-82 и ТУ 36-2656-84 Показатель Тип пояса А Б В Г min max min max min max min max Объем талии, мм: размер 1 640 1200 640 1200 640 1200 640 1200 размер 2 820 1320 820 1320 820 1320 820 1320 размер 3 950 1500 950 1500 950 1500 950 1500 Длина стропа (фала), мм 1400 1900 1400 1900 1800 1800 1600 1600
Рис. 2. Предохранительные пояса с амортизаторами
а - тип А; б - тип Б; в - тип В; г - тип Г; 1 - рамка пряжки, 2 - шпенек, 3 - шлевка, 4 - кушак,
5 - маркировочная пластина, 6 - ремень, 7 - боковое кольцо, 8 - люверс, 9 - карабин, 10- строп из капронового каната, ] 1 -кольцо регулировки длины стропа, 12- амортизатор,
13 - строп из стальной цепи
8. Амортизатор обеспечивает снижение динамической нагрузки до безопасной
(4 кН), действующей на тело человека при защитном действии пояса, и представляет
собой капроновую ленту заданной ширины, сложенную в два слоя и прошитую
синтетическими нитками в поперечном направлении, где снижение динамического усилия
происходит.за счет разрыва прошитых ниток.
9. Пояса типов А, Б и В имеют капроновые стропы (фалы), пояса типа Г
снабжены фалом из стальной цепи.

ГЛАВА 2. Порядок пользования предохранительными поясами

10. Перед выдачей работающему в эксплуатацию нового пояса или пояса,
находившегося в эксплуатации, необходимо:
проверить наличие на маркировочной пластине и амортизаторе заводских
номеров, штампов ОТК, типа пояса, даты изготовления и их соответствие с данными
паспорта;
провести испытание статической нагрузкой;
выбрать размер пояса в соответствии с антропометрическими данными
работающего, при этом выбор пояса производится по летней спецодежде (пояс должен
плотно застегиваться на один из первых трех люверсов, ведя отсчет со стороны пряжки
при расстегнутом поясе);
проинструктировать работающего по правилам безопасной эксплуатации пояса.
11. Пояса типа А и Б с регулируемыми по длине непропитанными стропами
применяют для вьполнения работ, не связанных с применением нефтепродуктов (бензина,
масла, растворителей и т.п.), и в условиях ограниченного (только при электроприхватках)
применения при выполнении огневых работ на высоте.
Пояс типа В применяют в условиях использования нефтепродуктов и частично при выполнении огневых работ, соблюдая при этом дополнительные требования безопасности: карабин пояса должен быть закреплен таким образом, чтобы расстояние от стропа до места производства огневых работ было не менее 0,2 м.
Пояс типа Г со стропом из стальной цепи применяют при выполнении всех видов работ на высоте, включая электросварочные и газопламенные работы.
12. При работе с поясом на высоте менее 3 м от земли или перекрытия закрепление карабином должно осуществляться таким образом, чтобы высота падения не превышала 0,5 м. Это может быть достигнуто:
закреплением карабина пояса выше уровня опирания ступней ног на величину не менее 1,4 м при страховке поясом в соответствии с рис. 3 (а, б, в)
Рис. 3. Способы закрепления поясом:
а - карабином за страховочный канат; б - то же, за страховочное устройство в конструкциях; в - строп пояса к смонтированной конструкции с закреплением карабина за строп;
г - то же, с закреплением карабина за свободное кольцо; д - то же, за боковое кольцо или за петлю стропа в месте его крепления к поясу
закреплением карабина пояса в соответствии с рис. 3 (г, д), при этом конст­руктивный элемент, к которому закрепляют карабин с фалом, располагают не ниже уровня плоскости опирания ног.
13. Еже сменно перед началом работ работник должен визуально проверить:
целостность узлов крепления металлических деталей (пряжки, карабина,
боковых колец, стальной цепи);
отсутствие признаков гниения на элементах пояса;
отсутствие пережога и разрыва прядей фала амортизирующего устройства
и ремня, трещин в металлических деталях.
При обнаружении одного из указанных дефектов пояс необходимо изъять из эксплуатации. Примечание:
Под «целостностью» подразумевается обрыв прошивных ниток не более чем
10 % в узлах крепления пряжки и амортизатора.
Под «пережогом» подразумевается полный пережог одной из прядей или
более 30 % всего сечения фала.

14. При проверке карабина производят не менее пяти раз операцию
«закрывание-открывание» зева карабина путем одновременного нажатия кистью руки
на оба рычага, при этом зев карабина должен легко открываться и плотно закрываться
автоматически. Если при нажатии только на внутренний рычаг (со стороны зева) карабина
происходит раскрытие зева, то пояс должен быть изъят из эксплуатации.
15. Для проверки технического состояния поясов один раз в месяц прораб
(мастер) совместно с бригадиром должны проверить состояние всех эксплуатируемых
на участке (объекте и т.д.) поясов по приведенным в п, п. 2.4., 2.5. параметрам. Результаты
проверки заносятся в журнал трехступенчатого контроля с записью: «Пояс заводской
№... проверен и признан годным к дальнейшей эксплуатации».
16. Запрещается оставлять пояса на рабочем месте после окончания смены.
17. Пояса хранят в подвешенном состоянии или на полках в проветриваемых
и защищенных от прямого попадания солнечных лучей помещениях.
18.Запрещается хранение поясов рядом с тепловыделяющими приборами,
а также кислотами, щелочами, растворителями, бензином и маслами.
3. Порядок испытания предохранительных поясов
19. Перед выдачей пояса в эксплуатацию, а также в процессе эксплуатации через
каждые 6 месяцев их подвергают испытанию на статическую нагрузку, равную 4 кН
(400 кгс), о чем делается запись на маркировочной пластине, и составляется акт, который
хранится до следующих периодических испытаний.
20.Для испытания статической нагрузкой пояс надевают на ролик диаметром
380-400 мм и ремень пояса застегивают на последнем нерабочем отверстии, предназна­ченном специально для статических испытаний, а конец ремня пропускают в шлевку
(рис. 4)
Рис. 4. Схема закрепления ремня при статических испытаниях
1 - пояс; 2 - ролик; 3 - ремень; 4 - последнее нерабочее специальное отверстие для статических испытаний; 5 - шлёвка
21. Для пояса типа А (рис. 5, а) пояс, закрепленный на ролик, через специальный
захват подвешивают к крюку грузоподъемного механизма. Сначала к одному из боковых
колец закрепляют карабин стропа, к другому концу стропа за петлю крепления
амортизатора прикрепляют груз массой 400 кг так, чтобы исключить нагружение
амортизатора. При помощи грузоподъемного механизма производят подъем системы
на 150 мм от уровня пола (площадки) и удерживают груз 5 мин. Далее аналогичные
испытания проводят для второго бокового кольца.
22. Статические испытания поясов типов Б, В и Г проводят в два этапа. На пер­
вом этапе пояс, закрепленный на ролик (рис. 5, б), подвешивают через специальный за­
хват к крюку грузоподъемного механизма. Груз массой 400 кг при помощи специальной
штанги или стропа подвешивают к боковому кольцу. Грузоподъемным механизмом
производят подъем системы на 150 мм от уровня пола и удерживают груз 5 мин. При этом
строп с амортизатором испытанию не подвергаются.
Рис. 5. Схема нагружения пояса при статических испытаниях
а- пояс типа А;
б - типа Б, В и Г; 1 - пояс, 2 - ролик, 3 - специальный захват,
4 - крюк грузоподъемного механизма, 5 - боковое кольцо, 6 - карабин, 7 - строп пояса, 8 - амортизатор, 9 - груз, 10 - специальная штанга или строп, изготовляемые потребителем

На втором этапе производится испытание стропа с карабином (рис. 6). Для этого пояса типа Б и В за петлю стропа, а пояс типа Г за соединительное кольцо цепи стропа подвешивают через переходный элемент к крюку грузоподъемного механизма. Груз массой 400 кг прикрепляется к карабину стропа. Грузоподъемным механизмом производят подъем системы на 150 мм от уровня пола и удерживают груз 5 мин. При этом пояс с амортизатором испытаниям не подвергаются.

Рис. 6. Схема нагружения стропа при статических испытаниях
1 - пояс, 2 - крюк грузоподъемного механизма, 3 - переходный элемент, 4 - строп, 5 - карабин,
6-груз
23. Выдержавшими испытания считаются пояса без нарушения целостности
ремня, кушака, металлических изделий. При этом допускаются незначительные вмятины люверса и ролика рамки пряжки и местная деформация уплотнительной кожи на ремне.
24. При удовлетворительных результатах испытания на маркировочной
пластине пояса выбивают дату испытания, например: 20.08. 09.
25. При неудовлетворительных испытаниях пояс должен быть изъят из эксплуатации.
26. Гарантированный срок хранения и эксплуатации пояса в соответствии
с ГОСТ 12.4.089 - не менее 2 лет со дня изготовления.

4.1.1. Пояса должны соответствовать требованиям технических условий на пояса конкретных конструкций.

Приобретаемые пояса за рубежом должны иметь сертификат соответствия требованиям безопасности.

4.1.2. Пояса по климатическому исполнению должны соответствовать климатическим зонам их применения.

Климатическое исполнение пояса должно быть указано в технических условиях на него.

4.1.3. Пояса должны быть регулируемые по длине и обеспечивать обхват талии от 640 до 1500 мм.

4.1.4. Типоразмеры поясов устанавливаются техническими условиями на пояса конкретных конструкций.

4.1.5. Ширина лямок пояса, несущих нагрузки, не должна быть менее 50 мм, безлямочного пояса в спинной части - не менее 80 мм.

4.1.6. Длина стропа (фала) пояса устанавливается техническими условиями на пояса конкретных конструкций.

4.1.7. Масса пояса должна быть не более 2,1 кг.

4.1.8. Статическая разрывная нагрузка для пояса должна быть не менее 7000 Н (700 кгс).

4.1.9. Пояс должен выдерживать динамическую нагрузку, возникающую при падении груза массой 100 кг с высоты, равной двум длинам стропа (фала).

4.1.10. Динамическое усилие при защитном действии для безлямочного предохранительного пояса и для предохранительного лямочного пояса, имеющего только плечевые лямки, не должно превышать 4000 Н (400 кгс), для предохранительного лямочного пояса с плечевыми и ножными лямками - не более 6000 Н (600 кгс).

4.1.11. Карабин стропа (фала) предохранительного пояса должен обеспечивать быстрое и надежное закрепление и открепление одной рукой при надетой утепленной рукавице.

Продолжительность цикла "закрепление - открепление" должны быть не более 3 секунд.

4.1.12. Карабин должен иметь предохранительное устройство, исключающее его случайное раскрытие.

Замок и предохранитель карабина должны закрываться автоматически.

4.1.13. Усилие для раскрытия карабина должно быть не менее 29,4 Н (3 кгс) и не более 78,4 Н (8 кгс).

4.1.14. Строп (фал) пояса для электрогазосварщиков и других работников, выполняющих огневые работы, должен быть изготовлен из стального каната или цепи.

4.1.15. Условия безопасного применения стропа (фала) должны быть указаны в технических условиях на пояса конкретных конструкций.

4.1.16 Металлические детали предохранительного пояса не должны иметь трещин, раковин, надрывов и заусенцев.

4.1.17. На каждом поясе должны быть нанесены:

а) товарный знак предприятия-изготовителя;

б) размер и тип пояса;

в) дата изготовления;

г) клеймо ОТК;

д) обозначение стандарта или технических условий;

е) знак соответствия.

4.1.18. Предохранительные пояса перед выдачей в эксплуатацию, а также через каждые 6 месяцев должны подвергаться испытанию статической нагрузкой по методике, приведенной в стандартах или технических условиях на пояса конкретных конструкций.

После испытания под нагрузкой проводится тщательный осмотр пояса и при отсутствии видимых повреждений он допускается в эксплуатацию.

4.2. Требования к предохранительным верхолазным устройствам

4.2.1. Предохранительные верхолазные устройства должны обеспечивать плавное торможение страховочного каната при скорости извлечения его из устройства, превышающей 1,5 м/с.

4.2.2. Предохранительное верхолазное устройство должно иметь элемент для закрепления его на опоре или к иному надежно закрепленному конструктивному элементу здания, сооружения.

Выходной конец страховочного каната предохранительного верхолазного устройства должен быть оформлен в виде петли или оснащен кольцом или карабином, к которым работник прикрепляет стропы (фал) предохранительного пояса.

4.2.3. Барабанная система предохранительного верхолазного устройства, оснащенная храповым устройством с пружиной, должна обеспечивать намотку страховочного каната определенной длины, выдерживающего динамическую нагрузку, возникающую при падении груза массой 100 кг в процессе торможения до полной остановки его падения на длине тормозного пути от 0,6 до 1,5 м.

4.2.4. При массе предохранительного верхолазного устройства в 8 кг страховочный канат имеет длину в 5 м, при массе в 9,4 кг - 10 м, 11 кг - 12 м, 14 кг - 20 м, 21 кг - 30 м.

4.2.5. Исходя из конкретных условий работ следует применять предохранительное верхолазное устройство с необходимой длиной страховочного каната, позволяющего работнику относительно свободно передвигаться в процессе выполнения рабочих операций на расстоянии до 5 и даже до 30 м (в зависимости от применяемого предохранительного верхолазного устройства) вниз от места закрепления предохранительного верхолазного устройства, не производя при этом перезакрепления карабина стропа (фала) предохранительного пояса.

4.2.6. Работник, использующий предохранительное верхолазное устройство, при падении должен остерегаться ударов о конструкции при маятниковом качании сработавшего предохранительного верхолазного устройства.

4.2.7. После каждого случая срабатывания, а также периодически в процессе эксплуатации через каждые 6 месяцев должны проводиться освидетельствование и испытание предохранительного верхолазного устройства по методике, указанной в технических условиях предприятия-изготовителя.