Герб чувашии раскраска. Исследовательская работа гербы городов чувашии. Символика Чувашской Республики: герб

Дата принятия: 29.04.1992

Государственный герб Чувашской Республики представляет собой золотой окаймленный вырезной (германской формы) щит, пересеченный на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящейся в центре щита пурпуровой древнечувашской эмблемой - "Древо Жизни". Щит, обрамленный пурпуровой, подложенной золотом девизной лентой с надписью золотыми буквами "Чаваш Республики - Чувашская Республика", завершающейся стилизованным золотом изображением листьев и шишек хмеля, венчает золотая, окаймленная пурпуром, эмблема "Три солнца" .

Обоснование символики:
Цвета государственного герба - желтый (золото) и пурпуровый (сандалово- красный) - традиционные цвета чувашского народа. Желтый (сара) цвет в чувашском фольклоре наделен понятием самого красивого цвета, олицетворяющего все самое прекрасное и светлое. Золото в геральдическом толковании - богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность. Пурпуровый цвет - один из самых распространенных у чуваш цветов, которым выполнялись основные элементы народного орнамента. Пурпур в геральдическом толковании - достоинство, могущество, мужество, сила.

Композиция герба, независимо от размера его воспроизведения, должна вписываться в условную окружность, нижняя часть которой соответствует нижней кромке девизной ленты с надписью "Чаваш Республики - Чувашская Республика".

Композиция герба делится на две строго симметричные части - левую и правую, разделяемые воображаемой вертикальной осью, проходящей через центр окружности.

Симметричность композиции герба выражает стремление чувашского народа к внутренней духовной гармонии, к ладу с окружающим миром и природой,

Гербовый щит внешне напоминает форму шкуры животного, издревле приносимого чувашами в жертву своим богам в киремети {месте языческого моления и жертвоприношения). Данная форма щита олицетворяет собой те жертвы, которые принес чувашский народ на алтарь обретения своей государственности.

Щит разделен на верхнее золотое поле, составляющее 3/4 его высоты, обозначающее пространство под солнцем, населяемое народом Чувашской Республики, и нижнее пурпуровое поле, составляющее 1/4 часть щита, которое обозначает Чувашскую землю.

В центре щита расположена эмблема "Древо жизни", выполненная на основе древнечувашского рунического письма, силуэт которой напоминает почитаемое чувашами дерево дуб, могучее и долговечное, стойкое в природных ненастьях. Кроме того, "Древо жизни", как единый организм, олицетворяет собой единство народов, проживающих на территории Чувашской Республики.

"Древо жизни" состоит из пяти элементов. Главный из них является центром всей композиции, имеет основанием нижнее поле щита и заканчивается сверху двумя расходящимися под углом 90 градусов "ветвями Древа" в виде национального орнамента. Главный элемент "Древа" означает основное население Чувашской Республики - чуваш, проживающих на территории республики.

Два нижних элемента, расположенных симметрично по обеим сторонам главного элемента, имеют основанием пурпуровые полосы, отделенные от нижнего пурпурового поля и основного элемента желтой полосой, и заканчиваются "ветвями" в виде национального орнамента. Данные элементы означают чувашскую диаспору - чуваш, проживающих за пределами Чувашской Республики.

Два средних элемента в виде коротких наклонных полос, не примыкающих к основному стволу "Древа" и заканчивающихся также национальным орнаментом, расположены симметрично по обеим сторонам главного элемента под углом 45 градусов к нему между "ветвями" главного и нижнего элементов и означают население Чувашской Республики других национальностей.

Ствол и ветви "Древа жизни" образуются из вертикальных, горизонтальных и наклонных полос. Высота кроны "Древа жизни" составляет 1/2 часть высоты щита, высота ствола - 1/4 часть высоты щита, ширина ствола - 1/8 часть ширины щита.

Эмблема "Три солнца", состоящая из трижды повторяющегося древнего солярного знака (восьмиконечная звезда) символизирует солнечный свет, дарящий жизнь и оберегающий благополучие. Троекратное повторение звезды, осеняющей главную часть герба - щит, означает чувашское народное понятие "Пулна, Пур, Пулатпар ("Были. Есть. Будем.") и является его графическим выражением.

Эмблема располагается над центральной частью герба - щитом. Ее нижнее окончание находится на уровне условной прямой, соединяющей две верхние полукруглые вершины щита.

Средняя фигура восьмиконечной звезды располагается на оси симметрии композиции герба и вместе с боковыми симметрично расположенными звездами образует композицию, равную по длине ширине кроны "Древа жизни".

Высота и ширина каждой звезды составляет 1/7 часть диаметра условной окружности, в которую вписана композиция герба. Ширина плечиков всех звезд составляет 1/4 часть их размера.

Подробное соотношение пропорций всех элементов герба приводится в его схематическом условно-графическом изображении, прилагаемом к нас гоящему Закону.

За основу измерений взято соотношение элементов герба с диаметром условной окружности, в которую вписана композиция герба.

Герб был утвержден Постановлением Верховного Совета Чувашской Республики № 416 от 29 апреля 1992 г "О Положении о Государственном гербе Чувашской Республики"; Законом Чувашской Республики "О государственных символах Чувашской Республики" от 14 июля 1997 года № 12 (принят Госсоветом 1 июля 1997 года).

Проекты герба Чувашии 1990-1992 гг.

В декабре 1990 года был объявлен конкурс на разработку символов Чувашии, но ещё до объявления конкурса в комиссию поступило более 100 проектов.

Cреди авторов проектов были: Д.Ф.Мадулов - основной фигурой герба он сделал ласточку - любимую птицу чувашского божества Салти-тура. На груди ласточки символическое изображение сохи в обрамлении хлебных колосьем. В верхней части герба небесный свод "Кавак хуппи" и солнце. Герб окаймлён голубой лентой и ветвями хмеля. Флаг - жёлтое полотнище с красными полосами вверху и внизу, на полотнище основные элементы герба: лемех сохи, небесный свод, хлебные колосья.
С.Н.Михайлов - герб и флаг выполнены по мотивам национальной вышивки, на них изображены 3 солнца, ось мира.
Э.М.Юрьев - основной символ - вечное дерево в окружении дубовых веток.
В финальную часть конкурса вышли проекты:
В.П. Мелекесса и А.И. Васильева (г.Тольятти, Куйбышевская область) - синий овал с изображением венка из веток хмеля, перевязанного красными лентами с национальным орнаментом, внутри которого крестообразный знак с литерами "ЧАВАШЬЕН", над ним красная звезда, под ним солнце с лучами и "таблица" с девизом - "ЭПИР ПУЛНА, ПУР, ПУЛМАЛЛА";
А.В. Улангина (д.Татмыш-Югелево, Чувашия) - хлебный венок, серп и молот, звезда, восходящее солнце на фоне синего круга с надписью "Чувашская Советская Республика"; С.А.Синдячкина (г.Новочебоксарск).

Проект В.П. Мелекесса и А.И. Васильева

Государственные символы Чувашской республики

История создания и принятия Герба и Флага Чувашской Республики

Начало 1990-х гг. – подъем национального-демократического движения в советских республиках СССР и автономных республиках РСФСР, в том числе в Чувашской АССР. 24 октября 1990 г. была провозглашена «Декларации о государственном суверенитете Чувашской ССР». В 7-ом пункте данной «Декларации» говорилось о праве республики иметь свои государственные символы – государственный герб, флаг и гимн. В 1990 г. Комиссия Верховного Совета ЧАССР по культуре, развитию языка и межнациональных отношений работала над составлением основных требований к новым государственным символам Чувашии. На заседаниях Комиссии, проходивших в Чувашском научно-исследовательском институте языка, литературы, истории и экономики (ЧНИИЯЛИЭ), было рассмотрено до 140 эскизов гербов и флагов.

В 1990 г. Э.М. Юрьев не принимал участие в Комиссии. В 1990 г. он предлагал в качестве национально-государственной символа чертополох, но затем отказался от него.

В августе 1990 г. Э.М. Юрьев выступил в печати с критикой работы Комиссии. Он утверждал, что герб и флаг республики «могут быть утверждены только после всенародного обсуждения проектов» и жюри конкурсной комиссии «должно состоять из представителей всех районов и всех слоев населения республики». Некоторые его замечания были учтены при разработке «Положения об условиях конкурса проектов национально-государственных герба, флага и гимна ЧССР».

Комиссия Верховного Совета ЧССР по культуре выработала «Положение о концепции государственных символов ЧССР», утвержденное 27 октября 1990 г. По данному Положению, национальные герб, флаг и гимны должны воплощать «историческое прошлое чувашского народа, современное политическое состояние… и выражать его перспективу на будущее». Композиционная структура Герба и Флага, сочетание цветов, изображение атрибутов должны … выражать народное мировоззрение в отношении природы, земного и небесного пространства, трудовых, этических и эстетических традиций (см. Приложение «Проект. О концепции национально-государственной символики Чувашской Советской Республики»).

Согласно «Положению о концепции государственных символов ЧССР» в изображении герба и флага «важным условием является доминирование цвета народного искусства, устойчивые орнаментальные мотивы и отдельные элементы (4-угольная звезда, кĕске, знак солнца, древо жизни, знак огня, пахотной земли и т.д.), либо зафиксированные в памятниках булгаро-чувашской материальной культуры геральдические образы и эмблемы».

15 декабря 1990 г. Президиум Верховного Совета ЧССР принял «Положение об условиях конкурса проектов национально-государственных герба, флага и гимна ЧССР» (см. Приложение «Положение об условиях конкурса проектов национально-государственных Герба, Гимна и Флага Чувашской ССР»).

29 мая 1991 г. конкурсная комиссия отобрала три лучших проекта герба и флага. Первую премию в размере 750 руб. получил Д.Ф. Мадуров. Э.М. Юрьев получил третью премию в размере 250 руб. (см. Приложение «Протокол заседания конкурсной комиссии по оценке национально-государственных символов ЧССР»).


14 июня 1991 г. Э.М. Юрьев выступил в печати с критикой проекта Д.Ф. Мадурова, утверждая, что он «не пригоден для сфрагистики вообще» и «слабо отвечает концепции», выработанной Комиссией (см. Приложение «Юрьев Э. По принципу «нравится - не нравится»). Под влиянием этой критики Комиссия решила пригласить авторов-призеров конкурса в рабочую группу по созданию альтернативных проектов Герба и Флага (см. Приложение «Протокол заседания Комиссии по культуре от 16 июня 1991 г.»). Однако Э.М. Юрьев не принял участие в рабочей группе, но добился разрешения на выдвижение нового своего проекта (см. Приложение «Протокол заседания Комиссии по культуре от 18 ноября 1991 г.»)

15 февраля 1992 г. на заседании Верховного Совета Чувашской Республики было решено взять за основу герба и флага Чувашской Республики проект Э.М. Юрьева. Депутаты предлагали внести в герб и флаг серп и молот, но Э.М. Юрьев лишь поменял в гербе дубовые ветви на ветви хмеля.

29 апреля 1992 г. – на сессии Верховного Совета Чувашской Республики большинством голосов проекты герба и флага Э.М. Юрьева были утверждены в качестве государственных символов Чувашской Республики

С 2004 г. 29 апреля стал отмечаться как «День государственных символов Чувашской Республики».

Описание и объяснение основных элементов Герба и Флага Чувашской Республики


Созданные Элли Юрьевым образы герба и флага Чувашской Республики в полной мере удовлетворяли требованиям, изложенным в «Положении о концепции государственных символов ЧССР», утвержденном Верховным Советом ЧССР.

Желтый цвет Герба и Флага символизировал пространство под солнцем, населенное чувашами. ·Пурпурный (темно-красный) цвет «Древа» и нижней полуокружности символизировал землю, на которой проживают чуваши и извечное стремление чувашского народа к свободе, которое позволило ему сохранить свои традиции и самобытность. Согласно системе представлений чувашей о символике цветов, желтый – это цвет Вселенной, цвет чистоты, красный цвет – цвет, оберегающий от зла. Красный цвет является также символом достоинства, могущества, силы, отваги, мужества, желтый цвет – символом богатства, добра, милосердия, постоянства, силы, верности справедливости. Герб и флаг, разработанные Элли Юрьевым, опирались на доминирующие цвета и символику чувашской народной вышивки.

Центральный элемент герба и флага – «Древо жизни», которое несет многозначный смысл. Во-первых, оно обозначает единство народов, проживающих в Чувашии. Во-вторых, «древо жизни» – знак долгого исторического пути, пройденного чувашским народом. В-третьих, «древо жизни» является символом возрождения чувашского народа. Поясняя «древо жизни», Элли Юрьев говорил, что «то, что мы называем орнаментом, это не орнамент, а руническое письмо, более древнее, чем европейское руническое письмо».


Возможно, историческими прототипами центрального элемента чувашского герба – древа жизни – являются рунические родовые знаки древнеболгарской династии Дуло. Еще до того, как часть болгар заняли территории Среднего Поволжья они входили в объединение «Великая Болгария» в степях Восточной Европы. Рунические знаки древнеболгарской династии Дуло использовались на флагах Великой Болгарии в 635-660-е гг.

Сам Элли Юрьев говорил, что нарисованное им древо жизни символизировало дуб (см. Приложение «Проект Государственного герба и государственного флага Чувашской ССР»), поэтому на одном из проектов герба были дубовые ветви, дополняющие образ ствола дуба. У чувашей дуб был древним тотемом, который сверхъестественным образом был связан с жизнью народа. Дуб был также символом общей древней религии чувашей. Неслучайно возвышенное место у старого дуба часто у чувашей символизировали Первосушу-Первогору с Мировым Древом и использовались для общественных жертвоприношений (киреметищ). Культ киримети возник, как полагают некоторые исследователи, из почитания умерших, слившегося с культом мусульманских святых и распространился, вероятно, в болгарскую эпоху.

Согласно чувашской мифологии, священное мировое древо – «Древо жизни» – поддерживало небосвод посередине. Это древо возвышается в центре мира или· одного из миров – среднего мира – мира людей. Сами чуваши при этом верили, что они живут в центре земли. В библейской символике тоже присутствует «Древо жизни», растущее посреди «земного Рая», который сам представляет центр нашего мира.

Древо жизни должно было связывать земной мир с высшим – духовным миром,· который определял судьбы чувашского народа. Это обозначало необходимость связи народа с традициями. По словам Элли Юрьева, дуб является «символом крепости, силы, стойкости, стремления к жизни, выражением тяги к восходящему духовному и экономическому развитию, к дружбе и спаянности со всеми народами» (см. Приложение «Стенографический отчет сессии Верховного Совета». Л. 125»).

Крону «древа жизни» составляют три этнические ветви. 1-ая центральная· линия символизирует чувашей, родившихся в Чувашии и населяющих ее. 2-ая линия, которая не достигает корней, символизирует граждан Чувашии нечувашской национальности. 3 и 4 линии по краям древа символизирует чувашскую диаспору – чувашей,· родившихся и проживающих за пределами Чувашии. Элли Юрьев говорил про линии «Древа жизни», символизирующие народы: «Все эти народности являются участниками исторического события – создания нового Чувашского государства, независимой республики».

Над древом жизни находятся три 8-угольные звезды. 8-угольная звезда – один из наиболее распространенных элементов чувашской вышивки, выражающий красоту и совершенство. По словам Э.М. Юрьев, три солнца олицетворяют чувашский народ как один из древнейших народов в мире и «выражает стремление строить свое благополучие только в трудолюбии и в· благоразумном ладу с природой». Также они обозначают «почитание чувашами мироустройства, ожидание справедливого отношения к себе со стороны мироздания» (см. Приложение «Стенографический отчет сессии Верховного Совета». Л. 126).

Три звезды на чувашском языке также обозначают связь времен и соответствуют по смыслу изречению: «Пулнă, пур, пулатпăр». В переводе на русский это означает: «Были, есть и будем». Элли Юрьев отмечает, что герб показывает, что· «нынешнее поколение чувашского народа чтит своих предков, бережет выработанные ими духовные ценности и несет их будущему поколению» (Приложение «Стенографический отчет сессии Верховного Совета». Л. 127) .

У чувашей существует легенда про три солнца, которые находились настолько близко к земле, что люди не знали что такое зима и холод. Тогда недовольные жарой чуваши пригласили опытного охотника, который из лука убил два солнца. Третье солнце испугалось и убежало далеко в небо. Чувашские мудрецы сказали, что надо рисовать на домах три солнца и песнями завлекать солнце, тогда оно вернёт своё тепло. Возможно, легенда о трех солнцах связана с предками чувашей – гуннами, которые занимали территории Центральной Азии, где климат был теплее, по сравнению с климатом Среднего Поволжья.


По словам Элли Юрьева, надпись на гербе «Чăваш Республики – Чувашская Республика» выражала идею богатства и плодородия чувашской земли, единство чувашей и иноязычных граждан республики (Приложение «Стенографический отчет сессии Верховного Совета». Л. 126). Одним из элементов герба является· хмель, который чуваши издавна выращивали.

По словам· Элли Юрьева, хмель – это символ жизнелюбия, трудолюбия, достоинства и благоразумия (Приложение «Стенографический отчет сессии Верховного Совета». Л. 126). Также выбор хмеля объяснялся почитанием у чувашей растительного мира. Помимо прочего золотой цвет хмеля символизировал также богатство, справедливость и великодушие.

Описание

Прямоугольный чувашский флаг - это полотнище желтого цвета с красной полосой вдоль нижнего контура, из которого «растет» Древо Жизни - эмблема, изображающая стилизованное орнаментом дерево с тремя солярными знаками над его кроной.

Символика

Сочетание желтого и красного цветов - традиционная расцветка в чувашских традициях. Желтый фон полотнища - самый красивый цвет в местном фольклоре. Желтым цветом изображается все самое светлое и красивое, а в геральдике он трактуется как богатство, справедливость и благородство. Красный цвет присущ большинству народных чувашских орнаментов, а в геральдике он означает силу, достоинство и мужество. На флаге Чувашии желтый фон - это место под солнцем, красный - земля, на которой растет «Древо Жизни», изображенное древнечувашской эмблемой. Эмблема «Три Солнца» в виде трех одинаковых солярных знаков символизирует защиту, благополучие и солнечный свет. Сочетание двух центральных эмблем флага трактуется как «Были, Есть, Будем».

История

Свое современное название Республика Чувашия получила в 1990 году с провозглашением суверенитета. Государственный флаг Чуваши был принят в 1992 году, новый закон 1997 года подтвердил утвержденные ранее герб и флаг Республики.

Герб Чувашской Республики один из государственных символов Чувашской Республики . Утвержден Постановлением Верховного Совета Чувашской Республики от 29 апреля 1992 года . Автор герба - Э. М. Юрьев .

Описание

Щит увенчан другим элементом чувашского орнамента - золотой, окаймлённой красным эмблемой «Три солнца », состоящей из трёх восьмиконечных звезд . Снизу щит обрамлён красной лентой с надписью золотыми буквами «Чăваш Республики - Чувашская Республика», завершающейся стилизованным изображением золотых листьев и шишек хмеля , символизирующих традиционный чувашский обрядовый и праздничный напиток - пиво , которое чуваши издревле варят в домашних условиях .

История

Царская эпоха

На гербах и печатях российских царей земли Волжской Болгарии представлял на зелёном поле серебряный идущий агнец с красной хоругвью, разделенной серебряным крестом; древко золотое.

Впервые наличие у Чувашской Республики собственного государственного герба зафиксировано в Конституции Чувашской АССР, принятой 31 января 1926 года . До этого на бланках и печатях сначала областных, а затем и республиканских органов власти использовалось изображение Государственного герба РСФСР , одобренного ВЦИК в 1920 году и закрепленного Конституцией РСФСР 1925 года. Вокруг герба Российской Федерации были воспроизведены названия автономной области (позднее - республики) на чувашском и русском языках.

Официальное утверждение собственного государственного герба Чувашской АССР состоялось на II (VII) съезде Советов республики 30 марта 1927 г. Его автором был художник и фотограф П. Е. Мартенс. Внешне герб Чувашской АССР и напоминал российский, но имел отличия: кроме традиционных колосьев - еловые и дубовые ветки, а также ленту с чувашским национальным орнаментом на концах.

12 февраля 1931 года IV (IX) съезд Советов Чувашской АССР внес коррективы в изображение герба, приняв постановление «О государственном гербе и флаге Чувашской АССР». Из официальных символов государства были убраны декоративные элементы в виде чувашского национального орнамента «как не отражающие правильную национальную политику пролетарского государства».

Этот герб оставался у Чувашской АССР до 18 июля 1937 года . Согласно Конституции этого года Государственным гербом республики стал Государственный герб РСФСР , к изображению которого добавлено название республики под буквами «РСФСР »: вначале идёт надпись «Чувашская АССР» на русском языке, ниже - на чувашском. Девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» тоже был начертан сначала на русском, затем на чувашском языках.

    Coat of arms of Chuvash ASSR 1927.jpg

    Герб Чувашской АССР от 1927 г.

    Coat of arms of Chuvash ASSR 1931.jpg

    Герб Чувашской АССР от 1931 г.

    Coat of Arms of Chuvash ASSR.png

    Герб Чувашской АССР от 1937 г.

Современность

29 апреля 1992 года Верховным Советом Чувашии принято постановление о Государственном гимне, гербе и флаге республики. Тем самым герб Чувашии стал выглядеть в том виде, которым является в нынешний момент. 29 апреля в Чувашии отмечается День государственных символов Чувашской Республики.

См. также

Источники

  • По материалам cap.ru
  • Глава «Под эмблемой серпа и молота» из книги В. С. Драчука «Рассказывает геральдика»,

Напишите отзыв о статье "Герб Чувашской Республики"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Герб Чувашской Республики

– Сабли вон! – крикнул офицер драгунам, сам вынимая саблю.
Другая еще сильнейшая волна взмыла по народу, и, добежав до передних рядов, волна эта сдвинула переднии, шатая, поднесла к самым ступеням крыльца. Высокий малый, с окаменелым выражением лица и с остановившейся поднятой рукой, стоял рядом с Верещагиным.
– Руби! – прошептал почти офицер драгунам, и один из солдат вдруг с исказившимся злобой лицом ударил Верещагина тупым палашом по голове.
«А!» – коротко и удивленно вскрикнул Верещагин, испуганно оглядываясь и как будто не понимая, зачем это было с ним сделано. Такой же стон удивления и ужаса пробежал по толпе.
«О господи!» – послышалось чье то печальное восклицание.
Но вслед за восклицанием удивления, вырвавшимся У Верещагина, он жалобно вскрикнул от боли, и этот крик погубил его. Та натянутая до высшей степени преграда человеческого чувства, которая держала еще толпу, прорвалось мгновенно. Преступление было начато, необходимо было довершить его. Жалобный стон упрека был заглушен грозным и гневным ревом толпы. Как последний седьмой вал, разбивающий корабли, взмыла из задних рядов эта последняя неудержимая волна, донеслась до передних, сбила их и поглотила все. Ударивший драгун хотел повторить свой удар. Верещагин с криком ужаса, заслонясь руками, бросился к народу. Высокий малый, на которого он наткнулся, вцепился руками в тонкую шею Верещагина и с диким криком, с ним вместе, упал под ноги навалившегося ревущего народа.
Одни били и рвали Верещагина, другие высокого малого. И крики задавленных людей и тех, которые старались спасти высокого малого, только возбуждали ярость толпы. Долго драгуны не могли освободить окровавленного, до полусмерти избитого фабричного. И долго, несмотря на всю горячечную поспешность, с которою толпа старалась довершить раз начатое дело, те люди, которые били, душили и рвали Верещагина, не могли убить его; но толпа давила их со всех сторон, с ними в середине, как одна масса, колыхалась из стороны в сторону и не давала им возможности ни добить, ни бросить его.
«Топором то бей, что ли?.. задавили… Изменщик, Христа продал!.. жив… живущ… по делам вору мука. Запором то!.. Али жив?»
Только когда уже перестала бороться жертва и вскрики ее заменились равномерным протяжным хрипеньем, толпа стала торопливо перемещаться около лежащего, окровавленного трупа. Каждый подходил, взглядывал на то, что было сделано, и с ужасом, упреком и удивлением теснился назад.
«О господи, народ то что зверь, где же живому быть!» – слышалось в толпе. – И малый то молодой… должно, из купцов, то то народ!.. сказывают, не тот… как же не тот… О господи… Другого избили, говорят, чуть жив… Эх, народ… Кто греха не боится… – говорили теперь те же люди, с болезненно жалостным выражением глядя на мертвое тело с посиневшим, измазанным кровью и пылью лицом и с разрубленной длинной тонкой шеей.
Полицейский старательный чиновник, найдя неприличным присутствие трупа на дворе его сиятельства, приказал драгунам вытащить тело на улицу. Два драгуна взялись за изуродованные ноги и поволокли тело. Окровавленная, измазанная в пыли, мертвая бритая голова на длинной шее, подворачиваясь, волочилась по земле. Народ жался прочь от трупа.
В то время как Верещагин упал и толпа с диким ревом стеснилась и заколыхалась над ним, Растопчин вдруг побледнел, и вместо того чтобы идти к заднему крыльцу, у которого ждали его лошади, он, сам не зная куда и зачем, опустив голову, быстрыми шагами пошел по коридору, ведущему в комнаты нижнего этажа. Лицо графа было бледно, и он не мог остановить трясущуюся, как в лихорадке, нижнюю челюсть.
– Ваше сиятельство, сюда… куда изволите?.. сюда пожалуйте, – проговорил сзади его дрожащий, испуганный голос. Граф Растопчин не в силах был ничего отвечать и, послушно повернувшись, пошел туда, куда ему указывали. У заднего крыльца стояла коляска. Далекий гул ревущей толпы слышался и здесь. Граф Растопчин торопливо сел в коляску и велел ехать в свой загородный дом в Сокольниках. Выехав на Мясницкую и не слыша больше криков толпы, граф стал раскаиваться. Он с неудовольствием вспомнил теперь волнение и испуг, которые он выказал перед своими подчиненными. «La populace est terrible, elle est hideuse, – думал он по французски. – Ils sont сошше les loups qu"on ne peut apaiser qu"avec de la chair. [Народная толпа страшна, она отвратительна. Они как волки: их ничем не удовлетворишь, кроме мяса.] „Граф! один бог над нами!“ – вдруг вспомнились ему слова Верещагина, и неприятное чувство холода пробежало по спине графа Растопчина. Но чувство это было мгновенно, и граф Растопчин презрительно улыбнулся сам над собою. „J"avais d"autres devoirs, – подумал он. – Il fallait apaiser le peuple. Bien d"autres victimes ont peri et perissent pour le bien publique“, [У меня были другие обязанности. Следовало удовлетворить народ. Много других жертв погибло и гибнет для общественного блага.] – и он стал думать о тех общих обязанностях, которые он имел в отношении своего семейства, своей (порученной ему) столице и о самом себе, – не как о Федоре Васильевиче Растопчине (он полагал, что Федор Васильевич Растопчин жертвует собою для bien publique [общественного блага]), но о себе как о главнокомандующем, о представителе власти и уполномоченном царя. „Ежели бы я был только Федор Васильевич, ma ligne de conduite aurait ete tout autrement tracee, [путь мой был бы совсем иначе начертан,] но я должен был сохранить и жизнь и достоинство главнокомандующего“.
Слегка покачиваясь на мягких рессорах экипажа и не слыша более страшных звуков толпы, Растопчин физически успокоился, и, как это всегда бывает, одновременно с физическим успокоением ум подделал для него и причины нравственного успокоения. Мысль, успокоившая Растопчина, была не новая. С тех пор как существует мир и люди убивают друг друга, никогда ни один человек не совершил преступления над себе подобным, не успокоивая себя этой самой мыслью. Мысль эта есть le bien publique [общественное благо], предполагаемое благо других людей.

Государственный герб Чувашской Республики утвержден 29 апреля 1992 г. Описание герба: "Государственный герб Чувашской Республики представляет собой изображение золотого окаймленного, пересеченного геральдического щита с пурпуровой эмблемой "Древа жизни" (символа Возрождения), увенчанного древней чувашской эмблемой "Три солнца"; обрамленного пурпуровой, обрамленной золотом лентой с надписью золотыми буквами "ЧАВАШ РЕСПУБЛИКИ" - "ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА", заканчивающейся стилизованным изображением хмеля. Оконечность (основание) геральдического щита обозначает чувашскую землю". Государственный герб Чувашской Республики утвержден 29 апреля 1992 г. Описание герба: "Государственный герб Чувашской Республики представляет собой изображение золотого окаймленного, пересеченного геральдического щита с пурпуровой эмблемой "Древа жизни" (символа Возрождения), увенчанного древней чувашской эмблемой "Три солнца"; обрамленного пурпуровой, обрамленной золотом лентой с надписью золотыми буквами "ЧАВАШ РЕСПУБЛИКИ" - "ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА", заканчивающейся стилизованным изображением хмеля. Оконечность (основание) геральдического щита обозначает чувашскую землю".


Чебоксары: Чебоксары (старый герб). Утвержден 18 октября 1781 г. Описание герба: "В верхней части щита герб Казанский. В нижней - пять летящих в золотом поле диких уток, в знак того, что в окрестностях сего города оных очень изобильно". Чебоксары (старый герб). Утвержден 18 октября 1781 г. Описание герба: "В верхней части щита герб Казанский. В нижней - пять летящих в золотом поле диких уток, в знак того, что в окрестностях сего города оных очень изобильно". Чебоксары


Чебоксары (большой герб). Описание герба: "Герб города Чебоксары представляет собой серебряный пересеченный щит французской формы, разделенный на главу и основание. В лазоревом поле основания - естественные фигуры "Пять серебряных уток", летящих конвертом. В червленом поле главы, отделенном от основания зигзагообразной линией (в чувашской орнаментике - изображение реки - в данном случае реки Волга), три серебряных стилизованных под чувашский орнамент - силуэты дубов. Внутреннее поле двух крайних дубов червленое, поле среднего силуэта - лазоревое. На лазоревом поле дуба серебряная цифра "1469" - дата первого летописного упоминания Чебоксар. Щит герба увенчан естественными фигурами - тремя четырехлучевыми восьмиугольными пурпуровыми окаймленными золотом звездами и обрамлен симметричным декоративным стилизованным орнаментальным мотивом (Хмель) золотого цвета, замкнутым внизу девизным картушем с надписью в две строки "Шупашкар" - "Чебоксары" на пурпурном поле". Чебоксары (большой герб). Описание герба: "Герб города Чебоксары представляет собой серебряный пересеченный щит французской формы, разделенный на главу и основание. В лазоревом поле основания - естественные фигуры "Пять серебряных уток", летящих конвертом. В червленом поле главы, отделенном от основания зигзагообразной линией (в чувашской орнаментике - изображение реки - в данном случае реки Волга), три серебряных стилизованных под чувашский орнамент - силуэты дубов. Внутреннее поле двух крайних дубов червленое, поле среднего силуэта - лазоревое. На лазоревом поле дуба серебряная цифра "1469" - дата первого летописного упоминания Чебоксар. Щит герба увенчан естественными фигурами - тремя четырехлучевыми восьмиугольными пурпуровыми окаймленными золотом звездами и обрамлен симметричным декоративным стилизованным орнаментальным мотивом (Хмель) золотого цвета, замкнутым внизу девизным картушем с надписью в две строки "Шупашкар" - "Чебоксары" на пурпурном поле".


Чебоксары (малый герб). Описание герба: "Герб города Чебоксары представляет собой серебряный пересеченный щит французской формы, разделенный на главу и основание. В лазоревом поле основания - естественные фигуры "Пять серебряных уток", летящих конвертом. В червленом поле главы, отделенном от основания зигзагообразной линией (в чувашской орнаментике - изображение реки - в данном случае реки Волга) три серебряных стилизованных под чувашский орнамент - силуэты дубов. Внутреннее поле двух крайних дубов червленое, поле среднего силуэта - лазоревое. На лазоревом поле дуба серебряная цифра "1469" - дата первого летописного упоминания Чебоксар". Чебоксары (малый герб). Описание герба: "Герб города Чебоксары представляет собой серебряный пересеченный щит французской формы, разделенный на главу и основание. В лазоревом поле основания - естественные фигуры "Пять серебряных уток", летящих конвертом. В червленом поле главы, отделенном от основания зигзагообразной линией (в чувашской орнаментике - изображение реки - в данном случае реки Волга) три серебряных стилизованных под чувашский орнамент - силуэты дубов. Внутреннее поле двух крайних дубов червленое, поле среднего силуэта - лазоревое. На лазоревом поле дуба серебряная цифра "1469" - дата первого летописного упоминания Чебоксар".


Алатырь: Алатырь. Утвержден 22 декабря 1780 г. Описание герба: "В верхней части щита герб Симбирский. В нижней - три золотые колчана, наполненные стрелами, в красном поле, в знак того, что сих мест жители сие орудие с похвалою употреблять умели". Алатырь. Утвержден 22 декабря 1780 г. Описание герба: "В верхней части щита герб Симбирский. В нижней - три золотые колчана, наполненные стрелами, в красном поле, в знак того, что сих мест жители сие орудие с похвалою употреблять умели".


Цивильск: Цивильск (старый герб). Утвержден 18 октября 1781 г. Описание герба: "В верхней части щита герб Казанский. В нижней - большой старый коренастый дуб в золотом поле, в знак изобилия оных мест таковыми лесами". Цивильск (старый герб). Утвержден 18 октября 1781 г. Описание герба: "В верхней части щита герб Казанский. В нижней - большой старый коренастый дуб в золотом поле, в знак изобилия оных мест таковыми лесами".


Цивильск: Цивильск (новый герб). Утвержден 28 апреля 1989 г. Описание герба: "В золотом щите дуб с зелеными листьями и натурального цвета стволом на зеленом подножии. В завершенной главе щита - чувашский орнамент: на червленом поле серебряные фигуры, в средней цифры В лазаревой вершине щита червлеными литерами наименование города". Цивильск (новый герб). Утвержден 28 апреля 1989 г. Описание герба: "В золотом щите дуб с зелеными листьями и натурального цвета стволом на зеленом подножии. В завершенной главе щита - чувашский орнамент: на червленом поле серебряные фигуры, в средней цифры В лазаревой вершине щита червлеными литерами наименование города".


Шумерля: Шумерля. Утвержден 11 февраля 1976 г. Описание герба: "В червленом щите внутри серебряной шестерни зеленый дубовый лист с двумя зелеными желудями. Шестерня сопровождается внизу тонким укороченным волнистым лазаревым поясом. В серебряной главе щита червленый национальный орнамент и название города золотом". Шумерля. Утвержден 11 февраля 1976 г. Описание герба: "В червленом щите внутри серебряной шестерни зеленый дубовый лист с двумя зелеными желудями. Шестерня сопровождается внизу тонким укороченным волнистым лазаревым поясом. В серебряной главе щита червленый национальный орнамент и название города золотом".


Ядрин: Ядрин (Ядринск) (старый герб). Утвержден 18 октября 1781 г. Описание герба: "В верхней части щита герб Казанский: змий черный под короною золотой, Казанской, крылья красные, поле белое. В нижней - треугольной пирамидою сложенные пушечные чугунные ядра в красном поле, означающие собой имя сего города". Ядрин (Ядринск) (старый герб). Утвержден 18 октября 1781 г. Описание герба: "В верхней части щита герб Казанский: змий черный под короною золотой, Казанской, крылья красные, поле белое. В нижней - треугольной пирамидою сложенные пушечные чугунные ядра в красном поле, означающие собой имя сего города".


Ядрин: Ядрин (Ядринск) (новый герб). Утвержден 28 июня 1989 г. Описание герба: "В червленом щите с повышенным золотым поясом пирамида из черных ядер. В червленой же главе щита серебряные фигуры чувашского орнамента: в центральной - на золотом поле червленые цифры 1590". Ядрин (Ядринск) (новый герб). Утвержден 28 июня 1989 г. Описание герба: "В червленом щите с повышенным золотым поясом пирамида из черных ядер. В червленой же главе щита серебряные фигуры чувашского орнамента: в центральной - на золотом поле червленые цифры 1590".




Новочебоксарск: Город Новочебоксарск как отдельный город образован в 1965 году. Поначалу это был поселок-спутник Чебоксар. Герб города принят решением городского Совета народных депутатов 24 февраля 1993 года Город Новочебоксарск как отдельный город образован в 1965 году. Поначалу это был поселок-спутник Чебоксар. Герб города принят решением городского Совета народных депутатов 24 февраля 1993 года "Герб города Новочебоксарска представляет собой изображение золотого окаймленного геральдического щита с красной стилизованной орнаментальной чувашской символикой. Герб увенчан эмблемой "три солнца",что символизирует принадлежность Чувашской Республике. Орнаментальная символика в центре образно выражает хозяйку города химиков и электроэнергетиков. Щит окаймлен лазурным цветом" (описание герба). "Герб города Новочебоксарска представляет собой изображение золотого окаймленного геральдического щита с красной стилизованной орнаментальной чувашской символикой. Герб увенчан эмблемой "три солнца",что символизирует принадлежность Чувашской Республике. Орнаментальная символика в центре образно выражает хозяйку города химиков и электроэнергетиков. Щит окаймлен лазурным цветом" (описание герба). Автор герба - Разин В.И. Автор герба - Разин В.И.


Новочебоксарск: Современный герб Новочебоксарска утверждён 9 февраля 2005 года по проекту В.А.Шипунова. Герб внесён в Государственный геральдический регистр под "Золотое стропило, обремененное тремя летящими утками, держащими в клювах зеленые дубовые ветви". Современный герб Новочебоксарска утверждён 9 февраля 2005 года по проекту В.А.Шипунова. Герб внесён в Государственный геральдический регистр под "Золотое стропило, обремененное тремя летящими утками, держащими в клювах зеленые дубовые ветви".