Прокудины-Горские: кто есть кто (мужчины). Натуральные цвета дореволюционной россии

В от история этих фотографий. Некий человек по фамилии Прокудин-Горский придумал такую вещь: фотографировать объекты 3 раза через 3 фильтра - красный, зеленый и синий. Получалось 3 черно-белых фотографии. Проекция трех пластинок должна была быть одновременной. Он использовал небольшую складную камеру типа той, что была разработана Адольфом Митом. Требовались три экспозиции одного и того же предмета, сделанные с интервалом приблизительно в одну секунду, на одну и ту же стеклянную пластинку шириной 84–88 мм и длиной 232 мм. Пластинка всякий раз меняла положение, и изображение схватывалось через три различных цветофильтра. Снимаемые объекты должны были быть неподвижными, что было большим ограничением.

Проектор также претерпел изменения. Прокудин-Горский усовершенствовал модель Ф.Э. Ива, создал аппарат по собственным чертежам: три ромбовидные призмы были скреплены вместе, создавая одну комбинированную призму. Таким образом, можно было фокусировать все три цвета на экране.

Единственное, что он мог со всем этим делать в то время, это вставлять их в 3 разных проектора, с красным, зеленым, и синим цветом соответственно, и направлять проекторы на один экран. Получалось цветное изображение.

Фотографии Сергея Михайловича Прокудина–Горского (1863-1944) предлагают живой портрет потерянного мира – Российской Империи накануне Первой мировой войны и надвигающейся революции. Сюда входят изображения от средневековых церквей и монастырей старой России до железных дорог и фабрик растущей промышленной державы и повседневной жизни и работы разнообразного населения России.

П рокудин-Горский родился во Владимире в 1863 году и по образованию был химиком. Всю свою деятельность он посвятил развитию фотографии. Он учился у известных ученых в Санкт–Петербурге, Берлине и Париже. В результате своих оригинальных исследований Прокудин–Горский получил патенты на производство цветных диапозитивов и проектирование цветных фильмов. В начале 1900–х годов Прокудин–Горский разработал смелый план провести фотообзор Российской Империи, который получил поддержку царя Николая II. В 1909 г. через посредство Великого Князя Михаила Александровича, который был Почетным председателем Петербургского фотографического общества, он получает аудиенцию у царя Николая II. Царь приглашает Прокудина–Горского выступить с показом диапозитивов перед Императорским двором в Царском Селе. При показе Сергей Михайлович должен был комментировать снимки, и делал это просто драматически. К концу демонстрации в зале послышался восхищенный шепот. По окончании царь пожал ему руку, императрица и царские дети поздравили с успехом.

Контрольные чёрно-белые картинки для показа слайдшоу.


Крестьяне на покосе


На жнитве.


На жнитве.


Насосы для откачивания воды


Кордон (сторожка) в лесу


Монахи за посадкой картофеля


Памятник Императору Александру II в память окончания Мариинской системы.


Село Ковжа. Береговые укрепления.


Часовня Петра I около деревни Петровское.


Било и доски с надписями о посещениях. Часовня в дер. Петровское.


Тип старых шлюзовых ворот. Белозерский канал


Плотина Императрицы Марии Федоровны.


Вытаскивание спицы из плотины (система Поарэ).


Церковь во имя Св. Петра и Павла.Белозёрск.


Икона в церкви Ильи Пророка.Белозёрск 1909.


Группа детей.


Городецкий и Никитский погосты.


Общий вид Горицкого монастыря.Деревянная баржа.


Город Кириллов с горы.


Общий вид гор. Кириллова с колокольни Казанского собора.


Плотина и шлюз Императора Николая II.Мариинский водный путь 1909.


Скит Иоанна Богослова «Крестик».


Стоги сена.


Пильщики на Свири.


Крым. Ласточкино гнездо.>


Петрозаводск. Общий вид с жел. дороги (Олонецкой губ.
Мурманская железная дорога.


Крестьянка мнет лен; Пермской губ.


Грузин - торговец помидорами.


Полоцк. Вид с северо-востока.


Место истока Западной Двины около дер. Карякино в 3-х верстах от оз. Пено Тверской губ. Осташковского уезда.


Исток Волги у деревни Волговерховье.


Озеро Пено у места впадения Волги


Выход Волги из озера Пено у дер. Изведово.


Пожарная лесная вышка Удельного Ведомства около мес. Богатырь.

03:07 pm - Первая цветная фотография....Прокудин-Горский, Сергей Михайлович (1863-1944)
Любителям расширенных динамических диапозонов, да и вообще цветных фото посвящается...


Сергей Михайлович Прокудин-Горский провёл своё детство в родовом имении Прокудиных-Горских Фуникова Гора. По семейному преданию, учился в Александровском лицее, однако документами это не подтверждено. Закончил Технологический институт в Санкт-Петербурге, где посещал лекции Менделеева. Затем продолжил своё обучение на химика в Берлине и Париже. Сотрудничал с известными химиками и изобретателями: Момене и Мите. Вместе с ними занимался разработкой перспективных методов цветной фотографии.
13 декабря 1902 года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходящий по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите. Состав нового сенсибилизатора делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру.
Автопортрет

В начале XX века ещё не существовало многослойных цветных фотоматериалов, поэтому Прокудин-Горский использовал чёрно-белые фотопластинки (которые он сенсибилизировал по собственным рецептам) и фотоаппарат собственной конструкции (точное его устройство неизвестно; вероятно, он был похож на фотоаппарат системы немецкого химика - профессора Мите). Через цветные светофильтры синего, зелёного и красного цветов делались последовательно три быстрых снимка одного и того же сюжета, после чего получались три чёрно-белых негатива, расположенных один над другим на одной фотопластинке. С этого тройного негатива изготовлялся тройной же позитив (вероятно, методом контактной печати). Для просмотра таких фотографий использовался проектор с тремя объективами, расположенными перед тремя кадрами на фотопластинке. Каждый кадр проецировался через светофильтр того же цвета, как и тот, через который он был снят. При сложении трёх изображений (красного, зелёного и синего) на экране получалось полноцветное изображение.

Состав нового сенсибилизатора, запатентованного Прокудиным-Горским, делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру. «Петербургская газета» сообщила в декабре 1906 года, что, совершенствуя чувствительность своих пластин, исследователь предполагает демонстрировать «моментальные снимки в натуральных цветах, что представляет большой успех, так как до сего времени никем не получено». Возможно, показы проекций фотографии Прокудина-Горского стали первыми в мире демонстрациями слайдов.

Прокудин-Горский внёс свой вклад в два существующих на тот период направления усовершенствования цветной фотографии: путь уменьшения выдержки (по своему методу Прокудину-Горскому удалось сделать возможной экспозицию за секунду); и, во-вторых, увеличение возможности тиражировать снимок. Он также выступает на международных конгрессах по прикладной химии.

Снимки производятся не на три разные пластины, а на одну, в вертикальном расположении, что позволяет ускорить процесс съёмки, производя сдвиг пластины.

История 10 снимков последнего хроникера Российской империи Сергея Прокудина-Горского

Невероятная яркость красок, свежесть цвета и точность деталей - то, что поражает при взгляде на снимки, сделанные Сергеем Прокудиным-Горским.

Сложно поверить, что эти кадры сняты русским фотографом в самом начале ХХ века - качество этих изображений и точность, с которой они воспроизвели жизнь, превосходят многие снимки, сделанные на современном оборудовании.

Своей задачей изобретатель, педагог, ученый, обучавшийся химии у Дмитрия Менделеева, а живописи - в Императорской Академии художеств, Сергей Прокудин-Горский видел фиксацию жизни России в истинном цвете. С 1903 по 1916 год он составил "Коллекцию достопримечательностей Российской империи" - уникальное крупнейшее собрание цветных фотоснимков.

Сергея Прокудина-Горского часто называют отцом цветной фотографии. Но это лишь один из распространенных мифов о выдающемся ученом. Первый цветной фотоснимок в мире был сделан в 1861 году - за два года до рождения русского ученого. Заслуга же Прокудина-Горского состоит в том, что он перенес эту технологию в Россию, усовершенствовал рецептуру сенсибилизаторов и в несколько раз сократил время процесса съемки.

Не случайно именно Прокудин-Горский считается не только пионером русской цветной фотографии, но и автором термина "родиноведение". Фотограф предполагал использовать свое собрание для просвещения - установить в каждой школе и гимназии России проектор, чтобы показывать подрастающему поколению богатство и красоту родной страны. Новый предмет должен был получить название "родиноведение". Эти уроки так и не были введены в школах царской России - революция 1917 года помешала замыслу. А сам ученый эмигрировал в 1918 году, узнав о расстреле царской семьи, и последние годы своей жизни провел во Франции.

Однако в 2001 году урок родиноведения от некогда знаменитого соотечественника получили современные жители России, когда Библиотека Конгресса США выложила его коллекцию в открытый доступ.

30 августа исполняется 155 лет со дня рождения Сергея Михайловича Прокудина-Горского. С помощью первого биографа фотографа и ведущего специалиста по его творчеству Светланы Гараниной и основателя Музея С.М. Прокудина-Горского Василия Дрючина мы решили рассказать о Прокудине-Горском и его деятельности через десять снимков.

Портрет Льва Николаевича Толстого, 1908 год

Единственный цветной портрет Льва Толстого относится к числу самых ценных и известных фотографий Прокудина-Горского. Снимок сделан 23 мая 1908 года, незадолго до 80-летия писателя. В начале месяца Прокудин-Горский - к тому времени авторитетный ученый, широко известный и в России, и за рубежом, - написал Льву Толстому письмо с предложением сделать его цветной фотопортрет. Разрешение на приезд было получено. В Ясной Поляне Сергей Прокудин-Горский провел два-три дня и сделал несколько фотографий Льва Толстого и его имения. Однако большая часть оригиналов этой серии была утрачена. Цветоделённые негативы сделанных Прокудиным-Горским портретов Льва Толстого не найдены. Этот портрет воспроизведен с авторского литографского оттиска.

В Ясной Поляне Сергей Прокудин-Горский провел два-три дня и сделал несколько фотографий Льва Толстого и его имения. Однако большая часть оригиналов этой серии была утрачена. Цветоделённые негативы сделанных Прокудиным-Горским портретов Льва Толстого не найдены. Этот портрет воспроизведен с авторского литографского оттиска.

"Вследствие крайне невыгодного положения местности для фотографирования, оно было сделано в саду, в тени, падающей от дома, причем задний план был ярко освещен солнцем. Фотографирование произведено в пять с половиною часов вечера, тотчас после верховой прогулки Льва Николаевича. <...> В печати портрет воспроизведен без всяких поправок и прикрас, чтобы сохранить всю ценность подлинности воспроизведения", - писал Прокудин-Горский.

Эту заметку русского фотографа-художника "К юбилейному портрету Гр. Л.Н. Толстого" в Центральном государственном историческом архиве Ленинграда нашла бывшая в то время аспиранткой Московского государственного института культуры, а ныне ведущий специалист по творчеству Сергея Прокудина-Горского Светлана Гаранина. В 1970 году и заметка, и фотопортрет Льва Толстого были опубликованы в номере журнала "Наука и жизнь".

Обед на покосе, 1909 год

Отправляясь в свои экспедиции по России, Сергей Прокудин-Горский хотел зафиксировать жизнь глубинки, в том числе для горожан, чтобы они понимали красоту и многообразие родной страны. Как и многие русские интеллигенты, исследователь считал, что хранителем русской самобытности, уклада и основы России являются крестьяне.

Этот снимок сделан предположительно в июне 1909 года на берегу реки Шексна возле Череповца, сама местность в 1941–1947 годах была затоплена Рыбинским водохранилищем. Снимок показывает, что Прокудин-Горский подходил к процессу как художник, передающий живописный образ крестьян.

"По некоторым данным, репродукция именно этого снимка висела в комнате Прокудина-Горского до самой его кончины в Париже", - рассказал Василий Дрючин.

Крестьянские девушки, 1909 год

Портрет крестьянских девушек в цветастых сарафанах, держащих в руках ягоды, - один из самых ярких и известных снимков из этнографической серии фотографий крестьян на берегу реки Шексна. Снимок сделан в деревне Топорня.

Реставратор: Сергей Свердлов

Фрагмент именно этой фотографии выбран для оформления раздела сайта Библиотеки Конгресса США, где размещены материалы коллекции Прокудина-Горского.

Один из секретов того, что фотографии Прокудина-Горского буквально наполнены жизнью, заключался в том, что он сократил время выдержки процесса фотографирования до 1–3 секунд. До него моделям приходилось сидеть неподвижно около 15 секунд. Отсюда - естественность и реалистичность людей и предметов на снимках Прокудина-Горского.

Мугань. Семья поселенца, предположительно 1912 год

Чтобы зафиксировать образы русских крестьян, Прокудин-Горский выезжал не только в ближние губернии, но и на далекие окраины империи. Снимок "Семья поселенца. Пос. Графовка" относится к этой серии. Он сделан в русском поселении Мугань Бакинской губернии (территория современного Азербайджана).

Царское правительство начало активно заселять Южный Кавказ с середины XIX века. Значительную часть переселенцев составляли русские крестьяне, исповедовавшие диссидентские взгляды, - молокане, старообрядцы, духоборы, субботники и др. В Бакинскую губернию их переселяли целыми общинами за вероотступничество. Одним из ареалов заселения русскими стала Мугань. Прокудин-Горский фиксировал исторический процесс этой колонизации. На снимке - русские переселенцы-молокане.

Эта фотография украсила обложку первого издания, посвященного Прокудину-Горскому, альбома Олсхауза "Фотографии для царя" (Нью-Йорк, 1980 год).

Неизвестная на веранде в Лугано, 1908 год

Сложность для исследователей творчества Прокудина-Горского заключается в том, что профессор не описывал подробно локации и обстоятельства своих съемок. Некоторыми историями он делился в журнале "Фотограф-любитель", главным редактором которого он стал в 1906 году. Самое подробное описание - это съемка Льва Толстого в Ясной Поляне. Обстоятельства и истории создания других фотографий собираются по крупицам.

Одна из самых загадочных частей коллекции Прокудина-Горского - фотографии представительниц дворянского сословия. Исследователи его творчества, несмотря на годы поисков, до сих пор не смогли точно определить их имена.

Реставрация: Станислав Пустовит

Этот фотопортрет сделан на террасе отеля возле железнодорожного вокзала в Лугано (Швейцария). По данным Василия Дрючина, в Лугано Прокудин-Горский приехал в гости к бывшему редактору журнала "Фотограф-любитель" Адриану Лаврову. "Есть разные предположения, кто изображен на снимке, но ни одно из них не подтвердилось на сто процентов", - рассказал Василий Дрючин. По одной из версий, на снимке может быть изображена старшая дочь Прокудина-Горского Екатерина, на тот момент ей было 15 лет. Однако родной сын Екатерины, ныне покойный Дмитрий Свечин, не признал в незнакомке свою мать.

Группа участников железнодорожной постройки, 1916 год

Неизвестными остаются и запечатленные участники строительства Мурманской железной дороги. Несмотря на многолетние усилия, исследователи установили только одного человека на снимке - главный врач Сергей Серебренников (слева в сером костюме).

Реставраторы: Константин и Владимир Ходаковские

Во время Первой мировой войны, летом 1916 года, Прокудин-Горский совершил свою последнюю фотоэкспедицию на строительство участка Мурманской железной дороги. Дорога начала строиться в спешке, предполагалось, что она изменит ход войны.

Снимок сделан на причале в поселке Кемь-Пристань (Кемский район, Карелия). На нем - группа гражданских инженеров, работавших на строительстве Мурманской железной дороги. Они сидят на недостроенном глубоководном причале, к которому скоро должны начать швартоваться корабли стран-союзников с оружием и боеприпасами. Тогда еще никто не мог представить, что через несколько лет, в 1920-х, с этого причала пароходы будут увозить людей в Соловецкий лагерь особого назначения.

Эмир Бухарский, 1911 год

Фиксируя жизнь Российской империи, Прокудин-Горский совершил несколько поездок по Центральной Азии. "В январе 1907 года он со своими помощниками едет в Самарканд, чтобы снять солнечное затмение, - рассказала Светлана Гаранина. - С погодой не повезло, но времени они не теряли и отправились снимать архитектуру города. Это имело огромное значение для культуры. В октябре случилось землетрясение, храмы погибли. Памятники Самарканда в цвете сохранились на снимках Прокудина-Горского. Сейчас в Средней Азии его имя известно лучше, чем у нас".

Этот снимок сделан в 1911 году во время поездки в Бухару, которая в те годы была вассальным государством Российской империи. На нем - Сейид Мир Мухаммед Алим-хан, эмир Бухарский (взошел на престол в 1910 году).

Реставратор: WalterStudio, 2000–2001 (Библиотека Конгресса США)

Для истории фотографии этот снимок ценен тем, что демонстрирует высочайший уровень технологии Прокудина-Горского в передаче цвета.

Фотограф использовал технологию, основанную на исследованиях англичанина Джеймса Максвелла и француза Луи Артюра Дюко дю Орона, запатентовавшего метод тройного цветоделения. В 1902 году Сергей Прокудин-Горский обучался в фотомеханической школе в Германии у профессора Адольфа Мите, который сконструировал фотокамеру для трехцветной съемки и проектор для показа цветных снимков.

Метод заключается в том, что цветной предмет снимается на черно-белую стеклянную пластину с одной точки через три светофильтра - синий, зеленый и красный.

"Одно из этих трех стекол пропускает все красные, оранжевые и желтые лучи спектра, задерживая все остальные; другое пропускает все зеленые лучи и задерживает все остальные; третье пропускает голубые, синие и фиолетовые лучи, но не пропускает остальных", - объяснял сам Прокудин-Горский. Затем позитивы просматривались через проектор с тремя объективами. Каждый кадр проецировался через светофильтр соответствующего цвета. Сложение трех изображений очень точно воспроизводило цвет объекта.

Вместе с тройным цветоделением в Европе и в России активно развивалась другая методика цветной съемки - автохром, которую в 1904 году запатентовали братья Люмьер. Прокудин-Горский исследовал фотопластинки братьев Люмьер после начала их массового выпуска в 1907 году. В результате русский фотограф предпочел сложную технологию последовательных экспозиций с помощью фотоаппарата Мите. Автохром сильно уступал по качеству цветопередачи и давал зернистую картинку. Однако именно эта технология нашла широкое распространение из-за более простого процесса фотографирования. После Прокудина-Горского в России цветная фотография с помощью тройного цветоделения не получила развития.

Вид монастыря преподобного Нила Столбенского, 1910 год

На снимке - Богоявленский собор Ниловой пустыни на озере Селигер. В качестве точки для съемки Прокудин-Горский выбрал полуостров Светлица.

Реставрация: WalterStudio, 2000–2001 (Библиотека Конгресса США)

Монастырь Нилова пустынь был основан на острове Столбный в конце XVI века. Он был широко известен по всей России как одно из наиболее посещаемых паломниками святых мест. На фотографиях Прокудина-Горского запечатлена та архитектура монастыря, которая сложилась к середине XIX века.

Здание пострадало в годы советской власти, а внутреннее убранство Богоявленского собора, каким запечатлел его Прокудин-Горский, практически полностью утрачено.

Этот снимок стал эмблемой организованной в 2001 году Библиотекой Конгресса США выставки "Империя, которой была Россия" - именно с нее началось пробуждение интереса к наследию русского фотографа.

Церковь во имя Рождества Христова в Крохине, 1909 год

Фотографию храма Рождества Христова в Крохине (Белозерский район Вологодской области) Сергей Прокудин-Горский сделал в 1909 году. В том же году в жизни Прокудина-Горского и в развитии его дела произошло важное событие - ученый получил предложение представить свои фотоснимки государю Николаю II.

Реставратор: Юрий Катанов

Судьбоносный для коллекции Прокудина-Горского показ состоялся 3 мая в Царском Селе. "Ровно в половину девятого дежурный араб (В рукописи, скорее всего, допущена опечатка. Имеется в виду арап - прим. ТАСС) возвестил: "Их Императорские Величества" и в залу вошли Государь, Государыня со старшими дочерьми и приближенные свиты. После первой же картины, когда я услыхал одобрительный шопот Государя, я уже был уверен в успехе, так как программа была подобрана мною в возрастающем по эффектности порядке" (Орфография и пунктуация оригиналы сохранены - прим. ТАСС), - вспоминал Прокудин-Горский во вступлении к своим мемуарам, датированном 1932 годом (орфография и пунктуация автора сохранены). После этого фотограф получил официальную поддержку документирования Российской империи. Заключалась она в следующем: Прокудину-Горскому были предоставлены специально оборудованный железнодорожный вагон и небольшой пароход, также царская канцелярия выдала документы, которые давали ему разрешение на съемки всех территорий империи. Все остальные расходы на технику и содержание экспедиции Прокудин-Горский по-прежнему оплачивал из собственных средств, осознавая значение своего дела для современников и для будущих поколений.

Сейчас села Крохина не существует, оно затоплено в 1961 году при наполнении Шекснинского водохранилища. Из воды выступают тающие с каждым годом развалины белых стен. Это то, что осталось от церкви Рождества Христова.

Сергей Прокудин-Горский и его помощник Николай Селиванов во время съемки, предположительно 1909 год

До недавнего времени считалось, что снимков, где изображен сам Прокудин-Горский в процессе съемок, не сохранилось. Однако в 2017 году внучка его помощника Николая Селиванова Ирина Эпштейн передала в Музей Прокудина-Горского материалы семейного архива - документы и фотографии, где запечатлен мастер со своим окружением.

Предполагается, что этот снимок сделан на берегу реки Шексна. Скорее всего, на нем запечатлен процесс съемки фотографии "Обед на покосе". Рядом с Сергеем Михайловичем - 16-летний подросток в кепке. Это и есть главный помощник мастера Николай Селиванов (1892–1957). В 1908 году он вместе с сыном Прокудина-Горского Дмитрием сопровождал фотографа в Ясную Поляну для съемок Льва Толстого. Далее участвовал во многих экспедициях Прокудина-Горского и до конца жизни работал в Государственном оптическом институте в Ленинграде. Эта фотография впервые была представлена на выставке "Неизвестный Прокудин-Горский" в 2017 году в Музее современной истории России.

Ирония времени в том, что человек, всю жизнь стремящийся ухватить и зафиксировать его, оказался на долгие годы забыт на родине. Находящиеся в эмиграции родные Сергея Прокудина-Горского в 1948 году были вынуждены продать коллекцию Библиотеке Конгресса США: сказались сложное положение русских эмигрантов в Париже и отсутствие условий, необходимых для сохранения коллекции. Лишь в начале 2000-х в России имя Прокудина-Горского вновь начало приобретать известность.

Впрочем, говорить, что его наследие оценено в полной мере, пока рано. На территории России пока нет ни одной мемориальной доски, посвященной Прокудину-Горскому, - ни в Санкт-Петербурге, где находились квартира и типография исследователя, ни в Киржаче, неподалеку от которого он родился. Память о нем поддерживается энтузиастами. В 2016 году по инициативе Василия Дрючина, учителя информатики и исследователя творчества фотографа, был открыт Музей Прокудина-Горского в государственной общеобразовательной школе Москвы "Романовская школа".

Есть вещи, в которые сложно поверить, но они были на самом деле. Мы в погоне за своим будущим не всегда оглядываемся назад. Наши предки творили невиданные чудеса, о которых знает далеко не каждый.


1910 год. На склоне холма около Артвина (территория современной Турции) Прокудину-Горскому позирует женщина в национальном армянском костюме.

Предлагаю восполнить огромный пробел и обратиться к временам начала 20 века. Именно тогда фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский при поддержке императора Николая II сделал фотообзор Российской Империи. Да какой!

Прокудин-Горский фотографировал местности, людей, архитектуру страны с использованием специальной камеры для фотографий собственной конструкции.

Эта чудо-камера умела делать из трех черно-белых фотоснимков три фотоснимка в синем, зеленом и красном каналах. После этого фотопластинки совмещались и получалось цветное изображение. Для этого надо было вставлять фотопластинки в три разных проектора и направлять их на экран.

Прокудин-Горский в начале 20 века делал цветные фотографии, причем с высоким качеством изображения.

Уверен, что вы сейчас смотрите на эти фотографии и думаете, что все это неправда, и что на самом деле это фотошоп или, на худой конец, современная подделка под старину. Трудно поверить, что фотографии сделаны еще до Первой мировой войны. Но это так.

При написании этого поста я пользовался материалами библиотеки Конгресса. Более подробно о работах Прокудина-Горского можете ознакомиться по адресу loc.gov/exhibits/empire.


1910 год. Касли, художественное литье. Из альбома «Виды Уральских гор, обзор промышленных районов, Российская империя».


1910 год. Женщина на реке Сим


1909 год. Часовня на месте, где был основан город Белозерск


1910 год. Грузия, вид на Тифлис (Тбилиси)


1910 год. Хорезм. Хан Российского протектората Исфандияр II Джурджи Бахадур


Увеличенное фото Исфандияра. Здесь ему 39 лет. Правил Хорезмом до момента своей смерти в 1918 году


1910 год. Берег реки Сим, мальчик-пастух


1910 год. Гидроэлектростанция в Иолотань Туркменистана. На фото генераторы переменного тока производства Венгрии, установленные внутри энергоблока электростанции


1910 год. Дагестанские женщины


1909 год. На фото Пинхус Карлинский, 84 лет от роду, руководитель Черниговского шлюза на 66 году службы


1910 год. Артвин (сейчас Турция)

Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863 - 1944) — известный русский фотограф, ученый, изобретатель и общественный деятель. Один из пионеров цветной фотографии.

Прокудин-Горский. Автопортрет у реки Каролицхали, 1912

С 90-х годов 19 века Прокудин-Горский совместно с другими учеными и изобретателями занимался разработкой перспективных методов цветной фотографии. В декабре 1902 года он объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии А.Мите, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходящий по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите.

Цветная фотография Л. Н. Толстого, сделанная Прокудиным-Горским в Ясной Поляне, 1908

Начиная с 1904 года Прокудин-Горский снимает цветные фотографии в различных регионах Российской империи и за границей. В те годы он задумывает грандиозный проект: запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, её культуру, историю и модернизацию. В 1909 г. Сергей Михайлович получает аудиенцию у царя Николая II, который поручает ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю. Чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях.

Карта съёмок С.М.Прокудина-Горского, 1904-1916 гг. (кликабельно).

В 1909—1916 годах Прокудин-Горский объездил значительную часть страны, фотографируя виды городов, храмы, монастыри, заводы и разнообразные бытовые сцены. В итоге, были сделаны несколько тысяч снимков, но значительная часть их была впоследствии утрачена. В эти же годы он испытывает изобретённый им киноаппарат для цветной киносъёмки. .

1911. Памятник на редуте Раевского. Бородино. Московская губерния

1911. Вид с колокольни Спасо-Бородинского монастыря на местность, где маршал Ней вел атаку на флеши Багратиона. Бородино. Московская губерния

1911. В Бородинском музее.

1911. Общий вид Николаевского собора с юго-запада. Можайск. Московская губерния

1911. Николаевский собор. Вид сбоку. Можайск. Московская губерния

1912. Общий вид северной части Смоленска с колокольни Успенского собора. Смоленск. Смоленская губерния

1912. Успенский собор с востока. Смоленск. Смоленская губерния

1912. Чудотворная икона Божьей Матери Одигитрии в Успенском соборе. Смоленск. Смоленская губерния

1911. Успенский собор (1158-1160) с восточной стороны.

1912. Общий вид Суздаля с собором с колокольни Димитревской церкви. Владимирская губерния

1911. Часовня на месте, где разрешилась супруга Иоанна Грозного, в 3-х верстах от монастыря Феодора Стратилата. Переславль-Залесский. Владимирская губерния

1911. Общий вид на побережье и Кремль с колокольни Спасо-Яковлевского монастыря. Ростов. Ярославская губерния

1911. Врата под церковью Воскресения (снаружи, внизу). Ростов. Ярославская губерния

1911. Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках (1649-1654), общий вид с мельницы, с юго-запада. Ярославль. Ярославская губерния

1911. Вход в церковь Иоанна Предтечи из галереи (с паперти). Ярославль. Ярославская губерния

1910. Церковь Воскресения на Дебре (1652). Кострома. Костромская губерния

1908. Ясная Поляна. Тульская губерния

1908. Кабинет Льва Толстого в Ясной поляне.

1908. Ясная Поляна. Дети.

1912. Постройка плотины близ села Кузьминского на Оке.

1912. Лесопилка. Кузьминское

1910. За пряжей. Деревня Изведово. Тверская губерния. Осташковский уезд

1910. Вид на монастырь от Светлицы. Нилова пустынь. Тверская губерния

1910. Гефсиманский скит. Монахи за работой. Посадка картофеля. Нилова пустынь. Тверская губерния

Цветущие розы. Гатчина. Санкт-Петербургская губерния

1909. Пинхус Карлинский, 84 года. 66 лет на службе. Надсмотрщик Черняховского водоспуска. Санкт-Петербургская губерния

1909. На сенокосе около привала. Новогородская губерния

1909. Крестьянские девушки с ягодами. Поселок Кириллов. Новогородская губерния

1909. Камнечерпательная машина одночерпакового типа "Свирская 2". Новгородская губерния

1915. Военнопленные австрийцы у барака. Карелия.

Школа в деревне Пергуба. Повенецкий уезд. Олонецкая губерния.

Жилые заводские постройки. Село Ковжа. Вытегорский уезд. Олонецкая губерния

Вид на лесопильный завод. село Ковжа. Вытегорский уезд. Олонецкая губерния

г. Вытегра. Команда парохода "Шексна" М.П.С. Олонецкая губерния.

Материки. Олонецкая губерния. Этюд.

Постройка дамбы для ж. дороги в Сорочей Губе. Группа участников ж.д. постройки. Кемский уезд Архангельской губернии.

Соловецкий монастырь. Угловая башня Троицкого собора.

Вид с колокольни Белгородского Свято-Троицкого мужского монастыря на Соборную площадь во время торжеств прославления святителя Иоасафа Белгородского 4 сентября 1911 г. Справа - духовное училище (1807). На заднем плане - женский Рождество-Богородицкий монастырь. Белогород

Украинская крестьянка

Католический костел. г. Двинск. Витебская губерния.

Финляндия. Озеро Сайма

Дворец в Массандре. Декоративное оформление подпорной стены перед парадным входом. Таврическая губерния (Крым)

Ласточкино гнездо. Таврическая губерния (Крым)

Тифлис (Тбилиси)

Дагестанцы

Дагестан. В горах.

На чайной плантации. Чаква. Батумский округ. Кутаисская губерния.

Чайная фабрика. Развесочное отделение. Чаква. Батумский округ. Кутаисская губерния.

Муллы в мечети Азизия. Батум. Батумский округ. Кутаисская губерния

Каменные ворота и крепость Узварян. Кавказ

Лесные насаждения. Вид с Воронцовского плато. Местечко Боржом Горийского уезда Тифлисской губернии

Мечеть. Владикавказ, главный город Терской области

Побережье. Гагры. Сухумский округ Кутаисской губернии.

Новая гостиница. Гагры. Сухумский округ Кутаисской губернии.

Общий вид Сочи с востока с батарей. Сочи (Даховский посад), Сочинский округ Черноморской губернии

Горка из оружия в Арсенальном Музее. Златоустовский завод, г. Златоуст, Уфимская губерния.

Последовательный ход выделки ножей и вилок. Златоустовский завод, г. Златоуст, Уфимская губерния.

Последовательный ход выделки ножей и вилок. Шлифовка и гравировка. Златоуст, Уфимская губерния.

Надгробный камень на могиле Хаджи-Хусейн-бека, доставленный Тамерланом. Уфимская губерния. Уфимский уезд

На реке Сим. Уфимский уезд Уфимской губернии.

Общий вид башкирской деревни Эхья. Уфимская губерния.

Молодой башкир. Деревня Эхья Уфимской губернии.

Вид с горы на Ильменское озеро около ст. Миасс. Челябинский уезд Оренбургской губернии

Мост через р. Каму. Пермская губерния.

г. Пермь. Общий вид.

Пермь. Церковь Марии Магдалины

Екатеринбург. Общий вид северной части. Пермская губерния

1910. Крестьянка мнет лен. Пермская губерния

Крестьянская изба в деревне Мартьяновой. Река Чусовая. Пермская губерния.

Чертово Городище. Пермская губерния.

Церковь Пресвятой Богородицы (1744). Тобольск.

Верблюд, нагруженный мешками. Средняя Азия

Узбеки перед юртой. Узбекистан

Эмир Бухарский Алим Хан (1880-1944), Бухара

Бухарское ханство, г. Бухара. Деталь внутри гробницы Баян-Кули-Хан.

Бухарское ханство, г. Бухара. Куш-медрессе (внутри с правой стороны).

Хлопок. Средняя Азия

Обработка хлопка. Средняя Азия

Шашлычная. Самаркандская область. Самарканд.

Торговец лепешками. Самаркандская область. Самарканд.

Самаркандская область. Самарканд. Часть левого минарета. Биби-Ханым.

Карагач - разновидность вяза. Возле Самарканда

Готический собор в Милане. Италия

Венеция. Собор св. Марка.

На острове Капри. Италия

Итальянки.

На Дунае.