Народы и древнейшие государства на территории россии. Древнейшие народы и государства на территории России

Древнейшие государства на территории нашей страны. Первые рабовладельческие цивилизации на земном шаре возникли еще в эпоху бронзового века в полосе с благоприятным климатом, протянувшейся от Средиземноморья до Китая: деспотии Древнего Востока, Греция, Рим, Индия и Китай. Рабовладение просуществовало как господствующая во всемирно-историческом масштабе форма организации жизни до III-V вв. н. э.

Закавказье, Средняя Азия, Причерноморье являлись окраинными землями рабовладельческого мира. Историю этих регионов следует рассматривать в связи с крупнейшими государственными образованиями древности. На территории Закавказья, Средней Азии и Причерноморья складывались крупные государства, оказывавшие влияние на ход мировой истории.

Рабовладельческие государства Северного Причерноморья. Скифы. К северу от цветущих рабовладельческих цивилизаций древности на территории Северного Причерноморья жили многочисленные кочевые племена, переживавшие стадию разложения первобытно-общинного строя. Наиболее быстро этот процесс шел у ираноязычных скифов, где складывалось классовое общество. Отец истории Геродот (V в. до н. э.) называл скифами все население, живущее к северу от Черного и Азовского морей. Возможно, что в число скифов включали и часть славян, обитавших в Среднем Приднестровье (скифы-пахари, или борисфеняне, от древнего Названия Днепра - Борисфен). В нашем языке с тех времен сохра-

нились слова, заимствованные из иранского,- бог, топор, собака и др. Для скифов было характерно развитие патриархального (домашнего) рабства, связанного с первобытно-общинными отношениями. Имущественное расслоение у скифов достигло значительных размеров, о чем свидетельствуют сокровища, найденные в курганах - захоронениях скифских царей.

В VI-IV вв. до н. э. скифы объединились в мощный племенной союз. В III в. до н. э. на его базе сложилось сильное Скифское государство со столицей в Неаполе Скифском (район Симферополя). При раскопках Неаполя Скифского археологи обнаружили значительные запасы зерна. Скифы-земледельцы выращивали «лучшую в мире пшеницу» (Геродот). Зерно из Скифии вывозилось в Грецию.



Греческие города-колонии.

Греческие города-колонии. Посредниками в торговле хлебом были греческие города - рабовладельческие государства на побережье Черного моря. Наиболее известными из них были Ольвия (недалеко от Николаева), Херсонес (на территории нынешнего Севастополя), Пантикапей (Керчь), Питиус (Пицунда), Горгиппия (Анапа), Диоскурада (Сухуми), Фасис (Поти), Танаис (близ Ростова-на-Дону), Керкинитида (Евпатория) и др.

Города Северного Причерноморья во многом копировали устройство и образ жизни греческого мира. Античное рабство в отличие от рабства в восточных деспотиях и патриархального рабства народов, находившихся на стадии разложения первобытно-общинного строя, основывалось на высоком уровне развития товарного производства. Активная морская торговля стимулировала специализацию производства. Сложились крупные земельные латифундии, производившие зерно, вино, масло. Значительное развитие получило ремесло. В результате войн умножилось число рабов, которыми имели право владеть все свободные граждане.

Почти все города-государства Причерноморья были рабовладельческими республиками. Свободные граждане играли большую роль в управлении страной в античных государствах. За крепостной стеной возвышались величественные храмы, жилые и общественные здания. Через удобные гавани греческие корабли увозили в сосудах-амфорах из Причерноморья зерно, вино, масло, произведенные трудом рабов или купленные у соседних племен. Вывозились также рабы. Половина хлеба, которым питались афиняне, привозилась из Пантикапея (Керчи). В V в. до н. э. Пантикапей стал центром крупной рабовладельческой державы - Боспорского царства (V в. до н. э.- IV в. н. э.).

Боспорское царство вело непрерывные войны с соседними кочевыми народами. В 107 г. до н. э. в Боспоре произошло восстание ремесленников, крестьян, а также рабов под предводительством Савмака. Савмак был провозглашен царем Боспора. С помощью войск Митридата, царя Понта (государство в Малой Азии), восстание было

подавлено, а Савмак казнен. Восстание Савмака - первое известное крупное выступление народных масс на территории нашей страны.

В первых веках нашей эры рабовладельческие города-государства Причерноморья попали в зависимость от Рима. К III в. н. э. отчетливо проявился кризис рабовладельческого строя, а в IV-V вв. н. э. рабовладельческие державы пали под натиском племен готов и гуннов.

Рабский труд в условиях перехода к железным орудиям становился невыгодным. Нашествие варварских племен довершило падение рабовладельческой цивилизации.

ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК

В то время как в наиболее благоприятном климатическом поясе Земли еще в период бронзового века получили развитие рабовладельческие цивилизации Месопотамии, Египта, Средиземноморья, Передней и Средней Азии, Индии, Китая, к северу и югу от них жили народы, находившиеся еще на стадии первобытно-общинного строя. Переходу этих народов к классовому обществу способствовало начало изготовления орудий труда из железа (рубеж 1-го тысячелетия н. э.). Широкое распространение месторождений железа в виде болотных руд, его дешевизна по сравнению с бронзой, более высокая производительность орудий из железа привели к вытеснению бронзовых и каменных изделий. Применение железа дало огромный толчок развитию производительных сил. Стала возможной более интенсивная расчистка лесных массивов для земледелия, улучшилась обработка земли. Использование более совершенных железных орудий ремесленниками повлекло отделение ремесла от земледелия. Ремесленники стали изготовлять изделия не только на заказ, но и для обмена, что означало появление простого товарного производства.

Использование железа вызвало преобразование общественных отношений как у народов, живших в условиях рабовладения, так и у тех племен, которые находились на стадии первобытно-общинного строя. Развитие производительных сил у первобытных племен способствовало росту производства и появлению определенных излишков, что приводило к появлению частной собственности и разложению первобытно-общинных отношений. Как и в бронзовый век, войны и грабежи значительно ускорили процесс имущественной дифференциации.

Широкое распространение железа на территории нашей страны относится к 1-му тысячелетию до н. э. Продвижение земледелия на север от зоны теплого климата привело к тому, что на землях, где жили наши далекие предки - славяне, также стали появляться предпосылки для возникновения частной собственности; зарождалось классовое общество, требовавшее организации социальных отношений, и, как естественный результат, складывалось государство.

ДРЕВНЯЯ РУСЬ

1. Народы и древнейшие государства на территории нашей страны. Проблема этногенеза восточных славян . Индоевропейцы и проблема прародины славян.

История нашей страны является частью мировой и не может рассматриваться вне ее контекста. За свою более чем тысячелетнюю историю государство Российское прошло сложный путь развития, на который оказали влияние многие внешние и внутренние факторы. Возникшая на стыке Европы и Азии, впитавшая в себя черты и Запада, и Востока, Россия представляет собой своеобразную евроазиатскую цивилизацию. Для того чтобы оценить место России в мировом развитии, необходимо проследить тот исторический путь, который она прошла от зарождения до настоящего времени.

Из многотысячелетней истории человечества достаточно наглядное представление можно составить лишь о самых последних временах, благодаря обретению исследователями сведений письменных источников. Для нашей страны таковые появляются лишь с VIII – VII вв. до н.э. Весь огромный предшествующий период изучается археологами, чьи материалы касаются почти исключительно развития сферы материального производства. Оно изменялось крайне медленно, и значительные рубежи в нем обозначились через тысячелетия.

По данным археологии на территории нашей страны первобытный человек появился в период раннего палеолита – древнекаменного века (примерно 700 тыс. лет назад). Заселение шло с юга, о чем свидетельствуют археологические находки. Так, в районе Житомира и на Днестре найдены следы пребывания древних людей 500 – 300 тыс. лет назад. Стоянки людей среднего палеолита (100 – 35 тыс. лет до н.э.) обнаружены на территории России: на Средней и Нижней Волге и в других местах. Поселения эти были сравнительно малочисленны и располагались на значительном расстоянии друг от друга.

Уникальным памятником эпохи позднего палеолита (35 – 10 тыс. лет до н.э.) является Сунгирьская (близ Владимира) культура. Археологические находки рассказывают о внешнем облике, одежде, материальной культуре и ритуальных обрядах того времени.

Важнейшим этапом в истории человечества стало сначала возникновение производящего земледелия, а затем отделение от него скотоводства. Последнее произошло довольно поздно, на нашей территории не ранее рубежа II и I тысячелетия до н.э. (уже в эпоху бронзового века).

Следует подчеркнуть, что именно переход к металлическим орудиям труда привел к выделению скотоводческих и земледельческих племен. Возросла роль мужчины – пастуха и земледельца – в производстве. На смену матриархату пришел патриархат. Занятие скотоводством повлекло за собой еще более интенсивное перемещение родов в поисках пастбищ. Происходило объединение и укрупнение отдельных родов в значительные по численности племена.

В древности доминантными этносами на нашей территории являлись индоевропейцы и угро-финны. Кроме того, на Кавказе обитали этносы, говорившие на кавказских языках. Единая индоевропейская общность начала распадаться в IV тысячелетии до н.э.

К середине II тысячелетия до н.э. археологи относят выделение из индоевропейских племен праславян. Это была группа родственных племен; принадлежащие им памятники прослеживаются от Одера на западе до Карпат на востоке Европы.

Процесс разложения первобытнообщинного строя в разных регионах Евразии проходил не одновременно. В южных районах разложение первобытнообщинного строя произошло раньше, что привело к возникновению рабовладельческих государств в Средней Азии и Закавказье, в Причерноморье.

Согласно свидетельствам «отца истории» Геродота (V в. до н.э.), древнейшим населением Северного Причерноморья были киммерийцы, которые были вытеснены ираноязычными скифами и, спасаясь от последних, бежали вдоль восточного берега Черного моря в Малую Азию. В VI – IV вв. до н.э. в Северном Причерноморье сложился мощный племенной союз, во главе которого стояли так называемые царские Скифы, чьи кочевья располагались по левому побережью нижнего Днепра. Этим скифам подчинялись прочие скифы, в том числе на западе фракийцы и праславяне. Для скифов было характерно развитие патриархального (домашнего) рабства, связанного с первобытно-общинными отношениями. Имущественное расслоение у скифов достигло значительных размеров, о чем свидетельствуют сокровища, найденные в курганах – захоронениях скифских царей.

В III в. до н.э. на базе мощного племенного союза сложилось сильное Скифское государство со столицей в Неаполе Скифском (близ Симферополя). При раскопках Неаполя Скифского археологи обнаружили значительные запасы зерна. Скифы-земледельцы выращивали «лучшую в мире пшеницу» (Геродот). Зерно из Скифии вывозилось в Грецию. В III в. до н.э. скифы были разгромлены сарматами – ираноязычными кочевниками, господствовавшими в Северном Причерноморье до II в. н.э.

Следует заметить, что в нашем языке сохранились слова, заимствованные из иранского – бог, топор, собака и т.д. Примечательно иранское наследие в области славянской языческой религии. Из языческих богов, упомянутых летописью, иранскими являются Хорс (бог солнца), Симаргл (священная птица, неоднократно фигурирующая в иранском эпосе – Симург). Во второй половине VII в. до н.э. на территории Северного Причерноморья появились греческие города-государства. Наиболее известными из них были: Ольвия (недалеко от Николаева), Херсонес (на территории нынешнего Севастополя), Пантикапей (Керчь), Питиус (Пицунда), Горгиппия (Анапа), Диоскурада (Сухуми), Фасис (Поти), Танаис (близ Ростова-на-Дону), Керкинитида (Евпатория) и др.

Почти все города-государства Причерноморья были рабовладельческими республиками. За крепостной стеной возвышались величественные храмы, жилые и общественные здания. Через удобные гавани греческие корабли увозили в сосудах-амфорах из Причерноморья зерно, вино, масло, произведенные трудом рабов или купленные у соседних племен. Вывозились также рабы. Половина хлеба, которым питались афиняне, привозилась из Пантикапея (Керчи). В V в. до н.э. Пантикапей стал центром крупной рабовладельческой державой – Боспорского царства (V в. до н.э. – IV в. н.э.).

Боспорское царство вело непрерывные войны с соседними кочевыми народами. В первых веках нашей эры рабовладельческие города-государства Причерноморья попали в зависимость от Рима. К III в. н.э. отчетливо проявился кризис рабовладельческого строя, а в IV – V вв. н.э. рабовладельческие державы пали под натиском племен готов и гуннов.

Значительный рывок в развитии производительных сил был связан с применением железа. Известно, что древнейшим очагом добычи и производства железа стал во второй половине II тысячелетия до н.э. регион, соответствующий современной территории восточной Турции. В дальнейшем процесс железоделания продвинулся в районы Закавказья, а затем и Кавказа.

Широкое распространение железа на территории нашей страны относится к I тысячелетию до н.э. Продвижение земледелия на север от зоны теплого климата привело к тому, что на землях, где жили наши далекие предки – славяне.

Напомним, что славяне, как считает большинство исследователей, обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э. Ряд исследователей-лингвистов полагает, что праславянский язык начал складываться позднее, в середине I тыс. до н.э. и ареал расселения праславян после отделения от родственных им балтов был весьма невелик. Первоначальная территория обитания славян локализуется бассейном реки Висла.

Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия н.э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские источники. Первые упоминания о венедах, - а именно так называли наши ранние информаторы праславян, - появились только тогда, когда римляне в своей экспанции в Европе достигли Среднего Дуная, Паннонии и Норика (нынешних Венгрии и Австрии). Не случайно первыми о венедах упоминают Плиний Старший и Тацит (I в. н.э.).

Тацит, рассказывая о венедах, упоминает рядом с ними эстов и фенов, под которыми скрываются предки балтских народов. Следовательно, венеды в ту пору занимали территорию нынешней Юго-Восточной Польши, Юго-Западной Белоруссии и Северо-западной Украины. А данные Птолемея (II в. н.э.) уже позволяют расширить пределы обитания славян, включив в них северное Прикарпатье и часть побережья Балтийского моря, известную в эту пору как Венедский залив.

В эпоху Великого переселения народов (IV – VIII вв. н.э.) масштабные перемещения племен (преимущественно с востока) привели к значительным изменениям этнической и политической карты Евразии. Данному процессу был дан мощный толчок перемещением гуннских орд на огромных пространствах от Монголии до Волги, приходящиеся на I – II вв. н.э. В понятие “Великое переселение народов” следует включить и перемещение готов от Балтики до Черного моря, а также синхронные и последующие перемещения германских племен на запад, а вслед за ними – славян до Эльбы на западе и по Восточно-Европейской равнине на востоке. Так, уже в V в. славяне, двигаясь на восток, вышли к среднему Днепру, где ассимилировали местных иранцев. Затем славяне продвинулись за Днепр в бассейн реки Десны, получившей славянское название (Правая). Любопытно, что основная часть крупных рек на юге сохранила свои старые дославянские (иранские) названия. Так Дон – просто река, Днепр – объясняется как глубокая река, Рось – светлая река и т.д. А вот название рек на северо-западе Украины и на большей части Белоруссии – славянские (Березина, Тетерев, Горынь и др.), и это, несомненно, свидетельство весьма древнего обитания там славян. С конца V в. наблюдается и начало славянской колонизации Балкан, где они довольно быстро ассимилировали местных иллирийцев, долматов и фракийцев. Отметим, что подавляющая часть нашей информации о ранних славянах черпается из византийских источников. Византийская историография VI – VII вв. фиксировала внимание исключительно на тех народах и странах, с которыми у империи имелись те или иные отношения. Особое внимание к славянам с конца VI в. объясняется тем, что с этого времени они начинают активно внедряться на Балканский полуостров и уже через несколько десятилетий овладевают большей его частью. Византийские писатели VI в. делят славян на две группы. Западная часть славян обозначалась как славяне (склавины, склавии). Но, кроме того, византийские писатели VI – VII вв. упоминают антов, которых они считали особой (восточной) группой славян. Анты обитали в низовьях Дуная и Днепра, где с ними и сталкивались греки. Данный ареал обитания антов подтверждает и готский историк Иордан (VI в.), называющий антов «самыми могущественными из славян». Византийские писатели выделяли антов как храбрейших из славян. Следует отметить, что анты и склавины враждовали друг с другом и этим умело пользовались византийцы, еще более сталкивая своих северных соседей. В конце VI – начале VII вв. анты заселили причерноморские степи от низовьев Дуная до Приазовья. Здесь их застали новые пришельцы с востока – авары, частично покорившие антов.

В VI в. тюркоязычные авары (русская летопись называла их обрами) создали в южнорусских степях свое государство, объединив кочевавшие там племена. Аварский каганат был разбит Византией в 625 г. «Умом гордые» и телом великие авары-обры исчезли бесследно. «Погибоша аки обре» - эти слова с легкой руки русского летописца стали афоризмом.

Крупнейшими политическими образованиями VII – VIII вв. в южнорусских степях были Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтая – Тюркский каганат. Государства кочевников были непрочными конгломератами степняков, промышлявших военной добычей. В результате распада Болгарского царства часть болгар под предводительством хана Аспаруха откочевала на Дунай, где была ассимилирована жившими там южными славянами, взявшими себе имя воинов Аспаруха, т.е. болгар. Другая часть болгар-тюрок с ханом Батбаем пришла на среднее течение Волги, где возникла новая держава – Волжская Болгария (Булгария). Ее соседом, занимавшим с середины VII в. территорию Нижнего Поволжья, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крым, был Хазарский каганат, который взимал дань с приднепровских славян, а также с северян и вятичей до конца IX в.

Хазария была своеобразной торговой державой, для которой жизненное значение имело господство над важнейшими торговыми артериями Восточной Европы, а потому хазары и стремились прибрать эти пути к своим рукам. Власть над упомянутой частью восточных славян позволяла хазарам контролировать не только Волжский путь, но и Нижнеднепровский.

Подводя итог «Великому переселению народов», отметим, что славяне, начиная с VI в., обозначаются данным именем или «словене». Расселение славян происходило в VI – VIII вв. по трем основным направлениям: на юг – на Балканский полуостров; на запад – в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы; на восток и север по Восточноевропейской равнине. Соответственно произошло и разделение славян на три ветви – южную, западную и восточную. Славяне заселили огромную территорию – от Пелопоннеса на юге до Финского залива и реки Невы на севере, от Альпийских гор, средней Эльбы и Ютландского полуострова на западе до Верхней Волги, Средней Оки и Верхнего Дона на востоке.

Сам термин «славяне» до сих пор удовлетворительно не объяснен. Возможно, он связан со «словом», и так наши предки могли себя именовать в отличие от иных народов, речь которых они не понимали (немцы). Очевидно, термин «славяне» возник не сразу и не вдруг стал общеупотребительным.

В процессе расселения восточных славян по Восточно-Европейской равнине у них происходило разложение первобытнообщинного строя. Известно, что начиная с VI в. славяне неоднократно совершали военные походы против крупнейшего государства того времени - Византии. Но походы на Византию могли предприниматься только крупными племенными союзами славян. Эти походы способствовали обогащению племенной верхушки славян, что ускоряло распад первобытно-общинного строя.

На образование крупных племенных объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание, повествующее о княжении Кия с братом Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в Среднем Проднепровье. По имени старшего брата Кия якобы был назван основанный братьями город. Летописец отмечал, что такие же княжения были и у других племен. Историки считают, что эти события произошли в конце V-VIвв. н.э. Следует отметить, что славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ассимиляции народов. В VI-IX вв славяне обьединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы – этап на пути складывания государственности восточных славян. В “Повести временных лет” говорится о племенных княжениях, которые историки называют племенными союзами. Такой союз включал 100-200 племен, объединенных вокруг наиболее сильного племени, по имени которого получал название весь союз. В свою очередь, каждое отдельное племя состояло из множества родов и занимало значительную территорию. В летописи называются десятка полтора таких племенных княжений и места их расселения. Так, в среднем течении Днепра жили поляне, в бассейне реки Припять - древляне и дреговичи, в бассейне реки Сож (левый приток Днепра) - радимичи. В бассейнах рек Десны, Сейма и Сулы селились северяне, в междуречье Южного Буга и Днестра –уличи, между реками Днестр и Прут – тиверцы. В предгорьях Карпат жили “белые” хорваты, а по Западному Бугу - дулебы, волыняне и бужане, в верховьях Западной Двины и Днепра - кривичи, в среднем течении Западной Двины при впадении в нее реки Полоть – полочане, на севере, вокруг озера Ильмень и по реке Волхов – ильменские славяне, а в бассейне Оки - самые восточные из славянских племен – вятичи.

Отметим, что одним из факторов, определяющих развитие восточных славян, стал великий водный путь «из варяг в греки», связывавший Северную и Южную Европу. Он возник в конце IX в. Славяне вели торговлю с византийцами, получая от них металлы, ткани, соль, предметы роскоши. Наиболее развитые земли славянского мира – Новгород и Киев контролировали северный и южный участки Великого торгового пути. Это обстоятельство дало основание ряду историков вслед за В.О. Ключевским утверждать, что торговля мехом, воском и медом была главным занятием восточных славян, так как путь «из варяг в греки» был «главным стержнем экономической, политической, а потом и культурной жизни восточного славянства”. Сбор дани с племен в виде вышеуказанных товаров становился для князей занятием настолько выгодным, что порождал стремление объединить в одних руках всю территорию вокруг торгового пути, подчинив близкие по языку и культуре племена.

Главную роль в процессе объединения восточнославянских земель играли племена полян и ильменских славян с центрами в Киеве и Новгороде. Причем положение Киева было предпочтительнее, так как он давал выход на Византию, а Новгород – лишь на страны Северной Европы, в IX в. значительно отстававшие от нее в развитии. Основу экономики древних славян составляло земледелие. Восточные славяне проживали оседло. Жилища представляли собой полуземлянку с двух- или трехскатной крышей. Хозяйственной ячейкой была преимущественно малая семья. Низшим звеном социальной организации, объединявшим хозяйства отдельных семей, служила соседская (территориальная) община – вервь. Члены верви совместно владели сенокосами и лесными угодьями, а пашенные земли были поделены между крестьянскими хозяйствами. Переход от кровнородственной общины и патриархального рода к соседской общине и малой семье произошел у славян в ходе расселения VI – V III вв.

Расселение ускорило и выделение знати. Ее появлению способствовало повсеместное распространение пашенного земледелия с использованием железных орудий труда, что создавало возможность получения продукта, достаточного для содержания господствующего социального строя. Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка - “нарочитые люди”, ”лучшие мужи”. Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях - вечевых сходах.

Существовало ополчение: «полк», «тысяча», разделенная на «сотни». Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина. По археологическим данным и византийским источникам, восточно-славянские дружины появились уже в VI-VII вв. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, живущую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань. Такие походы за сбором дани назывались “полюдье”. Сбор дани обычно проходил в ноябре-апреле и продолжался до весеннего вскрытия рек, когда князья возвращались в Киев. Единицей обложения данью был дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг).С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов.

В большинстве случаев города строились на торговых путях, таких как путь “из варяг в греки” или Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока. Связь с Западной Европой поддерживалась также по сухопутным дорогам.

Точные даты основания древних городов неизвестны, но многие из них существовали ко времени первого упоминания в летописях. В «Повести временных лет» уже называются города Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Псков, Полоцк, Витебск, Ростов, Суздаль, Муром и др. Всего к IX в. насчитывалось около 24 городов. Поэтому варяжские пришельцы называли славянскую землю Гардарикой – страной городов.

Как и все народы, находившееся на стадии разложения первобытнообщинного строя, славяне были язычниками. Они поклонялись явлениям природы, обожествляя их. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Важнейшими богами славян были: Перун – бог грома, молнии, войны; Сварог- бог огня; Велес – покровитель скотоводства; Мокошь – оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл – бог подземного мира. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос. Общее число языческих славянских персонажей не поддается учету. Известно не менее 400 названий и имен. Множественность верований, привязанность к природе не способствовали консолидации общества, выработке общих духовных и нравственных ориентиров. Большую роль играло в жизни племен жречество (ведуны, кудесники -выполняли функцию жрецов).Большую власть имели волхвы, обладавшие правом ритуального убийства мужчин и женщин. Языческие храмы (капища) были пышными и наполнены идолами.

И в заключение отметим, что, вступив на путь разложения родового строя, зарождения земельного и имущественного неравенства и создания племенных княжеств, развития международной торговли и внешних экономических и культурных связей, восточные славяне в IX в. вплотную приблизились к созданию единого государства- Киевской Руси.

Изучение вопросов, связанных с происхождением различных народов мира, можно отнести к наиболее проблемным направлениям исторического исследования. Главным препятствием на пути выявления скрытых фактов о жизни древних этнических общностей является отсутствие письменности на момент их зарождения. В случае со славянскими народностями ситуация осложняется и обширностью языковой группы, к которой принадлежат сразу несколько этносов. Достаточно отметить, что древние народы на территории России в разное время формировали независимые государства и содружества, относящиеся к алтайской, уральской, индоевропейской и кавказской языковой группе. Тем не менее к сегодняшнему дню ученые определили некоторые фактические пласты в этом направлении исторического анализа, которые не вызывают сомнения.

Народы на территории России в период античности

Первые люди вида Homo sapiens появились в отдельных областях Средней Азии и Причерноморья порядка 30 тыс. лет назад. В тот период северные и центральные части территории были непригодны для жизни из-за ледников. Поэтому самые первые народы и древнейшие государства на территории России возникали в южных и западных регионах как наиболее благоприятных для жизни и хозяйства. По мере увеличения населения, развития материального производства и становления первобытнообщинного строя в Средней Азии, Закавказье и Причерноморье образовывались все новые рабовладельческие государства. При этом развивались они автономно и независимо друг от друга. Объединяющей чертой можно назвать разве что набеги одних и тех же варваров. С центральными и западными областями в европейской части нынешней страны эти государства и вовсе контактов не имели, так как налаживанию путей препятствовали горные массивы и пустыни.

Одним из наиболее заметных государств того времени можно назвать Урарту, которое существовало в Закавказье в IX в. до н. э. Оно было образовано на берегу озера Ван, территория которого сейчас принадлежит Турции, однако уже к середине VII в. его владения распространились до верховьев Тигра и Евфрата. Если говорить об этническом составе, то народы и древнейшие государства на территории России в Причерноморье и Закавказье преимущественно были представлены армянскими племенами. Урарту достигло значительного расцвета в VIII в. до н. э., но к VI в. из-за нашествий скифов оно перестало существовать. Позднее те же племена основали Армянское царство. Примерно в этот же период параллельно развиваются абхазские и грузинские семьи, которые образовывают Колхидское царство. В северной части Закавказья возникает Иберия - грузинское царство.

Влияние арабского завоевания

В истории Средней Азии и Закавказья VII - VIII вв. н. э. немалое место занимает арабское завоевание, принесшее собой исламскую веру. На нынешней российской территории данный процесс имел место в кавказском регионе. В частности, ислам распространялся среди некоторых народов Северного и Восточного Кавказа и, в частности, азербайджанцев. Впрочем, арабские завоеватели встречали и отторжение среди местного населения. Те же грузины и армяне, ранее уже принявшие христианство, стойко сопротивлялись исламизации. Однако в Средней Азии ислам постепенно определился как доминирующее вероисповедание местного населения. После распада Арабского халифата древнейшие народы и цивилизации на территории России вынуждены были противостоять и туркам-сельджукам. В ходе этой борьбы сформировались и другие государства. Например, при царе Давиде Строителе произошло объединение грузинских земель с образованием города Тбилиси. К северу расположилось Абхазское царство с независимой Кахетией, а в восточной части - Албания и ряд других небольших государств.

Греческие колонии на территории России

Черноморское побережье стало одним из наиболее развитых районов на территории современной России в VI - V вв. до н. э. Этому в немалой степени способствовали греческие колонизаторы, которые в I тысячелетии до н.э. стали осваивать южные земли. В Приазовье и Причерноморье греки образуют крупные колониальные полисы - такие, как Тирас, Херсонес, Пантикапей, Ольвия, Феодосия, Танаис, Фасис и др. Для иллюстрации успешности этих городов можно отметить, что в V в. до н. э. Пантикапей был центральной рабовладельческой державой Боспорского государства. Он охватывал существенную часть Приазовья, способствуя развитию местного земледелия, торговли, рыболовства, скотоводства и ремесленничества. Важно подчеркнуть, что древнейшие народы и цивилизации на территории России в Приазовье и Причерноморье не были в полной мере самобытными. Они копировали образ жизни и культурный уклад, привнесенный греками. Но вместе с этим колонии имели плотные культурные и торговые отношения с теми же кавказскими народами и степными племенами скифов. Вплоть до III в. н. э. греческие племена регулярно подвергались нашествию кочевников, а во время великого переселения народов и вовсе были вынуждены уйти.

Период скифского государства

Еще севернее по отношению к греческим колониям жили скифские племена, отличавшиеся яркой и самобытной культурой, тоже наложившей отпечаток на уклад южных народов. Первые упоминания о скифах относятся к V в. н. э. и принадлежат Геродоту, который описывал эти племена как ираноязычные. В первых упоминаниях географического расположения указываются устья Нижнего Буга, Дуная и Днепра. Тот же Геродот разделял скифов на пахарей и кочевников - соответственно, по направлению хозяйственной деятельности. Кочевники находились в Приазовье, Нижнем Приднепровье и Крыму, а пахари преимущественно занимали правое побережье Нижнего Днепра и жили в землянках. К VI - IV вв. до н. э. произошло объединение скифских племен, которое в дальнейшем легло в основе полноценного государства в одном из нынешних районов Симферополя. Это государство называлось Скифским Неаполем и по устройству характеризуется как военная демократия. Но к III в. до н. э. скифов начинают теснить другие древние народы на территории России в современном ее виде. В регионах Северного Причерноморья появляются войны Александра Македонского, а со стороны востока приходят сарматы. Самый же крупный удар по скифам был нанесен племенами гуннов, которые позже появились на Крымском полуострове.

Великое переселение и появление славян

Причин для великого переселения было много, и по большей части этот процесс приходился на территорию современной Европы. Началось переселение в III в. н. э., а к IV в. многочисленные варварские племена кельтов и германцев стали бороться с соседними государствами уже на новых территориях. Лесные и степные варвары шли на захват более богатых земель в южных регионах, что и наложило след на переустройство части Северного Кавказа и Причерноморья. Как же это повлияло на древние народы на территории России? Великое переселение народов кратко можно охарактеризовать как процесс становления самостоятельных германских, романских и славянских народностей. Славяне вовсе не играли в этот период ключевую роль и фигурировали уже на позднем этапе переселения, но именно для регионов, которые сегодня входят в границы России, они в дальнейшем окажут судьбоносное влияние.

Дело в том, что переселение происходило с двух направлений. Как уже отмечалось, основной процесс происходил в европейской части - с северо-запада германцы и кельты двигались на завоевание южных земель. С востока из Азии двигались кочевники, в результате прошедшие путь от Китая до Франции. Была активность и в самих южных регионах. Со стороны Закавказья шли предки современных осетин - аланы. В разной степени эти миграционные движения формировали древнейшие народы на территории России. Восточные славяне, в свою очередь, присоединились к общей волне миграции к IV в. н. э. Они присоединились к потоку, который состоял из тюрков, сарматов, иллирийцев и фракийцев. Некоторое время у них были союзнические отношения с гуннами и готами, но впоследствии эти племена стали противниками. Собственно, именно нашествия гуннов вынудили славян расселяться в направлениях запада и юго-запада.

Теории славянского этногенеза

Точного представления о том, как именно и откуда произошли восточные славяне, на сегодняшний день нет. Тем более что группа этой народности весьма обширна и включала множество отдельных этносов и семейств. И все же ученые сформулировали три теории этногенеза. Древние народы на территории России в контексте этих направлений исследования рассматриваются именно как истоки становления русского государства.

Итак, первая теория - автохтонная. В соответствии с ней, коренным местом происхождения славян является река Днепр. Базируется эта теория на археологических исследованиях. Вторая теория - миграционная. Она отмечает, что восточные славяне определились как самостоятельный этнос из общей общеславянской ветви в I веке до н. э. Также согласно теории миграционного этногенеза, в период великого переселения славяне могли двигаться в двух направлениях - от бассейна р. Одр к Висле, или же от дунайского бассейна на восток. Так или иначе, в I веке до н. э. на Восточно-Европейской равнине уже обитали славянские древние народы. Происхождение восточных славян на территории России в этот период подтверждается Тацитом, Геродотом, Птолемеем и некоторыми из арабских источников.

Анты и склавины

В VI в. н. э. после первой волны расселения славян византийские писатели стали выделять два народа - антов и склавин. Нередко их упоминание было в контексте вытеснения другого славянского народа - венедов. При этом готские источники подчеркивают, что все три народности имеют один корень, хотя и разветвленный. Так, склавины характеризуются как в большей мере западная группа, анты - восточная, а венеды - северная. Конечно, были и другие этносы наподобие радимичей, северян и вятичей, но эти три - наиболее заметные древние народы на территории России. Происхождение и дальнейшее расселение согласно источникам того же времени простиралось от нижнего Дуная до Мурсианского озера. В частности, анты занимали территорию от Днестра до самого устья Днепра. Однако границы распространения славян по северным регионам источники не отмечают. О тех же венедах готы пишут, что они занимают бескрайние просторы.

Согласно результатам уже современных исследований в археологии, анты и склавины имели незначительные отличия, которые относились по большей части к ритуальным обрядам. Но при этом отмечается культурное влияние скифо-сарматских племен на антов, о чем свидетельствует и само название этой народности, имеющее иранское происхождение. Но, несмотря на различия, славянские древние народы на территории России часто объединялись на основе политических и военных интересов. Более того, существует также теория, в соответствии с которой антами, склавинами и венедами именовались не разные группы народностей, а один этнос, но по-разному названный соседями.

Аварское нашествие

В середине VII в. н. э. регионы восточного Приазовья и Северного Кавказа подверглись нападению авар. Последние разорили земли антов, но по мере продвижения в страну славян у них портились отношения с Византией. Тем не менее в каганат авар ко второй половине VII в. н. э. вошли практически все древнейшие народы на территории России. История об этом нашествии в дальнейшем передавалась столетиями и даже была описана в «Повести временных лет». Величина доли славянского народа в каганате была столь внушительна, что Иоанн Эфесский в своих хрониках отождествлял антов и авар.

Археологические сведения позволяют делать выводы о широкой миграционной волне антов по направлению к Паннонию. Например, происхождение этнонима хорватов также имеет иранские корни. Поэтому можно говорить о доминировании в каганате антов перед склавинами. И уже расселение хорватов по Балканскому полуострову и части западной Европы свидетельствует о направлениях, которые проделала волна миграции антов с аварами. Кроме того, и этноним сербы имеет иранское происхождение, что делает данный этнос близким к древним народам на территории России. Великое переселение народов не оказало такого влияния на распределение славян по восточным регионам Европы, как нашествие аварцев. Они также оставили после себя и культурный след, но многие ученые особенно подчеркивают вероятность демографического взрыва к этому времени, что и заставило каганат искать новые земли.

Завершение истории антов

Анты и другие славянские племена на протяжении VII в. н. э. пребывают в непостоянных враждебных и союзнических отношениях с Аварским каганатом и Византией. Но важно подчеркнуть, что именно продвижение авар спровоцировало разногласия внутри славянского объединения. Как отмечают источники, древние народы на территории современной России, сформированные племенем антов, в итоге были истреблены за союз с ромеями. Эта попытка сплочения не понравилась аварам, которые и послали войско для уничтожения племен. Впрочем, точных сведений о судьбе оставшихся антов по-прежнему нет. Одни историки полагают, что они были полностью разгромлены, а другие придерживаются мнения о переселении антов через Дунай.

В той же «Повести временных лет» указывается на гибель великого князя Кия и его дружинников, после чего славянские племена начали борьбу между собой, из-за которой установилась прочная власть хазар в регионе. Именно с этим событием и связывают новую формацию древних народов на территории России. Происхождение славян на первых этапах обусловило становление антской общности, но после ее заката начинается новый период развития восточнославянского народа с очередным витком расселения.

Освоение новых территорий славянами

В VIII в. прежде закрепленное положение на Балканском полуострове становится менее прочным. Этому способствует приход в регион Византии, под натиском которой славянам приходится отступать. В Греции также происходит их ассимиляция, что заставляет искать племена новые места для освоения в других направлениях. На этом этапе можно говорить уже о полном формировании основы древних народов на территории России. Кратко их можно характеризовать как славянские семьи, но по мере вторжения на новые земли к основным массам присоединяются и другие этносы. К примеру, в начале VIII в. на левом берегу Днепра активно формируется роменская культура. В это же время в верхнем Поднепровье смоленские славяне образуют свой пласт традиций и обрядов.

Единое языковое и культурное пространство создается славянами, которые заняли территорию от Подунавья до Балтики. Это продвижение в конечном итоге позволило сформировать знаменитое торговое направление из варяг в греки. Как показывают археологические исследования, древние народы на территории России пользовались этой дорогой уже во второй половине VIII в. К IX в. формируются торговые отношения между славянами и соседними государствами, что позволяет им войти в общеевропейскую транспортную систему. Не менее значимой была миграция на юг, которая позволила достичь стран Малой Азии. Часть славянских племен была захвачена императором Юстинианом II в процессе его похода в окрестностях Солуни. Болгарские племена выступили в качестве защитников в этом столкновении, однако дальнейшие продвижения восточных славян в данном направлении были надолго пресечены.

К середине II тысячелетия до н. э. археологи относят выделение из индоевропейских племен праславян. Это была группа родственных племен; принадлежащие им памятники прослеживаются от Одера на западе до Карпат на востоке Европы.

Процесс разложения первобытнообщинного строя в разных регионах Евразии проходил не одновременно. В южных районах разложение первобытнообщинного строя произошло раньше, что привело к возникновению рабовладельческих государств в Средней Азии и Закавказье, в Поволжье.

Древнейшие государства на территории нашей страны. Первые рабовладельческие цивилизации на земном шаре возникли еще в эпоху бронзового века в полосе с благоприятным климатом, протянувшейся от Средиземноморья до Китая: деспотии Древнего Востока, Греция, Рим, Индия и Китай. Рабовладение просуществовало как господствующая во всемирно-историческом масштабе форма организации жизни до III-V вв. н. э.

Закавказье, Средняя Азия, Причерноморье являлись окраинными землями рабовладельческого мира. Историю этих регионов следует рассматривать в связи с крупнейшими государственными образованиями древности. На территории Закавказья, Средней Азии и Причерноморья складывались крупные государства, оказывавшие влияние на ход мировой истории.

К северу от цветущих рабовладельческих цивилизаций древности на территории Северного Причерноморья жили многочисленные кочевые племена, переживавшие стадию разложения первобытнообщинного строя. Наиболее быстро этот процесс шел у ираноязычных скифов, где складывалось классовое общество. Отец истории Геродот (V в. до н. э.) называл скифами все население, живущее к северу от Черного и Азовского морей. Возможно, что в число скифов включали и часть славян, обитавших в Среднем Приднестровье (скифы-пахари, или борисфеняне, от древнего названия Днепра - Борисфен). В нашем языке с тех времен сохранились слова, заимствованные из иранского,- бог, топор, собака и др.

Для скифов было характерно развитие патриархального (домашнего) рабства, связанного с первобытнообщинными отношениями. Имущественное расслоение у скифов достигло значительных размеров, о чем свидетельствуют сокровища, найденные в курганах - захоронениях скифских царей.

В VI-IV вв. до н. э. скифы объединились в мощный племенной союз. В III в. до н. э. на его базе сложилось сильное Скифское государство со столицей в Неаполе Скифском (район Симферополя). При раскопках Неаполя Скифского археологи обнаружили значительные запасы зерна. Скифы-земледельцы выращивали «лучшую в мире пшеницу» (Геродот). Зерно из Скифии вывозилось в Грецию.

Посредниками в торговле хлебом были греческие города - рабовладельческие государства на побережье Черного моря. Наиболее известными из них были Ольвия (недалеко от Николаева), Херсонес (на территории нынешнего Севастополя), Пантикапей (Керчь), Питиус (Пицунда), Горгиппия (Анапа), Дио-скурада (Сухуми), Фасис (Поти), Танаис (близ Ростова-на-Дону), Керкинитида (Евпатория) и др.

Города Северного Причерноморья во многом копировали устройство и образ жизни греческого мира. Античное рабство в отличие от рабства в восточных деспотиях и патриархального рабства народов, находившихся на стадии разложения первобытнообщинного строя, основывалось на высоком уровне развития товарного производства.

Активная морская торговля стимулировала специализацию производства. Сложились крупные земельные латифундии, производившие зерно, вино, масло. Значительное развитие получило ремесло. В результате войн умножилось число рабов, которыми имели право владеть все свободные граждане.

Почти все города-государства Причерноморья были рабовладельческими республиками. Свободные граждане играли большую роль в управлении страной в античных государствах. За крепостной стеной возвышались величественные храмы, жилые и общественные здания.

Через удобные гавани греческие корабли увозили в сосудах-амфорах из Причерноморья зерно, вино, масло, произведенные трудом рабов или купленные у соседних племен. Вывозились также рабы. Половина хлеба, которым питались афиняне, привозилась из Пантикапея (Керчи). В V в. до н. э. Пантикапей стал центром крупной рабовладельческой державы - Боспорского царства (V в. до н. э.- IV в. н. э.).

Боспорское царство вело непрерывные войны с соседними кочевыми народами. В 107 г. до н. э. в Боспоре произошло восстание ремесленников, крестьян, а также рабов под предводительством Савмака. Савмак был провозглашен царем Боспора. С помощью войск Митридата, царя Понта (государство в Малой Азии), восстание было подавлено, а Савмак казнен. Восстание Савмака - первое известное крупное выступление народных масс на территории нашей страны.

В первых веках нашей эры рабовладельческие города-государства Причерноморья попали в зависимость от Рима. К III в. н. э. отчетливо проявился кризис рабовладельческого строя, а в IV-V вв. н. э. рабовладельческие державы пали под натиском племен готов и гуннов.

Рабский труд в условиях перехода к железным орудиям становился невыгодным. Нашествие варварских племен довершило падение рабовладельческой цивилизации.

В то время как в наиболее благоприятном климатическом поясе Земли еще в период бронзового века получили развитие рабовладельческие цивилизации Месопотамии, Египта, Средиземноморья, Передней и Средней Азии, Индии, Китая, к северу и югу от них жили народы, находившиеся еще на стадии первобытнообщинного строя.

Переходу этих народов к классовому обществу способствовало начало изготовления орудий труда из железа (рубеж I тысячелетия н. э.). Широкое распространение месторождений железа в виде болотных руд, его дешевизна по сравнению с бронзой, более высокая производительность орудий из железа привели к вытеснению бронзовых и каменных изделий.

Применение железа дало огромный толчок развитию производительных сил. Стала возможной более интенсивная расчистка лесных массивов для земледелия, улучшилась обработка земли. Использование более совершенных железных орудий ремесленниками повлекло отделение ремесла от земледелия. Ремесленники стали изготовлять изделия не только на заказ, но и для обмена, что означало появление простого товарного производства.

Использование железа вызвало преобразование общественных отношений как у народов, живших в условиях рабовладения, так и у тех племен, которые находились на стадии первобытнообщинного строя. Развитие производительных сил у первобытных племен способствовало росту производства и появлению определенных излишков, что приводило к появлению частной собственности и разложению первобытнообщинных отношений. Как и в бронзовый век, войны и грабежи значительно ускорили процесс имущественной дифференциации.

Широкое распространение железа на территории нашей страны относится к I тысячелетию до н. э. Продвижение земледелия на север от зоны теплого климата привело к тому, что на землях, где жили наши далекие предки - славяне, также стали появляться предпосылки для возникновения частной собственности; зарождалось классовое общество, требовавшее организации социальных отношений, и, как естественный результат, складывалось государство.

(до X в.)

Этническая и политическая панорама Восточной Европы и Северной Азии

История России корнями уходит в историю многих государств и народов, когда-либо прожи­вав­ших на территории от Балтики до Тихого океана. Каждый россиянин может считать себя потомком любого древнего жителя Евразии, которая представляла собой в веках «гигантский котел этнической переплавки» бесчисленных больших и малых народов.

Киммерийцы. С глубокой древности юг Русской равнины был областью расселения многочисленных народов. Первыми обитателями Север­ного Причерноморья, имя которых сохранила письменная история, были киммерийцы, жившие здесь в VIII-VII веках до н. э.

Древнегреческий историк Геродот сообщает, что киммерийцы жили в Северном Причерноморье до прихода скифов. Пребывание киммерийцев здесь принято относить к концу II - началу I тысячелетия до н. э. Киммерийцы представляли собой сильное государство. О киммерийцах упоминается в ассирийских клинописных текстах VIII века до н. э. Особенно сильно беспокоили киммерийцы Ассирию при царе Асаргадоне. В анналах другого ассирийского царя, Ашурбанипала, отмечается победа над «народом гиммера» (название киммерийцев в античных источниках). В тех же анналах говорится о борьбе с киммерийцами египетского фараона Псамметиха.

Греческие авторы считали, что исходным пунктом всех походов киммерийцев в страны Древнего Востока было Северное Причерноморье, а пути их набегов шли через Кавказ и Балканский полуостров.
По данным топонимики, киммерийцы жили в Приазовье. Геродот приводит несколько географических названий, сохранившихся здесь до его времени (V век до н.э.). Это Боспор Киммерийский, Киммерийские переправы, Киммерийские укрепления и область Киммерия. На Днестре были могилы киммерийских царей, погибших во время столкновения со скифами. Геродот считает, что часть киммерийцев ушла в Малую Азию (Каппадокию), а другая часть была ассимилирована2 скифами.

Греческие колонии. С VIII века до н.э. Северное и Восточное Причерноморье привлекало выходцев из Греции, основавших там немало колоний, Ольвию, Херсонес (Корсунь в русской летописи, расположенную близ нынешнего Севастополя), Феодосию, Пантикапей, Фанагорию, Танаис. Эти города были значительными торговыми факториями. Торговля процветала на базе развитого земледелия, ремесел, рыболовства. Политическим центром региона был Пантикапей, находившийся на берегу Керченского пролива (греки называли его Боспором Киммерийским) и являвшийся долгое время столицей Боспорского царства - единственного в Северном Причерноморье крупного государства в то время. Отличительной чертой жизни в причерноморских городах был высокий уровень материальной и духовной культуры. Благодаря археологии до нашего времени дошли шедевры античных ремесел, скульптуры, мозаики, литературы.

Скифы. Главные сведения о скифах дают археология и труды Геро­дота. Пришедший с востока, этот народ в VII веке до н. э. обосновался на северном побережье Черного моря. Он представлял собой большое пле­менное (государственное) объединение и занимал в VII-V веках до н. э. среднее и южное Поднепровье, Нижний Дон, Кубань и Тамань. Могу­щественная Скифская держава сумела противостоять военно-политиче­ским претензиям персов и македонян. Территорию Скифии населяли неодно­род­ные народы, различавшиеся по хозяйственному укладу и образу жизни: скифы-пахари, скифы-кочевники. С V века до н. э. по III век н. э. скифы возглавляют государственное объединение в Северном При­черно­морье - Скифское царство со столицей на Днепре (Каменное городище).

У скифов было развитое хозяйство в виде земледелия, скотоводства и ремесел. Они активно торговали с греческими колониями. Скифы имели довольно развитые социальные отношения. Знаменитые скифские курганы донесли до нас свидетельства яркой и своеобразной культуры.

Известный поэтический образ скифов как «азиатов с раскосыми и жадными очами», созданный А. Блоком, не соответствует действительности: антропологические материалы доказывают, что никаких монголоидных черт у скифов не было. Они являлись типичными европеоидами, а по языку принадлежали к североиранской группе. Из ныне существующих народов ближе всех к ним по языку находятся осетины - потомки сарматов, ближайших родственников скифов.

Сарматы. Перейдя в южно-русские степи из Западной Азии во II веке до н. э., сарматы разбили скифов и заняли земли Причерноморья и При­каспия. В руках скифов остается степной Крым, где и возникло новое царство со столицей в Неаполе Скифском.

В течение нескольких последующих столетий остатки скифов растворились в среде новых пришельцев - сарматов, аланов, готов. Часть скифов была ассимилирована славянами.

Готы. Из Прибалтики в причерноморские степи во II веке до н. э. пришли германские племена готов. Готы воевали с сарматами и аланами, но им удалось одержать победу лишь через несколько веков. В IV веке н. э. их вождь Германарих образовал царство, раскинувшееся на территории почти всей Восточной Европы. С конца 360-х годов в Готии стала активно распространяться христианская религия. Государство готов просуществовало недолго, пав под ударами гуннов.

Гунны, оттеснившие в IV веке н. э. готов на запад, были выходцами из монгольских степей, откуда они откочевали сначала в Среднюю Азию и на Южный Урал, где вошли в военно-дипломатический союз с вогулами (манси), а затем - в Причерноморье. Л. Н. Гуми­лев пишет, что на Южном Урале был создан новый этнос - западные гунны, «также мало похожи на старых азиатских хунов, как техасские ковбои на английских фермеров». Мощный гуннский союз под главенством их вождя Аттилы в конце IV века ворвался в Европу, производя опустошения. После 70 лет войн и походов, в середине V века, гуннский союз распался. Часть гуннов, оставшись на Дунае и в Причерноморье, постепенно была ассимилирована их соседями; другая часть ушла на восток.

Тюркский каганат сложился в середине VI века на Алтае и в Монго­лии, а затем расширил свою территорию до Китая, Аму-Дарьи и Нижнего Дона. При распаде каганата образовалось несколько союзов - авар­ский, хазарский и булгарский.

Авары в VI веке повторили путь гуннов из Азии в Европу; они обосновались на теперешней Венгерской равнине и основали мощное государство, просуществовавшее до начала IХ века. Движение авар через восточно-европейские степи сопровождалось ожесточенными столкновениями со славянами. «Повесть временн‹х лет» рассказывает, что авары («обры») поработили часть славян и подвергали их жестокому угнетению. Воинственные авары постоянно совершали набеги на Византию и на Западную Европу, их орды достигали берегов Северного моря. В конце концов, после долгих войн, авары были разгромлены франками и исчезли со страниц истории. Их гибель нашла на Руси отражение в поговорке: «Погибоша аки обри».

Хазарское государство возникло около VII века в прикаспийской части Северного Кавказа и на Нижней Волге. В течение двух веков власть хазар распространилась на Крым, Приазовье и Среднюю Волгу.

В Хазарии были крупные города: Беленджер на реке Сулак, Семендер (возле совре­менного Дербента), Итиль на Волге (столица, население которой отличалось этнической пестротой и достигало 100 тысяч человек), Таматарха и Фанагория на Тамани, Саркел и др. Развитие городов отражало характер хазарской экономики, которая держалась не столько на традиционном для тюрок скотоводстве, сколько на использовании географических выгод и контроле торговых путей Азии и Европы. Носители религии арабы. Дело в том, что в VII-VIII веках арабы завоевали Средиземное море (Восточное и Южное), прекратив этим торговлю между Востоком и Западом. «Великий шелковый путь» сменил вектор движения. Торговые пути пошли через Волгу (Итиль - хазарская река) - серебряный путь и Днепр (Борисфен) - парчовый путь. Взимание больших таможенных пошлин составляло важную статью доходов государства.

И кагану, и купеческой верхушке Хазарии крупные барыши приносила работорговля, заставлявшая охотиться за «живым товаром».

Тесно связана была с принципами экономики Хазарии ее внешняя политика. Но этими принципами ущемлялись соседи хазар, что неизбежно вело к обострению отношений. Некоторое время Хазарский каганат владел политической гегемонией на Восточно-Европейской равнине. В вассальной зависимости от него находилась Волжская Булгария. Хазарские войска под руководством Песаха в 940 г. дошли до Киева и обложили русское княжество данью. Хазария в IX-X вв. была одной из самых богатых и сильных стран Евразии. Орудиями хазарской политики были наемное войско и дипломатические интриги, направленные в числе прочего на сталкивание печенегов и византийцев с Русью. Напряженными были отношения Хазарии с Арабским Халифатом, нанесшим ей ряд военных ударов. Обострялись споры и с Византией по поводу смежных районов в Крыму.

Враждебные отношения с христианскими и мусульманскими соседями привели хазарское правительство в начале IX века к серьезному полити­ческому шагу - официальному принятию иудаизма - религии, в одинаковой мере холодно воспринимаемой и в Византии, и в Халифате. Каган Обадия, обращаясь в иудейство, надеялся на укрепление своих позиций за счет поддержки влиятельной иудейской торгово-ростовщической верхушки Халифата.

Надежды кагана, однако, не оправдались. До принятия иудаизма в Хазарии наблюдалась религиозно-этническая пестрота, но и новая религия с ее догматом избранности не могла объединить все народы, входившие в состав каганата. Иудаизм оторвал кагана и его окружение от провинциальной знати и еще более отдалил от народа. Против правительства образовался своеобразный христианско-мусульманско-языческий союз. Междоусобицы сильно ослабили государство, что усугубилось проникнове­нием в его пределы кочевых орд мадьяров и печенегов. Часть Хазарии отошла к арабам. Началась война с заметно окрепшей Киевской Русью.

В 965 году киевский князь Святослав нанес мощный удар по Хазарии, от которого она уже не смогла оправиться. Сын Святослава Владимир пода­вил остатки хазарской государственности. Распалась и этническая система Хазарии. Потомки тюрко-хазар смешались с другими тюркскими народами, стали составной частью возникшего позднее русского народа. Иудео-хазары эмигрировали в Западную Европу, а частью рассеялись по окраинам каганата. Их потомки в виде небольших этнических групп сохранились в Дагестане (горские евреи) и в Крыму (караимы).

Булгарские союзы около VII века делились на четыре группы. Две из них кочевали в Приазовье и Северном Кавказе, приняв позже участие в формировании балкарцев и некоторых других народов. Третья группа отправи­лась на Балканы, где слилась с дунайскими славянами, передав им свой этноним3. Четвертая перекочевала в Среднее Поволжье, где подчинила ряд местных финно-угорских племен.

Государство Волжская Булгария было основано булгарами, пришед­шими в Среднее Поволжье около VII века. Столица - город Булгар - являлась крупным торговым пунктом, связанным с Русью, северными племенами, южными и восточными кочевниками. Прочные связи у булгар установились со Средней Азией, которые укрепились после принятия ими в 922 году ислама.

Волжская Булгария была многонациональным государством. Булгары и финно-угры чересполосно занимали одни и те же районы, частично ассими­лируясь, причем взаимно. Современное чересполосное сосуществование марийцев, мордвы, чувашей, татар уходит корнями в то далекое время. Численно булгары преобладали. Это государство шло в рост до тех пор, пока в 1236 году не подверглось разгрому со стороны монголо-татар. После этого название «булгары» в Поволжье стало постепенно исчезать в условиях ассимиляции. Но не исчез народ, когда-то носивший это имя; потомками волжских булгар являются чуваши и казан­ские татары. Булгарский элемент заметен в процессе формирования башкир, марийцев, удмуртов.

Печенеги появились в Днепровско-Донском междуречье в IX веке. Они воевали с мадьярами, хазарами и Русью. Первое столкновение русских с печенегами было в 915 году, после чего был заключен мир. В 944 году князь Игорь привлек печенегов к совместному походу на Византию. Воевать с печенегами было трудно: они были необычайно подвижны и практически неуловимы. Со своей стороны, печенеги легко поднимались в походы против любой страны. Чаще всего их использовали византийцы, хотя и им печенеги нередко досаждали. По некоторым данным, печенеги участвовали в походе Святослава на Хазарию. Но уже через 3 года после этого византийцам удалось стравить печенегов с русскими. Затяжной конфликт привел к окружению печенегами отряда Святослава на днепровских порогах в 971 году. Святослав был убит.

После этого наступление печенегов на Русь усилилось, началась изнурительная борьба. Печенеги вмешивались в княжеские междоусобицы. Это длилось до 1019 года, когда Ярослав Мудрый нанес им серьезное поражение. Напор печенегов после этого ослабел. В 1036 году Ярослав повторил успех у стен Киева, фактически уничтожив печенежскую опасность. Вместе с тюрками и берендеями печенеги стали вассалами Руси. В середине XII века эти три этноса объединились в союз, получивший в русской летописи имя Черных Клобуков. Монголо-татарское нашествие привело к полной потере их самостоятельного значения и поглощению другими народами. Гагаузы (современная народность) являются потомками печенегов.

Половцы в XI веке пришли из степей Прииртышья и Восточного Казахстана к берегам Среднего и Нижнего Донца. Весь XI век половцы осваивали степь, за­хватывая новые земли и переходя с места на место, узнавая наиболее удобные стойбища, рыбные и охотничьи промыслы, водные и сухопутные пути торговых караванов, от которых получали немалые пошлины.

Свое имя половцы получили от русских, которые называли их так за светлые волосы и голубые глаза (от слова «полова» - солома). Это не соответствует сегодняшним нашим представлениям о половцах как о людях низкого роста, с черными волосами и с большими скулами. У половцев существовал выраженный культ рода. Умершим родичам на могилы они ставили стелообразные каменные скульптуры. Десятки тысяч статуй стояли на курганах и майданах, на перекрестках дорог и берегах рек.

К середине XII века ареал (среда обитания) половецких кочевий простирался от Днепра до Волги. Половцы представляли собой к тому времени военно-политиче­скую силу, с которой считались и Русь, и Византия. Русским приходилось много воевать с ними. В начале XII века сокрушительное поражение им нанес Владимир Мономах. Разрозненные половцы отступили за Волгу и за Урал, часть их ушла в Закавказье, где поступила на военную службу к грузинскому царю Давиду Строителю, еще одна часть откочевала в Приднестровье. Два половецких хана - Боняк и Тукорган - объединили приднепровские орды, продолжая набеги на Русь. Эти ханы вошли в русский фольклор как заклятые враги, получив в сказаниях и былинах имена Буняки Шелудивого и Тугарина Змеевича.

Первыми в Европе, испытавшими силу удара монголо-татар, были донские половцы, возглавляемые Юрием Кончаковичем. В битве на Калке в 1223 году они потерпели разгромное поражение. Не помогла и помощь русских дружин. Уцелевшие роды ушли на Дунай под покровительство Венгерского королевства и в Египет для службы в гвардии султана. Оставшиеся половцы были переселены завоевателями в Поволжье и включены в Золотую Орду, где смешивались с монголами и родственными тюркскими племенами. Имя половцев исчезло, но их потомки живы в составе казахского, башкирского и других народов.

Финно-угорские народы. «Повесть временн‹х лет» перечисляла народы, которые отдавали дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, норова, либь. Никоновская летопись прибавляла к числу данников Руси мещеру. Все эти народы поддерживали активные хозяйственные связи со славянами, часто вступали в военно-политические союзы. Шли процессы культурно-бытового заимствования, заключались смешанные браки. Некоторые фин­ские (меря, мещера, мурома) и балтские (голядь) народы полностью растворились в славянском этническом массиве. М.Н. Покровский считал: «В жилах великороссов течет 80% фин­ской крови». Шел процесс образования нового этноса, впоследствии получившего название «русский». В.О. Ключевский утверждает, что ассимиляция шла мирно. Волны славян -переселенцев перекатывались через финно-угорские поселения, оставляя рядом с ними славянские деревни, села, хутора. Смешанные браки сопровождались переходом целых родов у мерян, мещеры, муромы на единый язык. Большинство финно-угров крестились по православному обряду, брали русские имена и фамилии. В карельских рунах русские назывались братьями. Финно-угры участвовали в русских военных походах в Византию, в Швецию, в битвах против тевтонских и ливонских рыцарей. Немало финнов находилось
в ближайшем окружении киевского князя и местных князей.

Финно-угорское влияние отчетливо просматривается в российской географической топонимике (Москва, Ока, Сылва, Протва, Сосьва, Лозьва, Муром, Весьегонск и т.п.), в великорусском антропологическом типе, в говоре великороссов, в русской мифологии (водяные, лешие, русалки - калька с финских представлений), в характере хозяйственных промыслов русских, их быту (парная баня, печи-каменки и т.д.).

Славяне: теории происхождения и расселения

История славян уходит в глубину времен, и первые сведения о них зафиксированы в древнейших письменных источниках. Все они с привязкой к определенной территории фиксируют славян лишь с середины I тысячелетия н. э. (чаще всего с VI века), то есть тогда, когда они выступают на исторической арене Европы как многочисленная этническая общность.

Античные авторы знали славян под различными именами: венеды, анты, склавины; но, прежде всего, под именем венедов. Впервые это название встречается в Естественной истории Плиния (середина I века н. э.). Плиний называет венедов в числе народов, соседствующих с группой германских племен - ингевонами: «земли до реки Вистулы обитаемы сарматами, венедами, скифами, гиррами». Скорее всего, это были области в бассейне реки Вислы и, может быть, более восточные земли.

К концу I века н. э. относятся сообщения о венедах Корнелия Тацита. Тацит указывает, что венеды жили между народами певкинов (северная часть Нижнего Подунавья) и феннов, занимавших территорию лесной полосы Восточной Европы от Прибалтики до Урала. Точное место локализации венедов указать невозможно. Трудно сказать к тому же, были ли венеды времен Тацита славянами. Существует предположение, что венеды в то время ассимилировались славянами и получили их имя. И если о венедах Тацита можно спорить, то венеды уже более поздних авторов - это несомненно славяне.

Более точны сведения о славянах середины I тысячелетия н. э. Теперь славяне называются своим именем - словены. Византийские авторы описывают в основном славян Подунавья и Балканского полуострова. Византийскими авторами сообщаются сведения о разных сторонах жизни и быта славян.

Более существенные сведения имеются в труде готского епископа Иордана. По Иордану, венеды - суть славяне. Из его труда видно, что в VI ве­ке славяне заселяли широкую полосу, простиравшуюся от Среднего Придунавья до Нижнего Днепра.

Информацию о восточных славянах дают нам не только византийские авторы, содержится она и в описаниях крупнейших арабских географов 2-й половины IX-X вв. О славянах имеются и полулегендар­ные сведения в скандинавских сагах, во франкском эпосе, германских сказаниях.

Места проживания древних славян, получившие название «прароди­ны», определяются неоднозначно.

Первым, кто попытался ответить на вопросы: откуда, как и когда появились славяне, был летописец Нестор - автор «Повести временн‹х лет». Он определил территорию славян по нижнему течению Дуная и Паннонию. С Дуная начался процесс расселения славян, то есть речь идет об их миграции. Киевский летописец явился родоначальником миграционной теории происхождения славян, известной как «дунайская», или «балкан­ская». Дунайскую «прародину» славян признавали С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др. По мнению В.О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Именно здесь, по мнению историка, образовался обширный военный союз во главе с дулебо-волынянами. Отсюда восточные славяне расселились на восток и северо-восток до Ильмень-озера в VII-VIII вв.

К эпохе средневековья восходит зарождение еще одной миграционной теории происхождения славян - «скифо-сарматской». Впервые она зафикси­ро­вана Бавар­ской хроникой XIII века, а позднее воспринята многими западно-европейскими авторами. Согласно их представлениям, предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксоланы». Постепенно славяне из Северного Причерноморья рассеялись на запад и юго-запад.

Третий вариант, близкий к скифо-сарматской теории, предложил академик А.И. Соболевский. По его мнению, названия рек, озер, гор в пределах расположения древних поселений славян якобы показывают, что они получили эти названия от другого народа, который был здесь ранее. Такой предшественницей славян, по предположению Соболевского, была группа племен иранского происхождения (скифского корня). Позже эта группа ассимилировалась (растворилась) с жившими далее к северу предками славяно-балтийцев и дала начало славянам где-то на берегах Балтийского моря, откуда славяне и расселились.

Четвертый вариант миграционной теории дал академик А.А. Шах­ма­тов. По его мнению, первой прародиной славян был бассейн Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда славяне, приняв имя венедов (от кельтов), продвинулись на Нижнюю Вислу, откуда только что перед ними ушли в Причерноморье готы (рубеж II-III вв.). Следовательно, здесь (Нижняя Висла), по мнению А.А. Шах­матова, была вторая прародина славян. Когда готы ушли из Причерноморья, то часть славян, а именно восточная и южная их ветви, двинулась на восток и на юг в Причерноморье и образовала здесь племена южных и восточных славян. А значит, следуя этой «прибалтийской» теории, славяне явились пришлыми на землю, на которой они затем создали свои государства.

Существует ряд других теорий миграционного происхождения славян и их «прародины» - это и «азиатская», выводившая славян с территории Средней Азии, где предполагалась общая для всех индоевропейцев «прародина», это и «среднеевропейская», по которой славяне и их предки оказывались пришельцами из Германии (Ютландии и Скандинавии), расселяясь отсюда по Европе и Азии, вплоть до Индии, - и ряд других теорий.

В противоположность миграционным теориям признается автохтонное - местное происхождение славян. Согласно автохтонной теории, славянство образовалось на обширной территории, в состав которой вошла не только территория современной Польши, но также значительная часть современной Украины и Белоруссии.

Автохтонная теория отмечает сложность процесса образования славян. Первоначально складывались мелкие отдельные разрозненные древнейшие народы на определенной обширной территории, которые затем образовались в более крупные и, наконец, в исторически известные народы. Выделяются протославянский, пра­славянский и собственно славянский периоды.

Предки протославян в результате своего культурного сближения дали славянство. Этот процесс археологами прослежи­вается до н. э. с III тысячелетия до I.

Праславянский период начинается с конца I тысячелетия до н.э. Устанавливается культурная, а также и языковая общность. Значительная часть праславян была включена в орбиту скифского влияния. В VI-VII вв. завершается период праславянской истории. Расселе­ние славян на обширнейших пространствах, их активное взаимо­действие с иными народами привели к культурной дифференциации славянского мира и членению единого языка на отдельные славянские языки.

В VIII-IX вв. наступает период собственно славянской истории, формирование союзов, образование государств. Происходит скла­ды­ва­ние современных славянских народов.

Таким образом, важнейшим историческим фактом является наличие в I тысячелетии н.э. на территории Восточной Европы славян.

Великое переселение народов: исторические факты

Первые века нашей эры стали временем массовых миграций на территории Европы и Азии, получивших название Великого переселения народов. Для обозначения этого явления порой пользуются термином «этническая революция». Он призван подчеркнуть масштаб миграционных процессов в I тысячелетии и их роль в изменении этнополитической карты Европы и Азии. В ходе глобальных перемещений людей стирались и изменялись границы традиционного расселения, смешивались разные этнические компоненты, создавались новые народы.

Первая волна Великого переселения была связана с германцами. Во II-III вв. через Восточно-Европейскую равнину, с севера на юг - из районов Сканди­навии и Прибалтики в Крым, на Балканы и оттуда в Южную Азию - двинулись германские племена готов. У Иордана есть упоминание о мордве, мери, веси, эстах и об онежской чуди, которые вошли в состав готского царства, созданного вождем готов Германарихом.

Под напором гуннов и славян в V веке готы были вытеснены из Причерноморья на запад, приведя в движение другие германские племена, граничившие с Римской империей.

В VI-VIII веках политическими лидерами на Евразийском континенте ста­ли тюркские племена - авары, хазары, булгары. Тюрки выделялись в азиат­­ских миграциях - особенно при заселении Сибири: кыргызы, уйгуры и др.

К последним миграционным волнам Великого переселения относятся арабские завоевания, начавшиеся в VII веке и охватившие Аравию, Западную и Среднюю Азию, Закавказье, Северную Африку. С эпохой Великого переселения совпало несколько этапов еврейской миграции с Ближнего Востока. Рассеивание евреев началось еще до новой эры в связи с вавилонскими, македонскими, римскими завоеваниями. Походы арабов вызвали еще несколько волн исхода евреев с их прародины.

К концу VIII века относятся первые экспедиции норманнов как в Западную, так и в Восточную Европу.

В IX веке в южно-русские степи ворвались печенеги, а в XI веке - половцы. В это же время (в конце IX века) далекий переход мадьяр (угро-финское племя, родственное ханты-манси) с Южного Урала в Европу завершился заселением ими Паннонии, где они ассимилировали местных славян.

Таким образом, Великое переселение народов в I тысячелетии н.э. изме­нило этнополитическую панораму Европы и Азии, положило начало современным народам и государствам.