Судьба героев в эпилоге преступление и наказание. Гдз, сочинения, биографии. Теория в "Преступлении и наказании" из уст героя

Это урок-беседа, урок-размышление, который поможет осмыслить роль эпилога в романе, ответить на вопросы: как Раскольников обретает в себе человека; как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь; кто ему помогает на тернистом пути к Богу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сегодня у нас заключительный урок по творчеству Ф.М.Достоевского. Его тема:

«Их воскресила любовь…»

(Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе)

(Работаем, как обычно: в тетрадь записываем эпиграфы, важные цитаты, фиксируем интересные мысли. К концу урока готовимся сделать выводы из того, о чем мы с вами сегодня говорили и для работы над какими темами сочинений по роману мы используем этот материал)

Так совпало, что этот урок у нас проходит на Пасхальной неделе, и воскрешение человека в Раскольникове происходит на «второй неделе после Святой».

В эпилоге мы читаем: «Шла уже вторая неделя после Святой; стояли теплые, ясные весенние дни(…) Раскольников вышел из сарая на самый берег, сел на складенные у сарая бревна и стал глядеть на широкую и пустынную реку (…)Вдруг подле него очутилась Соня. (…) Они были одни, их никто не видел.(…) Как это случилось. Он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватила его и как бы бросило к ее ногам. (…)…в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье: она поняла и для нее уже не было сомнения. Что он любит, что он бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута…(…) Они оба были бледны и худы; но в этих худых и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».

Впереди у них еще трудный путь, «новая жизнь не даром же ему достается. Что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом…» Но главное для героев случилось. Раскольников достает из-под подушки Евангелие, то самое, Елизаветино, которое принесла ему Соня. Оно полтора года пролежало там, а Раскольников ни разу не открыл.

Цель урока – осмыслить роль эпилога в романе, ответить на вопросы: как Раскольников обретает в себе человека; как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь; кто ему помогает на тернистом пути к Богу.

Урок сложный, проблемы философские. Урок-беседа, урок-размышление. Приглашаю всех присутствующих тоже принять живое участие в нашем уроке.

(Мы все по-разному можем относиться к понятию веры, религии, но мы сегодня на уроке говорим о Достоевском, самом ярком выразителе христианства в литературе, о глубоко верующем человеке. Мы знаем, насколько сложна была жизнь писателя, и от всех отчаянных поступков его спасала религия. Единственная книга, которую было разрешено читать на каторге, - это Евангелие. Христианство оставило глубокий след в русской культуре, литературе. С этим бессмысленно спорить. Оно дало не только письменность, но и словесность. Первые книги – псалтыри. По ним учились не только читать, они прививали нравственные ценности. Через всю русскую литературу осью проходит христианская тема.)

Итак, вернемся к роману.

Почему Федор Михайлович определяет именно такие временнее рамки для эпилога романа?

« Пасха новозаветная высочайший и вместе с тем древнейший христианский праздник – Воскресение Христово. В событиях крестной смерти и воскресения Господа из мертвых заключается основание и средоточие всего христианства. Во всех песнях святой Пасхи повторяется одна радостная преславная песнь о воскресшем Христе и о победе Его над адом и смертью и нашем избавлении чрез Него от греха… В течение семи дней праздника целодневный красный колокольный звон завершает церковное торжество Пасхи» .

« Библейская энциклопедия » (554 – 555 с.).

От какого же греха избавляется Родион Раскольников?

Что же сделал с собою Раскольников, совершив этот грех? (« Что вы это над собой сделали?» - Соня Мармеладова)

Раскольников. Обратите внимание на семантику слова. Как вы думаете, с каким значением связано это слово?

Расколоть – 2. Расчленить, нарушить единство, внеся разногласия в какую-нибудь среду.

Колоть – 1. Касаться чем-нибудь острым, причиняя боль. 2) Ранить или убивать чем-нибудь острым.

(Толковый словарь. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова)

Дьявол – гр. «раздвоение»;

Грех – гр. «повреждение души».

Из того, о чем мы уже говорили на уроке, и, опираясь на толкование этих слов, какой вывод можно сделать?

(Вспомните, как и чем убивает Раскольников, – обухом, острие направлено против себя.)

Эпиграф:

Путь к свету лежит через тьму. Величие Достоевского было в том, что он показал, как во тьме возгорается свет. Н.А.Бердяев

Подчеркните ключевые слова, объясните свой выбор. Как они связаны с темой нашего урока?

Какой свет возгорается в этом произведении? (Божий)

Об этом и пойдет речь сегодня на нашем уроке.

В каких эпизодах романа появляется свет? Процитируйте.

«Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедших за чтением вечной книги». (4-4)

«…и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему вдруг поступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего».

С каким образом романа связано это появление света?

Где же чудо, которое может спасти Раскольникова?

Найдите описание Сонечки (с.111, 2-7; 3-4;)

Какие эпитеты использует автор для создания образа Сонечки? Выпишите на доску. (скромная, глаза ясные, голубые, девочка,ребенок, худенькая, маленькая, прозрачная, кроткие голубые глаза, «юродивая»,болезненная, вечная).

Кроткий – незлобивый, незлобный, безгневный, ангелоподобный, покорный, всепрощающий, безобидный.

Словарь синонимов (с. 162).

Юродивый – 1. Чудаковатый. Помешанный (разг.)

2. Безумец обладающий даром прорицания.

(Толковый словарь. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова)

«.. приниженное существо до того уж принижено».

«Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!»

«Лизавета! Соня! Бедные, кроткие, с глазами кроткими… Милые!.. Зачем они не плачут? Зачем они не стонут?.. Они все отдают… глядят кротко и тихо… Соня, Соня! Тихая Соня!..»

Как же такой слабый человек может спасти другого?

Где мы видим Сонечку сильной? (Чтение про воскрешение Лазаря) с. 199 (4-4) Зачитайте.

В чем же ее сила?

Почему Раскольников идет к Сонечке (он еще не понимает, в чем ее сила), ведь она, по его теории, «тварь дрожащая»? Найдите доказательства своего ответа в тексте.

(1) она « тоже переступила » (а Свидригайлов?);

Значит, они одинаковые?

Докажите примерами из текста.(4-4.5-4)

«Что ж бы я без Бога-то была?»

«Это человек-то вошь!»

«От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!»

«Убивать? Убивать-то право имеете?»

«Встань! Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда Бог опять тебе жизни пошлет».

«Страдание принять и искупить себя им».

«А жить-то, жить-то как будешь? Жить-то с чем будешь?»

Дуня: «К ней, к Соне, к первой пришел он со своею исповедью; в ней искал он человека, когда ему понадобился человек…»

Итак, человека спасает человек. А когда один человек становится спасением для другого?

« Каждая встреча может быть во спасение или нет и тому и другому . Причём встречи бывают разные: поверхностные, глубокие, истинные, ложные, во спасение, не во спасение, но все они начинаются с того, что человек, у которого есть сознание евангельское или просто острое, живое человеческое сознание, должен научиться видеть, что другой существует.

Надо в себе развить способность каждого человека, кого встречаешь, встретить, каждого человека увидеть, каждого человека услышать. А значит, полюбить. Любить – значит перестать в себе самом видеть центр и цель существования . Любить – значит увидеть другого человека и сказать: «Для меня он драгоценнее меня самого… К тому и должны вести все наши встречи…».

Антоний Сурожский. Из книги « О встрече»

Раскольников нашел, к кому можно пойти, кто его встретит, увидит, услышит, полюбит. (Многие герои произносили слова: «…когда пойти некуда» )

Какую вечную книгу, какой эпизод из нее читают герои? Почему воскресение Лазаря? (надежда на чудо собственного нравственного спасения) (4-4)

Эпиграфы:

Единственный суд – моя совесть, то есть сидящий во мне Бог. Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного. Ф.М.Достоевский

Обрести Христа – значит обрести собственную душу. Ф.М.Достоевский

Подчеркните ключевые слова.

Как вы понимаете эти эпиграфы? Свяжите их с произведением.

Обращаясь к Евангелию, Раскольников пытается избавиться от «ужаса», он уже заблудился, но пока не до «самого безнравственного». Вспомните Свидригайлова. В нем не было Бога, да и совести. Что-то, похожее на совесть, стало пробиваться в нем в конце жизни, но было уже поздно. Он заблудился до «самого безнравственного». У Раскольникова еще есть шанс. Почему мы считаем, что Раскольников может спастись?

Что же привело Раскольникова к греху? (Поставил себя над людьми, попытался отнести себя к «избранным»). Он понимает, что это великий грех? Раскольников считает, что его идея верна. И история это подтверждает. Мучается же он от того, что « не вынес своего шага », и поэтому « Я не имел права разрешить себе этот шаг».

Как к нему относятся каторжане? Зачитайте выдержки из текста.

«Его же самого не любили и избегали все», «Ты безбожник! Ты в Бога не веруешь!»,

А как они относятся к Соне?

«…все снимали шапки, все кланялись: «Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная. Болезная!»

Как вы понимаете слово « болезная »? (Взявшая чужую боль на себя).

В отличие от Раскольникова, который употребляет в основном одно местоимение Я, т.к. видит в себе центр и цель существования, Соня – они, она, ты …. («А с ними-то что будет…»,)

О какой же любви идет речь в романе? Какая это любовь?

Это та любовь, о которой сказано в Библии, в Новом завете:

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится…

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

Новый Завет. 1 Послание кор. 13.4 – 8,13.

И мы опять возвращаемся к теории Раскольникова. До последних страниц герой верен своим идеям, сложно Сонечке спасти его душу, медленно, очень медленно происходит воскресение Раскольникова.

Какой эпизод романа подтверждает бесчеловечность этой идей, подтачивает убеждения Раскольникова?(СОН) Выразительно прочитайте.

Кто такие или что такое трихины?

Какие мысли у вас возникли?

Послушайте стихотворение поэта 20 века.

О чем это стихотворение?

Какие цитаты из Достоевского в нем использованы?

1917г М. А Волошин

Трихины

«Появились новые трихины…»

Ф.Достоевский

Исполнилось пророчество: трихины

В тела и дух вселяются людей.

И каждый мнит, что нет его правей.

Ремесла, земледелия, машины

Оставлены. Народы, племена

Безумствуют, кричат, идут полками,

Но армии себя терзают сами,

Казнят и жгут: мор, голод и война.

Ваятель душ, воззвавший к жизни племя

Страстных глубин, провидел наше время:

Пророчественною тоской объят,

Ты говорил, томимый нашей жаждой,

Что мир спасется красотой, что каждый

За всех, во всем, пред всеми виноват.

У Гитлера в кабинете на столе стоял портрет Достоевского. Почему? Гитлер не увидел самого главного – к чему приводит такая теория. Чем закончил Гитлер, вы знаете. Гитлер опирался на теорию философа Ницше, разделившего человечество на людей высшей расы (истинные арийцы) и всех остальных. Ницше закончил свою жизнь в сумасшедшем доме, забыв даже свое имя.

Актуально ли то, о чем говорит Достоевский в наше время?

К сожалению, история, как видим, людей не учит. По-прежнему люди, «зараженные трихинами», ставят себя наравне с Богом, считая, что им, «избранным», позволено решать судьбы людей, решать, кому жить, а кому умирать.

Ч.Айтматов: «В сегодняшнем мире… тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечеству и гуманизму».

Любовь, самопожертвование Сонечки спасли Раскольникова, выжгли из его тела трихины. Человека спасает другой человек. Но много проблем в романе так и остаются нерешенными. Хватит ли на всех любви «вечной Сонечки»? Кто спасет погибающий от безумия мир? Всегда ли находит Бог человека и как быть, если человек не находит его? - эти философские вопросы Достоевский оставил решать нам.

Какие выводы мы сделаем из этого урока?

1. Человек неприкосновенен. Он носитель лика Божьего. И каким бы он ни был – это «божья тварь». Никому не дано право распоряжаться жизнью другого человека.

2. Человека спасает другой человек.

3. Это спасение происходит через любовь. Но эта любовь должна быть истинной, терпеливой, жертвенной («не вздохи на скамейке», «не любовь в горизонтальном положении»).

При работе над какими темами сочинений вы можете использовать материал этого урока?

(Темы сочинений предложены учащимся на первом уроке по изучению творчества Ф.М.Достоевского)

  1. «Их воскресила любовь»
  2. Христианские образы и мотивы в художественном мире романа
  3. Теория идеи Раскольникова и ее крах
  4. Образ Петербурга в романе
  5. Автор и герой в романе
  6. Судьбы униженных и оскорбленных на страницах романа
  7. Как развенчивается в романе теория Раскольникова
  8. Социальные и философские истоки теорий Раскольникова
  9. Раскольников и Свидригайлов. Сравнительная характеристика
  10. О чем меня заставил задуматься роман Достоевского «Преступление и наказание»
  11. «Правда» Сони Мармеладовой
  12. О каком наказании идет речь в романе?
  13. Смысл названия романа «Преступление и наказание»

Использованная литература:

1. Н.В.Егорова. И.В.Золотарева. Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. М., «ВАКО», 2007.

2. Лекция «Поэтика художественного текста». Доцент кафедры культуро-гуманитарного образования ПАПО Граблина Н.В., г. Москва

« Всякий человек друг другу есть ближний : разумный - невежде, молодой и здоровый – старому, здоровый - немощному, сильный - беззаступному, свободный -заключенному в темнице, имеющий дом - странному должен быть».

«Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» (с. 480)

«… взглянуть в этот день на человека, как на лучшую свою драгоценность, - так обнять и прижать его к себе, как наироднейшего своего брата , так ему обрадоваться, как бы своему наилучшему другу , с которым несколько лет не видались и который вдруг неожиданно к нам приехал … День этот есть тот святой день, в который празднуется святое, небесное своё братство всё человечество до единого, не исключив из него ни одного человека». Н.В.Гоголь Из статьи «Светлое Воскресение»

« В истинно христианском браке любовь очищается, возвышается, укрепляется, одухотворяется. В помощь человеческой немощи благодать Божия подаёт силы к постепенному достижению такого идеального союза».

Феофан Затворник


Чтение романа Достоевского «Преступление и на-казание» — процесс очень напряженный, требующий постоянной работы мысли. По мере развития событий повествование о судьбе студента Родиона Раскольни-кова обретает философский смысл. Описание миро-ощущения человека, совершившего преступление, раскрытие глубин его подсознания, переплетение жизненного пути Раскольникова с судьбами других людей — все это заставляет читать книгу на одном ды-хании. Однако, после того как Порфирий окончатель-но «уличает» Раскольникова и тот признается в убий-стве, жгучий интерес к роману как-то теряется, и эпи-лог прочитывается по инерции, второпях. Но если остановиться и вдуматься, понимаешь, что без эпило-га роман до конца непознаваем, и даже может быть понят искаженно.

Признание Раскольникова в полицейской конто-ре — это далеко еще не «чистосердечное раскаяние». Его признание, прежде всего, основано на физиче-ской невозможности вынести внутреннюю борьбу, на предельном истощении всех сил, а еще «из выгоды, как предлагал этот... Порфирий». Это похоже на но-вое преступление: Раскольников раскаялся в том, что признался. Пропасть между ним и другими людьми расширилась и сделалась непроходимой: «Его даже стали под конец ненавидеть — почему? Он не знал этого».

Казалось бы, именно преступление и должно было сблизить его с остальными преступниками. В дейст-вительности получилось наоборот. Каторжные нена-видят его, но не только и не столько за безбожие. Они, не читавшие, разумеется, его статьи и не знавшие его теории о «двух разрядах», — инстинктивно чувство-вали, что себя-то он и на каторге относит к «высшему» разряду, а их, в том числе и Соню, к низшему. За это и убить хотели.

Но все изменилось, когда он молча отрекся от сво-ей «проклятой мечты», когда Соня «поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее... Их воскресила любовь, сердце одного за-ключало бесконечные источники жизни для сердца другого...».

Весь роман перенасыщен шумом. Гудящие улицы, скандал на поминках, сумасшедшая Катерина Ива-новна в толпе, истошные, оглушительные крики Раскольникова, даже тогда, когда он не говорит, а лишь думает про себя. Кроме того, сны с гулом споров, с рез-ней, с пожаром, набатом. И вдруг на последней стра-нице абсолютно молчаливая сцена: «что-то как бы подхватило» Раскольникова и бросило к ногам Сони. «Они хотели было говорить, но не могли».

Молчаливое коленопреклонение Раскольникова заставляет вспомнить пушкинского «Пророка»: И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый...

Это уже не то коленопреклонение, когда Расколь-ников «дико» произнес: «Я не тебе поклонился, я все-му страданию человеческому поклонился». Соотнесе-ние этой фразы с законами раскольниковской «ариф-метики» может означать, что и Соню, подобно Лизавете или Миколке, можно принести в жертву «всему человечеству». Не так уж трудно воскликнуть «вечная Сонечка!», но намного труднее исключить ее из «низшего» разряда, и вообще отказаться от всяких разрядов. Прежнее коленопреклонение — это символ боли, замутненной «трихнинами». «Не тебе, а всему страданию...» — слова эти произносил язык еще «грешный», «празднословный» и «лукавый». Но в молчаливом финальном коленопреклонении звучит уже совсем другой мотив. «В этот день ему даже пока-залось, что как будто все каторжные, бывшие враги его, уже глядели на него иначе,., отвечали ласково».

Все исступленные речи Раскольникова разбивают-ся о слова тихой и непреклонной Сони: «Это чело-век-то вошь!.. Убивать то право имеете?». Она не спо-рит с ним, не разоблачает его. она просто его не пони-мает. И это непонимание оказывается сильнее всякой «казуистики».

Не случайно в утро воскрешения Раскольникова зву-чит и тема солнца — возникает образ «облитой солнцем необозримой степи». Ведь в начале романа Раскольни-ков, готовый «переступить черту», думает: неужели и тогда солнце будет светить? Земной мир без солнца для него все-таки немыслим. Но после совершенного убий-ства солнце, как ни палит, а как будто погасло, как буд-то все, что потом происходит с Раскольниковым, проис-ходит в тумане, в кромешной тьме. И Порфирий гово-рит Родиону: «Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем».

«Но тут уже начинается новая история, история постепенного обновления человека, история посте-пенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе со-вершенно неведомою действительностью...», — эта за-ключительная фраза оставляет финал открытым, да-вая шанс на спасение души как Раскольникову, так и ему подобным.

На уроке-практикуме можно обсудить с учащимися ключевые проблемы эпилога романа.

Примерный план анализа эпизода

Эпизод как самостоятельный структурный элемент, законченное целое

Эпизод как часть произведения, звено в общей цепи событий

1. Сюжет эпизода

1. Место эпизода в сюжете и композиции произведения

2. Речевой строй эпизода

2. Герои эпизода в системе образов произведения
Диалог Повествование Описание
основной конфликт события и их динамика что и как описано (портрет, пейзаж, интерьер)
речевые характеристики герои, их поступки чьими глазами дано описание
авторские ремарки взаимосвязь героев и событий; причинно-следственные связи способы описания состояния
подтекст пространственно-временные связи роль художественных деталей

3. Функция эпизода: характерологическая, психологическая, оценочная

3. Отражение в эпизоде особенностей жанра, творческого метода, литературного направления

4. Роль изобразительно-выразительных средств в эпизоде

4. Связь проблемы эпизода с общей проблематикой произведения

5. Эмоциональный пафос эпизода

5. Конфликт эпизода в связи со спецификой конфликта всего произведения

6. Мастерство писателя, особенности писательского стиля

6. Развитие в эпизоде темы и идеи произведения. Выражение позиции автора, его идейно-эстетических взглядов

Место эпизода в контексте творчества писателя

Место эпизода в русской и мировой литературе и культуре

Для обсуждения ключевых проблем эпилога классу предлагается система вопросов.

Основные вопросы урока

1. Почему так тяжело переносил каторгу Раскольников?

2. В чем выражалась его болезнь?

3. Как объяснить его отношение к Соне? Почему он мучил ее?

4. Как складываются его отношения с окружающими?

5. Почему он отделен от мира, кто в этом виноват?

6. Что для него страшнее каторги?

7. Почему он не раскаялся в своем преступлении?

8. Почему каторжники полюбили Соню?

9. Какую роль в возрождении Раскольникова сыграли болезнь и сон, приснившийся ему во время болезни?

10. Что помогло возродиться Раскольникову?

11. Как Раскольников помог Соне?

Итог урока. Роль эпилога очень важна в романе, так как это истинное раскаяние Раскольникова, отказ от своей теории. Это воплощение Достоевским библейской темы смирения - «Смирись, гордый человек!». Это воплощение главной идеи романа - только любовь к ближнему способна победить зло.

Уроки 137-138. «Общий дух романа... - это тайна автора »

Мастерство Ф. М. Достоевского в романе «Преступление и наказание». Полифонизм романа. Оценка романа в статье Н. Н. Страхова «Ф. М. Достоевский. „Преступление и наказание“». Подготовка к домашнему сочинению.

На сдвоенном уроке целесообразно организовать семинарское занятие, на котором будут рассмотрены следующие проблемы:

1. Споры вокруг романа «Преступление и наказание».

2. Оценка романа в статье Н. Н. Страхова «Ф. М. Достоевский. „Преступление и наказание“».

3. Мастерство Ф. М. Достоевского в романе «Преступление и наказание».

4. Полифонизм романа.

Для подготовки к семинару учащимся в качестве опережающего домашнего задания предлагаются блоки вопросов.

Споры вокруг романа «Преступление и наказание»

Почему разгорелись споры вокруг романа «Преступление и наказание»?

Как повлияло время написания романа на такое отношение к нему?

Какие точки зрения высказывались, как в них оценивался роман?

Что не устраивало в героях романа и его проблемах революционных демократов, что не нравилось сторонникам либеральных взглядов?

Какие позиции ближе всего вам?

Выводы. Роман «Преступление и наказание» появился в печати в 1866 г. Это был год выстрела Д. Каракозова в Александра II. Следствием террора стало ужесточение правительственной политики, начались аресты, преследования писателей и журналов, усилились цензурные требования. В частности, в 1866 г. были закрыты журналы «Современник» и «Русское слово». Главным в России этого периода был вопрос о возможных путях развития, каждый предлагал свой: и западники, и славянофилы, и либералы, и революционные демократы, и многие другие. В основе всех направлений лежали идеи, людьми двигали идеи, поэтому Достоевский и поднимает вопрос об идее, подчинившей себе человека.

Роман и его герои оценивались по-разному. Сторонники революционных преобразований отказывались от Раскольникова. Д. И. Писарев в статье «Борьба за жизнь», рассматривая героя с материалистических позиций, писал: «Теория Раскольникова не имеет ничего общего с теми идеями, из которых складывается миросозерцание современно развитых людей». Противники нигилистических взглядов, например Н. Н. Страхов, видят в Раскольникове страдающего человека. В. В. Розанов оценивает роман и героев с философско-религиозных позиций.

Споры вокруг романа «Преступление и наказание», продолжающиеся до сих пор, свидетельствуют о его сложности и неоднозначности.

2. Оценка романа в статье Н. Н. Страхова «Ф. М. Достоевский. „Преступление и наказание“».

Как вы понимаете слова Н. Н. Страхова: «Это не смех над молодым поколением, не укоры и обвинения, это - плач над ним»?

Почему так часто в статье встречается слово «несчастный», в чем, по мнению Страхова, заключается несчастье Раскольникова? Прокомментируйте такие слова: «Несчастный убийца-теоретик, этот честный убийца... выходит тысячекратно несчастнее простых убийц».

Называя идейного преступника нигилистом, тем самым связывая его с тургеневским Базаровым, автор видит различия этих двух героев. В чем оно?

Как оценивается в статье гуманизм Достоевского? Прокомментируйте фразу из статьи: «...представил нам человека в самом убийце, как умел отыскать людей и во всех блудницах, пьяницах и других жалких лицах».

Подтвердите фактами из романа правильность утверждения Страхова: «Показать, как в душе человека борется жизнь и теория, показать эту схватку на том случае, где она доходит до высшей степени силы, и показать, что победа осталась за жизнью, - такова была задача романа».

Как показано противостояние человека, исполненного жажды жизни, и среды, «в которой все помутилось»?

Какую роль в поступках героя играет теория? Как связывается она с убийством?

Что такое «взгляды просвещенного деспотизма»?

Как в статье трактуется идея «горя от ума»?

Почему Страхов называет Раскольникова «истинно русским человеком», говоря о его преступлении?

Выводы. Критик Страхов в романе «Преступление и наказание» отмечает сострадание автора своему герою, так как тот несчастен. «Я себя убил» - приводятся в статье слова Раскольникова. Сам убийца, по мнению автора статьи, страдает от содеянного. Гуманизм Достоевского в том, что он видит человека в преступнике и глубоко переживает за него. В статье обвиняется среда, способствующая рождению безумной теории, которая затем подталкивает к убийству, и люди, разрешающие себе все средства, считая своей целью благо человечества. Страхов так определил основную тему романа «Преступление и наказание»: «Глубочайшее извращение нравственного понимания и затем возвращение души к истинно человеческим чувствам и понятиям».

Эпилог романа «Преступление и наказание» Достоевского занимает особое место в произведении. Он пронизан светом духовности и надежды на прекрасное будущее. В эпилоге Достоевский рассказывает о том, как в дальнейшем сложилась жизнь героев романа, и вместе с тем дает надежду для всех живущих на земле людей на искупление грехов.

Раскольников получил сравнительно небольшой срок за свое преступление, т.к. раскаялся в содеянном. Судьи посчитали смягчающими обстоятельствами и явку с повинной, и то, что он не воспользовался ценностями, похищенными у убитой. Когда-то он спас детей на пожаре, рискуя собственной жизнью, а еще ухаживал за больным отцом своего умершего друга. Преступление, по мнению судей, было совершено в состоянии «временного помешательства».

В результате Раскольников попадает на каторгу в Омский острог на восемь лет. Следом за ним едет Соня. Она любит его и хочет быть рядом. Зарабатывает шитьем и, чем может, помогает Раскольникову.

Он же – замкнут и неразговорчив. Не общается с сокамерниками, неохотно разговаривает с Соней, когда ей удается добиться свидания. Она сообщила ему о смерти матери, о замужестве младшей сестры Дуни, но даже эти события особо не взволновали его. Заключенные относятся к нему с неприязнью.

А вот Соню они полюбили. Это очень удивляет Раскольникова. И еще его удивляет, почему они так любят жизнь. Он же своей жизнью не дорожит и жалеет, что не покончил с собой, как хотел, а пошел в полицию и признался в убийстве. Раскольников болен. Он болен не от тягот тюремной жизни, а от крушения надежд на свою исключительность.

Он попадает в больницу. Соня каждый день приходит и молча стоит под окнами тюремной палаты, чтобы просто быть рядом. Однажды он увидел ее, и это поразило его. Что-то дрогнуло в его сердце. На следующий день он опять выглянул в окно, но девушки не было. Он забеспокоился. Несколько дней Соня не появлялась. Раскольников не на шутку испугался и пытался выяснить, что случилось, почему она не приходит. Наконец удалось узнать, что Соня больна, но болезнь неопасная, и девушка скоро поправится.

Когда Раскольников вновь увидел Соню, в нем произошел какой-то перелом. Он упал к ее ногам, стал целовать ее руки. Соня сначала сильно испугалась, а потом поняла, произошло наконец то, чего она так долго и терпеливо ждала. Очищение и раскаяние грешной души Родиона. И еще – что он любит ее.

Оба так счастливы, что их не пугает целых семь лет ожидания, пока наконец они смогут жить вместе.

Под действием окружающей обстановки и тихой, ненавязчивой любви Сони в душе Раскольникова происходят огромные изменения. У него появилась цель в жизни, он понял, как он ошибался, пытаясь добиться справедливости убийством никчемного, по его мнению, человека. Понял, что человеческая жизнь бесценна, и решил «бесконечной любовью искупить страдания» прекрасной девушки.

Терпение и милосердие, вера в Бога и любовь – вот главные ценности, которые помогают человеку перенести все невзгоды и страдания в жизни.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Юона Мартовское солнце 8 класс (описание)

    Март… Месяц года, когда зима потихоньку теряет свою власть, а весна вступает в законные права. Именно это время года изобразил известный русский художник Константин Юон на своём полотне «Мартовское солнце» в 1915 году.

  • Сочинение Что значит быть счастливым по рассказам Бунина, Чехова, Куприна

    Все люди ищут счастья, да не все находят. И не для всех оно одинаково. Для кого-то счастье – богатство, для кого-то счастье – здоровье. Для героев рассказов Куприна, Бунина и Чехова счастье в любви. Только понимают они счастье по-разному.

  • Сочинение Деньгами надо управлять, а не служить им

    Деньги – это эквивалент отработанного времени, плата за выполненный продукт. Когда-то в древности денег не было, существовал натуральный обмен. Потом люди поумнели и изобрели деньги.

  • Анализ сказки Пропала совесть Салтыкова-Щедрина сочинение
  • Сентиментализм в Путешествии из Петербурга с Москву Радищева

    Радищев, как и многие современные ему российские и зарубежные писатели, ориентировался на культуру восприятия своего времени, нравы современников. Это, естественно. Побудило его творить в стиле сентиментализм.


Эпилог романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» завершает идейное содержание произведения и является ключевым эпизодом в понимании цели его написания. Более того, именно в этой части романа окончательно разрешаются все проблемы, указанные автором еще в начальных главах.

В начале эпилога читатель узнаёт о полном и чистосердечном признании Раскольникова. Молодой человек не скрыл ни единой подробности совершения преступления, благодаря чему суд принял благосклонное решение - приговорил Родиона к восьмилетней ссылке на каторгу в Сибирь.

Мать Раскольникова, Пульхерия Александровна, после расставания с сыном заболела и, не выдержав разлуки и фактически лишившись цели в жизни, умерла. Незадолго до этого, Дуня вышла замуж за Разумихина. Молодожены всяческим образом содействовали смягчению наказания Раскольникова. Информацию о состоянии заключённого им передавала Соня. Девушка нашла работу в городе близ места ссылки Родиона. Однако все вышеперечисленные факты не играют роль в раскрытии проблем романа. Они служат лишь логическим завершением сюжетных линий произведения. А вот истинный смысл эпилога заложен в описании поведения Родиона Раскольникова, его внутренних переживаний и противоречий.

Стоит также обратить внимание на композиционную особенность эпилога. Он разделён на две главы. Первая, «поверхностная» служит лишь для рассказа дальнейших судеб главных героев, а вторая глава целиком посвящена Родиону Раскольникову, состоянию его внутреннего мира. Таким образом, Достоевский акцентирует внимание читателя на ключевой и важнейший эпизод всего произведения. И, безусловно, наиболее значимой деталью эпилога является сон Родиона Романовича о моровой язве. Невиданная болезнь поражает миллионы людей. У зараженного человека пропадает чувство самоконтроля, он становится сумасшедшим и уже не может в полной мере отвечать за свои действия. Человечество уничтожает само себя под влиянием «духов, одарённых умом и волей». Смысл этого сна становится ясен, если провести аналогию с теорией Раскольникова. «Необыкновенный» человек, способный и имеющий право убивать других ради якобы благих целей, утрачивает внутреннюю границу между добром и злом и, что еще страшнее, осознание ценности человеческой жизни. Сон о моровой язве дает понять его автору, что если подобные идеи начнут распространяться в обществе, это приведет только к негативным и разрушительным последствиям. Пребывая на каторге, Раскольников коренным образом пересматривать свое мировоззрение. Всё это время в душе молодого человека было противоречие: или его теория невозможна к применению на практике, или сам Родион не способен и не имеет право убивать. Однако сон Раскольникова и постоянное присутствие Сони, которая выступает неким «ориентиром» главного героя на пути к изменению, заставляет Родиона Романовича поверить в несостоятельность своей теории, невозможность ее осуществления. И уже на последних страницах романа читатель видит совсем другого человека. Родион смотрит на окружающий мир другими глазами. И, что еще важнее, начинает верить в Бога («Под подушкой его лежало Евангелие»). Именно религия была для Раскольникова, да и для всех людей той эпохи, единственным способом не потерять контроль над своим разумом в суровых условиях окружающего мира.

Таким образом, эпилог романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - это воскрешение главного героя, признание им отсутствия положительных последствий в убийстве других людей. Одновременно с этим, данный эпилог - это призыв автора населению Российской империи отречься от каких-либо похожих мыслей и идей, аргументируя это тем, что такие побуждения приведут только к разрушению государства, нашей Родины изнутри.

Обновлено: 2018-03-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.