Если мчс ликвидируют. Какая реорганизация ждет мчс Что будет с министерством мчс

В начале сентября появились сообщения о готовящейся масштабной реформе силовых и правоохранительных ведомств. В том числе неофициальное подтверждение получила информация о предстоящем упразднении МЧС с передачей его основных функций в ведение Минобороны. «Наша Версия» разобралась в этом управленческом феномене, в ходе которого Сергею Шойгу удалось сначала сделать его отдельной независимой структурой, а теперь, судя по всему, вновь взять под свой контроль.

Впервые слухи о переподчинении МЧС появились ещё в 2013 году. Тогда сообщалось, что глава Министерства обороны России Сергей Шойгу обратился к президенту с предложением объединить Минобороны и МЧС. Такая реорганизация предполагала, что само министерство реорганизуют в соответствующую службу, которая уйдёт в ведение Минобороны. Это должно было повлечь за собой сокращение многочисленного аппарата МЧС, в первую очередь старших и высших офицеров. При этом изменилась бы подчинённость основных структурных МЧС и усилилось бы их взаимодействие с воинскими подразделениями, которым добавились бы новые функции, связанные с участием в ликвидации последствий стихийных бедствий и даже тушении пожаров.

Старое кресло манит

Стоит отметить, что в объединении Минобороны и МЧС нет ничего нового. С 1971 года функции МЧС выполняли Войска гражданской обороны, входившие в Вооружённые силы, а командующий Войсками гражданской обороны являлся первым заместителем министра обороны. Однако в 1991 году было объявлено, что Войска гражданской обороны не готовы к работе в условиях масштабных аварий и катастроф, после чего их передали в состав вновь созданной структуры. Дальше стараниями того же Сергея Шойгу МЧС выросло до размеров министерства, обладающего своими вооружёнными силами и насчитывающего 350 тыс. человек. Так что теперь эксперты не исключают обратный процесс, только с совершенно противоположной аргументацией – мол, нужно укрупнять ведомства, сокращая излишний управленческий аппарат. Уже с аргументацией будто мировой опыт показывает, что функции МЧС успешно выполняют оборонные ведомства или национальная гвардия.

За годы своего существования министерство наработало уникальный опыт ликвидации последствий нестандартных ЧС, который теперь может быть растерян.

Потому некоторые эксперты поддерживают идею. В её пользу приводятся экономические аргументы: дескать, если объединение всё же произойдёт, то следствием этого станет существенная экономия бюджета, что в кризис совсем немаловажно. Это также сулит экономию на унификации разработок и закупок новой техники. Для руководства страны положительным моментом станет то, что окончательно закрепится возможность без всяких бюрократических проволочек направлять армию на ликвидацию последствий чрезвычайных происшествий. Под рукой всегда будет находиться большое количество рабочей силы, которую можно использовать при любом форс-мажоре без ущерба для бюджета. Самое любопытное, что в числе прочих аргументов приводится ещё и такой: дескать, после слияния министерств появится обоснование для оснащения МЧС вооружением и военной техникой, что позволит под видом спасателей посылать войска в горячие точки, отчего никакие «зелёные человечки» больше не понадобятся.

Шойгу хочет встать во главе суперведомства

Судя по всему, идея объединить спасателей и военных сегодня буквально висит в воздухе – не последнюю роль в этом играет харизма Сергея Шойгу, заработавшего себе славу как раз на борьбе с техногенными катаклизмами. Недаром генерал, несмотря на то что уже давно находится на другом посту, не упускает возможности поучаствовать в различного рода спасательных операциях.

При этом необходимость участия частей и соединений армии в ликвидации последствий ЧС нынче старательно подчёркивается. Так, в Вооружённых силах был создан 100-й отдельный полк обеспечения, который предназначен для выполнения задач в том числе по эвакуации населения, разбору завалов, для работы в районах затопления или пожаров, усиления группировок войск. А в августе, во время стратегических командно-штабных учений (СКШУ) «Кавказ-2016», этот полк был переброшен из Подмосковья на аэродром Крымск. По легенде учения, его задачей была ликвидация последствий ЧС (затопление) и оказание населению помощи в размещении. На территории аэродрома военные разбили лагерь на тысячу человек. Всё это порой выглядит как явное желание Сергея Шойгу вступить на чужое поле.

Потому есть немало резонных объяснений, почему реформировать министерства всё-таки не стоит. Прежде всего аналитики указывают на то, что российское МСЧ является уникальным явлением – аналогичной структуры нет больше нигде в мире. За годы своего существования министерство наработало уникальный опыт ликвидации последствий нестандартных ЧС, который теперь может быть растерян при переходе части ведомства под крыло Минобороны, для которого спасение людей и тушение пожаров всегда будет, понятное дело, далеко не первостепенной задачей. Желание использовать бесплатный труд призывников неизбежно снизит эффективность ликвидации ЧС и поставит непрофессионалов под удар стихии.

К тому же подобный шаг ударит и по самому военному ведомству – Минобороны, у которого и так много функций: придётся вновь заниматься несвойственными ему задачами – как известно, именно от них так болезненно избавлялись во время реформ Сердюкова. Потому эксперты призывают не принимать скоропалительных решений, немедленно включая МЧС в состав МО РФ. Для начала предлагается хотя бы попробовать увеличить количество вспомогательных воинских частей в составе Минобороны, а уж потом не спеша посмотреть, стоит ли обременять военных новыми функциями. Кроме того, появляются серьёзные опасения, что, если слияние министерств произойдёт, новое силовое суперведомство получит поистине неограниченные полномочия, помноженные на финансовые и людские ресурсы. Такую структуру будет довольно сложно контролировать как в финансовом, так и в управленческом плане.

Неизбежная милитаризация всех органов управления МЧС также не пойдёт на пользу. Да и довод о возможности заброса военных под видом спасателей также выглядит довольно наивно – конечно, можно верить, что за границей живут одни идиоты, которые не отличат спасателя от солдата, однако в реальности даже сейчас пребывание сотрудников МЧС в других странах регулируется массой межгосударственных договорённостей. Попытка же «свалять дурака» однозначно будет расцениваться мировым сообществом как агрессия.

Не стоит забывать и о таком моменте: в случае создания такого ведомственного монстра и без того немалый аппаратный вес Сергея Шойгу станет весьма значительным, поэтому ряд сил в правительстве наверняка попытаются не допустить такого решения.

Александр Перенджиев, эксперт Ассоциации военных политологов:

– Разговоры по поводу присоединения МЧС к Минобороны идут давно. Очевидно, что этот вопрос не снят с повестки дня и сейчас активно прорабатываются различные варианты такого слияния. В частности, Вооружённые силы сегодня регулярно выполняют спасательные работы и оказывают помощь населению в чрезвычайных ситуациях. Так что можно допустить, что вопрос об объединении будет поднят уже в ближайшее время, тем более что сейчас остро стоит вопрос об уменьшении расходов бюджетных средств, а эти ведомства выполняют сходные задачи, при этом идёт двойное финансирование.

Кроме того, нынешний министр обороны сохранил влияние на систему МЧС. Допускаю также, что из МЧС не будут создавать войска гражданской обороны, как об этом сейчас говорят некоторые специалисты, эту структуру могут сохранить в качестве федерального агентства, что гарантирует ей большую самостоятельность и более высокий статус.

Всякая легитимная реорганизация, влекущая за собой массовые увольнения сотрудников, очень негативно воспринимается в обществе. Тем более, если дело относится к госструктурам, играющим далеко не последнюю роль в безопасном существовании российского народа, а также в ликвидации исходов чрезвычайных ситуаций. Реформы подобного плана, в том числе и возможная реорганизация МЧС России в 2018 году, нужно очень хорошо готовить и воплощать в жизнь, максимально не влияя на соотечественников.

Позиция экономичного ведения деятельности

Рассматриваемое силовое ведомство сильно урезает траты, что видно по снижению финансирования связи втрое на протяжении последних нескольких лет. А часть МЧСников, что не придерживаются новых принципов экономичной работы, несёт ответственность и получает штрафы от начальства.

Так, уже стартовали процессы, ставящие перед собой задачу увольнений госслужащих данной категории. На сегодняшний день некоторые представители административного звена лишились занятости, но в планах ещё уволить практически десятую часть членов надзорного отдела и 15% несущих гражданскую службу в МЧС.

Также среди главенствующих распоряжений находится предоставление финансирования ВУЗам текущей госструктуры и Кризисному центру. Кроме того, сообщается о намерении сохранить и повысить приоритет подразделений, ответственных за тушение огня. Вследствие уменьшения числа сотрудников управленческого звена высвободится некоторая сумма финансов, что пойдёт на поощрение труда оперативных работников. Таким образом, в 2018 году те госслужащие, которые собственно связаны с преодолением огненной стихии, получат улучшенное финансирование.

Сохранение работоспособности силового ведомства

Начальник МЧС уверен в том, что массовые сокращения бюджетников в рассматриваемой области не приведут к ухудшению деятельности Министерства. Ведь увольняют представителей вспомогательных ведомств, в то время как определённая доля госслужащих станет выполнять гражданскую работу в отличие от прежнего служения на военных должностях.

Такие меры позволяют провести а заодно и поднять жалования сотрудникам, у которых сохранились рабочие места. Глава силового ведомства убеждён в том, что неопытным укротителям пламени стоит сначала уделять внимание качеству выполнения своих обязанностей в противовес финансовой составляющей дела.

Совершение реформирования МЧС России в 2018 году не отразится на отделениях, что непосредственно стоят на страже пожарной безопасности. Более того, простым работникам планируют обеспечить дополнительную помощь, финансовое вознаграждение, а также оснастить техникой. Руководитель госструктуры заявляет о необходимости поддержки МЧС перспективным молодым поколением, которое немедля решает появляющиеся проблемы.

В принципе, реформа МЧС России в 2018 году (последние новости о сокращении довольно благонадёжные) станет причиной проведения надбавок к жалованиям данных бюджетников в наступающем году. Так, доля окладной части зарплаты увеличится, то же самое касается и других прибавок. Рост ставок прогнозируется на величину, превышающую 5%. Кроме того, участникам полётных работ так само причитается пополнение в семейном бюджете.

Согласно ряду официальных данных, в будущем может образоваться Министерство Государственной безопасности, а задачи МЧСников впредь будут выполняться МВД и Минобороны РФ. Однако российские правящие силы ещё не распространяются по этому поводу. В то же время, если верить существующим последним новостям, о расформировании МЧС России в 2018 году речи не идёт, как это представляется во всякого рода сплетнях. Чтобы подобные новшества вступили в силу, нужно хотя бы законодательно аргументировать реализацию таких планов.

Уменьшение совокупности центров

Одиннадцать региональных подразделений, из которых и состоит рассматриваемое Министерство, планируется объединить между собой. Так, в итоге количество ведомств снизится до семи, а что касается слияния конкретных единиц, то власти хотят объединить:

  • Центр с Приволжским отделением;
  • Сибирское ведомство с Уральским;
  • ГУ Крымского полуострова и Севастополя с Южным центром.

Именно так выглядит программа сокращения региональных центров МЧС России в 2018 году. И стоит отметить, что воплощение в жизнь таких мероприятий ставит своей задачей улучшить функционирование рабочего состава и отчасти привести в порядок административный штат Министерства.

Первый раз реализация подобных изменений поступила на повестку дня ещё в начале минувшего года, однако на то время срок выплаты жалований госслужащим в определённых частях России слишком превысили. Последнее обстоятельство усугубилось тем, что начисления должны были поступить к МЧСникам на новогодние праздничные дни, что конечно отнюдь не добавило им оптимизма.

Различные варианты распоряжения казёнными средствами

Вместе с тем, представители управленческого штата позаботились о личном присвоении премиальных выплат, не учтя интересы сотрудников пожарных подразделений. Более того, суммы выписанных денежных вознаграждений начальству доходили практически до 3 миллиардов «деревянных», что вызвало самый настоящий ажиотаж. В итоге такого беспредела его виновники понесли ответственность, тогда как во избежание дальнейшего возникновения неурядиц было принято решение о слиянии ряда региональных центров.

Весьма популярны разговоры наших соотечественников по поводу реформы МЧС России в 2017-2018 году – последние новости о сокращении бюджетников, трудящихся в региональных отделениях госструктуры, в частности, являются темой всенародного обсуждения. Определённые организации, которые прежде получали финансовую помощь благодаря местной казне, отныне преобразуют в автономные учреждения. Власти рассчитывают на независимое функционирование подобных ведомств. Ведь такие самостоятельные новообразования будут принимать участие на рынке, вследствие чего получать прибыль от выполненного труда.

В перспективах МЧС отсутствует возведение действующих в работе госструктуры построек, только ремонт теперешних пожарных подразделений. Но деньги на проведение ремонтных работ учреждение будет брать от выручки за оказание услуг платного характера.

Практически всемеро возрастёт финансовая помощь на покупку членами МЧС своей жилплощади – начальник ведомства дал обещание содействовать бюджетникам, предоставляя деньги на ликвидацию ипотеки. Стоит отметить, что целесообразность выдачи ссуды госслужащим рассматривается в каждом конкретном случае.

Отныне по-другому будут совершать закупки, что является следствием всё той же экономичности функционирования Министерства. Не так давно глава госструктуры с успехом попросил поставщиков пересмотреть условия контрактов, чтобы те уменьшили стоимость продукции на 10%.

Реформирований опасаются все

Что касается рассматриваемой реорганизации МЧС России в 2018 году: последние новости по данной проблематике являются источником нервного напряжения для спасателей, поскольку действие планируемых преобразований может отразиться на всех сотрудниках. В случае, когда у бюджетника получится сохранить место трудоустройства, его могут перераспределить на выполнение гражданских обязанностей. Если последний вариант будет реализован, у МЧСника ликвидируются военные поблажки.

Впрочем, очевидно, что целью проведения реорганизаций является сокращение финансирования госструктур, куда относится и рассматриваемое ведомство. Только нужно позаботиться, чтобы деятельность МЧС не ухудшилась из-за вводимых реформ. Можно сказать, что оптимизация работы текущего аппарата не несёт в себе никаких фатальных последствий и предназначена для

За последние годы несколько крупных силовых ведомств Российской Федерации претерпели значительные структурные изменения. Продолжается этот процесс и сейчас, а многочисленные слухи и новости указывают на то, что в будущем россиян ожидает ещё более глобальная реорганизация силовых и военизированных структур. Поэтому статья будет посвящена анализу разрабатывающейся реформы МЧС, которая, ожидаемо, завершится к 2018 году.

Почему, о реформе МЧС говорится так много? Все дело в том, что ее модель была признана наиболее успешной и сейчас ставится в пример перед другими ведомствами. В частности, здесь был успешно внедрен риск-ориентированный подход, когда одной из основных задач является предупреждение чрезвычайных ситуаций, а не ликвидация их последствий.

Другим моментом, от которого в МЧС планируют полностью отказаться к 2018 году, является полный отказ от так называемой репрессивной модели, при которой штраф будет являться не основной, а крайней, вынужденной мерой. Приоритет же будет за предостережениями, предупреждения и разъяснительной работой.

Первым признаком близящихся глобальных изменений в организации военизированных ведомств исполнительной власти стало упразднение ФСКН и передача её функций полиции. Тогда эксперты связывали такой серьёзный шаг с неэффективностью Федеральной службы, работники которой регулярно попадали в громкие скандалы. Однако практически сразу по тому же сценарию распустили ФМС, деятельность которой была мало заметна и не подвергалась серьёзным нареканиям.

Уже на этом этапе стало понятно, что как минимум до 2018 года будет проведена глобальная реорганизация, которая может затронуть МЧС, МВД и даже ФСБ. Поэтому известие о создании российской Национальной Гвардии уже мало кого удивило. В этот раз силовиков различных уровней ждали более масштабные перемены, самыми знаковыми из которых стали объединение наиболее дееспособных спецподразделений под единым командованием и расширение их полномочий. Но на этом реформистские настроения правительства вряд ли иссякнут.

Реформа МЧС и ФСБ к 2018 году: слухи или реальность?

Пока никаких официальных заявлений о продолжении изменений в важнейших ведомствах страны не было, но в СМИ регулярно утекают откровения неназванных источников, упоминающих как минимум два события, которые произойдут в ближайшие годы. Первое – это создание Министерства Государственной Безопасности, ближайшим прародителем которого называют советское КГБ. Основой для вновь созданной структуры послужит ФСБ, которому передадут в подчинение ФСО (на данный момент охраняет ключевые лица в системе государственного управления) и СВР (деятельность которой по логике вещей гораздо больше согласуется с задачами Министерства обороны).

В этом же контексте упоминается и реформирование МЧС как раз к 2018 году. К счастью, полное расформирование МЧС России к 2018 году проведено не будет, но, скорее всего, функциональные подразделения ведомства поделят между армией и полицией. В частности, те же высокие государственные чины, пожелавшие остаться анонимными, сообщают, что пожаротушение в будущем будет находиться в сфере ответственности МВД, а Минобороны возьмёт на себя более «полевые» задачи, такие как борьба с чрезвычайными ситуациями и спасательные работы.

Отметим, что реальных подтверждений таких радикальных изменений на сегодняшний день нет, и пока они выглядят просто как слухи, которые тиражирует ряд СМИ для поднятия своих собственных рейтингов.

Предпосылки реформы МЧС к 2018 году

Как уже было сказано, никаких официальных заявлений о реформах МЧС к 2018 году пока не последовало, но уже сейчас существует ряд реальных шагов в этом направлении, которые указывают на характер будущих изменений.

Самый яркий из них – это президентский Указ, опубликованный в августе этого года, который сокращает максимальное число работников ведомства. Таким образом, с этого года максимальное число работников Министерства чрезвычайных ситуаций ограничивается следующими числами:

  1. Общее количество сотрудников не должно превышать 288,5 тыс. человек.
  2. 7,2 тыс. из них будут относиться к воинским формированиям в подчинении министерского управления.
  3. Гражданские должности будут занимать 30 тыс. человек.
  4. Число же работников министерского аппарата не превысит 820 сотрудников.

Столь существенные ограничения явно указывают на то, что министерство готовится к будущим структурным изменениям, в ходе которых неминуемы увольнения сотрудников. Однако стоит помнить, что глобальные сокращения в различных ведомствах проходили и ранее. Например, в конце 2015-го был значительно урезан штат многих министерств и даже Управления делами Президента, поэтому, возможно, текущие меры не несут прямой угрозы для существования пожарной службы в нынешнем её состоянии.

Ещё одним фактом, помогающим дать ответ на вопрос «что будет с МЧС в 2018 году», является формирование 100-го отдельного полка материального обеспечения. Это оперативное подразделение, основной задачей которого является борьба со стихийными бедствиями, уже сейчас полностью подчиняется Министерству обороны. Это обстоятельство может служить весомым доказательством того факта, что в будущем пожарное ведомство как минимум частично будет передано военным.

Другой составляющей реформы МЧС в 2018 году является изменение в работе пожарных инспекторов – которая, до этого была притчей воязыцех Суть этих изменений предельна проста и заключается в отказе от системы проставления «палок». Главный критерий оценки работы пожарного инспектора может быть только один – это количество пожаров, произошедших на той территории и объектах, за которые он несет ответственность.

В контексте данной статьи нельзя не упомянуть и о грядущем Чемпионате Мира по футболу, который в 2018 году должен состояться в России. Роль работников ведомства на этом мероприятии сложно недооценить, поэтому международный праздник футбола может стать причиной переноса реформы МЧС России с 2018 года на более поздний период. Более того, недавно официальные лица заявляли, что специально на период проведения ЧМ оперативные противопожарные бригады будут доукомплектованы за счёт сотрудников управляющего состава. Вместе с ними для «усиления» действующих караулов и подразделений на год будет продлён срок службы сотрудников, которые должны выйти на пенсию.

Также в рамках организации будущего футбольного действа чиновники обещали выдать сотрудникам, задействованным в обеспечении пожарной безопасности в городах, принимающих ЧМ, новую экипировку. Такой малозначимый факт также может служить косвенным доказательством сохранения министерства в его теперешнем виде. Ведь зачем выдавать пожарным новую форму, если бы в 2018 году планировалась ликвидация МЧС?

Поэтому, несмотря на серьёзные предпосылки того, что МЧС, как и многие силовые ведомства, будет подвергнуто серьёзной реорганизации или переподчинению, существует множество обстоятельств, указывающих на обратное. В любом случае делать окончательные выводы сейчас рано, но можно утверждать, что МЧС меняется в лучшую сторону, как качественно, так и структурно и этот тренд будет продолжаться на протяжении всего 2018 года.

Доброго времени суток.

В отношении фразы "Сейчас денег нет в бюджете на переводы в другие ведомства".

Коллеги, вспомните новейшую историю, постарайтесь быть объективными и посмотрите правде в глаза.

Итак, 2002 год. Президент России указом от 09.11.2001 № 1309 постановил преобразовать Государственную противопожарную службу МВД в Государственную противопожарную службу МЧС. В результате реформы в начале 2002 года 278 тысяч сотрудников ГПС «влились» в дружный коллектив МЧС. Никаких изменений в закон о бюджете не потребовался. А нашивки на боевках на надписями "Пожарная охрана" уже потом перешили...

2016 год. Ликвидация Росграницы. Указ Президента РФ от 02.02.2016 N40 и функции Росграницы переданы Министерству транспорта РФ.
Все. Без ущерба для бюджета.

2016 год. Ликвидация Росфиннадзора. Указ Президента РФ от 02.02.2016 № 41 предусматривает слияние Росфиннадзора и Федерального казначейства, после чего функции валютного контроля распределяются между налоговой и таможенной службами.
Как подчеркнул премьер-министр Д.А. Медведев, это объединение призвано сделать более компактной систему финансово-контрольных и надзорных органов, входящих в Минфин.

Ну и, собственно, создание и формирование ФСВНГ. Создана Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 157. В состав вошли внутренние войска, органы управления и подразделения МВД России по госконтролю в сфере оборота оружия, частной охранной деятельности, отряды СОБР и ОМОН территориальных органов внутренних дел, Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД России и авиаподразделения министерства, ФГУП «Охрана».

Обзорно. В РФ на протяжении более 12 лет функционирует система федеральных органов исполнительной власти, установленная Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", которая подразумевала создание федеральных министерств, федеральных агентств и федеральных служб вместо действовавших ранее государственных комитетов, федеральных комиссий, российских агентств, федеральных надзоров и государственных комиссий. За период 2004 - 2016 гг. было принято 53 указа Президента Российской Федерации, так или иначе видоизменяющих систему и структуру органов исполнительной власти. Органы исполнительной власти создаются, упраздняются, присоединяются, объединяются, преобразовываются, переименовываются, изменяют свою подведомственность.

В 2018 году предполагается продолжить работу по совершенствованию структуры ФОИВ.

В заключение предлагаю вашему вниманию со статью в РБК, где говорится, что в 2018 году федеральные органы сократят предельную численность своих работников и смогут тратить сэкономленные зарплаты на премии.