Строевая стойка является основным элементом строевой выучки.
Строевая стойка принимается по команде «Становись!» или «Смирно!». По этой команде стоять прямо, без напряжения, каблуки поставить вместе, носки выровнять по линии фронта, поставив их на ширину ступни; ноги в коленях выпрямить, но не напрягать; грудь приподнять, а всё тело неколько подать вперёд; живот подобрать; плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращённые ладонями внутрь, были сбоку и посредине бёдер, а пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка; смотреть прямо перед собой; быть готовым к немедленному действию.
Строевая стойка на месте принимается и без команды: при отдании и получении приказа, при докладе, во время исполнения Государственного гимна Российской Федерации, при выполнении воинского приветствия, а также при подаче команд.
По команде «Вольно/» встать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать.
По команде «Заправиться!», не оставляя своего места в строю, поправить оружие, обмундирование и снаряжение; при необходимости выйти из строя за разрешением обратиться к непосредственному начальнику.
Перед командой «Заправиться!» подаётся команда «Вольно!».
Для снятия головных уборов подаётся команда «Головные уборы (головной убор) - снять!», а для надевания - «Головные уборы (головной убор) - надеть!». При необходимости одиночные военнослужащие головной убор снимают и надевают без команды.
Снятый головной убор держится в левой свободно опущенной руке звездой (кокардой) вперёд.
Без оружия или с оружием в положении «за спину» головной убор снимается и надевается правой рукой, а с оружием в положениях «на ремень», «на грудь» и «у ноги» - левой. При снятии головного убора с карабином в положении «на плечо» карабин предварительно берётся к ноге.
Повороты на месте выполняются по командам «Напра-ВО!», «Нале-ВО!», «Кру-ГОМ!».
Повороты кругом, налево производятся в сторону левой руки, на левом каблуке и правом носке; повороты направо - в сторону правой руки, на правом каблуке и левом носке.
Повороты выполняются в два приёма: первый приём - повернуться, сохраняя правильное положение корпуса, и, не сгибая ног в коленях, перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу; второй приём - кратчайшим путём приставить другую ногу.
Движение совершается шагом или бегом.
Движение шагом осуществляется в темпе 110-120 шагов в минуту. Размер шага - 70-80 см.
Движение бегом осуществляется в темпе 165-180 шагов в минуту. Размер шага - 85-90 см.
Шаг бывает строевой и походный.
Строевой шаг применяется при прохождении подразделений торжественным маршем, при выполнении ими воинского приветствия в движении, при подходе военнослужащего к начальнику и при отходе от него, при выходе из строя и возвращении в строй, а также на занятиях по строевой подготовке.
Походный шаг применяется во всех остальных случаях.
Движение строевым шагом начинается по команде «Строевым шагом - марш!» (в движении - «Строевым - марш!»), а движение походным шагом - по команде «Шагом - марш!».
По предварительной команде подать корпус несколько вперёд, перенести его тяжесть на правую ногу, сохраняя устойчивость; по исполнительной команде начать движение с левой ноги полным шагом.
Команда разделяется на предварительную и исполнительную, команды могут быть и только исполнительными. Например: «Взвод - СТОЙ!»; «Взвод» - предварительная, а «СТОЙ!» - исполнительная команда.
При движении строевым шагом ногу с оттянутым вперёд носком выносить на высоту 15-20 см от земли и ставить её твёрдо на всю ступню (рис. а).
Руками, начиная от плеча, производить движения около тела: вперёд - сгибая их в локтях так, чтобы кисти поднимались выше пряжки пояса на ширину ладони и на расстоянии ладони от тела, а локоть находился на уровне кисти руки; назад - до отказа в плечевом суставе. Пальцы рук полусогнуты, голову держать прямо, смотреть перед собой.
При движении походным шагом ногу выносить свободно, не оттягивая носок, и ставить её на землю, как при обычной ходьбе, руками производить свободные движения около тела.
При движении походным шагом по команде «Смирно!» перейти на строевой шаг. При движении строевым шагом по команде «Вольно!» идти походным шагом.
Движение бегом начинается по команде «Бегом - марш!».
Для перехода в движении с шага на бег по предварительной команде руки необходимо полусогнуть, отведя локти несколько назад. Исполнительная команда подаётся одновременно с постановкой левой ноги на землю. По этой команде правой ногой сделать шаг и с левой ноги начать движение бегом.
Для перехода с бега на шаг подаётся команда «Шагом - марш!». Исполнительная команда подаётся одновременно с постановкой правой ноги на землю. По этой команде сделать ещё два шага бегом и с левой ноги начать движение шагом.
Шаг на месте производится по команде «На месте шагом - марш!» (в движении - «На месте!»).
По этой команде шаг обозначить подниманием и опусканием ног, при этом ногу поднимать на 15-20 см от земли и ставить её на всю ступню, начиная с носка; руками производить движения в такт шага (рис. б). По команде «Прямо!», подаваемой одновременно с постановкой левой ноги на землю, сделать правой ногой ещё один шаг на месте и с левой ноги начать движение полным шагом. При этом первые три шага должны быть строевыми.
Для прекращения движения подаётся команда, например: «Рядовой Петров - стой!»
Строевой шаг: а - движение строевым шагом; б - шаг на месте
По исполнительной команде, подаваемой одновременно с постановкой на землю правой или левой ноги, сделать ещё один шаг и, приставив ногу, принять строевую стойку.
Для изменения скорости движения подаются команды «Шире шаг!», «Короче шаг!», «Чаще шаг!», «Реже шаг!», «Полшага!», «Полный шаг!».
Повороты в движении выполняются по командам «Напра-ВО!», «Нале-ВО!», «Кругом - марш!».
Для поворота направо (налево) исполнительная команда подаётся одновременно с постановкой на землю правой (левой) ноги. По этой команде с левой (правой) ноги сделать шаг, повернуться на носке левой (правой) ноги, одновременно с поворотом вынести правую (левую) ногу вперёд и продолжать движение в новом направлении.
Для поворота кругом исполнительная команда подаётся одновременно с постановкой на землю правой ноги. По этой команде сделать ещё один шаг левой ногой (на счёт «раз»), вынести правую ногу на полшага вперёд и несколько влево и, резко повернувшись в сторону левой руки на носках обеих ног (на счёт «два»), продолжать движение с левой ноги в новом направлении (на счёт «три»).
При поворотах движение руками производится в такт шага.
Выводы
- Строевая стойка принимается по команде «Становись!» или «Смирно!».
- Строевая стойка военнослужащими на месте принимается и без команды, в том числе при отдании и получении приказа, при докладе, во время исполнения Государственного гимна Российской Федерации, при выполнении воинского приветствия, а также при подаче команд.
- Строевой шаг применяется при прохождении подразделений торжественным маршем, при выполнении ими воинского приветствия в движении, при подходе военнослужащего к начальнику и отходе от него, при выходе из строя и возвращении в строй, а также на занятиях по строевой подготовке.
- Походный шаг военнослужащие применяют во всех остальных случаях.
Вопросы
- По какой команде военнослужащие начинают движение строевым шагом?
- По какой команде военнослужащие начинают движение бегом?
- По какой строевой команде военнослужащие переходят с бега на шаг?
- В каких случаях строевая стойка на месте принимается и без команды?
Задания
- Подготовьте краткое сообщение на тему «Команды при выполнении строевых приёмов и движения без оружия».
- Используя пройденный в 10 классе материал и другую литературу, напишите реферат на тему «Выполнение гражданами задач военной службы непосредственно в рядах Вооружённых Сил в течение определённых сроков».
I КЛАСС
Учащимся I класса необходимо овладеть следующими строевыми упражнениями: строевая стойка, построение в колонну по одному и в шеренгу, в круг, перестроение по звеньям, по заранее установленным местам; размыкание на поднятые в стороны руки; повороты направо, налево; команды «Шагом - МАРШ!», «Класс -СТОЙ!».
Строевая (основная) стойка. В положении строевой (основной) стойки нужно стоять подтянуто, ровно, но без лишнего напряжения: пятки поставить вместе, носки развернуть на ширину стопы, колени выпрямить; голову держать прямо, плечи
слегка отвести назад и свободно опустить; руки выпрямить вдоль туловища, пальцы полусогнуть, большой палец - на середине бедра. Строевая стойка принимается по команде «Становись!» и «Смирно!».
Построение в колонну по одному на месте. Выполняется по команде: «Класс, в колонну по одному - СТАНОВИСЬ!». Подав команду, учитель (а по мере освоения этого упражнения и дежурный ученик) принимает положение строевой (основной) стойки лицом в сторону движения, а класс становится за ним. Дистанция между учащимися - расстояние одного шага или вытянутой руки, ладонью которой следует коснуться плеча впереди стоящего ученика. Элементы правильного построения усваиваются не сразу. Особенно трудно дается соблюдение нужного расстояния, вот почему здесь так важно наличие разметки или ориентиров (флажков, мячей и т. п.). Дети учатся занимать свои места, находиться на определенном расстоянии друг от друга и соблюдать равнение.
Построение в шеренгу. Производится по команде: «Класс, в одну шеренгу - СТАНОВИСЬ!». П^давкоманду, учитель принимает положение строевой стойки, класс выстраивается влево от него. С началом построения учитель выходит из строя и следит за выстраиванием класса. При обучении построениям в колонну по одному и шеренгу учитель использует и команду «Разойдись!». Например, после построения класса в тот или иной строй учитель проверяет правильность и подает команду «Разойдись!». Дети выходят из строя, играют или свободно передвигаются по залу. Через 10-15 с по команде «Становись!» ученики должны занять свои места. Задание повторяют несколько раз. Обучая учащихся построению в колонну и шеренгу, учитель должен объяснять, что понимается под словом «колонна» и «шеренга». Далее следует показать на примере, расставив учеников в затылок друг другу (колонну) или на одной линии лицом в одну сторону (шеренгу), какой строй называется колонной, а какой шеренгой. Учащиеся должны также уяснить, что расстояние между стоящими в колонне называется дистанцией, а между стоящими в шеренге - интервалом.
Построение в круг. Самым простым вариантом является построение в круг из шеренги взявшись за руки. Здесь возможны два способа: а) учащиеся берутся за руки, а учитель, левой рукой захватывая правую руку направляющего (правофлангового), двигается по кругу и соединяет руки направляющего и замыкающего; б) учитель, остановившись против ученика посередине шеренги на расстоянии нескольких шагов, дает распоряжение:
«Держась за руки, построиться в круг». По этому распоряжению ученик в середине шеренги стоит на месте, а остальные двигаются, держась за руки, влево и вправо от него, образуя круг вокруг учителя. Когда дети изучат эти способы построения, можно строить в круг по команде «В круг - СТАНОВИСЬ!».
Перестроение по звеньям, по заранее установленным местам. Применяется для выполнения общеразвивающих упражнений, проведения эстафет, некоторых подвижных игр. Для этого учитель вызывает из строя трех (четырех) учеников и ставит по одному на расстоянии, удобном для занятий. Потом вызывает следующих трех или четырех учеников, которые встают в затылок направляющим и т. д. Когда дети будут знать свои места в колонне, построение можно производить по команде «Класс, в колонну по три (четыре) - СТАНОВИСЬ!». Для выполнения общеразвивающих упражнений при перестроении эффективно использовать заранее подготовленные разметки с учетом определенных интервалов и дистанции.
Размыкание на поднятые в стороны руки. Размыкание вначале лучше изучать в небольших шеренгах или рядах. После объяснения упражнения учитель дает распоряжение «Разомкнитесь на поднятые в стороны руки», по которому все учащиеся, кроме стоящего справа, отходят влево, одновременно поднимая руки в стороны, до тех пор, пока концами пальцев поднятых в стороны рук не будут касаться пальцев рук соседей справа и слева.
Повороты направо и налево на месте. ВI классе повороты направо и налево вначале осваиваются простейшими способами: переступанием и прыжком. Для этого учитель знакомит учащихся с расположением правой и левой сторон. Например, даются распоряжения: «Поднимите правую руку», «Повернитесь в сторону правой руки», причем на способ поворота внимание не обращается. После прочного усвоения учениками правой и левой сторон им показывается поворот переступанием. Он выполняется на счет «раз-два» по команде «Напра-ВО!», «Нале-ВО!». Ученики, свободно переступая с одной ноги на другую, поворачиваются в нужном направлении. Для выполнения поворота прыжком подается команда «Прыжком напра-ВО (нале-ВО)!». Освоив эти повороты, можно приступить к обучению поворотам на пятке одной и на носке другой ноги. Поворот направо выполняется на пятке правой ноги и носке левой, а налево - наоборот. Поворот вначале выполняют по разделениям на два счета: на счет «раз» поворачиваются на пятке одной и на носке другой ноги в нужную сторону, на «два» - приставляют ногу, которая стояла на носке, к другой ноге. Когда дети научатся выполнять
повороты на месте по разделениям, можно приступить к его выполнению по команде. Например, по предварительной команде «Напра-» дети выполняют первую половину поворота, что соответствует счету «раз», - поворот на правой пятке и левом носке. По исполнительной команде «-ВО!» приставляют левую ногу к правой, заканчивая поворот. При обучении поворотам на месте сразу необходимо обращать внимание на положение рук, так как их расслабленное положение является одной из типичных ошибок в этом упражнении.
Команды «Шагом - МАРШ!», «Класс - СТОЙ!». В зависимости от того, какая команда подана: «На месте шагом - МАРШ!» или «Шагом - МАРШ!», - учащиеся должны выполнять те или иные действия. Обучение команде «Шагом - МАРШ!» желательно вести после освоения команд «На месте шагом - МАРШ!» и «Класс - СТОЙ!». По команде «На месте шагом - МАРШ!» ученики по произнесении предварительной ее части должны перенести тяжесть тела на правую ногу, а по исполнительной - начинать движение с левой ноги и шагать на месте до команды «Класс - СТОЙ!», исполнительная часть которой подается под левую ногу, затем выполняется шаг правой и приставляется левая нога. Обучение лучше вести фронтально в шеренге. После освоения этих команд на месте можно приступить к обучению с продвижением вперед. Для этого подается команда «Шагом - МАРШ!», и учащиеся начинают передвигаться вперед. Для их остановки подается команда «Класс - СТОЙ!».
Движение в обход. В этом же классе необходимо научить детей двигаться в колонне вдоль границ зала, т. е. в обход. Для выполнения этого передвижения подается команда «В обход налево (направо) шагом - МАРШ!».
Наряду с использованием освоенных строевых упражнений в I классе учащиеся II класса осваивают новые. К ним относятся: перестроение из одной шеренги в две и обратно; перестроение из одной колонны в две и обратно; размыкания и смыкания приставными шагами; передвижения на указанные ориентиры, по кругу.
Перестроение из одной шеренги в две. После расчета «на пер-вый-второй» подается команда: «Класс, в две шеренги - СТРОЙСЯ!». По исполнительной команде вторые номера на счет «раз» делают шаг левой назад; на счет «два», не приставляя правой ноги, - шаг вправо, чтобы встать в затылок первым номерам; на счет «три» - приставляют левую ногу. Для обратно-
го перестроения подается команда «Класс, в одну шеренгу - СТРОЙСЯ!». По исполнительной команде вторые номера выходят на линию первых, делая на счет «раз» левой ногой шаг влево; на счет «два», не приставляя правой ноги, - шаг вперед; на счет «три» - приставляют левую ногу.
До обучения полному перестроению по этой команде можно предварительно научить перестраиваться из одной шеренги в две без строевой команды, используя известные в школьной практике способы. Первый способ характеризуется тем, что после расчета на «первый-второй» подается команда «Первые номера, два (три) шага вперед шагом - МАРШ!». Второй способ связан с движением вторых номеров назад. После расчета на «первый-второй» необходимо подать команду «Вторые номера, два (три) шага назад шагом - МАРШ!». В обоих случаях дети будут стоять после перестроения в шахматном порядке.
Перестроение из одной колонны по одному в колонну по два на месте. Так же как и при перестроении из одной шеренги в две, предварительно производится расчет на «первый-второй», затем подается команда «Класс, в колонну по два - СТРОЙСЯ!». По исполнительной части команды вторые на счет «раз» делают правой ногой шаг вправо; на счет «два», не приставляя левую, - шаг вперед, чтобы выровняться с первым номером; на счет «три» при-" ставляют правую ногу. Обратное перестроение выполняется по команде «Класс, в одну колонну - СТРОЙСЯ!». По этой команде вторые номера на счет «раз» делают шаг правой назад; на «два» - шаг правой, встав в затылок первым, и на «три» приставляют правую. Вначале можно использовать упрощенный вариант перестроения приставными шагами вправо или влево.
Размыкания и смыкания приставными шагами. Вначале изучается выполнение приставных шагов, когда дети находятся в колонне по одному, затем отрабатывается размыкание в колонне по два, по три и по четыре. В команде, которую подает учитель, должно быть указано, в каком направлении, на какое расстояние и каким способом осуществляется размыкание. Например: «Влево на два шага приставными шагами разом-КНИСЬ!». Кроме этого, размыкание можно выполнить вправо и от середины. Начинают размыкание крайние колонны, затем последовательно через каждые два счета вступают остальные колонны. Для смыкания подается команда «Вправо (влево, к середине) приставными шагами сом-КНИСЬ!». Все колонны начинают смыкание одновременно.
Передвижения на указанные ориентиры, по кругу. Для этой цели могут использоваться в первую очередь точки зала. Напри-
мер, подается команда «В правый верхний угол - МАРШ!». Когда направляющий доходит до указанной точки, он должен шагать на месте и ждать следующей команды. В "целях повышения интереса и усиления внимания учащихся можно менять направляющих после каждой команды. Для движения по кругу обычно на одной из середин подается команда «По кругу - МАРШ!». Определение размера круга осуществляется указанием дистанции, например «Дистанция три шага!». В этом случае учащиеся двигаются по кругу до тех пор, пока не образуется ровный круг с указанной дистанцией между учащимися. Выход из круга может быть выполнен по команде, связанной с движением в обход или к одной из точек зала.
В III классе необходимо закрепить навыки в выполнении построений и перестроений из одной в две шеренги, из колонны по одному в две колонны. Освоить передвижения по диагонали, противоходом, змейкой, повороты направо и налево в движении. Ознакомиться с командами «Шире шаг!», «Короче шаг!», «Чаще шаг!», «Ре-ЖЕ!».
Движение по диагонали. Выполняется по прямой из одного угла зала через центр к другому углу по команде «По диагонали - МАРШ!». Исполнительную часть подают в тот момент, когда направляющий дойдет до соответствующего угла. Для продолжения движения можно подавать различные команды. Например: «Направляющий - НА МЕСТЕ!», «В обход направо (налево) - МАРШ!» и т. п.
Движение противоходом. Это движение всей колонны за направляющим в противоположном направлении по команде «Противоходом направо (налево) - МАРШ!». Интервал между встречными колоннами один шаг. Для движения противоходом налево исполнительная команда подается под шаг левой ноги, а для противохода направо - под шаг правой.
Движение змейкой. Это несколько противоходов, выполненных подряд. Поэтому первая команда будет соответствовать движению противоходом: «Противоходом налево (направо) - МАРШ!». Вторая команда «Змейкой - МАРШ!» подается в момент завершения первого противохода.
Повороты направо и налево в движении. Команды те же, что и для выполнения поворотов на месте («Напра-ВО!», «Нале-ВО!»). Исполнительная команда для поворота направо подается под правую ногу, после чего учащийся, делая шаг левой вперед,
поворачивается на левом носке и с правой ноги начинает движение в новом направлении. Исполнительная команда для поворота налево подается под левую ногу, поворот выполняется на правом носке. Начиная обучение, необходимо повторить повороты на месте, затем при ходьбе на месте и после этого в движении. Изменение скорости движения. Выполняется по командам «Шире шаг!», «Короче шаг!», «Чаще шаг!», «Ре-ЖЕ!». Первые три команды являются исполнительными, в четвертой команде имеются предварительная и исполнительная части. Исполнительная часть команд подается под левую ногу.
ВIV классе учащиеся должны научиться выполнять команды «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», вести расчет по порядку, отдавать рапорт учителю, выполнять повороты кругом на месте, перестраиваться из одной шеренги в три уступами и из колонны по одному в колонну по три и четыре поворотом в движении.
Строевые приемы по командам «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!». Команда «Равняйсь!» обычно подается после построения в шеренгу. По этой команде учащиеся должны повернуть голову в сторону правофлангового (направляющего). Если необходимо равнение в другую сторону, то подается команда «Налево - РАВНЯЙСЬ!». В случае, когда требуется равнение на середину, то подается команда «На середину - РАВНЯЙСЬ!». По команде «Смирно!» учащиеся принимают строевую стойку. Команда «Вольно!» в зависимости от конкретных условий выполняется по-разному. В сомкнутом строю по команде «Вольно!» расслабляется правая или левая нога, и, не сходя с места, ученик принимает более свободное положение. В разомкнутом строю по команде «Вольно!» правая нога отставляется на полшага в сторону, масса тела равномерно распределяется на обе ноги, руки свободно складываются скрестно на пояснице.
Расчет по порядку. Для расчета подается команда «Класс, по порядку - РАССЧИТАЙСЬ!». Учащиеся называют свои порядковые номера: первый, второй, третий и т. д. Расчет начинается с правого фланга и сопровождается поворотом головы налево. Объявление номеров должно производиться громко и четко. Последний в шеренге называет свой номер, делает с левой ноги шаг вперед, приставляет правую ногу к левой и говорит: «Расчет окончен», после чего, опять с левой ноги, делает шаг назад.
Поворот кругом на месте. Поворот выполняется по команде: «Кру-ГОМ!» на 180° в сторону левого плеча на пятке левой и нос-
ке правой ноги. Методика обучения такая же, как и при обучении поворотам налево и направо на месте.
Перестроение из одной шеренги в три уступами. В зависимости от того, на какое расстояние друг от друга учитель желает построить шеренги, можно использовать тот или иной вариант. Например, если расстояние между шеренгами необходимо установить в два шага, то следует провести предварительный расчет по команде «На четыре, два на месте - РАССЧИТАЙСЬ!». После этого подается команда «По расчету шагом - МАРШ!». По этой команде каждый ученик делает соответствующее расчету количество шагов вперед и приставляет ногу. Для обратного перестроения по команде «На свои места шагом - МАРШ!» вышедшие из строя поворачиваются кругом, идут на свои места и делают поворот кругом. При желании увеличить расстояние между шеренгами перестроение можно выполнить после команды: «На шесть, три на месте - РАССЧИТАЙСЬ!».
Перестроение из колонны по одному в колонну по три (четыре) поворотом в движении. При движении класса в обход налево, как правило, на верхней или нижней границах зала подается команда «В колонну по два (три, четыре и т. д.) налево - МАРШ!». После поворота первой двойки (тройки, четверки и т. д.) следующие делают поворот на том же месте, что и первые. Здесь же можно дать указания об интервале и дистанции. Для обратного перестроения подаются команды «Напра-ВО!» и «В колонну по одному в обход налево шагом - МАРШ!». По последней команде все начинают двигаться до границы зала, достигнув которую, поворачиваются и начинают двигаться в обход налево. Наиболее простым вариантом является перестроение в колонну по два. Для этого учитель рассчитывает детей на первый-второй, после чего одна из пар демонстрирует перестроение из колонны по одному в колонну по два. Затем перестроение выполняется всем классом. При обучения можно также использовать ориентиры. Необходимо обращать внимание на правильность выполнения поворотов в движении, их синхронность, соблюдение дистанции и интервала, равнение в двойках (тройках, четверках).
Рапорт учителю. До прихода учителя дежурный строит класс в одну шеренгу, равняет и рассчитывает учеников по порядку. После входа учителя дежурный подает команду «Класс - СМИРНО!» и подходит к учителю. В трех шагах от него дежурный останавливается, принимает положение «смирно» и докладывает: «Виктор Иванович! В классе 30 учеников, отсутствуют двое. Дежурный Николаев Андрей». Затем дежурный делает несколько шагов вперед и, встав слева от учителя, поворачивается
Лицом к классу. Учитель здоровается с учащимися: «Здравствуйте, ребята!». После четкого и громкого ответа «Здравствуйте, Виктор Иванович!», учитель подает команду « Вольно!», ее повторяет дежурный и кратчайшим путем возвращается на свое место. Знакомя учеников с порядком сдачи рапорта, учитель должен рассказать о правилах поведения дежурного и лично продемонстрировать это перед строем. В дальнейшем учащиеся, обычно дежурные, по очереди сдают рапорт на каждом уроке.
Основным упражнением для учащихся V класса является перестроение из колонны по одному в колонну по два, четыре дроблением и сведением и обратное перестроение из колонны по четыре, два разведением и слиянием.
Перестроение выполняется следующим образом. Когда класс двигается в обход на одной из середин (верхней или нижней), подается команда «Через центр - МАРШ!». По этой команде класс двигается в колонне по одному через центр в сторону противоположной середины. При подходе направляющего к противоположной середине подается следующая команда: «В колонны по одному в обход направо и налево - МАРШ!» (дробление). Первый идет направо, второй налево в обход и т. д. К моменту встречи двух колонн на противоположной середине подается команда «В колонну по два через центр - МАРШ!» (сведение). Каждая пара, встречаясь на середине, поворачивается в сторону центра и двигается к противоположной середине. Для построения в колонну по четыре (восемь) дробление и сведение повторяются с указанием в каждом случае количества колонн в командах. Обратное перестроение называется разведением и слиянием. Например, чтобы сделать разведение из колонны по четыре необходимо подать следующую команду: «В колонны по два в обход направо и налево - МАРШ!». По этой команде колонна как бы раздваивается посередине - двое идут направо в обход, двое - налево из каждой четверки. На противоположной стороне при встрече колонн подается команда «В колонну по два через центр - МАРШ!» (слияние). По этой команде две колонны по два как бы сливаются в одну колонну по два. Для дальнейшего перестроения команды повторяются с указанием количества колонн. Обучение необходимо вести раздельно, останавливая колонны перед подачей команд и называя выполняемое перестроение, вначале разучив перестроение в колонну по два и обратно.
Учащиеся VI класса осваивают строевой шаг, размыкание и смыкание с поворотами.
Строевой шаг. Применяется при прохождении торжественным маршем, при подходе к учителю во время рапорта, при выходе из строя. Выполняется с оттянутым вперед носком. Стопа поднимается на 15-20 см от пола и ставится твердо на всю ступню. Руками, начиная от плеча, производят следующие движения: вперед - сгибая их в локтях так, чтобы кисти находились выше пояса на ширину ладони и на расстоянии ладони от тела; назад - до отказа в плечевом суставе. Пальцы рук полусогнуты. В движении голову и туловище держать прямо, смотреть перед собой. Нормальная частота шагов 110-120 в минуту.
Размыкание и смыкание. Выполняется из колонны по два, три, четыре и т. д. по команде «Направо (налево, от середины) на два (три, четыре и т. д.) шага разом-КНИСЬ!». Если количество шагов не указывается, то размыкание производится на один шаг. Все, за исключением учащегося, от которого производится размыкание, выполняют поворот направо (налево, направо и налево) и, продвинувшись настолько, чтобы расстояние между колоннами составило указанное количество шагов, поворачиваются лицом к фронту. После подачи команды учитель считает до тех пор, пока все не займут свое место. Для смыкания подается команда «Налево (направо, к середине) сом-КНИСЬ!». Все действия выполняются в обратном порядке. Начинать обучение желательно в колонне по два (вправо, влево, от середины).
Программный материал для учащихся VII класса предусматривает освоение поворотов на 45° и овладение умением изменять длину шага.
Повороты на 45°. Выполняются как направо, так и налево по командам «Пол-оборота напра-ВО!» и «Пол-оборота нале-ВО!». По технике выполнения соответствуют поворотам направо и налево на месте.
Изменение длины шага. Для этой цели к ранее освоенным командам «Шире шаг!», «Короче шаг!», «Чаще шаг!», «Ре-ЭКЕ!», с помощью которых можно изменять темп движения и длину шага, добавляются команды «Полный шаг!» и «Полшага!». Эти команды обычно подаются во время передвижения класса в колонне.
VIII КЛАСС
Новым упражнением для учащихся VIII класса является умение переходить с шага на месте на ходьбу.
Переход с шага на месте к передвижению осуществляется по команде «Прямо!», которая подается под левую ногу, затем выполняется шаг правой на месте и с левой ноги начинается движение вперед. Команда имеет только исполнительную часть, поэтому для достижения большей согласованности движений может быть использовано в качестве предварительной части слово «класс». Учить ее в шеренге в сочетании с командой «На месте шагом - МАРШ!».
В этом классе ученики осваивают разновидность перехода с шага на месте к передвижению на определенное количество шагов. Для этой цели вместо команды «Прямо!» подается команда «Два (три, четыре и т. д.) шага вперед (назад, в сторону) - МАРШ!»
Основным упражнением, которое предстоит освоить учащимся X класса, является поворот кругом в движении.
Для его выполнения подается команда «Кругом - МАРШ!». Исполнительная часть команды подается одновременно с постановкой правой ноги. После чего на счет «раз» надо сделать шаг левой ногой вперед, на счет «два» - полшага правой ногой вперед и несколько влево и резко повернуться кругом в сторону левой руки на носках обеих ног, на счет «три» продолжить движение с левой ноги в новом направлении.
Программа предусматривает закрепление ранее освоенных упражнений. В целях привития интереса и расширения учебного материала может быть использован дополнительный материал, например перестроение из одного круга в два и три.
Перестроение из одного круга в два. Выполняется после предварительного расчета по три по команде «В два круга - СТРОЙСЯ!» . По исполнительной команде первые номера стоят на месте, вторые выходят вперед к центру круга на два шага, третьи дела-. ют полшага вправо по кругу. Обратное перестроение выполняет-
ся по команде «В один круг - СТРОЙСЯ!»: первые номера стоят на месте, вторые делают два шага назад, третьи - полшага влево. Перестроение из одного круга в три. Для его выполнения производится предварительный расчет по семь и подается команда: «В три круга - СТРОЙСЯ!». По этой команде первые, третьи и пятые номера стоят на месте; вторые и шестые делают два шага к центру круга; четвертые - выходят вперед на четыре шага; седьмые - полшага вправо. Обратное перестроение выполняется по команде «В один круг - СТРОЙСЯ!»: первые, третьи и пятые стоят на месте; вторые и шестые делают два шага назад; четвертые - четыре шага назад; седьмые - полшага влево.
Вопросы и задания
1. На сколько подгрупп подразделяются строевые упражнения?
2. Назовите основное правило для определения сторон и точек гимнастического зала.
3. На какие группы подразделяются большинство команд для проведения строевых упражнений?
4. Какими методами пользуются при обучении строевым упражнениям?
5. Какие упражнения относятся к строевым упражнениям?
6. Перечислите построения и перестроения, предусмотренные «Комплексной программой физического воспитания» для учащихся I-XI классов общеобразовательных школ.
7. Какие виды передвижений предусмотрены для учащихся I-XI классов «Комплексной программой физического воспитания»?
8. Какая команда подается для построения из одной колонны в колонну по два (три, четыре) в движении?
Литература
БрыкинА. Т. Гимнастическая терминология. - М.: Физкультура и спорт, 1969. - 189 с.
Комплексная программа физического воспитания // В сб.: Физическое воспитание учащихся I-XI классов: Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 1996. - С. 106-204.
Косарин Н. Я., Швидченко К. Е. Пособие по обучению молодого солдата. - М.: Воениздат, 1970. - Выпуск 4. Строевая и физическая подготовка. - 180 с.
Глава 5. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ УПРАЖНЕНИЯМ
Общеразвивающие упражнения (ОРУ) - движения отдельными частями тела или их сочетания, выполняемые с разной скоростью и амплитудой, с максимальным и умеренным мышечным напряжением. В зависимости от цели и задач урока ОРУ могут быть направлены преимущественно на подготовку организма учащихся к предстоящей работе (разминка), овладе-, ние школой движений, воспитание физических качеств, оздоровление различных органов и систем организма, формирование правильной осанки.
Выполнение ОРУ в подготовительной части урока должно обеспечивать оптимальное возбуждение коры больших полушарий головного мозга, более ровный-поток нервных импульсов, идущих из моторной зоны больших полушарий, причем происходит общая активизация деятельности внутренних органов. Все это обеспечивает готовность организма к выполнению упражнений, которые осваиваются и используются для воспитания физических качеств (силы, гибкости, силовой выносливости), формирования правильной осанки в основной части урока. В заключительной части урока ОРУ выполняются в целях активного отдыха и переключения учащихся на другой вид деятельности.
ОРУ являются универсальным средством физического воспитания в школе, так как используются не только на уроках физической культуры, но и при проведении утренней гимнастики, физкультминуток и физкультпауз, физкультурных праздников. Они могут выполняться без предметов, с предметами (палками, набивными мячами, гантелями, гирями, обручами, скакалками,
резиновыми амортизаторами, на тренажерах), а также с взаимной помощью друг другу при различном построении учащихся (в колоннах, кругу, шеренгах), на месте и в движении. ОРУ имеют ряд особенностей: они точно дозируются, могут применяться в разнообразных вариантах и комбинациях. Это обеспечивает избирательный характер воздействий на отдельные группы мышц и на определенные системы организма. В результате систематического повторения ОРУ создается своеобразный фонд двигательного опыта, двигательных качеств и способностей, необходимых как в жизненной практике, так и для формирования сложных гимнастических навыков. Большую роль ОРУ играют в формировании осанки: благодаря им укрепляются мышцы, способствующие правильному положению позвоночника и стопы. Это важно для физического развития детей, так как именно в дошкольном и школьном возрасте происходит формирование изгибов позвоночника, окончательно завершающееся в 11-13 лет.
Кроме того, ОРУ являются прекрасным средством для развития органов дыхания, так как в каждый комплекс входят упражнения, укрепляющие диафрагму - основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, содействующие более глубокому дыханию. Ритмичность движений позволяет формировать навыки рационального дыхания, заключающиеся в умении регулировать силу и длительность вдоха и выдоха, сочетать ритм и частоту дыхания со структурой движения. Четкий ритм, строгая дозировка, периодическое увеличение и снижение нагрузки в ОРУ способствуют укреплению сердечной мышцы, увеличивают ударный объем сердца, улучшают ритмичность сокращений. Упражнения оказывают большое влияние на развитие нервной системы. Быстрота реакции, I координация, осознанное владение движениями имеют значение и для умственного развития детей. Как правило, ОРУ выполняются в коллективе, что способствует развитию у детей организованности, дисциплины. Положительную роль играет и музыкальное сопровождение. В последние годы в методике проведения ОРУ начинают получать признание и такие нетрадиционные виды упражнений, как ритмическая и атлетическая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, элементы хатха-йоги, ушу и др.
Однако, как показывает практика, студенты и начинающие учителя не используют тот богатый арсенал ОРУ на уроках гимнастики в школе, зачастую применяя шаблонные упражнения, недостаточно аргументированно объясняют значение и место этих упражнений в системе физического воспитания детей и
5 Методика преподавания
гимнастики в школе "| 29
Взрослых. Основной же задачей, предусмотренной комплексной программой и общегосударственным образовательным стандартом по физической культуре, является воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья. В связи с этим полезно вспомнить совет Пьера де Кубертена: «Важно не само упражнение, а то, как вы его выполняете, с каким вниманием, с какой силой и, основное, для чего».
КЛАССИФИКАЦИЯ ОРУ
Количество различных ОРУ бесконечно, поэтому ориентироваться в них и полнее представить себе их характеристики помогает классификация по анатомическому признаку:
упражнения для рук и плечевого пояса;
упражнения для мышц шеи;
упражнения для ног и тазового пояса;
упражнения для туловища;
упражнения для всего тела.
Конечно, следует отметить, что это деление условное и можно говорить лишь о преимущественном воздействии упражнений на соответствующие мышечные группы, так как при выполнении многих упражнений, предназначенных для одной части тела, участвует значительное число и других мышц. Кроме того, в зависимости от методической направленности все они могут быть связаны с развитием отдельных двигательных качеств и способностей (силы, гибкости, ловкости, быстроты, координации, равновесия, ритмичности, пластичности, грациозности и др.), свойств психики (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве, во времени и пр.), повышением функционального уровня систем организма (упражнения для тренировки дыхательной, сердечно-сосудистой систем, активизации обменных процессов).
1. Команда «Становись!». По этой команде занимающийся встает в строй, принимая строевую (основную) стойку.
2. Команда «Смирно!». По этой команде принимается строевая стойка. В гимнастике соответствует «основной стойке».
3. Команды «Равняйсь!», «Налево - равняйсь!», «На середину - равняйсь!».
4. Команда «Отставить!». По этой команде принимается предшествующее ей положение.
5. Команда «Вольно!». По этой команде занимающийся, не сходя с места, ослабляет одну ногу в колене и встает свободно.
6. Команда «Правой (левой) - вольно!». Занимающийся отставляет правую (левую) ногу на шаг в сторону, распределяет тяжесть тела на обеих ногах и кладет руки за спину. Применяется в разомкнутом строю.
7. Команда «Разойдись!». Занимающиеся действуют произвольно.
8. Расчет. Команды «По порядку - РАССЧИТАЙСЬ!», «На первый и второй - РАССЧИТАЙСЬ!», «По три (четыре, пять и т. д.) - РАССЧИТАЙСЬ!» и др; расчет начинается с правого фланга.
9. Называя свой номер, занимающийся быстро поворачивает голову к стоящему слева от него и быстро принимает и. п.
10. Повороты на месте (команды «Напра-ВО!», «Нале-ВО!», «Кру-ГОМ!», «Пол-оборота нале-ВО!»).
В отдельных случаях команды могут заменяться распоряжениями.
Построения и перестроения
Построения - действия занимающихся после команды преподавателя для принятия (первоначально) того или иного строя.
Развернутый строй группы перед началом занятий, как правило, одношереножный, реже двухшереножный.
Для построения подается команда «В одну (две, три и т. д.) шеренгу - СТАНОВИСЬ!» Одновременно с подачей команды дежурный становится лицом к фронту в положение «смирно». Группа выстраивается слева от него.
Перед докладом о готовности к занятиям дежурный выравнивает группу, рассчитывает ее, затем подает команду «СМИРНО! Равнение НАПРАВО (НАЛЕВО, НА СЕРЕДИНУ!).
Не доходя строевым шагом 2-3 шага до преподавателя, дежурный останавливается и рапортует: «Товарищ преподаватель! На занятии присутствует группа... курса... факультета... По списку... человек, присутствует... человек. Дежурный...». Затем, кратчайшим путем пройдя на линию расположения преподавателя, поворачивается лицом к строю. После приветствия преподавателя и ответа группы дежурный дублирует команду преподавателя «ВОЛЬНО!» и встает на правый фланг строя.
Построение в колонну выполняется по команде «В колонну по одному (по два, по три и т. д.) - СТАНОВИСЬ!» Группа выстраивается за преподавателем.
Построение в шеренги, колонны, круги и т. д. по распоряжению. Например: «Встаньте в круг», «Встаньте в две шеренги».
Перестроения - переходы из одного строя в другой.
Перестроение из одной шеренги в две. После предварительного расчета на 1-й и 2-й подается команда «В две шеренги - СТРОЙСЯ!». По этой команде вторые номера делают левой ногой шаг назад (счет «раз»); правой ногой, не приставляя ее, шаг вправо (счет «два») и, вставая в затылок первому, приставляют левую ногу (счет «три»).
Перестроение из одной шеренгив три. После предварительного расчета подается команда «В три шеренги - СТРОЙСЯ!». По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой ногой назад, не приставляя ногу, шаг левой в сторону и, приставляя правую ногу, становятся в затылок вторыми номерами. Третьи номера делают шаг левой ногой вперед, шаг правой в сторону и, приставляя левую ногу, становятся перед вторыми номерами.
Перестроение изшеренги уступом. После предварительного расчета по заданию («6-3 - на месте», «6-4-2 - на месте» и т. д.) подается команда «По расчету шагом - МАРШ!». Занимающиеся выходят на положенное им по расчету количество шагов и приставляют ногу. Преподаватель ведет подсчет до момента приставления ноги первой шеренгой. Так, при расчете «6-3 - на месте» - до 7; 9-6-3 - на месте» - до 10.
Для обратного перестроения подается команда «На свои места шагом - МАРШ!». Все выходившие из строя делают поворот кругом, идут на свои места и, дойдя до них, делают поворот кругом.
Преподаватель ведет подсчет «раз-два» до тех пор, пока последние, вошедшие в строй, не сделают поворот кругом.
Перестроение из шеренги в колонну захождением отделений плечом.После предварительного расчета по 3-4 и т. д. подается команда «Отделениями в колонну по 3 (по 4 и т. д.) левые (правые) плечи вперед шагом - МАРШ!».
По этой команде рассчитанные на отделения, сохраняя равнение по фронту, начинают захождением плечом до образования колонны. Вторая команда «Группа - СТОЙ!».
1. «Кру - ГОМ!»
2. «Отделениями в одну шеренгу, правые (левые) плечи вперед, шагом - МАРШ!».
3. «Группа - СТОЙ!».
4. Последняя команда подается в тот момент, когда занимающиеся дойдут до своего места в шеренге.
Перестроение из одной колонны в три уступом. После предварительного расчета по три подается команда «Первые номера-два (три, четыре и т. д.) шага вправо, третьи номера - два (три, четыре и т. д.) шага влево шагом - МАРШ!». Для обратного перестроения подается команда «На свои места шагом - МАРШ!». Перестроение выполняется приставными шагами.
Перестроение из колонны одному в колонну по два (три и т. д.) поворотом в движении. При движении группы налево в обход подается команда «В колонну по два (три, четыре и т. д.) налево - МАРШ!» (как правило, команда подается, когда направляющий находится на верхней или нижней границе зала или площадки). После поворота первой двойки (тройки, четверки и т. д.) следующие делают поворот под команду своего замыкающего на том же месте, что и первые. Здесь же можно дать указание об интервале и дистанции, с тем чтобы не размыкать колонну потом специально.
Для обратного перестроения подаются команды:
2. «В колонну по одному направо (налево) в обход шагом -МАРШ!»
При обучении целесообразно показать перестроение на нескольких занимающихся, останавливая их в тех местах, где должны подаваться соответствующие команды.
Виды передвижений
Строевойшаг - шаг, при котором ногу надо выносить на высоту 15-20 см от пола (подошву держать горизонтально и ставить ее твердо на всю ступню); движения руками выполняются - вперед (сгибать в локтях так, чтобы кисти поднимались на ширину ладони выше пояса и на расстоянии ширины ладони от тела) и назад (руки прямые отводятся до отказа в плечевом суставе), пальцы слегка сжаты в кулаки. Команда: «Строевым шагом - МАРШ!».
В практике встречается разновидность строевого шага, которая заключается в том, что движения руками выполняются с большой амплитудой - вперед до высоты плеча, назад - до отказа и слегка наружу (движения ногами остаются те же). Эта разновидность имеет широкое применение во время массовых гимнастических выступлений и торжественных прохождений спортсменов.
Походный (обычный) шаг отличается от строевого большей свободой движений.
Команды :
1. «Шагом - МАРШ!» - подается для всякого движения шагом с места (даже на один шаг).
2. «Обычным шагом (бегом) - МАРШ!» - применяется при переходе с других видов ходьбы, бега и при окончании упражнений в движении.
Исполнительная команда подается под левую ногу. Движение на месте выполняется по команде:
3. «На месте шагом (бегом) - МАРШ!».
4. «Направляющий, на месте!» - подается тогда, когда передвигающуюся группу надо сомкнуть на дистанцию в один шаг, так как при выполнении упражнений в движении дистанция, как правило, большая.
Переход с движения на месте к передвижению. Команды:
1. «Прямо!» (подается под левую ногу) - выполняется шаг правой ногой на месте, и с левой ноги начинается движение вперед.
2. «Два (три, четыре и т. д.) шага вперед (назад, вправо, влево) - МАРШ!»
Прекращение движения по команде «Группа - СТОЙ!» - подается под левую ногу (выполняется шаг правой и приставляется левая нога). Для изменения характера передвижения подаются команды «Идти не в ногу!», «Идти в ногу!» (после такой команды необходимо вести подсчет до выполнения ее всей группой).
Для изменения длины шага и темпа движения подаются команды:
«ШИРЕ ШАГ!, «КОРОЧЕ ШАГ!», «ЧАЩЕ ШАГ!», «РЕ-ЖЕ!» (команда подается под левую ногу через счет), «ПОЛНЫЙ ШАГ!», «ПОЛШАГА!».
Движение бегом. Команда: «Бегом - МАРШ!» При переходе с движения шагом под музыку исполнительная команда подается под левую ногу, после чего занимающиеся делают шаг правой и с левой начинают движение бегом (то же при переходе с бега на шаг под музыку по команде «Шагом - МАРШ!». Если музыкального сопровождения нет, команда «МАРШ!» подается под правую ногу.
Повороты в движении. Команды те же, что и для поворотов на месте, за исключением команды для поворота кругом. Исполнительная команда для поворота направо подается под правую ногу, после чего занимающийся, делая шаг левой вперед, поворачивается на левом носке и с правой ноги начинает движение в новом направлении. При ходьбе на месте после исполнительной команды поворот также осуществляется после постановки левой ноги.
Исполнительная команда для поворота налево подается под левую ногу; поворот выполняется на правом носке.
Для выполнения поворота кругом подается команда «Кругом - МАРШ!». Исполнительная команда «МАРШ!» подается под правую ногу, после чего занимающийся делает шаг левой вперед, полшага правой вперед, поворачивается на носках обеих ног и с левой ноги начинает движение в новом направлении.
При выполнении поворотов в движении (особенно поворота кругом) целесообразно после подачи исполнительной команды вести подсчет, чтобы сохранить ритм движения.
Обучать повороту кругом надо по разделениям, после того, как освоены повороты направо и налево.
Перемена направления фронта захождением плечом.
Команды :
1. «Правое (левое) плечо вперед шагом-МАРШ!» (при движении слово «шагом» опускается). По этой команде группа, не нарушая шереножного строя, движется вокруг левофлангового, который, обозначая шаг на месте, поворачивается вместе со всей шеренгой, соблюдая равнение.
2. «Прямо!» (подается под левую ногу), «На месте!» или «Группа - СТОЙ!»
Движение в обход. Команда «Налево (направо) в обход шагом - МАРШ!». Если команда подается во время передвижения, то исполнительная команда «МАРШ!» должна быть подана у угла зала или площадки, а слово «шагом» исключатся.
Движение по диагонали. Команда «По диагонали - МАРШ!».
Передвижение противоходом - движение всей колонны за направляющим в противоположном направлении.
Команда «Противоходом направо (налево) шагом - МАРШ!». Интервал между встречными колоннами - один шаг. Может исполняться по прямым и косым направлениям.
Движение змейкой - несколько противоходов подряд. Величина змейки определяется по первому противоходу.
Движение по кругу. Команда «По кругу - МАРШ!». Исполнительная команда подается на середине одной из граница зала или площадки, после чего указывается дистанция, для того чтобы определить размер круга.