Штраф за среднюю скорость — законно или нет? В подмосковье начали штрафовать за превышение средней скорости Максимальная сумма штрафа

Ответ: Уважаемый Александр, система «Автодория» - аппаратно-программный комплекс, предназначенный для определения скоростного режима транспортных средств через измерение времени, за которое транспортное средство преодолело расстояние. Система имеет сертификацию Госстандарта с целью утверждения типа средства измерений и имеет свидетельство RU.C.28.002.A №46823, per. № 50167-12.

Требования к содержанию постановления по делу об административном правонарушении установлены положениями статьи 29.10 КоАП РФ. В соответствии с п. 4 ч. 1 указанной статьи в постановлении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Закон при этом не вводит каких-либо конкретных ограничений или процедур, предписывающих в качестве таких обстоятельств указывать место совершения правонарушения в виде конкретной географической координаты (точки) и определять астрономическое время совершения (момент) правонарушения.

В статье 28.1 КоАП РФ перечислены все поводы к возбуждению дела об административном правонарушении. При этом непосредственность обнаружения соответствующими должностными лицами достаточных данных, указывающих на наличие правонарушения, как представляется, не может рассматриваться в качестве обоснования указания при рассмотрении дела абсолютного места и времени совершения административного правонарушения.

Нормы, предписывающие необходимость такого указания, в законодательстве об административных правонарушениях отсутствуют.

Действующее законодательство об административных правонарушениях - ст. 12.9 КоАП РФ - не содержит указания на технологические особенности определения скорости движения транспортного средства.

В соответствии с положениями раздела 10 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения. Представляется, что данное положение определяет поведение водителя транспортного средства как в каждый конкретный момент времени, так и на протяжении всего периода движения транспортного средства.

Конструкция правовой нормы, устанавливающей административную ответственность за превышение установленной скорости движения, такова, что обуславливает оценку измеренного значения скорости движения по отношению к установленным предельным нормативам скорости. При этом законодатель не вводит каких-либо предписаний относительно принципов, методов, технологий измерения скорости движения.

Таким образом, административными правонарушениями по смыслу положений КоАП РФ (статья 2.1) равным образом будут являться как движение транспортного средства со скоростью, значение которой превышает установленный предельный норматив, в конкретный момент времени (далее - мгновенная скорость), так и движение транспортного средства со сверхнормативной скоростью на определенном участке дороги на протяжении определенного периода времени.

Необходимо учитывать, что измерение так называемой мгновенной скорости на практике есть результат измерения средней скорости движения на пренебрежительно малом участке пути в пренебрежительно малый период времени.

С учетом того обстоятельства, что законодатель не конкретизировал физические величины и методы измерений при определении скорости движения транспортных средств для целей законодательства об административных правонарушениях, изложенный подход к пониманию сути законодательства об административных правонарушениях представляется обоснованным в контексте взаимосвязанных положений Правил дорожного движения Российской Федерации.

То обстоятельство, что лицо, двигаясь на транспортном средстве с различной сверхнормативной скоростью на протяжении периода времени, фактически совершает на данном участке дороги несколько различных правонарушений (предусмотренных разными частями ст. 12.9 КоАП РФ), не исключает ответственности виновного лица за совершение конкретного правонарушения, событие которого доказано.

В ситуации, когда на участке дороги скорость движения транспортного средства изменяется с минимальной до максимальной, значение измеренной средней скорости хотя бы единожды будет точно соответствовать значению мгновенной скорости движения транспортного средства на данном участке дороги в измеренный промежуток времени. Так, при условии, что половину измеряемого пути от начальной точки транспортное средство проходит, например, со скоростью 60 км/ч., а вторую половину пути до конечной точки - со скоростью, например, 100 км/ч., значение средней скорости движения на данном участке составит 80 км/ч. При этом очевидно, что на данном участке дороги с таким значением скорости, тождественным значению средней скорости, транспортное средство будет двигаться в установленный промежуток времени хотя бы единожды, развивая скорость с минимальных 60 до максимальных 100 км/ч.

Таким образом, факт совершения конкретного административного правонарушения, предусмотренного соответствующей частью ст. 12.9 КоАП РФ на конкретном участке дороги в конкретный период времени будет объективно доказан. Процессуальные положения законодательства об административных правонарушениях при этом в полной мере соблюдаются.

В то же время необходимо учитывать, что согласно ст. 2.6 прим. 1 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники транспортных средств.

В соответствии с примечанием к части 3 статьи 1.5 КоАП РФ в случае фиксации работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством, административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, обязанность по доказыванию своей невиновности лежит на собственнике транспортного средства. Собственник транспортного средства освобождается от административной ответственности, если будут подтверждены содержащиеся в его сообщении или заявлении данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или пользовании другого лица.

Основной задачей государственного надзора в области дорожного движения и законодательства об административных правонарушениях является, как представляется, не столько максимизация количества выявленных нарушений правил, стандартов, иных норм, действующих в области обеспечения безопасности дорожного движения, сколько создание благоприятной среды для всех участников дорожного движения путем создания стимулирующих условий к соблюдению Правил дорожного движения Российской Федерации и, соответственно, путем предупреждения административных правонарушений.

Система позволяет достичь указанных целей в части соблюдения водителями транспортных средств установленной скорости движения, стимулируя законопослушное поведение не эпизодически, а на протяжении всего процесса движения на конкретном участке автомобильной дороги.

В Подмосковье начали штрафовать за превышение средней скорости. На дорогах области заработали 50 новых зон контроля средней скорости. Об этом сайт рассказали в пресс-службе "Центра безопасности дорожного движения Московской области" (ЦБДДМО).

"50 автоматизированных комплексов подключили к региональной системе фото- и видеоконтроля нарушений правил дорожного движения (ПДД). Камеры фиксируют превышение скорости движения транспортных средств на протяженных участках автодорог", – отметили в пресс-службе. Штраф за превышение средней скорости составляет от 500 до 5 тысяч рублей.

По информации ЦБДД, поэтапное подключение камер, которые фиксируют превышение средней скорости, началось в ноябре прошлого года. "Протяженность участков контроля на различных автодорогах варьируется от 600 метров до 5 км, а суммарная длина всех зон контроля составляет свыше 60 км", – пояснил представитель ЦБДДМО.

Все комплексы фотовидеофиксации, которые контролируют превышение средней скорости, размещены на данных участках автомагистралей и автодорог:

  • М-5 "Урал";
  • М-3 "Украина";
  • М-7 "Волга";
  • М-8 "Холмогоры";
  • М-4 "Дон";
  • М-11 "Москва-С. Петербург";
  • А-100 "Москва-Бородино";
  • Щелковское шоссе;
  • Пятницкое шоссе;
  • Московское малое кольцо (ММК);
  • "Кузнецы-Павловский Посад-Куровское";
  • Р-113 "Хлебниково-Рогачево";
  • Р-105 "Москва-Егорьевск-Тума-Касимов;
  • "Звенигород-Колюбакино-Нестерово";
  • Московское большое кольцо (МБК);
  • подъездная автодорога к аэропорту "Домодедово".
В пресс-службе добавили, что места размещения камер выбраны на основе анализа аварийности в местах концентрации ДТП совместно с региональной Госавтоинспекцией, Министерством транспорта и администрациями городских и муниципальных образований области. Допустимая скорость на данных участках варьируется от 60 до 90 км/ч. На участке платной дороги M-11 разрешенная скорость – 110 км/ч.

В сентябре 2014 года камеры, фиксирующие превышение средней скорости, "Автодория" появились в Подмосковье . Однако уже в начале 2015 года их демонтировали. После этого ЦБДДМО объявил конкурс на установку фотовидеофиксации, определяющих среднюю скорость.

Принцип работы таких комплексов прост. Камеры установлены в начале и конце участка. Они дважды фиксируют автомобиль. Далее длина пройденного пути делится на время пути. Так и высчитывается средняя скорость. Она не должна превышать максимально допустимую скорость на этой трассе. За превышение средней скорости водитель получает штраф, как за обычное превышение скорости - по статье 12.9 КоАП. Сумма варьируется от 500 рублей и до 5 тысяч рублей. Работать комплекс может на участке протяженностью от 500 метров до 10 километров.

В прошлом году комплексы установили на автодорогах "Волга" и "Урал", трассе Москва-Дмитров-Дубна, на Горьковском и Дмитровском шоссе. В планах оснастить ими не только федеральные трассы, но и дороги местного значения. Всего на подмосковных дорогах может появиться 350 систем. В столице подобные камеры планируют установить улично-дорожной сети.

Координатор общества "Синие ведерки" Петр Шкуматов считает, что камеры контроля средней скорости в Подмосковье помогут дисциплинировать водителей. "Но камеры могут быть эффективными в тоннелях и на эстакадах, то есть в таких местах, где невозможно свернуть или заехать на обочину", – пояснил он.

Однако, по словам эксперта, сейчас такие камеры фотовидеофиксации не всегда устанавливают в необходимых местах. На открытых участках дорог они будут менее эффективны. Шкуматов добавил, что автомобилисты будут недовольны установкой таких камер на платных дорогах, например на трассе М-11 "Москва-С. Петербург". "Ставить камеры на трассе М11, где за проезд берут 500 рублей, а потом и штраф еще возьмут вдогонку....

Председатель московского областного отделения Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров отметил, что он пока не сталкивался со случаями обжалования штрафа за превышение средней скорости. "Мне самому было бы интересно получить такой штраф и попробовать его обжаловать, чтобы добиться ответа от ГИБДД и в суде, – пояснил он. – В постановлении по закону должно быть указано конкретное место, конкретное время и определенная величина превышения".

Дозоров добавил, что система фиксации средней скорости все равно приведет к уменьшению количества нарушений. "Сейчас водители перед камерами только притормаживают, и, может быть, действительно на продолжительных участках люди будут держать скорость в рамках правил", – заключил правозащитник.

Генпрокуратура России проверит законность штрафов, которые собирают благодаря автоматическим комплексам «Автодория». Депутаты Госдумы указывают, что Кодекс об административных правонарушениях не предусматривает взыскания за превышение средней скорости движения.

Штрафы за превышение скорости, которые фиксируются «Автодорией», могут оказаться вне закона. Об этом пишет «Газета.ru» со ссылкой на депутата.

Ярослав Нилов, депутат Госдумы РФ:

В ряде регионов автомобилистам выписывают штрафы за так называемое движение со средней скоростью. Но это некорректные расчеты, ведь формально на контролируемом такими специальными камерами участке дороги водитель может, например, превысить скорость и на 60 км/ч и в то же время часть пути, наоборот, ехать медленнее, чем разрешено. Наказание у нас предусмотрено за конкретное превышение на ту или иную величину.

Принцип работы «Автодории» отличается от обычных камер автоматической фиксации нарушений. На контролируемом участке устанавливаются две камеры, которые определяют координаты, госномер автомобиля и время проезда отрезка дороги. Затем длина пройденного пути делится на время и высчитывается средняя скорость. И если она превышена - водителю приходит штраф.

Эксперты, опрошенные изданием, отмечают, что, несмотря на эффективность таких дорожных комплексов, необходимо менять законодательство. «С точки зрения буквалистики привлекать нарушителей по действующему КоАП за превышение средней скорости нельзя, - говорит эксперт по фотовидеофиксации Сергей Ласкин. - И это не проблема комплексов, а проблема законодателей».

Глава «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин напомнил, что «нарушение должно быть конкретным, с указанием точного времени и места».

«Хитрые камеры» смонтированы также на дорогах Москвы, Подмосковья, Самарской, Челябинской и Калининградской областей, Татарстана - всего в 11 регионах.

Случилось тут очередное интернет перевозбуждение. В Подмосковье начали штрафовать за превышение средней скорости на участке дороги.

Как видно об этом отчиталась ГКУ "ЦБДДМО" . Кстати, эксперименты с "Автодорией" в Подмосковье начались давно - еще на М5, но после комплексы демонтировали, т.к. не оформили на них разрешительную документацию. И вот опять поставили.

Отмечу, что в славном Татарстане эти устройства во всю работают уже давно и активно штрафуют граждан.

Естественно, с новостью о введениях контроля тут же появились вопли, что мол незаконно и все такое. Но не будем пустословить и разберем ситуацию на реальном примере. Поверхностно, без глубокого копания как в технику, так и в юриспруденцию.

В городах РФ установлен следующий скоростной режим:
Пункт ПДД РФ. 10.2. В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч.

Что это значит? А то, что скорость не может быть превышена ни на километр - иначе нарушение пункта правил.
А если нарушил, что происходит? Ответственность, разумеется - заглянем в КоАП РФ:

Статья 12.9. Превышение установленной скорости движения
1. Утратил силу с 1 сентября 2013 года.
2. Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 20, но не более 40 километров в час - влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
3. Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 40, но не более 60 километров в час - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
4. Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60, но не более 80 километров в час - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
5. Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 80 километров в час - влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок шесть месяцев.

Тем самым у нас есть целых четыре градации нарушения скоростного режима, 20-40, 40-60, 60-80 и более 80.

Если скорость меряется привычным средством - точечным излучателем, то оная определяется однозначно - такая-то, например 85 км.ч, ответственность наступает по ч.2 статьи 12.9.

А если использовать контроль скорости на участке в 500 метров? По какой статье штрафовать собственника ТС, если автомобиль двигался со средней скоростью 85 км/ч? Он мог развить как 160 км ч, так и теже 85, двигаясь равномерно.

Как видим наступает неопредленность. А "Право" наука хоть и гуманитарная, допускающая неточности, но тем не менее подверженная логике закона. А статья 12.9 КоАП РФ требует конкретной скорости превышения, чтобы применить определенную ответственность.

Тем самым привлечение к ответственности лица, развившего 160 км-ч на участке с допустимой скоростью 60, по недолжной статье - явно несправедливо, да и незаконно.

Для обрадовавшихся, что можно будет так просто обжаловать штрафы от автодории, сообщу, что п. 4. ст. 1.5. того же КоАП помешает выйти сухим из воды:
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Если бы я был судьей, то с невозмутимым видом парировал, что сомнения в скорости 160 км-ч есть, а скорости 85 - нет, привлекаем по ч. 2 ст. 12.9.

Власти намерены установить на российских дорогах автоматические камеры, способные высчитывать среднюю скорость транспортного средства на определенном участке пути. Для этого разработана специальная система, суть которой в том, что связанные между собой камеры оборудуются в начале и конце определенного участка автодороги.


Информация с них о времени проезда автомобилей будет передаваться в центр обработки данных, где компьютеры вычислят среднюю скорость движения каждой машины.

Разработчики заверяют, что устройства способны фиксировать скорость в пределах 1 - 200 км/ч, а один регистратор будет контролировать сразу три полосы движения. В том случае, если водитель притормозил перед камерой, а затем превысит установленную скорость, ему придет «письмо счастья» . А вот тем, кто промчит мимо первой камеры с превышением, однако затем притормозит и дальше будет ехать с допустимой скоростью, штрафов опасаться не стоит.

Производитель новых комплексов уверяет, что они не фиксируются никакими радар-детекторами , так как не имеют специальных устройств измерения скорости с лазерным излучением.

В ближайшее время такими устройствами в качестве эксперимента оборудуют Горьковское шоссе в Подмосковье. В пилотном проекте камеры станут вычислять скорость на небольших участках до одного километра на участке 30 - 36 км автотрассы как в сторону столицы, так и области.

В рамках эксперимента чиновники приобретают не сами камеры, а лишь сервис по их установке и обслуживанию в течении трех месяцев - с октября до конца текущего года. За это из бюджета выложат около двух миллионов рублей. Информация от частных операторов будет поступать областной Центр безопасности дорожного движения, где формируются «письма счастья»