Классный час «Знакомство с Конвенцией о правах ребёнка. Классный час на тему:"Конвенция о правах ребенка"

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Конвенция о правах ребенка.

Документ, в котором определены права и обязанности детей, называется «Конвенция о правах ребенка». В Конвенции идет речь о том, что у всех детей на Земле были одинаковые права. Конвенция – большой документ, содержащий около 50 статей.

Миша Катя Зина Настя Аня Костя Витя Рая

Статья 29 Конвенции гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности. Что такое обязанность? Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения. Какая самая главная обязанность у тебя? А какие обязанности у учеников? А откуда вы это знаете?- Устав школы.

Заповеди для у чеников школы Школа- твой родной дом. Ты пришел в этот дом получить образование, профессиональные умения и навыки, эти заповеди Твои:

Учеба- твой главный труд, приложи все усилия, чтобы учиться по с пособностям. Неукоснительно соблюдай дисциплину на уроках.

В своем доме ты можешь у частвовать в управлении жизнью ученического коллектива ч ерез совет самоуправления.

Ты имеешь право участвовать в общественной жизни класса и школы. Если критикуешь, в ыражаешь несогласие- в озражай, в озражаешь - предлагай, предлагая - выполняй.

Ты имеешь право на уважение человеческого д остоинства и защиту о т унижения, оскорбления, но помни, что это право и меет каждый, не только ты.

Выбирай профиль о бучения согласно с воим интересам, в озможностям, состоянию з доровья, с учетом желания и учись.

В твоем доме все р аботники школы- т вои друзья. К друзьям относятся с уважением, д обротой и искренностью.

Ты имеешь право н а доверительное, т оварищеское, п артнерское общение с о сверстниками и у чителями и их поддержку в добрых поступках и делах.

В твоем доме не Принято курить, сквернословить, Обижать Других, Не сдерживать Собственное слово.

В твоем доме с тараниями администрации и учителей- все новое. Это для того, чтобы тебе было комфортно. А сберечь школьное и мущество- т воя обязанность.

В школу ты пришел т рудиться. Будь собран, опрятен, приходи в школу за 15 минут до н ачала первого урока, а в кабинет- за 5 минут до звонка, не пропускай з анятий без уважительной причины.

Береги труд техничек и своих товарищей д ежурных- соблюдай чистоту и порядок в школе, носи в школе с менную обувь.

Дежурные отвечают з а порядок в школе- в ыполняй их требования.

Отдыхая на перемене, н е мешай другим.

Учись отстаивать собственное мнение, д елая это корректно, т актично, не ущемляя д остоинство других.

Отвечай за свои д ела и поступки, в едь ты- Человек разумный.

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ. Международное д есятилетие мира и ненасилия в и нтересах детей п ланеты.


ЦЕЛИ:

  • Познакомить учащихся с основными положениями Конвенции;
  • способствовать осознанию ответственности за свои права;
  • формировать положительное отношение к правам других.

ХОД УРОКА:

Сегодня на занятии мы будем говорить о нашем обществе. Вспомните, недавно на уроках мы говорили об обществе, в котором мы живем. Как называется наше общество? (россияне)

Давайте вспомним, как называется основной документ нашего государства? (конституция)

В обществе всех людей на Земле можно выделить часть общества, в которую не входят наши гости, я, ваши родители. Назовите это общество. (общество детей)

Как вы думаете, все ли дети Земли живут хорошо? Почему? (ответы детей)

  • «ежегодно 3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению».
  • «около 100 млн. детей существует за счет воровства, изнурительной работы, попрошайничества, т.к. покинуты своими семьями».
  • «120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности ходить в школу»

Для того, чтобы уменьшить страдания детей большинство государств в мире, проявляют заботу о детях. В США в г. Нью-Йорке находится штаб-квартира Организации Объединенных Наций (ООН). Это международная организация, которая стремится избавить будущие поколения от войны. В эту организацию входит более 180 государств. В 1989 г. ООН был разработан и принят документ, в котором речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права.

Об этом документе мы сегодня и будем говорить.

СЛАЙД 1. Документ, в котором определены права и обязанности детей, называется «Конвенция о правах ребенка»

Это слово для вас новое и сложное. Давайте поучимся его произносить и постараемся запомнить. (хором)

СЛАЙД 2. КОН-ВЕН-ЦИ-Я, конвенция о правах ребенка.

Кто запомнил, когда был принят этот документ? (на слайде – принят в 1989 г.)

Правительство нашей страны тоже подписало этот документ. Вас тогда еще не было на свете, но государства многих стран думают и о будущих поколениях. Конвенция – это документ, который должны исполнять все, кто его подписал.

СЛАЙД 3. Фотография детей разных национальностей.

В Конвенции речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права.

Конвенция – это большой документ, содержащий около 50 статей. Мы сегодня поговорим об основных положениях.

СЛАЙД 4. Ребенок – это любой человек до исполнения ему 18 лет.

СЛАЙД 5. Каждый ребенок имеет право на имя, фамилию, гражданство.

А вы имеете имя и фамилию? Значит, вы пользуетесь этим правом.

СЛАЙД 6. Любой ребенок имеет право:

  • на жизнь со своими родителями;
  • на уровень жизни, необходимый для его умственного, физического и духовного развития.

СЛАЙД 7. Ребенок имеет право на здравоохранение.

СЛАЙД 8. Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование.

СЛАЙД 9. Любой ребенок имеет право на досуг, игры и участие в культурной жизни.

Вы пользуетесь этим правом?

СЛАЙД 10. Ребенок имеет право на защиту от работы, которая угрожает его здоровью, образованию и безопасности. В нашей стране не разрешается принимать на работу до 15-летнего возраста.

СЛАЙД 11. Государство защищает ребенка от всех форм жестокого обращения со стороны родителей и других лиц.

СЛАЙД 12. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей.

СЛАЙД 13. Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды, мнения, получать и передавать информацию.

Вот несколько основных положений. Кто из вас запомнил название документа?

СЛАЙД 14. Конвенция о правах ребенка.

Говорить о соблюдении или нарушении прав ребенка мы с вами можем не только на примерах из нашей жизни. Давайте вспомним художественное произведение, с которым мы недавно познакомились. Это рассказ А.П.Чехова «Ванька». У вас на партах лежат листочки с отрывком из этого произведения. Прочитайте и подчеркните строчки, в которых говорится о нарушении прав ребенка, если бы Ванька жил в наше время.

Самостоятельная работа

Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька»

Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. …он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. ..

«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе велела мне почистить селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт меня чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности…»

Обсуждение . Какие права были нарушены?

(жестокое обращение, недостаточный уровень жизни для развития, плохое питание)

Давайте посмотрим эпизод из нашей с вами жизни. Сценку подготовили наши ребята.

Семья: бабушка вяжет, мама готовит, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын:
- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)
Мать:
- С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын:
- Это насилие над личностью!

Бабушка:
- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын:
- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.
Мать:
- Помой посуду, сынок.
Сын:
- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец:
- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын:
- Это проявление жестокости, папа. Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

- Скажите, прав ли сын в этой семье?

Согласны ли вы с тем, что были нарушены его права?

Найдите ошибки в поведении членов семьи.

Ответы детей

У каждого человека есть не только права, но и обязанности.

  • соблюдать правила личной гигиены;
  • помогать старшим;
  • добросовестно учиться.

Я предлагаю вам рассмотреть рисунки, обсудить их в парах, определить, на каких рисунках нарушаются права ребенка, а на каких нет. Раскрасьте рисунки, где, по вашему мнению, не нарушаются права детей. <

Объясните свой выбор.

Чтобы вы лучше запомнили ваши права, ребята подготовили стихи:

ТОВАРИЩИ ДЕТИ!
Будьте бдительны!
ПРАВА СВОИ ЗНАЙТЕ,
ХОРОШИМИ ЛЮДЬМИ РАСТИТЕ!!!

В Конвенции каждый найдёт
На вопрос ответ: Помни!
Ребёнком считают того,
Кто не достиг восемнадцати лет.

Сколько бы ни было
В мире детишек.
Черных и белых, девчонок, мальчишек
Все их права и ценны и равны.
Взрослые! Вы уважать их должны.

Богатство твоей страны – это ТЫ!
Должен любой президент понимать:
Лишь там превращаются в правду мечты,
Где детям готовы всё лучшее дать.

Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки –
Каждый день рождаются девчонки и мальчишки
Пользуются с первых дней правами своими –
Ведь с пелёнок человек получает имя.

ПОМНИ!
Куда бы ты ни пришёл,
Любой государственный дядя
Дела иные отложит в стол
Твоих интересов ради!

Я расту на радость маме,
Но приходится признать,
Чтоб Я вырос лучшим самым,
Как мне много нужно знать!

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

  • В каком международном документе записаны права детей?
  • Какие основные права вы запомнили?
  • Кто является ответственным за обеспечение прав ребенка?

ВЫВОД:

Наше государство провозглашает равными перед законом всех людей. Человек может использовать свои права, но и не должен нарушать права других людей. Взаимопонимание, уважение друг к другу – единственный способ решения всех конфликтов. Помните об этом, ребята.

Правовое воспитание в начальной школе

Классный час в 3 классе на тему «Конвенция о правах ребенка»

Задачи:

1. Познакомить детей с Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребенка.

2. Дать представление о правах ребенка.

Оборудование: перечень правил игры для каждого; бумага и карандаши для рисования.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: что люди могут делать и что не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. В конце концов удалось решить главные вопросы и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека, в которой изложено много различных прав взрослых людей.

А права детей записаны в Конвенции о правах ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН) в 1989 году.

Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.

Творческое задание

Учитель. Придумайте знаки, отражающие основные статьи Конвенции о правах ребенка. (Дети придумывают их сами и рисуют.) Среди них есть знаки запрещающие и разрешающие:

1. В каждом ребенке необходимо воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между народами.

2. Ни один ребенок не может быть продан или куплен.

3. Каждый ребенок имеет право на бесплатное и обязательное образование.

4. Ни один малолетний ребенок не может быть разлучен со своей матерью, кроме исключительных случаев.

5. Каждый ребенок нуждается в любви и внимании.

6. Каждый ребенок со дня рождения имеет права на гражданство и собственное имя.

(Дети рассматривают рисунки друг друга и обсуждают.)

Игра «Угадай, какой знак»

Знак № 1

Петь, рисовать и танцевать,

Уроки в школе посещать,

Свои таланты развивать -

Это разрешается.

Знак №2

Посмотри на этот знак:

Человек поднял флаг.

Выражает свое мнение -

Это разрешается.

Знак №3

Эта грань обозначает:

Мать с ребенком разлучают -

Это запрещается.

Знак №4

Здесь ремень вокруг дитя,

Как лента, извивается,

Бить, наказывать - всегда

Запрещается!

Знак №5

Другого за руку держать.

Не за цвет кожи уважать.

Под общим солнцем в мире жить,

Со всеми расами дружить -

Это разрешается!

Физкультминутка

(Работа в парах. Дети должны при помощи мимики и жестов показать одно из выученных прав.)

Игра «От одного до трех»

Каждому участнику дают перечень, состоящий из десяти правил игры, и предлагают выбрать из них три. Игроки должны аргументировать свой выбор. Для этого формируются группы ребят, которые выбрали схожие правила. Каждая группа готовит свои аргументы.

Задание: выберите из предложенных десяти правил три главных, без которых игра не состоится. Расставьте их по значимости. Продумайте аргументы, объясняющие выбор, и попытайтесь найти единомышленников.

Полезные советы:

1. Выбирая игру, главное - знать, кто, когда и где в нее будет играть.

2. Каждая игра должна соответствовать времени суток и возрасту участников.

3. Хорошо подготовленный игровой инвентарь - половина успеха игры.

4. Точное объяснение правил поможет избежать конфликтов при подведении итогов игры.

6. С жюри не спорят, когда оно компетентно и аргументирует свои решения.

7. Делу - время, потехе - час. Каждой игре - свое место и время.

8. Ведущий - зеркало игры во всем: в настроении, внешнем виде, в словах и реакциях зрителей. У него могут быть помощники, но он - мастер своей игры.

9. Приз и награда - это возможность сделать человека лучше. 10. Любая игра неповторима при соблюдении основных правил.

Обсуждение ситуации

Учитель. Давайте вспомним сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Все ли обитатели птичьего двора имели одинаковые права? (Дети отвечают.)

Почему обижали маленького утенка? (Он был совсем непохож на других.)

Имеют ли право люди относиться так к человеку, который непохож на них цветом кожи, внешним видом, говорит на другом языке? (Дети отвечают.)

Психотренинг

Все встают в круг. Глядя соседу в глаза, первый игрок должен сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу (игра идет по кругу): «Я уважаю твое право на учебу и не стану отвлекать тебя на уроке...». И т. д.

Подведение итогов

Учитель. Что нового вы узнали сегодня? (Дети вспоминают пройденный материал.)

Домашнее задание

Можно предложить учащимся начать писать свою книгу по правам человека, совместно с детьми придумать название книги, например «Мои права», или предложить им придумать свое название. Пусть первая страничка книги будет называться «Кто я?». Дома ученик начнет работу с ней. На первую страницу он приклеит свою фотографию, запишет, сколько ему лет, какие у него интересы, что он любит и немного о своей семье, домашних животных и обо всем, что ему нравится. В дальнейшем при изучении прав школьники могут записывать интересные суждения, делать тематические рисунки.

Дополнительный материал

Конвенция о правах ребенка

Миллионы людей ежегодно отмечают Международный день защиты детей. Мирное счастливое детство - неустанная забота всех людей доброй воли, их обязанность по отношению к человеческой цивилизации.

Международный день защиты детей учрежден в ноябре 1949 года решением сессии совета Международной демократической федерации женщин и отмечается ежегодно 1 июня. Впервые он был проведен в 51 стране мира в 1950 году. В этот день в 1924 году была принята женевская Декларация о правах детей, провозглашающая необходимость специальной защиты прав ребенка. Ежегодно 1 июня проводятся праздники и фестивали, выставки детского рисунка, детского технического творчества, разнообразные спортивные состязания.

«Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, занятие игрой, творчеством и развлечения в соответствии с возрастом ребенка и свободное участие в культурной жизни и искусстве». (Конвенция ООН о правах ребенка, 1989 год, статья 31, пункт 1.)

Конвенция - это правовой документ международного стандарта. Главная цель конвенции - максимальная защита интересов ребенка. Ее положения сводятся к основным требованиям, которые должны обеспечить права детей на выживание, здоровье, развитие, защиту и активное участие в жизни общества. Определяя права детей по различным направлениям, конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, вводит специальный механизм контроля - Комитет ООН по правам ребенка и наделяет его большими полномочиями.

Конвенция призывает взрослых и детей строить взаимоотношения на нравственно-правовой и педагогической основе. Уважение к мнению, взглядам, к личности ребенка в целом должно быть не только нормой общечеловеческой культуры, но и нормой права.

Дети имеют право расти и развиваться физически и духовно здоровыми, нормальным путем, в условиях свободы и сохранения достоинства.

Дети имеют право на имя и гражданство какой-либо страны.

Дети имеют право на особую свободу и защиту, на хорошее питание, жилище и медицинское обслуживание.

Дети имеют право на любовь, понимание, прежде всего со стороны родителей и семьи, а при их отсутствии - также со стороны правительства.

Дети имеют право ходить в школу бесплатно, играть и иметь равные возможности развиваться, а также учиться быть ответственными и полезными.

Дети имеют право всегда быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Детей должны научить жить в мире и дружбе со всеми людьми, проявлять внимание и терпимость. Они должны воспитываться в сознании, что их энергия и способности должны посвящаться служению на благо людей.

10 декабря 2008 года исполнилось 60 лет со дня принятия Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций Всеобщей декларации прав человека, в которой провозглашены основополагающие личные, политические, гражданские, социальные и культурные права человека.

Необходимо сказать, что декларация была протестом против ужасов Второй мировой войны. Рассматривая основные положения декларации, следует обратить внимание на то, что все права и свободы, провозглашение в ней, подразделяются на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные.

Уместно выделить статью 29, в которой содержится упоминание о том, что, кроме прав, у человека имеются и обязанности. Единство прав и обязанностей составляет основу гражданственности.

Продолжая разговор о декларации, необходимо остановиться на продвижении и развитии идеи прав человека. В 1966 году декларация была дополнена двумя документами: Международным пактом о гражданских и политических правах и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, которые в совокупности неофициально называют Международным биллем о правах. В последующем были подготовлены и другие конвенции, детально рассматривающие права отдельных категорий граждан.

Тематический классный час.

«Твои права. Конвенция о правах ребенка»

Форма проведения: конференция.

Цель: познакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными Конвенцией ООН, и способами их реализации.

Подготовка

Трое учащихся с помощью классного руководителя изучают Конвенцию ООН о правах ребенка и готовят доклады об основных правах ребенка и о способах их реализации.

Конвенция ООН о правах ребенка

Учитель: 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций приняла Конвенцию о правах ребенка. А на территорию Российской Федерации Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года.

Сегодня мы с вами познакомимся с основными правами ребенка, которые согласно Конвенции ООН должны обеспечить детям все государства-участники Конвенции.

Но, кажется, первое, что приходит вам в голову, - это вопрос: «А я-то здесь причем? Ведь я давно уже вышел из детского возраста». Не так ли? Тогда позвольте задать вам вопрос. Как вы думаете, до скольких лет, согласно Конвенции ООН, человек считается ребенком? А на доске я напишу 4 варианта ответов на этот вопрос:

  1. до 21 года.

Учитель: Как видите, голоса разделились. Кстати, этот вопрос был задан в игре «Кто хочет стать миллионером?», и отвечал на этот вопрос школьник. Так вот. Он ответил на этот вопрос неверно. Видимо, как и некоторые из вас, он решил, что детский возраст заканчивается с получением паспорта, то есть в 14 лет. Но в соответствии с первой статьей Конвенции ООН ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Так что все вы на самом деле еще дети и в соответствии с Конвенцией ООН имеете право на особую заботу и помощь со стороны своего государства. Поэтому сейчас внимательно послушайте наших «юристов» - Таню, Валю и Женю, подробно изучивших Конвенцию ООН о правах ребенка.

Жизнь, здоровье и отдых детей

Таня: Государства – участники Конвенции ООН – признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

Наверное, сегодня это право ребенка многим покажется очевидным, но вспомните законы древней Спарты, или концентрационные лагеря фашистской Германии, или разговоры сегодняшних псевдогуманистов о возможности умерщвления новорожденных детей, страдающих некоторыми врожденными заболеваниями.

Признавая неотъемлемое право человека на жизнь, государства создают законодательства, охраняющие жизнь и здоровье всех его граждан.

Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии.

То есть вы в праве исповедовать любую религию. Но если вы вдруг станете членом секты, решившей устроить на планете конец света путем проведения газовой атаки в метро или взрыва атомной бомбы, то ваши действия нарушают право на жизнь других членов общества и станут самым настоящим преступлением, наказание за которое не замедлит последовать.

Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения.

А для реализации своего права на бесплатную медицинскую помощь вам следует один раз в год заключать договор о медицинском страховании.

Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях; свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством, спортом и техническим творчеством.

И для реализации этих прав вам достаточно записаться в любой из кружков «Дворца творчества» или в секцию спортклуба. Для вас работают лектории при вузах и музеях, специальные клубы выходного дня, творческие студии и т.д.

Таня заканчивает свое выступление, и учащиеся обсуждают услышанное.

Защита от насилия и эксплуатации

Валя: Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического и психологического насилия.

А это значит, что если вас кто-то обижает, унижает, избивает или оказывает на вас психологическое воздействие, т.е. убеждает вас сделать то, что вы считаете для себя недопустимым, пожалуйста, не ищите выхода из этого трудного, а порой и унизительного положения самостоятельно, а обратитесь за помощью к старшим, например, к классному руководителю. Поверьте, они найдут способ помочь вам в этой беде.

Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья.

И в соответствии с этой статьей Конвенции ООН о правах ребенка разрабатывается перечень разрешенных работ и устанавливается максимальная продолжительность рабочего дня для различных возрастов подростков.

Ребенок имеет право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ.

То есть все те, кто предлагает вам наркотические психотропные препараты, нарушают Уголовный кодекс РФ и подлежат уголовной ответственности за свои действия. А если кто-то из «друзей» ваших знакомых наркоманов попросит вас передать «другу» чек или таблетки, то учтите, что, ввязавшись в это грязное дело, вы становитесь соучастником преступления.

Валя заканчивает свое выступление, и учащиеся обсуждают услышанное.

Учитель: Спасибо Тане и Вале за очень интересное изложение ваших основных прав и способов их реализации. А теперь давайте послушаем сообщение Жени о ваших правах на получение образования.

Право на образование

Женя: Сейчас я познакомлю вас с содержанием 28-й и 29-й статьей Конвенции ООН о правах ребенка.

Статья 28

1. государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:

    вводят бесплатное и обязательное начальное образование;

    поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставления в случае необходимости финансовой помощи;

    обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств;

    обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;

    принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.

2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией.

3. Государства-участники поощряют и развивают международное сотрудничество по вопросам, касающимся образования, в частности, с целью содействия ликвидации невежества и неграмотности во всем мире и облегчения доступа к научно-техническим знаниям и современным методам обучения.

Статья 29

1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

    развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

    воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

    воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

    подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

    воспитание уважения к окружающей природе.

А это значит, что все мы с вами, реализовав свое право на получение бесплатного среднего образования, должны стать благоразумными членами общества, способными сделать это общество еще более гуманным и счастливым.

Заключение

Учитель: Ребята, сегодня вы познакомились лишь с некоторыми статьями Конвенции ООН о правах ребенка. Подробнее познакомиться с этим международным договором вам поможет брошюра «Конвенция ООН о правах ребенка» (учитель демонстрирует брошюру), которую вы можете взять в библиотеке.

Думаю, что у многих из вас уже возникали какие-то личные правовые вопросы. Пожалуйста, задайте их мне в индивидуальном порядке или напишите их на листочках бумаги и опустите в наш почтовый ящик «Хочу спросить». Вопросы могут быть и анонимными, так что не стесняйтесь и спрашивайте. Я постараюсь ответить на все вопросы, а в случае необходимости пригласим для консультации специалиста-правоведа.

К сожалению, мир, в котором мы живем, не идеален и никто не застрахован от огорчений, болезней и несчастий. А разводы родителей предательство друзей, несчастная любовь…

Порою жизненные ситуации так трудны, что у человека просто опускаются руки и ему начинает казаться, что он загнан в угол и выхода нет. Поверьте мне, все проходят через подобные испытания.

И здесь главное – не замыкаться в себе и не оставаться один на один со своей бедой, а идти к людям.

Для оказания психологической помощи подросткам, попавшим в кризисные ситуации, в городе действует специальная телефонная служба доверия. Запишите, пожалуйста, номер телефона этой службы.

Учитель записывает на доске номер телефона городской службы доверия.

И в трудную минуту, прежде чем что-то предпринять, позвоните по этому телефону и, будьте уверены, вам обязательно помогут.

Копылова Мария Никитична ,учитель начальных классов

Цели:

    познакомить детей и родителей с основными положениями Конвенции;

    соотнести права и обязанности детей;

    способствовать осознанию ответственности за свои права;

    формировать положительное отношение к правам других.

Работа проходит в группах (Родители и дети делятся на равные группы.)

Слово учителя.

“Не строй церковь, пристрой сироту” - призывает русская пословица. Увы, не многие следуют этому призыву. Богатство и нищета по-прежнему существуют в мире. Для России проблема защиты детства чрезвычайно остра.

- Как вы думаете, а от кого надо защищать детей? (Ответы детей)

В США, в городе Нью-Йорке высится 39 этажное здание, в нем помещается

Штаб-квартира Организации Объединенных Наций (ООН), международной организации, главной целью которой является стремление избавить грядущие поколения от бедствий войны. Ежегодно созывается Генеральная Ассамблея ООН - собрание делегатов всех государств-членов организации, сейчас их более 180.

Конвенция о правах ребёнка была единогласно принята в 1989г. Генеральной Ассамблеей ООН.

Почему возникла необходимость в принятии Конвенции?

Вот несколько фактов из брошюры ООН “Права человека. Изложение фактов №10”:

    покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;

    120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;

    ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.

Все проблемы по защите детей и детства учтены в содержании Конвенции о правах ребёнка, основная цель которой – побудить государства прикладывать максимум усилий для решения этих проблем.

Наше государство подписало этот документ.

Конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. (На доске вывешиваются слова:Конвенция, права. )

В Конвенции речь идёт о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. Парламенты и правительства должны издавать такие законы, по которым все дети их страны должны иметь равные и широкие возможности для развития личности.

(Выставляется Конвенция о правах ребёнка , на столах в каждой группе основные положения Конвенции.)

Конвенция- это достаточно большой документ, перечислим основные положения:

    Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.

    Дети имеют право свободно выражать своё мнение.

    Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка.

    Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений.

    Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.

    Ребёнок имеет право на образование.

    Государства уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.

    Ни один ребёнок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях.

    Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Учитель:

Конвенция о правах ребёнка содержит не только права. Она чётко устанавливает границы перехода от детства к взрослой жизни (ООН считает детьми человеческие существа от рождения до 18 лет.)

Обсудите в группах и попробуйте доказать какие положения не в полном объеме выполняются у нас. (Осуждение и выступление детей и родителей)

Учитель:

Но детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки, поучений типа: “я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя”. Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.

(Обратить внимание на вопросы, которые даны на доске.)

    Можно ли не допускать ссор?

    В чём причины конфликтов между детьми и взрослыми?

Попробуем вместе разобраться, а потом постараемся ответить на вопросы.

Разыгрывается сценка.

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

С грязными руками за стол?! Помой руки!

Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

Помой посуду, сынок.

Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Это проявление жестокости, папа.

Работа в группах, обсуждение, состязание.

    Найти ошибки в поведении членов семьи (на доске табличка “обязанности”).

    Имеет ли право ребёнок от чего-то отказаться и получить то, что хочет?

    На доске анаграммы:

Н О К Е В Н И Ц Я

Р Д О Т И Е И Л, Г О У С А Р Д Т С О В

И Ж З Н Ь, Р Б О А З О А В И Н Е.

Вопросы:

    Кто является ответственным за обеспечение прав детей?

    Какие основные права вам известны?

    В каком международном документе записаны права детей?

    Кто запомнил какие-нибудь положения Конвенции?

    В каких сказках, литературных произведениях нарушались права детей?

Подведение итогов состязания.

Обратиться опять к вопросам на доске (высказывания детей, родителей).

Слово главному правозащитнику школы (социальный педагог)

Слово учителя:

Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей, Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.

Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения конфликта родителей и детей.

Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Начнём с маленьких шагов, с нашего окружения, в семье, в школе, на улице.