ЛПХ – что это такое, размер земельного участка, назначение деятельности и необходимые разрешительные документы. Плюсы и минусы ведения личного подсобного хозяйства

У вас небольшой участок земли (огород) рядом с домом, на котором вы выращиваете овощи, несколько единиц скота, при этом расширяться вы не планируете, но и все выращенное сами потребить не можете (скорее всего, эти излишки вы продадите, а если не получится - просто подарите кому-нибудь - угощение гостей - гостеприимство еще никто не отменял).

Будет ли продажа излишков считаться извлечением дохода от предпринимательской деятельности ? Законодатели считают, что нет . Такую деятельность регулирует Федеральный закон РФ «О личном подсобном хозяйстве» от 07.07.2003 г. №112 ФЗ (далее по тексту - ФЗ №112).

Согласно п.1 ст. 2 ФЗ №112 личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

Еще по теме:
Грант 1,5 млн.руб. по программе "Начинающий фермер "
Грант 5 млн.руб. по программе "Семейная животноводческая ферма "

Личное подсобное хозяйство (ЛПХ ) ведется гражданином или гражданином и членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства , является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, а реализация такой продукции не является предпринимательской деятельностью . Само ЛПХ никак не регистрируется , и осуществлять деятельность на личном подсобном хозяйстве возможно с момента регистрации прав на земельный участок (либо права собственности, либо права аренды).

Граждане , ведущие личное подсобное хозяйство , в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями наравне с фермерами и сельхозпредприями.

1. Какие земельные участки могут использоваться для личного подсобного хозяйства?

Существует две категории земельных участков, на которых можно организовывать личное подсобное хозяйство: это земельные участки в черте поселений (приусадебные земельные участки) и земельные участки за чертой поселений (полевые земельные участки). Приусадебные земельные участки используются для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений и сооружений. Полевые земельные участки используются исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

2. Ограничены ли размеры земельных участков, которые могут быть использованы под личное подсобное хозяйство?

Предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Часть земельных участков, площадь которых превышает указанный максимальный размер, должна быть отчуждена гражданами, у которых находятся эти земельные участки, в течение года со дня возникновения прав на эти земельные участки, либо в этот срок должна быть осуществлена государственная регистрация указанных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства.

3. Может ли гражданин, проживающий в городе, получить землю в сельской местности для организации на ней личного подсобного хозяйства?

Да, может. Но только гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются только при наличии свободных земельных участков.

Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве :

  • Кто ведет ЛПХ - фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного одсобного хозяйства;
  • Кто еще с ним ведет ЛПХ - фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи;
  • На какой земле - площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями;
  • Сколько скота - количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчел;
  • Какое имущество ЛПХ - сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство.

Налоги граждан, ведущих ЛПХ

Согласно ст. 217 Налогового кодекса РФ доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах , находящихся на территории Российской Федерации, скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц (как в живом виде, так и продуктов их убоя в сыром или переработанном виде), продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде налогом на доходы физических лиц не облагаются.

Организация личного подсобного хозяйства - это форма непредпринимательской деятельности.

Следовательно, граждане, организовавшие личное подсобное хозяйство, не будут являться плательщиками:

  • НДС (так как плательщиками этого налога являются только организации и индивидуальные предприниматели),
  • налога на прибыль,
  • налога на имущество (кроме налога на недвижимость, технику и автотранспортные средства),
  • отчислений с заработной платы сотрудников (членов семьи, по сути).

А вот земельный налог и налог на имущество гражданина (с недвижимости и техники) платить придется .

Реализация продукции

Прежде чем продавать вашу продукцию, выращенную на личном подсобном хозяйстве, вам нужно запастись справкой органа местного самоуправления (главы сельского поселения ) о том, что продукция, которую вы реализуете, выращена именно на вашем личном подсобном хозяйстве . Предъявляя такую справку, вы освобождаетесь от налогов .

Вы зарезали пять овец и везете их продавать в город на своем автотранспорте. Вас останавливает сотрудник ДПС ГИБДД. Он может поинтересоваться - откуда у вас столько мяса и куда вы направляетесь. Предъявления справки о том, что вы везете продукцию, выращенную на личном подсобном хозяйстве, избавит вас от ненужных изъяснений с сотрудниками милиции.

Вы приезжаете, например, в колбасный цех и желаете это мясо сдать. С вами составят торгово-закупочный акт, в котором будут указаны ваши паспортные данные и ИНН (кстати, не забудьте сделать копии этих документов для того, чтобы отдать их покупателю вашего мяса). А к торгово-закупочному акту должна прилагаться вышеназванная справка о том, что вы реализуете продукцию, выращенную вами на вашем личном подсобном хозяйстве.

Согласно действующему налоговому законодательству, у вас не имеет права покупатель удерживать налог на доходы физических лиц и не должен подавать на вас сведения в налоговую инспекцию по форме 2-НДФЛ о полученном вами доходе от реализации выращенной вами продукции. Но бывают случаи, когда из-за незнания налогового законодательства, покупатель вашей продукции все же подаст на вас сведения в налоговую инспекцию о полученном доходе. Что тогда? Тогда в начале следующего года вам придет извещение из налогового органа том, что вы получили по результатам прошлого года доход и не заплатили налог. Вам придется посетить налоговую инспекцию и дать устные (или как крайний вариант - письменные) пояснения о произведенной сделке. Никаких деклараций подавать не нужно, также как и налог уплачивать не придется.

Если же вы решили реализовать вашу продукцию на рынке , то контрольно-кассовую технику (ККМ, ККТ) применять не нужно , так как она обязательна к применению только организациями и индивидуальными предпринимателями, которыми вы в данном случае не являетесь.

Вывод : если у вас в собственности или аренде земельных участков не более установленного законом субъекта РФ размера, то, возможно, вам подойдет такая форма самозанятости , как организация личного подсобного хозяйства .

Несомненные преимущества такой организации - отсутствие регистрации и отсутствие налогообложения как такового (кроме земельного налога).

7 июля 2003 года N 112-ФЗ Федеральный Закон о личном подсобном хозяйстве (Принят Государственной Думой 21 июня 2003 года Одобрен Советом Федерации 26 июня 2003 года)

Статья 1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства.

2. Правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 2. Понятие личного подсобного хозяйства

1. Личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

2. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

3. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

4. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

Статья 3. Право граждан на ведение личного подсобного хозяйства

1. Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.

2. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрации личного подсобного хозяйства не требуется.

3. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.

4. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.

5. При включении земель сельских поселений в черту городских поселений граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, сохраняют право на ведение личного подсобного хозяйства на земельных участках, которые были им предоставлены и (или) приобретены ими для этих целей.

Статья 4. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства

1. Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в черте поселений (приусадебный земельный участок) и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок).

2. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

3. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

4. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.

5. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Часть земельных участков, площадь которых превышает указанный максимальный размер, должна быть отчуждена гражданами, у которых находятся эти земельные участки, в течение года со дня возникновения прав на эти земельные участки, либо в этот срок должна быть осуществлена государственная регистрация указанных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства.

6. Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Статья 5. Взаимоотношения граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, с органами государственной власти и органами местного самоуправления

1. Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением гражданами требований законодательства.

Статья 6. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.

Статья 7. Государственная и иная поддержка личных подсобных хозяйств

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления определяют меры поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2. Государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, может осуществляться по следующим направлениям:

  • формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, средства связи, водо- и энергоснабжение и другое) и обеспечения деятельности личных подсобных хозяйств, содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
  • стимулирование развития личных подсобных хозяйств путем создания организационно-правовых, экологических и социальных условий, в том числе предоставление личным подсобным хозяйствам и (или) обслуживающим их сельскохозяйственным кооперативам и иным организациям государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе, а также научно-технических разработок и технологий;
  • проведение мероприятий по повышению качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных, организации искусственного осеменения сельскохозяйственных животных;
  • ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных. КонсультантПлюс: примечание. Пункт 3 статьи 7 вступает в силу с 1 января 2004 года (пункт 2 статьи 11 данного документа).

3. На личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий разрабатывают и осуществляют меры по развитию личных подсобных хозяйств и социально-экономическому развитию сельских поселений, в рамках соответствующих программ определяют форму, размеры и порядок поддержки личных подсобных хозяйств и обслуживающих их сельскохозяйственных кооперативов и иных организаций.

Статья 8. Учет личных подсобных хозяйств Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в нехозяйственных книгах. Порядок ведения похозяйственных книг определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, имеют право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Прекращение ведения личного подсобного хозяйства Ведение личного подсобного хозяйства прекращается в случае прекращения прав на земельный участок, на котором ведется личное подсобное хозяйство.

Статья 11. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Многие из Вас знают. что этого закона не было с 1998 года и оформляя землю под эту категорию, можно было варьировать его отсутствием в свою пользу. Ну например основное - это то, что можно было добиться разрешения на строительство на таком участке...

Вот тут и скрывается основное: ГОСУДАРСТВО ПРИКАЗАЛО ДОЛГО ЖИТЬ НА ЗЕМЛЕ В ПАЛАТКЕ ВСЕМ!!! В новом законе четко прописано - СТРОИТЬСЯ НА ЗЕМЛЯХ С/Х НАЗНАЧЕНИЯ ЗАНЯТЫХ ПОД ЛПХ - нельзя. Получается, если мы хотим строиться, то необходимо добиваться, чтобы ЛПХ были внутри границ поселения, но тогда плата за 1га внутри поселения, как Вы знаете в десятки раз больше чем за чертой поселения. И если сейчас стоимость 1га ЛПХ за чертой поселения в Кузбассе составляет 600 руб/га, то что будет если оно вдруг станет внутри поселения?

Если становиться Фермерами (регистрировать не ЛПХ, а Фермерское Хоязйство) - то тогда придется всем поголовно регистрироваться как предприниматели, что ведет за собой отчеты, балансы и др. бухгалтерскую отчетность. Что само по себе заставит людей отказаться от земельных участков.

Таким образом на сегодняшний день в Россиской Федерации не осталось простых путей получения земельных участков под создание на нем Родового Поместья, кроме одного - получение такого огромного участка в границах поселения (что само по себе трудно найти). Итого остается три выхода для строительства на землях ЛПХ:

1. Брать земли под ЛПХ внутри земель поселений

2. Полевые участки оборачивать в земли поселений

3. Работать с депутатами и иными инстанциями, выбранными избирателями, по отстаиванию своих интересов. Ведь нельзя же в конце концов всех под "одну гребенку зачесать!!!"

Из нового закона также следует, что и на ПАЯХ, оформленных под Личное Подсобное Хозяйство (например г.Тула)- тоже строиться нельзя - т.к. это полевые участки, а не приусадебные. И те кто уже купил ПАИ - может оказаться в нехорошем положении, если кто-то будет претендовать на их землю, по закону, теперь могут и вовсе изъять землю за не целевое использование (строительство - запрещено).

И если какими-то другими путями все-таки удалось получить с разрешением на строительство - то теперь и оспаривать в суде свою правоту не придется - государство уже за всех решило.

Как теперь быть - давайте думать вместе - в этот раз система нам преподнесла "большой сюрприз".

P.S. Если вы считаете, что данную информацию стоит сообщить другим, поделитесь в соцсетях:

Мы можем оказать Вам качественную консультационную и информационную поддержку и сопровождение Вашего проекта (включая разработку конкурсной и проектной документации) при участии в государственных конкурсах на присуждение грантов и субсидий, а также иных видов поддержки. Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, участвующих в этом и других конкурсах , консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам.

Ключевые компетенции сотрудников Компании:

  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки ,
  • сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
  • подготовка документации по инновационным проектам,
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • проведение исследований рынков (маркетинговых),
  • привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога.

Личное подсобное хозяйство – это термин, определяющий законную форму деятельности и частную собственность одновременно. Вступая во взаимоотношения с государственными органами в любой сфере производства необходимо четко знать свои права и обязанности. Стоит изучить все нюансы законодательной базы, плюсы и минусы обладания участком для ведения ЛПХ.

Что такое ЛПХ

Деятельность граждан совместно с членами их семей по производству и переработке сельскохозяйственной продукции на отведенном участке земли получила название личного подсобного хозяйства (ЛПХ). Это понятие закреплено Федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве» № 112-ФЗ от 07.07. 2003. Земли ЛПХ можно купить или взять в аренду, оформив соответствующие документы. Максимальный размер такого земельного надела по закону должен быть не более 0,5 гектара.

Участок ЛПХ – это земельный надел в пределах населенного пункта или за его границами, допустимый размер которого определяет орган местного самоуправления в зависимости от:

  • площади неиспользуемых земель, пригодных для ведения подсобного хозяйства, в пределах данного района;
  • уровня их востребованности.

Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, находящиеся в государственной и муниципальной собственности выделяются гражданам в соответствии со статьями 9-11 «Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ. По вопросам их приобретения и оформления соответствующих документов необходимо обращаться в администрацию регионального отдела органа местного самоуправления.

Назначение ЛПХ

Государство выделяет земли ЛПХ гражданам для ведения непроизводственной деятельности, что означает:

  • Не используется наемный труд. Все работы выполняются только членами семьи.
  • Не ставится главной задачей получение дохода. Цель – получить сельскохозяйственную продукцию и продукты ее переработки для личной потребности.

Земли сельскохозяйственного назначения – это территории с плодородными почвами, не предназначенные под застройку. Если земельный надел выделяют семье из этой категории, то строительство жилого дома и других капитальных построек на нем запрещаются. Такой земельный надел предназначен, исключительно, для сельскохозяйственного производства. На полевых делянках разрешается возводить временные сооружения без фундамента.

Члены личного подсобного хозяйства могут выбрать для себя любой вид сельскохозяйственной деятельности:

  • животноводство:
  1. скотоводство;
  2. птицеводство;
  3. пчеловодство;
  4. кролиководство и пр.
  • растениеводство:
  1. садоводство;
  2. выращивание декоративных цветов;
  3. бахчеводство;
  4. виноградарство и др.

Гражданин может являться собственником нескольких делянок под ЛПХ. Их суммарная площадь не должна превышать установленную законодательством. Местные органы власти имеют право увеличить площадь наделов под личные подсобные хозяйства до 2,5 га. Переработка сельхозпродукции – еще одна сфера деятельности владельцев ЛПХ.

Излишки продукции, полученные в результате ведения подсобного хозяйства можно продавать. Для этого не требуется иметь патент и кассовый аппарат. Вырученные деньги налогообложению не подлежат. Законом не предусмотрена регистрация деятельности личного подсобного хозяйства как физического или юридического лица, потому что не считается предпринимательством.

Преимущества и недостатки

Перед тем как приобрести ЛПХ, стоит проанализировать все плюсы и минусы, соотнести их с желаниями и возможностями семьи. Ведение личного приусадебного хозяйства имеет:

Преимущества

Недостатки

  • доступность и простота организации;
  • не требует регистрации;
  • право на деятельность существует пока земельный участок является собственностью человека;
  • можно реализовать свои проекты в сфере сельского хозяйства;
  • земельный участок можно арендовать;
  • работа осуществляется на свежем воздухе;
  • органы местного самоуправления должны обеспечить необходимой коммуникацией и объектами инфраструктуры (электричество, водоснабжение, газификация, подъездные пути и пр.);
  • можно получить прописку по адресу дома, построенного на участке;
  • семья обеспечивает себя экологически чистыми продуктами;
  • можно продавать излишки производства;
  • не требуется налоговой отчетности;
  • предоставляются льготы (льготный транспортный налог на технику, освобождение от НДФЛ).
  • ответственность и выполняемая работа ложится полностью на владельца и его семью;
  • хозяйство требует много времени, внимания, труда;
  • ограниченная площадь выделенного надела;
  • высокая ставка земельного налога в пределах населенного пункта;
  • поддержка со стороны власти осуществляется неохотно и не в полном объеме;
  • запрещены виды деятельности, которые подлежат сертификации;
  • запрещено капитальное строительство на наделах ЛПХ, отведенных вне населенных пунктов;
  • следует предоставлять ежегодную информацию в орган местного самоуправления для ведения «похозяйственной книги».

Нужно понимать, что ведя личное подсобное хозяйство, собственнику или арендатору придется соблюдать санитарные, противопожарные нормы, градостроительные регламенты и другие требования муниципалитета по содержанию и эксплуатации земельного участка. Если на участке, расположенном­ за пределами населенного пункта, будет построено здание с фундаментом, по решению специальной комиссии оно будет снесено. На хозяина, совершившего правонарушение, будет наложен штраф за нецелевое использование земли.

Закон о ЛПХ

Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» регулирует правовые отношения между лицами, ведущими хозяйство, и государственными органами. Статьи 2 и 4 данного закона определяют понятие ЛПХ и условия его ведения. По смыслу они переплетаются со статьей 217 (п. 13) Налогового кодекса РФ, где указано, что для освобождения от налогообложения доходов собственнику ЛПХ необходимо предоставить справку органа местного самоуправления.

В данной справке должен быть подтвержден факт ведения подсобного хозяйства и его размер. Этот документ является подтверждением того, что вся произведенная сельскохозяйственная продукция является частной собственностью. Чтобы успешно работать во благо семьи, желательно изучить постановления регионального отдела органа местного самоуправления, касающиеся ведения ЛПХ на данной территории.

В других статьях закона указано:

Номер статьи

Что регламентирует, какими нормативно-правовыми актами подтверждается

Гражданин может считаться собственником, а его деятельность – законной, после регистрации выделенного участка соответствующим органом. Процесс регистрации закреплен законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21.07.1997.

Размеры земельных наделов, которые выделяются под ЛПХ определяют местные органы власти, руководствуясь максимальной площадью, указанной в законе. Требования к полевым участками прописаны в нормативном акте «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ от 27.07.2002.

Гарантирует невмешательство со стороны власти при условии соблюдения требований законодательства. Собственник подсобного хозяйства должен помнить об уголовной ответственности за выращивание растений, содержащих наркотические вещества.

Перечислен перечень имущества, необходимый для ведения хозяйства. Использование инвентаря, транспортных средств, строений и сооружений на земле, находящейся в собственности, не противоречат закону.

Определены меры поддержки хозяйств государственными органами власти. На основании этой статьи и Постановления Правительства РФ от 27.06.1996. № 758 «О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств» собственники ЛПХ могут обращаться в органы местного самоуправления и другие органы власти по вопросам:

  • инфраструктуры;
  • сбыта произведенной продукции (открытие магазинов, рынков и пр.);
  • предоставление новых видов сортов растений и пород животных, земельных наделов под сенокос и выпас скота;
  • бесплатного ветеринарного осмотра;
  • организации ветеринарного обслуживания;
  • предоставление кредитов и субсидий на развитие ЛПХ.

Гласит о способе учета ЛПХ. Данные подаются на добровольных началах и оформляются в виде похозяйственной книги. Форму и порядок ведения ее утверждает орган местного самоуправления. В статье прописаны основные сведения о хозяйстве, подлежащие учету:

  • ФИО, дата рождения хозяина и членов семьи;
  • животноводство: видовой и количественный состав (в том числе пчел пасеки);
  • растениеводство: какова площадь земли, занятой под сельскохозяйственными культурами, виды культур;
  • сельхозтехника, оборудование, транспортные средства, находящиеся в собственности семьи.

Указывает на обязательное пенсионное страхование граждан, ведущих личные подсобные хозяйства. Период ведения личного подсобного хозяйства равен сроку действия документов, подтверждающих право на владение земельным наделом.

Чем отличается ИЖС от ЛПХ

Расшифровка аббревиатуры ИЖС – земля, приобретенная для индивидуального жилищного строительства. Перед тем как решиться на покупку земельной делянки, нужно разобраться, какой вариант приобретения больше подходит:

Пункты различий

Основная цель

производство и переработка сельхозпродукции для собственных нужд

строительство жилья и хозяйственных помещений для личного использования

Ограничения при строительстве

запрещено капитальное строительство (строения с фундаментом) на полевых наделах

жилая постройка должна иметь не более 3 этажей

Способ приобретения земли

можно купить или арендовать

Где выделяется участок земли

приусадебный (в сельской местности) или полевой (за пределами населенного пункта)

в черте города

Цена надела

ниже, чем ИЖС

Кадастровая стоимость

Коммунальные платежи

Экологические условия

лучше, чем ИЖС т.к. земли выделяются в сельской местности

Площадь надела

больше, чем ИЖС

Проект на строительство и его согласование

не требуется

требуется

Срок на строительство

нет ограничений

необходимо построить дом в течение 10 лет от даты регистрации права собственности

Как оформить

Документ о праве собственности на земельный участок необходим хозяину при его продаже или обмене на квартиру. Для получения и регистрации земельного надела как личного подсобного хозяйства необходимо действовать так:

  • Для осознанного выбора изучить информацию, касающуюся ЛПХ:
  1. Законы, нормативно-правовые акты (государственные и региональные), регламентирующие взаимоотношения органов власти и владельца земли.
  2. Критерии выбора земельного участка.
  3. Экономические аспекты ведения личного хозяйства (налогообложение, виды субсидирования и пр.).
  • Получить консультацию компетентного специалиста в местной администрации о:
  1. Возможной площади земельной делянки.
  2. Ее местонахождении.
  3. Наличии инженерных сетей.
  4. Программе поддержки со стороны местного органа самоуправления.
  5. Процедуре, сроках оформления и т.п.
  • Оформить заявление, подать его в администрацию местного органа самоуправления. Кроме личных данных, в нем обязательно нужно указать:
  1. Основание для приобретения.
  2. Способ получения надела (в собственность или в аренду). Право на приватизацию выделенного земельной делянки наступит через 3 года аренды.
  3. Желаемая площадь земельного участка.
  • Предоставить выписку из похозяйственной книги. Ее выдает орган местного самоуправления собственнику или его представителю по копиям доверенности и паспорта доверенного лица.
  • В специальной проектной организации необходимо получить паспорт (схему) выделенного земельного надела.
  • Технический паспорт участка с необходимым пакетом документов сдается в местную администрацию для утверждения границ земельного надела. Глава муниципального образования своим постановлением должен закрепить право перехода собственности к заявителю.
  • Собранный пакет необходимых документов передается в кадастровую палату для закрепления за земельным наделом соответствующего номера и составления плана.
  • Выданные кадастровой палатой документы сдаются в орган местного самоуправления для окончательного подтверждения права собственности на землю.
  • Убедившись, что в документах, подтверждающих право собственности, есть отметка, что участок приобретен для ведения ЛПХ, необходимо зарегистрировать его в областной регистрационной палате.

  • Заявление собственника.
  • Правоустанавливающий документ на участок земли.
  • Градостроительный план участка. Администрация исполкома выдает его бесплатно по заявлению правообладателя земли в течение 30 дней со дня подачи заявления.
  • Схема планировочной организации участка, на которой обозначен объект строительства. Её выполняет застройщик.

По окончании застройки, нужно узаконить жилой дом и подсобные помещения. Чтобы получить свидетельство о праве собственности, необходимо собрать пакет документов и подать его в Росреестр:

  • заявление собственника земельного участка по стандартной форме, предоставить паспорт;
  • правоустанавливающий документ на землю или договор аренды;
  • разрешение на застройку (не требуется до 1 марта 2019 года);
  • проект жилищного строения;
  • акт ввода в эксплуатацию;
  • квитанцию об уплате госпошлины.

Прописаться в построенном жилье могут только члены семьи собственника при условии, что здание соответствует стандартам индивидуального жилого дома:

  • содержит не более 3 этажей;
  • площадь не более 1,5 тысячи квадратных метров.

Существует возможность увеличения площади ЛПХ. Этот процесс называется перераспределением земельных участков. Он возможен, если площадь образуемой делянки земли не превышает максимально допустимые размеры ЛПХ в данном регионе. При этом новый участок не должен:

  • включать в себя части земли, относящиеся к другой категории;
  • выходить за границы населенного пункта;
  • заходить на территорию общего пользования;
  • затрагивать границы застройки.

Иногда стоит поменять целевое назначение выделенной земли, который находится в собственности. Такая необходимость может возникнуть, если обладатель земельного участка решает построить на нем капитальный дом. Например, собственник земли под садоводство, перед началом строительства здания, должен изменить статус своего участка на «разрешенное использование для ведения личного подсобного хозяйства». Аналогично (при благоприятных условиях), можно изменить статус участка ЛПХ на земли промышленного назначения.

Градостроительный кодекс РФ регламентирует требования к процедуре утверждения правил землепользования и застройки на территориях местных органов самоуправления. На основании этих правил предполагается следующий порядок действий для изменения статуса земельного надела:

  • Собственник земли подает заявление об изменении правил землепользования и застройки в местную администрацию.
  • Соответствующая комиссия выносит своё заключение относительно данного вопроса.
  • Его согласовывает глава муниципального образования.
  • Проводят публичные слушания по этому вопросу в присутствии собственников соседних земельных участков и недвижимости.
  • Соответствующий орган местного самоуправления утверждает заявленное изменение.
  • Измененный статус земельного участка регистрируют в Госкадастре и ЕГРП.

Видео

Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве" принят Государственной Думой 21 июня 2003 года Одобрен Советом Федерации 26 июня 2003 года

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства. 2. Правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Понятие личного подсобного хозяйства

1. Личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

2. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

3. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

4. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

Право граждан на ведение личного подсобного хозяйства

1. Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства. 2. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрация личного подсобного хозяйства не требуется. 3. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях. 4. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков. Пункт 5. - Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)

Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства

1. Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)

2. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

3. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

4. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.

5. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Часть земельных участков, площадь которых превышает указанный максимальный размер, должна быть отчуждена гражданами, у которых находятся эти земельные участки, в течение года со дня возникновения прав на эти земельные участки, либо в этот срок должна быть осуществлена государственная регистрация указанных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства.

6. Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Взаимоотношения граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, с органами государственной власти и органами местного самоуправления

1. Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением гражданами требований законодательства.

Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства

Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица. сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.

Государственная и иная поддержка личных подсобных хозяйств

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления определяют меры поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2. Государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, может осуществляться по следующим направлениям: формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, средства связи, водо- и энергоснабжение и другое) и обеспечения деятельности личных подсобных хозяйств, содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов; стимулирование развития личных подсобных хозяйств путем создания организационно-правовых, экологических и социальных условий, в том числе предоставление личным подсобным хозяйствам и (или) обслуживающим их сельскохозяйственным кооперативам и иным организациям государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе, а также научно-технических разработок и технологий; проведение мероприятий по повышению качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных, организации искусственного осеменения сельскохозяйственных животных; ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных.

3. На личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий разрабатывают и осуществляют меры по развитию личных подсобных хозяйств и социально-экономическому развитию сельских поселений, в рамках соответствующих программ определяют форму, размеры и порядок поддержки личных подсобных хозяйств и обслуживающих их сельскохозяйственных кооперативов и иных организаций.

Учет личных подсобных хозяйств

1. Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

2. В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве: фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи; площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями; количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчел; сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство. 3. Форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ, 30.12.2008 N 302-ФЗ)

Вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, имеют право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 10.

Прекращение ведения личного подсобного хозяйства

Ведение личного подсобного хозяйства прекращается в случае прекращения прав на земельный участок, на котором ведется личное подсобное хозяйство.

Статья 11.

Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве" разбираем в разделе форума

Основной нормативно-правовой акт, регламентирующий ведение личных подсобных хозяйств – Федеральный Закон № 112-ФЗ “О личном подсобном хозяйстве” (далее – ФЗ № 112).

Ведение подсобного хозяйства – распространенная форма деятельности среди граждан Российской Федерации. При этом основная цель – производство сельскохозяйственной продукции, удовлетворяющей личные потребности владельца (или пользователя) и членов его семьи в продуктах питания.

Ведение подсобного хозяйства допускается только на определенных земельных участках, подпадающих под описанные законом требования. Также законодательные нормы регламентируют основные аспекты данного вида хозяйственной деятельности.

Несоблюдение действующих норм и регламентов чревато санкционными мерами со стороны представителей власти: от единичного штрафа до изъятия земельного надела.

Личные подсобные хозяйства

Согласно законодательству, предназначенными для ведения личных подсобных хозяйств (далее – ЛПХ) земельными участками являются участки, находящиеся в граждан или полученные ими на праве пользования под ведение подсобного хозяйства.

Обязательным требованием является документально подтвержденный вид разрешенного использования земельного участка – «для ведения ЛПХ».

В случае отсутствия подтверждающих документов, деятельность гражданина может быть признана незаконной.

Критерии отличия ЛПХ от иных видов хозяйственной деятельности также установлены законодательством:

  • Отсутствие наемных рабочих. Вся хозяйственная деятельность осуществляется силами гражданина и его семьи.
  • Вся продукция производится исключительно для личного пользования, вся деятельность прежде всего направлено на удовлетворение потребностей владельца (пользователя) хозяйства и его семьи в продуктах питания.
  • Осуществляемая деятельность не направлена на извлечение прибыли.

Несмотря на вышеозначенный пункт, законодательство не запрещает продажу любого объема излишков произведенной продукции.

Эксплуатация участков

В Российской Федерации осуществляется по принципу целевого назначения, в соответствии с допустимыми видами возможного использования. В зависимости от назначения каждой категории, земельные участки классифицируются по . Согласно ФЗ № 112, обустройство ЛПХ разрешается на землях населенных пунктов, а также землях сельскохозяйственного назначения. Ведение ЛПХ на земельных участках, расположенных в пределах прочих земель, считается незаконным.

Приусадебные участки

– это территории, расположенные в границах поселений, прежде всего предназначенные для застройки.

Согласно ФЗ № 112, земельные участки, расположенные в пределах населенных пунктов и используемые называются приусадебными.

На приусадебных участках разрешается осуществлять сельскохозяйственную деятельность, а также, при условии соблюдения действующих норм и правил, возводить объекты капитального строительства (в том числе жилые дома).

Полевые участки

– это территории с плодородной почвой, расположенные за границами населенных пунктов и предназначенные для сельскохозяйственной деятельности.

Согласно ФЗ № 112, участки для ведения ЛПХ, расположенные на землях сельхоз назначения, называются полевыми.

Полевые участки предназначены исключительно для хозяйственной деятельности, возведение капитальных (в том числе жилых) строений на них запрещено. Однако допускается строительство некапитальных сооружений вспомогательного назначения – амбаров, навесов, погребов и т.д.

Получение прибыли в ходе целевой эксплуатации участков ЛПХ

В соответствии с ФЗ № 112, реализация продукции, произведенной в ходе эксплуатации участка ЛПХ, не является коммерческой деятельностью.

В соответствии с п.12 ст.217 Налогового Кодекса РФ, доходы от продажи продукции, полученной с ЛПХ, не подлежат налогообложению при условии соблюдения следующих условий:

  • Ни на одном этапе производства не привлекались наемные работники;
  • Площадь используемой земли не превышает установленные законодательством значения.

Таким образом, продажа продукции допустима и не считается коммерческой деятельностью.

Кроме того, законодательством не регламентирован максимально допустимый объем реализуемой продукции.

При продаже нет необходимости в ведении бухгалтерской отчетности, использовании кассового аппарата и уплате налога с полученной прибыли.

Продажа излишков допускается только при наличии официальной регистрации в качестве пользователя и действующей справки, подтверждающей соответствие реализуемой продукции санитарным и иным нормам, установленным законодательством.

Выдача подобных справок, а также регистрация факта ведения ЛПХ осуществляется через администрацию муниципального образования, в пределах которого расположен участок ЛПХ.

Строительство на участках ЛПХ

Согласно ФЗ № 112, на приусадебных участках ЛПХ разрешается возведение жилых домов, а также бытовых, производственных и иных зданий или сооружений при условии соблюдения действующих законодательных норм в части возведения и эксплуатации частных жилых домов.

В то же время эксплуатация полевых участков ЛПХ исключает возможность постройки зданий и сооружений с фундаментом. Однако на полевых участках ЛПХ допускается возведение сооружений временного назначения без закладки фундамента.

Нарушение данного аспекта рассматривается как нецелевое использование земли и чревато различными штрафными санкциями.

Прописка в жилом здании, расположенном на участке ЛПХ

В соответствие с законодательством РФ, дома, возведенные на приусадебных участках ЛПХ, считаются пригодными для проживания. Таким образом, собственник дома и члены его семьи могут оформить регистрацию по месту постоянного проживания при условии соответствия жилого здания действующим правилам и нормативам в части индивидуального жилищного строительства. Проверка соответствия указанным нормативам осуществляется специальной комиссией на момент введения здания в эксплуатацию.

Регистрация по месту постоянного проживания производится на основании правоустанавливающих документов (свидетельств о регистрации права собственности на дом и участок).

Итоги

Ведение ЛПХ подразумевает целевое использование земли для животноводства, пчеловодства, а также иных разрешенных видов сельскохозяйственной деятельности. Существующие законодательные нормы позволяют продавать продукцию, произведенную на участке ЛПХ, без обязательной регистрации предпринимательской деятельности.

При условии соблюдения действующих норм, подобная деятельность не подлежит налогообложению.

На участках ЛПХ, расположенных в пределах поселений, могут быть возведены строения жилого или вспомогательного назначения. Кроме того, владелец недвижимости (участка и здания), а также члены его семьи могут зарегистрироваться по месту жительства в доме, возведенном на участке ЛПХ при условии соответствия здания действующим нормам жилищного строительства.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О личном подсобном хозяйстве


Документ с изменениями, внесенными:
(Российская газета, N 158, 25.07.2008) (о порядке вступления в силу см. );
Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);
(Российская газета, N 267, 31.12.2008);
(Российская газета, N 132, 22.06.2011) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.05.2016, N 0001201605020007) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.08.2018, N 0001201808040003).
____________________________________________________________________

Статья 1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства.

2. Правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации , настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 2. Понятие личного подсобного хозяйства

1. Личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

2. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

3. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

4. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

Статья 3. Право граждан на ведение личного подсобного хозяйства

1. Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.

2. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрация личного подсобного хозяйства не требуется.

3. Пункт утратил силу со 2 мая 2016 года - ..

4. Пункт утратил силу со 2 мая 2016 года - Федеральный закон от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ ..

5. Пункт утратил силу с 24 октября 2008 года - Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ ..

Статья 4. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства

1. Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (пункт в редакции, введенной в действие с 24 октября 2008 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ .

2. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации .
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ .

3. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

4. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.

5. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Указанные максимальные размеры не применяются в случае предоставления в безвозмездное пользование, аренду или собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" .
(Пункт в редакции, введенной в действие с 23 июля 2011 года Федеральным законом от 21 июня 2011 года N 147-ФЗ ; в редакции, введенной в действие со 2 мая 2016 года Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ .

6. Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Статья 5. Взаимоотношения граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, с органами государственной власти и органами местного самоуправления

1. Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением гражданами требований законодательства.

Статья 6. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства

Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.

Статья 7. Государственная и иная поддержка личных подсобных хозяйств

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления определяют меры поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2. Государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, может осуществляться по следующим направлениям:

формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, средства связи, водо- и энергоснабжение и другое) и обеспечения деятельности личных подсобных хозяйств, содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

стимулирование развития личных подсобных хозяйств путем создания организационно-правовых, экологических и социальных условий, в том числе предоставление личным подсобным хозяйствам и (или) обслуживающим их сельскохозяйственным кооперативам и иным организациям государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе, а также научно-технических разработок и технологий;

проведение мероприятий по повышению качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных, организации искусственного осеменения сельскохозяйственных животных;

ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных.

3. На личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий разрабатывают и осуществляют меры по развитию личных подсобных хозяйств и социально-экономическому развитию сельских поселений, в рамках соответствующих программ определяют форму, размеры и порядок поддержки личных подсобных хозяйств и обслуживающих их сельскохозяйственных кооперативов и иных организаций.

Статья 8. Учет личных подсобных хозяйств

1. Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

2. В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве:

фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи;

площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями;

количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчел;

сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство.

3. Форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(Статья в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 302-ФЗ .

Статья 9. Вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, имеют право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Прекращение ведения личного подсобного хозяйства

Ведение личного подсобного хозяйства прекращается в случае прекращения прав на земельный участок, на котором ведется личное подсобное хозяйство.

Статья 11. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации
В.Путин

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"