Количество спасательных кругов. Количество спасательных жилетов на судах, их размещение. Каждый спасательный круг должен

Круг спасательный - это индивидуальное спасательное средство, которое используется для удержания человека на поверхности воды.

Купить спасательный круг у нас достаточно просто. Это наша постоянная складская позиция. Если вас интересует актуальная цена на спасательный круг или другие детали, свяжитесь с нами по указанному на сайте телефону или заполните форму обратной связи. Наши менеджеры с удовольствием ответят на все возникшие вопросы.

Поскольку наше предприятие контролируют Морской и Речной Регистры, все поставки осуществляются в положенные сроки. В отличии от других поставщиков, мы тщательно контролируем продукцию на всех этапах поставки, начиная от входного контроля при поступлении товара на склад, заканчивая добросовестным соблюдением всех условий для безопасной транспортировки изделий заказчику. Поэтому наши в отзывах наших постоянных клиентов отмечается отсутствие рекламаций и удобство работы с нами.

Спасательный круг соответствует требованиям следующих документов: СОЛАС 74, Кодекс ЛСА, Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта, Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, Международный кодекс по спасательным средствам, Правила Российского Морского Регистра Судоходства и Правила Российского Речного Регистра.

Применение спасательного круга на судах регламентируется государственным документом - Приказом Минтруда России от 05.06.2014 N 367н "Об утверждении Правил по охране труда на судах морского и речного флота" (Зарегистрировано в Минюсте России 04.08.2014 N 33445):

91. В месте установки забортного трапа (сходни) должен находиться спасательный круг с лампочкой автоматического включения и веревкой длиной не менее 30 м.

103. При приеме и высадке лоцмана:

8) на лоцманском катере у места высадки (приемки) лоцмана должен находиться вахтенный матрос, обеспечивающий безопасность лоцмана, а также иметься спасательный круг с линем длиной не менее 30 м

15) перед подходом лоцманского катера у места постановки лоцманского штормтрапа должны быть подготовлены:

спасательный круг с самозажигающимся огнем и веревкой длиной не менее 30 м

109. При швартовке к бочке:

3) на шлюпке должны быть подготовлены спасательные круги с прикрепленными веревками длиной 15 м

110. При буксировочных операциях на судне:

13) заносить буксирный канат по плоту следует с проводником. Работающие должны стоять на месте и перебирать буксирный канат руками. При заделке буксирного каната за пучок канат следует заводить с помощью багров.

У места заделки буксирного каната и при выполнении других работ на плоту должны находиться спасательный круг с веревкой длиной не менее 25 м или иметься спасательная шлюпка.

131. У места производства работ за бортом должен находиться спасательный круг с линем длиной не менее 30 м.

137. При работах за бортом, выполняемых с рабочей шлюпки, плота:

4) до спуска плота на воду руководитель работ должен проверить исправность понтонов, настилов, леерных ограждений, стоек, лесов и наличие на плоту спасательного круга с линем длиной не менее 30 м

209. При пассажирских операциях в море (озере), на рейде:

9) в районе пересадки людей на судах, ошвартованных друг к другу, должны быть вывешены на видном месте спасательные круги с веревкой длиной не менее 30 м

226. При приеме, расстановке и креплении плавсредств у борта судна:

4) на случай падения человека за борт по обоим бортам судна должны быть вывешены на видном месте спасательные круги (не менее двух на каждом борту) с линями длиной не менее 30 м. Одна из моторных шлюпок должна быть наготове как дежурная.

236. При работах на судах-лихтеровозах:

5) на время производства грузовых операций у места ввода лихтеров в контуры судна или подъема их грузоподъемными устройствами по обоим бортам, а также у проемов дверей или ограждений, предназначенных для перехода с лихтеровоза на лихтеры, должны быть размещены спасательные круги с закрепленными за них концами, достаточными для подачи спасательного круга к противоположному борту.

237. При работах на судах ро-флоу:

6) в течение всей операции притопления в кормовой части судна, на верхней палубе с обоих бортов, должны находиться спасательные круги с линями длиной не менее 28 м

242. При обслуживании рабочих устройств и оборудования на судах технического флота:

13) по всей длине плавучего грунтопровода не менее чем через 25 м должны быть вывешены спасательные круги с линями длиной 30 м

244. При установке земснаряда на участке дноуглубительных работ на судах технического флота:

15) на несамоходной завозне должно быть не менее одного спасательного круга с бросательным концом и со светящимся буйком, багры, шесты.

530. У места ввода лихтеров в судно или у грузоподъемного устройства лихтеровоза по обоим бортам, а также у проемов или ограждений, предназначенных для прохода людей с судна на лихтер, необходимо предусматривать оборудованные штатные места для спасательных кругов с линем.

Технические характеристики изделия круг спасательный и гарантии изготовителя

Гарантийный срок службы - 1 год с момента покупки.

Круг спасательный легкий, тип "Планета" и Круг спасательный тяжелый, тип "Планета" могут поставляться на суда с дополнительным знаком WINTERIZATION(-50 ).

Конструкция

Спасательный круг представляет собой плавучий тор, к которому прикреплены леера и наклеены СВП (световозвращающие полосы).

По требованию заказчика круг может быть укомплектован буем светящимся, который позволяет обнаружить в темноте местоположение круга, обеспечивая подачу светового сигнала.

В пресной воде круг спасательный поддерживает груз железа, массой не менее 14,5 кг в течение 24 часов.

Материал, из которого изготовлен спасательный круг, имеет яркий цвет, водонепроницаем и не продолжает плавиться и гореть после полного охвата пламени, в течение не менее 2-х с.

Круг способен выдерживать нагрузки при сбрасывании на воду с высоты не меньше 30 м.

Маркировка

1. Маркировку необходимо наносить на самоклеящуюся этикетку, которая крепится к корпусу изделия.

2. Этикетка должна содержать следующую информацию:

данные о предприятии-изготовителе: товарный знак, наименование, телефон, государственная принадлежность;

наименование изделия;

номер данных ТУ;

номер сертификата о типовом одобрении РС;

номер сертификата об одобрении типового изделия РРР;

соответствие Правилам международной конвенции СОЛАС – 74 с поправками;

номер партии;

дата изготовления;

дата окончания срока службы;

штамп ОТК;

знак обращения на рынке;

масса круга.

Требования безопасности и охраны окружающей среды.

1. Специальные меры безопасности во время использования круга спасательного не требуются.

2. В процессе эксплуатации изделие взрыво-, пожаро-, радиационно-, электро-, химобезопасно.

3. Изделие при эксплуатации не оказывает влияния на окружающую среду:

отсутствует химическое, электромагнитное, термическое и биологическое воздействие;

токсичные, загрязняющие, пожаро- и взрывоопасные вещества не образуются.

4. Утилизация производится потребителем в соответствии с Федеральным Законом № 89 ФЗ "Об отходах производства и потребления", с учетом региональных норм и правил.

Указания по эксплуатации

1.1 Необходимость входного контроля и количество изделий, подлежащих входному контролю, определяется заказчиком (потребителем).

1. 2. Произвести внешний осмотр круга.

Необходимо проверить:

соответствие комплектации паспорту изделия;

наличие этикетки на спасательном круге;

отсутствие признаков предельного состояния – прелость материала оболочки, изменение формы, поверхностные и внутренние разрывы, вмятины, трещины.

1.4. Эксплуатация спасательного круга с признаками предельного состояния - ЗАПРЕЩЕНА.

2. Освидетельствование.

2.1. Освидетельствование круга проводится:

перед установкой на судно;

через 1 год с момента установки на судно и далее через год в пределах срока службы.

2.2 Освидетельствование проводится в объёме входного контроля.

2.3 Результаты заносятся в таблицу в паспорте.

3. Ремонт: Допускается замена леера и СВП на аналогичные.

4. Использование изделия по назначению.

4.1. Использование изделия не по назначению ЗАПРЕЩЕНО.

4.2. Произвести освидетельствование спасательного круга.

4.3. Круг крепится с помощью обойм, обеспечивающий их быстрый доступ.

4.4. Изделие готово к использованию по назначению.

4.5. Климатические условия ожидания использования изделия по назначению: ОМ.1 по действующей редакции ГОСТ 15150-69, при температуре воздуха от - 30°С до + 65°С.

4.6 Климатические условия использования по назначению: при температуре воды от -1°С до +30 °С, температуре воздуха от -30°С до +65°С

5. Транспортирование и хранение.

Климатические условия транспортирования и хранения – 2(C) по действующей редакции ГОСТ 15150–69 (не отапливаемое хранилище).

Пример правильного наименования изделия для заказа: Круг спасательный КСЛ, Круг спасательный KС-01, Круг спасательный KС-02, Круг спасательный тип «Планета», но, если Вы напишете по-другому, например, морской спасательный круг, круг КСЛ, спасательный круг кс 02, круг спасательный пластиковый, круг спасательный рмрс, спасательный круг речной, мы всё равно поймём, что Вам необходимо, и подберем подходящие изделия.

Совсем недавно спасательные круги делали из коры пробкового дуба, произрастающего в некоторых странах Средиземноморья и искусственно выращиваемого на Кавказе. При изготовлении кругов заготовки из пробки распаривались, набивались на деревянную оправку и закреплялись на ней при помощи деревянных гвоздей. После сушки заготовку обтачивали на токарном станке, обшивали парусиной, затем шпаклевали и красили. Круг получался довольно тяжелым, кроме того, он дорого стоил из-за высокой стоимости пробки.

С развитием синтетических материалов начались поиски дешевого и доступного заменителя пробки. Многолетняя практика продиктовала весьма жесткие требования, которым он должен удовлетворять. Во-первых, необходим запас плавучести, обеспечивающий поддержание на плаву монолитного груза массой не менее 14,5 кг в течение 24 часов. Во-вторых, материал должен быть стойким к воздействию нефти и нефтепродуктов, которые могут плавать на поверхности воды, не разрушаться под действием солнечной радиации, не подвергаться порче при хранении. К тому же, по требованию новой международной конвенции по охране человеческой жизни на море СОЛАС-74 спасательный круг не должен терять своих свойств в диапазоне температур от -40 до +05 °С, при внесении в пламя бензина не должен плавиться или загораться в течение двух секунд.


Прочность круга, предназначенного для морских судов, проверяется его сбрасыванием на воду с высоты не менее 36 м; для речных - с высоты не менее 18,5 м. Это испытание можно заменить сбрасыванием круга плашмя на бетонный пол с высоты 5 м. При этом не должно появляться разрывов швов и оболочек, а также деформации.

Несколько лет назад была предпринята попытка выпустить спасательные круги из пенорезины, однако они сравнительно быстро деформировались, резина выкрашивалась. В настоящее время промышленность освоила производство кругов с пенополистироловым наполнителем.

По этой технологии сначала сшивают из прочной ткани оболочку, придающую заготовке необходимую форму. С наружной стороны в оболочке оставляют небольшое отверстие. Исходным материалом заполнителя служат плотные гранулы полистирола. Гранулы распаривают в специальной машине, где они увеличивают свой объем в 5-10 раз. затем остужают. При остывании из гранул выходят избытки летучих веществ, пары воды. Получившиеся мелкие шарики пенополистирола меркой засыпают в оболочку, после чего отверстие зашивают. На этом этапе заготовка круга имеет плоскую форму. Ее укладывают в перфорированную объемную форму, закрывают сверху и прогревают паром. При этом гранулы резко увеличивают свой объем, склеиваются между собой и с тканью оболочки. Через 10-20 мин форму остужают водой и вынимают ровный туго набитый пенополистиролом круг. После сушки его окрашивают и оснащают спасательным леером.


Раньше леер крепили к кругу бензелем (обвязкой), сейчас для этой цели чаще применяют полиэтиленовые или капроновые клинья. Станок-полуавтомат пробивает на круге плоское прямоугольное отверстие, впрыскивает в него клей и вбивает клин с леером. В этом случае лучше всего использовать эпоксидный клей, обеспечивающий наибольшую прочность, можно применять и клей ПВА. Традиционные сизальские и манильские троса для лееров заменены плавучими полипропиленовыми концами.

Пенополистирольные круги, изготовленные Ленинградским предприятием ОСВОД, начинали гореть лишь на 20-й секунде после их внесения в открытое пламя.

Согласно требованиям конвенции, морские круги должны окрашиваться в один хорошо заметный на воде цвет - оранжевый. Ленинградские конструкторы спасательной техники предложили использовать для этой цели водоэмульсионную краску, которая меньше выгорает и не трескается на солнце, как это случается с пентафталевыми красками типа ПФ.

Целесообразно вообще отказаться от необходимости шпаклевания и окраски кругов. Гораздо удобнее использовать предварительно окрашенные в оранжевый цвет синтетические ткани с пропиткой, задерживающей оплавление в огне. Эту технологию предстоит внедрить в производство в ближайшем будущем.

Спасательные круги, предназначенные для установки на морские суда, должны иметь с двух сторон полосы из световозвращающих материалов белого цвета. Эти полосы могут быть пришиты или приклеены к поверхности круга. Свет прожектора, попавший на круг, отражается в обратную сторону с отклонением около 10°, помогая найти в темноте спасательный круг с человеком.

Круги из пенопласта веся! всего 2,5 кг. Это удобно при эксплуатации, но создает и определенные недостатки. При бросании круга необходимо учитывать его снос ветром. На воде под воздействием ветра и поверхностного течения круг легко дрейфует, так что спасаемому приходится прилагать усилия, чтобы в штормовых условиях достать брошенный ему прибор. Поэтому круг желательно дополнить плавучим якорем, препятствующим дрейфу.

Морские круги снабжаются лампочкой с водоактивной батарейкой, которая начинает действовать в тот момент, когда полость элемента заполнится водой. На яхтах и катерах, где замена использованных батареек затруднительна, лучше применять обычные цилиндрические сухие элементы, размещенные в герметичном контейнере с поплавком. Цель лампочки должна включаться при переворачивании контейнера на плаву за счет соответствующего размещения поплавка.

В конце 1984 г. на спасательные круги был утвержден новый стандарт СЭВ 2162-84. Перерабатывается и наш отечественный ГОСТ 19815-74 «Круги спасательные. Общие технические требования». Согласно этим стандартам наружный диаметр спасательного круга не должен превышать 700 мм, внутренний - 430-450 мм. Гарантированный срок службы кругов всех типов должен составлять не менее пяти лет.

3.1. Спасательные круги. В зависимости от назна­чения и длины суда снабжаются спасательными круга­ми в количестве от 2 до 30 шт. Конкретное число спасательных кругов определяется требованиями Конвенции СОЛАС-74 и Кодекса ЛСА. Количество спасательных кругов зависит от длины судна, на пассажирских судах их может быть от 8 до 30, на грузовых – от 8 до 14 штук.

Спасательные круги должны соответствовать основ­ным требованиям:

Иметь наружный диаметр не более 800 мм, внутрен­ний диаметр не менее 400 мм, масса не более 2,5 кг;

Иметь прочность, выдерживающую сброс с высоты 30 м;

поддерживать на плаву в течение 24 часов груз 14,5 кг (приблизительно равный весу двух человек, находящих­ся в воде);

Не поддерживать горение или продолжать плавиться после того, как он был полностью охвачен пламенем в течение 2 с;

Иметь на каждой стороне не менее четырех полос из светоотражающего материала;

Иметь плавучий спасательный леер диаметром 9,5 мм и длиной не менее четырех наружных диаметров круга. Спасательный леер должен быть закреплен по периметру круга в четырех равноотстоящих друг от друга местах, образуя четыре одинаковые петли;

Быть изготовлены из негорючего пенопласта или пеноприта и обшиты тканью из синтетического волокна, быть окрашены в оранжевый цвет с нанесением назва­ния порта приписки судна.

Рис. 2. Спасательные круги.

а) самозажигающийся; 6) светодымяший; 1,7 буи самозажигающийся и светодымящий;

2 линь; 3 спасательный леер; 4 светоотражающие поло­сы; 5 круг; 6 – маркировка.

Кроме того, к комплекту судовых спасательных кругов предъявляют дополнительные требования:

Один (или более) с каждого борта должен иметь спасатель­ный линь длиной, равной двойному расстоянию от места установки круга до поверхности воды, но не менее 30 м;

Половина спасательных кругов, но не менее шести, должны быть снабжены самозажигающимися ог­нями с источником питания, обеспечивающим продол­жительность горения не менее 2 ч (рис. 2, а);

Не менее двух кругов должны иметь автоматически дейст­вующие дымовые шашки, дающие дым в течение не менее 15 мин.



Спасательные круги равномерно распределяют по бортам судна в легкодоступных местах, в любой момент они должны быть готовы к применению. Два спасатель­ных круга с самозажигающимися огнями и автоматически действующими дымовыми шашками (рис.3.) распо­лагают на крыльях ходового мостика.

Тактика пользования спасательным кругом (рис.4.):

а - доплыть до круга и взяться двумя руками за его поверхность;

б - нажимая руками на круг, опрокинуть его через голову, на себя;

в - положить руки на поверхность круга, занять удобное положение.

Добравшись до круга, следует не подныри­вать под него, а только опрокидывать. Стараться максимально сохранять энер­гию и тепло - от этого зависит время выжи­вания в воде.

Рис.3. Штатное поло­жение спасательного круга

1 - буй; 2 - круг; 5 - линь (длиной не менее 30 м).

Рис. 4. Тактика пользования спасательным кругом.

Требования Конвенции СОЛАС-74, регламентирующие количество спасательных кругов для пассажирских и грузовых судов приведены в табл. 1.

Таблица 1. Минимальное количество спасательных кругов для пассажирских и грузовых судов

Спасательные жилеты

Число спасательных жи­летов должно быть не менее числа людей, находящихся на судне. Кроме того, на местах несения вахты, а также в местах удаленных от расположения спасательных шлюпок и плотов должны находиться дополнительные спасательные жилеты, так как вахтенный состав по тревоге не может покинуть своего места. На пассажирских судах жилетов должно быть на 5% больше общего числа людей на судне.

Кроме того, в спасательное снабжение судна дополнительно входят детские жилеты - 10% числа пассажиров. Дет­ские жилеты имеют меньший размер и надпись "Для детей". Спасательный жилет должен быть снабжен свистком, огнем с источником энергии, рассчитанным на 8 часов непрерывной работы. Независимо от конструкции, спасательные жилеты должны удовлетворять основным требованиям:

Обеспечивать всплытие потерпевшего, находящего­ся в бессознательном состоянии; при этом рот должен находиться на 12 см над водой под углом 20-50°;

Не травмировать человека при прыжках в воду с высоты 4,5 м;

обеспечивать возможность свободно плыть и взо­браться на спасательное средство;

Удобно и быстро надеваться за время не более 1 мин;

Разворачивать тело в воде за время не более 5 сек ;

Иметь комплект снабжения (огонь поиска, морскую батарейку, свисток, светоотражательные полосы), клей­мо проверки и маркировку.

Существует множество типов спасательных жиле­тов, причем некоторые устаревшие конструкции пред­ставляют опасность при пользовании.

Комплектация жесткого спасательного жилета (рис.6.) должна соответствовать требованиям СОЛАС-74. Запас плавучести такого жилета обеспечи­вается водоизмещающим наполнителем, покрытым вла­гостойкой тканью оранжевого цвета.

Кроме жестких, применяют надувные спасательные жилеты, имеющие две отдельные камеры, которые при погружении в воду надуваются автоматически от бал­лончика с газом (например, СО 2), а в необходимых слу­чаях могут надуваться ртом, для чего предусмотрена гибкая трубка с мундштуком. На рис. 6., приведены образцы современных спасательных жилетов.

Тактика пользования спасательным жилетом и его действие (рис. 7.):

Взять жилет со штатного места;

Проверить пол­ную комплектацию;

Определить сторону надевания по расположению светоотражающих полос и огня поис­ка;

Надеть жилет через голову на шею.

Действие надувного спасательного жилета для чело­века, потерявшего сознание. В течение 5 с (рис.8.) после погружения в воду, человек всплывает (вид а), разворачивается (б), занима­ет безопасное положение (в).

Спасательные жилеты распределены между всеми лицами на судне, а дополнитель­ные хранятся в местах несения вахт: в машин­ном помещении, на мостике, в радиорубке.

При осмотре жилета перед надеванием обязательно проверить: наличие лампочки, провода к батарейке, штерта и пробок, закры­вающих отверстия в батарейке, наличие сиг­нального свистка и его крепление, состояние ремней и пряжек.

При прыжках в воду необходимо:

Осмотреть место предстоящего приводне­ния;

Крепко прижать жилет к груди руками, от­жимая вниз;

Сделать глубокий вдох;

Прыгнуть ногами вперед, держа их вместе или скрестив, слегка согнув;

Закрыть глаза, голову держать прямо.

Подъем человека из воды Спасательный модуль

Рис.5. Индивидуальные спасательные средства

Рис.6.Спасательные жилеты.

1 - светоотражающие полосы; 2 - ремни крепления; 3 - свис­ток сигнальный;

4 - батарейка; 5 - фонарик (огонь поиска).

Рис. 7. Тактика надевания спасательного жилета

а) расправить жилет; б) расправить жилет и ремни (лямки); в) застегнуть ремни или завязать лямки на груди

Рис. 8. Действие спасательного жилета.

Спасательными средствами называет­ся комплекс устройств, механизмов и кон­струкций, необходимых для тренировок и для спасения экипажа и пассажиров в случае гибели судна.

Требования, определяющие судовые спасательные устройства указаны в следу­ющих документах:

  • Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС-74), глава III «Спасательные средства и устройства»;
  • Международный кодекс по спасательным средствам (Кодекс LSA);
  • Правила по оборудованию морских судов Российского морского регистра судоходства, часть II «Спасательные средства».

Предлагаемая классификация делит спасательные средства на индивидуаль­ные, коллективные и вспомогательные (рис.1).

Рис. 1 Классификация судовых спасательных средств

Индивидуальные спасательные средства - это средства, рассчитанные на использование одним человеком. В эту группу входят как персональные (спаса­тельные жилеты и гидрокостюмы), так и средства, которые могут быть использова­ны любым человеком по мере необходимости (спасательные круги, защитные ко­стюмы и теплозащитные средства).

Индивидуальные спасательные средства

Спасательный круг — это плавучий круг эллиптической формы в сечении с прикрепленным к нему в четырех точках спасательным леером (рис. 2).


Рис. 2 Спасательные круги со линем и с самозажигающимся огнем

Спасательный круг должен:

  • иметь спасательный леер, проходящий по наружному периметру круга;
  • иметь нашитые полосы из световозвращающего материала;
  • иметь массу не менее 2,5 кг.

Не менее одного круга с каждого борта должны иметь спасательные лини длиной не менее 30 м.

50% спасательных кругов, но не менее шести, должны быть снабжены само­зажигающимися огнями с источником электроэнергии, обеспечивающим горение не менее 2 часов. Огонь белого цвета должен гореть непрерывно или быть про­блесковым с частотой не менее 50 и не более 70 проблесков в минуту. Не менее двух кругов, из числа оборудованных самозажигающимися огнями, должны быть снабжены автоматически действующими дымовыми шашками с продолжительно­стью действия не менее 15 минут и иметь возможность быстро сбрасываться с хо­дового мостика. Эти круги не должны иметь спасательных линей. Дымовые шашки дают дым оранжевого цвета, хорошо видимый днем и отличимый от других воз­можных источников дыма (рис. 3). Обычно самозажигающиеся огонь и шашку совмещают в одном корпусе. Такая комплектация спасательных кругов делается для того, чтобы иметь возможность оказать помощь человеку, находящемуся в во­де, при различных обстоятельствах:

  • если человек упал за борт с судна стоящего на якоре, то наиболее рациональ­ным является подача круга со спасательным линем, что не позволит течению относить человека от судна во время проведения спасательной операции;
  • если человек упал за борт движущегося судна, то подавать ему круг с линем бессмысленно — круг уйдет вместе с судном. В этом случае должен быть сбро­шен круг со средствами подачи сигнала: днем — с самозажигающейся дымовой шашкой, ночью — с самозажигающимся огнем.

Рис. 3 Круг с самозажигающимися огнем и дымовой шашкой

Круги распределяются таким образом, чтобы быть легкодоступными на обо­их бортах судна и по возможности на всех простирающихся до борта открытых па­лубах. По меньшей мере, один спасательный круг должен размещаться вблизи кормы судна.

Храниться круги должны таким образом, чтобы их можно было быстро сбро­сить, и не должны крепиться наглухо каким-либо образом. На каждом спасатель­ном круге должны быть нанесены печатными буквами латинского алфавита название судна и порт приписки.

Спасательные жилеты

Спасательный жилет — это средство для поддержания человека на поверх­ности воды. На суда должны поставляться спасательные жилеты трех размеров в соответствии с табл. 1. Каждый член экипажа и пассажир должен быть обеспе­чен индивидуальным жилетом. Спасательные жилеты маркируются либо весом, либо высотой, или весом и высотой вместе. В дополнение к этому должно быть предусмотрено определенное количество спасательных жилетов, пригодных для детей, равное по меньшей мере 10% числа находящихся на борту пассажиров, или такое большое количество, которое может потребоваться для того, чтобы на каждо­го ребенка приходилось по одному спасательному жилету.

Если спасательный жилет предназначен для взрослого человека весом более 140 кг и имеющего обхват груди более 1750 мм, то должно быть предусмотрено подходящее приспособление, позволяющее прикрепить жилет к такому лицу. При перевозке младенца на борту судна должен быть предусмотрен специальный жилет для младенцев.

Таблица 1

Должно быть достаточное количество спасательных жилетов для вахтенного персонала, а также для использо­вания в удаленных местах расположения спасательных шлюпок и плотов. Спасательные жилеты, предусмотрен­ные для вахтенных, должны храниться на мостике, в посту управления двигателем и в любом другом посту, где несется вахта.

Спасательные жилеты конструктивно могут быть надувными или с «жесткими» элементами, обеспечиваю­щими плавучесть.

Конструкция спасательного жилета должна обеспечивать:

  • всплытие человека, находящегося в бессознательном состоянии, и его перево­рот лицом вверх не более чем за 5 секунд;
  • поддержание человека в таком положении, чтобы тело было отклонено назад не менее чем на 20°, а рот находился на высоте не менее 12 см над водой.
  • при прыжке в воду с высоты 4,5 метра жилет не должен причинять поврежде­ний.

Надувные спасательные жилеты имеют не менее двух независимых камер, обладающих такой плавучестью и устройством, чтобы в случае повреждения лю­бой из них жилет отвечал выше перечисленным требованиям.

Система надувания позволяет надувать жилет как автоматически, так и вручную от газового баллона. Кроме того, она предусматривает возможность под­качки жилета ртом.

Прыжок в воду в жилете делается ногами вперед. При этом жилет должен быть хорошо зафиксирован (не болтаться).

Жилет с жесткими элементами плавучести при входе в воду имеет большое сопротивление, поэтому для дополнительной фиксации вертикального смещения следует взяться руками за нагрудные элементы плавучести (рис. 4).


Рис. 4 Жесткий спасательный жилет

Прыгать в воду в надетом жилете с жесткими элементами плавучести с высо­ты более 4,5 метров не рекомендуется. Однако, если неизбежно приходится пры­гать с большей высоты, то следует намотать конец лямок для крепления на руку, а жилет взять в руку. В этом случае жилет при входе в воду будет вырван из руки, но удержан за лямки. Каждый спасательный жилет должен быть снабжен белым сигнальным огнем и свистком (рис. 5).

Батарейка сигнального огня начинает работать после ее заполнения морской водой. Остановить начавшуюся электрохимическую реакцию после попадания в корпус воды невозможно, поэтому для предотвращения преждевременного исполь­зования ресурса, отверстие для впуска воды закрыто пробкой. Пробка выдергивает­ся только вручную, и это следует делать только с наступлением темноты.


Рис. 5 Сигнальная лампочка и батарея спасательного жилета

Гидрокостюмы и защитные костюмы

Гидротермокостюм — костюм из водонепроницаемого материала для предохранения человека от переохлаждения в холодной воде (рис. 6). Для каж­дого находящегося на борту человека должен быть предусмотрен гидротермокостюм. Также гидрокостюмы должны находиться в удаленных местах расположения плотов, количество их определяется Администрацией флага судна, но рекоменду­ется иметь равное вместимости плота, но не менее двух.


Рис. 6 Персональный гидрокостюм

Гидрокостюмы должны удовлетворять следующим требованиям:

  • любой член экипажа мог само­стоятельно надеть костюм в течение не более 2 минут вместе с одеждой и спасательным жилетом;
  • температура тела человека не должна понижаться более чем на 2 0 С в течение 6 часов при температуре воды 0
  • 2 0 С;
  • не поддерживал горения и не плавился, если был охвачен открытым пламенем;
  • обладал прочностью, обеспечивающей прыжок с высоты 4,5 метра;
  • обеспечивал свободу перемещения при спуске спасательных средств, при подъеме по вертикальному трапу на высоту до 5-ти метров, а также чтобы человек в гидрокостюме мог проплыть небольшое расстояние и забраться в шлюпку или плот.

В маркировке гидрокостюма указывается гарантированное время теплозащиты.

Предлагается к прочтению:

РЕФЕРАТ

Выполнил:

Студент 2 курса, гр. ЭУ/с-21з

Козырев Александр

Проверил:

Д.В. Бурков

г. Севастополь, 2016 г.

Заключение

Литература

Иметь массу не менее 2,5кг.;

Выдерживать сбрасывание на воду с высоты 30м без ухудшения эксплуатационных характеристик спасательного круга и прикрепленного к нему оборудования; иметь спасательный леер диаметр >

г) его было удобно носить;

г) быть белого цвета;

Требования к гидрокостюмам (ГКС).

Гидрокостюм должен изготавливаться из водонепроницаемых материалов таким, чтобы:

а) его можно было распаковать и надеть без посторонней помощи в течение не более 2 мин вместе с соответствующей одеждой и спасательным жилетом, если ГКС требует его использования;

б) не поддерживал горение или не продолжал плавиться после того, как полностью охвачен пламенем в течение 2с;

в) закрывал все тело, за исключением лица. Руки также должны быть закрыты, если не предусмотрены постоянно прикрепленные к ГКС перчатки;

г) имел в районе ног приспособление для стравливания излишков воздуха;

д) после прыжка в воду с высоты не менее 4,5м в него не попадало чрезмерное количество воды;

Человек в гидрокостюме (со спасательным жилетом, если ГКС требует его использования) должен иметь возможность:

Подниматься и спускаться по вертикальному трапу длиной не менее 5м.;

Выполнять обычные обязанности, связанные с оставлением судна;

Прыгать в воду с высоты не менее 4,5м., без повреждения или смещения при этом ГК и без телесных повреждений;

Проплыть короткое расстояние и забраться в коллективное спасательное средство.

Гидрокостюмы изготавливаются двух видов: из материалов с теплоизоляционными свойствами (с теплоизоляцией) и из материалов не обладающими теплоизоляционными свойствами (без теплоизоляции). Гидрокостюм без теплоизоляции должен иметь маркировку указывающую на то, что он должен одеваться на теплую одежду и обеспечивать достаточную теплозащиту после одного прыжка в нем в воду с высоты 4,5м так, чтобы температура тела человека не падала более чем на 20С после пребывания его течение часа в циркулирующей воде с температурой 50С, при отсутствии волнения. Гидрокостюм с теплоизоляцией должен обеспечивать достаточную теплозащиту после одного прыжка в нем с высоты 4,5м так, чтобы внутренняя температура тела человека не падала более чем на 20С после пребывания его в течение 6 часов в циркулирующей воде от 0 до 20 С при отсутствии волнения;

Гидрокостюм, обладающий плавучестью и предназначенный для использования без спасательного жилета, должен быть снабжен сигнальным огнем и свистком, предписанным пунктом Если гидрокостюм требует использования спасательного жилета, то спасательный жилет надевается поверх гидрокостюма, без посторонней помощи.

Человек в гидрокостюме или в гидрокостюме со спасательным жилетом должен быть способен переворачиваться в пресной воде из положения лицом вниз в положение лицом вверх за время не более 5 секунд.

Требования к защитным костюмам. (ЗКС).

Защитный костюм должен изготавливаться из водонепроницаемых материалов таким, чтобы:

Обеспечивалась его собственная плавучесть не менее 70 H(7кг);

Используемый материал снижал риск от перегрева организма при спасательных операциях и эвакуации;

Закрывалось все тело за исключением лица, кистей рук, а если разрешает Администрация и ног

Имелся карман для переносного УКВ радиотелефона;

Обеспечивалось боковое зрение в секторе не менее 120 градусов.

ЗК должен позволять одевшему его человеку:

Подниматься и спускаться по вертикальному трапу длинной не менее 5 м;

Прыгать в воду с высоты 4,5м без получения телесных повреждений;

Проплыть в воде не менее 25м и взобраться в шлюпку или плот;

Выполнять все вахтенные обязанности по оставлению судна, оказания помощи другим лицам, и пользование дежурной шлюпкой. ЗК обеспечивает теплозащиту после прыжка в воду с полным погружением таким образом, чтобы температура тела человека не падала быстрее чем на 1,5˚С после первого получасового пребывания в воде с температурой 5˚ С.

Требования к теплозащитным средствам (ТЗС).

ТЗС изготавливается из водонепроницаемого материала с коэффициентом теплопроводности не выше 7800 Вт/(м2К) и иметь такую конструкцию, которая снижала бы потери тепла телом человека, как конвенционным путем, так и через испарение;

Закрывать все тело человека в спасательном жилете, за исключением лица.

Должно быть таким, чтобы его можно было распаковать и легко надеть без посторонней помощи в спасательной шлюпке или плоту либо в дежурной шлюпке;

Быть таким, чтобы человек мог снять его в воде не более чем за 2 минуты, если оно мешает ему плыть; выполнять свои функции при температуре от - 30˚С до +20˚С.

Для каждой имеющейся на борту всех пассажирских судов спасательной шлюпки должно быть предусмотрено, по меньшей мере, три (3) ГК и, кроме того, по теплозащитному средству на каждое лицо, не имеющее ГК.Для каждой имеющейся на борту спасательной шлюпки грузового судна должно быть предусмотрено, по меньшей мере, три гидрокостюма. Или если администрация сочтет это необходимым и практически возможным по одному гидрокостюму, на каждое находящееся, на борту судна лицо. Для остальных лиц теплозащитные средства. ГКС и теплозащитные средства могут не предус - матриваться, если на каждом борту имеются закрытые шлюпки или одна шлюпка свободного падения. На грузовых судах (L<85м, кроме танкеров), должно быть предусмотрено по одному ГК на каждое находящейся, на борту лицо.Коллективные спасательные средства представляют собой водоизмещающие плавучие средства, предназначенные для совместного спасания людей, вынужденных оставить гибнущее судно. Они должны защищать находящихся на них людей от морской стихии и иметь снабжение, обеспечивающее их жизнедеятельность.

Коллективные спасательные средства подразделяются на:

Активные, способные самостоятельно двигаться и маневрировать на воде

Пассивные, перемещающиеся под воздействием ветра, волн и течения.

Активное спасательное средство - спасательная шлюпка, малое самоходное беспалубное плавучее средство. В качестве спасательных используются моторные шлюпки. По конструкции и способу защиты людей от воздействия неблагоприятных внешних факторов спасательные шлюпки могут быть:

Полностью закрытыми;

Частично закрытыми;

Полностью закрытыми с автономной системой воздухоснабжения;

Полностью закрытыми огнезащищенными.

В соответствии с требованиями Правил Конвенции СОЛАС-74, использование полностью открытых спасательных шлюпок допускается только на судах, киль которых был заложен до 1 июля 1986 г.Конструкция самовосстанавливающихся частично или полностью закрытых спасательных шлюпок предусматривает их самостоятельное возвращение на ровный киль даже из перевернутого вверх дном положения.В зависимости от способа спуска на воду различают шлюпки, спускаемые с помощью лопарей - тросов, проведенных через блоки подъемно-спускового механизма, и шлюпки, спускаемые методом свободного падения.Пассивными спасательными средствами являются спасательные плоты.По конструкции различаются надувные и жесткие спасательные плоты, а по способу перемещения за борт - сбрасываемые и спускаемые.Дежурные шлюпки предназначены для спасания людей, оказавшихся в воде, и сбора на воде спасательных плотов и спасательных шлюпок после оставления гибнущего судна экипажем и пассажирами. Дежурные шлюпки должны обладать достаточной маневренностью и иметь конструкцию, обеспечивающую их быстрый спуск на воду и готовность к экстренному использованию. Они могут быть жесткими, надутыми или комбинированными.Общие требования к судовым спасательным средствам Требования, которым должны удовлетворять все спасательные средства, установлены Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС-74). Они воспроизведены в Правилах по оборудованию морских судов морского регистра судоходства.

Требования к спасательным шлюпкам.

Все спасательные шлюпки должны иметь надлежащую конструкцию и такую форму и соотношение главных размерений, чтобы они имели достаточную остойчивость на волнении и достаточный надводный борт, когда они нагружены их полным комплектом людей и снабжения.

Все спасательные шлюпки должны иметь жесткий корпус и сохранять положительную остойчивость в прямом положении на тихой воде, когда они нагружены их полным комплектом людей и снабжения и имеют пробоину в любом одном месте ниже ватерлинии, предполагая, что при этом не произошло потери плавучего материала, и отсутствуют другие повреждения.

Каждая спасательная шлюпка должна нести подтвержденные Администрацией сведения, по меньшей мере, содержащие:

Наименование изготовителя и его адрес;

Модель шлюпки и ее серийный номер, месяц и год изготовления;

Число людей, одобренное для размещения в шлюпке

Все спасательные шлюпки должны обладать достаточной прочностью, чтобы:

Их можно было безопасно спускать на воду, когда они нагружены их полным комплектом людей и снабжения;

Их можно было спускать на воду и буксировать на переднем ходу судна при скорости 5 узлов на тихой воде.

Корпуса и жесткие закрытия должны не способствовать горению или быть негорючими.

Посадочные места для людей должны быть оборудованы на поперечных и продольных банках или закрепленных сиденьях и, иметь такую конструкцию, чтобы выдерживать:

Для шлюпки, предназначенной для спуска на талях - нагрузку в 100кг на любом посадочном месте, когда она сбрасывается на воду с высоты, по крайней мере, с 3м;

Для шлюпки, предназначенной для спуска свободным падением - нагрузку в 100кг на любом посадочном месте, когда она сбрасывается с высоты, по крайней мере, в 1,3 большей, чем одобренной в свидетельстве.

Каждая спасательная шлюпка, должна обладать достаточной прочностью, чтобы выдерживать указанную ниже нагрузку без остаточной деформации после ее снятия:

Для шлюпок с металлическим корпусом - нагрузку в 1,25 раза превышающую общую массу такой шлюпки, когда она нагружена ее полным комплектом людей и снабжения; или

Для других шлюпок - нагрузку в 2 раза превышающую общую массу такой шлюпки, когда она нагружена ее полным комплектом людей и снабжения.

Каждая спасательная шлюпка, кроме предназначенных для спуска свободным падением, когда она нагружена ее полным комплектом людей и снабжения и оборудована, в применимых случаях, салазками или наружными привальными брусьями, должна обладать достаточной прочностью, чтобы выдерживать удар о борт судна спасательной шлюпки в направлении перпендикулярно борту судна, при скорости не менее 3,5 м/с, а также сбрасывание на воду с высоты не менее 3м.

Количество людей, допустимое к размещению на спасательной шлюпке, спускаемой на талях, должно равняться меньшему из следующих чисел:

Числа людей средней массой 75кг, которые могут сидеть в нормальном положении в спасательных жилетах, не мешая работе средств приведения спасательной шлюпки в движение и работе любого ее оборудования;

Числа посадочных мест, которое может быть оборудовано на банках и сиденьях. Площади сидений могут перекрываться, при условии, что имеется достаточное пространство для ног и оборудованы подставки для них, а вертикальное расстояние между верхним и нижним сиденьем равно, по меньшей мере, 350мм.

Не допускаются спасательные шлюпки вместимостью более 150 человек,

Каждое место для сидения должно быть четко обозначено в спасательной шлюпке.

Каждая спасательная шлюпка пассажирского судна должна быть устроена и расположена таким образом, чтобы все расписанные в шлюпку люди могли совершить быструю посадку в нее. Должна также быть возможность быстрой высадки людей из спасательной шлюпки.Каждая спасательная шлюпка грузового судна должна быть устроена и расположена таким образом, чтобы все расписанные в шлюпку люди могли совершить посадку в нее в течение не более 3 мин, с момента подачи команды к посадке. Должна также быть возможность быстрой высадки людей из спасательной шлюпки.Спасательные шлюпки должны иметь посадочный трап, позволяющий находящимся в воде людям забраться в шлюпку, и который может быть использован для ее любого посадочного входа. Нижняя ступенька этого трапа должна располагаться, по крайней мере, на 0,4м ниже ватерлинии спасательной шлюпки в порожнем состоянии.Все поверхности, по которым могут ходить люди, должны иметь нескользящее покрытие.Все спасательные шлюпки должны иметь собственную плавучесть или быть оборудованы стойким к воздействию морской воды, нефти или нефтепродуктов плавучим материалом в количестве, достаточном для поддержания на плаву спасательной шлюпки со всем ее снабжением, когда она залита водой и открыта морю.Кроме того, должен быть предусмотрен дополнительный плавучий материал в количестве, обеспечивающем силу плавучести, равную 280 Н на каждого человека из числа людей, допустимого к размещению на спасательной шлюпке. Плавучий материал не должен располагаться снаружи корпуса спасательной шлюпки, за исключением материала, предусматриваемого сверх требуемого выше количества.Все спасательные шлюпки должны быть остойчивы и иметь положительные значения метацентрический высоты (GM) в случае, когда они нагружены 50% числа людей, допустимого к размещению на спасательной шлюпке, сидящих в нормальном положении по одну сторону от ее диаметральной плоскости.Каждая спасательная шлюпка должна быть оборудована двигателем внутреннего сгорания с воспламенениём от сжатия. Не допускается использование двигателей, работающих на топливе с температурой вспышки 43˚С или ниже (при испытании в закрытом тигле).Двигатель должен быть оборудован либо ручным пусковым устройством, либо пусковым устройством с приводом от двух независимых подзаряжаемых источников Должны быть предусмотрены также любые необходимые для пуска двигателя приспособления. Пусковые устройства и приспособления должны обеспечивать пуск двигателя при температуре окружающей среды - 15˚С в течение 2 мин с момента начала пуска.Двигатель должен быть способен работать не менее 5 мин от момента запуска в холодном состоянии, когда шлюпка находится вне воды.Двигатель должен быть способен работать при затоплении спасательной шлюпки по ось коленчатого вала.Валопровод гребного винта должен быть устроен так, чтобы гребной винт мог разобщаться с двигателем. Должна быть предусмотрена возможность движения спасательной шлюпки передним и задним ходом.Все спасательные шлюпки должны проектироваться с учетом обеспечения безопасности находящихся в воде людей и предотвращения возможности повреждения гребного винта плавающими обломками.Скорость переднего хода спасательной шлюпки на тихой воде, когда она нагружена полным комплектом людей и снабжения и когда работают ее вспомогательные механизмы, которые приводятся в действие от двигателя, должна быть не менее 6 узлов и не менее 2 узлов при буксировке спасательного плота вместимостью 25 человек, нагруженного полным комплектом людей и снабжения. Должно быть предусмотрено достаточное количество топлива, пригодного для использования в условиях температур, предполагаемых в районе эксплуатации судна, чтобы обеспечить движение полностью нагруженной спасательной шлюпки со скоростью 6 узлов в течение не менее 24 ч.Двигатель спасательной шлюпки, трансмиссия и относящиеся к двигателю устройства должны быть защищены не способствующим горению кожухом. При этом должна обеспечиваться также защита людей от случайного прикосновения к горячим или движущимся частям и защита двигателя от непогоды и воздействия моря. Должны быть предусмотрены соответствующие средства для снижения шума двигателя, чтобы можно было расслышать громко отданную команду. Батареи стартера должны быть снабжены кожухами, образующими водонепроницаемое закрытие вокруг основания и боков батарей. Кожухи батарей должны иметь плотно пригнанную крышку, обеспечивающую необходимый отвод газа.Двигатель спасательной шлюпки и относящиеся к нему устройства должны быть спроектированы так, чтобы ограничивать электромагнитное излучение, с тем, чтобы работа двигателя не мешала работе используемого на спасательной шлюпке радиооборудования.Должны быть предусмотрены средства для подзарядки всех батарей стартера, радиооборудования и прожектора. Батареи радиооборудования не должны использоваться в качестве источника энергии для пуска двигателя. Должно быть предусмотрено средство для подзарядки установленных в спасательной шлюпке батарей либо от судовой электросети напряжением не выше 50 вольт, отключаемое с места посадки в спасательные шлюпки или посредством солнечной батареи.Должна быть предусмотрена в водостойком исполнении инструкция по пуску и эксплуатации двигателя, которая должна находиться на хорошо заметном месте вблизи органов управления пуском двигателя.

Литература

1. Безопасность жизнедеятельности. Лабораторный практикум по безопасности жизнедеятельности для студентов (курсантов) рыбохозяйственных высших учебных заведений. Часть 1. Калининград КГТУ, 1994 – 169 с.

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Выживание в экстремальных условиях на судне»

на тему: «Виды коллективных спасательных средств»

Выполнил:

Студент 2 курса, гр. ЭУ/с-21з

Козырев Александр

Проверил:

Д.В. Бурков

г. Севастополь, 2016 г.

1. Судовые спасательные средства

2. Требования предъявляемые к спасательным кругам

3. Требования к самозажигающимся сигнальным огням (светящимся буям)

4. Требования к автоматическим действующим дымовым шашкам

5. Требования к распределению спасательных кругов на судах

6. Количество спасательных жилетов на судах, их размещение

7. Требования к защитным костюмам

8. Требования к теплозащитным средствам

9. Требования к спасательным шлюпкам

10. Оборудование спасательных шлюпок

Заключение

Литература

Судовые спасательные средства

Судовые спасательные средства предназначены для спасания людей, эвакуируемых в море с борта аварийного судна или по каким-либо причинам оказавшихся за бортом судна. Спасательные средства подразделяются на индивидуальные и коллективные.

Индивидуальные спасательные средства служат для:

Поддержания на плаву человека, попавшего в воду (поддерживающие спасательные средства)

Предохранения его от переохлаждения (изолирующие спасательные средства)

Совмещения обеих функций (поддерживающие и изолирующие средства).

К поддерживающим спасательным средствам относятся:

Спасательные круги (используются для немедленного оказания помощи человеку, оказавшемуся за бортом, для удержания человека на воде)

Спасательные жилеты (предназначены для спасания людей, которые могут оказаться в воде при эвакуации с борта судна, для удержания человека на воде в безопасном положении)

К изолирующим спасательным средствам относятся:

Теплозащитные средства (мешок или костюм из водонепроницаемого материала с низким коэффициентом теплопроводности они служат для снижения потерь тепла телом человека, находящегося на спасательной шлюпке или спасательном плоту).

Защитный костюм – штормовой костюм, предназначен для использования на дежурных шлюпках пассажирских судов типа РО-РО и на морских эвакуационных системах (МЭС), членами экипажа - удерживает и уменьшает потерю тепла телом человека в холодной воде;

Поддерживающее и изолирующее спасательное средство - гидротермокостюм. Гидротермокостюм - предназначен для удержания человека на воде в безопасном положении и уменьшения потери тепла телом человека в холодной воде

Требования предъявляемые к спасательным кругам.

Каждый спасательный круг должен:

Иметь наружный диаметр не более 800 мм (Dн.),

Внутренний диаметр (dв.) не менее 400 мм;

Изготавливаться из плавучего материала только не из пробковой стружки, тростника, рыхлых и крошеных материалов или воздушных надувных камер;

Иметь массу не менее 2,5кг.;

Не поддерживать горение или плавиться после того, как он был полностью охвачен пламенем в течении 2 с;

Иметь достаточную массу, если он предназначен для приведения в действие устройства для быстрого разобщения с судном автоматически действующей дымовой шашки и самозажигающегося сигнального огня (СДБ – светодымящийся буй), как правило, более 4кг;

Поддерживать в пресной воде груз железа массой не менее 14,5кг, в течение 24 часов (вес человека в воде 4-6кг);

Выдерживать сбрасывание на воду с высоты 30м без ухудшения эксплуатационных характеристик спасательного круга и прикрепленного к нему оборудования; иметь спасательный леер диаметр > 9,5 мм и длиной равной 4 Dн. (Dн. – диаметр наружного круга) закрепленного по периметру в четырех равностоящих друг от друга местах, образуя четыре одинаковые петли.

Требования к самозажигающимся сигнальным огням (светящимся буям).

Самозажигающиеся сигнальные огни спасательных кругов должны: быть белого цвета, сила света 2 кд (кандел) во всех направлениях или иметь проблесковый огонь 50-70 проблесков в минуту; иметь источник энергии на 2 часа (на танкерах самозажигающиеся огни должны работать от электрических батареей (аккумуляторов)); выдерживать испытание сбрасыванием с высоты 30м.

Требования к автоматическим действующим дымовым шашкам

Автоматические действующие дымовые шашки: должны давать дым хорошо видимого цвета в течение 15 минут; не гореть вспышками и не выбрасывать пламени, не заливаться водой при волнении; продолжать дымообразование при полном погружении в воду в течение 10 сек.

Требования к спасательным линям спасательных кругов.

Плавучие спасательные лини: должны быть не скручивающимися; иметь диаметр не менее 8мм;

иметь разрывное усилие не менее 5 кН (килоньютон)

Согласно правилу гл. 3 МК СОЛАС на пассажирском судне:

Согласно правилу 32 гл. III. СОЛАС на грузовом судне:

Требования к распределению спасательных кругов на судах .

Спасательные круги: должны быть распределены таким образом, чтобы быть легкодоступными на обоих бортах судна и по возможности на всех простирающихся до борта открытых палубах; по меньшей мере, один СК должен размещаться в близи кормы судна; крепиться таким образом, чтобы их можно было быстро сбросить (не должны прикрепляться наглухо); один спасательный круг на каждом борту судна должен быть снабжен плавучим спасательным линем длиной 30м; 50% спасательных кругов должны быть снабжены самозажигающимися огнями, не менее 2-х из них должны быть снабжены автоматически действующими дымовыми шашками, и иметь возможность быстро сбрасываться с ходового мостика; на каждом спасательном круге должно быть нанесено печатными буквами латинского алфавита – название судна и порт приписки;

Требования к спасательным жилетам (СЖ).

По конструкции СЖ изготавливаются двух видов:

Жесткие (с эластичным или твердым плавучим материалом)

Надувные, с не менее 2-мя камерами плавучести.

СЖ должен не поддерживать горение и не продолжать плавиться, после того он был полностью охвачен пламенем в течение 2 сек. Конструкция спасательного жилета должна быть такой, чтобы:

а) по крайне мере 75% лиц, незнакомых с конструкцией могли им правильно воспользоваться в течение не более 1 мин., без всякой помощи, подсказок и демонстрации;

б) после демонстрации надевания все лица смогли надеть его правильно и без посторонней помощи в течение не более 1 мин.;

в) было совершенно ясно, что его можно надевать лишь на одну сторону или чтобы, по возможности, исключалась возможность неправильного надевания;

г) его было удобно носить;

д) в нем можно было прыгать в воду с высоты не менее 4,5м. без получения телесных повреждений и без смешения или повреждения при этом спасательного жилета;

СЖ должен обладать достаточной плавучестью и остойчивостью в пресной воде и поддерживать рот обессилевшего или потерявшего сознание человека на расстоянии не менее 120мм от воды так, чтобы тело человека было отклонено назад под углом не менее 200 от его вертикального положения; и поворачивать за время не более 5 с тело потерявшего сознание человека в воде из любого положения в такое, при котором его рот находится над водой.

Спасательный жилет должен быть таким, чтобы в нем можно было проплыть короткое расстояние и забраться в спасательную шлюпку или в спасательный плот. Плавучесть спасательного жилета не должна уменьшаться более чем на 5% после погружения его в пресную воду на 24 часа. Надувной спасательный жилет должен иметь не менее двух отдельных камер плавучести и надуваться: автоматически при погружении в воду; иметь устройство, для надувания приводимое в действие вручную одним движением и ртом (через трубку).

Каждый спасательный жилет оборудуется сигнальным огнем, который должен:

а) иметь силу света не менее 0,75 кд во всех направлениях верхней полусферы;

б) иметь источник энергии способный обеспечивать силу света 0,75 кд в течение не менее 8 часов;

в) быть видимым, когда он прикреплен к спасательному жилету, в наибольшей части сегмента верхней полусферы, на сколько это практически возможно;

г) быть белого цвета;

д) если сигнальный огонь является проблесковым, то он должен снабжаться ручным выключателем и давать проблеск не менее 50 и не более 70 проблесков в минуту (сила света не менее 0,75 кд);

Каждый спасательный жилет снабжается свистком, который надежно крепится к спасательному жилету с помощью шнура.

Количество спасательных жилетов на судах, их размещение.

Для каждого находящегося на борту человека должен быть предусмотрен СЖ; на детей должны быть предусмотрены СЖ «Child», в количестве 10% от числа пассажиров). Дополнительно:

Для вахтенного персонала (на мостике, посту управления двигателем и в любом другом посту, где несется вахта);

В удаленных местах расположения спасательных плотов.

Спасательные жилеты должны размещаться так, чтобы они были легко доступны, а место их хранения должно быть ясно обозначено; при использовании СЖ в спасательных шлюпках они не должны препятствовать входу в СШ, не должны мешать усаживаться и пристегивать привязные ремни; каждое пассажирское судно должно дополнительно иметь спасательных жилетов не менее 5% от общего числа пассажиров, которые хранятся на видном месте на палубе или в местах сбора; если СЖ хранятся в каютах, удаленных от путей прямого сообщения между общественными помещениями и местами сбора, то для таких пассажиров СЖ должны храниться либо: в общественных местах - местах сбора, либо непосредственно по пути движения. СЖ должны храниться так, чтобы их распределение и надевание не препятствовало организованному продвижению к местам сбора и посадки в спасательные шл1