Периодичность испытания на прочность спасательных веревок. Виды спасательных устройств, их назначение. Тушение пожаров самолётов в аэропортах и ангарах


Пожарные спасательные веревки могут быть обычного исполнения и термостойкие.

Веревка пожарная спасательная обычного исполнения (ВПС) -предназначена для спасания людей, самоспасания и страховки пожарных при тушении пожаров и связанных с ними аварийно-спасательных работах, а также при тренировках пожарных.

Термостойкая пожарная веревка (ТПВ) - предназначена для выполнения аварийно-спасательных работ при тушении пожаров в зонах возможного воздействия на нее открытого пламени и высоких температур.

В целях сохранности физико-механических свойств веревка должна хранится в чехле из водонепроницаемой ткани, смотанной в клубок, и быть защищенной от воздействия влаги, прямых солнечных лучей, масла, бензина, керосина и других растворителей. Один из концов веревки у обвязки петли обматывается белой тесьмой (2–5 см шириной) с указанием инвентарного номера. На концы веревки вплетают металлические коуши.

Веревка пожарная спасательная (табл. 7.1) обычного исполнения предназначена для обеспечения проведения спасательных работ при тушении пожаров и ликвидации аварийных ситуаций в помещениях и на свежем воздухе при температуре окружающей среды от минус 40 °С до 0 °С и относительной влажности воздуха 98% при температуре 20 °С.


Основные технические характеристики ВПС

Таблица 7.1.


Наименование показателей


Масса, не более, кг


Диаметр, мм

Относительное удлинение веревки при нагрузке 75% от разрывной, %

Потери прочности после воздействия на нее нагретого до 450 °С стержня в течение 30 с, не более, %

Назначенный ресурс, циклов

Веревка выдерживает динамическую нагрузку, возникающую при падении груза массой 100 кг с высоты, м


Термостойкая пожарная веревка (табл. 7.2) из жгута СВМ предназначена для спасания людей и перемещения грузов во время пожаров и других стихийных бедствий.


Основные технические характеристики ТВП

Таблица 7.2.


Наименование показателей

Диаметр, мм

Масса без чехла, не более, кг

Потери прочности после воздействия открытого пламени в течение 30 с, не более, %

Потеря прочности после воздействия температуры +600 °С в течение 3 мин, не более, %

Потеря прочности после воздействия температуры –50 °С в течение 1 ч, не более, %


Сохранение прочности в течение 1 ч после воздействия на веревку следующих сред

бензина автомобильного по ГОСТ 2084; 12%

раствора пенообразователя


Спасательные веревки, состоящие на вооружении, должны соответствовать требованиям (НБП 167–97), иметь коуши, храниться в чехлах, смотанные в клубки. На чехле крепится бирка с указанием даты последнего испытания и указанием инвентарного номера спасательной веревки.

Спасательная веревка проверяется наружным осмотром командирами отделений не реже одного раза в 10 дней, а начальниками караулов (помощниками начальников караулов) - перед каждым использованием на занятиях и после каждого применения на пожаре.


Спасательная веревка не должна иметь местных утолщений и повышенной влажности, порывы отдельных нитей допускаются, но не более 15 штук на 200 мм длины веревки.

После каждого использования спасательной веревки на пожаре (занятии, учении) под руководством начальника караула должна проводиться практическая проверка ее прочности. Для проверки на размотанной и закрепленной на всю длину (можно через блок) веревке подтягиваются и зависают на 1–2 с три человека. Если после снятия нагрузки, удлинение веревки сохранится, она признается непригодной для спасательных работ (занятий) и с боевого расчета снимается.

Спасательная веревка испытывается на прочность один раз в 6 месяцев. Для испытания веревку распускают на всю длину и к одному концу подвешенной веревки прикрепляют груз в 350 кг/5 мин. После снятия нагрузки на веревке не должно быть никаких повреждений, остаточное удлинение веревки не должно превышать 5% первоначальной ее длины. Спасательную веревку можно испытывать в горизонтальном положении через блок.

Статистическое испытание: спасательная веревка пропускается через блоки и замок. При этом замок должен прочно удерживать веревку. После снятия нагрузки на веревке не должно быть никаких повреждений, удлинение веревки не должно превышать 5% первоначальной длины.

Динамическое испытание: к концу веревки, пропущенной через блоки и замок, на карабине подвешивается и сбрасывается с подоконника 3-го этажа груз 150 кг. При сбрасывании груза веревка не должна пробуксовывать более 30 см.


Рис. 7.1. Закрепление веревки первым способом



Рис. 7.2. Закрепление спасательной веревки вторым способом


Второй способ . Пожарные обматывают сверху одним-двумя витками веревки конструкцию, четырьмя пальцами левой руки (мизинец находится сверху) берут короткий конец веревки (нельзя брать веревку под большой палец). Левый кулак поворачивают к конструкции, правой рукой кладут веревку сверху на кулак между указательным и средним пальцами (рис. 7.2. а) и заводят длинный конец веревки внизу кулака влево, вперед, под концами веревки от балки - за выпрямленный мизинец, затем выводят веревку за кулак вправо. Короткий конец веревки лежит на правом предплечье. Затем выпрямляют пальцы левой руки и выводят их с веревкой на 8–12 см вверх между концами веревки, которыми обмотана конструкция (рис. 7.2. б). Короткий конец веревки, лежащий на правом предплечье правой руки, большим пальцем этой руки подают под длинным концом веревки к себе, вниз, от себя и вверх, где левой рукой берут его


и протаскивают через петлю, тянут и правой рукой затягивают длинный конец веревки в узел по направлению на себя (рис. 7.2. в). Для открепления веревки пожарные тянут рукой за короткий конец и снимают ее с конструкции.

Третий способ . Пожарные обматывают конструкцию сверху одним-двумя витками веревки, берут короткий конец веревки всеми пальцами левой руки, большим пальцем сверху и разворачивают кисть левой руки к конструкции большим пальцем вниз (рис. 7.3. а), правой рукой заводят длинный конец веревки за кисть левой руки влево вперед, за выпрямленный вниз большой палец, выводят


Рис. 7.3. Закрепление спасательной веревки третьим способом


Рис. 7.4. Закрепление спасательной веревки четвертым способом


правую руку вправо под концами веревки, идущими от конструкции, оставляя короткий конец веревки на предплечье правой руки. Большим пальцем руки выводят лежащий на нем длинный конец веревки на 10–15 см, выше концов веревки, идущими от конструкции. К большому пальцу левой руки присоединяют остальные пальцы, большой (указательный) палец руки подает короткий конец веревки, лежащий на предплечье правой руки (как при 2-м способе), к себе, вниз и от себя вокруг длинного конца веревки. Двумятремя пальцами левой руки берут короткий конец веревки, протаскивают его в петлю, тянут правой рукой длинный конец веревки на себя и затягивают узел. Для открепления веревки пожарные тянут Рукой за короткий конец веревки.

Четвертый способ . По команде «Веревку » (указать, за какую именно конструкцию) - закрепить! » пожарные обматывают сверху однимдвумя витками конструкцию. Оба конца веревки берут в левую руку так, чтобы короткий конец находился снизу справа (рис. 7.4. а) Правую руку просовывают снизу между обоими концами веревки и кладут ее на длинный конец ребром ладони (рис. 7.4. б) Поворотом правой руки против часовой стрелки вниз-направо-вверх выводят руку ладонью внизу, сделав на веревке петлю (рис. 7.4. в) Большим и указательным пальцами правой руки берут короткий конец в руку, вынимают его из петли, тянут длинный конец и левой рукой затягивают узел.

Для открепления веревки пожарные тянут рукой за короткий конец веревки и снимают ее с конструкции.


Двойная спасательная петля применяется для спасания пострадавших и их страховки при спасании по стационарным, переносным и автолестницам, когда спасаемый может передвигаться сам.

Пожарный с веревкой в чехле, одетом через плечо, стоит у ног пострадавшего (манекена). Пожарный вынимает веревку из чехла и кладет ее на землю. Берет правой рукой конец веревки и делает в правую сторону три отмера на длину разведенных рук, четвертый раз берет веревку вдвойне и примеряет ее от подошвы ног пострадавшего до груди (рис. 7.6.а). Завязывает на четырех концах обычный узел, который должен находиться на расстоянии 1/3 длины веревки от одинарной петли и на 2/3 - от двойной. Можно завязать узел, взяв концы веревки и одинарную петлю в левую руку. Двойную петлю правой руки кладет на двойную петлю на предплечье левой руки (рис. 7.6.б), пропускает правую руку через концы веревок, удерживаемых левой рукой, берет правой рукой двойную петлю, протягивает ее обратно и затягивает узел (рис. 7.6.в). Надевает две петли на ноги (по одной на каждую), а третью - на шею. Берет в левую руку со стороны пострадавшего веревку и карабин, а правой рукой делает на карабине концом веревки от пострадавшего два витка веревки. Пожарный надевает краги. Веревку держит снизу, за спиной

8 ..

Компания «LabEletro» осуществляет испытания страховочных верёвок , используемых как для работ на строительных объектах, так и применяемых в процессе пожаротушения. Проверка прочности и соответствия канатов эксплуатационным нормам выполняется на специализированном стенде. Испытания веревок проходят в рамках установленных правил и стандартов (ГОСТ Р 53266-2009, ГОСТ 25552-82).

Частота проведения испытаний

Спасательные верёвки, допущенные к эксплуатации после проверки производителем, должны соответствовать нормативным документам и проходить регулярные испытания. Перед каждым использованием канатов и верёвок осуществляется их визуальный осмотр. страховочных канатов должно проводиться не реже, чем один раз в полгода. Процедура позволяет выявить дефекты или подтвердить работоспособность оборудования.

Оборудование, на котором осуществляется проверка верёвок и канатов

Лабораторно-производственная база компании «LabEletro» имеет в своём распоряжении специализированную канатно-испытательную станцию (КИС), оборудованную согласно нормативным документам и требованиям ГОСТ 1579-93, ГОСТ 28840-90.

Испытание верёвки и канатов на прочность

В процессе проверки страховочное оборудование проходит испытание статическими нагрузками, что позволяет подтвердить его соответствие техническим требованиям или выявить отклонения от них.

Испытание канатов статической нагрузкой осуществляется посредством закрепления и подвешивания груза. Перед началом процедуры замеряют длину каната. К неподвижной конструкции крепят верёвку одним рабочим концом, а ко второму подвешивается груз массой 200кг. В таком положении канат остаётся в течение 15 минут. Испытание канатов на разрыв считается пройденным в том случае, если после снятия нагрузки сохраняется целостность оборудования и относительное удлинение не превышает допустимых 5%.

Если испытание каната , пожарной, страховочной верёвки прошло успешно, мы выдаём заказчику акт соответствия, подтверждающий работоспособность оборудования. При выявлении разрывов, дефектов и других несоответствий нормативным требованиям, канаты и верёвки подлежат списанию и утилизации.

Устройство

Пожарный крюк КП изготовлен из полосовой стали сечением 25х12 мм. Длина крюка 395 мм, ширина 226 мм. Верхний конец крюка имеет заточку на два конца, а нижний- заканчивается ушком для навязывания трехпрядной веревки диаметром 14-17 мм и длиной 1, 3 м. Другой конец веревки заканчивается петлей длиной 600 мм. Масса крюка 1,6 кг.

Рабочая часть крюка заострена на длине 60 мм и термически обработана. Необработанная часть крюка окрашивается в черный цвет.

Крюк подвергается испытаниям на прочность приложением вдоль оси статической нагрузки, равной 200 кгс, в течение 5.0 мин. При этом не допускается изменение формы крюка.

Спасательные веревки

Спасательные веревки, состоящие на вооружении, должны соответствовать требованиям НПБ, иметь коуши, храниться в чехлах, смотанные в клубок.

Один из концов спасательной веревки у обвязки петли обшивается белой тесьмой (2 - 5 см ширины), на котором указываются инвентарный номер и дата последнего испытания. Нанесение инвентарного номера на металлические кольца крепления концов веревки производится путем кернения или гравировки.

Нанесение инвентарного номера на металлические кольца крепления концов веревки стирающимися, выцветающими средствами (краска, маркер, фломастер) запрещается.

На чехле крепится бирка с указанием даты последнего испытания и указанием инвентарного номера спасательной веревки.

Спасательная веревка проверяется наружным осмотром командирами отделений не реже одного раза в 10 дней с занесением результатов осмотра в журнал испытаний ПТВ, а начальниками караулов - перед каждым использованием на занятиях и после каждого применения на пожаре.

Спасательная веревка не должна иметь местных утолщений и повышенной влажности, порывы отдельных нитей допускаются, но не более 15 штук на 200 мм длины веревки.

Перед проведением занятий и после каждого использования спасательной веревки под руководством начальника караула должна проводиться практическая проверка ее прочности. Для проверки на размотанной и закрепленной на всю длину (допускается через блок) спасательной веревке подтягиваются и зависают на 1 - 2 секунды три человека. Если после снятия нагрузки удлинение спасательной веревки сохранится, она признается непригодной для спасательных работ (занятий) и с боевого расчета снимается.

Спасательная веревка испытывается на прочность один раз в 6 месяцев. Для испытания спасательную веревку распускают на всю длину и к одному концу подвешенной спасательной веревки прикрепляют груз в 350 кг на 5 мин. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, остаточное удлинение спасательной веревки не должно превышать 5% первоначальной ее длины. Спасательную веревку можно испытывать и в горизонтальном положении через блок.



Статическое испытание спасательной веревки: спасательная веревка пропускается через блоки и замок. При этом замок должен прочно удерживать спасательную веревку. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, а удлинение не должно превышать 5% первоначальной длины.

Динамическое испытание спасательной веревки: к концу спасательной веревки, пропущенной через блоки и замок, на карабине подвешивается и сбрасывается с подоконника 3 этажа груз в 150 кг. При сбрасывании груза спасательная веревка не должна пробуксовывать более 30 см.

Другие спасательные устройства испытываются ежегодно в соответствии с ТУ или паспортами на каждый вид спасательного устройства.

Электрозащитные средства

К электрозащитным средствам, применяемым в подразделениях ГПС, относятся:

перчатки резиновые диэлектрические;

галоши (боты) резиновые диэлектрические;

коврики резиновые диэлектрические размерами не менее 50 x 50 см с рифленой поверхностью;

ножницы для резки электропроводов с изолированными ручками (требования к указанным электрозащитным средствам определены ГОСТ);

переносные заземлители из гибких медных жил произвольной длины, сечением не менее 12 мм 2 для пожарных автомобилей, у которых основная система защиты - защитное заземление.

Испытания электрозащитных средств проводятся специальными лабораториями, имеющими на это разрешение органов Госэнергонадзора. Результаты испытаний оформляются актом, который хранится в подразделении ГПС до проведения следующего испытания. На перчатках, ботах, ковриках и т.д. ставится штамп с указанием срока следующего испытания.

Сроки проведения испытаний:

перчатки резиновые диэлектрические - один раз в 6 месяцев;

галоши резиновые диэлектрические - один раз в 3 года;

боты резиновые диэлектрические - один раз в 3 года;

ножницы для резки электропроводов с изолированными ручками - один раз в год.

Отбраковка ковриков резиновых диэлектрических при внешних осмотрах не реже 1 раза в год.

Пригодность к работе защитных изолирующих средств определяется внешним осмотром и испытанием. Внешний осмотр проводится ежедневно при заступлении на боевое дежурство личным составом подразделений ГПС, за которым они закреплены.

Внешними признаками, определяющими непригодность средств электрической защиты, являются:

для ножниц - повреждение изоляции на рукоятках и отсутствие упорных колец и резиновых втулок на концах рукояток;

для резиновых перчаток, галош (бот), ковриков - проколы, разрывы, наличие отверстий;

для переносного заземления - разрушение контактных соединений, нарушение механической прочности медных жил (обрыв более 10% медных жил).

Все средства электрической защиты, не прошедшие в установленные сроки испытания, считаются непригодными к использованию.

Электрозащитные средства хранятся на пожарном автомобиле отдельно от ПТВ и шанцевого инструмента в зачехленном виде.

Переносные заземления применяются для защиты людей от ошибочно поданного или заведенного напряжения.

Переносные заземления состоят из проводов для заземления и закорачивания между собой токоведущих частей всех трех фаз установки, зажимов для закрепления заземляющих проводов на токоведущих частях и наконечника или струбцины для присоединения к заземляющим проводникам или конструкциям. Допускается применение отдельного переносного заземления для каждой фазы.

Переносные заземления должны удовлетворять следующим условиям:

Они должны быть выполнены из голого медного многожильного провода и иметь сечение, удовлетворяющее требованиям термической устойчивости при трехфазных коротких замыканиях, но не менее 16 мм2 в электроустановках до 1000 В.

Конструкция зажимов для присоединения закорачивающих проводов к шинам должна быть такой, чтобы при прохождении тока короткого замыкания переносное заземление не могло быть сорвано с места динамическими усилиями. Зажимы снабжаются приспособлением, допускающим их наложение, закрепление и снятие с шин при помощи штанги для наложения заземления. Гибкий медный провод должен присоединиться к зажиму непосредственно или при помощи надежно спрессованного медного наконечника. Для защиты провода от излома в местах присоединения рекомендуется заключать его в оболочки в виде пружин из гибкой стальной проволоки.

Наконечник на проводе для заземления должен выполняться в виде струбцины или соответствовать конструкции зажима (барашка), служащего для присоединения к заземляющему проводу или конструкции.

Соединения элементов переносного заземления выполняют прочно и надежно путем опрессовки, сварки или сболчивания с предварительным лужением контактных поверхностей. Применение пайки запрещается.

Места для присоединения заземлений должны иметь свободный и безопасный доступ. Переносные заземляющие устройства, применяемые для заземления проводов воздушных линий, могут присоединяться к конструкциям металлической опоры, заземляющему спуску на деревянных опорах или специальному временному заземлителю (штырю).

На каждом переносном заземлении должны быть обозначены его номер и сечение заземляющих проводов. Эти данные выбиваются на бирке, закрепленной на заземлении, либо на струбцине (наконечнике).

Каждое переносное заземление перед употреблением должно быть осмотрено. Переносные заземления осматривают также в тех случаях, если они подвергались воздействию тока короткого замыкания.

При разрушении контактных соединений, снижении механической прочности проводников, расплавлении их, обрыве более 10% жил и т. п. переносные заземления должны быть изъяты из употребления.

Насосы пожарных автомобилей и мотопомп

Насосы пожарных автомобилей и мотопомп испытывают при каждом техническом обслуживании N 2 (после пробега 5000 км, но не реже одного раза в год) по методике, изложенной в Наставлении по технической службе ГПС. При испытании должны выполняться следующие условия:

перед началом испытаний необходимо проверить, что установка насосов и монтаж трубопроводов произведен в соответствии с требованиями сопроводительной технической документации на пожарный автомобиль;

вентили, задвижки, сливные краны водопенных коммуникаций пожарного автомобиля должны быть в исправном состоянии, легко закрываться и открываться. Проверяется исправность системы смазки уплотнителей насосов. Течи в местах соединений и органов управления не допускаются;

частота вращения вала насосов пожарных автомобилей не должна превышать номинальную (указанную в технической документации) более чем на 5%;

подпор во всасывающем патрубке насосов не должен превышать 4,0 кгс/см2 (0,4 МПа), а для насосов с уплотнением вала пластичной набивкой 8,0 кгс/см2 (0,8 МПа);

напор на выходе из насоса пожарного автомобиля не должен быть более 11,0 кгс/см2 (1,1 МПа);

герметичность при вращающемся рабочем колесе проверяется гидравлическим давлением, создаваемым самим насосом на режиме номинальных оборотов;

пуск насосов пожарных автомобилей и мотопомп должен производиться при полностью закрытых задвижках на напорных патрубках;

запуск насосов пожарных машин, оборудованных газоструйной вакуумной системой, производится только после появления воды в вакуумном кране;

при обнаружении неисправности в период проведения проверок насос пожарной машины немедленно выключается. Дальнейшие испытания проводятся после устранения неисправностей.

Рукавные задержки

Спасательная веревка предназначена для спасания людей, самоспасания и страховки пожарных при тушении пожаров и проведении связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, а также при тренировках. Спасательная веревка должна соответствовать требованиям тех. документации завода изготовителя, иметь коуши, хранится в сумках-чехлах смотанными в клубок. Один конец веревки, под коушей, обшивается белой тесьмой 2-3 см шириной с инвентарным номером. В кармане сумки-чехла имеется бирка со значением даты последнего испытания и инвентарным номером.

Спасательная веревка проверяется внешним осмотром начальником караула или командиром отделения не реже 1 раза в 10 дней. П Проверяется на прочность перед и после каждого использования на занятиях и после каждого использования на пожаре. Для проверки на размотанной веревке и закрепленной одним концом подвешиваются и зависают на 1-2 сек. 3 чел. Если после снятия нагрузки длинна веревки осталась ее считают непригодной. Испытания производятся 1 раз в 6 мес. Статической нагрузкой 400кг на 3 мин. удлинение веревки не должно превышать 10 т.е. 3м. длинна проверяется через 20мин. после снятия нагрузки.

Проведение расчетов работы звена ГДЗС.

наименьшее давление в баллоне (звена);

наименьшее давление воздуха в баллоне по прибытию к месту работы;

расход давления воздуха на путь к месту работы;

запас давления воздуха требуемый для выхода звена;

резервный запас давления воздуха в баллоне;

запас давления воздуха оставшийся для работы;

t- время работы

Билет №26

Штаб на пожаре. Его состав.

РТП (РАСР)- руководитель тушения пожара (руководитель аварийно-спасательных работ);

может быть:

- при работе одного подразделения, старший начальник этого подразделения;

- при работе нескольких подразделений, старший начальник на территории, которого возник пожар или лицо определенное расписанием гарнизона;

НОУ- начальник оперативного участка;

Оперативные участки организуются по лестничным клеткам, по этажам, по видам работ, по периметру и т.д.

НТ- начальник тыла;

Отвечает за материальное обеспечение по ликвидации ЧС.

НШ- начальник штаба.

В состав оперативного штаба входит:

НШ начальник штаба;

НТ начальник тыла;

Представители взаимодействующих служб;

Представители администрации объекта;

Ответственный по охране труда;

Оперативный штаб создается:

На всех крупных и сложных пожарах;

При организации трех и более оперативных участков ОУ ;



Если силы и средства привлечены по повышенному номеру пожара;

При пожаре на объектах, когда действие по тушению необходимо согласовывать с дежурным инженерно-техническим персоналом и администрацией объекта;

По решению РТП.

Гидроэлеватор и принцип его работы.

Предназначен для забора воды из открытых водоисточников, которые находятся ниже уровня насоса до 20м и удалены от пожарного автомобиля на расстояние до 100м. Гидроэлеватор может забирать воду из водоисточников с небольшой глубиной (5-10см). Это свойство гидроэлеваторов позволяет использовать их для откачки воды.

Устройство:

Гидроэлеватор Г-600А состоит из корпуса 9, на котором шпильками 8 закреплено колено 1 и диффузор 5 со смесительной камерой. Внутри корпуса установлен конический насадок 4, через который проходит поток рабочей жидкости, подаваемой от центробежного насоса ПА. Эжектируемая жидкость из открытого водоисточника через всасывающую сетку 3 поступает а вакуумную камеру и далее вместе с потоком рабочей жидкости перемещается в смесительную камеру и диффузор. Для соединения пожарными рукавами предусмотрены муфтовые соединительные головки 6,7.


Весь пожарно-технический арсенал, а также форменная одежда пожарных и необходимое снаряжение, которое закреплено за составом пожарной охраны, должны не только гарантировать безопасность пожарников при работе и оберегать их здоровье, но и соответствовать нормам, установленным в ГОСТ и ТУ. Применение в ненадлежащем состоянии запрещено, а годность определяется в ходе техобслуживания, испытаний и при передаче следующему караулу.

Разновидность, временные периоды и списки базовых операций техобслуживания и испытаний утверждены Наставлениями по применению пожарной техники и, в том числе, мануалами производителей. Все эти операции осуществляются, чтобы гарантировать постоянную готовность к безопасному использованию, предупредить поломки, своевременно обнаружить и устранить их.

Особенности испытаний ручных пожарных лестниц

Периодичность испытаний ручных пожарных лестниц составляет один год. Также испытания проводятся после ремонта. Для того, чтобы можно было использовать лестницы на соревнованиях, необходимо представить акты испытаний. Оборудование с поломками, видимыми дефектами и при отсутствии сопроводительных документов использовать на состязаниях запрещено.

При проведении испытаний все лестницы в первую очередь проверяются визуально. Все составные части устройств не должны содержать каких-либо дефектов и ржавчины. Крюки лестниц-штурмовок не должны шататься, не допускается их деформация. Страховочные канаты должны быть целыми, без надрывов и потертостей. Шарниры у лестницы-палки не должны заклинивать, складывание и раскладывание устройства должно происходить без применения значительных усилий. Такая лестница проверяется на прочность, для чего ее следует установить на стойкое основание и прислонить к стене под углом около 75°.

Арматура выдвижной лестницы должна находиться на штатных местах, в рабочем состоянии, без повреждений и следов коррозии. Все механизмы должны работать надежно, без трения и без прикладывания значительных усилий. Не допускается использование лестниц с поврежденными или неправильно закрепленными страховочными канатами.

Точкой испытаний на устойчивость при нагрузке служит центр ступени, которая находится на середине лестницы. Уровень прикладываемой нагрузки зависит от типа лестницы. Для лестниц-палок, изготовленных из дерева, прикладываемое усилие должно находиться в пределах 1,2 ± 0,05 кН (120 ± 5 кгс), для изготовленных из сплавов металлов - 2,0 ± 0,1 кН (200 ± 10 кгс). Время испытаний составляет 2 минуты 10 секунд с разбросом в 10 секунд. После завершения процедуры нагрузку необходимо снять.

Особенности испытаний лестницы-штурмовки

Пригодность к эксплуатации лестницы-штурмовки проверяется в два этапа. На первом испытаниям подвергается тетива, на втором –крюк и его крепление.

Проверка надежности тетивы проводится следующим образом: устройство необходимо подвесить за несколько зубьев, находящихся рядом с тетивой. Для прикладывания груза также выбирается центр средней на лестнице ступени. Уровень нагрузки составляет 2,0 ± 0,1 килоньютон (200 ± 10 килограмм-силы), время испытаний – 2 минуты 10 секунд, с разбросом в десять секунд. Для испытания крюка лестницу необходимо подвесить за большой зуб и на уровне второй ступени от низа приложить нагрузку 1,6 ± 0,05 килоньютон (160 ± 5 килограмм-силы). Время испытаний составляет 2 минуты 10 секунд, с разбросом в 10 секунд.

Особенности испытаний выдвижной лестницы

Испытания пригодности к использованию лестницы с выдвижным механизмом также проводится в два этапа. Первый из них – проверка работоспособности собственно механической части, второй этап – проверка прочности.

Механизм выдвижения в нормальном состоянии работает с плавным ходом, без приложения излишних усилий. Отсутствие плавности хода указывает на неисправность или изношенность частей механизма. Для приведения частей лестницы в движение не надо прикладывать каких-либо усилий, для этого должно хватать собственной массы устройства. Фиксаторы должны крепиться на штатном месте и удерживать сегменты лестницы на всех уровнях, на которых это предусмотрено конструкцией. Зацеп крюков фиксирующего механизма с сегментом, находящимся выше по лестнице, проверяется на надежность и устойчивость.

Для проведения прочностных испытаний растянутая на полную длину лестница прислоняется к стене под наклоном примерно в 75° и опирается на устойчивое основание. Сначала к центру средней ступени каждого колена прикладывают нагрузку на уровне 1,0 ± 0,05 кН (100 ± 5 кгс), после этого к центру средней ступени второго колена на уровне 2,0 ± 0,1 кН (200 ± 10 кгс). Время испытаний составляет 2 минуты 10 секунд, с разбросом в 10 секунд. Прочность троса испытывается подвешиванием на него груза весом в 200 кг. Трос считается пригодным к эксплуатации, если после такой нагрузки он остался целым, без дефектов и разрывов.

Для создания нагрузки допускается применение как обычных грузов, так и механических устройств. После завершения проверки под нагрузкой для всех типов лестниц проводится визуальный осмотр. Если нет видимых повреждений и деформаций, и все механизмы работают нормально, лестницы считаются пригодными к использованию.

Испытание пожарных рукавов, стволов, пожарных колонок

Твердость корпусов обозначенного оборудования должна обеспечиваться под давлением, которое в полтора раза превышает норму. Герметичность же проверяется на рабочем уровне. Между тем, нельзя допускать, чтобы на внешних поверхностях и на места стыков деталей не оставалась вода. Подобную проверку достаточно выполнить единожды за год.

Испытания автоматических лестниц и подъемников

Испытания пожарных подъемников и автоматических лестниц нужно проводить не реже, чем раз в три года. Процесс статической проверки как автоматических лестниц, так и подъемников, прописан в тех-описании и мануале от производителя упомянутой техники.

Испытания электрического ручного пожарно-спасательного инструмента

Проверку электрических приборов, осветительной аппаратуры, а также устройств для резки газом требуется выполнять в точности по тем срокам и порядкам, которые прописаны в техпаспортах данных изделий и их ТУ.

Устройство для прыжков

Инспектирование проводится непосредственно до поставки в распоряжение дежурной команды. Проверка исправности аппарата выполняется посредством сброса на него стокилограммового мешка с песком с двадцатиметровой высоты.

По итогам не должно произойти никаких разрушений. В целости обязаны остаться и мешок, и само прыгательное устройство. Если мешок падает в намеченную поверхность устройства, не должно случиться удара об землю. Заметка о начальной проверке и последующем использовании фиксируются в отвечающих разделах техпаспорта прыгательного устройства. Техобслуживание и проверка баллона с воздухом выполняется согласно правилам аппарата и безопасного применения сосудов, которые работают под давлением. А также согласно с техпаспортом.

Спасательная веревка проверяется на надежность не реже одного раза в полгода. Для этого канат подвешивают и растягивают на всю его длину. К висячему концу каната буквально на пять минут крепится груз весом в триста пятьдесят килограмм. После снятия груза на канате не должно остаться изъянов и надрывов, а итоговое удлинение не может быть выше пяти процентов от изначальной длины. Канат можно проверять также и без подвешивания, посредством блока.

Оно проводится таким образом: канат пропускают через замок и блоки. Рекомендуется удостовериться, что замок достаточно надежно фиксирует канат. И, как уже говорилось выше, после снятия груза на канате не должно остаться "ранений" и надрывов, а итоговое удлинение не может быть выше пяти процентов от изначальной длины.

Динамическая проверка пожарных канатов: к концу каната, который пропущен через блоки и замок, на карабине подвешивают и после сбрасывают с высоты третьего этажа стопятидесятикилограммовый круз. Пробуксовка каната не может быть выше тридцати сантиметров.

Испытание пожарных поясов и поясных карабинов

Испытания пожарных поясов и карабинов проводится один раз за год. Для проверки пояс надевают на твердую балку, не меньше тридцати сантиметров в диаметре. К карабину, который прикреплен к поясному кольцу, на пять минут подвешивается груз весом в тристапятьдесят килограмм.

Когда нагрузка уже снята, на самом поясе и его деталях не должно быть обнаружено никаких разрывов или прочих повреждений. Карабин также должен находиться в своей прежней форме. Важно проверить целостность каждой детали. Карабин при открытии-закрытии должен прилегать надежно. Проверять пояса и карабины можно также посредством динамометра.

Испытание рукавных задержек

Инспекция исправности рукавных задержек осуществляется всего раз в год.

Для того, чтобы проверить, крепление нужно подвесить за крюк на плоскость балки или любой другой перекладины. На зафиксированную петлю на пять минут крепится двухсоткилограммовый груз. По истечении этого времени крюк крепления обязан сохранить свою прежнюю форму, а тесемка - быть в целости и сохранности.

Статью прислал: FlowerPower