Занятия по повышению самооценки. Комплекс коррекционных занятий по снижению тревожности и повышению самооценки

Беседа на тему: «Личностный рост и саморазвитие»

Упражнения для повышения самооценки

Во многих из нас воспитали убеждение в том, что хвалить себя мысленно или вслух«нескромно». Иногда нам намного проще находить у себя недостатки, чем достоинства. Собственно говоря, самокритичность полезна, но она рискует превратиться в привычку, а такая привычка крайне вредна. Если человек постоянно себя принижает, сможет ли он чувствовать себя уверенно в общении с людьми?

Предлагаю вам выполнить следующее упражнение.

Возьмите листок бумаги и напишите на нем:

1.Два качества вашей внешности, которые вы цените в себе.

2.Две наиболее замечательные черты вашего характера.

3. Одну выдающуюся способность или какое-либо ценное умение.

Легко ли вы справились с этим заданием? Если оно вызвало у вас затруднения (а такое случается довольно часто), обратитесь к человеку, мнению которого вы доверяете, и попросите его выполнить это упражнение за вас (вы же, в свою очередь, можете сделать то же самое для него); затем обменяйтесь своими результатами. Это отличное упражнение для повышения самооценки .

Сохраните этот листок бумаги и держите его при себе, чтобы он напоминал вам о ваших сильных сторонах - в особенности когда вы чем-то подавлены или удручены.

Если вы будете постоянно концентрироваться на отрицательных сторонах, негативный настрой будет окрашивать ваши мысли и язык тела. В результате вы не только сами увязнете в своих проблемах, но и другие люди станут относиться к вам отрицательно или враждебно, а то и вовсе игнорировать вас и ваше мнение. Вам следует постоянно напоминать себе о своих достоинствах и преимуществах. Изберите для себя положительный настрой и откажитесь от мыслей о плохом. Благодаря этому ваш язык тела изменится, и вы будете выглядеть успешным человеком, а не неудачником. Научившись хорошо относиться к себе, вы начнете хорошо относиться и к окружающим вас людям. Иногда мы бываем так поглощены собой, что не считаемся ни с кем вокруг и ведем себя слишком эгоистично, руководствуясь только своими интересами. Нам кажется, что страдаем только мы, что только наши интересы должны учитываться, что проблемы могут быть только у нас одних. Мы становимся помешанными на своем «я». Некоторые из таких людей, привлекая к себе всеобщее внимание, лишь тешат свое тщеславие и в результате делаются еще более эгоцентричными. Умение положительно воспринимать себя и других - первый шаг к внутренней уверенности. Помогая другим, можно получить немалое удовлетворение и обрести новые силы. Определите главные приоритеты в жизни и не отвлекайтесь на все остальное: ведь нельзя же объять необъятное. Задумайтесь, какую память о себе вы хотели бы оставить в этом мире. Так ли вы живете? Если нет, то почему? Что вы можете сделать, чтобы это изменить? В вашей власти ставить себе большие цели и лучше помогать людям. Взаимодействуя с внешним миром, вы сможете избавиться от эгоцентризма, обрести большую уверенность в себе и так повысить свою самооценку.

Упражнения для тренингов на самооценку и уверенность в себе

Упражнения для тренингов на самооценку и уверенность в себе

Упражнение «Ода о себе»

Возьмите лист бумаги. Успокойтесь, расслабьтесь, при необходимости посмотрите на себя в зеркало. Напишите себе хвалебную оду. Хвалите себя! Желайте себе добра, здоровья, успехов в делах, работе.

Любви и всего остального. Форма изложения – небольшие предложения из 5-10 слов в прозе или в стихах. Напишите себе несколько од. Выберите из них ту, которая нравиться больше всего. Красиво перепишите, если можно – поместите в рамочку и повесьте (поставьте) на видном месте. Каждое утро прочитывайте эту оду вслух или мысленно. Почувствуйте, как при чтении оды у вас повышается настроение, жизненный тонус, как вы наполняетесь жизненными силами, и окружающий мир становится светлым и радостным.

Упражнение «Формула любви к себе»

Вспомните известный мультфильм про маленького серенького ослика, которому надоело быть осликом. И он стал вначале бабочкой, потом, если не ошибаюсь, птичкой, потом кем-то еще... пока, наконец, не понял, что для него самого и для всех других будет лучше, если он останется маленьким сереньким осликом. Поэтому, прошу вас, не забывайте каждый день подходить к зеркалу, смотреть себе в глаза, улыбаться и говорить: «Я люблю тебя (и называть свое имя) и принимаю тебя таким, какой ты есть, со всеми достоинствами и недостатками. Я не буду бороться с тобой, и мне совершенно незачем побеждать тебя. Но моя любовь даст мне возможность развиваться и совершенствоваться, самому радоваться жизни и приносить радость в жизнь других».

Упражнение «Стань уверенным»

Переход из одного состояния в другое сопровождается соответствующей перегруппировкой лицевых мышц. Например, улыбка передаёт нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат – чувство радости и расслабления. Попробуйте улыбнуться и удержите улыбку 10-15 секунд. Измените улыбку на ухмылку – почувствуйте недовольство. Примите гневный вид – почувствуйте гнев. Ваше лицо, голос, жесты, осанка могут вызвать любое чувство.

А если вы не уверены в себе, то постоянно делайте вид уверенного человека. Если вы горбитесь – выпрямитесь, контролируйте свой голос – чтобы он не дрожал, не теребите ничего в руках, не рисуйте – это тоже признак тревожности, неуверенности. Вы можете говорить себе: «Я должен быть уверенным в себе. Я не могу в действительности стать таковым, но я могу контролировать свою осанку, следить за своим голосом, за своим лицом. Я буду выглядеть уверенным в себе человеком». И вы станете уверенным в себе человеком.

Упражнение «Уверен на все 100»

Цель: научиться раскрепощаться и полюбить себя.

Это упражнение хорошо проводить на тренинге для девушек.

Материал: небольшие зеркала. Если нет, то участницы приносят с собой пудру с зеркальцем.

Каждая девушка хоть раз в жизни была (или есть) недовольна внешним видом (фигура, лицо, волосы...)

Во время тренинга участники становятся в круг. Далее

Друг другу говорим комплименты (по 3 комплимента)

Каждая участница говорит о себе присутствующим 3 качества, за которые ее надо любить. Последнее качество (обязательно затронуть внешность) нужно сказать перед зеркалом.

Итог: в результате этого упражнения девушки начинают любить и ценить себя. Если регулярно дома перед зеркалом проделывать это упражнения-результаты за короткий срок очень хорошие. Налаживание отношений с мужчиной, для тех, кто свободен – находит вторую половинку. На девушку начинают обращать внимание и тем самым ее самооценка растет.

Техника «Ощущения уверенности»

Постарайтесь сознательно вызвать в себе ощущения, которые ассоциируются у вас с уверенностью. Для этого достаточно вспомнить и заново пережить три ситуации, в которых вы чувствовали себя, как никогда, уверенно. Как правило, люди говорят о том, что в таких случаях у них словно крылья за спиной вырастают. Уверенному человеку кажется, что он внезапно вырос, что все кругом – его единомышленники. Внутри появляется стержень, человек распрямляет спину, и, расправив плечи, прямо смотрит в глаза другим. Возникает чувство, что координация движений у него просто великолепно и он легко сможет выполнить самый сложный акробатический пируэт.

Упражнение на повышение уверенности в себе

Цель: формировать самоуважение, доверие к самому себе, способствовать приобретению опыта выступления перед аудиторией, что в свою очередь эффективно влияет на повышение уверенности в себе.

Необходимое время: 30 минут.

Процедура: Вызывается желающий участник, он садится на стул напротив остальных игроков. Суть игры в следующем: основной участник должен довериться на столько, насколько он считает нужным, раскрыть себя для остальных членов группы. Ему надо говорить о самом себе. Все, что он считает нужным.

Основной участник может рассказывать о своих приобретениях в ходе тренинга, о собственных переживаниях, впечатлениях, о том как он себя чувствовал в данной группе, на занятиях, что неприятно задевало его «Я», а что вдохновляло, и т.п. О своих способностях; планах на будущее.

По окончанию рассказа основного участника остальные задают ему волнующие, интересующие их вопросы, относящиеся к участнику. После выступления всех участников общее обсуждение игры.

Упражнение «Король и королева»

Участники выбирают из своей группы двух человек на роль короля и королевы. Они рассаживаются на импровизированный трон (желательно с возвышением). Задача остальных участников – подойти и поприветствовать отдельно короля и королеву. Форма приветствия может быть любой. «Монархи» также приветствуют участников.

Анализ: это упражнение на обнаружение «защит» личности. Каждый из участников, исходя из игровой ситуации, должен пережить некоторые унижения – поклон королю; и каждый по-своему должен будет «защищаться» от этой травмирующей ситуации. Анализируется, кто и как избегал этой ситуации подчинения.

Тренировка уверенности в себе: как постоять за свои права

Приходилось ли вам когда-нибудь:

Сомневаться, стоит ли указывать официанту на ошибку в поданном счете, не желая «устраивать скандал»?

Отступать в разговоре о повышении заработной платы или изменении условий работы?

Говорить «да», когда вам хочется сказать «нет»?

Бояться вступить в спор по поводу оценки, кото­рая кажется вам несправедливой?

Если подобные трудности, связанные с отстаива­нием своих прав, вам знакомы, то Джозеф Волн может предложить вам хорошее решение: технику под названием тренировка уверен­ности в себе . Тренировка уверенности в себе - это очень явная и незамаскированная процедура. Используя упражнения в группе, видеозаписи, упражнения пе­ред зеркалом и инсценированные конфликтные ситу­ации, инструктор обучает людей вести себя уверенно и с достоинством. Люди учатся быть честными, не соглашаться, спорить с властями, практикуются в позах и жестах, ассоциирующихся с уверенностью в себе. Когда пугливые клиенты становятся немного более уверенными, их вывозят на «полевые трениров­ки» в магазины и рестораны, где они могут на прак­тике применить то, чему научились.

Первый шаг при тренировке уверенности в себе - это убедить себя в том, что вы обладаете тремя основ­ными правами: вы имеете право отказаться, попро­сить и поправить неправого. Отстаивание своих прав включает и утверждение этих трех основных прав, когда вы громко выражаете свое собственное мнение. Отстаивать свои права - значит делать все так, как хочется?

Не совсем. Между отстаиванием своих прав и аг­рессивным поведением существует одно основополага­ющее различие. Отстаивание своих прав - это пря­мое и честное выражение своих чувств и желаний. Оно служит не только исключительно собственным интересам. Люди, не умеющие отстаивать свои пра­ва, обычно страдают от чужих ошибок. Иногда их подавленный гнев выплескивается в неожиданных вспышках бешенства, которые могут оказывать очень деструктивное воздействие на их отношения с други­ми людьми. В отличие от уверенности в себе , агрес­сия подразумевает нанесение вреда другому человеку или достижение своих целей за счет других. Агрес­сия не считается с чувствами или правами остальных. Это попытка делать по-своему, несмотря ни на что. Техники воспитания уверенности в себе подчеркива­ют твердость, но не нападение.

Основная идея таких тренировок состоит в том, что каждое действие повторяется до тех пор, пока человек не будет способен делать то же самое даже в условиях стресса. Пусть, например, вам очень не нравится, когда продавец в магазине обслуживает подряд нескольких человек, которые подошли поз­же вас. Чтобы приобрести большую уверенность в себе в таких ситуациях, для начала вам следует про­репетировать реплики, позы и жесты, которыми вы можете воспользоваться в споре с продавцом и дру­гими покупателями. Полезно бывает потренировать­ся перед зеркалом. Если это возможно, порепитируйте сцену с кем-нибудь из друзей. Объясните другу, что он должен как можно более правдоподобно сыграть роль агрессивного или безответственного продавца, так же как и продавца, готового к сотрудничеству. Репетиции и ролевое проигрывание также могут по­мочь вам в ситуациях, когда вам предстоит конфрон­тация с кем-либо, - например, если вы собираетесь просить о повышении зарплаты, поспорить с препо­давателем об оценке или вести неприятный разговор с хозяином, у которого вы снимаете квартиру

Другой важный принцип - это избы­точное обучение (продолжение упражнений после того, как начальные навыки уже приобретены). Когда вы несколько раз прорепетируете или проиграете уве­ренное повеление, вам нужно продолжать упражнять­ся до тех нор, пока такая ваша реакция не станет по­чти автоматической. Это поможет вам не растеряться я не отступить в реальной жизненной ситуации.

Еще одна техника, которая может оказаться вам полезной, - это техника разорванной записи . Этот метод отстаивания своих прав заключается в том, что просьба повторяется до тех пор, пока не будет удов­летворена. Хороший способ предотвратить вырожде­ние отстаивания своих прав в агрессию - это просто повторять свою просьбу столько раз и столькими спо­собами, чтобы вас наконец услышали. В качестве ил­люстрации представим, что вы хотите вернуть в ма­газин пару туфель. Вы надели туфли всего два раза, и они развалились, но вы купили их два месяца назад и сейчас у вас уже нет чека. Разорванная запись в этом случае может выглядеть следующим образом.

Покупатель. Я хочу обменять эти туфли на другие.

Продавец. У вас есть чек?

Покупатель. Нет, ни эти туфли были куплены здесь.и поскольку они окаэатнсь бракованными, я хочу, чтобы вы их заменили.

Продавец. Я не могу этого сделать, если у вас нет чека. Покупатель. Я понимаю, но мне бы хотелось, чтобы вы их заменили.

Продавец. Хорошо, не могли бы вы прийти после обеда и поговорить с менеджером?

Покупатель. Я принес (принесла) эти туфли сюда, по­тому что они бракованные.

Продавец. Хорошо, но я не уполномочен заменить их. Покупатель. Да, конечно, но если вы их замените, я уйду.

Заметьте, что покупатель не набрасывался на про­давца с ругательствами и не стремился вступить с ним в конфликт. Простое повторение, с достаточной настойчивостью, своих требований - это часто все, что нужно для успешного отстаивания своих прав.

Отстаивание своих прав не обеспечивает немедлен­ное установление душевного равновесия, рост само­уважения и уверенности в себе.

Упражнение «Шаг навстречу»

Цель: развить умение студентов делать комплимент, говорить приятное.

Количество участников: до 15-20 человек.

Время проведения: 30-40 минут.

Ход занятия:

Педагог просит двух студентов (это в данном случае важно) выйти к доске и стать лицом друг к другу с разных сторон.

Затем педагог дает им следующее задание: сделать шаг навстречу друг другу и сказать что-либо приятное. Студенты шагают до тех пор, пока не приблизятся друг к другу.

Примечание:

Обычно само задание вызывает смех среди присутствующих и смущение тех, кто стоит перед аудиторией.

Иногда кто-нибудь из студентов предлагает: «Попросите их говорить неприятное, они пойдут быстрее». После этой реплики педагогу необходимо обратиться ко всем студентам с просьбой проанализировать увиденное и услышанное.

Для повышения самооценки необязательно обращаться к психологу — в книгах и в интернете существует немало . Оказывается, они есть даже для подростков, которым низкая самооценка может приносить немало неудобств. Итак, как подрастающий ребенок может помочь самому себе и повысить самооценку?

Одна из главных задач современной школы — привить учащемуся навыки самосовершенствования, чтобы он стал гармонично развитой личностью, мог достигать целей и добиваться успеха. В этом вопросе ключевую роль играет уровень самооценки подростка.

К сожалению, сегодня самооценка подростков часто занижена, и молодой человек, выходящий во взрослый мир, не слишком уверен в себе. А это напрямую сказывается на очень важном для развития качестве — позитивном мышлении, мешая оптимистически относиться к своим успехам и неудачам.

Низкая самооценка — откуда?

Основных причин заниженной самооценки несколько. Во-первых, это прямое воспроизведение оценки родителей. Подросток подчеркивает в себе те качества, которые отмечают родители, при этом негативное отношение формирует в нем чувство неполноценности. При такой ситуации могут надолго замолчать его внутренние критерии самооценки.

Во-вторых, это смешанная самооценка. При этом происходит конфликт между собственным «Я», укрепившимся в социальных взаимодействиях, и отголосками родительского видения подростка. Третья распространенная ситуация — когда подросток не видит негативной родительской оценки и трансформирует ее в положительную.

Решение проблемы заниженной самооценки лежит в области психологии. Поэтому часто советы оказываются поверхностными и не приносят пользы. Например, когда говорят: «Просто сделай то, чего боишься — и твоя самооценка повысится». Почему-то автор такого совета не обращает внимания на видимое противоречие: человек вряд ли бы боялся , если бы для него сделать это было действительно просто . Причем неважно, о каком именно деле идет речь: можно опасаться сказать «нет» начальнику, а можно даже не уметь взглянуть собеседнику в глаза.

Для формирования картины успеха необходим самоанализ своих качеств и результатов в разных видах деятельности. За счет этого формируется самоуважение, психологическая устойчивость и адекватность.

Как повысить самооценку: 5 упражнений

Теперь рассмотрим 5 несложных практик, которые, несмотря на свою простоту, учитывают все сложные психологические нюансы.

1. Слабости — это скрытые сильные стороны. То, что для одного человека является слабостью, для другого вполне может быть сильной чертой личности. Например, пунктуального человека одни назовут примером для подражания, а другие — занудой и педантом. Или разговорчивость — которая может расцениваться как положительная черта, развивающая коммуникабельность, а может восприниматься как назойливость.

Упражнение: выпишите в столбик свои слабости и для каждой из них найдите минимум одну положительную интерпретацию.

2. Лучшая версия себя. Упражнение: выделите себе полчаса и начните фантазировать. Представьте совершенно комфортное и безопасное место, где вы наслаждаетесь своей сильной и здоровой внутренней сущностью. Конкретизируйте фантазии: где именно вы находитесь? что видите и слышите? что чувствуете?

Положительные переживания очень важны, ведь на них всегда можно опереться в минуты слабости. Поэтому такие ощущения нужно для себя периодически создавать, фотографировать их мысленным взором и хранить в памяти.

3. Укрощение внутреннего критика. Внутренний критик растет в нас с детства. Он задает каверзные вопросы и заставляет чувствовать себя расстроенными и слабыми. Иногда он полезен, так как может мотивировать на волевые поступки, но часто слушать его не стоит.

Упражнение: прислушайтесь, в каких ситуациях и что именно говорит внутренний критик, а потом дайте ему имя. Затем представьте его жесты, и одежду — и нарисуйте его. Все это поможет вам лучше понять внутреннего критика и (что самое главное!) осознать то, что критик — лишь часть вашей личности, доводам которого всегда можно что-то противопоставить.

В этом сможет посодействовать и внутренний помощник — из нашего следующего пункта.

4. Внутренний помощник. Внутренний помощник помогает видеть положительную сторону происходящего. Он говорит «стоп» внутреннему критику. Это может быть заботливый родитель или любящий человек, а может — даже фея или добрый волшебник. Главное, чтобы такой помощник казался вам источником силы.

Упражнение: представьте своего внутреннего помощника и ситуации, когда он приходил на помощь, дайте ему имя и нарисуйте его. Запишите, какими ободряющими фразами он мог бы отвечать на выпады критика. Каждый день обращайте внимание на то, что у помощника находятся хорошие слова, и радуйтесь даже самым маленьким успехам.

5. Любовное послание самому себе. Подумайте о друзьях, родителях и близких людях. Почему им хорошо с вами? Какие ваши хорошие качества видны другим людям?

Упражнение: посмотрите на себя глазами человека, который вас очень любит. А затем, потратив не менее получаса, напишите на бумаге письмо, из которого будет понятно, что человек вас любит. Ответ «Нет, я так не могу» не принимается. Поверьте, такое письмо — один из самых ценных подарков самому себе.

С помощью таких необычных и интересных упражнений можно добиться очень многого. С повышением самооценки обретаются внутренняя сила и твердость. Человек становится увереннее день ото дня, отстаивает свои интересы и границы, общается на равных с разными людьми. Он добивается успеха и чувствует себя счастливым.

Купить эту книгу

Комментировать статью "Как повысить самооценку подростка: письмо самому себе и еще 4 способа"

Если бы мне ребенок - подросток на регулярной основе два года устраивал истерики, да еще очень поднимает самооценку и дает понимание социальной значимости Пробовать, менять Но это видно же, а у меня рефлексия повышенная и деятельная натура)) Ребенок попадал в...

Обсуждение

Пусть к мальчикам присмотреться. Мальчики хорошие, правда. И попроще они. Одноклассница сына не нашла себе подруг, прекрасно дружит с сыном и его приятелем.

Такое часто случается с людьми, которые хотят иметь друга, но сами другом быть не хотят.
Почему бы, к примеру, не общаться с теми 2-мя мальчиками, которых она хорошо знает-вот уже и не одна. А через них сначала перетянуть на свою сторону парней из нового класса(мальчики к новым девочкам куда лояльней), а там возможно и девочки подтянутся(не вытерпят, что ваша дочь окружена мужским вниманием). Или на перемене встречаться с одноклассниками прошлого года, раз там удалось с кем-то подружиться.
Если дотянуть до конца учебного года на старых связях, то после летних каникул обычно происходит перегруппировка компаний и дочь ваша на правах "старенькой" сможет куда легче встроиться в одну из групп, чем будучи в очередной школе "новенькой". В общем было бы желание, способов уйма.

14.01.2016 12:37:26, не знал, не знал и забыл

Многие женщины до конца не осознают, каким важным примером они являются для своих дочерей. Любая мама желает своей дочери самого лучшего, старается воспитать ее в любви к себе, но при этом совершенно забывает любить саму себя и, тем самым, подавать пример дочери. То, как мы воспринимаем свое тело, сильно влияет на то, как будут ощущать себя наши дети в этом плане в будущем. В новом видео Dove показал это наглядно: исследователи попросили пятерых мам написать по пунктам, что им не нравится в...

Психолог подростку Подростковый психолог – это квалифицированный специалист, который поможет справиться с переходным периодом личности подростка, что может вызывать сильную напряженность в семейном кругу. Ошибка родителей в том, что они не могут понять, что повышенный уровень гормонов, перемены в социальной роли ребенка, частые перемены психологического состояния приводят к взрыву эмоций. Подростковые психологи рекомендуют быть в такой период более сдержанными, проявить терпимость и...

Какую профессию выбрать: ту, которая нравится мне или которую советуют родители и близкие? Стабильную – или творческую? Оставаться на низкооплачиваемой, но интересной работе – или уйти на менее интересную, но высокооплачиваемую? Пойти в наем или открыть собственное дело? Так как же вести себя в подобных ситуациях, чтобы не сожалеть об упущенных возможностях? Друзья! Стартует новый тренинг для подростков “Профориентация”, участники которого погружаются в атмосферу честного общения в первую...

Обсуждение

Самое правильное, на мой взгляд, - вот такие тренинги. Дать ребенку максимум полезной информации, сориентировать его в мире профессий, дать возможность осознать свои слабые и сильные стороны, а выбор оставить за ним

06.03.2015 14:23:00, karlovna

У меня старший ребенок предварительно определилась с профессией, а вот сыну такой тренинг был бы на пользу. Не дорос, к сожалению, еще)

КОНЦЕПЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ПРОСТА, основана на здравом смысле и вырастает из глубочайшего чувства любви и сочувствия к нашим детям. Все родители любят своих детей, но, к сожалению, не все занимаются эмоциональным воспитанием. Осознание его необходимости не вытекает автоматически из их любви или из решения использовать теплый и позитивный настрой в общении с ребенком. Эмоциональное воспитание больше похоже на искусство, оно требует осознанности, умения слушать и поведения...

Консультация психолога - вчера, сегодня, завтра. Все знают о том, что самолечение может принести больше вреда, чем пользы. Но когда речь идет о такой тонкой материи, как душа, почему-то лишь немногие в сложной ситуации принимают верное решение - обратиться за помощью к специалисту. Вместе с тем неудачные попытки самостоятельно решить проблему очень часто усугубляют ситуацию и заводят ее в глухой угол, найти выход, из которого становится еще сложнее... Вместо того чтобы заниматься...

Путь к стабильному успеху, особенно в ситуации кризиса, как личного, так и общественного, – самооценка со знаком «плюс». Не со знаком «!», что означает неадекватность, а со спокойным «+». Я успешно завалила свои будущие достижения, недооценивая себя, в частном бизнесе и, наоборот, прорывалась в политике, когда была в себе уверена. Итак, эффективная самооценка – путь к успеху. Можете мне поверить, так как этот путь я прошла до конца, ощущая себя до 30 лет гадким утёнком и только после 40...

Помощь подросткового психолога Помощь подросткового психолога просто неоценима в налаживании отношений со сверстниками. Переходный возраст у подростка связан с трудностями в нормальном общении со сверстниками и взрослыми. Если в ситуации с родителями или старшими по возрасту людьми, особенно незнакомыми, большую роль играет воспитание и традиции общения, принятые в семье, то в плане построения отношений "с равными" - происходит настоящая война. Не стоит медлить и откладывать поход к...

Как поднять уверенность в себе и повысить самооценку? Как поверить в свои силы и перестать бояться неудач? Эти вопросы волнуют многих, кто желает достичь успеха в жизни и работе, да и просто стать счастливым. Так как мне знаком образ мыслей неуверенного человека (сама была такой и много общалась с клиентами по этому вопросу), то начать статью я хочу с заявления: поднять уверенность в себе возможно! Заявляю это не просто так, а опираясь на свой личный и профессиональный опыт, подкрепленный...

А где написано, что в 10 лет начали повышать самооценку??? Самая главная сложность тут не в том, чтобы сказать красивой девочке, что она красивая:), а в том, чтобы принять ее способ реагирования на те проблемы, на которые Вы реагируете по-другому.

Обсуждение

А мне кажется, что реакция на сверстников обусловлена "физико-химическими реакциями в организме конкретного индивида". И никак "снаружи" на это не повлияешь.

Вот вы были уязвимы в таком возрасте? Если да, то о чем и говорить?

Мне кажется, вы немного торопите события. Пройдет время, ребенок немного «огрубеет» внутри, научится самозащищаться. Это правильно и естественно. Вспомните, как остры бывают 1-е любовные переживания. Не те, которые в 16, а те, какие в 11-13 лет происходят. Казалось бы – и нет там ничего конкретного (в смысле не с ребенком же на руках бросили), а какие мощные страдания?!

Что касается ваших примеров, то №1 вообще не катит. Абсолютное большинство 10-ти леток именно так и ведут себя, если не уверены в обновке. А уверены они могут только, если кто-то очень важный в их иерархии уже одобрил. Тогда остальные могут что угодно высказывать.

Насчет коротышки. Я думаю, вы свою собственную реакцию позиционируете на дочь. Если бы вы были внутри уверены, что маленький рост – это хорошо, то и проблемы бы не было, ИМХО. Правда, я все детство /юность переживала по поводу того, что слишком высокая (на самом деле ничего выдающегося -169см, а поди ж ты, как я страдала). Дети часто болезненно воспринимают свою особенность. И всегда могут найти повод, чтобы попереживать. Если рост средний, то может, нос слишком большой (маленький)? Или рот? Или уши? В общем, частей тела у нас много, есть простор фантазии.

Может быть это все жизненный опыт, ничего страшного? Похоже, что Вас это все задевает больше, Вы себя маленькую вспоминаете и переживаете заново свой негативный опыт, а дочка гораздо меньше переживает, а некие переживания это нормально. Все время неадекватнорадостной ходить и иметь в виду, что "я самая-самая, расступись!"?
Переключать на "свое", т.е. кто-то дразнит, но у тебя же есть подруга, круг общения, где доброжелательно относятся, это здорово. Важно иметь свои интересы, увлечения, круг общения, а везде и для всех быть "хорошей" не получится.
У нас хорошо идут такие фантазии: кто-то из взрослых и значимых тоже носит такую куртку (например, действительно носит или может надеть), и вот этот "эксперт" к нему со своим мнением подходит. Это смешно и все понятно.
Можно говорить, что мнение реальных экспертов важно, опыт людей, достигших успеха важен. Если есть своя область интересов, почему бы не учиться у знающих. Только эти достижения должны быть реально подкреплены, но опять же "на вкус и цвет...".
Беседы в таком ключе.
С курткой (одеждой): перед покупкой обсуждать тенденции, выбирать, что хочется, но сразу говорить, что мода меняется, можно не угнаться. Базовые вещи - классика, аксессуары - по последней моде. Так проще соответствовать. Про женские секреты поговорить, как выглядеть модно, современно и уверенно. К стилисту может и не надо, но почитатать подобную литературу очень полезно, там и про свой стиль, свою цветовую гамму, что кому идет, что все разные, как подчеркнуть достоинтсва. Больше позитива и "что можешь ты", а не "они такие". В конце концов в этой школе самая красивая, а в другой? Критерии?? Кто же самый-самый? Самоуверенность (Вы пишите, что хотите этого, а это же негативное качество) может вызывать отторжение, будут дразнить, дружить не будут.

Как повысить самооценку мужа?. Жена и муж. Семейные отношения. Что делать с конкретным мужем не скажу, у него сейчас наслоился кризис среднего возраста на Ваш рост в карьере, его "колбасит", мне кажется, что это вообще как у подростков - гормональное.. может...

Обсуждение

Спасибо всем, кто откликнулся! С огромным вниманием прочла все ваши мнения. И еще раз буду читать, чтобы навести порядок в своей консерватории, и в жизни тоже. Вы все необыкновенно замечательные и умные. С наступающими праздниками и хорошего настроения!

18.12.2012 23:12:16, Автор

18.12.2012 16:12:12

Дразнилки, обзывалки, денежные поборы, драки. И уши длинные, и фамилия смешная, а уж о том, что одежда не такая, как надо, и говорить не приходится. Для любого ребенка новый коллектив - это большая эмоциональная нагрузка, дополнительный стресс. Woman.ru подскажет, как научить ребенка реагировать на насмешки. Для любого ребенка новый коллектив - это большая эмоциональная нагрузка Ни для кого не секрет, что малыши, посещавшие детский сад, намного лучше адаптируются к школе. Для них уже является...

как победить ревность - как повысить самооценку. очень-очень нужна помощь и трезвые мысли. Т.е. Вам надо замещать своим "хорошим" поведением все свои негативные мысли. 06.04.2012 13:12:30, способ.

Обсуждение

Вижу многие Вам написали, что это ненормально такое поведение - имхо, это не так... (Имхо ненормально то что может угрожать другим - или действия направленные на других, против их воли - Вы ничего подобного не делаете) В таком случае ненормальных столько же, а то и больше чем нормальных;) В таком случае - что норма?... Важно другое, - Вас это мучает. Вот с этим надо что-то делать. Примите себя прежде всего, непохожей на других. Все разные, просто стараются быть более менее похожими на других в поведении. Примите себя ревнующей, скандалящей - любой, Вы вправе все это делать... И примите мужа и его реакции на Ваши чудачества. Не знаю, я тоже могу и приревновать и поскандалить - но не виню себя за это и ничего ужасного в этом не вижу. Имхо, как можно меньше самокопания и самоанализа. Вот так точно можно свихнуться, думаю - дна нет - копать можно до бесконечности если целью задаться. Некоторые вещи надо просто принять - что оно так)
Про мужа - он и правда может влюбиться и Вы можете - и это все может произойти в любой абсолютно семье. Никто и ничем от этого не застрахован. Но - это не конец света -это просто жизнь. Ее бояться не нужно)
У Вас очень много в постах "я хочу что бы он хотел" - сами в это вслушайтесь;) Вы поймите что Вы хотите - живите как Вы хотите, не выстраивайте вокруг мужа свою жизнь. Не "если он, то я..." Вы не обязаны уметь и хотеть флиртовать, быть супернезависимой и т.п. Вы такая, какая есть, не похожая ни на кого. Вот когда это понимаешь и разрешаешь себе быть всякой, со всякими настроениями, жить становится гораздо проще. И других легче и проще понимать и принимать становится) Я может не очень понятно изложила, но надеюсь Вы меня поймете правильно... Вы сейчас под грузом огромной вины, за свои поступки - не ужасные и не плохие... То что муж делает он все делает сам, в его каких то поступках Вы никак не виноваты... "Толкнула на измену и прочее" - это все, имхо, фигня - толкнуть по направлению можно того, кто и сам туда двигается, имхо опять же. Живите - рядом с мужем, а не ИМ) Вы не ужас, и не разрушитель семьи - я так думаю)
Вот) все сказанное только мое мнение, не для споров)

Это такой послеродовой синдром. Вам надо собой заняться. Полюбить себя такой какая есть и подправить то, что вам не нравится. Самое главное в женщине (ну если рассматривать именно внешность) - это ухоженность. Именно этого часто не хватает женщине, которая только недавно родила. Но вы все равно постарайтесь - маникюр, педикюр, прическа - все должно быть на уровне, пресс качайте, белье себе красивое купите. У вас изменится взгляд и муж это заметит. (даже если не оценит все вышеперечисленное). А еще повторяйте себе как мантру - Я самая обаятельная и привлекательная. Я родила нам такого прекрасного малыша. Все изменения в моем теле того стоили. Я классная жена и мама.

Вот и отдали мы своего мальчика... Как-то не так я это себе представляла. Я представляла себе счастливое фото на перроне: улыбающийся мальчик счастливо прижимается к своему папе, довольный папа обнимает сына, шумная толпа детей радостно машет вслед уходящему поезду... Который уносит Али в светлое будущее, к своим, к родным, в настоящую жизнь. Ведь по сути жизнь в приемной семье не была для Али настоящей. Он был для него непосильным, этот образ жизни, навязанный нашей семьей. Интенсивный...

Обсуждение

О чем разговор, пацану нужен мужик в семье,несмотря на все озлоблнное отношение папы к даниле, данила всегда на его стороне в любом споре,даже когда знаю что думает по другому, всегда папин #### , если есть выбор идти куда- со мной или ним пойдет с ним, даже когда говорю что будем жить с папой раздельно, все равно говорит что будет к нему ходить, вот на какой то хрен нужны им эти папы блин, это тяга не столко к родителю сколко к мужскому полу, у вас несколько другой случай, ваш папа у школу неходимши, страшно думать что тот чучмек не сможет обеспечить ему необходимого; ну крышу над головой пацан получит может, и кусок мяса, ну да и все, остальное в руках самого пацана

А вот такой вопрос-а если бы у тебя был мужик в семье настоящий-неужели бы эта жизнь для него была все таки ненастоящей

Большое спасибо всем за слова поддержки и внимание к теме! Наверное, Али уже дома, вчера был самолет. Там его все очень ждали, многочисленные родственники, бабушка с дедеушкой и младшие братики.

Вы хотите узнать, как повысить самооценку, но как бороться с истериками Вам не интересно. Либо это психическое, либо невоспитанность и распущенность. Да, еще, как способ манипуляции.

Повысить самооценку можно двумя способами - повысить достижения или снизить притязания. Вот и весь механизм. Сначала полезно побыть "звездой", мозги вправляет, а потом надо привести все это в соответствие с реальностью.

Обсуждение

да, ее жизнь наладится, жить станет комфортнее, а вокруг (во вселенной) ничего не поменяется, или слегка изменится к лучшему, потому что у одного человека все слегка изменилось к лучшему)

К человеку относятся так, как он относится сам к себе, имхо. Пусть даже Клава тетка на троечку, если будет вести себя, как красавица на пять с плюсом, то и другие ее будут воспринимать так же.
И о себе в качестве примера...мне не раз говорили (да и говорят)- "ты красивая, но твоя неуверенность в себе тебя просто уродует". Смотрю в зеркало: и вправду -вполне нормальная внешность. Но...походка, осанка, пластика -все выдает болезненно застенчивого и неуверенного в себе человека. За всем вышеперечисленным красоту разглядеть и вправду трудно.
И еще пример...я дважды увольнялась с работы. Оба раза -потому что мне казалось, что работаю я из рук вон плохо, и лучше я уйду сама, чем "уйдут" меня. Потом, задним числом, узнавала, что все были моей работой довольны и жалели о моем увольнении. И таких примеров из своей жизни я могу привести сколько угодно. Думаю, что если бы мне удалось полюбить себя, то в жизни моей все сложилось бы намного лучше. Но мне не удается.

Что делать - 1 уйти из этой школы, не жалея, ситуация может ухудшаться, 2 обязательна консультация психолога с ребенком или, если нет возможности, штудируйте массу материалов сами, занимайтесь с дочерью тренинграми, повышающими самооценку.

Обсуждение

Мое ИМХО. Воспитывать чужих детей - совершенно неблагодарное занятие. И, соглашусь с Ket, ребенок сам что-то делает такое, что провоцирует обидчиков. Две девочки утащили у третьей тетрадь и закопали? Надо сказать хозяйке тетради, кто сделал и что. И она пусть решает - жаловаться учителю или нет. В ситуации с портфелем - то же самое. Меня удивляет, почему в этих ситуациях ребенок предпочитает проконтактировать с учителем, а не с другими детьми. Кроме того, девочка очень любит выступать на олимпиадах (и выигрывать же!), очень трепетно относится к оценкам. ИМХО 100 раз, но ребенок слишком зависит от мнения взрослых и слишком хочет заслужить их одобрение и в этом корень проблем. У детей всегда была и есть своя субкультура, отличная от субкультуры взрослых. И таких, слишком "правильных", зависимых от мнения взрослых, детей в коллективах, в любых, никогда не любят. Наверняка она и списывать не дает, и на контрольной никогда не подскажет и т.д. Если вы смените школу - проблемы легко могут перейти вместе с вами. Что бы сделала я. Для начала твердо бы внушила ребенку, что жаловаться учителю на других детей нельзя. А вот помогать одноклассникам в любой форме можно и нужно. После того, как ребенок это усвоит, либо острота проблем уйдет, либо смените школу, чтобы в новом коллективе к ней относились непредвзято. Но в новом коллективе важно будет не наделать прежних ошибок...

04.12.2008 17:35:36, Lariska из дома

Я не хочу нагнетать обстановку, но все таки почитайте-
http://www.odessaglobe.com/our-digest-full.php?id=1538.
И таких случаев масса.
Что делать -
1 уйти из этой школы, не жалея, ситуация может ухудшаться,
2 обязательна консультация психолога с ребенком или, если
нет возможности, штудируйте массу материалов сами,
занимайтесь с дочерью тренинграми, повышающими самооценку.
Жалобы директору, кл.руководителю вам не помогут, ни они,
ни вы постоянно с ребенком быть не сможете, а есть подворотни,
дворы, школьный туалет, читайте статью, короче и делайте выводы.

Как повысить самооценку? то самое "полюбить себя "? (у меня постразводное это, хотя времени уже прошло немало). Вот и хочется каких-нибудь способов еще. Может, количественно перебьет...

Завышенная самооценка у ребенка. Ситуация - пять лет девочке, любимый ребенок, бОльшую часть времени проводит в семье (родители, няня, бабушка, дедушка часто приходят), каждый день часа по 3- 4 занятия/кружки по выбору, добровольно.

Обсуждение

"Все люди как люди, а Я - королева" =)))
У моей тоже очень часто это проскакивает. Борюсь изо всех сил, стараясь доказать, что другие дети могут что-то делать не хуже, а порой и во много раз лучше чем моя "Королева"

Ваш ребенок находится в том возрасте, когда те действия, от которых он получил радость, являются хорошими, а те действия, которые у него не получилось выполнить хорошо, - плохие.
Это для нас, взрослых - знак, когда чему время:)
И, если мы будем внимательными, то поймем, когда что сказать, а когда лучше вообще промолчать:)
Восхищайтесь теми продуктами творчества ребенка, которыми сам ребенок доволен, раньше Вашей оценки:) Обязательно:)
А там, где сам ребенок недоволен, действуйте просто тактично.
Постепенно малыш научится анализировать свою работу со своей точки зрения и с точки зрения "Зрителей".
А это основа уверенности в себе:)

Раздел: Личные впечатления (если подросток не может себя пересилить извиниться перед родителями). последствия родовых "неприятностей", страхи смерти, неудач, дети повышают самооценку, т.к. начинают верить в свои силы, а родители учатся уважать детей

Маша Ковальчук

00:00 4.11.2015

Неуверенность в себе, гнетущее чувство вины и самоедство подчас становятся слишком тяжелым грузом… Как освободиться от этого ноши и поверить в свою уникальность?

Проанализируй свой опыт, прости себя за несовершенство, усмири внутреннего «полицейского» - и найди в себе минимум пять талантов!

Ты толстая. Неуклюжая. Глупая. Нерасторопная. Ты ничего не знаешь и не умеешь. Вообще ты неудачница… Этот список обвинений - лишь малая толика того, что мы регулярно говорим сами себе.

Мало того, обвиняя себя во всех грехах, мы создаем негативную программу на будущее… Спроси себя, когда в последний раз ты вспоминала о своих хороших сторонах и достоинствах?

И если окажется, что это было в прошлый день рождения - после поздравительных речей близких и друзей, эта статья как раз для тебя. Пришло время признать свои достоинства и попробовать ежедневно использовать сильные стороны своей натуры. Хотя бы потому, что это помогает жить!

Велено наказать

На одном из женских сайтов мне на глаза попалась довольно типичная история… самобичевания. Женщина рассказывала, что с ранней юности очень страдала из-за того, что была менее стройной, чем ее подруги. Чтобы заставить себя заниматься физкультурой и соблюдать диету, она придумала своеобразный аутотренинг. Вечером, засыпая, девушка внушала себе: "Я толстая, я очень толстая, мне срочно надо похудеть!" И что же? Результат был прямо противоположным тому, на который она рассчитывала. Зарядка (два взмаха руками и ногами) плавно перетекала в завтрак (три булочки с шоколадным маслом) - талия росла вширь, а настроение ухудшалось с каждым съеденным пирожным. Почему?

Негативно оценивая себя, она приводила в действие цепочку мыслей: "Раз я такая толстая, то уже ничем не поможешь - буду есть и страдать", тем самым отрезая себе путь и к похудению, и к принятию себя.

Дополнительной порцией сладкого она наказывала свое тело за то, что оно не худеет. И поправлялась еще больше. Такой вот замкнутый круг. В качестве наказания может быть использовано что угодно: обвинительные речи в свой адрес ("Ты ни на что не способна!", "Так тебе и надо, тупица!", "А что ты хотела, уродина?"), жестокость по отношению к себе (это часто проявляется у подростков, которые могут начать резать себе руки лезвием, прокалывать по несколько дырок в ушах), создание необоснованных запретов, причинение душевной боли. И если ты тоже грешишь самоедством, если такие мысли тебе не чужды, знай: корень большинства проблем - в детстве. Отправимся на поиски?

Родом из детства

С малых лет мы ориентируемся на одобрение друзей и взрослых (родителей, учителей). Далеко не всегда они могут разглядеть скрытые в нас таланты. Отец актера Робина Уильямса ("Миссис Даутфайер", "Джуманджи"), например, сначала пристроил сына изучать политологию, а когда тот с треском вылетел из колледжа, посоветовал выучиться на сварщика: он искренне считал, что дитятко ни на что больше не способно. А некрасивую девчушку по имени Барбара Стрейзанд все отговаривали от стремления стать актрисой - в этой нескладной дурнушке просто невозможно было разглядеть будущую звезду кино и эстрады.

Зависимость от оценки значимых для нас людей часто играет с нами злую шутку. Колкая фраза, замечание, брошенное невпопад, некорректная оценка или случайный казус намертво оседают в нашей памяти и со временем превращаются в стержень, на который мы наматываем свои комплексы.

"Мне 34 года, но я до сих пор улыбаюсь, плотно сжав губы. А все потому, что в детстве один зуб у меня рос немного криво, и мама не стеснялась рассказывать об этой проблеме окружающим, приговаривая: "Доця, покажи!" - вспоминает Наталья, врач. - Я давно сделала себе ровные зубы, а улыбаться широко не выходит".

"Не могу выступать перед большой аудиторией: теряюсь, забываю слова. Хотя в школьные годы я часто вел КВНы, играл на сцене, - рассказывает 40-летний Виталий, менеджер. - Причиной тому - один случай, произошедший со мной в 8-м классе. Вместе с одноклассницей мы вели какое-то школьное мероприятие, а потом я случайно услышал беседу учителей: "Зачем Виталика выпускают на сцену, он же картавит!" С тех пор не могу себя перебороть".

Увы, не всегда причины наших комплексов "плавают" на поверхности сознания. Адепты психоанализа уверяют, что справиться с негативной самооценкой и бессознательным чувством вины можно, лишь хорошо покопавшись в своем прошлом. И если человеку удастся найти событие, вызвавшее мучительные переживания, он сможет, прокрутив его опять и по-новому осмыслив, простить себя, перестать наказывать, избавившись таким образом от негативных чувств по отношению к себе.

Понятно, что никто не побежит сразу в кресло психоаналитика (разве что самоедство мешает жить и приводит к постоянным неудачам). Можно помочь себе самому, используя метод свободных ассоциаций. Нужно проговаривать вслух все воспоминания и мысли, которые в данный момент приходят в голову - без ограничений. В памяти начнут воскресать события, которые давно забыты, ты вдруг сможешь выразить чувства, которые копила в себе (давние обиды, скрытые желания) - и что-то обязательно прольет свет на сегодняшнюю самооценку. То, что в детстве казалось катастрофой, ты переоценишь с высоты своего жизненного опыта и увидишь, какая это на самом деле мелочь! А почувствовав себя свободной, сможешь наконец сконцентрироваться на позитиве.

Избавиться от тягостных мыслей о своем несовершенстве можно и с помощью такого несложного упражнения. Например, если думаешь, что ты глупая, задай себе четыре простых вопроса:

  1. Правда ли это?
  2. Знаешь ли ты это наверняка? (Если ты глупа, то, наверное, в школе у тебя было много "неудов", ты неграмотно пишешь, не можешь ничего толком сделать. Или все же что-то тебе удается?)
  3. Как ты реагируешь, когда веришь в эту мысль? (Вспомни, как ты себя ведешь, когда считаешь себя глупой - например, стесняешься высказывать свои мысли вслух.)
  4. Какой бы ты была, если бы знала, что это неправда? (Наверняка ты не боялась бы отстаивать свою позицию в споре, была более уверенной в себе, начала бы осознанно строить свою карьеру или поступила в институт.)

Затем сформулируй утверждение, противоположное по смыслу: «Я умная!» Найди три примера из своей жизни, которые подтверждают эту мысль. Например, ты великолепно писала сочинения в школе, прочла умную книжку и поняла ее или ты знаешь наизусть названия всех столиц мира… В конце этого упражнения ты заметишь поразительную вещь: тяготившая тебя мысль просто… исчезла!

Признай свою уникальность

Моя подруга купила себе сногсшибательную шубу. Долго доказывала мужу, что нужна именно такая, спорила и даже всплакнула, добиваясь сочувствия. Ей казалось, что, надев сие меховое великолепие, она сразу станет солидной и уверенной в себе дамой. На работе ее начнут уважать, дети - слушаться, муж - больше ценить… Но этого не произошло - наоборот, в тяжелом меховом пальто до пят она казалась себе неповоротливой и неуклюжей.

Коллеги тихонько посмеивались за спиной, а сын сказал с присущей тинейджерам откровенностью: "Мам, ты в ней, как корова на льду!" Так часто бывает: вместо того, чтобы "лечить" внутренние комплексы, мы стараемся замаскировать их. Столько времени, сил и денег тратим на улучшение внешности, в то время как внутренняя перестройка наверняка принесла бы куда больше пользы! Я спросила у подруги: "Интересно, что бы поменялось в твоей жизни, если бы ты действительно полюбила себя?" Она задумалась, а потом неуверенно произнесла: "Ну, наверное, у меня бы всегда было хорошее настроение…"

А это уже немало! Позитивно настроенный человек проживает жизнь с удовольствием, его общество всегда приятно окружающим. Но кроме этого он как бы притягивает к себе удачу, ведь эта своенравная барышня предпочитает оптимистов! Полюбить себя очень просто: надо оценить свои достоинства и признать собственную уникальность и неповторимость. Те, кто знает свои лучшие качества, добиваются многого! Межкультурные исследования, проведенные Дональдом Клифтоном и Эдвардом Андерсоном, показали, что знание своих достоинств и умение их применять приносят солидные личностные дивиденды. Например, это помогает лучше видеть перспективы, развивает оптимизм и уверенность в себе.

Что, в свою очередь, пробуждает энергию и увеличивает жизненные силы, помогая достичь посталенных целей. Признавая собственную ценность, ты чувствуешь удовлетворение от своих внешности и поступков. Ученые доказали, что человек, позитивно настроенный по отношению к самому себе, реже болеет: у него усиливается сопротивляемость организма, не бывает хворей, спровоцированных депрессией (гастрит, язва желудка, головные и сердечные боли).

Умей себя прощать

У Чехова есть замечательный рассказ - "Смерть чиновника". Его герой, мелкий служащий Червяков, находясь в театре, случайно чихнул на лысину сидящего впереди зрителя. Бедолага так распереживался из-за совершенной оплошности, что, вернувшись домой, "лег на диван и… помер". Кстати, тот самый впереди сидевший зритель совершенно не придал значения этому злополучному чиху! Порой окружающие не замечают совершенной тобой промашки, даже не представляя, что вина за допущенное недоразумение преследует тебя и грызет изнутри.

Такое нередко бывает: случайно опрокинутая чашка с чаем в гостях у подруги ("боже, какая я неуклюжая!") или сказанная невпопад фраза ("я самая настоящая дурочка!") в нашем воображении вырастает в гигантскую проблему и провоцирует возникновение комплексов.

Умей прощать себе мелкие огрехи, ведь идеальных людей не бывает!

Если же воспоминание о собственной неловкости не дает тебе покоя, найди несколько минут для того, чтобы выполнить такое упражнение:

  1. Встань прямо, успокойся и расслабься.
  2. Прими "позицию фигуриста": левая нога в глубоком выпаде вперед полусогнута, правая поднята на 45 и вытянута вперед. Левая рука вытянута назад и поднята на 450, правая вытянута вперед. Обрати внимание на то, что обе стопы должны «смотреть» вперед.
  3. Поверни голову к вытянутой правой руке, посмотри вверх, закрой глаза и хорошенько потянись.
  4. Стоя в этой позиции,подумай о чем-нибудь, о чем ты сожалеешь, чего стыдишься или от чего испытываешь вину. Глубоко вдохни и сосредоточься на ощущении прощения себя.Задержи дыхание и постой так от 5 до 10 секунд.
  5. Повтори то же самое, поменяв положение ног и рук. Выполни это упражнение 2-3 раза.

А что делать, если речь идет не о минутном эпизоде, а о событии, за которое тебе до сих пор стыдно, за которое ты и спустя время себя винишь?

Попробуй преобразовать угрызения совести в спокойные размышления на тему: "Могу ли я что-то изменить? Есть ли шанс исправить ошибку и как это сделать?"

Иногда даже банальное "извини" тому, кого ты невольно обидела, облегчит твою душу. А если сделать уже ничего нельзя, прими произошедшее как опыт: зато теперь ты знаешь, чего можно избежать в следующий раз в подобной ситуации. Отпусти вину - и прости себя!

Полюби себя такой, какая ты есть!

Шаг 1. Перестань мерить свои способности чужими стандартами. Скажи себе: я - такая, какая есть, между мной и другими людьми не может быть полного совпадения, ведь я - уникальна!

Шаг 2. Создай свою галерею успеха. Заведи парадный альбомчик для лучших фотографий, фиксируй собственные достижения, хорошие стороны и удачи: при одном взгляде на эту коллекцию все твое унылое настроение исчезнет, а самооценка поднимется!

Шаг 3. Напиши перечень того, что дает тебе повод гордиться собой. Например, ты усидчива, внимательна к мелочам, отзывчива, хорошо ладишь с людьми, имеешь авторитет на службе, умеешь лепить фигурки из пластилина и т. д. Теперь проанализируй, как эти достоинства помогают тебе в жизни. Если окажется, что какой-то из талантов ты пока не задействуешь, подумай, чем он может тебе помочь. Обрати внимание: если лепка из пластилина (глины) всего лишь поднимает настроение и приносит положительные эмоции - это уже здорово и очень полезно для тебя! Приучи себя дополнять этот список каждый вечер, ведь ежедневно ты достигаешь все новых и новых вершин. Их нужно обязательно вносить в список.

Шаг 4. Хвали себя за достижения. У тебя сегодня получилось приготовить вкусный завтрак или свести квартальный отчет с первого раза? Обязательно похвали себя за каждый успех, пусть даже он кажется крошечным. И, кстати, отметь про себя, какое именно личностное качество тебе помогло его достичь!

Шаг 5. Будь сама себе лучшей подругой! Посмотри на себя в зеркало. Кого ты там видишь? Друга или врага? Думай о себе так, как бы ты хотела, чтобы о тебе думали другие и оценивай себя так, как бы ты хотела, чтобы тебя оценивали окружающие.

Шаг 6. Настройся на позитив от общения с людьми. Доверяй окружающим, не воспринимай человека неприязненно, если тебе о нем ничего не известно. Постарайся увидеть в незнакомце прежде всего хорошие качества.

Извлекай уроки из своих ошибок

От неудач не застрахован никто - и ты не исключение! Вместо того чтобы мучительно переживать свое поражение, попробуй извлечь из него пользу - ведь в любой ситуации можно найти не только минусы, но и плюсы. Тебя не приняли на работу, о которой ты мечтала? Кто знает, может, скоро у тебя появится другой, еще лучший шанс! Ты рассталась с мужчиной? Строя новые отношения, ты будешь мудрее и опытней.

Позитивное мышление не просто программирует твое внутреннее «Я» на успехи в будущем - оно способно переструктурировать пространство вокруг, привлекая к тебе удачу и успех.

Но для этого необходимо проделать "работу над ошибками":

  1. Удобно сядь, закрой глаза и сделай несколько глубоких вдохов-выдохов.
  2. Вспомни ситуацию, которая заставила тебя почувствовать обиду или вину. Представь себе человека или людей, с которыми ты тогда общалась, обстановку и все, что было сказано или сделано.
  3. Попробуй вглядеться в нее со стороны, как будто ты смотришь фильм на большом экране.
  4. Постарайся увидеть своим внутренним зрением те знаки, которые сигнализировали о наличии проблемы - те, которым не придавала значения. Это могут быть сказанные вскользь тобой или собеседником слова, жесты, интонации и даже мимика.
  5. Разберись: какой урок ты вынесла из этой ситуации? Может, в следующий раз ты будешь более сдержанной, постараешься внимательнее слушать собеседника или в нужный момент переведешь тему разговора в нейтральное русло?
  6. Спроси себя: если это случилось для достижения какой-то высшей цели, что это за цель? В чем ты видишь подарок судьбы? Обязательно сформулируй его позитивно, например, ты стала лучше понимать конкретного человека или пришла к выводу, что надо больше узнать о чем-то, развить свои способности или профессиональные навыки.
  7. Опиши самый важный поступок, который ты можешь совершить, получив этот по дарок судьбы. Поблагодари судьбу за то, что она преподнесла тебе этот бесценный урок, что ты стала немного мудрее. После выполнения упражнения неудача уже не будет тебе казаться непоправимой!

Фото в тексте: Shutterstock.com

На основе существующей самооценки человек каждодневно делает выбор как себя вести, самооценка обеспечивает относительную стабильность личности и может являться толчком к развитию личности. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному внутреннему и/или межличностному конфликту. Самооценка в психологии это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценки себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто. В качестве основного критерия оценки выступает система личностных смыслов человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг повышения самооценки «Время для себя»

Цели:

1. Определение и анализ уровня самооценки.

2. Освоение приемов самодиагностики, самораскрытия.

3. Развитие умения вступать в контакт с самим собой; занимать позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе и к своей ситуации; формировать позитивное принятие себя.

Ход занятия.

Консультация : «Самооценка как важнейшая составляющая личности».

Ведущий . Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. Термин «самооценка» подчеркивает оценочный характер представлений о себе, где присутствуют элементы сравнения себя, с неким внешним эталоном, другими людьми или нравственным идеалом. Самооценка может быть адекватной, заниженной и завышенной.

Адекватная самооценка – человек реально оценивает себя, видит как свои положительные, так и отрицательные качества. Он способен адаптироваться к изменяющимся условиям среды.

Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, недовольство других людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам. Такие люди часто не уверены в себе, им трудно дается принятие решений, необходимость настоять на своем. Они очень чувствительны.

Высокая самооценка – человек верит в себя, чувствует себя «на коне», но иногда, будучи уверен в своей непогрешимости, он может попасть в сложную ситуацию, когда требуется отказаться от привычного взгляда на вещи и признать чужую правоту.

Процесс самореализации и самооценка тесно связаны друг с другом и влияют друг на друга: ощущение нереализованности себя снижает самооценку, а заниженная самооценка препятствует полной самореализации.

Определение самооценки

Инструкция . Отвечая на вопросы, указывайте, насколько часты для вас перечисленные ниже состояния: очень часто, часто, иногда, редко, никогда.

Опросник методики экспресс диагностики самооценки.

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Я чувствую свою ответственность по работе.

3. Я беспокоюсь о своем будущем.

4. Многие меня ненавидят.

5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.

6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть глупцом.

8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

10. Я допускаю ошибки в своей жизни.

11. Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими.

14. Я слишком скромен.

15. Моя жизнь бесполезна.

16. Многие неправильного мнения обо мне.

18. Люди ждут от меня очень многого.

19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20. Я часто смущаюсь.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

22. Я не чувствую себя в безопасности.

23. Я часто волнуюсь и понапрасну.

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я чувствую себя скованным.

26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

27. Я уверен, что люди все в жизни принимают легче, чем я.

28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я не так общителен.

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

32. Я думаю о том, чего ждет от меня общественность.

Ключ к тесту, обработка и интерпретация результатов. Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям по следующей шкале: Очень часто - 4 балла

Часто - 3 балла

Иногда - 2 балла

Редко - 1 балл

Никогда - 0 баллов

А теперь подсчитайте, каков общий суммарный балл по всем 32 суждениям.

Уровни самооценки: Сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях. Сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки, при котором человек лишь время от времени старается подладиться под мнения других. Сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки , при котором человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считаться с чужими мнениями и считает себя хуже других.

Упражнение 1 «Я в лучах солнца».

Расположение участников . Педагоги садятся на стулья, расположенные по всему залу.

Инструкция . На листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети - с кружком посередине и множеством лучиков. В кружке напишите свое имя и нарисуйте автопортрет. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача - вспомнить как можно больше хорошего.

Носите солнце с собой всюду. Добавляйте лучи. А если станет особенно плохо на душе и покажется, что вы ни на что не годны, достаньте солнце, посмотрите на него и вспомните, о чем думали, когда записывали то или иное свое качество.

Упражнение 2 «Самохвальство».

Инструкция . Составьте список хороших дел, которые вы сегодня совершили (то, что не удалось осуществить, в расчет не берите). Можете записать их положительные результаты. Например.

  • Вовремя встал.
  • Приготовил завтрак для всей семьи отдельно второй завтрак детям в школу.
  • Вовремя пришел на работу.
  • Сварил коллеге кофе.
  • Выполнил...
  • Завершил работу над...

Вечером поиграл с детьми, помог им сделать домашнее задание.

Проанализируйте: трудно или легко вспомнить то позитивное, что вы сделали за день.

После выполнения упражнения ведущий подводит итог: «Если такого рода записи вы будете делать в течение всего дня, то не перестанете удивляться, сколько хорошего, полезного для себя и других вы совершаете».

Упражнение 3 «Уверенность» (педагоги заполняют бланк с заданиями, приложение 3).

Инструкция после выполнения упражнения. Посмотрите еще раз внимательно на свои записи и попробуйте оценить, каким страхам вы подвержены в большей степени.

Затем ведущий предлагает другой вариант выражения отношения к подобным утверждениям (необходимо мысленно повторить их вслед за ведущим). :

1. Я уверена: в любом деле ошибки неизбежны, особенно когда дело новое.

2. Я абсолютно уверена: всегда найдется кто-то, кому не понравится то, что: я делаю (на вкус и цвет товарищей нет).

3. Да, всегда найдется кто-то, кто будет критиковать меня. Я действительно несовершенна. Критика полезна.

  1. Конечно! Всякий раз, перебивая кого – то, я высовываюсь.
  2. Может быть, он думает, что я нехороша! Конечно, иногда я не такая уж и хозяйственная, и деловая, да и кто-то иногда поступает лучше, чем я. Но я переживу и это.

6. Итак, он меня бросает. Может быть, он и уйдет, но я переживу и это.

Ведущий в конце делает обобщение: «Данное упражнение помогает менять страхи на спокойное, рациональное отношение к происходящему».

Упражнение 4 «Телеграмма»

Психолог раздает бланки «телеграмм» с написанным именем адресата, где надо написать адресату самое хорошее, что можно о нем сказать. После выполнения задания психолог собирает все телеграммы и раздает их адресатам, они же, получив послание, высказывают вслух свои впечатления по желанию.

Упражнение 5 «Уровень счастья»

Инструкция . Составьте список того, за что вы благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в него было включено все, что стоит благодарности: солнечный день, свое здоровье, здоровье родных, жилье, пища, красота, любовь, мир. После того как все выполнят задание, ведущий выясняет, кто из педагогов нашел 10 обстоятельств, за которые можно быть благодарным судьбе; кто пять; кто ни одного. Ведущий обобщает: «Хотелось бы напомнить историю о двух людях, которым показали стакан воды. Один сказал: "Он наполовину полон, и я благодарен за это". Другой сказал: "Он наполовину пуст, и я чувствую себя обманутым". Разница между этими людьми не в том, что они имеют, а в их отношении к тому, что они имеют. Люди, владеющие искусством благодарности, физически и эмоционально более благополучны, чем "обманутые" люди, чьи стаканы всегда наполовину пусты

Упражнение 6 «Избавление от самокритики»

Перед выполнением упражнения ведущий говорит: «Есть люди, которые постоянно анализируют свое поведение с точки зрения его неудачности, неэффективности (А почему я не сделал вот так? Я должен был ему ответить так-то и так-то. Что я натворил?!) Эти и подобные им самоукоряющие вопросы порождают чувство вины, что приводит к еще большему "самобичеванию". Человек оказывается в капкане самообвинений, превращается в этакого "мученика самокритики". Спастись от этого необходимо и возможно».

Инструкция. Воспользуйтесь следующим приемом. Возьмите чистый лист бумаги и составьте перечень наиболее ценных своих качеств. Например, я хороший специалист. Меня уважают коллеги. Я прекрасно готовлю. Я кое-чего достиг в жизни. Я признаю свои ошибки. В некоторых сферах я очень способен (например, умею выращивать на даче хороший урожай). Я стараюсь быть добрым. Я культурно развит. Затем положите этот листок в записную книжку и, когда вас начнет мучить самокритика, достаньте и прочитайте ваши записи.

Упражнение 7 «Принятие себя»

Цель . Развитие готовности работать над собой, понимать себя и доверять другим, осуществлять самоанализ.

Задание . Определение своих достоинств и недостатков.

Инструкция . Возьмите лист чистой бумаги, разделите его на две колонки: «Мои недостатки» и «Мои достоинства», предельно откровенно запишите в них все, что считаете нужным.

Упражнение 8 «Рисунок Я»

Цель . Создание собственного образа с помощью изобразительных средств.

Задание . Нарисовать свой собственный образ в аллегорической форме.

Инструкция . Возьмите цветные фломастеры и листы формата А-4, постарайтесь нарисовать образ своего Я. Можно рисовать все, что хочется: это может быть пейзаж, натюрморт, подражание детским рисункам, нечто в стиле ребуса, фантастический мир, абстракция - в общем все что угодно, с чем вы ассоциируете, связываете, сравниваете себя, свое жизненное состояние, свою натуру. Не бойтесь, что у вас не получится или что вы не умеете рисовать.

Упражнение 9 «Девиз»

Цель . Отражение с помощью девиза жизненных установок.

Задание . Сформулировать свой девиз.

Инструкция . В старину у средневековых рыцарей был обычай - на воротах замка, гербе, щите воина писать девиз, то есть краткое изречение, выражающее идею, цель деятельности владельца. Ваш девиз должен заставить вас сконцентрироваться на главном, отражать ваше кредо, отношение к миру в целом, к самому себе - ответить на вопросы: что я умею в жизни, ради чего живу, чем дорожу. Можете дать к девизу пояснения, приготовьтесь к оглашению девиза перед другими участниками группы.


Низкая самооценка
бывает довольно разрушительна для парных отношений, профессионального развития и вообще комфортной жизни человека. Поэтому повышение уверенности в себе часто становится необходимым условием в решении самых разных жизненных вопросов.

Предлагаю рассмотреть 5 практических заданий для роста самооценки, которые можно использовать как в самостоятельной работе, так и в качестве домашних заданий при индивидуальной психологической работе.

Подобные упражнения, на мой взгляд, должны быть достаточно простыми, лежащими в зоне ближайшего развития. И в то же время они должны расширять границы вашего опыта = быть чем-то новым для вас.

Для кого-то стандартные упражнения из тренингов типа «выйди на улицу и собери номера телефонов у незнакомых симпатичных мужчин» являются слишком далёким прыжком из зоны комфорта. Поэтому здесь предлагаю на примерах более простых заданий рассмотреть пять тем, в которых важно развиваться, работая с самооценкой. Опираясь на эти пункты, вы сможете создавать свои домашние задания, наиболее подходящие именно вам, и абсолютно любой сложности.

Итак, что важно закреплять на практике, работая с повышением самооценки.

1. Чувствительность к себе .

Здесь имеется в виду способность распознавать свои чувства, эмоции по поводу того или иного события, свои желания. У детей обычно с этим нет проблем - они легко говорят, чего им хочется, что им нравится, а что - нет. Однако с возрастом в нашей жизни становится всё больше деловых отношений, где свои чувства приходится «выносить за скобки». Мы привыкаем хорошо делать то, что «надо», и всё дальше отодвигаем, а потом и совсем перестаём ощущать свои «хочу».

Для начала важно научиться признаваться себе в своих желаниях, регулярно радовать себя их выполнением. Следующий этап развития - обсуждать их с близкими, потом обращаться за помощью и к другим людям.

Первое домашнее задание: Составьте список своих «хочушек».

Всё, что вас радует, эмоционально возбуждает, чего вам на самом деле хочется! В список важно включить и большие долгосрочные, и совсем маленькие быстровыполнимые желания; и дорогие, и бесплатные - самые разные хочушки. Список важно всегда иметь при себе и обязательно выполнять что-нибудь из него хотя бы раз в неделю.

2. Получение обратной связи.

Людям с заниженной самооценкой бывает свойственно «додумывать» за других. Они часто отвергают, осуждают, винят, стыдят себя, даже не поинтересовавшись, как на самом деле относится к ним тот или иной человек. Занижая свою ценность они уверены, что все воспринимают их примерно так же. Поэтому крайне важно для развития самооценки научиться не додумывать самому, а интересоваться у других!

Сначала важно освоить обращение за поддержкой, за положительной обратной связью. Следующей ступенью будет способность обсуждать критичные замечания, а затем и оспаривать их, когда нужно - отстаивать свою точку зрения.

Домашнее задание: Спросите минимум у пяти знакомых женщин и мужчин, что им в вас нравится, какие качества они в вас ценят больше всего.

Если они будут интересоваться, для чего вам это - можно честно признаться, что делаете задание от психолога. Сравните мнение людей с вашими предположениями и, как говорится, найдите 10 отличий.

3. Развитие дисциплины.

Другими словами - развитие силы воли. Мы бываем очень успешны и сильны в одних сферах и абсолютно недисциплинированны в других. Если у вас есть такие дела, которые вы уже много лет откладываете; собираетесь начать что-то делать, но так и не начинаете - этот пункт особенно для вас.

Начните с малого - выберите всего одно действие, всего 20-30 минут в день, из того, на что всегда не хватало времени и сил. Это может быть ранний подъём, пробежка, полезный завтрак, изучение иностранного, чтение полезной книжки, подготовка к работе или совместная игра с ребёнком - что угодно! Со временем таких ежедневных «ритуалов» может стать несколько - это и будут ваши по-настоящему полезные привычки. Ими, если захотите, потом и гордиться, и хвастаться можно будет.

Домашнее задание: Запланируйте и запишите себе в ежедневник одно новое действие, которое будет развивать вас.

Пусть это будет ваш ежедневный ритуал. Выделяйте этому делу минимум 20 минут в день и ставьте каждый день себе зачет за его выполнение. Самое сложное - продержаться первые три недели, потом привычка начнёт работать на вас! В конце каждого месяца подводите итог - сколько дней было зачтено. А ещё - очень рекомендую - пообещайте и сделайте себе подарок за успехи в развитии данной полезной привычки!

4. Самопрезентация .

Уделите внимание тому, какое вы производите впечатление, что сообщаете о себе - своим внешним видом, одеждой, привычным выражением лица, интонацией в голосе, своими шутками или историями из жизни. Чем в разговоре обычно делитесь с другими - успехами, неудачами, шокирующими новостями или, может, просто сплетнями…

Первым этапом в этом пункте будет задача - посмотреть на себя со стороны. Для этого можно понаблюдать за собой на видео, послушать аудио или взять фотографии, где вы не позировали специально. Обратите внимание - найти нужно будет в первую очередь свои плюсы, потом уже то, что можно сделать лучше!

После этого постепенно можно будет вводить приятные изменения к лучшему - например, подобрать для себя новый образ и обновить гардероб; пройти занятия по речи или хотя бы просто рассказать коллегам смешнущий анекдот. А дальше недалеко и до успешных публичных выступлений.

Домашнее задание: Подберите одну историю из недавнего прошлого, где вы довольны собой.

Это должна быть ваша личная победа (она может быть совсем небольшая). Поделитесь этой историей с кем-то из ваших знакомых, лучше рассказать нескольким людям, которые значимы для вас. Выполнять задание рекомендую до появления ощущения признания, радости, гордости за себя.

5. Новый опыт.

Суть данного пункта - регулярно осваивать что-то новое. Это могут быть новые увлечения или личные рекорды в старом деле, знакомство с новым человеком или непривычное поведение в знакомых ситуациях, эксперименты с внешним видом, вылазка в новое место или просто пройти в знакомое место новой дорогой - что угодно!

Для роста самооценки крайне важно, чтобы выход из зоны комфорта вошел у вас в привычку. Тревога, которую мы испытываем при столкновении с новым, абсолютно естественна, более того, она является сигналом, в какую сторону вам актуально развиваться. Поэтому, если будет страшно выполнять запланированное - это хорошо!

Мне очень нравится выражение Бодо Шефера:

Если вы не испытываете страх, значит шаг, который вы делаете, недостаточно большой для вас!

Получение нового опыта - как раз то самое место, когда нужно будет и бояться, и делать.

Домашнее задание: В течении ближайшей недели найдите интересное место, в котором вы ещё ни разу не были, выделите специально время, сходите или съездите туда.

Главная задача - получить новые впечатления, хоть на час выйти за рамки привычной для вас жизни. Выбираться в такой новый для вас опыт рекомендую минимум раз в неделю.

Подобная практическая работа способна дать вам рост во всех сферах жизни, меня в этом убедила и многолетняя психологическая практика, и собственный опыт.

Поэтому творите, экспериментируйте, расширяйте границы своего опыта.