Замена лишения свободы более мягким видом наказания. Основания, условия и порядок применения замены неотбытой части наказания более мягким наказанием. Категории лиц, к которым применяется замена неотбытой части наказания более мягким наказанием. Замена не

Итак, подробнее остановимся на ст. 80 УК РФ. Она гласит:

Лицу, отбывающему лишение свободы за преступление небольшой или средней тяжести, суд с учетом его поведения в период отбывания наказания может заменить оставшуюся неотбытой часть наказания более мягким видом наказания. При этом лицо может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания.

Неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким видом наказания после фактического отбытия осужденным не менее одной трети срока наказания.

При замене неотбытой части наказания суд может избрать любой более мягкий вид наказания в соответствии с видами наказаний, указанными в статье 44 настоящего Кодекса в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом для каждого вида наказания.

Замена может применяться только по одному виду наказания - лишению свободы и только к лицам, осужденным за преступления небольшой или средней тяжести, т.е. преступления, наказание за которые по закону не превышает пяти лет лишения свободы. Это могут быть лица, осужденные за имущественные преступления при отсутствии квалифицирующих признаков, за хулиганство (по ч.1 и ч.2 ст. 213), многие преступления экономического характера и т.д. Законом не допускается замена наказания более мягкой мерой по тяжким преступлениям, так как в этом случае в порядке замены суду пришлось бы применить такую легкую меру, которая не соответствует характеру и степени общественной опасности совершенного лицом преступления.

При замене неотбытой части наказания суд может избрать любой более мягкий вид наказания в соответствии с видами наказаний, указанными в ст. 44 УК, в пределах, предусмотренных законом для каждого вида наказания.

Это означает, например, что если неотбытые четыре года лишения свободы заменяются исправительными работами, то срок их отбывания, как более мягкого наказания, не может превышать двух лет, ибо в соответствии со ст. 50 УК исправительные работы назначаются от двух месяцев до двух лет. Более мягким наказанием по сравнению с лишением свободы является и содержание в дисциплинарной воинской части. В соответствии со ст. 55 УК содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должности рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Это наказание устанавливается на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса за совершение преступлений против военной службы, а также в случаях, когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием осужденного в дисциплинарной воинской части на тот же срок. При содержании в дисциплинарной воинской части вместо лишения свободы срок содержания в дисциплинарной воинской части определяется из расчета один день лишения свободы за один день содержания в дисциплинарной воинской части. Из вышеизложенного видно, что замена лишения свободы содержанием в дисциплинарной воинской части производится при вынесении приговора военнослужащим, указанным в законе.

Поэтому представляется, что если лицо уже находилось в местах лишения свободы, т.е. уже потеряло статус военнослужащего или вообще его не имело, то заменить ему лишение свободы более мягким наказанием в виде направления в дисциплинарную воинскую часть нельзя Уголовное право. Общая часть. М.,1994. С.498..

В действовавшем ранее законодательстве в ст. 34 УК РСФСР было прямо указано, что направление в дисциплинарный батальон вместо лишения свободы не может применяться к лицам, ранее отбывавшим наказание в местах лишения свободы. И хотя это положение касалось прежде всего замены наказаний при вынесении приговора, логично предположить, что правомерно применение этого положения и при освобождении от отбывания лишения свободы в порядке замены его более мягким наказанием.

Основанием применения замены лишения свободы на более мягкий вид наказания является отбытие не менее одной трети назначенного судом срока лишения свободы и положительное поведение лица, оценку которого ч. 1 ст. 80 УК не связывает ни с какими формальными указаниями, а передает на усмотрение суда. Отметим, что уголовный кодекс прямо не отвечает на вопрос об основаниях замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, ограничившись ссылкой на то, что решает этот вопрос с учетом поведения осужденного в период отбывания наказания. Сравнение содержания ст. 80 о том, что говорится об основаниях применения условно - досрочного освобождения в ст. 79, приводит к выводу, что для замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания требуется меньшая степень исправления осужденного, чем при применении условно - досрочного освобождения. Степень исправления в этом случае такова, что для дальнейшего перевоспитания осужденного не требуется применения лишения свободы. Процесс его исправления может быть доведен до конца с помощью иных, более мягких видов наказания.

УК не указывает критериев, с помощью которых можно ответить на вопрос, можно ли при том или ином поведении осужденного заменить ему оставшуюся неотбытой часть наказания более мягким наказанием. Очевидно, при решении этого вопроса суду потребуется учитывать характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного и другие обстоятельства дела. При положительном решении вопроса о замене оставшейся, не отбытой части наказания на более мягкое суд может освободить это лицо полностью или частично от дополнительного наказания, например от лишения права заниматься своей профессией.

Большая свобода дана суду, применяющему замену, и в выборе более мягкой меры: он может назначить любую меру наказания из перечня ст. 44 УК РФ. Это значит, что суд может заменить оставшийся срок наказания в виде лишения свободы ограничением свободы, исправительными работами или штрафом. Прежнее законодательство замену лишения свободы штрафом не допускало.

Размер нового наказания определяется с учетом правил, установленных ст. 71 и 72 УК, и в пределах максимальных сроков, установленных для этих видов наказаний.

В отличие от условно - досрочного освобождения от наказания замена неотбытой части наказания более мягким наказанием является безусловной. Решение суда о замене является юридическим фактом, прекращающим существование охранительного уголовно - правового отношения и свидетельствующим о полной реализации прав и обязанностей его субъектов. И если такое лицо во время отбывания более мягкого наказания совершит новое преступление, то, во-первых, это обстоятельство не влечет за собой отмену решения суда о замене наказания, а во-вторых, при назначении наказания по совокупности приговоров в этом случае к наказанию, назначенному за новое преступление, присоединяется полностью или частично неотбытая часть не первоначально назначенного наказания, замененного более мягким, а именно этого более мягкого наказания.

При назначении наказания лицу, виновному в совершении преступления, суд с учетом характера и степени общественной опасности содеянного, личности виновного, обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, влияния наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи определяет вид и размер наказания, необходимого для достижения его целей (ст. 43 и 60 УК РФ).

Принцип индивидуализации наказания действует как при назначении, так и в процессе его исполнения. При исполнении наказания центральное место занимают характер и степень общественной опасности осужденного, что отражается на его правовом положении. Общественная опасность преступления остается неизменной.

Индивидуализация исполнения наказания направлена на ускорение достижения целей наказания. Она может быть реализована в границах исполнения наказания, назначенного судом (например, в случае изменения условий содержания лиц, осужденных к лишению свободы, во время отбывания наказания). Но может привести и к замене одного наказания другим, влекущей значительное улучшение либо ухудшение правового положения осужденного. Тем самым стимулируется добросовестное отбывание наказания осужденным, от поведения которого в значительной мере зависит сокращение либо усиление карательного содержания назначенного судом наказания.

Все виды замены одного наказания другим являются важнейшим элементом прогрессивной системы отбывания наказания, позволяющей изменить правовое положение осужденного, объем и характер карательного воздействия на него наказания. Причем такое изменение зависит от поведения осужденного, его отношения к отбыванию наказания.

Деятельность органов, исполняющих наказание, направлена на реализацию его целей, в основе которых лежит исправление осужденного. При нормальном течении процесса исполнения наказания общественная опасность личности, как правило, должна уменьшиться. Однако иногда наблюдается и злостное нежелание осужденного исправляться: он систематически или грубо нарушает режимные правила, нормы общежития и т.д.

Как в первом, так и во втором случае может возникнуть необходимость в изменении вида наказания в сторону смягчения режимных правил либо в сторону их ужесточения, усиления.

При замене одного наказания другим вносится изменение в приговор на стадии его исполнения. Одно наказание заменяется другим, и исполняется именно новое наказание. Следовательно, с учетом этого нового наказания необходимо решать вопрос назначения наказания по совокупности приговоров (ст. 70 УК РФ), об освобождении от наказания в связи с истечением срока давности обвинительного приговора (ст. 83 УК РФ) и т.д.


В УК РФ в целях индивидуализации исполнения наказания установлены следующие виды замены одного наказания другим: неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 ); в случае злостного уклонения осужденного от уплаты штрафа другим, более тяжким наказанием (ст. 46 ); в случае злостного уклонения осужденного от обязательных работ другим, более тяжким наказанием (ч. 5 ст. 46 ); в случае злостного уклонения осужденного от отбывания исправительных работ другим, более тяжким наказанием (ст. 50 ); в случае злостного уклонения от отбывания осужденным ограничения свободы другим, более тяжким наказанием (ст. 53 ). Во всех перечисленных случаях реализуется прогрессивная система исполнения уголовного наказания.

В уголовном законодательстве предусматривается также возможность замены одного наказания другим в процессе их исполнения по причинам, не связанным с дифференциацией карательно-воспитательного воздействия на осужденного.

Подобная замена одного наказания другим возможна:

1) при заболевании военнослужащего, отбывающего арест или содержание в дисциплинарной воинской части (ч. 3 ст. 81 УК РФ);

2) при амнистии (ч. 2 ст. 84 УК РФ); при помиловании (ч. 2 ст. 85 УК РФ). Эти виды замены одного наказания другим к прогрессивной системе исполнения наказания не относятся, поскольку они связаны с состоянием здоровья осужденного или являются актом милосердия, не ограниченного какими-либо определенными критериями.

Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания

В статье 80 УК РФ регламентирована замена неотбытой части наказания более мягким наказанием. Название рассматриваемой статьи шире ее содержания, поскольку в ней устанавливается возможность замены другим, более мягким наказанием, только лишения свободы.

Необходимо отметить, что в первоначальной редакции ст. 80 УК РФ замена неотбытой части срока лишения свободы другим, более мягким наказанием, была возможна только по отношению к осужденным, отбывавшим наказание за преступления небольшой и средней тяжести. Федеральным законом от 9 марта 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации" ч. 2 ст. 80 была изменена.

Рассматриваемая замена стала возможной при отбывании лишения свободы, назначенного за совершение любого по тяжести преступления. Осужденные к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести могут заслужить замену лишения свободы другим, более мягким наказанием после отбытия ими не менее одной трети срока наказания; осужденные за тяжкие преступления - не менее половины срока наказания; осужденные за особо тяжкие преступления - не менее двух третей срока наказания.

Рассматриваемое изменение ч. 2 ст. 80 УК РФ значительно расширило круг лиц, к которым возможно применение рассматриваемой замены, что является дальнейшим развитием реализации принципов справедливости и гуманизма.

В течение рассматриваемых сроков отбывания лишения свободы в основном реализуются цели наказания: восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и общая превенция. Окончательное достижение перечисленных целей наказания должно быть реализовано в процессе отбывания иного, более мягкого наказания.

В соответствии со ст. 80 УК РФ суд может применить замену неотбытой части срока лишения свободы другим, более мягким наказанием, учитывая поведение осужденного. Каких-либо четких критериев, которые можно было бы положить в основу такого решения, закон не приводит. Сопоставим рассматриваемое предписание ст. 80 УК РФ с теми требованиями, которые положены в основу применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. Согласно ст. 79 УК РФ лицо, отбывающее наказание, может быть условно-досрочно освобождено, "если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания".

Следовательно, для применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания не требуется, чтобы осужденный доказал свое исправление, как это предписывалось ст. 53 УК РСФСР 1960 г. Из положений ст. 79 УК РФ следует, что условно-досрочное освобождение от отбывания наказания применяется к лицам, твердо вставшим на путь исправления (не имеющим нарушений режима, в течение длительного промежутка времени добросовестно относящимся к труду). Завершение процесса их исправления должно осуществиться в течение испытательного срока.

Из сопоставительного анализа рассматриваемых норм следует, что замена неотбытой части наказания более мягким наказанием должна применяться к лицам, вставшим на путь исправления, но еще нуждающимся в продолжении карательно-воспитательного воздействия, что возможно в условиях отбывания другого, более мягкого наказания. Как мы видим, четкого разграничения между требованиями, положенными в основу применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, и требованиями при замене неотбытой части наказания более мягким закон не установил.

В ч. 3 ст. 80 УК РФ предусмотрена возможность при замене неотбытой части лишения свободы использовать любой, более мягкий вид наказания в соответствии с видами наказания, указанными в ст. 44 УК РФ. Данное предписание неточно. Нельзя, например, заменить неотбытую часть лишения свободы наказанием, применяемым только к военнослужащим (содержанием в дисциплинарной воинской части и ограничением по военной службе), применить конфискацию имущества, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Представляется, что и штраф при рассматриваемой замене неприменим. Такая замена явилась бы фактическим откупом от отбывания неотбытой части срока лишения свободы. Замена срочного наказания - лишения свободы - должна осуществляться другим срочным наказанием в целях продолжения карательно-воспитательного процесса. Неприменим в рассматриваемом случае и арест - краткосрочное лишение свободы в условиях строгой изоляции осужденного от общества.

В качестве заменяющего наказания могут выступать лишь ограничение свободы, исправительные работы и обязательные работы.

Обязательные работы в силу их кратковременного характера - до 240 часов (не более 4 часов в день) - едва ли целесообразно назначать взамен неотбытой части лишения свободы.

Во время действия УК РСФСР 1960 г. лишение свободы чаще всего заменялось исправительными работами.

Ограничение свободы за неосторожное преступление можно назначать на срок до пяти лет, а за умышленное - до трех лет. Практика замены неотбытой части срока лишения свободы исправительными работами в порядке, предусмотренном ст. 53 УК РСФСР 1960 г., выработала правило, согласно которому срок заменяющего наказания не должен превышать продолжительности неотбытой части срока лишения свободы. Так, неотбытую часть срока лишения свободы, равную одному году, можно было заменить одним годом исправительных работ, но не более. Не исключалась возможность более короткого срока нового вида наказания, допустим, шестимесячным сроком исправительных работ. Рассматриваемое правило относится и к новому законодательству.

Продолжительность срока наказания, назначенного в порядке замены, зависит от решения судьи, который учитывает все обстоятельства, характеризующие поведение осужденного во время отбывания наказания. При этом определяется, какой срок нового наказания необходим для завершения процесса достижения целей наказания.

Как уже отмечалось, в ст. 80 УК РФ предусмотрена замена неотбытой части наказания более мягкими видами наказания. Следовательно, сокращение указанной в законе части срока недопустимо. В части 7 ст. 53 УК РСФСР 1960 г. было определено, что при условно-досрочном освобождении от наказания или замене неотбытой части срока наказания другим, более мягким, осужденный может быть освобожден и от дополнительных наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Остальные дополнительные наказания при этом оставались в силе. В ст. 80 УК РФ принято более радикальное решение: при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания возможно полное или частичное освобождение и от отбывания дополнительных наказаний. На первый взгляд может показаться, что в новом УК круг дополнительных наказаний, от исполнения которых возможно освобождение, расширен. Но это не так. В законе говорится об отбываемых дополнительных наказаниях, а в этом случае отбывается в течение определенного срока только наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Остальные дополнительные наказания носят одноразовый характер, исполняются сразу после вступления приговора в законную силу. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как дополнительное наказание при замене неотбытой части лишения свободы другим, более мягким наказанием, может быть оставлено в силе, его срок может быть сокращен, либо лицо может быть полностью освобождено от него. Сокращение срока дополнительного наказания ранее действовавшим законодательством в подобных случаях не предусматривалось.

Поскольку законом предусмотрена замена только неотбытой части лишения свободы на более мягкое наказание, а содержание в дисциплинарной воинской части таковым не является, то на это наказание замена не распространяется.

По сравнению с первоначальной редакцией ст. 80 УК РФ в некоторых УК стран ближнего зарубежья предусматривались более льготные правила замены неотбытой части срока лишения свободы более мягким наказанием. Так, в ст. 74 УК Республики Узбекистан предусмотрена не только замена неотбытой части срока лишения свободы более мягким наказанием, но и возможность такой замены исправительных работ.

К тому же в этой статье допущена замена лишения свободы вне зависимости от категории совершенного преступления.

Замена наказания более мягким может быть применена после фактического отбытия осужденным:

а) не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление, не представляющее большой общественной опасности, или менее тяжкое преступление;

б) не менее половины срока наказания, назначенного судом за тяжкое преступление, а также умышленное преступление, если лицо ранее осуждалось к лишению свободы за умышленное преступление;

в) не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление, а также лицу, ранее условно-досрочно освобождавшемуся от наказания или которому наказание было заменено более мягким и совершившему новое умышленное преступление в течение неотбытой части наказания.

Замена неотбытой части наказания запрещена в отношении лиц, к которым неприменимо условно-досрочное освобождение от наказания (ст. 73 УК Узбекской Республики). В частности, анализируемая замена неприменима к лицу, которому смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, особо опасному рецидивисту, лицу, осужденному за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, и т.д.

В соответствии со ст. 77 УК Республики Таджикистан предусмотрена замена лишения свободы, назначенного за любое по тяжести преступление, к лицам, к которым была применена замена наказания более мягким, применено условно-досрочное освобождение от этого замененного наказания.

В части 2 ст. 77 УК Республики Таджикистан предусмотрена замена неотбытой части лишения свободы ограничением свободы или исправительными работами, а неотбытую часть ограничения свободы - исправительными работами.

В этой статье установлен и запрет применения замены наказания более мягким к тем лицам, к которым неприменимо условно-досрочное освобождение от наказания.

Вместе с тем замена неотбытой части срока исправительных работ более мягким наказанием, как показала практика прошлых лет, нецелесообразна (ст. 53 УК РСФСР). Она почти не применялась.

Замена неотбытой части наказания другим, более тяжким видом наказания

В интересах обеспечения исполнения наказаний УК РФ предусматривает возможность замены некоторых из них более тяжкими наказаниями. Основанием такой замены является злостное уклонение осужденного от исполнения или отбывания наказания. Подобная замена одного наказания другим сопряжена с усилением карательно-воспитательного воздействия на осужденного. Поэтому ее виды являются элементами прогрессивной системы исполнения наказаний.

В УК РФ допускается замена штрафа (ст. 46 ), обязательных работ (ст. 49 ), исправительных работ (ст. 50 ), ограничения свободы (ст. 53 ) другим, более тяжким наказанием.

Во всех статьях УК РФ, устанавливающих замену одного наказания другим, при злостном уклонении от его исполнения содержатся слова "суд может" осуществить такую замену. Формулировка "может заменить", по нашему мнению, вызывает некоторые сомнения. Представляется, что злостное уклонение от исполнения наказания - это твердо выраженное желание не отбывать его. Все способы иного воздействия на осужденного уже исчерпаны, они не помогли. Остается один: замена наказания иным, более тяжким наказанием. Но если это так, то замена наказания, от исполнения которого осужденный уклоняется, должна быть, по нашему мнению, обязательной.

В ч. 3 ст. 30 УК РФССР 1960 г. указывалось, что в случае злостного уклонения лица от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, суд может заменить неуплаченную сумму штрафа наказанием в виде исправительных работ без лишения свободы из расчета один месяц исправительных работ за два минимальных месячных размера оплаты труда , но на срок не свыше двух лет. При невозможности уплаты штрафа суд постановлял о замене его возложением обязанности загладить причиненный вред. В приведенной норме не предусматривалась возможность обеспечения исполнения штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания. Порядок замены штрафа исправительными работами был прост и понятен.

В случае злостного уклонения от уплаты штрафа, согласно ч. 5 ст. 46 УК РФ, он заменяется обязательными работами, исправительными работами или арестом соответственно размеру назначенного штрафа в пределах, предусмотренных УК для этих видов наказаний. Следовательно, система замены штрафа в случае злостного уклонения от его исполнения другим, более тяжким наказанием расширена и ужесточена. Это обусловлено значительным расширением возможностей применения штрафа, усилением его роли в новых экономических отношениях. Вместе с тем закон не определяет четкого эквивалента подобных замен в зависимости от размера штрафа.

Положение о том, что это необходимо делать с учетом размера штрафа в пределах, которые предусмотрены УК для наказаний, назначаемых в порядке такой замены, мало что дает для решения рассматриваемого вопроса. Допустим, виновное лицо, осужденное за клевету по ч. 2 ст. 129 УК РФ к штрафу в размере ста , злостно уклоняется от его уплаты. Возникает вопрос, каким наказанием данный штраф должен быть заменен. Закон предоставляет на выбор три вида наказаний (обязательные работы, исправительные работы или арест). Однако каких-либо критериев для этого выбора, а также для определения продолжительности нового вида наказания, назначаемого в порядке замены, закон не содержит.

Указание на то, что при подобной замене учитывается соответствие размера штрафа новому наказанию, проблемы не решает. Предположим, суд решил взамен штрафа применить обязательные работы сроком 60 часов. Закон (ст. 49 УК РФ) такой срок для обязательных работ допускает. Но тогда вместо усиления карательного воздействия получится его смягчение. Возможно и иное, диаметрально противоположное решение суда: замена штрафа арестом, допустим, на шесть месяцев. Как видим, размер штрафа один, а виды замены его разнообразны, что может значительно осложнить работу судов.

Удачно эта проблема решена в ст. 44 УК Республики Узбекистан, в которой определено, что в случае уклонения осужденного от уплаты штрафа суд заменяет назначенную сумму штрафа наказанием в виде исправительных работ, ограничением по службе или арестом. Исправительные работы или ограничение по службе назначаются из расчета один месяц за сумму штрафа, соответствующую двум , но на срок не свыше трех лет, а арест - из расчета один месяц за сумму штрафа, соответствующую десяти минимальным размерам заработной платы , но на срок не свыше шести месяцев.

Близкое по характеру решение этого вопроса дано в ст. 49 УК Республики Таджикистан.

Для решения рассматриваемой проблемы в России необходимо обратиться к ст. 71 УК РФ, в которой установлен порядок определения сроков при сложении наказания, в соответствии с которым один день лишения свободы приравнивается к одному дню ареста или содержания в дисциплинарной воинской части, двум дням ограничения свободы, трем дням исправительных работ или ограничения по военной службе, восьми часам обязательных работ. Иные наказания при сложении исполняются самостоятельно.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 УИК РФ осужденный обязан уплатить сумму штрафа в месячный срок с момента вступления приговора в законную силу. Злостно уклоняющимся от уплаты штрафа, согласно ч. 1 ст. 32 УИК РФ, является осужденный, не уплативший штраф и помимо этого скрывающий свои доходы и имущество от принудительного взыскания в счет уплаты штрафа. Сокрытие доходов обычно заключается в уходе осужденного с работы, а о новом месте работы он не сообщает в орган, исполняющий наказание. Сокрытие имущества может осуществляться в передаче его родным, близким, знакомым и т.д. В ст. 32 УИК РФ имеются пробелы.

На практике злостное уклонение от уплаты штрафа нередко заключается в передаче имущества каким-либо лицом по договорам займа или аренды и т.п. Злостное уклонение от уплаты штрафа будет иметь место и в тех случаях, когда судом его исполнение было отсрочено или рассрочено на срок до одного года, по истечении которого наказание не исполнено, а осужденный скрывает свои доходы и имущество от обращения на них взыскания. Этот вариант не учтен в ч. 1 ст. 32 УИК РФ. Следовательно, эта норма должна толковаться расширительно. Злостное уклонение от уплаты штрафа осуществляется умышленно путем действия или бездействия.

В ст. 59 Уголовного уложения России 1903 г. уклонение от уплаты штрафа каралось арестом, продолжительность которого зависела от величины штрафа. Так, неуплата штрафа на сумму до 25 рублей влекла за собой его замену арестом на срок до одной недели, на сумму от 25 руб. до 100 руб. - на срок от одной недели до одного месяца и т.д. Максимальный срок замены был равен одному году ареста за неуплату штрафа на сумму свыше одной тысячи рублей.

Замена штрафа, в случае уклонения от его уплаты, лишением свободы широко применяется во многих странах мира. Так, в ст. 53 УК Испании определено, что если осужденный не уплатит штраф, то это наказание заменяется лишением свободы из расчета один день лишения свободы за каждые две неуплаченные ежедневные квоты, что может реализоваться арестом на выходные дни.

Оригинальное решение рассматриваемого вопроса дано в п. "а" ст. 3914 Свода законов США, в котором определено, что при неуплате штрафа суд пересматривает дело вновь и определяет любое наказание, предусмотренное за содеянное санкцией нормы.

В ст. 76 УК Республики Узбекистан содержится прямое указание на возможность в порядке амнистии применять условно-досрочное освобождение от наказания.

В ст. 71 УК РФ определено, что штраф не подлежит сложению с иными наказаниями и исполняется самостоятельно. Но если лицо, осужденное к ограничению свободы или аресту с дополнительным наказанием в виде штрафа, злостно уклоняется от их исполнения, то с заменой неотбытой части основного наказания осуществляется и замена штрафа обязательными работами, исправительными работами или арестом - основными наказаниями. После этого должно осуществляться сложение замененных наказаний. Допустим, осужденный злостно уклоняется от исполнения ограничения свободы на срок три года и от девятимесячного наказания в виде штрафа в размере тридцати минимальных размеров оплаты труда .

Суд заменил ограничение свободы тремя годами лишения свободы, а штраф - исправительными работами на десятимесячный срок с отчислением из заработной платы в размере 20%. В соответствии со ст. 71 УК РФ три дня исправительных работ эквивалентны одному дню лишения свободы. Следовательно, окончательное наказание в виде лишения свободы будет определено на срок три года и три месяца.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются ограничением свободы или арестом (ч. 3 ст. 49 УК РФ). При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока ограничения свободы или ареста из расчета один день ограничения свободы или ареста за восемь часов обязательных работ. В этой норме установлены эквиваленты замены неотбытой части срока обязательных работ ограничением свободы или арестом. Причем ограничение свободы приравнено по тяжести к аресту. Не противоречит ли это положениям ст. 71 УК РФ? Думается, нет. Ведь применяемая замена является реакцией на злостное уклонение от исполнения наказания.

В заголовке ст. 30 УИК РФ говорится о злостном уклонении от отбывания обязательных работ, а в тексте этой статьи речь идет о том, кто является злостно уклоняющимся от отбывания наказания, злостным нарушителем предписаний закона. Рассматриваемое определение формализовано, как и все иные определения лиц, злостно уклоняющихся от исполнения иных уголовных наказаний.

В соответствии с рассматриваемой нормой злостно уклоняющимися от отбывания наказания в виде обязательных работ являются осужденные, более двух раз в течение месяца не вышедшие на обязательные работы без уважительных причин, более двух раз в месяц нарушившие трудовую дисциплину, скрывающиеся с целью уклонения от отбывания наказания.

Перечисленные нарушения имеют различную общественную опасность. Самым тяжким является уклонение от отбывания наказания путем сокрытия, бегства осужденного. Сокрытие может выражаться в переезде в другой населенный пункт или на другую квартиру в большом городе, проживании у знакомых, в смене фамилии при вступлении в брак и т.д. Но подобного рода действия должны совершаться с целью уклонения от отбывания наказания. Менее опасным является двукратный в течение месяца, ничем не оправданный прогул, неявка на обязательные работы. К этому пункту относится и более тяжкое явление - отказ от исполнения рассматриваемого наказания, что является безусловным основанием для замены обязательных работ другим, более тяжким наказанием.

Отнесение к злостным нарушениям отбывания наказания в виде обязательных работ двукратного в течение месяца нарушения трудовой дисциплины менее опасно по сравнению с перечисленными нарушениями порядка исполнения наказания и, вероятно, в ряде случаев не может быть отнесено к злостным. Допустим, осужденный один раз опоздал на работу на 10-15 минут. В другой раз прекратил работу на 10-15 минут раньше. В подобной ситуации такой нарушитель трудовой дисциплины не является злостным нарушителем исполнения наказания в виде обязательных работ. Следовательно, нарушения трудовой дисциплины должны быть умышленными и существенными, что предполагает их анализ, оценку.

В ст. 27 УК РСФСР 1960 г. предусматривались два вида исправительных работ без лишения свободы: отбываемые по месту работы или службы либо в иных местах, определяемых органами, ведающими исполнением этого наказания. Удельный вес второго вида исправительных работ был относительно невелик (примерно 13% от общего числа лиц, осужденных к исправительным работам). В ст. 50 УК РФ данный вид исправительных работ не предусмотрен.

До распада СССР исправительные работы применялись к 22-24% лиц, осужденных за преступления. Примерно 2% из них злостно уклонялись от исполнения наказания, и оно заменялось им лишением свободы из расчета день за день.

В 1995 г. это наказание было применено к 8,9% осужденных, в 1996 - к 8,1%, в 1997 - 6,9%, а в 1998 - к 5,3%. Несмотря на значительное снижение удельного веса применения этого наказания, оно назначается относительно большому числу осужденных.

В УК РФ предусмотрены более широкие, чем ранее, возможности замены исправительных работ в случае злостного уклонения от их отбывания: ограничением свободы, арестом, лишением свободы (ч. 3 ст. 50 ). При этом неотбытая часть срока исправительных работ может быть заменена ограничением свободы из расчета один день исправительных работ за один день ограничения свободы, один день ареста равен двум дням исправительных работ, а один день лишения свободы эквивалентен трем дням исправительных работ. Обращает на себя внимание то, что в ст. 71 УК РФ один день ареста уравнивается с одним днем лишения свободы. Только соотношение лишения свободы и исправительных работ едино для ст. 50 и 71 УК РФ. В остальном законодатель, как и при замене обязательных работ, пошел по пути ужесточения возможностей замены в случае злостного уклонения от отбывания исправительных работ.

В ч. 1 ст. 46 УИК РФ дан перечень нарушений режима исполнения исправительных работ. Таким нарушением является непоступление без уважительных причин на работу в течение 15-суточного срока или уклонение в течение 15 суток от постановки на учет в органе службы занятости. Вероятно, такой отсчет начинается со дня вступления приговора в законную силу. Неявка осужденного в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин является нарушением режима.

Для ясности следовало бы в этой норме установить срок, в течение которого такая явка должна осуществляться. Например, не позднее 3-6 суток со дня вступления приговора в законную силу.

Нарушением режима является прогул или явка на работу в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

В ст. 41 УИК РФ уголовно-исполнительной инспекции предоставлено право налагать на осужденного к исправительным работам определенные запреты или обязанности совершения каких-либо действий в целях активизации воспитательного воздействия на таких лиц. При возложении рассматриваемых обязанностей учитывается характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность осужденного, его поведение в период исполнения наказания. При наложении обязанностей и запретов на осужденного преследуются и цели предотвращения совершения им нового преступления.

Уголовно-исполнительная инспекция правомочна наложить на осужденного:

Запрет выходить из дома в определенное время (например, после 22 часов);

Запрет покидать место жительства в выходные дни или в период отпуска;

Запрет находиться в определенных местах района или города (например, на рынках, в питейных заведениях и т.д.);

Обязанности до двух раз в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации.

Перечисленные обязанности и запреты устанавливаются на срок до шести месяцев и могут быть неоднократно продлены в границах срока наказания.

Представляется, что возможность наложения на осужденных к исправительным работам предусмотренных в ст. 41 УИК РФ запретов не вытекает из сути этого наказания. Они сопряжены с элементами ограничения свободы осужденного. Налицо - противоречие между ст. 50 УК РФ и ст. 41 УИК РФ.

В п. "в" ч. 1 ст. 46 УИК РФ определено, что нарушение наложенных на осужденного запретов и обязанностей является нарушением режима исполнения исправительных работ.

В ч. 2 ст. 46 УИК РФ указано, что за нарушение режима исполнения исправительных работ к осужденному может быть применено взыскание в виде письменного предупреждения о замене исправительных работ более тяжким наказанием.

Злостным нарушением режима является и сокрытие с места жительства осужденного, местонахождение которого неизвестно (ч. 2 ст. 46 УИК РФ). Осужденный, скрывающийся с места жительства, объявляется в розыск и может быть задержан с санкции прокурора на срок до 30 суток. Собственно говоря, это злостное нарушение режима выражается в попытке вовсе уклониться от отбывания наказания.

Встречаются случаи уклонения от отбывания исправительных работ путем симулирования тяжкой болезни.

Статья 53 УК РФ ввела новое наказание*(253) - ограничение свободы, которое должно отбываться в исправительных центрах. В ч. 4 ст. 53 УК РФ определено, что в случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к ограничению свободы, наказание заменяется лишением свободы. При этом время отбывания ограничения свободы должно засчитываться в срок лишения свободы из расчета один день лишения свободы за один день ограничения свободы.

В ч. 3 ст. 58 УИК РФ определено, что злостным уклонением от отбывания ограничения свободы является самовольное без уважительных причин оставление осужденным территории исправительного центра; невозвращение или несвоевременное возвращение к месту отбывания наказания. В случае необнаружения в течение 15 дней осужденного, оставившего территорию исправительного центра, он объявляется в розыск. Вполне очевидно, что если имел место умысел осужденного на уклонение от исполнения наказания, то его розыск должен объявляться ранее упомянутых 15 суток.

В Общей части УК РФ не предусмотрено замены наказания в виде конфискации имущества в случае злостного уклонения от исполнения этого наказания другим, более тяжким наказанием. Способы и механизм уклонения от этого наказания во многом сходны со злостным уклонением от исполнения наказания в виде штрафа. Вместе с тем общественная опасность злостного уклонения от конфискации имущества значительно выше. Это предопределяется тем, что конфискация имущества является только дополнительным наказанием, применяемым к лицам, осужденным за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и может быть назначена судом только в случаях, специально предусмотренных Особенной частью УК РФ.

Несмотря на это, замена конфискации имущества в случаях злостного уклонения от исполнения этого наказания в УК РФ не предусмотрена, что является пробелом в законе.

Как уже отмечалось, замененное наказание во всех перечисленных в данном параграфе случаях приобретает самостоятельный характер, поэтому, например, в случае осуждения лица, отбывающего замененное наказание, к наказанию за новое преступление присоединяется именно это замененное наказание.

Изменение вида и места лишения свободы в процессе лишения свободы

В ст. 81 УИК РФ установлено предписание, согласно которому осужденный к лишению свободы должен отбывать весь срок наказания, как правило, в одной исправительной колонии; тюрьме или воспитательной колонии.

Прежде всего это предписание закона подсказано уголовно-исполнительной педагогикой. Наиболее продуктивным является непрерывный воспитательный процесс, осуществляемый одним и тем же коллективом воспитателей, который имеет возможность хорошо изучить личность осужденного и наблюдать динамику ее изменений. Самая подробная характеристика, сопровождающая осужденного, не может полностью соответствовать его личности. В новом месте лишения свободы возникает необходимость в ее доизучении, на что требуется порой немалое время и затрата усилий многих работников исправительного учреждения. Да и для самого осужденного смена коллектива нередко отрицательно сказывается на его интересах и поведении.

Добавим к этому затраты государства на перевозку осужденного; могут возникнуть трудности у родных и близких осужденного с пересылкой посылок, приездом на свидание и т.д.

Вместе с тем такие переводы иногда необходимы. Перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одной колонии в другую того же режима или из тюрьмы в другую тюрьму в случае болезни осужденного или для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации места лишения свободы или каких-либо иных исключительных обстоятельствах.

Закон предусматривает и более кардинальные переводы осужденных из одного вида колоний в колонию иного вида, из колонии - в тюрьму и наоборот. Применение таких переводов предусмотрено ст. 78 УИК РФ. Основаниями для рассматриваемых переводов осужденных является их поведение и отношение к труду. При этом возможны два варианта: примерное или отрицательное поведение осужденных, что предопределяет их перевод со смягчением карательного содержания наказания или же с ужесточением режимных правил, усилением покарания.

В ч. 3 ст. 58 УК РФ установлено, что изменение вида исправительного учреждения, назначенного приговором, производится судом в соответствии с УИК РФ. Это предписание уголовного закона реализовано ст. 78 УИК РФ.

Переводы первого вида, сопряженные со смягчением наказания в соответствии с ч. 2 ст. 78 УИК РФ, применяются в отношении положительно характеризующихся осужденных, отбывших при этом определенную часть срока наказания.

Каких-либо критериев для определения понятия положительной характеристики осужденного в рассматриваемой норме нет. Следовательно, в ее основу необходимо положить общее определение понятия исправления осужденного, приведенное в ст. 9 УИК РФ, каковым является формирование у осужденного уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и формирование правопослушного поведения.

При замене одного вида места лишения свободы на другое со смягчением условий отбывания наказания карательно-воспитательный процесс продолжается, но в более льготных условиях. Следовательно, он применим к лицам, вставшим на путь исправления. При более явно выраженном становлении осужденного на путь исправления возможна замена лишения свободы другим, более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ). Термины "твердое становление на путь исправления", "становление на путь исправления" прочно утвердились в теории уголовного и уголовно-исполнительного права*(254) .

Лицо, вставшее на путь исправления, не имеет нарушений режима и добросовестно относится к исполнению условий отбывания наказания и к труду. Это оценочная категория, сложившаяся из анализа совокупности обстоятельств, характеризующих личность осужденного, его поведение, законопослушание.

Лица, имеющие дисциплинарные взыскания, не подлежат переводу на более льготные условия содержания во всех местах лишения свободы. Тем более к ним неприменим более льготный перевод из одного места лишения свободы в другое с более мягкими условиями отбывания наказания.

Напомним, что осужденный считается имеющим взыскание в течение года после его исполнения (п. 8 ст. 117 УИК РФ).

Не подлежит сомнению, что применение рассматриваемой замены допустимо лишь в том случае, когда осужденный находится на самых льготных условиях содержания в конкретном месте лишения свободы.

Рассматриваемые переводы возможны после отбытия минимально необходимой части срока наказания, указанной в законе.

В п. "а" ч. 2 ст. 78 УИК РФ определено, что осужденный, отбывающий лишение свободы в тюрьме, может быть переведен в исправительную колонию после отбытия им не менее половины назначенного судом срока наказания. Запись нечеткая. Возникает вопрос: а не входят ли в этот срок предварительное заключение и время, затраченное на перевозку осужденного в тюрьму? Из смысла закона следует вывод о том, что в расчет берется только фактически отбытый срок лишения свободы в тюрьме. Только из него определяется та половина срока, по истечении которой возникает возможность перевода положительно себя зарекомендовавшего осужденного из тюрьмы в колонию.

В ст. 78 УИК РФ предусмотрена возможность перевода осужденного из тюрьмы в колонию, но какого вида колонию - не указано.

Очевидно, что этой колонией не может быть колония-поселение. В нее предусмотрен перевод осужденных из колоний общего и строгого режимов (п. "б" ч. 2 ст. 78 УИК РФ).

По всей видимости, невозможен досрочный перевод осужденных из тюрьмы в исправительные колонии общего режима. В этих колониях отбывают наказание лица, осужденные впервые к лишению свободы за преступления небольшой, средней тяжести и тяжкие преступления, а также лица, осужденные за совершение неосторожных преступлений к лишению свободы на срок свыше пяти лет. Направление в эти колонии лиц, осужденных за особо тяжкие преступления или при особо опасном рецидиве, недопустимо.

Вышеприведенный анализ позволяет прийти к выводу: досрочный перевод осужденных из тюрьмы возможен в исправительные колонии строгого режима и исправительные колонии особого режима для лиц, отбывающих срочное лишение свободы.

Осужденные, поступающие из тюрьмы в колонию в порядке досрочного перевода, должны направляться на общие условия содержания.

Каких-либо категорий осужденных, к которым нельзя применять досрочный перевод из тюрьмы в колонию, закон не устанавливает. Его может заслужить любой осужденный, отбывающий наказание в тюрьме.

В п. "б" ч. 2 ст. 78 УИК РФ предусмотрен перевод лиц, отбывающих срочное лишение свободы в колонии особого режима, в колонию строгого режима по отбытии ими не менее половины назначенного судом срока этого наказания. Такой перевод был установлен Федеральным законом от 9 марта 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации". Рассматриваемое предписание УИК РФ логично. Если возможен досрочный перевод осужденного из тюрьмы в исправительную колонию, то несомненна целесообразность перевода лиц, отбывающих добросовестно срочное лишение свободы в колониях особого режима, в колонию строгого режима - место лишения свободы с менее строгими режимными правилами.

Возможность такого перевода является стимулом для законопослушного поведения лиц, осужденных при особо опасном рецидиве. Отметим, кстати, что в 2000 г. не хватало 10 тыс. мест для содержания этих лиц в колониях особого режима. Вместе с тем было бы целесообразно предусмотреть возможность возврата рассматриваемой категории осужденных из колонии строгого режима в колонию особого режима в тех случаях, когда они не оправдали оказанного им доверия. Такие переводы предусматривались в ст. 53 ИТК РСФСР 1970 г.

В п. "в" ч. 2 ст. 78 УИК РФ установлена возможность перевода осужденных, отбывающих лишение свободы, из исправительных колоний общего и строгого режимов в колонию-поселение.

В 1989 г. из исправительно-трудовых колоний в колонии-поселения было переведено 7% осужденных, а в 1994 - 4,3%*(255) .

Остановимся на анализе перевода в них осужденных из других колоний. В п. "в" ч. 2 ст. 78 УИК РФ определено, что положительно себя зарекомендовавшие осужденные, находящиеся на облегченных условиях содержания, переводятся из колоний общего и строгого режимов по отбытии ими не менее одной трети срока наказания.

Вместе с тем лица, осужденные за совершение особо тяжких преступлений или ранее условно-досрочно освободившиеся от отбывания лишения свободы и совершившие вновь преступление в течение испытательного срока, для перевода в колонию-поселение должны отбыть не менее двух третей срока наказания.

В ч. 3 ст. 78 УИК РФ приведен перечень лиц, не подлежащих переводу в колонии-поселения. Неприменим такой перевод к лицам:

Осужденным при особо опасном рецидиве;

Осужденным к пожизненному лишению свободы в случае замены этого вида наказания в порядке помилования на лишение свободы на определенный срок;

Осужденным, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы;

Осужденным, не прошедшим обязательного лечения, а также нуждающимся в специальном лечении в медицинских учреждениях закрытого типа;

Осужденным, не давшим согласия в письменной форме на перевод в колонию-поселение. Это требование закона предопределено тем, что в колониях-поселениях осужденные живут на собственном иждивении, некоторые осужденные не желают взваливать на себя заботу об обеспечении себя питанием, одеждой и т.д. Возможны и иные причины отказа осужденных от перевода в колонию-поселение: нежелание расстаться с другом, или коллективом, или работой по профессии и проч. В одном случае, например, такой был вызван тем, что осужденный не хотел расставаться с членами драматического кружка, с которыми он ставил спектакль о Великой Отечественной войне.

Приведенный перечень носит исчерпывающий характер и поэтому не подлежит расширительному толкованию.

К подавляющей части лиц, отбывающих наказание в колониях общего и строгого режимов, перевод в колонию-поселение возможен по отбытии ими не менее одной трети срока наказания. Вместе с тем после отбытия одной трети срока лишения свободы, назначенного осужденному за преступления небольшой и средней тяжести, в соответствии со ст. 80 УК РФ возможна замена неотбытой части срока наказания другим, более мягким наказанием "с учетом его поведения".

Налицо конкуренция между основаниями переводов осужденных из колоний общего и строгого режимов в колонию-поселение и основаниями замены неотбытой части срока наказания другим, более мягким наказанием. Более льготной является замена одного наказания другим, более мягким видом наказания. Поэтому, в самых общих чертах, можно сделать вывод о том, что замена одного наказания другим применяется при более четко выраженном становлении осужденного на путь исправления. Окончательное достижение целей наказания при этом становится возможным при дальнейшем исполнении более мягкого вида наказания.

Лица, осужденные при особо опасном рецидиве, заслужившие перевод из тюрьмы в колонию строгого или особого режима, права на дальнейший перевод в колонию-поселение не имеют. Это запрещено п. "а" ч. 3 ст. 78 УИК РФ.

Те же осужденные, которые отбывали часть срока лишения свободы, назначенного им в тюрьме за совершение особо тяжкого преступления, имеют возможность заслужить дальнейший перевод из колонии строгого или особого режима в колонию-поселение. Для этого они должны положительно характеризоваться и отбыть не менее двух третей срока наказания в колонии строгого или особого режима. Следовательно, не исключена возможность последовательного досрочного перевода осужденных сначала из тюрьмы в колонию строгого или особого режима, а из этих колоний - в колонию-поселение.

Рассматриваемые переводы сопряжены со значительным изменением условий отбывания наказания в сторону их смягчения, снижения их карательного содержания, что характерно для прогрессивной системы исполнения уголовных наказаний. В тюрьме осужденные содержатся в запираемых камерах, имеют меньшее число свиданий, реже получают посылки и передачи и т.д. по сравнению с лицами, отбывающими наказание в колониях. На обычных, а тем более на облегченных условиях осужденные проживают в обычных жилых помещениях.

Еще более разительные изменения влечет за собой перевод осужденных, отбывающих лишение свободы, из колоний строгого и общего режимов в колонию-поселение. Осужденные в этих колониях проживают без охраны в общежитиях или даже на арендуемой ими жилой площади с родными и т.д.

При этом данные элементы прогрессивной системы отбывания наказания в обязательном порядке сочетаются с иными проявлениями этой системы исполнения наказания.

Так, осужденные, отбывающие лишение свободы в тюрьме, сначала должны в порядке реализации прогрессивной системы заслужить перевод на общие условия отбывания наказания, и лишь после этого у них появляется возможность перевода в колонию строгого или особого режима.

В свою очередь, переводу из колоний строгого или особого режима в колонию-поселение должен предшествовать перевод осужденного с обычных условий содержания на облегченные условия. После применения этого элемента прогрессивной системы возможен следующий шаг - перевод осужденного в колонию-поселение.

В ч. 4 ст. 78 УИК РФ предусмотрена возможность замены одного вида места лишения свободы на другое с изменением условий содержания осужденных в сторону усиления карательного воздействия наказания. Как это указано в законе, такой перевод применим к осужденным, являющимся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания (режима).

В ст. 116 УИК РФ определено, что злостными нарушениями режима осужденными к лишению свободы являются употребление спиртных напитков либо наркотических средств или психотропных веществ; мелкое хулиганство; угроза, неповиновение представителям администрации исправительного учреждения или их оскорбление при отсутствии признаков преступления; изготовление, хранение или передача запрещенных предметов; уклонение от принудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии, организация забастовок или групповых неповиновений, а равно открытое участие в них; мужеложство, лесбиянство; организация группировок осужденных, направленных на совершение перечисленных видов правонарушений, а равно активное участие в них; отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин.

Осужденный признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (режима) постановлением начальника исправительного учреждения по представлению администрации этого учреждения одновременно с наложением взыскания.

Осужденные, отбывающие наказание в исправительных колониях-поселениях после того, как были исчерпаны все меры воспитательного характера и дисциплинарного воздействия, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, подлежат переводу в исправительные колонии. В 1989 г. из колоний-поселений в колонии общего и строгого режимов было переведено 0,3% осужденных, а в 1994 г. - 0,4%*(256) . Если перевод осужденных осуществляется из колонии-поселения для лиц, осужденных за неосторожное преступление, то они направляются для дальнейшего отбывания наказания в исправительную колонию общего режима. В тех же случаях, когда злостные нарушители режима находились в исправительных колониях-поселениях для лиц, переведенных из исправительных колоний общего или строгого режимов, то они направляются в колонию того режима, из которой осуществлялся перевод в колонию-поселение.

В законе не указано, на какие условия содержания направляются осужденные из колоний-поселений при признании их злостными нарушителями режима. Есть все основания полагать, что это должны быть строгие условия содержания.

В п. "в" ч. 4 ст. 78 УИК РФ установлена возможность перевода лиц, признанных злостными нарушителями режима, из исправительных колоний общего и строгого режимов в тюрьму на срок не свыше трех лет с отбыванием оставшейся части срока в колонии.

При этом осуществляется водворение переводимых в тюрьму осужденных на строгий режим. Необходимо подчеркнуть, что перевод женщин за злостное нарушение режима в тюрьму недопустим.

По сравнению с колониями-поселениями в колониях общего и строгого режимов диапазон мер дисциплинарного воздействия несравненно шире. Если в колониях-поселениях самым строгим взысканием является водворение в штрафной изолятор на срок до 15 суток, то в названных колониях возможно водворение злостных нарушителей режима - мужчин в помещения камерного типа на срок до шести месяцев, в единые помещения камерного типа - на срок до одного года. Осужденные женщины могут водворяться в помещения камерного типа на срок до трех месяцев.

Злостные нарушители режима в колониях переводятся на строгие условия содержания, в которых они находятся в запираемых камерах. Отбывание лишения свободы на строгих условиях во многом приближено к условиям тюремного заключения. Поэтому есть основания для прогнозирования снижения уровня переводов злостных нарушителей режима из колоний в тюрьму.

Закон не исключает двухэтапную смену одного вида места лишения свободы на другой вид лицам, признанным злостными нарушителями режима. Так, осужденный, отбывающий лишение свободы в исправительной колонии-поселении, признанный злостным нарушителем режима, может быть переведен в исправительную колонию общего режима, а из нее - в тюрьму. Возможен и такой вариант: осужденный из тюрьмы досрочно переводится в исправительную колонию, а из нее - в колонию-поселение. Затем не исключена возможность его перевода из колонии-поселения в исправительную колонию и из колонии - в тюрьму.

Возможности прогрессивной системы в той ее части, которая устанавливает переводы из одного вида места лишения свободы в другой, велики. Следовательно, и велик диапазон возможностей у осужденного изменить в ту или иную сторону условия отбывания лишения свободы. Это зависит от его отношения к условиям и порядку исполнения наказания. Стимулы к законопослушному поведению осужденных в местах лишения свободы вполне реальны. Рассматриваемые переводы сопряжены с изменением вида места лишения свободы, поэтому они осуществляются только судом (ч. 3 ст. 58 УК РФ).

Принцип индивидуализации наказания действует и при его исполнении. Цель наказания может быть достигнута в пределах не только назначенного судом наказания, но и более мягкого наказания, на которое оно заменено.
Замена не отбытой части более мягким видом наказания является самостоятельным видом освобождения от наказания.
Институт замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, так же как и институт условно-досрочного освобождения, является реализацией принципа гуманизма.
Применение замены неотбытой части наказания является актом доверия государства к осужденному, который своим поведением показал, что правовые ограничения в отношении его могут быть менее строгими.

Кто имеет право на замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания?

Согласно ч. 1 ст. 80 Уголовного Кодекса РФ, претендовать на замену не отбытой части наказания более мягким наказанием могут:

Лица, отбывающие содержание в дисциплинарной воинской части, принудительные работы или лишение свободы.

Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания может быть применена только после фактического отбытия осужденным к лишению свободы за совершение:

Преступления небольшой или средней тяжести - не менее 1/3 срока наказания;
- тяжкого преступления - не менее 1/2 срока наказания;
- особо тяжкого преступления - не менее 2/3 срока наказания;
- преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также преступлений, предусмотренных статьей 210 Уголовного Кодекса - не менее 3/4 срока наказания;
- преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста - не менее 4/5 срока наказания.
Так, например, согласно ст. 78 Уголовно-Исполнительного Кодекса РФ, может быть осуществлен перевод осужденного, отбывающего наказание в исправительной колонии строгого режима в колонию-поселение («на поселок») по отбытии осужденным 1/3 срока наказания. Для осужденных на строгий режим нет требования быть переведенными на облегченный режим отбывания наказания.
Необходимо учитывать, что отбытие лицом установленной законом части лишения свободы не влечет его автоматической замены на более мягкий вид наказания. Необходимость ослабления карательного воздействия лишения свободы объясняется прежде всего положительными изменениями в поведении осужденного. Степень исправления здесь нужна меньше, чем при условно-досрочном освобождении. Эти обстоятельства должны учитываться при решении вопроса о замене лишения свободы на более мягкий вид наказания.
Какие основания для замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания?
В ч. 3 ст. 175 Уголовно-Исполнительного Кодекса РФ указаны следующие основания для замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания к осужденным, фактически отбывшим наказание в соответствии со ст. 80 Уголовного Кодекса РФ:

В период отбывания наказания осужденный положительно характеризуется в колонии;

Отношение к учебе и труду во время отбывания наказания;

Отношение осужденного к совершенному деянию.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 21 апреля 2009 г. N 8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания», эти основания не исчерпывающие.

Что способствует замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания?

- примерное поведение осужденного;

- наличие у осужденного поощрений;

- занятие общественно-полезной деятельностью;

- активное участие в общественной жизни исправительного учреждения.

Кто может подать ходатайство о замене неотбытой части наказания?

Согласно ч. 3 ст. 175 Уголовно-Исполнительного Кодекса РФ, учреждение или орган, исполняющие наказание, вносят в суд представление о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
Однако, отсутствие в названной норме указания на право самого осужденного обратиться непосредственно в суд с просьбой о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания не означает, что он этого права лишен.
Данное право вытекает из ст. 46 Конституции РФ, а также из общих норм уголовно-исполнительного законодательства, определяющих основы правового положения осужденных.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 20.10.2005 N 388-О положение ч. 3 ст. 175 Уголовно-Исполнительного Кодекса РФ в ее конституционно-правовом истолковании, вытекающем из Постановления Конституционного Суда РФ от 26.11.2002 N 16-П , п. 2 и п. 5 ст. 399 Уголовно-Процессуального Кодекса РФ не препятствует осужденному обращаться в суд с ходатайством о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания и предполагает обязанность суда рассмотреть такое ходатайство по существу в установленном законом порядке.

Следовательно, осужденный , а также его адвокат (законный представитель) вправе обратиться в суд с ходатайством о замене неотбытой части наказания

В каком порядке проходит процесс рассмотрения ходатайства осужденного о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания?

Процесс рассмотрения ходатайства осужденного о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания проходит по правилам, предусмотренным главой 47 Уголовно-Процессуального Кодекса РФ.

Для рассмотрения судом вопроса об условно-досрочном освобождении в соответствии с п. 5 ст. 397 Уголовно-Процессуального Кодекса РФ осужденному необходимо:

Фактически отбыть срок наказания, установленный ст. 80 Уголовного Кодекса РФ;

Представить ходатайство о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

Указанное ходатайство передается в районный (городской) суд по месту отбывания наказания (в случае этапирования для отбывания наказания в другое учреждение - по месту нахождения такого учреждения; в случае этапирования после подачи ходатайства суд, его получивший, направляет по территориальности).

Осужденный по желанию вправе присутствовать на процессе наряду с защитником, законным представителем (если осужден несовершеннолетний). Также присутствует прокурор.
В случае подачи ходатайства адвокатом суд в обязательном порядке уточняет у осужденного, согласен ли он с ходатайством, и в случае отрицательного ответа производство прекращает .

По сложившейся практике судьи требуют приобщать к направляемому в суд представлению администрации и характеристике нижеперечисленные документы (копии):

1. Ходатайство (заявление) осужденного о замене назначенного наказания более мягким.
2. Судебные документы (приговор, кассационные и надзорные определения и постановления, постановления районного суда о пересмотре приговора в порядке п. 13 ст. 397 Уголовно-Процессуального Кодекса РФ).
Без этих документов судья не может точно установить отбытый осужденным срок наказания, тяжесть совершенного преступления, позицию подсудимого при рассмотрении уголовного дела и т.д.
3. Справку о взысканиях и поощрениях за весь период отбывания наказания независимо от того, погашены они или нет.

Таков примерный перечень документов, предъявляемых осужденным и администрацией учреждения для рассмотрения судом вопросов о замене неотбытой части наказания более мягким.

Анализ кассационной практики по Кемеровской области свидетельствует о том, что суды Кемеровской области не всегда обеспечивают данное право осужденного.

Статья 80 Уголовного кодекса РФ предусматривает замену наказания (точнее, той части, которая не отбыта) более мягким видом наказания. Соблюдены должны быть некоторые условия, которые прописаны в законодательных актах.

В законах предусмотрена возможность относительно замены части наказаний, не отбытых правонарушителями. Рассматриваемая мера распространяет своё действие к лицам, которые приговорены к отбыванию репрессивных мер, представлены работами принудительного значения, лишением свободы, а также нахождением в воинских частях, которые имеют дисциплинарный уклон.

Применение других мер воздействия допустимо после выполнения ряда условий, в частности:

  1. Принимает подобное решение суд.
  2. Учёту подлежит поведение осуждённого лица. Обращают внимание на весь период, в течение которого осуждённый отбывал наказание.
  3. Изменение происходит в сторону смягчения.
  4. Вред, который причинен преступным деянием, возмещён. Это относится как к полному возмещению, так и к частичному.
  5. Заменять будут ту часть заключения, которая не отбыта человеком.

Стоит обратить внимание на то, что согласно ст. 80 УК РФ преступник не может освобождаться от репрессивных положений, носящих дополнительное значение. Это относится как к полному, так и к частичному освобождению.

Отдельная категория – деяния, направленные против половой неприкосновенности лиц, не достигших возраста 18 лет – отбыто 3/4 установленного компетентным органом. Если же пострадавший по данной категории дел не достиг возраста 14 лет на момент совершения, то период равен 4/5 от общего применённого.

Замена наказания производится с учётом положений уголовного закона. В частности, во внимание принимается статья 44 УК. Выбрать могут любой вид мер воздействия, который будет мягче по сравнению с тем, что уже отбывает лицо. Рассматриваемая статья 80 УК РФ говорит — заключённым должно быть подано ходатайство. Адресуется оно органам, которые выполняют функции по исполнению воспитательных мер либо администрации учреждения, где содержится преступник.

Учитывать будут поведение человека, а также то, насколько добросовестно отношение к труду. Оценка даётся и отношению правонарушителя к деянию, которое им совершено.

Замена неотбытой части наказания осуществляется после того, как преступник отбыл долю санкции. При этом относительно каждой категории преступных деяний предусмотрен свой период. К примеру, если совершено деяние, относящиеся к группе небольшой или средней тяжести, то отбыто должно быть не меньше чем 1/3 указанного в приговоре времени. Что касается тяжких деяний – законодатель устанавливает требование относительно отбытия 1/2 части, в то время как для особо тяжких прописан период, равный 2/3.

Пленум Верховного суда, а также положения уголовного законодательства предусматривают, что в качестве оснований для освобождения человека от пребывания в местах исправления, предусматривается мера, представленная в виде замены неотбытого срока на более мягкую разновидность репрессивных мер. Применение указанного правила, согласно ч. 1 ст. 80 УК допустимым будет считаться только в ситуации, когда выполнен ряд условий. Данные условия прямо прописаны в законе.

Прежде чем должностное лицо придёт к выводу о возможности изменения репрессивных мер – он проводит анализ нескольких факторов. В том числе оценивается то, как применимый вид репрессий сказался на осуждённом. К примеру, учитывается его участие в трудовой деятельности, а также отношение к ней и прочее. Во внимание берут весь период нахождения человека в исправительном учреждении, а не определённое время. Учитывается и то, может ли лицо стать неопасным для общества, если к нему будет назначаться более мягкая разновидность исправительных положений. В частности, это штраф, ограничения и иные меры воздействия.

Законодатель указывает, что в зависимости от того, какой тяжести совершено деяние, будет рассчитываться период, который должен быть отбыт виновным. В этом случае внимание обращают на санкцию статьи, применяющейся к преступникам, а также установленному сроку. Указывается на то, что более строгий вид санкций применяться не может, только мягче, чем тот, что уже отбывается.

Время отбытия устанавливается с того момента, когда приговор суда вступил в силу. Оканчивается днём вынесения постановления, согласно которому часть периода заменяется на более мягкую меру.

Если же возникает ситуация, когда применяемая мера уже смягчена посредством:

  • акта об амнистии;
  • судебным решением;
  • постановлением о помиловании.

В постановлении при применении исправительных мер за совершение очередного проступка не прибавляется та доля, заменённая смягчённой разновидностью. Это относится к тем лицам, которым репрессивные меры были заменены на мягкие. Однако присоединяются ту часть, которая не отбыта.

Предусматривается такой порядок рассмотрения данного вопроса: составлять ходатайство о смягчении мер воздействия должен сам заключённый, после чего он передаёт документ в администрацию учреждения, где содержится. Также можно посетить с данной просьбой органы, которые выполняют функции по исправительному воздействию. Перечисленные органы направляют постановление в суд о рассмотрении данного вопроса. Сама процедура урегулирована действующим законодательством.

Учёту подлежит та доля периода, которая была отбыта осуждённым по факту. Аналогичный принцип действует относительно при применении правил об условно-досрочном освобождении. Ч. 2 комментируемой статьи не говорит о том, что замена производится не автоматически, то есть требуется соблюсти определённые условия. Первое, на что суд обращает внимание – есть ли изменения в положительную сторону в поведении человека. Кроме того, немаловажно то, доисправится ли осуждённый, если к нему применят более мягкую меру.

Комментарий говорит о том, что в закон были внесены поправки, согласно которым положения о замене репрессивных мер на мягкие для виновных, которые не достигли восемнадцатилетия – утратили силу. Внесение указанных корректив произошло в 2001 году.

Когда судебный орган отказывает в замене исправительных мер на другие – дата нового рассмотрения данного вопроса может быть применена не ранее полугода с момента этого заседания. Это правило распространяется на лиц, которые отбывают указанную меру в дисциплинарной части. Если же речь идёт про лишение свободы, то вновь обратиться за смягчением санкции человек может спустя год после данного заседания.

Консультант по юридическим вопросам поясняет, что смягчённым воспитательным воздействием обладают те позиции, если смотреть по кодексу, в статье 44 они должно располагаться на строку выше чем то, которое уже отбывает преступник. Отсутствие положительной характеристики виновного является основанием для того, чтобы суд отказал в замене неотбытого наказания на смягчённое.

Судья при рассмотрении данного вопроса руководствуется правилами, которые имеют общее значение. Устанавливаются они отдельно для всех разновидностей репрессивных мер. Подаётся ходатайство по месту отбывания меры пресечения. Статья восемьдесят первая УК предусматривает такое основание для освобождения от воспитательных положений как болезнь, также можно говорить об отсрочке применимых положений итр.

Судебная практика

Примеров судебной практики по данному вопросу достаточно много.

В частности:

  1. Верховным судом вынесено определение, согласно которому был пересмотрен приговор суда города Уфы. Начальник исправительного учреждения, где гражданин К. отбывал ранее закреплённые положения, подал в суд представление относительно замены неотбытого наказания на смягчённое. Изначально к К. применено лишение свободы, после отбытия определённого периода он составил ходатайство и подал начальнику учреждения исправительной системы. После того как коллегия суда рассмотрена поставленный перед ними вопрос, а также учитывая характеристику осуждённого, счёл возможным изменить меру пресечения и установил для К. работы исправительного характера.
  2. Также в 2016 году Верховный суд вынес определение, в котором отменил решение суда города Москвы. Изначально гражданину С. установлены меры воздействия в виде лишения свободы. Как дополнительная мера пресечения избрано ограничение свободы. На момент рассмотрения поданного С. ходатайства время отбывания составил 5 лет и 6 месяцев, неотбытая часть равна 2 месяцам и 3 дням относительно лишения свободы и 5 месяцев и 23 дня для ограничения свободы. По итогам рассмотрения суд пришёл к выводу, что использование смягчённой меры воздействия не способствует исправлению виновного. Суд руководствовался представленными характеристиками виновного.
  3. Кроме того, в 2015 году Верховный суд изменил решение Московского городского суда. Первоначально гражданину В. за совершение ряда преступлений были применены репрессивные меры, представленные в виде лишения свободы на 7 лет и 8 месяцев. После отбытия определённой доли наказания – В. подал в администрацию учреждения, где содержался ходатайство, в котором указывалась просьба относительно закреплённой меры. Когда документ был рассмотрен администрацией – составили представление в суд. Судья после изучения материалов дела, характеристик и отзывов относительно виновного пришёл к выводу, что допустимо заменить ему неотбытую часть меры пресечения на более мягкую. В. назначен штраф в размере 40 тысяч рублей.
  4. В 2018 году судом города Абакан вынесено апелляционное постановление, согласно которому рассмотрена жалоба гражданина К. на решение городского суда. Изначально К. признан виновным в совершении деяния, предусмотренного статьёй 111 ч. 2 УК РФ. Его лишили свободы на 3 года и 9 месяцев. Спустя определённое время К. подал ходатайство, в котором просил неотбытую часть заменить на смягчённую разновидность мер воздействия. К. подал апелляционную жалобу в связи с тем, что районный суд отказа в удовлетворении его ходатайства. Однако апелляционная инстанция не отменила ранее вынесенного приговора, указывая на то, что К. не возместил того вреда, который он причинил пострадавшему, кроме того его поведение характеризуется администрацией учреждения как отрицательное, отношение к труду у него негативное. Также в постановлении суда указано на то, что К. неоднократно во время нахождения в исправительном учреждении нарушал положения, закреплённые в КОАП. После оценки указанных обстоятельств апелляционная комиссия отказала в удовлетворении ходатайства.
  5. Ещё одним примером судебной практики является постановление, вынесенное судом города Новгород в 2018 году. Согласно данному решению рассмотрено представление администрации исправительного учреждения, где отбывал наказание ранее осуждённый гражданин Ф. Администрация в своём прошении указывала на то, что считает целесообразным изменить применённые к Ф. меры воздействия в виде лишения свободы на более мягкую меру. В качестве доводов указано, что Ф. за время пребывания в данном учреждении значительно изменился, при этом изменения направлены в лучшую сторону. В частности, он добросовестно трудится, соблюдает правила, которые установлены в данном учреждении. Кроме того, сотрудники администрации указали на то, что виновный изменился, сожалеет о том, что совершил. К указанному прошению приложена характеристика Ф. Судья, ознакомившись с материалами дела, счёл, что применение смягчённого наказания будет целесообразно, так как виновный встал на путь исправления, трудится, правила отбывания репрессивных положений не нарушает, кроме того, сожалеет о содеянном. В судебном заседании Ф. подтвердил, что исправляется, указал на своё сожаление о произошедшем, просил смягчить ему установленные меры, так как он все осознал и не допустит впредь подобного поведения. Так как Ф. отбыл срок, после которого считается допустимым применять положения статьи 80 УК РФ – суд удовлетворил представление администрации и применил воздействие в виде принудительных работ.

Примеры приговоров суда по данному вопросу можно приводить бесконечно. Это связано с тем, что в настоящее время заключённые достаточно часто желают изменить применённые к ним меры воздействия на смягчённые. Стоит обратить внимание на то, что больше чем в половине случаев судебные органы отказывают в удовлетворении подобных обращений. Данная ситуация связана с тем, что лица, отбывающие установленный срок, не учитывают всех положений законодательства, которые действуют в рассматриваемом направлении. Если по приговору суда виновный приговорён к лишению свободы – им должна быть отбыта определённая его часть, прежде чем он получит право обратиться с ходатайством о смягчении применяемых положений.

Кроме того, не стоит забывать про исправительное воздействие. Осуждённые прежде чем составлять прошения о смягчении своей меры пресечения должны встать на путь, который имеет своей целью исправление. Несмотря на то, что категория «путь исправления» субъективна, в судебной практике выработано единое мнение, на какие обстоятельства стоит обращать внимание при рассмотрении данного вопроса. Так, судья учитывает, насколько виновный сожалеет о том, что он совершил противоправное деяние, выясняется данный факт после опроса сотрудников администрации, где последний отбывает применённые к нему репрессивные меры. Также преступник должен возместить ущерб, который он причинил своими действиями пострадавшим. В данном случае даётся объективная оценка, была ли у него возможность совершить такое возмещение либо нет. Кроме всего прочего, виновный должен добросовестно относиться к выполнению трудовых обязанностей, которые возлагаются на него в учреждении исправительной системы.

Освобождаться от труда могут те, кто имеет нарушения в здоровье и по иным причинам, которые относятся к разряду уважительных. Если же человек не трудиться, хотя должен это делать – суд при рассмотрении ходатайства учитывает данный факт. Подобное поведение характеризует осуждённого не с лучшей стороны, и рассчитывать на пересмотр установленных мер воздействия не стоит. Данный вопрос рассматривается в каждом случае индивидуально, так как учёту подлежат определённые обстоятельства, присущие тому или иному деянию.